Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» (базовый уровень) 3 класс
Оценка 5
Образовательные программы
docx
окружающий мир
3 кл
11.10.2017
Рабочая программа по учебному предмету "Окружающий мир" для 3 класса составлена в соответствии с Федеральным Законом РФ «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012, Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373, в редак¬ции приказов Министерства образования и науки РФ от 26 ноября 2010 г. №1241, от 22 августа 2011 г. № 2357) и Основной образовательной программой начального общего образования МОУ "СОШ №13" на основе Программы по окружающему миру для общеобразовательной школы автора А. А. Плешакова (М.:Просвещение.2011).
УМК "Школа России" под ред. Плешакова А.А.:
учебник: «Окружающий мир» 3 класс, А.А.Плешаков. - М. Просвещение, 2016;
тетрадь: Плешаков А. А. Окружающий мир. 3 кл. Р/т. В 2-х ч. Часть 1.,2 (ФГОС)
УМК "Школа России", М. Просвещение, 2017Учебный предмет "Окружающий мир" относится к обязательной части учебного плана и изучается на базовом уровне.
На изучение предмета в учебном плане МОУ "СОШ №13" отводится 2 часа в неделю, итого 68 часов за учебный год, из которых 3 часа являются резервными.
Окр.мир 3 кл..docx
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 13»
УТВЕРЖДЕНА
Приказом от "____"_____2017 г. № _______________
учебного предмета «Окружающий мир»
Рабочая программа
(базовый уровень)
для 3 а класса
Составитель
Грачева Наталия Борисовна,
учитель начальных классов
первой квалификационной категории
1 г. Воскресенск
2017 год
Рабочая программа по учебному предмету "Окружающий мир" для 3 класса
составлена в соответствии с Федеральным Законом РФ «Об образовании в Российской
Федерации» № 273ФЗ от 29.12.2012, Федеральным государственным образовательным
стандартом начального общего образования (Приказ Министерства образования и науки
Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373, в редакции приказов Министерства
образования и науки РФ от 26 ноября 2010 г. №1241, от 22 августа 2011 г. № 2357) и
Основной образовательной программой начального общего образования МОУ "СОШ
№13" на основе Программы по окружающему миру для общеобразовательной школы
автора А. А. Плешакова (М.:Просвещение.2011).
УМК "Школа России" под ред. Плешакова А.А.:
учебник: «Окружающий мир» 3 класс, А.А.Плешаков. М. Просвещение, 2016;
тетрадь: Плешаков А. А. Окружающий мир. 3 кл. Р/т. В 2х ч. Часть 1.,2 (ФГОС)
/УМК "Школа России", М. Просвещение, 2017;
тесты: Плешаков А. А.. Окружающий мир. 3 кл. Тесты. УМК "Школа России" (ФГОС),
М. Просвещение, 2017.
Место предмета
Учебный предмет "Окружающий мир" относится к обязательной части учебного плана и
изучается на базовом уровне.
На изучение предмета в учебном плане МОУ "СОШ №13" отводится 2 часа в неделю, итого
68 часов за учебный год, из которых 3 часа являются резервными.
ПРЕДМЕТНЫЕ ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «Окружающий мир»
По окончании _3 класса учащиеся научатся: узнавать изученные объекты и явления
живой и неживой природы;
описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и
неживой природы, выделять их существенные признаки;
сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или
известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных
объектов природы;
проводить несложные наблюдения в окружающей среде и ставить опыты, используя
простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы; следовать
инструкциям и правилам техники безопасности при проведении наблюдений и опытов;
использовать естественнонаучные тексты с целью поиска информации, ответов на
вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний;
2
использовать различные справочные издания (словарь по естествознанию, определитель
растений и животных на основе иллюстраций, атлас карт, в том числе и компьютерные
издания) для поиска необходимой информации;
использовать готовые модели (глобус, карта, план) для объяснения явлений или
описания свойств объектов;
обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи
в живой природе; использовать их для объяснения необходимости бережного
отношения к природе;
определять характер взаимоотношений человека и природы, находить примеры
влияния этих отношений на природные объекты, здоровье и безопасность человека;
понимать необходимость здорового образа жизни, соблюдения правил безопасного
поведения;
использовать знания о строении и функционировании организма человека для
сохранения и укрепления своего здоровья.различать государственную символику
Российской Федерации и своего региона; описывать достопримечательности столицы и
родного края; находить на карте мира Российскую Федерацию, Москву – столицу
России, свой регион и его главный город;
различать прошлое, настоящее, будущее; соотносить изученные исторические события
с датами, конкретную дату с веком; находить место изученных событий на «ленте
времени»;
используя дополнительные источники информации (на бумажных и электронных
носителях, в том числе в контролируемом Интернете), находить факты, относящиеся к
образу жизни, обычаям и верованиям своих предков; на основе имеющихся знаний
отличать реальные исторические факты от вымыслов;
оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья,
группа сверстников, этнос), в том числе с позиции развития этических чувств,
доброжелательности и эмоциональнонравственной отзывчивости, понимания чувств
других людей и сопереживания им;
использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии, включая
компьютерные) и детскую литературу о человеке и обществе с целью поиска
познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания
собственных устных или письменных высказываний.
осознавать ценность здоровья и здорового образа жизни;
оценивать опасность некоторых природных явлений, общения с незнакомыми людьми;
соблюдать правила личной гигиены, безопасные нормы поведения в школе и других
общественных местах;
3
соблюдать нормы безопасного и культурного поведения в транспорте и на улицах
города;
объяснять безопасные правила обращения с электричеством, газом, водой;
составлять и выполнять режим дня.
По окончании 3 класса учащиеся получат возможность научиться: осознавать
ценность природы и необходимость нести ответственность за ее сохранение, соблюдать
правила экологического поведения в школе и в быту (раздельный сбор мусора, экономия
воды и электроэнергии) и природной среде;
пользоваться простыми навыками самоконтроля самочувствия для сохранения
здоровья, осознанно соблюдать режим дня, правила рационального питания и личной
гигиены;
выполнять правила безопасного поведения в доме, на улице, природной среде,
оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях;
планировать, контролировать и оценивать учебные действия в процессе познания
окружающего мира в соответствии с поставленной задачей и условиями ее
реализации.осознавать свою неразрывную связь с разнообразными окружающими
социальными группами;
ориентироваться в важнейших для страны и личности событиях и фактах прошлого и
настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее, приобретая тем самым
чувство исторической перспективы;
наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его
созидательной деятельности на благо семьи, в интересах образовательного
учреждения, профессионального сообщества, этноса, нации, страны;
проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договоренности
и правила, в том числе правила общения с взрослыми и сверстниками в официальной
обстановке, участвовать в коллективной коммуникативной деятельности в
информационной образовательной среде;
определять общую цель в совместной деятельности и пути ее достижения,
договариваться о распределении функций и ролей, осуществлять взаимный контроль в
совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение
окружающих.
сохранять здоровье своего организма, его внутренних органов и органов чувств;
следовать правилам здорового образа жизни;
соблюдать правила противопожарной безопасности;
оказывать первую помощь при лёгких травмах (порез, ушиб, ожог).
4 СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «Окружающий мир »
Как устроен мир (6 ч).
Разнообразие природы и её ценность для людей.
Человек – часть природы.
Подготовка к выполнению проекта «Богатства, отданные людям».
Человек как член общества. Мы – граждане России.
Экология как наука, её роль в жизни человека и общества.
Положительное и отрицательное влияние человека на природу. Охрана природы.
Основные виды учебной деятельности:
Понимать учебную задачу и стремиться к её выполнению; уметь доказывать, пользуясь
иллюстрацией учебника, что природа многообразна, раскрывать ценность природы для людей;
уметь работать в паре, анализировать текст учебника, извлекать из него необходимую
информацию, классифицировать объекты живой природы;
уметь формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и
оценивать достижения на уроке.
уметь находить сходство человека и живых существ и отличия его от животных; различать
внешность человека и его внутренний мир; анализировать проявление внутреннего мира
человека в его поступках,внешности, взаимоотношениях с людьми.
уметь моделировать ступени познания человеком окружающего мира в ходе ролевых игр.
уметь определять цель проекта, распределять обязанности по проекту в группах, собирать
дополнительный материал, презентовать проект, оценивать результаты работы.
уметь определять место человека в мире, характеризовать семью, народ, государство как
части общества;
уметь анализировать таблицу с целью извлечения необходимой информации, описывать
фотографии с достопримечательностями разных стран.
уметь моделировать связи организмов с окружающей средой.
уметь устанавливать причинноследственные связи между поведением людей, их
деятельностью и состоянием окружающей среды
уметь различать положительные и отрицательные влияния человека на природу, сравнивать
заповедники и национальные парки, обсуждать, как каждый может помочь природе.
Формы организации учебных занятий: комбинированный урок, изучение нового
материала,проект.
Эта удивительная природа (18 ч).
Тела, вещества, частицы.
Разнообразие веществ. Химия – наука о веществах.
Воздух как смесь газов, его свойства. Охрана чистоты воздуха.
Вода как вещество. Значение и свойства воды.
Три состояния воды и её круговорот.
Источники загрязнения воды, охрана чистоты, бережное использование.
Процесс разрушения горных пород, его причины и последствия.
Почва как верхний плодородный слой земли. Образование и разрушение почвы, её охрана.
Группы и виды растений. Ботаника – наука о растениях.
Дыхание и питание растений, их роль в жизни человека и животных.
Опыление. Развитие растений из семян.
Отрицательное воздействие человека на мир растений. Охрана растений.
5 Многообразие животного мира. Зоология – наука о животных.
Классификация животных по способу питания. Подготовка к выполнению проекта
«Разнообразие природы родного края».
Размножение и развитие животных.
Отрицательное воздействие человека на мир животных. Охрана животных.
Разнообразие грибов, строение, взаимосвязи с деревьями. Правила сбора грибов.
Круговорот веществ. Роль почвы в круговороте веществ.
Основные виды учебной деятельности:
уметь характеризовать понятия «тела», «вещества». «частицы»; классифицировать тела и
вещества, приводить примеры естественных и искусственных тел, твёрдых, жидких и
газообразных веществ;
наблюдать опыт с растворением веществ, доказывать на основе опыта, что тела и вещества
состоят из частиц;
уметь наблюдать и характеризовать свойства поваренной соли, сахара, крахмала, кислоты;
выполнять практическую работу: ставить опыты по обнаружению крахмала в продуктах
питания, фиксировать результаты исследования в рабочей тетради.
уметь анализировать схему с целью определения состава воздуха, исследовать с помощью
опытов свойства воздуха, различать цель опыта, ход опыта, вывод.
объяснять свойства воздуха, используя знания о частицах, извлекать из текста учебника
информацию в соответствии с заданием.
уметь выполнять практическую работу: исследовать по инструкции учебника свойства воды;
высказывать предположения о состоянии воды в природе; различать три состояния воды,
наблюдать в ходе учебного эксперимента образование капель при охлаждении пара;
формулировать на основе наблюдения вывод о причинах образования облаков и дождя,
уметь работать со схемой
находить главные мысли учебного текста, раскрывать их, используя информацию из текста;
уметь находить и использовать в ответе цифровые данные из учебника, высказывать
предположение о том, почему нужно беречь воду;
уметь извлекать из текста учебника необходимую информацию по заданию, сопоставлять
полученные сведения с информацией из текста, рассказывать об источнике воды с
помощью модели.
уметь анализировать рисунок учебника по предложенным заданиям и вопросам, высказывать
предположения о том, почему почва плодородна, обосновывать их;
уметь доказывать, используя свои знания и рисунок учебника, что растения очень
разнообразны;
классифицировать растения из предложенного списка, предлагать подобные задания
одноклассникам, проверять и оценивать их ответы;
уметь выявлять с помощью схемы сходство и различие процессов питания и дыхания
растений, моделировать процессы питания и дыхания растений, рассказывать о них с
помощью схемы.
выявлять роль листьев, стебля, корня в питании растений, доказывать, что без растений
невозможна жизнь на земле.
уметь характеризовать условия, необходимые для размножения растений и их развития,
наблюдать в природе как распространяются семена деревьев, выявлять роль животных в
размножении растений
уметь с помощью схемы рассказать о размножении растений;
уметь актуализировать сведения, полученные в 12 классах, об исчезающих и редких
растениях, Красной книге, правилах поведения в природе.
Характеризовать факторы, отрицательного воздействия человека на мир растений.
6 уметь классифицировать животных из списка, предложенного одноклассниками, приводить
примеры животных разных групп,
уметь характеризовать животных по типу питания, приводить примеры животных по типу
питания, анализировать схемы цепей питания, обсуждать роль хищников в поддержании
равновесия в природе; Уметь характеризовать животных разных групп по способу
размножения, моделировать стадии размножения животных, рассказывать как домашние
животные заботятся о своём потомстве;
уметь актуализировать знания о редких и исчезающих животных, Красной книге России,
характеризовать факторы отрицательного воздействия человека на животный мир;
Обсуждать меры по охране животных, формулировать правила поведения в природе.
уметь характеризовать строение шляпочных грибов, с помощью иллюстраций , различать
съедобные, несъедобные и ядовитые грибы;
формулировать различие грибовдвойников
уметь характеризовать организмыпроизводители, организмыпотребители и организмы –
разрушители, моделировать круговорот веществ в природе;
обсуждать опасность исчезновения хотя бы одного из звеньев цепи круговорота веществ в
природе.
Формы организации учебных занятий: комбинированный урок, изучение нового
материала .
Мы и наше здоровье (10 ч).
Анатомия, физиология, гигиена как науки. Понятие об органах и системе органов тела
человека.
Органы чувств человека.
Кожа как орган защиты. Свойства кожи, первая помощь при повреждениях.
Опорнодвигательная система, её роль в организме человека. Роль физической
культуры.
Питательные вещества. Пищеварительная система. Подготовка к выполнению проекта
«Школа кулинаров».
Дыхательная и кровеносная системы, их работа и взаимосвязь.
Закаливание как фактор предупреждения заболеваний. Предупреждение
инфекционных болезней и аллергии.
Понятие о здоровом образе жизни.
Обобщение и систематизация знаний за 1 полугодие.
Презентация проектов «Богатства, отданные людям», «Разнообразие природы родного
края», «Школа кулинаров».
Основные виды учебной деятельности:
Уметь характеризовать системы органов человека (их части и назначение), обсуждать
взаимосвязь наук анатомии, физиологии и гигиены, анализировать схемы расположения
органов тела человека, показывать расположение внутренних органов на своём теле и теле
собеседника.
формулировать правила гигиены органов чувств;
Уметь характеризовать средства гигиены и ухода за кожей, меры первой помощи при
повреждении кожи,
формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и
оценивать достижения на уроке.
Уметь характеризовать роль скелета и мышц в жизнедеятельности организма; раскрывать
роль правильной осанки для здоровья человека,
7 выполнять физкультминутки;
Уметь определять наличие питательных веществ в продуктах питания, моделировать
строение пищеварительной системы;
обсуждать правила рационального питания, составлять меню здорового питания;
Уметь характеризовать строение дыхательной системы и её роль в организме,
моделирование дыхательной системы;
обсуждать взаимосвязь дыхательной и кровеносной системы:
уметь измерять пульс и подсчитывать количество его ударов в минуту при разной нагрузке.
Уметь характеризовать факторы закаливания, формулировать правила закаливания,
составлять памятку по закаливанию;
Уметь различать факторы, укрепляющие здоровье и и факторы, негативно на него влияющие,
формулировать правила здорового образа жизни и стараться его соблюдать. Уметь
выполнять тесты с выбором ответов;
оценивать правильность/неправильность предложенных ответов;
Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать
достижения на уроке;
Формы организации учебных занятий:комбинированный урок, изучение нового материала .
Наша безопасность (7 ч).
Действия при пожаре, аварии водопровода, утечке газа.
Правила поведения по дороге в школу, при переходе улицы, езде в транспорте.
Дорожные знаки.
Подготовка к выполнению проекта «Кто нас защищает».
Правила поведения в потенциально опасных местах.
Опасности природного характера.
Экологическая безопасность. Цепь загрязнения.
Основные виды учебной деятельности:
уметь характеризовать действия при пожаре, аварии водопровода и утечке газа;
моделировать действия при этих ситуациях;
называть наизусть телефоны экстренных случаев, телефоны родителей и соседей.
уметь изучать по материалам учебника правила поведения на улице и в транспорте, готовить
сообщения,
обсуждать предложенные ситуации, которые являются потенциально опасными;
выполнять тесты с выбором ответа о правильном (неправильном) поведении на улице и
транспорте.
уметь анализировать разные типы знаков, обсуждать как они помогают пешеходам;
выполнять тесты с выбором ответа, требующие знания дорожных знаков;
моделировать в виде схемы путь от дома до школы с обозначением имеющихся дорожных
знаков.
уметь находить в интернете и других источниках информации сведения о Вооружённых
силах России, деятельности полиции, службы пожарной охраны, МЧС;
оформлять собранные материалы в виде стендов, газеты, альбома.
уметь обсуждать потенциальные опасности в доме и вне его;
составлять схему своего двора и окрестностей с указанием опасных мест;
уметь характеризовать опасности природного характера;
находить в атласеопределителе информацию о ядовитых растениях и грибах;
характеризовать правила гигиены при общении с домашними животными;
уметь анализировать по схеме цепь загрязнения;
8 моделировать пути поступления загрязняющих веществ в организм;
обсуждать проблему экологической безопасности и меры по охране окружающей среды.
Формы организации учебных занятий: комбинированный урок, изучение нового материала
.
Чему учит экономика (12 ч).
Удовлетворение потребностей людей – главная задача экономики. Товары и услуги.
Бережное использование природных богатств. Роль труда и образования в экономике.
Понятие о полезных ископаемых, значение, способы добычи, охрана.
Сельское хозяйство – составная часть экономики. Растениеводство как отрасль
сельского хозяйства.
Животноводство как отрасль сельского хозяйства.
Промышленность как составная часть экономики. Отрасли промышленности.
Подготовка к выполнению проекта «Экономика родного края».
Обмен товарами. Роль денег в экономике. Виды денежных знаков и единиц. Зарплата
и сбережения.
Понятие о государственном бюджете, расходах и доходах.
Понятие о семейном бюджете, доходах и расходах семьи.
Воздействие экономики на окружающую среду.
Взаимосвязь экономики и экологии.
Основные виды учебной деятельности:
уметь раскрывать понятия «экономика», «потребность», «товары», «услуги»;
прослеживать какие товары и услуги были необходимы семье в течении дня.
уметь раскрывать роль природных богатств и и труда людей в экономике по предложенному
плану;
прослеживать взаимосвязь труда людей разных профессий;
выяснять роль профессии родителей в экономике.
уметь определять полезные ископаемые с помощью атласаопределителя;
выявлять, при производстве каких товаров используют изученные полезные ископаемые
характеризовать особенности добычи различных полезных ископаемых.
уметь исследовать выданное учителем сельскохозяйственное растение и описывать его по
плану;
различать и классифицировать культурные растения;
определять с помощью атласаопределителя культурные растения;
исследовать, какие продукты растениеводства используют в семье в течении дня.
уметь классифицировать домашних сельскохозяйственных животных;
характеризовать роль разведения сельскохозяйственных животных в экономике и труд
животноводов;
выявлять роль животноводства, растениеводства и промышленности,
исследовать, какие продукты животноводства используют в семье в течении дня.
уметь отрасли промышленности по их роли в производстве товаров;
соотносить продукцию и отрасль промышленности;
выявлять взаимосвязь отраслей промышленности
характеризовать труд работников отраслей промышленности.
уметь собирать информацию об экономике своего края;
оформлять собранный материал в виде стенгазеты, альбома, фотовыставки.
9 презентовать и оценивать результаты проектной деятельности.
уметь характеризовать виды обмена товарами, моделировать ситуации бартера и купли
продажи.
раскрывать роль денег в экономике;
различать денежные единицы разных стран;
рассматривать и сравнивать монеты России по внешнему виду , устно описывать их.
уметь характеризовать государственный бюджет, его доходы и расходы;
определять, люди каких профессий получают зарплату из государственного бюджета;
выявлять взаимосвязь между доходами и расходами государства.Уметь характеризовать
семейный бюджет, его доходы и расходы;
выявлять сходства и различия государственного и семейного бюджета, их взаимосвязь;
Уметь характеризовать вредное воздействие различных отраслей экономики на окружающую
среду;
раскрывать взаимосвязь между экономикой и экологией;
выяснять, какие меры экологической безопасности предпринимаются в регионе. Раскрывать
взаимосвязь между экономикой и экологией;
выяснять, какие меры экологической безопасности предпринимаются в регионе.
Уметь выполнять тесты с выбором ответов;
оценивать правильность/неправильность предложенных ответов.
Формы организации учебных занятий: комбинированный урок, изучение нового
материала .
Путешествие по городам и странам (в авторской программе 15ч, в рабочей
программе 12 часов).
Золотое кольцо России – слава и гордость страны.
Города Золотого кольца, их достопримечательности.
Подготовка к выполнению проекта «Музей путешествий»
Государства, граничащие с Россией, их столицы.
Страны севера Европы, их столицы, государственное устройство, языки, флаги,
достопримечательности.
Страны Бенилюкса, их столицы, государственное устройство, языки, флаги,
достопримечательности.
Страны центра Европы, их столицы, флаги, достопримечательности, знаменитые
люди.
Франция и Великобритания, их местоположение на карте, столицы, государственное
устройство, символы, достопримечательности, знаменитые люди.
Греция и Италия, их географическое положение, столицы, государственное
устройство, факты истории.
Отдельные памятники архитектуры и искусства, являющиеся символами стран, в
которых они находятся
Презентация проектов «Кто нас защищает», «Экономика родного края», «Музей
путешествий».
Обобщение пройденного в 3 классе
Основные виды учебной деятельности:
уметь прослеживать маршрут путешествия по карте;
10 рассказывать о достопримечательностях городов Золотого кольца;
узнавать достопримечательности городов Золотого кольца по фотографиям;
составлять вопросы к викторине;
с помощью дополнительных источников готовить сообщение.
уметь собирать экспонаты для музея, составлять этикетки (кем и когда собран материал);
оформлять экспозицию музея;
презентовать свои сообщения с демонстрацией экспонатов;
уметь показывать на карте границы России и пограничные государства, их столицы; уметь
самостоятельно изучать материал учебника;
готовить сообщение с показом местоположения страны и её столицы на политической карте
мира;
соотносить государства и их флаги;
узнавать по фотографиям достопримечательности изучаемых стран.
уметь составлять вопросы к викторине по странам Бенилюкса;
описывать достопримечательности изучаемых стран по фотографиям;
готовить сообщение с показом стран и их столиц на карте.
соотносить государства и их флаги;
узнавать по фотографиям достопримечательности изучаемых стран.
уметь соотносить памятники архитектуры и искусства с той страной, в которой они
находятся;
обсуждать цели международного туризма;
формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать
достижения на уроке.
Формы организации учебных занятий: комбинированный урок, изучение нового
материала .
Календарно тематический план
по учебному предмету «Окружающий мир»
на 2017 – 2018 учебный год
№
№
Тема урока
Плановые сроки
Скорректиро
11 уроков
по
порядку
урока
в разде
ле
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
1
2
3
4
5
6.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
ванные сроки
изучения
учебного
материала
изучения
учебного
материала
01.0908.09
11.0915.09
Раздел «Как устроен мир» (6ч)
Разнообразие природы и её ценность для
людей.
Человек – часть природы.
Подготовка к выполнению проекта
«Богатства, отданные людям».
Человек как член общества. Мы –
граждане России.
Экология как наука, её роль в жизни
18.0922.09
человека и общества.
Положительное и отрицательное влияние
человека на природу. Охрана природы.
Раздел «Эта удивительная природа» (18ч)
Тела, вещества, частицы.
25.0929.09
Разнообразие веществ. Химия – наука о
веществах.
Воздух как смесь газов, его свойства.
02.1006.10
Охрана чистоты воздуха.
Вода как вещество. Значение и свойства
воды.
Три состояния воды и её круговорот.
Источники загрязнения воды, охрана
чистоты, бережное использование.
Процесс разрушения горных пород, его
причины и последствия.
Почва как верхний плодородный слой
земли. Образование и разрушение почвы,
её охрана.
09.1011.10
16.1020.10
Группы и виды растений. Ботаника –
23.1027.10
наука о растениях.
Дыхание и питание растений, их роль в
жизни человека и животных.
Опыление. Развитие растений из семян.
Отрицательное воздействие человека на
мир растений. Охрана растений.
Многообразие животного мира. Зоология
– наука о животных.
Классификация животных по способу
питания. Подготовка к выполнению
проекта «Разнообразие природы родного
края».
Размножение и развитие животных.
Отрицательное воздействие человека на
мир животных. Охрана животных.
30.1003.11
07.1110.11
13.1117.11
12 23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
17
18
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
1
2
3
4
5
6
7
1
2
Разнообразие грибов, строение,
27.1101.12
взаимосвязи с деревьями. Правила сбора
грибов.
Круговорот веществ. Роль почвы в
круговороте веществ.
Раздел «Мы и наше здоровье» (10ч)
Анатомия, физиология, гигиена как
науки. Понятие об органах и системе
органов тела человека.
Органы чувств человека.
04.1208.12
Кожа как орган защиты. Свойства кожи,
первая помощь при повреждениях.
11.1215.12
Опорнодвигательная система, её роль в
организме человека. Роль физической
культуры.
Питательные вещества. Пищеварительная
система. Подготовка к выполнению
проекта «Школа кулинаров».
Дыхательная и кровеносная системы, их
работа и взаимосвязь.
18.1222.12.
Закаливание как фактор предупреждения
25.1229.12.
заболеваний. Предупреждение
инфекционных болезней и аллергии.
Понятие о здоровом образе жизни.
Обобщение и систематизация знаний за 1
09.0112.01
полугодие.
Презентация проектов «Богатства,
отданные людям», «Разнообразие
природы родного края», «Школа
кулинаров».
Раздел «Наша безопасность» (7ч).
Действия при пожаре, аварии
водопровода, утечке газа.
Правила поведения по дороге в школу,
при переходе улицы, езде в транспорте.
15.0119.01
Дорожные знаки.
22.0126.01.
Подготовка к выполнению проекта «Кто
нас защищает».
Правила поведения в потенциально
29.0202.02
опасных местах.
Опасности природного характера.
Экологическая безопасность. Цепь
загрязнения.
05.0209.02
Раздел «Чему учит экономика» (12ч).
Удовлетворение потребностей людей –
главная задача экономики. Товары и
услуги.
Бережное использование природных
12.0216.02
13 44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
1
2
3
4
5
6
7
8
богатств. Роль труда и образования в
экономике.
Понятие о полезных ископаемых,
значение, способы добычи, охрана.
Сельское хозяйство – составная часть
19.0221.02
экономики. Растениеводство как отрасль
сельского хозяйства.
Животноводство как отрасль сельского
хозяйства.
Промышленность как составная часть
экономики. Отрасли промышленности.
Подготовка к выполнению проекта
«Экономика родного края».
Обмен товарами. Роль денег в экономике.
Виды денежных знаков и единиц.
Зарплата и сбережения.
Понятие о государственном бюджете,
расходах и доходах.
26.0202.03
05.0307.03
12.0316.03
Понятие о семейном бюджете, доходах и
19.0323.03
расходах семьи.
Воздействие экономики на окружающую
среду.
Взаимосвязь экономики и экологии.
Раздел «Путешествия по городам и странам» (15ч).
26.0330.03
Золотое кольцо России – слава и гордость
страны.
Города Золотого кольца, их
достопримечательности.
Подготовка к выполнению проекта
«Музей путешествий»
02.0406.04
Государства, граничащие с Россией, их
16.0420.04.
столицы.
Страны севера Европы, их столицы,
государственное устройство, языки,
флаги, достопримечательности.
Страны Бенилюкса, их столицы,
государственное устройство, языки,
флаги, достопримечательности.
Страны центра Европы, их столицы,
флаги, достопримечательности,
знаменитые люди.
Франция и Великобритания, их
местоположение на карте, столицы,
государственное устройство, символы,
достопримечательности, знаменитые
люди.
23.0428.04
03.0504.05
14 62
63
64
65
66
67
68
9
10
11
12
13
14
15
Греция и Италия, их географическое
положение, столицы, государственное
устройство, факты истории.
Отдельные памятники архитектуры и
искусства, являющиеся символами стран,
в которых они находятся
Презентация проектов «Кто нас
защищает», «Экономика родного края»,
«Музей путешествий».
Обобщение пройденного в 3 классе
07.0511.05
14.0518.05
Резервный урок
Резервный урок
Резервный урок
21.0525.05
уроков повторения
контрольных
практически
уроков развития
В том числе:
работ
х
(лабораторн
ых) работ
речи
Итого
часов
68
по
програм
ме
выполне
но
СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УВР __________
/Макарова М. Ю./
«______» ______________ 2017г.
СОГЛАСОВАНО на заседании (ШМО...)
научнометодического совета МОУ "СОШ
№13", рекомендуется к утверждению
протокол № ___ от «___» ________ 2017 г.
Руководитель ШМО(НМС) _____________
/Пахомова О. В./
15
Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» (базовый уровень) 3 класс
Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» (базовый уровень) 3 класс
Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» (базовый уровень) 3 класс
Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» (базовый уровень) 3 класс
Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» (базовый уровень) 3 класс
Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» (базовый уровень) 3 класс
Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» (базовый уровень) 3 класс
Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» (базовый уровень) 3 класс
Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» (базовый уровень) 3 класс
Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» (базовый уровень) 3 класс
Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» (базовый уровень) 3 класс
Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» (базовый уровень) 3 класс
Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» (базовый уровень) 3 класс
Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» (базовый уровень) 3 класс
Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» (базовый уровень) 3 класс
Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» (базовый уровень) 3 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.