РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной дисциплины "ХИМИЯ"
Оценка 4.8

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной дисциплины "ХИМИЯ"

Оценка 4.8
Образовательные программы
doc
химия
Взрослым
30.03.2018
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной дисциплины    "ХИМИЯ"
Рабочая программа учебной дисциплины «Химия» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования и примерной программой общеобразовательной учебной дисциплины «Химия» для профессиональных образовательных организаций, рекомендованной Федеральным государственным автономным учреждением «Федеральный институт развития образования » (ФГАУ ФИРО» ) по специальностям: 35.02.07 Механизация сельского хозяйства, 23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта, 35.02.08 Электрификация и автоматизация сельского хозяйства
Рабочая программа ХИМИЯ.doc
Министерство образования  Республики Башкортостан ГБПОУ  Белебеевский  колледж механизации и электрификации                                           РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ХИМИЯ                                                           1 г.Белебей  2017 г. 2 Рабочая  программа учебной дисциплины «Химия» разработана   на основе    Федерального государственного образовательного стандарта  среднего  (полного)  общего образования и  примерной  программой  общеобразовательной   учебной дисциплины «Химия»  для профессиональных образовательных организаций,  рекомендованной Федеральным  государственным  автономным учреждением «Федеральный институт  развития образования » (ФГАУ  ФИРО» ) по  специальностям:  35.02.07   Механизация сельского хозяйства, 23.02.03  Техническое обслуживание и  ремонт автомобильного  транспорта, 35.02.08  Электрификация и  автоматизация сельского хозяйства   Одобрена предметной (цикловой)                                 «Утверждаю»            комиссией математических  и                             Зам. директора по учебной общих естественно­научных                                работе дисциплин                                                              _________П.Г.Николаев    Протокол №______                                               «___»____________2017г __________А.Ф.Сайфуллин                  «___»_______________2017г. Организация­разработчик:   ГБПОУ   Белебеевский   колледж   механизации   и электрификации  Разработчик: _______ Егущенко Г.А. – преподаватель  химии 3 СОДЕРЖАНИЕ 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА 2. ОБЩАЯ  ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОЙ  ДИСЦИПЛИНЫ «ХИМИЯ»                                  3. МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В  УЧЕБНОМ ПЛАНЕ  4. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ  УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ                                        стр.             4             5             6             7 5. СТРУКТУРА  И   СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ          9 ДИСЦИПЛИНЫ 6. УСЛОВИЯ   РЕАЛИЗАЦИИ     УЧЕБНОЙ         20 ДИСЦИПЛИНЫ 7. КОНТРОЛЬ   И   ОЦЕНКА   РЕЗУЛЬТАТОВ        21 ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ   4 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа   общеобразовательной   учебной   дисциплины   «Химия» предназначена   для   изучения   химии   в   профессиональных   образовательных организациях   ППССЗ,   реализующих   образовательную   программу   среднего общего   образования   в   пределах   освоения   основной   профессиональной образовательной программы ППССЗ на базе основного общего образования при   подготовке   квалифицированных   рабочих,   служащих,   специалистов среднего звена. Программа   разработана   на   основе   требований   ФГОС   среднего   общего образования,   предъявляемых   к   структуре,   содержанию   и   результатам освоения учебной дисциплины «Химия», в соответствии с Рекомендациями по организации   получения   среднего   общего   образования   в   пределах   освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного   общего   образования   с   учетом   требований   федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности   среднего   профессионального   образования   (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06­259). Содержание программы «Химия» направлено на достижение следующих  целей: •формирование   у   обучающихся   умения   оценивать   значимость химического знания для каждого человека; •формирование у обучающихся целостного представления о мире и роли химии   в   создании   современной   естественно­научной   картины   мира; умения объяснять объекты и процессы окружающей действительности: природной,  социальной,  культурной,  технической   среды,  —  используя для этого химические знания; •развитие у обучающихся умений различать факты и оценки, сравнивать оценочные   выводы,   видеть   их   связь   с   критериями   оценок   и   связь критериев   с   определенной   системой   ценностей,   формулировать   и обосновывать собственную позицию; •приобретение   обучающимися   опыта   разнообразной   деятельности, познания и самопознания; ключевых  навыков, имеющих универсальное значение для различных видов деятельности (навыков решения проблем, принятия   решений,   поиска,   анализа   и   обработки   информации, коммуникативных   навыков,   навыков   измерений,   сотрудничества, безопасного обращения с веществами в повседневной жизни). 5 В   программу   включено   содержание,   направленное   на   формирование   у студентов компетенций, необходимых для качественного освоения ППССЗ на базе   основного   общего   образования   с   получением   среднего   общего образования; программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих, программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ). Программа учебной дисциплины «Химия» является основой для разработки рабочих   программ,   в   которых   профессиональные   образовательные организации,   реализующие   образовательную   программу   среднего   общего образования   в   пределах   освоения   ПССЗ   на   базе   основного   общего образования, уточняют содержание учебного материала, последовательность его   изучения,   распределение   учебных   часов,   тематику   рефератов,   виды самостоятельных   работ,   учитывая   специфику   программ   подготовки квалифицированных   рабочих,   служащих   и   специалистов   среднего   звена, осваиваемой профессии или специальности. Программа   может   использоваться   другими   профессиональными   реализующими   образовательную образовательными   организациями, программу   среднего   общего   образования   в   пределах   освоения   на   базе ППССЗ. 1.1.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ХИМИЯ» Химия   —   это   наука   о   веществах,   их   составе   и   строении,   свойствах   и превращениях,   значении   химических   веществ,   материалов   и   процессов   в практической деятельности человека. Содержание общеобразовательной учебной дисциплины «Химия» направлено на   усвоение   обучающимися   основных   понятий,   законов   и   теорий   химии; овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций. В   процессе   изучения   химии   у   обучающихся   развиваются   познавательные интересы и интеллектуальные способности, потребности в самостоятельном приобретения знаний по химии в соответствии с возникающими жизненными проблемами,   воспитывается   бережное   отношения   к   природе,   понимание здорового образа жизни, необходимости предупреждения явлений, наносящих вред   здоровью   и   окружающей   среде.   Они   осваивают   приемы   грамотного, безопасного использования химических веществ и материалов, применяемых в быту, сельском хозяйстве и на производстве. При   структурировании   содержания   общеобразовательной   учебной дисциплины   для   профессиональных   образовательных   организаций, реализующих   образовательную   программу   среднего   общего   образования   в пределах   освоения   ППССЗ   на   базе   основного   общего   образования, учитывалась объективная реальность — небольшой объем часов, отпущенных на   изучение   химии   и   стремление   максимально   соответствовать   идеям 6 развивающего   обучения.   Поэтому   теоретические   вопросы   максимально смещены   к   началу   изучения   дисциплины   с   тем,   чтобы   последующий фактический материал рассматривался на основе изученных теорий. Реализация   дедуктивного   подхода   к   изучению   химии   способствует развитию   таких   логических   операций   мышления,   как   анализ   и   синтез, обобщение   и   конкретизация,   сравнение   и   аналогия,   систематизация   и классификация и др. Изучение   химии   в   профессиональных   образовательных   организациях, реализующих   образовательную   программу   среднего   общего   образования   в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, имеет свои особенности в зависимости от профиля профессионального образования. Это выражается в содержании обучения, количестве часов, выделяемых на изучение   отдельных   тем   программы,   глубине   их   освоения   обучающимися, объеме   и   характере   практических   занятий,   видах   внеаудиторной самостоятельной работы студентов. При освоении профессий ППССЗ и специальностей ППССЗ естественно­ научного   профиля   профессионального   образования   химия   изучается   на базовом уровне ФГОС среднего общего образования, при освоении профессий ППССЗ и специальностей ППССЗ технического профиля профессионального образования   химия   изучается   более   углубленно   как   профильная   учебная дисциплина. При   освоении   профессий   ППССЗ   и   специальностей   ППССЗ   социально­ экономического   профиля,   специальностей   ППССЗ   гуманитарного   профиля рассматривается химический компонент естественно­научного образования в пределах   изучения   учебной   дисциплины   «Химия»   предметной   области «Естественные науки» ФГОС среднего общего образования. Специфика   изучения   химии   при   овладении   профессиями   и специальностями   технического   профиля   отражена   в   каждой   теме   раздела «Содержание   учебной   дисциплины»   в   рубрике   «Профильные   и профессионально   значимые   элементы   содержания».   Этот   компонент реализуется   при   индивидуальной   самостоятельной   работе   обучающихся (написании рефератов, подготовке сообщений, защите проектов), в процессе учебной   деятельности   под   руководством   преподавателя   (выполнении химического эксперимента — лабораторных опытов и практических работ, решении практико­ориентированных расчетных задач и т.д.). В   содержании   учебной   дисциплины   для   естественно­научного   профиля профессионально   значимый   компонент   не   выделен,   так   как   все   его содержание является профильно ориентированным и носит профессионально значимый характер. В   процессе   изучения   химии   теоретические   сведения   дополняются демонстрациями,   лабораторными   опытами   и   практическими   занятиями. Значительное   место   отводится   химическому   эксперименту.   Он   открывает возможность формировать у обучающихся специальные предметные умения: 7 работать   с   веществами,   выполнять   простые   химические   опыты,   учить безопасному   и   экологически   грамотному   обращению   с   веществами, материалами и процессами в быту и на производстве. Для   организации   внеаудиторной   самостоятельной   работы   студентов, овладевающих профессиями ППССЗ и специальностями ППССЗ технического и   естественно­научного   профилей   профессионального   образования, представлен   примерный   перечень   рефератов   (докладов),   индивидуальных проектов. В   процессе   изучения   химии   важно   формировать   информационную компетентность   обучающихся.   Поэтому   при   организации   самостоятельной работы   необходимо   акцентировать   внимание   обучающихся   на   поиске информации   в   средствах   массмедиа,   Интернете,   учебной   и   специальной литературе с соответствующим оформлением и представлением результатов. Изучение   общеобразовательной   учебной   дисциплины   «Химия»   завершается подведением итогов в форме  дифференцированного зачета или экзамена в рамках промежуточной аттестации студентов в процессе освоения ППССЗ . 1.1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНИЕНИЯ рабочей программы Рабочая   программа   учебной   дисциплины   является   частью     программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ) в соответствии с ФГОС   по специальностям   СПО   35.02.07   Механизация   сельского   хозяйства,     35.02.08 Электрификация   и   автоматизация   сельского   хозяйства,   входящие   в   состав укрупненной   группы   специальностей   35.00.00   Сельское,   лесное   и   рыбное хозяйство,   по   специальности   СПО   23.02.03   Техническое   обслуживание   и ремонт автомобильного транспорта, входящая в состав укрупненной группы специальностей 23.00.00 Техника и технология наземного транспорта 1.2.   Место   учебной   дисциплины   в   структуре   программы   подготовки специалистов   среднего   звена:  дисциплина   «Химия»   входит   в   состав общеобразовательного учебного цикла.  1.3.   Цели   и   задачи   учебной   дисциплины   –   требования   к   результатам освоения дисциплины: Освоение   содержания   учебной   дисциплины   «Химия»,   обеспечивает достижение студентами следующих результатов: • личностных: - чувство   гордости   и   уважения   к   истории   и   достижениям отечественной химической науки; химически грамотное поведение в профессиональной   деятельности   и   в   быту   при   обращении   с химическими веществами, материалами и процессами; 8 - готовность   к   продолжению   образования   и   повышения квалификации   в   избранной   профессиональной   деятельности   и объективное осознание роли химических компетенций в этом; - умение использовать достижения современной химической науки и   химических   технологий   для   повышения   собственного интеллектуального   развития   в   выбранной   профессиональной деятельности; • метапредметных: - использование   различных   видов   познавательной   деятельности   и (постановки   задачи, основных   интеллектуальных   операций   формулирования   гипотез,   анализа   и   синтеза,   сравнения,   обобщения, систематизации,   выявления   причинно­следственных   связей,   поиска аналогов,   формулирования   выводов)   для   решения   поставленной задачи, применение основных методов познания (наблюдения, научного эксперимента) для изучения различных сторон химических объектов и процессов,   с   которыми   возникает   необходимость   сталкиваться   в профессиональной сфере; - использование различных источников для получения химической информации,   умение   оценить   ее   достоверность   для   достижения хороших результатов в профессиональной сфере; •   предметных: ­ сформированность   представлений   о   месте   химии   в   современной научной   картине   мира;   понимание   роли   химии   в   формировании кругозора   и   функциональной   грамотности   человека   для   решения практических задач; ­ владение   основополагающими   химическими   понятиями,   теориями, законами   и   закономерностями;   уверенное   пользование   химической терминологией и символикой; ­ владение   основными   методами   научного   познания,   используемыми   в химии: наблюдением, описанием, измерением, экспериментом; умение обрабатывать,   объяснять   результаты   проведенных   опытов   и   делать выводы;   готовность   и  способность  применять   методы  познания   при решении практических задач; ­ сформированность умения давать количественные оценки и производить расчеты по химическим формулам и уравнениям; ­ владение   правилами   техники   безопасности   при   использовании химических веществ; ­ сформированность  собственной позиции по отношению к химической информации, получаемой из разных источников. 9 1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение   рабочей программы учебной дисциплины: максимальной учебной нагрузки обучающегося  121   часов, в том числе: обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося  78 часов; самостоятельной работы обучающегося  43  часа. лабораторные работы  18 практические работы 62.   вид итоговой аттестации – дифференцированный зачет 10 2. Тематический план и содержание учебной дисциплины  11 Содержание учебного материала, лабораторные  работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) 2 Научные методы  познания веществ и химических явлений. Роль  эксперимента и теории в химии. Моделирование химических процессов.  .Значение химии при освоении профессий СПО   специальностей СПО  технического профиля профессионального образования. Содержание учебного материала 1 2 2 Вещество. Атом. Молекула. Химический элемент. Аллотропия .  Простые и сложные вещества. Качественный и количественный состав  веществ. Химические знаки и формулы. Относительные атомная и  молекулярная массы. Количество вещества.  Стехиометрия. Закон сохранения массы веществ. Закон постоянства  состава веществ молекулярной структуры. Закон Авогадро и следствия  из него. Расчетные задачи на нахождение относительной молекулярной  массы, определение массовой доли химических элементов в сложном  веществе.  Самостоятельная работа обучающихся: Определение молярного объема  газа. Решение задач на количество вещества. Cодержание учебного материала Объем часов Уровень освоения 4 1          3 1 3          1         1         2      2 2 12 Наименование разделов и тем 1 Введение Раздел 1. Общая и неорга­ ническая химия Тема 1.1. Основные  понятия и законы химии Тема 1.2. Периодический закон и Периодическая Тема 1.6. Химические реакции Самостоятельная работа обучающихся: Составление уравнений реакций  с использованием кислот, оснований, солей, оксидов. Подготовить сообщения: «Использование серной кислоты и едких  щелочей в практике». «Гашеная и негашеная  известь и ее применение».  «Гипс, алебастр». Содержание учебного материала 1 Классификация химических реакций. Реакции соединения,  разложения, замещения, обмена. Обратимые и необратимые реакции.  Гомогенные и гетерогенные реакции. Экзотермические и  эндотермические реакции. Тепловой эффект химических реакций.  Термохимические уравнения. Окислительно­восстановительные реакции.  Степень окисления.  Окислитель и восстановление. Восстановление и окисление. Метод  электронного баланса для составления окислительно­ восстановительных реакций. 2 Скорость химических реакций. Понятие о скорости химических  реакций. Зависимость скорости химических реакций от различных  факторов: природы реагирующих веществ, их концентрации,  температуры, поверхности соприкосновения и использования  катализаторов.  Обратимость химических реакций.  Химическое равновесие и  способы его смещения. Обратимые и необратимые реакции. Практическое занятие №2  «Взаимодействие разбавленной и  концентрированной азотной кислоты с металлами  на основании  окисления ­восстановления». Лабораторная работа №5 « Получение  гидрооксида алюминия и  испытание его амфотерных свойств». 6 8 2 2 2 13 Тема 1.7. Металлы и неметаллы Самостоятельная работа обучающихся: Подготовить сообщение по  темам: «Электролиз расплавов и растворов, их практическое  применение», «Гальванопластика», «Гальваностегия», «Производство  аммиака для изготовления удобрений». Содержание учебного материала 1 Металлы. Особенности строения  атомов и кристаллов. Физические и  химические свойства металлов. Классификация металлов по  различным признакам. Электрохимический ряд напряжений металлов. Металлотермия. Общие способы получения металлов. Понятие о металлургии.  Пирометаллургия, гидрометаллургия и электрометаллургия. Сплавы  черные и цветные. 2 Неметаллы. Особенности строения атомов. Неметаллы – простые  вещества. Окислительные и восстановительные свойства неметаллов в  зависимости от их положения в ряду электроотрицательности. Лабораторная работа №6 «Получение гидрооксида железа (П) и  гидрооксида железа  (Ш), изучение их свойств». Лабораторная работа №7  «Распознавание ионов (П) и (Ш) железа».     Самостоятельная работа обучающихся: Подготовить доклады:  «Коррозия металлов», «Производство чугуна», «Силикатная  промышленность», «Производство серной кислоты». Раздел 2. Органическая химия Содержание учебного материала 4 8 2 2 4 4 2 14 Тема 2.1. Основные понятия органической химии и теория строения органических соединений Тема 2.2. Углеводороды и их природные источники 1 Предмет органической химии. Природные, искусственные и  синтетические органические вещества. Сравнение органических  веществ с неорганическими. Валентность. Химическое строение как  порядок соединения атомов в молекулы по валентности. Теория строения  органических соединений А.М.Бутлерова. Основные положения теории химического строения.  Изомерия и изомеры.  Химические формулы и модели молекул в органической химии. 2 Классификация органических веществ по строению углеродного  скелета и наличию функциональных групп. Гомологи и гомология. Начала номенклатуры IUPAC. Классификация реакций в органической химии: присоединения,  отщепления, изомеризации. Самостоятельная работа обучающихся: Написать уравнения  ОВР для  органических веществ. Содержание учебного материала 1 Алканы: гомологический ряд, изомерия и номенклатура алканов. Химические  свойства(метана,этана):горение,замещение,разложение,дегидрировани е. Применение алканов на основе свойств. 2 Алкены. Этилен, его получение. Гомологический ряд, изомерия,  номенклатура. Химические свойства. Применение.  Алкины. Ацетилен. Химические свойства. Применение. Межклассовая изомерия с алкадиенами. 4 3 4 Арены. Бензол. Химические свойства. Применение. 3 12 1 2 15 Тема 2.3. Кислородсодержа­ щие органические соединения 5 Природные источники углеводородов. Природный газ. Нефть. Состав  и переработка нефти. Практическое занятие №3 «Построение моделей метана и других  углеводородов. Установление молекулярной формулы». Самостоятельная работа обучающихся:  Подготовить сообщение на  тему: «Классификация и назначение каучуков и резины», «Природный и  попутный нефтяной газы», «Октановое число бензинов и цетановое  число дизельного топлива». Содержание учебного материала 2 6 12 1 Спирты. Получение этанола брожением глюкозы и гидратацией  этилена. Понятие о одноатомных спиртах. Химические свойства  этанола. Применение этанола на основе его свойств. Глицерин  как представитель многоатомных спиртов. Применение  глицерина. 2 Фенол. Альдегиды. Понятие, функциональная альдегидная группа.  Свойства. Получение. Применение. 3 Карбоновые кислоты. Понятие, Карбоксильная группа как  функциональная. Гомологический ряд карбоновых кислот. Получение. Химические свойства. Применение. Высшие жирные кислоты на примере пальмитиновой и стеариновой.                    2 16 4 Сложные эфиры и жиры. Получение  сложных эфиров реакцией  этерификации. Сложные эфиры в природе, их значение. Применение.  Жиры как  сложные эфиры. Гидролиз и гидрирование. Применение  жиров. Мыла. 5 Углеводы. Их классификация. Глюкоза­ альдегидоспирт. Химические свойства. Применение. Лабораторная работа №8  «Испытание свойств  многоатомных спиртов» Самостоятельная работа обучающихся:  Подготовить доклады на тему:  «Метиловый спирт и его использование», «Получение фенола из  продуктов коксохимического производства и из бензола»,  «Пленкообразующие масла», «Молочнокислое брожение глюкозы»,  «Силосование кормов». Содержание учебного материала 2 8 8 Тема 2.4. 17 Азотсодержащие соединения. Полимеры 1 Амины. Алифатические амины, их классификация. Анилин, как  органическое основание. Получение анилина из нитробензола.  Применение. Аминокислоты как амфотерные дифункциональные органические  соединения. Химические свойства аминокислот. Пептидная  и  полипептидная связь. 2 Белки. Первичная, вторичная, третичная структуры белков.  Химические свойства белков, денатурация, гидролиз. 3 Полимеры. Белки и полисахариды как биополимеры. Пластмассы. Получение полимеров реакцией полимеризации и поликонденсации.  Термопластичные и термореактивные пластмассы. Волокна, их классификация. Получение волокон. Лабораторная работа №9 «Определение цветов  в цветных реакциях  белков». Самостоятельная работа обучающихся: Подготовить сообщения по  темам: «Использование гидролиза белков в промышленности», «  «Тефлон», «Фенолоформальдегидные пластмассы», «Целлулоид»,  «Промышленное получение химических волокон»   Обобщение знаний по неорганической и органической химии Генетическая связь между классами органических и неорганических  соединений Дифференцированный зачет Итого 2 18 2 6 2 121 Для характеристики уровня усвоения учебного материала используются следующие обозначения: 1.­ ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств); 2.­ репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством); 3.­продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).   Характеристика основных видов деятельности студентов (на уровне учебных действий) 3.     Характеристика основных видов деятельности студентов Содержание обучения Важнейшие химические Понятия                                             Характеристика основных видов деятельности студентов  (на уровне учебных  действий) Умение   давать   определение   и   оперировать   следующими   химическими   понятиями: вещество, химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы,   ион,   аллотропия,   изотопы,   химическая   связь,   электроотрицательность, валентность, степень окисления, моль, молярная масса, молярный  объем газообразных веществ,  вещества  молекулярного  и  немолекулярного строения,   растворы,   электролит   и   неэлектролит,   электролитическая   диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление, тепловой эффект реакции, скорость   химической   реакции,   катализ,   химическое   равновесие,   углеродный   скелет, функциональная группа, изомерия, гомология.                                             Основные законы химии Свойства состава веществ. Установка причинно­следственной связи между содержанием этих законов и  написанием химических формул и уравнений. Установка эволюционной сущности менделеевской и современной формулировок  19 Основные теории химии  периодического закона Д. И. Менделеева. Объяснение физического смысла символики периодической таблицы химических  элементов Д. И. Менделеева (номеров элемента, периода, группы) и установка  причинно­следственной связи между строением атома и закономерностями изменения свойств элементов и образованных ими веществ в периодах и группах. Характеристика элементов малых и больших периодов по их положению в  Периодической системе Д. И. Менделеева .Формулирование законов сохранения массы  веществ и постоянство состава веществ. Установка зависимости свойств химических веществ от строения атомов образующих их химических элементов. Характеристика важнейших типов химических связей и относительности этой  типологии. Объяснение зависимости свойств веществ от их состава и строения кристаллических  решеток. Формулировка основных положений теории электролитической диссоциации и  характеристика в свете этой теории свойств основных классов неорганических  соединений. Формулировка основных положений теории химического строения органических  соединений и характеристика в свете этой теории свойств основных классов  органических соединений. 20 Характеристика состава, строения, свойств, получения и применения важнейших  металлов (IА и II А групп, алюминия, железа, а в естественно­научном профиле и  некоторых d­элементов) и их соединений. Характеристика состава, строения, свойств, получения и применения важнейших  неметаллов (VIII А, VIIА, VIА групп, а также азота и фосфора, углерода и кремния,  водорода) и их соединений. Характеристика состава, строения, свойств, получения и применения важнейших  классов углеводородов (алканов, циклоалканов, алкенов, алкинов, аренов) и их наиболее значимых в народнохозяйственном плане представителей. Аналогичная характеристика важнейших представителей других классов органических  соединений: метанола и этанола, сложных эфиров, жиров, мыл, альдегидов  (формальдегидов и ацетальдегида), кетонов (ацетона), карбоновых кислот (уксус­ ной кислоты, для естественно­научного профиля представителей других классов  кислот), моносахаридов (глюкозы), дисахаридов (сахарозы), полисахаридов (крахмала и  целлюлозы), анилина, аминокислот, белков, искусственных и синтетических волокон, каучуков, пластмасс. Использование в учебной и профессиональной деятельности химических терминов и символики. Название изученных веществ по тривиальной или международной номенклатуре и  отражение состава этих соединений с  помощью уравнений химических реакций Важнейшие вещества и материалы Химический язык и символика 21 Химические реакции  Объяснение сущности химических процессов. Классификация химических реакций по  различным признакам: числу и составу продуктов и реагентов, тепловому эффекту,  направлению, фазе, наличию катализатора, изменению степеней окисления элементов,  образующих вещества. Установка признаков общего и различного в типологии реакций для неорганической и  органической химии. Классификация веществ и процессов с точки зрения окисления­восстановления.  Составление уравнений реакций с помощью метода электронного баланса. Объяснение зависимости скорости химической реакции и положения химического  равновесия от различных факторов Химический экспери­ мент  Химическая информа­ Ция Выполнение химического эксперимента в полном соответствии с правилами  безопасности. Наблюдение, фиксация и описание результатов проведенного эксперимента. Проведение самостоятельного поиска химической информации с использованием  различных источников (научно­популярных изданий, компьютерных баз данных,  ресурсов Интернета). Использование компьютерных технологий для обработки и передачи химической  информации и ее представления в различных формах 22 Расчеты по химическим формулам и уравнениям Профильное и профес­ сионально  значимое содержание Установка зависимости между качественной и количественной сторонами химических  объектов и процессов. Решение расчетных задач по химическим формулам и уравнениям. Объяснение химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве. Определение возможностей протекания химических превращений в различных  условиях. Соблюдение правил экологически грамотного поведения в окружающей среде. Оценка влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и  другие живые организмы. Соблюдение правил безопасного обращения с горючими и токсичными веществами,  лабораторным оборудованием. Подготовка растворов заданной концентрации в быту и на производстве.  критическая оценка достоверности химической информации, поступающей из разных  источников 23 Требования   к   минимальному   материально­техническому 4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 4.1. обеспечению Реализация   учебной   дисциплины   требует   наличия   учебной   лаборатории химии. Оборудование   лаборатории:   вытяжной   шкаф,   стенды,   плакаты,   таблицы, схемы   ,методические   карты,   учебная   литература,   тесты,     химические реактивы, приборы, коллекция, рефераты. Технические средства обучения: персональный компьютер, проектор.     24 Интернет­ресурсов, 4.2. Информационное обеспечение обучения Перечень   рекомендуемых   учебных   изданий, дополнительной литературы  Основные источники: 1.Габриелян О.С., Остроумов И.Г., Химия для профессий и специальностей  технического профиля: учебник для студ. Учреждений сред. Проф.  Образования. – М., 2014.  2.Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Химия для профессий и специальностей  естественно ­ научного профиля: учебник для студ. учреждений сред. проф.  образования.­ М., 2015. 3. Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Химия для профессий и специальностей  социально ­ экономического  и гуманитарного профилей: учебник для студ..  учреждений сред. проф. образования.­ М., 2014.  4.Габриелян  О.С., Остроумов И.Г., Сладков С.А., Дорофеева Н.М.  Практикум: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования.­  М., 2015. 5.Габриелян О.С., Остроумов И.Г., Сладков С.А. Химия: пособие для  подготовки к ЕГЭ: учеб. Пособие для студ. учреждений сред. проф.  образования.­ М., 2014. 6.Габриелян О.С., Лысов Г.Г. Химия. Тесты, задачи и учреждения: учеб.  Пособие для студ. учреждений сред. проф. образования.­ М., 2015.         Дополнительные источники: 1. Ю.М.Ерохин. Химия (учебник).  ­М.: Мастерство, 2014. 2.   Ю.М.Ерохин,   В.И.Фролов.   Сборник   задач   и   упражнений   по   химии   (   с дидактическим материалом) (учебное пособие). –М.:Высшая школа,2014 3.  И.Г. Хомченко. Общая химия. М.:Новая волна­ ОНИКС, 2015. 4. Г.П.Хомченко, И.Г.Хомченко. Сборник задач по химии для поступающих в вузы. М.: Новая волна, 2014 5.Ю.М. Ерохин. Химия. Методическое пособие по выполнению контрольных заданий для студентов­заочников средних специальных учебных заведений­ М.: НМЦ СПО, 2015. 6.Ерохин   Ю.М.,   Ковалева   И.Б.   Химия   для   профессий   и   специальностей технического и естественно – научного профилей: учебник для студ. проф. образования.­ М., 2014. 7.Ерохин Ю.М. Химия. Задачи и упражнения: учеб. Пособие для студ.  учреждений сред. проф. образования.­ М., 2014.  8.Ерохин Ю.М.Сборник текстовых заданий по химии: учеб. Пособие для  студ. учреждений сред. проф. образования.­ М., 2015.  9.Ерохин Ю.М., Ковалева И.Б. Химия для профессий и специальностей  технического профиля. Электронный учебно ­ методический комплекс.­ М.,  2014. 25 10.Сладков С.А., Остроумов И.Г., Габриелян О.С., Лукьянова Н.Н. Химия  для профессий и специальностей технического профиля. Электронное  приложение ( электронное учебное издание) для студ. учреждений сред.  образования.­ М., 2015.                           Для преподавателей     Федеральный  закон от 29.11.2012 № 273­ФЗ «Об образования в Российской Федерации».      Приказ Министерства образования и науки РФ  от 17.05. 2012 № 473 «Об  утверждении федерального государственного образовательного стандарта  (полного) общего образования».     Приказ Министерства образования и науки РФ от 29.12.2014 № 1645 «О  внесении изменений в Приказ Министерства образования и науки РФ от  17.05.2012 473 «Об утверждении федерального государственного  образовательного стандарта (полного) общего образования».      Письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки  рабочих кадров и  ДПО Минобрнауки Росси от 17.03.2015 № 06­259  «Рекомендации по организации получения среднего общего образования в  пределах освоения образовательных программ среднего профессионального  образования на базе основного общего образования с учетом требований  федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой  профессии или специальности среднего профессионального образования».      Габриелян О.С., Лысова Г.Г. Химия: книга для преподавателя: учеб.­ метод. пособие.­ М., 2012     Габриелян О.С. и др. Химия для профессий и специальностей технического  профиля ( электронное приложение).  .  ru (олимпиада «Покори Воробевы горы»).  .  ru (Образовательный сайт для школьников по «Химия»)  .  net (Образовательный  сайт для школьников).  .  ru (Электронная библиотека по химии.)                             Интернет – ресурсы www  www  www  www  www  www  www  www   .  mk   .  pvg   .  hemi  .  wallst      .  alhimikov    .  chem   .  msu   .  enauki  .  ru (интернет – издание для учителей «Естественные науки»).    .1   september    .  hij   .  chemistry    ­  chemists    .  com (электронный журнал «Химики и химия»).  .  ru (методическая газета «Первое сентября).  .  ru (журнал «Химия в школе»). 26 4.   Учебно­методическое                                              и материально­ техническое обеспечение программы учебной дисциплины                                       «Химия»                            Освоение программы учебной дисциплины “Химия”  предполагает наличие в профессиональной образовательной организации,  реализующей образовательную программу среднего общего образования,  кабинет химии с лабораторией и лаборантской комнатой, в котором имеется  возможность обеспечить свободный доступ в Интернет во время учебного  занятия и в период  внеучебной  деятельности обучающихся.   Помещение кабинета должно удовлетворять требования Санитарно­  эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН 2.4.2 № 178­02) и быть  оснащено типовым оборудованием, указанным в настоящие требованиях, в  том числе специализированной  учебной мебелью и средствами обучения,  достаточными для выполнения требований к уровню подготовки  обучающихся.   В кабинете должно быть мультимедийное оборудование, посредством  которого участники образовательного процесса могут просматривать  визуальную информацию по химии, создавать презентации, видеоматериалы.  В состав учебно­методического и материально­технического оснащение  кабинета химии входят: • многофункциональный комплекс преподавателя; • натуральные объекты, модели, приборы и наборы для постановки  демонстрационного и ученического эксперимента • печатные и экранно­ звуковые средства обучения; • средства новых информационных технологий; • реактивы; • перечни основной и дополнительной учебной литературы; • библиотечный фонд. В библиотечный фонд входят учебники,  учебно­ методические комплексы  (УМК), рекомендованные или допущенные для использования в  профессиональных образовательных организациях, реализующих  27 образовательную программу среднего общего образования в пределах  освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования.   Библиотечный фонд может быть дополнен физическими энциклопедиями,  атласами, словарями, справочниками  по физике, химии, биологии, научной и  научно­ популярной литературой естественно­ научного содержания.    В процессе освоения программы учебной дисциплины “Химия” студенты  должны иметь возможность доступа к электронным учебным материалам по  естествознанию включая физику, химию, биологию, имеющимся в свободном  доступе в сети Интернета (электронным книгам, практикумам, тестам,  материалам ЕГЭ и др.) Для выполнения практических заданий студентам необходимо иметь простой  и цветные карандаши, линейку, циркуль, транспортир и калькулятор. 5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ  ДИСЦИПЛИНЫ Контроль  и   оценка  результатов   освоения   учебной   дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и   лабораторных   работ,   тестирования,   а   также   выполнения   обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований. Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) Формы и методы контроля и оценки результатов обучения  В результате освоения учебной  дисциплины обучающийся должен иметь  личностные результаты:                                            –чувство гордости и уважения к истории и  достижениям отечественной химической науки;  Экспертная оценка выполненного задания 28 химически грамотное поведение в  профессиональной деятельности и в быту при  обращении с химическими веществами,  материалами и процессами; ­готовность   к   продолжению   образования   и повышения   квалификации   в   избранной профессиональной   деятельности   и   объективное осознание роли химических компетенций в этом;  ­умение   использовать   достижения   современной химической   науки   и   химических   технологий   для повышения   собственного   интеллектуального развития   в   выбранной   профессиональной деятельности;  метапредметные результаты: ­использование   различных   видов   познавательной деятельности   и   основных   интеллектуальных операций   (постановки   задач,   формулирование гипотез, анализа и синтеза, сравнения, обобщения, систематизации, выявления причинно    поиска   аналогов, –   следственных   связей,   для   решения формулирования   выводов)   применение   основных поставленной   задачи, методов   познания     научного (наблюдения, эксперимента)   для   изучения   различных   сторон химических   объектов   и   процессов,   с   которыми возникает   необходимость   сталкиваться   в профессиональной сфере; ­использование   различных   источников   для получения   химической   информации,   умение оценить   ее   достоверность   для   достижения хороших результатов в профессиональной сфере;  предметные результаты: ­сформированность представлений о месте химии в современной научной картине мира; понимание роли   химии   в   формировании   кругозора   и функциональной   грамотности   человека   для решения практических задач; ­владение основными методами научного познания, используемые в химии: наблюдением, описанием, измерением, экспериментом; умение обрабатывать, объяснять   результаты   проведенных   опытов   и делать   выводы;   готовность   и   способность Экспертная оценка выполненного задания Экспертная оценка выполненного задания Экспертная оценка выполнения задания Экспертная оценка выполнения задания Экспертная оценка выполнения задания Экспертная оценка выполнения задания Экспертная оценка выполнения задания 29 применять   методы   познания   при   решении практических задач; ­ сформированность умения давать  количественные оценки и производить расчеты по  химическим формулам и уравнениям; ­владение правилами техники безопасности при  использовании  химических веществ; ­сформированность   собственной   позиции   по отношению   к   химической   информации, получаемой из разных  источников. Экспертная оценка выполнения задания Экспертная оценка выполнения задания                                                                                                                                       6. ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ Биотехнология и генная инженерия – технологии  XXI века.                                Нанотехнология как приоритетное направление развития науки и                     производства в Российской Федерации. Современные методы обеззараживания воды. Аллотропия металлов. Жизнь и деятельность Д.И.Менделеева. «Периодическому закону будущее не грозит разрушением…» Синтез 114­го элемента ­ триумф российских физиков­ядерщиков. Изотопы водорода. Использование радиоактивных изотопов в  технических целях. Рентгеновское излучения и его использование в технике и медицине. Плазма – четвертое состояние вещества. Аморфные вещества в природе, технике, быту. Охрана окружающей среды от химического загрязнения. Количественные  характеристики загрязнения окружающей среды. Применения твердого и газообразного оксида углерода (IV). Защита озонового экрана от космических загрязнений. Грубодисперсные системы, их классификация и использование в  проффесиональной деятельности. Косметические гели. 30 Применение суспензий и эмульсий в строительстве. Минералы и горные породы как основа литосферы. Растворы вокруг нас. Типы растворов.  Вода как  реагент и среда для химического процесса. Жизнь и деятельность С.Аррениуса. Вклад отечественных ученых в развитие теории электролитической  диссоциации. Устранение жесткости воды на промышленных предприятиях. Серная кислота – «Хлеб химической промышленности». Использование минеральных кислот на предприятиях различного профиля. Оксиды и соли как строительные материалы. История гипса. Поваренная соль как химическое сырьё. Многоликий карбонат кальция: в природе, в промышленности, в быту. Реакция горения на производстве и в быту. Виртуальное моделирование химических процессов. Электролиз растворов электролитов. Электролиз расплавов электролитов. Практическое применение электролиза: рафинирование, гальванопластика,  гальваностегия. История получения и производства алюминия. Электролитическое получение и рафинирование меди. Жизнь и деятельность Г.Деви. Роль металлов в истории человеческой цивилизации. История отечественной  черной металлургии. Современное металлургическое производство. История отечественной цветной металлургии. Роль металлов и сплавов в  научно­техническом прогрессе.   Коррозия металлов и способы защиты от коррозии. Рождающие соли­ галогены. Инертные или благородные газы. История шведской спички. Жизнь и деятельность А.М.Бутлерова. Витализм и его крах  Роль отечественных ученных в становлении и развитии мировой органической  химии. Современные представления о теории химического строения.  Экологические аспекты использования углеводородного сырья. История открытия и разработки газовых и нефтяных месторождений в  Российской Федерации. Химия углеводородного сырья и моя будущая профессия. Углеводородное топливо, его виды и назначение. Синтетические каучуки : история, многообразие и перспективы. Резинотехническое производство и роль химии углеводородов в нем. 31 Нефть и ее транспортировка как основа взаимовыгодного международного  сотрудничества.  32

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной дисциплины "ХИМИЯ"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной дисциплины    "ХИМИЯ"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной дисциплины "ХИМИЯ"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной дисциплины    "ХИМИЯ"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной дисциплины "ХИМИЯ"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной дисциплины    "ХИМИЯ"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной дисциплины "ХИМИЯ"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной дисциплины    "ХИМИЯ"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной дисциплины "ХИМИЯ"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной дисциплины    "ХИМИЯ"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной дисциплины "ХИМИЯ"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной дисциплины    "ХИМИЯ"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной дисциплины "ХИМИЯ"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной дисциплины    "ХИМИЯ"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной дисциплины "ХИМИЯ"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной дисциплины    "ХИМИЯ"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной дисциплины "ХИМИЯ"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной дисциплины    "ХИМИЯ"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной дисциплины "ХИМИЯ"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной дисциплины    "ХИМИЯ"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной дисциплины "ХИМИЯ"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной дисциплины    "ХИМИЯ"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной дисциплины "ХИМИЯ"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной дисциплины    "ХИМИЯ"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной дисциплины "ХИМИЯ"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной дисциплины    "ХИМИЯ"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной дисциплины "ХИМИЯ"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной дисциплины    "ХИМИЯ"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной дисциплины "ХИМИЯ"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной дисциплины    "ХИМИЯ"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной дисциплины "ХИМИЯ"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной дисциплины    "ХИМИЯ"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной дисциплины "ХИМИЯ"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной дисциплины    "ХИМИЯ"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной дисциплины "ХИМИЯ"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной дисциплины    "ХИМИЯ"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной дисциплины "ХИМИЯ"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной дисциплины    "ХИМИЯ"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной дисциплины "ХИМИЯ"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной дисциплины    "ХИМИЯ"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной дисциплины "ХИМИЯ"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной дисциплины    "ХИМИЯ"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной дисциплины "ХИМИЯ"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной дисциплины    "ХИМИЯ"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной дисциплины "ХИМИЯ"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной дисциплины    "ХИМИЯ"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной дисциплины "ХИМИЯ"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной дисциплины    "ХИМИЯ"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной дисциплины "ХИМИЯ"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной дисциплины    "ХИМИЯ"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной дисциплины "ХИМИЯ"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной дисциплины    "ХИМИЯ"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной дисциплины "ХИМИЯ"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной дисциплины    "ХИМИЯ"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной дисциплины "ХИМИЯ"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной дисциплины    "ХИМИЯ"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной дисциплины "ХИМИЯ"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной дисциплины    "ХИМИЯ"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной дисциплины "ХИМИЯ"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной дисциплины    "ХИМИЯ"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной дисциплины "ХИМИЯ"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной дисциплины    "ХИМИЯ"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной дисциплины "ХИМИЯ"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной дисциплины    "ХИМИЯ"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.03.2018