СОДЕРЖАНИЕ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
|
3 |
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
|
6 |
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
|
16 |
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
|
18 |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины «История» предназначена для изучения истории в учреждении средней общеобразовательной школе, реализующего общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, при реализации основной общеобразовательной программы в 10 классе.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной общеобразовательной программы образовательного учреждения:
Учебная дисциплина «История» реализуется в рамках Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования по истории на базовом уровне; Примерной учебной программы среднего (полного) общего образования на базовом уровне по истории, в соответствии с Федеральным базисным учебным планом для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение истории в 10 классе.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
Цель: сформировать у обучающихся целостное представление об истории с древнейших времён до конца ХIХ века народов Европы, Азии и России.
Достижение поставленной цели происходит через реализацию следующих задач:
- освоения знаний о важнейших событиях, процессах Всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической преемственности;
- овладения элементарными методами исторического познания, умениями работать с различными источниками исторической информации; обобщения, сопоставления различных фактов, явлений, оценок, суждений, гипотез и пр. (в том числе и с учётом элементов историографии); использования различных источников информации;
- формирования ценностных ориентаций в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этнонациональными традициями;
- применения знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей для жизни в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе, участия в межкультурном взаимодействии, толерантного отношения к представителям других народов и стран;
- воспитания патриотизма, уважения к истории и традициям разных стран и народов, к истории Отечества, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен:
знать:
- даты основных событий, термины и понятия значительных процессов и основных событий, их участников, результаты и итоги событий Всемирной истории с древнейших времён до конца ХIХ века;
- представителей и памятники культуры Всемирной истории, изученные виды исторических источников.
уметь:
- сравнивать исторические явления и события;
- объяснять смысл, значение важнейших исторических понятий;
- уметь дискутировать, анализировать исторический источник;
- самостоятельно давать оценку историческим явлениям, высказывать собственное суждение;
- читать историческую карту;
- группировать (классифицировать) исторические события и явления по указанному признаку.
1.4. Перечень формируемых компетенций:
- коммуникативная компетенция;
- смыслопоисковая компетенция;
- компетентность личностного саморазвития;
- информационно-поисковая;
- рефлексивная компетенция;
- учебно-познавательная компетенция.
1.5. Основные принципы, положенные в учебную программу:
• Доступность – учёт особенностей развития обучающихся, анализ материала с точки зрения их возможностей.
• Систематичность и последовательность – предполагает усвоение знаний в определенном порядке, системе, логическое построение процесса обучения.
• Связь обучения с практикой – стимулирование использования знаний в решении практических задач, выработке собственных взглядов.
• Самостоятельность и активность – обучающиеся являются активными субъектами познавательной деятельности, планируют и организуют свою самостоятельную практическую деятельность.
1.6. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
Программа учебной дисциплины «История» рассчитана на 68 часов в год, два часа в неделю.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объём учебной дисциплины и виды учебной работы
№ п/п |
Наименование разделов |
Количество часов (в год) |
Количество контрольных, практических работ, проектов |
1. |
История как наука |
1 |
- |
2. |
Цивилизации Древнего мира и Средневековья |
3 |
1 |
3. |
Древняя и Удельная Русь |
10 |
4 |
4. |
Российской государство в ХIV –ХVII вв. |
23 |
4 |
5. |
Российская империя в ХVIII веке |
14 |
3 |
6. |
Запад в ХIХ в. Становление индустриальной цивилизации |
1 |
1 |
7. |
Россия в первой половине ХIХ в.: на пути к модернизации |
9 |
2 |
8. |
Россия в второй половине ХIХ в.: |
7 |
2 |
|
Всего |
68 |
17 |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
ИСТОРИЯ
№ п.п. |
Количество часов |
Тема урока |
Вид занятий |
Вид деятельности обучающихся |
Базовые знания и умения учиться по теме |
Дидактический материал, наглядность, дополнительная литература |
Примечание (Д/З) |
|||||||||||
1. |
1 |
История как наука. История России – часть всемирной истории |
Лекция |
Индивидуальная Выявление исторических особенностей государства |
Называть особенности Российской цивилизации |
Историческая карта |
Стр. 3-6 |
|||||||||||
Раздел 1.Цивилизации Древнего мира и Средневековья (3ч.) |
||||||||||||||||||
2. |
1 (1) |
Ранние цивилизации античного мира и их особенности |
Практическое занятие |
Работа с картой, составление плана |
Характеризовать социальную структуру, особенности политической власти, духовную жизнь цивилизации древности. |
Историческая карта |
|
|||||||||||
3. |
1 (2) |
Средневековая европейская цивилизация |
Практическое занятие |
Составление развернутого плана |
Характеризовать социальную структуру, политическую власть, роль Христианской церкви |
Историческая карта |
|
|||||||||||
4. |
1 (3) |
Византийская империя и восточно – христианский мир |
Лекция |
Работа с картой, документом |
Называть признаки политического устройства Византии |
Историческая карта; Таблица «Славянские союзы племен» |
|
|||||||||||
Раздел 2. Древняя и Удельная Русь (10ч.) |
||||||||||||||||||
5. |
1 (1) |
Происхождение славян. Восточные славяне в древности. |
Лекция |
Составление плана по ходу лекции |
Характеризовать занятия и общественный строй у восточных славян, причинно – следственные связи между природно – климатическими условиями и занятиями восточных славян, объяснять сущность «военной демократии» |
Схема «Соседи восточных славян», документ «Повесть временных лет» |
1-2, составить схему «Многобожие в Древней Руси» |
|||||||||||
6. |
1 (2) |
Образование Древнерусского государства. Первые киевские князья. |
Практическое занятие Характеристика исторической личности по схеме |
Составление таблицы «Первые киевские князья» |
Характеризовать этапы складывания государства, признаки Древнерусского государства; основные направления деятельности русских князей |
Историческая карта, исторические источники |
3-4 |
|||||||||||
7. |
1 (3) |
Русь во времена Владимира Святославича |
Лекция |
Работа с учебником |
Характеризовать политику Владимира, принятие Русью христианства, значение крещения Руси |
|
5 |
|||||||||||
8. |
1 (4) |
Расцвет Древнерусского государства |
Лекция |
Индивидуальная Анализ Русской Правды |
Давать определения понятиям: кормление, вотчина, сущность порядка наследования киевского престола |
Исторические источники |
6 |
|||||||||||
9. |
1 (5) |
Общество и государство Древней Руси |
Практическое занятие |
Составление развернутого плана |
Называть основные категории населения Киевской Руси, основные положения Русской Правды |
Таблица «Основные категории населения» |
7 |
|||||||||||
10. |
1 (6) |
Феодальная раздробленность на Руси |
Практическое занятие Проверочная работа по теме «Древняя Русь» |
Составление конспекта |
Называть причины политической раздробленности на Руси, сущность политической раздробленности, значение Любечского съезда |
|
8, причины распада Древнерус ского государства |
|||||||||||
11. |
1 (7) |
Господин Великий Новгород |
Практическое занятие. Составить характеристику княжества |
Работа с учебником, поиск и обработка информации |
Характеризовать особенности новгородского управления |
Исторические источники |
9 |
|||||||||||
12. |
1 (8) |
Культура Древней Руси |
Комбинированное занятие |
Групповая Разработка проектов по теме |
Называть особенности древнерусской культуры, роль Византии, роль русской православной церкви |
Презентация
|
10, таблица «Искусство княжеств Древней Руси» |
|||||||||||
13. |
1 (9) |
Нашествие. Ордынское владычество на Руси |
Практическое занятие |
Анализ документов, составление конспекта этапы монгольского нашествия |
Показывать завоевания монголов, определять причины поражения русских земель, отражение опасности с Запада |
Историческая карта |
11-12, подготовка к контрольной работе |
|||||||||||
14. |
1 (10) |
Древняя и Удельная Русь |
Контрольное занятие |
|
|
|
|
|
||||||||||
Раздел 3. Российское государство в XIV- XVII веках. (23ч.) |
|
|||||||||||||||||
15. |
1 (1) |
Возвышение Москвы |
Комбинированное занятие |
Дискуссия: «Москва или Тверь?» |
Называть этапы объединения земель вокруг Москвы, причины возвышения Москвы, взаимоотношения московских князей и Орды |
Историческая карта |
13 |
|
||||||||||
16. |
1 (2) |
Княжение Дмитрия Донского. Русские земли в конце XIV – первой половине XV века |
Практическое занятие |
Работа с картой, участие в дискуссии |
Характеризовать этапы объединительного процесса, значение Куликовской битвы |
Историческая карта |
14-15 |
|
||||||||||
17. |
1 (3) |
Образование единого Русского государства |
Лекция |
Фронтальная Участие в дискуссии |
Показывать взаимосвязь объединения русских земель и освобождения от ордынского владычества; деятельность Ивана III, итоги правления |
Историческая карта |
16, составить таблицу «Собирание русских земель вокруг Москвы» |
|
||||||||||
18. |
1 (4) |
Русское государство и общество во второй половине XV- начале XVI века |
Лекция |
Анализ статей Судебника 1497г., комментированное чтение |
Характеризовать государственный строй при Иване III, формы землевладения; Судебник 1497года |
|
17 |
|
||||||||||
19. |
1 (5) |
Русская культура второй половины XIII-XVв. |
Практическое занятие |
|
Называть достижения русской культуры, ее особенности, тенденции развития |
|
18 |
|
||||||||||
20. |
1 (6) |
Начало правления Ивана IV |
Письменный опрос по теме « Московская Русь» |
Индивидуальная (политический портрет) |
Характеризовать политическую ситуацию в стране накануне венчания на царство |
|
19 |
|
||||||||||
21. |
1 (7) |
Реформы Ивана Грозного и их результаты |
Лекция |
Комментированное чтение, работа с учебником |
Раскрывать содержание реформ Избранной рады, политического курса |
|
20 |
|
||||||||||
22. |
1 (8) |
Россия в годы Ливонской войны и опричнины |
Лекция |
Работа с учебником, поиск и обработка информации |
Знать основные направления внешней политики Ивана Грозного, политику опричнины, характеризовать личность царя |
|
21, мнения историков о опричнине |
|||||||||||
23. |
1 (9) |
Россия в конце XVI века |
Практическое занятие. Составить таблицу «Закрепощение крестьян в Российском государстве» |
Составление развернутого плана |
Ситуация в стране в период правления Федора Ивановича и Бориса Годунова, крепостническое законодательство |
|
22 |
|
||||||||||
24. |
1 (10) |
Русская культура XVI век |
Практическое занятие |
Составление таблицы |
Выделять особенности русской культуры на пороге Нового времени, достижения культуры |
презентация |
23 |
|
||||||||||
25. |
1 (11) |
Начало Смуты |
Контрольное занятие. Проверочная работа по теме «Эпоха Ивана Грозного» |
Составление конспекта по теме урока Фронтальная Участие в дискуссии |
Излагать в хронологической последовательности события Смутного времени, последствия и историческое значение Смуты |
|
24, причины Смуты (экономические, политические, социальные) |
|||||||||||
26. |
1 (12) |
Правление Василия Шуйского |
Лекция |
Комментированное чтение, работа с учебником |
Характеризовать правление Василия Шуйского, восстание Болотникова |
Схема «Государственный аппарат в XVII веке» |
25 |
|||||||||||
27. |
1 (13) |
Освобождение Москвы. Правление первого Романова |
Практическое занятие |
Составление плана, работа с учебником |
Характеризовать этапы освобождения Москвы, последствия Смуты, избрание М. Романова |
|
26-27 |
|||||||||||
28. |
1 (14) |
Хозяйственное развитие |
Комбинированное занятие. Письменный опрос по теме «Смутное время» |
Беседа по ключевым понятиям темы |
Давать определение понятиям: мануфактура, всероссийский рынок, самодержавие |
|
28 |
|||||||||||
29. |
1 (15) |
Соляной бунт и Соборное уложение 1649г. |
Комбинированное занятие. Составить характеристику одного бунта или восстания XVII века |
Составление развернутого плана |
Излагать события бунта, проявления тенденций абсолютизма |
|
29, сообщения о личности царя Алексея Михайловича |
|||||||||||
30. |
1 (16) |
Социально – экономическая политика после принятия Соборного уложения |
Практическое занятие |
Работа с дополнительной литературой |
Характеризовать реформаторскую деятельность царя, итоги; тенденции абсолютизма |
|
30 |
|
||||||||||
31. |
1 (17) |
Движение Степана Разина |
Лекция |
Комментированное чтение, беседа |
Излагать в хронологической последовательности события восстания под руководством С. Разина |
Историческая карта |
31 |
|
||||||||||
32. |
1 (18) |
Раскол |
Лекция |
Работа с документами, беседа |
Характеризовать церковную реформу, оценочные суждения |
|
32, последствия церковной реформы |
|
||||||||||
33. |
1 (19) |
Царская власть и эволюция государственного аппарата. Дело патриарха Никона. |
Комбинированное занятие. Письменный опрос по теме «Вступление России в новый период» |
Работа с учебником, дополнительной литературой |
Называть признаки сословно – представительной монархии, понятия абсолютизм |
|
33-34 |
|
||||||||||
34. |
1 (20) |
Война с Речью Посполитой. Русско - крымские отношения. Освоение Сибири |
Лекция |
Обсуждение основных вопросов темы |
Называть основные направления внешней политики |
|
35-36 |
|
||||||||||
35. |
1 (21) |
Россия при Федоре Алексеевиче |
|
|
|
|
37 |
|
||||||||||
36. |
1 (22) |
Обмирщение русской культуры. Быт. |
Комбинированное занятие. Открытия в России в XVII веке |
Работа в группах, моделирование бытовых ситуаций |
Называть достижения культуры, ее особенности |
презентация |
38-39, подготовка к контрольной работе |
|
||||||||||
37. |
1 (23) |
Российское государство в XIV – XVII веках |
Контрольное занятие |
|
|
|
|
|
||||||||||
Раздел 4. Российская империя в XVIII веке (14ч.) |
|
|||||||||||||||||
38. |
1 (1) |
Экономика и политический строй в канун преобразований Петра I |
Лекция |
Составление развернутого плана |
Выявлять предпосылки реформ, особенности российской промышленности |
карта |
40 |
|
||||||||||
39. |
1 (2) |
От первой Нарвы до Полтавы |
Практическое занятие. Составление таблицы «Основные сражения Северной войны» |
Беседа, работа с учебником |
Определять основные направления и задачи внешней политики Петра I, первые сражения |
|
41, уроки Нарвы |
|
||||||||||
40. |
1 (3) |
Административная реформа Петра 1 |
Лекция |
Анализ содержания реформ |
Излагать содержание реформ, давать оценку |
Схема «Органы государственной власти при Петре I» |
42 |
|
||||||||||
41. |
1 (4) |
Победы на театре войны и Ништадтский мир |
Лекция |
Беседа, работа со схемами |
Характеризовать события внешней политики |
схемы |
43 |
|
||||||||||
42. |
1 (5) |
Социальная и экономическая политика. Противники и сторонники реформ. Новшества в быту. |
Практическое занятие. Составить программу ассамблеи времен Петра I |
Участие в дискуссии, работа с документом |
Характеризовать отношения государства с сословиями, промышленную политику |
Схема «Источники пополнения казны при Петре I» |
44-46, мнения об эпохе Петра I |
|
||||||||||
43. |
1 (6) |
Дворцовые перевороты |
Комбинированное занятие. Проверочная работа по теме «Преобразования Петра Великого» |
Составление таблицы, работа с документами |
Выявлять причины дворцовых переворотов, характеризовать особенности царствования правителей данного периода |
схемы |
47-48 |
|
||||||||||
44. |
1 (7) |
Социально-экономическая политика |
Лекция |
Составление конспекта лекции, участие в беседе |
Характеризовать социально – экономическое развитие российской деревни, новые черты в промышленности |
|
49 |
|
||||||||||
45. |
1 (8) |
Внешняя политика |
Лекция |
Беседа, работа с учебником |
Характеризовать основные направления внешней политики |
|
50 |
|
||||||||||
46. |
1 (9) |
Просвещенная императрица. Уложенная комиссия 1767-1768гг. |
Лекция |
Составление конспекта по ходу лекции, работа с документом |
Излагать содержание реформ, сущность политики «просвещенного абсолютизма» |
Таблица «Дворяне и крестьяне в XVIII веке: привилегии и повинности» |
51-52, привилегии дворянства «Золотой век дворянства» |
|
||||||||||
47. |
1 (10) |
Внешняя политика при Екатерине II |
Лекция |
Работа с картой |
Характеризовать основные направления внешней политики |
Историческая карта |
53; 57 |
|
||||||||||
48. |
1 (11) |
Состояние экономики во второй половине XVIII века |
Лекция |
Составление конспекта по ходу лекции |
Выявлять новые черты в развитие сельского хозяйства и промышленного производства |
|
54; 56 |
|
||||||||||
49. |
1 (12) |
Крестьянская война 1773-1775гг. |
Лекция |
Работа с картой, учебником |
Перечислять причины крестьянской войны, хронологию событий, итоги и последствия |
|
55, сообщение |
|
||||||||||
50. |
1 (13) |
Россия при Павле I |
Лекция |
Проблемное изложение материала, беседа по ключевым вопросам |
Характеризовать внутреннюю и внешнюю политику Павла I |
Таблица «Политика Павла I» |
58, сообщения |
|
||||||||||
51. |
1 (14) |
Культура и быт |
Практическое занятие. Характеристика стилей барокко и классицизма в архитектуре |
Разработка проектов по теме курса |
Выявлять особенности культурного развития России |
|
59,направления литературы |
|
||||||||||
Раздел 5. Запад в XIX XIX в. Становление индустриальной цивилизации (1ч) |
|
|||||||||||||||||
52. |
1 (1) |
Становление индустриальной цивилизации в Европе. Развитие капиталистических отношений, промышленный переворот |
Контрольное занятие. Проверочная работа по теме: Россия в XVIII в. |
|
|
|
|
|
||||||||||
Раздел 6. Россия в первой половине XIX в: на пути к модернизации. (9ч.) |
|
|||||||||||||||||
53. |
1 (1) |
Внутренняя политика Александра I |
Практическое занятие |
Составление схемы «Реформа высших органов власти» |
Излагать содержание реформ Александра I, основные направления внутренней политики |
Проекты М.М. Сперанского |
60 |
|
||||||||||
54. |
1 (2) |
Внешняя политика России при Александре I |
Практические занятие. Эссе «Бородино – победа или поражение русской армии» |
Работа учащихся с предложенным планом (описание войны) |
Излагать в хронологической потребности события Отечественной войны 1812г., основные направления внешней политики |
Историческая карта |
61-62, эссе |
|
||||||||||
55. |
1(3) |
Общественное движение в первой четверти XIX в. Восстание декабристов |
Комбинированное занятие. Разработка группового проекта «Герои Отечественной войны 1812г.» |
Участие групп в дискуссии |
Выявить влияние движений на социально – политическое развитие России; излагать события 14 декабря 1825г. |
документы |
63, сообщение |
|
||||||||||
56. |
1 (4) |
Внутренняя политика Николая I |
Лекция. |
Участие в беседе |
Характеризовать деятельность императора, попытки решения крестьянского вопроса |
|
64-65 |
|
||||||||||
57. |
1 (5) |
Внешняя политика Николая I. Крымская война |
Лекция |
Составление таблицы «Крымская война» |
Определять направления внешней политики, последовательность событий крымской войны |
Историческая карта |
66 |
|
||||||||||
58. |
1 (6) |
Общественное движение в годы правления Николая I |
Лекция |
Составление таблицы, участие в беседе |
Характеризовать деятельность кружков, теорию официальной народности |
|
67 |
|
||||||||||
59. |
1 (7) |
Экономическое развитие в 1801-1855гг. Социальный строй в первой половине XIX века |
Лекция |
Участие в беседе, решение проблемных задач |
Характеризовать состояние промышленности и с/х., социальный строй |
Экономическая карта |
68-69 |
|
||||||||||
60. |
1 (8) |
Русская православная церковь в первой половине XIX в. Быт основных слоев населения. |
Лекция |
Разработка группового проекта по теме |
Характеризовать положение русской церкви, быт сословий |
презентация |
70-71 |
|
||||||||||
61. |
1 (9) |
Культура России в первой половине XIX века |
Лекция |
Разработка проектов по теме |
Называть достижения культуры, давать характеристику |
презентация |
72-74, сообщения |
|
||||||||||
Раздел 7. Россия во 2-ой пол. XIX века (7ч.) |
|
|||||||||||||||||
62. |
1 (1) |
Вступление на престол Александра II. Проведение крестьянской реформы |
Контрольное занятие. Проверочная работа по теме «Россия в 1 половине XIX века» |
Рассмотрение основных вопросов, беседа |
Излагать содержание крестьянской реформы Александра II |
|
75 |
|
||||||||||
63. |
1 (2) |
Либеральные реформы 60-70 годов. Сельское хозяйство и промышленность в 60-70 годы |
Лекция |
Составление конспекта по ходу лекции, беседа |
Определять причины, ход либеральных реформ |
|
76-78 |
|
||||||||||
64. |
1 (3) |
Общественное движение в 60-х гг. и 70-80-х гг. 80-90-х гг. Население России во второй половине XIX века. |
Лекция |
Анализ дополнительной литературы, составление таблицы |
Характеризовать деятельность революционных обществ и движения народников |
Исторические источники, литература по теме |
79-80,82-83 |
|
||||||||||
65. |
1 (4) |
Внешняя политика России в 60-70-е гг. русско-турецкая война 1877-1878гг. |
Лекция |
Работа с учебником, анализ войны по плану |
Характеризовать основные направления внешней политики |
Историческая карта |
81 |
|
||||||||||
66. |
1 (5) |
Контрреформы Александра III. Внешняя политика |
Лекция |
Участвовать в беседе, дискуссии |
Излагать события внутренней политики Александра III |
|
84-86 |
|
||||||||||
67. |
1 (6) |
Культура России во второй половине XIX века |
Проверочная работа по теме «Россия во второй половине XIX века» |
Работа в группах по предложенной теме |
Называть достижения культуры, выявлять особенности культурного развития России |
презентация |
91-92, подготовка к контрольной работе |
|
||||||||||
68. |
1 (7) |
Итоговое повторение |
Тестовая работа по курсу в формате ЕГЭ |
Участие в итоговом тестировании |
|
|
|
|
||||||||||
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому
обеспечению
Реализация программы дисциплины осуществляется при наличии учебного кабинета гуманитарных дисциплин.
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся
- рабочее место преподавателя
- комплект учебно-наглядных пособий
Технические средства общения:
- интерактивная доска с лицензионным программным обеспечением и мультимедиа проектор.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы.
Учебная литература
1. Павленко Н. И. История России с древнейших времён до конца ХVII века. 10 кл. Профильный уровень: учеб. для общеобразоват. учреждений/Н. И. Павленко. – 9-е изд. стереотип. – М.: Дрофа, 2013. – 383.
2. Павленко Н. И. История России. ХVIII - ХIХ века. 10 кл. Профильный уровень: учеб. для общеобразоват. учреждений/Н. И. Павленко. – 9-е изд. стереотип. – М.: Дрофа, 2013. – 463.
Литература для учителя
1. Федеральный компонент государственного стандарта среднего (полного) общего образования по истории на базовом уровне
2. Примерная учебная программа среднего (полного) общего образования на базовом уровне по Истории, в соответствии с Федеральным базисным учебным планом для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение истории в 10 классе.
3.3. Методическое обеспечение программы
Для достижения развивающих, обучающих и воспитательных целей
данная программа предусматривает использование элементов следующих технологий:
- интерактивная (т.е. взаимообучение, взаимодействие);
- проблемного обучения;
- развивающего обучения;
- здоровьесберегающая (создание ситуации успеха, сотрудничества учителя и обучающихся).
Для развития навыков и умения предполагается использование следующих приёмов:
- демонстрация, опрос, рассказ, дискуссия;
- работа в парах и группах;
- использование ТСО;
- использование наглядного раздаточного и дидактического материала.
Формы организации учебного процесса
- Беседа;
- самостоятельная работа;
- дискуссия;
- лекция;
- презентация;
- ролевые игры;
- лекция и т.д.
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется учителем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (усвоенные знания, освоенные умения,) |
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Знания |
|
- даты основных событий, термины и понятия значительных процессов и основных событий, их участников, результаты и итоги события Всемирной истории; |
Наблюдение и экспертная оценка за деятельностью обучающихся на занятиях, исторический диктант, тест.
|
- представителей и памятники культуры Всемирной истории, изученные виды исторических источников. |
Наблюдение и экспертная оценка за деятельностью обучающихся на занятиях, анализ, практическая работа, сообщение по теме. |
Умения |
|
- сравнивать исторические явления и события; |
Наблюдение и экспертная оценка за деятельностью обучающихся на занятиях, тест. |
- объяснять смысл, значение важнейших исторических понятий; |
Исторический диктант, наблюдение и экспертная оценка за деятельностью обучающихся на занятиях. |
- самостоятельно давать оценку историческим явлениям, высказывать собственное суждение; |
Наблюдение и экспертная оценка за деятельностью обучающихся на занятиях. |
- уметь дискутировать, анализировать исторический источник; |
Наблюдение и экспертная оценка за деятельностью обучающихся на занятиях. |
- читать историческую карту; |
Практическая работа, анализ. |
- группировать (классифицировать) исторические события и явления по указанному признаку. |
Практическая работа. |
Критерии оценки знаний, умений и навыков обучающихся
Проверка знаний, умений и навыков обучающихся осуществляется посредством устных и письменных форм.
Устные формы контроля: беседы, вопрос - ответ, решения заданий у доски по карте с последующим комментарием и другое.
Письменные формы: тесты на проверку понимания и запоминания материала, контрольные работы промежуточной и тематической проверки ЗУН, самостоятельные работы, дифференцированные задания, индивидуальные карточки, домашние задания.
Оценивание результатов обучения по пятибалльной шкале:
Оценка «5» за вопрос теоретического характера ставится при условии, что обучающийся:
- логично изложил содержание своего ответа на вопрос, при этом выявленные знания примерно соответствовали объему и глубине их раскрытия в учебнике базового или профильного уровня;
- правильно использовал научную терминологию в контексте ответа;
- верно, в соответствии с вопросом, характеризует на базовом или профильном уровне основные социальные объекты и процессы, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;
- объяснил причинно-следственные и функциональные связи названных социальных объектов;
- обнаружил умение раскрывать на примерах относящиеся к вопросу теоретические положения и понятия социально-экономических и социальных наук;
- проявил умение оценивать действия субъектов социальной жизни с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
- показал умение формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
- на профильном уровне проявил умения сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками социальных явлений и обществоведческими терминами, понятиями; сопоставлять различные научные подходы;
- на профильном уровне проявил понимание особенностей различных общественных наук, основных путей и способов социального и гуманитарного познания.
Степень проявления каждого из перечисленных умений определяется содержанием вопроса. Не влияют на оценку незначительные неточности и частичная неполнота ответа при условии, что учащийся в процессе беседы с учителем или классом самостоятельно делает необходимые уточнения и дополнения (на зачете – в процессе беседы экзаменатора и экзаменуемого).
Оценка «4» - ставится, если в ответе допущены малозначительные ошибки или недостаточно полно раскрыто содержание вопроса, а затем, в процессе уточнения ответа, самостоятельно не даны необходимые поправки и дополнения; или не обнаружено какое-либо из необходимых для раскрытия данного вопроса умение.
Оценка «3» - ставится, если в ответе допущены значительные ошибки, или в нем не раскрыты некоторые существенные аспекты содержания, или отвечающий не смог показать необходимые умения.
Оценка «2» может связно отвечать на вопросы учителя: дал более двух ошибочных ответов по важным вопросам.
Оценка «1» - не ответил ни на один вопрос.
Требования к устным ответам.
1. Содержательность, т. е. полное, правильное и конкретное освещение заявленной темы, вопроса, проблемы.
2. Логичность, т. е. последовательность изложения, аргументация теоретических положений фактами или обобщение фактов и формулирование выводов.
3. Концептуальность изложения: рассмотрение различных точек зрения, концепций, выражение своей точки зрения.
4. Правильность и чистота речи, владение обществоведческой терминологией.
5. Эмоциональное богатство речи, образное, и яркое выражение мыслей.
Рекомендации по оцениванию решения познавательных и практических задач.
В зависимости от содержащегося в вопросе предписания могут быть востребованы следующие умения:
- анализировать информацию о социальных объектах, устанавливать соответствие между существенными чертами и признаками конкретных социальных явлений и обществоведческими понятиями;
- осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (тест, диаграмма и т. п.);
- извлекать из неадаптированных оригинальных текстов знания по заданным темам;
- различать в социальной информации факты и мнения, выводы и аргументы;
- применять социально-экономические и гуманитарные знания для решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам, доказывать надежность предлагаемого решения;
- предвидеть последствия определенных социальных действий.
Оценка «5» - ставится при получении требуемого ответа на основе грамотного применения соответствующих умений и теоретических знаний.
Оценка «4» - допущены незначительные ошибки.
Оценка «3» - задание выполняется с помощью наводящих вопросов учителя (на зачёте – с помощью наводящих вопросов экзаменатора).
Оценка «2» - допущены значительные ошибки.
Критерии оценивания письменного ответа
При оценке письменного ответа необходимо выделить следующие элементы:
1. Представление собственной точки зрения (позиции, отношения) при раскрытии проблемы.
2. Раскрытие проблемы на теоретическом уровне (в связях и с обоснованиями) или без использования обществоведческих понятий в контексте ответа.
3. Аргументация своей позиции с опорой на факты общественной жизни или собственный опыт.
Оценка «5» - представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы. Проблема раскрыта на теоретическом уровне, в связях и с обоснованиями, с корректным использованием исторических терминов и понятий в контексте ответа. Дана аргументация своего мнения с опорой на факты.
Оценка «4» - представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы. Проблема раскрыта с корректным использованием исторических терминов и понятий в контексте ответа (теоретические связи и обоснования не присутствуют или явно не прослеживаются). Дана аргументация своего мнения с опорой на факты.
Оценка «3» - представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы. Проблема раскрыта при формальном использовании исторических терминов. Дана аргументация своего мнения с опорой на факты общественной жизни или личный социальный опыт.
Оценка «2» - представлена собственная позиция по поднятой проблеме на бытовом уровне без аргументации.
Оценка «1» - проблема не раскрыта или дана информация не в контексте задания
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.