Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного стандарта среднего профессионального образования по специальности 15.02.01 Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования (машиностроение), утвержденной приказом Министерства образования и науки РФ от 18 апреля 2014 года № 344.
Рабочая программа разработана с учетом Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 15.02.01 Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования (машиностроение) (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 18 апреля 2014 года № 344), примерной программы учебной дисциплины Инженерная графика, одобренной и утвержденной Министерством образования и науки Самарской области, Центром профессионального образования Самарской области от 03.05. 2011г.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Самарской области
«Технологический колледж имени Н.Д. Кузнецова»
УТВЕРЖДАЮ
Директор
ГБПОУ «ТК им. Н.Д. Кузнецова»
А.Н. Сакеев
« » 2017 г.
Рабочая программа учебной дисциплины
ОП.14 ГИДРАВЛИКА, ПНЕВМАТИКА И ТЕРМОДИНАМИКА
Дисциплина вариативной части циклов ОПОП
программы подготовки специалистов среднего звена
по специальности:
15.02.01 Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования
(машиностроение)ГБПОУ «ТК им. Н.Д. Кузнецова»
Самара, 2017
2ГБПОУ «ТК им. Н.Д. Кузнецова»
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе
Федерального государственного стандарта среднего профессионального
образования по специальности 15.02.01 Монтаж и техническая эксплуатация
промышленного оборудования (машиностроение), утвержденной приказом
Министерства образования и науки РФ от 18 апреля 2014 года № 344.
(машиностроение)
Рабочая программа разработана с учетом Федерального
государственного образовательного стандарта среднего профессионального
образования по специальности 15.02.01 Монтаж и техническая эксплуатация
промышленного оборудования
приказом
Министерства образования и науки РФ от 18 апреля 2014 года № 344),
примерной программы учебной дисциплины Инженерная графика, одобренной
и утвержденной Министерством образования и науки Самарской области,
Центром профессионального образования Самарской области от 03.05. 2011г.
Содержание программы реализуется в процессе освоения студентами
программы подготовки специалистов среднего звена по специальности СПО с
получением среднего общего образования, разработанной в соответствии с
требованиями ФГОС СПО.
(утв.
Организацияразработчик:
ГБПОУ «ТК им. Н.Д. Кузнецова»
Разработчики:
Соломонова Юлия Леонидовна, преподаватель дисциплин профессионального
цикла
Рассмотрено на заседании ПЦК профессий и специальностей
технического профиля
Председатель ПЦК Соломонова Ю.Л. _______________________
Протокол №______От «___»___________2017г.
Одобрено методическим советом ГБПОУ «ТК им. Н.Д. Кузнецова»
Председатель методического совета Богданаш А.В. ___________________
Протокол №______От «___»___________2017г.
3ГБПОУ «ТК им. Н.Д. Кузнецова»
СОДЕРЖАНИЕ
СОДЕРЖАНИЕ............................................................................................................4
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ................................................5
2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ И...........................................................8
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.............................................................................8
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы.....................................8
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины...............................9
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ.............................................25
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению....25
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ.....29
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.......................................................................................................32
ЛИСТ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ, ВНЕСЕННЫХ В РАБОЧУЮ ПРОГРАММУ.......34
29
4ГБПОУ «ТК им. Н.Д. Кузнецова»
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.14 ГИДРАВЛИКА, ПНЕВМАТИКА И ТЕРМОДИНАМИКА
1.1. Область применения программы учебной дисциплины
Рабочая программа учебной дисциплины является частью – программы
подготовки специалистов среднего звена (далее – ППССЗ) по специальности
(специальностям) среднего профессионального образования: 15.02.01 Монтаж
и
техническая
(машиностроение).
эксплуатация
промышленного
оборудования
1.2. Место учебной дисциплины в структуре ППССЗ:
Учебная дисциплина Гидравлика, пневматика и термодинамика
является дисциплиной вариативной части циклов ОПОП для получения
профессиональных знаний и умений.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам
освоения учебной дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
Код
У. 1
У. 2
У. 3
У. 4
Наименование результата обучения
измерять гидростатическое давление в резервуарах и трубопроводах
определять режимы течения жидкости
производить расчеты
трубопроводах
производить расчеты течения газа в трубопроводах
трубопроводов,
простых
потери давления в
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
Код
Зн. 1
Зн. 2
Зн. 3
Зн. 4
Зн. 5
Наименование результата обучения
основы гидравлики
основы пневматики
классификацию, основные параметры, устройство и принцип действия гидром
классификацию, основные параметры, устройство и принцип действия
гидроаппаратов
типы, назначение
фильтров, сепараторов, уплотнительных устройств
гидролиний, гидробаков,
гидроаккумуляторов,
5ГБПОУ «ТК им. Н.Д. Кузнецова»
Зн. 6
Зн. 7
Зн.8
Зн. 9
Зн. 10
Зн. 11
схемы объемных гидроприводов и гидропередач
общие технические требования, предъявляемые к гидроприводам
испытания, монтаж и эксплуатация гидроприводов
общие сведения о пневматических системах
классификацию, основные параметры, устройство и принцип действия
пневматических машин
пневматические элементы управления и контроля
Дисциплина направлена на формирование профессиональных и общих
компетенций (ПК, ОК):
Код
ОК 1.
ОК 2.
ОК 3.
ОК 4.
ОК 5.
ОК 6.
ОК 7.
Наименование результата обучения
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии,
проявлять к ней устойчивый интерес.
Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и
способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и
качество.
Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них
ответственность.
Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для
эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и
личностного развития.
Использовать
профессиональной деятельности.
Работать в коллективе и команде, эффективно обращаться с коллегами,
руководством, потребителями.
Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных),
результат выполнения заданий.
информационнокоммуникационные
технологии
в
С целью реализации требований Федерального государственного
образовательного стандарта по специальности среднего профессионального
образования 15.02.01 Монтаж и техническая эксплуатация промышленного
оборудования (машиностроение), утвержденной приказом Министерства
образования и науки России от 18 апреля 2014 года № 344, обучающийся в
рамках овладения указанной дисциплины должен:
уметь:
Код
У. 1 ФГОС
У. 2 ФГОС
У. 3 ФГОС
Наименование результата обучения
измерять гидростатическое давление в резервуарах и трубопроводах
определять режимы течения жидкости
производить расчеты
трубопроводов,
простых
потери
6ГБПОУ «ТК им. Н.Д. Кузнецова»
У. 4 ФГОС
давления в трубопроводах
производить расчеты течения газа в трубопроводах
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
Наименование результата обучения
Код
Зн. 1 ФГОС
Зн. 2 ФГОС
Зн. 3 ФГОС
Зн. 4 ФГОС
Зн. 5 ФГОС
основы гидравлики
основы пневматики
классификацию, основные параметры, устройство и принцип действия
гидром
классификацию, основные параметры, устройство и принцип действия
гидроаппаратов
типы, назначение
фильтров, сепараторов, уплотнительных устройств
схемы объемных гидроприводов и гидропередач
общие технические требования, предъявляемые к гидроприводам
испытания, монтаж и эксплуатация гидроприводов
общие сведения о пневматических системах
Зн. 6 ФГОС
Зн. 7 ФГОС
Зн.8 ФГОС
Зн. 9 ФГОС
Зн. 10 ФГОС классификацию, основные параметры, устройство и принцип действия
гидролиний, гидробаков,
гидроаккумуляторов,
пневматических машин
Зн. 11 ФГОС пневматические элементы управления и контроля
1.4. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины
Максимальная учебная нагрузка обучающегося 122 часа, в том числе:
обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося 84 часа;
самостоятельная работа обучающегося 38 часов.
7ГБПОУ «ТК им. Н.Д. Кузнецова»
2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ И
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
Обязательная аудиторная учебная нагрузка
(всего)
в том числе:
лабораторные занятия
практические занятия
контрольные работы
Самостоятельная работа студента (всего) в том
числе:
Написание эссе
Подготовка слайдпрезентации, сообщений, реферата
Решение задач
Составление сравнительных таблиц, схем, кроссвордов
Промежуточная аттестация в форме
122
84
3
7
не предусмотрено
38
38
Дифференцированног
о зачета
82.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, практические занятия,
Объем часов
ГБПОУ «ТК им. Н.Д. Кузнецова»
1
Введение
Раздел 1
Тема 1.1 Основные
физические свойства
жидкостей
самостоятельная работа обучающихся
2
Содержание учебного материала
Место автоматизированного оборудования в общем процессе
производства. Роль специалистов среднего звена в процессах
интенсификации и повышении эффективности производства. Задачи
изучаемой дисциплины и её место в общей системе подготовки
специалиста.
Лабораторные работы
Практические занятия
Контрольная работа
Самостоятельная работа обучающихся
Написание эссе по теме: Значение гидравлики и теплотехники в моей
будущей специальности.
Основные законы гидравлики
Содержание учебного материала
Назначение жидкостей. Определение жидкости. Понятие реальной и
идеальной жидкости. Основные механические и физические свойства
жидкостей. Приборы для измерения вязкости жидкости. Зависимость
физических свойств жидкости от температуры и давления. Единицы
динамической и кинематической вязкости в системах СГС и СИ.
Лабораторные работы
Лабораторная работа 1
Определение вязкости жидкости различными вискозиметрами.
Практические занятия
Контрольная работа
3
2
не предусмотрено
не предусмотрено
не предусмотрено
2
3
2
не предусмотрено
не предусмотрено
Уровень
освоения
4
1
9Тема 1.2 Основные требования,
предъявляемые к рабочим жидкостям
Тема 1.3 Гидростатическое давление:
основное уравнение гидростатики и его
свойства
ГБПОУ «ТК им. Н.Д. Кузнецова»
Самостоятельная работа обучающихся
Создание слайдпрезентации по теме: Приборы для измерения
вязкости жидкости.
Содержание учебного материала
Характеристики рабочих жидкостей и их заменителей. Выбор рабочих
жидкостей по целевому назначению и условия эксплуатации.
Лабораторные работы
Практические занятия
Контрольная работа
Самостоятельная работа обучающихся
Кинематический и силовой расчет многоступенчатого привода.
Содержание учебного материала
Основные задачи гидростатики. Абсолютный и относительный покой
жидкости. Силы, действующие в жидкости, находящейся в состоянии
равновесия. Понятие гидростатического давления. Единицы измерения
гидростатического давления в системе СИ. Основные свойства
гидростатического давления. Закон Паскаля.
Основное уравнение гидростатики. Понятие абсолютного, избыточного
и вакуумметрического давления. Эпюры гидростатического давления.
Напоры (абсолютный и пьезометрический).
Лабораторные работы
Практические занятия
Контрольная работа
Самостоятельная работа обучающихся
Решение задач по определению потерь напора (потерь давления).
Подготовить сообщение по теме: Применение закона Паскаля.
2
не
предусмотрено
не предусмотрено
не предусмотрено
2
3
не
предусмотрено
не предусмотрено
не предусмотрено
2
1
2
1
2
10Тема 1.4 Приборы для измерения
давления; принцип действия
Тема 1.5 Силы гидростатического
давления на плоские и криволинейные
поверхности
ГБПОУ «ТК им. Н.Д. Кузнецова»
Жидкостные
Содержание учебного материала
Пьезометры.
Дифференциальные
жидкостные манометры. Механические манометры. Датчики давления.
Вакуумметр. Микроманометры.
Лабораторные работы
Практические занятия
манометры.
Контрольная работа
Самостоятельная работа обучающихся
Решение задач на законы гидростатики.
Использование законов гидростатики в технике: гидравлические
аккумулятор и мультипликатор
Содержание учебного материала
Силы гидростатического давления на плоские поверхности. Центр
давления. Гидростатический парадокс. Силы гидростатического
давления на криволинейные поверхности.
Закон Архимеда.
Определение толщины стенки тонкостенного цилиндрического сосуда.
Лабораторные работы
Практические занятия
Контрольная работа
Самостоятельная работа обучающихся
Тема 1.6 Гидростатические машины;
Содержание учебного материала
1
1
2
не предусмотрено
не предусмотрено
не предусмотрено
2
2
не предусмотрено
не предусмотрено
не предусмотрено
не предусмотрено
2
11гидропресс, мультипликатор
Раздел 2
Тема 2.1 Основные понятия и
определения; режимы движения
жидкости
ГБПОУ «ТК им. Н.Д. Кузнецова»
Назначение, область применения и классификация гидравлических
прессов. Схема, устройство и принцип действия гидравлического
пресса. Гидравлические аккумуляторы, область применения, их
устройство и принцип действия.
Гидравлические мультипликаторы, область применения, принцип
действия.
Лабораторные работы
Практические занятия
Контрольная работа
Самостоятельная работа обучающихся
Определение параметров и расчет червячной передачи.
Термодинамические основы
Содержание учебного материала
Задачи гидродинамики. Виды движения жидкости.
Поток жидкости. Уравнение неразрывности для потока жидкости.
Гидравлические элементы потока: площадь живого
сечения потока, смоченный периметр, свободная поверхность,
гидравлический радиус, объемный в весовой расход
жидкости, средняя скорость потока.
ламинарный и турбулентный.
Режимы течения жидкостей:
Критическая скорость движения жидкости. Определение скоростей по
живому сечению при ламинарном и турбулентном течении жидкости.
Лабораторные работы
Лабораторная работа 2
Определение режима течения жидкости.
Практические занятия
Контрольная работа
1
1
не предусмотрено
не предусмотрено
не предусмотрено
2
3
1
не предусмотрено
не предусмотрено
12Тема 2.2 Уравнение Бернулли и его
практическое применение
ГБПОУ «ТК им. Н.Д. Кузнецова»
Самостоятельная работа обучающихся
Определение скоростей по живому сечению при ламинарном и
турбулентном течении жидкости
Содержание учебного материала
Уравнение Бернулли для
Энергия элементарной струйки.
элементарной струйки идеальной жидкости. Геометрический и
физический смысл уравнения Бернулли для идеальной жидкости.
Уравнения Бернулли для элементарной струйки реальной жидкости и
для потока реальной жидкости. Полный напор и его составные части.
Построение пьезометрических напорных линий. Примеры применения
уравнения Бернулли в технике.
Измерение скорости потока и расхода жидкости приборами,
построенными на принципе уравнения Бернулли. Труб
ка Пито и труба Вентури.
Лабораторные работы
Лабораторная работа 3
Опытная иллюстрация уравнения Бернулли. Построение
пьезометрических и напорных линий.
Практические занятия
Контрольная работа
2
3
1
не предусмотрено
не предусмотрено
Самостоятельная работа обучающихся
Практическое применение уравнения Бернулли для гидравлических
расчётов.
Содержание учебного материала
2
2
1
13Тема 2.3 Гидравлические
сопротивления в трубопроводах.
Потери напора на местных
сопротивлениях
Тема 2.4 Расчет простых
трубопроводов
ГБПОУ «ТК им. Н.Д. Кузнецова»
сопротивлению.
Суммарные
Шероховатость.
Потери напора на трение при ламинарном и турбулентном движении
Формула ДарсиВейсбаха.
Зоны русла.
Коэффициенты гидравлического трения для ламинарного и
турбулентного режимов.
Местные гидравлические сопротивления. Определение потерь напора
на местные сопротивления: на внезапное расширение потока, внезапное
сужение и при повороте потока.
Коэффициент местного сопротивления. Длина, эквивалентная данному
местному
потери напора.
Дросселирующие устройства и их сопротивления.
Лабораторные работы
Практические занятия
Практическое занятие № 1
Определение величины потерь давления в трубопроводе.
Контрольная работа
Самостоятельная работа обучающихся
Составить сравнительную таблицу «Дросселирующие устройства и их
сопротивления»
Содержание учебного материала
Понятие простого и сложного трубопровода. Гидравлический расчет
простого трубопровода с использованием уравнения Бернулли, Дарси
и уравнения неразрывности потока. Уравнение Шези. Три основные
задачи при расчете простого трубопровода: определение напора,
расхода и диаметра.
Параллельное и последовательное соединение трубопроводов.
Графический способ расчета трубопроводов.
Лабораторные работы
Практические занятия
Практическое занятие № 2
Гидравлический расчет простого трубопровода.
1
2
14
не предусмотрено
1
не
предусмотрено
2
2
не предусмотрено
1Тема 2.5 Гидравлический удар в
трубопроводах
Раздел 3
Тема 3.1 Классификация, основные
параметры насосов и
гидродвигателей
ГБПОУ «ТК им. Н.Д. Кузнецова»
Контрольная работа
Самостоятельная работа обучающихся
Содержание учебного материала
Сущность явления гидравлического удара. Определение величины
повышения давления при гидравлическом ударе.
Формула Жуковского. Меры борьбы с гидравлическим ударом.
Лабораторные работы
Практические занятия
Контрольная работа
Самостоятельная работа обучающихся
Подготовить сообщение по теме: Способы гашения и примеры
использования гидравлического удара.
Основные типы насосов и гидродвигателей
Содержание учебного материала
Классификация гидравлических машин. Определения насосов и
гидродвигателей. Классификация насосов. Назначение и область
применения основных типов насосов и гидродвигателей.
Подача, напор, число оборотов, с которыми работает насос, момент на
валу, потребляемая мощность, коэффициент
полезного действия (КПД) и высота всасывания.
Пластинчатые насосы. Устройство, принцип действия. Достоинства и
недостатки. Требование к насосам.
Лабораторные работы
Практические занятия
Самостоятельная работа обучающихся
Написание реферата по теме: Достоинства и недостатки, область
применения насосов.
не
предусмотрено
не предусмотрено
2
не предусмотрено
не предусмотрено
не предусмотрено
2
2
не предусмотрено
не предусмотрено
2
1
1
15Тема 3.2 Центробежные насосы
Тема 3.3 Поршневые
насосы и гидродвигатели
Тема 3.4 Шестеренчатые и винтовые
насосы
ГБПОУ «ТК им. Н.Д. Кузнецова»
Содержание учебного материала
Схема и принцип действия центробежного насоса. Высота всасывания
центробежного насоса. Основное уравнение
центробежных машин. Характеристики центробежных машин.
Лабораторные работы
Практические занятия
Контрольная работа
Самостоятельная работа обучающихся
Определение подачи, напора и потребляемой мощности
центробежного насоса.
Содержание учебного материала
Схема и принцип действия поршневого насоса. Высота всасывания
поршневого насоса. Индикаторная диаграмма
поршневого насоса График поршневого насоса однократного действия.
Неравномерность подачи. Гидромоторы. Силовые гидроцилиндры.
Сравнение гидравлических машин.
Лабораторные работы
Практические занятия
Практическое занятие № 3
Расчёт производительности объёмного гидронасоса
Контрольная работа
Самостоятельная работа обучающихся
Содержание учебного материала
Схема и принцип действия шестеренчатого и винтового насосов.
Характеристики и область применения насосов, их
достоинства и недостатки.
Лабораторные работы
Практические занятия
2
не предусмотрено
не предусмотрено
не предусмотрено
2
2
не предусмотрено
1
не предусмотрено
не предусмотрено
2
не предусмотрено
1
1
1
16Раздел 4
Тема 4.1 Основные понятия,
термины и определения
гидропривода; классификация
гидроприводов
Тема 4.2 Условные
графические обозначения элементов
гидравлических приводов
ГБПОУ «ТК им. Н.Д. Кузнецова»
Практическое занятие № 4
Установление производительности насоса в зависимости от скорости
вращения приводного механизма.
Контрольная работа
Самостоятельная работа обучающихся
1
не предусмотрено
не предусмотрено
Гидравлические приводы
Содержание учебного материала
Принцип работы гидравлического привода. Основные элементы
объемных гидроприводов, их назначение. Требования к
гидроприводам, их классификация, достоинства и недостатки.
Области применения гидроприводов.
Лабораторные работы
Практические занятия
Контрольная работа
Самостоятельная работа обучающихся
Основные направления совершенствования конструкции
гидроустройств
Содержание учебного материала
Условные графические обозначения элементов гидравлических
приводов по ГОСТу: гидравлические насосы и гидромоторы,
гидравлические цилиндры. Полуконструктивные условные
обозначения насосов и моторов. Гидравлические объемные
гидропередачи: гидропередача из нерегулируемого насоса и мотора,
гидропередача реверсивная.
Лабораторные работы
Практические занятия
Практическое занятие № 5
Составление принципиальных схем гидроприводов
Контрольная работа
2
не предусмотрено
не предусмотрено
не предусмотрено
2
2
не предусмотрено
1
не предусмотрено
1
1
17Тема 4.3 Управляющая и
регулирующая
аппаратура гидроприводов
Тема 4.4 Вспомогательная
аппаратура
гидропривода
ГБПОУ «ТК им. Н.Д. Кузнецова»
Самостоятельная работа обучающихся
не предусмотрено
Содержание учебного материала
Аппаратура для регулирования и контроля давления. Типы клапанов,
их устройство, принцип действия, подключение в гидросистему.
Управляющая гидроаппаратура. Крановые и золотниковые
распределители, их типы, принцип действия, подключение в
гидросистему. Аппаратура для регулирования расхода рабочей
жидкости. Регуляторы расхода, их типы, принцип действия.
Дросселирующие распределители, их назначение, конструкция и
принцип действия
Лабораторные работы
Практические занятия
Контрольная работа
Самостоятельная работа обучающихся
Содержание учебного материала
Трубопроводы, их соединения, монтаж. Уплотнения подвижных и
неподвижных соединении.
Устройства для очистки масла. Типы фильтров, их конструкция,
принцип действия. Способы подключения фильтров
в гидросистему. Аккумуляторы, их типы, принцип действия.
Гидробаки. Теплообменники. Расчет и обоснование выбора
гидробаков, теплообменников.
Лабораторные работы
Практические занятия
Контрольная работа
Самостоятельная работа обучающихся
Содержание учебного материала
2
не предусмотрено
не предусмотрено
не предусмотрено
не предусмотрено
2
не предусмотрено
не предусмотрено
не предусмотрено
не предусмотрено
2
1
1
18Тема 4.5 Принципиальные схемы
гидроприводов
Тема 4.6 Основы
расчета и выбор гидравлических
приводов
ГБПОУ «ТК им. Н.Д. Кузнецова»
Принципиальная схема гидропривода с гидродвигателем
прямолинейного поступательного движения. Гидроцилиндры.
Принципиальная схема гидропривода с гидродвигателем
вращательного движения. Основные термины и определения
гидроприводов в соответствии с действующими ГОСТами.
Лабораторные работы
Практические занятия
Контрольная работа
Самостоятельная работа обучающихся
Содержание учебного материала
Основы расчета гидропривода: определение параметров насоса,
диаметров трубопровода, потерь давления в гидросистеме.
Лабораторные работы
Практические занятия
Контрольная работа
Самостоятельная работа обучающихся
Раздел 5
Тема 5.1 Идеальные и реальные газы Содержание учебного материала
Теоретические основы термодинамики
Уравнение состояния идеального газа (КлапейронаМенделеева).
Закон Авагадро. Законы идеального газа (законы ГейЛюссака, Шарля
и БойляМариотта).
Лабораторные работы
Практические занятия
Контрольная работа
Самостоятельная работа обучающихся
Решение задач на газовые законы.
Содержание учебного материала
не предусмотрено
не предусмотрено
не предусмотрено
не предусмотрено
2
не предусмотрено
не предусмотрено
не предусмотрено
не предусмотрено
2
не предусмотрено
не предусмотрено
не предусмотрено
2
2
1
1
1
19Тема 5.2 Основные законы
термодинамики
Тема 5.3 Основные
термодинамические процессы
Раздел 6
Тема 6.1 Основные требования к
рабочей среде и способы (методы)
ее подготовки
ГБПОУ «ТК им. Н.Д. Кузнецова»
Состав воздуха. Абсолютная и относительная влажность воздуха.
Пары, идеальный и реальный газы. Параметры состояния газа.
Давление, удельный вес и температура.
Определение и задачи термодинамики. Удельная (объемная)
теплоемкость газа. Первый и второй законы термодинамики. Тепловое
расширение и сжатие газа. Понятие об энтальпии и энтропии газа.
Способы переноса тепла. Теплопроводимость. Конвективный
теплообмен. Теплообмен излучением. Теплообменники, назначение и
принцип работы, технические характеристики. Расчет и обоснование
выбора теплообменника.
Лабораторные работы
Практические занятия
Контрольная работа
Самостоятельная работа обучающихся
Решение задач на законы термодинамики.
Содержание учебного материала
Изохорный, изобарный, изотермический, адиабатный и политропный
процессы. Циклы Карно (прямой и обратный).
Лабораторные работы
Практические занятия
Контрольная работа
Самостоятельная работа обучающихся
Расчёт цикла Карно
Рабочая среда пневмоприводов
Содержание учебного материала
Основные требования, предъявляемые к рабочей среде пневмопривода.
Способы и методы подготовки рабочей среды.
Лабораторные работы
Практические занятия
не предусмотрено
не предусмотрено
не предусмотрено
2
2
не предусмотрено
не предусмотрено
не предусмотрено
2
2
не предусмотрено
не предусмотрено
1
1
1
20Тема 6.2 Оборудование для
подготовки рабочей среды
пневмопривода
Раздел 7
Тема 7.1 Основные понятия и
структурный состав
пневмоприводов
Тема 7.2 Классификация и основные
параметры компрессоров
ГБПОУ «ТК им. Н.Д. Кузнецова»
Контрольная работа
Самостоятельная работа обучающихся
Содержание учебного материала
Оборудование для подготовки рабочей среды: фильтры, фильтры
отстойники, охладители, маслораспределители,
влагоотделители и воздухосборники. Схемы размещения
оборудования.
Лабораторные работы
Практические занятия
Контрольная работа
Самостоятельная работа обучающихся
Выбор оборудования и составление схем подготовки воздуха.
Пневматические приводы
Содержание учебного материала
Основные понятия и определения пневмопривода. Структурный
состав. Классификация и область применения. Достоинства и
недостатки пневмоприводов.
Лабораторные работы
Практические занятия
Контрольная работа
Самостоятельная работа обучающихся
Содержание учебного материала
Классификация компрессоров. Основные параметры компрессоров.
Устройство и принцип действия простейшего компрессора.
Лабораторные работы
Практические занятия
Контрольная работа
не предусмотрено
не предусмотрено
2
не предусмотрено
не предусмотрено
не предусмотрено
2
2
не предусмотрено
не предусмотрено
не предусмотрено
2
не предусмотрено
не предусмотрено
не предусмотрено
1
1
1
21Тема 7.3 Поршневые,
винтовые, ротационные и
турбокомпрессоры
Тема 7.4 Управляющая,
регулирующая и
вспомогательная аппаратура
пневмоприводов
Тема 7.5 Принципиальные схемы
пневмоприводов
ГБПОУ «ТК им. Н.Д. Кузнецова»
Самостоятельная работа обучающихся
Определение производительности, мощности и КПД компрессора
Содержание учебного материала
Устройство и принцип действия компрессоров. Система смазки и
охлаждения. Теоретический и действительный
процесс сжатия в компрессоре.
Схема получения сжатого воздуха. Основное и вспомогательное
оборудование компрессорных станций. Достоинства и недостатки
типов компрессоров. Осушка воздуха.
Лабораторные работы
Практические занятия
Контрольная работа
Самостоятельная работа обучающихся
Составить сравнительную таблицу «Типы компрессоров»
Содержание учебного материала
Управляющая аппаратура (распределители и краны). Регуляторы
давления. Регуляторы оборотов пневмодвигателей.
Вспомогательная аппаратура пневмоприводов.
Лабораторные работы
Практические занятия
Контрольная работа
Самостоятельная работа обучающихся
Содержание учебного материала
Назначение и область применения пневмоприводов. Достоинства и
недостатки пневмоприводов. Типовые схемы пневматических
приводов
Лабораторные работы
Практические занятия
Контрольная работа
2
2
не предусмотрено
не предусмотрено
не предусмотрено
2
2
не предусмотрено
не предусмотрено
не предусмотрено
не предусмотрено
2
не предусмотрено
не предусмотрено
не предусмотрено
1
1
1
22Тема 7.6 Расчет расхода воздуха и
коэффициентов суммарного
сопротивления пневмопривода
Раздел 8.
Тема 8.1 Принципиальные схемы
комбинированных приводов
Тема 8.2 Основы
расчета и выбор комбинированных
приводов
ГБПОУ «ТК им. Н.Д. Кузнецова»
Самостоятельная работа обучающихся
Содержание учебного материала
Режимы движения воздуха. Классификация пневматических
сопротивлений, их назначение и разновидности. Зависимость величины
пневмосопротивлений от температуры и природы газа.
Внезапное сужение или расширение потока. Обтекание узлов.
Истечение воздуха через насадки. Коэффициент скорости и расхода.
Число Рейнольдса. Приближенные расчеты течения воздуха в
трубопроводах, определение потерь напора, внутреннего диаметра
трубопровода и расхода сжатого воздуха.
Лабораторные работы
Практические занятия
Контрольная работа
Самостоятельная работа обучающихся
Комбинированные приводы
Содержание учебного материала
Типовые принципиальные схемы пневмогидравлических устройств.
Принципы действия зажимного пневмогидравлического устройства.
Практическое применение комбинированных приводов, их
достоинства и недостатки.
Лабораторные работы
Практические занятия
Контрольная работа
Самостоятельная работа обучающихся
Содержание учебного материала
Основы расчета комбинированных приводов. Назначение приводов и
особенности их применения. Сравнительная оценка приводов.
не предусмотрено
2
не предусмотрено
не предусмотрено
не предусмотрено
не предусмотрено
2
не предусмотрено
не предусмотрено
не предусмотрено
не предусмотрено
2
1
1
1
23ГБПОУ «ТК им. Н.Д. Кузнецова»
Лабораторные работы
Практические занятия
Контрольная работа
Самостоятельная работа обучающихся
Примерная тематика курсовой работы (проекта) (если предусмотрены)
Самостоятельная работа обучающихся над курсовой работой (проектом) (если предусмотрены)
Дифференцированный зачет
не предусмотрено
не предусмотрено
не предусмотрено
не предусмотрено
не предусмотрено
не предусмотрено
Всего:
2
122
24ГБПОУ «ТК им. Н.Д. Кузнецова»
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материальнотехническому
обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета
«ОП.14 ГИДРАВЛИКА, ПНЕВМАТИКА И ТЕРМОДИНАМИКА».
25ГБПОУ «ТК им. Н.Д. Кузнецова»
Оборудование кабинета:
посадочные места по количеству студентов;
рабочее место преподавателя;
автоматизированная обучающая система: Системы КИП и А;
стенд учебный «Поршневой насос» СГУНП0105ЛР01ПК;
стенд учебный «Поршневой компрессор» СГУКП0104ЛР01ПК;
стенд НТЦ 17 «Гидравлика»;
портативная лаборатория «Капелька»;
вискозиметры различных видов: Стокса, капиллярный;
манометры;
Оборудование лаборатории:
практических работ.
посадочные места по количеству обучающихся
рабочее место преподавателя
комплект деталей, инструментов, приспособлений
планшеты по учебным темам программы
комплект учебнометодической документации
комплект чертежей для проведения практических занятий
учебная и справочная литература
методические рекомендации по выполнения лабораторных и
Технические средства обучения:
стенды, плакаты, видеоматериалы;
геометрические и стереометрические модели;
персональный компьютер;
мультимедийный проектор;
комплект учебнометодической документации
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий,
дополнительной литературы
Основные источники
Интернетресурсов,
Для обучающихся
1.
Бахшиева, Л.Т. Техническая термодинамика и теплотехника: учеб.
пособие для вузов/ Л.Т. Бахшиева, Б.П. Кондауров, А.А. Захарова, В.С.
Салтыкова. 2е изд., исп.– М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 272с.
26ГБПОУ «ТК им. Н.Д. Кузнецова»
2.
Брюханов, О.Н. Основы гидравлики и теплотехники: учебник для
сред. проф. образования/ О.Н. Брюханов, А.Т. МеликАракелян, В.И. Коробко
2е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2010. – 240с.
3.
Лепешкин, А.В. Гидравлические и пневматические системы: учебник
для студ. учреждений сред. проф. образования/ А.В. Лепешкин, А.А. Михайлин;
под ред. проф. Ю.А. Беленкова. – 3е изд., стер. – М.: Издательский центр
«Академия», 2012. – 336с.
4.
Гидравлика, пневматика и термодинамика: курс лекций / под ред.
В.М.Филина. – М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРАМ, 2013. – 320 с.
Дополнительная литература
1.
1.
Схиртладзе А.Г. Гидравлические и пневматические системы
[Текс]: Учебник для сред. проф. учеб. заведений/ А.Г. Схиртладзе, В.И. Иванов,
В.Н. Кареев; Под ред. Ю.М. Соломенцева – М.: Высшая школа, 2006. – 534 с.
2.
Холин К.М., Никитин О.Ф. Основы гидравлики и объемные
гидроприводы [Текс]: Учебник для учащихся средних спец. учеб. заведений. –
2е изд., перераб. и доп.– М.: Машиностроение, 1989. – 264 с.
Для преподавателей
1.
Бахшиева, Л.Т. Техническая термодинамика и теплотехника: учеб.
пособие для вузов/ Л.Т. Бахшиева, Б.П. Кондауров, А.А. Захарова, В.С.
Салтыкова. 2е изд., исп.– М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 272с.
2.
Брюханов, О.Н. Основы гидравлики и теплотехники: учебник для
сред. проф. образования/ О.Н. Брюханов, А.Т. МеликАракелян, В.И. Коробко
2е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2010. – 240с.
3.
Лепешкин, А.В. Гидравлические и пневматические системы: учебник
для студ. учреждений сред. проф. образования/ А.В. Лепешкин, А.А. Михайлин;
под ред. проф. Ю.А. Беленкова. – 3е изд., стер. – М.: Издательский центр
«Академия», 2012. – 336с.
27ГБПОУ «ТК им. Н.Д. Кузнецова»
4.
Гидравлика, пневматика и термодинамика: курс лекций / под ред.
В.М.Филина. – М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРАМ, 2013. – 320 с.
Дополнительная литература
1. Схиртладзе А.Г. Гидравлические и пневматические системы [Текс]:
Учебник для сред. проф. учеб. заведений/ А.Г. Схиртладзе, В.И. Иванов, В.Н.
Кареев; Под ред. Ю.М. Соломенцева – М.: Высшая школа, 2006. – 534 с.
2.
Холин К.М., Никитин О.Ф. Основы гидравлики и объемные
гидроприводы [Текс]: Учебник для учащихся средних спец. учеб. заведений. –
2е изд., перераб. и доп.– М.: Машиностроение, 1989. – 264 с.
28ГБПОУ «ТК им. Н.Д. Кузнецова»
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины
осуществляется преподавателем в процессе проведения практических
занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных
заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки
результатов обучения
29ГБПОУ «ТК им. Н.Д. Кузнецова»
Формы контроля обучения:
Наблюдение за деятельностью
студентов в ходе семинарского занятия.
Оценивание выполнения
практических
результатов самостоятельной работы
заданий.
Оценивание
Формы контроля обучения:
Решение профессиональных
задач
проверка отчетов по самостоятельной
работе
Умеет:
рассчитывать основные параметры гидро и
пневмосистем;
пользоваться нормативными документами и
справочной литературой при выборе основных
видов и другими гидравлического и
пневматического оборудования.
Знает:
физические основы функционирования
гидравлических и пневматических систем;
основные направления технического
прогресса при создании новых систем
гидравлического
пневматического
приводов.
устройство и принцип действия
типовых,
гидравлических и пневматических
устройств и аппаратов;
структуры
управления
пневматической элементной базе.
автоматического
гидравлической и
систем
на
распространённых
широко
и
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения позволяют
проверять у обучающихся не только освоенные умения и усвоенные знания,
но и развитие общих компетенций
Результаты (освоенные общие
Основные показатели оценки
Формы и методы
компетенции)
результата
ОК 1. Понимать сущность и
социальную значимость
своей будущей профессии,
проявлять к ней устойчивый
интерес.
Проявляет
интерес к профессии.
устойчивый
контроля
и оценки
Интерпретация
результатов
наблюдений
деятельностью
за
30ГБПОУ «ТК им. Н.Д. Кузнецова»
ОК
2.
Организовывать
собственную
деятельность,
выбирать типовые методы и
способы выполнения
задач,
профессиональных
оценивать их эффективность и
качество.
ОК 3. Принимать решения в
стандартных и нестандартных
ситуациях и нести за них
ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и
использование
информации,
необходимой для эффективного
выполнения профессиональных
задач,
профессионального и
личностного развития.
Организовывает собственную
деятельность,
выбирает
типовые методы и способы
выполнения профессиональных
задач,
их
эффективность и качество.
оценивает
в
обучающегося
процессе
освоения
образовательной про
граммы.
решения
Принимает
в
стандартных и нестандартных
ситуациях и
несет за них ответственность.
Осуществляет поиск ин
формации, необходимой для
эффективного
выполнения
профессиональных задач.
Использовать ин
ОК 5.
формационно
коммуникационные технологии в
профессиональной деятельности.
Использует информационно
коммуникационные технологии
в
профессиональной
деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и
эффективно
команде,
обращаться
коллегами,
руководством, потребите
лями.
с
в
Работает
команде,
эффективно общается с
коллегами, руководством, по
требителями.
ОК 7.
Брать на себя
ответственность за работу членов
команды
(подчиненных),
результат выполнения заданий.
Берет на себя ответственность
за работу членов
команды
(подчиненных),
результат выполнения заданий.
31ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ГБПОУ «ТК им. Н.Д. Кузнецова»
к рабочей программе учебной дисциплины
ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ
АКТИВНЫХ И ИНТЕРАКТИВНЫХ ФОРМ И МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ
№ п/п
Тема учебного занятия
Колво часов
Активные и интерактивные формы
организации обучения
Код
Формируемых
компетенций
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
Основные физические свойства жидкостей
Гидростатическое давление:
основное уравнение гидростатики и его
свойства
Основные понятия и определения; режимы
движения жидкости
Гидравлический удар в трубопроводах
Поршневые насосы и гидродвигатели
Основные понятия, термины и определения
гидропривода; классификация гидроприводов
Основные законы термодинамики
3
3
3
2
2
2
2
Лекцияустановка
Лекцияустановка
Самостоятельная работа
Лекцияустановка
Самостоятельная работа
Лекцияустановка
Самостоятельная работа
Лекцияустановка
Самостоятельная работа
Лекцияустановка
Самостоятельная работа
Лекцияустановка
Самостоятельная работа
ОК 1
ОК 1, ОК 2,
ОК 4, ОК 5
ОК 1, ОК 2,
ОК 4, ОК 5
ОК 1, ОК 2,
ОК 4, ОК 5
ОК 1, ОК 2,
ОК 4, ОК 5
ОК 1, ОК 2,
ОК 4, ОК 5
ОК 1, ОК 2,
ОК 4, ОК 5
32ГБПОУ «ТК им. Н.Д. Кузнецова»
8.
9.
10.
Оборудование для подготовки рабочей среды
пневмопривода
Поршневые,
винтовые, ротационные и турбокомпрессоры
Основы
расчета и выбор комбинированных приводов
2
2
2
Лекцияустановка
Самостоятельная работа
ОК 1, ОК 2,
ОК 4, ОК 5
Лекцияустановка Практическое занятие
Самостоятельная работа
ОК 1, ОК 2,
ОК 4, ОК 5
Лекцияустановка Практическое занятие
Самостоятельная работа
ОК 1, ОК 2,
ОК 4, ОК 5
33ГБПОУ «ТК им. Н.Д. Кузнецова»
ЛИСТ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ,
ВНЕСЕННЫХ В РАБОЧУЮ ПРОГРАММУ
№ изменения, дата внесения изменения; № страницы с изменением;
БЫЛО
СТАЛО
.
Основание:
Подпись лица внесшего изменения
34СОЛОМОНОВА Ю.Л., ПЕРВАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ КАТЕГОРИЯ,
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ДИПСЦИПЛИН ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ЦИКЛА
ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ
ГБПОУ «ТК им. Н.Д. Кузнецова»
Рабочая программа учебной дисциплины
ОП.14 ГИДРАВЛИКА, ПНЕВМАТИКА И ТЕРМОДИНАМИКА
Дисциплина вариативной части циклов ОПОП
программы подготовки специалистов среднего звена по специальности СПО:
15.02.01 Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования
(машиностроение)