РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Основы безопасности жизнедеятельности» СПО
Оценка 4.6

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Основы безопасности жизнедеятельности» СПО

Оценка 4.6
Контроль знаний +3
doc
Междисциплинарный 3
Взрослым
01.12.2018
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Основы безопасности жизнедеятельности» СПО
Программа общеобразовательной учебной дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности» предназначена для изучения русского языка в Университете «Синергия», реализующем образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы СПО (ОПОП СПО) на базе основного общего образования при подготовке специалистов среднего звена по специальности 54.02.01 Дизайн (по отраслям). Программа разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности», и в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федерального государственного образовательного стандарта по специальности 54.02.01 Дизайн (по отраслям), утвержденного приказом Минобрнауки от 27.10.2014г. №1391.
РПД Основы безопасности жизнедеятельности СПО.doc
Негосударственное образовательное  частное учреждение высшего образования  «Московский финансово­промышленный университет «Синергия» Кафедра Высшей математики и естественнонаучных дисциплин УТВЕРЖДАЮ Первый проректор, кандидат экономических наук ___________________   А.И. Васильев «___»________________2014 г. (в редакции № 1 от 31.08.2015 г.; в редакции № 2 от 31.08.2016 г.; в редакции № 3 от 31.08.2017г.) РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Основы безопасности жизнедеятельности» Специальность: 54.02.01 Дизайн (по отраслям) Профиль: гуманитарный Квалификация выпускника: Дизайнер Форма обучения: очная Обсуждено на заседании кафедры Высшей математики и естественнонаучных дисциплин «31» августа 2017 г. Протокол № 1 Составитель(­и) программы: Хамидуллин Р.Я. к.т.н., доцент, зав. кафедрой  [email protected] Рейтер Е.А. ст. преподаватель [email protected] Москва 2017 Содержание кандидат экономических наук.........................................................................1 ___________________...............................................................................................1 А.И. Васильев....................................................................................................1 Пояснительная записка.....................................................................................4 Общая характеристика учебной дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности».........................................................................................5 Место учебной дисциплины в учебном плане.................................................6 В учебных планах место учебной дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности» — в составе общих общеобразовательных учебных дисциплин, формируемых из обязательных предметных областей ФГОС среднего общего образования, для специальности 54.02.01 Дизайн (по отраслям)............................................................................................................6 Результаты освоения учебной дисциплины....................................................6 Содержание учебной дисциплины.................................................................10 Примерные темы рефератов (докладов), индивидуальных проектов........17 Тематическое планирование..........................................................................20 Тематический план..........................................................................................20 (совместное обучение юношей и девушек)...................................................20 Вид учебной работы.......................................................................................20 Количество......................................................................................................20 часов................................................................................................................20 Аудиторные занятия. Содержание обучения...............................................20 Введение..........................................................................................................20 1. Обеспечение личной безопасности и сохранение здоровья....................20 2. Государственная система обеспечения безопасности.............................20 населения.........................................................................................................20 3. Основы обороны государства и воинская обязанность............................20 4. Основы медицинских знаний......................................................................20 (для юношей)..................................................................................................20 Тактическая подготовка.................................................................................21 2........................................................................................................................21 1........................................................................................................................21 1........................................................................................................................21 4.......................................................................................................................21 Огневая подготовка.........................................................................................21 3........................................................................................................................21 2........................................................................................................................21 4........................................................................................................................21 9.......................................................................................................................21 Радиационная, химическая.............................................................................21 и биологическая защита.................................................................................21 Общевоинские уставы.....................................................................................21 Строевая подготовка.......................................................................................21 Физическая подготовка...................................................................................21 Военно-медицинская.......................................................................................21 подготовка......................................................................................................21 Основы безопасности......................................................................................21 военной службы...............................................................................................21 Характеристика основных видов учебной деятельности.............................22 Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение программы учебной дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности»...........25 Список литературы..........................................................................................27 Основы безопасности жизнедеятельности...................................................27 Основная литература......................................................................................27 Дополнительная литература..........................................................................27 Интернет-ресурсы............................................................................................29 Пояснительная записка Программа   общеобразовательной   учебной   дисциплины   «Основы безопасности   жизнедеятельности»   предназначена   для   изучения   русского языка   в   Университете   «Синергия»,   реализующем   образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы СПО (ОПОП СПО) на базе основного   общего   образования   при   подготовке   специалистов   среднего звена по специальности 54.02.01 Дизайн (по отраслям). Программа разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования,   предъявляемых   к   структуре,   содержанию   и   результатам освоения учебной дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности», и в соответствии   с Рекомендациями по организации получения среднего общего   образования   в   пределах   освоения   образовательных   программ среднего   профессионального   образования   на   базе   основного   общего образования   с   учетом   требований   федерального   государственного образовательного   стандарта   по   специальности   54.02.01   Дизайн   (по отраслям), утвержденного приказом Минобрнауки от 27.10.2014г. №1391. Содержание   программы   «Основы   безопасности   жизнедеятельности» направлено на достижение следующих целей:  повышение   уровня   защищенности   жизненно   важных   интересов личности,   общества   и   государства   от   внешних   и   внутренних   угроз (жизненно важные интересы — совокупность потребностей, удовлетворение которых   надежно   обеспечивает   существование   и   возможности прогрессивного развития личности, общества и государства);  снижение   отрицательного   влияния   человеческого   фактора   на безопасность личности, общества и государства;  формирование   антитеррористического   поведения,   отрицательного отношения к приему психоактивных веществ, в том числе наркотиков;  обеспечение  профилактики асоциального поведения учащихся.  В программу включено содержание, направленное на формирование у   студентов   компетенций,   необходимых   для   качественного   освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования; программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих; программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ). Общая характеристика учебной дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности» В   современных   условиях   глобализации   развития   мировой экономики,   усложнения,   интенсификации   и   увеличения напряженности   профессиональной  деятельности  специалистов существенно   возрастает   общественно­производственное значение  состояния   здоровья   каждого   человека.   Здоровье становится приоритетной социальной ценностью. В связи с этим исключительную   высокая профессиональная   подготовка   специалистов   различного профиля к принятию решений и действиям по предупреждению чрезвычайных   ситуаций   (ЧС),   а   при   их   возникновении   —   к проведению  соответствующих  мероприятий  по ликвидации  их негативных   последствий,   и   прежде   всего   к   оказанию   первой помощи    пострадавшим. приобретает важность     природной,    жизнедеятельности»  Общеобразовательная   учебная   дисциплина   «Основы риски безопасности производственной,  бытовой, городской  и других сред обитания человека как в условиях повседневной жизни, так и при возникновении чрезвычайных ситуаций техногенного, природного и социального характера. Данная дисциплина является начальной ступенью в освоении норм   и   правил  безопасности  и  обеспечении  комфортных условий жизнедеятельности. социальной,  изучает  Основными содержательными темами программы являются: введение   в   дисциплину,   обеспечение   личной   безопасности   и сохранение   здоровья,   государственная  система   обеспечения безопасности населения, основы обороны государства и воинская обязанность, основы  медицинских знаний.       Действующее образовательных законодательство предусматривает обязательную подготовку  по  основам военной службы для лиц   которая   проводиться   во   всех мужского   пола, профессиональных   организациях, реализующих   образовательную   программу   среднего   общего образования в пределах освоения ОПОП СПО по специальности 54.02.01   «Дизайн   (по   отраслям)   на   базе   основного  общего образования.  В  связи  с  этим  программой  предусмотрено проведение в  конце  учебного  года  для  обучающихся  мужского пола  пятидневных  учебных  сборов   (35   часов),   сочетающих разнообразные   формы   организации   теоретических   и практических   занятий.   В   итоге   у   юношей   формируется адекватное   представление   о   военной   службе,   развиваются качества личности, необходимые для ее прохождения. Для   девушек   в   программе   предусмотрен   раздел   «Основы медицинских   знаний».  В  процессе  его  изучения  формируются знания  в  области   медицины,   умения   оказывать  первую медицинскую   помощь   при   различных   травмах.   Девушки   о   здоровом   образе   жизни,   основных получают   сведения     ухода   за   младенцем, средствах   планирования   семьи, поддержании   в     комфортного психологического климата.   духовности, семье Изучение   общеобразовательной   учебной   дисциплины «Основы   безопасности   жизнедеятельности»   завершается подведением   итогов   в   форме   дифференцированного   зачета   в рамках промежуточной аттестации студентов.  Место учебной дисциплины в учебном плане Учебная  учебным  дисциплина  безопасности жизнедеятельности»  предметом обязательной  предметной  области  «Физическая  культура, экология  и   основы   безопасности   жизнедеятельности»   ФГОС среднего общего образования. является  «Основы  В  профессиональных   образовательных   организациях, реализующих   образовательную   программу   среднего   общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего   образования,   учебная   дисциплина   «Основы безопасности в общеобразовательном   цикле   учебного   плана   ОПОП   СПО  по специальности   54.02.01   Дизайн   (по   отраслям)   на   базе основного   общего   образования   с   получением   среднего общего образования (ППССЗ).   жизнедеятельности» изучается     В   учебных   планах   место   учебной   дисциплины   «Основы безопасности   жизнедеятельности»   —   в   составе   общих общеобразовательных   учебных   дисциплин,   формируемых   из обязательных   предметных   областей   ФГОС   среднего   общего образования, для специальности 54.02.01 Дизайн (по отраслям). Результаты освоения учебной дисциплины Освоение   содержания   учебной   дисциплины   «Основы безопасности   жизнедеятельности»   обеспечивает   достижение следующих результатов: личностных:  развитие  личностных,  в  том  числе  духовных  и физических,  защищенность жизненноважных интересов личности от внешних и внутренних угроз; обеспечивающих  качеств,   готовность к служению Отечеству, его защите;  формирование потребности соблюдать нормы здорового образа  жизни,  осознанно  выполнять  правила  безопасности жизнедеятельности;  исключение из своей жизни вредных привычек (курения, пьянства и т. д.);  воспитание  ответственного  отношения  к  сохранению окружающей  природной  среды,  личному  здоровью,  как  к индивидуальной и общественной ценности;  освоение приемов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера; метапредметных:  овладение   умениями   формулировать   личные   понятия   о безопасности; анализировать причины возникновения опасных  и чрезвычайных  ситуаций;   обобщать  и  сравнивать   последствия опасных  и  чрезвычайных  ситуаций;  выявлять   причинно­ следственные   связи   опасных   ситуаций   и   их   влияние   на безопасность  жизнедеятельности человека;  овладение   навыками   самостоятельно   определять   цели   и задачи   по   безопасному  поведению  в  повседневной   жизни  и   в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, выбирать средства реализации   поставленных   целей,   оценивать   результаты   своей деятельности в обеспечении личной   безопасности;  формирование   умения   воспринимать   и   перерабатывать информацию, моделировать индивидуальные подходы к обеспечению личной безопасности в повседневной жизни и в чрезвычайных ситуациях; генерировать  идеи,     приобретение  опыта  самостоятельного  поиска,   анализа  и отбора информации в области безопасности жизнедеятельности с  новых информационных технологий; использованием  источников  различных  и   развитие   умения   выражать   свои   мысли   и   способности слушать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;  формирование с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных  ситуаций; взаимодействовать умений        формирование  возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их появления, а также на основе анализа специальной информации, получаемой из различных источников; умения  предвидеть   развитие  умения  применять  полученные  теоретические знания  на  практике:  принимать   обоснованные   решения  и вырабатывать план действий в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей;  формирование умения анализировать явления и события природного, техногенного и социального характера, выявлять причины   их   возникновения   и   возможные   последствия, проектировать модели личного безопасного поведения;  развитие   умения   информировать   о   результатах   своих наблюдений,   участвовать   в   дискуссии,   отстаивать   свою   точку зрения,   находить   компромиссное   решение     различных ситуациях;   в    освоение   знания   устройства   и   принципов   действия бытовых приборов и других технических средств, используемых в повседневной    жизни;  приобретение   опыта   локализации   возможных   опасных ситуаций, связанных с нарушением работы технических средств и правил их эксплуатации;  формирование установки на здоровый образ   жизни;  развитие необходимых физических качеств: выносливости, силы, ловкости, гибкости, скоростных качеств, достаточных для того, чтобы выдерживать необходимые умственные и физические нагрузки;  предметных:  сформированность   представлений   о   культуре безопасности   жизнедеятельности,   в   том   числе   о   культуре экологической   безопасности   как   жизненно   важной   социально­ нравственной позиции личности, а также средстве, повышающем защищенность   личности,   общества   и   государства   от   внешних   и внутренних угроз, включая отрицательное влияние человеческого фактора;  получение   знания   основ   государственной   системы,   направленного   на   защиту российского   законодательства, населения от внешних и внутренних угроз;  сформированность   представлений   о   необходимости   других   действий отрицания   экстремизма, противоправного характера, а также асоциального поведения;   терроризма,  сформированность   представлений   о   здоровом   образе жизни   как   о   средстве   обеспечения   духовного,   физического   и социального благополучия   личности;  освоение   знания   распространенных   опасных   и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера;  освоение знания факторов, пагубно влияющих на здоровье человека;  развитие   знания   основных   мер   защиты   (в   том   числе   в области  гражданской обороны) и правил  поведения  в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций;  формирование умения предвидеть возникновение опасных и чрезвычайных ситуаций по характерным для них признакам, а также использовать различные информационные источники;  развитие умения применять полученные знания в области безопасности   на   практике,   проектировать   модели   личного безопасного   поведения   в   повседневной   жизни   и   в   различных опасных и чрезвычайных ситуациях;  получение и освоение знания основ обороны государства и воинской   службы:   законодательства   об   обороне   государства   и воинской обязанности граждан; прав и обязанностей гражданина до призыва, во время призыва и прохождения  военной службы, уставных   отношений,   быта   военнослужащих,   порядка   несения службы и воинских  ритуалов, строевой, огневой  и тактической подготовки;   видов    освоение знания   основных   военно­ профессиональной   деятельности,   особенностей   прохождения военной службы по призыву и контракту, увольнения с военной службы и пребывания в   запасе;  владение основами медицинских знаний и оказания первой помощи   пострадавшим   при   неотложных   состояниях   (травмах, отравлениях и различных видах поражений), включая знания об основных инфекционных заболеваниях и их профилактике. Содержание учебной дисциплины  Введение Актуальность изучения дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности»,  цели  и  задачи  дисциплины.  Основные теоретические  положения  дисциплины,  определения   терминов «биосфера»,   «опасность»,   «риск», «среда   обитания»,  Необходимость  формирования  безопасного «безопасность». мышления  безопасности жизнедеятельности   —   современная   концепция   безопасного типа   поведения   личности.  основ безопасности жизнедеятельности при освоении профессий СПО и специальностей СПО. Значение  изучения  и  поведения.  Культура  1. Обеспечение личной безопасности и сохранение здоровья Здоровье  и  здоровый  образ  жизни.  Общие  понятия  о здоровье.  Здоровый  образ   жизни   как   необходимое   условие сохранения и укрепления здоровья человека и общества. Факторы,  укреплению  способствующие  здоровья. Двигательная  активность  и  закаливание  организма.  Занятия физической  культурой.  Психологическая  уравновешенность  и ее  значение  для  здоровья.  Режим  дня,  труда  и  отдыха. Рациональное  питание  и  его  значение  для  здоровья.  Влияние двигательной  активности  на  здоровье  человека.  Закаливание  и его  влияние  на  здоровье.  Правила  личной  гигиены  и  здоровье человека. Влияние   неблагоприятной   окружающей   среды  на  здоровье человека. Основные  источники загрязнения окружающей среды. Техносфера как источник негативных факторов. Вредные   привычки   (употребление   алкоголя,   курение, употребление   наркотиков)   и   их   профилактика.   Алкоголь   и   его влияние   на   здоровье   человека,   социальные   последствия употребления   алкоголя,   снижение   умственной   и   физической работоспособности. Курение и его влияние на состояние здоровья. Табачный дым и   его   составные   части.   Влияние   курения   на   нервную   систему, сердечно­сосудистую систему. Пассивное курение и его влияние на   здоровье. Наркотики,   наркомания   и   токсикомания,   общие   понятия   и   Социальные   последствия   пристрастия   к определения. наркотикам. Профилактика наркомании. Правила   и   безопасность   дорожного   движения.   Модели поведения пешеходов, велосипедистов, пассажиров и водителей транспортных средств при организации дорожного  движения. Репродуктивное здоровье как составляющая часть  здоровья человека и общества. Социальная роль женщины в современном обществе.   Репродуктивное   здоровье   женщины   и   факторы, влияющие на него. Здоровый образ жизни — необходимое условие сохранности репродуктивного  здоровья. Правовые   основы   взаимоотношения   полов.   Брак   и   семья. Культура брачных отношений. Основные функции семьи. Основы семейного права в Российской Федерации. Права и обязанности родителей. Конвенция ООН «О правах ребенка». Практические занятия Изучение   основных   положений   организации   рационального питания и освоение методов его гигиенической  оценки. Изучение   моделей   поведения   пешеходов,   велосипедистов, пассажиров и водителей транспортных средств при организации дорожного    движения. Государственная система обеспечения безопасности населения Общие   понятия   и   классификация   чрезвычайных   ситуаций природного и техногенного характера. Характеристика   чрезвычайных   ситуаций   природного   и техногенного   характера,   наиболее   вероятных   для   данной местности и района проживания. Правила поведения в условиях чрезвычайных   ситуаций   природного   и   техногенного   характера. Отработка   правил   поведения   при   получении   сигнала   о чрезвычайной   ситуации   согласно   плану   образовательного учреждения (укрытие в защитных сооружениях, эвакуация  и др.). Единая   государственная   система   предупреждения   и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), история ее создания, предназначение,   структура,   задачи,   решаемые   для   защиты населения от чрезвычайных ситуаций. Гражданская оборона — составная часть обороноспособности страны.   Основные   понятия   и   определения,   задачи   гражданской обороны. Структура и органы управления гражданской обороной. Мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций. Современные средства поражения и их поражающие факторы.   Оповещение   и Мероприятия   по   защите   населения. информирование   населения   об   опасностях,   возникающих     в чрезвычайных ситуациях военного  и мирного времени. Эвакуация населения в  условиях  чрезвычайных ситуаций. Организация инженерной защиты населения от поражающих факторов чрезвычайных  ситуаций мирного и военного времени. Инженерная   защита,   виды   защитных   сооружений.   Основное предназначение   защитных   сооружений   гражданской   обороны. Правила  поведения  в  защитных сооружениях. Аварийно­спасательные   и   другие   неотложные   работы, проводимые   в   зонах   чрезвычайных   ситуаций.   Организация   и основное содержание  аварийно­спасательных  работ.  Санитарная обработка людей после их пребывания в зонах заражения. Обучение   населения   защите   от   чрезвычайных   ситуаций. государственных Основные   направления   деятельности организаций   и   ведомств   Российской   Федерации   по   защите населения   и   территорий   от   чрезвычайных   ситуаций:   прогноз, мониторинг,   аварийно­ спасательные   работы,   Организация гражданской   обороны   в   образовательном   учреждении,   ее предназначение.   обучение   населения.   эвакуация,   оповещение,   защита, Правила   безопасного   поведения   при   угрозе террористического   акта,   захвате   в   качестве   заложника.   Меры безопасности для населения, оказавшегося на территории военных действий. Государственные службы по охране здоровья и безопасности граждан.   МЧС   России   —   федеральный   орган   управления   в области защиты  населения от чрезвычайных ситуаций.  Полиция Российской   Федерации   —   система   государственных   органов исполнительной власти в области защиты здоровья, прав, свободы и   собственности   граждан   от   противоправных   посягательств. Служба   скорой   медицинской   помощи.   Федеральная   служба   по надзору   в   сфере   защиты   прав   потребителей   и   благополучия человека   (Роспотребнадзор   России).   Другие   государственные службы   в   области   безопасности.   Правовые   основы   организации защиты   населения   Российской   Федерации   от   чрезвычайных ситуаций  мирного времени. Практические занятия Изучение   и   отработка   моделей   поведения   в   условиях вынужденной природной автономии. Изучение и отработка моделей поведения в ЧС на транспорте. Изучение  первичных  средств пожаротушения. Изучение и использование средств индивидуальной защиты от поражающих факторов в ЧС мирного и военного  времени. Основы обороны государства и воинская   обязанность История   создания   Вооруженных   Сил   России.   Организация вооруженных   сил   Московского   государства   в   XIV—XV   веках. Военная реформа Ивана Грозного в середине XVI века. Военная реформа   Петра   I,   создание   регулярной   армии,   ее   особенности. Военные   реформы   в   России   во   второй   половине   XIX   века, создание массовой армии. Создание советских Вооруженных Сил, их   структура   и   предназначение.   Основные   предпосылки проведения   военной   реформы   Вооруженных   Сил   Российской Федерации   на   современном   этапе.   Функции   и   основные   задачи современных Вооруженных сил Российской Федерации, их роль и место в системе обеспечения национальной безопасности. Организационная   структура   Вооруженных   Сил   Российской Федерации. Виды Вооруженных Сил Российской Федерации, рода структура.   предназначение,   структура.   предназначение,   история   создания, Вооруженных   Сил   Российской   Федерации,   рода   войск. Сухопутные   войска:   предназначение, структура.   Военно­воздушные   силы:   история     создания, предназначение,     структура.   Военно­морской   флот,   история создания,   Ракетные   войска стратегического   назначения:   история   создания,   предназначение, структура.   Войска   воздушно­космической   обороны:   история создания,   Воздушно­десантные войска:   история   создания,   предназначение,   структура.   Другие войска:   Пограничные   войска   Федеральной   службы   безопасности Российской   Федерации,   внутренние   войска   Министерства внутренних дел Российской Федерации, Железнодорожные войска Российской Федерации, войска гражданской обороны МЧС Росси. Их состав и  предназначение. Воинская   обязанность.   Основные   понятия   о   воинской обязанности. Воинский учет. Организация воинского учета и его предназначение. Первоначальная постановка граждан на воинский учет.   Обязанности   граждан   по   воинскому   учету.   Организация медицинского освидетельствования граждан при первоначальной постановке на воинский  учет. Обязательная   подготовка   граждан   к   военной   службе. Основное   содержание   обязательной   подготовки   гражданина   к военной   службе.   Добровольная   подготовка   граждан   к   военной службе. Основные направления добровольной подготовки граждан к военной службе: занятия  военно­прикладными видами  спорта; обучение   по   дополнительным   образовательным   программам, имеющее целью военную подготовку несовершеннолетних граждан в   учреждениях   начального   профессионального   и   среднего профессионального   образования;   обучение   по   программам подготовки   офицеров   запаса   на   военных   кафедрах   в образовательных   учреждениях   высшего   профессионального образования. Призыв   на   военную   службу.   Общие,   должностные   и   Размещение специальные   обязанности   военнослужащих. военнослужащих, распределение времени и повседневный порядок жизни воинской части. Прохождение   военной   службы   по   контракту.   Основные условия прохождения военной службы по контракту. Требования, предъявляемые к гражданам, поступающим на военную службу по контракту. Сроки военной службы по контракту. Права и льготы, предоставляемые военнослужащим, проходящим военную службу по контракту. Альтернативная   гражданская   служба.   Основные   условия прохождения   альтернативной   гражданской   службы.   Требования, предъявляемые   к   гражданам,   для   прохождения   альтернативной гражданской службы. защиту   свободы, Качества   личности   военнослужащего   как   защитника Отечества:   любовь   к   Родине,   высокая   воинская   дисциплина, верность воинскому долгу и военной присяге, готовность в любую минуту   встать   на     независимости конституционного   строя   в   России,   народа   и   Отечества. Военнослужащий   —   специалист,   в   совершенстве   владеющий оружием и военной техникой. Требования воинской деятельности, предъявляемые к моральным, индивидуально­психологическим и профессиональным   качествам   гражданина.   Виды   воинской деятельности   и   их   особенности.   Особенности   воинской деятельности в различных видах Вооруженных Сил и родах войск. Требования   к   психическим   и   морально­этическим   качествам призывника. Основные понятия о психологической совместимости членов   воинского   коллектива   (экипажа,   боевого   расчета). Военнослужащий   —   подчиненный,   строго   соблюдающий Конституцию   РФ   и   законодательство   Российской   Федерации, выполняющий требования воинских уставов, приказы командиров и     начальников. Воинская   дисциплина   и   ответственность.   Единоначалие   — принцип строительства Вооруженных Сил Российской Федерации. Общие   права   и   обязанности   военнослужащих.   Воинская дисциплина,   ее   сущность   и   значение.   Виды   ответствен­   ности, (дисциплинарная, установленной   для   военнослужащих   административная, гражданско­правовая,   материальная, уголовная). Дисциплинарные взыскания, налагаемые на солдат и матросов,   проходящих   военную   службу   по   призыву.   Уголовная ответственность   за   преступления   против   военной   службы (неисполнение   приказа,   нарушение   уставных   правил взаимоотношений   между   военнослужащими,   самовольное оставление   части   и   др.).   Соблюдение   норм   международного гуманитарного права.   Как   стать   офицером   Российской   армии.   Основные   виды военных   образовательных   учреждений   профессионального образования. Правила приема граждан в военные образовательные учреждения   профессионального   образования.   Организация подготовки   офицерских   кадров   для   Вооруженных   Сил Российской    Федерации. Боевые   традиции   Вооруженных   Сил   России.   Патриотизм   и верность   воинскому   долгу   —   основные   качества   защитника Отечества. Воинский долг — обязанность по вооруженной защите Отечества.   Дни   воинской   славы   России   —   дни   славных   побед. Основные   формы   увековечения   памяти   российских   воинов, отличившихся   в   сражениях,   связанных   с  днями   воинской   славы России.   Дружба,   войсковое   товарищество   —   основа   боевой готовности   частей   и   подразделений.   Особенности   воинского коллектива, значение войскового товарищества в боевых условиях и   повседневной   жизни   частей   и   подразделений.   Войсковое товарищество — боевая традиция Российской  армии и флота. 3.1. Ритуалы   Вооруженных   Сил   Российской   Федерации. Ритуал приведения к военной присяге. Ритуал вручения боевого знамени воинской части. Вручение личному составу вооружения и   военной   техники.   Проводы   военнослужащих,   уволенных   в запас   или   отставку.   Символы   воинской   чести.   Боевое   знамя воинской части  — символ воинской чести, доблести и славы. Ордена — почетные награды за воинские отличия и заслуги в бою и военной службе. Практические занятия Изучение   способов   бесконфликтного   общения   и      само­ регуляции. Особенности службы в армии, изучение и освоение методик проведения строевой подготовки. Основы  медицинских знаний Понятие первой помощи. Перечень состояний, при которых оказывается   первая   помощь.   Признаки   жизни.   Общие   правила оказания   первой   помощи.   Федеральный   закон   «Об   основах охраны здоровья граждан Российской Федерации». Понятие   травм   и   их   виды.   Правила   первой   помощи   при ранениях. Правила наложения повязок различных типов. Первая помощь при травмах различных областей тела. Первая помощь при проникающих ранениях грудной и брюшной полости, черепа. Первая   помощь   при   сотрясениях   и   ушибах   головного   мозга. Первая   помощь   при   переломах.   Первая   помощь   при электротравмах и повреждении молнией. Первая   помощь   при   синдроме   длительного   сдавливания. Понятие травматического токсикоза. Местные и общие признаки травматического   токсикоза.   Основные   периоды     развития травматического токсикоза. Понятие и виды кровотечений. Первая помощь при наружных кровотечениях. Первая помощь при капиллярном кровотечении. Первая   помощь   при   артериальном   кровотечении.   Правила наложения   жгута   и   закрутки.   Первая   помощь   при   венозном кровотечении.   Смешанное   кровотечение.   Основные   признаки внутреннего кровотечения. Первая   помощь   при   ожогах.   Понятие,   основные   виды   и степени   ожогов.   Первая   помощь   при   термических   ожогах. Первая   помощь   при   химических   ожогах.   Первая   помощь   при воздействии   высоких   температур.   Последствия   воздействия высоких температур на организм  человека. Основные признаки теплового   удара.   Предупреждение   развития   перегревов. Воздействие ультрафиолетовых лучей на человека. Первая   помощь   при   воздействии   низких   температур. Последствия   воздействия   низких   температур   на   организм человека. Основные степени отморожений. Первая   помощь   при   попадании   инородных   тел   в   верхние дыхательные пути. Основные приемы удаления инородных тел из верхних дыхательных путей. Первая   помощь   при   отравлениях.   Острое   и   хроническое отравление. Первая   помощь   при   отсутствии   сознания.   Признаки обморока.   Первая   помощь   при   отсутствии   кровообращения (остановке   сердца).   Основные   причины   остановки   сердца. Признаки расстройства кровообращения и клинической смерти. Правила   проведения   непрямого   (наружного)   массажа   сердца   и искусственного    дыхания. Основные   инфекционные   болезни,   их   классификация   и профилактика.   Пути   передачи   возбудителей   инфекционных болезней.   Индивидуальная   и   общественная   профилактика инфекционных   заболеваний.   Инфекции,   передаваемые   половым путем,   и   их   профилактика.   Ранние   половые   связи   и   их последствия для здоровья. Здоровье родителей и здоровье будущего ребенка. Основные средства планирования семьи. Факторы, влияющие  на здоровье ребенка.   Беременность   и   гигиена   беременности.   Признаки   и сроки   беременности.   Понятие   патронажа,   виды   патронажей. Особенности питания и образа жизни беременной женщины. Основы ухода за младенцем. Физиологические особенности развития новорожденных детей. Основные мероприятия по уходу за   младенцами.   Формирование   основ   здорового   образа   жизни. Духовность и здоровье  семьи. Практические занятия Изучение   и   освоение   основных   приемов   оказания   первой помощи при кровотечениях. Изучение   и   освоение   основных   способов   искусственного дыхания. Примерные темы рефератов (докладов), индивидуальных проектов  Эволюция среды обитания, переход к   техносфере.  Взаимодействие человека и среды обитания.  Стратегия   устойчивого   развития   как   условие   выживания человечества.  Основные   пути   формирования   культуры   безопасности жизнедеятельности в современном обществе.  Здоровый образ жизни — основа укрепления и сохранения личного здоровья.  Факторы,  способствующие  укреплению здоровья.  Организация   студенческого   труда,   отдыха   и  эффективной самостоятельной работы.  Роль физической культуры в сохранении здоровья.  Пути сохранения репродуктивного здоровья   общества.  Алкоголь и его влияние на здоровье человека.  Табакокурение и его влияние на   здоровье.  Наркотики и их пагубное воздействие на организм.  Компьютерные игры и их влияние на организм человека.  Особенности трудовой деятельности женщин и подростков.  Характеристика   ЧС   природного   характера,   наиболее вероятных для данной местности и района проживания.  Характеристика   ЧС   техногенного   характера,   наиболее вероятных для данной местности и района проживания.  Терроризм   как   основная   социальная   опасность современности.  Космические опасности: мифы и реальность.  Современные   средства   поражения   и   их   поражающие факторы.  Оповещение и информирование населения об  опасности.  Инженерная   защита   в   системе   обеспечения   безопасности населения.  Правовые   и   организационные   основы   обеспечения безопасности жизнедеятельности.  МЧС России — федеральный орган управления в области защиты населения от чрезвычайных ситуаций.  Структура Вооруженных Сил Российской Федерации. Виды и рода  войск.  Основные   виды   вооружения   и   военной   техники   в Российской    Федерации.  Военная   служба   как   особый   вид   федеральной государственной   службы.  Организация и порядок призыва граждан на военную службу в Российской Федерации.  Боевые   традиции   Вооруженных   Сил   Российской Федерации.  Символы воинской чести.  Патриотизм и верность воинскому  долгу.  Дни воинской славы России.  Города­герои Российской Федерации.  Города воинской славы Российской  Федерации.  Профилактика инфекционных заболеваний.  Первая помощь при острой сердечной  недостаточности.  СПИД — чума XXI  века.  Оказание первой помощи при бытовых   травмах.  Духовность и здоровье семьи.  Здоровье родителей — здоровье ребенка.  Формирование здорового образа жизни с  пеленок.  Как стать долгожителем?  Рождение ребенка — высшее чудо на   Земле.  Политика государства по поддержке   семьи. Тематическое планирование При   реализации   содержания   общеобразовательной учебной   дисциплины   «Основы   безопасности   и жизнедеятельности»   в   пределах   освоения   ОПОП   СПО   по специальности 54.02.01 Дизайн (по отраслям)  максимальная     учебная     нагрузка обучающихся  составляет – 105 часов:  из   них   аудиторная   (обязательная)   нагрузка обучающихся,   включая   практические   занятия,   —  70 часов;   внеаудиторная   самостоятельная   работа студентов — 35 часов. Тематический план (совместное обучение юношей и девушек)                         Вид учебной работы    Аудиторные занятия. Содержание обучения   Количество       часов Введение 1. Обеспечение личной безопасности и сохранение здоровья 2. Государственная система обеспечения безопасности  населения 3. Основы обороны государства и воинская обязанность 4. Основы медицинских знаний Итого Внеаудиторная  самостоятельная  работа Подготовка рефератов, сообщений индивидуального проекта с использованием информационных технологий и др. 2 16 16 18 18 70 35 Промежуточная аттестация в форме  дифференцированного зачета           105 Всего Тематический план проведения учебных сборов  (для юношей) № Количество часов п/ п Тема занятия 1-й день 2-й день 3-й день 4-й день 5-й день Общее количес тво      4      9 2 8 4 5 2 1 1 Тактическая  подготовка 2 Огневая подготовка 3 Радиационная, химическая  и биологическая защита 4 Общевоинские уставы 5 Строевая подготовка 6 Физическая подготовка 7 Военно­медицинская  подготовка 8 Основы безопасности  военной службы Итого 4 1 1 1 7 3 1 1 2 7 2 2 1 1 1 1 2 2 1 1 1 4 1 1 7 7 7 35 1  Инструкция об организации обучения граждан Российской Федерации начальным знаниям в об­ ласти обороны и их подготовки по основам военной службы в образовательных учреждениях среднего (полного)   общего   образования,   образовательных   учреждениях   начального   профессионального   и среднего профессионального  образования  и  учебных  пунктах  (приложение  №  5,  п.  44). 21 Характеристика основных видов учебной деятельности Содержание обучения Характеристика основных видов деятельности студентов (на уровне учебных действий) Введение Обеспечение  личной  безопасности  и сохранение  здоровья  населения Государствен ная система  обеспечения  безопасности  населения здоровье  и Различение  основных  понятий  и  теоретических положений  основ   безопасности   жизнедеятельности, применение   знаний   дисциплины   для   обеспечения своей безопасности. Анализ   влияния   современного   человека   на окружающую   среду,   оценка   примеров   зависимости благополучия жизни людей от состояния окружающей среды;   моделирование   ситуаций   по   со­   хранению биосферы и ее защите Определение  основных  понятий  о  здоровом образе жизни.   влияющих   на   здоровье, Усвоение   факторов, выявление   факторов,   разрушающих   здоровье, планирование   режима   дня,   выявление   условий обеспечения   рационального   питания,   объяснение случаев из собственной жизни и своих наблюдений по планированию режима труда и  отдыха. Анализ   влияния   двигательной   активности  на здоровье   человека,   определение  основных  форм закаливания,  их  влияния  на  здоровье   человека, обоснование  последствий  влияния  алкоголя  на здоровье   человека  и  социальных  последствий употребления алкоголя. Анализ  влияния  неблагоприятной  окружающей среды на здоровье человека. Моделирование  пристрастия к наркотикам. Моделирование безопасности дорожного движения. Характеристика репродуктивное здоровье человека. Моделирование   ситуаций   по   применению   правил сохранения и укрепления здоровья   ситуаций   по   организации влияющих   на последствий   факторов, социальных    Усвоение общих понятий чрезвычайных ситуаций, классификация ситуаций природного   и   техногенного   характера   по основным характеристика особенностей ЧС различного  происхождения. чрезвычайных признакам, Содержание обучения Характеристика основных видов деятельности студентов (на уровне учебных действий) Основы  обороны  государства и  воинская  обязанность основных  понятий  военной  Выявление   потенциально   опасных   ситуаций   для сохранения   жизни   и   здоровья   человека, сохранения   личного   и  общественного  имущества при ЧС. Моделирование поведения населения при угрозе и возникновении ЧС. Освоение моделей поведения в разных ситуациях: как   вести   себя   дома,   на   дорогах,   в   лесу,   на водоемах,   характеристика   основных   функций системы   по   предупреждению   и   ликвидации   ЧС (РСЧС);   объяснение   основных   правил   эвакуации населения   в   условиях   чрезвычайных   ситуаций, оценка   правильности   выбора   индивидуальных средств защиты при возникновении ЧС; раскрытие возможностей   современных   средств   оповещения населения   об   опасностях,   возникающих   в чрезвычайных   ситуациях   военного   и   мирного времени;   характеристика   правил   безопасного поведения   при   угрозе   террористического   акта, захвате в качестве  заложника. Различение  и национальной  безопасности,  освоение   функций   и основные   задачи   современных   Вооруженных   сил Российской Федерации, характеристика основных этапов создания Вооруженных Сил России. Анализ   основных   этапов   проведения   военной реформы   Вооруженных   Сил   Российской Федерации   на   современном   этапе,   определение организационной   структуры,   видов   и   родов Вооруженных   Сил   Российской   Федерации; формулирование   общих,   должностных   и специальных   обязанностей   военнослужащих. Характеристика   распределения   времени   и повседневного   порядка   жизни   воинской   части, сопоставление   порядка   и   условий   прохождения военной   службы   по   призыву   и   по   контракту; анализ   условий   прохождения   альтернативной гражданской  службы. Анализ качеств личности военнослужащего как  защитника Отечества. Характеристика воинской деятельности,   предъявляемых   к   моральным, индивидуально­психологическим и гражданина; профессиональным   качествам   характеристика понятий «воинская дисциплина» и «ответственность»;   освоение   основ   строевой подготовки. требований       23 Содержание обучения Характеристика основных видов деятельности студентов (на уровне учебных действий) Основы  медицинских  знаний Определение   боевых   традиций   Вооруженных Сил   России,   объяснение   основных   понятий   о ритуалах   Вооруженных   Сил   Российской Федерации и символах воинской чести Освоение основных понятий о состояниях, при которых   оказывается   первая   помощь; моделирование   ситуаций   по   оказанию   первой помощи при несчастных случаях. Характеристика основных признаков жизни. Освоение   алгоритма   идентификации   основных видов   кровотечений,   идентификация   основных признаков теплового удара. Определение   основных   средств   планирования семьи. Определение особенностей образа жизни и рациона питания беременной женщины Учебно­методическое и материально­техническое обеспечение программы учебной дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности» Освоение   программы   учебной   дисциплины   «Основы безопасности   жизнедеятельности»   предполагает   наличие учебного   кабинета,   в   котором   имеется   возможность обеспечить   обучающимся   свободный   доступ   в   Интернет   во время учебного занятия и период внеучебной деятельности. Помещение кабинета должно удовлетворять требованиям Санитарно­эпидемиологических   правил   и   нормативов (СанПиН   2.4.2   №   178­02)   и   быть   оснащено   типовым оборудованием, указанным в настоящих требованиях, в том числе   специализированной   учебной   мебелью   и   средствами обучения,   достаточными   для   выполнения   требований   к уровню подготовки   обучающихся1. В  состав  и  материально­ технического  обеспечения  программы   учебной   дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности»    входят: учебно­методического  многофункциональный комплекс преподавателя; наглядные   пособия   (комплекты   учебных   таблиц, стендов,   схем,   плакатов,   портретов   выдающихся   ученых   в области   обеспечения   безопасной   жизнедеятельности населения и  др.); информационно­коммуникативные  средства; экранно­звуковые  пособия; тренажеры   для   отработки   навыков   оказания   сердечно­ легочной и мозговой реанимации с индикацией правильности выполнения   действий   на   экране   компьютера  и  пульте контроля  управления  —  роботы­тренажеры  типа  «Гоша»  и др.; тренажер для отработки действий при оказании помощи в воде; имитаторы ранений и поражений; и образцы  аварийно­спасательных  оборудования  (АСИО),  средств  индивидуальной   защиты (СИЗ): противогаз ГП­7, респиратор Р­2, защитный костюм Л­ 1,  общевойсковой   защитный   костюм,   общевойсковой   прибор химической  разведки,   компас­азимут;   дозиметр   бытовой (индикатор    радиоактивности); инструментов  учебно­методический комплект «Факторы радиационной и   химической   опасности»   для   изучения   факторов радиационной и химической опасности; 25 образцы  средств  первой  медицинской  помощи: индивидуальный  перевязочный  пакет   ИПП­1;   жгут кровоостанавливающий;   аптечка  индивидуальная  АИ­2; комплект индивидуальный противохимический   пакет  ИПП­11;   сумка   санитарная; носилки плащевые; противоожоговый;     образцы средств пожаротушения  (СП); макеты:   встроенного   убежища,   быстровозводимого убежища,  противорадиационного  укрытия,  а  также  макеты местности,  зданий  и  муляжи; макет автомата Калашникова; электронный стрелковый тренажер; обучающие и контролирующие программы по темам    дисциплины; комплекты   технической   документации,   в   том   числе паспорта   на   средства   обучения,   инструкции   по   их использованию и технике безопасности;   дисциплины библиотечный фонд. В   библиотечный   фонд   входят   учебники,   учебно­ методические  комплекты (УМК), обеспечивающие  освоение учебной безопасности жизнедеятельности», рекомендованные или допущенные для использования   в   профессиональных   образовательных организациях,   реализующих   образовательную   программу среднего   общего   образования   в   пределах   освоения   ОПОП СПО на базе основного общего образования. «Основы     Библиотечный   фонд   может   быть   дополнен   научной   и   научно­   справочниками, энциклопедиями, популярной литературой и   др. В   процессе   освоения   программы   учебной   дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности» студенты должны иметь   возможность   доступа   к   электронным   учебным материалам   по   основам   безопасности   жизнедеятельности, имеющимся   в   свободном   доступе   в   сети   Интернет (электронным книгам, практикумам, тестам). 1 Письмо Министерства образования и науки РФ от 24.11.2011 № МД­1552/03  «Об оснащении общеобразовательных учреждений учебным и учебно­лабораторным   оборудованием». Список литературы Основы безопасности жизнедеятельности Основная литература 1). Хван, Т.А. Основы безопасности жизнедеятельности : учебное пособие / Т.А. Хван, П.А. Хван. ­ Изд. 9­е. ­ Ростов­н/Д : Феникс, 2014. ­ 416 с. : ил. ­ (Среднее профессиональное образование). ­ Библиогр. в кн. ­   ISBN   978­5­222­21938­6   ;   То   же   [Электронный   ресурс].   ­   URL: http://biblioclub.ru/  2). Дополнительная литература 1.  Косолапова   Н.   В.   Основы   безопасности   жизнедеятельности: учебник / Н. В. Косолапова, Н. А. Прокопенко. – 7­е изд. стер.­  М.: Академия,2016. – 288с.                                                                      2. Микрюков В.Ю. Безопасность жизнедеятельности: учебник. – 2­е изд. стер. ­ М.: Кнорус, 2012. – 288с. 3. Гражданский кодекс РФ (Ч. 3) (утвержден Федеральным законом от 26.11.01 № 146­ФЗ) (в ред. от 05.06.2012) // СЗ РФ. — 2001. — № 49. — Ст. 4552. 4. Гражданский кодекс РФ (Ч. 4) (утвержден Федеральным законом от 18.12.06 № 230­ФЗ) (в ред. от 08.12.2011) // СЗ РФ. — 2006. — № 52 (Ч. 1). — Ст. 5496. 5. Семейный кодекс Российской Федерации (утвержден  Федеральным законом от  29.12.1995 6. № 223­ФЗ) (в ред. от 12.11.2012) // СЗ РФ. — 1996. — № 1. — Ст. 16. 7. Уголовный кодекс Российской Федерации (утвержден  Федеральным законом от 13.06.1996 8. №  63­ФЗ) (в ред. от 07.12.2011 ; с изм. и доп., вступающими в силу с 05.04.2013) // СЗ РФ. — 1996. — № 25. — Ст. 2954. 9. Федеральный   закон   от   28.03.1998   №   53­ФЗ   «О   воинской обязанности   и   военной   службе»   (в   ред.   от   04.03.2013,   с   изм.   от 21.03.1013) // СЗ РФ. — 1998. — № 13. — Ст.  1475. 10.Федеральный закон от 21.12.1994 № 68­ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвы­ чайных ситуаций природного и техногенного характера» (в ред. от 11.02.2013) // СЗ РФ. — 1994. — № 35. — Ст. 3648. 11.Федеральный закон от 21.07.1997 № 116­ФЗ «О промышленной 27 безопасности   опасных   про­   изводственных   объектов»   (в   ред.   от 04.03.2013) // СЗ РФ. — 1997. — № 30. — Ст. 3588. 12.Федеральный закон от 25.07.2002 № 113­ФЗ «Об альтернативной гражданской службе» (в ред. от 30.11.2011) // СЗ РФ. — 2002. — № 30. — Ст. 3030. 13.Федеральный закон от 31.05.1996 № 61­ФЗ «Об обороне» (в ред. от 05.04.2013) // СЗ РФ. — 1996. — № 23. — Ст. 2750. 14.Федеральный   закон   от   10.01.2002   №   7­ФЗ   «Об   охране окружающей среды» (в ред. от 25.06.2012, с изм. от 05.03.2013) // СЗ РФ. — 2002. — № 2. — Ст.  133. 15.Федеральный закон от 21.11.2011 № 323­ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Рос­ сийской Федерации» (в ред. от 25.06.2012) // СЗ РФ. — 2011. — N 48. — Ст. 6724. 16.Указ Президента РФ от 05.02.2010 № 146 «О Военной доктрине Российской Федерации» // СЗ РФ. — 2010. — № 7. — Ст. 724. 17.Постановление   Правительства   РФ   от   30.12.2003   №   794   «О единой   государственной   системе   предупреждения   и   ликвидации чрезвычайных ситуаций» (в ред. от 18.04.2012) // СЗ РФ. — 2004. — № 2. — Ст. 121. 18.Приказ   министра   обороны   РФ   от   03.09.2011   №   1500   «О Правилах   ношения   военной   формы   одежды   и   знаков   различия военнослужащих   Вооруженных   Сил   Российской   Федерации,   ведом­ ственных   знаков   отличия   и   иных   геральдических   знаков   и   особой церемониальной   парадной   военной   формы   одежды   военнослужащих почетного   караула   Вооруженных   Сил   Российской   Федерации» (зарегистрирован   в  Минюсте   РФ   25.10.2011  №   22124)  //   Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. — 2011. — № 47. 19.Приказ Министерства здравоохранения и социального развития  РФ от 04.05.2012 № 477н 20.«Об утверждении перечня состояний, при которых оказывается первая помощь, и перечня мероприятий по оказанию первой помощи» (в ред. от 07.11.2012) (зарегистрирован в Минюсте РФ 16.05.2012 № 24183)   //   Бюллетень   нормативных   актов   федеральных   органов исполни­ тельной  власти.  — 2012. 21.Приказ   министра   обороны   Российской   Федерации   и Министерства   образования   и   науки   Российской   Федерации   от 24.02.2010   №   96/134   «Об   утверждении   Инструкции   об   организации обучения   граждан   Российской   Федерации   начальным   знаниям   в области   обороны   и   их   подготовки   по   основам   военной   службы   в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных   учреждениях   начального   профессионального   и среднего   профессионального   образования   и   учебных   пунктах» (зарегистрировано Минюстом России 12.04.2010,  регистрационный  № 16866). 22.Общевойсковые уставы Вооруженных Сил РФ (ред. 2013 г.) —  Ростов н/Д, 2013. 1. http   ://   www   .     mchs    .     ru  (сайт  МЧС  РФ).  www. Интернет­ресурсы  .     gov  mvd. ru (сайт МВД РФ).  2.  www.    mil. ru (сайт Минобороны).     http://      www.       fsb. ru (сайт ФСБ РФ). 3.    globalteka.   ru/index.   html Глобальная библиотека научных ресурсов).  http://  www.      (Глобалтека. 4. http://  www.        window.  edu.  ru   (Единое окно доступа к образовательным ресурсам).     school.   edu.   ru/default.   asp  (Российский качество, Доступность,  портал.  5. http://  www.     образовательный  эффективность).  www.   http://      6. ru/book    (Электронная     библиотечная система). 7.  www. http://        simvolika.   rsl.   ru  символы России. История и реальность). www  ru (Военная литература). (Государственные  . militera. lib. 29

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Основы безопасности жизнедеятельности» СПО

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Основы безопасности жизнедеятельности» СПО

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Основы безопасности жизнедеятельности» СПО

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Основы безопасности жизнедеятельности» СПО

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Основы безопасности жизнедеятельности» СПО

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Основы безопасности жизнедеятельности» СПО

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Основы безопасности жизнедеятельности» СПО

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Основы безопасности жизнедеятельности» СПО

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Основы безопасности жизнедеятельности» СПО

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Основы безопасности жизнедеятельности» СПО

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Основы безопасности жизнедеятельности» СПО

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Основы безопасности жизнедеятельности» СПО

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Основы безопасности жизнедеятельности» СПО

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Основы безопасности жизнедеятельности» СПО

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Основы безопасности жизнедеятельности» СПО

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Основы безопасности жизнедеятельности» СПО

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Основы безопасности жизнедеятельности» СПО

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Основы безопасности жизнедеятельности» СПО

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Основы безопасности жизнедеятельности» СПО

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Основы безопасности жизнедеятельности» СПО

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Основы безопасности жизнедеятельности» СПО

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Основы безопасности жизнедеятельности» СПО

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Основы безопасности жизнедеятельности» СПО

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Основы безопасности жизнедеятельности» СПО

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Основы безопасности жизнедеятельности» СПО

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Основы безопасности жизнедеятельности» СПО

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Основы безопасности жизнедеятельности» СПО

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Основы безопасности жизнедеятельности» СПО

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Основы безопасности жизнедеятельности» СПО

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Основы безопасности жизнедеятельности» СПО

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Основы безопасности жизнедеятельности» СПО

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Основы безопасности жизнедеятельности» СПО

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Основы безопасности жизнедеятельности» СПО

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Основы безопасности жизнедеятельности» СПО

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Основы безопасности жизнедеятельности» СПО

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Основы безопасности жизнедеятельности» СПО

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Основы безопасности жизнедеятельности» СПО

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Основы безопасности жизнедеятельности» СПО

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Основы безопасности жизнедеятельности» СПО

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Основы безопасности жизнедеятельности» СПО

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Основы безопасности жизнедеятельности» СПО

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Основы безопасности жизнедеятельности» СПО

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Основы безопасности жизнедеятельности» СПО

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Основы безопасности жизнедеятельности» СПО

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Основы безопасности жизнедеятельности» СПО

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Основы безопасности жизнедеятельности» СПО

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Основы безопасности жизнедеятельности» СПО

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Основы безопасности жизнедеятельности» СПО

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Основы безопасности жизнедеятельности» СПО

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Основы безопасности жизнедеятельности» СПО

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Основы безопасности жизнедеятельности» СПО

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Основы безопасности жизнедеятельности» СПО

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Основы безопасности жизнедеятельности» СПО

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Основы безопасности жизнедеятельности» СПО

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Основы безопасности жизнедеятельности» СПО

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Основы безопасности жизнедеятельности» СПО

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Основы безопасности жизнедеятельности» СПО

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Основы безопасности жизнедеятельности» СПО
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.12.2018