Рабочая программа учебной практики ПМ.01 Управление ассортиментом товаров является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по спРабочая программа учебной практики может быть использована в дополнительном профессиональном образовании и профессиональной подготовке работников в области товароведения при наличии среднего
(полного) общего образования. Опыт работы не требуется.
ециальности СПО: 38.02.05 «Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров».
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Горнозаводский политехнический техникум»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ
ПМ.01 Управление ассортиментом товаров
специальность СПО 38.02.05 «Товароведение и экспертиза качества
потребительских товаров»
базовый уровень2017г.
2Рабочая программа учебной практики разработана на основе
Федерального государственного образовательного стандарта по
специальности СПО 38.02.05 «Товароведение и экспертиза качества
потребительских товаров»
Организация – разработчик: Государственное бюджетное
профессиональное образовательное учреждение «Горнозаводский
политехнический техникум»
Разработчик(и): Холкина Елена Алексеевна – мастер производственного
обучения первой квалификационной категории
Рецензент(ы): Шемелина Светлана Аркадьевна – зам. директора по УПР
РАССМОТРЕНО: УТВЕРЖДАЮ:
ЦМК общепрофессиональных и
профессиональных дисциплин Заместитель директора по УПР
От «__» _____ 201_г., ______________С.А. Шемелина
протокол № ______
_____________Е.А. Холкина «___» _____________ 201_г.
3СОДЕРЖАНИЕ
1
2
3
4
5
Паспорт программы учебной практики
Результаты освоения учебной практики
Содержание учебной практики
Условия реализации программы учебной практики
Контроль и оценка результатов
освоения учебной практики
4
6
7
8
10
4I. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ
ПМ.01 Управление ассортиментом товаров
1.1 Область применения программы
Рабочая программа учебной практики ПМ.01 Управление ассортиментом
товаров является частью основной профессиональной образовательной
программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО: 38.02.05
«Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров» в части
освоения основных видов профессиональной деятельности (ВПД):
Управление ассортиментом товаров и соответствующих профессиональных
компетенций (ПК):
ПК 1.1. Выявлять потребность в товарах;
ПК 1.2. Осуществлять связи с поставщиками и потребителями продукции;
ПК 1.3. Управлять товарными запасами и потоками;
ПК 1.4. Оформлять документацию на поставку и реализацию товара.
Рабочая программа учебной практики может быть использована в
дополнительном профессиональном образовании и профессиональной
подготовке работников в области товароведения при наличии среднего
(полного)
общего образования.
Опыт работы не требуется.
1.2. Цели и задачи учебной практики:
С целью овладения видом профессиональной деятельности в ходе учебной
практики обучающийся должен:
иметь практический опыт:
ПО 1. Анализа ассортиментной политики торговой организации;
5ПО 2. Выявления потребности в товаре (спроса);
ПО 3. Участия в работе с поставщиками и потребителями;
ПО 4. Приемки товаров по количеству и качеству;
ПО 5. Размещения товаров;
ПО 6. Контроля условий и сроков транспортировки и хранения товаров;
ПО 7. Обеспечения товародвижения в складах и магазинах;
ПО 8. Эксплуатации основных видов торговотехнологического
оборудования;
ПО 9. Участия в проведении инвентаризации товаров.
уметь:
У 1. Распознавать товары по ассортиментной принадлежности;
У 2. Формировать торговый ассортимент по результатам анализа потребности
в товарах;
У 3. Применять средства и методы маркетинга для формирования спроса и
стимулирования сбыта;
У 4. Рассчитывать показатели ассортимента;
У 5. Оформлять договоры с контрагентами;
У 6. Контролировать их выполнение, в т. ч. поступление товаров в
согласованном ассортименте по срокам, качеству, количеству;
У 7. Предъявлять претензии за невыполнение, контрагентами договорных
обязательств;
У 8. Готовить ответы на претензии покупателей;
У 9. Производить закупку и реализацию товаров;
У 10. Учитывать факторы, влияющие на ассортимент и качество при
организации товародвижения;
У 11. Соблюдать условия и сроки хранения товаров;
У 12. Рассчитывать товарные потери;
У 13. Планировать меры по ускорению оборачиваемости товаров, сокращению
товарных потерь;
6У 14. Соблюдать санитарноэпидемиологические требования к торговым
организациям и их персоналу, товарам, окружающей среде;
У 15. Соблюдать требования техники безопасности и охраны труда.
Задачами учебной практики являются:
закрепление и совершенствование приобретенного в процессе обучения
опыта практической деятельности обучающихся в сфере изучаемой
специальности;
развитие общих и профессиональных компетенций;
освоение современных производственных процессов, технологий;
адаптация обучающихся к конкретным условиям деятельности предприятий
различных организационноправовых форм.
1.3 Формы контроля:
учебная практика – дифференцированный зачет;
1.4 Количество часов на освоение программы учебной практики.
Всего 72 часа, в том числе:
учебная практика 72 часа;
7II. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ
ПМ.01 УПРАВЛЕНИЕ АССОРТИМЕНТОМ ТОВАРОВ
2.1. Результаты освоения программы учебной практики.
Результатом освоения программы учебной практики являются
сформированные профессиональные компетенции:
Выявлять потребность в товарах;
Наименование результата обучения
Код
ПК 1.1
ПК 1.2 Осуществлять связи с поставщиками и потребителями продукции;
ПК 1.3 Управлять товарными запасами и потоками;
ПК 1.4 Оформлять документацию на поставку и реализацию товара.
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей
профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые
методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать
их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и
нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой
для эффективного выполнения профессиональных задач,
профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационнокоммуникационные технологии в
ОК 6.
профессиональной деятельности.
Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с
коллегами, руководством, потребителями.
8ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды
(подчиненных), за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и
личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно
планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в
профессиональной деятельности.
III. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ
ПМ.01 УПРАВЛЕНИЕ АССОРТИМЕНТОМ ТОВАРОВ
3.1 ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ
Наименование
профессиональног
о модуля, тем
Содержание учебного материала
ПМ.01 УПРАВЛЕНИЕ АССОРТИМЕНТОМ ТОВАРОВ
Тема 1
Ознакомление с
торговыми
предприятиями
Инструктаж по ТБ; ПБ; охране труда. Организация
рабочего места.
Экскурсия на предприятия торговли г.
Горнозаводска
(Общая характеристика торгового предприятия:
Ознакомление с материальнотехнической базой торгового
предприятия (тип здания, основные группы помещений, общая
планировка помещений и секций).
Виды материальной ответственности работников магазина
(директора, товароведа, продавца и подобных лиц).
Изучение торговотехнологического оборудования)
Тема 2
Управление
ассортиментом и анализ
ассортиментной
политики торгового
предприятия.
Выполнение работ по анализу экскурсии:
(составление анализа факторов, формирующих ассортимент
торгового предприятия;
выявление потребности в товаре (изучить спрос); описать
ассортиментные группы;
рассчитать
устойчивость, новизну и т.д.);
проанализировать
предприятия;
дать
ассортиментной политики с учетом всех факторов.)
оценку и предложения по совершенствованию
показатели ассортимента(широту, полноту,
ассортиментнуюполитику торгового
Объём
часов
72
7
14
9Тема 3
Оформление договоров
с поставщиками.
Тема 4
Приемка товаров по
количеству и качеству.
Тема 5
Работа по составлению
претензий поставщикам
Тема 6
Изучение правил
размещения
товаров и их хранение
Тема 7
Изучение товарных
потерь в предприятиях
торговли их расчеты и
списание
Тема 8
Участие в
инвентаризации
Составление договоров с поставщиками:
(составить этап согласования ассортимента с поставщиками (по
товарным группам, по срокам,
транспортировке, упаковке и маркировке.);
Оформить договор;
Составить и проанализировать графики завоза товаров;
Привести пример несоблюдения графиков завоза и иных
договорных условий.)
по количеству и качеству, по
Выполнение работ по приемке товаров:
характеристику
количественной
(Произвести приемку товаров по количеству и качеству;
Дать
приемке;
Дать характеристику качественной приемке;
заполнение сопроводительных документов (накладных, счет
фактур, сертификатов, деклараций, удостоверений и др.);
Произвести сверку товаров с сопроводительными документами;
Составление телеграммы (телефонограммы) в случае
расхождения с сопроводительными документами;
Составление актов по количеству и качеству отбора образцов;
Распознавание дефектов при приемке и причины их образования.)
Выполнение работ по претензиям:
(Привести примеры случаев предъявления претензий
поставщикам;
Определение сроков предъявления претензий (местным,
иногородним и другим странам) по количеству;
Определение сроков предъявления претензий по качеству
(местным, иногородним и другим странам);
Оформление документов к претензиям; Составление заявки в
бюро товарных экспертиз.)
Выполнение работ по размещению товаров на
хранение:
(работа с нормативными документами по условию хранения,
температурными режимами хранения и режимами влажности;
оценка качества упаковочных материалов; выполнение
размещения товаров в подсобных помещениях)
Выполнение работ по расчетам и списанию
товарных потерь:
товарных потерь на предприятиях, причины
(определение видов
их возникновения; рассмотрение порядка и сроков их списания;
составление актов и расчетов на их списание.)
Выполнение работ по инвентаризации
предприятия:
(Определение правил учета и отчетности в торговом
предприятии,
сроков проведения инвентаризации в торговом предприятии;
Оформление инвентаризационной описи товаров форма № ИНВ
– 3, результатов инвентаризации, анализ работы торгового
предприятия.)
7
14
7
7
7
7
Дифференцированный зачет
Всего часов:
2
72
10IV. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ
4.1 Условия реализации учебной практики
Реализация условий учебной практики профессионального модуля
предполагает наличие лаборатории:
технологического оснащения торговых организаций;
учебного магазина;
учебного склада
Оборудование лаборатории и рабочих мест:
посадочные места по количеству обучающихся;
рабочее место преподавателя;
комплект бланков технологической документации;
комплект учебнометодической документации;
комплекты ГОСТов, САНпинов, законы РФ, инструкции;
сборники задач, ситуаций, тестовых заданий;
11 наглядные пособия;
натуральные образцы товаров;
торговотехнологическое оборудование и инструмент;
Технические средства обучения:
мультимедийное оборудование (экран, проектор, ПК);
4.2. Информационное обеспечение обучения:
Основные источники
Федеральные законы:
1. «О защите прав потребителей»: от 07.02.1992 г №23001 (ред. от 25.11.2006
г.)
2. «О качестве и безопасности пищевых продуктов» от 02.01.2000 г. №29ФЗ
(ред. От 30.12.2006 г.)
3. «О применении контрольнокассовой техники при осуществлении наличных
денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» от
22.05.2003 г. №54ФЗ
4. «О техническом регулировании» от 27.12.2002 г. №184ФЗ (ред. От
09.05.2005 г.)
5. «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименования мест
происхождения товаров» от 23.09.1992 г. №35201 (ред. от 24.12.2002 г.)
6. «О рекламе» от 18.07.1995 г. №108ФЗ (ред. от 21.07.2005 г.)
7. ЭУМК, сетевая версия на основе программной оболочки «Hyper Service»
«Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров»
Учебные издания
1. Арустамов Э.А. Техническое оснащение торговых организаций. – М.:
Академия, 2017
2. Калачев, С.Л. Теоретические основы товароведения и экспертизы: учебник
для СПО/С.Л Калачев. – 2е изд., перераб. и доп. – М. : Издательство Юрайт,
2017. – 479 с. – Серия: Профессиональное образование.
3. «Товароведение и организация торговли продовольственными товарами»:
учебник для нач.проф. образования/ Гранаткина Н.В. 8у изд., исправ. М.:
издательский центр «Академия», 2014. 256с.
124. Иванов Г.Г Организация торговли (торговой деятельности): учебник для
СПО.М.:КноРус,2017
Интернетресурсы:
http://www.znaytovar.ru – специализированный сайт для товароведов;
1.
2. http://tovaroveded.ru – сайт для студентов и преподавателей, изучающих
дисциплину Теоретические основы товароведения;
http://www.experttovaroved.ru – сайт экспертизы товаров и защиты прав
3.
потребителей;
4. http://tovaroved.ucoz.ru сайт для товароведов
5. www.rospotrebnadzor.ru/ сайт роспотребнадзора
6. www, gsen.ru сайт Федеральной службы по надзору в сфере защиты
прав потребителей и благополучия человека
7. www.garant.ru справочно правовая система Гарант
8. www.consultant.ru справочно правовая система Консультант Плюс
V. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ
ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ
Контроль и оценка результатов освоения программы учебной практики
осуществляется педагогом в процессе проведения занятий, а также
выполнения обучающимися учебнопроизводственных заданий.
Результаты
(освоения учебной практики)
ПК 1.1 Выявлять потребность в
товарах.
Основные показатели оценки результата
Определение технической последовательности изучения
спроса потребителей в соответствии с алгоритмами.
Точность расчета и правильность анализа основных
показателей ассортимента;
Точность и грамотность оформления технологической
документации.
Правильность классификации потребительских товаров.
Распознавание ассортимента потребительских товаров в
13ОК 1,2,3
ПК 1.2 Осуществлять связи с
поставщиками и потребителями
продукции.
ОК.6,7
ПК 1.3 Управлять товарными
запасами и потоками.
ОК.8,9
ПК 1.4 Оформлять
документацию на поставку и
реализацию товаров
ОК.4,5
соответствии с техническими регламентами и
классификаторами.
демонстрация интереса к будущей профессии через
участие в профессиональных конкурсах, научно
практических конференциях.
выбор и применение методов и способов решения
профессиональных задач в области управления
ассортиментом товаров;
Качество анализа поставщиков товаров по
региональному и ассортиментному признаку.
Грамотность оформления договора на поставку товаров
и заявок на поставку товаров в соответствии с
инструкциями.
Точность и грамотность контроля за поставляемыми
товарами согласно инструкциям.
Грамотность работы с потребителями согласно
Примерным правилам торговли и Закона «О защите прав
потребителей».
Точность и грамотность оформления технологической
документации.
взаимодействие с обучающимися, преподавателями,
мастерами, руководителями практик от предприятий
социальных партнеров в ходе обучения.
самоанализ и коррекция результатов собственной
деятельности
Определение видов товарных запасов;
Расчет и проверка основных показателей товарных
запасов и потоков;
Качество анализа и рациональность выбора методов
хранения в зависимости от группы потребительских
товаров.
Выбор способов приемки товаров в зависимости от
места и условий её проведения.
Выбор путей и методов распределения товарных потоков в
соответствии с инструкциями по логистике.
организация самостоятельных занятий при изучении
профессионального модуля
Правильность и грамотность оформления документации на
поставку и реализацию товаров в соответствии с
инструкциями.
эффективный поиск необходимой информации,
использование различных источников, включая
электронные.
14выполнение работ на автоматизированном рабочем месте
товароведа.
15