Программа разработана на основе авторской программы для общеобразовательных учреждений 5-11 классы среднего общего образования по биологии (составитель Н.И. Сонин, В.И. Сонина Москва, «Дрофа», 2013г)
Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений. Биология. Общие закономерности. /Под редакцией С.Г. Мамонтов, В.Б. Захаров, И.Б. Агафонова, Н.И. Сонин, Москва «Дрофа», 2014г.
I. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ:
В результате изучения биологии обучающиеся 9 класса должны:
Знать/ понимать
-Признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов растений, животных грибов и бактерий; популяций; экосистем и агроэкосистем; биосферы; растений, животных и грибов своего региона;
-сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах;
-особенности строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения человека;
-строение биологических объектов: клеток прокариот и эукариот (химический состав и строение); генов, хромосом, женских и мужских гамет; вирусов; одноклеточных и многоклеточных организмов; структуру вида и экосистем;
рп биол 9.docx
Ростовская область Кашарский район х.Талловеров
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Талловеровская средняя общеобразовательная школа.
« Утверждаю »
Директор МБОУ Талловеровская СОШ
Приказ от _______________№_______
Подпись руководителя _____________
Печать /Переверзева Н.Н/
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по биологии
основного общего образования
9 класс
Количество часов: 68 ч (2ч в неделю)
Учитель: Никулина Е.В.
Программа разработана на основе авторской программы для общеобразовательных
учреждений 511 классы среднего общего образования по биологии (составитель Н.И.
Сонин, В.И. Сонина Москва, «Дрофа», 2013г) Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений. Биология. Общие
закономерности. /Под редакцией С.Г. Мамонтов, В.Б. Захаров, И.Б. Агафонова, Н.И.
Сонин, Москва «Дрофа», 2014г.
I.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ:
В результате изучения биологии обучающиеся 9 класса должны:
Знать/ понимать
Признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом;
клеток и организмов растений, животных грибов и бактерий; популяций;
экосистем и агроэкосистем; биосферы; растений, животных и грибов своего
региона;
сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии,
питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение,
наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма,
раздражимость, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах;
особенности строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и
поведения человека;
строение биологических объектов: клеток прокариот и эукариот (химический
состав и строение); генов, хромосом, женских и мужских гамет; вирусов;
одноклеточных и многоклеточных организмов; структуру вида и экосистем;
сущность биологических процессов и явлений: хранения , передачи и
реализации генетической информации; обмена веществ и превращения энергии в
клетке; фотосинтеза и хемосинтеза; митоза и мейоза; развития гамет у
цветковых растений и позвоночных животных; размножения; оплодотворения у
цветковых растений и позвоночных животных; индивидуального развития
организма (онтогенеза); взаимодействия генов искусственного, движущего и
стабилизирующего отбора; географического и экологического видообразования;
влияния элементарных факторов эволюции на генофонд популяции;
формирования приспособленности к среде обитания; круговорота веществ и
превращения энергии в экосистемах и биосфере; эволюции биосферы
использование современных достижений биологии в селекции и биотехнологии
(гетерозис, полиплоидия, отдельная гибридизация, трансгенез)
особенности жизни как формы существования материи;
роль физических и химических процессов в живых системах различного
иерархического уровня организации;
фундаментальные понятия биологии
2 сущность процессов обмена веществ, онтогенеза, наследственности и
изменчивости;
основные теории биологии: клеточную, хромосомную теорию
наследственности, эволюционную, антропогенеза;
соотношение социального и биологического в эволюции человека;
основные области применения биологических знаний в практике сельского
хозяйства, в ряде отраслей промышленности, при охране окружающей среды и
здоровья человека;
уметь:
находить:
в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп;
в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов;
в различных источниках (в том числе с использованием информационных и
коммуникационных технологий) необходимую информацию о живых
организмах; избирательно относится к биологической информации,
содержащейся в средствах массовой информации;
объяснять:
роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины
мира, в практической деятельности людей и самого ученика;
родство, общность происхождения и эволюции растений и животных (на
примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни
человека и собственной деятельности;
взаимосвязи организмов и окружающей среды; роль биологического
разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей
среды;
родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в
природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного
здоровья от состояния окружающей среды; зависимость собственного здоровья
от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости,
проявления наследственных заболеваний , иммунитета у человека; роль
гормонов и витаминов в организме;
проводить простые биологические исследования:
ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты
опытов, наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением
3 животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых
микропрепаратах и описывать биологические объекты;
по результатам наблюдений распознавать и описывать в таблицах основные
части и органоиды клетки, органы и системы органов человека; на живых
объектах и таблицах органы цветкового растения, органы и системы органов
животных, растения разных отделов, области биологии и экологии, о факторах
здоровья и риска; работать с биологическими и приборами , инструментами ,
справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и
состоянием его собственного организма , биологические эксперименты;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих
способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами,
биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе,
собственному здоровью других людей; культуры поведения в природе;
Формирование способности и готовности использовать приобретенные знания и
умения в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными,
забота о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим;
оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде,
собственному организму, здоровью других людей , для соблюдения правил
поведения в окружающей среде , норм здорового образа жизни, профилактики
заболеваний , травматизма и стрессов, вредных привычек ВИЧинфекции.
пользоваться знанием общебиологических закономерностей для объяснения с
материалистических позиций вопросов происхождения и развития жизни на
Земле, а также различных групп растений, животных, в том числе и человека;
давать аргументированную оценку новой информации по биологическим
вопросам;
работать с микроскопом и изготовлять простейшие препараты для
микроскопических исследований;
решать генетические задачи, составлять родословные, строить вариационные
кривые на растительном и животном материале;
работать с учебной и научнопопулярной литературой, составлять план,
конспект, реферат.
II.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
1.Эволюция живого мира на Земле (22 часа).
Биология как наука. Место биологии в системе наук. Значение биологии для
понимания научной картины мира. Методы биологических исследований.
4 Понятие «жизнь». Современные научные представления о сущности жизни.
Значение биологической науки в деятельности человека. Учение об эволюции
органического мира. Развитие биологии в додарвиновский период. Работы
Аристотеля, К.Линнея. Ж.Б.Ламарка. Ч. Дарвин — основоположник учения об
эволюции. Учение Ч.Дарвина об искусственном и естественном отборе.
Движущие силы и результаты эволюции. Естественный отбор — движущая и
направляющая сила эволюции. Борьба за существование как основа
естественного отбора. Роль естественного отбора в формировании новых
свойств, признаков и новых видов. Возникновение адаптаций и их относительный
характер. Взаимоприспособленность видов как результат действия
естественного отбора. Вид. Критерии вида. Видообразование. Понятие
микроэволюции. Популяционная структура вида. Популяция как элементарная
эволюционная единица. Факторы эволюции и их характеристика. Эволюционная
роль мутаций. Понятие о макроэволюции. Соотнесение микро и
макроэволюции. Главные направления эволюции. Взгляды, гипотезы и теории о
происхождении жизни. Органический мир как результат эволюции. История
развития органического мира.
2.Структурная организация живых организмов (11 часов).
Клетка как структурная и функциональная единица живого. Химический состав
клетки. Основные компоненты клетки. Строение мембран и ядра, их функции.
Цитоплазма и основные органоиды. Их функции в клетке. Прокариоты и
эукариоты. Обмен веществ и превращения энергия в клетке. Способы получения
органических веществ: автотрофы и гетеротрофы. Фотосинтез, его космическая
роль в биосфере. Биосинтез белков. Понятие о гене. ДНК — источник
генетической информации. Генетический код. Матричный принцип биосинтеза
белков. Образование РНК по матрице ДНК. Регуляция биосинтеза. Прокариоты
и эукариоты. Особенности строения клеток бактерий. Основные положения
клеточной теории.
3.Размножение и индивидуальное развитие организмов (5 часов).
Самовоспроизведение — всеобщее свойство живого. Формы размножения
организмов. Бесполое размножение и его типы. Митоз как основа бесполого
размножения и роста многоклеточных организмов, его биологическое значение.
Половое размножение. Мейоз, его биологическое значение. Биологическое
значение оплодотворения. Понятие индивидуального развития (онтогенеза) у
растительных и животных организмов. Деление, рост, дифференциация клеток,
органогенез, размножение, старение, смерть особей. Влияние факторов внешней
среды на развитие зародыша. Биогенетический закон.
4.Наследственность и изменчивость организмов (20 часов).
5 Генетика как отрасль биологической науки. История развития генетики.
Закономерности наследования признаков живых организмов. Работы Г. Менделя.
Методы исследования наследственности. Гибридологический метод изучения
наследственности. Моногибридное скрещивание. Закон доминирования. Закон
расщепления. Полное и неполное доминирование. Закон чистоты гамет и его
цитологическое обоснование. Анализирующее скрещивание. Сцепленное
наследование генов. Фенотип и генотип. Генетическое определение пола.
Генетическая структура половых хромосом. Наследование признаков,
сцепленных с полом. Взаимодействие генов. Основные формы изменчивости.
Генотипическая изменчивость. Мутации. Причины и частота мутаций,
мутагенные факторы. Эволюционная роль мутаций. Комбинативная
изменчивость. Возникновение различных комбинаций генов и их роль в создании
генетического разнообразия в пределах вида. Эволюционное значение
комбинативной изменчивости.
Фенотипическая, или модификационная, изменчивость. Роль условий
внешней среды в развитии и проявлении признаков и свойств. Задачи и методы
селекции. Генетика как научная основа селекции организмов. Достижения
мировой и отечественной селекции.
5 . Взаимоотношения организма и среды. Основы экологии (9 часов).
Биосфера — глобальная экосистема. В. И. Вернадский — основоположник
учения о биосфере. Структура и функции биосферы. Круговорот веществ в
биосфере. Экосистемная организация живой природы. Экосистемы. Роль
производителей, потребителей и разрушителей органических веществ в
экосистемах и круговороте веществ в природе. Автотрофы, гетеротрофы.
Пищевые связи в экосистеме. Окружающая среда — источник веществ, энергии
и информации. Абиотические и биотические факторы среды. Влияние
экологических факторов на организмы. Приспособления организмов к
различным экологическим факторам. Типы взаимодействия между организмами
(конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм). Роль человека в биосфере.
Природные ресурсы и их использование. Экологические проблемы, их влияние
на жизнь человека. Последствия деятельности человека в экосистемах, влияние
его поступков на живые организмы и экосистемы. Охрана природы и основы
рационального природопользования.
Практические и лабораторные работы:
П.р. №1 «Изучение приспособленности организмов к среде обитания».
Л.р. № 1 «Изучение критериев вида на сортах культурных растений».
Л.р. № 2 «Изучение строения растительной и животной клетки под
микроскопом».
6 Л.р. № 3 «Решение генетических задач и анализ составленных родословных».
Л.р. №4«Построение вариационной кривой (размеры листьев растений).
Л.р. №5«Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания)
П.р. №2 «Изучение и описание экосистемы своей местности, выявление
типов взаимодействия разных видов в данной экосистеме»
П.р. №3« Анализ и оценка последствий деятельности человека в
экосистемах»
III.
КАЛЕНДАРНОТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО
ПРЕДМЕТА
№
Раздел/Тема урока
1. Эволюция живого мира на Земле22ч
Количество
часов
Дата проведения
план
факт
1.1.
1.2
1.3
1.4
1.5.
1.6
1.7
1.8.
1
1
1
1
1
1
1
1
Введение.
Многообразие живого мира.
Основные свойства живых
организмов
Становлен6ие систематики.
Эволюционная теория Ж.Б. Ламарка
Научные и социальноэкономические
предпосылки возникновения теории
Ч. Дарвина
Учение Ч. Дарвина об
искусственном отборе.
Учение Ч.Дарвина об естественном
отборе.
Приспособительные особенности
строения и поведения животных.
Забота о потомстве.
Физиологические адаптации.
7
01.09
07.09
08.09
14 09
15.09
01.09
07.09
08.09
14 09
15.09
21.09
21.09
22.09
22.09
28.09
28.09 1.9
П.р. №1 «Изучение приспособ
ленности организмов к среде
обитания»
1.10.
Вид, его критерии и структура.
Л.р. № 1 «Изучение критериев вида
на сортах культурных растений»
1.11
1.12
1.13
1.14
1.15
Элементарные эволюционные
факторы.
Формы естественного отбора.
Главные направления эволюции.
Типы эволюционных изменений.
Современные представления о
возникновении жизни.
1.16
Начальные этапы развития жизни.
1.17 Жизнь в архейскую и
протерозойскую эры.
1.18 Жизнь в палеозойскую эру.
1.19 Жизнь в мезозойскую эру.
Жизнь в кайнозойскую эру.
1.20
1.21
1.22
Происхождение человека.
Обобщение и закрепление знаний
Контрольное тестирование
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2.Структурная организация живых организмов (11 часов).
2.23. Химическая организация клетки.
Неорганические вещества, входящие
в состав клетки.
2.24
Органические вещества, входящие в
состав клетки.
2.25. Обмен веществ и преобразование
энергии в клетке. Пластический
обмен.
2.26
Биосинтез белков.
1
1
1
1
8
29.09
29.09
05.10
05.10
06.10
06.10
12.10
13.10
19.10
20.10
26.10
27.10
02.11
16.11
17.11
23.11
24.11
12.10
13.10
19.10
20.10
26.10
27.10
02.11
16.11
17.11
23.11
24.11
30.11
30.11
01.12
01.12
07.12
07.12
08.12
08.12 2.27
2.28
2.29
2.30
2.31
2.32
2.33
Энергетический обмен. Способы
питания.
Строение и функции клеток.
Прокариотическая клетка.
Эукариотическая клетка.
Цитоплазма. Ядро.
Л.р.№2 «Изучение строения
растительной и животной клетки под
микроскопом».
Деление клеток.
Клеточная теория строения
организмов.
Контрольное тестирование
«Структурная организация живых
организмов».
1
1
1
1
1
1
1
14.12
14.12
15.12
15.12
21.12
21.12
22.12
22.12
28.12
29.12
28.12
29.12
18.01
18.01
3.Размножение и индивидуальное развитие организмов 5ч
3.34
3.35
3.36
Размножение организмов Бесполое
размножение.
Половое размножение. Развитие
половых клеток.
Индивидуальное развитие
организмов (онтогенез).
Эмбриональный период развития.
3.37
Постэмбриональный
Период развития.
3.38
Общие закономерности развития.
Биогенетический закон.
1
1
1
1
1
19.01
19.01
25.01
25.01
26.01
26.01
01.02
01.02
02.02
02.02
4.Наследственность и изменчивость организмов 20ч
1
08.02
08.02
4.39
Закономерности наследования
признаков. Основные понятия
генетики. Гибридологический метод
изучения наследования признаков Г.
Менделя.
9 4.40
4.41
4.42
4.43
4.44
4.45
4.46
4.47
4.48
4.49
Первый закон Менделя.
Второй закон Менделя.
Закон чистоты гамет.
Третий закон Менделя.
Анализирующее скрещивание.
Сцепленное наследование генов.
Генетика пола. Наследование
признаков, сцепленных с полом.
Л.р №3«Решение генетических задач
и анализ составленных
родословных».
Контрольное тестирование по теме
«Закономерности наследования
признаков. Индивидуальное развитие
организмов»
Закономерности изменчивости.
Наследственная (генотипическая)
изменчивость.
4.50 Мутации. Значение мутаций для
практики с/х и биотехнологии.
4.51
4.52
4.53
4.54
4.55
4.56
4.57
Ненаследственная (фенотипическая)
изменчивость.
Л.р. №4«Построение вариационной
кривой (размеры листьев растений).
Селекция растений, животных и
микроорганизмов. Центры
многообразия и происхождения
культурных растений.
Селекция растений и животных.
Селекция микроорганизмов.
Достижения и основные направления
современной селекции.
Обобщение знаний по теме:
«Закономерности изменчивости.
Селекция растений, животных и
10
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
09.02
15.02
16.02
22.02
01.03
02.03
09.03
09.02
15.02
16.02
22.02
01.03
02.03
09.03
15.03
15.03
16.03
16.03
22.03
22.03
23.03
23.03
05.04
05.04
06.04
06.04
12.04
13.04
19.04
20.04
12.04
13.04
19.04
20.04
26.04
26.04 микроорганизмов».
4.58
Контрольное тестирование по теме:
«Закономерности изменчивости.
Селекция растений, животных и
микроорганизмов».
1
27.04
27.04
5 . Взаимоотношения организма и среды. Основы экологии 9ч
5.59
5.60
5.61
5.62
5.63
5.64
5.65
5.66
Биосфера, ее структура и функции.
Структура биосферы.
Круговорот веществ в природе.
История формирования природных
сообществ живых организмов.
Биогеоценозы и биоценозы. П.р №2
Абиотические факторы среды.
Интенсивность действия факторов
среды.
Биотические факторы среды. Типы
связей между организмами в
биоценозах. Взаимодействие между
организмами. Л.р. №5«Составление
схем передачи веществ и энергии
(цепей питания)
Биосфера и человек. Природные
ресурсы и их использование. П.р.
№3« Анализ и оценка последствий
деятельности человека в
экосистемах»
Последствия хозяйственной
деятельности человека для
окружающей среды.
Охрана природы и основы
рационального природопользования.
Обобщение и повторение по теме:
«Биосфера»
1
1
1
1
1
1
1
2
03.05
03.05
04.05
10.05
04.05
10.05
11.05
11.05
17.05
17.05
18.05
18.05
24.05
24.05
25.05
25.05
В связи с праздничными днями и перенесенными выходными днями (Постановление
Правительства РФ от 04.08.2016 г. №756 «О переносе выходных дней в 2017 году»)
11 произошло уплотнение учебного материала, поэтому данная программа будет пройдена не
за 68 учебных часов, а за 66 учебных часа. Недостаток учебного времени будет
компенсирован путем интеграции тем курса.
СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания Заместитель директора по УВР
методического совета
МБОУ Талловеровская СОШ _____________/Сыроваткина Н.В./
от________201_г №______ подпись
________________________ _____ ________________201__г
подпись руководителя МС дата
12 13
Рабочая программа учителя, как инструмент работы.
Рабочая программа учителя, как инструмент работы.
Рабочая программа учителя, как инструмент работы.
Рабочая программа учителя, как инструмент работы.
Рабочая программа учителя, как инструмент работы.
Рабочая программа учителя, как инструмент работы.
Рабочая программа учителя, как инструмент работы.
Рабочая программа учителя, как инструмент работы.
Рабочая программа учителя, как инструмент работы.
Рабочая программа учителя, как инструмент работы.
Рабочая программа учителя, как инструмент работы.
Рабочая программа учителя, как инструмент работы.
Рабочая программа учителя, как инструмент работы.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.