Цель программы – сформировать полноценную фонетическую систему языка, развить фонематическое восприятие и навыки первоначального звукового анализа и синтеза, автоматизировать слухопроизносительные умения и навыки в различных ситуациях, развивать связную речь.В процессе коррекционного обучения детей логопатов решаются следующие задачи:
раннее выявление и своевременное предупреждение речевых нарушений;
преодоление недостатков в речевом развитии;
воспитание артикуляционных навыков звукопроизношения и развитие слухового восприятия;
подготовка к обучению грамоте, овладение элементами грамоты;
формирование навыков учебной деятельности;
осуществление преемственности в работе с родителями воспитанников, сотрудниками ДОУ и специалистами детской поликлиники, медицинских учреждений.
Рабочая программа.docx
Принято педагогическим советом
МКДОУ 31.08.2019г.
Протокол №
Утверждено
приказом
заведующего
МКДОУ детский сад «Солнышко»
,С.Н. Исупова
№ ____ от «___»____________2019г.
Программа логопедического сопровождения для детей
старшего дошкольного возраста с нарушениями речи Содержание программы коррекционноразвивающей работы в логопедических группах
дошкольного образовательного учреждения Детский сад «Солнышко»
для детей с ФФНР 6 7 лет
№п/п
I
1.1.
1.2.
1.3.
1.4.
1.5.
1.6.
1.7.
2.
2.1.
II
3.
4.
4.1.
5.
5.1.
III
6.
7.
8.
9.
Содержание
Целевой раздел
Стр.
Введение
Пояснительная записка
Цели и задачи реализации коррекционноразвивающей работы в логопедических
группах дошкольного образования в соответствии с ФГОС дошкольного
образования
Принципы и подходы к формированию коррекционноразвивающей программы
Принципы, сформулированные на основе особенностей Примерной
общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до
школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой в
соответствии с ФГОС
Формы работы в рамках коррекционноразвивающего направления
Психолого педагогическая характеристика особенностей развития детей
дошкольного возраста с ФФНР
Планируемые результаты как ориентиры освоения воспитанниками
коррекционноразвивающей программы для детей ФФНР дошкольного образования
(в виде целевых ориентиров).
Планируемые результаты как ориентиры освоения воспитанниками
коррекционноразвивающей программы дошкольного образования (формирующая
часть).
Содержание индивидуальных и групповых занятий
Содержательный раздел
Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик
Особенности организации коррекционноразвивающей работы. Учебный план
Особенности взаимодействия педагога с родителями
Особенности взаимодействия учителялогопеда с воспитателями ДОУ
Организационный раздел
Материальнотехническое обеспечение программы, обеспеченность методическими
материалами и средствами обучения и воспитания
Перспективное планирование работы с детьми (67 лет)
Особенности организации предметнопространственной развивающей среды
Методическое обеспечение
2
3
4
5
5
6
7
10
11
12
16
16
19
20
23
24
29
32
2 I. Целевой раздел
1.1Введение
Проблема воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в
общеобразовательном пространстве требует деликатного и гибкого подхода, так как известно, что
не все дети, имеющие нарушения в развитии, могут успешно интегрироваться в среду здоровых
сверстников. Индивидуальный образовательный маршрут предполагает постепенное включение
таких детей в коллектив сверстников с помощью взрослого, что требует от педагога новых
психологических установок на формирование у детей с нарушениями развития, умения
взаимодействовать в едином детском коллективе. Дети с ограниченными возможностями здоровья
могут реализовать свой потенциал лишь при условии вовремя начатого и адекватно
организованного процесса воспитания и обучения, удовлетворения как общих с нормально
развивающимися детьми, так и их особых образовательных потребностей, заданных характером
нарушения их психического развития.
Федеральный государственный образовательный
стандарт дошкольного образования
определяет целевые ориентиры – социальные и психологические характеристики личности ребёнка
на этапе завершения дошкольного образования, среди которых речь занимает одно из центральных
мест как самостоятельно формируемая функция, а именно: к завершению дошкольного
образования ребёнок хорошо понимает устную речь и может выражать свои мысли и желания.
Также речь включается в качество важного компонента, в качестве средства общения, познания,
творчества в следующие целевые ориентиры:
активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх;
способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и
радоваться успехам других, стараться разрешать конфликты;
может фантазировать вслух, играть звуками и словами;
проявляет любознательность, задаёт вопросы, касающиеся близких и далёких предметов,
явлений, интересуется причинноследственными связями (как? почему? зачем?), пытается
самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей;
обладает начальными знаниями о себе, о предметном, природном, социальном и культурном
мире, в котором он живёт.
Ни один из целевых ориентиров дошкольного образования не может быть достигнут без
освоения речевой культуры.
Для достижения целевых ориентиров необходима систематическая профилактика и коррекция
речевых нарушений у детей, поскольку многие из них имеют особенности, которые могут нарушить
благоприятный ход онтогенеза речи, что наиболее явно проявляется к пятилетнему возрасту. В
последнее время значительно увеличивается количество детей, имеющих нарушения речи, при
этом наблюдаются количественные и качественные изменения в их развитии. Нарушения речи всё
чаще сопряжены с проблемами неврологического, психологического и социального порядка, что
значительно утяжеляет речевую симптоматику нарушений.
В современной практике дошкольного образования возникает ряд проблем, требующих
решения.
Вопервых, дети достаточно поздно, обычно в возрасте 56 лет, когда уже пройдены основные
этапы онтогенеза устной речи, попадают в поле профессиональной деятельности учителялогопеда.
Вовторых, к данному возрасту ребёнок уже приобретает ряд вторичных и третичных
нарушений развития, значительно снижающих уровень его обучаемости.
3 Втретьих, коррекция нарушений речи у дошкольников остаётся недостаточно эффективной,
если речевое нарушение не является предметом комплексного воздействия всех специалистов
ДОУ.
В современной практике работы учителялогопеда в условиях логопункта актуальность
приобретает такая цель, как усиление коррекционной и профилактической направленности
образовательного процесса в ДОУ в отношении детской речи.
С учётом этой приоритетной цели разработана данная рабочая программа деятельности
учителялогопеда на логопедическом пункте ДОУ. Рабочая программа определяет возможные
пути включения деятельности учителялогопеда ДОУ в работе дошкольного образовательного
учреждения по реализации федеральных государственных требований к структуре основной
общеобразовательной программы дошкольного образования.
1.2. Пояснительная записка
Профессиональная деятельность учителялогопеда ДОУ направлена на оказание
своевременной коррекционнопедагогической помощи детям с различными видами речевых
нарушений.
У детей с ФФНР ведущим дефектом является несформированность процессов восприятия
звуков речи, а также нередко нарушаются просодические компоненты речи: темп, тембр,
мелодика, что влечёт за собой затруднения детей при практическом осознании основных
элементов языка и речи. Проявления речевого недоразвития у данной категории детей выражены в
большинстве случаев не резко. Отмечается бедность словаря и незначительная задержка в
формировании грамматического строя речи. При углубленном обследовании речи детей могут
быть отмечены отдельные ошибки в падежных окончаниях, в употреблении сложных предлогов, в
согласовании прилагательных и порядковых числительных с существительными и т. п. Наряду с
ФФНР, у детей дошкольного возраста встречаются диагнозы ОНР, дизартрия, ринолалия, алалия,
заикание. С данными категориями детей также проводится коррекционная работа, но
ответственность за полное исправление дефекта логопед не несет, так как в ДОУ отсутствует
специализированная коррекционная группа.
Одними из целевых ориентиров на этапе завершения в соответствии с Примерной
образовательной программой дошкольного образования являются:
ребенок владеет правильной, грамотной устной речью, умеет использовать речь для
выражения своих мыслей, чувств и желаний, правильно строить речевые высказывания в ситуации
общения, умеет выделять звуки в словах, таким образом, у ребенка складываются предпосылки
грамотности;
у ребенка развита крупная и мелкая моторика. Он подвижен, вынослив, владеет основными
произвольными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими.
Основными задачами выступают:
выявление, преодоление и своевременное предупреждение речевых нарушений у
воспитанников ДОУ;
4 формирование профессиональной компетентности педагогов в сфере эффективного
взаимодействия с детьми, имеющими речевые нарушения, а также в сфере профилактики и
выявления проблем в речевом развитии;
обучение родителей эффективным приёмам воспитания ребёнка с нарушениями речи и
организации коррекционноразвивающей среды в семейных условиях.
Основная цель рабочей программы – раскрыть пути формирования у воспитанников ДОУ с
речевыми нарушениями полноценной структуры речевой деятельности, создавая условия для
овладения детьми родным языком в условиях логопункта.
у детей до 7 лет речь как ещё не сформированная функциональная система наиболее
Настоящей рабочей программой предусмотрена необходимость охраны и укрепления
физического и психического здоровья детей, обеспечения эмоционального благополучия каждого
ребенка. Так она позволяет формировать оптимистическое отношение детей к окружающему, что
дает возможность ребенку жить и развиваться, обеспечивает позитивное эмоциональноличностное
и социальнокоммуникативное развитие.
Рабочая программа разработана на основе современных достижений логопедической науки и
практики (Н.Е.Веракса, Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина, Туманова Т.В.), отражающих представления
о структуре речевого нарушения, особенностях развития детей с нарушениями речи, онтогенезе
речи, а также о специфике оказания коррекционной помощи детям дошкольного возраста. В
основу рабочей программы положены следующие теоретические идеи:
подвержена повреждающим факторам;
речевое развитие опосредуется рядом условий, прежде всего, развитием интеллектуальных
процессов и общения. В основе потребности говорить ребёнка находится впечатление, вызывающее
эмоциональный отклик;
побуждения к речевому высказыванию возникает у ребёнка под влиянием эмоционального
переживания восприятного;
содержание речи составляют впечатления, получаемые ребёнком при ознакомлении с
окружающим, поэтому важным моментом для развития детской речи является формирование
широких интересов у детей дошкольного возраста.
Ведущим принципом данной рабочей программы выступает принцип комплектности.
1.3. Цели и задачи реализации коррекционноразвивающей работы в логопедической группе
дошкольного образования в соответствии с ФГОС дошкольного образования.
Цель коррекционной работы: выравнивание речевого и психофизического развития детей.
Основные задачи коррекционноразвивающей работы.
I. Образовательная область «Речевое развитие»:
развитие словаря;
формирование и совершенствование грамматического строя речи;
развитие фонетикофонематической системы языка и навыков языкового анализа (развитие
просодической стороны речи, коррекция произносительной стороны речи; работа над слоговой
структурой и звуконаполняемостью слов; совершенствование фонематического восприятия,
развитие навыков звукового и слогового анализа и синтеза);
развитие связной речи;
5 формирование коммуникативных навыков;
обучение элементам грамоты.
II. Образовательная область «Познавательное развитие»:
развитие психических функций;
формирование целостной картины мира;
развитие математических представлений.
III. Образовательная область «Художественноэстетическое развитие»:
изобразительная деятельность (рисование, аппликация, лепка);
музыкальное развитие (восприятие музыки, музыкальноритмические движения).
IV. Образовательная область «Социальнокоммуникативное развитие»:
развитие игровой и театрализованной деятельности (подвижные игры, дидактические
игры, сюжетноролевые игры, театрализованные игры).
V. Образовательная область «Физическое развитие»:
физическая культура (использование массажа, самомассажа, упражнения на дыхание,
подвижные игры).
1.4. Принципы и подходы к формированию коррекционноразвивающей программы
Главная идея заключается в реализации общеобразовательных задач дошкольного образования
с привлечением синхронного выравнивания речевого развития у детей с ФФНР, то есть одним из
основных принципов программы является принцип комплексности. Программа учитывает
общность развития нормально развивающихся детей и детей с ФФНР и основывается на
онтогенетическом принципе, учитывая закономерности развития детской речи в норме.
Кроме того, программа имеет в своей основе следующие принципы:
принцип индивидуализации дошкольного образования предполагает такое построение
образовательной деятельности, которое открывает возможности для индивидуализации
образовательного процесса, появления индивидуальной траектории развития каждого
ребенка с характерными для данного ребенка спецификой и скоростью, учитывающей его
интересы, мотивы, способности и возрастнопсихологические особенности;
принцип развивающего вариативного образования предполагает, что образовательное
содержание предлагается ребенку через разные виды деятельности с учетом его актуальных
и потенциальных возможностей усвоения этого содержания и совершения им тех или иных
действий, с учетом его интересов, мотивов и способностей;
принцип комплексности выражается в единстве подходов к профилактике и коррекции
речевых нарушений у воспитанников, личностнодеятельностного подхода к профилактике и
коррекции нарушений речи, а также в понимании единства психического и речевого
развития, взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития;
принцип возрастной адекватности образования предполагает подбор педагогом содержания
и методов дошкольного образования в соответствии с возрастными особенностями детей;
принцип развивающего обучения, интеграции образовательных областей в организации
коррекционнопедагогического процесса.
1.5. Принципы, сформулированные на основе особенностей Примерной общеобразовательной
программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е.
Вераксы, Т. С. Комаровой, М.А. Васильевой в соответствии с ФГОС:
• соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;
6 • сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости (содержание
Программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной
педагогики и, как показывает опыт может быть успешно реализована в массовой практике
дошкольного образования);
• соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности (позволяя решать
поставленные цели и задачи при использовании разумного «минимума» материала);
• обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса
образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются такие
качества, которые являются ключевыми в развитии дошкольников;
• основывается на комплекснотематическом принципе построения образовательного процесса;
• предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности
взрослого и детей и самостоятельной деятельности дошкольников не только в рамках
непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в
соответствии со спецификой дошкольного образования;
• предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с
детьми. Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом их деятельности является
игра;
• допускает варьирование образовательного процесса в зависимости от региональных
особенностей;
• строится с учетом соблюдения преемственности между всеми возрастными дошкольными
группами и между детским садом и начальной школой.
1.6.Формы работы в рамках коррекционноразвивающего направления
Специалист
Учительлогопед
Форма
Задачи, направления
Индивидуальные занятия
Подгрупповые занятия
Согласно индивидуальному коррекционному
маршруту
Согласно учебному плану
Педагогпсихолог
Воспитатель
Подгрупповые
психопрофилактические
занятия/тренинги
Индивидуальные занятия
Логопедический комплекс
В течение дня
Развитие социального интеллекта,
коммуникативной и эмоциональной сфер.
Коррекция нарушений познавательной сферы.
Артикуляционная, пальчиковая, дыхательная,
темпоритмическая гимнастика (по заданию
учителялогопеда).
Закрепление у детей речевых навыков на
групповых занятиях.
Расширение, уточнение и активизация
словаря детей в процессе всех режимных
моментов.
7 Инструктор по
физической
культуре
(воспитатель)
Музыкальный
руководитель
Фронтальные периоды
непосредственно
образовательной
деятельности
Фронтальные периоды
непосредственно
образовательной
деятельности
Дыхательная гимнастика.
Корригирующие упражнения
Развитие крупной и мелкой моторики.
Коррекция двигательных навыков.
Постановка диафрагмальноречевого
дыхания.
Развитие координации движений.
Музыкотерапия.
Развитие общей и мелкой моторики.
Развитие эмоциональной сферы.
Развитие сенсорной культуры.
1.7. Значимые характеристики, в том числе характеристики особенностей развития детей
дошкольного возраста с ФФНР.
Общие сведения о коллективе детей, работников, родителей.
Основными участниками реализации программы являются: дети дошкольного возраста, родители
(законные представители), педагоги.
Возрастная
категория
6 7 лет
Направленность групп
Количество групп
Компенсирующая
3
Характеристика детей
с фонетикофонематическим недоразвитием речи
Фонетикофонематическое недоразвитие речи (ФФНР) — это нарушение процесса
формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми
расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.
Определяющим признаком фонематического недоразвития является пониженная способность
к анализу и синтезу речевых звуков, обеспечивающих восприятие фонемного состава языка. В речи
ребенка с фонетикофонематическим недоразвитием отмечаются трудности процесса
формирования звуков, отличающихся тонкими артикуляционными или акустическими признаками.
Несформированность произношения звуков крайне вариативна и может быть выражена в речи
ребенка различным образом:
заменой звуков более простыми по артикуляции;
трудностями различения звуков;
особенностями употребления правильно произносимых звуков в речевом
8 контексте.
Ведущим дефектом при ФФНР является несформированность процессов восприятия звуков
речи, что влечёт за собой затруднения детей при практическом осознании основных элементов
языка и речи. Кроме всех перечисленных особенностей произношения и различения звуков, при
фонематическом недоразвитии у детей нередко нарушаются просодические компоненты речи:
темп, тембр, мелодика.
Проявления речевого недоразвития у данной категории детей выражены в большинстве
случаев не резко. Отмечается бедность словаря и незначительная задержка в формировании
грамматического строя речи. При углубленном обследовании речи детей могут быть отмечены
отдельные ошибки в падежных окончаниях, в употреблении сложных предлогов, в согласовании
прилагательных и порядковых числительных с существительными и т. п.
Можно выделить основные проявления, характеризующие это состояние:
недифференцированное произношение пар или групп звуков. В этих случаях один и тот же звук
может служить для ребенка заменителем двух или даже трех других звуков;
замена одних звуков другими, имеющими более простую артикуляцию и, представляющими
поэтому меньшую произносительную трудность для ребенка обычно звуки, сложные для
произнесения, заменяются более легкими, которые характерны для раннего периода речевого
развития. Например, звук л употребляется вместо звука р, звук ф — вместо звука ш. У некоторых
детей целая группа свистящих и шипящих звуков может быть заменена звуками т и д («табака»
вместо собака и т. п.);
смешение звуков это явление характеризуется неустойчивым употреблением целого ряда звуков
в различных словах. Ребенок может в одних словах употреблять звуки правильно, а в других —
заменять их близкими по артикуляции или акустическим признакам.
Важно обратить внимание и на состояние восприятия тех звуков, которые ребенок произносит
достаточно правильно. Нередки случаи, когда нарушается или не развивается в должной степени
восприятие так называемых «сохранных» звуков (т.е. произносимых с соблюдением необходимого
артикуляционного уклада).
У детей, входящих в эту группу, при внешне благополучном произношении наблюдаются
значительные затруднения в восприятии звуков, которые без внимательного изучения могут
остаться незамеченными. Именно такие дети часто неожиданно для окружающих оказываются
неуспевающими по письму и чтению. Недоразвитие фонематического слуха отрицательно влияет
на формирование у детей готовности к звуковому анализу слов.
Так, дети затрудняются:
а) в выделении первого гласного, согласного звука (называют или первый слог, или все слово);
6) в подборе картинок, включающих заданный звук. В предлагаемый ребенку набор входят
картинки, в названиях которых есть нужный звук, — шапка, кошка, душ; нет нужного звука —
почка, окно, ракета; есть звук, смешиваемый с заданным, — сапога, чайник, щетка;
в) в самостоятельном придумывании и назывании слов с заданным звуком.
Возрастные особенности детей подробно сформулированы в примерной адаптированной
программе Коррекция нарушений речи.
9 Авторами программы являются: Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина, Туманова Т.В. 2014
Кадровый потенциал
Группы полностью укомплектованы кадрами. Воспитательнообразовательную работу
осуществляют 16 педагогов: из них 10 воспитателя и специалисты: педагогпсихолог, музыкальные
руководители, учителялогопеды.
Ф.И.О.
специалиста,
должность
Образование, спецть по
диплому,
проф.переподготовка
Квалификационная
категория
Курсы повышения
квалификации, тема,
колво часов, место
прохождения, дата
2. Планируемые результаты как ориентиры освоения воспитанниками
коррекционноразвивающей программы дошкольного образования (в виде целевых
ориентиров).
Реализация образовательных целей и задач Программы направлена на достижение целевых
ориентиров дошкольного образования, которые описаны как основные характеристики развития
ребенка. Основные характеристики развития ребенка представлены в виде изложения возможных
достижений воспитанников на разных возрастных этапах дошкольного детства.
К целевым ориентирам дошкольного образования на этапе завершения дошкольного
образования в соответствии с данной Программой относятся следующие социальнонормативные
характеристики возможных достижений ребенка.
10 Целевые ориентиры представлены в виде общих на этапе завершения дошкольного образования,
определенных ФГОС ДО и Примерной образовательной программой ДО, и парциальных,
определенных Программой « Коррекции нарушений речи».
Авторами программы являются: Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина, Туманова Т.В. 2014 г.
Общие
Ребенок хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, проявляет
инициативу в общении, умеет задавать вопросы, делать умозаключения, знает и умеет
пересказывать сказки, рассказывать стихи, составлять рассказы по серии сюжетных картинок или
по сюжетной картинке; у него сформированы элементарные навыки звукослогового анализа, что
обеспечивает формирование предпосылок грамотности.
Ребенок любознателен, склонен наблюдать, экспериментировать; он обладает начальными
знаниями о себе, о природном и социальном мире.
Ребенок способен к принятию собственных решений с опорой на знания и умения в
различных видах деятельности.
Ребенок инициативен, самостоятелен в различных видах деятельности, способен выбрать
себе занятия и партнеров по совместной деятельности.
Ребенок активен, успешно взаимодействует со сверстниками и взрослыми; у ребенка
сформировалось положительное отношение к самому себе, окружающим, к различным видам
деятельности.
Ребенок способен адекватно проявлять свои чувства, умеет радоваться успехам и
сопереживать неудачам других, способен договариваться, старается разрешать конфликты.
Ребенок обладает чувством собственного достоинства, верой в себя.
Ребенок обладает развитым воображением, которое реализует в разных видах
деятельности.
Ребенок умеет подчиняться правилам и социальным нормам, способен к волевым
усилиям.
У ребенка развиты крупная и мелкая моторика, он подвижен и вынослив, владеет
основными движениями, может контролировать свои движения, умеет управлять ими.
Целевые ориентиры Программы выступают основаниями преемственности дошкольного и
начального общего образования.
2.1. Планируемые результаты как ориентиры освоения воспитанниками
коррекционноразвивающей программы дошкольного образования.
( часть Программы, формируемая участниками образовательных отношений)
Целевыми ориентирами освоения ребенком парциальной программы на этапе завершения
дошкольного образования являются:
ребенок адекватно использует вербальные и невербальные средства общения: умеет правильно
произносить все звуки родного (русского) языка в соответствии с языковой нормой; умеет во
время речи осуществлять правильное речевое дыхание, ритм речи и интонацию;
ребёнок овладел универсальными предпосылками учебной деятельности умениями работать
по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции: умеет
дифференцировать на слух гласные и согласные, твёрдые и мягкие согласные звуки, звонкие и
глухие согласные звуки; умеет выделять первый и последний звук в слове; положение заданного
звука в слове; придумывает слова на заданный звук и правильно воспроизводит цепочки из 34
звуков, слогов, слов; самостоятельно выполняет звуковой анализ и синтез слов разной слоговой
структуры;
11 ребёнок владеет средствами общения и способами взаимодействия, способен изменять стиль
общения в зависимости от ситуации с взрослыми и сверстниками: усваивает новые слова,
относящиеся к различным частям речи, смысловые и эмоциональные оттенки значений слов,
переносное значение слов и словосочетаний. Применяет их в собственной речи. Подбирает
однокоренные и образовывает новые слова. Согласовывает слова в числе, роде, падеже.
Исправляет деформированное высказывание. Самостоятельно составляет рассказ по картинке,
по серии картинок, пересказывает тексты, используя развёрнутую фразу;
ребенок хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, проявляет
инициативу в общении, умеет задавать вопросы, делать умозаключения, знает и умеет
пересказывать сказки, рассказывать стихи, составлять рассказы по серии сюжетных картинок
или по сюжетной картинке.
II. Содержательный раздел.
3.Содержание индивидуальных и групповых занятий.
Основная цель групповых занятий — первоначальное закрепление поставленных логопедом
звуков в различных фонетических условиях. Организуются они для 3—4 детей, имеющих
однотипные нарушения звуковой стороны речи.
На занятиях осуществляется:
• закрепление навыков произношения изученных звуков;
• отработка навыков восприятия и воспроизведения сложных слоговых структур, состоящих
из правильно произносимых звуков;
• звуковой анализ и синтез слов, состоящих из правильно произносимых звуков;
• расширение лексического запаса в процессе закрепления поставленных ранее звуков;
• закрепление доступных возрасту грамматических категорий с учетом исправленных на
индивидуальных занятиях звуков.
Для логопедической работы во время групповых занятий дети объединяются по признаку
однотипности нарушения звукопроизношения. Состав детей в группах в течение года периодически
меняется. Это обусловлено динамическими изменениями в коррекции речи каждого ребенка.
Индивидуальная логопедическая работа проводится с теми детьми, у которых имеются
затруднения при произношении слов сложного слогового состава, отдельные специфические
проявления патологии речи, выраженные отклонения в строении артикуляционного аппарата и т. д.
Индивидуальногрупповая работа включает в себя:
• выработку дифференцированных движений органов артикуляционного аппарата. Важно,
чтобы артикуляционные установки для ребенка были вполне осознанными. Поэтому необходимо не
только показывать, но и описывать каждый артикуляционный уклад при воспроизведении звуков,
привлекая слуховой, зрительный, кинестетический анализаторы;
• закрепление и автоматизацию навыков правильного произношения имеющихся в речи
детей звуков. Это, как правило, гласные [а], [о], [у], [и], [э], [ы], наиболее доступные согласные
звуки [м] — [м’], [н] — [н’], [п] — [п’], [т] — [т’], [к] — [к’], [ф] — [ф’], [в] — [в’], [б] — [б’],
[д] — [д’], [г] — [г’] и т. д. Нередко многие из них в речевом потоке звучат несколько смазанно,
произносятся с вялой артикуляцией. Поэтому необходимо произношение каждого из этих звуков
уточнить, закрепить более четкую артикуляцию. Это позволит активизировать артикуляционный
аппарат, создать условия спонтанного появления в речи детей отсутствующих звуков;
• постановку отсутствующих у ребенка звуков общепринятыми в логопедии методами.
Последовательность появления в речи этих звуков зависит от того, какие конкретно звуки
дефектно произносятся ребенком. Так, в группе свистящих и шипящих звуки ставятся в
12 следующей последовательности [с] — [с’], [з] — [з’], [ц], [ш], [ж], [ч], [щ]. Озвончение начинается с
[з] и [б], в дальнейшем от звука [з], ставится звук [ж], от [б] — [д], от [д] — [т].
Последовательность постановки сонорных [р] и [л] определяется тем, какой звук поддается
коррекции быстрее. При условии одновременной постановки нескольких звуков, относящихся к
разным фонетическим группам, логопед имеет возможность подготовить детей к групповым
занятиям.
В работе над произношением выделяется два этапа — собственно постановка звука при
изолированном произношении и отработка его в сочетании с другими звуками на соответствующем
речевом материале. Приемы постановки и коррекции звуков разнообразны и специфичны не только
для каждого звука, но и для каждого ребенка с нарушенным произношением в зависимости от
этиологии нарушения. При отработке звука в сочетании с другими звуками рекомендуется
произносить звук в слоге и сразу же в слове, из которого выделяем заданный звук:
• в открытых слогах (звук в ударном слоге): са — сани, су — сук, со — совы, сы — сын;
• в обратных слогах: ос — нос;
• в закрытых слогах: сас — сосна;
• в стечении с согласными: ста — станок, сту — стук, ска — миска.
Мягкий звук отрабатывается после твердого в той же последовательности. Очень полезны
слоговые упражнения с постепенным наращиванием слогов, с попеременным ударением.
Дифференциация звуков осуществляется с постепенным усложнением. Например: са—ша,
ша—са; саша—шаса; саш—сош; са—ша—са—ша—са. Тренируется быстрое и четкое
переключение звуков, различных по месту артикуляции.
В период автоматизации большое значение придается неоднократному повторению слов,
включающих заданный звук.
Одновременно с постановкой звуков проводятся упражнения по их различению на слух.
Восприятие звука стимулирует правильное произношение, а четкая, осознанная артикуляция, в
свою очередь, способствует лучшему различению звуков. Поэтому с самых первых занятий детей
приучают узнавать звук даже в том случае, если самостоятельно ребенок этот звук произносить
еще не может.
Последовательность отработки звуков в I периоде обучения обеспечивает поэтапную работу
над фонемами, постепенный переход от более легких к сложным звукам. Это помогает, в свою
очередь, постепенному усвоению детьми фонематической системы языка. В процессе обучения
произношению следует воспитывать у детей стойкий познавательный интерес, активизировать
мыслительную деятельность, постоянно ставить посильные и в то же время требующие
определенного напряжения задачи. Работа по развитию произношения проводится одновременно с
работой по развитию слухового восприятия.
В течение I периода детей учат четко, даже утрированно воспроизводить гласные звуки,
угадывать их по беззвучной артикуляции, слышать и выделять из ряда других звуков. Включаются
упражнения по удерживанию в памяти ряда, состоящего из 3—4 гласных звуков. Учитывая
возрастные особенности детей, все задания предлагаются в игровой форме.
Отработка правильного произношения простых согласных звуков ([п], [п’], [т], [к], [к’], [л’])
сочетается с выработкой умения слышать эти звуки в ряду других, выделять соответствующие
слоги среди других слогов, а также определять наличие данного звука в начале слова (паук),
затем — в конце (паук).Много внимания уделяется запоминанию слоговых рядов, например: та
ат, пкууппу и т. д. Эти слоги произносятся с разной интонацией, силой голоса, медленно и
отрывисто, с выделением ударного слога. Например: па—па—па; па—па—па; па—па—па.
Процесс проговаривания сопровождается отхлопыванием, отстукиванием ритма,
угадыванием количества слогов. Постепенно ряды слогов удлиняются и варьируются. Включаются
не только прямые, но и обратные слоги, со стечением согласных, открытые и закрытые.
Упражнения на узнавание звука в слове, отбор картинок, называние слов с этим звуком также
осуществляются в процессе игр с использованием различного дидактического материала.
13 Например, игра «Кто самый внимательный». На столе у детей лежат картинки. Логопед называет
разные звуки: [и], [у], [р], [л], [т], [к] и т. д. Дети, услышав звук [т], должны поднять картинку, в
названии которой есть этот звук. Или игра «Добавь пропущенное слово» (в тексте игры должен
быть звук [т]). «Построили новый дом, а рядом сидит собака (Том). Сидит дома девочка
(Тома)».
Когда дети свободно определяют наличие звука в слове, можно перейти к определению его
места в слове. Например, игра «Кто в домике живет?». Дети ищут только те картинки, в названии
которых есть, например, звук [т]. А затем «расселяют» их в трехэтажном домике. На первом
этаже — картинки со звуком [т] в начале слова, на 2м — в середине, на 3м — в конце (Таня,
кот, плита, коты. Том, утка, Тоня, боты, тыква, хата и т. д.).
Умение выделить гласные и согласные звуки позволяет перейти к анализу и синтезу
обратных слогов (от, an, ym, уп, uт, ип, аль, оль). Дети играют в «живые звуки», когда каждый из
них выбирает себе один из пройденных гласных и согласных звуков. По сигналу логопеда дети
становятся в определенной последовательности, образуя названные слоги, (уп, ут и т. д.).
Одновременно детей учат преобразовывать слоги, изменяя один звук (упопот и т. д.).
На индивидуальных занятиях во II периоде продолжается постановка отсутствующих
звуков и их автоматизация. Новым по сравнению с I периодом является усиление направленности
на дифференциацию (на слух и в произношении) звуков по принципам твердостимягкости,
глухости и звонкости. Наибольшее количество фронтальных занятий посвящается закреплению и
дифференциации свистящих звуков [с], [с’], [з], [з’], [ц]. По мере включения в лексический
материал новых звуков детей знакомят с изменением форм слова в зависимости от рода, числа,
падежа, времени действия. Например, при закреплении правильного произношения звуков [с], [с’],
[з], [з’] дети могут упражняться в согласовании прилагательных синий, зеленый с
существительными трех родов; при отработке дифференциации звуков [л] — [л’] могут
включаться задания на преобразование глаголов, например: гуляет — гуляли — погуляет;
копает — копали — выкопали и т. д.; звуков [ы] — [и] — на закрепление категории числа
существительных: тыквы — кубики, коты — соки, лилии — липы и т. д.
В зависимости от индивидуальных особенностей детей, динамики их продвижения, логопед
может уменьшать или увеличивать время для изучения звуков.
В это же время продолжается работа по составлению и распространению предложений по
вопросам, демонстрации действий, картинкам, опорным словам. Оречевляя простые сюжеты, дети
учатся составлять несложные рассказы с опорой на наглядность. В то же время заучиваются
короткие рассказы, стихотворения, потешки.
Продолжается работа по закреплению навыков звукового анализа и синтеза. На материале
изучаемых звуков дети тренируются в выделении согласного в слове, определении его позиции
(начало, середина, конец слова), составлении слогов, например: асса, уццу и т. д. В это же время
детей учат определять гласный в положении после согласного (мак, суп, кот) и т. д. В конце
обучения II периода дети самостоятельно в устной форме анализируют слоги (такие, как: сасо
су), соединяют отдельные звуки (согласные и гласные) в прямые слоги и преобразуют их (сасу, цу
цо и т. д.). Таким образом дети практически знакомятся с терминами «слог», «слово», «гласные
звуки», «согласные звуки» (звонкие, глухие, мягкие, твердые), «предложение».
В III периоде индивидуальная работа проводится по мере необходимости с детьми,
имеющими стертую дизартрию, ринолалию или какиелибо другие отклонения. В подгруппах
занимаются дети, у которых сохраняются трудности в дифференциации звуков, усвоении анализа и
синтеза. В течение этого времени изучаются звуки: [л], [р], [л] — [л’], [р] — [р’], [л] — [р], [л] —
[л’] — [р] — [р’], [ч], [щ] и осуществляется их дифференциация. Акцент переносится на
закрепление навыка употребления этих звуков в самостоятельной речи. При этом много внимания
уделяется развитию самостоятельных высказываний (составление рассказов по картине, серии
картин, пересказ). Весь материал подбирается с учетом правильно произносимых звуков. Важно,
14 чтобы дети достаточно свободно пользовались словами с уменьшительноласкательными
значениями, приставочными глаголами, передающими оттенки действий, учились образовывать
родственные слова, подбирать словаантонимы. Большое значение уделяется совершенствованию
практического навыка употребления и преобразования грамматических форм (категории числа
существительных, глаголов, согласование прилагательных и порядковых числительных с
существительными), использованию предложных конструкций. Отрабатываемые речевые формы
включаются в работу над связной речью.
На каждом логопедическом занятии даются упражнения на звуковой анализ и синтез.
Основной единицей изучения является теперь не отдельный звук в составе слова, а целое слово.
Детей учат делить слова на слоги. В качестве зрительной опоры используется схема, где длинной
полоской обозначено слово, короткими — слоги. Выделяются гласные звуки — красными
кружочками, согласные — синими. К концу III периода дети самостоятельно проводят анализ и
синтез односложных слов (рак, шум, лук), слогов со стечением согласных (сто, шко, сту) и слов,
таких, как: стол, стул, шкаф.
Заканчивается обучение детей в мае. К этому времени дети овладевают навыками
правильного произношения и различения фонем родного языка, а также анализа и синтеза
односложных слов без стечения согласных и со стечением согласных. В самостоятельной речи они
должны достаточно свободно пользоваться лексикограмматическими конструкциями,
структурами простых и сложных предложений. В процессе овладения фонетической стороной речи
в занятия постепенно включаются упражнения по обучению детей осознанному анализу и синтезу
звукового состава слова. Развитие умения выделить звуки из разных позиций в слове, в свою
очередь, помогает восполнить пробелы фонематического развития. Система упражнений по
подготовке детей к овладению элементарными навыками письма и чтения начинается с выделения
звука в слове и заканчивается анализом и синтезом односложных слов.
Вторая часть данной программы «Логопедическая работа по преодолению фонетико
фонематического недоразвития у детей в подготовительной группе» предназначена для коррекции
речевого нарушения детей 6—7 лет. Дошкольники должны за период пребывания в
специализированном учреждении овладеть объемом знаний, умений и навыков, определенных
настоящей программой и программой общего типа, чтобы быть полностью готовыми к обучению в
общеобразовательной школе. Вместе с тем методы воспитания звуковой культуры речи
значительно отличаются от рекомендуемых для детей с нормальным речевым развитием.
В соответствии с особенностями речевого развития детей программа содержит такие
разделы, как «Формирование произношения» и «Формирование элементарных навыков письма и
чтения». Выделение пропедевтического периода направлено на воспитание правильного
произношения звуков в сочетании с интенсивным формированием речезвукового анализа и синтеза,
который предшествует овладению дошкольниками элементарными навыками письма и чтения.
Определены специфические направления формирования диалогической и монологической
речи детей, учитывающие трудности дошкольников в ориентировке в звуковой форме слова. В
связи с этим выделены этапы овладения грамматическими элементами на основе ориентировки на
звуковую форму слова, установления общей звуковой формы, соединения этого звукокомплекса с
определенным предметом или явлением (модель — тип). Это влияет на развитие языковой
способности детей, т. е. способствует накоплению неосознаваемых знаний о языке и практических
правил оперирования с языковым материалом.
Выделен особый период формирования элементарных навыков письма и чтения,
органически связанный с процессом нормализации звуковой стороны речи во всех ее аспектах
(правильное произношение звуков, орфоэпически правильная речь, дикция, культура речевого
общения).
Общая цель программы — освоение детьми 6—7 лет коммуникативной функции языка в
соответствии с возрастными нормативами.
15 Программа имеет широкую сферу использования, так как в настоящее время четко
прослеживается тенденция к увеличению числа детей с данным нарушением. Кроме того, известно,
что дети с ФФН представляют наиболее распространенную группу риска по дисграфии и
дислексии при обучении в школе. В связи с этим ведущей задачей является целостное развитие
речи во всех ее формах (внутренней, внешней) и во всех ее функциях (общения, сообщения и
воздействия).
Ядром программы является работа, направленная на осознание детьми взаимосвязи между
содержательной, смысловой стороной речи и средствами ее выражения на основе наблюдения
основных единиц языка: текста, предложения, слова. Рекомендуется активное употребление языка
в специально организованных речевых ситуациях с учетом скорригированных звуковых средств и
развивающегося фонематического восприятия. Соблюдение данных условий создаст надежную
базу для выработки навыков чтения, письма и правописания.
Отбор и структурирование программного содержания основаны на тщательном изучении
речевой деятельности детей 6 лет с ФФН, выделении ведущей недостаточности в структуре
речевого нарушения и анализе специфических проявлений, обусловленных клиническими и
этиопатогенетическими причинами.
При тщательном логопедическом обследовании могут быть выявлены нерезко выраженные
вторичные нарушения лексикограмматического оформления речи, как правило обусловленные
ограничением речевого общения.
Обучение детей в соответствии с предлагаемой системой обеспечивает овладение
фонетическим строем языка, подготовку к овладению навыками письма и чтения аналитико
синтетическим методом и предполагает усвоение элементарной грамоты и графомоторных
навыков. Предусмотрены систематические упражнения, направленные на расширение и уточнение
лексики, на воспитание грамматически правильной связной и выразительной речи.
Формирование ориентировочной деятельности в звуковой действительности, развитие
высшей формы фонематического слуха — фонематического восприятия — позитивно влияет на
сенсорную систему ребенка, создает благоприятные условия для развития слухового внимания и
слуховой памяти.
В I периоде обучения подгрупповые занятия по произношению и развитию речи проводятся
4 раза в неделю, индивидуальные — ежедневно. Занятия по формированию элементарных навыков
письма и чтения проводятся на материале правильно произносимых звуков в часы, выделенные для
формирования произношения.
Во II периоде подгрупповые занятия по формированию произношения и развитию речи
планируются 4 раза в неделю, индивидуальные — ежедневно. Занятия по формированию
элементарных навыков письма и чтения проводятся на материале правильно произносимых звуков
в часы, выделенные для формирования произношения
В III периоде подгрупповые занятия по формированию произношения и развитию речи
планируются 4 раза в неделю, индивидуальные — ежедневно. Занятия заканчиваются к 15 мая. В
мае проводятся индивидуальные и подгрупповые занятия, на которых окончательно
дорабатываются все оставшиеся недочеты в речи детей.
4. Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик
4.1. Особенности организации коррекционноразвивающей работы.
В
подготовительной к школе логопедической группе для детей с ФФНР проводится
непосредственнообразовательная деятельность согласно плану, коррекционная подгрупповая работа 4
16 раза в неделю продолжительностью 30 минут и индивидуальные коррекционные занятия ежедневно,
продолжительностью 15 минут, что не превышает допустимой недельной нагрузки, рекомендованной
СаНПиНом.
Работа учителялогопеда строится с учётом возрастных, индивидуальных особенностей детей,
структуры речевого нарушения, этапа коррекционной работы с каждым ребёнком, а также его
образовательных достижений.
Коррекционнопедагогический процесс организуется на диагностической основе, что
предполагает систематическое проведение мониторинга речевого развития воспитанников,
включающего следующие этапы: первичный, промежуточный, итоговый.
В карте развития дошкольника с нарушениями речи отражаются комплексные данные,
полученные в процессе изучения ребёнка учителемлогопедом и другими педагогами ДОУ.
С целью раннего выявления проблем в речевом развитии детей проводится скрининговое
исследование детской речи, задача которого состоит в выявлении возможных затруднений в развитии
речи воспитанников ДОУ. Все дети, достигшие 56 лет, проходят логопедическое обследование.
Данные мониторинга используются для проектирования индивидуальных образовательных
маршрутов воспитанников, корректировки поставленных образовательных задач с учётом достижений
детей в освоении программы.
Содержание коррекционноразвивающей работы учителялогопеда на логопункте ДОУ
конкретизируется в соответствии с категориями воспитанников, имеющих речевые нарушения:
фонетическое, фонематическое, фонетикофонематическое недоразвитие, нерезко выраженное общее
недоразвитие речи.
Коррекционная работа осуществляется на индивидуальных и подгрупповых занятиях. При
комплектовании групп для подгрупповых занятий учитывается не только структура речевого
нарушения, но и психоэмоциональный и коммуникативный статус ребёнка, уровень его
работоспособности. Занятия организуются с учётом психогигиенических требований к режиму
логопедических занятий, их структуре, способам взаимодействия ребёнка с педагогом и сверстниками.
Обеспечивается реализация требований здоровьесбережения по охране труда жизни и здоровья
воспитанников в образовательном процессе.
На коррекционноразвивающих занятиях с помощью специальных игр и упражнений,
психогимнастических этюдов создаются условия для повышения работоспособности детей,
преодоления психоэмоционального напряжения, стабилизации эмоционального фона, развития
мотивации к участию в организованной взрослым деятельности и профилактики конфликтов между
детьми.
Работа по коррекции и развитию речи строится по следующим основным направлениям:
развитие артикуляционного и голосового аппарата;
развитие просодической стороны речи;
формирование звукопроизносительных навыков, фонематических процессов;
уточнение, обогащение и активизация лексического запаса в процессе нормализации
звуковой стороны речи;
формирование грамматической и синтаксической сторон речи;
развитие диалогической и монологической речи.
Коррекционноразвивающая работа учителялогопеда с конкретным воспитанником ДОУ
включает те напрввления, которые соответствуют структуре его речевого нарушения.
НАПРАВЛЕНИЕ КОРРЕКЦИОННОРАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯЛОГОПЕДА
НА ЛОГОПУНКТЕ ДОУ
Нарушение устной речи
Направления коррекционной работы
17 Фонетическое недоразвитие речи Коррекция звукопроизношения
Фонетикофонематическое
недоразвитие речи
Нерезко выраженное общее
недоразвитие речи
Развитие фонематического восприятия.
Совершенствование слоговой структуры слов.
Коррекция звукопроизношения.
Обогащение словаря.
Совершенствование грамматического строя.
Совершенствование связной речи.
Развитие фонематического восприятия.
Совершенствование слоговой структуры слов.
Коррекция звукопроизношения.
К развивающему аспекту деятельности учителялогопеда ДОУ относятся не только
специфические задачи по развитию речевых процессов у воспитанников с нарушениями речи, но и
такие задачи как
развитие мотивации к обучению;
профилактика нарушений письменной и устной речи, подготовка к обучению грамоте;
развитие самоконтроля за своей речью;
развитие психических процессов, которые взаимосвязаны с развитием речевой функции:
зрительного и слухоречевого внимания, памяти, восприятия; сенсомоторных координаций,
пространственных ориентировок, нагляднообразного мышления, элементов словеснологического
мышления.
Создаются условия для последующей успешной адаптации воспитанников ДОУ к условиям
школьного обучения.
В процессе коррекции и развития речи у детей необходимым является применение
современных коррекционнологопедических технологий, направленных на звуковую и смысловую
стороны речи, а также связанные с речью процессы:
игровых технологий в логопедической коррекции,
технологии речедвигательной ритмики,
технологии логопедической и речедвигательной ритмики,
информационнокоммуникационных технологий,
здоровьесберегающих технологий .
Для обеспечения высокой результативности коррекционноразвивающей работы с
воспитанниками адаптируются и модифицируются с учётом специфики обучения детей на
логопедическом пункте современные методические разработки, в том числе
18 Разнообразие, вариативность используемых методик позволяет обеспечить
дифференцированный подход к коррекции речевых нарушений, индивидуализировать
коррекционноразвивающий процесс, обеспечить индивидуальное сопровождение каждого ребёнка
в зависимости от вида и структуры речевого нарушения.
В логопедическом кабинете создаётся коррекционноразвивающая среда с учётом
педагогических, психологических, санитарногигиенических требований, оформляются
логопедические зоны, например, «Говорим правильно».
Образовательная область. Направление деятельности
«Речевое развитие», «Художественноэстетическое развитие»
(восприятие художественной литературы)
«Познавательное развитие» (познавательноисследовательская
деятельность), «Художественноэстетическое развитие»
(конструктивномодельная деятельность)
«Познавательное развитие» (развитие математических представлений)
«Художественно эстетическое развитие» (рисование)
Художественноэстетическое развитие (лепка/аппликация)
«Художественноэстетическое развитие» (музыкальное развитие)
«Физическое развитие» (физическая культура)
Коррекционно логопедическое подгрупповое занятие с учителем
логопедом
Коррекционно индивидуальные занятия с логопедом
Количество
занятий в неделю
Согласно плану
НОД
Согласно плану
НОД
Согласно плану
НОД
Согласно плану
НОД
Согласно плану
НОД
Согласно плану
НОД
Согласно плану
НОД
4
Ежедневно (23
раза в неделю с
каждым ребёнком)
5. Особенности взаимодействия педагога с родителями.
Цель: создание единого коррекционноразвивающего пространства для детей с ФФНР.
Задачи:
формирование у родителей представлений об особенностях развития детей с нарушениями
освоение родителями эффективных приёмов взаимодействия с детьми с целью преодоления
речи;
развитие позиции родительэксперт по оценке динамики коррекционной работы с детьми.
нарушений речи;
19 Учителемлогопедом организуется как индивидуальное, так и групповое консультирование
родителей. Консультирование предполагает работу с запросом родителей с обязательной
разработкой соответствующих рекомендаций.
На индивидуальных консультациях родителям воспитанников, обучающихся на логопункте,
учительлогопед сообщает результаты диагностического обследования речи детей, даёт ответы на
запросы родителей по поводу организации воспитания, обучения и развития ребёнка с нару
шениями речи. Родители постоянно информируются о достижениях ребёнка в речевом развитии.
Групповые консультации проводятся при условии, что у нескольких родителей появляется
общий запрос на логопедическую помощь специалиста. Даются рекомендации по коррекции и
развитию детской речи.
Консультации по запросу проводятся учителемлогопедом также и для родителей других
воспитанников ДОУ, которые не посещают логопункт. Круг вопросов касается профилактики
нарушений устной речи, дифференциации возрастного и индивидуального в развитии речи
конкретного ребёнка. Даются рекомендации по развитию детской речи.
Консультирование педагогов также проводится в индивидуальной или групповой форме.
В итоге происходит выработка общих подходов к работе с конкретным воспитанником и его
семьёй.
Взаимодействие учителялогопеда с родителями как с участниками образовательного
процесса значительно повышает результативность коррекционноразвивающей и профилактической
работы.
Важна систематическая организация разнообразных форм взаимодействия с родителями
воспитанников: вопервых, собраний, групповых и индивидуальных консультаций для родителей
детей, обучающихся на логопедическом пункте, по вопросам воспитания в семье ребёнка с
нарушениями речи, а также мастерклассы по обучению артикуляционным упражнениям,
семинарыпрактикумы по обучению родителей логопедическим играм, открытые итоговые занятия
для родителей с целью обучения их игровым приёмам закрепления речевых навыков и др., во
вторых, просветительская работа с родителями всех воспитанников ДОУ, в том числе создание
информационных стендов.
Специально для родителей детей, посещающих логопедические группы, имеются материалы
для стенда «Родителям о речи ребенка» и материалы для оформления родительских уголков в
групповой раздевалке. Материалы родительских уголков помогают родителям организовать
развивающее общение с ребенком и дома, и на прогулке, содержат описание опытов, подвижных
игр, художественные произведения для чтения и заучивания. Полезные для родителей материалы
включены и в книгу «Если ребенок плохо говорит».
Этапы работы учителялогопеда с родителями воспитанников, зачисленных на логопункт.
Подготовительный:
сообщение данных о специфических нарушениях речи ребёнка, уровнях развития разных сторон
речи, специфичных трудностях и сильных сторонах речевого развития;
формирование представлений о содержании и формах взаимодействия с логопедом;
изучение родительских ожиданий в отношении организации и содержания логопедической
коррекции.
Основной – обеспечивает преемственность логопедической коррекции в ДОУ и семье за счёт
вовлечения родителей в коррекционнопедагогический процесс с использованием следующих
форм:
участие родителей в составлении индивидуальных маршрутов;
включение родителей в проведение логопедических занятий;
20 содержательное информирование родителей о динамике речевого развития ребёнка ФФНР
в процессе логопедической коррекции;
обучение приёмам логопедической коррекции, используемым в семейном воспитании детей
с нарушениями речи;
мониторинг процесса логопедической коррекции в семье;
содействие в создании коррекционнопедагогической среды в семье с учётом речевого
нарушения ребёнка.
Завершающий:
анализ эффективности взаимодействия с родителями за период логопедической коррекции;
разработка рекомендаций по обеспечению устойчивости результатов логопедической
коррекции.
5.1.Особенности взаимодействия педагога с воспитателями ДОУ.
Цель: обеспечение преемственности учителялогопеда и педагогов ДОУ в образовательном
процессе.
Задачи:
выработка единых подходов в образовательном процессе, обеспечивающих благоприятные
условия для развития детей;
обеспечение устойчивости результатов логопедической коррекции;
оптимизация деятельности воспитателей по профилактике речевых нарушений.
Направления взаимодействия:
формирование представлений о факторах риска в речевом развитии, критериях и условиях
благоприятного речевого развития;
обучение педагогов приёмам развития и коррекции речи в повседневной жизни, профилактики
речевых нарушений у воспитанников;
разработка эффективных приёмов педагогического общения с детьми, имеющими речевые
нарушения (ФФНР – при дислалии, дизартрии, ринолалии).
Развитие речи детей – это общая задача всего педагогического коллектива. Несогласованность
требований взрослых к речи детей, неадекватный выбор способа общения с ребёнком могут стать
факторами, запускающими или отягощающими его речевые проблемы.
Достижение положительного результата работы учителялогопеда на логопункте ДОУ
предполагает реализацию комплексного подхода в деятельности специалистов детского сада:
учителялогопеда, воспитателей, музыкального руководителя, педагогапсихолога. Только
21 систематическое взаимодействие специалистов ДОУ по проблемам профилактики и коррекции
нарушений речи позволяет индивидуализировать процесс сопровождения ребёнка с учётом
следующих показателей: психологического возраста, специфики этапа развития речи, выявленной
речевой и неречевой симптоматики нарушений, особенностей образовательных и социальных
условий развития конкретного воспитанника.
Комплексный подход к профилактике речевых нарушений у воспитанников ДОУ предполагает
такую организацию взаимодействия педагогов, при которой создаются для оптимального речевого
развития ребёнка. К таким условиям относятся:
речевая среда, содержащая образцы правильного использования языка как средства общения и
познания;
организация таких форм детской деятельности, в которых активизируется функции и
процессы, находящиеся в основе речевого развития: психомоторные, познавательные,
эмоциональные;
обогащение содержания самой деятельности детей, что составляет основу содержания речи;
систематическое развитие предпосылок речевого развития;
развитие предпосылок учебной деятельности: умение выполнять задания в общем темпе,
противостоять отвлечением, удерживать задачу взрослого в течение занятия; следовать единому
замыслу работы, прилагать волевые усилия для достижения цели, достигать результата,
взаимодействовать со сверстниками в процессе выполнения заданий, осуществлять самоконтроль
своей деятельности.
Задачами комплексного подхода в работе педагогов ДОУ к коррекции речи выступают:
закрепление речевых навыков;
преодоление вторичных нарушений, обусловленных проблемами в развитии речи;
повышения качества образовательных достижений воспитанников.
Примерная тематика мастеркласса для педагогов: «Предпосылки и показатели речевого
развития детей», «Игровые приёмы развития артикуляторных возможностей ребёнка», «Речевой
слух развиваем в игре», «Развитие чувства ритма у дошкольников», «Игровые технологии в работе
со сказкой», «Музыкальное творчество и речь», «Профилактика нарушений письменной речи у
детей старшего дошкольного возраста». Воспитатели учатся использовать систему упражнений по
развитию мелкой и крупной моторики, артикуляционного аппарата, речевого дыхания и речевого
слуха, составленную учителемлогопедом для профилактических целей.
Практика совместной деятельности учителялогопеда и воспитателя ДОУ может быть
представлена следующим образом:
воспитатель:
22 замечает проблемы в речевом развитии детей и своевременно адресует логопеду запрос,
информируя учителялогопеда о проблемах в развитии речи конкретных детей;
создаёт условия для развития всех сторон речи в пределах возрастной нормы;
формирует общие предпосылки для речевого развития: фонематические процессы; крупную,
мелкую и речевую моторику;
обогащает содержание детской речи;
учительлогопед:
диагностирует уровень развития речи воспитанников;
дифференцирует категории детей по специфике нарушений речи и структуре речевого
нарушения;
осуществляет коррекцию нарушенных сторон речи.
Взаимодействие с воспитателями логопед осуществляет в разных формах: оснащение
развивающего/ коррекционноразвивающего пространства в групповых помещениях, проведение
интегрированных мероприятий. На совместных интегрированных занятиях учителялогопеда и
воспитателя, которые проводятся как обобщающие, итоговые (например, один раз в месяц)
организуется содержательное общение детей друг с другом в разных видах деятельности, что
способствует закреплению навыков пользования инициативной речью, совершенствованию
разговорной речи, обогащению словаря, развитию коммуникативной практики. Так реализуется
принцип интеграции образовательных областей.
Учительлогопед даёт воспитателю рекомендации по проведению игр и игровых заданий
логопедической профилактической направленности со всей группой воспитанников, а также по
организации индивидуальной работы с детьми, обучающимися на логопункте. Кроме того, учитель
логопед помогает воспитателю организовать обучение и воспитание ребёнка с нарушениями речи с
учётом особенностей развития его познавательных процессов, личности, эмоциональноволевой и
коммуникативной сфер, например, подобрать нагляднодидактические и литературные материалы,
организовать совместную деятельность со сверстниками.
В одних случаях работа воспитателя предшествует логопедическим занятиям, обеспечивая
необходимую познавательную и мотивационную базу для информирования речевых умений, в
других – воспитатель содействует закреплению результатов, полученных на логопедических
занятиях. Совместное решение общих образовательных задач воспитателя и учителялогопеда
определяется их профессиональными функциями, реализуемыми в работе с детьми.
III. Организационный раздел.
Материальнотехническое и информационное обеспечение.
23 Для организации логопедического сопровождения имеется: учебно – дидактический материал,
специальные методические пособия учебно – игровые и дидактические материалы,
мультимедийные, аудио и видео материалы коллективного и индивидуального пользования.
В кабинете учителялогопеда имеется
1. Зеркало.
2. Парта и стульчики для занятий у зеркала.
3. Шкафы для пособий.
4. Рабочий стол.
5. Методическая литература по развитию речи и коррекция её недостатков (см. картотека №18).
6. Альбомы, инструментарий для логопедического обследования (картотека № 1А).
7. Дидактические пособия:
Пособия и игрушки для выработки направленной воздушной струи («Мыльные пузыри»,
надувные игрушки, природный материал).
Сюжетные картинки для автоматизации и дифференциации поставленных звуков в предложениях
и рассказах.
Настольнопечатные игры для автоматизации и дифференциации поставленных звуков.
Сюжетные картинки, серии сюжетных картинок.
«Алгоритмы» и схемы описания предметов и объектов.
Материал для звукового и слогового анализа и синтеза, анализа и синтеза предложений.
Игры для совершенствования навыков языкового анализа и синтеза («Слоговое лото», «Определи
место звука», «Подбери схему», «Звуковой домик» и др.).
Игры для совершенствования грамматического строя речи («Разноцветные листья»,
«Логопедическая полянка», «За грибами» и др.).
Лото, домино и другие игры по изучаемым лексическим темам.
Коврограф.
Перспективный тематический план работы с детьми (67лет)
Планируемые результаты:
знает и умеет анализировать артикуляцию звуков;
умеет правильно произносить звуки;
дифференцирует понятия «звук – слог – слово»;
умеет правильно определять и произносить гласные и согласные звуки;
умеет выделять первый звук из начала слова, последний – из конца слова;
выделяет исследуемый звук среди слогов, слов;
24 различает фонемы близкие по способу и месту образования, акустическим признакам: а) звонкие
и глухие, б) шипящие и свистящие, в) соноры;
определяет наличие или отсутствие заданного звука в слове на слух, по картинке;
определяет места заданного звука в словах (начало, середина, конец ).
Работа по формированию
фонетической стороны речи
Звуки Буквы
Навыки звукового
анализа и синтеза
Работа по
формированию
лексико
грамматических
представлений
2
3
4
5
Работа по
развитию связной
речи
6
Недел
я
1
1я
2я
3я
[у]
[а]
У
А
И
Э
П
Т
К
Сентябрь
Логопедическое обследование
Выделение ударного
гласного из начала
слова. Анализ
звукового ряда ау
Тема: Части тела.
Работа над
словоизменением имен
существительных. Игра:
«Одинмного».
Выделение ударного
гласного из начала
слова. Анализ
звукового ряда типа а
уи
Тема: Геометрические
фигуры. Образование
существительных с
уменьшительно
ласкательным
суффиксом.
Октябрь
Анализ обратного слога
типа ап. Выделение
последнего согласного
из слов типа мак, кот
Тема: Игрушки.
Образование
прилагательных от
существительных.
Составление
предложений по
предметным
картинкам с
последующим
распространением;
объединение их в
рассказ
Пересказ рассказа
по наглядным
действиям.
Составление
рассказа: «Медведь
огородник».
Составление
рассказа об игрушке
по плану.
Выделение начального
согласного и гласного
25
Тема: Овощи.
Дифференциация
Работа на
логопедической
4я
[и]
[э]
[п],
[п’]
[т]
[к],
[к’]
1я
2я 3я
4я
[п],
[т],
[к]
[л’]
[о]
[х],
[х‘]
[к],
[х‘]
О
Х
1я
[й]
Й
[л‘],
[й]
2я
[ы]
Ы
[ы],
[и]
3я
[с]
С
[с‘]
4я
[с]
[с],
[с‘]
(кот)
Определение места
звука в слове. Игра: «
Куда спрятался звук»
глаголов совершенного и
несовершенного вида
полянке «Сбор
урожая».
Тема: Фрукты.
Понимание
пространственного
значения предлогов в, к,
от, из и др. и
употребление их в речи
Тема: Деревья.
Согласование
местоимений наш, наша,
наше, наши с именами
существительными в
роде, числе, падеже
Составление
описательного
рассказа по
картинно
графическому
плану.
Составление
предложений на
логопедической
полянке
«Путешествие в
лес».
Ноябрь
Выделение начального
согласного и
последующего гласного
из слов типа сумка,
сани. Анализ прямого
слога типа су.
Полный анализ слов
типа суп
Тема: Грибы.
Образование
существительных мн.ч.
Р.п.
Тема: «Перелетные
птицы». Образование
сложных
прилагательных.
Образование
существительных мн.ч.
И.п. и Р.п.
Тема: «Осень».
Согласование
существительных с
числительными. Игра «
Сосчитай».
Тема: «Домашние
птицы». Образование
имен прилагательных с
помощью
уменьшительно
ласкательных суффиксов
и употребление их в речи
Пересказ сказок по
серии сюжетных
картин
Составление
предложений с
использованием
слов: слетела,
улетела, залетела.
Составление
описательного
рассказа по плану.
Составление
рассказа по
картинно
графическому
плану.
Декабрь
26 1я
[с],
[с‘]
[з],
[з‘]
2я
[с], [з]
[с‘],
[з‘]
3я
[ц]
[б]
[б],
[п]
[т‘]
4я
1я
Деление слов на слоги.
Составление слоговой
схемы слова. Полный
анализ слов типа суп.
Составление звуковой
схемы
Дифференциация
звуков. Игра: «Третий
лишний».
З
Ц
Б
Тема: «Домашние
животные».
Образование и
закрепление формы
предложного падежа
имен существительных в
единственном и
множественном числе
Тема: « Зима».
Согласование имен
прилагательных с
именами
существительными в
роде, числе, падеже
Тема: « Зимующие
птицы». Согласование
имен числительных с
именами
существительными в
косвенных падежах
Тема: «Зима. Зимние
забавы». Подбор слов
действий. Образование
слов с уменьшительно
ласкательным
суффиксом.
Составление
описательного
рассказа по плану
Составление
рассказа с
элементами
творчества по серии
сюжетных картинок
Составление
описательного
рассказа «
Снегирь».
Составление
рассказа по
картинно
графическому
плану.
Январь
2я Тема: «Мебель». Согласование
существительных с числительными.
3я
4я
Д
Г
[т‘],
[д‘]
[д]
[д],
[т]
[г’]
Полный анализ слов
типа зубы, составление
звукослоговой схемы
Тема: «Посуда».
Согласование
существительных с
прилагательными в роде,
числе и падеже.
Составление
описательного
рассказа по картине
с элементами
творчества.
Тема: «Одежда».
Словоизменение. Игра
«Назови ласково».
Составление
рассказа по
сюжетной картине
«Чаепитие».
Февраль
27 1я
[г],
[к]
[ш]
2я
[ш]
3я
[с],
[ш]
[с],
[ш]
[ л]
Ш
Л
4я
[л]
[ж]
Ж
1я
2я
[ш],
[ж]
[з],
[ж]
[с],
[ш],
[з],
[ж]
[с‘],
[ш],
[з‘],
[ж]
Составление
связного рассказа
по картине и плану
Составление
рассказа по
картинке. Игры:
«Путешествие»,
«Добавь нужное
слово».
Составление
рассказа по
картинке и плану: «
Служба на
границе».
Обучение связному
пересказу по плану.
Составление
рассказаописания
по плану « О маме».
Придумывание
рассказа с опорой
на рисунок ребенка
Тема: «Дикие
животные».
Словообразование. Игра:
«Чьи детки».
Образование
притяжательных
прилагательных.
Тема: «Транспорт».
Употребление
приставочных глаголов.
Согласование
существительных с
прилагательными.
Тема: «День
защитников отечества».
Подбор антонимов.
Согласование
существительных с
числительными.
Тема: « Животные
севера». Образование
сложных
прилагательных.
Употребление предлогов
в речи.
Тема: « Мамин день. 8
Марта». Образование
притяжательных
прилагательных и
согласование их с
существительными.
Тема: «Семья».
Понимание
пространственного
значения сложного
предлога изза, изпод и
употребление их в речи
Полный анализ слов
типа шубы, составление
звукослоговой схемы
Полный анализ слов
типа стол, кошка,
замок, составление
звукослоговой схемы.
Дифференциация
звуков в словах. Игра: «
Путаница».
Март
Дифференциация
твердых и мягких
согласных звуков
Дифференциация
звонких и глухих
согласных звуков
28 Р
3я
4я
1я
[р]
[р‘]
[р],
[л]
[р‘],
[л‘]
[р‘]
[р],
[р’]
2я
[ч]
Ч
3я
[щ]
Щ
4я
[ч],
[т‘]
1я
2я
[ч],
[с],
[с‘]
[щ],
[ч]
3я
[щ],
[ш]
Определение
количества звуков и
слогов в словах.
Тема: «Животные
жарких стран».
Словоизменение. Игра: «
Одинмного».
Составление
связного рассказа
по картине « Моя
семья».
Тема: «Ранняя весна».
Образование
существительных мн.ч.
И.п. и Р.п. Подбор
антонимов.
Составление
связного рассказа
по сюжетной
картинке: «Весна».
Апрель
Закрепление
пройденного
Игры: «Сколько звуков
в слове», «Где
спрятался звук»,
«Прохлопай слово»
Май
Закрепление
пройденного Игры:
«Путаница», «Третий
лишний», «Прошагай
по лесенке».
Тема: «Наша столица».
Подбор слов признаков и
действий к предмету.
Тема: «Космос».
Составление и
употребление в речи
сложносочиненных
предложений с союзом а
Тема: «Хлеб».
Согласование
существительных с
числительными.
Составление
связного рассказа
по картине: «
Доктор».
Придумывание
сказки с опорой на
рисунок ребенка.
Придумывание
сказки на заданную
тему
Тема: «Птицы». Подбор
антонимов.
Словообразование
сложных слов.
Составление
предложений по
картине « На
весенней полянке».
Составление
связного рассказа
по теме: « Школа».
Составление
связного рассказа «
На лужайке».
Тема: «Школа».
Образование
прилагательных от
существительных
Тема: «Лето».
Образование
существительных с
уменьшительно
ласкательным
суффиксом.
Тема: «Насекомые».
Употребление предлогов
Составление
связного рассказа «
29 4я
[щ],
[ч],
[с‘],
[т‘]
в речи. Игра « Кто, где
спрятался»
Тема: «Ягоды».
Повторение и
закрепление пройденного
материала
Сбор ягод».
Придумывание
рассказа с опорой
на рисунок ребенка.
9. Особенности организации предметнопространственной развивающей среды (67лет).
Последний год пребывания дошкольника в детском саду — очень важный период в его развитии.
Именно в этом возрасте формируется мотивация готовности к школьному обучению, появляется
потребность в знаниях и стремление к их совершенствованию, развиваются познавательные интересы.
Это необходимо учитывать при организации предметнопространственного развивающего пространства
в группе. Так, в групповой библиотеке необходимо иметь достаточное количество доступной для детей
справочной литературы по разным отраслям знаний, детские энциклопедии и атласы, папки с
разнообразным иллюстративным материалом. В группе должны появиться географические карты и
атласы, глобус; дидактические игры, развивающие познавательные интересы детей.
6 лет — сенситивный период развития речи. Дошкольники этого возраста используют различные
виды речи, у них появляется интерес к слову, они активно занимаются словотворчеством,
самостоятельно придумывают сказки и рассказы. К моменту окончания подготовительной группы у
дошкольников с общим недоразвитием речи должно быть преодолено отставание в речевом развитии.
Нужно предоставить детям возможности для усвоения родного языка и экспериментирования со
словом. В центре «Будем говорить правильно» должна появиться картотека разнообразных словесных
игр.
Пространственную среду следует организовать таким образом, чтобы дети могли самостоятельно
исследовать окружающих предметов, так как стремление к исследованию становится преобладающим
мотивом их поведения. Однако дошкольники с ФФНР при этом могут испытывать определенные
трудности: они выполняют определенные действия, но не могут объяснить, как это сделали. В таком
ситуации взрослый должен стать равноправным партнером своих воспитанников и оказывать им
необходимую помощь.
В возрасте шестисеми лет происходит активное становление ребенка как личности, моделируются
человеческие взаимоотношения. Все это происходит в игре. Дети с удовольствием объединяются в
большие группы для совместной игры. Это тоже учитывается при организации жизненного
пространства: развивающие центры рассчитываются для работы в них большего количества детей, чем
в предыдущих возрастных группах.
Игра является средством формирования и развития многих личностных качеств и приобретает в
подготовительной группе особое значение. Педагог должен создавать такие игровые ситуации, которые
продвигают развитие детей вперед, вносить элементы игры в учение, общение и труд, использовать
игру для воспитания. Сюжетноролевые игры с правилами, проводимые в подготовительной группе,
должны помогать формированию личностной и нравственной саморегуляции. Игры должны отличаться
большим разнообразием тематики, ролей, игровых действий, «проблемных ситуаций».
Конструкторская игра у детей седьмого года жизни превращается в трудовую деятельность, в ходе
которой ребенок создает чтото нужное, полезное. Например, стаканчики изпод йогурта дети могут
использовать для изготовления подставок для кисточек; а из пробок от минеральной воды с помощью
педагога изготовить «тактильные» коврики и т.п. В связи с этим в уголке продуктивной деятельности
должны быть материалы, необходимые для изготовления поделок детьми.
30 Дети седьмого года жизни с удовольствием участвуют в играхсоревнованиях, в которых
формируется мотивация достижения успеха. Значит нужно так организовать пространство, чтобы
выделить достаточно места для проведения таких игр.
В логопедическом кабинете развивающая среда организуется таким образом, чтобы
способствовать совершенствованию всех сторон речи, обеспечить самостоятельность детей,
стимулировать их активность и инициативность. В этой возрастной группе в кабинете логопеда должно
быть представлено достаточное количество игр и пособий для подготовки детей к обучению грамоте и
развитию интереса к учебной деятельности. Обязательными в оборудовании кабинета становятся
настенный и разрезной алфавит150, магнитная азбука и азбука для коврографа, кубики с буквами,
слоговые таблицы, карточки со словами и знаками для составления и чтения предложений, атрибуты
для игры в школу, дидактические игры «Логопедическая поляна», «Рыболовы», «Лабиринт», «Речевые
кубики» и т.п. Делая акцент на развитие связной речи, логопед оснащает кабинет более сложными
схемами и алгоритмами для составления рассказов о предметах и объектах, большим количеством
серий сюжетных картинок, сюжетных картин. В центре развития связной речи в кабинете логопеда
постоянно должны находиться дветри серии картинок и дветри сюжетных картины. В работе над
лексическими темами используются репродукции картин известных художников. Можно использовать
репродукции картин для оформления интерьера кабинета, раздевалки, группового помещения.
Организация предметнопространственной развивающей среды.
Центр «Будем говорить правильно» в кабинете логопеда
1.Зеркало.
2.Артикуляционная игрушка – лягушка.
3. Стульчики для занятий у зеркала.
4. Полка для пособий.
5. Пособия и игрушки для выработки направленной воздушной струи (тренажеры, «Мыльные пузыри»,
надувные игрушки, природный материал).
6. Сюжетные картинки для автоматизации и дифференциации поставленных звуков в предложениях и
рассказах.
7. Настольнопечатные игры для автоматизации и дифференциации поставленных звуков.
8. Сюжетные картинки, серии сюжетных картинок.
9. «Алгоритмы» и схемы описания предметов и объектов; мнемотаблицы для заучивыания стихов и
пересказа текстов.
10. Материал для звукового и слогового анализа и синтеза, анализа и синтеза предложений.
11. Игры для совершенствования навыков языкового анализа и синтеза («Слоговое лото», «Слоговое
домино», «Определи место звука», «Подбери схему», «Звуковой домик» и др.).
12. Игры для совершенствования грамматического строя речи («Разноцветные листья», «Веселый
повар», «Логопедическая полянка», «За грибами» и др.).
13. Лото, домино и другие игры по изучаемым лексическим темам.
14. Коврограф.
15. Игра «Времена года».
31 МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
1.Арбекова Н.Е. Развиваем связную речь у детей 67 лет с ОНР. Москва Издательство ГНОМ
2013г.
2.Афонькина Ю. А. технологии деятельности учителялогопеда на логопункте ДОУ. – М. : Аркти,
2012г.
3. Веракса Н. Е., Васильева М. А., КомароваТ. С. Примерная основная общеобразовательная
программа дошкольного образования «От рождения до школы» — М., 2014
4. Волкова Г. А. Логопедическая ритмика. — СПб., 2010г.
5.Волкова Г.А. Логопедия — М. 2012г.
6.Гуськова А.А. Развитие монологической речи детей 67 лет Волгоград: Учитель, 2013г
7.Иншакова О.Б. Альбом для логопеда. Центр ВЛАДОС, 2008г.
8.Кузнецова Е.В. Тихонова И.А. Развитие и коррекция речи детей 56 лет, М.:2004г.
9. Микляева Ю.В.Логопедический массаж и гимнастика Москва Айрис Пресс 2014г
10. Парамонова Л. Г. Развитие словарного запаса у детей. — СПб., 2009г.
11.Поваляева М.А.Дидактический материал по логопедии Ростов наДону «Феникс» 2002г
12.Нищева Н.В. Программа коррекционноразвивающей работы в логопедической группе детского
сада с ОНР(47 лет), СПб.:2006 г.
13.Селиверстова Т.В. Игры в логопедической работе с детьми. М. Просвещение 2010г.
32 14.Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Воситание и обучение детей дошкольного возраста с фонетико
фонематическим недоразвитием речи (старшая группа). Программа и методические
рекомендации, М.:2004 г.
15.Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Лагутина А.В. Воспитание и обучение детей дошкольного
возраста с ФФН (подготовительная группа). Программа и методические рекомендации для
образовательных учреждений компенсирующего вида, М.: 2004г.
16.Филичева Т.Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста/ Г.В.
Чиркина. – М. : АйрисПресс, 2014г.
17.Шалаева Г.П. Занимательная грамматика. –М.:Слово; Эксмо, 2006г
18. .Шалаева Г.П. Логопедические игры. М.:АСТ:СЛОВО, 2009г
19.Чиркина Г.В. Методы обследования речи детей. Аркти 2005
33 34
Рабочая программа учителя-логопеда
Рабочая программа учителя-логопеда
Рабочая программа учителя-логопеда
Рабочая программа учителя-логопеда
Рабочая программа учителя-логопеда
Рабочая программа учителя-логопеда
Рабочая программа учителя-логопеда
Рабочая программа учителя-логопеда
Рабочая программа учителя-логопеда
Рабочая программа учителя-логопеда
Рабочая программа учителя-логопеда
Рабочая программа учителя-логопеда
Рабочая программа учителя-логопеда
Рабочая программа учителя-логопеда
Рабочая программа учителя-логопеда
Рабочая программа учителя-логопеда
Рабочая программа учителя-логопеда
Рабочая программа учителя-логопеда
Рабочая программа учителя-логопеда
Рабочая программа учителя-логопеда
Рабочая программа учителя-логопеда
Рабочая программа учителя-логопеда
Рабочая программа учителя-логопеда
Рабочая программа учителя-логопеда
Рабочая программа учителя-логопеда
Рабочая программа учителя-логопеда
Рабочая программа учителя-логопеда
Рабочая программа учителя-логопеда
Рабочая программа учителя-логопеда
Рабочая программа учителя-логопеда
Рабочая программа учителя-логопеда
Рабочая программа учителя-логопеда
Рабочая программа учителя-логопеда
Рабочая программа учителя-логопеда
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.