Рабочая программа внеурочной деятельности "Азбука вежливости" (2 класс)
Оценка 4.7
Образовательные программы
doc
воспитательная работа
2 кл
14.04.2017
Рабочая программа по учебному курсу «Азбука вежливости» для 2 класса разработана на основе:
• Закона Российской Федерации «Об образовании»;
• Закона Республики Татарстан «Об образовании»;
• Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации № 373 от 6 октября 2009 года «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования».
• Регионального базисного учебного плана РТ, утвержденного приказом Министерства образования и науки Республики Татарстан
№ 4154/12 от 09.07.2012 г.;
• Учебного плана МАОУ «Гимназия №5» г.Альметьевск РТ на 2016/2017 учебный год;
• Федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации
к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, на 2012/2013 учебный год; утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 27.12.2011г. №2885;
• Локального акта «Положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей). Протокол №1 от 31.08.2011. Приказ № 149/4 от 31.08 2011.
азбука вежливости (п).doc
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Гимназия № 5» г. Альметьевск РТ
Рабочая программа
по внеурочной деятельности
«Азбука вежливости»
для 2 класса
Составитель: учитель первой квалификационной категории
Сорокина Надежда Александровна Ι
. Пояснительная записка
2016/2017 учебный год
Рабочая программа по учебному курсу «Азбука вежливости» для 2 класса разработана на основе:
Закона Российской Федерации «Об образовании»;
Закона Республики Татарстан «Об образовании»;
Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации № 373 от 6 октября 2009 года «Об утверждении и введении в действие
федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования».
Регионального базисного учебного плана РТ, утвержденного приказом Министерства образования и науки Республики Татарстан
№ 4154/12 от 09.07.2012 г.;
Учебного плана МАОУ «Гимназия №5» г.Альметьевск РТ на 2016/2017 учебный год;
Федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации
к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, на 2012/2013 учебный год; утвержденного приказом Министерства
образования и науки Российской Федерации от 27.12.2011г. №2885;
Локального акта «Положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин
(модулей). Протокол №1 от 31.08.2011. Приказ № 149/4 от 31.08 2011.
Проблема духовнонравственного направления в условиях современного общества приобрела особое значение. Потеря моральных ориентиров,
обесценивание таких понятий, как совесть, честь, долг, привели к негативным последствиям в обществе: социальное сиротство, усиление
криминогенности и наркомании среди подростков, потеря позитивной мотивации к учению. В Концепции духовно нравственного развития и воспитания
гражданина России определён современный национальный воспитательный идеал. Это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин
России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в
духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Работа по духовнонравственному воспитанию должна начинаться в младшем школьном возрасте со знакомства детей с нравственными нормами и
правилами поведения и формирования моральных привычек. В детском коллективе ребенок имеет возможность проверить на собственном опыте свои
знания, представления и склонности нравственного порядка, что обеспечивает переход внешних моральных требований во внутренние.
Актуальность программы определена тем, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми духовных
ценностей, накопленных человечеством. Уровень нравственности человека отражается на его поведении, которое контролируется его внутренними
побуждениями, собственными взглядами и убеждениями. Выработка таких взглядов, убеждений и привычек составляет сущность нравственного
воспитания.
Новизна программы в том, что она направлена на поддержку становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного
гражданина России. Программа обеспечивает реализацию одного из направлений духовнонравственного воспитания и развития: воспитание
нравственных чувств и этического сознания младшего школьника.
Программа «Азбука вежливости» составлена на основе программы Э.Козлова, В. Петровой, И. Хомяковой «Азбука нравственности», и может
быть реализована учителем начальной школы в сотрудничестве с родителями. Возможно привлечение заинтересованных учащихся и педагогов дополнительного образования. Учитель проводит занятия во внеурочное время один раз в неделю. На занятиях присутствует весь класс или группа
учащихся 8 – 10 человек.
Занятия «Азбуки вежливости» должны быть эмоциональными, строиться на непроизвольном внимании и памяти, включать в себя игровые
элементы. Необходимо использовать яркую наглядность и электронные ресурсы. В качестве домашнего задания можно рекомендовать детям завершить
рисунок, прочитать книжку или рассказ вместе с родителями. Важно отметить всех, кто выполнил домашнюю работу. На уроках нравственности важна
активность школьника, его участие в обсуждениях жизненных ситуаций. Это уроки разъяснения, объяснения и обучения. Основная задача учителя
состоит в том, чтобы пробудить у ребёнка интерес к внутреннему миру человека, заставить задуматься о себе и своих поступках, их нравственной
сущности.
Цель программы: воспитание нравственных чувств и этического сознания у младших школьников.
Задачи:
1. Сформировать первоначальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, об этических нормах
взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями различных убеждений, представителями социальных групп.
2. Способствовать усвоению правил поведения в образовательном учреждении, дома, на улице, в населённом пункте, в общественных местах, на
природе.
3. Раскрывать сущность нравственных поступков, поведения и отношений между людьми разного возраста на основе взаимопомощи и
поддержки.
4. Научить приемам и правилам ведения дискуссии, аргументировано высказывать свое мнение и внимательно слушать мнение собеседника.
Занятия проводятся в форме уроков, тренингов, внеурочных мероприятий и игровых программ, позволяющих школьникам приобретать опыт
нравственного поведения.
Реализация программы предполагает формирование первоначального представления о базовых ценностях отечественной культуры в процессе
проведения бесед, экскурсий, заочных путешествий, участия в творческой деятельности, такой, как театральные постановки, литературномузыкальные
композиции, художественные выставки, просмотр видеофильмов.
Программа составлена на основе следующих принципов духовно –нравственного развития и воспитания:
Принцип ориентации на идеал. Идеал – это высшая ценность, совершенное состояние человека, семьи, школьного коллектива, социальной группы,
общества, высшая норма нравственных отношений, превосходная степень нравственного представления о должном. Идеалы определяют смыслы
воспитания, то, ради чего оно организуется. Идеалы сохраняются в традициях и служат основными ориентирами человеческой жизни, духовно
нравственного и социального развития личности.
Аксиологический принцип. Ценности определяют основное содержание духовнонравственного развития и воспитания личности младшего школьника.
Принцип следования нравственному примеру. Следование примеру — ведущий метод нравственного воспитания. Содержание внеучебной и
внешкольной деятельности должно быть наполнено примерами нравственного поведения. Пример как метод воспитания позволяет расширить
нравственный опыт ребёнка, побудить его к внутреннему диалогу, пробудить в нём нравственную рефлексию, обеспечить возможность выбора при
построении собственной системы ценностных отношений, продемонстрировать ребёнку реальную возможность следования идеалу в жизни.
Принцип идентификации (персонификации). Идентификация — устойчивое отождествление себя со значимым другим, стремление быть похожим на
него. В младшем школьном возрасте преобладает образноэмоциональное восприятие действительности, развиты механизмы подражания, эмпатии,
способность к идентификации. Принцип диалогического общения. В формировании ценностных отношений большую роль играет диалогическое общение младшего школьника со
сверстниками, родителями (законными представителями), учителем и другими значимыми взрослыми. Выработка личностью собственной системы
ценностей, поиск смысла жизни невозможны вне диалогического общения человека с другим человеком, ребёнка со значимым взрослым.
Принцип полисубъектности воспитания. В современных условиях процесс развития и воспитания личности имеет полисубъектный, многомерно
деятельностный характер. Младший школьник включён в различные виды социальной, информационной, коммуникативной активности, в содержании
которых присутствуют разные, нередко противоречивые ценности и мировоззренческие установки.
Принцип системнодеятельностной организации воспитания. Воспитание, направленное на духовнонравственное развитие обучающихся и
поддерживаемое всем укладом школьной жизни, включает в себя организацию учебной, внеучебной, общественно значимой деятельности младших
школьников. Интеграция содержания различных видов деятельности обучающихся в рамках программы их духовнонравственного развития и воспитания
осуществляется на основе воспитательных идеалов и ценностей.
Перечисленные принципы определяют концептуальную основу уклада школьной жизни. Сам по себе этот уклад формален. Придаёт ему жизненную,
социальную, культурную, нравственную силу педагог.
ΙΙ
. Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности «Азбука вежливости»
Воспитание нравственных чувств и этического сознания у младших школьников как направление духовнонравственного развития и воспитания
обучающихся должно обеспечивать присвоение ими соответствующих ценностей, формирование знаний, начальных представлений, опыта эмоционально
ценностного постижения действительности и общественного действия в контексте становления идентичности гражданина России.
В ходе реализации программы «Уроки нравственности» будет обеспечено достижение обучающимися воспитательных результатов и эффектов.
Воспитательные результаты распределяются по трём уровням.
Первый уровень результатов — приобретение обучающимися социальных знаний (о нравственных нормах, социально одобряемых и не одобряемых
формах поведения в обществе и∙т.∙п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов
особое значение имеет взаимодействие обучающегося со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и
повседневного опыта.
Второй уровень результатов — получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества,
ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие
обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, т. е. в защищённой, дружественной среде, в которой ребёнок получает первое
практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить.
Третий уровень результатов — получение обучающимся начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование у младшего
школьника социально приемлемых моделей поведения. Только в самостоятельном общественном действии человек действительно становится
гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие
обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.
С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают воспитательные эффекты:
∙на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения являются не столько научные знания, сколько
знания о ценностях;
∙на втором уровне воспитание осуществляется в контексте жизнедеятельности школьников и ценности могут усваиваться ими в форме отдельных
нравственно ориентированных поступков; ∙на третьем уровне создаются необходимые условия для участия обучающихся в нравственно ориентированной социально значимой деятельности и
приобретения ими элементов опыта нравственного поведения и жизни.
Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постепенным, это необходимо учитывать при
организации воспитания социализации младших школьников.
Во втором классе, как правило, набирает силу процесс развития детского коллектива, резко активизируется межличностное взаимодействие младших
школьников друг с другом, что создает благоприятную ситуацию для достижения второго уровня воспитательных результатов. К четвертому классу у
младшего школьника появляется реальная возможность выхода в пространство общественного действия, то есть достижение третьего уровня
воспитательных результатов.
Достижение трёх уровней воспитательных результатов обеспечивает появление значимых эффектов духовнонравственного развития и воспитания
обучающихся — формирование основ российской идентичности, присвоение базовых национальных ценностей, развитие нравственного самосознания,
укрепление духовного и социальнопсихологического здоровья, позитивного отношения к жизни, доверия к людям и обществу и т. д.
В результате прохождения программного материала к концу 2 класса обучающиеся должны знать:
1. Отличие понятий «этика» и «этикет».
2. Правила вежливости и красивых манер.
3. Заповеди и соответствующие притчи.
Уметь:
1. Уважать себя, верить в свои силы и творческие возможности, признавая это право и за другими.
2. Соблюдать этикет за столом, вести себя достойно в общественных местах.
3. Придерживаться «золотого правила» в общении с другими.
4. Быть доброжелательными.
5. Соблюдать заповеди.
6. Сострадать животным, не обижать их.
7. Придерживаться режима дня, уметь организовать свой труд дома.
8. Быть опрятными, соблюдать порядок на своем рабочем месте, содержать в чистоте свои книги и тетради.
9. Не забывать дома школьные принадлежности, книги, тетради, необходимые для уроков по расписанию.
В результате прохождения программного материала к концу 2 класса обучающиеся должны знать:
1. Требования этикета к устному и письменному приглашению и общению с гостями.
2. Заповеди и правила этикета.
3. О доброте и жестокости, уважительном отношении к старшим и высокомерии, отражённом в сказках («Преданный друг» О. Уайльда, «Мешок
яблок» В. Сутеева, «Девочка, наступившая на хлеб» Г. X. Андерсена).
4. Афоризмы.
Уметь:
1. Исполнять заповеди.
2. Соблюдать этикет в театре, кино, на выставке, в музее, на улице.
3. Выполнять общение. 4. Написать приглашение, встречать гостей, развлекать их, правильно вести себя в гостях, дарить и принимать подарки.
5. Исполнять ментальную зарядку как один из способов самоконтроля в самовоспитании.
У обучающихся будут сформированы универсальные учебные действия, а именно:
Личностные универсальные учебные действия:
У выпускника будут сформированы:
ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;
Выпускник 2 класса получит возможность для формирования:
морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении,
ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и
обеспечение благополучия.
Регулятивные универсальные учебные действия:
Выпускник научится:
принимать и сохранять учебную задачу;
учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать
предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов
решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках;
Познавательные универсальные учебные действия:
Выпускник научится:
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников
(включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;
строить сообщения в устной и письменной форме;
осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
Коммуникативные универсальные учебные действия:
Выпускник научится:
адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое
высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию
партнёра в общении и взаимодействии; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
КАЛЕНДАРНОТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Азбука вежливости 2 класс – 34 часа (1 час в неделю)
Задачи:
1. Познакомить с правилами вежливости и красивых манер.
2. Научить заповедям нравственности, выполнению обещаний, этикету в театре, кино, на выставке, в музее.
3. Научить правилам поведения на дне рождения.
Наименование разделов и тем.
№
п/п
Раздел №1 Культура общения
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
Этикет (повторение).
Устное и письменное приглашение на день рождения.
Устное и письменное приглашение на день рождения.
Встреча и развлечение гостей.
Встреча и развлечение гостей.
Поведение в гостях.
Поведение в гостях.
Колво
часов
1
1
1
1
1
1
1
Теоретических
Практических
+
+
+
+
+
+
+
Дата по
факту
Дата по
плану
1 неделя
2 неделя
3 неделя
4 неделя
5 неделя
6 неделя
7 неделя Как дарить подарки.
Как дарить подарки.
Заповеди.
Заповеди.
Дал слово держи.
Дал слово держи.
«Дружба каждому нужна. Дружба верностью сильна».
«Дружба каждому нужна. Дружба верностью сильна».
Преданный друг.
О доброте и бессердечие.
О доброте и бессердечие.
Об уважительном отношении к старшим.
О зависти и скромности.
О зависти и скромности.
О доброте и жестокосердии.
В мире мудрых мыслей.
В мире мудрых мыслей.
8.
9.
Раздел № 2 Общечеловеческие нормы нравственности
10.
11.
12.
13.
Раздел № 3 Дружеские отношения
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
Раздел №4 Понять другого
25.
Золотые правила.
26.
Золотые правила.
27.
Учимся понимать настроение другого по внешним признакам.
28.
Учимся понимать настроение другого по внешним признакам.
29.
О тактичном и бестактном поведении.
30.
О тактичном и бестактном поведении.
31.
Учимся находить хорошее в человеке, даже если он нам не нравится.
32.
Учимся находить хорошее в человеке, даже если он нам не нравится.
33.
В мире мудрых мыслей.
34
Обзор курса этики за год.
Ι
V. Содержание программы:
2 класс (34 часа)
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
8 неделя
9 неделя
10 неделя
11 неделя
12 неделя
13 неделя
14 неделя
15 неделя
16 неделя
17 неделя
18 неделя
19 неделя
20 неделя
21 неделя
22 неделя
23 неделя
24 неделя
25 неделя
26 неделя
27 неделя
28 неделя
29 неделя
30 неделя
31 неделя
32 неделя
33 неделя
34 неделя Раздел 1: Культура общения (9ч)
Этикет (повторение). Устное и письменное приглашение на день рождения. Встреча и развлечение гостей. Поведение в гостях. Как дарить подарки.
Раздел 2: Общечеловеческие нормы нравственности (4ч)
Заповеди. Дал слово держи.
Раздел 3: Дружеские отношения (11ч)
«Дружба каждому нужна. Дружба верностью сильна». Преданный друг. О доброте и бессердечие. Об уважительном отношении к старшим. О зависти и
скромности. О доброте и жестокосердии. В мире мудрых мыслей.
Раздел 4: Понять другого (11ч)
Золотые правила. Учимся понимать настроение другого по внешним признакам. О тактичном и бестактном поведении. Учимся находить хорошее в
человеке, даже если он нам не нравится. В мире мудрых мыслей. Обзор курса этики за год.
V. Список литературы
1. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя/ [ А.Г.Асмолов, Г.В. Бумеранская,
И.А. Володарская и др.]: под ред. А.Г. Асмолова. М.: Просвещение, 2008. 151 с.
2. Концепция духовнонравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] М.: Просвещение, 2011. 25 с.
3. Козлов Э., Петрова В., Хомякова И. Азбука нравственности. / Э.Козлов, В. Петрова, И. Хомякова //Воспитание школьников.20042007. №19.
4. Примерная основная образовательная программа начального общего образования [Текст] / сост.Е.С.Савинов. М.: Просвещение, 2010. 204 с.
5. Примерная программа воспитания и социализации обучающихся 9 начальное общее образование) [Текст] М.: Просвещение, 2009. 50 с.
6. Суслов В.Н. Этикет учусь правилам поведения. 14 классы. Тесты и практические задания / В.Н.Суслов. М.: Просвещение, 2010. 68 с.
7. Тисленкова И.А. Нравственное воспитание: для организаторов воспитательной работы и классных руководителей / И.А.Тисленкова. М.:
Просвещение, 2008. 108 с.
8. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст] М.: Просвещение, 2009. 41 с.
Рабочая программа внеурочной деятельности "Азбука вежливости" (2 класс)
Рабочая программа внеурочной деятельности "Азбука вежливости" (2 класс)
Рабочая программа внеурочной деятельности "Азбука вежливости" (2 класс)
Рабочая программа внеурочной деятельности "Азбука вежливости" (2 класс)
Рабочая программа внеурочной деятельности "Азбука вежливости" (2 класс)
Рабочая программа внеурочной деятельности "Азбука вежливости" (2 класс)
Рабочая программа внеурочной деятельности "Азбука вежливости" (2 класс)
Рабочая программа внеурочной деятельности "Азбука вежливости" (2 класс)
Рабочая программа внеурочной деятельности "Азбука вежливости" (2 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.