Рабочая программа внеурочной деятельности "Дом, в котором я живу"
Оценка 4.6

Рабочая программа внеурочной деятельности "Дом, в котором я живу"

Оценка 4.6
Образовательные программы
docx
биология +2
6 кл—11 кл +1
09.04.2018
Рабочая программа внеурочной деятельности "Дом, в котором я живу"
Программа внеурочной деятельности рассчитана на группу учащихся 6 классов, содержание и структура курса построены в соответствии с логикой экологической триады: общая экология – социальная экология – практическая экология, или охрана природы. Программа внеурочной деятельности построена таким образом, чтобы внеклассная работа могла стать целенаправленной, систематической и результативнойРабочая программа внеурочной деятельности "Дом, в котором я живу"
Дом, в котором я живу 6 класс 2015-16год.docx
Рекомендовано к утверждению Педагогическим советом МКОУ «Новолисинская СОШ­интернат» Протокол № 1 от 28.08.2015г. Утверждаю Приказом МКОУ «Новолисинская СОШ­интернат» №188 от 31.08.2015г. Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение среднего  (полного) общего образования «Новолисинская школа­интернат» Рабочая программа внеурочной деятельности  обучающихся основной школы в соответствии ФГОС ООО по общеинтеллектуальному направлению развития личности «Дом, в котором я живу» для учащихся 6 класса Составила учитель биологии:  Антонова Александра Николаевна 2015­2016 учебный год Пояснительная записка. Одним   из   направлений   деятельности   школы   является   экологическое   и   трудовое   воспитание   школьников. Образование и воспитание школьников в области окружающей среды является в настоящее время одним из приоритетных направлений работы с молодежью и является актуальной.  Проблема охраны природы – одна из наиболее актуальных проблем современности, поэтому школьников с юных лет необходимо научить любить, охранять природу и приумножать природные богатства родного края. Привить бережное отношение  к природе и научить школьников разумно использовать научные и технические достижения на благо природы и человека – одна из задач внеурочной деятельности.              Программа внеурочной деятельности рассчитана на группу учащихся 6 классов, содержание и структура курса построены в соответствии с логикой экологической триады: общая экология – социальная экология – практическая экология, или охрана природы.                     Программа   внеурочной   деятельности   построена   таким   образом,   чтобы   внеклассная   работа   могла   стать целенаправленной, систематической и результативной.   Направления работы над программой:        Познавательное направление работы над программой включило цикл познавательных мероприятий (использовались следующие формы: дидактические игры, беседы, путешествия, викторины, конкурсы), которые способствовали более глубокому изучению экологических проблем школьниками.       Практическое направление работы над программой связано с практическими делами (изучение растительного и  животного мира, почв, водоемов, ландшафтов родного края, озеленение класса, подкормка птиц), способствовало  привитию бережного отношения детей к родной природе.       Исследовательское направление работы осуществляется при помощи экскурсий, фенологических наблюдений,  опытов, которые способствуют развитию мышления, анализу полученных результатов.      Программа может быть реализована при проведении внеурочной воспитательной работы и рассчитана на воспитание  детей среднего школьного возраста.    Актуальность программы и основные положения экологического воспитания В век новых технологий человек перестает ощущать себя частью природы, действует как хозяин и преобразователь, что ведет к формированию утилитарного подхода к окружающей среде, что ведет к ее неправильному использованию и загрязнению. Под экологической культурой понимается качество личности, включающее в себя следующие компоненты: интерес к природе; знания о природе, воздействии человека на природу; позитивная деятельность и поведение в природе. Цель:  Научить детей любить, беречь, улучшать окружающий мир. Задачи:        Развитие познавательного интереса учащихся, творческой активности  Овладение навыками поведения в окружающей природной среде и простейшими способами самостоятельного  постижения природных закономерностей.  Воспитание понимания эстетической ценности природы.  Развитие любознательности и желания получать знания.  Формирование положительного отношения к окружающему миру.  Нравственное развитие личности, воспитание чувств.  Формирование гигиенических знаний, способствующих сохранению здоровья.  Научить учащихся пользоваться научной литературой.  Научить любить природу, правильно её использовать.  Раскрытие творческих способностей, воображения и фантазии.  Воспитание трудолюбия, развитие умений работать с текстом, рисунками, природным материалом. Основные направления работы по программе: Познавательно­исследовательское: подготовка исследовательских рефератов, экскурсионных маршрутов; участие в форумах, олимпиадах, экологические  мониторинги. Духовно­творческое: конкурсы стихов, рассказов, плакатов, рисунков, сказок, театрализованные представления, изготовление поделок из  природных материалов и бытовых отходов; фотовыставки. Просветительское:  проведение экскурсий по городу и родному краю, изготовление эколистовок, плакатов, газет; агитвыступления;  Природоохранное: посадка деревьев, кустарников; создание и уход за цветочными клумбами, санитарная чистка улиц, парка; изготовление  скворечников и кормушек (охрана птиц), паспортизация родников . Принципы организации экологического воспитания: систематичность, непрерывность, междисциплинарность содержания Формы, методы и средства организации экологического воспитания: а) традиционные; б) активные; в) инновационные. Наиболее действенным средством экологического воспитания является разнообразная деятельность детей (учебная,  познавательная, художественная, творческая, игровая). Особую роль играет природоохранительная деятельность школьников: по защите окружающей среды: борьба с мусором, изготовление кормушек и домиков для птиц, по улучшению природной среды:  озеленение класса, школьного участка, оформление клумб. по сохранению и использованию эстетических ценностей природы:  сбор природного материала, изготовление панно, поделок из природного материала. Режим занятий:  (34 часа  ­  часовые занятия раз в  неделю).   Занятия осуществляются  в кабинете биологии в форме беседы, лекции, практических занятий, игр, индивидуальных  занятий. Так же  в форме экскурсий, экологических исследований, природоохранных акций на свежем воздухе, для  изучения объектов  природы, получения эстетического наслаждения, изучения антропогенного влияния человека на  природу, улучшения состояния  окружающей среды, а также увеличение физической активности школьников. Личностные и метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности Программа по внеурочной деятельности «Дом, в котором я живу» способствует формированию личностных и  метапредметных (регулятивных, познавательных и коммуникативных) учебных действий. В сфере личностных универсальных учебных действий будет формироваться: широкая мотивационная основа эколого­биологической деятельности, включающая: ­ социальные, учебно – познавательные и внешние мотивы; ­ адекватное понимание причин успешности (не успешности) творческой деятельности; ­ внутренняя позиция обучающегося на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из  средств самовыражения в социальной жизни; ­ устойчивый интерес к новым способам познания. В сфере регулятивных универсальных учебных действий будут являться умения: ­ принимать и сохранять учебно – творческую задачу; ­ планировать свои действия; ­ осуществлять итоговый и пошаговый контроль; ­ адекватно воспринимать оценку учителя; ­ различать способ и результат действия; ­ вносить коррективы в действия на основе их оценки и учёта сделанных ошибок ­ проявлять познавательную инициативу; ­ самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале; ­ преобразовывать практическую задачу в познавательную; самостоятельно находить варианты решения творческой  задачи. В сфере познавательных универсальных учебных действий будут являться умения: ­ осуществлять проектно­исследовательскую деятельность; ­ развитие стратегии смыслового чтения и работа с информацией; ­ осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественно – творческой задачи с использованием  учебной и дополнительной литературы в ­ использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных и творческих задач и представления их  результатов; ­ анализировать объекты, выделять главное; ­ осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов  сети Интернет: ИКТ­ компетентность; ­ осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме; ­ использовать методы и приёмы эколого­биологической деятельности в основном учебном процессе и повседневной  жизни. В сфере коммуникативных универсальных учебных действий обучающиеся научатся: ­ допускать существенное различие точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи; ­ учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ; ­ формулировать собственное мнение и позицию; ­ оговариваться, приходить к общему решению; ­ соблюдать корректность в высказываниях; ­ задавать вопросы по существу; ­ использовать речь для регуляции действия; ­ контролировать действия партнёра. ­ учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию; ­ с учётом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир  для построения действия; ­ владеть монологической и диалогической формой речи; ­ осуществлять взаимный контроль и оказывать партнёрам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь. Содержание курса 1. Вводное занятие. Ознакомление с планом и режимом работы кружка. Беседа о правилах безопасности. 2. Что такое природа. Осень в стихах, пословицах и загадках. 3. Природа и мы. Экскурсия в поле, парк. Сбор листьев, семян. 4. Времена года. Осень. Составление коллекций листьев, семян. Изготовление осенних букетов, панно из листьев. 5. Участие во Всемирной неделе защиты животных. Заготовка корма для плиц. Проект «Хлебные крошки». 6. Осень в жизни животных. Экологический конкурс «Наследие природы» 7. Природа в нашем доме. Проект «Вырасти себе друга». 8. Разнообразие растений и животных. Работа в школьной библиотеке. 9. Конкурс «Природа вокруг нас». Фотоконкурс и экологический конкурс «Операция Кормушка». 10. Зима в природе. Подготовка к конкурсу песен, стихов, загадок, поговорок о зиме. 11. Растения зимой. Приспособление растений к жизни в зимнее время. 12. Животные зимой. Приспособление животных к жизни в зимнее время. 13. Конкурс на лучшую зимнюю композицию. Изготовление зимних пейзажей и композиций. 14. Зимняя красота. Экскурсия в зимний парк. 15. Свойства снега и льда. Изготовление скульптур из снега на школьном дворе. 16. Эти загадочные животные. Экскурсия в библиотеку. 17. Дикие животные. Знакомство с экологическими изданиями. 18. Домашние животные. Оформление альбома «Мы нашли своих друзей». 19. Весенние приметы. Птицы весной. Изготовление скворечников. 20. Весенние радости. Конкурсы рисунков, стихов, пословиц и поговорок о весне. 21. День птиц. Участие в празднике, посвященному «Дню птиц». 22. Редкие и охраняемые животные и растения родного края. Изучение природы Ленинградской области. Работа с  изданиями о Ленинградской области. Изготовление «Жалобной книги Природы» 23. Вода в нашей жизни. Изучение удивительных свойств воды. Участие в акции в защиту воды. Конкурс рисунков,  плакатов, листовок в защиту чистоты воды. 24. Загрязнение природы. Изучение проблем окружающей природы. Уборка школьной территории. 25. Экологические проблемы. Участие в экологической акции «Очистим планету от мусора». 26. Основные сведения об экологии окружающей среды. Работа с экологическими изданиями. Изучение экологии  Ленинградской области. Операция «Чистый двор». 27. День Земли. История праздника. Изготовление листовок и плакатов к празднику «День Земли». 28. Знакомство с  лекарственными растениями. Изучение лекарственных растений Ленинградской области. 29. Проект с детьми и родителями «Зеленый лекарь». Изготовление гербариев лекарственных растений. 30. Проекты с детьми и родителями «Капелька», «Животные в истории семьи». Оформление и презентация  альбомов. 31. Экологическая акция «Посади дерево на счастье». Озеленение школьного двора.      32.  Итоговое занятие. Отчет о работе кружка. Задание на лето о наблюдении за природой.                             Тематическое планирование № п/п Вводное занятие 1. Что такое природа 2. Природа и мы 3. Времена года. Осень 4. Участие во Всемирной неделе защиты животных 5. Осень в жизни животных  6. Природа в нашем доме 7. Разнообразие растений и животных 8. Конкурс «Природа вокруг нас» 9. Зима в природе 10. 11. Растения зимой 12. Животные зимой 13. Конкурс на лучшую зимнюю композицию 14. 15. Свойства снега и льда 16. Эти загадочные животные 17. Дикие животные 18. Домашние животные 19. Весенние приметы 20. Весенние радости 21. День птиц 22. 23. Вода в нашей жизни 24. Загрязнение природы Зимняя красота Редкие и охраняемые животные и растения родного края Тема Кол­во часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 2 1 1 1 1 1 1 1 1 1 25. Экологические проблемы 26. Основные сведения об экологии окружающей среды 27. День Земли 28. 29. Проект с детьми и родителями «Зеленый лекарь» 30. Проекты с детьми и родителями «Капелька», «Животные в  Знакомство с лекарственными растениями истории семьи» 31. Экологические акции «Посади дерево на счастье» 32. Итоговое занятие ИТОГО: 1 1 1 1 1 1 1 1 34 Описание учебно­методического и материально­технического курса внеурочной деятельности: 1 Биологический эксперимент в школе (Текст): кн. для учителя/ А.В. Бинас, Р.Д. Маш, А. И. Никишов и др. – М.:  Просвещение, 1990.   2 Внеклассная работа по биологии (Текст): пособие для учителей/ А.И. Никишов, З.А. Мокеева, Е.В.Орловская,  А.М. Семенова. – 2­еизд. перераб. – М.: Просвещение, 2000.  3 Генкова, Л.Л., Славков, Н. Б., Почему это опасно.(Текст) ­  М.: Просвещение, 2005.  4 Захлебный, А.Н., Суравегин, И.Т. Экологическое образование школьников во внеклассной работе (Текст):  пособие для учителя. ­ М.: Просвещение, 2000.  5 Кочетов, А. М. Экзотические рыбы (Текст). – М.: Лесн. Пром­сть, 1999.  6 Криксунов, Е.А.  Экология(Текст): учеб. Для общеобразоват. учеб.завед./ Е. А. Криксунов, В.В. Пасечник, А.П.  Сидорин.  ­ М.: Дрофа, 1995.  7 Миркин, Б.М.,Наумова Л.Г. Экология России (Текст). ­  М.: Устойчивый мир, 2000г.  8 9 Протасов, В.Ф., Молчанов, А.В. Экология, здоровье и природопользование в России  (Текст).­  М.: Финансы и  статистика, 1995г.  10 Труфанов, В.Г. Уроки природы родного края (Текст). – Тула: издательский дом «Пересвет», 2003.  11 Чернова, Н.М.и др. Основы экологии (Текст): учеб. Для 10­11 кл. общеобразоват. учреждений/ Н.М. Чернова, В.  М. Галушин, В.М. Константинов. 3­е изд. дораб. ­ М.: Дрофа, 1999г.  1.             Алексеев, В.А. 300 вопросов и ответов о  животных (Текст)– Ярославль: «Академия развития», «Академия  К»,1997. (Серия:«Расширяем кругозор детей). 2.             Алексеев, В. А. 300 вопросов и ответов по экологии (Текст)/ художники Янаев, В. Х., Куров, В.Н. –  Ярославль: «Академия развития», 1998. (Серия:«Расширяем кругозор детей). Определители, справочники. 3. Анашкина, Е.Н. 300 вопросов и ответов о домашних животных (Текст художники Янаев, В. Х., Куров, В.Н. –  Ярославль: «Академия развития», 1997. (Серия:«Расширяем кругозор детей) 4. Анашкина, Е.Н. 300 вопросов и ответов о домашних животных (Текст)/ художники Янаев, В. Х., Куров, В.Н. –  Ярославль: «Академия развития», 1997. (Серия:«Расширяем кругозор детей). 5. «Свет жизни». Пособие для учителей к учебному курсу экологии . 6.   Программа для детей и родителей «Экомир моей семьи» . и ее охрана.Книга для учащихся.­М .Просвещение—1995. 8. Дуденко И.Б. Историко­краеведческий подход в экологическом образовании школьников Советская педагогика.­1989.­ № 9. 10. Сотник В.Ф. Кладовая здоровья­ М. Экология. 1991. 11. Филатова Л.М. По страницам Красной книги. Начальная школа. – 1991­ №11.­Стр.49­52.  7.Голубев И.Р., Новиков Ю.В. Окружающая среда Календарно – тематическое планирование программы внеурочной деятельности «Дом, в котором я живу» Тема Содержание занятия Теоретическое Практическое № п/п 1 1.Вводное занятие Режим работы  кружка.  Ознакомление с  планом Беседа о правилах  безопасности Организация   рабочего места Сроки проведения факт план 2 3 4 5 6 7 8  2.Что такое природа. 3.Природа и мы. 4.Времена года. Осень Экскурсия в поле.  Экскурсия  в парк.  Осень в стихах,  пословицах,  загадках. 5.Участие во Всемирной  неделе  защиты животных. 6.Осень в жизни животных Экологический  конкурс «Наследие  природы». 7. Природа в нашем доме. 8.Разнообразие растений и  животных. 9. Конкурс  « Природа вокруг нас» Проект «Вырасти  себе друга».   Школьный экологический  конкурс «Операция  Кормушка».  Работа в читальном зале школьной  библиотеки с  экологическими  изданиями.  Сбор листьев,  семян. Оформление экскурсий.  Составление  коллекций листьев,  семян.  Изготовление  осенних букетов,  панно из листьев.  Заготовка корма  для птиц. Проект  "Хлебные крошки". Изготовление  кормушек для  птиц.  Участие в  фотоконкурсе  «Природа вокруг  нас» 10. Зима в природе. 11.Растения зимой. 12.Животные зимой. 13 Конкурс на лучшую  зимнюю композицию. Приспособление  растений и животных  к жизни  в зимнее  время. Подготовка к   конкурсу знатоков  песен, стихов,  загадок, поговорок  о зиме  14, 15.Зимняя красота 16,17. Свойства снега и льда Экскурсия в зимний  парк 18. Эти загадочные животные.  19.Дикие животные.  20.Домашние животные.  21 Весенние приметы. 22 Весенние радости. Экскурсия в  библиотеку.  Знакомство с  экологическими   изданиями. Конкурсы рисунков,  стихов, пословиц и  Изготовление  зимних пейзажей и  композиций.  Изготовление  скульптур из снега  на школьной  площадке. Оформление  альбома « Мы  нашли своих  друзей» Свойства  льда и  снега Встреча с   библиотекарем Птицы весной. Изготовление  скворечников. 23.День птиц. 24.Редкие и охраняемые  животные и растения родного  края. 25. Вода в нашей жизни. поговорок о весне.. Изучение природы  родного края. Работа в библиотеке. Изучение  удивительных  свойств воды. Участие в  празднике  « Дня птиц» Работа с изданиями о природе   Ленинградской области.  Участие в  акции в  защиту воды. Изготовление  «жалобной книги  природы» Конкурс рисунков,  плакатов, листовок  в защиту воды. 26. Загрязнение природы.  27.Экологические проблемы. 28.Основные сведения об  экологии окружающей среды Изучение проблем  окружающей  природы. 29.День Земли.  Экскурсия в  Участие в  экологической  акции «Очистим  планету от мусора» Изучение экологии  Ленинградской  области. Уборка школьной  территории. Операция «Чистый  двор» библиотеку. Работа с  экологическими  изданиями. История праздника 30. Знакомство с  лекарственными растениями 31.Проект с детьми и  родителями «Зеленый  Лекарь» Лекарственные  растения.  Лекарственные  растения. Изучение  лекарственных  растений  Ленинградской  области. Изготовление  листовок и  плакатов. Изготовление   гербариев  лекарственных  растений . 32.Проекты с детьми и  родителями «Капелька»,  «Животные в истории семьи»  33.Экологические акции  «Посади дерево на счастье» «Капелька» «Животные в истории моей семьи» «Школьный двор» В  течени е года. Оформление  презентаций,  альбомов. Экологическая  акция «Посади  дерево на счастье» 34.Итоговое занятие. Отчет о работе  кружка. Задание на лето о  наблюдении за  природой.

Рабочая программа внеурочной деятельности "Дом, в котором я живу"

Рабочая программа внеурочной деятельности "Дом, в котором я живу"

Рабочая программа внеурочной деятельности "Дом, в котором я живу"

Рабочая программа внеурочной деятельности "Дом, в котором я живу"

Рабочая программа внеурочной деятельности "Дом, в котором я живу"

Рабочая программа внеурочной деятельности "Дом, в котором я живу"

Рабочая программа внеурочной деятельности "Дом, в котором я живу"

Рабочая программа внеурочной деятельности "Дом, в котором я живу"

Рабочая программа внеурочной деятельности "Дом, в котором я живу"

Рабочая программа внеурочной деятельности "Дом, в котором я живу"

Рабочая программа внеурочной деятельности "Дом, в котором я живу"

Рабочая программа внеурочной деятельности "Дом, в котором я живу"

Рабочая программа внеурочной деятельности "Дом, в котором я живу"

Рабочая программа внеурочной деятельности "Дом, в котором я живу"

Рабочая программа внеурочной деятельности "Дом, в котором я живу"

Рабочая программа внеурочной деятельности "Дом, в котором я живу"

Рабочая программа внеурочной деятельности "Дом, в котором я живу"

Рабочая программа внеурочной деятельности "Дом, в котором я живу"

Рабочая программа внеурочной деятельности "Дом, в котором я живу"

Рабочая программа внеурочной деятельности "Дом, в котором я живу"

Рабочая программа внеурочной деятельности "Дом, в котором я живу"

Рабочая программа внеурочной деятельности "Дом, в котором я живу"

Рабочая программа внеурочной деятельности "Дом, в котором я живу"

Рабочая программа внеурочной деятельности "Дом, в котором я живу"

Рабочая программа внеурочной деятельности "Дом, в котором я живу"

Рабочая программа внеурочной деятельности "Дом, в котором я живу"

Рабочая программа внеурочной деятельности "Дом, в котором я живу"

Рабочая программа внеурочной деятельности "Дом, в котором я живу"

Рабочая программа внеурочной деятельности "Дом, в котором я живу"

Рабочая программа внеурочной деятельности "Дом, в котором я живу"

Рабочая программа внеурочной деятельности "Дом, в котором я живу"

Рабочая программа внеурочной деятельности "Дом, в котором я живу"

Рабочая программа внеурочной деятельности "Дом, в котором я живу"

Рабочая программа внеурочной деятельности "Дом, в котором я живу"

Рабочая программа внеурочной деятельности "Дом, в котором я живу"

Рабочая программа внеурочной деятельности "Дом, в котором я живу"

Рабочая программа внеурочной деятельности "Дом, в котором я живу"

Рабочая программа внеурочной деятельности "Дом, в котором я живу"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.04.2018