Рабочая программа внеурочной деятельности "Дом, в котором я живу"для 7 класса
Оценка 4.8

Рабочая программа внеурочной деятельности "Дом, в котором я живу"для 7 класса

Оценка 4.8
Образовательные программы
doc
биология +2
7 кл—11 кл +1
09.04.2018
Рабочая программа внеурочной деятельности "Дом, в котором я живу"для 7 класса
Проблема охраны природы – одна из наиболее актуальных проблем современности, поэтому школьников с юных лет необходимо научить любить, охранять природу и приумножать природные богатства родного края. Привить бережное отношение к природе и научить школьников разумно использовать научные и технические достижения на благо природы и человека – одна из задач экологического кружка.Рабочая программа внеурочной деятельности "Дом, в котором я живу"для 7 класса
Дом, в котором я живу 7 класс 2015-16год.doc
Рекомендовано к утверждению Педагогическим советом МКОУ «Новолисинская СОШ­интернат» Протокол № 1 от 28.08.2015г. Утверждаю Приказом МКОУ «Новолисинская СОШ­интернат» №188 от 31.08.2015г. Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение среднего  (полного) общего образования «Новолисинская школа­интернат» Рабочая программа внеурочной деятельности  обучающихся основной школы в соответствии ФГОС ООО по общеинтеллектуальному направлению развития личности «Дом, в котором я живу» для учащихся 7 класса Составила учитель биологии:  Антонова Александра Николаевна 2015­2016 учебный год Пояснительная записка  Образование   и   воспитание   школьников   в   области   окружающей   среды   является   в   настоящее   время   одним   из приоритетных направлений работы с молодежью и является актуальной.  Актуальность программы.  Проблема охраны природы – одна из наиболее актуальных проблем современности, поэтому школьников с юных лет необходимо научить любить, охранять природу и приумножать природные богатства родного   края.   Привить   бережное   отношение     к   природе   и   научить   школьников   разумно   использовать   научные   и технические достижения на благо природы и человека – одна из задач экологического кружка.   Экология – это наука о нашем общем доме, в котором  живем все мы – и люди, и животные, и растения,  и вся Земля является домом для всех живых существ, живущих на ней по единым экологическим законам, нарушение которых   приводит   к   непредсказуемым   последствиям.   Поэтому   на   первый   план   выходит   задача   экологического образования детей, воспитание экологически грамотного поколения.       Воспитанники, овладевая экологической грамотностью, понимают, что природные ресурсы – это наше общее богатство, а богатство нужно беречь и приумножать, чтобы будущие поколения, дети и внуки жили в прекрасном крае, в уютном зеленом доме, где легко дышится, хорошо работается и  отдыхается. Программа   курса   внеурочной   деятельности   рассчитана   на   группу   учащихся     7   класса,  содержание   и структура курса построены в соответствии с логикой экологической триады: общая экология – социальная экология – практическая экология, или охрана природы. В  целом   программа   позволит   полнее   реализовать   воспитательный   и   развивающий   потенциал   природоведческих знаний, обеспечит более надёжные основы экологической ответственности школьников. Цель работы курса внеурочной деятельности по экологии: научить детей любить, беречь, улучшать окружающий мир. Задачи:         развитие познавательного интереса учащихся, их творческой активности;  овладение   навыками   поведения   в   окружающей   природной   среде   и   простейшими   способами   самостоятельного постижения природных закономерностей;  воспитание понимания эстетической ценности природы;  развитие любознательности и желания получать знания об окружающем мире;  формирование положительного отношения к окружающему миру;  нравственное развитие личности, воспитание чувств;  научить учащихся пользоваться научной литературой;  научить любить природу, правильно её использовать;  раскрытие творческих способностей, воображения и фантазии;  воспитание трудолюбия, развитие умений работать с текстом, рисунками, природным материалом. Основные направления работы по программе: познавательно­исследовательское:  подготовка исследовательских проектов;  духовно­творческое:  выставки рисунков;  фотовыставки;  театрализованные представления; просветительское:  проведение тематических экскурсий по изучению природы родного края;  изготовление листовок, плакатов на экологическую тему;   выпуск газеты «Экологический патруль»  выступления агитбригады перед учащимися школы; природоохранное:  создание и уход за комнатными растениями, домашними животными;   изготовление скворечников и кормушек;  охрана птиц;  озеленение классных комнат; туристско­оздоровительные:  разработка экологических тропинок;  экскурсии экологическими тропами;  День здоровья. Формы, методы и средства организации экологического воспитания: а) традиционные; б) активные; в) инновационные. Режим занятий: 68 часов ­  часовые занятия 2раза в неделю.   Ожидаемый результат. В ходе реализации программы учащиеся должны проявлять:  познавательный интерес к изучению природы, роли человека в ней;  бережное отношение к природе;  творческую активность к познанию окружающего мира и своего места в нём, при этом соблюдая основное правило поведения в природе: не навреди!  самоопределение себя как личности, способной к саморегуляции;  духовно­нравственные качества, восприятие себя как человека и гражданина. К концу года учащиеся научатся:  изготавливать гербарий, поделки из природных материалов;  различать изученные группы растений и животных;  осуществлять систематический уход за живыми организмами;  изготовлять экологические памятки, этикетки комнатных растений;  вести наблюдения в природе под руководством учителя;  выполнять правила поведения в природе;  прокладывать маршрут экологической тропы;  уметь защищать свой проект, отстаивать свою позицию;  изготавливать листовки, газеты, выполнять рисунки на экологическую тематику;  участвовать в экологических викторинах, конкурсах, спектаклях. Формы подведения итогов:  выставки рисунков;  фотовыставки;  листовки, буклеты, газеты;  тематические альбомы;  театрализация. Личностные и метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности Программа   по   внеурочной   деятельности   «Дом,   в   котором   я   живу»   способствует   формированию   личностных   и метапредметных (регулятивных, познавательных и коммуникативных) учебных действий. В сфере личностных универсальных учебных действий будет формироваться: широкая мотивационная основа эколого­биологической деятельности, включающая: ­ социальные, учебно – познавательные и внешние мотивы; ­ адекватное понимание причин успешности (не успешности) творческой деятельности; ­   внутренняя   позиция   обучающегося   на   уровне   понимания   необходимости   творческой   деятельности,   как   одного   из средств самовыражения в социальной жизни; ­ устойчивый интерес к новым способам познания. В сфере регулятивных универсальных учебных действий будут являться умения: ­ принимать и сохранять учебно – творческую задачу; ­ планировать свои действия; ­ осуществлять итоговый и пошаговый контроль; ­ адекватно воспринимать оценку учителя; ­ различать способ и результат действия; ­ вносить коррективы в действия на основе их оценки и учёта сделанных ошибок ­ проявлять познавательную инициативу; ­ самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале; ­ преобразовывать практическую задачу в познавательную; самостоятельно находить варианты решения творческой  задачи. В сфере познавательных универсальных учебных действий будут являться умения: ­ осуществлять проектно­исследовательскую деятельность; ­ развитие стратегии смыслового чтения и работа с информацией; ­ осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественно – творческой задачи с использованием  учебной и дополнительной литературы в ­ использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных и творческих задач и представления их  результатов; ­ анализировать объекты, выделять главное; ­ осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов  сети Интернет: ИКТ­ компетентность; ­ осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме; ­ использовать методы и приёмы эколого­биологической деятельности в основном учебном процессе и повседневной  жизни. В сфере коммуникативных универсальных учебных действий обучающиеся научатся: ­ допускать существенное различие точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи; ­ учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ; ­ формулировать собственное мнение и позицию; ­ оговариваться, приходить к общему решению; ­ соблюдать корректность в высказываниях; ­ задавать вопросы по существу; ­ использовать речь для регуляции действия; ­ контролировать действия партнёра. ­ учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию; ­ с учётом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир  для построения действия; ­ владеть монологической и диалогической формой речи; ­ осуществлять взаимный контроль и оказывать партнёрам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь Вступление (4 часа).  Что изучает экология?  Экологические организации, их значение. Значение экологического движения в школе. Цели, задачи и направления работы кружка. Правила поведения в природе. Экологические знаки. Изучение календаря экологических дат.  Содержание курса Практические занятия: 1. Изучение календаря экологических дат 2. Создание «Уголка природы» Тема   1.   Взаимосвязи   в   природе   (10   часов).  Осенние   явления   в   жизни   природы.   Листопад,   его   значение   для растений. Писатели и поэты о красоте осени. Народный календарь. Народные приметы, связанные с поведением живых организмов. 11 ноября – День энергосбережения. 15 ноября – День вторичной переработки Практические занятия: 1. Работа над выпуском стенгазеты «Бытовым отходам – вторую жизнь!» 2. Экологическая викторина «Знаешь ли ты природу?» Экскурсии: 1.  «Золотая волшебница Осень». Сбор природного материала Тема 2. Природа в жизни человека (14 часов). 30 ноября – Всемирный день домашних животных. Наши питомцы, их повадки. Уход за ними. Путешествие на родину комнатных растений. Правила  посадки, размножения комнатных растений, уход за ними. Цветы в легендах и мифах Практические занятия: 1. Оформление выставки «Наши маленькие друзья» 2. Путешествие на родину комнатных растений  3. Изучение растений классного зелёного уголка 4. Составление памяток за растениями в классной комнате 5. Составление цветочного календаря Экскурсии:         1. Зимующие птицы. Акция «Накормим птиц!» Тема 3. Уникальный мир живой природы (10 часов). Живые барометры в растительном и животном мире мире. Растения – хищники. Сон растений. Растения – подушки. Память растений. Растения – обереги. Лекарственные растения, их значение в жизни человека. Фитотерапия в борьбе с болезнями. Растения – первоцветы. Ягоды, грибы и мы. Пищевые отравления грибами, растениями. Симптомы отравления. Основные правила (рекомендации) сбора грибов.  Практические занятия:  1. В гостях у Флоры 2. В гостях у Фауны Тема 4. Охрана природы (20 часов).  Рациональное природопользование. Природные ресурсы: возобновляемые и невозобновляемые. Альтернативные источники энергии. Озоновый слой, кислотные дожди, смог, парниковый эффект. Бытовые отходы и их утилизация. Вторичное использование предметов быта  Практические занятия: 1. Кинолекторий  «Альтернативные источники энергии» 2. Подготовка материалов для газеты «Сохраним первоцветы!» 3. Подготовка и проведение экологической сказки «Лесной спецназ, или Кто спасёт зелёный лес» 4. Подготовка и проведение музыкально­литературной композиции «Мы в ответе за Землю, на которой живём!» Тема 6. «Зелёными» тропами (10 часов). Экологические экскурсии и их виды. Экологическая тропа и правила её составления. Оформление паспорта экологической тропы Практические занятия: 1. Составление экологической тропы нашей школы Экскурсии: 1. Экологическая тропа нашей школы 2. День здоровья № темы Название раздела Вступление 1 2 3 4 5 Взаимосвязи в природе Природа в жизни  человека Уникальный мир живой  природы Охрана природы «Зелёными» тропами Всего часов 19 Тематическое планирование Количество часов Теоретиче ские Практичес кие занятия занятия Экскур сии Итого Характеристика видов деятельности 2 5 3 6 1 2 2 4 9 4 19 4 42 4 10 14 10 20 10 68 1 2 4 7 Описание учебно­методического и материально­технического обеспечения курса внеурочной деятельности 1. Алексеев, В.А. 300 вопросов и ответов о  животных. Ярославль: «Академия развития», «Академия К»,1997. 2. Алексеев, В. А. 300 вопросов и ответов по экологии. Ярославль: «Академия развития», 1998. 3. Анашкина, Е.Н. 300 вопросов и ответов о домашних животных.  Ярославль: «Академия развития», 1997. 4. Голубев И.Р., Новиков Ю.В. Окружающая среда и ее охрана. Книга для учащихся. М: Просвещение, 1995. 5. Горлов А.А. Жить в согласии с природой. М., 2003. 6. Державина Т.Б. Экскурсии в природу: пособие для учителя. М.: Мнемозина, 2010.  7. Завьялова О.Г.  Азбука экологии.  М., 1997. 8. Ильин М.П. Школьный гербарий (Пособие для учителей). М. : «Просвещение», 1971 г. 9. Мурманцев В.С., Юшкин Н.В. Человек и природа. М., 2001. 10. Панарков М.А. Школьные походы в природу.  М.: «Просвещение», 2005. 11. Пелевин В.И. Охрана природы. М.: Наука, 2001. 12. Тайны живой природы. М.: Росмэн, 1995 г.  13. Чернова Н.М. Экология животных. М.: Изд. центр «Вентана – Граф»,  2007. 14. Чижевский А.У. Экология: Энциклопедия “Я познаю мир”. Издательство АСТ, 2004. 15. Энциклопедия для детей. Том 19. Экология. М.: Аванта +, 2005. Календарно­тематическое планирование (68 часов; 2 часа в неделю) № занятия Тема занятия Дата проведения Примечание Кол­ во часов ВСТУПЛЕНИЕ (4 часа) Что изучает экология? Экологические  организации, их значение. Значение  экологического движения в школе.  Цели, задачи и направления работы  кружка Правила поведения в природе.  Экологические знаки. Инструктаж по  ТБ во время экскурсий Практическое занятие. Изучение  календаря экологических дат Практическое занятие. Оформление  «Уголка природы» 1 1 1 1 ТЕМА 1. ВЗАИМОСВЯЗИ В ПРИРОДЕ (10 часов) Осенние явления в жизни природы.  Листопад, его значение для растений.  Писатели и поэты о красоте осени Экскурсия. Золотая волшебница  Осень. Сбор природного материала Народный календарь  Народные приметы, связанные с  поведением живых организмов 1 1 1 1 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11­12 13­14 15­16 17­18 19­20 11 ноября – День энергосбережения 15 ноября – День вторичной  переработки Практическое занятие. Работа над  выпуском стенгазеты «Бытовым  отходам – вторую жизнь!» 1 1 2 Практическое занятие.  Экологическая викторина «Знаешь ли ты природу?» ТЕМА 2. ПРИРОДА В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА (14 часов) 2 30 ноября – Всемирных день домашних животных. Наши питомцы, их повадки.  Уход за ними Практическое занятие. Оформление  выставки «Наши маленькие друзья» Практическое занятие.  Путешествие на родину комнатных  растений 2 2 2 21­22 23­24 25­26 27­28 29­30 31­32 33­34 35­36 Практическое занятие. Изучение  растений классного зелёного уголка  Практическое занятие. Составление  памяток по уходу за растениями в  классной комнате Цветы в легендах и мифах.  Практическое занятие. Составление  цветочного календаря Экскурсия. Зимующие птицы. Акция «Накормим птиц!» 2 2 2 2 ТЕМА 3. УНИКАЛЬНЫЙ МИР ЖИВОЙ ПРИРОДЫ (10 часов) Живые барометры в растительном и  животном мире. Растения – хищники,  подушки, обереги Лекарственные растения, их значение в жизни человека. Фитотерапия Ягоды и грибы. Основные правила  сбора. Профилактика отравлений Практическое занятие. В гостях у  Флоры 2 2 2 2 37­38 Практическое занятие. В гостях у  Фауны 2 ТЕМА 4. ОХРАНА ПРИРОДЫ (20 часов) 39­40 41­42 43­44 45­46 47­48 Рациональное природопользование.  Природные ресурсы. Практическое  занятие. Кинолекторий  «Альтернативные источники  энергии» Практическое занятие. Подготовка  материалов для газеты – обращения  «Сохраним первоцветы!» Практическое занятие. Подготовка  экологической сказки «Лесной  спецназ, или Кто спасёт зелёный  лес?» Практическое занятие. Подготовка  экологической сказки «Лесной  спецназ, или Кто спасёт зелёный  лес?» Практическое занятие. Подготовка  экологической сказки «Лесной  спецназ, или Кто спасёт зелёный  лес?» 2 2 2 2 2 49­50 51­52 53­54 55­56 57­58 Практическое занятие.  Театрализация экологической сказки  «Лесной спецназ, или Кто спасёт  зелёный лес?» Практическое занятие. Подготовка  музыкально­литературной  композиции «Мы в ответе за Землю,  на которой живём!» Практическое занятие. Подготовка  музыкально­литературной  композиции «Мы в ответе за Землю,  на которой живём!» Практическое занятие. Подготовка  музыкально­литературной  композиции «Мы в ответе за Землю,  на которой живём!» Практическое занятие. Музыкально­ литературная композиция «Мы в  ответе за Землю, на которой  живём!» 2 2 2 2 2 ТЕМА 6. «ЗЕЛЁНЫМИ ТРОПАМИ» (10 часов) 59­60 61­62 Экологические экскурсии и их виды.  Экологическая тропа и правила её  составления. Практическое занятие. Оформление  2 2 паспорта экологической тропы Практическое занятие. Составление  экологической тропы нашей школы Экскурсия. Экологическая тропа  нашей школы Итоговое занятие.  Экскурсия. День здоровья 2 2 2 63­64 65­66 67­68

Рабочая программа внеурочной деятельности "Дом, в котором я живу"для 7 класса

Рабочая программа внеурочной деятельности "Дом, в котором я живу"для 7 класса

Рабочая программа внеурочной деятельности "Дом, в котором я живу"для 7 класса

Рабочая программа внеурочной деятельности "Дом, в котором я живу"для 7 класса

Рабочая программа внеурочной деятельности "Дом, в котором я живу"для 7 класса

Рабочая программа внеурочной деятельности "Дом, в котором я живу"для 7 класса

Рабочая программа внеурочной деятельности "Дом, в котором я живу"для 7 класса

Рабочая программа внеурочной деятельности "Дом, в котором я живу"для 7 класса

Рабочая программа внеурочной деятельности "Дом, в котором я живу"для 7 класса

Рабочая программа внеурочной деятельности "Дом, в котором я живу"для 7 класса

Рабочая программа внеурочной деятельности "Дом, в котором я живу"для 7 класса

Рабочая программа внеурочной деятельности "Дом, в котором я живу"для 7 класса

Рабочая программа внеурочной деятельности "Дом, в котором я живу"для 7 класса

Рабочая программа внеурочной деятельности "Дом, в котором я живу"для 7 класса

Рабочая программа внеурочной деятельности "Дом, в котором я живу"для 7 класса

Рабочая программа внеурочной деятельности "Дом, в котором я живу"для 7 класса

Рабочая программа внеурочной деятельности "Дом, в котором я живу"для 7 класса

Рабочая программа внеурочной деятельности "Дом, в котором я живу"для 7 класса

Рабочая программа внеурочной деятельности "Дом, в котором я живу"для 7 класса

Рабочая программа внеурочной деятельности "Дом, в котором я живу"для 7 класса

Рабочая программа внеурочной деятельности "Дом, в котором я живу"для 7 класса

Рабочая программа внеурочной деятельности "Дом, в котором я живу"для 7 класса

Рабочая программа внеурочной деятельности "Дом, в котором я живу"для 7 класса

Рабочая программа внеурочной деятельности "Дом, в котором я живу"для 7 класса

Рабочая программа внеурочной деятельности "Дом, в котором я живу"для 7 класса

Рабочая программа внеурочной деятельности "Дом, в котором я живу"для 7 класса

Рабочая программа внеурочной деятельности "Дом, в котором я живу"для 7 класса

Рабочая программа внеурочной деятельности "Дом, в котором я живу"для 7 класса

Рабочая программа внеурочной деятельности "Дом, в котором я живу"для 7 класса

Рабочая программа внеурочной деятельности "Дом, в котором я живу"для 7 класса

Рабочая программа внеурочной деятельности "Дом, в котором я живу"для 7 класса

Рабочая программа внеурочной деятельности "Дом, в котором я живу"для 7 класса

Рабочая программа внеурочной деятельности "Дом, в котором я живу"для 7 класса

Рабочая программа внеурочной деятельности "Дом, в котором я живу"для 7 класса

Рабочая программа внеурочной деятельности "Дом, в котором я живу"для 7 класса

Рабочая программа внеурочной деятельности "Дом, в котором я живу"для 7 класса

Рабочая программа внеурочной деятельности "Дом, в котором я живу"для 7 класса

Рабочая программа внеурочной деятельности "Дом, в котором я живу"для 7 класса

Рабочая программа внеурочной деятельности "Дом, в котором я живу"для 7 класса

Рабочая программа внеурочной деятельности "Дом, в котором я живу"для 7 класса
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.04.2018