Рабочая программа внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Краеведение» для учащихся 1-4 классов.
Оценка 4.7
Руководства для учителя
doc
естествознание +1
1 кл—4 кл
06.08.2019
Актуальность программы
Младший школьный возраст является наиболее оптимальным для системы гражданско-патриотического воспитания, так как это период самоутверждения, активного развития социальных интересов и жизненных идеалов. Поэтому программа, направленная на формирование патриотического сознания младших школьников, является актуальной в настоящее время. Моё мнение подтвердили и результаты анкетирования родителей, которые выбрали из банка программ по внеурочной деятельности программу «Краеведение».
Цель программы: воспитание гражданина России, патриота малой родины, знающего и любящего свой край, город (его традиции, памятники природы, истории и культуры) и желающего принять активное участие в его развитии.
Перед. Краеведение.doc
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области основная
общеобразовательная школа № 23 города Сызрани городского округа Сызрань
Самарской области
Рассмотрено
на заседании МО
Протокол № ____________
«__ _» _________ __2017 г.
Проверено
зам. директора по УВР
________ Н. В. Башканова
«__ _» _________ __2017 г.
Утверждаю
директор ГБОУ ООШ № 23
_____________А. М. Мерс
«__ _» _________ __2017 г.
Рабочая программа
внеурочной деятельности духовнонравственного направления
«Краеведение»
Программу разработала
Кривова Ольга Валериевна,
учитель начальных классов высшей
квалификационной категории
0 г. Сызрань
2017 год
СОДЕРЖАНИЕ
1. Пояснительная записка……………………………………………...
2
2. Планируемые результаты освоения обучающимися программы
внеурочной деятельности…………………………………………..
3. Содержание программы …………………………………………….
9
13
1 1. Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования (Приказ
Минобрнауки России от 06 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении
в действие федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования»)
Актуальность программы
Младший школьный возраст является наиболее оптимальным для системы
гражданскопатриотического воспитания, так как это период самоутверждения,
активного развития социальных интересов и жизненных идеалов. Поэтому
программа, направленная на формирование патриотического сознания младших
школьников, является актуальной в настоящее время. Моё мнение подтвердили
и результаты анкетирования родителей, которые выбрали из банка программ по
внеурочной деятельности программу «Краеведение».
Цель программы: воспитание гражданина России, патриота малой родины,
знающего и любящего свой край, город (его традиции, памятники природы,
истории и культуры) и желающего принять активное участие в его развитии.
Задачи программы
Воспитывать уважение к России, своему народу, своему краю,
отечественному культурноисторическому наследию,
государственной
символике, законам Российской Федерации, русскому и родному языку,
народным традициям, старшему поколению;
сформировать представления об институтах гражданского общества, о
государственном устройстве и социальной структуре российского общества,
наиболее значимых страницах истории страны, об этнических традициях и
культурном достоянии своего края, о примерах исполнения гражданского и
патриотического долга;
формирование дружеских отношений, объединяющих детей и взрослых
через взаимодействие образовательного учреждения с семьями учащихся;
ориентировать детей на получение знаний об истории своей семьи, школы,
города для формирования патриотических чувств и гражданского сознания;
Данная программа ориентирована не на запоминание обучающимися
информации, которой в изобилии снабжает учитель, а на активное участие самих
школьников в процессе ее приобретения.
2 Количество часов:
1 класс 33 учебных недели 33 часа.
24 класс 34 учебных недели 34 часа.
Формы организации объединения
проектная деятельность
просмотр видеофильмов, передач, презентаций;
проведение экскурсий по школе, улице, району, городу;
посещение выставочного зала и краеведческого музея;
встречи с интересными людьми;
беседы, чтение и обсуждение книг;
утренники, викторины на историкокраеведческие темы;
2. Планируемые результаты освоения обучающимися программы
внеурочной деятельности
В результате освоения содержания программы у учащихся предполагается
формирование универсальных учебных действий (личностных, познавательных,
регулятивных, коммуникативных), позволяющих достигать
предметных,
метапредметных и личностных результатов.
Личностными результатами изучения курса является:
научится ориентироваться в важнейших для региона событиях и фактах
прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее;
приобретет способность к самооценке на основе критерия успешности
учебной деятельности;
научится ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков,
как собственных, так и окружающих людей;
Выпускник получит возможность для формирования:
основ гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как
гражданин, чувства сопричастности и гордости за свой край.
чувства гордости за свой город, свой край, за успехи своих земляков;
эмпатии, как понимания и сопереживания чувствам других людей.
Метапредметными результатами изучения курса является формирование
определять цель деятельности с помощью учителя и самостоятельно.
учиться совместно с учителем,
обнаруживать и формулировать
нравственную проблему.
учиться планировать свою деятельность во внеурочное время.
высказывать свою версию разрешения проблемы, пытаться предлагать способ
её проверки.
3
следующих УУД:
Регулятивные УУД: работая по предложенному плану, использовать необходимые средства.
определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.
Познавательные УУД:
ориентироваться в своей системе знаний:
понимать, что нужна
дополнительная информация (знания) для решения задач.
делать предварительный отбор источников информации для решения задачи.
перерабатывать полученную информацию:
делать
наблюдать
и
самостоятельные выводы.
Коммуникативные УУД:
доносить свою позицию до других людей: оформлять свою мысль в устной и
письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
слушать и понимать речь других людей.
вступать в беседу во внеурочной деятельности.
совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и
следовать им.
учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Ожидаемые результаты
сформированные конкретные пространственновременные представления
учащихся;
знание учащимися фактов прошлого своей семьи, родного города в тесной
связи с историей своей области, края;
умение различать понятия страны в целом, ее части, отдельного
населенного пункта.
Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников
распределяются по трем уровням.
Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных
знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально
одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного
понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет
взаимодействие ученика со своими учителями как значимыми для него
носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов – получение школьником опыта переживания и
позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья,
Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к
социальной реальности в целом.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет
взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть в
защищенной, дружественной просоциальной среде. Именно в такой близкой
социальной среде ребенок получает (или не получает) первое практическое
4 подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или
отвергает).
Третий уровень результатов – получение школьником опыта
самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном
общественном действии юный человек действительно становится (а не просто
узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным
человеком.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет
взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в
открытой общественной среде.
3. Содержание программы.
1 класс
Я и моя семья. 4 ч.
Семья. Визитная карточка семьи. Семейные ценности и традиции. Интересные
люди в моей семье.
Мой дом, мой двор, мои соседи, мои друзья. 3 ч.
Дом, в котором я живу. Мой двор. Мои друзья.
Знакомство со школой. История школы. Традиции школы. Гордость школы.
Наша школа. 4 ч.
Как рождаются улицы. Правила дорожного движения. Магазин. Аптека. Почта.
Моя улица. 5 ч.
Город, в котором я живу. 8 ч.
Сызрань в прошлом. Сызрань в настоящем. Достопримечательности. Почетные
граждане города. Промышленность города. Экологические проблемы.
История нашей Родины. Символика государства. Малая Родина. История моего
края.
Моя Родина. 7 ч.
Творческий проект «Мой край родной, навек любимый» 2 ч.
Работа над творческими и исследовательскими проектами.
2 класс
Я и моя семья. 4 ч.
Семья. Визитная карточка семьи. Семейные ценности и традиции. Интересные
люди в моей семье.
Мой дом, мой двор, мои соседи, мои друзья. 3 ч.
Дом, в котором я живу. Мой двор. Мои друзья.
Знакомство со школой. История школы. Традиции школы. Гордость школы.
Наша школа. 5 ч.
Как рождаются улицы. Правила дорожного движения. Перекрёсток. Светофор.
Моя улица. 5 ч.
5 Общественный транспорт. Специальный транспорт.
Город, в котором я живу. 6 ч.
Сызрань в прошлом. Сызрань в настоящем. Достопримечательности. Почетные
граждане города. Промышленность города. Экологические проблемы.
Родина на глобусе и карте. История нашей Родины. Малая Родина. История
моего края. Символика моего края.
Моя Родина. 5 ч.
Творческий проект «Мой край родной, навек любимый» 6 ч.
Работа над творческими и исследовательскими проектами.
3 класс «Историческое краеведение»
Введение в историю. 9ч.
Введение в историю. Время. Способы его измерения. Исторические источники.
Историческая карта Родины и родного края. События. Как раскрывает их
история. Историческая память. Многонациональная Россия. Путешествие в
прошлое. Игровое знакомство с временами и народами земли.
Древнерусское государство. 8 ч.
Восточные славяне. Расселение, занятия, обычаи. Языческие верования Древних
славян. Древняя Русь. Крещение Руси. Культура Древней Руси. Легенды
Жигулей. Былинные герои Руси.
Русские земли и княжества. 3 ч.
Пир у Владимира Красно Солнышка. Монголотатарское нашествие. Волжская
Булгария и Золотая Орда.
Образование Российского государства. 3 ч.
Иван Грозный. Первые печатные книги. Земщина и Опричнина.
Эпоха петровских преобразований. 3 ч.
Пётр Первый. Образование. Наука. Первая печатная газета. Кунсткамера.
Перемены в быту. Европейские обычаи.
История и моя малая родина. 6 ч.
Отечественная война 1812 года. Великая Октябрьская революция и Сызрань.
Гражданская война в судьбе горожан. Великая Отечественная война. Сызрань в
годы Великой Отечественной войны. Великая Отечественная война в нашей
семье.
Освоение космоса. Современная история России.
Современная история России. 2 ч.
6 4 класс
Географическое краеведение. 6 ч.
Рельеф и климат Самарской области. Водные ресурсы. Полезные ископаемые.
Население. Промышленность и сельское хозяйство.
Литературное краеведение. 6 ч.
Известные деятели литературы нашего края. Знакомство с сызранскими
писателями и поэтами. Знакомство с творчеством детских писателей города.
Художественное краеведение. 5 ч.
Сызрань в жизни известных художников и скульпторов. Изучение творчества
местных художников. Школа иконописи.
Биологическое краеведение. 7 ч.
Растительный мир нашей области. Животный мир нашей области. Красная книга
Самарской области.
Экологическое краеведение. 8 ч.
Что такое экология. Экология Самарской области. Экологические проблемы
родного города. Пути решения экологических проблем. Разработка и защита
проектов на экологическую тему.
Тематическое планирование
Краеведение 1 класс
(33 часа)
№
Название раздела, тема
1. Я и моя семья.
2. Мой дом, мой двор, мои соседи, мои друзья.
3. Наша школа.
4. Моя улица.
5.
6. Моя Родина.
7. Творческий проект «Мой край родной, навек
Город, в котором я живу.
любимый»
час
4 ч
3 ч
4 ч
5 ч
8 ч
7 ч
2 ч.
Итого:
33
7
Из них
Теорети
ческих
Практи
ческих
1
1,5
0
1,5
3
4
0
11
3
1,5
4
3,5
5
3
2
22 2класс
(34 часа)
№
Название раздела, тема
1. Я и моя семья.
2. Мой дом, мой двор, мои соседи, мои друзья.
3. Наша школа.
4. Моя улица.
5.
6. Моя Родина.
7. Мастерская проектов
Город, в котором я живу.
3 класс
(34 часа)
№
Название раздела, тема
1. Введение в историю.
2. Древнерусское государство.
3.
Русские земли и княжества.
4. Образование Российского государства.
5. Эпоха петровских преобразований.
6. История и моя малая родина.
7. Современная история России.
час
4 ч
3 ч
5 ч
5 ч
6 ч
5 ч
6 ч.
34
час
9 ч
8 ч
3 ч
3 ч
3 ч
6 ч
2
34
Из них
Теорети
ческих
Практи
ческих
1
1,5
0
1,5
3
2
0
9
3
1,5
5
3,5
3
2
6
25
Из них
Теорети
ческих
4,5
4
1,5
1,5
1,5
3
1
17
Практи
ческих
4,5
4
1,5
1,5
1,5
3
1
17
Итого:
Итого:
Историческое краеведение 4 класс
(34часа)
№
Название раздела, тема
час
Из них
8 Географическое краеведение.
1.
2. Литературное краеведение.
3. Художественное краеведение.
4. Биологическое краеведение.
5. Экологическое краеведение.
Теорети
ческих
Практи
ческих
8 ч
6 ч
5 ч
7 ч
8 ч
34
4
3
2
3
3
15
4
3
3
4
5
19
Итого:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области
основная общеобразовательная школа № 23 города Сызрани
городского округа Сызрань Самарской области
Рассмотрено
на заседании МО
Протокол № ____________
«__ _» _________ __2017 г.
Проверено
зам. директора по УВР
________ Н. В. Башканова
«__ _» _________ __2017 г.
9 Календарнотематическое планирование
«Краеведение»
14 классы
1 час в неделю
Учитель: Кривова О.В.
20172018 уч. год
Календарнотематическое планирование
1 класс
№
Тема занятий
Я и моя семья.
1. Моя визитная карточка.
2. Моя семья.
Устный журнал «Семейный альбом».
10
Колво
часов
Теор. Практ.
1
1
0
1
0,5
0,5 3. Интересные люди в моей семье.
Конкурс рисунков «Моя семья – моё богатство»
1
4. Утренник «Семейные традиции».
1
Мой дом, мой двор, мои соседи, мои друзья.
5. Дом, в котором я живу.
6. Мой двор. Конкурс рисунков.
7. Я и мои друзья. Мой лучший друг.
Наша школа.
8. Знакомство со школой. Экскурсия по кабинетам.
9. Экскурсия по школьному парку.
Изучение работы школьной теплицы.
10. Знакомство с историей школы.
Традиции родной школы.
11. Посещение школьной комнаты военнно
патриотического воспитания.
Моя улица.
12. Знай правила движения, как таблицу умножения.
Экскурсияпрогулка «Безопасный путь домой».
13. Как рождаются улицы. История моей улицы.
14. Экскурсия на почту.
15. Экскурсия в аптеку.
16. Экскурсия в магазин.
Город, в котором я живу.
17. Сызрань в прошлом.
18. Сызрань в настоящем.
19. Каким я вижу мой город в будущем.
11
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
0,5
0,5
0,5
0
0,5
0
0
0
1
0,5
0,5
0,5
1
0,5
1
1
1
0
0,5
0,5
0
1
1
0
0,5
0,5
0
1
1
0
0,5
0
0,5
1 Творческий проект «Город моей мечты».
20. Наш город: годы и люди.
21. Гордость Сызрани — почетные граждане города.
22. Промышленность города.
23. Экологические проблемы моего города.
24. Творческий проект «Сделай свой город чище».
Моя Родина.
25. Честь имею. Встреча с ветеранами вооруженного
конфликта в Афганистане «Боевое братство».
26. История праздника «День защитника Отечества».
Конкурс для мальчиков «Юные защитники
Родины».
27. История нашей Родины. Символика государства
российского. Москва — столица нашей Родины.
28. Играпутешествие «Россия — Родина моя»
29. Заочное путешествие по городам Золотого кольца
России.
30. Моя малая Родина. История моего края.
Творчество народов нашего края.
31. Урокутренник «Россия многонациональная»
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
0
1
0,5
0
0,5
0,5
0,5
0
0
0,5
0,5
0,5
Творческий проект «Мой край родной, навек любимый»
32. Сочинение на тему «Моя семья».
Конкурс проектов «Любимый город».
33. Утренник «Мир глазами детей».
1
1
0
0
1
0
0,5
1
0,5
0,5
0,5
1
1
0,5
0,5
0,5
1
1
2 класс
12 №
Тема занятий
Теор. Практ.
Колво
часов
Я и моя семья.
1. Моя визитная карточка. Бейджик.
2. Моя семья.
Проект «Семейный альбом».
3. Интересные люди в моей семье.
Конкурс рисунков «7я»
4. Социальный проект ко дню пожилого человека.
1
1
1
1
Мой дом, мой двор, мои соседи, мои друзья.
5. Дом, в котором я живу.
6. Мой двор. Конкурс рисунков.
7. Я и мои друзья. Мой лучший друг.
8. Экскурсия по школе. Экскурсия по кабинетам.
Наша школа.
9. Экскурсия по школьному дендропарку.
10. Знакомство с историей школы.
Традиции родной школы.
11. Посещение школьной комнаты военнно
патриотического воспитания. Встреча с
представителями «Боевого братства»
Моя улица.
12. Как рождаются улицы. Проект « История моей
улицы».
13. Правила дорожного движения.
13
1
1
1
1
1
1
1
1
1
0
0,5
0,5
0,5
0,5
0
0,5
0
0
0
1
1
0,5
0,5
0,5
0,5
1
0,5
1
1
1
0
0,5
0,5
0
1 14. Экскурсия «Перекрёсток. Светофор».
15. Общественный транспорт.
16. Специальный транспорт.
Город, в котором я живу.
17. Сызрань в прошлом. Сызрань в настоящем.
18. Каким я вижу мой город в будущем.
Творческий проект «Город моей мечты».
19. Наш город: годы и люди.
20. Гордость Сызрани — почетные граждане города.
21. Промышленность города.
22. Экологические проблемы моего города.
Творческий проект.
Моя Родина.
23. Россия на глобусе и карте. История нашей Родины.
24. Моя малая Родина.
25. История моего края.
26. Заочное путешествие по городам Золотого кольца
России.
27. Творчество народов нашего края.
28. Фестиваль «Россия многонациональная»
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Творческий проект «Мой край родной, навек любимый»
29. Сочинение на тему «Моя семья».
Конкурс проектов «Любимый город».
Творческий проект «Мой край родной, навек
любимый»
30.–
33.
1
4
0
0
14
1
0
0,5
0,5
0
1
1
0
0,5
0,5
0
0
1
0,5
0,5
0
0
0,5
0,5
0,5
1
1
0
0,5
0,5
1
1
0,5
0,5
0,5
1
4 34. Утренник «Мир глазами детей».
1
0
1
№
Тема занятий
3 класс
Историческое краеведение.
1. Введение в историю. Время. Способы его
измерения.
2. Исторические источники.
3. События. Как раскрывает их история.
4. Историческая карта Родины и родного края.
5. Историческая память. Многонациональная
Россия.
6. Путешествие в прошлое. Игровое знакомство с
временами и народами земли.
7. Восточные славяне. Расселение, занятия, обычаи.
8. Языческие верования Древних славян.
9. Древняя Русь. Крещение Руси.
10. Культура Древней Руси.
11. Легенды Жигулей.
12. Былинные герои Руси. Пир у Владимира Красно
Солнышка.
13. Монголотатарское нашествие. Волжская
Булгария и Золотая Орда.
14. Иван Грозный. Земщина и Опричнина.
15
Теор. Практ.
Колво
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
1
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5 15. Пётр Первый.
16. Отечественная война 1812 года.
17. Великая Октябрьская революция и Сызрань.
18. Гражданская война в судьбе горожан.
19. Освоение космоса.
20. Великая Отечественная война.
21. Сызрань в годы Великой Отечественной войны.
22. Великая Отечественная война в нашей семье.
23. Современная история России.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
№
Тема занятий
4 класс
Географическое краеведение.
1. Рельеф и климат Самарской области.
2. Водные ресурсы.
3. Полезные ископаемые.
4. Население.
5. Промышленность Самарской области.
16
Теор. Практ.
Колво
часов
1
1
1
1
1
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5 6. Сельское хозяйство Самарской области.
7. Известные деятели литературы нашего края.
Литературное краеведение.
8. Знакомство с сызранскими писателями и поэтами.
9. Знакомство с творчеством детских писателей
города.
10. Экскурсия в библиотеку.
Художественное краеведение.
11. Сызрань в жизни известных художников и
скульпторов.
12. Изучение творчества местных художников.
13. Экскурсия в Краеведческий музей.
14. Школа иконописи.
15. Растительный мир нашей области.
Биологическое краеведение.
16. Животный мир нашей области.
17. Красная книга Самарской области.
Проект «Сохраним жизнь»
Экологическое краеведение.
18. Что такое экология.
19. Экология Самарской области.
17
1
2
2
1
1
1
1
1
1
2
2
3
1
1
0,5
0,5
0
1
1
2
1
1
0,5
0,5
1
0,5
0
0,5
1
1
1
0,5
1
0,5
1
1
1,5
1,5
0,5
0,5
0,5
0,5 20. Экологические проблемы родного города.
21. Пути решения экологических проблем.
22. Разработка и защита проектов на экологическую
тему.
2
2
2
1
0
0
1
2
2
18
Рабочая программа внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Краеведение» для учащихся 1-4 классов.
Рабочая программа внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Краеведение» для учащихся 1-4 классов.
Рабочая программа внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Краеведение» для учащихся 1-4 классов.
Рабочая программа внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Краеведение» для учащихся 1-4 классов.
Рабочая программа внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Краеведение» для учащихся 1-4 классов.
Рабочая программа внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Краеведение» для учащихся 1-4 классов.
Рабочая программа внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Краеведение» для учащихся 1-4 классов.
Рабочая программа внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Краеведение» для учащихся 1-4 классов.
Рабочая программа внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Краеведение» для учащихся 1-4 классов.
Рабочая программа внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Краеведение» для учащихся 1-4 классов.
Рабочая программа внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Краеведение» для учащихся 1-4 классов.
Рабочая программа внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Краеведение» для учащихся 1-4 классов.
Рабочая программа внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Краеведение» для учащихся 1-4 классов.
Рабочая программа внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Краеведение» для учащихся 1-4 классов.
Рабочая программа внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Краеведение» для учащихся 1-4 классов.
Рабочая программа внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Краеведение» для учащихся 1-4 классов.
Рабочая программа внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Краеведение» для учащихся 1-4 классов.
Рабочая программа внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Краеведение» для учащихся 1-4 классов.
Рабочая программа внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Краеведение» для учащихся 1-4 классов.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.