Рабочая программа внеурочной деятельности "История и культура Санкт-Петербурга" (6 класс)
Оценка 5

Рабочая программа внеурочной деятельности "История и культура Санкт-Петербурга" (6 класс)

Оценка 5
Образовательные программы
docx
история
6 кл
04.11.2019
Рабочая программа внеурочной деятельности "История и культура Санкт-Петербурга" (6 класс)
Настоящая программа разработана на основе авторской концепции краеведческого образования и программы учебного курса Л.К. Ермолаевой «Санкт-Петербург – город-музей» (Л.К. Ермолаева Система краеведческого образования в школах Санкт-Петербурга. Концепция. Программы учебных курсов. Образцы итоговых заданий. СПб, 2009). Содержание программы «История и культура Санкт-Петербурга» имеет комплементарный характер. Содержание программы построено с использованием элементов историко-краеведческого подхода («История и культура Санкт-Петербурга»). В то же время между содержанием разных программ имеются межкурсовые связи: многие темы, сюжеты, памятники, традиции повторяются в программах разных курсов. В результате чего школьники осваивают отдельные объекты, различные стороны жизни города с разных методологических позиций. Содержание программ истории и культуры Санкт-Петербурга в определенной степени опирается на повседневный опыт школьников, а также перекликается с другими учебными дисциплинами; «Санкт-Петербург — город-музей» — с курсами всеобщей истории и мировой художественной культуры; «История и культура Санкт-Петербурга» — с курсами истории России, литературы и мировой художественной культуры. Межпредметные связи, заложенные в программах учебных курсов, позволяют ученикам актуализировать (применять) полученные ранее знания в новых учебных ситуациях, осознавать значение Петербурга в истории и культуре России, мира, оценивать петербургские памятники и традиции.
внеурочка СПб 6 класс.docx
«ПРИНЯТА» Педагогическим советом  ГБОУ школы №398 Протокол от «___»______201__г. №___ «УТВЕРЖДЕНА»   Приказ  от «____»_______201__ № __ Директор ______________ Н.П.Колоколова ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  КРАСНОСЕЛЬСКОГО РАЙОНА САНКТ­ПЕТЕРБУРГА ШКОЛА №398                     РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «История и культура Санкт­Петербурга»   Направление: Духовно­ нравственное Общекультурное  (художественно­эстетическое)   Для учащихся 6 «Б» класса,  34 часа  Срок  реализации:  2016/2017  учебный год  Автор­составитель: Малеева Татьяна Владимировна,   учитель истории и культуры Санкт­Петербурга ГБОУ школы № 398 «СОГЛАСОВАНА» «___»__________201__ г. Заместитель директора по учебной работе ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА. _____________/С.В.Буряк Нормативная база: 1) Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» 2) Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. №   1897  «Об  утверждении   федерального  государственного  образовательного   стандарта основного общего образования» 3) Письмо Приказ Министерства образования и  науки  Российской Федерации от 19.04.2011 № 03­255 «О  введении федеральных государственных образовательных стандартов общего образования» 4) Письмо Министерства образования и науки РФ от 12 мая 2011 г. № 03­296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования» 5) Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.12.2014 № 1643 и № 1644  «О внесении изменений в приказ Министерства образования и  науки Российской Федерации   от   6   октября   2009  г.  №   373   «Об   утверждении   и   введении   в     действие федерального   государственного   образовательного   стандарта   начального  общего образования» (начало действия документа ­ 21.02.2015 6) СанПиН   2.4.2.2821­10   «Санитарно   –   эпидемиологические   требования   к   условиям   и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» 7) СанПиН   2.4.4.1251­03   «Санитарно   –   эпидемиологические   требования   к   учреждениям дополнительного образования детей» 8) Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 13 мая 2013   года №   ИР­352/09  «О  направлении   программы   развития   воспитательной  компоненты  в общеобразовательных учреждениях» 9) Письмо Министерства образования и  науки Российской Федерации от 12 июля 2013 года № 09­879 «О  направлении рекомендаций по формированию перечня мер и мероприятий по реализации   Программы   развития   воспитательной  компоненты  в   общеобразовательной школе». 10) 11) 12) 13) Распоряжение   Комитета   по   образованию   СПб   от   06.05.2015   №   2158­р  «О формировании   календарного   учебного   графика   образовательных   учреждений   Санкт­ Петербурга,   реализующих   основные   общеобразовательные   программы,   в   2015/2016 учебном году». Распоряжение   Комитета   по   образованию   СПб   от   13.05.2015   №   2328­р  «О формировании   учебных   планов   образовательных   учреждений   Санкт­Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы, на 2015/2016 учебный год». Инструктивно­методическое   письмо  «О  формировании   учебных   планов образовательных основные общеобразовательные   программы,   на   2015/2016   учебный  год»  от   21.05.2015   №03­20­ 2059/15­0­0 организаций   Санкт­Петербурга,     реализующих   Инструктивно­методическое письмо «Об организации внеурочной деятельности при  реализации    федеральных    государственных     образовательных     стандартов начального общего Санкт­Петербурга» от 21.05.2015 №03­20­2057/15­0­0. и основного общего образования  в образовательных организациях  Цель программы: Способствовать эмоционально – ценностному восприятию школьниками городских  объектов, музейных экспозиций и традиций как части не только отечественного, но всемирного культурного наследия, а себя  ­ как носителя всемирного культурного  наследия, которым в праве гордиться каждый. Задачи курса:  Продолжить формирование устойчивого познавательного интереса к городу.  Способствовать понимаю учащимися значимости петербургского наследия для современных петербуржцев.  Способствовать формированию у  учащихся умений, необходимых им в учебной повседневной   жизни   (ориентироваться   по   карте,   в   реальном   городском пространстве).  Способствовать совершенствованию общеучебных умений   учащихся (работа с текстом, наглядными пособиями и т.д.).  Содействовать выражению учащимися собственного впечатления от памятников наследия, проявлению ими собственного отношения к городу и его изучению.      Сведения о программе   внеурочной деятельности «История и культура Санкт­ Петербурга» в 6 классе.       Настоящая   программа   разработана   на   основе   авторской   концепции   краеведческого образования и программы учебного курса Л.К. Ермолаевой «Санкт­Петербург – город­ музей» (Л.К. Ермолаева Система краеведческого образования в школах Санкт­Петербурга. Концепция. Программы учебных курсов. Образцы итоговых заданий. СПб, 2009).       Содержание   программы   «История   и   культура   Санкт­Петербурга»   имеет комплементарный   характер.   Содержание   программы   построено   с   использованием элементов историко­краеведческого подхода («История и культура Санкт­Петербурга»). В то же время между содержанием разных программ имеются межкурсовые связи: многие темы,   сюжеты,   памятники,   традиции   повторяются   в   программах   разных   курсов.   В результате   чего   школьники   осваивают   отдельные   объекты,   различные   стороны   жизни города с разных методологических позиций.      Содержание программ истории и культуры Санкт­Петербурга в определенной степени опирается на повседневный опыт школьников, а также перекликается с другими учебными дисциплинами;   «Санкт­Петербург   —   город­музей»   —   с   курсами   всеобщей   истории   и мировой художественной культуры; «История и культура Санкт­Петербурга» — с курсами истории России, литературы и мировой художественной культуры. Межпредметные связи, заложенные   в   программах   учебных   курсов,   позволяют   ученикам   актуализировать (применять) полученные ранее знания в новых учебных ситуациях, осознавать значение Петербурга в истории и культуре России, мира, оценивать петербургские памятники и традиции.      Организация процесса освоения учащимися «своего места» — города, в котором они живут,   это   творческий   процесс.   Необходимо   учитывать   место   расположения   школы, особенности   района,   уровень   познавательных   возможностей   конкретных   детей,   степень заинтересованности родителей и многие другие факторы. Именно поэтому развертывание содержания программы учебного предмета «История и культура Санкт­Петербурга» носит вариативный характер: • образовательное учреждение имеет возможность выбрать один из  вариантов введения учебной программы в учебный план школы; •   педагог   сам   определяет   необходимый,   по   его   мнению,   материал   из   предложенного   в программе перечня дидактических единиц (памятников, традиций, персоналий).    Концепция краеведческого образования в школах Санкт­Петербурга.      Перед любым педагогом стоят три глобальных вопроса: Зачем ребенку изучать свой город, край? Что нужно изучать, чтобы достичь намеченной цели? Каким образом надо организовать процесс обучения? Зачем необходимо ребенку изучать свой город, край?     Это   необходимо   для   того,   чтобы   петербуржец   ориентировался   в   культурном   пространстве города и имел представление о возможных путях самореализации в нем: • понимал свою связь с окружающим микромиром; умел грамотно взаимодействовать с ним; осознавал проблемы окружающего микромира; • осознавал ценность, значимость наследия края для себя, для современных жителей края; • воспринимал наследие города и края как часть отечественного и всемирного культурного наследия   (наследие   города   создавалось,   используя   накопленный   Человечеством   опыт, однако   оно   неповторимо,   уникально,   поэтому   обогатило   отечественное   и   всемирное наследие); •   интересовался   жизнью   края;   умел   самостоятельно   находить   нужную   информацию   о заинтересовавшем   его   объекте,   о   деятельности   людей,   предприятий,   учреждений,   о трудоустройстве;   активно   использовал   культурный   потенциал   Санкт­Петербурга (востребовал его).       Таким   образом,   цель   педагогического   коллектива,   учителей   краеведения   ­   создать условия для духовно­ценностной и практической ориентации учащихся в их жизненном пространстве.      «Создание условий» для духовно­ценностной и практической ориентации учащихся в окружающем их мире подразумевает системный подход в краеведческом образовании.    Система краеведческого образования подразумевает: •   целенаправленный   образовательный   процесс,   включающий   учебную,   внеклассную   и внешкольную   краеведческую   деятельность   учащихся   (взаимодействие   школы,   семьи   и других социокультурных учреждений города); • целенаправленную учебную краеведческую деятельность, включающую учебный предмет «История   и   культура   Санкт­Петербурга»   и   фрагментарное   введение   краеведческого материала в другие учебные предметы; бинарные и интегрированные уроки, задания; • программу учебного предмета, рассчитанную на несколько лет, позволяющую ученику последовательно   осваивать   знания   о   городе   и   крае,   необходимые   ему   для   осознания ценности   окружающего   мира   и   возможностей   города   для   самореализации   каждого горожанина (то есть для реализации цели краеведческого образования).      Введение краеведческого материала в разные учебные дисциплины и во внеклассную работу должно быть согласовано. Избыточность местного материала также неразумна, как и его недостаточность. Необходимо специальное планирование краеведческого компонента в   образовательной   программе,   в   котором   намечаются   уроки   межпредметных   связей, бинарные, интегрированные уроки, интегрированные задания, внеклассные мероприятия (в том числе экскурсии, поисковые экспедиции, практическая деятельность школьников и т. д.).    Необходимым условием для духовно­ценностной и практической ориентации учащихся в окружающем их жизненном пространстве является связь школы с другими компонентами образовательного   пространства   и   образовательной   среды.   Возможные   направления взаимодействия: •   сотрудничество   с   учреждениями   дополнительного   образования   (центром, координирующим   деятельность   учреждений   дополнительного   образования,   является Дворец творчества юных); •  участие в общероссийских, областных, городских акциях, движениях, экспедициях; • использование культурного потенциала края, города (связь с музеями, экскурсионными фирмами, театрами, библиотеками); •   вовлечение   в   процесс   краеведческого   образования   органов   местной   администрации, молодежных движений, средств массовой информации; • вовлечение родителей в процесс краеведческого образования детей (особенно в начальной школе: совместные классные мероприятия, совместное выполнение творческих заданий; совместные занятия; лекторий для родителей).    Что нужно изучать, чтобы достичь намеченной цели?    Окружающий горожанина мир чрезвычайно многогранен. В нем соединяются Природа и Культура.   Рельеф   местности,   водоемы,   климат   —   создание   Природы.   Заводы,   банки, транспорт,   здания,   мосты,   живописные   и   музыкальные   произведения,   традиции повседневной жизни и многое другое — творение Человека.    В процессе формирования окружающего мира немаловажную роль играет Время. Любая эпоха   вносит   свои   коррективы   в   облик,   экономику,   повседневную   культуру   Города. Каждое поколение людей идет по «следу» предшествующих, оставляя свой «след» для потомков.   Вследствие   этого   системообразующим   понятием   в   краеведческих   учебных курсах, способствующим освоению ребенком разносторонних знаний о городе и крае и оценке значимости окружающего мира, является понятие «наследие». Исходя   из   существующих   в   научной   литературе   определений   понятия   «наследие», наиболее   оптимальным   для   школьного   курса   истории   представляется   следующее: совокупность   памятников   природы,   истории   и   культуры,   расположенных   в   пределах данной   территории;   местные   традиции;   места   хранения   и   трансляции   памятников   и традиций (музеи, библиотеки, театры и т. д.), которыми пользуются современные жители края.   «Памятник»   и   «традиция»   являются   основными   дидактическими   единицами   в учебном краеведческом курсе, именно их изучают дети.     Следует отметить, что в педагогическом смысле «памятник наследия» ­ это не только всемирно   известное   здание   или   монумент,   уникальный   природный   заповедник   или музейный экспонат, но и жилые дома рядовой застройки, промышленные объекты, уличные фонари,   сквер   около   дома,   предметы   повседневного   быта,   фотографии   из   семейного альбома...   Все   они   имеют   особую   ценность   (значимость)   для   горожан:   утилитарную (приносят практическую пользу, используются в наши дни); эстетическую (могут являться образцами красоты); историческую (хранят память о прошлом); Духовную (аккумулируют в себе общечеловеческие ценности и нравственные нормы); научно­техническую и пр.      Памятники культурного наследия — это не только объекты, созданные в прошлом. Сегодня   строятся   набережные,   прокладываются   дороги   и   улицы,   возводятся   здания   и мосты,   ставятся   новые   спектакли,   издаются   книги,   появляются   новые   предметы   быта, рождаются   новые   традиции...   Очевидцами,   участниками   этого   созидательного   процесса являются современные жители города. Через несколько лет создаваемое сегодня станет наследием и будет напоминать о жителях начала XXI века. Именно поэтому современные городские сооружения, события, традиции тоже становятся важными объектами изучения.       Каким   образом   организовать   процесс   освоения   памятников   наследия   и   культурных традиций?    Важнейшим условием, необходимым для духовно­ценностной и практической ориентации учащихся   в   окружающем   мире,   является   организация   их   активной   познавательной деятельности   при   знакомстве   с   городом   и   краем.   На   занятиях   предусмотрено использование   методов,   приемов   и   технологий   развивающего   обучения,   а   также,   по возможности,   личностно­ориентированного   и   деятельностного   подходов   в   образовании. Необходимо создавать такие педагогические ситуации, при которых учащиеся: • приобретают «вкус и желание» (познавательный интерес) к изучению города; •   делают   открытия   в   знакомом   городском   окружении,   используя   повседневный   опыт, знания и умения, полученные на уроках по другим учебным предметам; • приобретают знания в поиске ответов на познавательные и оценочные задания; •   развивают   умения   «видеть»   детали   городской   среды,   самостоятельно   их «расшифровывать», «читать» и, главное,  «оценивать»; • применяют полученные знания и умения в новых учебных ситуациях, в практической деятельности. При   таком   подходе   город   может   превратиться   для   ребенка   в   развивающую   среду, благодаря которой петербуржец в течение всей жизни может открывать новые для себя памятники,   стороны   жизни   города,   расширять   свой   кругозор;   оценивать   события, происходящие в городе; понимать достижения и проблемы города.    Планируемые результаты обучения: В результате прохождения программного материала обучающийся должен: знать:   петербургские традиции, «пришедшие» в современную жизнь из далекого прошлого (соответственно программе); уникальные   традиции   всемирного   и   петербургского   культурного   наследия   (в соответствии  с памяткой, имеющейся в учебнике, предложенной учителем);  фамилии конкретных создателей памятников петербургского наследия;  фамилию зодчего и конкретный памятник;   о вкладе конкретного  человека в формирование петербургского наследия; причины появления подлинных и стилизованных памятников, а также   причины их сохранения. уметь:       находить объекты на карте­схеме находить объекты в реальном городе находить нужную информацию в краеведческих искусствоведческих справочниках, энциклопедиях, рекомендованных учителем и библиотекарем узнавать объект по изображению разъяснять   объяснять   влияние   какой   культуры   нашло   отражение   в   конкретном петербуржском памятнике или традиции применять знания и умения на уроках.    Информация о количестве учебных часов:       Программа   внеурочной   деятельности   «Наш   город   ­   Санкт­Петербург»   в   6   классе рассчитана   на   34   часа   за   учебный   год.   Программа   рассчитана   на   1   час   в   неделю. Фактически реализуется 33 часа, потому что 1 час выпадает на праздничный день 8 марта 2017 г.      Усвоение   учебного   материала   реализуется   с   применением   основных   групп   методов обучения и их сочетания:  методами   организации   и   осуществления   учебно   –   познавательной   деятельности: словесных   (рассказ,   учебная   лекция,   беседа),   наглядных   (иллюстрационных   и демонстративных),   практических,   проблемно   –   поисковых   под   руководством преподавателя и самостоятельной работой учащихся;  методами стимулирования и мотивации учебной деятельности: познавательных игр;  методами   контроля   и   самоконтроля   за   эффективностью   учебной   деятельности: индивидуального опроса, фронтального опроса, выборочного контроля, письменных работ; степень   активности   и   самостоятельности   учащихся   нарастает   с   применением объяснительно – иллюстративного, частично – поискового.  ЛИТЕРАТУРА И СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ 1.  Ермолаева   Л.  К.,  Левашко  М.  А.,  Карахтанова  Н.Н,  Удальцова   Т.  И.  Санкт­ Петербург – город­музей. Ч. 3 (Наследие Средневековья и наследие Петербурга). — СПб., СМИО Пресс. 2.   Еромолаева   Л.К.,   Георгиева   Н.Г.   От   берегов   загадочного   Нила   на   берега пленительной Невы… Пособие к учебному курсу. СПб, 1997.       3. Ермолаева Л.К. Искровская Л.В. Штейн Н.Г. Давыдова С.А.   Петербург – город­ музей. СПб. СМИО­Пресс 2002 г.  (1­2ч)  4.  Казаков Б. Сфинксы над Невой// Белые ночи. Л, 1971. 5.   Лапис   И.А.   ,   Матье   М.Э.   древнегреческая   скульптура   в   собрании Государственного Эрмитажа. М., 1969. 6. Раков Ю.А. Античные стражи Петербурга. Любое изд.  7.  Мифы древнего мира. Любое изд.  8.  Путеводители по Эрмитажу.   9.  Раскин Г.А. Триумфальные арки Ленинграда. Л., 1985.      Ермолаева   Л.К.,   Захваткина   И.З.,   Лебедева   И.М.,   Шейко   Н.Г.Страницы   жизни нашего края. СПб 2006г.  Демиденко Ю.Б. Музеи Санкт – Петербурга. Справочник. СПб, 1994. Тематическое планирование программы внеурочного курса «История и культура Санкт-Петербурга» в 6 классе (1 час в нед./ 34 ч. в год) фактически 33 часа в год, так как 1 урок выпадает на праздничный день 8 марта 2017 г. Дата факт. № 1 2 Тема урока Петербург ­ наследник мировых цивилизаций. Петербург – центр науки о средневековье. 3­4 Образец для подражания ­ Византия. 5 6 7 8 9  «Святые Петербурга» Средневековые храмы и монастыри нашего края. Православные храмы Петербурга. Православные   монастыри Петербурга.  «Чудо мозайки». 10  «Мрачны стены, высокие башни..." 11­12 Крепости нашего края. 13 14 15 16 17 18 19 20 Петербургские замки. Фигуры на гербах. Подлинные памятники средневековой Европы.  «Средневековая архитектура: романский стиль».  «Средневековая архитектура: готический стиль».  «Отзвуки»  средневековья в жизни петербуржцев и Петербурга. «Отзвуки»  средневековья в жизни петербуржцев и  Петербурга.  «Многонациональный Петербург» Дата по плану 07.09.16 14.09.16 21.09.16 28.09.16 05.10.16 12.10.16 19.10.16 26.10.16 09.11.16 16.11.16 23.11.16 30.11.16 07.12.16 14.12.16 21.12.16 28.12.16 18.01.17 25.01.17 01.02.17 08.02.17 21 22 23 Сказочный Китай в Петербурге.  «Закрытый мир»  «Эпоха Возрождения» 24­25  «Эпоха Возрождения, ее роль в европейском  искусстве». 26­27  «Петербург как отражение европейского  искусства». 28­29  «Новая столица Петербург». 30­31 Создатели нашего города. 32 33 Санкт­Петербург – «музей под открытым небом». Викторина «Мой город ­ Санкт­Петербург». 15.02.17 22.02.17 01.03.17 15.03.17 22.03.17 05.04.17 12.04.17 19.04.17 26.04.17 03.05.17 10.05.17 17.05.17 24.05.17

Рабочая программа внеурочной деятельности "История и культура Санкт-Петербурга" (6 класс)

Рабочая программа внеурочной деятельности "История и культура Санкт-Петербурга" (6 класс)

Рабочая программа внеурочной деятельности "История и культура Санкт-Петербурга" (6 класс)

Рабочая программа внеурочной деятельности "История и культура Санкт-Петербурга" (6 класс)

Рабочая программа внеурочной деятельности "История и культура Санкт-Петербурга" (6 класс)

Рабочая программа внеурочной деятельности "История и культура Санкт-Петербурга" (6 класс)

Рабочая программа внеурочной деятельности "История и культура Санкт-Петербурга" (6 класс)

Рабочая программа внеурочной деятельности "История и культура Санкт-Петербурга" (6 класс)

Рабочая программа внеурочной деятельности "История и культура Санкт-Петербурга" (6 класс)

Рабочая программа внеурочной деятельности "История и культура Санкт-Петербурга" (6 класс)

Рабочая программа внеурочной деятельности "История и культура Санкт-Петербурга" (6 класс)

Рабочая программа внеурочной деятельности "История и культура Санкт-Петербурга" (6 класс)

Рабочая программа внеурочной деятельности "История и культура Санкт-Петербурга" (6 класс)

Рабочая программа внеурочной деятельности "История и культура Санкт-Петербурга" (6 класс)

Рабочая программа внеурочной деятельности "История и культура Санкт-Петербурга" (6 класс)

Рабочая программа внеурочной деятельности "История и культура Санкт-Петербурга" (6 класс)

Рабочая программа внеурочной деятельности "История и культура Санкт-Петербурга" (6 класс)

Рабочая программа внеурочной деятельности "История и культура Санкт-Петербурга" (6 класс)

Рабочая программа внеурочной деятельности "История и культура Санкт-Петербурга" (6 класс)

Рабочая программа внеурочной деятельности "История и культура Санкт-Петербурга" (6 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.11.2019