Рабочая программа внеурочной деятельности «Краеведение» 1 класс
Оценка 4.9

Рабочая программа внеурочной деятельности «Краеведение» 1 класс

Оценка 4.9
Образовательные программы
docx
окружающий мир
1 кл
10.12.2018
Рабочая программа внеурочной деятельности «Краеведение» 1 класс
Данная рабочая программа разработана на основе ФГОС НОО, методического конструктора «Внеурочная деятельность школьников» (авторы Д. В, Григорьев, П. В. Степанов) и «Примерных программ внеурочной деятельности (начальное и основное образование)» под редакцией В. А. Горского. Данная рабочая программа сориентирована не на запоминание школьниками предоставленной информации, а на активное участие самих школьников в процессе её приобретения. Программа обладает перспективой для дальнейшей работы и имеет все условия для системы преемственности краеведческой деятельности школьников в начальной и средней школе.
краеведение.docx
Пояснительная записка Данная программа актуальна в современное время. Российский академик Д. С.Лихачёв верно отметил, что только “любовь к родному краю, знание его истории – основа, на которой и может существовать рост духовной культуры всего общества”. Воспитать настоящих граждан – патриотов своей Родины невозможно без изучения истории. Именно поэтому в настоящее время   наблюдается   повышенный   интерес   к   изучению   родного   края,   к   его   истории,   культуре,   традициям.   В   воспитании россиянина –  гражданина и патриота –  особенно  важная  роль принадлежит  общеобразовательной  школе.  Именно  школа призвана воспитывать гражданина и патриота, раскрывать способности и таланты молодых россиян, готовить их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире.  Нормативно­правовую   основу   программы   внеурочной   деятельности   по   курсу   «Краеведение»   для   начальной   школы составляют:  Федеральный закон от 29.12.2012 № 273­ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;    Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года №373 «Об утверждении и Концепция модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации; Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011­2015 годы»; введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;  Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 26.11.2010 №1241 «о внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации  от 6 октября 2009 года №373»;  Письмо   Минобрнауки   РФ   от   12.05.2011   №03­296   «Об   организации   внеурочной   деятельности   при   введении федерального государственного образовательного стандарта»;  Письмо Департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области «О курсе «Краеведение» в начальной школе» от 13.06.2013 № 80­01­09/3587;  Письмо Управления образования г. Воронежа от 14.06.2013 №3142­ДО. Данная   рабочая   программа   разработана   на   основе   ФГОС   НОО,   методического   конструктора   «Внеурочная   деятельность школьников»   (авторы   Д.   В,   Григорьев,   П.   В.   Степанов,   М.:»Просвещение»,2010)   и   «Примерных   программ   внеурочной деятельности (начальное и основное образование)» под редакцией В. А. Горского (М.: «Просвещение», 2011). Актуальность программы Данная рабочая программа сориентирована не на запоминание школьниками предоставленной информации, а на активное участие самих школьников в процессе её приобретения. Программа обладает перспективой для дальнейшей работы и имеет все условия для системы преемственности краеведческой деятельности школьников в начальной и средней школе. Цели  реализации программы: формирование гражданско­патриотических ценностей, экологической культуры и бережного отношения к историческому и культурному наследию своей малой Родины.  Основная цель  – расширение кругозора учащихся, пополнение знаний об истории Воронежской области, ее выдающихся людях, литературе и искусстве родного края. Содержание предполагает решение следующих задач: Обучающие: ­формировать у обучающихся представления об историческом прошлом и настоящем нашего края; о личностях, оставивших заметный след в истории; о вкладе, который внесли соотечественники в историческое и культурное наследие города, края, страны; ­   прививать   младшим   школьникам   умения   и   навыки   поисковой   деятельности:   учить   наблюдать   и   описывать   факты, систематизировать собранный материал, оформлять его; Развивающие: ­ развивать коммуникативные навыки и умения в процессе общения, учить работать в группах, координировать деятельность, учить анализу и самоанализу: ­ способствовать развитию психических процессов: воображения, памяти, мышления, речи; ­ расширять исторический и экологический кругозор учащихся; Воспитательные: ­   способствовать   пробуждению   интереса   и   бережного   отношения   к   историческим,   культурным   и   природным   ценностям города; ­ воспитывать умение строить позитивные межличностные отношения со сверстниками и старшеклассниками; ­ содействовать формированию социально активной, нравственной личности с гражданским самосознанием. Рабочая программа внеурочной деятельности школьников основана на следующих принципах: ­   Принцип   природосообразности  предполагает,   что   краеведческая   деятельность   школьников   должна   основываться   на научном   понимании   взаимосвязи   естественных   и   социальных   процессов,   согласовываться   с   общими   законами   развития природы и человека, воспитывать его сообразно полу и возрасту, а также формировать у него ответственность за развитие самого себя; ­ Принцип культуросообразности предполагает, что деятельность школьников должна основываться на общечеловеческих ценностях культуры и строиться в соответствии с ценностями и нормами национальной культуры; ­   Принцип   коллективности  предполагает,   что   краеведческая   деятельность   детей,   осуществляясь   в  детско­взрослых коллективах  различного типа,   даёт   школьнику   опыт  жизни  в  обществе,   опыт  взаимодействия  с  окружающими,   может создавать условия для позитивно направленных гражданского самопознания, самоопределения и самореализации; ­   Принцип   диалогичности  предполагает,   что   духовно­ценностная   ориентация   детей   и   их   развитие   осуществляются   в процессе тесного взаимодействия педагога и учащихся  в социальном творчестве, содержанием которого является обмен гражданскими   ценностями   (ценностями,   выработанными   историей   культуры   конкретного   общества;   ценностями, свойственными   субъектам   образования   как   представителям   различных   поколений   и   субкультур;   индивидуальными ценностями конкретных субъектов образования), а также совместное продуцирование гражданских ценностей; ­   Принцип   патриотической   направленности  предусматривает   обеспечение   в   процессе   социального   творчества субъективной   значимости   для   школьников   идентификации   себя   с   Россией,   народами   России,   российской   культурой   и историей.   Реализация   принципа   патриотической   направленности   в   программе   внеурочной   деятельности   предполагает использование эмоционально окрашенных представлений (образы политических, этнокультурных, исторических, гражданско­ политических   явлений   и   предметов,   собственных   действий   по   отношению   к   Отечеству;   стимулирование   переживаний, которые выступают регуляторами конкретных действий, ориентируют субъекта на действия, приносящие благо Отечеству; ­   Принцип   проектности  предполагает   последовательную   ориентацию   всей   деятельности   педагога   на   подготовку   и “выведение”   школьника   в   самостоятельное   проектное   действие,   разворачивающееся   в   логике   замысел   –   реализация   – рефлексия. В ходе проектирования перед человеком всегда стоит задача представить себе ещё не существующее, но желаемое и будучи осуществлённое в результате его активности. Это может быть и событие, и предмет, – главное, что ученик должен себе представить, что это должно быть и чем это должно быть для него. В логике действия данного принципа в программе предусматриваются исследовательские и социальные проекты школьников. ­   Принцип   поддержки   самоопределения   воспитанника.  Самоопределение   –   процесс   формирования   личностью собственного осмысленного и ответственного отношения к социальной действительности. Приобретение школьниками опыта социального самоопределения происходит в совместной с взрослыми и сверстниками социально значимой деятельности. Программа кружка «Краеведение» рассчитана на учащихся начальных классов. Срок реализации данной программы. Формы и режим занятий. Занятия проводятся по 1 часу, 1 раз в неделю: 1 класс – 1 год – 33 часа. 2 класс – 1 год – 34 часа.  3 класс – 1 год – 34 часа. 4 класс – 1 год – 34 часа.  Возрастная группа учащихся на которых ориентированы занятия: программа рассчитана на проведение теоретических и практических занятий с детьми 6 – 11 лет в течение четырёх лет обучения. Предусмотренные программой занятия проводятся как на базе одного отдельно взятого класса, так и в группах при участии учащихся шефствующего класса, социальных партнёров, родителей учащихся. На изучение курса выделено 135 часов на четыре года обучения, каждый из которых предполагает организацию определённого направления   историко–   краеведческой   работы   и   преемственность   обучения.   Программа   рассчитана   на   проведение еженедельных занятий из расчета 1 час в неделю продолжительностью 35–45 минут. При проведении встреч с интересными людьми, экскурсий, слётов несколько занятий объединяются в одно с увеличением количества часов. Программа реализуется образовательным учреждением в постоянном взаимодействии и тесном сотрудничестве с семьями учащихся.  Для реализации программы внеурочной деятельности предусмотрены следующие формы работы: рассказ, сообщение, беседа, экскурсия,  презентация, практические занятия, продуктивные игры, изготовление объектов демонстрации (газеты, выставки, летописи), мини –представления и концерты, ярмарки, исследовательские проекты, конференции, фотовыставки и фотоотчёты, написание очерков и статей в школьную и городскую газеты, составление и разгадывание кроссвордов, конкурс исторических хроник, “круглые столы.  Программа предполагает как проведение регулярных еженедельных внеурочных занятий со школьниками, так и возможность организовывать занятия крупными блоками – слётами, экскурсиями, походами. Место проведения занятий определяется спецификой   тем:   теоретические   и   практические   занятия   могут   проходить   как   в   школе,   так   и   в   музеях,   библиотеках, учреждениях села и на открытом пространстве.  Для   реализации   программы   запланированы   следующие  виды   внеурочной   деятельности:   игровая   деятельность, познавательная деятельность, проблемно­ценностное общение, досугово­развлекательная деятельность (досуговое общение), художественное   творчество,   социальное   творчество   (социально   значимая   волонтерская   деятельность),спортивно­ оздоровительная деятельность, туристско­краеведческая деятельность. Ожидаемые результаты. Данная программа предоставляет возможность планомерно достигать ожидаемых воспитательных результатов разного уровня исторической и краеведческой деятельности. Результаты первого уровня (приобретение школьниками социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни) – 1класс.  Элементарные   социальные   знания   школьники   получают   уже   тогда,   когда   только   начинают   осваивать   историческую   и краеведческую деятельность. Они узнают о достопримечательностях родного города, постигают этику поведения в музее, архиве,   читальном   зале,   расширяют   представление   о   себе   как   о   жителе   города.   Дети   знакомятся   с   окружающим   их социальным миром и с жизнью людей, встречаются с очевидцами исторических событий, представителями музеев, библиотек и  других   предприятий.   Также   школьники   приобретают   знания   о  принятых   в  обществе   нормах   отношения   к   природе,   о памятниках истории и культуры, о традициях памяти событий Великой Отечественной войны; о правилах конструктивной групповой работы; о способах самостоятельного поиска и нахождения информации в справочной литературе. Результаты второго уровня (получение школьниками опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества) – 2, 3класс. Формирование позитивных отношений школьников к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом осуществляется благодаря активизации межличностных отношений друг с другом. В различных ситуациях у детей появляется возможность проявить себя  с лучшей стороны,  сохранив веру в себя  и уважение к другим членам  коллектива.  Важным становится развитие ценностных отношений к своей малой Родине, её природе, истории и культуре, населяющим её народам, героическим страницам её прошлого.  Результаты третьего уровня (приобретение школьниками опыта самостоятельного социального действия) – 4­й класс. Школьники имеют реальную возможность   выхода   в   пространство   общественного   действия.   К   этому   времени   у   детей   сформирована   мотивация   к изменению   себя   и   приобретение   необходимых   внутренних   качеств.   Учащиеся   приобретают   опыт   исследовательской   и проектной   деятельности,   готовят   публичные   выступления   по   проблемным   вопросам,   участвуют   в   исследовательских конференциях,   осуществляют   благотворительную   деятельность.   Они   имеют   первоначальный   опыт   эстетического, эмоционально­нравственного   отношения   к   природе   и   опыт   участия   в   природоохранной   деятельности   в   школе,   на пришкольном участке, по месту жительства.  Достижение всех трех уровней результатов деятельности увеличивает вероятность появления  образовательных эффектов этой деятельности (эффектов воспитания и социализации детей), в частности:  ­формирования коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентности (приобретение опыта гражданских отношений и поведения в дружественной среде (в классе) и в открытой общественной среде); ­формирования у детей социокультурной идентичности: страновой (российской), этнической, культурной, гендерной и др. В результате освоения содержания программы у учащихся предполагается формирование универсальных учебных действий (личностных,   регулятивных,  познавательных,  коммуникативных),  позволяющих   достигать   предметных,  метапредметных   и личностных результатов. При достижении личностных результатов у школьника будут сформированы: ­Внутренняя   позиция   школьника   на   уровне   положительного   отношения   к   школе,   семье,   обществу,   ориентации   на содержательные моменты школьной и социальной действительности; ­познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи; ­ориентация на понимание причин успеха во внеурочной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи; ­основы гражданской идентичности  личности  в форме осознания  “Я” как гражданина России,  чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности; ­ориентация в нравственном отношении как собственных поступков, так и поступков окружающих людей; ­знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, развитие этических чувств как регуляторов моральных норм; ­эмпатия как понимание чувств людей и сопереживание им; ­основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам поведения в природе;  ­чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с культурой города и края. При   достижении  метапредметных  результатов   у   школьника   будут   сформированы   следующие  УУД(регулятивные, познавательные, коммуникативные): Регулятивные универсальные учебные действия Обучающийся научится:  ­планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;  ­учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения; ­осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; ­оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи; ­адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других субъектов; ­различать способ и результат действия. Выпускник получит возможность научиться:  ­в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; ­проявлять познавательную инициативу в сотрудничестве с другими субъектами социализации; ­оценивать правильность выполнения заданий и вносить необходимые коррективы в его выполнение. Познавательные универсальные учебные действия Обучающийся научится:  ­осуществлять   поиск   необходимой   информации   для   выполнения   заданий   с   использованием   дополнительной   литературы, СМИ, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), сведениями Интернета; ­осуществлять запись выборочной информации о себе и окружающем мире, в том числе с помощью ИКТ; ­выражать речь в устной и письменной форме;  ­проводить анализ, сравнение и классификацию тем или явлений, устанавливать причинно­следственные связи; Обучающийся получит возможность научиться:  ­осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;  ­записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью ИКТ; ­осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; ­осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты; ­строить логическое рассуждение, включающее установление причинно­следственных связей. Коммуникативные универсальные учебные действия Обучающийся научится:  ­адекватно   использовать   речевые   средства   для   решения   различных   коммуникативных   задач,   строить   монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи;  ­допускать возможность существования у людей различных точек зрения и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии с ними; ­учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; ­формулировать собственное мнение и позицию; ­договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; ­задавать вопросы, необходимые для совместной работы с партнёрами; ­адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности. Обучающийся получит возможность научиться:  ­учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей; ­учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; ­понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы; ­аргументировать   свою   позицию   и   координировать   ее   с   позициями   партнеров   в   сотрудничестве   при   выработке   общего решения в совместной деятельности; ­содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников; ­точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действий; ­осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; ­адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач. Система оценки результативности внеурочной деятельности является комплексной и предусматривает: уровень (1класс): ­оценка достижений обучающихся (портфолио) происходит на каждом уровне реализации программы. В каждый “портфель достижений” обучающего входят дневники наблюдений, исследования, проекты, интервью, творческие работы; ­создание исследовательских мини – проектов совместно с учащимися – шефами; уровень (2­3 классы): ­оценка достижений обучающихся (портфолио); ­создание и защита собственных проектов; ­создание и защита презентаций – представлений по изученной теме (Приложение 14); уровень: ­участие в конкурсах и конференциях исследовательских работ школьного, городского, всероссийского уровня; ­представление коллективного результата деятельности обучающихся в форме исследовательских проектов с последующей передачей фото и видеоматериалов в школьный музей; ­составление викторин, игр, разгадывание кроссвордов и ребусов; ­создание и защита собственного проекта;  ­создание презентаций – представлений по изученной теме; ­организация и проведение конкурсов исследовательских работ­соревнований, имеющих целью выявить лучших из числа всех участников; ­участие в конференциях и конкурсах городского, регионального, всероссийского уровней Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы. Проведение экскурсий, составление схем, выпуск стенных газет, оформление тематических альбомов, ведение журналов, инсценирование сказок, заучивание стихотворений. Тематическое планирование 1 класс Наименование разделов и тем 1. Моя семья 1.1 что изучает краеведение 1.2Мой дом 1.3 Мир твоего дома 1.4 жизнь каждого члена семьи 1.5Отношения в семье 1.6 моя родословная 1.7 я и мое имя 2. Моя школа 2.1 я­ученик, я­школьник 2.2 родная школа 2.3 трудовая жизнь школы 2.4 школьные, семейные традиции и праздники 2.5 новый год 2.6рождественские колядки 3. Мой родной город (село) 3.1 мой родное село 3.2 труд людей в городе и на селе 3.3 профессии в моей семье 3.4 экскурсия на предприятие Всего часов Теоретические Практические Дата  занятия занятия 8 2 1 1 1 1 1 1 6 1 1 1 1 1 1 12 1 1 ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ 1 ­ ­ ­ ­ 7 1 1 1 1 1 1 1 6 1 1 1 1 1 1 11 1 1 1 2 3.09 10.09 17.09 24.09 01.10 08.10 15.10 22.10 29.10 12.11 19.11 26.11 03.12 10.12 17.12 24.12 14.01 21.01 3.5 мой город 3.6 моя улица 3.7 наш современный город 3.8 правила безопасного поведения 3.9 экскурсия по городу 4. Отечество. Наша Родина – Россия.  7 Моя малая родина. 4.1 моя малая родина 4.2 о гербе, флаге и гимне 4.3 Москва – столица нашей Родины 4.4 русский народный костюм. Сто народов – одна страна. 4.5 я – надежда Отечества 4.6 земля – общий дом для всех людей Всего  33 ­ ­ ­ ­ 1 1 1 ­ ­ ­ ­ ­ 3 28.01 04.02 18.02 25.02 04.03 11.03 18.03 01.04 08.04 15.04 22.04 13.05 20.05 1 1 1 1 2 6 1 1 1 1 1 1 30 Содержание разделов и тем Тема 1. Вводный урок.  Что изучает краеведение?  Практическая работа. Рисование по теме. Работа в тетради. Тема 2. Мой дом. Понятие:   дом   ­   жилище,   дом   ­   семья.   Как   выбирали   место   для   постройки   дома?   Кто   принимал   участие   в строительстве? Практическая работа. Изображение своего дома. Устный рассказ. Тема 3. Мир твоего дома.  Обряды и обычаи, связанные со строительством дома. Интерьер дома. Домашние животные. Практическая работа. Лепка интерьера. Тема 4. Жизнь каждого члена семьи.  Что такое семья? Состав семьи. Чем любят заниматься члены семьи в свободное время? Какие обязанности может выполнять первоклассник в семье? Практическая работа. Рассказ о домашних делах с использованием фотографий. Тема 5. Отношения в семье. Этика и психология семейных взаимоотношений в русских сказках. Нравственные обязанности младших перед старшими. Практическая работа. Изображение на рисунке членов семьи. Тема 6.  Моя родословная.  Знакомство   с  понятиями:   поколение,   потомки,   предки.   Знакомство   с  терминами родства. Практическая работа. Составление родословного древа (работа вместе с родителями). Тема 7. Я и мое имя. Что означают наши имена? Что такое фамилия и отчество? Как родители выбирают имя ребенку? Практическая работа. Игры с использованием имен. Тема 8. Я – ученик, я – школьник. Знакомство с одноклассниками. Режим дня школьника. Практическая работа. «Нарисуй дорогу от дома до школы». Работа в тетради. Тема 9. Родная школа. История школы. Директор школы. Первая учительница. Практическая работа. Схематическое изображения здания школы и прилегающей территории. Работа в тетради. Тема 10. Трудовая жизнь школы. Режим школы, общие правила поведения в школе. Практическая работа. Экскурсия в школьный музей (15­20 минут). Тема 11. Школьные, семейные традиции и праздники. Что такое реликвия? Традиции и праздники в твоей семье. Школьные праздники. Практическая работа. Составление макета «Школа ­ мой дом». Темы 11­12. Новый год. Как отмечают новый год в других странах. Народные праздники и обряды. Практическая работа. Подготовка к новому году. Разучивание песен, стихов, поговорок, пословиц. Темы 13­14. Рождественские колядки. Праздник Рождество Христово. Практическая работа. Заучивание колядок, инсценирование. Тема 15. Моё родное село. Понятие малой родины. Первоначальные исторические сведения о названии города (села), застройках, занятиях людей.  Практическая работа. «Нарисуй самое красивое место в твоем селе». Работа в тетради. Тема 16. Труд людей и в городе и на селе. Зачем люди трудятся? «Рабочие руки». Профессии людей на селе и в городе. Практическая работа. Работа в тетради, рисование на тему исследования. Тема 17. Профессии в моей семье.  Практическая работа. Игра «Кем бы я хотел стать?». Тема 18. Экскурсия на предприятие. Практическая работа. Нарисуй продукцию, которую выпускают на предприятиях. Работа в тетради. Тема 19. Мой город. Заочное путешествие по древнему Воронежу. Петр I на Воронежской земле. Строительство в Воронеже первого парусно­гребного флота. Практическая работа. Рисование древнего города. Работа с аппликацией. Тема 20. Моя улица.  Названия   улиц   города  по  месту   жительства   детей.   История  названия   улиц,   их  роль   в современной жизни человека. Практическая работа. Схематическое изображение улиц, прилегающих к школе. Дети рисуют свой путь к школе. Работа в тетради. Тема 21. Наш современный город. Современные предприятия, административные здания, их значение в жизни города. Практическая работа. Составь рассказ о своем городе. Заполни родную страничку в тетради. Тема 22. Правила безопасного движения. Что такое дорога? Ты – пешеход. Практическая работа. Заполни таблицу в тетради. Запиши «нужные» телефоны. Тема 23. Экскурсия по городу. Город Воронеж ­ областной центр. Памятники и достопримечательности города. Практическая работа. Нарисуй город будущего, каким ты его видишь. Тема 24. Моя малая родина. РФ – наша Родина. Россияне – граждане России. Русский язык. Обычаи и традиции русского народа. Практическая работа. Чтение стихов о родине, дружбе, школе. Тема 25. О гербе, флаге и гимне. Государственная символика России: гимн, флаг, герб. Герб Воронежа. Практическая работа. Рисование флага России. Тема 26. Москва – столица нашей Родины.  Москва – самый знаменитый город России. Москвичи – жители Москвы. Кремль. Красная площадь. Практическая работа. Игра – путешествие «Достопримечательности Москвы». Тема 27. Русский народный костюм. Сто народов – одна страна. Особенности костюма родного края. Народы России. Традиции и обычаи народов России, народные и религиозные праздники. Практическая   работа.  Работа   с   иллюстрациями   –   изображениями   национальных   костюмов   народов   России. Работа в тетради. Тема 28. Я – надежда Отечества.  Предназначение человека. Умение ценить в других людях положительные качества и поступки. Значение здорового образа жизни. Практическая работа. Составление памятки «Законы дружбы». Тема 29. Земля – общий дом для всех людей. Страны, государства, языки, способы общения и взаимодействия людей. Практическая работа. Ролевая игра «Мы из разных стран». Л И Т Е Р А Т У Р А   Алексеев С. Сто рассказов из русской истории. – Кишинев, 1985. Бацын В. Быт русского крестьянства в XIX веке. – М., 1991. Богуславская И.Я. Дымковская игрушка. – Л., 1988. Буровик К. Лавка, кресло, царский трон. – М., 1986. Буровик К. Родословная вещей. – М., 1985. Былеева Л.В. Подвижные игры. – М., 1974. Волина В. Учимся играя. – М., 1994. Ворожейкина Н.И., Виноградова Н.Ф. Наша Родина в прошлом. – Смоленск, 1998. Гин А. Приемы педагогической техники. – М., 1998. Домовая и художественная резьба по дереву. – М., 1996. Живые страницы / Под ред. A.M. Аббасова. – Воронеж, 1995. Забылин М. Русский народ. Его обычаи, суеверия, предания и поэзия. – М., 1996. Загоровский В.П. Воронежская историческая энциклопедия. – Воронеж, 1992. Загоровский В.П. История Воронежского края от А до Я. – Воронеж, 1982. Загоровский В.П. История Воронежской области. – Воронеж, 1976. Калугин М.А. Развивающие игры для младших школьников. – Ярославль, 1996. Кононов В.И. Памятники Воронежа и Воронежской области. – Воронеж, 1979. Кретова O.K. Русский город Воронеж. – Воронеж, 1986. Кожина О. История одежды. – М., 1998. Кулагина Г.А. Сто игр по истории. – М, 1983. Музей и дети: Методические разработки цикла занятий для младших школьников. – М., 1994. Садовников Д.Н. Загадки русского народа. – М., 1960. Скривел В.И. Нестандартные формы знакомства с краеведческим материалом // Начальная школа. – 2004. – №5. – С. 22­25. Старинные русские пословицы и поговорки / Сост. В.П. Аникин. – М., 1987. Очерки истории Воронежского края. – Т. 1. – Воронеж, 1961. Пронштейн А.П. Вопросы теории и методики исторического исследования. – М., 1986. Попова О.С., Каплан Н.И. Русские художественные промыслы. – М., 1984. Пульвер Е. Воронежская мозаика. – Воронеж, 1983. Рогов А. Как строили на Руси. – М., 1997. Русский народный костюм. – Л., 1984. Русские народные загадки, сказки. «Ни окон, ни дверей». – М., 1989. Успенский Л.В. Ты и твое имя. – Волгоград, 1994. Что такое. Кто такой: В 3 т. – М., 1994. Шмойлов А.И. Весь мир в игрушке. – Воронеж, 2003. Энциклопедия обрядов и обычаев. – СПб, 1997. Якуб С.К. Вспомним забытые игры. – М., 1990. Я познаю мир: Детская энциклопедия: История вещей. – М., 1998. Я познаю мир: Детская энциклопедия: История. – М., 1999.

Рабочая программа внеурочной деятельности «Краеведение» 1 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности «Краеведение» 1 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности «Краеведение» 1 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности «Краеведение» 1 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности «Краеведение» 1 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности «Краеведение» 1 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности «Краеведение» 1 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности «Краеведение» 1 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности «Краеведение» 1 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности «Краеведение» 1 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности «Краеведение» 1 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности «Краеведение» 1 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности «Краеведение» 1 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности «Краеведение» 1 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности «Краеведение» 1 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности «Краеведение» 1 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности «Краеведение» 1 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности «Краеведение» 1 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.12.2018