Рабочая программа внеурочной деятельности «Краеведение» 2 класс
Оценка 4.9
Образовательные программы
docx
окружающий мир
2 кл
10.12.2018
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования на основе методического конструктора «Внеурочная деятельность школьников» (авторы Д. В, Григорьев, П. В. Степанов) и «Примерных программ внеурочной деятельности (начальное и основное образование)» под редакцией В. А. Горского, приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».
краеведение.docx
Пояснительная записка
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного
общеобразовательного стандарта начального общего образования на основе методического
конструктора «Внеурочная деятельность школьников» (авторы Д. В, Григорьев, П. В.
Степанов, М.:»Просвещение»,2010) и «Примерных программ внеурочной деятельности
(начальное и основное образование)» под редакцией В. А. Горского (М.: «Просвещение»,
2011), приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009
года №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования».
Данная рабочая программа сориентирована не на запоминание школьниками
предоставленной информации, а на активное участие самих школьников в процессе её
приобретения. Программа обладает перспективой для дальнейшей работы и имеет все
условия для системы преемственности краеведческой деятельности школьников в начальной
и средней школе.
Цели реализации программы: формирование гражданскопатриотических ценностей,
экологической культуры и бережного отношения к историческому и культурному наследию
своей малой Родины.
Основная цель – расширение кругозора учащихся, пополнение знаний об истории
Воронежской области, ее выдающихся людях, литературе и искусстве родного края.
Содержание предполагает решение следующих задач:
формировать у обучающихся представления об историческом прошлом и настоящем
нашего края; о личностях, оставивших заметный след в истории; о вкладе, который внесли
соотечественники в историческое и культурное наследие города, края, страны;
прививать младшим школьникам умения и навыки поисковой деятельности: учить
наблюдать и описывать факты, систематизировать собранный материал, оформлять его;
развивать коммуникативные навыки и умения в процессе общения, учить работать в
группах, координировать деятельность, учить анализу и самоанализу:
способствовать развитию психических процессов: воображения, памяти, мышления, речи;
расширять исторический и экологический кругозор учащихся;
способствовать пробуждению интереса и бережного отношения к историческим,
культурным и природным ценностям города;
воспитывать умение строить позитивные межличностные отношения со сверстниками и
старшеклассниками; содействовать формированию социально активной, нравственной личности с гражданским
самосознанием.
Рабочая программа внеурочной деятельности школьников основана на следующих
принципах:
Принцип природосообразности предполагает, что краеведческая деятельность
школьников должна основываться на научном понимании взаимосвязи естественных и
социальных процессов, согласовываться с общими законами развития природы и человека,
воспитывать его сообразно полу и возрасту, а также формировать у него ответственность за
развитие самого себя;
Принцип культуросообразности предполагает, что деятельность школьников должна
основываться на общечеловеческих ценностях культуры и строиться в соответствии с
ценностями и нормами национальной культуры;
Принцип коллективности предполагает, что краеведческая деятельность детей,
осуществляясь в детсковзрослых коллективах различного типа, даёт школьнику опыт
жизни в обществе, опыт взаимодействия с окружающими, может создавать условия для
позитивно направленных гражданского самопознания, самоопределения и самореализации;
Принцип диалогичности предполагает, что духовноценностная ориентация детей и их
развитие осуществляются в процессе тесного взаимодействия педагога и учащихся в
социальном творчестве, содержанием которого является обмен гражданскими ценностями
(ценностями, выработанными историей культуры конкретного общества; ценностями,
свойственными субъектам образования как представителям различных поколений и
субкультур; индивидуальными ценностями конкретных субъектов образования), а также
совместное продуцирование гражданских ценностей;
Принцип патриотической направленности предусматривает обеспечение в процессе
социального творчества субъективной значимости для школьников идентификации себя с
Россией, народами России, российской культурой и историей. Реализация принципа
патриотической направленности в программе внеурочной деятельности предполагает
использование эмоционально окрашенных представлений (образы политических,
этнокультурных, исторических, гражданскополитических явлений и предметов, собственных
действий по отношению к Отечеству; стимулирование переживаний, которые выступают
регуляторами конкретных действий, ориентируют субъекта на действия, приносящие благо
Отечеству; Принцип проектности предполагает последовательную ориентацию всей деятельности
педагога на подготовку и “выведение” школьника в самостоятельное проектное действие,
разворачивающееся в логике замысел – реализация – рефлексия. В ходе проектирования
перед человеком всегда стоит задача представить себе ещё не существующее, но желаемое и
будучи осуществлённое в результате его активности. Это может быть и событие, и предмет, –
главное, что ученик должен себе представить, что это должно быть и чем это должно быть
для него. В логике действия данного принципа в программе предусматриваются
исследовательские и социальные проекты школьников.
Принцип поддержки самоопределения воспитанника. Самоопределение – процесс
формирования личностью собственного осмысленного и ответственного отношения к
социальной действительности.
Приобретение школьниками опыта социального
самоопределения происходит в совместной с взрослыми и сверстниками социально значимой
деятельности.
Программа кружка «Краеведение» рассчитана на учащихся начальных классов.
Занятия проводятся по 1 часу, 1 раз в неделю:
1 класс – 1 год – 33 часа.
2 класс – 1 год – 34 часа.
3 класс – 1 год – 34 часа.
4 класс – 1 год – 34 часа.
Результаты изучения учебного предмета
В результате освоения содержания программы у учащихся предполагается формирование
универсальных учебных действий (личностных,
коммуникативных), позволяющих достигать предметных, метапредметных и личностных
познавательных,
регулятивных,
результатов.
При достижении личностных результатов у школьника будут сформированы:
Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, семье,
обществу, ориентации на содержательные моменты школьной и социальной действительности;
познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи;
ориентация на понимание причин успеха во внеурочной деятельности, в том числе на
самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям
конкретной задачи;
основы гражданской идентичности личности в форме осознания “Я” как гражданина
России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической
принадлежности;
ориентация в нравственном отношении как собственных поступков, так и поступков
окружающих людей;
знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, развитие этических
чувств как регуляторов моральных норм;
эмпатия как понимание чувств людей и сопереживание им;
основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность
следовать в своей деятельности нормам поведения в природе;
чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с культурой города и
края.
При достижении метапредметных результатов у школьника будут сформированы
следующие УУД(регулятивные, познавательные, коммуникативные):
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее
реализации;
учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки соответствия
результатов требованиям данной задачи;
адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других
субъектов;
различать способ и результат действия.
Выпускник получит возможность научиться:
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
проявлять познавательную инициативу в сотрудничестве с другими субъектами
социализации;
оценивать правильность выполнения заданий и вносить необходимые коррективы в его
выполнение.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий с использованием
дополнительной литературы, СМИ, энциклопедий, справочников (включая электронные,
цифровые), сведениями Интернета;
осуществлять запись выборочной информации о себе и окружающем мире, в том числе с
помощью ИКТ;
выражать речь в устной и письменной форме;
проводить анализ, сравнение и классификацию тем или явлений, устанавливать причинно
следственные связи;
Обучающийся получит возможность научиться:
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и
сети Интернет;
записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью ИКТ;
осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от
конкретных условий;
осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и
восполняя недостающие компоненты;
строить логическое рассуждение, включающее установление причинноследственных
связей.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных
задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи;
допускать возможность существования у людей различных точек зрения и
ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии с ними;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в
сотрудничестве;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в
ситуации столкновения интересов;
задавать вопросы, необходимые для совместной работы с партнёрами;
адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.
Обучающийся получит возможность научиться:
учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей; учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в
сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую
взаимопомощь;
адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных
коммуникативных задач.
III. Содержание разделов и тем
Наименование разделов
Количество часов
№
п/п
1. Моя семья
2. Моя школа
3. Мой родной город (село)
4. Отечество. Наша Родина – Россия. Моя малая родина.
8ч
6ч
12ч
7ч
Календарно тематическое планирование
Дата по
плану
Дата по
факту
Наименование разделов и тем
Моя семья (8ч)
Что изучает краеведение.
Мой дом.
Мир твоего дома.
Жизнь каждого члена семьи.
Отношения в семье.
Моя родословная.
Я и мое имя.
Моя школа (6ч)
Яученик, яшкольник.
Родная школа.
Трудовая жизнь школы.
Школьные, семейные традиции и праздники.
Новый год.
Рождественские колядки.
Мой родной город (село) (12ч)
Мое родное село.
№
п/п
12
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15 26.12
09.01
16.01
16
17
18
19
20
21
22
23
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
Труд людей в городе и на селе.
Профессии в моей семье.
Экскурсия на предприятие.
Мой город.
Моя улица
Наш современный город.
Правила безопасного поведения.
Экскурсия по городу.
Отечество. Наша Родина – Россия.
Моя малая родина (7ч)
Моя малая родина.
О гербе, флаге и гимне.
Москва – столица нашей Родины.
Русский народный костюм. Сто народов – одна страна.
Я – надежда Отечества.
Земля – общий дом для всех людей.
Создание и защита проекта «Мой край».
Учебнометодическое обеспечения курса
Бацын В. Быт русского крестьянства в XIX веке. – М., 1991.
Волина В. Учимся играя. – М., 1994.
Ворожейкина Н.И., Виноградова Н.Ф. Наша Родина в прошлом. – Смоленск, 1998.
Гин А. Приемы педагогической техники. – М., 1998.
Домовая и художественная резьба по дереву. – М., 1996.
Живые страницы / Под ред. A.M. Аббасова. – Воронеж, 1995.
Забылин М. Русский народ. Его обычаи, суеверия, предания и поэзия. – М., 1996.
Загоровский В.П. Воронежская историческая энциклопедия. – Воронеж, 1992.
Загоровский В.П. История Воронежского края от А до Я. – Воронеж, 1982.
Калугин М.А. Развивающие игры для младших школьников. – Ярославль, 1996.
Кожина О. История одежды. – М., 1998.
Музей и дети: Методические разработки цикла занятий для младших школьников. – М.,
1994.
Скривел В.И. Нестандартные формы знакомства с краеведческим материалом //
Начальная школа. – 2004. – №5. – С. 2225.
Рогов А. Как строили на Руси. – М., 1997.
Успенский Л.В. Ты и твое имя. – Волгоград, 1994.
Что такое. Кто такой: В 3 т. – М., 1994.
Шмойлов А.И. Весь мир в игрушке. – Воронеж, 2003.
Энциклопедия обрядов и обычаев. – СПб, 1997.
Якуб С.К. Вспомним забытые игры. – М., 1990.
Я познаю мир: Детская энциклопедия: История вещей. – М., 1998.
Я познаю мир: Детская энциклопедия: История. – М., 1999.
Рабочая программа внеурочной деятельности «Краеведение» 2 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности «Краеведение» 2 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности «Краеведение» 2 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности «Краеведение» 2 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности «Краеведение» 2 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности «Краеведение» 2 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности «Краеведение» 2 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.