Рабочая программа внеурочной деятельности "Мини-футбол"

  • Образовательные программы
  • pdf
  • 28.10.2019
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Данная рабочая программа по внеурочной деятельности разработана для занятий мини-футболом во внеурочное время учителем физической культуры с детьми от 8 до 18 лет 2 раза в неделю. В данной разработке описываются словесные, наглядные и практические методы обучения. Рабочая программа представляет собой переход от теории к практике. Рабочая программа состоит из титульного листа, рабочей программы и календарно-тематического планирования.
Иконка файла материала Мини-футбол.pdf

 

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Целью физического воспитания в спортивных секциях является содействие всестороннему развитию личности посредством формирования физической культуры личности воспитанника. Слагаемыми физической культуры являются: крепкое здоровье, хорошее физическое развитие, оптимальный уровень двигательных способностей, знания и навыки в области физической культуры, мотивы и освоенные способы (умения) осуществлять физкультурно-оздоровительную и спортивную деятельность.

 Программа «Футбол» создает максимально благоприятные условия для раскрытия и развития не только физических, но и духовных способностей ребенка, его самоопределения.

 Футбол – спортивная командная игра, которая является наиболее комплексным и универсальным средством развития ребенка.

 Специально подобранные игровые упражнения, выполняемые индивидуально, в группах, командах, задания с мячом создают неограниченные возможности для развития, прежде всего координационных (ориентирование в пространстве, быстрота реакций, перестроения двигательных действий, точность дифференцирования и оценивания пространственных, временных и силовых параметров движений, способность к согласованию отдельных движений в целостные комбинации) и кондиционных (силовых, выносливости, скоростных) способностей, а также всевозможных сочетаний этих групп способностей. Одновременно материал по спортивным играм оказывает многостороннее влияние на развитие психических процессов воспитанников (восприятие, внимание, память, мышление, воображение и др.), воспитание нравственных и волевых качеств, что обусловлено необходимостью соблюдения правил и условий игровых упражнений и самой игры, согласования индивидуальных, групповых и командных взаимодействий партнеров и соперников.  Материал игр является прекрасным средством и методом формирования потребностей, интересов и эмоций воспитанников.

 Игра всегда привлекает детей, повышает их интерес к занятию. Игры формируют у детей важные навыки совместной работы, общения. В игровой деятельности воспитывается ответственность воспитанников, развиваются их способности заботиться о товарищах, сочувствовать и сопереживать, понимать радости и горести, поражения и победы.

 Систематическая тренировка и участие в соревнованиях благотворно сказываются на физическом развитии футболиста, повышают его работоспособность, улучшают работу зрительного аппарата, повышают подвижность нервной системы и развивают волевые качества.

 Футбол обладает рядом особенностей, делающих эту игру интересной и заманчивой. Во-первых, здесь каждый игрок значительно чаще работает с мячом и участвует в общих игровых действиях; во-вторых, в этой игре забивается довольно много голов, в-третьих, каждый участник должен действовать с полной отдачей сил, успевая обороняться и атаковать. Мяч практически все время находится в игре, что не вызывает вынужденных и утомительных остановок.

Направленность программы – физкультурно-спортивная.

Актуальность программы состоит в том, что футбол – популярный вид спорта. А через заинтересованность учащихся в футболе есть возможность реализовать цель данной программы, а именно развить психические и физические качества ребенка, мотивировать его к здоровому образу жизни.

Общей целью программы является формирование устойчивых мотивов и потребностей в бережном отношении к своему здоровью, целостном развитии физических и психических качеств, творческом использовании средств физической культуры в организации здорового образа жизни. Задачи программы.

Образовательные:

-   формирование культуры движений, обогащение двигательного опыта физическими упражнениями с общеразвивающей и корригирующей

направленностью, техническими действиями и приемами в футболе;

-   освоение знаний о футболе, его истории и о современном развитии, роли в формировании здорового образа жизни;

-   обучение навыкам и умениям в данной деятельности, самостоятельной организации занятий физическими упражнениями;

-   овладение техникой передвижений, остановок, поворотов и стоек;

-   освоение ударов по мячу и остановок мяча;

-овладение игрой и комплексное развитие психомоторных способностей;

-   освоение техники ведения мяча;

-   освоение техники ударов по воротам;

-   закрепление техники владения мячом и развитие координационных способностей; - освоение тактики игры.

Развивающие:

-   укрепление здоровья, развитие основных физических качеств и повышение функциональных способностей;

-   развитие выносливости;      - развитие скоростных и скоростно-силовых способностей.

Воспитательные:

-   воспитание положительных качеств личности, соблюдение норм коллективного взаимодействия и сотрудничества в соревновательной деятельности;

-   воспитание чувства товарищества, чувства личной ответственности;           - воспитание нравственных качеств по отношению к окружающим;     - приобщить воспитанников к здоровому образу жизни и гармонии тела. Программа рассчитана на 2 года обучения для детей 8-18 лет.

Форма занятий: групповая, подгрупповая и индивидуальная. Режим занятий: 2 раза  в неделю по 1 часу.

 

Методы обучения:

 

-   Словесные: беседа, рассказ, объяснение, указание, сравнение.

-   Наглядные: показ, исполнение педагогом, наблюдение.

-   Практические: тренировочные упражнения, выполнение упражнений с помощью партнера, педагога, команды.

 

Ожидаемые результаты:

 учащиеся, занимающиеся в секции дополнительного образования, должны иметь приросты показателей физической подготовленности после окончания учебного года и показывать результаты не ниже среднего уровня их развития. Основной показатель секционной работы дополнительного образования по футболу - выполнение программных требований по уровню подготовленности учащихся, выраженных в количественных показателях физического развития, физической, технической, тактической и теоретической подготовленности.

 

Формы подведения итогов:

-   соревнования;

-   дружеские встречи;

-   участие в спортивных 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

 

 

Содержание занятий

 

Период

1-й год

2-й год

1. Теоретические занятия. Всего часов.

8

8

Вводное занятие. Краткий обзор возникновения и развития минифутбола.

Год рождения мини-футбола. Основатель игры в футбол. Родина

мини-футбола. Первые шаги минифутбола в мире и у нас в стране

2

2

Гигиена, врачебный контроль, предупреждение травм. Режим дня и питание. Основы спортивной тренировки.  Оснащение спортсмена. Техника безопасности

2

2

Правила соревнований по футболу

4

4

2.       Практические    занятия.          Всего часов.

56

56

Общая физическая  подготовка

18

18

Специальная физическая подготовка

 

20

20

Техническая и тактическая подготовка

 

18

18

3. Соревнования и судейство. Всего часов.

6

6

Выполнение контрольных нормативов

 

2

2

Контрольные игры и соревнования

 

2

2

Инструкторская и судейская практика

 

2

2

 

Всего часов:

70

70

 

 

 

 

 

 

3. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 1 ГОД

 

№ темы

Содержание занятия

Кол-во часов

1

Краткий обзор возникновения и развития мини-футбола. Год рождения мини-футбола. Основатель игры в футбол. Родина мини-футбола. Первые шаги мини-футбола в мире и у нас в стране.

 

1

2

Гигиена, врачебный контроль, предупреждение травм. Режим дня и питание. Основы спортивной тренировки.  Оснащение спортсмена.

Техника безопасности

1

3

Правила соревнований по футболу. Техника передвижений футболиста (бег, прыжки, повороты, остановки).

1

4

Инструкторская и судейская практика. Техника передвижений футболиста (бег, прыжки, повороты, остановки).

1

5

Контрольные нормативы: ОФП.

1

6

Контрольные нормативы: СФП.

1

7

Упражнения для мышц плечевого пояса и рук. Остановки мяча.

1

8

Упражнения для развития выносливости. Остановки мяча.

1

9

Упражнения для развития мышц ног и таза. Ведение мяча.

1

10

Упражнения для развития скоростно-силовых качеств. Ведение мяча.

1

11

Упражнения для развития мышц брюшного пресса. Ведение мяча.

1

12

Упражнения для развития быстроты. Ведение мяча с обводкой.

1

13

Упражнения для мышц шеи и туловища. Ведение мяча с обводкой.

1

14

Упражнения для развития гибкости. Ведение мяча с обводкой.

1

15

Упражнения с набивными мячами. Удары по мячу  ногой.

1

16

Упражнения для развития силовых качеств. Удары по мячу  ногой.

1

17

Упражнения со скакалкой, на гимнастических снарядах. Удары по мячу ногой.

1

18

Упражнения для развития ловкости. Удары по мячу ногой после выполнения технических действий.

1

19

Легкоатлетические упражнения: низкий старт, бег на короткие дистанции. Удары по мячу ногой после выполнения технических действий.

1

20

Упражнения для развития быстроты. Удары по мячу ногой после выполнения технических действий.

1

21

Бег с препятствиями. Кросс. Удары по мячу ногой на точность и на

1

 

 

дальность.

 

22

Упражнения для развития выносливости. Удары по мячу ногой на точность и на дальность

1

23

Упражнения в висах и упорах. Удары по мячу ногой на точность и на дальность.

1

24

Упражнения для развития силовых качеств. Удары по мячу ногой на точность и на дальность.

1

25

Прыжок в длину с места, с разбега способом «согнув ноги». Передачи в парах.

1

26

Упражнения для развития прыгучести. Передачи в парах.

1

27

Эстафетный бег, эстафеты с предметами. Передачи в парах, тройках.

1

28

Упражнения для развития скоростно-силовых качеств. Передачи в парах, тройках.

1

29

Акробатические упражнения. Передачи мяча в движении.

1

30

Упражнения для развития ловкости. Передачи мяча в движении.

1

31

Инструкторская и судейская практика. Передачи мяча в движении.

1

32

Упражнения для развития гибкости. Учебно-тренировочная игра с заданиями.

1

33

Контрольная игра.

1

34

Упражнения для мышц плечевого пояса и рук. Удары по мячу головой.

1

35

Упражнения для развития выносливости. Удары по мячу головой.

1

36

Упражнения для развития мышц ног и таза. Удары по мячу головой с пассивным и активным сопротивлением.

1

37

Упражнения для развития скоростно-силовых качеств. Удары по мячу головой с пассивным и активным сопротивлением.

1

38

Упражнения для развития мышц брюшного пресса. Удары по мячу головой с пассивным и активным сопротивлением.

1

39

Упражнения для развития быстроты. Отбор мяча.

1

40

Упражнения для мышц шеи и туловища. Отбор мяча.

1

41

Упражнения для развития гибкости. Отбор мяча.

1

42

Упражнения с набивными мячами. Отбор мяча.

1

43

Упражнения для развития силовых качеств. Финты (обманные действия).

1

44

Упражнения со скакалкой, на гимнастических снарядах. Финты (обманные действия).

1

45

Упражнения для развития ловкости. Финты (обманные действия).

1

46

Легкоатлетические упражнения: низкий старт, бег на короткие дистанции.

1

 

 

Вбрасывание из-за боковой линии.

 

47

Упражнения для развития быстроты. Вбрасывание из-за боковой линии.

1

48

Бег с препятствиями. Кросс. Упражнения для развития умения «видеть поле».

1

49

Упражнения для развития выносливости. Упражнения для развития умения «видеть поле».

1

50

Упражнения в висах и упорах. Техника игра вратаря.

1

51

Упражнения для развития силовых качеств. Техника игра вратаря.

1

52

Прыжок в высоту способом «перешагивание». Тактика нападения:

индивидуальные действия без мяча. Тактика вратаря.

1

53

Упражнения        для    развития    прыгучести.         Тактика      нападения: индивидуальные действия без мяча. Тактика вратаря. 

1

55

Эстафетный бег, эстафеты с предметами. Тактика нападения: индивидуальные действия с мячом. Тактика вратаря.

1

56

Упражнения для развития скоростно-силовых качеств. Тактика нападения:

индивидуальные действия с мячом. Тактика вратаря.

1

57

Акробатические упражнения. Тактика нападения: групповые действия. Тактика вратаря.

1

58

Упражнения для развития ловкости. Тактика нападения: групповые действия. Тактика вратаря.

1

59

Упражнения для развития мышц ног и таза. Тактика нападения: командные действия. Тактика вратаря.

1

60

Упражнения для развития силовых качеств. Тактика защиты: индивидуальные действия. Тактика вратаря.

1

61

Упражнения для развития мышц брюшного пресса. Тактика защиты:

индивидуальные действия. Тактика вратаря.

1

62

Упражнения для развития быстроты. Тактика защиты: групповые действия. Тактика вратаря.

1

63

Упражнения для развития мышц плечевого пояса и рук. Тактика защиты:

групповые действия. Тактика вратаря.

1

64

Контрольные нормативы: СФП

1

65

Контрольные нормативы: ОФП.

1

66

Правила игры в волейбол. Тактика защиты: командные действия.

1

67

Инструкторская и судейская практика. Тактика защиты: командные действия. Тактика вратаря.

1

68

Упражнения для развития выносливости. Учебно-тренировочная игра с заданиями. Тактика вратаря.

1

69

Упражнения для развития ловкости. Учебно-тренировочная игра с заданиями.

1

70

Упражнения для развития гибкости. Учебно-тренировочная игра с заданиями.

1

 

 

Всего 

70 часов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

2 ГОД

 

занят ия

Содержание занятия

Кол-во часов

1

Краткий обзор возникновения и развития мини-футбола. Год рождения мини-футбола. Основатель игры в футбол. Родина мини-футбола. Первые шаги мини-футбола в мире и у нас в стране.

 

1

2

Гигиена, врачебный контроль, предупреждение травм. Режим дня и питание. Основы спортивной тренировки.  Оснащение спортсмена.

Техника безопасности.

3. Правила соревнований по футболу. Техника передвижений футболиста (бег, прыжки, повороты, остановки).

 

1

3

Инструкторская и судейская практика. Техника передвижений футболиста (бег, прыжки, повороты, остановки).

1

4

Контрольные нормативы: ОФП.

1

5

Контрольные нормативы: СФП.

1

6

Упражнения для мышц плечевого пояса и рук. Остановки мяча.

1

7

Упражнения для развития выносливости. Остановки мяча.

1

8

Упражнения для развития мышц ног и таза. Ведение мяча.

1

9

Упражнения для развития скоростно-силовых качеств. Ведение мяча.

1

10

Упражнения для развития мышц брюшного пресса. Ведение мяча.

1

11

Упражнения для развития быстроты. Ведение мяча с обводкой.

1

12

Упражнения для мышц шеи и туловища. Ведение мяча с обводкой.

1

13

Упражнения для развития гибкости. Ведение мяча с обводкой.

1

14

Упражнения с набивными мячами. Удары по мячу  ногой.

1

15

Упражнения для развития силовых качеств. Удары по мячу  ногой.

1

16

Упражнения со скакалкой, на гимнастических снарядах. Удары по мячу  ногой.

1

17

Упражнения для развития ловкости. Удары по мячу ногой после выполнения технических действий.

1

18

Легкоатлетические упражнения: низкий старт, бег на короткие дистанции. Удары по мячу ногой после выполнения технических действий.

1

19

Упражнения для развития быстроты. Удары по мячу ногой после выполнения технических действий.

1

 

20

Бег с препятствиями. Кросс. Удары по мячу ногой на точность и на дальность.

1

21

Упражнения для развития выносливости. Удары по мячу ногой на точность и на дальность

1

22

Упражнения в висах и упорах. Упражнения для развития силовых качеств. Удары по мячу ногой на точность и на дальность.

1

23

Контрольная игра.

1

24

Прыжок в длину с места, с разбега способом «согнув ноги». Передачи в парах.

1

25

Упражнения для развития прыгучести. Передачи в парах.

1

26

Эстафетный бег, эстафеты с предметами. Передачи в парах, тройках.

1

27

Упражнения для развития скоростно-силовых качеств. Передачи в парах, тройках.

1

28

Акробатические упражнения. Передачи мяча в движении.

1

29

Упражнения для развития ловкости. Передачи мяча в движении.

1

30

Правила игры в волейбол. Передачи мяча в движении.

1

31

Инструкторская и судейская практика. Передачи мяча в движении.

1

32

Упражнения для развития гибкости. Учебно-тренировочная игра с заданиями.

1

33

Контрольная игра.

1

34

Упражнения для мышц плечевого пояса и рук. Удары по мячу головой.

1

35

Упражнения для развития выносливости. Удары по мячу головой.

1

36

Упражнения для развития мышц ног и таза. Удары по мячу головой с пассивным и активным сопротивлением.

1

37

Упражнения для развития скоростно-силовых качеств. Удары по мячу головой с пассивным и активным сопротивлением.

1

38

Упражнения для развития мышц брюшного пресса. Удары по мячу головой с пассивным и активным сопротивлением.

1

39

Упражнения для развития быстроты. Отбор мяча.

1

40

Упражнения для мышц шеи и туловища. Отбор мяча.

1

41

Упражнения для развития гибкости. Отбор мяча.

1

42

Упражнения с набивными мячами. Отбор мяча.

1

43

Упражнения для развития силовых качеств. Финты (обманные действия).

1

44

Упражнения со скакалкой, на гимнастических снарядах. Финты (обманные действия).

1

45

Упражнения для развития ловкости. Финты (обманные действия).

1

 

46

Легкоатлетические упражнения: низкий старт, бег на короткие дистанции. Вбрасывание из-за боковой линии.

1

47

Упражнения для развития быстроты. Вбрасывание из-за боковой линии.

1

48

Бег с препятствиями. Кросс. Упражнения для развития умения «видеть поле». Техника игры вратаря.

1

49

Упражнения для развития выносливости. Упражнения для развития умения «видеть поле». Техника игры вратаря.

1

50

Упражнения в висах и упорах. Упражнения для развития силовых качеств. Упражнения для развития умения «видеть поле». Техника игры вратаря.

1

51

Контрольная игра.

1

52

Прыжок в высоту способом «перешагивание». Тактика нападения:

индивидуальные действия без мяча. Тактика вратаря.

1

53

Упражнения для развития прыгучести. Тактика нападения:

индивидуальные действия без мяча. Тактика вратаря.

1

55

Эстафетный бег, эстафеты с предметами. Тактика нападения:

индивидуальные действия с мячом. Тактика вратаря.

1

56

Упражнения для развития скоростно-силовых качеств. Тактика нападения:

индивидуальные действия с мячом. Тактика вратаря.

1

57

Акробатические упражнения. Тактика нападения: групповые действия. Тактика вратаря.

1

58

Упражнения для развития ловкости. Тактика нападения: групповые действия. Тактика вратаря.

1

59

Упражнения для развития гибкости. Тактика нападения: командные действия. Тактика вратаря

1

60

Упражнения для развития мышц ног и таза. Тактика нападения: командные действия. Тактика вратаря.

1

61

Упражнения для развития силовых качеств. Тактика защиты:

индивидуальные действия. Тактика вратаря.

1

62

Упражнения для развития мышц брюшного пресса. Тактика защиты:

индивидуальные действия. Тактика вратаря.

1

63

Упражнения для развития быстроты. Тактика защиты: групповые действия. Тактика вратаря.

1

64

Упражнения для развития мышц плечевого пояса и рук. Тактика защиты:

групповые действия. Тактика вратаря.

1

65

Контрольные нормативы: СФП.

1

66

Контрольные нормативы: ОФП.

1

67

Правила игры в футбол. Тактика защиты: командные действия.

1

68

Инструкторская и судейская практика. Тактика защиты: командные действия. Тактика вратаря.

1

69

Упражнения для развития выносливости. Учебно-тренировочная игра с заданиями. Тактика вратаря.

1

70

Упражнения для развития ловкости. Учебно-тренировочная игра с заданиями.

1

 

 

Всего 

70 часов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

 

1. Теоретические  знания

 

1)  Краткий обзор возникновения и развития мини-футбола.

Год рождения мини-футбола. Основатель игры в футбол. Родина мини-футбола. Первые шаги мини-футбола в мире и у нас в стране. Развитие мини-футбола среди школьников. Описание игры.

2)  Значение занятий физической культурой и спортом. Физическая подготовка и ее роль в футболе. Рациональный суточный режим. Режим дня и питание. Личная гигиена: уход за телом, закаливание, простейшие приемы самомассажа. Утренняя гимнастика. Гигиена одежды, обуви. Гигиенические требования к инвентарю и спортивной форме. Зависимость появления травм от неправильного отношения к гигиеническим требованиям. 

      Понятие о тренировке и спортивной форме. Общее понятие о строении и функциях организма человека, взаимодействие систем организма. Костная система и ее развитие. Связочный аппарат и его функции. Влияние физических упражнений на увеличение мышечной массы и подвижность суставов. Влияние физических упражнений на систему дыхания. Дыхание в процессе занятий футболом. Подвижность суставов. Спортивная тренировка, как процесс совершенствования функций организма. Профилактика травм, оказание первой медицинской помощи. Травмы и их разновидности. Причины возникновения травм. Ушибы, растяжения, разрывы мышц, связок, сухожилий. Кровотечения, их виды и меры остановки. Восстановительные процессы и их активизация. Врачебный контроль и самоконтроль.

3)  Правила соревнований.

Состав команды, замена игроков. Права и обязанности игроков.  Правила игры. Основы судейской терминологии и жеста. Виды соревнований. Понятие о методике судейства. Соревнования по волейболу среди школьников.

 

2. Практические  занятия

 

Современный мини-футбол предъявляет высокие требования к двигательным способностям и функциональным возможностям спортсмена. Для этого необходимо всестороннее развитие физических качеств. Физическую подготовку подразделяют на общую и специальную. Значение общей и специальной физической подготовки для поднятия и укрепления функциональных возможностей организма и развития специальных физических качеств - быстроты, выносливости, ловкости, силы, гибкости. Средствами физической подготовки являются упражнения из других видов спорта и подвижные игры.

Общая физическая подготовка.

Строевые упражнения. Команды для управления группой. Понятие о строе и командах. Шеренга, колонна, фланг, дистанция и интервал. Виды строя: в одну, в две шеренги, в колонну по одному, по два. Сомкнутый и разомкнутый строй. Виды размыкания, перестроения. Предварительная и исполнительная части команд. Основная стойка. Действия в строю на месте и в движении: построение, выравнивание строя, расчет в строю, повороты и полуобороты, размыкание и смыкание строя, перестроение шеренги и колонны в строю. Походный и строевой шаг. Переход с шага на бег и с бега на шаг. Изменение скорости движения. Остановка во время движения шагом и бегом.

Гимнастические упражнения. Упражнения без предметов: для мышц рук и плечевого пояса. Для мышц ног, брюшного пресса, тазобедренного сустава, туловища и шеи.

Упражнения с предметами - со скакалками, резиновыми мячами, набивными мячами (1-2 кг), гантелями. Упражнения в парах, держась за мяч, упражнения в сопротивлении. Чередование упражнений руками, ногами - различные броски, выпрыгивание вверх с мячом, зажатым голеностопными суставами; в положении сидя, лежа -поднимание ног с мячом. Упражнения с гимнастическими поясами, гантелями, резиновыми амортизаторами. Упражнения на гимнастических снарядах. Лазанье по гимнастической стенке, канату. Ходьба по бревну. Смешанные висы.

Упражнения для мышц туловища и шеи. Упражнения без предметов, индивидуальные, в парах (наклоны вперед, назад, вправо, влево, наклоны и повороты головы).

Упражнения для мышц ног, таза, брюшного пресса. Упражнения без предметов индивидуальные и в парах (приседания в различных исходных положениях, подскоки, ходьба, бег). Упражнения с набивными мячами: приседания, выпады, прыжки, подскоки. Упражнения с гантелями - бег, прыжки, приседания. Упражнения со скакалкой. Прыжки в высоту с прямого разбега (с мостика) согнув ноги через планку (веревочку). Высокие дальние прыжки с разбега через препятствия без мостика и с мостика. Прыжки с трамплина (подкидного мостика) в различных положениях, с поворотом. Опорные прыжки.

Акробатические упражнения. Кувырки вперед, назад, стойка на лопатках. Соскоки в глубину со снарядов (высота снаряда 50-60 см). Группировки в приседе, сидя, лежа на спине. Перекаты в строну из положения лежа и упора стоя на коленях. Перекаты вперед, назад прогнувшись, лежа на бедрах, с опорой и без опоры рук. Перекат в стороны согнувшись с поворотом на 180 градусов из седа ноги врозь с захватом ноги. Из положения, стоя на коленях перекат вперед прогнувшись. Перекаты назад в группировке и согнувшись в стойку на лопатках. Стойка на лопатках с согнутыми прямыми ногами о стену (для мальчиков с 13 лет и старше).

Кувырок вперед из упора присев и из основной стойки, кувырок вперед с трех шагов и небольшого разбега. Кувырок вперед из стойки ноги врозь и сед с прямыми ногами. Длинный кувырок вперед. Кувырок назад из упора присев и из основной стойки. Соединение нескольких кувырков вперед и назад. Кувырок назад прогнувшись через плечо. Подготовительные упражнения для моста у гимнастической стенки, коня, козла. «Мост» с помощью партнера и самостоятельно.

Переворот в сторону (вправо и влево) с места и с разбега (с 14 лет).

Соединение указанных выше акробатических упражнений в несложные комбинации. Упражнения на батуте.

Легкоатлетические упражнения. Бег: бег с ускорением 30-40 м. Низкий старт и стартовый разбег до 60 м. Повторный бег 3x20-30 м, 3x30-40 м, 4x50-60 м. Эстафетный бег с этапами до 40м и до 50-60 м. Бег с препятствиями от 60 до 100 м (количество препятствий от 4 до 10), в качестве препятствий используются набивные мячи, учебные барьеры, условные окопы. Бег в чередовании с ходьбой до 400 м. Бег медленный до 3 минут (мальчики) и до 2 минут (девочки). Бег или кросс до 2000 м. Прыжки в высоту с разбега способом «перешагивание». Прыжки в длину с места, тройной прыжок с места и с разбега. Прыжки в длину с разбега способом «согнув ноги».

Метания малого мяча с места в стену или щит на дальность отскока и на дальность. Метание гранаты с места, с разбега.

Упражнения в висах и упорах. Из виса хватом сверху подтягивание. Из упора лежа сгибание и разгибание рук.

Подвижные игры. Игры без предметов: «День и ночь» (сигнал зрительный, исходные положения самые различные), «Вызов», «Салки», «Караси и щука», «Волк во рву», «Третий лишний», круговые и комбинированные эстафеты.

Игры с предметами: «Удочка», «Гонка мячей», «Метко - в цель», «Подвижная цель», «Эстафета с бегом», «Мяч среднему», «Встречная эстафета» и т.д.

         Специальные эстафеты с выполнением перечисленных выше заданий в разнообразных сочетаниях и с преодолением препятствий.

Программа общей физической подготовки должна быть направлена на индивидуальные особенности. Тем не менее, есть определенные области тела, которым должно быть уделено особенное внимание. Это – ноги, пресс, спина. Важно иметь сильные руки и торс, но не перекаченные. Чем меньший вес придется носить ногам, тем быстрее они смогут двигаться.

Специальная физическая подготовка.

Упражнения для привития навыков быстроты ответных  действий. По сигналу (преимущественно зрительному) бег на 5, 10, 15 м из различных исходных положений. Бег с остановками и изменением направления. Челночный бег 15 и 10 м (общий пробег за одну попытку 20-30 м). Челночный бег, но отрезок в начале пробегается лицом вперед, а обратно - спиной и т.д.  По принципу челночного бега передвижение приставными шагами. То же, с набивными мячами в руках (массой 1-3 кг, в зависимости от возраста и пола), с поясом-отягощением или в куртке с весом.       Упражнения для развития силы.  

1.Приседания с отягощением (гантели, набивные мячи весом 2—4 кг, мешочки с песком 3—5 кг, диск от штанги, штанга для средней и старшей групп, вес штанги от 40 до 70% к весу спортсмена) с последующим быстрым выпрямлением. 

2. Подскоки и прыжки после приседа без отягощения и с отягощением.    

      3.Приседание на одной ноге («пистолет») с последующим подскоком вверх. 

4.Лежа на животе - сгибание ног в коленях с сопротивлением партнера или резинового амортизатора (для укрепления мышц задней поверхности бедра). 

5.    Броски набивного мяча ногой на дальность за счет энергичного маха ногой вперед. 

6.    Удары по футбольному мячу ногами и головой на дальность.

7.    Вбрасывание футбольного и наживного мяча на дальность. 

      8.Для вратаря: из упора стоя у стены одновременное и попеременное  сгибание  рук  в  лучезапястных  суставах.  То же,   но  передвижение  на  руках  вправо   (влево)   по  кругу   (носки  ног  на месте). 

     9. В упоре лежа хлопки ладонями. 

    10.Упражнения для кистей рук с гантелями и кистевым амортизатором.             

    11. Сжимание теннисного (резинового) мяча. 

    12.Многократное повторение упражнений в ловле и бросках набивного мяча от груди двумя руками (особое внимание обращать на движения кистей и пальцев). 

     13.Броски футбольного и набивного мячей одной рукой на дальность. 

      14. Ловля набивных мячей, направляемых 2—3 партнерами с разных сторон, с последующими бросками. 

Упражнения для развития силы мышц и скоростно-силовых качеств.

1.                Выпрыгивание вверх с двух ног в заданном темпе.

2.                Закрепляя конец амортизатора в различных точках на полу или стене, выполнять упражнения, которые по своей структуре сходные с техническими приемами.

3.                Вращательные движения туловищем с отягощением (гриф штанги, диски, гантели, мешок с песком).

4.                Приседания и вставания со штангой на плечах (6-8 раз за подход).

5.                Выпрыгивание из полуприседа и приседа со штангой на плечах. Вес - 50% максимального (6-8 выпрыгиваний за подход).

6.                Сидя на гимнастической скамейке - наклоны назад с помощью партнера, который держит за голеностопные суставы. Упражнение можно выполнять с отягощением в руках.

7.                Прыжки через скакалку.

8.                Напрыгивание на предметы различной высоты.

9.                Серия прыжков с преодолением препятствий.

Упражнения для развития быстроты.

1.       Упражнения для развития стартовой скорости: рывки на 5-10 м и 10-15 м из положений стоя лицом, боком и спиной к стартовой линии из приседа, широкого выпада, седа, лежа.  по зрительному сигналу.

2.       Упражнения для развития дистанционной скорости: ускорение на 15,30 и 60 м без мяча и с мячом.

3.       Бег «змейкой» между расставленными в различном положении стойками для обводки. Обводка стоек на скорость.

4.       Бег с быстрым изменением скорости. Бег с изменением направления до 180 градусов. Бег боком и  спиной вперед на перегонки. 

 5.Рывок с мячом с последующим ударом по воротам. 

6.                Быстрые перемещения с последующей имитацией технического приема или выполнением его.

7.                Быстрые переключения от одних действий к другим, различным по характеру.

8.                Эстафеты с заданием на быстроту выполнения.

В тренировочном занятии целесообразно чередовать упражнения, направленные

на совершенствование техники, с сериями упражнений, требующих больших физических напряжений, или имитационными упражнениями большой интенсивности. Такие переключения способствуют развитию специальной выносливости и повышению эмоционального состояния занимающихся.

Упражнения для развития специальной выносливости.  

1.    Переменный и повторный бег с мячом. 

2.    Двусторонние игры (для старшей  группы). Двусторонние игры (команды играют в уменьшенном  по численности  составе).  Игровые упражнения с мячом (трое против трех, трое против двух и т. п.) большой интенсивности. 

3.    Комплексные задания: ведение и обводка стоек, передачи и удары по воротам, выполняемые в течение 3-10 мин. Например, повторные рывки с мячом с последующей обводкой нескольких стоек и ударами по воротам с увеличением длины рывка, количества повторений и сокращением интервалов отдыха между рывками. 

Тренировочные занятия должны строиться так, чтобы создавался запас прочности в выполнении отдельных технических приемов, их стабильности на протяжении игры.

В ходе игры возникают различные двигательные задачи, требующие быстроты ориентировки и моментального решения. Некоторые технические приемы приходится выполнять в безопорном положении, для чего необходимо развитие специальной ловкости и точности движений. Для развития этих качеств используют следующие упражнения:

Упражнения для развития ловкости. 

1.    Прыжки с разбега толчком одной и двух ног, стараясь достать высоко подвешенный мяч головой, ногой, рукой (для вратарей); то же, выполняя в прыжке поворот на 90—180°. 

2.    Прыжки вперед с поворотом и имитацией ударов головой и ногами. 

3.    Прыжки с места и с разбега с ударом головой по мячам, подвешенным на разной высоте.    

4.Кувырки вперед и назад, в сторону через правое и левое плечо. 

5.Жонглирование мячом в воздухе, чередуя удары различными частями стопы, бедром, головой.  

6.Ведение мяча головой. 

Развития гибкости (подвижности в суставах).

Гибкость развивают с помощью упражнений, которые делят на активные — выполняемые с отягощениями и без них, и пассивные — выполняемые с помощью партнера. Используют их сериями по 4-5 движений, постепенно увеличивая амплитуду.

Для развития специальной гибкости (на гибкость для запястья, для плечевых суставов, для голеностопных суставов, для коленных суставов, для тазобедренных суставов)особенно важны упражнения, способствующие увеличению подвижности в суставах, укреплению мышечно-связочного аппарата и развитию эластичности мышц и связок. Для этого используют упражнения на растягивание, по структуре сходные с движениями или отдельными их частями, характерными для технических приемов игры. Амплитуда движений в таких упражнениях должна быть большой. Основные средства для развития этих качеств — гимнастические упражнения, упражнения с помощью партнера. Целесообразно использовать небольшие отягощения.

Умение произвольно расслаблять мышцы значительно повышает работоспособность. Начинать обучение расслаблению мышц нужно со специальных упражнений — встряхивание, свободное размахивание руками и ногами, расслабление мышц лежа, семенящий бег и т.п.

Растягивающие упражнения прекрасны для увеличения диапазона движений определенных групп мышц. Если их выполнять регулярно, мышцы станут более гибкими. Это сочетание увеличенного диапазона и гибкости сильно поможет в улучшении движений и также даст возможность ученику вложить дополнительную силу в удар.

Для развития физических качеств следует подбирать доступные и в то же время интересные для занимающихся упражнения.

Упражнения для формирования у юных футболистов умения двигаться без мяча.

1.    Бег: обычный, спиной вперед; скрестным и приставным шагом (вправо и влево), изменяя ритм за счет различной длины шагов и скорости движения. Ацикличный бег (с повторным скачком на одной ноге). 

2.    Прыжки: вверх, вверх-вперед, вверх-назад, вверх-вправо,  вверх-влево, толчком двух ног с места и толчком на одной и двух ногах с разбега. 

3.    Для вратарей: прыжки в сторону с падением перекатом. Повороты во время бега (вперед и назад) направо, налево и кругом (переступая и на одной ноге). Остановки во время бега — выпадом, прыжком и переступанием. 

 

 

Основы техники и тактики.

Техника передвижений. Бег: по прямой, изменяя направление и скорость, приставным и скрестным шагом (вправо, влево). Прыжки: вверх толчком  двух ног с места и толком двух ног с места и с разбега. Повороты во время бега налево и направо. Остановки во время бега: выпадом и прыжками (на обе ноги).

Удары по мячу ногой. Удары правой и левой ногой: внутренней стороной стопы, внутренней и внешней частью подъема по неподвижному и катящемуся мячу; направляя мяч в обратном направлении и в стороны. Выполнение ударов после остановки, ведения и рывка, посылая мяч низом и верхом, на короткое и среднее расстояние. Удар по летящему мячу внутренней стороной стопы. Удары носком, пяткой (назад). Удары на точность: в ноги партнеру, по воротам, в цель, на ходу двигающемуся партнеру. Удары на дальность. Выполнение всех ударов по мячу, придавая ему различную по крутизне траекторию полета и различное направление полета. Удары в единоборстве.

         Удары по мячу головой. Удары серединой лба без прыжка и в прыжке, с места и с разбега, по летящему навстречу мячу, направляя мяч в обратном направлении и в стороны, посылая мяч верхом и вниз, на средние и короткие расстояния. Удары на точность: в определенную цель на поле, в ворота, партнеру. Удары боковой частью лба без прыжка и в прыжке, с места и с разбега. Удары серединой и боковой частью лба в прыжке с пассивным и активным сопротивлением. Удары на точность. 

       Остановка мяча. Остановка подошвой, внешней и внутренней стороной стопы катящегося и опускающегося мяча на месте, в движении вперед и назад, подготавливая мяч к последующим действиям. Остановка внутренней и внешней стороной стопы и грудью летящего мяча на месте, в движении вперед и назад, поворотом в сторону, опуская мяч в ноги для последующих действий. Остановка мяча изученными способами, находясь в движении, с последующим ведением или передачей.

      Ведение мяча. Ведение внутренней и внешней стороной стопы: правой, левой ногой и поочередно; по прямой, меняя направление, между стоек и движущихся партнеров; изменяя скорость (выполняя ускорения и рывки), не теряя контроль над мячом. Ведение серединой подъема и носком. Ведение мяча всеми изученными способами, увеличивая скорость движения, с обводкой движущихся и противоборствующих соперников, затрудняя для них подступы к мячу, закрывая мяч телом.

     Обманные движения (финты). Обучение финтам после замедления бега или остановки – неожиданный рывок с мячом (прямо или в сторону), во время ведения мяча внезапная отдача мяча назад, откидывая его подошвой партнеру, находящемуся сзади: показать ложный запах для сильного удара по мячу, а вместо удара захватить мяч ногой и уйти с ним рывком, имитируя передачу партнеру, находящемуся слева, перенести правую ногу через мяч и, наклонив туловище влево, захватить мяч внешней частью подъема правой ноги и резко уйти вправо, этот же финт в другую сторону. При ведении показать остановку мяча подошвой (без касания или с касанием мяча подошвой) или удар пяткой назад – неожиданным рывком уйти с мячом; быстро отвести мяч подошвой под себя – рывком с мячом уйти вперед; при ведении неожиданно остановить мяч и оставить его партнеру, который движется за спиной, а самому без мяча уйти вперед, увлекая соперника («скрещивание») и др. 

Выполнение обманных движений в единоборстве.

     Отбор мяча. Перехват мяча – быстрый выход на мяч с целью опередить соперника, которому адресована передача мяча. Отбор мяча в единоборстве с соперником, владеющим мячом, выбивая и останавливая мяч в выпаде. Обучение умению выбрать момент для отбора мяча, выполняя ложные движения и вызывая соперника, владеющего мячом,  на определенные действия с мячом. Отбор в подкате – выбивая и останавливая мяч ногой.

     Вбрасывание мяча из-за боковой линии. Вбрасывание с места из положения ноги вместе, с шагом вперед до боковой линии. Вбрасывание мяча на точность: под правую, левую ногу партера, на ходу партнеру. Вбрасывание на точность и на дальность.

     Техника игры вратаря. Основная стойка вратаря. Передвижение в воротах без мяча в сторону приставными и скрестными шагами и скачками на двух ногах.  Ловля летящего навстречу и несколько в сторону от вратаря мяча на высоте груди и живота без прыжка и в прыжке. Ловля катящегося и низко летящего и несколько в сторону мяча без падения. Ловля высоко летящего навстречу и в сторону мяча без прыжка и в прыжке с места и с разбега. Ловля катящегося и летящего в сторону низкого, на уровне живота, груди мяча с падением перекатом. Быстрый подъем с мячом на ноги после падения. Отбивания мяча одним кулаком без прыжка и в прыжке с места и с разбега. Отбивание в сторону, за линию ворот ладонями, пальцами рук в броске мячей, летящих и катящихся в сторону от вратаря. Бросок мяча одной рукой из-за плеча на точность. Бросок мяча одной рукой с боковым замахом снизу. Выбивание мяча ногой: с земли по неподвижному мячу, с рук с воздуха по выпущенному из рук мячу и подброшенному перед собой мячу на точность.

Тактика игры в футбол.

Упражнения для развития умения «видеть поле». Выполнение заданий по зрительному сигналу (поднятая вверх или в сторону рука, шаг влево или вправо): во время передвижения шагом или бегом – подпрыгнуть, имитировать удар ногой; во время ведения мяча – повернуться кругом и продолжить ведение или сделать рывок 5м. Несколько игроков на ограниченной площади (центральный круг, штрафная площадь) водят в произвольном направлении свои мячи и одновременно наблюдают за партнерами, чтобы не столкнуться друг с другом. 8-6 игроков образуют круг и передают друг другу в одно касание два мяча (надо следить одновременно за двумя мячами, чтобы не передать их одному партнеру).

Тактика нападения.

Индивидуальные действия без мяча. Правильное расположение на футбольном поле. Умение ориентироваться и реагировать правильным образом на действие партнеров и соперника. Выбор момента и способа для «открывания» на свободное место с целью получения мяча. Уметь оценивать целесообразность той или иной позиции, своевременно занимать наиболее выгодную позицию для получения мяча. Эффективно использовать изученные приемы, способы и разновидности для решения тактических задач в зависимости от игровой ситуации.

Индивидуальные действия с мячом. Целесообразное использование изученных способов ударов по мячу. Применение необходимого способа остановок в зависимости от направления, траектории и скорости мяча. Определение игровой ситуации, целесообразной для использования ведения мяча, выбор способа и направления ведения. Применение различных видов обводки: с изменением скорости и направления движения с мячом, изученные финты в зависимости от игровой ситуации.

Групповые действия. Взаимодействие двух и более игроков. Умение точно и своевременно выполнять передачу в ноги партнеру, на свободное место, под удар: короткую или среднюю передачу, верхом или низом. Комбинация «игра в стенку». Выполнять простейшие комбинации при стандартных положениях: в начале игры, при угловом, при штрафном и при свободном ударах, вбрасывание мяча(не менее одной в каждой группе). Уметь взаимодействовать с партнером при равном соотношении и численном превосходстве соперника, используя короткие и средние передачи. Комбинации в парах: «стенка», «скрещивание», «пропуск мяча». Начинать и развивать атаку из стандартных положений.

Командные действия. Уметь выполнять основные обязанности в атаке на своем игровом месте, играя по избранной тактической системе в составе команды. Расположение и взаимодействие игроков при атаке флангом и через центр.

Тактика защиты.

     Индивидуальные действия. Правильно выбирать позицию по отношению к опекаемому игроку и противодействовать получению им мяча, т.е. осуществлять «закрывание». Выбор момента и способа действия (удар или остановка) для перехвата мяча. Умение оценивать игровую ситуацию и осуществлять отбор мяча изученными способами. Противодействие маневрированию, т.е. осуществлять «закрывание». И препятствовать сопернику в получении мяча. Совершенствование в «перехвате» мяча. В зависимости от игровой обстановки применять отбор мяча изученными способами. Уметь противодействовать передаче, ведению и удару по воротам.

Групповые действия. Противодействие комбинации «стенка». Взаимодействие игроков при розыгрыше противником стандартных комбинаций. Уметь противодействовать в обороне при равном соотношении сил и при численном преимуществе соперника, осуществляя правильный выбор позиции и страховку партнеров. Организация противодействия комбинациям «стенка», «скрещивание», «пропуск мяча». Уметь противодействовать в обороне при выполнении противником стандартных комбинаций. Организация и построение «стенки». Комбинации с участием вратаря.

Командные действия. Уметь выполнять основные обязательные действия в обороне на своем игровом месте согласно тактической системе в составе команды. Организация обороны по принципу персональной и комбинированной защиты. Выбор позиции и взаимодействия игроков при атаке противника флангом и через центр.

     Тактика вратаря.

     Уметь выбрать правильную позицию в воротах при различных ударах в зависимости от угла удара, разыгрывать удар от своих ворот, ввести мяч в игру после ловли открывающемуся партнеру. Занимать правильную позицию при угловом, штрафном, свободном ударах вблизи своих ворот. Уметь организовать построение «стенки» при пробитии штрафного и свободного ударов вблизи своих ворот, играть на выходах из ворот при ловле катящихся и летящих на различной высоте мячей; подсказывать партнерам при обороне, как занять правильную позицию. Выполнять с защитниками комбинации при введении мяча в игру от ворот, введение мяча в игру, адресуя его свободному от опеки партнеру.

     Учебные и тренировочные игры: применяя в них изученный программных материал. 

 

      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольные    упражнения    по    общей    физической подготовке.

 

Физические способности

Контрольные упражнения

Возраст

8-11 лет

12-15 лет

Скоростные

Бег 30 м, сек

4,9 - 5,2

4,4 - 4,7

Бег 60 м, сек

9,1 – 9,4

-

Бег 100м, сек

-

14,3 – 14,8

Координационные

Челночный бег 3х10 м, сек

8,7 - 9,1

7,9 - 8,4

Скоростносиловые

Прыжок в длину с места, см

150 - 170

180 - 200

Выносливость

Бег    1500    м, мин/сек

8,40 – 9,00

Бег    2000    м, мин/сек

-

9,10 – 9,30

Гибкость

Наклон   вперед из    положения сидя, см

6

9

Силовые

Подтягивание на      высокой перекладине из виса, раз

3

7

 

 

   Контрольные упражнения по специальной физической подготовке.

 

п/п

Контрольные упражнения

Возраст (лет)

10-12

13-17

1.

Бег 300м(с)         

57-60

-

2.

Бег 400м(с)

-

70-73

3.

Бег 30м с ведением мяча(с)

6,2 -6,4

5,7-6,0

4.

Удар по мячу ногой на дальность (м)

45-50

50-55

5.

Жонглирование мячом

 

11-12

 

13-15

 

 

16-18

6.

Удар по мячу ногой на точность

5-6

7-8

9-10

7.

Бросок мяча рукой на дальность

8-10

13-16

18-21

 

 

 

 

 

6. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

Список рекомендуемой  литературы для учащихся.

 

1.     А.Власов «Мини-футбол в школу!», «Спорт в школе», № 23,2006

2.     С.Андреев,     Э.Алиев     «История   развития     мини-футбола», «Спорт в школе», № 5,2007

3.     А.Полозов      «Обучение футболу     в        разных       странах»,   «Спорт       в школе», № 6,2006

4.     Ю.И.Портных «Спортивные и подвижные игры» - М, 1987

 

Список рекомендуемой литературы для учителя.

1.                  С.Ю.Тюленьков,          А.А.Федоров       «Футбол     в        зале: система подготовки» -М, 2000

2.                  О.А.Степанова   «Игра         и       оздоровительная работа        в          начальной школе» -М, 2004

3.                  Г.П.Болонов «Физкультура в начальной школе» -М, 2005

4.                  В.А.Муравьев     «Воспитание       физических          качеств       детей

дошкольного и школьного возраста» -М, 2004

5.                  Б.Х.Ланда «Мониторинг      физического        развития    и       физической подготовленности учащихся» - ПУ «Первое сентября», 2006.