Рабочая программа внеурочной деятельности «Москвоведение» (5 класс)
Оценка 4.8

Рабочая программа внеурочной деятельности «Москвоведение» (5 класс)

Оценка 4.8
Разработки курсов
docx
Междисциплинарный 5
5 кл
15.02.2018
Рабочая программа внеурочной деятельности «Москвоведение» (5 класс)
Изучение курса внеурочной деятельности «Москвоведение» (5 класс) важно с точки зрения реализации поставленных ФГОС ООО целей образования и направлено на дополнение и углубление знаний учащихся о столице Родины – городе Москве. Цели авторской программы Брянцева В.Г. : – сформировать у школьников представление о Москве; - пробудить интерес к прошлому и настоящему города; - приобщить детей к отечественной культуре и истории, заложить основы знаний о Москве, которые будут расширяться и углубляться в дальнейшем изучении курса истории; - воспитание гражданина России, гражданина Москвы, знающего и любящего свой город, его традиции, памятники истории и культуры; - обеспечение социокультурного развития школьников на основе интеграции содержания образования гуманитарных дисциплин и москвоведения.
РП Москвоведение 5 класс.docx
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ Суздальская ул., д. 12 В, стр. 1, Москва, 111673 Телефон/Факс: (495) 701­63­21 «ШКОЛА № 2128 «ЭНЕРГИЯ» СОГЛАСОВАНО Педагогическим советом  ГБОУ Школы № 2128 Протокол №1, август 2017 г. УТВЕРЖДАЮ Директор ГБОУ Школы № 2128 _________________Фролов К.А. «___» _____________ 2017 г. Рабочая программа внеурочной деятельности «Москвоведение» (5 класс) Рабочую программу подготовил учитель истории и обществознания Брянцев Владимир Гелиевич МОСКВА, 2017 Полное Рабочая программа внеурочной деятельности «Москвоведение» (5 класс). наименование Место   курса   в структуре   основной образовательной программы школы Нормативная  основа разработки программы   Количество   часов для реализации программы Дата утверждения   реализации Цель программы курса Используемые учебники и пособия Изучение курса внеурочной деятельности «Москвоведение» (5 класс) важно с точки   зрения   реализации   поставленных   ФГОСООО   целей   образования   и направлено на дополнение и углубление знаний учащихся о столице Родины – городе Москве. 1.   Примерная   основная   образовательная   программа   основного   общего образования   (одобрена   решением   Федерального   учебно­методического объединения по общему образованию (протокол от 08.04.2015 г. №1/15)). 2. Основная образовательная программа основного общего образования ГБОУ Школы № 2128. 3. Учебный план основного общего образования ГБОУ Школы № 2128 на 2017­2018 учебный год. 4.   Государственная   программа   «Патриотическое   воспитание   граждан Российской   Федерации»   на   основе   обязательного   минимума   содержания образовательной   программы   по   предмету   история   и   требований   к   уровню подготовки обучающихся, предложенных Департаментом образования города Москвы. 5 класс – 35 часов в год (1 час/нед.) Всего: 35 часов Принята   к   реализации   педагогическим   советом   ГБОУ   Школы   №   2128 26.06.2015   г.   (протокол   №1),   Утверждена   приказом   директора   школы   от 01.09.2015 г. № ___ Изменена и принята к реализации педагогическим советом ГБОУ Школы № 2128 ________. (протокол №___) Составитель рабочей программы учитель истории и обществознания Брянцев Владимир Гелиевич Цели программы: – сформировать у школьников представление о Москве;  ­  пробудить интерес к прошлому и настоящему города;  ­ приобщить детей к отечественной культуре и истории, заложить основы  знаний о Москве, которые будут расширяться и углубляться в дальнейшем  изучении курса истории;    ­  воспитание гражданина России, гражданина Москвы, знающего и любящего свой город, его традиции, памятники истории и культуры;  ­  обеспечение социокультурного развития школьников на основе интеграции содержания образования гуманитарных дисциплин и москвоведения. Задачи программы: ­ знакомство с историческим прошлым и настоящим Москвы; ­ воспитание гордости за свой город, за высокое звание – москвич; ­ воспитание патриотических чувств, любви к своему городу; ­ повышение общей культуры и эрудиции школьников.                                 Учебно­методический комплекс по москвоведению Алексеев А.И., Ким Э.В., Рогачев А.В. Москвоведение: Учебник для 2 класса общеобразовательной   школы   /   Под   ред.   С.И.   Козленко.   М.:   АНО   ИЦ «Москвоведение», ОАО «Московские учебники», 2005. Горелова Н.А. Москвоведение. Путешествие в прошлое Москвы. Учебник для 3   класса   начальной   школы   М.:   АНО   ИЦ   «Москвоведение»,   ОАО и   др.   Святославский   А.В. «Московские учебники», 2005. Козленко С.И.,   Ривкин Е.Ю.,   Сборник дидактических   материалов   ЛАТ   для   9­го   класса   по   москвоведению   / Московский институт повышения квалификации работников образования. М., 1997; Козленко   С.И.,   Святославский   А.В.   Московский   региональный   компонент школьного курса истории. М.: МИОО, 2004; Кузина   И.Н.,   Тесленко   О.Е.   Москвоведение.   О   чем   рассказали   названия московских   улиц.   Учебник   для   4   класса   начальной   школы   М.:   АНО   ИЦ «Москвоведение» ОАО «Московские учебники», 2005; Культурное и природное наследие и его освоение в учебно­воспитательной работе.   Сборник   научно­методических   статей.   Вып.   1.   Экскурсионное краеведение. М.: МИОО., 2006 / Под ред. С. И. Козленко; Культурное и природное наследие и его освоение в учебно­воспитательной работе.   Сборник   научно­методических   статей.   Вып.   2.   Организация краеведческой работы / Ред.­сост. А.В. Святославский. М.: МИОО, 2007; Методика   проведения   олимпиад   и   конкурсов   школьников   по   социально­ гуманитарным   дисциплинам   /   Под   ред.   С.И.   Козленко,   Е.В.   Саплиной   М.: МИОО, 2006; Методические   материалы   по   школьному   москвоведению   /   Сост.   С.И. Козленко М.: АНО ИЦ «Москвоведение», 1997; Москвоведение.   Здравствуй,   Москва.   Учебник   для   2,   3,   4   кл.   общеобраз. учреждений / Н.А. Горелова, И.Н. Кузина, Н.М. Поникарова. М.: АНО ИЦ «Москвоведение», АО «Московские учебники», 1998; Поникарова Н. М. Москвоведение. Москва – наш город. Учебник для 2 класса начальной школы М.: АНО ИЦ «Москвоведение» ОАО «Московские  учебники», 2005; Программные материалы по школьному москвоведению / Сост. С.И.  Козленко. М.: АНО ИЦ «Москвоведение», 2008; Работа с УМК предполагает как групповые занятия с обучающимися, так и индивидуальные. Большинство занятий носит игровой характер, выполняя их,   подростки   могут   проявить   свои   творческие,   организационные способности.   На   занятиях   предполагается   выполнение   следующих   видов заданий: анализ исторической литературы и исторических источников, • • • анализ отрывков на исторические темы; тестовые задания для развития самооценки и личности; творческие задания; тренинговые задания. эвристическая беседа, лекция, дискуссия (дебаты), практические работы, викторины. подготовка   и   обсуждение   сообщений   учащихся,   фильмов   на   высказывания   выдающихся   презентаций   и   т.д., военные   темы, военачальников Основные   формы   контроля:   эссе,   решение   проблемных   заданий, творческие   работы   (электронные   презентации,   исторические   портреты, тексты), оцениваемых по системе: зачет­незачет. Методы   и   формы достижения результатов освоения        I. Пояснительная записка  Рабочая   программа     внеурочной   деятельности   «Москвоведение»   (5   класс)   составлена   в соответствии   с   Федеральным   государственным   образовательным   стандартом   основного   общего образования на основе: ­   Примерной   основной   образовательной   программы   основного   общего   образования (одобрена   решением   Федерального   учебно­методического   объединения   по   общему   образованию (протокол от 08.04.2015 г. №1/15));. ­ Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» на основе обязательного минимума содержания образовательной программы по предмету история и требований к уровню подготовки обучающихся, предложенных Департаментом образования города Москвы. ­ учебного плана школы на 2017­2018 учебный год ­ Примерной программы по москвоведению Программа внеурочной деятельности разработана для обучающихся 5 классов. Программа дополняет   школьный   курс   истории   России   сведениями   о   столице   нашей   Родины   –   городе Москве.Планирование   курса   построено   по   тематическому   и   историко­топографическому принципам,     внутри   которых   содержание   дается   в   исторической последовательности в соответствии с топографией города.    делится   на   блоки,   Историко­топографический   подход   помогает   выявить   в   многовековой   истории   города именно то, что наиболее характерно для той или иной местности, улицы Москвы, её отличие от других в общегородской истории и возможность развивать у детей ассоциативное мышление.   Программа   призвана   привить  интерес   к  истории   столицы,   дать   навык   самостоятельной работы с литературой и историческими источниками. Цели программы: – сформировать у школьников представление о Москве;  ­  пробудить интерес к прошлому и настоящему города;  ­ приобщить детей к отечественной культуре и истории, заложить основы знаний о Москве,  которые будут расширяться и углубляться в дальнейшем изучении курса истории;    ­  воспитание гражданина России, гражданина Москвы, знающего и любящего свой город, его  традиции, памятники истории и культуры;  ­   обеспечение социокультурного развития школьников на основе интеграции содержания образования гуманитарных дисциплин и москвоведения. ­ знакомство с историческим прошлым и настоящим Москвы; ­ воспитание гордости за свой город, за высокое звание – москвич; ­ воспитание патриотических чувств, любви к своему городу; Задачи программы: ­ повышение общей культуры и эрудиции школьников. Курс внеурочной деятельности «Москвоведение» (5класс) рассчитан на 35 часов в 5 классе в год. Данный курс призван формировать патриотические чувства к столице, Родине. Основные принципы организации деятельности: ­ принцип добровольности; ­ принцип равного права как сильных, так и слабых школьников на участие в любом внеклассном мероприятии по языку; ­ принцип индивидуального подхода к учащимся; ­ принцип систематичности; ­ принцип занимательности; ­ принцип укрепления связи обучения с жизнью. Организация работы курса внеурочной деятельности «Москвоведение» (5 класс) Основойпринцип   работы   является   принцип   добровольности.   Работа   начинается   в середине сентября, а завершается в начале мая. В течение года внеурочные занятия увязываются с другими формами внеклассной работы по Истории России, в подготовке и проведении которых активное участие должны принимать учащиеся. Занятия проводятся 1 раз в неделю, в год – 35 часов.  Место курса в учебном плане В   учебном   плане   заложена   возможность   личностной   ориентации   и   индивидуализации образовательного   процесса.   В   целях   повышения   знаний   обистории   Москвы   обучающихся   5 класса  предложен  курс внеурочной деятельности «Москвоведение» (5 класс). Курс рассчитан на 35 часов в 5 классе в год: по 1 часу в неделю, 35 учебных недель. Всего – 35 часов. II. Результаты   «Москвоведение» (5 класс) освоения   программы   внеурочной   деятельности Предполагается сочетание индивидуальной и групповой форм работы. исторически сложившуюся планировку улиц Москвы;  историю и архитектуру родного города;  историю центральных улиц и районов города;  быт и нравы жителей древней Москвы;  имена и биографии знаменитых москвичей;  «адреса» известных жителей города;  «литературную и театральную» Москву;   «военную историю» Москвы;   правила поведения и безопасности в городе;  После окончания курса обучения,  предусмотренного данной программой, учащиеся  должны знать:          должны уметь:      ориентироваться в городе;   работать с картой Москвы;    отбирать   материал,     обобщать   полученные   знания   и   уметь   делать   вывод   из собранного материала;  своего речевого развития;        логически   и   правильно   излагать   усвоенный   материал   в   соответствии   с   уровнем  работать с цифрами и датами;  различать архитектурные памятники. рассказать о своем городе,  провести простую экскурсию по Кремлю, Китай­городу, белому городу;  работать в коллективе;   Программа рассчитана на учащихся 5классов. Минимальный объем аудиторных занятий – 35 часов в год.  Наличие тематических  разделов позволяет варьировать содержание образования по данному курсу, не нарушая логики изложения материала. Развитию   данных   компетентностей   помогает   использование   учебного   комплекса «Москвоведение»   позволяет   включить   в   учебный   план   предмет   «Москвоведение»,   выстроить систему воспитания гражданина средствами данного предмета.   Москвоведение – уникальный по своей универсальности предмет. Он легко интегрируется не только окружающим миром и другими предметами, но и позволяет затронуть практически любую проблематику. Задача курса "Москвоведение" состоит в подведении учащихся к пониманию, что их малая родина Москва – столица большого государства, имеющая свою историю, памятники архитектуры и множество   достопримечательностей.   Методологической   основой   курса   является   интеграция   с программами базовых предметов – «История России», «Русский язык», «Литература» и др..  В   данный     курс     интегрированы     темы     из   курса     «Окружающий     мир»,   связанные     с историческими событиями Российского государства. Результатом   обучения по   курсу   «Москвоведение»   должно   стать  овладение детьми коммуникативной   и   информационной   компетентностью.Коммуникативная   и информационная компетентности относятся к группе ключевых, т. е. имеющих особую значимость в жизни человека, поэтому их формированию следует уделять пристальное внимание. При этом необходимо учитывать особенности  личностного развития  учащихся. Информационная   компетентность   личности   является   системообразующей,   поскольку именно от уровня овладения этой компетентностью зависит уровень овладения личностью всеми другими   ключевыми   компетентностями.   Главная   задача   учителя   –   помочь   ученику   овладеть методами   сбора   и   накопления   информации,   а   также   технологией   ее   осмысления,   обработки   и практического применения. Развитие   коммуникативной   и   информационной   компетентностей   учащихся   может рассматриваться в образовательном процессе не только как условие сегодняшней эффективности и благополучия   ученика,   но   и   как  ресурс   эффективности   и   благополучия   его   будущей   взрослой жизни. В   процессе   работы   по   данной   программе   у   учащихся   формируются   следующие компетенции:   знания  по москвоведению, а также по предметам эстетического цикла; формирование у младших школьников исследовательского мышления, стремления к творчеству и познанию окружающего мира;  умение анализировать и оформлять полученные знания; социализация личности учащегося в процессе обучения и воспитания;   развитие интереса к познанию и сохранению культурных ценностей своего родного города. Перечисленные  компетенции  определяют  достаточный  уровень  для  развития  умственных операций (анализ, синтез, классификация, сравнение, обобщение), развития универсальных знаний и умений,   формирования   навыков   системного   мышления   и   проектной   деятельности.   С   помощью художественно­эстетического   воспитания   у   учащихся   выстраивается   целостная   картина   мира. Таким   образом,   через   курс   "Москвоведение"   посредством   творческого   развития   происходит воспитание гармонично развитой личности, формирование компетентного человека – гражданина своей страны.  При   реализации программы по Москвоведению больше внимания уделяется практическим работам, создана система работы по формированию и развитию у учащихся общеучебных умений и навыков через освоение содержания образования курса «Москвоведение». Система этой работы заключается в следующем: фотоматериалов);    изучение   районов   Москвы   (сбор   информативного   материала,   подбор умение делать вывод, обобщая полученные данные; развитие   мышления   в   таких   его   аспектах   как   умение   логически   мыслить, анализировать, синтезировать знания, выявлять закономерности, быстро переключаться с одного вида деятельности на другой; развитие внимания, памяти, воображения и др. Для того, что бы учащиеся быстрее запоминали объекты, ориентировались в архитектурных стилях,   запоминали   местоположение   памятников   и   т.д.,   в   образовательный   процесс   введен историко­архитектурный   анализ   изучаемых   объектов.   Историко­архитектурный   анализ   –   это таблица вопросов, на которые должен ответить ученик, изучая тот или иной объект москвоведения, такой анализ позволяет не только отобрать из большого объема информации четкие сведения, но и запомнить облик объекта. Для   контроля   объективной   оценки   знаний,   разработаны   тесты   по   темам   программы, фототесты   (фототесты   представляют   собой   набор   фотографий   изучаемых   сооружений   и памятников). Фототест дает возможность ученикам еще раз увидеть запомнившиеся сооружения и продемонстрировать свои знания о них. Такая система контроля позволяет не только выяснить знания, но и заинтересовать учащихся, так как такой контроль знаний является не стандартным и повышает у ребенка  мотивацию и самооценку.  Метапредметные связи.  Практической   реализацией   программ   по   москвоведению   являются     экскурсионные   дни, которые проводятся 4 раза в год. Как правило, темы экскурсионных поездок подбираются так, что бы они являлись продолжением тем, начатых на уроках   москвоведения   и   других   предметах гуманитарного цикла. В   процессе   изучения   курса   происходит   формирование   умений: Анализ и сопоставление фактов.  Анализ документов.  Работа   с   учебной,   научно­популярной   и   художественной   литературой. представление в виде выступлений на семинарах, эссе, презентаций результатов исследований;   анализ точек зрения современников и историков на историю Москвы; самостоятельный   поиск   информации   по   предложенной   тематике,   ее   критический анализ и отбор необходимых фактов и мнений;  Оформление сообщений, рефератов и докладов по теме, в т.ч. на основе различных источников.  Умение увидеть и сформулировать проблему, составить план ее решения.  Умение выдвинуть гипотезу и делать обобщения.  Умение систематизировать материал.  Умение составлять схемы, таблицы, диаграммы.  Умение планировать и анализировать свою деятельность (составлять план, ставить цели, сравнивать результат и цели, вычленить плюсы и минусы своей деятельности).  Умение оценивать свою и чужую деятельность,  результаты исследований, участие в семинарах, дискуссиях, деловых играх. Содержание   программы   предоставляет   возможность,   помимо   формирования   обще­ учебных умений, на основе специфического исторического материала развивать у учащихся  предметные умения и навыки:  Определять достоверность исторических фактов.  Устанавливать последовательность, синхронность исторических событий.  Сравнивать предлагаемые исторические события, исторические личности,  анализировать, оценивать, выявляя сходства и различия.  Высказывать суждения об изученном материале, версиях, существующих в различных личностей. исторических   фактов, событий, поводу         источниках Основные методы работы: по        анализ исторической литературы и исторических источников, эвристическая беседа, лекция, дискуссия (дебаты), практические работы, викторины. подготовка и   учащихся Основные   формы   контроля:   эссе,   решение   проблемных   заданий,   творческие   работы обсуждение сообщений (электронные  презентации,  исторические  портреты,  тексты),   оцениваемых   по  системе:  зачет­ незачет. Условия успешного освоения содержания   курса внеурочной деятельности: обеспечение доступа учащихся к исторической литературе; Интернет­ресурсам, электронным пособиям и др., возможность   создания   и   демонстрации   электронных   презентаций;   наличие   раздаточного материала. По окончании изучения курса внеурочной деятельности «Москвоведение» (5 класс) учащиеся должны:  Соотносить единичные факты и общие явления и процессы в истории Москвы.  Называть   характерные,   существенные   черты   минувшихсобытий   и   исторических личностей города Москвы.  Сравнивать исторические события и исторических деятелей Москвы.  Объяснять, в чем состояли мотивы, цели и результаты деятельности отдельных людей вистории Москвы.  отличия. Сравнивать   предлагаемые   исторические   версии   и   оценки,   выявлять   сходства   и  Определять   и   объяснять   свое   отношение   к   наиболее   значимымсобытиям   и личностям в истории города Москвы, их оценку.   Излагать   суждения   о   причинно­следственных   связях   историческихсобытий   и личностей города Москвы III. Содержание программы внеурочной деятельности «Москвоведение» (5 класс) с указанием форм организации и видов деятельности Основные разделы Содержания программного материала: I – Средневековая Москва;  II – Радиально­кольцевая планировка улиц Москвы;  III – «Кольца» Москвы;  IV – «Радиусы» Москвы;  V – Архитектура Москвы. Содержание основных тем программывнеурочной деятельности по москвоведению: 1.      Большая Москва 2.      Кто основал Москву? 3.      Как Москва стала Москвой. 4.      Родословная москвичей 5.      Как Москва стала столицей 6.      Герб и флаг Москвы 7.      Главная площадь Москвы 8.      У стен Кремля 9.      Прогулка по Кремлю 10. Мемориал в Александровском саду 11. Московская  архитектура 12. Городская природа 13. Московский зоопарк 14.  Реки Москвы 15.  Московские музеи и театры. Содержание курса 5 класс.  В I  разделе  «Средневековая Москва»  планирование составлено в соответствии с темами, из которых учащиеся узнают как выглядела средневековая Москва, быт и нравы древних жителей города,     как   выглядели   и   чем   питались   средневековые   москвичи,     как   и   чему   учились   юные москвичи и так далее. Для закрепления пройденного материала при изучении тем данного блока рекомендуются   пешеходная   экскурсия   по   Красной   площади   и   Александровскому   саду   с посещением   Могилы   Неизвестного   солдата,     а   также   тематическая   экскурсия   «Жили­были москвичи» в музей Истории Москвы.  Во II разделе «Радиально­кольцевая планировка улиц Москвы» дается общее представление о том,  как на протяжении веков рос город и менялся его облик.   Для   закрепления   пройденного   материала   рекомендуется   проведение   учителем   автобусного методического   занятия­экскурсии   на   маршруте   по   теме   «Радиально­кольцевая   планировка»   с остановками на всех «кольцах» города.  В III   разделе   «Кольца Москвы»   идет более детальное изучение   «колец» Москвы по историко­хронологическому признаку.  Этот блок разделен на три раздела:  Кремль,  Китай­город и Белый город.   При       изучении памятников центральных районов города используется система вопросов так называемого экскурсионного анализа, отвечая на эти вопросы необходимо не только отобрать из большого объема информации четкие лаконичные сведения,   но и запомнить облик самого объекта. Здесь также ведется работа со схемами, на схемах учащиеся отмечают не только изучаемые улицы,  но и памятники районов.  Изучение улицы или района города условно состоит из трех частей:  ­ история, наиболее известные события;  ­ наиболее значительные историко­архитектурные и культурные памятники,  как сохранившиеся, так и исчезнувшие;  ­     наиболее   известные   лица   и   исторические   деятели,   когда­либо   проживавшие   в   этой местности;  После   изучения   тем   данного   блока,     для   закрепления   пройденного   материала   так   же необходимо проведение пешеходных экскурсий.   Методически изучение IV раздела «Радиусы Москвы» строится по аналогии с III  разделом, отличие   идет   по   территориальному   признаку.   Здесь   берутся   радиальные   улицы   Москвы   от «Золотого»  полукольца площадей вокруг центра города до Бульварного кольца. Также изучается история улицы или района,   памятники архитектуры и скульптуры,   работа идет параллельно с изучением  карт  и схем  районов.  При  изучении  III  и  IV  разделов  большое  внимание  уделяется литературным   и   театральным   местам   Москвы,     а   также   музеям   центральной   части   города.     В качестве   закрепления   пройденного   материала   рекомендуются   ученические   и   профессиональные пешеходные   экскурсии:   по   улицам   Волхонке   и   Воздвиженке,   Большой   Никитской   и   Тверской, Петровке и Неглинной и другим.  В   V   разделе   «Архитектура   Москвы»   предлагается   краткий   курс   московскогозодчества, начиная от крепостной архитектуры 15 века, заканчивая современным периодом.  На конкретных памятниках учащиеся знакомятся с московским барокко и классицизмом, ампиром и эклектикой, модерном и конструктивизмом.  Здесь они изучают и анализируют сооружения,  построенные В.  Баженовым, М. Казаковым, О. Бове, Ф. Шехтелем и другими выдающимися зодчими Москвы, в этом блоке более подробно изучается   история   и   архитектура   монастырей   Белого   города.     Для   закрепления   пройденного материала можно предложить создание тематических фотоальбомов и видеороликов.  При отборе заложенного в программу материала,  была сделана попытка показать не столько общее,   сколько   особенное   в   истории   и   развитии   каждой   части   города,   сделать   наиболее узнаваемыми исторические районы Москвы, выявив то, что их отличало друг от друга. В программе существенное внимание уделяется судьбам людей, жившим в нашем городе, как известных, так и незаслуженно забытых. Они внесли огромный вклад не только в историю Москвы,  но и в историю всей русской культуры.  Формы организации – групповые и индивидуальные  Основные методы работы:      анализ исторической литературы и исторических источников, эвристическая беседа, лекция, дискуссия (дебаты), практические работы, викторины. подготовка и     учащихся Основные   формы   контроля:   эссе,   решение   проблемных   заданий,   творческие   работы (электронные  презентации,  исторические  портреты,  тексты),   оцениваемых   по  системе:  зачет­ незачет. обсуждение сообщений     IV. Тематическое   планирование   программы   внеурочной   деятельности «Москвоведение» (5 класс) Тема   урока Городская природа. Московский зоопарк. Кто основал Москву. Как  Москва стала  столицей. Родословная москвичей. Герб и флаг Москвы. Прогулки по Кремлю. Главная площадь Москвы. Главная улица Москвы. №  п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 Московская архитектура. 9 Московский транспорт. Правила безопасности в городе. 10 Московские  реки. 11 12 Московские  музеи и театры. 13 14 Москва деревянная. В доме у москвича. 15 Прогулка по Древней Москве. 16 17 Как выглядели  москвичи в  старину. Как  жили москвичи в древности. 18 19 Как жили русские цари­государи. 20 Обряды домашней жизни. 21 22 23 24 25 Московские  кольца. 26 Славяне – древние жители московской земли. Праздники, забавы, игры  москвичей в далёком прошлом. Чему и как  учили детей. Любимые блюда и напитки москвичей. План  Москвы. Первые чертежи Москвы. Современная Москва. Как появились московские улицы. Кол­во часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Город мастеров. Иноземные жители Москвы. Дела давно минувших дней. Куликовская битва. Недаром помнит вся Россия…Бородинская битва. В грозные годы. Великая  Отечественная  война.  Имена  знаменитых  людей  в  названиях  улиц  и  площадей Москвы. Район, в  котором  ты  живёшь Урок ­ обобщение. 27 28 29 30 31 32 33 34­ 35 Итого 1 1 1 1 1 1 1 2 35

Рабочая программа внеурочной деятельности «Москвоведение» (5 класс)

Рабочая программа внеурочной деятельности «Москвоведение» (5 класс)

Рабочая программа внеурочной деятельности «Москвоведение» (5 класс)

Рабочая программа внеурочной деятельности «Москвоведение» (5 класс)

Рабочая программа внеурочной деятельности «Москвоведение» (5 класс)

Рабочая программа внеурочной деятельности «Москвоведение» (5 класс)

Рабочая программа внеурочной деятельности «Москвоведение» (5 класс)

Рабочая программа внеурочной деятельности «Москвоведение» (5 класс)

Рабочая программа внеурочной деятельности «Москвоведение» (5 класс)

Рабочая программа внеурочной деятельности «Москвоведение» (5 класс)

Рабочая программа внеурочной деятельности «Москвоведение» (5 класс)

Рабочая программа внеурочной деятельности «Москвоведение» (5 класс)

Рабочая программа внеурочной деятельности «Москвоведение» (5 класс)

Рабочая программа внеурочной деятельности «Москвоведение» (5 класс)

Рабочая программа внеурочной деятельности «Москвоведение» (5 класс)

Рабочая программа внеурочной деятельности «Москвоведение» (5 класс)

Рабочая программа внеурочной деятельности «Москвоведение» (5 класс)

Рабочая программа внеурочной деятельности «Москвоведение» (5 класс)

Рабочая программа внеурочной деятельности «Москвоведение» (5 класс)

Рабочая программа внеурочной деятельности «Москвоведение» (5 класс)

Рабочая программа внеурочной деятельности «Москвоведение» (5 класс)

Рабочая программа внеурочной деятельности «Москвоведение» (5 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.02.2018