Рабочая программа внеурочной деятельности "Моя Родина - Россия"
Оценка 4.9
Образовательные программы
docx
окружающий мир
4 кл
17.12.2018
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Моя Родина - Россия» в рамках реализации ФГОС для 4 класса. Программа составлена на основе авторской программы «Моя родина - Россия» для 1-4 классов, авторы составители: А.В. Поплевко, И.Г. Ротко, Н.А. Чесноков. Программа предполагает очное и заочное знакомство с музеями и памятниками города и своего региона.
4А__Богатова. Моя Родина-Россия.docx
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Городского округа Балашиха
«Начальная общеобразовательная школа № 28»
УТВЕРЖДЕНА
приказом по МАОУ НОШ № 28
от «_____»_____________2018 г.
№____________о/д
Рабочая программа
по курсу внеурочной деятельности
«Моя Родина – Россия»
(базовый уровень)
(духовнонравственное направление)
20182019 учебный год
4 А класс
Богатова Елена Александровна
учитель начальных классов Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Моя Родина Россия» в
рамках реализации ФГОС для 4 класса составлена на основе следующих документов и
материалов:
1.
Плана внеурочной деятельности муниципального автономного
общеобразовательного учреждения Городского округа Балашиха "Начальной
общеобразовательной школы № 28" на 20182019 учебный год;
2.
По авторской программе «Моя родина Россия» для 14 классов, авторы
составители: А.В. Поплевко, И.Г. Ротко, Н.А. Чесноков.
Программа предназначена для внеурочной деятельности с учащимися начальных
классов.
Общая характеристика курса
Академик Д.С. Лихачёв писал: «Воспитание любви к родному краю, к родной
культуре – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать».
Любовь к родному краю начинается с изучения его истории и культуры.
Система краеведческой работы обеспечивает сочетание базового (основного)
образования и дополнительного образования, взаимодействие воспитания и социализации в
развитии Личности; способствует передаче предшествующего положительного опыта и
традиций молодому поколению.
Краеведческая деятельность характеризуется исторической обусловленностью,
многоплановостью, многофункциональностью, комплексностью воздействия на Личность
ребенка и взрослого; особой эмоциональнонравственной окрашенностью.
Программа состоит из тематических разделов. Каждый раздел содержит несколько
тем. Каждая тема наполняется содержанием: беседы, игровые программы, выставки,
дополняющие знания детей по различным краеведческим темам при знакомстве детей с
историей улицы, района, города, природой, историческими и архитектурными
памятниками. Занятия в группах осуществляются, как в обычном учебном режиме, так и в
форме экскурсии, путешествия, праздника.
Материал курса включает в себя основополагающие темы, в порядке возрастания
привлекая все более сложный и обширный материал. Подаётся материал по каждому
разделу от самого простого и понятного (семьи, дома, улицы, соседей) к сложному.
Тематика разделов
функциональна, она может изменяться и дополняться в рамках конкретных
разделов. Возможна разработка и включение актуальных тем.
Значительное место в программе занимает географический компонент. Так, при
изучении города и края юные краеведы знакомятся с рельефом местности, на котором
возник город, реками, растительным миром, населением, промышленностью, проблемами
экологии и т.д.
Отдельный раздел связан с жизнью и деятельностью великих людей: ученых,
писателей.
Программа предполагает очное и заочное знакомство с музеями и памятниками
города и своего региона.
Цель и задачи программы Цель программы: включить ребенка в активное познание своей малой Родины,
пробудить интерес к разным аспектам жизни страны и народа, к его прошлому и
настоящему.
Задачи программы:
показать всестороннюю связь человека с окружающим миром;
воспитывать в ребенке лучшие духовнонравственные качества: любовь к людям и
природе, стремление к добрым поступкам, чистым мыслям и чувствам;
закреплять на практике основные правила здорового образа жизни, культуры
общения.
Планируемые результаты освоения курса программы
Личностные:
Проводить самостоятельные наблюдения в природе.
Узнавать в окружающем мире изученные растения и животных.
Находить в учебнике и дополнительных источниках сведения по
определенной теме, излагать их в виде сообщения, рассказа.
Составлять небольшие рассказы о семье, Родине ее культуре, истории,
великих людях, достопримечательностях малой Родины.
Ориентироваться по картосхеме парка, района.
Заботиться о своем здоровье, составить режим дня.
Соблюдать правила охраны природы.
Определять варианты личного участия в сохранении природного окружения.
Оценивать свое и чужое поведение, осуждать проявление эгоизма,
Пытаться самостоятельно и справедливо разрешать конфликты со
нечестности, жестокости.
сверстниками.
Должны знать и понимать:
Основной закон экологии: «Все связано со всем».
Неразрывность прошлого и настоящего в жизни человеческого общества.
Взаимосвязи растительного и животного мира в разных сообществах.
Зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды.
Необходимость своего участия в общем деле охраны природы и памятников
истории и культуры.
Метапредметные:
Регулятивные УУД:
проговаривать последовательность действий на занятии;
учиться работать по предложенному плану;
учиться отличать верно, выполненное задание от неверного;
учиться совместно давать эмоциональную оценку своей деятельности
и деятельности других;
определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью
учителя.
Основой для формирования этих действий служит соблюдение технологии
оценивания образовательных достижений.
Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже
известного с помощью учителя;
делать
источников
информации: ориентироваться в учебных пособиях (на развороте, в оглавлении,
в словаре);
предварительный
добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя
учебные пособия, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
пользоваться памятками;
отбор
перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате
совместной работы всего класса;
перерабатывать
полученную
информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы.
Коммуникативные УУД:
оформить свою мысль в устной и письменной форме;
оформить свою мысль в устной и письменной форме;
уметь слушать и понимать речь других;
уметь выразительно читать и пересказывать содержание текста;
совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и
на занятиях изобразительного искусства и следовать им;
учиться согласованно, работать в группе:
учиться планировать свою работу в группе;
учиться распределять работу между участниками проекта;
понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы;
уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Описание места курса «Моя Родина Россия» в плане внеурочной
деятельности МАОУ НОШ № 28.
На изучение содержания курса отводится 1 час в неделю, при 34 учебных неделях –
всего 34 часа.
Формы занятий
1. Игры;
2. беседы;
3. индивидуальные и групповые занятия;
4. практические занятия;
5. создание проектов;
6. коллективная работа;
7. праздники;
8. походы;
9. экскурсии
Формы организации деятельности
1. Работа по группам;
2. работа в парах;
3. индивидуальная.
Вводное занятие (1 час)
Содержание курса Выясняются знания детей за первый год обучения. Обозначаются основные темы, которые
будут изучены в процессе прохождения программы
«Я» в России (11 часов)
Безопасность.
Безопасность на дорогах, в транспорте, многолюдных местах.
Этикет.
Основные правила здорового образа жизни, культуры поведения, общения.
Москва столица Родины.
Заочное знакомство с Москвой.
Экскурсионные объекты по программе: «Юные краеведы» (10 часов)
«Никто не забыт, ничто не забыто».
Изучение и посещение ближайших объектов, связанных с историей Великой Отечественной
войны и других войн,
«Дорогами дружбы».
Изучение и посещение объектов знакомящих с историей, культурой, жизнью и трудом
многонациональной семьи народов России.
«Отчизны верные сыны».
Изучение и посещение объектов связанных с жизнью и деятельностью выдающихся
государственных и общественных деятелей, полководцев, писателей, художников,
композиторов, прославивших нашу Родину.
«Историкоархитектурные места».
Изучение и посещение памятников истории и архитектуры.
«Природные богатства родного края».
Изучение и посещение природных богатств региона: леса, вода, почвы и т.д. Понятие
охраняемые территории (заповедники, национальные парки). Посещение парка, экскурсия в
природу.
Участие в патриотических акциях (5 часов)
Организуются с определенной периодичностью и приурочены к Дням воинской славы и
памятным датам России. Участие в акциях организуется одновременно с посещением экс
курсионных объектов.
Проектная деятельность (3 часа)
Выставка по направлениям посещаемых объектов «Никто не забыт, ничто не забыто»,
«Дорогами дружбы», «Отчизны верные сыны», «Историкоархитектурные места»,
«Природные богатства родного края».
Учебноисследовательская работа (4 часа)
Составление описания посещаемых экскурсионных объектов (за каждый год обучения
посещаются по 2 объекта из каждого тематического направления программы).
Учебнотематический план
№ п/п
Тема
1.
2.
3.
Вводное занятие
«Я» в России
Экскурсионные объекты по программе: «Юные
Всего
1
11
10 4.
5.
6.
№
п/п
краеведы»
Участие в патриотических акциях
Проектная деятельность
Учебноисследовательская работа
Итого
5
3
4
34
Календарнотематическое планирование курса внеурочной деятельности
«Моя Родина – Россия» (всего 34 часа за год, 1 час в неделю)
Наименования разделов и тем
Дата
Дата проведения
проведения
занятия
занятия
(корректировка)
1
Вводное занятие
03.09 – 07.09.18
«Я» в России (11 ч.)
2
3
4
Фамилия, Имя, Отчество Происхождение
отдельных фамилий, имён, отчеств.
Дом. Домашний адрес, название своего
микрорайона, города, области, республики,
страны.
Безопасность на дорогах, в транспорте,
многолюдных местах.
5 Школа. Учителя. Основные помещения
школы и их назначения
6 Школа. Безопасность в школе. Правила
7
8
9
поведения.
Дорога. Дорога от дома до школы, опасные
участки данного маршрута.
4 ноября День народного единства
Дорога. Правила дорожного движения при
переходе улиц
Памятные даты России. День матери.
Этикет. Основные правила здорового образа
жизни, культура общения
12 Москва – столица России.
10
11
10.09 – 14.09.18
17.09 – 21.09.18
24.09 – 28.09.18
01.10 – 05.10.18
08.10 – 12.10.18
15.10 – 19.10.18
22.10 – 26.10.18
05.11 – 09.11.18
12.11 – 16.11.18
19.11 – 23.11.18
26.11 – 30.11.18
Экскурсионные объекты по программе: «Юные краеведы» (10 ч.)
13
14
15
16
Времена года. Названия месяцев, какие
природные явления происходят в каждом
месяце.
Природа родного края.
Растительность.
встречаются по дороге из школы домой.
Растительность нашего города.
Растения,
которые
03.12 – 07.12.18
10.12 – 14.12.18
17.12 – 21.12.18
24.12 – 28.12.18 17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
Фольклор — народное творчество.
Знакомство и изучение сказок, легенд,
пословиц, загадок и народных игр.
Фольклор — народное творчество.
Знакомство и изучение сказок, легенд,
пословиц, загадок и народных игр.
Народные праздники. Праздники народов
России.
Памятники истории и архитектура родного
края. Памятники и монументы в память о
погибших героях ВОВ.
Краевеческий музей нашего города. История
ВОВ.
Герои ВОВ, детигерои.
08.01 – 11.01.19
14.01 – 18.01.19
21.01 – 25.01.19
28.01 – 01.02.19
04.02 – 08.02.19
11.02 – 15.02.19
Участие в патриотических акциях (5 ч.)
Подготовка открыток ко Дню Защитника
Отечества
23 февраля День Защитника Отечества
8 марта – Международный женский день
Подготовка ко Дню Космонавтики и Дню
Победы
Подготовка ко Дню Космонавтики и Дню
Победы
18.02 – 22.02.19
25.02 – 01.03.19
04.03 – 08.03.19
11.03 – 15.03.19
18.03 – 22.03.19
Проектная деятельность (3 ч.)
Озеленение класса: каждому посадить
комнатное растение, вести за ним уход и
наблюдение.
Озеленение класса: каждому посадить
комнатное растение, вести за ним уход и
наблюдение.
9 мая – День Победы
01.04 – 05.04.19
08.04 – 12.04.19
15.04 – 19.04.19
Учебноисследовательская работа (4 ч.)
Учебноисследовательская работа: «Имена
людей часть истории народов».
Учебноисследовательская работа: «Имена
людей часть истории народов»
Учебноисследовательская работа: «Имена
людей часть истории народов»
22.04 – 26.04.19
29.04 – 06.05.
19
13.05 – 17.05.19
Учебноисследовательская работа: «Имена
людей часть истории народов»
20.05 – 24.05.19
Материально – технического обеспечения курса
Народы России: Государственные праздники России/ Справочник школьника.
– СПб.: Издательский Дом «Литера»: ( Серия «Моя Родина – Россия»);
Т.А. Круглов, Россия – Родина Моя/ Альбом для занятий с детьми 610 лет:
1.
2.
Издательство ЮВЕНТА; 3.
Мартышин В.С. Твоя родословная.Учебное пособие по изучению истории
семьи и составлению родословной. М: «Школьная пресса», 2000;
4.
Гурьева Н.А. Моя Родина – Россия. СПб: «Паритет», 2012.
СОГЛАСОВАНО
Руководитель ШМО
______________ Левина О.В.
«_____» ______________ 2018 г.
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
______________ Прачик И.А.
«______» ______________ 2018 г.
Рабочая программа внеурочной деятельности "Моя Родина - Россия"
Рабочая программа внеурочной деятельности "Моя Родина - Россия"
Рабочая программа внеурочной деятельности "Моя Родина - Россия"
Рабочая программа внеурочной деятельности "Моя Родина - Россия"
Рабочая программа внеурочной деятельности "Моя Родина - Россия"
Рабочая программа внеурочной деятельности "Моя Родина - Россия"
Рабочая программа внеурочной деятельности "Моя Родина - Россия"
Рабочая программа внеурочной деятельности "Моя Родина - Россия"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.