«Занимательная математика» входит во внеурочную деятельность по направлению «Научно-познавательное». Внеурочная деятельность «Занимательная математика» учитывает возрастные особенности младших школьников и поэтому предусматривает организацию подвижной деятельности учащихся, которая не мешает умственной работе. В процессе выполнения заданий дети учатся видеть сходство и различия, замечать изменения, выявлять причины и характер изменений и на основе этого формулировать выводы. Совместное с учителем движение от вопроса к ответу — это возможность научить ученика рассуждать, сомневаться, задумываться, стараться самому находить выход-ответ.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
научно – познавательного направления
«ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА»
Составила: Прокудина Лариса Анатольевна
Квалификационная категория: высшаясрок реализации: на 2016 – 2017 учебный год
Пояснительная записка
Реализация задачи воспитания любознательного, активно познающего мир младшего школьника,
обучение решению математических задач творческого и поискового характера будут проходить более
успешно, если урочная деятельность дополнится внеурочной работой. В этом может помочь программа
внеурочной деятельности «Занимательная математика», расширяющий математический кругозор и эрудицию
обучающихся, способствующий формированию познавательных универсальных учебных действий.
Внеурочная деятельность предназначена для развития математических способностей обучающихся,
для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений
младших школьников с применением коллективных форм организации занятий и использованием
современных средств обучения. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление
возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение
элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои
возможности, приобрести уверенность в своих силах.
Внеурочная деятельность «Занимательная математика» направлена на воспитание интереса к
предмету, развитие наблюдательности, геометрической зоркости, умения анализировать, догадываться,
рассуждать, доказывать, решать учебную задачу творчески. Содержание может быть использовано для показа
учащимся возможностей применения тех знаний и умений, которыми они овладевают на уроках математики.
Отличительные особенности программы внеурочной деятельности
Внеурочная деятельность «Занимательная математика» учитывает возрастные особенности младших
школьников и поэтому предусматривает организацию подвижной деятельности учащихся, которая не мешает
умственной работе. С этой целью в факультатив включены подвижные математические игры,
последовательная смена одним учеником «центров» деятельности в течение одного занятия; что приводит к
передвижению учеников по классу в ходе выполнения математических заданий на листах бумаги,
расположенных на стенах классной комнаты, и др. Во время занятий важно поддерживать прямое общение
между детьми (возможность подходить друг к другу, переговариваться, обмениваться мыслями). При
организации факультатива целесообразно использовать принципы игр «Ручеёк», «Пересадки», принцип
свободного перемещения по классу, работу в группах и в парах постоянного и сменного состава. Некоторые
математические игры и задания могут принимать форму состязаний, соревнований между командами.
Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность.
«Занимательная математика» входит во внеурочную деятельность по направлению «Научно
познавательное». Программа предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется
не столько средства компьютерного моделирования позволяют визуализировать, анимировать способы
действий, процессы, например движение, математическим содержанием, сколько новизной и необычностью
математической ситуации, что способствует появлению у учащихся желания отказаться от образца, проявить
самостоятельность, а также формированию умений работать в условиях поиска и развитию
сообразительности, любознательности.
В процессе выполнения заданий дети учатся видеть сходство и различия, замечать изменения,
выявлять причины и характер изменений и на основе этого формулировать выводы. Совместное с учителем
движение от вопроса к ответу — это возможность научить ученика рассуждать, сомневаться, задумываться,
стараться самому находить выходответ.
Внеурочная деятельность отвечает требованию к организации внеурочной деятельности:
соответствует курсу «Математика» и не требует от учащихся дополнительных математических знаний.
Тематика задач и заданий отражает реальные познавательные интересы детей, в программе содержатся
полезная и любопытная информация, занимательные математические факты, способные дать простор
воображению.
Цель программы внеурочной деятельности: формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии решения, анализом ситуации,
сопоставлением данных;
Задачи программы:
— освоение эвристических приёмов рассуждений;
— развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;
— наблюдение, сравнение, обобщение и нахождение простейших закономерностей, использование догадок,
построение и проверка простейших гипотез;
— привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях.
Возраст детей, участвующих в реализации программы внеурочной деятельности: 78 лет.
Сроки реализации программы внеурочной деятельности
Продолжительность реализации программы: в течение учебного года занятия один раз в
неделю (33 ч – 1 класс).
Формы занятий: программа внеурочной деятельности предусматривает использование следующих
форм проведения занятий:
беседы;
ролевые игры;
выставки;
конкурсы;
инсценировка сказок;
проектная деятельность.
Режим занятий:
периодичность: 1 час в неделю продолжительностью 25 минут;
общее количество – 33 часа.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы внеурочной
деятельности:
Личностными результатами изучения данного факультативного курса являются:
— развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и
эвристического характера;
— развитие внимательности, настойчивости, целеустремлённости, умения преодолевать трудности — качеств
весьма важных в практической деятельности любого человека;
— воспитание чувства справедливости, ответственности;
— развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.
Метапредметные результаты представлены в содержании программы в разделе «Универсальные учебные
действия».
Предметные результаты отражены в содержании программы.
Универсальные учебные действия:
— сравнивать разные приёмы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания;
— моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать
его в ходе самостоятельной работы;
— применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми
головоломками;
— анализировать правила игры, действовать в соответствии с заданными правилами;
— включаться в групповую работу, участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать
собственное мнение и аргументировать его;
—выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии;
— аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для
обоснования своего суждения;
— сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием;
—контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.Формы подведения итогов реализации программы внеурочной деятельности:
Учет знаний и умений для контроля освоения программы внеурочной деятельности происходит
путем архивирования творческих работ обучающихся, накопления материалов:
открытые занятия;
выставки творческих работ;
итоговое тестирование, позволяющее определить уровень развития коммуникативных
навыков, эмоциональное состояние обучающихся.
Содержание программы внеурочной деятельности
«Занимательная математика»
1й год обучения
Числа. Арифметические действия. Величины
Названия и последовательность чисел от 1 до 20. Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших
кубиков. Числа от 1 до 100. Решение и составление ребусов, содержащих числа.
Сложение и вычитание чисел в пределах 100. Таблица умножения однозначных чисел и
соответствующие случаи деления, числовые головоломки: соединение чисел знаками действия так, чтобы в
ответе получилось заданное число, и др. Поиск нескольких решений. Восстановление примеров: поиск
цифры, которая скрыта. Последовательное выполнение арифметических действий: отгадывание задуманных
чисел.
Заполнение числовых кроссвордов (судоку, какуро и др.).
Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание чисел в пределах 1000.
Числавеликаны (миллион и др.). Числовой палиндром: число, которое читается одинаково слева
направо и справа налево.
Поиск и чтение слов, связанных с математикой (в таблице, ходом шахматного коня и др.).
Занимательные задания с римскими цифрами.
Время. Единицы времени. Масса. Единицы массы. Литр.
Форма организации обучения — математические игры:
— «Весёлый счёт» — играсоревнование; игры с игральными кубиками. Игры: «Чья сумма больше?»,
«Лучший лодочник», «Русское лото», «Математическое домино», «Не собьюсь!», «Задумай число», «Отгадай
задуманное число», «Отгадай число и месяц рождения»;
— игры: «Волшебная палочка», «Лучший счётчик», «Не подведи друга», «День и ночь», «Счастливый
случай», «Сбор плодов», «Гонки с зонтиками», «Магазин», «Какой ряд дружнее?»;
— игры с мячом: «Наоборот», «Не урони мяч»;
— игры с набором «Карточкисчиталочки» (сорбонки) — двусторонние карточки: на одной стороне
— задание, на другой — ответ;
— математические пирамиды: «Сложение в пределах 10; 20; 100», «Вычитание в пределах 10; 20;
100», «Умножение», «Деление»;
— работа с палитрой — основой с цветными фишками и комплектом
заданий к палитре по темам: «Сложение и вычитание до 100» и др.;
— игры: «Крестикинолики», «Крестикинолики на бесконечной доске», «Морской бой» и др.,
конструкторы «Часы».
Универсальные учебные действия:
— сравнивать разные приёмы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного
задания;
— моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда;
использовать его в ходе самостоятельной работы;
— применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми
головоломками;
— анализировать правила игры, действовать в соответствии с заданными правилами;
— включаться в групповую работу, участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать
собственное мнение и аргументировать его;
—выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном
действии;— аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать
критерии для обоснования своего суждения;
— сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием;
—контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибк
Мир занимательных задач
Задачи, допускающие несколько способов решения. Задачи с недостаточными, некорректными
данными, с избыточным составом условия.
Последовательность шагов (алгоритм) решения задачи.
Задачи, имеющие несколько решений. Обратные задачи и задания.
Ориентировка в тексте задачи, выделение условия и вопроса, данных и искомых чисел (величин).
Выбор необходимой информации, содержащейся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на
заданные вопросы.
Старинные задачи. Логические задачи. Задачи на переливание. Составление аналогичных задач и
заданий.
Нестандартные задачи. Использование знаковосимволических средств для моделирования ситуаций,
описанных в задачах.
Задачи, решаемые способом перебора. «Открытые» задачи и задания.
Задачи и задания по проверке готовых решений, в том числе неверных.
Анализ и оценка готовых решений задачи, выбор верных решений.
Задачи на доказательство, например найти цифровое значение букв в
условной записи: СМЕХ + ГРОМ = ГРЕМИ и др. Обоснование выполняемых и выполненных действий.
Решение олимпиадных задач международного конкурса «Кенгуру».
Воспроизведение способа решения задачи. Выбор наиболее эффективных способов решения.
Универсальные учебные действия:
— анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять
условие и вопрос, данные и искомые числа (величины);
— искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке или в
таблице, для ответа на заданные вопросы;
—моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи, использовать соответствующие знаково
символические средства для моделирования ситуации;
— конструировать последовательность шагов (алгоритм) решения задачи;
— объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия;
—воспроизводить способ решения задачи;
— сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием;
— анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные, выбирать
наиболее эффективный способ решения задачи;
— оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно);
— участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения задачи;
— конструировать несложные задачи.
Геометрическая мозаика
Пространственные представления. Понятия «влево», «вправо»,«вверх», «вниз». Маршрут
→ 1↓, указывающие направление движения.
передвижения. Точка начала движения, число, стрелки 1
Проведение линии по заданному маршруту (алгоритму) — «путешествие точки» (на листе в клетку).
Построение собственного маршрута (рисунка) и его описание.
Геометрические узоры. Закономерности в узорах. Симметрия. Фигуры, имеющие одну и несколько
осей симметрии.
Расположение деталей фигуры в исходной конструкции (треугольники, таны, уголки, спички). Части
фигуры. Место заданной фигуры в конструкции. Расположение деталей. Выбор деталей в соответствии с
заданным контуром конструкции. Поиск нескольких возможных вариантов решения. Составление и зарисовка
фигур по собственному замыслу.
Разрезание и составление фигур. Деление заданной фигуры на равные по площади части.
Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации.
Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность. Распознавание (нахождение) окружности
на орнаменте. Составление (вычерчивание) орнамента с использованием циркуля (по образцу, по
собственному замыслу).
Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб. Моделирование из проволоки. Создание
объёмных фигур из развёрток: цилиндр, призма шестиугольная, призма треугольная, куб, конус,четырёхугольная пирамида, октаэдр, параллелепипед, усечённый конус, усечённая пирамида, пятиугольная
пирамида, икосаэдр (по выбору учащихся).
Форма организации обучения — работа с конструкторами:
—моделирование фигур из одинаковых треугольников, уголков;
—танграм: древняя китайская головоломка. «Сложи квадрат»1. «Спичечный» конструктор2;
—конструкторы лего. Набор «Геометрические тела»;
—конструкторы «Танграм», «Спички», «Полимино», «Кубики»,
«Паркеты и мозаики», «Монтажник», «Строитель» из электронного учебного пособия «Математика и
конструирование».
Универсальные учебные действия:
—ориентироваться в понятиях «влево», «вправо», «вверх», «вниз»;
— ориентироваться на точку начала движения, на числа и стрелки 1
→ 1
↓ и др., указывающие
направление движения;
—проводить линии по заданному маршруту (алгоритму);
—выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже;
—анализировать расположение деталей (танов, треугольников, уголков, спичек) в исходной
конструкции;
контуром конструкции;
— составлять фигуры из частей, определять место заданной детали в конструкции;
—выявлять закономерности в расположении деталей; составлять детали в соответствии с заданным
— сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием;
— объяснять (доказывать) выбор деталей или способа действия при заданном условии;
— анализировать предложенные возможные варианты верного решения;
—моделировать объёмные фигуры из различных материалов (проволока, пластилин и др.) и из
развёрток;
— осуществлять развёрнутые действия контроля и самоконтроля: сравнивать построенную
конструкцию с образцом.Учебнотематическое планирование внеурочной деятельности
1й год обучения
№ Тема
1 Математика – это
интересно
2
3
Танграм: древняя
китайская
головоломка.
Путешествие
точки.
4
«Спичечный»
конструктор
Планируемая дата
проведения
Фактическая дата
проведения
Содержание занятий
Решение нестандартных
задач. Игра «Муха»
(«муха» перемещается по
командам «вверх, «вниз»,
«влево», «вправо» на
игровом поле 3х3
клетки).
Составление картинки с
заданным разбиением на
части; с частично
заданным разбиением на
части; без заданного
разбиения. Проверка
выполненной работы.
Построение рисунка (на
листе в клетку) в
соответствии с заданной
последовательностью
«шагов» ( по алгоритму).
Проверка работы.
Построение собственного
рисунка и описание его
«шагов».
Построение конструкции
по заданному образцу.5
6
7
Танграм: древняя
китайская
головоломка.
Волшебная
линейка
Праздник числа 10
89 Конструирование
многоугольников
из деталей
танграма
10
Игра
соревнование
«Веселый счёт»
11
«Спичечный»
конструктор
12
Весёлая геометрия
13 Математические
игры
Составление картинки с
заданным разбиением на
части; с частично
заданным разбиением на
части; без заданного
разбиения. Составление
картинки, представленной
в уменьшенном масштабе.
Проверка
выполненной работы.
Шкала линейки. Сведения
из истории математики:
история
возникновения линейки.
Игры «Задумай число»,
«Отгадай задуманное
число».
Восстановление примеров:
поиск цифры, которая
скрыта.
Составление
многоугольников с
заданным разбиением на
части; с
частично заданным
разбиением на части; без
заданного разбиения.
Составление
многоугольников,
представленных в
уменьшенном
масштабе. Проверка
выполненной работы.
Найти, показать и назвать
числа по порядку (от 1 до
20).
Числа от 1 до 20
расположены в таблице (4
х5) не по порядку, а
разбросаны по всей
таблице.
Построение конструкции
по заданному образцу.
Перекладывание
нескольких спичек в
соответствии с условием.
Проверка выполненной
работы.
Решение задач,
формирующих
геометрическую
наблюдательность.
Построение
«математических»
пирамид: «Сложение в14
«Спичечный»
конструктор
1516 Задачисмекалки.
17
Прятки с
фигурами
18 Математические
игры
19
Числовые
головоломки
20 Математическая
карусель.
21
Уголки
22
Игра в магазин.
Монеты.
23
Игра «Сложи квадрат».
24 Математическое
путешествие.
пределах 10»;«Вычитание
в пределах 10».
Построение конструкции по
заданному образцу.
Перекладывание
нескольких спичек в
соответствии с условием.
Проверка выполненной
работы.
Задачи с некорректными
данными. Задачи,
допускающие несколько
способов решения.
Поиск заданных фигур в
фигурах сложной
конфигурации.
Работа с таблицей «Поиск
треугольников в заданной
фигуре»
Построение
«математических»
пирамид: «Сложение в
пределах 10»;
«Сложение в пределах 20»;
«Вычитание в пределах
10»; «Вычитание в
пределах 20».
Решение и составление
ребусов, содержащих
числа. Заполнение
числового кроссворда
(судоку).
Работа в «центрах»
деятельности:
«Конструкторы»,
«Математические
головоломки»,
«Занимательные задачи».
Составление фигур из 4, 5,
6, 7 уголков: по образцу,
по собственному
замыслу.
Сложение и вычитание в
пределах 20.
Выполнение заданий по
образцу, делать выводы и
обосновывать их,
использовать метод от
обратного.
Сложение и вычитание в
пределах 20. Вычисления в
группах.
1й ученик из числа
вычитает 3; второй –
прибавляет 2, третий –
вычитает 3, а четвертый –
прибавляет 5. Ответы к2526 Математические
игры
2728 Секреты задач
2930 Числовые
головоломки
3132 Математические
игры
33 Математическая
карусель.
четырём раундам
записываются в таблицу.
1й раунд: 10 – 3 = 7 7 + 2
= 9
9 – 3 = 6 6 + 5 = 11
2й раунд: 11 – 3 = 8 и т.д.
«Волшебная палочка»,
«Лучший лодочник»,
«Гонки с зонтиками».
Решение задач разными
способами. Решение
нестандартных задач.
Решение и составление
ребусов, содержащих
числа. Заполнение
числового кроссворда
(судоку).
Построение
«математических»
пирамид: «Сложение в
пределах 20»;
«Вычитание в пределах
20».
Работа в «центрах»
деятельности:
Конструкторы.
Математические
головоломки.
Занимательные задачи.