РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ научно – познавательного направления «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА»

  • Образовательные программы
  • docx
  • 15.02.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

«Занимательная математика» входит во внеурочную деятельность по направлению «Научно-познавательное». Внеурочная деятельность «Занимательная математика» учитывает возрастные особенности младших школьников и поэтому предусматривает организацию подвижной деятельности учащихся, которая не мешает умственной работе. В процессе выполнения заданий дети учатся видеть сходство и различия, замечать изменения, выявлять причины и характер изменений и на основе этого формулировать выводы. Совместное с учителем движение от вопроса к ответу — это возможность научить ученика рассуждать, сомневаться, задумываться, стараться самому находить выход-ответ.
Иконка файла материала РАБОЧАЯ ПРОГРАММА.docx
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  научно – познавательного направления «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА» Составила: Прокудина Лариса Анатольевна Квалификационная категория: высшаясрок реализации: на 2016 – 2017 учебный год Пояснительная записка Реализация   задачи   воспитания   любознательного,   активно   познающего   мир   младшего   школьника, обучение   решению   математических   задач   творческого   и   поискового   характера   будут   проходить   более успешно,  если  урочная   деятельность   дополнится   внеурочной  работой.   В   этом   может   помочь   программа внеурочной деятельности «Занимательная математика», расширяющий математический кругозор и эрудицию обучающихся, способствующий формированию познавательных универсальных учебных действий. Внеурочная деятельность  предназначена для развития математических способностей обучающихся, для   формирования   элементов   логической   и   алгоритмической   грамотности,   коммуникативных   умений младших   школьников   с   применением   коллективных   форм   организации   занятий   и   использованием современных   средств   обучения.   Создание   на   занятиях   ситуаций   активного   поиска,   предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными   навыками   исследовательской   деятельности   позволят   обучающимся   реализовать   свои возможности, приобрести уверенность в своих силах. Внеурочная   деятельность   «Занимательная   математика»   направлена   на   воспитание   интереса   к предмету,   развитие   наблюдательности,   геометрической   зоркости,   умения   анализировать,   догадываться, рассуждать, доказывать, решать учебную задачу творчески. Содержание может быть использовано для показа учащимся возможностей применения тех знаний и умений, которыми они овладевают на уроках математики. Отличительные особенности программы внеурочной деятельности Внеурочная деятельность «Занимательная математика» учитывает возрастные особенности младших школьников и поэтому предусматривает организацию подвижной деятельности учащихся, которая не мешает умственной   работе.   С   этой   целью   в   факультатив   включены   подвижные   математические   игры, последовательная смена одним учеником «центров» деятельности в течение одного занятия; что приводит к передвижению   учеников   по   классу   в   ходе   выполнения   математических   заданий   на   листах   бумаги, расположенных на стенах классной комнаты, и др. Во время занятий важно поддерживать прямое общение между   детьми   (возможность   подходить   друг   к   другу,   переговариваться,   обмениваться   мыслями).   При организации   факультатива   целесообразно   использовать   принципы   игр   «Ручеёк»,   «Пересадки»,   принцип свободного перемещения по классу, работу в группах и в парах постоянного и сменного состава. Некоторые математические игры и задания могут принимать форму состязаний, соревнований между командами. Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность. «Занимательная   математика»   входит   во   внеурочную   деятельность   по   направлению   «Научно­ познавательное». Программа предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не   столько   средства   компьютерного   моделирования   позволяют   визуализировать,   анимировать   способы действий, процессы, например движение, математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации, что способствует появлению у учащихся желания отказаться от образца, проявить самостоятельность,   а   также   формированию   умений   работать   в   условиях   поиска   и   развитию сообразительности, любознательности. В   процессе   выполнения   заданий   дети   учатся   видеть   сходство   и   различия,   замечать   изменения, выявлять причины и характер изменений и на основе этого формулировать выводы. Совместное с учителем движение от вопроса к ответу — это возможность научить ученика рассуждать, сомневаться, задумываться, стараться самому находить выход­ответ. Внеурочная   деятельность   отвечает   требованию   к   организации   внеурочной   деятельности: соответствует   курсу   «Математика»   и   не   требует   от   учащихся   дополнительных   математических   знаний. Тематика   задач   и   заданий   отражает   реальные   познавательные   интересы   детей,   в   программе   содержатся полезная   и   любопытная   информация,   занимательные   математические   факты,   способные   дать   простор воображению. Цель программы внеурочной деятельности:­ формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии решения, анализом ситуации,  сопоставлением данных; Задачи программы: — освоение эвристических приёмов рассуждений; — развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся; — наблюдение, сравнение, обобщение и  нахождение простейших  закономерностей, использование догадок, построение и проверка простейших гипотез; — привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях. Возраст детей, участвующих в  реализации программы внеурочной деятельности: 7­8 лет. Сроки реализации программы внеурочной деятельности Продолжительность   реализации   программы:  в   течение   учебного   года     занятия   один     раз   в неделю  (33 ч – 1 класс). Формы занятий: программа внеурочной деятельности предусматривает использование следующих форм проведения занятий:  беседы;  ролевые игры;  выставки;  конкурсы;  инсценировка сказок;  проектная деятельность. Режим занятий:  периодичность: 1 час в неделю продолжительностью 25 минут;  общее количество – 33 часа.  Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы внеурочной деятельности:  Личностными результатами изучения данного факультативного курса являются: — развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера; — развитие внимательности, настойчивости, целеустремлённости, умения преодолевать трудности — качеств весьма важных в практической деятельности любого человека; — воспитание чувства справедливости, ответственности; — развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления. Метапредметные  результаты представлены в содержании программы в разделе «Универсальные учебные действия». Предметные результаты отражены в содержании программы. Универсальные учебные действия: — сравнивать разные приёмы действий, выбирать удобные способы для  выполнения конкретного задания; — моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы; —   применять   изученные   способы   учебной   работы   и   приёмы   вычислений   для   работы   с   числовыми головоломками; — анализировать правила игры, действовать в соответствии с заданными правилами; —   включаться   в   групповую   работу,   участвовать   в   обсуждении   проблемных   вопросов,   высказывать собственное мнение и аргументировать его; —выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии; — аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения; — сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием; —контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.Формы подведения итогов реализации программы внеурочной деятельности: Учет знаний и умений для контроля освоения программы внеурочной деятельности происходит путем архивирования творческих работ обучающихся, накопления материалов:  открытые занятия;  выставки творческих работ;  итоговое   тестирование,   позволяющее   определить   уровень   развития   коммуникативных навыков,  эмоциональное состояние обучающихся. Содержание программы внеурочной деятельности «Занимательная математика» 1­й год обучения Числа. Арифметические действия. Величины Названия и последовательность чисел от 1 до 20. Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков. Числа от 1 до 100. Решение и составление ребусов, содержащих числа. Сложение   и   вычитание   чисел   в   пределах   100.   Таблица   умножения   однозначных   чисел   и соответствующие случаи деления, числовые головоломки: соединение чисел знаками действия так, чтобы в ответе   получилось   заданное   число,   и   др.   Поиск   нескольких   решений.   Восстановление   примеров:   поиск цифры, которая скрыта. Последовательное выполнение арифметических действий: отгадывание задуманных чисел. Заполнение числовых кроссвордов (судоку, какуро и др.). Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание чисел в пределах 1000. Числа­великаны (миллион и др.). Числовой палиндром: число, которое читается одинаково слева направо и справа налево. Поиск и чтение слов, связанных с математикой (в таблице, ходом шахматного коня и др.). Занимательные задания с римскими цифрами. Время. Единицы времени. Масса. Единицы массы. Литр. Форма организации обучения — математические игры: — «Весёлый счёт» — игра­соревнование; игры с игральными кубиками. Игры: «Чья сумма больше?», «Лучший лодочник», «Русское лото», «Математическое домино», «Не собьюсь!», «Задумай число», «Отгадай задуманное число», «Отгадай число и месяц рождения»; — игры: «Волшебная палочка», «Лучший счётчик», «Не подведи друга», «День и ночь», «Счастливый случай», «Сбор плодов», «Гонки с зонтиками», «Магазин», «Какой ряд дружнее?»; — игры с мячом: «Наоборот», «Не урони мяч»; — игры с набором «Карточки­считалочки» (сорбонки) — двусторонние карточки: на одной стороне — задание, на другой — ответ; — математические пирамиды: «Сложение в пределах 10; 20; 100», «Вычитание в пределах 10; 20; 100», «Умножение», «Деление»; — работа с палитрой — основой с цветными фишками и комплектом заданий к палитре по темам: «Сложение и вычитание до 100» и др.; —   игры:   «Крестики­нолики»,   «Крестики­нолики   на   бесконечной   доске»,   «Морской   бой»   и   др., конструкторы «Часы». Универсальные учебные действия: — сравнивать разные приёмы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания; —   моделировать   в   процессе   совместного   обсуждения   алгоритм   решения   числового   кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы; — применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками; — анализировать правила игры, действовать в соответствии с заданными правилами; — включаться в групповую работу, участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его; —выполнять   пробное   учебное   действие,   фиксировать   индивидуальное   затруднение   в   пробном действии;—   аргументировать   свою   позицию   в   коммуникации,   учитывать   разные   мнения,   использовать критерии для обоснования своего суждения; — сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием; —контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибк Мир занимательных задач Задачи,   допускающие   несколько   способов   решения.   Задачи   с   недостаточными,   некорректными данными, с избыточным составом условия. Последовательность шагов (алгоритм) решения задачи. Задачи, имеющие несколько решений. Обратные задачи и задания. Ориентировка в тексте задачи, выделение условия и вопроса, данных и искомых чисел (величин). Выбор необходимой информации, содержащейся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы. Старинные задачи.  Логические задачи. Задачи на переливание. Составление аналогичных задач и заданий. Нестандартные задачи. Использование знаково­символических средств для моделирования ситуаций, описанных в задачах. Задачи, решаемые способом перебора. «Открытые» задачи и задания. Задачи и задания по проверке готовых решений, в том числе неверных. Анализ и оценка готовых решений задачи, выбор верных решений. Задачи на доказательство, например найти цифровое значение букв в условной записи: СМЕХ + ГРОМ = ГРЕМИ и др. Обоснование выполняемых и выполненных действий. Решение олимпиадных задач международного конкурса «Кенгуру». Воспроизведение способа решения задачи. Выбор наиболее эффективных способов решения. Универсальные учебные действия: — анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины); — искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы; —моделировать   ситуацию,   описанную   в   тексте   задачи,   использовать   соответствующие   знаково­ символические средства для моделирования ситуации; — конструировать последовательность шагов (алгоритм) решения задачи; — объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия; —воспроизводить способ решения задачи; — сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием; —   анализировать   предложенные   варианты   решения   задачи,   выбирать   из   них   верные,   выбирать наиболее эффективный способ решения задачи; — оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно); — участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения задачи; — конструировать несложные задачи. Геометрическая мозаика Пространственные   представления.   Понятия   «влево»,   «вправо»,«вверх»,   «вниз».   Маршрут  → 1↓,   указывающие   направление   движения. передвижения.   Точка   начала   движения,   число,   стрелки   1 Проведение   линии   по   заданному   маршруту   (алгоритму)   —   «путешествие   точки»   (на   листе   в   клетку). Построение собственного маршрута (рисунка) и его описание. Геометрические узоры. Закономерности в узорах. Симметрия. Фигуры, имеющие одну и несколько осей симметрии. Расположение деталей фигуры в исходной конструкции (треугольники, таны, уголки, спички). Части фигуры. Место заданной фигуры в конструкции. Расположение деталей. Выбор деталей в соответствии с заданным контуром конструкции. Поиск нескольких возможных вариантов решения. Составление и зарисовка фигур по собственному замыслу. Разрезание и составление фигур. Деление заданной фигуры на равные по площади части. Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации. Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность. Распознавание (нахождение) окружности на   орнаменте.   Составление   (вычерчивание)   орнамента   с   использованием   циркуля   (по   образцу,   по собственному замыслу). Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб. Моделирование из проволоки. Создание объёмных   фигур   из   развёрток:   цилиндр,   призма   шестиугольная,   призма   треугольная,   куб,   конус,четырёхугольная пирамида, октаэдр, параллелепипед, усечённый конус, усечённая пирамида, пятиугольная пирамида, икосаэдр (по выбору учащихся). Форма организации обучения — работа с конструкторами: —моделирование фигур из одинаковых треугольников, уголков; —танграм: древняя китайская головоломка. «Сложи квадрат»1. «Спичечный» конструктор2; —конструкторы лего. Набор «Геометрические тела»; —конструкторы «Танграм», «Спички», «Полимино», «Кубики», «Паркеты   и   мозаики»,   «Монтажник»,   «Строитель»     из   электронного   учебного   пособия   «Математика   и конструирование». Универсальные учебные действия: —ориентироваться в понятиях «влево», «вправо», «вверх», «вниз»; —  ориентироваться   на точку  начала  движения,  на числа  и  стрелки  1  → 1  ↓ и др.,  указывающие направление движения; —проводить линии по заданному маршруту (алгоритму); —выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже; —анализировать   расположение   деталей   (танов,   треугольников,   уголков,   спичек)   в   исходной конструкции; контуром конструкции; — составлять фигуры из частей, определять место заданной детали в конструкции; —выявлять закономерности в расположении деталей; составлять детали в соответствии с заданным — сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат  с заданным условием; — объяснять (доказывать) выбор деталей или способа действия при заданном условии; — анализировать предложенные возможные варианты верного решения; —моделировать   объёмные   фигуры   из   различных   материалов   (проволока,   пластилин   и   др.)   и   из развёрток; —   осуществлять   развёрнутые   действия   контроля   и   самоконтроля:   сравнивать   построенную конструкцию с образцом.Учебно­тематическое планирование внеурочной деятельности 1­й год обучения № Тема  1 Математика – это интересно 2 3 Танграм: древняя китайская головоломка. Путешествие точки. 4 «Спичечный» конструктор Планируемая дата  проведения Фактическая дата  проведения Содержание занятий Решение нестандартных  задач. Игра «Муха»  («муха» перемещается по командам «вверх, «вниз»,  «влево», «вправо» на  игровом поле 3х3 клетки). Составление картинки с  заданным разбиением на  части; с частично заданным разбиением на  части; без заданного  разбиения. Проверка выполненной работы. Построение рисунка (на  листе в клетку) в  соответствии с заданной последовательностью  «шагов» ( по алгоритму).  Проверка работы. Построение собственного  рисунка и описание его  «шагов». Построение конструкции  по заданному образцу.5 6 7 Танграм: древняя китайская головоломка. Волшебная линейка Праздник числа 10 8­9 Конструирование многоугольников из деталей танграма 10 Игра­ соревнование «Веселый счёт» 11 «Спичечный» конструктор 12 Весёлая геометрия 13 Математические игры Составление картинки с  заданным разбиением на  части; с частично заданным разбиением на  части; без заданного  разбиения. Составление картинки, представленной  в уменьшенном масштабе.  Проверка выполненной работы. Шкала линейки. Сведения  из истории математики:  история возникновения линейки. Игры «Задумай число»,  «Отгадай задуманное  число». Восстановление примеров:  поиск цифры, которая  скрыта. Составление  многоугольников с  заданным разбиением на  части; с частично заданным  разбиением на части; без  заданного разбиения. Составление  многоугольников,  представленных в  уменьшенном масштабе. Проверка  выполненной работы. Найти, показать и назвать  числа по порядку (от 1 до  20). Числа от 1 до 20  расположены в таблице (4  х5) не по порядку, а разбросаны по всей  таблице. Построение конструкции  по заданному образцу.  Перекладывание нескольких спичек в  соответствии с условием.  Проверка выполненной работы. Решение задач,  формирующих  геометрическую  наблюдательность. Построение  «математических»  пирамид: «Сложение в14 «Спичечный» конструктор 15­16 Задачи­смекалки. 17 Прятки с фигурами 18 Математические игры 19 Числовые головоломки 20 Математическая карусель. 21 Уголки 22 Игра в магазин. Монеты. 23 Игра ­ «Сложи квадрат». 24 Математическое путешествие. пределах 10»;«Вычитание  в пределах 10». Построение конструкции по  заданному образцу.  Перекладывание нескольких спичек в  соответствии с условием.  Проверка выполненной  работы. Задачи с некорректными  данными. Задачи,  допускающие несколько  способов решения. Поиск заданных фигур в  фигурах сложной  конфигурации. Работа с таблицей «Поиск  треугольников в заданной  фигуре» Построение  «математических»  пирамид: «Сложение в  пределах 10»; «Сложение в пределах 20»; «Вычитание в пределах  10»; «Вычитание в пределах 20». Решение и составление  ребусов, содержащих  числа. Заполнение числового кроссворда  (судоку). Работа в «центрах»  деятельности:  «Конструкторы»,  «Математические головоломки»,  «Занимательные задачи». Составление фигур из 4, 5,  6, 7 уголков: по образцу,  по собственному замыслу. Сложение и вычитание в  пределах 20. Выполнение заданий по  образцу, делать выводы и  обосновывать их,  использовать метод от  обратного. Сложение и вычитание в  пределах 20. Вычисления в группах. 1­й ученик из числа  вычитает 3; второй –  прибавляет 2, третий – вычитает 3, а четвертый –  прибавляет 5. Ответы к25­26 Математические игры 27­28 Секреты задач 29­30 Числовые головоломки 31­32 Математические игры 33 Математическая карусель. четырём раундам записываются в таблицу. 1­й раунд: 10 – 3 = 7 7 + 2  = 9  9 – 3 = 6 6 + 5 = 11 2­й раунд: 11 – 3 = 8 и т.д. «Волшебная палочка»,  «Лучший лодочник»,  «Гонки с зонтиками». Решение задач разными  способами. Решение  нестандартных задач. Решение и составление  ребусов, содержащих  числа. Заполнение числового кроссворда  (судоку). Построение  «математических»  пирамид: «Сложение в  пределах 20»; «Вычитание в пределах  20». Работа в «центрах»  деятельности:  Конструкторы.  Математические головоломки.  Занимательные задачи.

Посмотрите также