Рабочая программа внеурочной деятельности "Первые шаги по тропинке открытий" 4 класс
Оценка 5
Образовательные программы
docx
окружающий мир
4 кл
23.04.2017
Рабочая программа внеурочной деятельности «Первые шаги по тропинке открытий» составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального образования (2009г.), разработана на основе авторской программы курса «Природа и мы», для 1-4 классов, авторской программы «Мы», автора Н. Н. Кондратьевой, 2009г.
Рабочая программа внеурочной деятельности «Первые шаги по тропинке открытий» предназначена для организации внеурочной деятельности по экологическому направлению направлена на формирование готовности обучающихся к саморазвитию, мотивации к обучению и познанию, ценностного отношения к знанию.
По содержанию является научно-педагогической; по функциональному назначению – учебно-познавательной; по форме организации – общедоступной.
Рабочая программа ПЕРВЫЕ ШАГИ ПО ТРОПИНКЕ ОТКРЫТИЙ 4б.docx
«Средняя школа №2»
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Рассмотрено
на заседании ШМО
учителей начальных классов
Протокол № 1
от « 28» августа 2016г.
« СОГЛАСОВАНО»
Заместитель директора
поУВР
_____________/Вайс О.И./
« 28» августа 2016г.
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор МОУ СШ № 2
_____________/Бутов Ю.В./
Приказ № 222
от « 31 » августа 2016г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ПЕРВЫЕ ШАГИ ПО ТРОПИНКЕ ОТКРЫТИЙ»
(СОЦИАЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ)
4 КЛАСС
ЗОЛОТАРЕВОЙ ЛЮДМИЛЫ НИКОЛАЕВНЫ
Принято на заседании
педагогического совета
протокол № 1
от « 31 »августа 2016 г.
г.Богородицк 2016 – 2017 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа внеурочной деятельности «Первые шаги по тропинке открытий» составлена
в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта
начального образования (2009г.), разработана на основе авторской программы курса «Природа и
мы», для 14 классов, авторской программы «Мы», автора Н. Н. Кондратьевой, 2009г.
Рабочая программа внеурочной деятельности «Первые шаги по тропинке открытий»
предназначена для организации внеурочной деятельности по экологическому направлению
направлена на формирование готовности обучающихся к саморазвитию, мотивации к обучению и
познанию, ценностного отношения к знанию.
По содержанию является научнопедагогической; по функциональному назначению – учебно
познавательной; по форме организации – общедоступной.
В новых социальноэкономических условиях особое значение приобретает
деятельность по освоению социального опыта, которая наиболее полно и эффективно
реализует социальнопедагогический потенциал свободного времени детей, что
обуславливает актуальность данной программы. Это позволяет реализовать запросы
социальной практики, существенно расширяет традиционные направления, формы,
технологии работы с детьми. Социальнопедагогические возможности различных
видов содержательной деятельности, в которые включаются дети в рамках
программы, базируются на том, что они связаны с удовлетворением исключительно
важных для детей познавательных, социальных и духовных потребностей.
«Первые шаги по тропинке открытий» интегрированный курс для младших школьников,
в содержании которого рассматриваются многообразие проявлений форм, красок,
взаимосвязей природного мира, основные методы и пути его познания, развиваются
эстетическое восприятие и художественнообразное мышление младших школьников.
Изучение данного курса создаёт условия для формирования ценностного отношения
младших школьников к природе, воспитания основ экологической ответственности как
важнейшего компонента экологической культуры.
Педагогическая целесообразность данной образовательной программы обусловлена тем,
что она предполагает формирование у обучающихся основ умения учиться и способности к
организации своей деятельности – умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной
деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку,
взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе.
При реализации данной программы создаются условия для становления личностных
характеристик выпускника начальной школы:
любознательность, активность и заинтересованность в познании мира;
овладение основами умения учиться;
способность к организации собственной деятельности;
готовность самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и
обществом;
доброжелательность, умение слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию,
высказывать свое мнение.
Содержание программы максимально приспособлено
к запросам и потребностям
обучающихся, обеспечивает психологический комфорт, дающий шанс каждому открыть себя как
индивидуальность, как личность. В рамках реализации данной программы обучающимся
предоставляются возможности творческого развития по интересам в индивидуальном темпе, проектноисследовательская деятельность (совместная учебнопознавательная, творческая или
игровая деятельность обучающихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы
деятельности).
исследовательской деятельности
обучающихся определяются как их личностными мотивами, так и социальными.
Цели и задачи экологической
Цель программы: приобретение школьником опыта самостоятельного социального
действия при включении обучающихся в самостоятельную исследовательскую экологическую
практику, трансформирование процесса развития интеллектуальнотворческого потенциала
личности ребенка путем совершенствования его исследовательских способностей в процессе
саморазвития, формирование экологической культуры.
Задачи программы:
формирование знаний о закономерностях и взаимосвязях природных явлений,
единстве неживой и живой природы, о взаимодействии и взаимозависимости
природы, общества и человека;
формирование осознанных представлений о нормах и правилах поведения в
природе и привычек их соблюдения в своей жизнедеятельности;
формирование экологически ценностных ориентаций в деятельности детей
(способность и готовность самостоятельно, совместно с другими субъектами и
институтами решать общественно значимые экологические проблемы);
воспитание ответственного отношения к здоровью, природе, жизни;
развитие способности формирования научных, эстетических, нравственных и
правовых суждений по экологическим вопросам;
развитие: альтернативного мышления в выборе способов решения экологических
проблем, восприятия прекрасного и без образного, чувств удовлетворения и
негодования от поведения и поступков людей по отношению к здоровью и миру
природы;
развитие потребности в необходимости и возможности решения экологических
проблем, доступных младшему школьнику, ведения здорового образа жизни,
стремления к активной практической деятельности по охране окружающей среды;
развитие знаний и умений по оценке и прогнозированию состояния и охраны
природного окружения.
Общая характеристика курса «Первые шаги по тропинке открытий»
Отличительные особенности данной программы. Принципы деятельности.
Программа включает и раскрывает основные содержательные л и н и и :
Земля единая экосистема.
Человек – существо, биосоциальное часть экологической системы.
Уникальная ценность природных существ вне зависимости от формы проявления.
Спецификой программы является подход к выбору педагогических средств реализации
содержания программы, учитывающий действенную, эмоциональноповеденческую природу
младшего школьника, личную активность каждого ребенка, где он выступает в роли субъекта
экологической деятельности и поведения. Педагог создает на занятиях эмоциональноположительную
творческую атмосферу, организует диалогическое общение с детьми о взаимодействии с природой.
В соответствии с таким подходом содержание программы реализуется через создание на занятиях
проблемных ситуаций, ситуации эмпатии во взаимоотношениях с природой, ситуации оценки и
прогнозирования последствий поведения человека, ситуации свободного выбора поступка по
отношению к природе. Практическая, деятельностная направленность программы осуще
ствляется через исследовательские задания, игровые занятия, практикумы и опытническую
работу. Формы проведения
занятий и виды
деятельности
игры
беседы
тесты, анкетирование
круглые столы
конференции
просмотр
тематическим
видеофильмов
экскурсии
практические занятия
экологические
мероприятия
конкурсы рисунков,
плакатов,
выпуск
газет, листовок
решение
ситуационных задач
театрализованное
представления,
кукольный театр
участие в городских
районных конкурсах
Тематика
«Угадай по описанию», «Давайте познакомимся», «Мы строим дом», «Дом
экологической моды», аукцион идей «Вторая жизнь отходов»,
«Что такое гармония», «Что должен знать и уметь каждый из нас, чтобы быть
хранителем нашего общего «дома» планеты Земля», «Что и кто влияет на
живой организм?», «Соседи по планете»
«Чему мы научились за год. Десять заповедей друзей леса», «Мое отношение
к загрязнению окружающей среды», «Дом, в котором я хотел бы жить»
«Моя окружающая среда: дома, в школе, на улице, на природе»
«В мире интересного», общешкольная неделя Экологии
«Первобытные коллекционеры», «Экологические проблемы», «Диалоги с
неживой природой», «Живая природа», «Вода»
«Как мы воспринимаем окружающий мир», «Лес кормилец, врачеватель»,
«В гостях у хантыйского этнографического музея», «Дом ремесёл»
«Изготовление кормушек для птиц», «Уход за комнатными растениями»,
«Размножение комнатных растений», «Экологический проект «Почему нужно
защищать природу?», Проект «Экологический город будущего»,
«Переработка и повторное использование бытовых отходов»,
Экологический проект «Спасти и сохранить!»
«Я и моя окружающая среда», «Мы – жители планеты Земля», «Первые шаги
по тропинке открытий», «Хлебные крошки»
«Мыдети природы», «Мой город», «Рисуем впечатления», тематические
выставки рисунков на экологическую тему
«Лесная аптека на службе человека», «Экологические проблемы города»,
«Мы в ответе за тех, кого приручили»
Кукольный театр «Теремок», исценировки по произведениям В.Зотова,
детские музыкальные спектакли о животных
Экологическая акция «Спаси и сохрани»
Межпредметные связи программы внеурочной деятельности
Программа внеурочной деятельности «Первые шаги по тропинке открытий» носит комплексный
характер, что отражено в межпредметных связях с такими учебными дисциплинами как
литературное чтение, окружающий мир, технология, изобразительное искусство, физическая
культура, музыка.
Формы организации деятельности детей разнообразны: индивидуальная, групповая,
звеньевая, кружковая. Одним из основных методов обучения являются систематические
фенологические наблюдения, раскрывающие экологические взаимосвязи в природе и позволяющие
заложить основы экоцентрической картины мира у детей. Данный вид деятельности предполагает
систематическую работу с «Календарем природы», ведение индивидуальных тетрадей «Дневник юного эколога».
Средствами эффективного усвоения программы курса являются ролевые, дидактические,
имитационные игры, творческие задания, опыты и практические работы, создание экологических
проектов, изготовление поделок из природных материалов, экскурсии и прогулки в природу,
моделирование, разработка и создание экознаков, театрализованные представления, экологические
акции, знакомство с определителями, гербаризация, составление памяток.
предмет
содержание учебной дисциплины
литературное
чтение
Чтение произведений В. Зотова,
К.Паустовского, В.Бианки, русские
народных сказок, устное народное
творчество
содержание программы «Первые
шаги по тропинке открытий»
Просмотр кукольных спектаклей,
подбор пословиц и поговорок,
театрализованные представления.
окружающий мир Сезонные изменения в природе.
Экскурсии и прогулки в природу
технология
изобразительное
искусство
музыка
Организм человека. Растения.
Животные.
От замысла к результату.
Технологические операции.
Мир фантазии.
Изготовление оригами, аппликаций,
кормушек, изготовление поделок из
природных материалов, моделирование,
разработка и создание экознаков
Выставки рисунков
Выразительность музыкальной
интонации.
Прослушивание музыкальных
произведений
Основные п р и н ц и п ы содержания программы:
принцип единства сознания и деятельности;
принцип наглядности;
принцип личностной ориентации;
принцип системности и целостности;
принцип экологического гуманизма;
принцип краеведческой направленности;
принцип практической направленности.
Ценностными ориентирами содержания программы являются:
развитие у учащихся эстетического восприятия окружающего мира;
формирование представлений о природе как универсальной ценности;
изучение народных традиций, отражающих отношение местного населения к
природе;
развитие умений, связанных с изучением окружающей среды;
развитие устойчивого познавательного интереса к окружающему миру природы;
развитие представлений о различных методах познания природы (искусство как
метод познания, научные методы);
формирование элементарных умений, связанных с выполнением учебного
исследования;
вовлечение учащихся в деятельность по изучению и сохранению
ближайшего природного окружения.
Результаты развития универсальных учебных действий в ходе освоения программы
Познавательные УУД:
построение логической цепи рассуждений;
доказательство;
выдвижение гипотез и их обоснование;
самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов
деятельности;
смысловое чтение, извлечение информации;
определение основной и второстепенной информации;
свободная ориентация и восприятие текстов разных стилей;
понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;
постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов
деятельности при решении проблем.
Регулятивные УУД:
умение различать объективную трудность задачи и субъективную сложность;
умение взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности;
умение планировать работу до ее начала (планирующий самоконтроль);
адекватность и дифференцированность самооценки;
умение оценивать значимость и смысл учебной деятельности для себя самого, расход
времени и сил, вклад личных усилий, понимание причины ее успеха/неуспеха.
Коммуникативные УУД:
рефлексия своих действий как достаточно полное отображение предметного содержания и
условий осуществляемых действий,
способность строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что он знает и
видит, а что нет;
умение с помощью вопросов получать необходимые сведения от партнера по деятельности.
Личностные УУД
Внутренняя позиция школьника (положительное отношение к школе; чувство необходимости
учения);
Самооценка (широта диапазона оценок; обобщенность категорий оценок; представленность в Я
концепции социальной роли ученика; рефлексивность как адекватное осознанное представление о
качествах хорошего ученика; осознание своих возможностей в учении на основе сравнения «Я» и
«хороший ученик»; осознание необходимости самосовершенствования на основе сравнения «Я» и
«хороший ученик»; способность адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении,
связывая успех с усилиями, трудолюбием, старанием);
Мотивация учебной деятельности (сформированность познавательных мотивов; интерес к
новому; интерес к способу решения и общему способу действия; сформированность социальных
мотивов; стремление выполнять социально значимую и социально оцениваемую деятельность, быть
полезным обществу; сформированность учебных мотивов; стремление к самоизменению —
приобретению новых знаний и умений; установление связи между учением и будущей
профессиональной деятельностью).
Воспитательные результаты программы представлены в трёх уровнях: приобретение школьником
социальных знаний; получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к
базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом; получение
школьником опыта самостоятельного общественного действия. Общеучебные умения, навыки, способы деятельности:
выполнять правила поведения в природе;
ухаживать за культурными растениями и домашними животными;
ставить простейшие опыты с объектами неживой и живой природы;
улучшать состояние окружающей среды (жилище, двор, улицу, ближайшее природное
окружение);
наблюдать предметы и явления природы;
оценивать поведение и деятельность людей с точки зрения их экологической допустимости;
проявлять терпимость к экологически неграмотным поступкам и действиям.
Специальные умения, навыки и способы деятельности
обучающиеся должны знать/понимать
планета Земля наш большой дом;
солнце – источник жизни на Земле;
неживое и живое в природе;
основные группы растительных и животных организмов и их приспособленность к условиям
существования (примеры);
влияние деятельности человека на условия жизни живых организмов (примеры);
значение тепла, света, воздуха, почвы для живых существ, связи между ними (примеры);
значение растений и животных в жизни человека, условия их выращивания и правила ухода;
многообразие растений, животных, грибов, экологические связи между ними;
основные виды растений и животных различных экосистем (леса, луга и т. д);
организмы, приносящие вред хозяйству человека, некоторые виды борьбы с ними;
человек – существо природное и социальное
разносторонние связи человека с окружающей средой;
условия, влияющие на сохранение здоровья и жизни человека и природы;
позитивное и негативное влияние деятельности человека на окружающую среду;
способы сохранения окружающей среды;
что такое наблюдение и опыт;
экология наука об общем доме;
Уметь
выполнять правила экологически сообразного поведения в природе;
применять теоретические знания при обращении с живыми организмами и в практической
деятельности по сохранению природного окружения и своего здоровья;
ухаживать за культурными растениями и домашними животными;
составлять экологические модели, трофические цели;
заботиться о здоровом образе жизни;
заботиться об оздоровлении окружающей природной среды, об улучшении качества жизни;
предвидеть последствия деятельности людей в природе (конкретные примеры);
улучшать состояние окружающей среды;
оформлять результаты наблюдений в виде простейших схем, знаков, рисунков, описаний,
выводов;
ставить простейшие опыты с объектами неживой и живой природы;
оценивать поведение и деятельность людей с точки зрения их экологической допустимости;
проявлять терпимость к экологически неграмотным поступкам и действиям;
выражать свое отношение к природе и людям в игре и продуктивной деятельности в виде
рисования, изготовления поделок, составление сказок, минисочинений и т.п.
Требования к уровню подготовки обучающихся 4 класса:
в результате реализации программы обучающиеся должны
знать/понимать: виды почв;
правила ухода за садовыми и клумбовыми растениями;
виды ландшафтных композиций;
правила ухода за цветочными участками;
произрастание растений в разных климатических зонах;
Уметь:
выполнять посадку растений;
правильно пользоваться клумбовым инвентарём;
создавать собственные проекты оформления участков;
подбирать дизайнерское оформление
подготавливать участок для посадки;
реализовывать проекты
Универсальные учебные действия, которыми должен овладеть обучающийся 4 класса:
Познавательные: умение воспринимать необходимый спектр знаний,
получать
дополнительную развивающую информацию, использовать базовые знания в решении
поставленных задач, в поисковой, исследовательской, практической и творческой деятельности.
Умение распределять материал по направлениям, блокам.
Регулятивные: применять практические и интеллектуальные умения в конструктивных работах
с учётом замысла, пользоваться различными приёмами самоконтроля, самооценки; решать
творческие, нестандартные задачи.
Личные: пользоваться технологическими картами, рисунками, планами схемой, выполненными
самостоятельно.
Межпредметные: умение применять полученные знания в различных видах деятельности,
проводить связи между информационными блоками.
Коммуникативные: умение различать объективное и субъективное отношение к объекту, к
вопросу, выражать своё отношение к предмету изучения, высказывать оценочные суждения с
опорой на факты, доводы, примеры. Решать возникающие вопросы в диалоге.
Общеучебные умения, навыки, способы деятельности
Обучающиеся будут знать:
основные особенности проведения исследований разных видов;
методы исследования;
Обучающиеся будут уметь:
правила выбора темы и объекта исследования:
основные логические операции, их отличительные особенности;
правила успешной презентации работы.
самостоятельно выбирать тему и объект исследования;
правильно определять круг вопросов и проблем при выполнении; исследовательской
работы;
выделять главное и второстепенное в собранном материале;
выделять из текста основные понятия и давать им определения;
классифицировать предметы, процессы, явления и события;
выявлять и обозначать замеченные парадоксы;
ранжировать выдвигаемые идеи;
предлагать примеры, сравнения и сопоставления относительно определенной темы;
делать выводы и умозаключения;
указывать пути дальнейшего изучения объекта;
презентовать свою работу.
Обучающиеся смогут решать следующие жизненнопрактические задачи:
самостоятельно добывать, обрабатывать, хранить и использовать информацию по волнующей проблеме;
реализовывать право на свободный выбор.
Обучающиеся научаться проявлять следующие отношения:
без коммуникативных затруднений общаться с людьми разных возрастных категорий;
работать в коллективе, группе;
презентовать работу общественности.
Формы достижения воспитательных результатов на занятиях:
Приобретение социальных знаний
Формирование
ценностного отношения к
социальной реальности
Получение опыта
самостоятельного
общественного действия
^ Самостоятельная исследовательская практика
4
класс
Познавательные беседы, предметные
экскурсии, тренинг, продуктивная
игра, аукцион идей, игра
соревнование, творческая мастерская,
игровая эстафета, лингвистическая
мастерская
Виртуальные научные
экспедиции, экскурсии,
встречи с интересными
людьми, опыт,
эксперименты,
тематические дискуссии,
аукцион гипотез,
практикум
Коллективная творческая
деятельность, презентации
продуктов деятельности;
участие в
интеллектуальных
конкурсах на
муниципальном и
региональном уровнях,
участие в конференции на
школьном и
муниципальном уровне,
дистанционные
интеллектуальные
конкурсы, социально
ориентированные акции
МЕСТО УЧЕБНОГО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Данная программа рассчитана на 34 часа из расчета один учебный час в неделю для
4 класса. Возраст детей от 9 до 11 лет. Занятия проводятся согласно учебному расписанию.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
Название темы
1
2
3
4
5
6
7
Введение
Среда обитания
Жизнь животных
Лесные ремёсла
О городах и горожанах: человек в городе
О сложных системах, маленьком гвозде и хрупком равновесии: как
устроены экологические системы
Общий дом — общие проблемы: почему возникают и как решаются
экологические проблемы
Колво
часов
1 час
4 часа
4часа
4часа
5 часов
6 часов
10 часов Итого
34ч
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Введение. Жизнь на Земле (1ч). Проведение инструктажей по технике безопасности при
проведении наблюдений в природе, практических занятий. Работа со схемой Возникновение
жизни на Земле». Нахождение сходств и различий между растительным и животным миров
разные эпохи развития Земли.
Тема 1. Среда обитания (4ч).
Занятие 1:Времена года на Земле (1ч). Сравнение времен года в разных географических
поясах Земли. Зависимость разных форм жизни от изменений температуры и осадков.
Занятие 2(1ч):
Практическое занятие: Наблюдения за сезонными изменениями в неживой и живой природе.
Найти признаки ранней осени. Построить предположения о том, какими мы увидим небо, деревья
и животных через 12 недели.
Занятие 3: Условия жизни растений. Разнообразие животных, условия их жизни.
Представление о классификации животного мира. Местообитание животных в экосистеме.
Дикорастущие и культурные растения. Теплолюбивые и светолюбивые растения. Смена
естественных и регулярных изменений, их взаимосвязь (количество растительности –
численность травоядных – численность хищников).
Занятие 4(1ч):
Практическое занятие: экскурсия «Осень на пришкольном участке».
Тема 2. Жизнь животных (4ч).
Занятие 1: Динозавры – вымерший вид животных. Просмотр видеофильма о жизни
динозавров. Рассматривание и обсуждение внешнего вида и образа жизни различных видов
динозавров. Обсуждение прочитанных книг о динозаврах, фильма о динозаврах.
Занятие 2: Первобытные «коллекционеры». Стремление украшать себя и своё жилище —
одна из древнейших потребностей человека. Первобытные «коллекционеры». Находки в пеще
рах первобытных людей — окаменевшие раковины, кристаллы кварца, различные минералы,
букеты цветов. Первые украшения: фигурки из обожжённой глины, изделия из бивней
мамонта, костяные изображения зверей и птиц. Животные, исчезнувшие с лица Земли или
ставшие редкими изза стремления человека украшать себя или своё жилище красивым мехом,
перьями, чучелами животных.
Занятие 3 (1ч):
Практическое занятие: Экологический проект «Почему нужно защищать природу?» Полезные
взаимосвязи природы и человека. Что делать для сохранения вымирающих видов? Подбор и
обрабатывание материала к теме проекта.
Занятие 4: Красная книга – способ защиты редких видов животных и растений. Знакомство
с разделами Красной книги. Просмотр видеофильма «По страницам Красной книги».
Экологическая тропа «Сохраним природу Югры».
Тема 3. Лесные ремёсла (4ч).
Занятие 1: Традиционные народные промыслы. Элементарные представления об
антропоморфизме в народном творчестве. Традиционные народные промыслы, связанные с
лесом: резьба по дереву, бересте; плетение из луба, лыка, ивового прута, берестоплетение.
Лесные мотивы в работах вышивальщиц, ткачих, кружевниц, в росписи павловопосадских
платков. Игрушки пришли из леса: богородская игрушка, сергиевопосадские матрёшки.
Животные и растения, наделяемые различными положительными и отрицательными
человеческими качествами. Преодоление стереотипов, выражающихся в негативном Лесная палитра: растениякрасители.
отношении к некоторым животным (отношения неприязни, брезгливости, отвращения,
безразличия и т. п.).
Занятие 2 (1ч):
Практическое занятие:
Красильная мастерская в работе — окрашиваем ткани. Рисуем природными красками.
Занятие 3: Лес — кормилец и врачеватель. Лесное «меню». Лекарственные растения леса.
Лесная аптека ХМАОЮгры.
Занятие 4 (1ч):
Практическое занятие: Экскурсия на выставку пейзажной и анималистической живописи,
фотовыставка, посвящённые природе (салон «Культура»)». Знакомство с творчеством художников и
народных умельцев.
Растениякрасители.
Тема 4. О городах и горожанах: человек в городе (5ч).
Занятие 1: Появление городов. Городагосударства. Кочевой образ жизни древних племён.
Переход некоторых племён к оседлой жизни, возникновение первых поселений. Появление
городов. Принципы выбора места для основания города: безопасность, близость к источникам
пресной воды, необходимые запасы строительных материалов (камень, глина, древесина и т. п.),
возможность торговать с соседями и др. Городагосударства. Изменение естественной
(природной) среды в городе. Рост городов за счёт прилегающих к ним природных территорий.
«Расползание» городов — одна из причин разрушения мест обитания растений, животных и
других организмов.
Занятие 2: Зависимость города от окружающей его среды. Ресурсы, необходимые для
нормального существования города: пресная вода, продукты питания, топливо. Экологические
проблемы города: загрязнение воздуха промышленными предприятиями и транспортом;
загрязнение водоёмов, рек, подземных вод в черте города и за его пределами; накопление
бытовых и промышленных отходов. Проблема шума в городе.
Занятие 3: Экологические проблемы города. Футурология — наука о будущем. Влияние
городской среды на физическое и душевное здоровье человека. Футурология — наука о
будущем. Научные прогнозы дальнейшего развития городов.
Занятие 4 (1ч):
Практическое занятие: Разные города — разные люди. Влияние города на образ жизни, ха
рактер, настроение, культурный уровень его жителей.
Занятие 5 (1ч):
Практическое занятие: Проект «Экологический город будущего». Проблемы, которые
необходимо решить архитекторам и градостроителям в связи с постоянным ростом
численности городского населения планеты. Различные проекты городов будущего.
Тема 5. О сложных системах, маленьком гвозде и хрупком равновесии: как устроены
экологические системы (6ч).
Занятие 1: Разнообразие систем. Биологические системы. Система — одно из ключевых
понятий экологии. Система как множество закономерно связанных друг с другом элементов
(предметов, явлений и т. п.). Элемент — составная часть системы. Разнообразие систем.
Биологические системы: системы органов растений, животных, человека. Организм как
система.
Занятие 2: Понятие «экосистема». Природные (естественные) и искусственные
экосистемы. Пищевые связи в экосистеме. Различие между естественными и созданными
человеком экосистемами. Пищевые связи в экосистеме. Растения — производители органиче
ского вещества. Травоядные и хищники. Всеядные животные. Животныепадалыцики. Цепи
питания. Сети питания. Элементарные представления о пищевой пирамиде. Роль грибов и
почвенных микроорганизмов в экосистеме.
Занятие 3 (1ч): Практическое занятие: Моделирование экосистем. Аквариум — модель природной
экосистемы.
Занятие 45: Типы природных экосистем: наземные и водные экосистемы. Лес один из
наиболее распространённых типов наземных экосистем. Водоём как природная система.
Болото — переходный тип между водными и наземными экосистемами. Тундра и пустыня
— экосистемы, сложившиеся в сложных климатических условиях; их сходство и различие.
Наблюдения: выявление связей организма и окружающей его среды (на примере
наблюдений за растениями и животными города); выявление элементов, входящих в
экосистему (по выбору учащегося).
Занятие 6: Влияние человека на природные экосистемы. Природа как источник
различных ресурсов, необходимых для удовлетворения потребностей человека. Материальные
и духовные потребности. Влияние человека на природные экосистемы. Положительные и
отрицательные примеры изменений в природе, вызванных деятельностью человека.
Тема 6.Общий дом — общие проблемы: почему возникают и как решаются
экологические проблемы.
Занятие 1: Глобальные экологические проблемы. Увеличение численности населения
планеты. Необходимость производства всё большего количества продовольственных и
промышленных товаров. Рост потребностей человека. Экологические проблемы
становятся глобальными — «всеобщими», охватывающими весь земной шар. Глобальные
экологические проблемы: сокращение многообразия видов живых организмов; истощение
природных ресурсов; загрязнение окружающей среды; продовольственная проблема.
Занятие 2: Пути решения экологических проблем. Пути решения экологических проблем
(на примере борьбы с загрязнением окружающей среды бытовыми отходами).
Занятие 3 (1ч):
Практическое занятие: Переработка и повторное использование бытовых отходов.
Знакомство с основными способами утилизации и переработки отходов. Основные понятия:
бытовые отходы, промышленные отходы, повторное использование, вторичная переработка.
Занятие 4: Охраняемые природные территории и объекты. Охраняемые природные
территории и объекты: заповедники, заказники, национальные парки, памятники природы.
Занятие 5 (1ч):
Практическое занятие: Десять основных правил разумного отношения к окружающей
среде «Будь достойным жителем Земли». В ходе занятия создаются условия для
того, чтобы школьники могли сделать вывод о необходимости личного участия каждого жителя
нашей планеты для сохранения нашего общего дома — планеты Земля. Составляются правила,
которым необходимо следовать в повседневной жизни, чтобы не наносить ущерба природе.
Основные понятия: экологически грамотный образ жизни, экологические движения.
Занятие 6 (1ч):
Практическое занятие: «Выявление наиболее замусоренных территорий в городе. Карта
– схема экологически «грязных» зон в городе».
Занятие 710 (4ч):
Практическое занятие: Экологический проект «Спасти и сохранить!»
УЧЕБНО — МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Для занятий по программе необходимы следующие средства и материалы:
простой карандаш, гелевая ручка, фломастер, маркер, акварельные краски;
аудио и видеозаписи;
тексты художественных произведений;
специальные тетради, альбомы; таблицы, плакаты;
видеофильмы ;
разработки занятий;
сборник познавательных опытов и экспериментов;
банк презентаций для проведения миникурсов;
банк информационнокоммуникационных ресурсов для проведения занятий;
сборник игр и упражнений для проведения тренингов;
макет портфолио обучающегося;
макет «Папки исследователя»;
рекомендации для оформления исследовательских работ;
памятки для проведения наблюдений и экспериментов.
Литература
1. Дольник В.Р. Вышли мы все из природы. Беседы о поведении человека в компании птиц,
зверей и детей. — М.: ЫМКА РК.Е55, 1996.
2. Лесная энциклопедия : в 2 т. / гл. ред. Г.И. Воробьёв. — М.: Сов. энциклопедия, 1985.
3. Лесные травянистые растения. Биология и охрана : справочник. М.:
Агропромиздат, 1988.
4. Петров В.В. Растительный мир нашей Родины : кн. для учителя. 2е изд., доп. —
М. : Просвещение, 1991.
5. Рогов А.П. Кладовая радости: юному читателю о русском народном искусстве и его
творцах. — М.: Просвещение, 1982.
6. Самкова В.А. Мы изучаем лес. Задания для учащихся 5—7 классов //Биология в
школе. 2003. № 7; 2004. № 1, 3, 5, 7.
7. Хассард Дж. Уроки естествознания (из опыта работы педагоговСША). — М.:
Центр «Экология и образование», 1993.
8. Чернова Н.М. Лабораторный практикум по экологии. — М.: Просвещение, 1986.
9. Шеппинг Д.О. Мифы славянского язычества. — М.: ТЕРРА, 1997.
Интернетресурсы
ru.wikipedia.org›wiki/
1.
2. wwf.org — Всемирный фонд дикой природы WWF).
3. edu.seu.ru интернетсайт «Общественные ресурсы образования» / Самкова В.А.
Биоразнообразие — биологическое разнообразие России.
Открывая мир. Практические задания для учащихся.
о российских
forest.ru— интернетпортал Forest.RU
4.
5. zmmu.
6. ecosystema.ru экологическое образование детей и изучение природы России.
7. etno
.environment.ru — этноэкология. Сайт лаборатории этноэкологических
исследований, поддерживается интернетпорталом Роге§1;.ги.
msu
.ru — кружок юных натуралистов зоологического музея МГУ.
лесах
Всё
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
Введение (1ч).
Содержание занятия
1
Вводное занятие. Жизнь на Земле. Инструктаж по технике безопасности
при проведении наблюдений в природе, практических занятий. Работа со
схемой «Возникновение жизни на Земле». Нахождение сходств и различий
между растительным и животным миров разные эпохи развития Земли.
Кол во
часов
Дата
1
8 Тема 1. Среда обитания (4ч).
2
3
4
5
Времена года на Земле. Сравнение времен года в разных географических
поясах Земли. Зависимость разных форм жизни от изменений температуры
и осадков.
Практическое занятие: «Наблюдения за сезонными изменениями в
неживой и живой природе» Найти признаки ранней осени. Построить
предположения о том, какими мы увидим небо, деревья и животных через
12 недели.
Условия жизни растений. Разнообразие животных, условия их жизни. .
Представление о классификации животного мира. Местообитание
животных в экосистеме. Дикорастущие и культурные растения.
Теплолюбивые и светолюбивые растения. Смена естественных и
регулярных изменений, их взаимосвязь (количество растительности –
численность травоядных – численность хищников).
Практическое занятие: экскурсия «Осень на пришкольном участке»
Тема 2. Жизнь животных (4ч).
6
7
8
9
Динозавры – вымерший вид животных . Просмотр видеофильма о жизни
динозавров. Рассматривание и обсуждение внешнего вида и образа жизни
различных видов динозавров. Обсуждение прочитанных книг о динозаврах,
фильма о динозаврах.
Первобытные «коллекционеры» Стремление украшать себя и своё жилище
— одна из древнейших потребностей человека. Первобытные
«коллекционеры». Находки в пещерах первобытных людей —
окаменевшие раковины, кристаллы кварца, различные минералы, букеты
цветов. Первые украшения: фигурки из обожжённой глины, изделия из
бивней мамонта, костяные изображения зверей и птиц. Животные,
исчезнувшие с лица Земли или ставшие редкими изза стремления
человека украшать себя или своё жилище красивым мехом, перьями,
чучелами животных.
Практическое занятие: «Экологический проект «Почему нужно
защищать природу?» Полезные взаимосвязи природы и человека. Что
делать для сохранения вымирающих видов? Подбор и обрабатывание
материала к теме проекта.
Красная книга – способ защиты редких видов животных и растений
Знакомство с разделами Красной книги. Просмотр видеофильма «По
страницам Красной книги». Экологическая тропа «Сохраним природу
нашего края».
Тема 3. Лесные ремёсла (4ч).
10
11
12
13
Традиционные народные промыслы. Элементарные представления об
антропоморфизме в народном творчестве. Животные и растения,
наделяемые различными положительными и отрицательными
человеческими качествами. Преодоление стереотипов,
выражающихся в негативном отношении к некоторым животным
(отношения неприязни, брезгливости, отвращения, безразличия и т.п.)
Практическое занятие
«Лесная палитра: растениякрасители»
Красильная мастерская в работе — окрашиваем ткани. Рисуем
природными красками.
Лес — кормилец и врачеватель Лесное «меню». Лекарственные растения
леса.
Практическое занятие: «Экскурсия на выставку пейзажной и
анималистической живописи, фотовыставка, посвящённые природе .
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
15
22
29
6
13
20
27
17/11
24.11
1.12
8/12 Тема 4. О городах и горожанах: человек в городе (5ч).
14
15
16
17
18
Появление городов. Принципы выбора места для основания города:
безопасность, близость к источникам пресной воды, необходимые запасы
строительных материалов (камень, глина, древесина и т. п.), возможность
торговать с соседями и др.Городагосударства. . «Расползание» городов —
одна из причин разрушения мест обитания растений, животных и других
организмов.
Зависимость города от окружающей его среды. Ресурсы, необходимые
для нормального существования города: пресная вода, продукты пи
тания, топливо. Экологические проблемы города: загрязнение воздуха
промышленными предприятиями и транспортом; загрязнение водоёмов,
рек, подземных вод в черте города и за его пределами; накопление
бытовых и промышленных отходов. Проблема шума в городе.
Экологические проблемы города. Футурология — наука о будущем.
Влияние городской среды на физическое и душевное здоровье человека.
Футурология — наука о будущем. Научные прогнозы дальнейшего
развития городов.
Практическое занятие: Разные города — разные люди. Влияние
города на образ жизни, характер, настроение, культурный уровень его
жителей.
Практическое занятие: Проект «Экологический город будущего».
Проблемы,
которые необходимо решить архитекторам и
градостроителям в связи с постоянным ростом численности городского
населения планеты. Различные проекты городов будущего.
Тема 5. О сложных системах, маленьком гвозде и хрупком равновесии: как
устроены экологические системы (6ч).
19
20
21
22
23
24
Разнообразие систем. Биологические системы системы органов
растений, животных, человека. Организм как система.
Понятие «экосистема». Природные (естественные) и искусственные
экосистемы. Пищевые связи в экосистеме. Элементарные представления
о пищевой пирамиде. Роль грибов и почвенных микроорганизмов в эко
системе.
Практическое занятие: Моделирование экосистем. Аквариум —
модель природной экосистемы.
Типы природных экосистем: наземные и водные экосистемы. Лес
один из наиболее распространённых типов наземных экосистем.
Водоём как природная система. Болото — переходный тип между
водными и наземными экосистемами.
Типы природных экосистем: наземные и водные экосистемы. Тундра и
пустыня — экосистемы, сложившиеся в сложных климатических
условиях; их сходство и различие.
Влияние человека на природные экосистемы. Положительные и
отрицательные примеры изменений в природе, вызванных деятельностью
человека.
Тема 6. Общий дом — общие проблемы: почему возникают и как решаются
экологические проблемы (10ч).
25
26
Глобальные экологические проблемы: сокращение многообразия
видов живых организмов; истощение природных ресурсов;
загрязнение окружающей среды; продовольственная проблема
Пути решения экологических проблем (на примере борьбы с загряз
нением окружающей среды бытовыми отходами).
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
15/12
19.01
26.01
2.02
9.02
16.02
2.03
9.03
16.03
23.03
6.04 27
28
29
30
31
32
33
34
Практическое занятие: Переработка и повторное использование
бытовых отходов. Знакомство с основными способами утилизации и
переработки отходов.
бытовые отходы,
промышленные отходы,
вторичная
переработка.
повторное использование,
Основные понятия:
Охраняемые природные территории и объекты: заповедники, заказ
ники, национальные парки, памятники природы.
Практическое занятие:
Десять основных правил разумного
отношения к окружающей среде «Будь достойным жителем
Земли». Основные понятия: экологически грамотный образ жизни,
экологические движения.
Практическое занятие: «Выявление наиболее замусоренных
территорий в городе. Карта – схема экологически «грязных» зон в
городе»
Практическое занятие: Экологический проект «Спасти и сохранить!»
Практическое занятие: Экологический проект «Спасти и сохранить!»
Практическое занятие: Экологический проект «Спасти и сохранить!»
Итоговое занятие «Общий дом общие проблемы».
Итого:
13.04
20.04
27.04
1
1
1
1
1
1
1
1
34 часа
Рабочая программа внеурочной деятельности "Первые шаги по тропинке открытий" 4 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности "Первые шаги по тропинке открытий" 4 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности "Первые шаги по тропинке открытий" 4 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности "Первые шаги по тропинке открытий" 4 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности "Первые шаги по тропинке открытий" 4 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности "Первые шаги по тропинке открытий" 4 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности "Первые шаги по тропинке открытий" 4 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности "Первые шаги по тропинке открытий" 4 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности "Первые шаги по тропинке открытий" 4 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности "Первые шаги по тропинке открытий" 4 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности "Первые шаги по тропинке открытий" 4 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности "Первые шаги по тропинке открытий" 4 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности "Первые шаги по тропинке открытий" 4 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности "Первые шаги по тропинке открытий" 4 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности "Первые шаги по тропинке открытий" 4 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности "Первые шаги по тропинке открытий" 4 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.