Рабочая программа внеурочной деятельности по математике «Занимательная математика». 6 класс
Оценка 4.7
Образовательные программы
doc
математика
6 кл
27.03.2019
Под внеурочной деятельностью следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы. Согласно ФГОС внеурочная деятельность является, одним из инструментов достижения планируемых личностных, предметных и метапредметных результатов образования школьников. Цели: развитие мыслительных и творческих способностей, логического мышления, математической речи с помощью решения логических задач, головоломок, кроссвордов, загадок, развивающих задач и упражнений; пополнение интеллектуального багажа школьников.
Рабочая программа по внеурочной деятельности. 6 класс.doc
Министерство образования и молодежной политики Чувашской Республики
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
«Чебоксарский техникум транспортных и строительных технологий»
Чувашской Республики
1
Рабочая программа
(по внеурочной деятельности) в 6 классе
«Занимательная математика»
основного общего образования
Разработал преподаватель математики
Порфирьев В.А. 2
Чебоксары – 2018 г.
Оглавление
1. Пояснительная записка………………………………………………2
2. Содержание программы ………………………………………….....3
3. Учебнотематический план ………………………………… …….4
4. Ожидаемые результаты…………………………………………..….5
5. Методические обеспечения образовательного процесса ………....5
6. Материальнотехническое обеспечение……………………………6
7. Список литературы …………………………………………….…....6
8. Ресурсное обеспечение……………………………………………....6
1. Пояснительная записка.
Занятия внеурочной деятельностью по математике в 56 классах являются важнейшим
средством для пробуждения у людей нового видения окружающего нас мира. Они направлены
на развитие
логического мышления, пространственного воображения, неординарного
мышления, а также получение более углубленных знаний по предмету, выходящих за рамки
школьной программы. Основой для создания данной программы явился педагогический опыт
автора. Сегодняшняя реформа школы, вызванная информатизацией общества, направлена на
гуманизацию образования, она ставит перед школой основную задачу – подготовить школьника
к повседневной жизни в современном информационном обществе.
Новизной данной программы
от уже существующих программ можно считать то, что она
позволит углубить и обобщить ранее приобретенные школьниками знания по математике,
увидеть уникальность, высокую абстрактность математических объектов и покажет широкие
возможности применения математики в технике, искусстве, практической деятельности, быту,
применения математики к анализу текста литературных произведений, научит применять
логику и здравый смысл к решению жизненных задач.
Программа культурологической направленности.
Актуальность программы заключается в соответствии идеи программы задачам, принятым
международным сообществом в области образования. Образование сегодня призвано дать
ребенку шанс на успех. Создать условия для оптимального развития детей, включая детей, чья
одаренность на настоящий момент может быть ещё не проявившейся, а также просто
способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на дальнейший качественный
скачёк, в развитии их способностей. Программа
позволяет формировать ключевые
компетенции такие как:
компетентность в сфере самостоятельной познавательной деятельности;
1. компетентность в сфере социальнотрудовой деятельности (анализировать ситуацию на
рынке труда; оценивать собственные возможности)
2. компетентность в сфере досуговой деятельности, в выборе путей и способов использования
свободного времени
Педагогическая целесообразность данной программы заключается в возможности
формирования на её содержании всех видов ключевых компетенций. Для жизни в современном 3
обществе важным является формирование математического мышления. Ведущая роль
принадлежит формированию алгоритмического мышления и воспитание умения действовать
по заданному алгоритму.
Педагогическая целесообразность программы заключается в развитии способностей учащихся
к освоению различных форм деятельности, необходимых для становления успешной
личности:
1. творческой;
2. исследовательской;
3. презентационной.
Развитие познавательных способностей происходит в процессе изучения материала не
входящего в базовую школьную программу.
Цель:
создание целостной картины мира и формирования ключевых компетентностей учащихся
через практическое применение математических понятий и законов.
Задачи:
Образовательные:
1. Создания через применение математики межпредметных связей на основе изучения
объектов культуры.
2. Овладение практическими способами работы с информацией и использование её в
деятельности и в повседневной жизни.
3. Сформировать систему знаний, умений и навыков по основам математической культуры.
Развивающие
1. Развитие у слушателей умения обращаться с программными информационными массивами.
2. Способствовать образованию культурологической составляющей и обогащению культурного
поля слушателя.
3. Создание творческой памяти, внимания, наблюдательности, умения анализировать и делать
логические выводы.
Воспитательные
1. Воспитывать чувство патриотизма и ответственности за родной город, через творческие
проекты и работы детей.
2. Организовать содержательный и творческий досуг учащихся.
Условия реализации образовательной программы:
Программа предназначена для детей 1113 лет. Рассчитана на 1 год обучения 1час в неделю,
всего 35 часов.
. 1. Содержание программы
В программе первого значительное место отводится арифметической кунсткамере, числам
лилипутам и великанам, заочным арифметическим путешествиям, пространству и
размерности, а так же множеству и графам. Будут решаться задачи по комбинаторике. Особое
внимание в процессе работы уделяется практическим занятиям.
Включенные предлагаемые задания в процесс обучения математике способствуют
установлению межпредметных связей между математикой и другими предметами, создают
условия для воспитания интереса к математике у ребят гуманитарной направленности. Ребята
делают презентации и защищают их.
Во внеурочную деятельность принимаются дети по желанию.
К концу обучения учащиеся должны знать:
1. Старое и новое о цифрах и нумерации
2. Недесятичные системы счисления 4
3. Математические загадки пирамиды Хеопса
4. Числа великаны и лилипуты
5. О мире трех измерений
6. О правилах комбинаций и перестановки предметов.
Уметь:
1. Пользоваться стариной нумерацией
2. Пользоваться другими системами счисления
3. Показывать фокусы, основанные на делимости чисел
4. Читать и записывать числа великаны и лилипуты
5. Совершать арифметические путешествия
Способы определения результативности:
1. Лекции с привлечением наглядных пособий.
2. Практические работы в помещениях.
3. Семинары.
4. Игры, конкурсы.
5. Доклады.
6. Индивидуальные занятия.
7. Презентации.
Формы подведения итогов реализации программы.
1. Защита проектов.
2. Научноисследовательская работа.
3. Устные опросы
4. Игразачет, где сочетаются выше перечисленные методы диагностики и элементы игры
соревнования.
5. Творческие задания, игры, где усвоенный материал предлагается воплотить в оригинальные
авторские проекты.
На итоговом занятии учащиеся защищают свои работы, выбираются лучшие, отмечаются
недочеты, подводятся итоги.
2.
Учебнотематический план.
Тема
Количество
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Галерея числовых диковинок. Создание числовой кунсткамеры.
Решение нестандартных задач.
Решение логических задач.
Решение олимпиадных задач.
№
п/п
1. План работы на год. Цифры и их значимость.
2.
3.
4.
5.
6. Лабораторная работа. Игра «Танграм»
7 Проведение соревнований по танграму.
8.
9. Ориентирование в больших числах.
10. Приближенные вычисления.
11. Решение олимпиадных задач.
12. Знакомство с числами лилипутами. Применение чисел лилипутов.
13. Ориентирование в малых числах. Числа лилипуты в технике.
14. Математические действия с маленькими числами.
Знакомство с числами великанами. решение задач с великанами. 15. Задачи на смекалку.
16. Презентации о числах лилипутах.
17. Арифметическое государство. Таинственные знаки.
18. Веселые перестановки. Чудесные признаки.
19. Разработка маршрута на Луну.
20. Маршрут на Эверест.
21. Путешествие на дно океана.
22. Масштаб. Работа с картами и атласами.
23. Космос в комнате.
24. Решение олимпиадных задач.
25. Задачи на составление уравнений
26. Решение задач и ребусов.
27. Решение жизненных задач на вероятность событий.
28. Решение задач на расчёт оплаты коммунальных услуг.
29. Решение олимпиадных задач и задач конкурса «Кенгуру».
30. «Урок похода в магазин за продуктами»
31. Расчёт расходов при сборе учащегося к учебному году.
32. Работа над проектами, подготовка презентаций.
33. Защита проектов. Конкурс презентаций.
34. Защита проектов. Конкурс презентаций.
35. Подведение итогов года.
5
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
3.Ожидаемые результаты
Главный результат обучения – умение ориентироваться в современном мире, без затруд
нений выполнять задания разного уровня сложности, требующий применения полученных
знаний, реализации умений и навыков, применение творчества при их исполнении.
1 уровень
2 уровень
3 уровень
Учащиеся получают знания по
математике и другим
предметам выходящие за
рамки школьной программы,
учатся мыслить логически и
справляться с нестандартными
ситуациями и задачами.
За время обучения разви
вается позитивное отно
шение к базовым ценнос
тям: расширяется круго
зор, прививается любовь к
своему городу, его
архитектуре и традициям.
Учащимся прививается жела
ние интересоваться всем, что
выходит за рамки школьной
программы, они учатся решать
всевозможные жизненные
головоломки и находить
выходы из лабиринтов.
4. Методическое обеспечение образовательной программы.
№
п/п
Раздел или
тема
программы
Фомы занятий
Знакомство с
числами
Решение задач
Комбинированное
занятие.
Традиционное
занятие.
1
2
Приёмы и методы
организации учебно
воспитательного
процесса
Наглядный
практический.
Словесный,
частичнопоисковый.
Дидактический
материал, ехни
ческое оснаще
ние занятий.
Мультимедийны
е материалы.
Раздаточный
материал,
компьютер.
Формы
подведе
ния
итогов.
Зачет.
Занятие
для
родител
ей.
3 Уроки
Практические
Исследовательский и Компьютерные Опрос. путешествия
занятия.
коллективный.
Решение
реальных задач
Заочное
путешествие.
Коллективно
групповой.
Видео экскурсия
Подготовка
проекта и
презентации и
их защита.
5. Материальнотехническое обеспечение.
Частично
поисковый.
4
5
программные
средства.
Географические
карты, плакаты,
аудио записи,
компьютер.
6
Зачет.
Игра
испытан
ие.
1. Интернет, компьютер, проектор.
2. Интерактивная доска.
3. Канцелярские принадлежности.
4. Дидактический материал.
5. Развивающие конструкторы.
6. Презентации и видеозаписи.
7. Диски.
6. Список литературы
Для педагога:
1. В.В. Трошин «Занимательные задачи и игры со спичками, упражнения и игры со спичками на
уроках и внеклассных занятиях в средней школе» Волгоград, 2006г.
2. Ф.Ф.Нагибин, Е.С. Канин «Математическая шкатулка» М. 1988г.
3. И.Ф.Шарыгин «Наглядная геометрия» М.2002г.
4. Э.Г. Готман «Задача одна решения разные» Киев 1988г.
5. В.Г. Коваленко «Дидактические игры на уроках математики» М. 1990г.
6. М.Б. Балк «Геометрия масс» М. 1987г.
7. И.М. Кипнис «Задачи на составление уравнений и неравенств»
8. Задачи математических олимпиад СПб 2003г.
9. Бутиков Г.П. Государственный музей «Исаакиевский собор».СПБ.:Лениздат,1979.
10. Волошинов А.В. Математика и искусство. – М.: Просвещение,2000
Для детей:
1. Б.Друзь «Математическая мозаика» Киев 1991г
2. А.И. Бородин «Число и мистика» Донецк 1975г.
3. Я. И. Перельман «Занимательная арифметика»
7. Ресурсное обеспечение:
1. http://konkurskenguru.ru российская страница международного математического конкурса
«Кенгуру».
2. http://www.developkinder.com — «Сократ» — развивающие игры и конкурсы.
3. http://puzzleru.blogspot.com — головоломки, загадки, задачи и задачки, фокусы, ребусы.
4.https://kopilkaurokov.ru/matematika/planirovanie/rabochaia_programma_vnieurochnoi_dieiatiel_n
osti_po_matiematikie_v_6_klassie_zan
Рабочая программа внеурочной деятельности по математике «Занимательная математика». 6 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности по математике «Занимательная математика». 6 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности по математике «Занимательная математика». 6 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности по математике «Занимательная математика». 6 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности по математике «Занимательная математика». 6 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности по математике «Занимательная математика». 6 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.