Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку "Учимся работать с текстом". Рабочая программа составлена на основе: Васильева В. В., Ежова Е. В. Программа курса внеурочной учебной деятельности «Учимся работать с текстом. 5–9 классы» (ФГОС ООО) [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы VII междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2015 г.). — СПб.: Свое издательство, 2015. — С. 170-178.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Москаленского муниципального района Омской области
«Алексеевская средняя общеобразовательная школа»
«Согласовано»
«Согласовано»
«Утверждено»
Руководитель
Заместитель директора по УВР МБОУ
Директор МБОУ «Алексеевская
МО_______________
Ф.И.О.
«___» _________
«Алексеевская
СОШ»_____________________
СОШ»_______________________
Ф.И.О.
Ф.И.О.
«___» _________
201__г.
201__г.
«___» _________
201__г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПЕДАГОГА
Внеурочная деятельность
Обще интеллектуальное направление
Основное общее образование
Срок реализации программы – 5 лет
Рабочая программа составлена на основе: Васильева В. В., Ежова Е. В. Программа курса
внеурочной учебной деятельности «Учимся работать с текстом. 5–9 классы» (ФГОС ООО)
[Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы VII междунар. науч.
конф. (г. СанктПетербург, июль 2015 г.). — СПб.: Свое издательство, 2015. — С. 170178.
Составлена учителем русского языка и литературы
Жусубаевой А.Ж.
с. Алексеевка
2016 2017 учебный годПланируемые результаты
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета.
Личностными результатами являются: готовность ученика целенаправленно использовать
знания в учении и в повседневной жизни для поиска и исследования информации, представленной
в различной форме; способность характеризовать собственные знания и умения по предметам,
формулировать вопросы, устанавливать, какие из предложенных учебных и практических задач
могут быть им успешно решены; познавательный интерес к различной информации; читательский
интерес.
Метапредметными результатами обучающихся являются: способность анализировать учебную
ситуацию с точки зрения информационного наполнения, устанавливать количественные
и пространственные отношения объектов окружающего мира, строить алгоритм поиска
необходимой информации, определять логику решения практической и учебной задач; умение
моделировать — решать учебные задачи с помощью знаков (символов), планировать,
контролировать и корректировать ход решения учебной задачи. Учитывая специфику курса
«Учимся работать с текстом», предметные результаты его изучения являются достижениями
всех без исключения учебных предметов на ступени основного общего образования.
Выпускник научится:
ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл:
определять признаки текста, тему, основную мысль, идею текста, авторскую позицию;
выбирать из текста или придумать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу
текста;
формулировать тезис, выражающий общий смысл текста; подбирать аргументы, формулировать
выводы;
составлять разные виды планов; объяснять порядок частей/микротем, содержащихся в тексте;
сопоставлять основные текстовые и внетекстовые компоненты: обнаруживать соответствие между
частью текста и его общей идеей, сформулированной вопросом, объяснять назначение рисунка,
пояснять схемы, таблицы, диаграммы и т. д.;
находить в тексте требуемую информацию (пробегать текст глазами, определять его основные
элементы, сопоставлять формы выражения информации в запросе и в самом тексте, устанавливать,
являются ли они тождественными или синонимическими, находить необходимую единицу
информации в тексте);
решать учебнопознавательные и учебнопрактические задачи, требующие полного и критического
понимания текста:
определять назначение разных видов текстов;
ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию; различать темы и подтемы специального текста;
выделять не только главную, но и избыточную информацию;
прогнозировать последовательность изложения идей текста;
сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по заданной теме;
выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов и мыслей;
формировать на основе текста систему аргументов (доводов) для обоснования определённой
позиции;
понимать душевное состояние персонажей текста, сопереживать им.
Выпускник получит возможность научиться:
анализировать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения, получения
и переработки полученной информации и её осмысления.
Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации
Выпускник научится:
структурировать текст, используя списки, оглавление, разные виды планов;
преобразовывать текст, используя новые формы представления информации: диаграммы,
таблицы, схемы, переходить от одного представления данных к другому;
интерпретировать текст:
сравнивать и противопоставлять заключённую в тексте информацию разного характера;
обнаруживать в тексте доводы в подтверждение выдвинутых тезисов;
делать выводы из сформулированных посылок;
выводить заключение о намерении автора или главной мысли текста.
Выпускник получит возможность научиться:
∙ выявлять имплицитную информацию текста на основе сопоставления иллюстративного материала
с информацией текста, анализа подтекста (использованных языковых средств и структуры текста).
Работа с текстом: оценка информации
Выпускник научится:
откликаться на содержание текста:
связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников;
оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире;
находить доводы в защиту своей точки зрения; откликаться на форму текста: оценивать не только содержание текста, но и его форму, а в
целом — мастерство его исполнения;
на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность имеющейся
информации, обнаруживать недостоверность получаемой информации, пробелы в информации
и находить пути восполнения этих пробелов;
в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять содержащуюся в них
противоречивую, конфликтную информацию;
использовать полученный опыт восприятия информационных объектов для обогащения
чувственного опыта, высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о полученном
сообщении (прочитанном тексте).
Выпускник получит возможность научиться:
∙ критически относиться к рекламной информации;
∙ находить способы проверки противоречивой информации;
определять достоверную информацию в случае наличия противоречивой или конфликтной
ситуации.
ФОРМЫ КОНТРОЛЯ
Курс является безотметочным. Но в процессе учебной деятельности для проверки достижений
и оценивания успехов учащихся используются различные методы и формы контроля:
устный опрос,
письменный опрос,
различные виды пересказа,
различные виды чтения,
практические работы по содержанию изучаемого материала,
тестовые задания,
творческие задания (сочинения, изложения),
комплексный анализ текста,
а также формы контроля, предусматривающие самоанализ и самоконтроль личных достижений.СОДЕРЖАНИЕ КУРСА. 5 КЛАСС
Раздел «Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного»
Восприятие на слух и понимание различных видов сообщений. Типы речи. Речь книжная
и разговорная. Художественный стиль речи. Изобразительновыразительные средства. Текст, его
основные признаки. Тема текста, основная мысль текста, идея. Авторская позиция. Заголовок
текста. Вычленение из текста информации, конкретных сведений, фактов, заданных в явном виде.
Основные события, содержащиеся в тексте, их последовательность. Развитие мысли в тексте.
Способы связи предложений в тексте. Средства связи предложений в тексте. Смысловые части
текста, микротема, абзац, план текста. Упорядочивание информации по заданному основанию.
Существенные признаки объектов, описанных в тексте, их сравнение. Разные способы
представления информации: словесно, в виде рисунка, символа, таблицы, схемы. Виды чтения:
ознакомительное, изучающее, поисковое, выбор вида чтения в соответствии с целью чтения.
Источники информации: справочники, словари.
Использование формальных элементов текста (подзаголовки, сноски) для поиска нужной
информации.
Раздел «Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации»
Подробный и сжатый пересказ. Вопросы по содержанию текста. Формулирование выводов,
основанных на содержании текста. Аргументы, подтверждающие вывод. Преобразование
(дополнение) информации из сплошного текста в таблицу. Преобразование информации,
полученной из рисунка, в текстовую задачу. Заполнение предложенных схем с опорой на
прочитанный текст.
Выступление перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, используя
иллюстративный ряд (плакаты, презентацию).
Раздел «Работа с текстом: оценка информации»
Оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста, места и роли иллюстраций
в тексте. Выражение собственного мнения о прочитанном, его аргументация. Достоверность
и недостоверность информации в тексте, недостающая или избыточная информация. Участие
в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста.
Соотнесение позиции автора текста с собственной точкой зрения. Сопоставление различных
точек зрения на информацию.
6 КЛАСС
Раздел «Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного»
Восприятие на слух и понимание различных видов сообщений. Типология текстов. Речевая
ситуация. Функциональностилевая дифференциация тестов (разговорный стиль, художественныйстиль, официальноделовой стиль, научный стиль). Языковые особенности разных стилей речи.
Жанр текста. Понимание текста с опорой на тип, стиль, жанр, структуру, языковые средства
текста. Осознанное чтение текстов с целью удовлетворения интереса, приобретения читательского
опыта, освоения и использования информации. Текст, тема текста, основная мысль, идея.
Авторская позиция. Вычленение из текста информации, конкретных сведений, фактов, заданных в
явном виде. Основные события, содержащиеся в тексте, их последовательность. Развитие мысли
в тексте. Способы связи предложений в тексте. Средства связи предложений в тексте. Смысловые
части текста, микротема, абзац, план текста. Простой, сложный, тезисный план. Понимание
информации, представленной в неявном виде. Упорядочивание информации по заданному
основанию. Существенные признаки объектов, описанных в тексте, их сравнение. Разные способы
представления информации: словесно, в виде, символа, таблицы, схемы, знака. Виды чтения:
ознакомительное, изучающее, поисковое, выбор вида чтения в соответствии с целью чтения.
Источники информации: справочники, словари.
Использование формальных элементов текста (подзаголовки, сноски) для поиска нужной
информации.
Раздел «Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации»
Подробный и сжатый пересказ (устный и письменный). Вопросы по содержанию текста.
Формулирование выводов, основанных на содержании текста. Аргументы, подтверждающие вывод.
Соотнесение фактов с общей идеей текста, установление связей, не показанных в тексте напрямую.
Сопоставление и обобщение содержащейся в разных частях текста информации. Составление на
основании текста небольшого монологического высказывания в качестве ответа на поставленный
вопрос. Преобразование (дополнение) информации из сплошного текста в таблицу. Преобразование
информации из таблицы в связный текст. Преобразование информации, полученной из схемы,
в текстовую задачу. Составление схем с опорой на прочитанный текст. Формирование списка
используемой литературы и других информационных источников. Определение
последовательности выполнения действий, составление инструкции из 6–7 шагов (на основе
предложенного набора действий, включающего избыточные шаги).
Создание собственных письменных материалов на основе прочитанных текстов: выписки из
прочитанных текстов с учётом цели их дальнейшего использования, небольшие письменные
аннотации к тексту, отзывы о прочитанном. Создание небольших собственных письменных
текстов по предложенной теме, представление одной и той же информации разными
способами, составление инструкции (алгоритма) к выполненному действию. Выступление
перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, используя иллюстративный ряд
(плакаты, презентацию).
Раздел «Работа с текстом: оценка информации»
Оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста. Выражение собственного мнения
о прочитанном, его аргументация. Достоверность и недостоверность информации в тексте,
недостающая или избыточная информация. Пути восполнения недостающей информации. Участие
в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста.
Соотнесение позиции автора текста с собственной точкой зрения. Сопоставление различных
точек зрения на информацию.7 КЛАСС
Раздел «Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного»
Восприятие на слух и понимание различных видов сообщений. Типология текстов. Функционально
стилевая дифференциация тестов (разговорный стиль, художественный стиль, официальноделовой
стиль, научный стиль, публицистический стиль). Языковые особенности разных стилей речи. Жанр
текста. Понимание текста с опорой на тип, стиль, жанр, структуру, языковые средства текста.
Текст, тема текста, основная мысль текста, идея. Вычленение из текста информации, конкретных
сведений, фактов, заданных в явном и неявном видах. Смысловые части текста, микротемы, абзац,
план текста. Существенные признаки объектов, описанных в тексте, их сравнение. Разные способы
представления информации: словесно, в виде символа, таблицы, схемы, знака, диаграммы. Виды
чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбор вида чтения в соответствии с целью чтения.
Источники информации: справочники, словари, энциклопедии, Интернет.
Работа с несколькими источниками информации. Сопоставление информации, полученной из
нескольких источников.
Раздел «Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации»
Подробный и сжатый пересказ (устный и письменный). Приемы сжатия текста. Вопросы по
содержанию текста. Формулирование выводов, основанных на содержании текста. Аргументы,
подтверждающие вывод. Соотнесение фактов с общей идеей текста, установление связей, не
показанных в тексте напрямую. Сопоставление и обобщение содержащейся в разных частях текста
информации. Составление на основании текста монологического высказывания. Формулирование
вопросов по содержанию текста. Преобразование (дополнение) информации из сплошного текста
в таблицу. Преобразование информации, полученной из таблицы, схемы, диаграммы в связный
текст. Составление тезисов с опорой на прочитанный текст. Формирование списка используемой
литературы и других информационных источников. Составление инструкции, алгоритма. Создание
собственных письменных материалов на основе прочитанных текстов: планы, тезисы
и конспекты на основе прочитанных текстов с учётом цели их дальнейшего использования,
письменные аннотации к тексту, отзывы о прочитанном. Создание собственных письменных
текстов по предложенной теме, представление одной и той же информации разными
способами, составление инструкции (алгоритма) к выполненному действию. Выступление
перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, используя иллюстративный ряд
(плакаты, презентацию).
Раздел «Работа с текстом: оценка информации»
Оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста. Выражение собственного мнения
о прочитанном, его аргументация. Достоверность и недостоверность информации в тексте,
недостающая или избыточная информация. Пути восполнения недостающей информации. Участие
в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста.
Соотнесение позиции автора текста с собственной точкой зрения. Сопоставление различных
точек зрения на информацию. В процессе работы с одним или несколькими источниками
выявление достоверной (противоречивой) информации. Нахождение способов проверки
противоречивой информации. Критическое отношение к рекламной информации.8 КЛАСС
Раздел «Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного»
Восприятие на слух и понимание различных видов сообщений. Типология текстов. Рассуждение
размышление. Рассуждениеобъяснение. Рассуждениедоказательство. Функциональностилевая
дифференциация тестов (разговорный стиль, художественный стиль, официальноделовой стиль,
научный стиль, публицистический стиль). Языковые особенности разных стилей речи. Жанр текста.
Понимание текста с опорой на тип, стиль, жанр, структуру, языковые средства текста. Текст, тема
текста, основная мысль текста, идея. Вычленение из текста информации, конкретных сведений,
фактов, заданных в явном и неявном видах. Смысловые части текста, микротемы, план текста.
Разные способы представления информации: словесно, в виде символа, таблицы, схемы, знака,
диаграммы. Источники информации: справочники, словари, энциклопедии, Интернет. Работа
с несколькими источниками информации. Сопоставление информации, полученной из
нескольких источников.
Раздел «Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации»
Подробный и сжатый пересказ (устный и письменный). Приемы сжатия текста. Формулирование
тезисов и выводов, основанных на содержании текста. Аргументы, подтверждающие вывод.
Соотнесение фактов с общей идеей текста, установление связей, не показанных в тексте напрямую.
Сопоставление и обобщение содержащейся в разных частях текста информации. Составление на
основании исходного текста (художественного, публицистического стиля) монологического
высказывания (устного и письменного) в соответствии с заданным типом и стилем речи.
Композиция текста типа рассуждения. Выбор типа и стиля речи собственного монологического
высказывания с учетом поставленной задачи. Формулирование тезисов, аргументов, выводов
с опорой на прочитанный текст.
Создание собственных письменных материалов на основе прочитанных текстов: планы, тезисы
и конспекты на основе прочитанных текстов с учётом цели их дальнейшего использования,
письменные аннотации к тексту, отзывы о прочитанном. Письменное воспроизведение текста
с заданной степенью свернутости (сжатое изложение содержания прослушанного текста).
Создание письменного текста в соответствии с заданной темой и функциональносмысловым
типом речи.
Раздел «Работа с текстом: оценка информации»
Оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста. Выражение собственного мнения
о прочитанном, его аргументация. Участие в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или
прослушанного текста.
Соотнесение позиции автора текста с собственной точкой зрения. Сопоставление различных
точек зрения на информацию. В процессе работы с одним или несколькими источниками
выявление достоверной (противоречивой) информации. Нахождение способов проверки
противоречивой информации. Критическое отношение к информации.
9 КЛАСС
Раздел «Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного»Восприятие на слух и понимание различных видов сообщений. Рассуждениеразмышление.
Рассуждениеобъяснение. Рассуждениедоказательство. Функциональностилевая дифференциация
тестов (разговорный стиль, художественный стиль, официальноделовой стиль, научный стиль,
публицистический стиль). Языковые особенности разных стилей речи. Жанр эссе. Понимание
текста с опорой на тип, стиль, жанр, структуру, языковые средства текста. Текст, тема текста,
основная мысль текста, идея. Вычленение из текста информации, конкретных сведений, фактов,
заданных в явном и неявном видах. Смысловые части текста, микротема, абзац, план текста.
Работа с несколькими источниками информации. Сопоставление информации, полученной из
нескольких источников.
Раздел «Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации»
Подробный и сжатый пересказ (письменный). Приемы сжатия текста. Формулирование тезисов
и выводов, основанных на содержании текста. Аргументы, подтверждающие вывод. Соотнесение
фактов с общей идеей текста, установление связей, не показанных в тексте напрямую.
Сопоставление и обобщение содержащейся в разных частях текста информации. Составление на
основании исходного текста (художественного, публицистического стиля) монологического
высказывания (устного и письменного) в соответствии с заданным типом и стилем речи.
Композиция текста типа рассуждения. Выбор типа и стиля речи собственного монологического
высказывания с учетом поставленной задачи. Формулирование тезисов, аргументов, выводов
с опорой на прочитанный текст.
Создание собственных письменных материалов на основе прочитанных текстов: планы, тезисы
и конспекты на основе прочитанных текстов с учётом цели их дальнейшего использования.
Письменное воспроизведение текста с заданной степенью свернутости (сжатое изложение
содержания прослушанного текста). Создание письменного текста в соответствии с заданной
темой и функциональносмысловым типом речи. Создание эссе на заданную тему.
Раздел «Работа с текстом: оценка информации»
Оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста. Выражение собственного мнения
о прочитанном, его аргументация. Формулирование собственных аргументов с опорой на
жизненный опыт. Участие в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного
текста.
Соотнесение позиции автора текста с собственной точкой зрения. Сопоставление различных
точек зрения на информацию. В процессе работы с одним или несколькими источниками
выявление достоверной (противоречивой) информации. Нахождение способов проверки
противоречивой информации.№ Тема
5кл.
6кл.
7кл.
8кл.
9кл.
Тематическое планирование
1
2
3
4
«Работа с текстом: поиск информации и понимание
прочитанного»
16
12
12
8
8
«Работа с текстом: преобразование и интерпретация
информации»
«Работа с текстом: оценка информации»
Резерв
Всего
9
9
1
14
14
20
20
8
1
8
1
6
1
6
1
35
35
35
35
35муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Москаленского муниципального района Омской области
«Алексеевская средняя общеобразовательная школа»
«Согласовано»
«Согласовано»
«Утверждено»
Руководитель
Заместитель директора по
Директор МБОУ «Алексеевская
МО_______________________
УВР______________________
СОШ»_______________________
Ф.И.О.
Ф.И.О.
«___» _________
201__г.
«___» _________
201__г.
«___» _________
КАЛЕНДАРНОТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Внеурочная деятельность
«Учимся работать с текстом»
5класс
Жусубаевой Айны Жаныбековны
Планирование составлено на основе: Васильева В. В., Ежова Е. В. Программа курса внеурочной
учебной деятельности «Учимся работать с текстом. 5–9 классы» (ФГОС ООО) [Текст] // Теория и
практика образования в современном мире: материалы VII междунар. науч. конф. (г. Санкт
Петербург, июль 2015 г.). — СПб.: Свое издательство, 2015. — С. 170178.Количество часов всего: 35, в неделю 1
с. Алексеевка
2016 2017учебный год№
1
2
Восприятие на слух и понимание различных
видов сообщений. Типы речи
Речь книжная и разговорная. Художественный
стиль речи.
34 Изобразительновыразительные средства
56 Текст, его основные признаки. Тема текста,
основная мысль текста, идея. Авторская
позиция. Заголовок текста
7
8
Вычленение из текста информации,
конкретных сведений, фактов, заданных в
явном виде
Основные события, содержащиеся в тексте, их
последовательность. Развитие мысли в тексте
Календарнотематическое планирование 5 класс
Тема
Раздел
Колич.
Виды деятельности
Дата
проведе
ния
Проведе
но факт
часов
1
1
2
2
1
1
ориентироваться в содержании текста
и понимать его целостный смысл, различать
типы речи
определять назначение разных видов текстов
уметь находить ивс языка, использовать их в
своей речи
определять признаки текста, тему, основную
мысль, идею текста, авторскую позицию;
выбирать из текста или придумать заголовок,
соответствующий содержанию и общему
смыслу текста;
сопоставлять основные текстовые
и внетекстовые компоненты:
1
1
1
1
1
19
10
Способы связи предложений в тексте.
Средства связи предложений в тексте.
11
12
Смысловые части текста, микротема, абзац,
план текста. Упорядочивание информации по
заданному основанию
13
Существенные признаки объектов, описанных
в тексте, их сравнение.
14
15
Разные способы представления информации:
словесно, в виде рисунка, символа, таблицы,
схемы.
Виды чтения: ознакомительное, изучающее,
поисковое, выбор вида чтения в соответствии
с целью чтения.
1
1
1
1
1
16 Источники информации: справочники, словари.
1
2
2
1
1
1
1
интерпретировать текст, определять способы
связи предложений в тексте
различать темы и подтемы специального текста
решать учебнопознавательные и учебно
практические задачи, требующие полного
и критического понимания текста
обнаруживать соответствие между частью
текста и его общей идеей, сформулированной
вопросом, объяснять назначение рисунка,
пояснять схемы, таблицы, диаграммы и т. д.;
находить в тексте требуемую информацию
(пробегать текст глазами, определять его
основные элементы, сопоставлять формы
выражения информации в запросе и в самом
тексте, устанавливать, являются ли они
тождественными или синонимическими,
находить необходимую единицу информации
в тексте);
в процессе работы с одним или несколькими
источниками выявлять содержащуюся в них
противоречивую, конфликтную информацию;17
Подробный и сжатый пересказ.
18
19
Вопросы по содержанию текста
20 Формулирование выводов, основанных на
содержании текста.
21 Аргументы, подтверждающие вывод.
22 Преобразование (дополнение) информации из
сплошного текста в таблицу
23 Преобразование информации, полученной из
рисунка, в текстовую задачу
24
25
Заполнение предложенных схем с опорой на
прочитанный текст.
26
27
Оценка содержания, языковых особенностей
и структуры текста, места и роли иллюстраций
в тексте.
2
2
2
2
2
2
2
3
структурировать текст, используя списки,
оглавление, разные виды планов; выполнять
смысловое свёртывание выделенных фактов
и мыслей
делать выводы из сформулированных посылок;
выводить заключение о намерении автора или
главной мысли текста.
формулировать тезис, выражающий общий
смысл текста; подбирать аргументы,
формулировать выводы; формировать на основе
текста систему аргументов (доводов) для
обоснования определённой позиции;
преобразовывать текст, используя новые формы
представления информации: диаграммы,
таблицы, схемы, переходить от одного
представления данных к другому;
2
1
1
1
1
1
2
2
преобразовывать текст, используя новые формы
представления информации
оценивать утверждения, сделанные в тексте,
исходя из своих представлений о мире28
29
Выражение собственного мнения
о прочитанном, его аргументация.
3
2
30
31
Достоверность и недостоверность информации
в тексте, недостающая или избыточная
информация.
3
2
32
34
Участие в учебном диалоге при обсуждении
прочитанного или прослушанного текста.
3
3
35
резерв
1
обнаруживать в тексте доводы в подтверждение
выдвинутых тезисов, понимать душевное
состояние персонажей текста, сопереживать им,
находить доводы в защиту своей точки зрения
на основе имеющихся знаний, жизненного опыта
подвергать сомнению достоверность
имеющейся информации, обнаруживать
недостоверность получаемой информации,
пробелы в информации и находить пути
восполнения этих пробелов;
использовать полученный опыт восприятия
информационных объектов для обогащения
чувственного опыта, высказывать оценочные
суждения и свою точку зрения о полученном
сообщении (прочитанном тексте).муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Москаленского муниципального района Омской области
«Алексеевская средняя общеобразовательная школа»
«Согласовано»
«Согласовано»
«Утверждено»
Руководитель
Заместитель директора по
Директор МБОУ «Алексеевская
МО_______________________
УВР______________________
СОШ»_______________________
Ф.И.О.
Ф.И.О.
«___» _________
201__г.
«___» _________
201__г.
«___» _________
КАЛЕНДАРНОТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Внеурочная деятельность
6 класс
«Учимся работать с текстом»
Жусубаевой Айны Жаныбековны
Планирование составлено на основе: Васильева В. В., Ежова Е. В. Программа курса внеурочной
учебной деятельности «Учимся работать с текстом. 5–9 классы» (ФГОС ООО) [Текст] // Теория и
практика образования в современном мире: материалы VII междунар. науч. конф. (г. Санкт
Петербург, июль 2015 г.). — СПб.: Свое издательство, 2015. — С. 170178.
Количество часов всего: 35, в неделю 1
с. Алексеевка2016 2017учебный годКалендарнотематическое планирование 6 класс
Тема
Раздел Колич.ч
асов
Виды деятельности
Дата
прове
дения
Провед
ено
факт
1
1
1
1
ориентироваться в содержании текста
и понимать его целостный смысл, определять
назначение разных видов текстов
Различать стили речи, определять признаки
стилей речи, уметь определять стили речи
1
1
Уметь определять жанровую
принадлежность текста, совмещать в одном
тексте разных типовых фрагментов
№
уро
ка
1
2
Восприятие на слух и понимание различных видов
сообщений. Типология текстов
Речевая ситуация. Функциональностилевая
дифференциация тестов (разговорный стиль,
художественный стиль, официальноделовой стиль,
научный стиль).
Языковые особенности разных стилей речи.
3
Жанр текста
Понимание текста с опорой на тип, стиль, жанр,
структуру, языковые средства текста. Совмещение
в одном тексте разных типовых фрагментов.
4
Оценка содержания, языковых особенностей и структуры
текста.
3
1
выбирать из текста или придумать заголовок,
соответствующий содержанию и общему
смыслу текста5
Осознанное чтение текстов с целью удовлетворения
интереса, приобретения читательского опыта, освоения
и использования информации.
67
Вопросы по содержанию текста. Формулирование
выводов, основанных на содержании текста
89
Аргументы, подтверждающие вывод.
10
Выражение собственного мнения о прочитанном, его
аргументация
11
Текст, тема текста, основная мысль, идея. Признаки
текста.
12
Авторская позиция.
13
Оценка текста
1
2
2
3
1
1
3
1
2
2
1
1
1
1
ставить перед собой цель чтения, направляя
внимание на полезную в данный момент
информацию
формировать на основе текста систему
аргументов (доводов) для обоснования
определённой позиции
формулировать тезис, выражающий общий
смысл текста; подбирать аргументы,
формулировать выводы
использовать полученный опыт восприятия
информационных объектов для обогащения
чувственного опыта, высказывать оценочные
суждения и свою точку зрения о полученном
сообщении (прочитанном тексте)
определять признаки текста, тему, основную
мысль, идею текста, авторскую позицию
откликаться на форму текста: оценивать не
только содержание текста, но и его форму,
а в целом — мастерство его исполнения14
Вычленение из текста информации, конкретных сведений,
фактов, заданных в явном виде. Основные события,
содержащиеся в тексте, их последовательность. Развитие
мысли в тексте.
1
1
использовать полученный опыт восприятия
информационных объектов для обогащения
чувственного опыта, высказывать оценочные
суждения и свою точку зрения о полученном
сообщении (прочитанном тексте).
Понимание информации, представленной в неявном виде.
Упорядочивание информации по заданному основанию
15
16
Соотнесение фактов с общей идеей текста, установление
связей, не показанных в тексте напрямую. Сопоставление
и обобщение содержащейся в разных частях текста
информации
2
2
оценивать утверждения, сделанные в тексте,
исходя из своих представлений о мире;
находить доводы в защиту своей точки
зрения
17
Достоверность и недостоверность информации в тексте,
недостающая или избыточная информация
3
1
18
Пути восполнения недостающей информации.
19
Комплексный анализ текста
20
Способы связи предложений в тексте. Средства связи
3
3
1
1
1
1
на основе имеющихся знаний, жизненного
опыта подвергать сомнению достоверность
имеющейся информации, обнаруживать
недостоверность получаемой информации,
пробелы в информации и находить пути
восполнения этих пробелов
преобразовывать текст, используя новые
формы представления информации
«Учимся работать с текстом» задание в
раб.тетради
интерпретировать текст, определять способыпредложений в тексте
связи предложений в тексте
21
Смысловые части текста, микротема, абзац, план текста.
1
1
Простой, сложный, тезисный план.
22
Существенные признаки объектов, описанных в тексте, их
сравнение
1
1
23
24
25
26
Подробный и сжатый пересказ (устный и письменный)
Составление на основании текста небольшого
монологического высказывания в качестве ответа на
поставленный вопрос
2
2
2
2
различать темы и подтемы специального
текста; выделять не только главную, но
и избыточную информацию; прогнозировать
последовательность изложения идей текста,
составлять простой, сложный, тезисный план
находить в тексте требуемую информацию
(пробегать текст глазами, определять его
основные элементы, сопоставлять формы
выражения информации в запросе и в самом
тексте, устанавливать, являются ли они
тождественными или синонимическими,
находить необходимую единицу информации
в тексте)
сопоставлять разные точки зрения и разные
источники информации по заданной теме;
выполнять смысловое свёртывание
выделенных фактов и мыслей
Составлять монологическое высказывание на
вопрос
27
Участие в учебном диалоге при обсуждении прочитанного
или прослушанного текста.
3
1
анализировать изменения своего
эмоционального состояния в процессе
чтения, получения и переработки полученной28
29
30
Разные способы представления информации: словесно,
в виде, символа, таблицы, схемы, знака
Преобразование (дополнение) информации из сплошного
текста в таблицу.
Преобразование информации из таблицы в связный текст.
Преобразование информации, полученной из схемы,
в текстовую задачу
31
Составление схем с опорой на прочитанный текст
32
Виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое,
выбор вида чтения в соответствии с целью чтения.
Источники информации: справочники, словари.
1
2
2
2
1
1
1
1
1
1
информации и её осмысления
преобразовывать текст, используя новые
формы представления информации:
диаграммы, таблицы, схемы, переходить от
одного представления данных к другому
откликаться на содержание текста: связывать
информацию, обнаруженную в тексте, со
знаниями из других источников
33
Формирование списка используемой литературы и других
информационных источников. Определение
последовательности выполнения действий, составление
инструкции из 6–7 шагов (на основе предложенного
набора действий, включающего избыточные шаги).
2
1
выделять не только главную, но
и избыточную информацию; прогнозировать
последовательность изложения идей текста
34
Комплексный анализ текста
3
1
«Учимся работать с текстом» задание в35
резерв
раб.тетради муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Москаленского муниципального района Омской области
«Алексеевская средняя общеобразовательная школа»
«Согласовано»
«Согласовано»
«Утверждено»
Руководитель
Заместитель директора по
Директор МБОУ «Алексеевская
МО_______________________
УВР______________________
СОШ»_______________________
Ф.И.О.
Ф.И.О.
«___» _________
201__г.
«___» _________
201__г.
«___» _________
КАЛЕНДАРНОТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Внеурочная деятельность
«Учимся работать с текстом»
7 класс
Жусубаевой Айны Жаныбековны
Планирование составлено на основе: Васильева В. В., Ежова Е. В. Программа курса внеурочной
учебной деятельности «Учимся работать с текстом. 5–9 классы» (ФГОС ООО) [Текст] // Теория и
практика образования в современном мире: материалы VII междунар. науч. конф. (г. Санкт
Петербург, июль 2015 г.). — СПб.: Свое издательство, 2015. — С. 170178.
Количество часов всего: 35, в неделю 1
с. Алексеевка2016 2017учебный годКалендарнотематическое планирование 7 класс
№
Тема
Раздел Колич.ч
асов
Виды деятельности
Дата
провед
ения
Провед
ено
факт
1
2
3
4
5
6
Восприятие на слух и понимание различных видов
сообщений. Типология текстов.
Функциональностилевая дифференциация тестов
(разговорный стиль, художественный стиль, официально
деловой стиль, научный стиль, публицистический стиль).
Языковые особенности разных стилей речи.
Жанр текста
Понимание текста с опорой на тип, стиль, жанр, структуру,
языковые средства текста
Вычленение из текста информации, конкретных сведений,
фактов, заданных в явном и неявном видах.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
ориентироваться в содержании текста
и понимать его целостный смысл,
определять тип текста, определять
назначение разных видов текстов
выявлять имплицитную информацию
текста на основе сопоставления
иллюстративного материала
с информацией текста, анализа
подтекста (использованных языковых
средств и структуры текста
откликаться на форму текста: оценивать
не только содержание текста, но и его
форму, а в целом — мастерство его
исполнения7
8
9
Текст, тема текста, основная мысль текста, идея
Смысловые части текста, микротемы, абзац, план текста
Существенные признаки объектов, описанных в тексте, их
сравнение
1
1
1
1
1
1
10
Разные способы представления информации: словесно,
в виде символа, таблицы, схемы, знака, диаграммы
1
1
11
Виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое,
выбор вида чтения в соответствии с целью чтения
1
1
определять признаки текста, тему,
основную мысль, идею текста, авторскую
позицию, структурировать текст,
используя списки, оглавление, разные
виды планов, различать темы и подтемы
специального текста
использовать полученный опыт
восприятия информационных объектов
для обогащения чувственного опыта,
высказывать оценочные суждения и свою
точку зрения о полученном сообщении
(прочитанном тексте), ориентироваться
в содержании текста и понимать его
целостный смысл
сопоставлять основные текстовые
и внетекстовые компоненты:
обнаруживать соответствие между
частью текста и его общей идеей,
сформулированной вопросом, объяснять
назначение рисунка, пояснять схемы,
таблицы, диаграммы и т. д.;
находить в тексте требуемую
информацию (пробегать текст глазами,
определять его основные элементы,
сопоставлять формы выражения
информации в запросе и в самом тексте,
устанавливать, являются ли они
тождественными или синонимическими,
находить необходимую единицу
информации в тексте12 Источники информации: справочники, словари,
энциклопедии, Интернет.
13 Подробный и сжатый пересказ (устный и письменный).
14 Приемы сжатия текста
15
Вопросы по содержанию текста.
16 Формулирование выводов, основанных на содержании
текста.
17 Аргументы, подтверждающие вывод.
18
Соотнесение фактов с общей идеей текста, установление
связей, не показанных в тексте напрямую.
1
2
2
2
2
2
2
1
1
1
1
1
1
1
Применять различные источники
информации: справочники, словари,
энциклопедии, Интернет
интерпретировать текст, выполнять
смысловое свёртывание выделенных
фактов и мыслей
решать учебнопознавательные и учебно
практические задачи, требующие
полного и критического понимания
текста
ставить перед собой цель чтения,
направляя внимание на полезную
в данный момент информацию
формулировать тезис, выражающий
общий смысл текста; подбирать
аргументы, формулировать выводы,
формировать на основе текста систему
аргументов (доводов) для обоснования
определённой позиции
сопоставлять основные текстовые
и внетекстовые компоненты:
обнаруживать соответствие между
частью текста и его общей идеей,
сформулированной вопросом, объяснять19
Сопоставление и обобщение содержащейся в разных частях
текста информации.
2
1
20
Составление на основании текста монологического
высказывания.
2
1
21 Формулирование вопросов по содержанию текста.
22 Преобразование (дополнение) информации из сплошного
текста в таблицу.
23
2
2
1
1
назначение рисунка, пояснять схемы,
таблицы, диаграммы и т. д
сопоставлять основные текстовые
и внетекстовые компоненты:
обнаруживать соответствие между
частью текста и его общей идеей,
сформулированной вопросом, объяснять
назначение рисунка, пояснять схемы,
таблицы, диаграммы и т. д
составлять на основании текста
монологическое высказывание, понимать
душевное состояние персонажей текста,
сопереживать им, анализировать
изменения своего эмоционального
состояния в процессе чтения, получения
и переработки полученной информации
и её осмысления
Формулировать вопросы по содержанию
текста.
решать учебнопознавательные и учебно
практические задачи, требующие
полного и критического понимания
текстаПреобразование информации, полученной из таблицы,
схемы, диаграммы в связный текст.
24
Составление тезисов с опорой на прочитанный текст.
2
1
25 Формирование списка используемой литературы и других
2
1
информационных источников.
26
Составление инструкции, алгоритма.
2
1
27 Оценка содержания, языковых особенностей и структуры
3
1
текста.
ставить перед собой цель чтения,
направляя внимание на полезную
в данный момент информацию
структурировать текст, используя
списки, оглавление, разные виды планов,
формировать список используемой
литературы и других информационных
источников
составлять инструкции, алгоритмы,
решать учебнопознавательные и учебно
практические задачи, требующие
полного и критического понимания
текста
связывать информацию, обнаруженную
в тексте, со знаниями из других
источников; оценивать утверждения,
сделанные в тексте, исходя из своих
представлений о мире; находить доводы
в защиту своей точки зрения
28
29
Выражение собственного мнения о прочитанном, его
аргументация.
30
Достоверность и недостоверность информации в тексте,
3
3
2
1
на основе имеющихся знаний,
жизненного опыта подвергать сомнению
достоверность имеющейся информации,
обнаруживать недостоверность
получаемой информации, пробелынедостающая или избыточная информация.
31 Пути восполнения недостающей информации.
3
1
32 Участие в учебном диалоге при обсуждении прочитанного
3
1
или прослушанного текста.
Комплексный анализ текста
33
34
35
Резерв
3
2
1
в информации и находить пути
выделять не только главную,
но избыточную информацию и
недостающую; прогнозировать
последовательность изложения идей
текста
использовать полученный опыт
восприятия информационных объектов
для обогащения чувственного опыта,
высказывать оценочные суждения и свою
точку зрения о полученном сообщении
(прочитанном тексте).
решать учебнопознавательные и учебно
практические задачи, требующие
полного и критического понимания
текста