Рабочая программа внеурочной деятельности по социальному направлению «Искусство жить вместе».
Оценка 5

Рабочая программа внеурочной деятельности по социальному направлению «Искусство жить вместе».

Оценка 5
Образовательные программы
docx
воспитательная работа
6 кл—7 кл
05.06.2018
Рабочая программа внеурочной деятельности  по социальному направлению «Искусство жить вместе».
Рабочая программа внеурочной деятельности по социальному направлению «Искусство жить вместе» разработана для учащихся 6-7 классов. Рабочая программа состоит из пояснительной записки, содержания по разделам, календарно-тематического планирования, в котором указаны темы занятий и формы их проведения. Также приложен список методической литературы.
ВД социальное Искусство жить вместе.docx
Рабочая программа внеурочной деятельности  по социальному направлению «Искусство жить вместе». Пояснительная записка Воспитание толерантности как одной из значимых черт личности стало в последнее время   актуальной   проблемой   на   мировом   уровне.   Без   толерантности   невозможно бесконфликтное взаимодействие людей, а значит и стран, государств, невозможен мир на земле и совершенствование условий жизни всего человечества – так  сказано в Декларации принципов толерантности. Воспитание терпения у детей является непременным условием формирования их воли и характера. На сегодняшний день толерантность рассматривается в контексте таких понятий как признание, принятие, понимание.  Признание   ­   это   способность   видеть   в   другом   человеке   именно   другого,   как носителя других ценностей, другой логики мышления, других форм поведения.  Принятие ­ это положительное отношение к таким отличиям. Понимание ­ это умение видеть другого изнутри, способность взглянуть на его мир одновременно с двух точек зрения: своей собственной и его.  Толерантность   являет   собой   новую   основу   педагогического   общения   учителя   и ученика,  сущность которого сводится к таким принципам воспитания, которые создают оптимальные   условия   для   формирования   у   учащихся   культуры   достоинства, самовыражения   личности.  Именно   в   школьном   сообществе   у   ребенка   могут   быть сформированы   гуманистические   ценности   и   реальная   готовность   к   толерантному поведению. Актуальность   данной   Программы   обусловлена   требованиями   к   личностным образовательным   результатам,   установленными   ФГОС.  В   Стандарте   определены результаты   воспитания:   чувство   гражданской   идентичности,   патриотизм,   стремление   к познанию,   умение   общаться,   чувство   ответственности   за   свои   решения   и   поступки, толерантность   и   многое   другое.   В   основе   Стандарта   лежит   Концепция   духовно­ нравственного развития, воспитания личности гражданина России.  Проживание в мире и согласии предполагает наличие у каждого таких человеческих качеств   как   взаимопонимание,   взаимоуважение,   доброжелательность,   терпимость, ответственность, сдержанность, уступчивость, коммуникабельность. Актуальность постановки и решения задачи воспитания  подрастающего поколения в   духе   толерантности   как   одного   из   ведущих   гражданских   качеств   личности   является важнейшей   целью   воспитания   личности   школьников.   На   современном   этапе   развития общества любое государство претерпевает крупномасштабные изменения, как в области политики, экономики, так и в сфере образования. В отношениях между людьми растут отчуждение, черствость, нередко проявляется агрессия. Для школы проблема воспитания толерантности актуальна сама по себе. На этом жизненном этапе начинает складываться взаимодействие между детьми, пришедшими из разных   микросоциумов,   с   разным   жизненным   опытом   и   с   несформированностью способности к комуникации. Для плодотворного воспитания детей в классе необходимо свести   эти   противоречия   в   процессе   взаимодействия   к   некой   общей   основе. Ненасильственное,   уважительное   отношение,   гармонизация   отношений   в   классе, воспитание толерантности способствуют развитию сотрудничества. В школе важно научить ребенка, с одной стороны, принимать другого как значимого и ценного, а с другой стороны — критически относиться к своим собственным взглядам.  Основой   успешности   процесса   воспитания   толерантных   отношений     у   детей становится актуализация положительных черт, позитивного социального опыта, развитых (пусть даже в небольшой степени) конструктивных умений взаимодействия с людьми.   Формирование   толерантности   требует   построения   воспитательного   процесса   на двух   взаимосвязанных   уровнях:   информационном   (предоставляющем   знания   о толерантности, ее составляющих, ее проявлениях, о многомерности человеческого бытия, формирование   установки   на   толерантное   поведение)   и   на   поведенческом   (вооружение умениями   и   навыками   толерантного   взаимодействия),   составляющих   единое   целое. Основным   критерием   сформированности   толерантности   должно   стать   умение конструктивно,   толерантно   взаимодействовать   с   людьми   и   группами,   имеющими определенные отличия. В процессе воспитания толерантных отношений у младших подростков  необходимо учитывать культурную и этническую среду воспитания ребенка.  Диалогизация образовательного процесса и опора на сотрудничество как ведущий тип   взаимодействия   являются   обязательными   для   соблюдения   принципов   воспитания толерантных   отношений   у   младших   подростков.   При   этом   диалог   и   сотрудничество должны быть приоритетными взаимодействия в структуре: ученик­ученик, ученик­учитель, ученик­учитель­семья, ученик­учитель­среда, ученик­учитель­культура. Важно побуждать учащихся   к   осмыслению   и   осознанию   собственных   действий,   приемов,   способов деятельности. Представленная   программа   направлена   на   воспитание   миролюбия;   готовности   к конструктивному   взаимодействию   с   людьми   и   группами   людей   независимо   от   их социальной, религиозной принадлежности, взглядов, мировоззрения, стилей мышления и поведения; принятия и понимания других людей у младших подростков в ГБОУ СОШ села Малая Малышевка. Участниками   программы   являются   младшие   учащиеся   6   класса,   их   родители, учителя­предметники, классный руководитель. Концептуальная основа программы В  Федеральном государственном образовательном стандарте  общего образования прописаны   основные   виды   деятельности,         которыми   должен   овладеть   школьник   и определены   результаты   воспитания:   чувство   гражданской   идентичности,   патриотизм, стремление   к  познанию,   умение   общаться,   чувство   ответственности   за   свои   решения   и поступки, толерантность и многое другое.  В основе Стандарта лежит Концепция духовно­ нравственного развития, воспитания личности гражданина России.  Проживание в мире и согласии предполагает наличие у каждого таких человеческих качеств   как   взаимопонимание,   взаимоуважение,   доброжелательность,   терпимость, ответственность, сдержанность, уступчивость, коммуникабельность,  Программа разработана в соответствии со  следующими документами:   Конвенция ООН о правах ребёнка;    Конституция РФ; Закон РФ «Об образовании»; Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования   (приказ   Минобрнауки   России   от   17.12.2010   № 1897   «Об   утверждении федерального   государственного   образовательного   стандарта   основного   общего образования");  Декларация принципов толерантности. Утверждена резолюцией Генеральной конференции ЮНЕСКО        от 16 ноября 1995 года;  Концепция   духовно­нравственного   развития   и   воспитания   личности гражданина России.  Письмо Министерства образования и науки РФ «Об организации  внеурочной деятельности  при введении  федерального государственного образовательного  стандарта общего образования» от 12 мая 2011 г. № 03–2960;  Основная образовательная программа общего образования ГБОУ СОШ села Малая Малышевка. При   формировании   и   развитии   толерантных   отношений   у   младших   подростков необходимо опираться на положительный социальный и личный опыт ребенка, учитывать индивидуальные   психические     особенности,   использовать   социально­психологические методы   и   приемы   работы,   способствовать   созданию   в   классе   соответствующей воспитательной   атмосферы,   которая   предполагает:   уважение   инаковости   другого,   соблюдение   прав   личности   каждого, уважение   меньшинства   большинством, ответственность   этой   личности   перед   другими,   а   так   же   опираться   на   возможности   и уровень социальной среды, интегрировать микросреду в воспитательный процесс.   Цель Программы  – воспитание толерантных отношений у младших подростков, воспитание   потребности   и   готовности   к   конструктивному   взаимодействию   с   людьми   и   религиозной группами   людей   независимо   от   их   национальной, принадлежности,   состояния   здоровья,   взглядов,   мировоззрения,   стилей   мышления   и   социальной, поведения.   Задачи:  воспитание   у   младших   подростков     миролюбия,   принятия   и   понимания других людей, умения позитивно с ними взаимодействовать;  воспитание умения жить в коллективе и считаться с общественным мнением, взаимодействовать при решении проблем в коллективе; формирование уважения и признания к себе и к людям, к их культуре; развитие     способности   предупреждения   конфликтов   ненасильственными        методами;  овладение младшими подростками  нравственными знаниями; перевод   этих знаний в убеждения и реальные действия; формирование спокойного, уважительного отношения к окружающим людям (одноклассникам, учителям, родителям), к людям другой национальности; глубокое   ознакомление   учащихся   с   историей   и   культурой   своей   малой родины, своей страны, с историей и культурой народов мира. Условия реализации программы:  комплексная диагностика причин и условий, способствующих формированию толерантных отношений учащихся; социально­педагогическое   партнерство   с   родителями   и   общественными организациями для привлечения детей во внеурочную деятельность; формирование   у   младших   подростков   мотивации   для   участия   в мероприятиях по воспитанию толерантных отношений. Программа рассчитана на обучающихся 6­го класса в возрасте 11­12 лет. Занятия проводятся раз в неделю (34 часа в год).   Данная Программа опирается на приоритетные для ГБОУ СОШ села Малая малышевка технологии: 1) метод проектов; 2) личностно­ ориентированные   технологии;   3)   развития   критического   мышления;   4)   технологии здоровьесберегающие; 5) информационные технологии. В основе занятий лежат следующие принципы:        этичное отношение к личности; эмпатическое понимание мира подростка; конструктивное общение; интерес к личному опыту подростка и его актуализация; конфиденциальность; диалогичность и рефлексия; добровольность.                            Предполагаемый результат по ФГОС основного образования: а) предметный:  изучение   правил   безопасного   поведения   и   эффективного   межличностного взаимодействия не только в классе, но и в социально значимых группах;  восстановление   в   школьной   среде   национальных   традиций   российской культуры;  улучшение   психологической   и   социальной   комфортности   в   едином воспитательном пространстве школы; б) метапредметный:  освоение   приемов   эффективного   общения,   конструктивного   разрешения конфликтных ситуаций, базовых навыков общения; в) личностный:  развитие   позитивных   качеств   личности   подростков:   уверенности   в   своих силах,   доброжелательности,   терпимости,   умения   сотрудничать,   работать   над   собой, рефлексировать;     формирование личной и взаимной ответственности; формирование уважения к себе и другим людям; обучение работать в сотрудничестве с другими, отвечать за свои решения; воспитание дружелюбного отношения к представителям других стран. Форма подведения итогов реализации Программы ­  защита социального проекта «Толерантность – искусство жить вместе» учащимися 6 класса.   Содержание программы внеурочной деятельности «Искусство жить вместе». Раздел 1. Добро и зло, добрые отношения с другими людьми. Подвести учащихся к истинному смыслу (значению) указанных  категорий «Добро», «Зло».   Формирование   потребности   в   доброжелательных   взаимоотношениях.   Понятие  «дружба»:   содержание   понятия,   особенности   дружеских   отношений,   «правила» взаимодействия. Формирование навыков адекватного межличностного восприятия. Раздел   2.   Справедливость   и   сопереживание,   честность   и   лживость,   уважение   к людям. Осознание смысла нравственных категорий «справедливость, сочувствие»; развитие навыков  самопознания, конструктивного взаимодействия. Разбор содержательной стороны понятий,   сопоставление   понятий,   их   воздействие   на   жизнь   человека;   формирование потребности в искренних, правдивых   взаимоотношениях. Познакомить детей с понятием «уважение», что оно включает в себя, от чего   зависит, как мы влияем на проявление уважения/ неуважения  людей к нам. Раздел 3. Толерантность, толерантность к другим, толерантное  общение.  Выявление   ценностей   в   общении   с   людьми   каждого   из   участников   группы. Знакомство  с   функциями,   значением   выразительных   средств  общения   (мимика,   жесты, взгляд…).   Понятие   «индивидуальные   особенности»   и   терпимое   отношение   к индивидуальности окружающих. Понятие  «толерантность», помочь детям  увидеть  общие  ценности,   объединяющие   всех   людей,   несмотря   на   национальность,   образ   жизни, предпочтения   в   одежде,   религию,   культуру.   Воспитание   толерантного   отношения   к окружающим.   Формирование   навыков   конструктивного   взаимодействия   с   людьми. Повышение уровня  толерантности и сплочённости  в группе. Критериями   оценки   эффективности   реализации   программы   является   повышение уровня усвоения нравственных категорий и уровня проявления толерантности у учащихся. Календарно­тематическое планирование программы внеурочной деятельности «Искусство жить вместе». № п/п 1. Тема занятия Форма проведения занятия Дата по плану   Дата фактически Трагедия Беслана в наших  сердцах. Урок мира 06.09.2016 г. 2. Изготовление плакатов,  лозунгов, журавликов. Урок ­ практикум 13.09.2016 г. 3. Срез толерантности Анкетирование 20.09.2016 г. /интолерантности личности. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11.  Урок добра ко Дню пожилого  человека.  Операция «Милосердие» 27.09.2016 г. Умение слушать и слышать  другого. Я и ты.  Международный День  толерантности. На чём основано  взаимопонимание? Диспут 04.10.2016 г.  Конкурсная программа Беседа­ рассуждение 11.10.2016 г. 18.10.2016 г. Мир непохожих. Мир тишины. Видео­урок 26.10.2016 г. Национальный этикет. Устный журнал 01.11.2016 г. Кухни народов России и мира. Классный час 15.11.2016 г. Что такое сотрудничество? Я и мы.   Диспут 22.11.2016 г. 12. Как научиться прощать? Психологическая 29.11.2016 г. игра 13. Как празднуют Новый год в  разных странах Праздничная программа 06.12.2016 г. 14. Мир – основа жизни на земле. Конкурс творческих работ 13.12.2016 г. 15. Права одни для всех. Конкурсно­ 20.12.2016 г. интеллектуальная игра 16. 17. День международных объятий. Классный час 27.12.2016 г. Время милосердия, доброты и всепрощения. Беседа с элементами дискуссии 10.01.2017 г. 18. Толерантное поведение –  бесконфликтное общество. Круглый стол 17.01.2017 г. 19. Толерантность в картинках. Видео­урок 24.01.2017 г. 20­21. Подготовка материалов к  оформлению и защите проекта  «Толерантность – искусство  жить вместе». Уроки ­ практикумы 31.01.2017 г. 22. Защита проекта  «Толерантность­искусство  жить вместе». Выступление инициативной группы класса 07.02.2017 г. 23. Движение к взаимопониманию. Беседа с 14.02.2017 г. элементами игры 24. Все дети – за мир на Земле! Чтение стихов о 21.02.2017 г. 25. Мы разные, но мы вместе. мире Конкурсная программа 28.02.2017 г. 26. 27. 28. 29. 30. 31. 32. 33. В каждом человеке солнце,  только дайте ему светить. Круглый стол 07.03.2017 г. Расы, народы, нации. Классный час 14.03.2017 г. Венок дружбы. Викторина 21.03.2017 г.   Профилактике экстремизма и правонарушений среди  учащихся в сфере  межнациональных отношений.   Лекция и презентация 04.04.2017 г.  Экстремизм: зона бедствия. Круглый стол 11.04.2017 г. Способы решения конфликта. Тренинг 18.04.2017 г.   Лучший знаток толерантного Игра с 25.04.2017 г. поведения  использованием ИКТ Люди разных национальностей против фашизма. Классный час 16.05.2017 г. 34. Защита социального проекта. Занятие­отчёт, защита проекта 23.05.2017 г. Описание учебно­методического и материально­технического обеспечения курса внеурочной деятельности Список методической литературы 1  Асмолов А.Г. Толерантность: различные парадигмы анализа//Толерантность и общественное сознание в России. – М.: 1998. 2 Бардиер Г.Л. Социальная психология толерантности. СПб.: Изд­во Санкт­ Петербургского ун­та, 2005. – 120с. 3 Декларация принципов толерантности. Утверждена резолюцией Генеральной конференции ЮНЕСКО        от 16 ноября 1995 года 4 5 Закон РФ № 273 «Об образовании» Концепция   духовно­нравственного   развития   и   воспитания   личности гражданина России. 6 7 8 511. О смыслах понятия «толерантность»//Век толерантности. 2001. №1. С. 5­6 Основная образовательная программа общего образования ГБОУ СОШ № Письмо Министерства образования и науки РФ «Об организации  внеурочной деятельности  при введении  федерального государственного образовательного  стандарта общего образования» от 12 мая 2011 г. № 03–2960. 9 Психодиагностика толерантности личности/под ред. Г.У. Солдатовой, Л.А. Шайгеровой – М.: Смысл, 2008. – 172с. 10 Психолого­педагогическая и социальная поддержка подростков: программы, групповые занятия, проектная деятельность/авт. Сост. С.А. Пырочкина, О.П. Погорелова. – Волгоград: Учитель, 2008. – 123с. 11 Скрипюк И.И. 111 баек для тренеров: истории, мифы, сказки, анекдоты. – СПб.: Питер, 2006. – 176с. 12 Толерантное   сознание   и   формирование   толерантных   отношений   (теория   и практика): Сб. науч. – метод. Ст. – 2 изд., стереотип. – М.: Издательство НПО «МОДЭК», 2003. – 368с. 13 Федеральная   целевая   программа   «Формирование   установок   толерантного сознания   и   профилактика   экстремизма   в   российском   обществе   (2001­2005   годы)»//Век толерантности. 2001, №2 С11­25. 14 Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования   (приказ   Минобрнауки   России   от   17.12.2010   № 1897   «Об   утверждении федерального   государственного   образовательного   стандарта   основного   общего образования"). Технические средства обучения 1 Компьютер; 2 Проектор; 3 Экран; 4 Фотоаппарат. 1 Презентации; 2 Фонограммы к песням.   Экранно­звуковые пособия

Рабочая программа внеурочной деятельности по социальному направлению «Искусство жить вместе».

Рабочая программа внеурочной деятельности  по социальному направлению «Искусство жить вместе».

Рабочая программа внеурочной деятельности по социальному направлению «Искусство жить вместе».

Рабочая программа внеурочной деятельности  по социальному направлению «Искусство жить вместе».

Рабочая программа внеурочной деятельности по социальному направлению «Искусство жить вместе».

Рабочая программа внеурочной деятельности  по социальному направлению «Искусство жить вместе».

Рабочая программа внеурочной деятельности по социальному направлению «Искусство жить вместе».

Рабочая программа внеурочной деятельности  по социальному направлению «Искусство жить вместе».

Рабочая программа внеурочной деятельности по социальному направлению «Искусство жить вместе».

Рабочая программа внеурочной деятельности  по социальному направлению «Искусство жить вместе».

Рабочая программа внеурочной деятельности по социальному направлению «Искусство жить вместе».

Рабочая программа внеурочной деятельности  по социальному направлению «Искусство жить вместе».

Рабочая программа внеурочной деятельности по социальному направлению «Искусство жить вместе».

Рабочая программа внеурочной деятельности  по социальному направлению «Искусство жить вместе».

Рабочая программа внеурочной деятельности по социальному направлению «Искусство жить вместе».

Рабочая программа внеурочной деятельности  по социальному направлению «Искусство жить вместе».

Рабочая программа внеурочной деятельности по социальному направлению «Искусство жить вместе».

Рабочая программа внеурочной деятельности  по социальному направлению «Искусство жить вместе».

Рабочая программа внеурочной деятельности по социальному направлению «Искусство жить вместе».

Рабочая программа внеурочной деятельности  по социальному направлению «Искусство жить вместе».
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.06.2018