Рабочая программа внеурочной деятельности «Разговор о правильном питании»
Оценка 4.9

Рабочая программа внеурочной деятельности «Разговор о правильном питании»

Оценка 4.9
Образовательные программы
doc
биология +1
2 кл—4 кл
22.06.2017
Рабочая программа внеурочной деятельности «Разговор о правильном питании»
Рабочая программа внеурочной деятельности «Разговор о правильном питании» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе примерной программы начального общего образования и авторских программ М.М.Безруких, Т.А.Филиппова, А.Г.Макеева «Разговор о правильном питании» и «Две недели в лагере здоровья», с учётом требований и содержания основной образовательной программы начального общего образования.Рабочая программа внеурочной деятельности «Разговор о правильном питании»
Рабочая программа внеурочной деятельности «Разговор о правильном питании» .doc
Пояснительная записка Рабочая программа внеурочной деятельности «Разговор о правильном питании» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта   начального   общего   образования,   на   основе   примерной   программы   начального общего   образования   и   авторских   программ  М.М.Безруких,   Т.А.Филиппова,   А.Г.Макеева «Разговор о правильном питании» и «Две недели в лагере здоровья», с учётом требований и содержания основной образовательной  программы  начального   общего  образования МБОУ СОШ  № 2 (приказ  № 489 от 30.08.14 г.) Актуальность рабочей программы Снижение   уровня   показателей   здоровья   –   актуальная   проблема   современного общества.   Её   решение   включает   в   себя   множество   аспектов:   социальный,   экологический, экономический   и   т.д.   Одно   из   ведущих   мест   среди   них   занимает   культурный   аспект, связанный   с   формированием   у   подрастающего   поколения   ценностного   отношения   к собственному здоровью. Важную роль в реализации этой задачи играет программа «Разговор о правильном питании. Данная программа представляет детям широкую панораму правильного и здорового питания как компонент сохранения здоровья и долголетия.    Программа   «Разговор   о   правильном   питании»   помогает   ученику   в   формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к здоровью, воспитывает нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, способных оценивать своё место   в  окружающем  мире   и  участвовать   в  созидательной   деятельности   на  благо  родной страны и планеты Земля. Описание места рабочей программы в учебном плане Программа внеурочной деятельности «Разговор о правильном питании» введена в часть учебного  плана,  формируемого   образовательным   учреждением   в   рамках            спортивно­ оздоровительного направления.  Преподавание осуществляется во второй половине дня. Рабочая   программа   внеурочной   деятельности   «Разговор   о   правильном   питании» является модифицированной (адаптированной) программой.  Срок   реализации  рабочей   программы  ­  3года.  Рабочая   программа   рассчитана   на учащихся  2 –  4  классов  в  возрасте  7 –  10  лет.  Объём  учебного  времени,  отводимого  на изучение риторики со 2­го по 4­й класс – 102 часа (1 час в неделю). Во 2 – 4 классах ­ 34 часа для каждого класса (1 час в неделю, 34 недели).  Преимущество   курса   заключается   в   том,   что   его   материал   носит   практико­ ориентированный   характер,   актуален   для   детей.   Всё,   что   они   узнают   и   чему   учатся   на занятиях, они могут применить дома и в гостях уже сегодня.  Обучение   школьников   по   программе   строится   на   основе   освоения   конкретных процессов преобразования и использования материалов, информации, объектов природной и социальной   среды;   в   соответствии   с   использованием   форм   и   методов   обучения психологических особенностей младших школьников. Новизна  рабочей программы Значение программы состоит в том, что в ходе её изучения школьники овладевают основами практико­ориентированных знаний о человеке; о правилах питания, направленных на сохранение и укрепление здоровья, на формирование готовности соблюдать их; учатся осмысливать причинно­следственные связи формирования навыков правильного питания как составной части здорового образа жизни.  2 В программе «Разговор о правильном питании» заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Программа использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения и литературы, русского   языка   и   математики,   музыки   и   изобразительного   искусства,   технологии   и физической   культуры,   совместно   с   ними   приучая   детей   к   рационально­научному   и эмоционально­ценностному постижению окружающего мира.        Цель:  создание   условий   для   формирования   у   детей   представления   о   важности правильного питания, как составной части сохранения и укрепления здоровья.   развитие представлений школьников о правильном питании;   формирование навыков правильного питания как составной части здорового образа Задачи: жизни;  развитие представления о правилах этикета, связанных с питанием, осознания того, что навыки этикета являются неотъемлемой частью общей культуры личности;   развития представления о социокультурных аспектах питания, его связи с культурой и историей народа;   развитие творческих способностей. Особенности рабочей программы Программа построена на принципах:       доступности (учет возрастных и индивидуальных особенностей познавательной  деятельности детей младшего школьного возраста); наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов); научности (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы); демократичности (взаимодействие педагога и ученика в социуме); актуализации знаний и умений (учебные ситуации предлагаются с точки зрения  потребностей младших школьников); деятельностной основы процесса обучения (удовлетворение потребности детей  данного возраста в игре и эмоционально­наглядной опоре). Работа   по   программе   «Разговор   о   правильном   питании»   осуществляется   в   разных формах   организации   детской   деятельности   с   учетом   возрастных   и   индивидуальных особенностей детей и видов деятельности. Поставленные в программе задачи реализуются не только на специальных занятиях, но и в так называемых повседневных обучающих ситуациях, в   ходе   организационных   моментов.   В   учебном   процессе   используются   игровые   формы   и методы   обучения   и   закрепления   полученных   знаний.   Большое   значение   придается самостоятельной познавательной и продуктивной деятельности детей.   Для занятий используются рабочие тетради « Разговор о правильном питании», «Две недели в лагере здоровья». Дети проводят исследовательскую работу по различным темам, ходят   на   экскурсии,   оформляют   плакаты   по   правилам   правильного   питания,   выполняют 3 практические   работы.   Всё   это   позволяет   реально   сформировать   у   школьников   полезные навыки и привычки в области рационального здорового питания. Реализация   программы   ориентирована   на   творческую   работу   ребёнка   – индивидуальную или групповую. Индивидуально дети выполняют задания в рабочих тетрадях. Коллективно или в группах   работают над творческими проектами, оформляют плакаты по правилам правильного питания, выставки, участвуют в конкурсах, праздниках.  В   результате   формируются   такие   качества   как   ответственность,   взаимопомощь, взаимовыручка, любознательность, коллективизм. Одно из важнейших условий эффективного проведения курса — поддержка родителей. Поэтому в «Разговоре о правильном питании» часть заданий ориентирована на совместную деятельность   детей   и   взрослых.   Родители   также   участвуют   в   подготовке   и   проведении различных мероприятий — праздников, конкурсов, викторин. В ходе реализации программы используются разнообразные формы и методы, носящие преимущественно интерактивный характер, обеспечивающий непосредственное участие детей в   работе   по   программе,   стимулирующий   их   интерес   к   изучаемому   материалу,   дающий возможность проявить свои творческие способности. Наиболее   распространенными   при   этом   являются   игровые   методики   ­   ролевые, ситуационные,   образно­ролевые   игры,   а   также   элементы   проектной   деятельности, дискуссионные формы. Ролевая игра  базируется на изображении ее участниками определенных персонажей, действующих в заданных условиях. В ходе взаимодействия участники игры должны решить поставленную   перед   ними   задачу.   Ролевые   игры   оказываются   весьма   эффективными   при освоении детьми навыков поведения в различных ситуациях (при изучении темы «Где и как мы   едим»   школьники   должны   продемонстрировать   варианты   поведения   в   кафе   –   игра «Кафе»). Ситуационная игра предполагает четко заданный сценарий действий и ориентирована на конкретный результат (при изучении темы «Продукты разные важны, блюда разные важны» дети должны распределить продукты по трем цветным «столам», в зависимости от частоты употребления того или иного продукта в пищу). Образно­ролевые   игры  позволяют   активизировать   конкретно   чувственный   опыт, сформировать   определенное   эмоциональное   отношение   к   тому   или   иному   фактору   (при изучении темы «Здоровье – это здорово» дети должны представить пантомиму, изобразив полезные и вредные привычки – игра «Угадай­ка»). Проектная   деятельность  основывается   на   творчестве,   самостоятельной   работе школьников для решения поставленной задачи (в теме «Кулинарная история» дети готовят викторину для своих одноклассников, посвященную кулинарии в Средние века). Дискуссия, обсуждение. Основная задача заключается в формировании у школьников личной позиции в отношении того или иного вопроса. Дискуссия может быть организована в форме круглого стола, брейн­ринга и т. п. Формы работы:  Групповая работа. Работа в парах.(сюжетно­ролевые игры, игры с правилами, образно­ ролевые игры, дискуссии).  Фронтальная работа – это работа со всеми учащимися. Учитель предлагает беседу, рассказ,   историю,   чтение   статей,   информационный   материал.   Такая   форма   работы требует устойчивого внимания и заинтересованность учащихся. 4  Индивидуальная   работа –   большое   значение   имеет   для   обработки   практических навыков   и   умений,   ответы   на   вопросы   анкеты,   проблемные   задания,   выполнение санитарно­гигиенических требований. Методы:  Репродуктивный  Проблемный   Частично­поисковый   Объяснительно­иллюстративный.  Планируемые результаты В результате изучения курса «Разговор о правильном питании» младшие школьники  получат представления:        о правилах и основах рационального питания,  о необходимости соблюдения гигиены питания; о полезных продуктах питания; о структуре ежедневного рациона питания; об ассортименте наиболее типичных продуктов питания; об особенностях питания в летний и зимний периоды, причинах вызывающих изменение в рационе питания;  об основных группах питательных веществ – белках, жирах, углеводах, витаминах и минеральных солях, функциях этих веществ в организме; умения:             Полученные знания позволят детям ориентироваться в ассортименте наиболее  типичных продуктов питания, сознательно выбирать наиболее полезные; Дети смогут оценивать свой рацион и режим питания с точки зрения соответствия требованиям   здорового   образа   жизни   и   с   учётом   границ   личностной   активности корректировать несоответствия;   Дети получат знания и навыки, связанные с этикетом в области питания с, что в определённой   степени   повлияет   на   успешность   их   социальной   адаптации,   установление контактов с другими людьми. Проверка   усвоения   программы   проводится   в   форме   анкетирования,   тестирования, выполнения творческих заданий. Подведение   итогов   проводится   в   виде   выставок   работ   учащихся,   праздников,   игр, Формы контроля викторин.  5 Учебно­тематический план  1 год обучения № Раздел Количество часов теория практика всего Здоровье это здорово. 1 2 Продукты   разные   нужны, продукты разные важны.  Режим питания. Итого  3 5 9 6 20 3 5 6 14 8 14 12 34 Учебно­тематический план  2 год обучения № Раздел Количество часов теория практика всего 1 Продукты   разные   нужны, продукты разные важны.  Где и как мы едим.  Энергия пищи. Итого 2 3 4 4 5 13 7 7 7 21 11 11 12 34 Учебно­тематический план  3 год обучения № Раздел Количество часов 1 Здоровье – это здорово.  практика 7 всего 12 теория 5 6 2 3 Традиции и культура  питания. Энергия пищи. Итого 4 4 13 8 6 21 12 10 34 7 Содержание программы Здоровье это здорово (8 ч.) Формирование у школьников основных принципов гигиены питания. Работа в тетрадях, 1 год обучения оформление плаката с правилами питания. Игры, конкурсы, викторины.  Продукты разные нужны, продукты разные важны (14 ч.) Беседы « Какие продукты полезны и необходимы  человеку». Учимся выбирать самые полезные продукты. Игры, викторины, конкурсы. Беседа «О пользе витаминных продуктов». Значение     витаминов   и   минеральных   веществ   в   питании   человека;   о   значении   молока   и молочных продуктов. Составление и отгадывание кроссвордов, практическая работа, ролевые игры. Участие в мини – проектах. Режим питания (12 ч.) Беседа   о   важности   регулярного   питания.   Соблюдение   режима   питания.   Игры, конкурсы, викторины. Составление меню завтрака, обеда и ужина. Участие в мини – проектах. 2 год обучения Продукты разные нужны, продукты разные важны (11 ч.)   Беседа   «О   пользе   витаминных   продуктов».Значение     витаминов   и   минеральных веществ   в   питании   человека;   о   значении   молока   и   молочных   продуктов.   Составление   и отгадывание кроссвордов, практическая работа ролевые игры. Участие в мини – проектах. Где и как мы едим (11 ч.)  Беседа « Где и как готовят пищу» Устройство кухни. Правила   гигиены.   Беседа   «Как   правильно   накрыть   стол».   Столовые   приборы. Экскурсия на кухню в школьной столовой. Ролевые игры. Конкурс «Салфеточка». Участие в мини – проектах. Энергия пищи (12 ч.)  Беседа «Что надо есть, чтобы стать сильнее». Высококалорийные продукты. Работа в тетрадях, составление меню второго завтрака в школе, ролевые игры. Полезность   продуктов,   получаемых   из   зерна.   Традиционные   народные   блюда   из продуктов,   получаемых   из   зерна.   Ролевые   игры.   Конкурс   «Хлебопеки».   Праздник   «Хлеб всему голова». Участие в мини – проектах. 3 год обучения Здоровье – это здорово (12 ч.) Формирование у школьников основных принципов гигиены питания. Работа в тетрадях, оформление плаката с правилами питания. Игры, конкурсы, викторины. Участие в мини – проектах. Традиции и культура питания(12 ч.) Беседа: «Какую пищу можно найти в лесу» Правила поведения в лесу. Правила сбора грибов и ягод. Знакомство с традициями питания регионов, историей быта своего народа. Работа в тетрадях. Конкурс – рисунков «Вкусный маршрут». Игра – проект « кулинарный глобус». Участие в проектах. Энергия пищи (10 ч.)  Беседа «Что и как можно приготовить из рыбы» Важность употребления   рыбных   продуктов.   Беседа   о   морепродуктах.   Блюда   из   морепродуктов Знакомство с обитателями моря. Работа в тетрадях. Эстафета поваров « Рыбное меню» Конкурс рисунков « В подводном царстве». Конкурс пословиц и поговорок. Участие в проектах. 8 Личностными результатами освоения учащимися программы являются:  Результаты изучения программы  проявление познавательных интересов и активности в области здорового питания;   овладение установками, нормами и правилами правильного питания;   готовность и способность делать осознанный выбор здорового питания, в том числе ориентироваться в ассортименте наиболее типичных продуктов питания, сознательно выбирать   наиболее   полезные   ценностно­смысловые   установки       представления   об адекватности питания, его соответствия росту, весу, возрасту, образу жизни человека.  Метапредметными результатами освоения программы являются:   способность и готовность к освоению систематических знаний о правильном питании, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции;   способность к сотрудничеству и коммуникации;   способность к решению личностных и социально значимых проблем здорового питания и воплощение найденных решений в практику;   способность   к   самоорганизации,   саморегуляции   и   рефлексии   в   области   здорового питания. Предметными результатами освоения программы являются: В познавательной сфере:   рациональное использование учебной и дополнительной технологической информации для проектирования и создания личной траектории здорового питания;   оценка технологических свойств сырья и областей их применения;   формирование   представления   о   роли   национальных   кухонь   в   обеспечении полноценным питанием жителей той или иной местности.  В трудовой сфере:  соблюдение норм и правил безопасности труда, пожарной безопасности, правил санитарии и гигиены;  планирование технологического процесса труда.  В мотивационной сфере:   выраженная готовность в потребности здорового питания;   осознание ответственности за качество правильного питания.  В эстетической сфере:   дизайнерское проектирование блюд с точки зрения здорового питания;   освоение навыков сервировки стола.  В коммуникативной:   публичная презентация и защита мини­проектов по здоровому питанию.  9 Интернет­ресурсы: Методическое обеспечение программы Официальный сайт Nestle GNP  Глобальная программа «Здоровые дети»  https://prav­pit.ru Техническое обеспечение: 1. Интерактивная доска 2. Компьютер 3. Проектор Литература для учителя Список литературы 1. Безруких   М.М.,   Филиппова   Т.А.,   Макеева   А.Г.   Две   недели   в   лагере   здоровья. Методическое пособие. ­ М.: ОЛМА Медиа Групп, 2009 2. Безруких   М.М.,   Филиппова   Т.А.,   Макеева   А.Г.   Разговор   о   правильном   питании. Методическое пособие.­ М.: ОЛМА Медиа Групп, 2009 3. Климович Ю. П. Учимся правильно питаться. Для учителей, работающих по программе «Разговор  о правильном питании» ­ Волгоград: Учитель, 2007 4. Обухова  Л.   А.,  Лемяскина  Н.  А.  30  уроков  здоровья:  Методическое  пособие  ­М.:  ТЦ «Сфера», 2001 5. Похлёбкин В.В. История важнейших пищевых продуктов. М., 2000 6. Этикет и сервировка праздничного стола. М., 2002  Литература для учащихся 1. Безруких М.М., Филиппова Т.А. Разговор о правильном питании.             Рабочая тетрадь для школьников.­ М.: ОЛМА Медиа Групп, 2011 2. Безруких М.М., Филиппова Т.А., Макеева А.Г. Две недели в лагере здоровья. Рабочая тетрадь для школьников. ­ М.: ОЛМА Медиа Групп, 2011 3. Кондова С.Н.Что готовить, когда мамы нет дома М., 1990 4. Этикет и сервировка праздничного стола. М., 2002 10 Предполагаемая результативность курса Первый уровень результатов  (2 класс) Второй уровень результатов  (3 класс) Третий уровень результатов  (4 класс) Приобретение  школьниками знаний об  этике и эстетике  повседневной жизни  человека, об основах  здорового образа жизни, о  правилах конструктивной  групповой работы, об  основах разработки мини ­ проектов и организации  коллективной творческой  деятельности, о способах  самостоятельного поиска,  нахождения и обработки  информации, о правилах  проведения исследования.                                                Развитие ценностных  отношений школьника к   родной природе и культуре, труду, знаниям, своему  собственному здоровью и  внутреннему миру. Знание  народных традиций,  связанных с питанием и  здоровьем.  Умение  применять правила  правильного питания для  сохранение и укрепление  здоровья. Знание истории и  культуры, связанных с  питанием своего и других  народов.  Приобретение опыта  исследовательской  деятельности, опыта  публичного выступления,  опыта самообслуживания,  самоорганизации и  организации совместной  деятельности с другими  детьми.  Умение оценивать и контролировать свой рацион  и режим питания с точки  зрения соответствия  требованиям здорового  образа жизни.  Умение  использовать полученные  знания при ориентировании в ассортименте наиболее  типичных продуктов  питания, сознательно  выбирая наиболее полезные.   11

Рабочая программа внеурочной деятельности «Разговор о правильном питании»

Рабочая программа внеурочной деятельности «Разговор о правильном питании»

Рабочая программа внеурочной деятельности «Разговор о правильном питании»

Рабочая программа внеурочной деятельности «Разговор о правильном питании»

Рабочая программа внеурочной деятельности «Разговор о правильном питании»

Рабочая программа внеурочной деятельности «Разговор о правильном питании»

Рабочая программа внеурочной деятельности «Разговор о правильном питании»

Рабочая программа внеурочной деятельности «Разговор о правильном питании»

Рабочая программа внеурочной деятельности «Разговор о правильном питании»

Рабочая программа внеурочной деятельности «Разговор о правильном питании»

Рабочая программа внеурочной деятельности «Разговор о правильном питании»

Рабочая программа внеурочной деятельности «Разговор о правильном питании»

Рабочая программа внеурочной деятельности «Разговор о правильном питании»

Рабочая программа внеурочной деятельности «Разговор о правильном питании»

Рабочая программа внеурочной деятельности «Разговор о правильном питании»

Рабочая программа внеурочной деятельности «Разговор о правильном питании»

Рабочая программа внеурочной деятельности «Разговор о правильном питании»

Рабочая программа внеурочной деятельности «Разговор о правильном питании»

Рабочая программа внеурочной деятельности «Разговор о правильном питании»

Рабочая программа внеурочной деятельности «Разговор о правильном питании»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.06.2017