Рабочая программа внеурочной деятельности "Умелые руки"( срок реализации 1 год) для 3 класса
Оценка 4.8

Рабочая программа внеурочной деятельности "Умелые руки"( срок реализации 1 год) для 3 класса

Оценка 4.8
Работа в классе
docx
воспитательная работа
3 кл
01.04.2018
Рабочая программа внеурочной деятельности "Умелые руки"( срок реализации 1 год) для 3 класса
Рабочая программа внеурочной деятельности "Умелые руки" для 3 класса срок реализации 1 год. Программа разработана для занятий с учащимися 3 класса во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального образования второго поколения.В процессе разработки программы главным ориентиром стала цель гармоничного единства личностного , познавательного , коммуникативного развития учащихся.Рабочая программа внеурочной деятельности "Умелые руки" для 3 класса ( срок реализации 1 год )
Рабочая программа доп..docx
Согласовано                                                            УТВЕРЖДАЮ                         Зам. директора по ВМР                  Директор                           Губина О.В.                     Меньшикова Е.П                                                                                                                                                                                                                      РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  «Умелые руки»                                                                                                                      (наименование)                             1 год   (срок реализации программы)                                                                                                                               Составитель: Бондаренко С.В. 1 Пояснительная записка Программа «Умелые руки» разработана для занятий с учащимися 3 класса во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования второго  поколения. В процессе разработки программы главным ориентиром стала цель гармоничного  единства личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития учащихся,  воспитание у них интереса к активному познанию истории материальной культуры и семейных традиций своего и других народов, уважительного отношения к труду.  Методологическая   основа   в   достижении   целевых   ориентиров   –   реализация   системно­ деятельностного   подхода   в   начальном   обучении,   предполагающая   активизацию познавательной, художественно­эстетической деятельности каждого учащегося с учетом его возрастных   особенностей,   индивидуальных   потребностей   и   возможностей.   Занятия художественной   практической   деятельностью   решают   не   только   задачи   художественного воспитания,   но   и   более   масштабные   –   развивают   интеллектуально­творческий   потенциал ребенка. В силу того, что каждый  ребенок является  неповторимой индивидуальностью  со своими   психофизиологическими   особенностями   и   эмоциональными   предпочтениями, необходимо   предоставить   ему   как   можно   более   полный   арсенал   средств   самореализации. Освоение множества технологических приемов при работе с разнообразными материалами в условиях простора для свободного творчества помогает детям познать и развить собственные возможности   и   способности,   создает   условия   для   развития   инициативности, изобретательности, гибкости мышления.  Важное   направление   в   содержании   программы   «Умелые   руки»   уделяется   духовно­ нравственному   воспитанию   младшего   школьника.   На   уровне   предметного   содержания создаются условия для воспитания:   патриотизма: через активное познание истории материальной культуры и традиций своего и других народов; трудолюбия,   творческого   отношения   к   учению,   труду,   жизни   (привитие   детям уважительного   отношения   к   труду,   трудовых   навыков   и   умений   самостоятельного конструирования и моделирования изделий, навыков творческого оформления результатов своего труда и др.);  ценностного   отношения   к   прекрасному,   формирования   представлений   об   эстетических ценностях (знакомство обучающихся с художественно­ценными примерами материального мира,   восприятие   красоты   природы,   эстетическая   выразительность   предметов рукотворного мира, эстетика труда, эстетика трудовых отношений в процессе выполнения коллективных художественных проектов);  ценностного отношения к природе, окружающей среде (создание из различного материала образов картин природы, животных, бережное отношение к окружающей среде в процессе работы с природным материалом и др.);  ценностного   отношения   к   здоровью   (освоение   приемов   безопасной   работы   с инструментами,   понимание   детьми   необходимости   применения   экологически   чистых материалов, организация здорового созидательного досуга и т.д.).        Наряду с реализацией концепции духовно­нравственного воспитания, задачами привития   младшим   школьникам   технологических   знаний,   трудовых   умений   и   навыков программа «Умелые руки» выделяет и другие приоритетные направления, среди которых:  2       ­ интеграция предметных областей в формировании целостной картины мира и развитии универсальных учебных действий;  ­ формирование информационной грамотности современного школьника;  ­ развитие коммуникативной компетентности;  ­  формирование   умения   планировать,  контролировать  и   оценивать   учебные   действия   в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;  ­использование знаково­символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;  ­   овладение   логическими   действиями   сравнения,   анализа,   синтеза,   обобщения, классификации   по   родовидовым   признакам,   установления   аналогий   и   причинно­ следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.  3   Основные   содержательные   линии   программы   направлены   на   личностное развитие учащихся, воспитание у них интереса к различным видам деятельности, получение и развитие определенных профессиональных навыков. Программа дает возможность ребенку как можно   более   полно   представить   себе   место,   роль,   значение   и   применение   материала   в окружающей жизни.  Связь   прикладного   творчества,   осуществляемого   во   внеурочное   время,   с содержанием обучения по другим предметам обогащает занятия художественным трудом и повышает   заинтересованность   учащихся.   Поэтому   программой   предусматриваются тематические   пересечения   с   такими   дисциплинами,   как   математика   (построение геометрических   фигур,   разметка   циркулем,   линейкой   и   угольником,   расчет   необходимых размеров   и   др.),   окружающий   мир   (создание   образов   животного   и   растительного   мира). Системно­деятельностный   и   личностный   подходы   в   начальном   обучении   предполагают активизацию   познавательной   деятельности   каждого   учащегося   с   учетом   его   возрастных   и индивидуальных особенностей. Исходя из этого, программа «Умелые руки»  предусматривает большое количество развивающих   заданий   поискового   и   творческого   характера.   Раскрытие   личностного   потенциала младшего   школьника   реализуется   путём   индивидуализации   учебных   заданий.   Ученик всегда имеет возможность принять самостоятельное решение о выборе задания, исходя из степени его сложности. Он может заменить предлагаемые материалы и инструменты на другие, с аналогичными свойствами и качествами. Содержание программы нацелено на активизацию   художественно­эстетической,   познавательной   деятельности   каждого учащегося   с   учетом   его   возрастных   особенностей,   индивидуальных   потребностей   и возможностей,   преемственность   с   дошкольными   видами   деятельности   детей, формирование   мотивации   детей   к   труду,   к   активной   деятельности   на   уроке   и   во внеурочное время.   В   программе   уделяется   большое   внимание   формированию   информационной грамотности на основе разумного использования развивающего потенциала информационной среды   образовательного   учреждения   и   возможностей   современного   школьника.   Передача учебной   информации   производится   различными   способами   (рисунки,   схемы,   выкройки, чертежи, условные обозначения). Включены задания, направленные на активный поиск новой информации – в книгах, словарях, справочниках. Развитие коммуникативной компетентности происходит посредством приобретения опыта коллективного взаимодействия, формирования умения   участвовать   в   учебном   диалоге,   развития   рефлексии   как   важнейшего   качества, определяющего   социальную   роль   ребенка.   Программа   курса   предусматривает   задания, предлагающие разные виды коллективного взаимодействия: работа в парах, работа в малых группах,   коллективный   творческий   проект,   инсценировки,   презентации   своих   работ, коллективные игры и праздники.  Социализирующую функцию учебно­методических и информационных ресурсов образования обеспечивает ориентация содержания занятий на жизненные потребности детей.   У   ребёнка   формируются   умения   ориентироваться   в   окружающем   мире   и   адекватно реагировать на жизненные ситуации. Значительное внимание должно уделяться повышению мотивации. Ведь настоящий процесс художественного творчества невозможно представить без особого эмоционального фона, без состояния вдохновения, желания творить. В таком состоянии   легче   усваиваются   навыки   и   приемы,   активизируются   фантазия   и изобретательность. Произведения, возникающие в этот момент в руках детей, невозможно сравнить с результатом рутинной работы.  Для   того   чтобы   вызвать   у   ребят   устойчивое   желание   работать   над   данной поделкой, учебные пособия дополнены разного рода информационным содержанием для того чтобы   расширять   представления   об   изображаемых   объектах,   анализировать   целевое назначение поделки.   Существенную помощь в достижении поставленных задач окажет методически   грамотно построенная работа с учебными пособиями.  На первом этапе формируется деятельность наблюдения. Ребенок анализирует изображение поделки, пытается понять, как она выполнена, из каких материалов. Далее он должен   определить   основные   этапы   работы   и   их   последовательность,   обучаясь   при   этом навыкам самостоятельного планирования своих действий. В большинстве случаев основные этапы работы показаны в пособиях в виде схем и рисунков. Однако дети имеют возможность предлагать свои варианты, пытаться усовершенствовать приёмы и методы, учиться применять их на других материалах.  Следует   помнить,   что   задача   занятия   ­   освоение   нового   технологического приема   или   комбинация   ранее   известных   приемов,   а   не   точное   повторение   поделки, предложенной   в   пособии.   Такой   подход   позволяет   оптимально   учитывать   возможности каждого   учащегося,   поскольку   допускаются   варианты   как   упрощения,   так   и   усложнения задания.   Дети могут изготавливать изделия, повторяя образец, внося в него частичные изменения   или   реализуя   собственный   замысел.   Следует   организовывать   работу   по   поиску альтернативных возможностей, подбирать другие материалы, вместо заданных.  4  Количество часов: в год - 68ч.  в неделю - 2ч.  Срок реализации программы – 1 год  Планируемые результаты освоения учащимися программы  курса «Умелые руки»  Личностные универсальные учебные действия  У обучающегося будут сформированы:  интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения;  познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов; адекватное понимание причин успешности/неуспешности творческой деятельности.    Обучающийся получит возможность для формирования:  внутренней позиции на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни; выраженной познавательной мотивации; устойчивого интереса к новым способам познания.  Регулятивные универсальные учебные действия  Обучающийся научится:   планировать свои действия;  осуществлять итоговый и пошаговый контроль; адекватно воспринимать оценку учителя;   различать способ и результат действия.  Обучающийся получит возможность научиться:  проявлять познавательную инициативу;  самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.  Коммуникативные универсальные учебные действия  Учащиеся смогут: 5  допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи; учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;   формулировать собственное мнение и позицию;  договариваться, приходить к общему решению;    соблюдать корректность в высказываниях; задавать вопросы по существу; контролировать действия партнёра.  Обучающийся получит возможность научиться:    учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию; владеть монологической и диалогической формой речи; осуществлять взаимный контроль и оказывать партнёрам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.  Познавательные универсальные учебные действия  Обучающийся научится:    осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественной задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет; высказываться в устной и письменной форме; анализировать объекты, выделять главное; осуществлять синтез (целое из частей);   проводить сравнение, классификацию по разным критериям;   устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения об объекте.  Обучающийся получит возможность научиться:   осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет; осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме; 6  использованию методов и приёмов художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.  В результате занятий по предложенной программе учащиеся получат возможность:  развивать образное мышление, воображение, интеллект, фантазию, техническое мышление, творческие способности;  расширять знания и представления о традиционных и современных материалах для прикладного творчества;  познакомиться с новыми технологическими приёмами обработки различных материалов;  использовать ранее изученные приёмы в новых комбинациях и сочетаниях;  познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов или с новыми функциями уже известных инструментов; совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе; оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении класса, школы, своего жилища;    достичь оптимального для каждого уровня развития;  сформировать навыки работы с информацией.  Содержание курса  Раздел 1. Природные материалы Теоретические сведения.   Природные материалы (листья, цветы, плоды, семена, ветви, кора), их свойства. Технология использования природных материалов для изготовления разнообразных поделок. Правила сбора, хранения и подготовки природного материала к работе.  Аппликационные композиции из целых растительных форм и приемы составления. Характерные особенности растительных форм. Орнаменты, тематические сюжеты; композиции из растительного материала в декоративно-прикладном творчестве, Закономерности цветосочетания.  Организация рабочего места при работе с природным материалом.  Качество изделий и критерий: красота, аккуратность, оригинальность, прочность.  Факторы, влияющие на качество изделий: старательность, терпение, точность и др. 7  Правила и приемы заготовки, сушки и подготовки природного материала к работе; правила безопасной работы. Технология изготовления изделий на основе общих приемов: техника аппликации, объемные композиции.   Практические работы. Экскурсия для сбора природных материалов. Подготовка и обработка материалов. Упражнения на анализ особенностей растительных форм. Разработка и изготовление изделий в технике аппликации из целых растительных форм (листьев, цветов, трав), объемные композиции - из природных материалов.  Варианты объектов труда  Аппликация, коллаж из осенних листьев и цветочных лепестков. Что нам дарит листопад? Букеты, зоологический портрет, летний луг, лесная полянка, узоры и орнаменты, зеркальные композиции, моделирование.    Раздел 2. Пластичные материалы  Теоретические сведения. Применение пластичных материалов для изготовления предметов, изделий. Традиции лепки, приемы работы, подготовка к работе, способы декорирования.  Практические работы. Лепка изделий пластическим способом. Наблюдения и опыты по изучению свойств пластичных материалов.  Варианты объектов труда,  Пластилиновый фон, процарапывание на пластилине, панно из пластилиновых «колбасок», «аппликация» из пластилина, объемные поделки из шаров, вытянутых шаров, изготовление чайного сервиза.  Раздел 3. Бумага и картон   Теоретические сведения. Общее представление о назначении бумаги. Заглянем в прошлое. Виды бумаги и свойства, производство. Разъемные и неразъемные соединения деталей. Конструирование особенностей изделий. Объемная аппликация и ее виды. Виды картона и его свойства, правила и приемы работы. Технология изготовления изделий (на основе общих приемов) в технике оригами, плоской, обрывной аппликации, мозаики, плетения. Правила и приемы работы.  Практические работы. 8  Упражнения на изготовление изделий по шаблону, на глаз, с помощью копировальной бумаги; разметка, симметрия деталей, резание и вырезание.  Варианты объектов труда.  Бумагопластика - цветочные мотивы. Обрывная аппликация, симметричная аппликация. Бумагопластика – осенний лес, веточка яблони.  Раздел 4. Текстильные материалы  Технические сведения. Общие сведения о назначении, производстве текстильных материалов. Виды переплетений. Украшение одежды. Вышивка. Аппликация и коллаж из текстильных материалов. Соединение деталей. Технология изготовления изделий на основе общих приемов. Организация рабочего места при работе с текстильными материалами. Традиции народной игрушки. Виды игрушек из ткани.  Практические работы. Упражнения на выполнение стежков, подбор ниток. Раскрой деталей изделия из ткани. Соединение деталей. Обработка кроя.  Организация рабочего места при работе с текстильными материалами. Разработка и изготовление изделий на основе общих приемов.  Учебно-тематическое планирование   №  Основное содержание по темам  Разд ел 1.  Природные материалы Разде л 2. Разде л 3. Разде л 4.        Работа с пластилином  Бумага и картон   Текстильные материалы   Кол-во часов  12  26  20  10  9  Итого   68 ч.           Тематическое планирование  Тема занятия   № п / п  «Природные материалы» (12 ч.)  1 . «Осень в парке». Экскурсия.   2  «Летний луг» аппликация из природных материалов.  3  Розы из осенних листьев.  К о л - в о  ч а с о в   1  1  1  Дата         7. 0 9  8. 0 9  1 4. 0 9 10  4  Панно из природного материала.  1  5  Аппликация «Осеннее дерево».  1  6  Аппликация «Лесная поляна».  7  Аппликация «Лесная поляна».  1  1  8  Композиция из шишек «Мишки в лесу».  1  9  Моделирование из семян, шишек, сухоцветов.  Аппликация из листьев «Филин».  Аппликация из листьев «Филин».  1  1  1  1 0  1 1  1 2  Композиция из листьев «Павлин».  1  «Работа с пластилином» (26 часов)  1 3  Аппликация из пластилиновых шариков «Матрешка».  1 4  Аппликация из пластилиновых шариков «Матрешка».   1  1  1 5. 0 9  2 1. 0 9  2 2. 0 9  2 8. 0 9  2 9. 0 9  5. 1 0  6. 1 0  1 2. 1 0  1 3. 1 0   1 9. 1 0  2 0.             11  1 5  1 6  Процарапывание на пластилине «Пингвин».  Процарапывание на пластилине «Пингвин».   1 7 «Аленький цветок». Аппликация из пластилина.  1  1  1  Лепка сказочных героев из пластилина.  1  Лепка сказочных героев из пластилина.  1  Аппликация из пластилина «Котенок».  1  Композиция «Аквариум в банке».  1  1 8  1 9  2 0  2 1  2 2  2 3  2 4  Панно «Подсолнух» (в круге).  «Снеговик». Лепка из пластилина.  Лепка Елочка  2  Лепка Украшения для елки.  1  1  1  1 1 0  2 6. 1 0  2 7. 1 0  1 6. 1 1  1 7. 1 1  2 3. 1 1  2 4. 1 1  2 9. 1 1  3 0. 1 1  7. 1 2  8. 1 2  1 4.            12 5  2 6  2 7  2 8  2 9  3 0  3 1  3 2  3 3  3 4  3 5  Пластилиновая аппликация «ДЕД МОРОЗ»  Пластилиновая аппликация « Зимние узоры»  1  1  Пластилиновая живопись «Грибочек».  1  Пластилиновая живопись «Грибочек».  1  Выполнение композиции «Ежик на поляне».  Выполнение композиции «Ежик на поляне».  Пластилиновая аппликация «Яблоко на ветке».  Пластилиновая аппликация «Яблоко на ветке».  1  1  1  1  Объемные поделки из пластилина.  1  Объемные поделки из пластилина.  1 1 2  1 5. 1 2  2 1. 1 2  2 2. 1 2  2 8. 1 2  2 9. 1 2  1 1. 0 1  1 2. 0 1  1 8. 0 1  1 9. 0 1  2 5. 0 1           13  Лепка людей и животных по образцу.  1  Лепка людей и животных по образцу.  1  3 6  3 7  «Бумага и картон» (20 часов)  3 8  Знакомство с техникой «мозаика».  Мозаика «Осенний урожай».  Аппликация «Цветы».   1  1  1              2 6. 0 1  1. 0 2   2. 0 2  8. 0 2  1 5. 0 2  1 6. 0 2  2 2. 0 2  2 3. 0 2  2 8. 0 2  1. 0 3  2. 0 3 14  3 9  4 0  4 1  4 2  4 3  4 4  4 5  4 6  Обрывная аппликация «Осенний лес».  1  Обрывная аппликация «Осенний лес».  1  Аппликация из цветной бумаги.  1  Аппликация из обрывных кусочков бумаги.  Аппликация «Плетеная корзина с цветами».  Аппликация «Плетеная корзина с цветами».  1  1  1  Мозаика «Бабочка».   Торцевание «Звезда». Торцевание «Звезда».  1  1  1  Оригами. Приемы складывания.  1  Оригами. Приемы складывания.  1  Объёмное конструирование из деталей оригами. «Собачка».  Объёмное конструирование из деталей оригами. «Собачка».  Модульное оригами «Цыпленок».  1  1  1  Модульное оригами «Цыпленок».  1  Модульное оригами «Ежик».  Модульное оригами «Ежик».  1  1  4 7  4 8  4 9  5 0  5 1  5 2  5 3  5 4  5 5  5 6  5 7             8. 0 3  1 5. 0 3  1 6. 0 3  2 2. 0 3  2 3. 0 3  5. 0 4  6. 0 4  1 2. 0 4  1 3. 0 4  1 9. 0 4  2 0. 0 4 15  Модульное оригами «Клубника».  1  5 8  Текстильные материалы (10 часов)  Аппликация из ткани. «Колобок».  5 9  6 0  6 1  6 2  6 3  6 4  6 5  6 6  6 7  6 8   1  1  1  1  1  1  2 6. 0 4   2 7. 0 4  3. 0 5  4. 0 5  1 0. 0 5  1 1. 0 5  1 7. 0 5  2 4. 0 5  2 5. 0 5  3 0. 0 5  3 1.             16  Аппликация из ткани. «Колобок».  Сувенир из ниток «Мохнатый домовенок».  Вышивание по ткани.  Вышивание по ткани.  Вышивание по ткани.  Салфетка для мамочки. Вышивание.  1  Салфетка для мамочки. Вышивание.  1  Аппликация «Хоровод цветов».  1  Подведение итогов  1 0 5      17

Рабочая программа внеурочной деятельности "Умелые руки"( срок реализации 1 год) для 3 класса

Рабочая программа внеурочной деятельности "Умелые руки"( срок реализации 1 год) для 3 класса

Рабочая программа внеурочной деятельности "Умелые руки"( срок реализации 1 год) для 3 класса

Рабочая программа внеурочной деятельности "Умелые руки"( срок реализации 1 год) для 3 класса

Рабочая программа внеурочной деятельности "Умелые руки"( срок реализации 1 год) для 3 класса

Рабочая программа внеурочной деятельности "Умелые руки"( срок реализации 1 год) для 3 класса

Рабочая программа внеурочной деятельности "Умелые руки"( срок реализации 1 год) для 3 класса

Рабочая программа внеурочной деятельности "Умелые руки"( срок реализации 1 год) для 3 класса

Рабочая программа внеурочной деятельности "Умелые руки"( срок реализации 1 год) для 3 класса

Рабочая программа внеурочной деятельности "Умелые руки"( срок реализации 1 год) для 3 класса

Рабочая программа внеурочной деятельности "Умелые руки"( срок реализации 1 год) для 3 класса

Рабочая программа внеурочной деятельности "Умелые руки"( срок реализации 1 год) для 3 класса

Рабочая программа внеурочной деятельности "Умелые руки"( срок реализации 1 год) для 3 класса

Рабочая программа внеурочной деятельности "Умелые руки"( срок реализации 1 год) для 3 класса

Рабочая программа внеурочной деятельности "Умелые руки"( срок реализации 1 год) для 3 класса

Рабочая программа внеурочной деятельности "Умелые руки"( срок реализации 1 год) для 3 класса

Рабочая программа внеурочной деятельности "Умелые руки"( срок реализации 1 год) для 3 класса

Рабочая программа внеурочной деятельности "Умелые руки"( срок реализации 1 год) для 3 класса

Рабочая программа внеурочной деятельности "Умелые руки"( срок реализации 1 год) для 3 класса

Рабочая программа внеурочной деятельности "Умелые руки"( срок реализации 1 год) для 3 класса

Рабочая программа внеурочной деятельности "Умелые руки"( срок реализации 1 год) для 3 класса

Рабочая программа внеурочной деятельности "Умелые руки"( срок реализации 1 год) для 3 класса

Рабочая программа внеурочной деятельности "Умелые руки"( срок реализации 1 год) для 3 класса

Рабочая программа внеурочной деятельности "Умелые руки"( срок реализации 1 год) для 3 класса

Рабочая программа внеурочной деятельности "Умелые руки"( срок реализации 1 год) для 3 класса

Рабочая программа внеурочной деятельности "Умелые руки"( срок реализации 1 год) для 3 класса

Рабочая программа внеурочной деятельности "Умелые руки"( срок реализации 1 год) для 3 класса

Рабочая программа внеурочной деятельности "Умелые руки"( срок реализации 1 год) для 3 класса

Рабочая программа внеурочной деятельности "Умелые руки"( срок реализации 1 год) для 3 класса

Рабочая программа внеурочной деятельности "Умелые руки"( срок реализации 1 год) для 3 класса

Рабочая программа внеурочной деятельности "Умелые руки"( срок реализации 1 год) для 3 класса

Рабочая программа внеурочной деятельности "Умелые руки"( срок реализации 1 год) для 3 класса

Рабочая программа внеурочной деятельности "Умелые руки"( срок реализации 1 год) для 3 класса

Рабочая программа внеурочной деятельности "Умелые руки"( срок реализации 1 год) для 3 класса
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.04.2018