Рабочая программа внеурочной деятельности "Умелые руки"( срок реализации 1 год) для 3 класса
Оценка 4.8
Работа в классе
docx
воспитательная работа
3 кл
01.04.2018
Рабочая программа внеурочной деятельности "Умелые руки" для 3 класса срок реализации 1 год. Программа разработана для занятий с учащимися 3 класса во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального образования второго поколения.В процессе разработки программы главным ориентиром стала цель гармоничного единства личностного , познавательного , коммуникативного развития учащихся.Рабочая программа внеурочной деятельности "Умелые руки" для 3 класса ( срок реализации 1 год )
Рабочая программа доп..docx
Согласовано
УТВЕРЖДАЮ
Зам. директора по ВМР Директор
Губина О.В. Меньшикова Е.П
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Умелые руки»
(наименование)
1 год
(срок реализации программы)
Составитель: Бондаренко С.В.
1 Пояснительная записка
Программа «Умелые руки» разработана для занятий с учащимися 3 класса во второй половине
дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования второго
поколения. В процессе разработки программы главным ориентиром стала цель гармоничного
единства личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития учащихся,
воспитание у них интереса к активному познанию истории материальной культуры и семейных
традиций своего и других народов, уважительного отношения к труду.
Методологическая основа в достижении целевых ориентиров – реализация системно
деятельностного подхода в начальном обучении,
предполагающая активизацию
познавательной, художественноэстетической деятельности каждого учащегося с учетом его
возрастных особенностей, индивидуальных потребностей и возможностей. Занятия
художественной практической деятельностью решают не только задачи художественного
воспитания, но и более масштабные – развивают интеллектуальнотворческий потенциал
ребенка. В силу того, что каждый ребенок является неповторимой индивидуальностью со
своими психофизиологическими особенностями и эмоциональными предпочтениями,
необходимо предоставить ему как можно более полный арсенал средств самореализации.
Освоение множества технологических приемов при работе с разнообразными материалами в
условиях простора для свободного творчества помогает детям познать и развить собственные
возможности и способности,
создает условия для развития инициативности,
изобретательности, гибкости мышления.
Важное направление в содержании программы «Умелые руки» уделяется духовно
нравственному воспитанию младшего школьника. На уровне предметного содержания
создаются условия для воспитания:
патриотизма: через активное познание истории материальной культуры и традиций своего
и других народов;
трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни (привитие детям
уважительного отношения к труду, трудовых навыков и умений самостоятельного
конструирования и моделирования изделий, навыков творческого оформления результатов
своего труда и др.);
ценностного отношения к прекрасному, формирования представлений об эстетических
ценностях (знакомство обучающихся с художественноценными примерами материального
мира, восприятие красоты природы, эстетическая выразительность предметов
рукотворного мира, эстетика труда, эстетика трудовых отношений в процессе выполнения
коллективных художественных проектов);
ценностного отношения к природе, окружающей среде (создание из различного материала
образов картин природы, животных, бережное отношение к окружающей среде в процессе
работы с природным материалом и др.);
ценностного отношения к здоровью (освоение приемов безопасной работы с
инструментами, понимание детьми необходимости применения экологически чистых
материалов, организация здорового созидательного досуга и т.д.).
Наряду с реализацией концепции духовнонравственного воспитания, задачами
привития младшим школьникам технологических знаний, трудовых умений и навыков
программа «Умелые руки» выделяет и другие приоритетные направления, среди которых:
2
интеграция предметных областей в формировании целостной картины мира и развитии
универсальных учебных действий;
формирование информационной грамотности современного школьника;
развитие коммуникативной компетентности;
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
использование знаковосимволических средств представления информации для создания
моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,
классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно
следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
3
Основные содержательные линии программы направлены на личностное
развитие учащихся, воспитание у них интереса к различным видам деятельности, получение и
развитие определенных профессиональных навыков. Программа дает возможность ребенку как
можно более полно представить себе место, роль, значение и применение материала в
окружающей жизни.
Связь прикладного творчества, осуществляемого во внеурочное время, с
содержанием обучения по другим предметам обогащает занятия художественным трудом и
повышает заинтересованность учащихся.
Поэтому программой предусматриваются
тематические пересечения с такими дисциплинами, как математика (построение
геометрических фигур, разметка циркулем, линейкой и угольником, расчет необходимых
размеров и др.), окружающий мир (создание образов животного и растительного мира).
Системнодеятельностный и личностный подходы в начальном обучении предполагают
активизацию познавательной деятельности каждого учащегося с учетом его возрастных и
индивидуальных особенностей. Исходя из этого, программа «Умелые руки» предусматривает
большое количество развивающих
заданий поискового и творческого характера. Раскрытие личностного потенциала
младшего школьника реализуется путём индивидуализации учебных заданий. Ученик
всегда имеет возможность принять самостоятельное решение о выборе задания, исходя из
степени его сложности. Он может заменить предлагаемые материалы и инструменты на
другие, с аналогичными свойствами и качествами. Содержание программы нацелено на
активизацию художественноэстетической,
познавательной деятельности каждого
учащегося с учетом его возрастных особенностей, индивидуальных потребностей и
возможностей,
преемственность с дошкольными видами деятельности детей,
формирование мотивации детей к труду, к активной деятельности на уроке и во
внеурочное время.
В программе уделяется большое внимание формированию информационной
грамотности на основе разумного использования развивающего потенциала информационной
среды образовательного учреждения и возможностей современного школьника. Передача
учебной информации производится различными способами (рисунки, схемы, выкройки,
чертежи, условные обозначения). Включены задания, направленные на активный поиск новой
информации – в книгах, словарях, справочниках. Развитие коммуникативной компетентности
происходит посредством приобретения опыта коллективного взаимодействия, формирования
умения участвовать в учебном диалоге, развития рефлексии как важнейшего качества,
определяющего социальную роль ребенка. Программа курса предусматривает задания,
предлагающие разные виды коллективного взаимодействия: работа в парах, работа в малых
группах, коллективный творческий проект, инсценировки, презентации своих работ,
коллективные игры и праздники.
Социализирующую функцию учебнометодических и информационных ресурсов
образования обеспечивает ориентация содержания занятий на жизненные потребности детей.
У ребёнка формируются умения ориентироваться в окружающем мире и адекватно
реагировать на жизненные ситуации. Значительное внимание должно уделяться повышению
мотивации. Ведь настоящий процесс художественного творчества невозможно представить
без особого эмоционального фона, без состояния вдохновения, желания творить. В таком
состоянии легче усваиваются навыки и приемы, активизируются фантазия и
изобретательность. Произведения, возникающие в этот момент в руках детей, невозможно
сравнить с результатом рутинной работы.
Для того чтобы вызвать у ребят устойчивое желание работать над данной
поделкой, учебные пособия дополнены разного рода информационным содержанием для того
чтобы расширять представления об изображаемых объектах, анализировать целевое
назначение поделки.
Существенную помощь в достижении поставленных задач окажет методически
грамотно построенная работа с учебными пособиями.
На первом этапе формируется деятельность наблюдения. Ребенок анализирует
изображение поделки, пытается понять, как она выполнена, из каких материалов. Далее он
должен определить основные этапы работы и их последовательность, обучаясь при этом
навыкам самостоятельного планирования своих действий. В большинстве случаев основные
этапы работы показаны в пособиях в виде схем и рисунков. Однако дети имеют возможность
предлагать свои варианты, пытаться усовершенствовать приёмы и методы, учиться применять
их на других материалах.
Следует помнить, что задача занятия освоение нового технологического
приема или комбинация ранее известных приемов, а не точное повторение поделки,
предложенной в пособии. Такой подход позволяет оптимально учитывать возможности
каждого учащегося, поскольку допускаются варианты как упрощения, так и усложнения
задания.
Дети могут изготавливать изделия, повторяя образец, внося в него частичные
изменения или реализуя собственный замысел. Следует организовывать работу по поиску
альтернативных возможностей, подбирать другие материалы, вместо заданных.
4 Количество часов: в год - 68ч.
в неделю - 2ч.
Срок реализации программы – 1 год
Планируемые результаты освоения учащимися программы
курса «Умелые руки»
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам
самовыражения;
познавательный интерес к новым способам исследования технологий и
материалов;
адекватное понимание причин успешности/неуспешности творческой
деятельности.
Обучающийся получит возможность для формирования:
внутренней позиции на уровне понимания необходимости творческой
деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной
жизни;
выраженной познавательной мотивации;
устойчивого интереса к новым способам познания.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
планировать свои действия;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
адекватно воспринимать оценку учителя;
различать способ и результат действия.
Обучающийся получит возможность научиться:
проявлять познавательную инициативу;
самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Учащиеся смогут:
5 допускать существование различных точек зрения и различных
вариантов выполнения поставленной творческой задачи;
учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении
коллективных работ;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться, приходить к общему решению;
соблюдать корректность в высказываниях;
задавать вопросы по существу;
контролировать действия партнёра.
Обучающийся получит возможность научиться:
учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
владеть монологической и диалогической формой речи;
осуществлять взаимный контроль и оказывать партнёрам в
сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
осуществлять поиск нужной информации для выполнения
художественной задачи с использованием учебной и дополнительной
литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч.
контролируемом пространстве Интернет;
высказываться в устной и письменной форме;
анализировать объекты, выделять главное;
осуществлять синтез (целое из частей);
проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждения об объекте.
Обучающийся получит возможность научиться:
осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с
исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и
сети Интернет;
осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной
форме;
6 использованию методов и приёмов художественно-творческой
деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.
В результате занятий по предложенной программе учащиеся
получат возможность:
развивать образное мышление, воображение, интеллект, фантазию,
техническое мышление, творческие способности;
расширять знания и представления о традиционных и современных
материалах для прикладного творчества;
познакомиться с новыми технологическими приёмами обработки
различных материалов;
использовать ранее изученные приёмы в новых комбинациях и
сочетаниях;
познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов или
с новыми функциями уже известных инструментов;
совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе;
оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении класса, школы,
своего жилища;
достичь оптимального для каждого уровня развития;
сформировать навыки работы с информацией.
Содержание курса
Раздел 1. Природные материалы
Теоретические сведения.
Природные материалы (листья, цветы, плоды, семена, ветви, кора), их
свойства. Технология использования природных материалов для
изготовления разнообразных поделок. Правила сбора, хранения и
подготовки природного материала к работе.
Аппликационные композиции из целых растительных форм и приемы
составления. Характерные особенности растительных форм. Орнаменты,
тематические сюжеты; композиции из растительного материала в
декоративно-прикладном творчестве, Закономерности цветосочетания.
Организация рабочего места при работе с природным материалом.
Качество изделий и критерий: красота, аккуратность, оригинальность,
прочность.
Факторы, влияющие на качество изделий: старательность, терпение,
точность и др.
7 Правила и приемы заготовки, сушки и подготовки природного материала к
работе; правила безопасной работы.
Технология изготовления изделий на основе общих приемов: техника
аппликации, объемные композиции.
Практические работы. Экскурсия для сбора природных материалов.
Подготовка и обработка материалов. Упражнения на анализ особенностей
растительных форм. Разработка и изготовление изделий в технике
аппликации из целых растительных форм (листьев, цветов, трав),
объемные композиции - из природных материалов.
Варианты объектов труда
Аппликация, коллаж из осенних листьев и цветочных лепестков. Что нам
дарит листопад? Букеты, зоологический портрет, летний луг, лесная
полянка, узоры и орнаменты, зеркальные композиции, моделирование.
Раздел 2. Пластичные материалы
Теоретические сведения. Применение пластичных материалов для
изготовления предметов, изделий. Традиции лепки, приемы работы,
подготовка к работе, способы декорирования.
Практические работы. Лепка изделий пластическим способом. Наблюдения
и опыты по изучению свойств пластичных материалов.
Варианты объектов труда,
Пластилиновый фон, процарапывание на пластилине, панно из
пластилиновых «колбасок», «аппликация» из пластилина, объемные
поделки из шаров, вытянутых шаров, изготовление чайного сервиза.
Раздел 3. Бумага и картон
Теоретические сведения. Общее представление о назначении бумаги.
Заглянем в прошлое. Виды бумаги и свойства, производство. Разъемные и
неразъемные соединения деталей. Конструирование особенностей
изделий. Объемная аппликация и ее виды. Виды картона и его свойства,
правила и приемы работы.
Технология изготовления изделий (на основе общих приемов) в технике
оригами, плоской, обрывной аппликации, мозаики, плетения. Правила и
приемы работы.
Практические работы.
8
Упражнения на изготовление изделий по шаблону, на глаз, с помощью
копировальной бумаги; разметка, симметрия деталей, резание и
вырезание.
Варианты объектов труда.
Бумагопластика - цветочные мотивы. Обрывная аппликация, симметричная
аппликация. Бумагопластика – осенний лес, веточка яблони.
Раздел 4. Текстильные материалы
Технические сведения. Общие сведения о назначении, производстве
текстильных материалов. Виды переплетений. Украшение одежды.
Вышивка. Аппликация и коллаж из текстильных материалов. Соединение
деталей. Технология изготовления изделий на основе общих приемов.
Организация рабочего места при работе с текстильными материалами.
Традиции народной игрушки. Виды игрушек из ткани.
Практические работы. Упражнения на выполнение стежков, подбор ниток.
Раскрой деталей изделия из ткани. Соединение деталей. Обработка кроя.
Организация рабочего места при работе с текстильными материалами.
Разработка и изготовление изделий на основе общих приемов.
Учебно-тематическое планирование
№ Основное содержание по темам
Разд
ел 1.
Природные материалы
Разде
л 2.
Разде
л 3.
Разде
л 4.
Работа с пластилином
Бумага и картон
Текстильные материалы
Кол-во
часов
12
26
20
10
9 Итого
68 ч.
Тематическое планирование
Тема занятия
№
п
/
п
«Природные материалы» (12 ч.)
1
.
«Осень в парке». Экскурсия.
2
«Летний луг» аппликация из природных
материалов.
3
Розы из осенних листьев.
К
о
л
-
в
о
ч
а
с
о
в
1
1
1
Дата
7.
0
9
8.
0
9
1
4.
0
9
10 4 Панно из природного материала.
1
5 Аппликация «Осеннее дерево».
1
6 Аппликация «Лесная поляна».
7 Аппликация «Лесная поляна».
1
1
8 Композиция из шишек «Мишки в лесу».
1
9 Моделирование из семян, шишек,
сухоцветов.
Аппликация из листьев «Филин».
Аппликация из листьев «Филин».
1
1
1
1
0
1
1
1
2
Композиция из листьев «Павлин».
1
«Работа с пластилином» (26 часов)
1
3
Аппликация из пластилиновых шариков
«Матрешка».
1
4
Аппликация из пластилиновых шариков
«Матрешка».
1
1
1
5.
0
9
2
1.
0
9
2
2.
0
9
2
8.
0
9
2
9.
0
9
5.
1
0
6.
1
0
1
2.
1
0
1
3.
1
0
1
9.
1
0
2
0.
11 1
5
1
6
Процарапывание на пластилине
«Пингвин».
Процарапывание на пластилине
«Пингвин».
1
7
«Аленький цветок». Аппликация из
пластилина.
1
1
1
Лепка сказочных героев из пластилина.
1
Лепка сказочных героев из пластилина.
1
Аппликация из пластилина «Котенок».
1
Композиция «Аквариум в банке».
1
1
8
1
9
2
0
2
1
2
2
2
3
2
4
Панно «Подсолнух» (в круге).
«Снеговик». Лепка из пластилина.
Лепка Елочка
2 Лепка Украшения для елки.
1
1
1
1
1
0
2
6.
1
0
2
7.
1
0
1
6.
1
1
1
7.
1
1
2
3.
1
1
2
4.
1
1
2
9.
1
1
3
0.
1
1
7.
1
2
8.
1
2
1
4.
12 5
2
6
2
7
2
8
2
9
3
0
3
1
3
2
3
3
3
4
3
5
Пластилиновая аппликация «ДЕД
МОРОЗ»
Пластилиновая аппликация « Зимние
узоры»
1
1
Пластилиновая живопись «Грибочек».
1
Пластилиновая живопись «Грибочек».
1
Выполнение композиции «Ежик на
поляне».
Выполнение композиции «Ежик на
поляне».
Пластилиновая аппликация «Яблоко на
ветке».
Пластилиновая аппликация «Яблоко на
ветке».
1
1
1
1
Объемные поделки из пластилина.
1
Объемные поделки из пластилина.
1
1
2
1
5.
1
2
2
1.
1
2
2
2.
1
2
2
8.
1
2
2
9.
1
2
1
1.
0
1
1
2.
0
1
1
8.
0
1
1
9.
0
1
2
5.
0
1
13 Лепка людей и животных по образцу.
1
Лепка людей и животных по образцу.
1
3
6
3
7
«Бумага и картон» (20 часов)
3
8
Знакомство с техникой «мозаика».
Мозаика «Осенний урожай».
Аппликация «Цветы».
1
1
1
2
6.
0
1
1.
0
2
2.
0
2
8.
0
2
1
5.
0
2
1
6.
0
2
2
2.
0
2
2
3.
0
2
2
8.
0
2
1.
0
3
2.
0
3
14
3
9
4
0
4
1
4
2
4
3
4
4
4
5
4
6
Обрывная аппликация «Осенний лес».
1
Обрывная аппликация «Осенний лес».
1
Аппликация из цветной бумаги.
1
Аппликация из обрывных кусочков
бумаги.
Аппликация «Плетеная корзина с
цветами».
Аппликация «Плетеная корзина с
цветами».
1
1
1 Мозаика «Бабочка».
Торцевание «Звезда».
Торцевание «Звезда».
1
1
1
Оригами. Приемы складывания.
1
Оригами. Приемы складывания.
1
Объёмное конструирование из деталей
оригами. «Собачка».
Объёмное конструирование из деталей
оригами. «Собачка».
Модульное оригами «Цыпленок».
1
1
1
Модульное оригами «Цыпленок».
1
Модульное оригами «Ежик».
Модульное оригами «Ежик».
1
1
4
7
4
8
4
9
5
0
5
1
5
2
5
3
5
4
5
5
5
6
5
7
8.
0
3
1
5.
0
3
1
6.
0
3
2
2.
0
3
2
3.
0
3
5.
0
4
6.
0
4
1
2.
0
4
1
3.
0
4
1
9.
0
4
2
0.
0
4
15 Модульное оригами «Клубника».
1
5
8
Текстильные материалы (10 часов)
Аппликация из ткани. «Колобок».
5
9
6
0
6
1
6
2
6
3
6
4
6
5
6
6
6
7
6
8
1
1
1
1
1
1
2
6.
0
4
2
7.
0
4
3.
0
5
4.
0
5
1
0.
0
5
1
1.
0
5
1
7.
0
5
2
4.
0
5
2
5.
0
5
3
0.
0
5
3
1.
16
Аппликация из ткани. «Колобок».
Сувенир из ниток «Мохнатый
домовенок».
Вышивание по ткани.
Вышивание по ткани.
Вышивание по ткани.
Салфетка для мамочки. Вышивание.
1
Салфетка для мамочки. Вышивание.
1
Аппликация «Хоровод цветов».
1
Подведение итогов
1 0
5
17
Рабочая программа внеурочной деятельности "Умелые руки"( срок реализации 1 год) для 3 класса
Рабочая программа внеурочной деятельности "Умелые руки"( срок реализации 1 год) для 3 класса
Рабочая программа внеурочной деятельности "Умелые руки"( срок реализации 1 год) для 3 класса
Рабочая программа внеурочной деятельности "Умелые руки"( срок реализации 1 год) для 3 класса
Рабочая программа внеурочной деятельности "Умелые руки"( срок реализации 1 год) для 3 класса
Рабочая программа внеурочной деятельности "Умелые руки"( срок реализации 1 год) для 3 класса
Рабочая программа внеурочной деятельности "Умелые руки"( срок реализации 1 год) для 3 класса
Рабочая программа внеурочной деятельности "Умелые руки"( срок реализации 1 год) для 3 класса
Рабочая программа внеурочной деятельности "Умелые руки"( срок реализации 1 год) для 3 класса
Рабочая программа внеурочной деятельности "Умелые руки"( срок реализации 1 год) для 3 класса
Рабочая программа внеурочной деятельности "Умелые руки"( срок реализации 1 год) для 3 класса
Рабочая программа внеурочной деятельности "Умелые руки"( срок реализации 1 год) для 3 класса
Рабочая программа внеурочной деятельности "Умелые руки"( срок реализации 1 год) для 3 класса
Рабочая программа внеурочной деятельности "Умелые руки"( срок реализации 1 год) для 3 класса
Рабочая программа внеурочной деятельности "Умелые руки"( срок реализации 1 год) для 3 класса
Рабочая программа внеурочной деятельности "Умелые руки"( срок реализации 1 год) для 3 класса
Рабочая программа внеурочной деятельности "Умелые руки"( срок реализации 1 год) для 3 класса
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.