Рабочая программа внеурочной деятельности "В мире прекрасного"
Оценка 4.8

Рабочая программа внеурочной деятельности "В мире прекрасного"

Оценка 4.8
Документация
doc
воспитательная работа
1 кл—4 кл
17.12.2018
Рабочая программа внеурочной деятельности "В мире прекрасного"
Рабочая программа внеурочной деятельности представлена для обучающихся 1-4 классов (НОО). Программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС НОО. Содержит календарно-тематическое планирование. Программа учебного предмета (курса) ориентирована на формирование предметных и общенаучных понятий, практических предметных умений и метапредметных образовательных результатов, что предполагает организацию образовательного процесса на основании требований системно-деятельностного подхода.
В мире прекрасного (рабочая программа).doc
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ  АДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ГОРОД АСТРАХАНЬ» МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА АСТРАХАНИ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 9» РАССМОТРЕНО  на  методическом объединении учителей начальных классов Протокол МО №  _____ от 29.08.2017 г. Руководитель МО ____________                                            /Журина И.В./ ПРИНЯТО педагогическим советом Протокол № _____от  30.08.2017 г. Председатель педагогического  совета______________________                              /М.Н.Никишова/ УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ г. Астрахани  «СОШ № 9» _________________________                           /М.Н.Никишова/ Приказ № __________ от ___________ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  «В МИРЕ ПРЕКРАСНОГО» (общекультурное направление) для обучающихся 1­4 классов на 2017 – 2018 учебный год Составитель: учитель начальных классов Комарова В.А. 1 г. Астрахань, 2017 I. Пояснительная записка Настоящая  программа по курсу «В мире прекрасного»  для 1­4 классов МБОУ г. Астрахани «СОШ № 9» составлена на основе: ­ Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273­ФЗ // Российская газета. – 2012.­ № 303; ­   Приказа   Министерства   образования   и   науки   РФ   от   06.10.2009   №   373   «Об   утверждении   и   введении   в   действие   федерального государственного   образовательного   стандарта   начального   общего   образования»   //   Бюллетене   нормативных   актов   федеральных   органов исполнительной власти. – 2010. ­ № 12;  ­  Приказа   Министерства   образования   и   науки   РФ   от   30.08.2013 № 1015   «Об   утверждении   Порядка   организации   и   осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам ­ образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» // Российская газета. – 2013. ­ № 232; ­   Устава   МБОУ   г.   Астрахани   «СОШ   №   9»   (утвержден   приказом   управления   по   образованию   и   науке   администрации   муниципального образования «Город Астрахань» № 08­07­863 от 15.12.2015); ­ Учебного плана МБОУ г. Астрахани «СОШ № 9» на 2017­2018 учебный год; В   соответствии   с   приоритетными   направлениями   Концепции   духовно­нравственного   развития   и   воспитания   современного   школьника определена цель данной программы: духовно­нравственное развитие личности учащегося, воспитание его целостного отношения к прекрасному на основе обогащения опыта эмоционально­ценностного восприятия явлений жизни и опыта художественно­творческой деятельности. Задачи программы:   ­ развитие эмоционально­эстетического отношения к явлениям жизни;   ­ воспитание ценностного отношения к отечественным культурным традициям, уважения к культуре народов других стран;   ­ реализация творческого потенциала учащегося средствами художественной деятельности, развитие воображения и фантазии ребенка;   ­ воспитание потребности учащихся в «общении» с произведениями искусства,   ­ формирование способности воспринимать прекрасное на основе представления о красоте как высшем проявлении добра;   ­  расширение общего и художественного кругозора учащихся; развитие наблюдательности в отношении явлений и процессов, происходящих  в окружающем мире, целостного восприятия сложных объектов и явлений;   ­ знакомство с основами изобразительного искусства, овладение элементарной художественной грамотностью, приобретение опыта работы в  различных видах художественно­творческой деятельности;   ­ развитие способности младших школьников к сотрудничеству в художественной деятельности. Структура программы включает: 2  Пояснительную  записку.  Общую характеристику учебного предмета.  Описание места учебного предмета в учебном плане.  Содержание учебного курса.  Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности.  Описание учебно­методического и материально­технического обеспечения образовательного процесса.  Планируемые результаты изучения учебного предмета. 2. Общая характеристика курса «В мире прекрасного» Программа учебного предмета (курса) ориентирована на формирование предметных и общенаучных понятий, практических предметных умений   и   метапредметных  образовательных   результатов,   что   предполагает   организацию   образовательного   процесса   на   основании   требований системно­деятельностного подхода. Особенностями организации образовательного процесса курса являются следующие:    • организация образовательной  внеурочной деятельности способствует формированию у обучающихся (образовательный результат) • содержание  курса опирается на изобразительное искусство, окружающий мир и технологию  и служит основой для  изобразительного искусства.  • в процессе внеурочной деятельности используются приемы организации образовательной деятельности обучающихся, обеспечивающие достижение   планируемых   результатов   курса   и   формирование   метапредметных   образовательных   результатов,   таких,   как   владение   овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления, освоение способами решения проблем творческого   и   поискового   характера;   формирование   умения   планировать,   контролировать   и   оценивать   учебные   действия   в   соответствии   с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата; • формы организации занятий: сочетание коллективных, групповых и индивидуальных.             • основными формами контроля степени достижения планируемых результатов программы являются: входная диагностика  сформированности навыков рисования Г.П.Миловановой, О.В.Овчинниковой, в конце 1­го полугодия (декабрь) ­ промежуточная диагностика, в  конце учебного года (май) – итоговая диагностика. По результатам этих диагностик можно судить не только об изобразительных возможностях  ребенка, но и о его способностях к творчеству. Цель входной диагностики – выявить уровень развития: ­ Координации и тонкой моторики; ­ Умения изображать рисунок в цвете; ­ Творческого мышления ребенка; ­ Умение представлять объекты в различных пространственных положениях. 3 Для выявления уровня развития творческих способностей детей применяется упрощенный вариант диагностики креативности Торренса «Краткий  тест творческого мышления. Фигурная форма» ­ адаптация теста Торренса на образное творческое мышление в обработке И.С.Авериной и  Е.И.Щеблановой; методика изучения особенностей воображения детей Е.Г.Речицкой и Е.А.Сошиной. Эти диагностики проводятся в конце первого  и второго годов обучения по программе. В качестве форм подведения итогов применяются зачеты, зачетные итоговые работы, открытые занятия, конкурсы, выставки, защиты творческих  работ. ­ выполнение итоговых работ по результатам усвоения каждого блока; ­ выполнение конкурсных и выставочных работ; ­ подведение итогов по результатам каждого полугодия. 3. Место учебного курса «В мире прекрасного» в учебном плане Программа рассчитана на 4 года. Для проведения занятий планируется свободный набор в группы в начале учебного года. Состав группы —  постоянный. Периодичность занятий — 1 раз в неделю (17 ч в год). Важность этого курса  для младших школьников подчеркивается тем, он осуществляется в рамках программы формирования художественно­ творческой деятельности, рекомендованной для внеурочной деятельности новым стандартом. 4. Содержание Особенности содержания программы В процессе изучения данного курса предполагается реализация не только познавательных, образовательных, но и воспитательных, и  творческих задач. Содержание программы складывается из последовательного рассмотрения основных техник живописи и графики, материалов, ими  используемых, изучения своеобразия их художественного языка и специфических приёмов. Программа предусматривает краткие обращения к  истории техник изобразительного искусства и включает анализ выдающихся памятников мировой культуры. Кроме теоретической части, программа предполагает включение разнообразной практической работы: от написания рефератов о творчестве  художников, отдающих предпочтение тем или иным техникам изобразительного искусства, до практического освоения основ отдельных техник  (например, акварели, пастели и гуаши в живописи) и выполнения творческих работ с их использованием. Почасовое распределение так же  4 предусматривает более глубокое изучение тех техник изобразительного искусства, практическое освоение основ которых представляется наиболее  доступным и интересным для учащихся. В процессе работы также запланированы посещения художественных музеев, галерей, выставок, мастерских художников и др. с целью  углубленного знакомства с той или иной техникой на примере оригинальных произведений искусства. № п\п 1 2 Наименование раздела Знакомство с  художественным и материалами. (1 ч) Природа ­  главный  художник.  (5 ч) 3 Мир цвета.   (4 ч) 4 Искусство человеке.    в 1 класс (17 ч) Содержание программы Азбука рисования: Мы ­   семья карандашей. Мы ­ семья кистей. Мы – семья красок. А я ­ бумага. Берем в руки карандаш. Берем в руки кисти. Как хранить кисти. Как хранить рисунки.  Впечатление. Выражение: Природа вокруг нас (передача в рисунке пространства неба и земли). Обитатели неба (передача пространства неба и земли другими материалами + дополнительный рисунок природных явлений в небе). Обитатели Земли (простой рисунок форм животного мира с детальными проработками фактуры их поверхности).  Между небом и землей (рисунок явлений природы, которые соединяют небо и землю, опускаются с неба на землю; в различных техниках).  Природные стихии. Путешествие воды (изображение различных состояний воды, по выбору, простыми средствами). Азбука рисования: Смешение красок на палитре. Техника работы кистью. На чем пишут картины. Впечатление.   Выражение:   Краски   неба   и   земли   (цвето­тональное   изображение   пространства   неба   и   земли,   рисунок природных   явлений).   Где   ночует   радуга   (порядок   расположения   цветов   в   радуге,   цветные   рисунки   с   элементами радужного спектра). Эксперимент И. Ньютона (в лаборатории ученого ­ наглядное знакомство с разложением солнечного света на 7 цветов). По законам радуги (знакомство с основными и составными цветами). Зимой и летом ­ разным цветом (знакомство с теплой и холодной  гаммой и ролью белой гуаши). Азбука рисования: Где пишут картины. Впечатление. Выражение: Художник ­ живописец (ученику предлагается роль художника ­ живописца, который сам 5 (4 ч) 5 6  Человек в  искусстве.  (2 ч) Знакомство с  музеями (1 ч) № 1 Название раздела Знакомство с  художественн ыми материалами (1 ч) 2­6 Природа   ­ главный  художник   (5 ч) выбирает сюжет своей будущей картины).  Деревья поведали (изображение леса различными материалами по выбору).  Скульптор (моделирование фигуры Снегурочки из соленого теста с помощью вспомогательных форм).  Архитектор   (рисунок­   проект   нового   дома).   Пряничный   домик   (создание   объемной   формы   здания   с   помощью пластических материалов).  Впечатление. Выражение: Человек ­  звезда (древний символ человека, пропорции человека в круге). Три возраста  (знакомство с изображением человека в разном возрасте). Рисуем детский портрет (знакомство с особенностями  изображения детского портрета, поэтапное изображение рисунка). Дом­музей Б.М. Кустодиева. 5. Календарно­тематическое планирование курса «В мире прекрасного» 1 класс  План Факт Тема Характеристика деятельности Берем в руки  карандаш. Берем в  руки кисти.  Прозрачность  акварели.  Возможности гуаши Природа вокруг нас.  Передача в рисунке  пространства неба и  земли. Обитатели неба.  Наблюдать  цветовые   сочетания   в   природе;   смешивать   краски   (прием   «живая краска»); овладевать первичными навыками живописи Сравнивать и различать темные и светлые оттенки  цвета и тона; Смешивать  цветные краски  с  белой и черной  для получения  нужного колорита;  создавать пейзажи, различные по настроению. Использовать  свои   наблюдения   за   природными   явлениями   в   художественно   – творческой деятельности; Передавать  характер   природных   явлений   изобразительного искусства (цвет, линия, пятно, форма, объем); Образно воспринимать искусство и окружающую действительность; Принимать  ценность   искусства   в   сотворении   гармонии   между   человеком   и окружающим миром. Использовать  свои   наблюдения   за   природными   явлениями   в   художественно   –   выразительными   средствами 6 Рисование природных  явлений в небе. Обитатели земли.  Простой рисунок  форм животного мира. Между   небом   и землей.   Изображение явлений природы. Путешествие   воды. Изображение различных   состояний воды. Краски   неба   и   земли. Цвето­тональное изображение пространства   неба   и 7­ 10 Мир цвета  (4 ч)   выразительными   средствами   выразительными   средствами   выразительными   средствами творческой деятельности; Передавать  характер   природных   явлений   изобразительного искусства (цвет, линия, пятно, форма, объем); Образно воспринимать искусство и окружающую действительность; Принимать  ценность   искусства   в   сотворении   гармонии   между   человеком   и окружающим миром. Использовать  свои   наблюдения   за   природными   явлениями   в   художественно   – творческой деятельности; Передавать  характер   природных   явлений   изобразительного искусства (цвет, линия, пятно, форма, объем); Образно воспринимать искусство и окружающую действительность; Принимать  ценность   искусства   в   сотворении   гармонии   между   человеком   и окружающим миром. Использовать  свои   наблюдения   за   природными   явлениями   в   художественно   – творческой деятельности; Передавать  характер   природных   явлений   изобразительного искусства (цвет, линия, пятно, форма, объем); Образно воспринимать искусство и окружающую действительность; Принимать  ценность   искусства   в   сотворении   гармонии   между   человеком   и окружающим миром. Использовать  свои   наблюдения   за   природными   явлениями   в   художественно   – творческой деятельности; Передавать  характер   природных   явлений   изобразительного искусства (цвет, линия, пятно, форма, объем); Образно воспринимать искусство и окружающую действительность; Принимать  ценность   искусства   в   сотворении   гармонии   между   человеком   и окружающим миром. Использовать  различные   художественные   материалы   и   средства   для   создания выразительных образов природы; Образно воспринимать искусство и окружающую действительность; Выполнять композицию по представлению на обозначенные темы графическими  и   выразительными   средствами 7 земли. Где ночует радуга.  Основные и составные цвета. По   законам   радуги. Цветные   рисунки   с элементами радужного спектра. По   законам   радуги. Цветные   рисунки   с элементами радужного спектра. 11­ 14 Искусство   в человеке  (4 ч) Художник­ живописец. для своей картины.   Сюжет живописными средствами; Продумывать и выстраивать композицию рисунка, Использовать  свои   наблюдения   за   природными   явлениями   в   художественно   – творческой деятельности; Использовать  различные   художественные   материалы   и   средства   для   создания выразительных образов природы; Образно воспринимать искусство и окружающую действительность; Выполнять композицию по представлению на обозначенные темы графическими  и живописными средствами; Продумывать и выстраивать композицию рисунка,. Использовать  свои   наблюдения   за   природными   явлениями   в   художественно   – творческой деятельности; Использовать  различные   художественные   материалы   и   средства   для   создания выразительных образов природы; Образно воспринимать искусство и окружающую действительность; Выполнять композицию по представлению на обозначенные темы графическими  и живописными средствами; Продумывать и выстраивать композицию рисунка,. Использовать  свои   наблюдения   за   природными   явлениями   в   художественно   – творческой деятельности; Использовать  различные   художественные   материалы   и   средства   для   создания выразительных образов природы; Образно воспринимать искусство и окружающую действительность; Выполнять композицию по представлению на обозначенные темы графическими  и живописными средствами; Продумывать и выстраивать композицию рисунка,. Использовать  свои   наблюдения   за   природными   явлениями   в   художественно   – творческой деятельности; Использовать  выразительные возможности различных художественных материалов для передачи собственного замысла; Образно воспринимать искусство и окружающую действительность; 8 Находить  ассоциации   природных   форм,   предметов   быта,   состояний   природы, произведений разных видов искусства. Рисовать по представлению на обозначенные темы; Создавать простые художественные изделия подарочного характера; Применять  средства   художественной   выразительности   в   рисунке   и   живописи, декоративных   и   конструктивных   работах,   иллюстрациях   к   произведениям литературы и музыки. Использовать  выразительные возможности различных художественных материалов для передачи собственного замысла; Образно воспринимать искусство и окружающую действительность; Находить  ассоциации   природных   форм,   предметов   быта,   состояний   природы, произведений разных видов искусства. Рисовать по представлению на обозначенные темы; Создавать простые художественные изделия подарочного характера; Применять  средства   художественной   выразительности   в   рисунке   и   живописи, декоративных   и   конструктивных   работах,   иллюстрациях   к   произведениям литературы и музыки. Использовать  выразительные возможности различных художественных материалов для передачи собственного замысла; Образно воспринимать искусство и окружающую действительность; Находить  ассоциации   природных   форм,   предметов   быта,   состояний   природы, произведений разных видов искусства. Рисовать по представлению на обозначенные темы; Создавать простые художественные изделия подарочного характера; Применять  средства   художественной   выразительности   в   рисунке   и   живописи, декоративных   и   конструктивных   работах,   иллюстрациях   к   произведениям литературы и музыки. Использовать  выразительные возможности различных художественных материалов для передачи собственного замысла; Образно воспринимать искусство и окружающую действительность; Находить  ассоциации   природных   форм,   предметов   быта,   состояний   природы, 9   леса Изображение различными материалами. Скульптор. Моделирование фигуры Снегурочки. Архитектор.   Рисунок­ проект нового дома. произведений разных видов искусства. Рисовать по представлению на обозначенные темы; Создавать простые художественные изделия подарочного характера; Применять  средства   художественной   выразительности   в   рисунке   и   живописи, декоративных   и   конструктивных   работах,   иллюстрациях   к   произведениям литературы и музыки. Знать  традиции   своего   народа,   народности,   региона,   семьи,   запечатленные   в искусстве; Понимать  ценность   искусства   в   сотворении   гармонии   между   человеком   и окружающим миром; Уметь создать образ по представлению. Знать  традиции   своего   народа,   народности,   региона,   семьи,   запечатленные   в искусстве; Понимать  ценность   искусства   в   сотворении   гармонии   между   человеком   и окружающим миром; Уметь создать образ по представлению. Выражать собственное мнение при посещении художественных музеев. Воспринимать и эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства Человек   ­   звезда. Пропорции человека в круге.   детский Рисуем портрет.   Поэтапное изображение рисунка. Дом­музей  Б.М. Кустодиева 15­ 16 в Человек   искусстве  (2 ч) 17 Знакомство   с музеем (1 ч)  № п\п 1 Наименование раздела Азбука рисования.  (1 ч) 2 класс (17 ч) Содержание программы Азбука рисования: Мы ­  семья фломастеров.  10 2 Природа ­ главный  художник. (4 ч) 3 Мир цвета.  (4 ч) 4 5 6     в в Искусство человеке. (3 ч) Человек искусстве. (3 ч) Знакомство с  музеем  (2 ч) Впечатление. Выражение: Место встречи неба и земли (знакомство с линией горизонта). «Мой друг рисует горы, далекие, как сон» (передача воздушной перспективы с помощью графических знаков). «Горы ­ это небо, покрытое камнем и снегом» (работа с картинами: наблюдение, вопросы, мнение). Белые сны севера или бархатный песок юга? (особенности пейзажа и линий горизонта на севере и на юге). «Запад есть запад, восток есть восток…» (особенности пейзажа и линий горизонта на западе и востоке).  Азбука рисования: Ахроматические цвета (оттенки черного и белого цветов). Хроматические цвета (тональные оттенки одного цвета).   далеко   (изображение   трех   предметов   с   передачей   пространства Впечатление.   Выражение:   Близко   ­   ахроматическими цветами). Низко ­ высоко (знакомство с особенностями изображения предметов на разной высоте в пространстве). Ночь и день (знакомство со светом и тенью в природе). Азбука рисования: Базовые формы цветов. Разнообразие форм лепестков. Впечатление.   Выражение:   «И   аромат   цветов   плывет…»   (знакомство   с   линией   горизонта   в   поле,   изображение перспективы пространства с помощью полевых цветов). Водяные   лилии   (способ   изображения   цветов   на   воде).   Каменный   цветок   (способ   моделирования   цветка   из пластилина и украшение его дополнительными материалами).  Азбука рисования: Ракурсы. Зоны. Точки. Фотография и картина. Впечатление. Выражение: Портрет (знакомство с жанром портрета, ракурсами). Женский портрет (изображение особенностей женского портрета). Мужской портрет (выделение характерных черт в мужском портрете). Старик ­ годовик (построение фигуры человека и птицы на основе базовых форм). Знакомство с музеем культуры Астрахани. Знакомство с историко­архитектурным музеем Астрахани. Календарно­тематическое планирование. 2 класс  11 № 1 Название раздела Азбука  рисования (1  ч) 2­5 Природа ­   главный  художник (4  ч)   План Факт Тема Характеристика деятельности Знакомство с  фломастерами  Наблюдать цветовые сочетания в природе;  Уметь создать образ по представлению. Изображение   неба и облаков. Место   встречи неба   и   земли. Линия горизонта. Изображение   гор, покрытых   камнем и снегом. Изображение моря и песка. Особенности пейзажа   и   линий Сравнивать и сопоставлять  природные формы и декоративные мотивы; осваивать приемы создания пейзажа; создавать украшения;  Наблюдать  и   учиться   видеть   украшения   в   природе,   откликаться   на   природную красоту; приобретать опыт работы с фломастерами Использовать  свои   наблюдения   за   природными   явлениями   в   художественно   – творческой деятельности; Передавать характер природных явлений  выразительными средствами  изобразительного искусства (цвет, линия, пятно, форма, объем); Сравнивать и сопоставлять  природные формы и декоративные мотивы; осваивать приемы создания пейзажа; создавать украшения;  Наблюдать  и   учиться   видеть   украшения   в   природе,   откликаться   на   природную красоту; приобретать опыт работы с фломастерами Использовать  свои   наблюдения   за   природными   явлениями   в   художественно   – творческой деятельности; Передавать характер природных явлений  выразительными средствами  изобразительного искусства (цвет, линия, пятно, форма, объем); Сравнивать и сопоставлять  природные формы и декоративные мотивы; осваивать приемы создания пейзажа; создавать украшения;  Наблюдать  и   учиться   видеть   украшения   в   природе,   откликаться   на   природную красоту; приобретать опыт работы с фломастерами Использовать  свои   наблюдения   за   природными   явлениями   в   художественно   – творческой деятельности; Передавать характер природных явлений  выразительными средствами  изобразительного искусства (цвет, линия, пятно, форма, объем); Сравнивать и сопоставлять  природные формы и декоративные мотивы; осваивать приемы создания пейзажа; создавать украшения;  12 горизонта западе и востоке.   на 6­9 Мир цвета  (4 ч) Азбука рисования. Оттенки чёрного и белого. Близко ­   далеко. Изображение  трёх предметов с передачей пространства.   .Низко   ­     высоко. Знакомство   с особенностями изображения предметов на разной   высоте   в пространстве.    характер   природных   явлений     выразительными   средствами Наблюдать  и   учиться   видеть   украшения   в   природе,   откликаться   на   природную красоту; приобретать опыт работы с фломастерами Использовать  свои   наблюдения   за   природными   явлениями   в   художественно   – творческой деятельности; Передавать характер природных явлений  выразительными средствами  изобразительного искусства (цвет, линия, пятно, форма, объем); Использовать  свои   наблюдения   за   природными   явлениями   в   художественно   – творческой деятельности; Передавать изобразительного искусства (цвет, линия, пятно, форма, объем); Образно воспринимать искусство и окружающую действительность; Принимать  ценность   искусства   в   сотворении   гармонии   между   человеком   и окружающим миром. Понимать  разницу в изображении природы в разное время суток, в различную по году. Использовать  свои   наблюдения   за   природными   явлениями   в   художественно   – творческой деятельности; Передавать изобразительного искусства (цвет, линия, пятно, форма, объем); Образно воспринимать искусство и окружающую действительность; Принимать  ценность   искусства   в   сотворении   гармонии   между   человеком   и окружающим миром. Понимать  разницу в изображении природы в разное время суток, в различную по году. Использовать  свои   наблюдения   за   природными   явлениями   в   художественно   – творческой деятельности; Передавать изобразительного искусства (цвет, линия, пятно, форма, объем); Образно воспринимать искусство и окружающую действительность; Принимать  ценность   искусства   в   сотворении   гармонии   между   человеком   и окружающим миром.  характер   природных   явлений    характер   природных   явлений     выразительными   средствами   выразительными   средствами 13 Ночь и день. Свет и тень в природе. 10­ 12 Искусство в  человеке  (3 ч) Изображение формы лепестков Изображение перспективы пространства   с помощью  полевых цветов. Моделирование каменного цветка. 13­ 15 Человек в  искусстве  Ракурсы, точки.   зоны,   выразительными   средствами  характер   природных   явлений   Понимать  разницу в изображении природы в разное время суток, в различную по году. Использовать  свои   наблюдения   за   природными   явлениями   в   художественно   – творческой деятельности; Передавать изобразительного искусства (цвет, линия, пятно, форма, объем); Образно воспринимать искусство и окружающую действительность; Принимать  ценность   искусства   в   сотворении   гармонии   между   человеком   и окружающим миром. Понимать  разницу в изображении природы в разное время суток, в различную по году. Использовать  различные   художественные   материалы   и   средства   для   создания выразительных образов природы; Образно воспринимать искусство и окружающую действительность; Выполнять  композицию по представлению на обозначенные темы графическими   и живописными средствами; Продумывать и выстраивать композицию рисунка Использовать  различные   художественные   материалы   и   средства   для   создания выразительных образов природы; Образно воспринимать искусство и окружающую действительность; Выполнять  композицию по представлению на обозначенные темы графическими   и живописными средствами; Продумывать и выстраивать композицию рисунка Использовать  различные   художественные   материалы   и   средства   для   создания выразительных образов природы; Образно воспринимать искусство и окружающую действительность; Выполнять  композицию по представлению на обозначенные темы графическими   и живописными средствами; Продумывать и выстраивать композицию рисунка Использовать  различные   художественные   материалы   и   средства   для   создания выразительных образов человека; 14 (3 ч)   Знакомство с жанром  портрета. Женский  портрет. Изображение особенностей женского портрета. Мужской портрет. Изображение особенностей мужского портрета. 16­ 17 Знакомство с музеем (2 ч)   Знакомство с музеем   культуры Астрахани Видеть и воспринимать красоту орнамента; Моделировать художественными средствами сказочные и фантастические образы; Знать  традиции   своего   народа,   народности,   региона,   семьи,   запечатленные   в искусстве; Понимать  ценность   искусства   в   сотворении   гармонии   между   человеком   и окружающим миром; Использовать художественные материалы (гуашь, цветные карандаши, акварель)  Продумывать и выстраивать композицию рисунка Использовать  различные   художественные   материалы   и   средства   для   создания выразительных образов человека; Видеть и воспринимать красоту орнамента; Моделировать художественными средствами сказочные и фантастические образы; Знать  традиции   своего   народа,   народности,   региона,   семьи,   запечатленные   в искусстве; Понимать  ценность   искусства   в   сотворении   гармонии   между   человеком   и окружающим миром; Использовать художественные материалы (гуашь, цветные карандаши, акварель)  Продумывать и выстраивать композицию рисунка Использовать  различные   художественные   материалы   и   средства   для   создания выразительных образов человека; Видеть и воспринимать красоту орнамента; Моделировать художественными средствами сказочные и фантастические образы; Знать  традиции   своего   народа,   народности,   региона,   семьи,   запечатленные   в искусстве; Понимать  ценность   искусства   в   сотворении   гармонии   между   человеком   и окружающим миром; Использовать художественные материалы (гуашь, цветные карандаши, акварель)  Продумывать и выстраивать композицию рисунка Выражать собственное мнение при посещении художественных музеев и выставок; Воспринимать и эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства 15 с   Знакомство историко­ архитектурным музеем Астрахани Выражать собственное мнение при посещении художественных музеев и выставок; Воспринимать и эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства. № п\п 1 2 Наименование раздела Азбука рисования  (1 ч) Природа   ­   главный художник. (3 ч) 3 Мир цвета.  (4 ч) 4 Искусство человеке. (3 ч)   в 3 класс (17 ч) Содержание программы Азбука рисования: Новые знакомые. В кругу друзей. Графические приемы. Впечатление. Выражение: «Ночью темень. Ночью тишь. Рыбка, рыбка, где ты спишь?» (изображение настроения рыбок с помощью пластики движения и фактуры поверхности тела).  «В небе птицам дышится свободно» (изображение формы птицы в движении, фактура оперения). Эти милые зверюшки (изображение любимого животного с передачей фактуры поверхности его тела).  Азбука   рисования:   Свет   и   тень   на   Луне:   безвоздушное   пространство.   Свет   и   тень   на   Земле:   воздушное пространство. От объема к пространству. Впечатление. Выражение: Свет и тень (знакомство с тенью на предметах, падающей тенью). Какими бывают тени под   открытым   небом   (разнообразие   и   закономерность   цвета   падающих   теней).   Полутень   ­   что   это?   (значение изображения полутени для передачи объема предмета на плоскости). Впечатление. Выражение: Поиск чистых красок (работа в новой технике ­  пуантилизм ­  рисунок точками).  Счастливый принц (моделирование фигуры мальчика и украшение ее паетками и бусинами). Крыша над головой (знакомство с изобретением зонтика и способы его изображения).  16 5 6 7   Человек искусстве. (4 ч) в Азбука рисования: Композиция планов. Композиция движения. Базовые формы в композиции и в рисунке. Портретная композиция. Впечатление. Выражение: «С карандашами и красками за три моря» (приглашение в путешествие ­ знакомство с письмом, как средством общения через дальние расстояния). Первая весточка (вариант письма­ рисунка). Послание с Востока (вариант письма­ рисунка). Привет из Европы (вариант письма ­ рисунка).  Читаем и рисуем: Первые бабочки (изображение бабочек с прорисовкой узоров).  Картинная галерея им. П.М.Догадина. Читаем и рисуем (1 ч) В мастерских  художников и  писателей… (1 ч) № 1 Название раздела Азбука  рисования (1  ч) 2­4 Природа ­   главный  художник (3 ч) Календарно­тематическое планирование. 3 класс План Факт Тема Характеристика деятельности Композиция  рисунка.  Графические  приемы. Изображение настроения   рыбок с помощью пластики движения фактуры поверхности тела. и     Изображение формы   птицы   в Овладеть приёмами работы различными графическими материалами. Сравнивать различные виды и жанры изобразительного искусства (графика,  живопись, декоративно – прикладное искусство) Наблюдать,  сравнивать,   сопоставлять  геометрическую   форму   предмета, анализировать  её, изображать предметы различной формы, использовать простые формы для создания выразительных образов. Использовать стилизацию форм для создания орнамента. Выражать  своё   отношение   к   ней   в   собственной   художественно­творческой деятельности. Передавать с помощью ритма движение и эмоциональное состояние в композиции  на плоскости. Наблюдать,  сравнивать,   сопоставлять  геометрическую   форму   предмета, анализировать  её, изображать предметы различной формы, использовать простые 17 движении, фактура оперения.    Изображение любимого животного передачей фактуры поверхности   его тела. с 5­8 Мир цвета  (4 ч) Свет   и   тень   на Луне: безвоздушное пространство.   Знакомство тенью   предметах, падающей тенью. с на с   формы для создания выразительных образов. Использовать стилизацию форм для создания орнамента. Выражать  своё   отношение   к   ней   в   собственной   художественно­творческой деятельности. Передавать с помощью ритма движение и эмоциональное состояние в композиции  на плоскости. Наблюдать,  сравнивать,   сопоставлять  геометрическую   форму   предмета, анализировать  её, изображать предметы различной формы, использовать простые формы для создания выразительных образов. Использовать стилизацию форм для создания орнамента. Выражать  своё   отношение   к   ней   в   собственной   художественно­творческой деятельности. Передавать с помощью ритма движение и эмоциональное состояние в композиции  на плоскости. Использовать  выразительные возможности различных художественных материалов для передачи собственного замысла; Образно воспринимать искусство и окружающую действительность; Находить  ассоциации   природных   форм,   предметов   быта,   состояний   природы, произведений разных видов искусства. Рисовать по представлению на обозначенные темы; Создавать простые художественные изделия подарочного характера; Применять средства художественной выразительности в рисунке и живописи,  декоративных и конструктивных работах, иллюстрациях к произведениям  литературы и музыки. Использовать  выразительные возможности различных художественных материалов для передачи собственного замысла; Образно воспринимать искусство и окружающую действительность; Находить  ассоциации   природных   форм,   предметов   быта,   состояний   природы, произведений разных видов искусства. Рисовать по представлению на обозначенные темы; Создавать простые художественные изделия подарочного характера; 18 Разнообразие   и закономерность цвета   падающих теней. Изображение полутени для   передачи   объёма предмета на плоскости.   Рисунок точками.  Работа в новой  технике ­  пуантилизм. Применять средства художественной выразительности в рисунке и живописи,  декоративных и конструктивных работах, иллюстрациях к произведениям  литературы и музыки. Использовать  выразительные возможности различных художественных материалов для передачи собственного замысла; Образно воспринимать искусство и окружающую действительность; Находить  ассоциации   природных   форм,   предметов   быта,   состояний   природы, произведений разных видов искусства. Рисовать по представлению на обозначенные темы; Создавать простые художественные изделия подарочного характера; Применять средства художественной выразительности в рисунке и живописи,  декоративных и конструктивных работах, иллюстрациях к произведениям  литературы и музыки. Использовать  выразительные возможности различных художественных материалов для передачи собственного замысла; Образно воспринимать искусство и окружающую действительность; Находить  ассоциации   природных   форм,   предметов   быта,   состояний   природы, произведений разных видов искусства. Рисовать по представлению на обозначенные темы; Создавать простые художественные изделия подарочного характера; Применять средства художественной выразительности в рисунке и живописи,  декоративных и конструктивных работах, иллюстрациях к произведениям  литературы и музыки. Воспринимать и эмоционально оценивать шедевры русского и мирового  искусства  Создавать элементарную композицию на заданную тему на плоскости Использовать  различные средства живописи для создания выразительных образов природы различных географических широт Овладеть на практике основами новой техники ­ пуантилизм. 19 9­ 11 Искусство в  человеке (3 ч) 12­ 15 Человек в  искусстве (4 ч) Счастливый  принц.  Моделирование  фигуры мальчика  и украшение её. Изображение  зонтика. Базовые   формы   в композиции   и   в рисунке. Портретная композиция.  Изображение неизвестной страны. Воспринимать и эмоционально оценивать шедевры русского и мирового  искусства  Создавать элементарную композицию на заданную тему на плоскости Использовать  различные средства живописи для создания выразительных образов природы различных географических широт Овладеть на практике основами новой техники ­ пуантилизм. Воспринимать и эмоционально оценивать шедевры русского и мирового  искусства  Создавать элементарную композицию на заданную тему на плоскости Использовать  различные средства живописи для создания выразительных образов природы различных географических широт Овладеть на практике основами новой техники ­ пуантилизм. Использовать  различные средства живописи для создания выразительных образов природы различных географических широт Овладеть на практике основами цветоведения. Передавать с помощью цвета характер и эмоциональное состояние природы. Продумывать и выстраивать композицию рисунка Образно воспринимать искусство и окружающую действительность. Понимать роль природных условий в характере традиционной культуры народа Создавать простые художественные изделия подарочного характера; Знать  традиции   своего   народа,   народности,   региона,   семьи,   запечатленные   в искусстве; Понимать  ценность   искусства   в   сотворении   гармонии   между   человеком   и окружающим миром; Сравнивать  различные   виды   и   жанры   изобразительного   искусства   (графика, живопись, декоративно – прикладное искусство) Использовать  различные средства живописи для создания выразительных образов природы различных географических широт Овладеть на практике основами цветоведения. Передавать с помощью цвета характер и эмоциональное состояние природы. Продумывать и выстраивать композицию рисунка Образно воспринимать искусство и окружающую действительность. Понимать роль природных условий в характере традиционной культуры народа 20 с   Послание Востока. Изображения письма­рисунка. Привет из Европы. Изображения письма­рисунка. Создавать простые художественные изделия подарочного характера; Знать  традиции   своего   народа,   народности,   региона,   семьи,   запечатленные   в искусстве; Понимать  ценность   искусства   в   сотворении   гармонии   между   человеком   и окружающим миром; Сравнивать  различные   виды   и   жанры   изобразительного   искусства   (графика, живопись, декоративно – прикладное искусство) Использовать  различные средства живописи для создания выразительных образов природы различных географических широт Овладеть на практике основами цветоведения. Передавать с помощью цвета характер и эмоциональное состояние природы. Продумывать и выстраивать композицию рисунка Образно воспринимать искусство и окружающую действительность. Понимать роль природных условий в характере традиционной культуры народа Создавать простые художественные изделия подарочного характера; Знать  традиции   своего   народа,   народности,   региона,   семьи,   запечатленные   в искусстве; Понимать  ценность   искусства   в   сотворении   гармонии   между   человеком   и окружающим миром; Сравнивать  различные   виды   и   жанры   изобразительного   искусства   (графика, живопись, декоративно – прикладное искусство) Использовать  различные средства живописи для создания выразительных образов природы различных географических широт Овладеть на практике основами цветоведения. Передавать с помощью цвета характер и эмоциональное состояние природы. Продумывать и выстраивать композицию рисунка Образно воспринимать искусство и окружающую действительность. Понимать роль природных условий в характере традиционной культуры народа Создавать простые художественные изделия подарочного характера; Знать  традиции   своего   народа,   народности,   региона,   семьи,   запечатленные   в искусстве; 21 Понимать  ценность   искусства   в   сотворении   гармонии   между   человеком   и окружающим миром; Сравнивать  различные   виды   и   жанры   изобразительного   искусства   (графика, живопись, декоративно – прикладное искусство) Использовать  различные   художественные   материалы   и   средства   для   создания выразительных образов человека; Видеть и воспринимать красоту узора; Понимать  ценность   искусства   в   сотворении   гармонии   между   человеком   и окружающим миром; Использовать художественные материалы (гуашь, цветные карандаши, акварель)  Продумывать и выстраивать композицию рисунка Выражать собственное мнение при посещении художественных музеев и выставок; Воспринимать и эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства Изображение   бабочки с  прорисовкой  узоров. Картинная галерея П.М.Догадина   им. 16 Читаем и  рисуем (1 ч) 17 В мастерских  художников и  писателей…  (1 ч) 22 Тематическое планирование Характеристика деятельности обучающихся 4 класс (17 ч) № п\п 1 2  3 Природа – главный художник  (4 ч) Мир цвета  (4 ч) Искусство в человеке  (3 ч) Овладеть основами языка живописи, графики, декоративно­прикладного искусства. Создавать   элементарную   композицию   на   заданную   тему   на   плоскости   (живопись,   рисунок, орнамент). Передавать характер природных явлений  выразительными средствами изобразительного искусства (цвет, линия, пятно, форма, объем); наблюдать, сравнивать, сопоставлять геометрическую форму предмета, анализировать её, изображать предметы различной формы, использовать простые формы для создания выразительных образов. Использовать элементарные правила перспективы для передачи пространства на плоскости в изображениях природы. Создавать   элементарную   композицию   на   заданную   тему   на   плоскости   (живопись,   рисунок, орнамент). Передавать с помощью ритма движение и эмоциональное состояние в композиции на плоскости.Овладеть   основами   языка   живописи,   декоративно­прикладного искусства.Использовать   художественные   материалы   (гуашь,   цветные   карандаши,   акварель)   . Продумывать и выстраивать композицию рисунка Создавать средствами живописи эмоционально выразительные образы природы, человека, героя. Понимать роль природных условий в характере традиционной культуры народа. Изображать человека и животных разными художественными материалами; Передавать с помощью цвета характер и эмоциональное состояние персонажа. Применять   средства   художественной   выразительности   в   рисунке   и   живописи,   декоративных   и конструктивных работах, иллюстрациях к произведениям литературы и музыки. Узнавать отдельные выдающиеся отечественные произведения искусства и называть их авторов. Иметь представление о живописных пейзажах русских и зарубежных художников. Выражать собственное мнение при посещении художественных музеев и выставок; Понимать роль природных условий в характере традиционной культуры народа. Изображать   портреты   персонажей   народных   сказок,   литературных   произведений,   выражающих отношение народа к красоте и достоинству человека. Эмоционально   откликаться   на   красоту,   быт,   труд   народа,   отражённых   а   произведениях изобразительного   искусства   и   выражать   своё   отношение   к   ним   в   собственной   художественно­   графики, 23 4 Человек в искусстве  (4 ч) 5 Музеи Астрахани (2 ч) творческой деятельности.  Выражать собственное мнение при посещении художественных музеев и выставок; Воспринимать и эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства. № Название раздела 1­4 Природа  ­  главный  художни к  (4 ч) План Факт Тема Характеристика деятельности 4 класс   Азбука рисования. Гелевые шариковые ручки. возможности пастели. и   Новые и   Варианты элементы построения орнамента звёзд. Космос ­  что мы видим с Земли. Овладеть основами языка живописи, графики, декоративно­прикладного искусства. Создавать  элементарную композицию на заданную тему на плоскости (живопись, рисунок, орнамент) Передавать  характер   природных   явлений     выразительными   средствами   изобразительного искусства (цвет, линия, пятно, форма, объем); Наблюдать,  сравнивать, сопоставлять  геометрическую форму предмета,  анализировать её,   изображать   предметы   различной   формы,   использовать   простые   формы   для   создания выразительных образов. Использовать элементарные правила перспективы для передачи пространства на плоскости  в изображениях природы. Овладеть основами языка живописи, графики, декоративно­прикладного искусства. Создавать  элементарную композицию на заданную тему на плоскости (живопись, рисунок, орнамент) Передавать  характер   природных   явлений     выразительными   средствами   изобразительного искусства (цвет, линия, пятно, форма, объем); Наблюдать,  сравнивать, сопоставлять  геометрическую форму предмета,  анализировать её,   изображать   предметы   различной   формы,   использовать   простые   формы   для   создания выразительных образов. Использовать элементарные правила перспективы для передачи пространства на плоскости  в изображениях природы. Овладеть основами языка живописи, графики, декоративно­прикладного искусства. Создавать  элементарную композицию на заданную тему на плоскости (живопись, рисунок, орнамент) 24 Способы изображения созвездий. 5­8 Мир  цвета (4  ч) Изображение солнечного дня.  Изображение утреннего настроения   природе.  в Передавать  характер   природных   явлений     выразительными   средствами   изобразительного искусства (цвет, линия, пятно, форма, объем); Наблюдать,  сравнивать, сопоставлять  геометрическую форму предмета,  анализировать её,   изображать   предметы   различной   формы,   использовать   простые   формы   для   создания выразительных образов. Использовать элементарные правила перспективы для передачи пространства на плоскости  в изображениях природы. Овладеть основами языка живописи, графики, декоративно­прикладного искусства. Создавать  элементарную композицию на заданную тему на плоскости (живопись, рисунок, орнамент) Передавать  характер   природных   явлений     выразительными   средствами   изобразительного искусства (цвет, линия, пятно, форма, объем); Наблюдать,  сравнивать, сопоставлять  геометрическую форму предмета,  анализировать её,   изображать   предметы   различной   формы,   использовать   простые   формы   для   создания выразительных образов. Использовать элементарные правила перспективы для передачи пространства на плоскости  в изображениях природы. Создавать  элементарную композицию на заданную тему на плоскости (живопись, рисунок, орнамент) Передавать  с   помощью   ритма   движение   и   эмоциональное   состояние   в   композиции   на плоскости. Овладеть основами языка живописи, графики, декоративно­прикладного искусства. Использовать художественные материалы (гуашь, цветные карандаши, акварель)   Продумывать и выстраивать композицию рисунка Создавать  элементарную композицию на заданную тему на плоскости (живопись, рисунок, орнамент) Передавать  с   помощью   ритма   движение   и   эмоциональное   состояние   в   композиции   на плоскости. Овладеть основами языка живописи, графики, декоративно­прикладного искусства. Использовать художественные материалы (гуашь, цветные карандаши, акварель)   Продумывать и выстраивать композицию рисунка 25 Свет   волшебный от луны… Способы передачи настроения   лунную ночь.  в 9­ 11 Искусств о в  человеке (3 ч) Свет   далекой звезды.   Разные способы передачи   света звёзд. Элементы  русских узоров в архитектуре и  одежде. Линия горизонта и воздушная  перспектива. Изображение  русской  былинной  Создавать  элементарную композицию на заданную тему на плоскости (живопись, рисунок, орнамент) Передавать  с   помощью   ритма   движение   и   эмоциональное   состояние   в   композиции   на плоскости. Овладеть основами языка живописи, графики, декоративно­прикладного искусства. Использовать художественные материалы (гуашь, цветные карандаши, акварель)   Продумывать и выстраивать композицию рисунка Создавать  элементарную композицию на заданную тему на плоскости (живопись, рисунок, орнамент) Передавать  с   помощью   ритма   движение   и   эмоциональное   состояние   в   композиции   на плоскости. Овладеть основами языка живописи, графики, декоративно­прикладного искусства. Использовать художественные материалы (гуашь, цветные карандаши, акварель)   Продумывать и выстраивать композицию рисунка Создавать  средствами живописи эмоционально выразительные образы природы, человека, героя. Понимать роль природных условий в характере традиционной культуры народа. Изображать человека и животных разными художественными материалами; Передавать с помощью цвета характер и эмоциональное состояние персонажа. Применять средства художественной выразительности в рисунке и живописи, декоративных и конструктивных работах, иллюстрациях к произведениям литературы и музыки. Создавать  средствами живописи эмоционально выразительные образы природы, человека, героя. Понимать роль природных условий в характере традиционной культуры народа. Изображать человека и животных разными художественными материалами; Передавать с помощью цвета характер и эмоциональное состояние персонажа. Применять средства художественной выразительности в рисунке и живописи, декоративных и конструктивных работах, иллюстрациях к произведениям литературы и музыки. Создавать  средствами живописи эмоционально выразительные образы природы, человека, героя. Понимать роль природных условий в характере традиционной культуры народа. 26 12­ 15 Человек  в  искусстве (4 ч) истории или  повседневной  жизни. Портрет  «Образ  русской  красавицы». Сказка о царе  Салтане.   Изображение  города и дворца. Сказка о царе  Салтане.  Иллюстрация   тридцать три  богатыря Сказка о царе  Салтане.  Царевна Лебедь. Изображать человека и животных разными художественными материалами; Передавать с помощью цвета характер и эмоциональное состояние персонажа. Применять средства художественной выразительности в рисунке и живописи, декоративных и конструктивных работах, иллюстрациях к произведениям литературы и музыки. Понимать роль природных условий в характере традиционной культуры народа. Изображать  портреты   персонажей   народных   сказок,   литературных   произведений, выражающих отношение народа к красоте и достоинству человека. Эмоционально откликаться  на красоту , быт, труд народа, отражённых а произведениях изобразительного   искусства   и  выражать  своё   отношение   к   ним   в   собственной художественно­творческой деятельности.  Называть ведущие художественные музеи России и художественные музеи своего региона. Выражать собственное мнение при посещении художественных музеев и выставок; Понимать роль природных условий в характере традиционной культуры народа. Изображать  портреты   персонажей   народных   сказок,   литературных   произведений, выражающих отношение народа к красоте и достоинству человека. Эмоционально откликаться  на красоту , быт, труд народа, отражённых а произведениях изобразительного   искусства   и  выражать  своё   отношение   к   ним   в   собственной художественно­творческой деятельности.  Называть ведущие художественные музеи России и художественные музеи своего региона. Выражать собственное мнение при посещении художественных музеев и выставок; Понимать роль природных условий в характере традиционной культуры народа. Изображать  портреты   персонажей   народных   сказок,   литературных   произведений, выражающих отношение народа к красоте и достоинству человека. Эмоционально откликаться  на красоту , быт, труд народа, отражённых а произведениях изобразительного   искусства   и  выражать  своё   отношение   к   ним   в   собственной художественно­творческой деятельности.  Называть ведущие художественные музеи России и художественные музеи своего региона. Выражать собственное мнение при посещении художественных музеев и выставок; Понимать роль природных условий в характере традиционной культуры народа. Изображать  портреты   персонажей   народных   сказок,   литературных   произведений, выражающих отношение народа к красоте и достоинству человека. 27 Эмоционально откликаться  на красоту , быт, труд народа, отражённых а произведениях изобразительного   искусства   и  выражать  своё   отношение   к   ним   в   собственной художественно­творческой деятельности.  Называть ведущие художественные музеи России и художественные музеи своего региона. Выражать собственное мнение при посещении художественных музеев и выставок; Знать традиции своего народа, народности, региона, семьи, запечатленные в искусстве; Понимать  ценность   искусства   в   сотворении   гармонии   между   человеком   и   окружающим миром; Уметь создать образ по представлению. Знать традиции своего народа, народности, региона, семьи, запечатленные в искусстве; Понимать  ценность   искусства   в   сотворении   гармонии   между   человеком   и   окружающим миром; Уметь создать образ по представлению. 16­ 17 Музеи  Астрахан и (2 ч)  Музей дом  ремесел Музей «Русская  изба»  (экспозиция  культурно­ познавательного  проекта) 6. Описание учебно­методического и материально­технического обеспечения образовательного процесса 1. Григорьев Д.В. внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя/ Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. –  М.: Просвещение, 2010.  2. Богуславская М.Е., Купина Н.А. Весёлый этикет. – Екатеринбург: Арго, 1997. – 192 с.  3. Волчкова В.Н. «Конспекты занятий». – Воронеж 2008, ­ 203 с.  4. Давыдов В.В. Педагогика искусства. – Киев – Минск, 1997. – 253 с.  5. Зеньковский В.В. Психология детства. – М.: Школа – пресс,1996–336 с.  6. Корчинова О.В. Детский этикет ( серия «Мир вашего ребёнка»). – Ростов н\Д: Феникс, 2002 – 192 с.  7. Горяева Н.А. Первые шаги в мире искусства / Н.А. Горяева. – М., 1991.  8. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / [В.А.Горский, А.А.Тимофеев, Д.В.Смирнов и др.] ­  М.: Просвещение, 2010. 9. Прозорова А.Н. В некотором царстве, в музыкальном государстве. – Изд. 2­е. – М: Крипто­логос, 1998. – 88с.  10. Суняйкина Т.В. «В мире доброты и красоты», Краснодар 2005.  11. Энциклопедия живописи. – М.: АСТ, 1997. – 799 с., ил.  28 12. Энциклопедия хорошего тона. – М.: Аркадия, 1997. – 368 с.  13. Этикет для маленьких леди и джентельменов.Ю.А.Матюхина, Н.С.Попова .Ростов­на­Дону,Феникс, 2009г.   14. Архипова Е. Конспекты музкально­тематических занятий // Дошкольное воспитание – 1996. ­ №5  15. Белокурова Г. В царстве вежливых наук // – 2003. ­ №2 ­ с. 71­78 16. Елизарова Е. и др. Путешествие в страну этикета// Дошкольное  воспитание. 1999. – 311. – с. 5 Для проведения занятий необходимо наличие в учебном кабинете следующего материально­технического обеспечения:  ­ репродукции картин в соответствии с тематикой и видами работы; ­  портреты русских и зарубежных художников; ­  таблицы по цветоведению, перспективе, построению орнамента; ­ таблицы по стилям архитектуры, одежды, предметов быта; ­  схемы рисования предметов, растений, деревьев, животных, птиц, человека;  ­  таблицы по народным промыслам, русскому костюму, декоративно­ прикладному искусству; ­ открытки и календари с репродукциями художников, фотокалендари с изображением пейзажей, художественные фотокалендари с  изображением цветов и натюрмортов; животных и птиц; насекомых; ­  стеллажи для хранения художественных материалов, бумаги и детских работ, книг, таблиц; ­  складные мольберты с планшетами; ­  демонстрационные столики; ­ разнообразные художественные материалы и атрибуты для художественного творчества; ­ компьютер с графическими программами. 7. Планируемые результаты изучения учебного предмета курса «В мире прекрасного» Планируемые результаты: 1.   Предметные   результаты  характеризуют   опыт   учащихся   в   художественно­творческой   деятельности,   который   приобретается   и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:    ­   знание   видов   художественной   деятельности:   изобразительной   (живопись,   графика,   скульптура),   конструктивной   (дизайн   и   архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);  ­ знание основных видов и жанров пространственно­визуальных искусств;  ­ понимание образной природы искусства;   ­ эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;  ­ применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно­творческих работ;  ­ способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;  ­ умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;   ­ усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;   ­ умение видеть проявления визуально­пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике; 29 ­ способность использовать в художественно­творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;    ­ способность передавать в художественно­творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;  ­ умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;  ­ освоение умений применять в художественно—творческой  деятельности основ цветоведения, основ графической грамоты;  ­ овладение  навыками  моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;   ­ умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;    ­ умение рассуждать  о многообразии  представлений  о красоте у народов мира, способности человека  в самых  разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;    ­ изображение в творческих работах   особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;  ­ умение узнавать и называть, к каким художественным культурам относятся предлагаемые (знакомые по урокам) произведения изобразительного искусства и традиционной культуры;  ­ способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории;  ­ умение  объяснять значение памятников и архитектурной среды древнего зодчества для современного общества;  ­ выражение в изобразительной деятельности своего отношения к архитектурным и историческим ансамблям древнерусских городов;    ­ умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего   мира человека.  ­ умение использовать компьютер, как средство воплощения своих идей. 2. Метапредметные   результаты  характеризуют   уровень   сформированности     универсальных   способностей   учащихся,   проявляющихся   в познавательной и практической творческой деятельности:  ­ овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;  ­ овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;   ­  использование   средств  информационных   технологий  для  решения  различных  учебно­творческих  задач  в процессе   поиска  дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;  ­ умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно­творческих задач;  ­ умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;  ­ осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов. В   результате   освоения   программы   «В   мире   прекрасного»   должны   быть   достигнуты   следующие   виды   универсальных   учебных   действий: личностные, познавательные, коммуникативные, регулятивные. Одним из основных результатов освоения программы являются личностные результаты. 30 3. Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения программы «В мире прекрасного»:  ­ чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;  ­ уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;  ­ понимание особой роли культуры и  искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;  ­ сформированность эстетических чувств, художественно­творческого мышления, наблюдательности и фантазии;  ­ сформированность эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом  отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности;   ­   овладение   навыками   коллективной   деятельности   в   процессе   совместной   творческой   работы   в   команде   одноклассников   под   руководством учителя;  ­ умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;  ­ умение обсуждать и анализировать собственную  художественную деятельность  и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения. Главным результатом  реализации программы является создание каждым ребенком своего оригинального продукта, а главным критерием оценки ученика является не столько его талантливость, сколько его способность трудиться, способность упорно добиваться достижения нужного результата, ведь овладеть всеми секретами изобразительного искусства может каждый, по – настоящему желающий этого ребенок.  ЛИСТ КОРРЕКТИРОВКИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ Период/ четверть Предмет Класс Название темы урока Дата проведения по плану Причина корректировки Корректирующе е мероприятие Дата проведения по факту Ф.И.О педагога. Роспись 31 32

Рабочая программа внеурочной деятельности "В мире прекрасного"

Рабочая программа внеурочной деятельности "В мире прекрасного"

Рабочая программа внеурочной деятельности "В мире прекрасного"

Рабочая программа внеурочной деятельности "В мире прекрасного"

Рабочая программа внеурочной деятельности "В мире прекрасного"

Рабочая программа внеурочной деятельности "В мире прекрасного"

Рабочая программа внеурочной деятельности "В мире прекрасного"

Рабочая программа внеурочной деятельности "В мире прекрасного"

Рабочая программа внеурочной деятельности "В мире прекрасного"

Рабочая программа внеурочной деятельности "В мире прекрасного"

Рабочая программа внеурочной деятельности "В мире прекрасного"

Рабочая программа внеурочной деятельности "В мире прекрасного"

Рабочая программа внеурочной деятельности "В мире прекрасного"

Рабочая программа внеурочной деятельности "В мире прекрасного"

Рабочая программа внеурочной деятельности "В мире прекрасного"

Рабочая программа внеурочной деятельности "В мире прекрасного"

Рабочая программа внеурочной деятельности "В мире прекрасного"

Рабочая программа внеурочной деятельности "В мире прекрасного"

Рабочая программа внеурочной деятельности "В мире прекрасного"

Рабочая программа внеурочной деятельности "В мире прекрасного"

Рабочая программа внеурочной деятельности "В мире прекрасного"

Рабочая программа внеурочной деятельности "В мире прекрасного"

Рабочая программа внеурочной деятельности "В мире прекрасного"

Рабочая программа внеурочной деятельности "В мире прекрасного"

Рабочая программа внеурочной деятельности "В мире прекрасного"

Рабочая программа внеурочной деятельности "В мире прекрасного"

Рабочая программа внеурочной деятельности "В мире прекрасного"

Рабочая программа внеурочной деятельности "В мире прекрасного"

Рабочая программа внеурочной деятельности "В мире прекрасного"

Рабочая программа внеурочной деятельности "В мире прекрасного"

Рабочая программа внеурочной деятельности "В мире прекрасного"

Рабочая программа внеурочной деятельности "В мире прекрасного"

Рабочая программа внеурочной деятельности "В мире прекрасного"

Рабочая программа внеурочной деятельности "В мире прекрасного"

Рабочая программа внеурочной деятельности "В мире прекрасного"

Рабочая программа внеурочной деятельности "В мире прекрасного"

Рабочая программа внеурочной деятельности "В мире прекрасного"

Рабочая программа внеурочной деятельности "В мире прекрасного"

Рабочая программа внеурочной деятельности "В мире прекрасного"

Рабочая программа внеурочной деятельности "В мире прекрасного"

Рабочая программа внеурочной деятельности "В мире прекрасного"

Рабочая программа внеурочной деятельности "В мире прекрасного"

Рабочая программа внеурочной деятельности "В мире прекрасного"

Рабочая программа внеурочной деятельности "В мире прекрасного"

Рабочая программа внеурочной деятельности "В мире прекрасного"

Рабочая программа внеурочной деятельности "В мире прекрасного"

Рабочая программа внеурочной деятельности "В мире прекрасного"

Рабочая программа внеурочной деятельности "В мире прекрасного"

Рабочая программа внеурочной деятельности "В мире прекрасного"

Рабочая программа внеурочной деятельности "В мире прекрасного"

Рабочая программа внеурочной деятельности "В мире прекрасного"

Рабочая программа внеурочной деятельности "В мире прекрасного"

Рабочая программа внеурочной деятельности "В мире прекрасного"

Рабочая программа внеурочной деятельности "В мире прекрасного"

Рабочая программа внеурочной деятельности "В мире прекрасного"

Рабочая программа внеурочной деятельности "В мире прекрасного"

Рабочая программа внеурочной деятельности "В мире прекрасного"

Рабочая программа внеурочной деятельности "В мире прекрасного"

Рабочая программа внеурочной деятельности "В мире прекрасного"

Рабочая программа внеурочной деятельности "В мире прекрасного"

Рабочая программа внеурочной деятельности "В мире прекрасного"

Рабочая программа внеурочной деятельности "В мире прекрасного"

Рабочая программа внеурочной деятельности "В мире прекрасного"

Рабочая программа внеурочной деятельности "В мире прекрасного"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.12.2018