Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательная математика" 3 класс
Оценка 4.7
Образовательные программы
doc
математика
3 кл
01.03.2018
Данная программа внеурочной деятельности разработана в соответствии с требованиями Федерального Государственного стандарта второго поколения, которые заключаются в следующем:
«…Воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики….
Учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и воспитания и путей их достижения.
Обеспечение преемственности …начального общего, основного и среднего (полного) общего образования.
Разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого ученика(включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности….»
(Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования – М.: Просвещение, 2011. с.6.).
Основания для разработки программы:
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ
"Об образовании в Российской Федерации
Национальная образовательная стратегия «Наша новая школа»
ФГОС НОО
рабочая программа.doc
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Рассмотрено
на заседании ШМО
учителей начальных классов
Протокол № 1
от « 28 » августа 2015г.
« СОГЛАСОВАНО»
Заместитель директора поУВР
_____________/Вайс О.И./
« 28 » августа 2015г.
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор МОУ СШ № 2
_____________/Бутов Ю.В./
Приказ №
от « 31 » августа 2015г.
«Средняя школа№2»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА»
(ОБЩЕИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ)
3 КЛАСС
Принято на заседании
педагогического совета
протокол № 1
от « 31 »августа 2015 г. г.Богородицк
2015 2016 учебный год
Пояснительная записка
«Ребенокэто не сосуд, который необходимо наполнить,
а факел, который необходимо зажечь»
АРИСТОТЕЛЬ
Данная программа внеурочной деятельности разработана в соответствии с
требованиями Федерального Государственного стандарта второго поколения, которые
заключаются в следующем:
«…Воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного
общества, инновационной экономики….
Учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей
обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей
образования и воспитания и путей их достижения.
Обеспечение преемственности …начального общего, основного и среднего (полного)
общего образования.
Разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого
ученика(включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья),
обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм
взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности….»
(Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования –
М.: Просвещение, 2011. с.6.).
Основания для разработки программы:
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273ФЗ
"Об образовании в Российской Федерации
Национальная образовательная стратегия «Наша новая школа»
ФГОС НОО
Программа по математике. / А.Л.Чекин, Р.Г.Чуракова// Программы по учебным
предметам: «Перспективная начальная школа. 14 классы» М.: Академкнига/Учебник,
2011.
Название программы:
Программа «Занимательная математика» для развития математических способностей учащихся
и формирования умений и навыков для решения математических заданий повышенного уровня
сложности в системнодеятельностном подходе.
Новизна данной программы определена федеральным государственным стандартом
начального общего образования 2010 года и направлена на интеллектуальное развитие
обучающихся.
Отличительными особенностями являются:
1.Определение видов организации деятельности учащихся, направленных на достижение
личностных, метапредметных и предметных результатов освоения программы. 2. В основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные
результаты.
3.Ценностные ориентации организации деятельности предполагают уровневую оценку в
достижении планируемых результатов одной нозологической группы
4.Достижения планируемых результатов отслеживаются в рамках внутренней системы оценки:
педагогом, администрацией.
5. В основу оценки личностных, метапредметных и предметных результатов освоения программы,
воспитательного результата положены методики, предложенные Асмоловым А.Г., Криволаповой
Н.А., Холодовой О.А.
Цель программы: создание условий и содействие интеллектуальному развитию детей.
Развитие интеллекта – это целенаправленный и организованный процесс передачи и усвоения
знаний, приёмов и способов умственной деятельности. Основная его цель –всестороннее развитие
детей. Интеллектуальное развитие рассматривается в качестве главного условия сохранения
индивидуального в детях, так как именно разум и воображение позволяют им строить
осмысленную картину мира и осознавать своё место в нём. В условиях быстро меняющейся жизни
от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти
знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески.
Занятия помогают углублению знаний по программному материалу, знакомят с историей
математики, развитию представлений о её практическом применении.
Занятия в кружке направлены на отработку вычислительных навыков в пределах 100,
введение разнообразного геометрического материала, решение задач повышенной трудности,
отработку знания таблиц сложения и умножения с помощью интерактивных тренажёров, тестов.
Введение заданий олимпиадного характера способствует подготовке учащихся к школьным
олимпиадам по математике, является подготовительной базой для участия в интеллектуальных
играх, основой для участия в Международном интернет – конкурсе для одарённых детей
«Кенгуру» и решают следующие задачи:
повышение эрудиции и расширение кругозора;
формирование приемов умственных операций младших школьников (анализ, синтез,
сравнение, обобщение, классификация, аналогия), умения обдумывать и планировать свои
действия;
развитие у детей вариативного мышления, фантазии, творческих способностей, умения
аргументировать свои высказывания, строить умозаключения;
выработка умения детей целенаправленно владеть волевыми усилиями, устанавливать
правильные отношения со сверстниками и взрослыми, видеть себя глазами окружающих.
Принципы программы:
(cid:216) Актуальность
Создание условий для повышения мотивации к обучению математики, стремление развивать
интеллектуальные возможности учащихся.
(cid:216) Научность
Математика – учебная дисциплина, развивающая умения логически мыслить, видеть
количественную сторону предметов и явлений, делать выводы, обобщения.
(cid:216) Системность
Курс строится от частных примеров (особенности решения отдельных примеров) к общим
(решение математических задач).
(cid:216) Практическая направленность
Содержание занятий кружка направлено на освоение математической терминологии, которая
пригодится в дальнейшей работе, на решение занимательных задач, которые впоследствии
помогут ребятам принимать участие в школьных и городских олимпиадах и других
математических играх и конкурсах.
(cid:216) Обеспечение мотивации
Вопервых, развитие интереса к математике как науке физикоматематического направления, во
вторых, успешное усвоение учебного материала на уроках и выступление на олимпиадах по
математике. (cid:216) Реалистичность
С точки зрения возможности усвоения основного содержания программы – возможно усвоение за
34 занятия.
(cid:216) Курс ориентационный
Он осуществляет учебнопрактическое знакомство со многими разделами математики,
удовлетворяет познавательный интерес школьников к проблемам данной точной науки,
расширяет кругозор, углубляет знания в данной учебной дисциплине
Общая характеристика курса
Воспитание творческой активности учащихся в процессе изучения ими математики является
одной из актуальных задач, стоящих перед учителями начальной школы. Основным средством
такого воспитания и развития математических способностей учащихся являются задачи. Умением
решать задачи характеризуется в первую очередь состояние математической подготовки
учащихся, глубина усвоения учебного материала. Не случайно известный современный методист
и математик Д.Пойа пишет: «Что значит владение математикой? Это есть умение решать задачи,
причем не только стандартные, но и требующие известной независимости мышления, здравого
смысла, оригинальности, изобретательности». Решение нестандартных задач способствует
пробуждению и развитию у них устойчивого интереса к математике.
С этой целью проводятся кружковые занятия, в ходе которых решаются задачи, выходящие за
рамки программы. А задачи повышенной трудности, включенные в план, служат для выявления
наиболее способных к математике учащихся. На занятиях математического кружка также
рассматриваются логические задачи, а также задачи, тесно связанные с обязательным материалом,
но требующие определенного творческого подхода к их решению, умения самостоятельно
мыслить. Задачи подобраны с учетом степени подготовки учащихся.
Математический кружок в школе вызывает интерес учащихся к предмету, способствуют развитию
математического кругозора, творческих способностей учащихся, привитию навыков
самостоятельной работы. Повышает качество общей математической подготовки учащихся.
В своей практике работы со способными детьми и детьми, увлечёнными математикой , я,
конечно, использую возможности математического кружка. Эти занятия проводятся один раз в
неделю во внеурочное время. При составлении плана работы кружка, учитываются интересы и
пожелания учащихся. Обучение детей организуется в форме игры и связанных с ней
деятельностей, обеспечивающих эмоциональное взаимодействие и общение со взрослым.
Создаются условия для свободного выбора ребёнком содержания деятельности и возникновения
взаимообучения детей. Основное место занимает содержание взаимодействия и общение
взрослого с детьми, основанное на понимании того, что каждый ребёнок обладает неповторимой
индивидуальностью и
развитию.
Особенность периода от 8 до 10 лет заключается в том, что он обеспечивает именно общее
развитие, служащее фундаментом для приобретения в дальнейшем любых специальных знаний и
навыков усвоения различных видов деятельности. Формируются такие качества и свойства
психики детей, которые определяют собой общий характер поведения ребенка, его отношение ко
всему окружающему и представляют собой «заделы» на будущее, так как в именно в этот период
складывается потенциал для дальнейшего познавательного, волевого и эмоционального развития
ребёнка.
непрерывному
способен
ценностью,
к
Задачи данного кружка решаются в процессе ознакомления детей с разными областями
математической действительности: с количеством и счетом, измерением и сравнением величин,
пространственными и временными ориентировками.
В начальной школе эмоции играют едва ли не самую важную роль в развитии личности.
Поэтому необходимым условием организации занятий с детьми считаю атмосферу
доброжелательности, создание для каждого ребенка ситуации успеха. Это важно не только для
интеллектуального развития детей, но и для сохранения и поддержки их здоровья. Данный курс
создаёт условия для развития у детей познавательных интересов, формирует стремление ребёнка
к размышлению и поиску, вызывает у него чувство уверенности в своих силах, в возможностях
своего интеллекта. Во время занятий по предлагаемому курсу происходит становление у детей
развитых форм самосознания и самоконтроля, у них исчезает боязнь ошибочных шагов, снижается тревожность и необоснованное беспокойство. В результате этих занятий ребята достигают
значительных успехов в своём развитии.
Ведущей деятельностью при переходе дошкольника в школьника является еще игровая
деятельность. Поэтому занятия, по сути, являются системой игр, в процессе которых дети
исследуют проблемные ситуации, выявляют существенные признаки и отношения, соревнуются,
делают «открытия». В ходе этих игр и осуществляется личностноориентированное
взаимодействие взрослого с ребенком и детей между собой, их общение в парах, в группах. Вся
система организации занятий воспринимается ребенком как естественное продолжение его
игровой деятельности.
Методы и приёмы организации деятельности на занятиях по развитию познавательных
способностей ориентированы на усиление самостоятельной практической и умственной
деятельности, а также познавательной активности детей. Данные занятия носят не оценочный, а в
большей степени развивающий характер. Поэтому основное внимание на занятиях обращено на
такие качества ребёнка, развитие и совершенствование которых очень важно для формирования
полноценной мыслящей личности. Это – внимание, восприятие, воображение, различные виды
памяти и мышление.
Форма организации детской деятельности:
индивидуальнотворческая деятельность;
творческая деятельность в малой подгруппе (36 человек);
коллективная творческая деятельность,
работа над проектами,
учебноигровая деятельность (познавательные игры, занятия);
игровой тренинг;
конкурсы, турниры.
Ценностными ориентирами содержания курса являются:
формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности;
формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии решения,
освоение эвристических приемов рассуждений;
анализом ситуации, сопоставлением данных;
развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;
формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие
закономерности, использовать догадку, строить и проверять простейшие гипотезы;
формирование пространственных представлений и пространственного воображения;
привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях
Тематический план
№
Название темы
1
2
3
4
Математика – царица наук
Занимательная геометрия
Развитие познавательных способностей
Олимпиадные задания по математике
Итого
Колво
часов
5ч
11ч
12ч
6ч
34ч
Содержание программы.
Математика – царица наук. (5ч)
Обсуждение гипотезы «Нужна ли точным наукам математика?» Презентация «Ох уж эта
математика». Практическое занятие по истории чисел. Беседы по темам «Как люди учились записывать числа?» и «Как математика стала всемогущей». Познавательно – развлекательная
программа «Математика вокруг нас».
Занимательная геометрия (11 ч)
Головоломки, лабиринты, магические квадраты.Логические игры. Тико – квадрат.
Занимательные квадраты. Лабиринты «Помоги коту добраться до мышат» и «Помоги кролику
съесть 4 морковки». Оригами.Искусство складывания фигурок из бумаги. Модули оригами:
треугольный модуль, «Трилистник». Построение шестиугольника.Работа над проектом «Северное
сияние». Геометрические фигуры. Объёмные геометрические фигуры. Круг, окружность.
Пейзажная композиция из бумаги «Закат на море». Моделирование из объёмных геометрических
фигур. Моно – проект «Игрушки из цилиндра и конуса». Игра – путешествие «Занимательная
геометрия».
Развитие познавательных способностей(12).
Тренировка внимания. Тренажёр «Таблица умножения и деления». Игра – турнир «Считаем с
Мудрой Совой". Мир занимательных задач. «Математический зоопарк». Задачи на умножение.
Заочное путешествие «Кто быстрее долетит до Луны?» Игра «Определи маршрут корабля".
Сказка. Задачи на сложение и вычитание. Занимательные задачи в стихах. «Через сказку в мир
математики». Задачи – сказки. Совершенствование воображения. Логические задачи на
раскрашивание. Карта Волшебного края. Конструирование предметов по точкам. Рисование по
клеточкам.
Олимпиадные задания по математике (6ч).
Логически поисковые задания. Математический КВН. Игра «Кенгуру». Задачи повышенной
сложности.
Занимательные задачи. Логические задачи для юных математиков. Задачи повышенной трудности.
Решение нестандартных задач. Познавательная конкурсноигровая программа «Считай, смекай,
отгадывай».
Предполагаемые результаты освоения курса.
Личностными результатами изучения курса «Занимательная математика» являются:
осознание себя членом общества, чувство любви к родной стране, выражающееся в
интересе к ее природе, культуре, истории и желании участвовать в ее делах и событиях;
осознание и принятие базовых общечеловеческих ценностей, сформированность
нравственных представлений и этических чувств; культура поведения и взаимоотношений
в окружающем мире;
установка на безопасный здоровый образ жизни;
Метапредметными результатами являются:
способность регулировать собственную деятельность, направленную на познание
окружающей действительности и внутреннего мира человека;
способность осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;
способность работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.
умение обобщать, отбирать необходимую информацию, видеть общее в единичном
явлении, самостоятельно находить решение возникающих проблем, отражать
наиболее общие существенные связи и отношения явлений действительности:
пространство и время, количество и качество, причина и следствие, логическое
и вариативное мышление;
владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим
школьником), необходимым для дальнейшего образования в области естественнонаучных
и социальных дисциплин; умение наблюдать, исследовать явления окружающего мира, выделять характерные
особенности природных объектов, описывать и характеризовать факты и события
культуры, истории общества;
умение вести диалог, рассуждать и доказывать, аргументировать свои высказывания,
строить простейшие умозаключения.
Предметные результаты.
Учащиеся должны научиться анализировать задачи, составлять план решения, решать
задачи, делать выводы.
Решать задачи на смекалку, на сообразительность.
Решать логические задачи.
Работать в коллективе и самостоятельно.
Расширить свой математический кругозор.
Пополнить свои математические знания.
Научиться работать с дополнительной литературой.
Место учебного курса «Занимательная математика» в учебном плане
Данная программа рассчитана на 34 часа из расчета один учебный час в неделю для
3 класса. Возраст детей от 9 до 10 лет. Занятия проводятся согласно по учебному
расписанию. Календарно – тематическое планирование
Количество
часов по
темам
Всего
часов
5ч
Дата
проведения Характеристика деятельности обучающихся
№ п/п
1.
Наименование разделов, тем
Математика – царица наук.
Расширение знаний о науке математике . Презентация
«Ох уж эта математика».
Внеклассное занятие «История чисел».
Беседа №1 «Как люди учились записывать числа?»
Беседа №2 «Как математика стала всемогущей».
Познавательноразвлекательная программа «Математика
вокруг нас».
Занимательная геометрия.
2.
2.1 Головоломки, лабиринты, магические квадраты.
11 ч
2ч
Логические игры. Тико – квадрат. Занимательные
квадраты.
Лабиринты «Помоги коту добраться до мышат», «Помоги
кролику съесть 4 морковки».
4ч
5ч
12 ч
2ч
6ч
2.2. Оригами.
Модули оригами: треугольный модуль,«Трилистник».
Построение шестиугольника.
Работа над проектом «Северное сияние».
Работа над проектом «Северное сияние».
Геометрические фигуры.
Объёмные геометрические фигуры.
Круг, окружность. Пейзажная композиция из бумаги
«Закат на море».
Моделирование из объёмных геометрических фигур.
Моно – проект «Игрушки из цилиндра и конуса».
Игра путешествие «Занимательная геометрия».
Развитие познавательных способностей.
Тренировка внимания.
Тренажёр «Таблица умножения и деления»
Игра – турнир «Считаем с Мудрой совой».
2.3
3.
3.1.
3.2. Мир занимательных задач.
«Математический зоопарк». Задачи на умножение.
Заочное путешествие « Кто быстрее долетит до Луны?»
Игра «Определи маршрут корабля»
Сказка. Задачи на сложение и вычитание.
Занимательные задачи в стихах.
«Через сказку в мир математики». Задачи – сказки.
4.09.
11.09
18.09.
25.09.
2.10.
9.10
16.10
23.10
30.10
13/11
20.11
27.11.
4.12.
11.12
18.12
25.12.
15.01.
22.01
12/02
19/02
Расширение знаний о науке математике, истории и
записи чисел, практическом применении
математических знаний.
Составление головоломок, магических квадратов,
лабиринтов, приобретение способов работы с ними,
работа в парах.
Знакомство с выполнением модулей оригами.
Коллективная работа над проектом «Северное
сияние», выполненного искусством складывания
бумаги «оригами». Построение правильного
шестиугольника.
Знакомство с объемными геометрическими
фигурами. Моделирование игрушек изцилиндра и
конуса. Создание кратковременного моно – проекта
из геометрических фигур и тел.
Работа с играми, тренажёрами на развитие
внимания.
Решение задач на все действия в сказках,
стихотворениях, играх.
Составление числовых выражений, измерение и
вычисление расстояний, сравнивание длин.
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1 ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1 ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1 ч
1ч 3.3.
Совершенствование воображения.
Логические задачи на раскрашивание. Карта Волшебного
края.
Логические задачи на раскрашивание. Карта Волшебного
края.
Конструирование предметов по точкам.
Рисование по клеточкам.
4 ч
4. Олимпиадные задания по математике.
6 ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
Работа с играми на совершенствование
воображения. Задание по логическому
раскрашиванию. Конструирование предметов по
точкам и рисование по клеточкам.
Составление закономерностей, решение логических
задач.
Решение задач на развитие аналитических
способностей, способностей логически мыслить,
рассуждать, делать умозаключения.
Логически поисковые задания.
Логически поисковые задания.
Математический КВН.
Игра «Кенгуру».
Задачи повышенной сложности.
Познавательная конкурсноигровая программа «Считай,
смекай, отгадывай».
ИТОГО:
34ч
34ч Материально техническое обеспечение учебного предмета
Используемая литература.
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего
образования. Утверждён приказом Минобрнауки от 6октября 2009 года, №373.
2. Примерные программы начального общего образования. Просвещение.2010г.
3. Программа по математике А.Л.Чекина, Р.Г.Чураковой. М.: Академкнига/Учебник,
2011год.
4. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование.Под
редакцией В.А.Горского. М. «Просвещение» 2011г.
5. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор.М. «Просвещение»
2011г.
6. П.У.Байрамукова «Внеклассная работа по математике в начальных классах». «Издат –
школа». Москва, 1997г.
7. С.И.Волкова, О.Л.Пчёлкина «Альбом по математике и конструированию». Москва
«Просвещение» ,1994г.
8. С.И.Волкова, Н.Н.Столярова «Тетрадь с математическими заданиями». Москва
«Просвещение» ,1994г.
9. Т.К.Жигалкина «Игровые и занимательные задания по математике». Москва
«Просвещение», 1989 г.
Интернетресурсы
1. http://www.pedlib.ru Педагогическая библиотека.
2. http://vschool.km.ru Виртуальная школа Кирилла и Мефодия.
3. http://skazochki.narod.ru Сайт «Детский мир». Детские песни, мультфильмы, сказки,
загадки и др.
4. http://suhin.narod.ru Сайт «Занимательные и методические материалы из книг Игоря
Сухина: от литературных затей до шахмат».
5. http://www.ug.ru Сайт «Учительской газеты».
6. http://www.pspu.as.ru Игротека математического кружка Е.А. Дышинского.
Компьютер, мультимедийный проектор, экспозиционный экран.
Технические средства обучения
Экранно – звуковые пособия
Аудиозаписи в соответствии с программой курса.
Видеофильмы, соответствующие тематике курса (по возможности).
Слайды (диапозитивы), соответствующие тематике программы курса (по возможности).
Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы.
Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательная математика" 3 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательная математика" 3 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательная математика" 3 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательная математика" 3 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательная математика" 3 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательная математика" 3 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательная математика" 3 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательная математика" 3 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательная математика" 3 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательная математика" 3 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.