Рабочая программа занятий внеурочной деятельности "Школа юного инженера" для начальных классов
Оценка 4.7

Рабочая программа занятий внеурочной деятельности "Школа юного инженера" для начальных классов

Оценка 4.7
Исследовательские работы +2
docx
Междисциплинарный 4
1 кл—4 кл
24.10.2019
Рабочая программа занятий внеурочной  деятельности "Школа юного инженера" для начальных  классов
Комплексный подход к решению технических, экономических, экологических проблем на основании интеграции особенно необходим в современном обществе. Решение научных и жизненных проблемы требует изучения природных явлений и процессов с разных сторон, исследования каждого явления с привлечением методов разных наук, то есть целостного видения явлений. Поэтому и возникает необходимость повышения уровня естественнонаучного образования. Большое значение при изучении предметов естественнонаучного цикла имеют экспериментальные умения и навыки, которые формируются при проведении практических и лабораторных работ. Поэтому одной из задач программы является привитие учащимся начальных элементарных умений обращения с самыми простейшими инструментами и приборами, навыков исследовательской деятельности. Наиболее запоминающимися и интересными для учеников являются опыты. Поэтому большую часть времени программы отводим на демонстрацию опытов, лабораторные работы, домашние эксперименты. Таким образом, решаем еще одну задачу нашего курса, формирование навыков исследовательской работы. В данной программе физические и химические знания используются для объяснения явлений природы, в результате формируется научное мировоззрение учащихся. Программа знакомит учащихся с широким кругом физических и химических явлений, практически значимых в повседневной жизни. Программа имеет большие возможности для развития творческих способностей учащихся. Учитель создает условия для творческого применения знаний (викторины, конкурсы, настольные игры). Программа «Школа юного инженера» рассчитана на четыре года обучения (135 часов). Программа ориентирована на учащихся 1-4 классов общеобразовательных школ. В результате теоретических и практических занятий, предусмотренных программой, а также в ходе экскурсий, учащиеся не только расширят и укрепят знания, полученные в школьном курсе “Окружающего мира”, но и смогут овладеть простейшими навыками лабораторных исследований и инженерно- технологическими навыками. Количество часов занятий в неделю: 1 час.
РП-ВД Школа юного инженера.docx
Рабочая  программа занятий внеурочной  деятельности «Школа  юного  инженера»                  (работа  с  лабораториями)                                           Разработчик : учитель начальных  классов                                                ГБОУ Инженерно­Технологической  школы № 777                                                  г. Санкт­Петербурга                                                 Евсевлеева  Елена Викторовна                                                                    1 Санкт­Петербург                                                                       2019 г. Пояснительная записка   явлений.      Комплексный подход к решению технических, экономических, экологических проблем на основании интеграции особенно необходим в современном обществе. Решение   научных и жизненных проблемы требует изучения природных   явлений и процессов с разных сторон, исследования   каждого   явления   с   привлечением   методов   разных  наук,   то  есть   целостного видения     Поэтому   и   возникает   необходимость   повышения   уровня естественнонаучного образования.         Большое     значение   при   изучении   предметов   естественнонаучного   цикла   имеют экспериментальные умения и навыки, которые формируются при проведении практических и лабораторных   работ.   Поэтому   одной   из   задач   программы   является   привитие   учащимся начальных     элементарных   умений   обращения   с     самыми   простейшими   инструментами   и приборами, навыков исследовательской деятельности.          Наиболее   запоминающимися   и   интересными   для   учеников   являются   опыты.   Поэтому большую часть времени программы отводим на демонстрацию опытов, лабораторные работы, домашние   эксперименты.   Таким   образом,   решаем   еще   одну   задачу     нашего   курса, формирование навыков  исследовательской работы.          В данной программе физические и химические знания используются для объяснения явлений природы, в результате формируется научное мировоззрение   учащихся. Программа знакомит   учащихся   с   широким   кругом   физических   и   химических   явлений,   практически значимых в повседневной жизни.      Программа имеет большие возможности для развития творческих способностей учащихся. Учитель   создает   условия   для   творческого   применения   знаний   (викторины,   конкурсы, настольные игры).       Введение этой внеурочной  деятельности ­  это прекрасная возможность, не перегружая детей,   используя   игровые   формы,   привить   интерес     к   предметам   естественного   цикла   и постепенно подготовить их к дальнейшей исследовательской деятельности.      Целью   программы  –   способствовать   овладению   учащимися   навыками   организации   и проведения исследовательских работ; Основные задачи программы: обучающие: ­ формирование у учащихся научного мировоззрения, целостного представления о природе и о всеобщей связи явлений природы; ­ овладение простейшими практическими умениями и навыками в области физики, химии и биологии.  развивающие: ­ удовлетворение индивидуальных запросов  учащихся, определение наклонностей и развитие их творческих способностей; ­ развитие способностей к самостоятельному мышлению; ­ развитие коммуникативных способностей. воспитательные: ­ воспитание ответственности и бережного отношения к природе; ­ формирование мотивов научно­исследовательской деятельности. ­ привитие интереса к изучению явлений природы. 2 Программа  «Школа юного инженера» рассчитана на четыре года обучения (135  часов). Программа ориентирована на учащихся 1­4 классов  общеобразовательных школ. В  результате теоретических и практических занятий, предусмотренных программой, а также в  ходе экскурсий, учащиеся  не только расширят и укрепят знания, полученные в школьном  курсе “Окружающего мира”, но и смогут овладеть  простейшими навыками лабораторных  исследований и инженерно­ технологическими навыками. Количество часов занятий в неделю: 1 час.  Области применения программы.     Программа  реализуется  во внеурочной деятельности учащихся начальной школы средних  общеобразовательных учреждений.    Отдельные темы могут быть использованы для организации исследовательской работы  учащихся. Результаты самостоятельных научных исследований послужат основой для  докладов на семинарских занятиях, олимпиадах, конференциях учащихся начальной школы. Организация работы по программе.       Основной   объем   теоретических   и   практических   занятий   проводится   в   аудиторно­ лабораторных   условиях.   Практические   работы,   составляющие   полевой   практикум, выполняются в ходе экскурсий. В полевых условиях также можно провести и некоторые теоретические занятия. Выбор условий проведения занятия зависит от содержания занятия, погодных условий и контингента учащихся. Основные формы деятельности.  Лабораторно­практические занятия;  Занятия в полевых условиях: экскурсии;  Научно­исследовательская работа;  Игры, конкурсы и другие массовые мероприятия;  Итоговая конференция. Ожидаемые педагогические результаты:   Расширение   и   углубление   содержания   химического,   физического   и   биологического образования. Расширение и углубление знаний учащихся о разнообразии мира живой и неживой природы;  Овладение учащимися навыками организации и проведения исследовательских работ;  Требования к знаниям и умениям учащихся: ­ иметь первые представления о теле и веществе, физических и химических явлениях; ­ знать об использовании физических и химических знаний в     практической деятельности человека; ­ иметь представление о физических телах, их свойствах, характеристиках; ­ иметь представление о химических веществах, их свойствах и их   превращениях; ­ соблюдать правила техники безопасности при выполнении опытов; ­ уметь проводить простейшие опыты; ­ уметь наблюдать и анализировать происходящие явления, делать   выводы. Планируемые  результаты  освоения  обучающимися   программы: 1.  Морально – нравственные качества личности: добровольность и заинтересованность в равноправном участии в педагогическом процессе; стремление к самостоятельности; сочувствие и сопереживание людям, природе, чувство радости от помощи ближнему; сформированность основ общения, нравственно – этических  норм поведения; сформированность первичного контура общечеловеческих качеств гражданина: честности,  совести, чувства собственного достоинства, воли; 3 сформированность личной ответственности. 2.  Знания, умения, навыки: самостоятельное включение в процесс познания; развитие общих способностей; сформированность основ мотивов учебной деятельности, желания и умения учиться; подготовленность к изучению основ наук (овладение начальными представлениями о  физических телах, веществах, явлениях, методах исследования природы.); первоначальные представления о целостной картине мира; физическое совершенствование, укрепление своего здоровья. Кроме этого программа направлена на формирование и развитие следующих компетенций обучающихся: Учебные компетенции: ­ решать учебные проблемы; ­ связывать воедино и использовать отдельные части знания; ­ извлекать пользу из образовательного опыта. Исследовательские компетенции: ­ получение и обработка информации.  Социально ­ личностные компетенции: ­ видеть связи между настоящими и прошлыми событиями; ­ вступать в дискуссию и вырабатывать свое собственное мнение; ­ справляться с неопределенностью и сложностью.  Коммуникативные компетенции:  ­ выслушивать и принимать во внимание взгляды других людей; ­ дискутировать и защищать свою точку зрения.  Сотрудничество:  ­ принимать решения; ­ устанавливать и поддерживать контакты; ­ сотрудничать и работать в команде.  Организаторская деятельность: ­ организовывать свою работу; ­ овладевать инструментом моделирования; ­ быть включенным в группу или сообщество и сделать вклад в него. Личностно ­ адаптивные компетенции:  ­ использовать новую информацию; ­ придумывать новые решения; ­ проявлять гибкость, оказавшись лицом к лицу с быстрыми переменами; ­ быть упорным и стойким перед трудностями; Ожидаемый результат: Получение   опыта   самостоятельного   добывания   знаний, естественнонаучных знаний, развитие логического мышления, познание окружающего мира. Форма подведения итогов: Итоговой   работой   по   завершению   каждой   темы     являются   «Самостоятельные   опыты   и инженерные  конструкции»    приобретение   школьниками 4 Тематическое планирование Первый год (33 часа) № Тема занятия Содержание занятия Дата Опыты с водой (11 часов) 1 2 3 4 5 6 7 Вводное занятие Вода меняет форму.  Поверхность воды.  Уровень. Плавучесть. Какие предметы могут плавать. Сила  выталкивания. Плавучесть. Испытание разных форм. Игры с лодками. Надводные лодки. Игры с лодками. Подводные лодки. «Кожа» воды «Весёлая вода». 8 9 10 Вода исчезает 11 Итоговое занятие: «Турнир  знатоков». 12 Вводное занятие 13 История изобретения  магнита. 14 Что может делать магнит? 15 Полезные магниты. 16 Сила притяжения. Беседа о технике безопасности. Организация  рабочего места Проведение опытов с водой. Пропедевтика  исследовательской деятельности Проведение опытов с водой. Проведение опытов с предметами. Пропедевтика  исследовательской деятельности Проведение опытов с предметами. Проведение опытов с лодками, определение  количества груза, который может перевезти лодка Проведение опытов по погружению предметов. Изучение свойств поверхности воды Проведение опытов с мыльной водой. Проведение опытов по испарению воды Проведение учащимися опытов с водой по их  желанию. Беседа о технике безопасности. Организация  рабочего места Теоретическое занятие. Векипедия. Проведение опытов по намагничиванию и  размагничиванию предметов Проведение опытов с использованием лаборатории. Проведение опытов по поднятию предметов  разного веса 5 Опыты с магнитами (10 часов) 17 Сила магнита. Тяготение. 18 Притягивание через предме­ ты: твёрдые и липкие. 19 Притягивание через  предметы. Игры с водой. 20 Притягивание и  отталкивание Проведение опытов с магнитом. Проведение опытов с прохождением магнитного  поля через разные предметы Проведение опытов с использованием лаборатории. Проведение опытов с разными полюсами магнитов 21 Итоговое занятие по теме. Самостоятельные опыты по желанию учащихся. Опыты со светом и зеркалами(12  часов) 22 Вводное занятие 23 Свет повсюду. Свет  природного происхождения. 24 Свет искусственного  происхождения. 25 Свет путешествует. Лучи. 26 Тень и полутень. 27 Смотрим в зеркало 28 Отражения 29 Смешные отражения. 30 Чудеса отражений 31 Презентация игрушки  калейдоскоп. 32 Презентация домашней  поделки. «У нас семья  изобретателей». Беседа о технике безопасности. Организация  рабочего места Наблюдения в природе. Просмотр фильмов. Проведение опытов с фонариком и лампочкой. Проведение опытов по направлению светового луча Проведение опытов со светом при помощи  лаборатории. Проведение опытов с зеркалом Проведение опытов с предметами, отражающими  свет Проведение опытов с вогнутыми и выгнутыми  отражающими предметами. Проведение опытов с несколькими зеркалами Изучение принципа действия. Проведение опытов при помощи домашних  поделок. 33 Итоговое занятие по теме. Проведение опытов по теме по желанию учащихся. 6 Второй год (34 часа) Опыты с водой (12 часов) Содержание занятия Беседа по технике безопасности. Организация рабочего места. Проведение опытов по растворению веществ. Проведение опытов по очистке воды. Практическое занятие Практическое занятие Проведение опытов с погружением и выталкиванием. Самостоятельное проведение опытов с игрушкой  изготовленной дома. Проведение опытов по впитыванию воды разными  предметами. Проведение опытов по впитыванию воды растениями. Проведение опытов со льдом. Поведение опытов по превращению льда в воду. Самостоятельное проведение опытов с водой по  желанию учащихся. Вводное занятие. Беседа по ТБ. Организация рабочего места. Опыты с магнитами  (14  часов) История изобретения компаса. Теоретическое занятие 7 № Тема занятия 1 Вводное занятие. Смешивание воды. 2 3 Отделение воды от других веществ. 4 5 6 Опыты с воздухом и водой. 7 Презентация игрушки­поделки. Сила воды. Мельница. Сила воды.Фонтан. «Моя семья изобретателей». Впитывание воды. Как пьют растения. Замёрзшая вода. Свойства льда. Способы размораживания воды. Итоговое занятие по теме. 8 9 1 0 1 1 1 2 1 3 1 4 1 5 1 6 1 7 1 8 1 9 2 0 2 1 2 2 2 3 2 4 2 5 2 6 2 7 2 8 2 9 3 0 3 1 3 2 3 3 3 4 № 1 2 Компас. Принцип действия.  Использование. Ориентирование на местности. Проведение опытов с компасом. Практическое занятие по использованию компаса. Как сделать магнит. Практическое занятие по изготовлению магнитов. Вокруг твоего магнита. Изучение сил, действующих вокруг магнита. Электричество и магнит. Теоретическое занятие. Электричество и магнит. Изготовление электрического магнита. Электромагниты. Проведение опытов с электрическими магнитами. Мастерим подъёмный кран. Изготовление модели с применением электромагнита. Магниты и машины. Применение магнита в электрических машинах. Сделай магнитофон. Изготовление модели простейшего магнитофона. «У меня семья изобретателей». Презентация игрушки с магнитом. Итоговое занятие по теме. Самостоятельное проведение учащимися опытов с  магнитами Опыты со светом и зеркалами. (8 часов) Вводное занятие. Получаем изображение. Беседа по технике безопасности. Организация рабочего места. Изготовление простейшего фотоаппарата. Как видят твои глаза. Теоретическое занятие Цвета света. Радуга. Изучение светового спектра. Смешивание цветов света. Практич.занятие с использованием лаборатории. Свет и тень. Солнечные часы. Итоговое занятие по теме. Проведение опытов со светом и тенью. Теневые игры. Изучение солнечных часов. Самостоятельное проведение учащимися опытов с  использованием лаборатории. Тема занятия Содержание занятия Третий год (34 часа) Опыты с воздухом (17 часов) Вводное занятие Воздух повсюду.  Беседа о технике безопасности. Организация места Проведение опытов с воздухом. Пропедевтика  8 3 4 Бумажные гонки. Давление воздуха. Испытание разных  форм исследовательской деятельности Проведение опытов с воздухом. Проведение опытов с предметами. Пропедевтика  исследовательской деятельности Проведение опытов с воздухом. Пров. опытов по охлаждению и нагреванию воздуха. Изучение природного явления. Практическое занятие по изготовлению поделки. Проведение опытов с воздухом. Практическое занятие по изготовлению и демонстрации поделки. Проведение опытов с предметами из бумаги. Практ. зан. по изготовлению поделки. Ветер. Воздух меняет объём. Воздух   работает. Парусные суда. Воздушный шар­ракета. Ветряные мельницы. Как сделать ветряную лебёдку. Движение в воздухе. 5 Практическое использование воздуха.. Проведение опытов с предметами. 6 7 Изменение температуры воздуха. 8 9 Что такое флюгер и как его сделать. 1 0 1 1 1 2 1 3 1 4 1 5 1 6 1 7 Сколько воздуха ты можешь вдохнуть. Опыты с водой. Сделай парашют. Полёты в воздухе. Сделай планер. Выполнение поделки из бумаги. Демонстрация. Дышим воздухом. Теорет. занятие о необходимости воздуха организмам. Итоговое занятие по теме. Самостоятельное проведение опытов с водой  Вводное занятие Мыло помогает воде. Делаем пузыри. Впитывание. Опыт с шариками. Исчезающая вода. Опыты на кухне (8 часов) Беседа о технике безопасности. Организация рабочего  места Проведение опытов с использованием мыла. Проведение опытов с мыльной водой. Проведение опытов с использ.разных предметов. Проведение опытов с использованием лаборатории. Проведение опытов по испарению воды. Солёная и сладкая вода. Провед. опытов по выделен.из воды соли и сахара. Итоговое занятие по теме. Проведение опытов с использованием лаборатории  1 8 1 9 2 0 2 1 2 2 2 3 2 4 2 5 Вводное занятие 2 6 2 Начало роста. Опыты с растениями. (9  часов) Беседа о ТБ. Организация рабочего места Проведение опытов по проращиванию семян. 9 7 2 8 2 9 3 0 3 1 3 2 3 3 3 4 Выращиваем фасоль. Растение растёт. Практическое занятие по проращиванию. Пропедевтика исследовательской деятельности. Практ. занятие по наблюдению за ростом растения. Здоровье растения. Практическое занятие. Уход за растением. Растения и вода. Проведение опытов с растениями. Сделай сад в банке. Твой домашний сад в банке. Изготовление макета  не нуждающегося в поливке.  Пропедевтика исследовательской деятельности. Презентация  растения выращенного самост.дома. Итоговое занятие по теме. Презент.  выращенного растения по выбору учащихся. № Тема занятия Высушивание. Сок. 1 Вводное занятие. 2 Мокрое и сухое. 3 4 5 Цветной сок. 6 Пробуем на вкус. 7 Необычные цвета. Кислые продукты. 8 Шипучка. 9 Чистим колой. 1 0 1 1 1 2 1 3 1 4 1 5 1 6 Нагревание. Шипучка у тебя во рту. Тесто. Тесто для хлеба. Замораживание и оттаивание. Четвёртый  год (34 часа) Содержание занятия Опыты на кухне (16 часов) Беседа по ТБ. Организация рабочего места. Проведение опытов с водой и пищевыми продуктами. Пров. опытов по удалению влаги из пищевых продуктов. Проведение опытов по выделению влаги из фруктов. Практич.занятие по изучению красящих качеств сока. Проведение опытов по определению вкуса. Пров.опытов по изменению цвета пищевыми красителями. Проведение опытов по определению наличия кислоты в  пищевых продуктах. Проведение опытов по изучению кислотности колы. Проведение опытов по приготовлению шипучих напитков. Практическое занятие по теме.Наши ощущения. Практическое занятие по приготовлению теста. Практическое занятие по приготовлению дрожжевого теста. Практ. занятие по замораживанию и размораж. продуктов. Проведение опытов с разными способами  оттаивания. Самостоятельное проведение опытов по желанию учащихся. Итоговое занятие по теме. 1 7 1 Вводное занятие. Беседа по ТБ.Организация рабочего места. Опыты с  растениями (18  часов) Свет и питательные вещества. Теоретическое занятие 10 8 1 9 2 0 2 1 2 2 2 3 2 4 2 5 2 6 2 7 2 8 2 9 3 0 3 1 3 2 3 3 3 4 Рассматриваем листья. Проведение опытов с компасом. Цветы. Форма и цвет Образование семян. Цветы.Пыльца. Полезные  насекомые. Деревья. Деревья. Обитатели деревьев. Теоретическое занятие Теоретическое занятие Практическое занятие на прогулке по сравниванию разных  сортов деревьев. Теоретическое занятие по изучению обитателей деревьев. Жизненный цикл деревьев. Проращиваем луковицы и  морковку. Растения путешествуют. Практическое занятие по проращиванию растений.  Пропедевтика исследовательской деятельности. Проведение опытов по проращиванию. Пропедевтика  исследовательской деятельности. Теор.занятие.Изучаем  способы переноса семян. Распространение семян по  воздуху. Растения и почва. Теоретическое занятие. Изучаем способы распространения  семян. Практическое занятие. Изучаем состав почвы. Состав почвы. Пров.наблюдения, используя лабораторию, микроскоп. Полезные растения. Теор. занятие. Области применения растений. Растения в опасности. Древние растения. Проведение опытов по выявлению загрязнения растений  пылью. Презентация доклада на тему, подготовленного дома.  Растения «Красной книги» Презентация доклада на тему, подготовленного дома. Итоговое занятие по теме. Презентация  по выбору учащихся. Используемая литература. 1 Хелен Идом и КейтВудворд. Домашняя лаборатория. Опыты с водой, магнитами и зеркалами. – Изд. Махаон. 1998г. 2 Хелен Идом, Мойра Баттерфилд, Ребекка Хеддл и Майкл Ануин. Домашняя лаборатория. Опыты с воздухом, растениями , на кухне. - Изд. Махаон. 1998 г. Рекомендуемая литература. 1 Хелен Идом и Кейт Вудворд. Домашняя лаборатория. Опыты с водой, магнитами и  зеркалами. – Изд. Махаон. 1999г. Рекомендуемая литература. 1 Хелен Идом и Кейт Вудворд. Домашняя лаборатория. Опыты с водой, магнитами и  зеркалами. – Изд. Махаон. 1999г. 11 Рекомендуемая литература. 1. Хелен Идом и Кейт Вудворд. Домашняя лаборатория. Опыты с водой, магнитами и  зеркалами. – Изд. Махаон. 1999г. 12

Рабочая программа занятий внеурочной деятельности "Школа юного инженера" для начальных классов

Рабочая программа занятий внеурочной  деятельности "Школа юного инженера" для начальных  классов

Рабочая программа занятий внеурочной деятельности "Школа юного инженера" для начальных классов

Рабочая программа занятий внеурочной  деятельности "Школа юного инженера" для начальных  классов

Рабочая программа занятий внеурочной деятельности "Школа юного инженера" для начальных классов

Рабочая программа занятий внеурочной  деятельности "Школа юного инженера" для начальных  классов

Рабочая программа занятий внеурочной деятельности "Школа юного инженера" для начальных классов

Рабочая программа занятий внеурочной  деятельности "Школа юного инженера" для начальных  классов

Рабочая программа занятий внеурочной деятельности "Школа юного инженера" для начальных классов

Рабочая программа занятий внеурочной  деятельности "Школа юного инженера" для начальных  классов

Рабочая программа занятий внеурочной деятельности "Школа юного инженера" для начальных классов

Рабочая программа занятий внеурочной  деятельности "Школа юного инженера" для начальных  классов

Рабочая программа занятий внеурочной деятельности "Школа юного инженера" для начальных классов

Рабочая программа занятий внеурочной  деятельности "Школа юного инженера" для начальных  классов

Рабочая программа занятий внеурочной деятельности "Школа юного инженера" для начальных классов

Рабочая программа занятий внеурочной  деятельности "Школа юного инженера" для начальных  классов

Рабочая программа занятий внеурочной деятельности "Школа юного инженера" для начальных классов

Рабочая программа занятий внеурочной  деятельности "Школа юного инженера" для начальных  классов

Рабочая программа занятий внеурочной деятельности "Школа юного инженера" для начальных классов

Рабочая программа занятий внеурочной  деятельности "Школа юного инженера" для начальных  классов

Рабочая программа занятий внеурочной деятельности "Школа юного инженера" для начальных классов

Рабочая программа занятий внеурочной  деятельности "Школа юного инженера" для начальных  классов

Рабочая программа занятий внеурочной деятельности "Школа юного инженера" для начальных классов

Рабочая программа занятий внеурочной  деятельности "Школа юного инженера" для начальных  классов
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.10.2019