Рабочая тетрадь для подготовки к итоговому тестированию по русскому языку в 9 классе
Оценка 5

Рабочая тетрадь для подготовки к итоговому тестированию по русскому языку в 9 классе

Оценка 5
Рабочие тетради
doc
русский язык
9 кл
20.11.2017
Рабочая тетрадь для подготовки к итоговому тестированию по русскому языку в 9 классе
Данная методическая разработка предназначена для подготовки к новому виду оценивания в 9 классе- устному собеседованию. Ученикам предложены задания для подготовки к чтению и пересказу текстов, задания для монологического высказывания и диалога. Кроме того, после каждого задания описана процедура проведения и оценивания устной части.Данная методическая разработка предназначена для подготовки к новому виду оценивания в 9 классе- устному собеседованию. Как именно это будет осуществляться на практике, пока сложно понять, информация достаточна скудна, поэтому предлагаю материал, который поможет ученикам и коллегам расставить некоторые акценты, относительно данного собеседования в этом учебном году.
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ИТОГОВОМУ СОБЕСЕДОВАНИЮ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 9 КЛАССЕ.doc
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ИТОГОВОМУ СОБЕСЕДОВАНИЮ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 9 КЛАССЕ Структура собеседования Задание 1 стиля). Время на подготовку – 2 минуты. Время на выполнение – 2 минуты. – выразительное чтение вслух текста (научно-публицистического Задание 2 – пересказ текста с привлечением дополнительно информации. Время на подготовку – 1 минута. Время на выполнение – 3 минуты. Задание 3 – монологическое высказывание по тексту. Время на подготовку – 1 минута. Время выполнения – 3 минуты. Задание 4 – участие в диалоге. Время подготовки отсутствует. Время на выполнение – 3 минуты. Система оценивания экзамена : зачет/незачет. Зачет: Незачет: менее 10 баллов. более или равно 10 баллов Общее время ответа (включая время на подготовку) – 15 минут. Сколько баллов можно получить за каждое задание: Задание Первичный балл Процент от всей работы Задание 1 Задание 2 Задание 3 Задание 4 Соблюдение современного литературного языка норм русского Итого 2 4 3 2 8 19 10,5 21 16 10,5 42 100 Максимальный балл за устную часть ОГЭ 2018 составляет 19 баллов. На выполнение экзаменационной работы отводится 15 минут на одного участника экзамена. Порядок проведения экзамена, время отведенное на каждое задание 1 № п/п 1 3 4 5 6 7 9 ЧТЕНИЕ ТЕКСТА 2 Приветствие ученика. Знакомство. Короткий рассказ о содержании экзамена Предложить учащемуся познакомиться с текстом для чтения вслух За несколько секунд напомнить о готовности к чтению Слушание текста Эмоциональная реакция на чтение ученика Переключение ученика на другой вид работы. Слушание текста Эмоциональная реакция на пересказ ученика МОНОЛОГ 8 Предложить обучающемуся выбрать вариант темы беседы и выдать соответствующую карточку с Предложить обучающемуся ознакомиться темой монолога. Предупредить, на подготовку отводится 1 минута, а высказывание не должно занимать более 3 минут что Слушать устный ответ. Эмоциональная реакция на ответ ДИАЛОГ 10 11 Задать вопросы для диалога Эмоционально ученика поддержать Действия экзаменатора Действия учащихся Время 15 мин. 1 мин. Подготовка к чтению вслух. Чтение текста про себя Чтение текста вслух 2 мин. 2 мин. Подготовка к пересказу с привлечением дополнительной информации Пересказ с привлечением дополнительной информации (без текста, но со своими записями и цитатой) текста 1 мин 3 мин. Подготовка к ответу Ответ по теме выбранного варианта 1 мин. 3 мин. Вступает в диалог 3 мин. 2 Критерии оценивания каждого задания Задание 1. Чтение текста вслух Признаки выразительного чтения: 1) умение выдерживать паузы и делать логические ударения, передающие замысел автора; 2) умение выражать интонации вопроса, утверждения, побуждения, а также придавать голосу  нужные эмоциональные окраски; 3) чёткая дикция, ясное, чистое произношение звуков, достаточная громкость, темп. Главным условием, обеспечивающим выразительность чтения, является сознательное  восприятие текста. Все просто! Главное правило выразительного чтения было выдвинуто еще В.И.  Чернышевым в начале XX века: «Читай так, как говоришь». Основной источник   выразительности речи и чтения – увлеченность говорящего произносимым текстом.  Коммуникация всегда происходит с определенной целью: хочу передать мысли и чувства  автора произведения или статьи; хочу, чтобы слушатели посочувствовали герою или оценили  его поступок; хочу их взволновать, насмешить, напугать и т.д. Говорящий должен как бы  совершать речевой поступок, «словесное действие». Тексты для тренировки: №1 Я сидел один в полутемной комнате и не слышал звонка в передней. И вдруг увидел на пороге громаднейшую фигуру в распахнутой шубе и высокой бобровой шапке. Это был Ф.И. Шаляпин. Величественным, медленным шагом Шаляпин направился к двери библиотеки. Он шел, как идут на сцене знатные бояре. Ничто не нарушало спокойствия его внезапно окаменевшего лица. И тут откуда­ то из­за угла выскочила с оглушительным лаем Буська, коричневый бульдог, любимица всей семьи. Она пришла в ярость, чувствуя запах медвежьей шубы. — Ах, вот вы как? — опять прогудел Шаляпин, и все лицо его собралось в угрожающие бульдожьи складки. В какую­то долю секунды он очутился на четвереньках и мелкими торопливыми шажками побежал навстречу Буське. В эту минуту он обрел разительное сходство с вылезшим из берлоги медведем. Но что сделалось с несчастной собакой! Буська, взвыв от ужаса и неожиданности, задом поползла под диван. Шаляпин вновь выпрямился во весь гигантский рост. Серьезно и медлительно он продолжал свое боярское шествие. А в дверях кабинета стоял Горький и, сморщившись, давился от беззвучного смеха. (По В.А. Рождественскому. Страницы жизни) № 2 Тоненькая, стройная Анна Андреевна ни на шаг не отходила от мужа, молодого поэта Н. С.  Гумилева. То были годы ее первых стихов и неожиданно шумных триумфов. 3 С  каждым годом Ахматова становилась величественнее. Это выходило у нее само собою. Замечательна  в ее характере и другая черта. Она была совершенно лишена чувства  обственности, расставалась с  вещами удивительно легко.  Чаще всего она расставалась с такими вещами, которые были нужны ей самой. Как­то в двадцатом году,  в пору лютого петроградского голода, ей досталась от друга большая жестянка, полная  сверхпитательной «муки», изготовленной в Англии. Одна маленькая чайная ложка этого густого  концентрата, разведенного в кипяченой воде, представлялась нашим голодным желудкам недосягаемо­ сытным обедом. Я от души позавидовал обладательнице такого сокровища.  Было поздно. Гости стали расходиться по домам. Я несколько позже других вышел на темную лестницу.  И вдруг она выбежала вслед за мною на площадку и сказала: – Это для Мурочки...  И в руках у меня очутилось драгоценное «Нестле». Дверь захлопнулась, и сколько я ни звонил, не  открылась. Таких случаев я помню немало.      (По К.И. Чуковскому) № 3 Чайковский проснулся рано и не двигался, прислушиваясь к перезвону лесных жаворонков.  На  соседней сосне куковала кукушка. Он встал, подошел к окну. Дом стоял на пригорке. Леса уходили  вниз, где лежало среди зарослей озеро. Там у  композитора         было         любимое         место         ­   Рудой         Яр. Он окликнул слугу и заторопил его, чтобы  поскорее идти на Рудой Яр. Он знал, что,  побывав  там,  он  вернется  ­  и  давно  живущая  где­то  внутри  любимая  тема  хлынет  потоками  звуков. Так случилось. Он долго простоял обрыве Рудого на и Яра.  Больше всего в этот день Чайковского поразил свет. Знакомый край был весь обласкан светом,  просвечен им до последней травинки. Разнообразие и сила освещения вызывали у Чайковского то  состояние, когда кажется, что случится что­то необыкновенное, похожее на чудо. Его нельзя было  терять. Надо было тотчас возвращаться домой, садиться за рояль. Чайковский быстро и пускать пошел к сел к дому. Дома роялю. Он  играл. Он добивался ясности мелодии.    приказал слуге никого он к себе не (По К.Г. Паустовскому.) № 4     Прислушайтесь хорошенько, стоя в лесу или среди пробудившегося цветущего поля, и, если у   вас   сохранился   чуткий   слух,   вы   непременно   услышите   чудесные   звуки   земли,   которую   во   все времена   люди   так   ласково   называли   матерью­землёю.   Звуки   земли   драгоценны.   Перечислить   их, пожалуй, невозможно. Они заменяют нам музыку.  Я с радостью вспоминаю звуки земли, некогда пленявшие меня в детстве. И не от тех ли времён осталось   лучшее,   что   заложено   в   моей   душе?   Вспоминаю   лесные   таинственные   звуки,   дыхание пробудившейся родной земли. И теперь волнуют и радуют они меня. В ночной тишине ещё отчётливее слышу дыхание земли, шелест листка над поднявшимся из земли свежим грибом, трепетание ночных лёгких бабочек, крик петуха в ближайшей деревне. А как хорошо, незабвенно каждое новое утро! Ещё до восхода солнца просыпаются, начинают радостно   петь   птицы.   Полнится   жизнью   пробудившийся   лес!   В   природе   нет   ничего   музыкальнее наступающего раннего утра. Ещё серебристее звенят ручьи, душистее пахнут лесные травы, и аромат их чудесно сливается с музыкальной симфонией утра. (Отрывок из книги Ивана Сергеевича  Соколова – Микит ва «Звуки земли» ) оо Критерии оценивания чтения вслух Интонация Баллы 4 ИЧ Интонация соответствует пунктуационному оформлению текста. Интонация не оформлению текста. пунктуационному соответствует Темп чтения ТЧ Темп чтения соответствует коммуникативной задаче. Темп чтения не соответствует коммуникативной задаче. Максимальное количество баллов за всё задание 1 0 1 0 2 Задание 2. Пересказ текста с включением приведённого высказывания № П1 П2 Критерии оценивания пересказа текста с включением приведённого высказывания Сохранение при пересказе микротем текста Все основные микротемы исходного текста сохранены. Упущена или добавлена одна или более микротем. Работа с высказыванием Приведённое высказывание включено в текст во время пересказа уместно, логично. Приведённое высказывание включено в текст во время пересказа не уместно и не логично, или приведённое высказывание не включено в текст во время пересказа. Баллы 1 0 1 0 Максимальное количество баллов за всё задание 2 Критерии оценивания правильности речи (соблюдение грамматических и орфоэпических норм) за выполнение заданий 1 и 2 (Р1) Грамматические, речевые, орфоэпические ошибки, искажения слов отсутствуют. Допущено не более 3 ошибок и/или искажении? слов. Допущено более 3 ошибок и/или искажении? слов. Максимальное количество баллов 2 1 0 2 Максимальное количество баллов за работу с текстом (задания 1 и 2) – 6. Тексты для заданий 1 и 2 ВАРИАНТ 1 1. Задание  1. Чтение текста. 5 Вам, конечно, знаком человек, изображённый на этой фотографии. Это Михаил  Васильевич Ломоносов (1711­1765)­ первый русский ученый. Выразительно прочитайте текст о М.В.Ломоносове  вслух. У Вас есть 2 минуты на подготовку. Михаил Васильевич Ломоносов родился в 1711 году в деревне Денисовка ( ныне село Ломоносово),близ Холмогор, около Архангельска. В 19 лет без ведома отца ушел из   дому   и   поступил   в   Славяно­греко­   латинскую   академию.   Этот   упрямо стремившийся   к   знаниям   сын   государственного   крестьянина   стал   выдающимся ученым, академиком, основателем университета, государственным и общественным деятелем,   великим   просветителем.   С   него,   со   знаменитой   ломоносовской   строки «Восторг   внезапный   ум   пленил»,   начинается   история   новой   русской   поэзии. «Ломоносов   стоит   впереди   наших   поэтов,   как   вспупленье   впереди   книги»,­   верно сказал Н. В. Гоголь. Пушкин верно заметил, что Ломоносов прежде всего был великим ученым и просветителем и  что поэзия для него имела чисто служебное , прикладное значение. Но именно поэтому будущий поэт изучал искусство поэзии Германии и стал по возвращении реформатором русского стиха, написав в 1739 году знаменитую оду на взятие Хотина и теоретическое « Письмо о правилах русского стихотворства», в котором спорил с Тредиаковским. Итогом этого спора явилось создание силлабо­ тонической поэзии, то есть такой свободной в размерах и рифмованной, какой она является   сегодня.   С   поэзией   связана   и   знаменитая   ломоносовская   теория   «трех штилей», открывшая дорогу для создания нового литературного языка.  Академик Ломоносов и в поэзии мыслил государственно и научно, что оставляло мало места лирике, высказыванию личных чувств. Он прославлял реформы и победы Петра Великого и посвятил ему героическую поэму. Любимые науки, и прежде всего астрономия, география и естествознание, также находили отражение в его поэзии. В 1747 году Ломоносов написал свой «Памятник» («Я знак бессмертия себе воздвигнул…»), вольный перевод знаменитой оды Горация где уже есть намеки на российскую действительность и его собственную судьбу. Главным жанром поэзии Ломоносова были «торжественные» или «похвальные» оды, обращенные к монархам. Хвалы поэта всегда искренни, он любил и уважал императрицу Елизаветудочь Петра Великого.  « Всякое прикосновение   к   любезной   сердцу   его   России,на   которую   глядит   под   углом   ее сияющей будущности, исполняет его силы чудотворной»,­ говорил о поэте Гоголь.  6 ( по В.И.Сахарову) 2. Пересказ текста.  Но именно поэтому будущий поэт изучал искусство поэзии Германии и стал по возвращении реформатором русского стиха, написав в 1739 году знаменитую оду на взятие   Хотина   и   теоретическое   «  Письмо   о   правилах   русского   стихотворства»,   в котором спорил с Тредиаковским. Итогом этого спора явилось создание силлабо­ тонической поэзии, то есть такой свободной в размерах и рифмованной, какой она является   сегодня.   С   поэзией   связана   и   знаменитая   ломоносовская   теория   «трех штилей», открывшая дорогу для создания нового литературного языка.  Подумайте, где лучше использовать  слова   о М.В.Ломоносове   в   пересказе.   Вы   можете   использовать   любые   способы цитирования.   Князь   В.Ф.   Одоевский   увидел   в   российском   поэте   18   столетия всеобъемлющего гения, схожего с титанами эпохи Возрождения: « Этот человек­ мой   идеал;   он   тип   славянского   всеобъемлющего   духа,которому,может быть,суждено внести гармонию, потерявшуюся в западном ученом мире.Этот человек   знал   все,что   знали   в   его   веке:   об   истории,   грамматике,   химии, физике,металлургии,навигации,живописи   и   пр.,   и   в   каждом   сделал   новое открытие ,может,именно потому, что все обнимал своим духом».  ВАРИАНТ 2 1. Задание  1. Чтение текста. Вам,   конечно,   знаком   человек,   изображённый   на   этой   фотографии.   Это Иван Сергеевич Тургенев ­ русский писатель­ реалист.  Выразительно прочитайте текст о И.С.Тургеневе вслух. У Вас есть 2 минуты на подготовку. 7 Иван   Сергеевич   Тургенев   ­   великий   русский   романтист,   первый   из   русских писателей,   чьи   произведения   получили   мировую   известность,   были   переведены   на многие языки. Он первый вошел в круг выдающихся европейских писателей, много жил за границей, преимущественно в Париже, был знаком с Жорж Санд, Гюставом Флобером, Эмилем Золя, Альфонсом Доде. Его отец, красавец, гвардейский офицер, был   человеком   неглупым,   слабовольным   и   эгоистичным,   рано   умер   и   никакого положительного влияния на характер сына не оказал ( некоторые   его черты потом отразились   в   тургеневской   повести   «Первая   любовь»).Мать   будущего   писателя, богатейшая орловская помещица , отличалась тяжелым, деспотическим характером, жестоко наказывала мальчика, угнетала и обижала уже взрослого сына( она умерла в 1850 году),не  давала ему денег, все время грозила лишить наследства. До весьма зрелых   лет   он   был   в   полной   власти   самодурства   волевой   крепостницы,   потом описанной   в   знаменитом   рассказе   «Муму».   Все   это   вызвало   протест   против крепостничества   и   повлияло   на   характер   юноши,   мягкий   и   ранимый, сентиментальный,   лишенный   сильной   мужской   воли   и   самостоятельности, поддающийся   любому   энергичному   нажиму   и   влиянию   и   обреченно   видевший   в важных событиях своей жизни некий рок, трагическую неизбежность.  Тем не менее он получил великолепное образование в нескольких   пансионах,   учился   в   Московском,   Петербургском   и   Берлинском университетах.   Тургенев   много   путешествует.   По   возвращении   из­за   границы поселился   в   своем   родовом   имении   Спасское­Лутовиново,   затем   познакомился   с Лермонтовым,   а   потом   с   Белинским,   Некрасовым,   Достоевским   .Будущий знаменитый  романист начинал  как поэт, печатал поэмы и стихотворения, да и по своей натуре был лириком, учеником Жуковского. В 1844 году написал свою первую повесть   –   «Андрей   Колосов»,   где   в   эскизах   уже   появились   главные   герои   и обозначился сам стиль романов Тургенева. К началу 1847 года Тургенев сотрудничает с журналом «Современник», публикует свои произведения: романы «Рудин» 1856 год, «Дворянское гнездо» 1859 год. В «Русском вестнике» ­ романы «Накануне»1859 год, «Отцы и дети» 1861 год, «Дым» 1867 год. Завершается литературная деятельность Тургенева   циклом   лирических   миниатюр   «Стихотворения   в   прозе»   и   речью   о Пушкине. ( по В.И.Сахарову) 2.Перескажите текста.   До   весьма   зрелых   лет   он   был   в   полной   власти   самодурства   волевой крепостницы,   потом   описанной   в   знаменитом   рассказе   «Муму».   Все   это   вызвало протест против крепостничества и повлияло на характер юноши, мягкий и ранимый, сентиментальный,   лишенный   сильной   мужской   воли   и   самостоятельности, поддающийся   любому   энергичному   нажиму   и   влиянию   и   обреченно   видевший   в важных событиях своей жизни некий рок, трагическую неизбежность.  Подумайте, где лучше использовать слова  о И.С.Тургеневе в пересказе. Вы можете использовать любые способы цитирования 8 « И. С. Тургенев ­ один из самых удивительных русских писателей, который с гениальной   прозорливостью   и   чуткостью   видел   Русь,   как   даровитейший   народ, обладающий высокой нравственной силой.» Ф. В. Гладков. Из письма в музей. 1958 г. Вариант 3 1. Задание  1. Чтение текста. Вам,   конечно,   знаком   человек,   изображённый   на   этой   фотографии.   Это Елизавета   Петровна   Глинка   (   1962­2016)­   русский   писатель­   российский общественный деятель и правозащитник,врач. Выразительно прочитайте текст о Е.П.Глинке  вслух. У Вас есть 2 минуты на подготовку. Елизавета Петровна Глинка родилась 20 февраля 1962 года в Москве в семье военного.   Отмечалось,   что   мать   Глинки   Галина   Поскребышева   ­   известный   врач­ витаминолог.  В 1986 году Глинка окончила Второй Медицинский  институт имени Пирогова, получив диплом по специальности "детский реаниматолог­анестезиолог". Во время учебы работала в реанимационном отделении одной из московских клиник.  Затем   вместе   с   мужем   эмигрировала   в   США.  В   Америке Глинка по инициативе мужа начала работать в хосписе и, по собственным словам, была   потрясена   человеческим   отношением   к   безнадежным   больным   в   этих учреждениях ("Эти  люди  счастливы,  — вспоминала   позже  Глинка. —  У  них  есть возможность проститься с родными, дополучить от жизни что-то важное"). В 1991 году   Глинка   получила   в   США   второе   медицинское   образование,   окончив Дартмутскую   медицинскую   школу.  В   1994   году   Глинка,   по   собственным   словам, "узнала,   что   вслед   за   Питером   открывают   хоспис   в   Москве",   познакомилась   и подружилась с его главным врачом Верой Миллионщиковой.  В 2007 году, когда заболела ее мама, Глинка перебралась в Москву. В июле того же года она основала благотворительный фонд "Справедливая помощь" и стала его исполнительным директором. Изначально предполагалось, что фонд будет оказывать помощь   нетяжелым   больным,   для   которых   в   России   не   существовало   хосписов, однако   впоследствии   круг   его   подопечных   существенно   расширился.   Организация занималась помощью малообеспеченным больным и другим социально незащищенным 9 категориям населения, в том числе людям без определенного места жительства. Начиная   с   2007   года   каждую   неделю   по   средам   волонтеры   фонда   выезжали   на Павелецкий вокзал в Москве, где раздавали бездомным еду, одежду и лекарства, а также оказывали им медицинскую помощь.  В   2012   году   на попечении   "Справедливой   помощи"   находились   более   50   малоимущих   семей   из Нижнего Новгорода, Архангельска, Тюмени и других городов России. В августе 2010 года   фонд   "Справедливая   помощь"   организовал   сбор   помощи   пострадавшим   от лесных   пожаров,   охвативших   различные   регионы   страны.   Эта   благотворительная кампания, как отмечали СМИ, принесла Глинке всероссийскую известность. Зимой 2010­2011   года   для   замерзающих   людей   фонд,   основанный   Глинкой,   занимался организацией   пунктов   для   обогрева   бездомных   и   собрал   десятки   килограммов гуманитарной помощи.   В июле 2012 года Глинка и ее фонд организовали сбор вещей для пострадавших от разрушительного наводнения в Крымске. Жизнь Лизаветы Петровны оборвалась внезапно: 25 декабря 2016 года Глинка погибла в катастрофе Ту­154 под Сочи. Она сопровождала в Сирию партию лекарств для университетского госпиталя Тишрин в Латакии.  ( по материалам интернет ­ ресурсов) 2.Перескажите текста. Начиная с 2007 года каждую неделю по средам волонтеры фонда выезжали на Павелецкий вокзал в Москве, где раздавали бездомным еду, одежду и лекарства, а также оказывали им медицинскую помощь.  В   2012   году   на попечении   "Справедливой   помощи"   находились   более   50   малоимущих   семей   из Нижнего Новгорода, Архангельска, Тюмени и других городов России. В августе 2010 года   фонд   "Справедливая   помощь"   организовал   сбор   помощи   пострадавшим   от лесных   пожаров,   охвативших   различные   регионы   страны.   Эта   благотворительная кампания, как отмечали СМИ, принесла Глинке всероссийскую известность. Зимой 2010­2011   года   для   замерзающих   людей   фонд,   основанный   Глинкой,   занимался организацией   пунктов   для   обогрева   бездомных   и   собрал   десятки   килограммов гуманитарной помощи. Подумайте, где лучше использовать слова   о Е.П.Глинке в пересказе. Вы можете использовать любые способы цитирования Обыденные слова о том, что доброта и милосердие открывают сердца, что они есть самое сильное оружие, в случае Лизы — не просто формальность или фигура речи. Годами, изо дня в день, добровольно занимаясь тяжелой, грязной, непосильной для большинства людей работой, сталкиваясь с неприятием и даже ненавистью,   не   сдаваясь   в   самых   безнадежных   обстоятельствах,   Лиза действительно завоевывала сердца. ( из воспоминаний друзей) Вариант 4 1. Задание  10 1. Чтение текста. Вам, конечно, знаком человек, изображённый на этой фотографии. Это Евгений   Иванович   Евтушенко   (   1933­2017)­   советский   и   российский поэт,режиссер,сценарист,публицист. Выразительно прочитайте текст  о Е.И.Евтушенко вслух. У Вас есть 2 минуты на подготовку. Евгений Евтушенко родился 18 июля 1932 года в Сибири. По данным паспорта, год   рождения   1933.   В   крови   Евтушенко   течет   кровь   как   прибалтийская,   так   и немецкая по линии отца геолога, поэта­любителя Александра Рудольфовича Гангнуса. Мать Зинаида Ермолаевна Евтушенко поэт, геолог, заслуженный деятель культуры.  С   детства   Евтушенко   был   привязан   к   книгам. Родители помогали познать мир с помощью книг, регулярного общения. Евтушенко вспоминает: «Отец часами мог рассказывать мне, еще несмышленому ребенку и о падении Вавилона, и об испанской инквизиции, и о войне Алой и Белой роз, и о Вильгельме Оранском...  Благодаря отцу я уже  в 6 лет  научился читать и писать, залпом читал без разбора Дюма, Флобера, Боккаччо, Сервантеса и Уэллса.  Первой книгой,   написанной   Евгением   Евтушенко,   была   «Разведчики   грядущего».   В   ней содержится лозунговая, пафосная поэзия 50х годов. В год выпуска книги, Евтушенко выпускает еще свои стихи: «Вагон» и «Перед встречей». Это положило начало его будущей серьезной творческой работе. В 1952 году Евтушенко входит в состав Союза писателей СССР, причем он являлся самым молодым в этом сообществе. Будущую известность Евгению Евтушенко приносят сборники стихов, которые он пишет далее: «Третий снег», «Шоссе энтузиастов», «Обещание», «Стихи разных лет», «Яблоко». Евтушенко   принимает   участие   в   поэтических   вечерах,   которые   проходили   в Политехническом музее. Его партнерами стали, известные нам и горячо любимые: Роберт Рождественский, Белла Ахмадулина, Булат Окуджава. Поэт объездил 96, кажется, стран – весь мир. Но прежде всего, как немногие, объездил, исколесил и облетал Россию. Не только с поэтическими гастролями. Живший в Переделкино на улице   Гоголя,   он   выполнил   гоголевский   завет:   «Нужно   самому   узнавать,   нужно Евгений пишет легко, рифма к рифме идет сама собой, проездиться по России». 11 он играет словами, звуками. На стихи Евтушенко накладывали музыку, получались прекрасные песни: «А снег идёт», «Родина», «Со мною вот что происходит», «Когда звонят колокола», «Под скрипучей, плакучей ивой», но это всего лишь малая часть. Хорошо известны мемуары Евгения Евтушенко: «Волчий паспорт», «Шести­десятник: мемуарная  проза», «Я  пришел  к тебе:  Бабий Яр».  Известен он и  как прекрасный режиссер­постановщик,   автор­сценарист.   Так,   Евтушенко   является   режиссером   и сценаристом военной драмы «Детский сад» . (по материалам Интернета) 2.Перескажите текста. Первой   книгой,   написанной   Евгением   Евтушенко,   была   «Разведчики грядущего». В ней содержится лозунговая, пафосная поэзия 50х годов. В год выпуска книги,   Евтушенко   выпускает   еще   свои   стихи:   «Вагон»   и   «Перед   встречей».   Это положило начало его будущей серьезной творческой работе. В 1952 году Евтушенко входит в состав Союза писателей СССР, причем он являлся самым молодым в этом сообществе. Будущую известность Евгению Евтушенко приносят сборники стихов, которые он пишет далее: «Третий снег», «Шоссе энтузиастов», «Обещание», «Стихи разных   лет»,   «Яблоко».   Евтушенко   принимает   участие   в   поэтических   вечерах, которые проходили в Политехническом музее. Его партнерами стали, известные нам и горячо любимые: Роберт Рождественский, Белла Ахмадулина, Булат Окуджава. Поэт объездил 96, кажется, стран – весь мир. Но прежде всего, как немногие, объездил, исколесил и облетал Россию.  Подумайте, где лучше использовать слова  о Е.И.Евтушенко  в пересказе. Вы можете использовать любые способы цитирования Жизнь Евгения Евтушенко, как и книги, перенаселена не литературными героями, а людьми. «Я жаден до людей,/ и жаден все лютей», – не фраза. О скольких поэтах­современниках,   не   всегда   ему   близких,   написал   он,   и   написал   по­ настоящему! Мало кто отплатил тем же. Вариант 5 1. Задание  1. Чтение текста. Вам,   конечно,   знаком   человек,   изображённый   на   этой   фотографии.   Это Майя Михайловна Плисецкая  ( 1925­2015)­ прима­балерина Большого театра  Выразительно прочитайте текст  о М.М. Плисецкой  вслух.  У Вас есть 2 минуты на подготовку. 12 Майя  Михайловна   Плисецкая  родилась  в  Москве,  в огромной  семье. Через  6  лет родился ее средний брат Александр, который впоследствии стал балетмейстером, а еще через шесть лет ­ младший брат Азарий, будущий хореограф.   У  нее было 11 дядюшек  и   тетушек,  и  все  они  так   или   иначе   были  связаны   с  балетом   и  танцем. Например,   родной   дядя   по   маминой   линии   Асаф   Мессерер   был   виртуозным танцовщиком   и   отличным   педагогом.   Мама   будущей   великой   балерины   Рахиль Михайловна   Мессерер   (в  девичестве)   была   звездой   «Великого   немого   кино».   Она привлекала   внимание   и   зрителей,   и   режиссеров.    В   1932   году   отца     назначили заведовать угольными рудниками на Шпицбергене, и всей семье пришлось переехать. Именно   на   острове   Шпицберген   маленькая   Майя   впервые   вышла   на   сцену.   Свою первую   роль   она   сыграла   в   опере   «Русалка»   Даргомыжского.   С   того   момента малышка не могла усидеть на месте и стала просто грезить сценой и выступлениями на публике. Она  будто готовила  себя  к  блестящему  будущему и  постоянно пела, танцевала, импровизировала. В семье было решено по возвращении в Москву отдать непоседу в хореографическое училище. Семилетнюю Майю отдали в класс бывшей солистки Большого театра Евгении Долинской.  значимое выступление в Большом театре у Майи Плисецкой прошло накануне рокового для Советского Союза дня. Меньше чем за сутки до начала Великой Отечественной войны на   сцене   филиала   Государственного   Академического   Большого   театра   состоялся выпускной концерт хореографического училища.  Уже   с   первых   шагов   на сцене   Большого   театра   проявилась   индивидуальность   Майи,  ее  выразительность   и динамика танца, особенная страстность. Успех не заставил себя ждать. Плисецкая получила   признание   в   балете   «Шопениана»,   где   она   исполняла   мазурку.   Каждый прыжок Майи вызывал несмолкаемые аплодисменты. Девушка любила танцевать, но вот трудиться не хотела. Она много позже начала понимать, каким интересным и творческим   может   быть   ежедневный   труд   балерины.   Путь   к   вершине   карьеры Плисецкой   все­таки   можно   сравнить   с   подъемом   по   лестнице:   к   своим   главным партиям она поднималась постепенно. алерина не только выступала на сцене театра, но и взяла на себя роль постановщика. В Большом театре она выступала в качестве Первое   13 балетмейстера для спектаклей Родиона Щедрина «Анна Каренина» (1972, совместно с Н. И. Рыженко и В. В. Смирновым­Головановым), «Чайка» (1980), «Дама с собачкой» (1985). И сама же исполняла в них главные женские партии. 2.Перескажите  фрагмент текста. Уже с первых шагов на сцене Большого театра проявилась индивидуальность Майи, ее выразительность и динамика танца, особенная страстность. Успех не заставил себя ждать.   Плисецкая   получила   признание   в   балете   «Шопениана»,   где   она   исполняла мазурку.   Каждый   прыжок   Майи   вызывал   несмолкаемые   аплодисменты.   Девушка любила танцевать, но вот трудиться не хотела. Она много позже начала понимать, каким   интересным   и   творческим   может   быть   ежедневный   труд   балерины.   Путь   к вершине карьеры Плисецкой все­таки можно сравнить с подъемом по лестнице. Подумайте, где лучше использовать слова  о М.М.Плисецкой в пересказе. Вы можете использовать любые способы цитирования. Майя   Михайловна   вообще   не   любила   тренироваться   и   репетировать,   а   тут приходилось   стараться   не   для   себя,   а   для   другой   балерины.   Преподавать Плисецкая тоже отказывалась, хотя просьбы о мастер­классах сыпались на нее со всех уголков земного шара, особенно зазывали в Японию. ( из воспоминаний А.Васильева) Задание 3. Монологическое высказывание Образец задания   Вопросы для беседы (Карточка для учителя) 1. Какие музеи Вам больше нравятся: исторические, художественные, научно­технические или естественнонаучные? 14 2. Как Вы считаете, должны ли школьники посещать музеи? Почему? 3.   Слышали   ли   Вы   о   виртуальных   музеях?   Какими   возможностями,   на   Ваш   взгляд,   они обладают? Критерии оценивания монологического высказывания (М) Выполнение коммуникативной задачи* Испытуемый справился с коммуникативной задачей. Даны ответы на все вопросы. Фактические ошибки отсутствуют. Испытуемый предпринял попытку справиться с коммуникативной задачей, но не на все вопросы были даны ответы, и/или допущены фактические ошибки. Речевое оформление монологического высказывания (МР) Высказывание характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения: логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена. Высказывание нелогично, изложение непоследовательно. Присутствуют логические ошибки (1 или более). Максимальное количество баллов 2 1 1 0 3 Примечание: Если экзаменуемый не справился с коммуникативной задачей, т.е. получил 0 баллов по критерию 1, то такая работа не засчитывается и оценивается 0 баллов, задание считается невыполненным. Выполнение коммуникативной задачи в задании 4 оценивается отдельно для каждого данного экзаменуемым ответа на вопрос. Речевое оформление оценивается в целом по заданиям 3 и 4. Задание 4. Диалог Есть ли у Вас в школе форма? Почему ученики часто не любят носить школьную форму? Согласны ли Вы с тем, что одежда – часть делового этикета? Опишите одежду, в которой бы вы хотели видеть учеников в своей школе.  Критерии оценивания диалога (Д). Экзаменуемый справился с коммуникативной задачей. Дан ответ на вопрос в диалоге. Ответ на вопрос не был дан или дан односложный ответ. Максимальное количество баллов за ответ на один вопрос 1 0 1 Максимальное количество баллов за диалог Критерии оценивания речевого оформления заданий 3 и 4 (ДР). - 3. Грамотность речи Грамматические, речевые, орфоэпические ошибки отсутствуют. 2 15 Допущено не более 3 ошибок. Допущено более 3 ошибок. Речевое оформление 1 0 Речь в целом отличается богатством и точностью словаря, используются разнообразные синтаксические конструкции. Речь отличается бедностью и/или неточностью словаря, и/или используются однотипные синтаксические конструкции. Максимальное количество баллов 1 0 3 Экзаменаторы будут выставлять баллы, учитывая следующие моменты:      при   чтении   текста   важным   фактором   является   интонационная   составляющая   –   паузы   и акценты   должны   четко   соответствовать   пунктуации,   встречающейся   в   тексте.   В   первом задании также проверяется темп чтения школьника; при работе с заданием номер 2 ученик должен озвучить основную тему фрагмента и его подтемы. Пропущенная мысль или добавление темы, которая не звучала в отрывке, лишит вас нескольких   баллов.   Все   аргументы   и   мысли   ученика   должны   дополнять   текст,   логично вписываясь в его канву; во   всех   типах   заданий   комиссия   уделяет   внимание   грамматическим,   речевым   и орфоэпическим   ошибкам   –   слова   должны   быть   произнесены   верно,   без   искажений   и неправильных ударений; в монологе ученик должен ответить на все вопросы из плана, продемонстрировать смысловую цельность высказываний, связанную речь, умение последовательно и логично излагать мысли; в   диалоге   ученикам   предстоит   показать   умение   давать   развернутый   ответ   на   вопрос экзаменатора. Комиссия также обращает внимание на используемые языковые конструкции, уделяя внимание их разнообразию и богатству словарного запаса. Важный   момент:   тексты   для   чтения   и   пересказа   обычно   посвящены   личностям,   сыгравшим значительную роль в истории России. Это могут быть как деятели прошлых веков (Юрий Гагарин, хирург Николай Пирогов, основоположник космонавтики Константин Циолковский), так и наши современники. Изучая возможные темы для собеседования, ведите лаконичный и понятный  конспект – так вы сможете в нужный момент освежить в памяти информацию  В числе возможных текстов – статьи, посвященные Елизавете Глинка, известной как «Доктор Лиза», врачам, МЧС­никам и полицейским, которые стали героями и спасли жизни людей. В этом кроется один из подводных камней собеседования – многие школьники не следят за новостями и не имеют представления   об   этих   людях.   Пролистайте   публикации   последних   лет,   посвященные   громким событиям из жизни РФ, и ознакомьтесь с интересными фактами. Кроме того, поработайте над своим умением вести монологи и диалоги. Информацию про известных личностей можно озвучивать родителям или друзьям, вдумчиво используя речевые конструкции и стараясь говорить правильно и красиво.  Интонационные  навыки можно отработать, читая вслух тексты из газет интернет­СМИ или книжек. Главное – понимать, насколько длинные паузы нужно 16 делать перед запятыми, тире или двоеточием, и как подчеркнуть, что предложение заканчивается многоточием или восклицательным знаком. ВАРИАНТЫ ЗАДАНИЙ ВАРИАНТ 1 1. Задание  1. Чтение текста. Вам, конечно, знаком человек, изображенный на фотографии. Это Максим Горький (Алексей   Максимович   Пешков)   –   русский   писатель,  прозаик,  драматург. Выразительно   прочитайте  текст   о   Максиме   Горьком   вслух.  У  Вас   есть   2 минуты на подготовку. Вставал Горький рано, а потом работал до часу дня. В час был обед... Потом   писателя   начинали   уговаривать   прогуляться,   а   он   всячески   уклонялся   от этого. После прогулки Горький снова кидался к столу. Стол был большой. На нем в порядке   лежали   письменные   принадлежности.   Горький   любил   хорошую   бумагу, разноцветные карандаши, новые перья и ручки... Время   после   прогулки   и   до   обеда   обычно   уходило   на   прочтение корреспонденции  и рукописей. На все письма Горький немедленно отвечал. Он прочитывал все присылаемые ему рукописи, делал пометки. А потом излагал свои замечания в подробных ответах авторам... Примерно в семь часов был ужин, потом чай и общий разговор. Около полуночи он уходил к себе и либо писал, либо читал в постели... Спал он мало, а работал много, по десять часов в сутки. Ленивых не любил и имел на то право. За свою жизнь он прочел огромное количество книг и помнил все их. Память у него была изумительная. … Казалось бы, сознание пройденного пути и память о прошлом должны были дурно повлиять на него, но этого не случилось. Он не гонялся за славой, не прилагал усилий, чтобы удержать ее; он спокойно относился к критике и к похвале какого­ нибудь   невежды...   Я   не   видел   человека,   который   бы   носил   славу   с   большим благородством и умением, чем Горький. (По В.Ходасевичу) 17 Задание 2. Пересказ текста. Максим   Горький   ­   один   из   самых   значительных   и   известных   в   мире   русских писателей и мыслителей. 5 раз он был номинирован на Нобелевскую премию по литературе. Перескажите прочитанный Вами при выполнении задания 1 текст, включив в пересказ высказывание А.Серафимовича о  М.Горьком: «Горький   был   не   только   гениальный   писатель,  но   и   удивительный организатор... Кипучая энергия всегда билась в его груди и сказывалась в его соприкосновении со всем окружающим...». Подумайте, где лучше использовать эту цитату в пересказе. У Вас есть 1 минута на подготовку. Задание 3. Монологическое высказывание. 1. Опишите фотографию. 2. Мое посещение библиотеки (повествование на основе жизненного  опыта). Не забудьте рассказать, где находится библиотека; • • какие отделы есть в ней; • часто ли вы приходите в библиотеку и с кем встречаетесь там; • какую литературу вы берете читать в библиотеке. Вам даётся 1 минута на подготовку. Ваше высказывание должно  занимать не более 3 минут.  Задание 4. Диалог. Пожалуйста, давайте полные ответы на вопросы, заданные собеседником. 1. Доставляет ли вам удовольствие чтение книг? 18 2. Чему вы отдаете предпочтение: прозе или поэзии, русской или  зарубежной литературе? 3. Как вы отбираете книги для чтения? 4. В чем заключается польза чтения книг? 5. Если бы вы решили сами написать книгу, то о чем она была? 19 ВАРИАНТ 2 1. Задание  1. Чтение текста. Вам, конечно, знаком человек, изображенный  на данной фотографии. Это Михаил Николаевич Задорнов, писатель­сатирик, драматург, юморист, актёр. Выразительно прочитайте текст о М.Задорнове вслух. У Вас есть 2 минуты на подготовку. Михаил Задорнов родился в Юрмале 21 июля 1948 года. Роддом, в котором он появился   на   свет,   был   когда­то   домом   близкой   родственницы   самого   Фёдора Шаляпина.   А   по   прошествии   многих   лет,   когда   Михаил   Задорнов   уже   стал знаменитым сатириком, ему посчастливилось отпраздновать свой день рождения именно в той самой комнате, с которой началась его жизнь. Елена Мельхиоровна, мама Задорнова, рассказывала, что когда он родился, то не заплакал, а засмеялся. Его отец, Николай Павлович, был известным писателем. Он отдал Михаила в элитную школу. Именно в рижской   школе   будущий   сатирик   впервые   вышел   на   сцену.   После   успешного выступления юного Михаила пригласили в драматический кружок. Дальше путь сатирика лежал в Рижский институт инженеров гражданской авиации, а после — в Политехнический институт Риги. Однако высшее образование Михаил Задорнов получил уже в Москве, где с начала 1980­х годов стал прорубать свою собственную дорогу к популярности. Однако тесная связь с Латвией на этом не прервалась. Литература настолько сильно вплелась в жизнь семьи Задорновых, что Михаил к столетнему юбилею со дня рождения отца основал в Риге библиотеку имени Николая Задорнова. С 2009 года   она   открыла   свои   двери   для   всех   желающих   и   работала   абсолютно бесплатно… (По страницам издания «Pravda News») 20 Задание 2. Пересказ текста. Михаил Задорнов – популярный сатирик, которого знают и любят не только в России, но и в странах бывшего Советского  Союза. Монологи Задорнова всегда злободневны,   полны   тонкой   иронии,  а   их   герои   узнаваемы   в   повседневной   жизни. Перескажите  прочитанный Вами при выполнении задания 1 текст, включив в пересказ высказывание Валерия Рязанского о М.Задорнове: «Он всегда был задорным, как и его фамилия, он всегда был неформальным  лидером… » Подумайте, где лучше использовать эту цитату в пересказе. У Вас есть 1  минута на подготовку. Задание 3. Монологическое высказывание. 1. Опишите фотографию. 2. Представление в цирке, которое мне запомнилось больше всего  (повествование на основе жизненного опыта). Не забудьте рассказать, • когда состоялось данное представление; • с кем вы были на нем; • кто выступал во время данного мероприятия; • чем оно запомнилось вам. Вам даётся 1 минута на подготовку. Ваше высказывание должно занимать не  более 3 минут. Задание 4. Диалог. Пожалуйста, давайте полные ответы на вопросы, заданные собеседником. 1. Какую роль играет в нашей жизни смех? 2. Любите ли вы веселые истории? 21 3. Были ли в вашей жизни смешные ситуации? 4. Какой смешной случай из жизни вам запомнился? 5. Как вы понимаете выражение: «Смех — кратчайшее расстояние между двумя  людьми»? Вариант 3 Задание 1. Чтение текста. На фотографии запечатлен Николай Иванович Пирогов, русский хирург, учёный­  Выразительно   прочитайте  текст   о анатом,   естествоиспытатель,   педагог. Николае Пирогове вслух. У Вас есть 2 минуты на подготовку. «Чудесным доктором» звали в народе Николая Ивановича Пирогова. «Чудеса», которые на протяжении полувека творил этот замечатель ный врач и ученый,   были   проявлением   не   только   его   высокой   одаренности.   Всеми помыслами и исканиями Пирогова руководила любовь к людям, к своей родине. Н.И.Пирогов родился в Москве. Сын небогатых родителей, внук крепостного крестьянина, он рано узнал нужду. Из­за бедности ему пришлось оставить учение в частном   пансионе.   Случай   помог   ему.   У   Пи­роговых   часто   бывал   известный московский   врач,   профессор   университета   Е.О.Мухин.   От   его   взгляда   не ускользнул   пытливый   интерес   Николая,   внимательно   следившего   за   каждым словом и движением врача у постели больного брата. Когда мальчику исполнилось 14 лет, Мухин направил его экзаменоваться на медицинский факультет Московского университета. Туда принимали юношей не моложе 16 лет. Николай схитрил и прибавил себе 2 года. Вступительный экзамен он выдержал хорошо... Учение   давалось   легко,   но   на   первых   порах   студенческой   жизни   пришлось думать и о хлебе насущном. Умер отец, семья осталась сразу без кормильца и без крова. Николаю порой не в чем даже было пойти на лекции: сапоги худые, а куртка такая, что шинель снять совестно. Перебиваясь с хлеба на квас, Пирогов блестяще окончил университет... (По тексту из «Детской энциклопедии») Задание 2. Пересказ текста. Пирогов был одним из самых крупных деятелей медицины 19 века. Его научные труды   по   анатомии   человеческого   тела   и   новаторство   в   хирургии   принесли 22 всемирную известность. Н.И.Пирогов ­ общепризнанный учитель многих поколений  Перескажите  прочитанный   Вами   текст,   включив   в   пересказ врачей. высказывание самого Н.И. Пирогова: «Жить на белом свете ­ значит постоянно бороться и постоянно  побеждать». Подумайте, где лучше использовать эту цитату в пересказе. У Вас есть 1  минута на подготовку. Задание 3. Монологическое высказывание. 1. Опишите фотографию. 2. Мой классный коллектив (повествование на основе жизненного опыта). Не забудьте рассказать, • в каком классе вы обучаетесь; • чем отличается ваш класс от остальных; • есть ли у вас в классе друг (подруга); • проводите ли вы вместе время вне школы. Вам даётся 1 минута на подготовку. Ваше высказывание должно занимать не  более 3 минут. Задание 4. Диалог. Пожалуйста, давайте полные ответы на вопросы, заданные собеседником. 1. Всегда ли вы ходите в школу с желанием? 2. Какие учебные предметы вам даются легко? 3. Изучение каких учебных предметов вызывает у вас трудности? 4. Зачем надо учиться? 5. Как вы понимаете выражение: «Школа дает знания только тем, кто согласен их  взять»? 23 24 Вариант 4 Задание 1. Чтение текста. На   данной   фотографии   изображен   Сергей   Васильевич   Рахманинов,   русский композитор,   пианист,   дирижёр.  Выразительно   прочитайте  текст   о   Сергее Рахманинове вслух. У Вас есть 2 минуты на подготовку. Мало   кто   по­настоящему   знал   Рахманинова,   он   не   многим   открывался. Поначалу   его   внешность   немного   пугала   —   слишком   торжественно   и   даже трагично было выражение его лица с глазами, полуприкрытыми тяжелыми веками. Но   вскоре   человек   понимал,   что   внешность   музыканта   не   соответствует   его внешним переживаниям, что он внимателен к людям, готов им помочь. Он всегда делал это так незаметно, что о добрых делах Рахманинова никто никогда не знал. Однажды в «Последних Новостях» я написал призыв помочь одной женщине, матери   двух   детей,   попавшей   в   сложное   положение.   На   следующий   день   от Рахманинова пришли 3000 франков (по тем временам это были приличные деньги, и  эта  семья   могла  прожить   на  них  несколько   месяцев).  Единственное   условие, которое поставил Рахманинов, чтобы я не писал о его поступке в газете и чтобы женщина не узнала, откуда деньги. Он делал крупные пожертвования на инвалидов и голодающих в России, помогал своим друзьям в Петербурге и в Москве. Каждый год он давал благотворительный концерт в Париже в честь русских студентов. Обо всем этом знали — не могли не знать.   Рахманинов,   собиравший   по   всему   миру   переполненные   залы,   всегда   очень волновался перед благотворительными концертами. Он говорил, что надо что­нибудь напечатать в газете, он боялся, что зал будет полупустым. Когда ему говорили, что это невозможно, он говорил, что все может быть, ведь конкуренция огромная... (По А.Седых) Задание 2. Пересказ текста. Много   раз  поражала   друзей  Рахманинова  его  невероятная  музыкальная  память: услышав большое симфоническое произведение всего один­два раза, он запоминал его почти наизусть и не забывал потом очень долго. 25 Перескажите прочитанный Вами при выполнении задания 1 текст, включив в пересказ высказывание композитора Р.М.Глиэра о С.Рахманинове: «Это   был   не   только   великий   музыкант,   но   и   замечательный   человек   — простой, сердечный, внимательный к окружающим, обладавший врождённым благородством и силой духа». Подумайте, где лучше использовать эту цитату в пересказе. У Вас есть 1  минута на подготовку. Задание 3. Монологическое высказывание. 1. Опишите фотографию. 2. Моя любимая игрушка (повествование на основе жизненного опыта). Не забудьте рассказать, • какая это игрушка; • как она появилась у вас; • как она выглядит; • почему она вам нравится. Вам даётся 1 минута на подготовку. Ваше высказывание должно занимать не  более 3 минут. Задание 4. Диалог. Пожалуйста, давайте полные ответы на вопросы, заданные собеседником. 1. Какие русские народные промыслы вы знаете? 2. Почему, по­вашему, изделия народных ремесленников такие красивые? 3. Какой сувенир чаще всего увозят из России иностранцы? 4. Какие народные промыслы появились совсем недавно? 5. Для чего необходимо сохранять народные промыслы? 26 Вариант 5 Задание 1. Чтение текста. Вам, конечно, знаком человек, изображенный на данной фотографии. Это  Владимир Владимирович Путин, президент Российской Федерации. Выразительно прочитайте текст о В.В.Путине вслух. У Вас есть 2 минуты на  подготовку. К различным видам спорта Владимира Путина притягивает новизна и желание  привить соотечественникам интерес к здоровому образу жизни. Активно занимается В.Путин восточными единоборствами. С 11 лет он серьёзно увлекся   самбо   и  дзюдо,   их   особой  философией,   культурой   взаимоотношений   с соперником и правилами ведения схватки. По мнению президента РФ, дзюдо – это занятие и для тела, и для ума. Путин является неоднократным чемпионом Санкт­Петербурга по самбо и мастером спорта по этому виду единоборств. В 2010 году он получил еще почётный диплом «Доктор в области дзюдо» южнокорейского университета в Йонъине. Достаточно  давно  Владимир  Путин  увлёкся  горнолыжным  спортом.  В феврале 2011 года Владимир Владимирович пообещал участникам Универсиады в Турции научиться кататься на коньках. Два месяца он занимался под руководством известного   хоккеиста   Алексея   Касатонова.   Тренировки   очень   часто   проходили после полуночи, когда у президента нашей страны завершался рабочий день. К середине апреля В.Путин уже уверенно стоял на коньках и 15 апреля 2011 года принял участие в тренировке юных хоккеистов перед финалом турнира «Золотая шайба», где он даже забросил несколько шайб в ворота. (С личного сайта В.В.Путина) Задание 2. Пересказ текста. Владимир   Владимирович   Путин   всегда   был   неравнодушным   к   спорту.   В   данном направлении   его   биография   наполнена   многочисленными   достижениями. Перескажите  прочитанный Вами при выполнении  задания 1 текст, включив в пересказ высказывание самого В.В.Путина: 27 «Дзюдо учит держать себя в руках, чувствовать остроту момента, видеть сильные и слабые стороны соперника, стремиться к наилучшему результату.   Политику   все   эти   знания,   умения   и   навыки   просто необходимы». Подумайте, где лучше использовать эту цитату в пересказе. У Вас есть 1 минута на подготовку. Задание 3. Монологическое высказывание. 1. Опишите фотографию. 2. Спортивное мероприятие в школе, которое мне больше всего  запомнилось (повествование на основе жизненного опыта). Не забудьте рассказать, • какое это мероприятие; • когда оно проходило; • кто принимал участие в этом спортивном мероприятии, • какое настроение было у его участников. Вам даётся 1 минута на подготовку. Ваше высказывание должно  занимать не более 3 минут.        Задание 4. Диалог. Пожалуйста, давайте полные ответы на вопросы, заданные собеседником. 1. Вы считаете себя спортивным человеком? 2. Ваши друзья (знакомые, родные) занимаются спортом? 3. Делаете ли вы зарядку по утрам? 4. Лично для Вас в понятие здоровый образ жизни входит понятие спорта? 5. Следите ли Вы за спортивными новостями? 28 Список используемой литературы 1. Ивашова О.Д. Экзаменационные изложения по русскому языку за 9 класс   к   учебному   изданию   Л.М.Рыбченковой,   В.Л.Скляровой «Сборник текстов для проведения письменного экзамена по русскому языку за курс основной школы. 9 класс». ­ М.: Издательство «Экзамен», 2014. 2. Рыбченкова Л.М., Склярова В.Л. Сборник текстов для проведения письменного экзамена по русскому языку за курс основной школы. 9 класс. ­ М.: «Дрофа», 2013. 3. Статья о Задорнове М.Н. [Электронный ресурс]. – Режим доступа:  4. Статья о Пирогове Н.И. [Электронный ресурс]. – Режим доступа:  http://pravdanews.info http://de­ussr.ru 5. Статья о Путине В.В. [Электронный ресурс]. – Режим доступа:  http://putin.kremlin.ru 6. Дидактический материал 2 для устного собеседования 9 кл.pdf   (Автор Меньщикова Наталья Ивановна )/, – режим доступа:  https://www.prodlenka.org 7. Дидактический материал для устного собеседования: – режим  доступа: https://infourok.ru/ustnoe­sobesedovanie­po­russkomu­ yaziku­v­klasse 29

Рабочая тетрадь для подготовки к итоговому тестированию по русскому языку в 9 классе

Рабочая тетрадь для подготовки к итоговому тестированию по русскому языку в 9 классе

Рабочая тетрадь для подготовки к итоговому тестированию по русскому языку в 9 классе

Рабочая тетрадь для подготовки к итоговому тестированию по русскому языку в 9 классе

Рабочая тетрадь для подготовки к итоговому тестированию по русскому языку в 9 классе

Рабочая тетрадь для подготовки к итоговому тестированию по русскому языку в 9 классе

Рабочая тетрадь для подготовки к итоговому тестированию по русскому языку в 9 классе

Рабочая тетрадь для подготовки к итоговому тестированию по русскому языку в 9 классе

Рабочая тетрадь для подготовки к итоговому тестированию по русскому языку в 9 классе

Рабочая тетрадь для подготовки к итоговому тестированию по русскому языку в 9 классе

Рабочая тетрадь для подготовки к итоговому тестированию по русскому языку в 9 классе

Рабочая тетрадь для подготовки к итоговому тестированию по русскому языку в 9 классе

Рабочая тетрадь для подготовки к итоговому тестированию по русскому языку в 9 классе

Рабочая тетрадь для подготовки к итоговому тестированию по русскому языку в 9 классе

Рабочая тетрадь для подготовки к итоговому тестированию по русскому языку в 9 классе

Рабочая тетрадь для подготовки к итоговому тестированию по русскому языку в 9 классе

Рабочая тетрадь для подготовки к итоговому тестированию по русскому языку в 9 классе

Рабочая тетрадь для подготовки к итоговому тестированию по русскому языку в 9 классе

Рабочая тетрадь для подготовки к итоговому тестированию по русскому языку в 9 классе

Рабочая тетрадь для подготовки к итоговому тестированию по русскому языку в 9 классе

Рабочая тетрадь для подготовки к итоговому тестированию по русскому языку в 9 классе

Рабочая тетрадь для подготовки к итоговому тестированию по русскому языку в 9 классе

Рабочая тетрадь для подготовки к итоговому тестированию по русскому языку в 9 классе

Рабочая тетрадь для подготовки к итоговому тестированию по русскому языку в 9 классе

Рабочая тетрадь для подготовки к итоговому тестированию по русскому языку в 9 классе

Рабочая тетрадь для подготовки к итоговому тестированию по русскому языку в 9 классе

Рабочая тетрадь для подготовки к итоговому тестированию по русскому языку в 9 классе

Рабочая тетрадь для подготовки к итоговому тестированию по русскому языку в 9 классе

Рабочая тетрадь для подготовки к итоговому тестированию по русскому языку в 9 классе

Рабочая тетрадь для подготовки к итоговому тестированию по русскому языку в 9 классе

Рабочая тетрадь для подготовки к итоговому тестированию по русскому языку в 9 классе

Рабочая тетрадь для подготовки к итоговому тестированию по русскому языку в 9 классе

Рабочая тетрадь для подготовки к итоговому тестированию по русскому языку в 9 классе

Рабочая тетрадь для подготовки к итоговому тестированию по русскому языку в 9 классе

Рабочая тетрадь для подготовки к итоговому тестированию по русскому языку в 9 классе

Рабочая тетрадь для подготовки к итоговому тестированию по русскому языку в 9 классе

Рабочая тетрадь для подготовки к итоговому тестированию по русскому языку в 9 классе

Рабочая тетрадь для подготовки к итоговому тестированию по русскому языку в 9 классе

Рабочая тетрадь для подготовки к итоговому тестированию по русскому языку в 9 классе

Рабочая тетрадь для подготовки к итоговому тестированию по русскому языку в 9 классе

Рабочая тетрадь для подготовки к итоговому тестированию по русскому языку в 9 классе

Рабочая тетрадь для подготовки к итоговому тестированию по русскому языку в 9 классе

Рабочая тетрадь для подготовки к итоговому тестированию по русскому языку в 9 классе

Рабочая тетрадь для подготовки к итоговому тестированию по русскому языку в 9 классе

Рабочая тетрадь для подготовки к итоговому тестированию по русскому языку в 9 классе

Рабочая тетрадь для подготовки к итоговому тестированию по русскому языку в 9 классе

Рабочая тетрадь для подготовки к итоговому тестированию по русскому языку в 9 классе

Рабочая тетрадь для подготовки к итоговому тестированию по русскому языку в 9 классе

Рабочая тетрадь для подготовки к итоговому тестированию по русскому языку в 9 классе

Рабочая тетрадь для подготовки к итоговому тестированию по русскому языку в 9 классе

Рабочая тетрадь для подготовки к итоговому тестированию по русскому языку в 9 классе

Рабочая тетрадь для подготовки к итоговому тестированию по русскому языку в 9 классе

Рабочая тетрадь для подготовки к итоговому тестированию по русскому языку в 9 классе

Рабочая тетрадь для подготовки к итоговому тестированию по русскому языку в 9 классе

Рабочая тетрадь для подготовки к итоговому тестированию по русскому языку в 9 классе

Рабочая тетрадь для подготовки к итоговому тестированию по русскому языку в 9 классе

Рабочая тетрадь для подготовки к итоговому тестированию по русскому языку в 9 классе

Рабочая тетрадь для подготовки к итоговому тестированию по русскому языку в 9 классе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.11.2017