Рабочая тетрадь к УМК Ладыженской... для 5 класса
Оценка 5 (более 1000 оценок)

Рабочая тетрадь к УМК Ладыженской... для 5 класса

Оценка 5 (более 1000 оценок)
Рабочие тетради
pdf
русский язык
5 кл
16.01.2017
Задания из рабочей - это замечательный дополнительный материал как для обучения русскому языку в классе, так и для самостоятельного изучения в домашних условиях. Но к сожалению не всегда есть возможность обеспечить каждого обучающегося рабочей тетрадью, поэтому я использую материал в PDF и распечатываю отдельные, наиболее интересные задания из рабочей тетради.

150.000₽ призовой фонд • 11 почетных документов • Свидетельство публикации в СМИ

Опубликовать материал

3. рабочая тетрадь.pdf

Рисскип язык 5класс

Рабочая тетраДь

ПРОСВЕЩЕНИЕ

И З Д А Т Е ьл У в о

Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений

Москва

«Просвещение»

2012

удк 373. 167.1:811.161.1 ББК 81.2 Рус-922

Е92

Рабочая тетрадь по русскому языку адресована учащимся и является составной частью УМК для 5 класса авторов Т. А. Ладыженской. М. Т. Баранова, Л. А. Тростенцовой и др.

Все упражнения и задания тетради структурированы в сответствии с разде лами —ника и предназначены для организации закрепления и проверки зна• ниЙ учащихся по русскому языку. Разнообразные упражнения, творческие задаНия по развитию речи могут быть использованы учителем для работы в классе, в качестве материала для домашних заданий, а также но внеклассной работе.


ISBN 978-5-09-0223254 С Издательство «Просвещение», 2012 С Художественное оформление.

Издательство • Птюсвещение•, 2012

Все права защищены

з

Дорогие ребята!

Эта рабочая тетрадь является составной частью учебно-методического комплекта по русскому языку для 5 класса авторов Т. А. Ладыженской, М. Т. Баранова, Л. А. Тростенцовой и др.

Большинство заданий и упражнений в тетради являются базовыми (они адресованы всем), имеются задания дополнительные и упражнения повышенного уровня сложности (для тех, кто не останавливается на достигнутом в изучении русского языка).

Работа со схемами и таблицами поможет вам систематизировать и закрепить теоретический материал и лучше в нём ориентироваться.

В тетради представлены также интересные творческие и занимательные задания (кроссворды, метаграммы и т. д.). Выполняя такие задания, вы сможете не только лучше усвоить правила и повысить свою грамотность, но и научитесь писать сочинения различных форм и жанров, изложения, отработаете изученные приёмы расширения и сокращения текста.

Специальные задания (контрольные и итоговые) помогут вам проверить, насколько прочно вы усвоили учебный материал.

В рабочей тетради представлены следующие условные обозначения:

— сложное задание;

дополнительное задание;

— творческая работа или игра;

— контрольный текст;

— сокращение/расширение текста;

— важная информация.

Знаки около слов обозначают:

память 1 — выполнить фонетический разбор слова; переставить2 выполнить морфемный разбор слова; умныи3 — выполнить морфологический разбор слова;

Нежной трелью соловья зорька ранняя полна:— выполнить синтаксический разбор предложения;

ВсюДу трели. стук, возня, в птичий мир пришла весна. — выполнить пунктуационный разбор предложения.

ЯЗЫК И ОБЩЕНИЕ

1.               Вам надо выбрать нужную книгу из нескольких, предложенных библиотекарем. Какой способ чтения вы используете, чтобы решить. что именно вам необходимо?

А если вы готовитесь к контрольной работе, как вы будете читать, чтобы усвоить необходимый материал? Как называется такой способ чтения?

2.               Закончите пословицы, объясните их значение.

В гостях хорошо, а

Готовь сани летом, а

Друзья познаются в

Не откладывай на завтра то, что

О В устной или письменной речи чаще используются пословицы и поговорки?

З. Определите, какую задачу ставят авторы этих текстов. Каков стиль каждого из отрывков?

1)             Только не пришлось мне и года провоевать. Два раза за это время был ранен. Дырявил немец мне машину и

5

сверху, и с боков, но мне, браток, везло на первых порах. Везло-везло и довезло до самой ручки. Попал я в плен в мае 42-го года.

(По М. Шолохову)

2)             На краю дороги стоял дуб. Это был огромный, в два обхвата дуб с обломанными сучками и с обломанной кроной, заросший старыми болячками. С огромными своими неуклюжими, растопыренными, корявыми руками и пальцами, он старым, сердитым уродом стоял между улыбающимися берёзами.

(Л. Н. Толстой)


З) Рост дуба продолжается очень долго, лет до 150—200 и больше. Дуб развивает очень мощную крону. Летний дуб — порода довольно теплолюбивая. Дуб растёт в довольно разнообразных почвенных условиях.

ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

4. Подберите к словам вода, водить однокоренные. Помните: слова с одним и тем же корнем имеют общее и в значении.

1)

2)

5. Выберите из данных слов однокоренные и запишите каждую группу на отдельнои строчке.

Барский, барс, барствовать, барсук, барсовый, барство, барсучий, барсучонок.

5

Напишите под каждой картинкой существительное, от которого образованы однокоренные слова каждой из групп.

б. Найдите и графически обозначьте корни в данных ниже словах. Все ли слова в каждом ряду однокоренные? Если нет, лишнее слово зачеркните.

1)    Маленький, малявка, маляр, малыш.

2)    Гроза, грозный, гроздь, грозовой.

З) Конница, конник, конюшня, подоконник.

4) Лес, лестница, лесничий.

6)       Седло, седловина, седина.

7)       Вставьте пропущенные буквы. Запишите эти слова вместе с проверочными. Подчеркните орфограммы.

О хо—ьбе, сер—це, про—ьба, ко—ьба, ст_ричок, тр—пинка, д—брота, ду—

Составьте с любым из этих слов предложение.

7

В. Прочитайте ОТРЫВОК из рассказа А. Платонова «Июльская гроза». Вставьте пропущенные буквы, подчеркните орфограммы. Запишите к выделенным словам проверочные.

— Наташка, спрячь меня поск—рее куда-нибудь. Иль ты не видишь, что такое делается?! — с—рДито ск—зал Ан   тошка.

 Дай вот д—мой дойти, я там тебя нашлёпаю, — пообещала Наташа брату.

— Мы д—мой не дойдём, нас гром убьёт, — прош—птал Антошка. — Неси меня ск—рее, опять ты еле ш—гаешЫ Ты б—эки!

Какое слово неверно употребил Антошка? Исправьте его ошибку.

9.        Рассмотрите картинку. Опишите её так, чтобы картинка стала «живой», красочной. Используйте «Слова для справок».

8

СЛОВА для СПРАВОК: птичьи  жаворонки, в—сёлые М—ЛЫШИ, сорока, поле. цветы, жёлтый. синий, красный, стрекоза, бантики, платье. рубашка, пугало, ярко одетое, б—лоснежные облака, синеглазые васильки, последние дни лета.

10.   Допишите слова и проверьте их письменно.

Людоеда людое—

Приглашает на обе— Людое— ответил: — Нет!

Не пойду к тебе, сосед

На обе— попасть не худо,

Но отнюдь не в виде блюда!

(Б. Заходер)

11.   Вставьте пропущенные буквы и запишите проверочные слова. Подчеркните орфограммы.

ОБРАЗЕЦ. Книжка — книщнка.

пта—ка

бума—ка —

ре—ьба

ко—ьба —

хо—ьба

                      моло—ьба

пол—тиве—ти —

12.   Определите и напишите над существительными род. число и падеж.

Вставьте пропущенные согласные, а проверочные слова запишите рядом.

1)   Однажды старушка отправилась в ле— , Приходит обратно, а пудель исче—.

2)   Жил на свете человек,

Скрюченные но—ки,

И гулял он целый век

По скрюченной доро —ке.

13.           Докажите. что в каждом из этих слов есть еще одна буква

Звёз—ный, трос—ник ярос—ный, капус—ный

14.           Запомните слова, в которых нет непроизносимых согласных! Выучите стишок наизусть.

Не чудесцо, не прекрасно, а ужасно и опасно Букву Т писать напрасцо. Интересцо?

15.           Подберите и запишите однокоренные прилагательные к данным существительным. Выделите корень графически.   

Ненастье, крепость страстьпрелесть гигант       опасение Доблесть, радость ужас — , поверхность —

О Раскройте и запишите лексическое значение выделенных слов. При затруднении обратитесь к Толковому словарю (в Интернете: http://www. vedu.ru/ExpDic/ )

16.           Вставьте, где нужно, пропущенные буквы, выделите графически грамматические основы предложений. Кто написал эти стихи? Укажите.

1)  Мороз и со—нце. День чудес—ный!

Ещё ты дремлешь, друг прелес—ный.

2)  Поз—няя осень. Грачи улетели. Лес обнажился. Поля опустели.

Только не сжата полоска одна. Грус - ную думу наводит она.

17.                        Вспомните и запишите здесь стишок о словах. в которых нет непроизносимой г.

18.                        Рассмотрите рисунок. Как вы думаете, что произошло? Напишите об этом (5—6 предложений). Используйте слова и словосочетания, данные ниже.

СЛОВА ДЛЯ СПРАВОК: Прелес..ное утро, пас..бище, душистый клевер. со..нце, взять, мамина соломенная шляпка, мальчик. положить на землю. корова, гулять. увидеть. соломка, сжевать, сердиться. расстроиться. стало грус..но, нечаянно, чувствовать свою вину, чудес..ный букет, просить прощения.

11

19.           Вспомните правило написания гласных после шипящих и допишите шуточные дВУбИШИЯ.

1) В поле травы хоро 

З) Я руки в воду опу„     

     А на речке камы- 

         Я их в воде пополо       

2) Возле поля, мимо р—

4) Или я зажгу све   

Шли колючие е— .

       Или лампочку вклю  

Запишите свои примеры слов с такой же орфограммой.

20.           Составьте словосочетания с данными словами, вставьте пропущенные буквы и подчеркните орфограммы.

 эк—лище, ч—дный , ч—совоЙ

, пруж—нка от

лыж— , прополощ—ланш—шка, вещ— сочетаний.

2

21.           Вставьте пропущенные буквы. Составьте словосочетания с данными словами

Сверх—естественное

в—юнок.

О Выпишите слова с ь и ъ в два столбика, указывая графически условия их написания.

ОБРАЗЕЦ. Объём

Муравц

(не после

на согласный)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

22.           Докажите, что это текст. Определите тип речи (рассуждение, повествование, описание). Продолжите текст двумя-тремя предложениями. сохраняя тип речи.

Летом на утренней зорьке Володя вставал первый раз в жизни, и как это было чудесно! Городок ещё спал непробудным сном, даже собаки не лаяли. Они лежали, свернув-

13

шись калачиком, возле калиток и только изредка вздрагивали и ворочались во сне.

(Г. Скребицкий)

23.           Составьте два-три предложения об одном из сказочных героев (например, о Винни Пухе, о храбром зайце, о Царевне-лягушке и др. Как связаны между собой эти предложения? Можно ли это назвать текстом? Докажите.

24.           Отгадайте загадки (метаграммы). К какой части речи относятся полученные слова? Определите склонение, падеж существительных и допишите окончания.

1)  Я с «л» смягчённым — под землёй Бываю каменный и бурый, А с твёрдым — в комнат — любой, В геометрической фигур— .

2)  В конце двойное «л» пиши, А как зовут меня — реши: Без мастера гранёным стал

Блестящий, правильный


З) Он на вокзал— есть всегда,

К нему подходят поезда,

Двойное «р» содержит он

И называется

4) С глухим согласным мы его читаем, Со звонким — мы в нём обитаем.

Найдите в загадках местоимения, выпишите их и укажите лицо и число.

25.             Определите лицо, число и падеж данных местоимений.

Она (_ ), ко мне ( с нами (- -), за тобой ( для вас (— —), при мне (— о них (— —), для нас ( -), в тебе ней (— —), У вас (

26.             Вспомните, что вы прочитали в учебнике о различии в написании предлогов и приставок. Исправьте ошибки, которые допустил в диктанте Ф. Побрякушкин (соедините чертой части слова или, если нужно, разделите слова).

ОБРАЗЕЦ. У|дома, при-—шёл

У Кешки день рождения вконце лета. Мама всегда покупает астры, столько штук, сколько лет Кешке исполнилось. Ставит их ввазочку и говорит: «Вот, Иннокентий, стал ты теперь нацелый год старше. Пора тебе начать новую жизнь, серьёзную». И Кешка всегда эту новую жизнь начинал. По крайней мере, он каждый раз говорил: «Ну вот сегодня я уж обязательно начну... »

Он проснулся, когда мама уже ушла наработу. Вкомнате красиво убрано. Настоле ввазочке девять белых пушистых цветков, завтрак и записка: «Дорогой мой, поздравляю тебя с днём рождения. Мама».

Кешка быстро убрал постель, у мылся, по завтракал, под мёл пол и по мчался водвор.

(Р. Погодин)

1.                 Найдите в тексте и выпишите глагол начинать в различных фор мах. укажите лицо, число и время.

2.                 Выпишите два-три наречия. Укажите, на какой вопрос они отвечают.

27.              У близнецов Веры и Василия Петровых день рождения. Посоветуйте, что им подарить (игрушку, книгу, мяч, игру, телефон...). Опишите выбранную вещь так. чтобы с вами согласились одноклассники.

28.              Прочитайте текст. Определите его тему, главную мысль и при думайте заглавие. Продолжите описание берёзового леса.

Я долго бр—жу в берёзовом перелеске2. Всё кругом будто купается, плещется в золотых волнах т_ пла, света. Вверху тихо струятся ветви берёз. Их лист—.я издалека кажутся металлическими3. На ветру они не звенят, а еле слышно шуршат. А внизу под берёзами3 по траве тоже, как волны, быстро бегут и струятся синеватые2 тени.

(Г Скребицкий)

1 . Вставьте попущенные буквы

2. Подчеркните в тексте местоимения. (1 -й вариант.)

З. Подчеркните в тексте прилагательные. (2-й вариант.)

4.                 Выпишите наречия, в скобках напишите вопрос, на который они отвечают.

5.                 Сделайте разбор слов, отмеченных цифрами.

СИНТАКСИС. ПУНКТУАЦИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

29. Рассмотрите схему, прочитайте пояснения, данные ниже, и расскажите, как отличить словосочетание от других групп слов.

СЛОВОСОЧЕТАНИЕ


Смысловая связь

Определяется с помощью вопроса

     любимый                    город

(зависимое слово) (главн. слово) Грамматическая связь

Определяется по окончанию или по окончанию и предлогу

любимец город мечтать о подвигЕ


1

Разобрать словосочетание — это значит:

о найти главное и зависимое слова; о установить смысловую и грамматическую связь мему ними; о укдзать к какой части речи относится каждое из слов в словосочетании.

Помните о том, что не являются словосочетаниями:

о грамматическая основа предложения (подлежащее + сказуемое); о однородные члены предложения с союзами; о слово с предлогом.

ОБРАЗЕЦ. Солнце село за горой и окрасило красными лучами облака.

Не являются словосочетаниями:

Солнце село, солнце окрасило, село и окрасило, за горой.

30.            Выпишите три словосочетания. Обозначьте в них графически грамматическую и смысловую связь.

Мячик прыгает цветной Во дворе передо мной.

Этот мячик очень мил: Стёкол он ещё не бил.

(Г. Виеру)

31.            Образуйте словосочетания и разберите их.

Отношение (книга)

Восхищение (картина)

Прийти (библиотека) — Зайти (класс)

Удовольствие (игра)

32.            Составьте из каждой пары предложений одно, расставьте знаки препинания. Обозначьте грамматическую основу.

1)              Зимой ребята играют в хоккей. Зимой ребята катаются на санках и лыжах.

2)              Летом ребята любят загорать на солнышке. Летом ребята любят купаться в речке.

33. Исправьте речевые ошибки, запишите верный вариант.

1) Я хочу рассказать за новую книгу.

2) В этом рассказе рассказывается про жизнь лесных животных.

З) В автобусе водитель просил оплатить за проезд.

4) Когда я пришёл со школы, то узнал, что мои родители вернулись с Узбекистана.

О Выпишите из исправленных вами предложений одно именное (главное стово — существительное) и одно глагольное (главное слово — глагол) словосочетания. Обозначьте смысловую связь.

1

34. Придумайте и запишите пять предложений, иллюстрирующих схему.

35. Прочитайте стихотворение Т. Щепкиной-Куперник. Определите, каковы предложения по цели высказывания и по интонации. Значение незнакомых слов найдите в Толковом словаре.

ОСЕННИЙ СВЕТ

Какая ласковая осень!

Покой мечтательный везде, Кармин, и серебро, и просинь Играют блёстками в воде.

Прозрачны краски небосвода.

Ясна задумчивая даль.

Какая ширь, простор, свобода, Какая нежная печаль!

36. Вам нужно дописать текст. Задание выполните с учётом уже расставленных знаков препинания

Сказка про  и про

Шёл по лесу                   Видит: сидит на дереве

Он поднял вдруг говорит: «Пожалей меня, , может и я Он ответил: « И пошёл дальше. Видит:

Думает: «Дай здесь —               ь. Вот он лёг и

А близко был     Почуял      , обрадовался. Думает: «Вот        ». Подобрался, да только хотел и   откуда ни возьмись Кричит: «     Погибнешь!» Вскочил схватил         Потом низко и пошёл домой.

О Выпишите из полученного текста одно предложение и охарактеризуйте его по цели высказывания и по интонации.

37. Напишите небольшой текст на тему «Зимние забавы». Используйте «Слова для справок», включите предложения, разные по цели высказывания и по интонации. Подчеркните в каждом предложении грамматическую основу.

СЛОВА ДЛЯ СПРАВОК: время года, прекрасное, найти, развлечение по душе. играть. снежки, бегать, коньки, лыжи, эстафета, кататься, санки, горка. сноуборд, ХОККеЙ. матч, соревнования, снеговик. фигурки, снег, конкурс.

38. Прочитайте скороговорки. Вставьте, где необходимо, пропущенные буквы, подчеркните в каждом предложении подлежащее и сказуемое.

1)  Ждут вороб—и у к—рмушки к—рмёэкки.

Н—сёт им Маркушка в кармашке морошки.

2)  Под сияющим сводом н—бес сидят сн—гири под навесом.

З) Солнце садит—ся. Струит—ся в—дица.

Птица-синица в в—дицу глядит—ся.

4) С—рока за строчкою строчка строчит с—рочатам сорочКИ.

О Выпишите слова с орфограммой «Проверяемые гласные в корне слова».

39. Сделайте синтаксический разбор предложения. Подчеркните слова как члены предложения. Напишите над каждым словом, какой частью речи выражен данный член предложения.

Зелёная травка на ярком солнце радуется тёплым лучам. 4

Первого сент—бря мы с ребятами пошли в школу. Берёзы в Д—ревне уже  Ст—ят такие нарядные, чистые, яркие, что боиш—.ся тронуть — вдрук листья стряхнёш_. Не осыпаясь, держит—ся з—лотая л —ства. И вдруг опять раздались на берёзах птич—и г—поса. К нам под ноги нач—ли падать листья. Каждый листик словно бы тоненько зв—нел, отрываясь от ветки.

— С.—ницы прил—тели! — сказал Санька. Я тоже разгл—дел с—-ниц и заметил, отчего падают листья. Стукнет с—ница носиком по ветке, к—чнёт сучок — и поплывут вниз листья. Л—жатся перед нами на чёрную землю. До самой школы звенели, перекл—кались над нами с—ницы и до самой школы устилали д—рогу а—лотистыми листьями .

(Э. Шим)

1.    Найдите в первом абзаце текста дополнения, определения, обстоятельства и подчеркните их как члены предложения.

2.    Выпишите из текста по одному словосочетанию: «глагол + существих тельное», «прилагательное + существительное», «наречие + глагол». Составьте с каждым из них предложение.

З. Составьте схему выделенного предложения по образцу: Дима придумал интересный рассказ. [

41. Вспомните, в каких случаях ставится тире между подлежащим и сказуемым, и расставьте недостающие знаки препинания.

1)   Один тайна, два полтайны, три нет тайны.

2)   Похвала молодцу пагуба.

З) Чужой дурак веселье, а свой бесчестье.

4) Старость венок из крапивы, молодость венок из роз. 5) Острый язык дарование, длинный язык наказание.

42.            Рассмотрите схему, прочитайте комментарий. Подумайте, как определить, что в предложении есть однородные члены. На что надо обратить внимание?

О Опираясь на данную выше схему, составьте простые распространённые предложения с однородными членами.

 

В одном предложении может быть несколько видов (рядов) однородных членов.

43.            рассмотрите таблицу и вспомните правило расстановки знаков препинания при однородных членах предложения. Расставьте в примерах, где необходимо, запятые и надпишите колонки: Запятая ставится. Запятая не ставится.

 

 

1 ) при союзах и = да

Берёзы и дубы. Березы да дубы;

1) при союзах а, но

Не польза а вред;

2) при союзе или:

Днём или вечером;

2) при отсутствии союзов:

Его марки значки открытки;

З) во фразеологизмах:

И так и ок.

З) при повторяющихся союзах:

Ею и марки и зндчки и открытки.

44.            Расставьте в предложениях знаки препинания при однородных членах и подчеркните грамматические основы.

На лесной опушке проснулись ожили прошлогодние осенние листья. Это вспорхнули закружились над проталинами над голубыми подснежниками первые бабочки. Летают резвятся жёлтые лимонницы белые капустницы красные крапивницы... То-то веселье!

(По А. Баркову)

45.            Прочитайте отрывок из стихотворения В. Шульжика. Вставьте пропущен ные буквы, расставьте недостающие знаки препинания. Подчеркните однородные члены предложения.

I.I.L—TI —хотник на —хоту

По ручью и по болоту —хотник На —хоту.

Весь до нитки он промок И к—стёр в лесу заэк—г.

Спать, р— „шил —хотник, лягу Ночь т— мна а путь — в..—лик.

И на ближнюю корягу

Он повес—л в тот же миг

Шляпу куртку и рубашку

Нож ружьё

С водою фля—.ку Новый кожаный ягдташ* С—поги и патронташ.

* Ягдташ — охотничья сумка для дичи.

 Как вы думаете, чем закончилась эта история? Рассмотрите картинку и напишите об этом.

46.            Рассмотрите схемы «Обобщающие слова при однородных членах предложения». К каждой схеме запишите свои примеры. 1) 0 : 0 , 0 , о.

47.            Продолжите предложения в соответствии с 1, 2 и 3-й схемами, расставьте знаки препинания.

1)  Мне нравятся герои фильма «Гарри Поттер»

2)  Дядя Фёдор кот Матроскин

З) Свою коллекцию марки бабочки ракушки я собрал

речи можно отнести этот текст?

Осень на картинах Левитана разнообразна. На них изображены знакомые с детства вещи стога сена маленькие реки одинокие золотые берёзы небо цвета тонкого льда косматые дожди над лесными вырубками. Но во всех этих картинах передана печаль прощальных дней сыплющихся  листьев увядающих трав тихого гудения пчёл перед холодами и предзимнего слабого солнца.

27

Найдите в тексте предложения с однородными членами. Составьте схемы этих предложений.

                Чтобы сократить текст способом обобщения, можно:              

о заменить однородные члены предложения обобщающим словом: Маки. одуванчики. ромашки. врсильки украсили комнату. ПОЛЕВЫЕ ЦВЕТЫ украсили комнату. - ЦВЕТЫ украсили комнату, Ндзрыщдд домов, НД-ДцЖЦД и сдме.йкдц лежит снег — снег лежит всюду

о заменить предложение или его часть одним словом: На улице как цэ веду льёт дождь. — Льёт дождь. — ЛИВЕНЬ.

ф 49. Прочитайте текст, сократите и запишите его краткий вариант.

Выпал первый снег. Деревья белые: земля белая, и крыши, и крыльцо, и ступеньки на крыльце.

Девочке Кате захотелось по снежку погулять.

Вот она вышла на крыльцо, хочет по ступенькам спуститься в сад и вдруг видит: на крыльце, в снегу, какието ямки. Какой-то зверёк ходил по снегу. И на ступеньках следы, и на крыльце следы, и в саду следы.

«Вот интересно-то! — подумала девочка Катя. — Что за зверёк тут ходил? Это надо узнать».

Определите тип речи и стиль текста. Подчеркните однородные члены предложения.

50. Вспомните, является ли обращение членом предложения, какова интонация обращения, и дополните схему. Запишите соответствующие схемам примеры предложений с обращением.

(обращение) слово или словосочетание, называющее того. к кому обращаются с речью.

51. Вспомните повесть Е. Велтистова «Приключения Электроника». К кому и с какими словами могли бы обратиться герои одноимённого фильма (профессор Громов, Сергей Сыроежкин, Макар Гусев)? Составьте три предложения с обращением, ставя его в начало, середину и в конец предложения. (Если героев повести не помните, найдите нужный материал в Интернете.)

1)

52. Напишите четыре-пять предложений на тему «Письмо другу». Как вы обратитесь к нему?

53. Расставьте недостающие знаки препинания (при однородных членах, при обобщающем слове. при обращении). вставьте пропущенные буквы. Объясните графически постановку (или отсутствие) запятых.

1)              И сказку руч—я и лучи и р.—су я утром из леса домой принесу. 5

(Е. Егоров)

2)              Это тихое журчан—е шелест лист—ев свет луны на меня всё нав-—вает прим—ряющие сны.

(д. Плещеев)

З) Всё влечёт в— селит мои взоры з—лотая пч —ла на цв—тке разноцветные баб чек крыл — я и прыжки вороб— я на п—ске.

(А Плещеев)

(В. Кожемякин)


зо

5) О лес наш родимый конец твой пришёл!

(А. Майков)

б) Спи младенец мой пр—красный!

(М. Лермонтов)

7) Земля и небо всё одето каким-то тусклым с—ребром. 5

1. Подчеркните СЛОва с разделительным ь. (1 -й вариант.)

2. Подчеркните в предложениях обобщающие слова при однородных членах. (2-й вариант.)

З. Разберите первое предложение. (1 -й вариант.)

4. Разберите последнее предложение. (2-й вариант.)

54. Рассмотрите схему. Подумайте, чем различаются простое и сложное предложения. Расставьте в примерах знаки препинания.

31

Бессоюзное сложное предложение.

                   плодородные стели          многоводные рем.

—• Союзное сложное предложение. моя и целики её 6Qrarcrpp.

[ (ЧТОБЫ... Л. Союзное сложное предложение. о чём?

Я ме-чдщ о том чтобы были_счасшищц.

Союзы:

и, а, но, да, или, то-то..

что, так как, потому что, чтобы, как, где, который, куда...

55. Вставьте пропущенные буквы. Расставьте запятые в СлОЖныХ предложениях, подчеркните грамматические основы.

1)              Я нашёл  в осеннем лесу она ямку копала у пня.

(В. Кожемякин)

2)              Его спеленали м—гучие сны и зреет в нём сила для новой весны.

(А. Майков)

З) За высокий сугро— закатилась зв—зДа Блещ -—т месяц — глазам невтерпёж.

(Н. Заболоцкий)

4)   Славно ласточка щ—бечет

Ловко крыльями стрижёт Всем в „трам она перечит Но и силы бережёт.

(А. Ахматова)

5)   Вокруг с—ла бродили грозы

И часто, полные тоски, Удары молнии сквозь слёзы Ломали небо на куски.

(А. Ахматова)

56. В этом шуточном стихотворении вам встретятся разные предложения: найдите в них и отметьте грамматические основы, а союзы возьмите в кружок. Не забудьте расставить запятые! Если вы устно подставите к странным словам частицу не. то она сольётся с ними. Почему?

СТРАНА БЕЗ ЧАСТИЦЫ НЕ Побывал я однажды в стр_не Где исчезла частица НЕ.

Посмотрел я вокруг с Доумением:

Что за лепое положение!

Но кругом было тихо-тихо И во всём была разбериха.

И на взрачной клумбе у бу—ки Голубые росли забу—ки.

И погода стояла нас—ная

И гуляла собака счас—ная

И, виляя хвостом уклюже,

Проб—гала пролазные лужи.

Мне навстречу без всякого страха

Шёл умытый, причёсанный ряха А за ряхой по травке свежей

Шли суразный Дотёпа и вежа.

А из школы, взявшись за ручки, Чинным шагом вышли Доучки.

И навстречу всем утром рано Улыбалась Царевна Смеяна.

Очень жаль, что только во сне Есть страна без частицы НЕ.

(С. Бондаренко)

Ф Чтобы сократить текст способом исключения, нужно

о исключить второстепенную информацию; о исключить повторы; о исключить предложение или его часть.

57. Сократите и запишите текст. Вставьте пропущенные буквы, расставьте недостающие знаки препинания.

Мальчики Шура и Петя остались одни.

Они жили на даче — у самого леса, в маленьком домике. В этот вечер папа и мама ушли к с—седям в гости.


Когда ст_мнело, Шура и Петя сами умылись сами ра—делись и л—гли спать в свои постельки. Л—экат и м—пчат. Ни папы ни мамы дома нет. В комнате т—.мно.  И в т—мноте по ст—не2 кто-то ползает — шуршит; мо жет быть — таракан, а может быть — кто другой!...

Шура сказал, что ему совсем и не страшно.

Петя ответил, что ему тоже не страшно.

— Мы воров не боимся, — говорит Шура.

— ЛюД—еДов3 тоже не боимся, — отв—чает Петя.

— И тигров не боимся, — говорит Шура.

— Ни воры ни люд—еды ни тигры сюда и не придут, — отвечает Петя.

(По Е. Чарушину)

58.             Опишите ситуацию, изображённую на рисунке. Используйте сложные предложения.

59.             Расставьте знаки препинания при прямой речи, вставьте пропущенные буквы.

Журналист спросил Как, должно быть, интересно быть параш—тистом! Какие у вас, наверно, бывают уд—вительные приключения! Да ответил спортсмен однажды, например, я приз—млился возле надписи «Не мять траву!»

(Б. Ласкин)

60.             Прочитайте начало сказки. Продолжите СКДЗКУ в форме диадогд. Помните, что запись каждой новой реплики начинается с тире. Вставьте, где необходимо, пропущенные буквы.

В одно прекрас—ное утро посреди игрушечного городка Под—ёмный кран построил четырёхэтажный дом с большими светлыми окнами.

— Что это? — спр—сили игрушки.

 Магазин «Игрушки» , — ответил Под—ёмный кран.

— Ура! — обрадовались игрушки.

Погодите! Дом-то хорош, но чего-то не хв—тает, сказал Под—ёмный кран.

61.             Прочитайте стихотворение С. Маршака и расставьте недостающие знаки препинания: а) в диалоге; б) при ОДНОРОДНЫХ членах предложения.

ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ

У последней точки на последней строчке Собралась компания знаков препинания.

Прибежал чудак — восклицательный знак.

Никогда он не молчит оглушительно кричит: Ура! Долой! Караул! Разбой!

Притащился кривоносый вопросительный знак.

Задаёт он всем вопросы:

Кто? Кого? Откуда? Как?

Явились запятые, девицы завитые.

Живут они в диктовке на каждой остановке.

Прискакало двоеточие

Прикатило многоточие и прочие и прочие и прочие...

Заявили запятые:

Мы особы занятые. Не обходится без нас

Ни диктовка ни рассказ.

Если нет над вами точки, запятая — знак пустой, Отозвалась с той же строчки тётя точка с запятой; А двоеточие, мигая, закричало: Нет, постой!

Я важней, чем запятая или точка с запятой, Потому что я в два раза больше точки одноглазой, В оба глаза я гляжу за порядком я слежу.

Нет... сказало многоточие, еле глазками ворочая, Если вам угодно знать, я важней, чем прочие.

Там, где нечего сказать, ставят многоточие...

Вопросительный знак удивился: То есть как?

Восклицательный знак возмутился: То есть как!

Так, сказала точка, точка-одиночка.

Мной кончается рассказ, значит я важнее вас.

62.             Выучите наизусть загадку ободинаково звучащих. но различных по написанию и смыслу СЛОВос компания, кдмпания. Запишите отгадки.

С буквой «О» я — круг приятелей, с буквой «А» — мероприятие.

63.             Расставьте в рассказах Л. Н. Толстого знаки препинания при прямой речи, вставьте пропущенные буквы. Озаглавьте оба рассказа, определите и запишите главную мысль каждого из них.

У Вари был чиж. Чиж ж—л в клетке и ни разу не пел. к чижу.

Старик сажал яблони. Ему сказали Зачем тебе эти яблони? Долго ждать с этих яблонь плода, и ты не  с них яблочка. Старик сказал Я не с—ем, другие с—едят, мне спасибо скажут.

64.             Сократите текст любым из двух способов (обобщения или исключения) и запишите.

Тикали часы. На синем стекле окна теснились узоры мороза. Открытая тетрадь сияла на столе, рядом лежал сачок, блестел угол жестяной коробки.

Вдруг что-то щёлкнуло, как будто лопнула натянутая резина. Слепцов открыл глаза и увидел в коробке прорванный кокон, а по стене вверх ползло чёрное сморщенное существо величиной с мышь. Оно вцепилось в стену шестью мохнатыми лапками, остановилось и затрепетало. Оно набиралось сил и медленно и чудесно росло. Шёлк кокона медленно разворачивался, как смятые лоскутки бархата. Существо незаметно становилось крылатым и прекрасным. И теперь на стене вместо чёрного комочка сидела громадная ночная бабочка — индийский шелкопряд, который летает в сумерках.

(По В. Набокову)


1.                Являются ли словосочетанием слова тикали часы в первом предложении? Как вы это определили? Ответ запишите. (1 -й вариант.)

2.                Выпишите из второго предложения словосочетания, обозначая графически грамматическую и смысловую связь. (2-й вариант.)

4.    Определите, сколько грамматических основ в третьем предложении.

Подчеркните их (её). (1-й вариант.)

5.    Установите, простым или сложным является выделенное предложение?


Как вы это определили? Ответ запишите. (2-й вариант.)

Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография.

Культура речи

65.            Выпишите слова, в которых есть только глухие согласные.

У папы три капли упали со шляпы.

Кошка согрела озябшие лапы. (в. Левин)

66.            Найдите в словосочетаниях парные по твёрдости-мягкости согласные, запишите их с транскрипцией.

Первый бал — последняя битва, горькая таблетка — тема для гитары, ранние заморозки — зимний конкурс.

39

67.            Перепишите слова в таком порядке: сначала те, в которых есть только глухие согласные, потом те, в которых есть только звонкие согласные, а затем остальные- Вставьте пропущенные буквы.

Петушок, гребешок, тр—винка, бр—винка, грива, катушка, кадушка, лягушка, пятка!, копыта, ириска, домовой, сосиска 1 , огороды, колокольчик.

1)

Сделайте фонетический разбор выделенных слов.

Мягкость согласных на письме обозначается буквами:

68.         Вспомните, в сочетаниях каких букв ь не пишется, и запишите их с примерами

Есть слова, в которых для обозначения мягкости между согласными ь не пишется. В таких случаях не допустить ошибку вам поможет Орфографический словарь.

69.         Данный текст сократите способом исключения и запишите его.


Ассоль сидела за какой-то книгой, она читала. По странице полз зеленоватый жучок, останавливаясь и приподнимаясь на передних лапах с видом независимым и домащним. Уже два раза был он, не без досады, сдунут на подоконник, откуда появлялся вновь доверчиво и свободно, словно хотел что-то сказать. На этот раз ему удалось добраться почти к руке девушки, державшей угол страницы... Он едва избежал неприятности, так как Ассоль уже воскликнула: «Опять жучишка, дурак!» и хотела решительно сдуть гостя в траву. Но вдруг случайный переход взгляда от одной крыши к другой открыл ей на синей морской глади белый корабль с алыми парусами.

(А Грин)

4

 

Гласные е, ё, ю, я обозначают.

один звук

Указывают на мягкость соглас- ного:

[м'эл, м'от, кл'уч, м'ач']

два звука — + гласный:

1 ) в начале слова: ель [й'эл¶, юг [й'уг],

Ялта [й'алта], ёмкость [й'омкаст']; 2) после разделительных ь: вьюга [вй'уга1, льёт [л'Й'от]; ь: объезд [абй'эзд];

З) после                 мод [мой'а]

70.        


Выпишите слова (с транскрипцией), в которых буквы е, ё, ю, я обозначают два звука.

ОБРАЗЕЦ. перья [й'а]

1)  Блеснули крылья серебром у молнии летучей.

2)  Ребята радостно шумят, смеются очень звонко. З) Ветка была покрыта листьями, похожими на перья страуса.

4) С берега до яхты донёсся пьянящий аромат апельсиновых деревьев.

71.            Подберите к картинке слова с буквами е, ё, ю, я. Запишите эти слова с транскрипцией.


72.            ОПИШИТе картинку из упражнения 71, используя записанные вами слова.

73.            Вставьте пропущенные буквы. Подчеркните согласные, которые оглушаются или озвончаются, одной чертой, рядом стоящую согласную — двумя чертами. Затем проверьте написанное.

ОБРАЗЕЦ. Бумаца [ил— бумажек

Берё—ка— , сторо—ка сла—кий , пробе—ка про—ка

74.            Разберите выделенные слова. Выучите скороговорку наизусть. Сделайте синтаксический разбор второго предложения.

У Сени 1 и Сани

В сетях сом с усами.

Спит спокойно сытый сом,

Смотрит слаДко1 сотый сон. 4

(С. Косенко)

75.            Вставьте проверочные

Листопа—, листопа—, Листья жёлтые летят.

Жёлтый клён, жёлтый бу—,

Жёлтый в небе со—нца кру—.

4

 

Звукопись используется в художественной речи для придания произведению большей выразительности, повышения образности текста, так как усиливает слуховые впечатления от изображаемого явления (Вспомни шум леса, полёт шмеля.)

76.            Оформите диалог, расставьте знаки препинания. Подчеркните буквы, которые помогают «услышать» ворону.

кра!

кричит ворона.

Кража! Караул! Грабёж!

Пропажа!

Вор прокрался2 утром рано! Грош украл он из кармана!

Карандаш! Картонку2! Пробку!

И красивую коробку

 

Стой ворона не кричи!

Как! подпрыгнула воронаЗ

Не кричи ты помолчи. 4

И моргнула удивлённо

Жить не можешь без

Что ж вы раньше не сказали!

обмана!

Кар-р-рауЋ! Кар-р-рман!

У тебя ведь нет кармана.

Укр-р-рали!

(В. Орлов)

77. Подчеркните слова с правильным ударением в отрывках из «Песенки


об орфоэпии».

1 ) Возил не

Шбфер, а шофёр,

Не фарфор, а фарфбр.

 Был оглашён

не прйговор Судебный приговбр.

Ушёл шофёр на многие

Не лёта, а лета,

И дверь за ним не з5перта Была, а заперт5.

2) Строгал не стбляр, а столЙр,

Но не дбску, а доску.

И слушал в одиночестве Не «Тбску», а тоску.

(ф. Кривин)


78. Прочитайте вслух слова согласно нормам орфоэпии и расставьте знак ударения. При затруднении используйте Орфоэпический словарь (в Интернете http://dazor.narod.ru/pr_udar.htm).

1)  Сантиметр, демонстрация, теннис, бассейн.

2)  Поле, приходить, холодный, молодёжь, пятно.

З) Учиться, тревожился, готовиться, встретиться.

4)   Барабанщик, каменщик, сварщик, помощник.

5)   Счастливый, приветствовать, грустный, ненастный.

6)   Что, чтоб, чтобы, чтец, булочная. 7) Квартал, цемент, бидон, бетон.

С одним из слов составьте словосочетание и разберите его.

79. Расставьте ударение во всех словах. Выучите наизусть одно высказывание. Сделайте фонетический разбор выделенных слов.

1) 


Во внутреннем мире человека 1 доброта — это солнце:.

(В. Гюго)

2)  СерДечность 1 — такой же дар, как красота и ум.

(В. Качалов)

ВО. Добавьте одну букву и получите новое слово!

ОБРАЗЕЦ. Роза - роза (+г); рубка —дар стол —клад

81. Отгадайте слова по их транскрипции и запишите рядом. В каком случае вы напишете два слова, соответствующие одной и той же транс-


крипции?

[буквар'][дач'н'ик] [проз'ба]      , [кам'эн'ш'ик] [пай'у][сал'й'у]


[й'эл']        , [л'амка] [аб'й'эст]

Составьте свои примеры

Лексика. Культура речи

фамматическое значение Лексическое значение (род, число, падеж и т. д.)  (смысл слова)

                                     однозначное                              многозначное

 

 

 

катер. -а, м. Название небольших быстроходных судов различного назначения.

 

 

 

 

 

квартАл, -а, м.

1.                 Часть города, ограниченная пересекающимися улицами.

2.                 Четверть года (3 месяца).

                 горячий кофе                             

82. Определите, какие слова употреблены в этом предложении в прямом значении (подчеркните их синим карандашом), а какие — в переносном (подчеркните зелёным карандашом).

Берёзы и клёны осень покрасила лимонным цветом, а листья осинок разрумянила.4

О Сделайте синтаксический разбор предложения.

83. Прочитайте заметку из журнала «Популярная механика». Значение каких слов вам непонятно? Найдите их в словаре и выпишите вместе с толкованием. Подчеркните многозначные слова. (Используйте Толковый словарь. )

Год на полярной станции. Обывателю, как правило, совершенно непонятно, что делают эти люди там, у Земли на макушке, в условиях экстремальных морозов, полярной ночи, на льдине, которая может в любой момент расколоться, и без привычного комфорта современной цивиЛИЗЩИИ.

84. Определите в каждом предложении лексическое значение слова играег, пронумеруйте каждое новое значение. Сколько значений у этого слова?


Запишите цифрой.

Со—нце играет        И Женя играет

(Лучами на речке),                     (Есть кукла у Жени),

И кошка играет         И мама играет

(Клубком на крылечке).              (В театре на сцене),


И папа играет

(На медной трубе), И дедушка с внуком Играет в избе...

А бабушка внуку пелёнки стирает. Бабушка в стирку, наверно, играет?

(А. Шибаев)


85. Решите кроссворд, определив слова по их лексическому значению.

 

1

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Фрукты или ягоды, сваренные в ягодном сиропе. 2. Специалист по выращиванию льна.

З. Местность, находящаяся за рекой.

4. Быстроходная четырёхили восьмивёсельная мореходная шлюпка с острым носом и кормой. (tuopqra9)

Где в найденных вами словах ь является показателем мягкости согласного звука, а где служит разделению звуков? Заћишите эти слова.

а) 6)

86, Подчеркните словосочетания, имеющие переносное значение

Золотая табакерка, серебряный голос, холодное обращение, холодный ветер, яркий наряд, яркий талант, волчий хвост, волчий аппетит.

 Придумайте и запишите два предложения, используя в них одно и то же слово а) в прямом значении. б) в переносном значении.


87.            Рассмотрите таблицу и дополните ее своими примерами.

88.            Прочитайте стихотворение Б. Заходера. Вставьте буквы. Выпишите антонимы и синонимы.

ПОВАРА Как легко приготовить обе—!

Ничего в этом трудного нет.

Это проще простого:

Это раз

(Если мама г—товит обе

Но бывает, что некогда маме,

И обе— себе варим мы сами,

И тогда (не п. йму, в чём с - крет!)

Очень трудно обе —

89.            Прочитайте стихотворение Д. Чарди «Ещё одно эхо». Допишите слова, подбирая их по смыслу и в соответствии с рифмой. Как называются такие слова в лексике?

Сыграть в игру «Наоборот» .

Скажу я слово потерял,

Скажу я слово высоко,

И скажешь ты

А ты ответишь

Скажу тебе я слово трус,

Скажу я слово Далеко,

Ответишь ты

А ты ответишь —                

Теперь начало я скажу,

Скажу я слово потолок,

Ну, отвечай

      И нам с тобой пришёл черёд       А ты ответишь

90. Вспомните, что вы читали в учебнике о лексическом значении слова и сравните слова стая и стадо.

Стая — группа животных одного вида (волки, собаки). держащихся вместе, но обычно — птиц, рыб.

Стадо — группа животных одного вида (буйволы, оле ни), а также пасущийся вместе скот.

91.            Прочитайте стихотворение и скажите, во всём ли вы согласны с авто ром? Вставьте, где необходимо, пропущенные буквы.

СТАЯ И СТАДО

Чем отличает ся стадо от стаи?

Стадо пасёт ся, а стая л тает.

Стая гусей ковыля т на луг.

В этом — отличие стаи от стада.

Это запомнить как следу_т надо!

(А. Усачёв)

Раскройте скобки и запишите словосочетания.

Стадо или стая? (Журавли, коровы, лебеди, воробьи волки, олени).

92.            К выделенным словам подберите сначала синонимы, а затем антонимы и запишите. В случае затруднения обратитесь к словарю синонимов.

Шторм на море —

Горячие угли

93.            Достройте лестницу! Для этого вам надо заполнить свободные клетки в той же строке синонимами, состоящими из такого же количества букв. В случае затруднения обратитесь к словарю синонимов.

5

94.            Назовите и запишите пословицы, в которых встречаются эти пары слов. Как они называются в лексике? 1) Свет — тьма

2) Посеешь — пожнёшь

Орфография. Культура

95.           Вспомните, что вы прочитали в учебнике о морфемах (значимых частях слова), и дополните схему.

основа слова корень ЭТО

приставка которая находится и служит с“фикс л которая находится

и обычно служит окончание которая образует и служит

96.           Сделайте морфемный разбор одного существительного и одного прилагательного.

1)

2)

2. Отбытие, отправление.

З. Момент приведения в действие механизма (мотора, турбины, космического корабля и др.).

4. Раздвоение одноколейного железнодорожного пути. 5. Часть обувной подошвы до каблука.

О Разберите полученные слова по составу (отметьте части слова графически ).

98. Свяжите слова между собой так, чтобы получилось предложение. Какая морфема служит для связи слов? Выделите эту морфему. Укажите, какие из получившихся предложений пословицы, а какие — поговорки.

Без, наука, как, рука, без

Что, люди, то, пожелать2, и, получить, сам


5

Помните: нулевое окончание звуком не выражено, но имеет грамматическое значение.

Например: дол.О — (И. п., ед. ч.)

99.            Определите, какие из данных слов изменяются, а какие нет. Запишите их группами. Укажите, к каким частям речи относятся данные слова. Выделите окончание, в том числе и нулевое (если оно есть).

Чисто, осень, издалека, аккуратный, слева, учить, аккуратно, пишешь.

100.        Допишите различные основы к данным окончаниям. Какую роль играет основа? Что общего в словах каждой строки?

         ОБРАЗЕЦ. СИВ                            коса

-ий

-ешь

101.        Обозначьте в словах значимые части (морфемы).

Школа, пришкольный, школьник, холод, холодный, холодильная, холодильник.

102.        Подберите к данным словам а) однокоренные, б) формы слова. Выделите корни и окончания.

Формы слова: хлеб

 Однокоренные слова: Формы слова: добрый Однокоренные слова:

пишутся и произносятся одинаково, но имеют разлексическое значение.

вода — жидкость, водить — управлять.

ное

Например:

 Корни-омонимы

103.        Как называются данные корни? Подберите родственные слова к каждому из них.

Выносить Носик

104.        Вспомните, что вы прочитали в учебнике о чередовании согласных в  корне. Замените каждую фразу словом с чередованием согласных в корне: вод (вож, вожд); ход (хож, хожд); нос (нош).

1)  Тот, кто управляет машиной, —  тель. Общепризнанный руководитель общественного движения, партии

2)  Человек, идущий пешком, — пеше

Возникновение, образование чего-либо — проис

Издержки, затраты — рас

З) Специальная доска для переноски посуды — под

Одежда, обувь, бывшая в употреблении [прилагатель-

ное], — —-—еная.

Приспособление для переноски больных, раненых ИЛКИ.

105. Прочитайте стихотворение. Какое правило из учебника вы вспомнили?

Есть нехитрые приставки,

Сами скажут, что где ставить.

Раз(с)-, из(с)-, воз(с)-, а также чрез(с)-, Слышишь гдухо — пишешь «С».

Распишитесь за посылку.

Раскрывай свою копилку.

Воспитала мама дочку.

55

Исчертил сынок листочки.

Звонкий З звучит так внятно, Что нам сразу всё понятно:

«Не разлить водою нас — Чрезвычайно дружный класс».

(И. Расулова)

Дополните схему «Правило написания приставок на

ра

и с —, перед глухим звуком


чре

Приставка с пишется как перед глухими, так и перед звонкими согласными: сбегать, иелать. переть.

З приставки не бывает.                    Но в словах З всё же есть:

Это каждый твёрдо знает.                 задниь ЗДОРОВЬЕ. за€сь.

(Н. Притула)

106. Подберите соответствующие данным значьниям слова с приставками раз-. рас— и запишите их. Объясните графически причину чередования согласных в приставках.

ОБРАЗЕЦ. Радавить, раоасать

1) Движение с целью набрать скорость — 2) Невнимательный —

З) Разделить линиями на графы 4) Расставание, жизнь вдали от близких

5) Сбор сведений о противнике —

 6) Небольшое художественное произведение в прозе

7) Солёная вода для засолки овощей —

СЛОВА ДЛЯ СПРАВОК: ра—лука, ра—сеянный, ра—гон, ра—графить, ра—ведка, ра—сказ, ра—сол.

О Напишите по два прилагательных с приставками бес-, без- со значением отсутствия чего-либо (например: безвредный— бессовестный). ( 1 -й вариант. )

$ 107. ДОПИШИТе к каждому слову родственное, в котором гласные «исчезают». Вспомните, что вы узнали из учебника о беглых гласных, и графически отметьте морфемы, в которых есть такие гласные.

Собирать — , изгонять

прыжок, тереть

замоксон

стрелок, лев деньугол корень — , грибок

ветер, отец

О Приведите свои примеры. С двумя-тремя из них составьте предложения.


108.        Дополните таблицу.

 

о

В одних и тех же корнях чередование гласных зависит от:

корень зор ударный

Збри

ударения

корень ВАРбезударный заря

корень -ГОР безударный горёљ исключения:

ударения

корень „ГАР- ударный загар

с согласной Ж корень ЛОЖизложение

согласной буквы, перед которой находится корневая гласная

с согласной Г корень -ЛА[изладгь исключение: полог

с согласной С корень ФОСвыросли исключение:

согласной буквы (букв), перед которой находится корневая гласная

с согласными СТ. Щ корни -РАСТ., ФАЩ расти, ращу исключения:

без суффикса Акорень -КОС прикоснуться

наличия[отсутствия суффикса А- за корнем

с суффиксом Акорень КАС касаться

-ЛАСК поласкать кошку

значения слова

„ЛОСК-          полоскать белье

109.        Составьте и запишите словосочетания с этими словами. Проверочные слова напишите в скобках.

Пол— скать  отв—рить        отв—рить, сп—ши — сп—ши, зап—вал — зап—вал.

111. Вставьте пропущенные буквы и объясните написание. Сделайте синтаксический разбор одного предложения.

1) На огромной высоте заг—релось нежным розовым светом одинокое облачко. 2) Зах—дящее солнце оз—ряет облака, которые напоминают парусные кор—бли. З) Хорошо плыть по озеру в лодке, лёгкий ветерок к—сается моей щеки.

1) Р—стущий, прор—стающий, пр—стейший, р—сточек. 2) Выр—щу, зар—сли, ор—сили, подр—стать.

З) Р—скошный, р—сти, р—стовщик, р—-стение.

4) Р—стительный, р—створимый, Р——стислав, выр—сший. 5) Возр—стной, р—стрёпанный, пор—сль, Р—стов.

113.        Вставьте пропущенные буквы, подчеркните орфограммы.

Два щ—нка щ—ка к щ . ке Щиплют щ—тку в уголке.

Да у щ—тки п—ловой

Палка есть над г—ловой.

Палка пд—лк щ—нков с плеча, Два щ—нка ушли в—-рча.

114.        Составьте четыре предложения со словами ожог — ожёг, поджог — поджёг

115.        В каждой паре слов вставьте ё или о.

Трещ—тка        защ—лка, лягуш—нок        кош—лка, чрный — медвеж—нок, дириж—р — еж—вый, галч—нок — пч—лы, щ—рох — шпот, шл — деш—вый, рубаш—нка — холщ—вый, крюч—к — корч—вка, девч—нка — ноч—вка, ж—лудь, — — больш—й, ретущ—р — ш—в.


11 б. Образуйте от данных слов существительные с уменьшительноласкательным значением и подберите к ним прилагательные. В существительных графически выделите суффикс.

             Прилагательные                                              Существительные

(уменьшительно ласкательное значение)

 пчела шерсть щека — черта жердь

117. Продолжите предложения словами, в которых есть сочетания букв

1)   Черепаху защищает крепкий

2)   Наука о лечении называется

3)    по осени считают.

4)   Значок для обозначения числа называют —

5)   Место на часах, где расположены стрелки, называется

118.    Допишите названия цветов. Орфограмму подчеркните

Настургиац        глиц  нарц ц кла

у-

119.    Ответьте на вопросы, приводя свои примеры и графически обозначая части слова.

1.   Из каких значимых частей (морфем) состоит слово?

2.   Как можно образовать новые слова?

120.    Вставьте буквы, где необходимо. Графически обозначьте морфему, в которой они пропущены.

РОЗА

Розовый куст, на котором ра—цвела роза, рос в небольшом полукруглом цв—тнике перед деревенским домом. Цв—тник был очень запущен. Сорные травы густо ра —р—слись2 по старым вро.-—шим в землю клумбам и по доро—кам, которые уже д —вно никто не ра —чищал. Д—ревянная решётка ра сохлась и ра в - лилась, пики ра -—т—щили 2 для игры в с —лдаты м — льчишки. 4

Кр - „пива занимала целый угол цв_. тника и служила

фоном для роскошного цв--..тка розы.

Роза ра —пустилась в хорошее майское утро на ра—свете. 4 Когда она ра— ворачивала свои лепес— ки, ул— тевшая  утренняя р—са оставила на них прозрачные сл—зинки 3 .4 Но вокруг было всё так хорошо, чисто и ясно в это прекрас—ное утро.

(В. Гаршин)

З) Найдите в первом абзаце слово с нулевым окончанием и подчеркните его. (1-й вариант.)

4)                Найдите и подчеркните слова с орфограммой «Правописание приставок на з-с (2-й вариант.)

5)                Сделайте синтаксический разбор 2-го предложения последнего абзаца. (1 -й вариант.)

6)                Разберите первое предложение последнего абзаца. (2-й вариант.)


Морфология. Орфография. Культура речи

Имя существительное

1-е: ж. р. на      — мама, земля + м. р. на -а,-я — папа. дядя

При изменении по падежам: Р п

Сионения2-е: м. р. стол, дом + ср. р. на -0, -е село При изменении по падежам: П. п. — -е

3-е: ж. р. на ь — рожь

При изменении по падежам: Р п., Д. п., П. п.

121.        Вспомните правило склонения существительных на —ия, -ий, ме и напишите шесть словосочетаний с такими существительными в косвенных падежах.

122.        Допишите окончания и запишите в скобках склонение и падеж существительных.

Написано на афиш— (—), мечтал о хокке.— ), статья о танцовщиц— (——), прочитал в объявлени— (), из-за подготовк-— ( встретились на праздник _ (), отказать в удовольстви—- (

123.        Вставьте в словах, где необходимо, ь. Причину отсутствия ь объясните так: сущ. мн.ч., R п. или м. р.

1) Игра не стоит CBetL—. (—) 2) На удочке сверкает лещ— . () З) За домом слышен плач—.

) 4) Пошёл крупный дождь, а я забыл нужную вещ — (— — мой плацх—. ( — ) 5) Среди чащ — (— ) и рощ_ ( —) растут плющ— ) и хвощ— . ( ) 6) Помощ — ( подоспела вовремя, реч._ ( ) шла о жизни или смерти больного.

124. Выпишите существительные, имеющие только единственное число, укажите их значение.

1)               Корабли долго шли вдоль безжизненной плоской равнины, покрытой солью и ослепительно блестевшей на солнце. На яркой лазури моря были разбросаны дикие скалистые острова.

2)               Выбрав удобное место, богатое дичью, путешественники вытащили корабли далеко на берег.

З) Всюду Павлику почёт:

Павлик блинчики печёт.

Он провёл беседу в школе —

Говорил, открыв тетрадь, Сколько соды, сколько соли, Сколько масла нужно брать.

Выпишите из текста примеры слов с нулевым окончанием.

125. Распределите существительные на две группы: а) существительные, имеющие форму только множественного числа; б) существительные, имеющие обе формы.

Грабли, уроки, опилки, ходули, брюки, праздники, сумерки, башмаки, будни, существительные, прятки, потёмки, ясли, боты, туфли, тополя, лохмотья, сливки, театры, ножницы.

а)

б)

126.            Вставьте гласную о или ё после шипящих.

Искусственный ш—лк, спелый крыж -—вник, юный стаж—р, лесной ш -рох, крепкая беч—вка, ож „ г руку, тяж—лый ож—г, чугунная реш—тка, сч—ты.

127.            Составьте с данными словами словосочетания. Подчеркните орфограммы, запишите в скобках условия их выбора

Уч—ный, члн, размеж -—вка, ш—колад, пощ —-чина, с гусениц—й, ож—г лица, увитый плющ—- .м, ш—рты, беч—вка, руч—нка, ч—лка, тесная лавч—нка, маленькое пальтец—, с полотенц—м.

128.            Напишите небольшой текст о хоккейном матче или о цирковом представлении. Определите склонение и падеж существительных.

СЛОВА ДЛЯ СПРАВОК: объявить, объявление, афиша, касса, хоккей, цирк, программа, канатоходцы, танцовщицы, борцы, дрессировщик, доблестные участники, серьёзная подготовка, болельщики, зрители, сильный, скользить, борьба, чувство, чудесный праздник, высокий класс игры, аплодисменты, удовольствие.

Имя прилагательное

Ф 129. Сократите текст любым способом, сохранив главную мысль. Допишите прилагательные.

Хорошо идти по земле ранн — утром. Прохладный утренн воздух приятно освежает. Солнце греет береэкно и ласково. Под кос лучами света всё кажется выпуклее и рельефнее. Мостик через неширокую канаву, тонкие деревья с тёмно-зелён верхушками, кустики с бессчётн количеством листьев. Даже небольш- неровсти на дороге бросают по сторонам свои маленьк- тени. Всего этого не будет так ясно видно в жарк—.—— полдень, когда ярк— солнце станет слепить глаза.

(По В. Солоухину)

67

знаки препинания при членах предложения. Выделите окончания прилагательных.

Тучи были мутные тёмные, будто грязная мыльная пена. Но, что удивительно, из этих серых свинцовых чёрных туч лилась очень чистая прозрачная вода.

«А куда же девается грязь? — подумал Коля Уральцев. — А где сидят тучи, когда их в небе нет?»

Он устроился у подоконника на лавке и принялся думать над этим.

Мысли у него забёгали засуетились, словно они потеряли что-то, а где — не припомнят. В голову лезло всё, что угодно: витрины парашютисты девчонка Лиза с двумя косичками девочка Лида с одной косит;кой боксёр дядя Костя сломанная заводная игрушка «щенок» и настоящий чёрный щенок, которого почему-то прогнали метлой.

(По Р Погодину)

А как бы вы ответили на вопросы. которые мучили Колю?

131. Чтобы проверить, правильно ли вы ответили на вопрос (упр. 1 30), прочитайте данный текст. Вставьте пропущенные буквы. Подчеркните окончания прилагательных. Укажите род, число и падеж прилагательных в первом предложении. Сформулируйте краткий ответ и запишите его.

Тучи/—блака — не пар, а скопление очень-очень маленьк—(кап—лек.

—блака бел оттого, что мы видим, как их освещаег со — нце. А когда на небе несколько ярусов облачности, путь луча света в них становится настолько длин—, что теряет видим— нам яркость. И по сравнению с участками чИСТ— неба тучи кажутся сер— и даже ч—рн—. А цвет всё равно бел— , только разн— яркость.

(В Интернете http://www.voprosy.net/login)

О К какому стилю речи можно отнести этот текст, а к какому — текст упражнения 130?

а) краткие прилагательные не склоняются, но изменяются по родам (в ед. числе) и числам: лёгкий — лёгок. легка, легки,

б) в кратких прилагательных после шипящей на конце не пишется ь: жгучий — жгуч, шипучий — шипуч.

132.        Образуйте краткую форму прилагательных, обозначьте орфограмму.

Рыжий, пригожий могучий , кипучий пахучий , колючий блестящий , злющий шипучийжгучий

69

Составьте три предложения, используя краткие прилагательные (м., ж., ср. рода в единственном или во множественном числе).

133.        Рассмотрите картинку из упражнения 71. Опишите а) ёжика, б) ослика.

134.        Вставьте пропущенные буквы, расставьте недостающие запятые. Допишите прилагательные и в скобках укажите род, число и падеж.

Со скалы открывался ч. —-десн— ( вид. С одной стороны поднимались горы. Ночь ещё не вступила полностью в свои права и в—ршины выступали замысловат—м (— ) узором на фоне тёмно-малинов— ) неба. 4 Выше тёмномалинов— ( ) цвет сменялся фиолетов

), тот над головой переходил в тёмно-син —й

), а дальше — над морским (— горизонтом — царила ночь: было темно и сияли звёзды.

О Сделайте разбор предложения, отмеченного цифрой

Глагол

135.        Вспомните, что вы узнали о спряжении глагола из учебника, и дополните таблицу.

11 спряжение

спряжение

Глаголы на

11 глаголов—исключений:

гнать, держать, смотреть и видеть,

Вы запомните, друзья, что их

   — писать нельзя!

-ишь, —ит. -им, -ите; в 3-м лице мн. ч.

 глаголы 2 глагола—исключения.

—ешь, -ет, —ем, -ете; в 3-м лице мн.ч. — -ут(-ют)

136.        Определите спряжение глаголов, вставьте гласные в окончания

В свете есть иное диво:

Море взду—тся бурливо,

Закипит, подым—т вой,

Хлын—т на берег пустой,

Разольётся в шумном беге

И очут—тся на бреге

В чешуе, как жар горя,

Тридцать три богатыря.

(А. Пушкин)

7

137.        Озаглавьте текст, определите его главную мысль. Определите спряжение глаголов, вставьте пропущенные буквы, расставьте запятые.

Пучок ковыля похож на страусиное2 перо.4

Ковыли клон—тся стел—тся меч—тся. Бь—тся шараха—тся дрож—т. Ковыли шип—т шелестт и шепЧ—ТСЯ. А ветер пада—т на распахнутых крыльях засвистыва—тЗ раздольно и лихо. И сердце замират от свободы и необъятности!

(Н. Сладков)

О 1 . Разберите выделенные слова

2. Разберите первое предложение

138.        Образуйте форму глагола 3-го лица, множественного числа. Запишите их в две колонки, определив спряжение глаголов.

Ехать, учить, дышать, нянчить, мазать, прятать, морочить, хохотать, услышать, калечить, полоскать, колыхать, потушить, спрятать.

139.        Дополните схему «Правописание —љся и -тся в глаголах».

Что д ел а е т?                                       склоняе

Что сде л а е т?                                     склони

Что дела Т Ь?                                                                            склоняя

Что сделаТЬ?                                                      склони

140.        Прочитайте отрывок из «Сказки про жеребенка Мишу». Вставьте в слова ь, где необходимо.

ЛУЧШЕ Я САМ ПОБЕГАЮ

Мише дали самокат — покатат— ..ся. Встал Миша на самокат. Стоит — ждёт. Долго стоял. Прохожие спрашивают:

— Миша, чего ж ты стоишь?

— А он почему-то не едет, — отвечает им Миша. — Самокат, а не катит—ся.

— Он и не покатит— ся, — объясняют ему. — Нужно ногой отталкиват—ся, тогда покатит—ся.

— Что же это за самокат, если нужно ногой отталкиват—ся? Это неправильно, — сказал Миша. — Это разочарование.

Прохожие стали смеят—ся.

А в небе летел самолёт.

— Вот самолёт, — сказал им Миша. — Это правильно. На нём ногой отталкиват—-ся не нужно. Самолёт сам летит.

Жеребёнок Миша возвратил самокат. И вот что решил: — Лучше я сам побегаю.

(Р. Погодин)

141.        Прочитайте пословицы. Укажите лицо и число каждого глагола. Вставьте, где необходимо, ь.

1) С кем хлеб-соль водиш_ (   на того и походиш—  2) Какову дружбу заведёш — (—        ), такову и жизнь поведёш Хлеб-соль еш— ( а правду реэк—         4) На чужой рот пуговицы  не пришьёш— (

) — не воротиш — ( напишеш— ( ) — не сотрёш_ (

б) Кривдой весь свет пройдёш (— —), да назад не В0РОТИШ—СЯ ( -).

7.

Приведите два-три примера на правило, которое вы применили.

Не с глаголами пишется раздельно

Так це бывает! Не было ещё такого, чтобы зима прошла стороной. чтобы зима це наступила.

Запомните:

Не с глаголами пишется слитно:

о если слово без не не употребляется: недоумевать, ненавидеть. невзлюбить.

о В глаголе недостаёт (в значении «мало, недостаточно») В предложениях с таким глаголом подлежащего нет:

У него недостаёт (мало) терпения довести дело до конца.

НО: Он це достаёт (не дотягивается) до верхней полки.

142.        Прочитайте текст, вставьте, где нужно, пропущенные буквы. Выпишите из текста глаголы с не. Какое слово вы не выписали? Почему? Объясните письменно.

Жили-были три гномика. Звали Дай, Хочу и (Не)хочу. Почему их так звали? (Не)знаю: родители так назвали.

На крутом склоне горы, куда (не)забрат—ся ни зверю, ни человеку, есть мал—нькая нора, а перед норой — мал—нькая пл—щадка. На этой пл—щадке на закате дня гномы долго сидят вместе, любуясь зол—том заката, слушая шор—хи леса и разговаривая друг с другом.

Жить бы гномам, да (не)тужит—, но случилась беда: в домике, что находился прямо над их спальней, появилас— маленькая капризная девочка по имени Катя, и кончился их п—кой. Когда гномики г—товились ко сну, девоч—ка просыпалась. (Не)успевала открыть глаза, как начинала кричать: «(Не)хочу умыват—ся! (Не)хочу! (Не)хочу!» Бедный гномик (Не)хочу сразу же просыпался: ему казалос—, что это его зовут. А уж когда Катю за стол сажали, всем гномикам становилос— плохо: то — дай, это — хочу, то — (не)хочу. Попробуй-ка поспат—, когда тебя всё время по имени кличут!

(По А. Решта. Сказки Далёкого острова)

Помните, что в корнях глаголов может происходить чередование букв

Например: собирать — соберу. Если за корнем стоит суффикс а, пишите в корне и.

143.        Вставьте пропущенные буквы. Выпишите слова с орфограммой «Чередование и/е в корнях глаголов», обозначте графически условия написания и или е.

ОБРАЗЕЦ. уаю — угу.

Люди пишут, а время ст—рает, Всё ст—рает, что можно ст—реть. Но скажи — если слух ум—рает, Разве должен и звук ум—реть?

(С. Маршак)

144.        Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы

Когда я был маленький, мой дедушка отв—чал в сем—е за гром и молнии.

Он поднимался на крышу наше_о дома и длинным шестом с привязанным на конце веником ра—гонял ни—кие серые тучи.

Потом я перестал боят—ся грозы. И дедушк выл—зать на крышу стало не нужно.

(В. Лакшин)

7!

• Вспомните забавный эпизод из вашего детства и напишите об этом. Начать можно так: Когда мне было лет, я...

145. Е или и? Вставьте буквы, подчеркните орфограммы. Продолжите строчки из сказок Пушкина. Какие это сказки? Запишите их названия.

1) Кто-то терем приб—рал

и

2) Видиш— ли ты палку эту? Выб—ри любую мету.

З) В тумане ведьма и—чезает,

В нём сердце зам—рло, дрожит.

4) Но где Людмила? Он один!

В нём сердце, вспыхнув, зам—рает.

146. Определите главную мысль текста. Озаглавьте все части текста (составьте план).

1.

Однажды нам подарили м—лодую белку. Она очень скоро стала совсем ручная бегала по всем комнатам лазила на шкафы, этажерки, да так ловко никогда ничего не уронит не разобьёт.

2.

Нас, ребят, она хорошо знала. Только войдёш— в комнату, белка прыг откуда-нибудь со шкафа прямо на пл—чо. Это значит — она просит сахару или к—нфетку. Очень любила сла—кое.

з.

К—нфеты и сахар у нас в столовой, в буфете лежали. Но вот как-то з—вёт мама нас всех в столовую и показывает пустую вазочку: Кто же это конфеты отсюда взял?

Мы глядим друг на друга и м—лчим — не знаем, кто из нас это сделал. 4.

Один раз после обеда сидел я тихон—ко на диване в столовой и читал. Вдруг вижу: белка вскочила на стол, схватила в зубы кор—чку хлеба — и на пол, а оттуда на шкаф. Через минуту, смотрю, опять на стол забралас—, схватила вторую кор—чку — и опять на шкаф.

«Постой, — думаю, куда это она хлеб всё носит? » П—ставил я стул заглянул в шкаф. Вижу — старая мамина шляпа лежит. Приподнял я её — вот тебе раз! Чего-чего только под нею нет: и сахар и кнфеты и хлеб и разные косточки... (По Г. Скребицкому)

О 1. Вставьте пропущенные буквы в тексте. Расставьте недостающие знаки препинания. (1-й и 2-й варианты.)

2. Сократите текст 1, 2 и 3-й частей, сохранив микротемы (в соответствии с пунктами плана). и запишите. (1 -й вариант.)

З. Сократите текст 4-й части и запишите. (2-й вариант.)

4.                Выпишите несколько глаголов совершенного вида. рядом напишите вопрос. на который они отвечают. (1 -й вариант.)

5.                Выпишите несколько глаголов несовершенного вида. рядом напишите вопрос, на который они отвечают. (2-й вариант.)

Повторение

147.                    Определите, слитно или раздельно пишется не. Укажите графически, в каком из слов не является приставкой. Запишите в скобках, к какой части речи относится каждое из данных слов.

Не хочет (), не взял ( не навистный (), не навидит (— не было (), не гожий ( не забудка (); не друг, а враг ( не ожидать (), не приятный (

О Обменяйтесь тетрадями с соседом (соседкой) по парте и проверьте работы друг друга.

148.                    Нужен ли ь? ( 1 -й вариант.)

Вставьте, где нужно, ь. Укажите части речи (если это существительное склонение, род, число и падеж; если глагол — спряжение, лицо, число и время; если прилагательное — род, число).

Врач— горяч— ( доч— ВИДИШ— ( мыш—   ), плачеш— ( рож—          могуч— ( блестящмощ— лепџ— леч— много луж— (  пляж— ( ноч— (

Составьте два-три словосочетания с любыми из данных в упражнеНИИ слов.


78

сгруппируйте данные слова по следующим грамматическим значениям: 1) ь после шипящих в существительных; 2) ь после шипящих в глаголах 2-го лица; З) ь после шипящих в глаголах начальной формы; 4) ь в глаголах на -ться. (2-й вариант.)

Береч—, ПУСТОЩ, толоч—ся, стрич—ся, льёш—, спиш—, мощ—, молодёж—, врач—, ковш—, пожарищ—, обруч—, брош, учит—ся, съёжит—ся, видиш—, помощ—, умножиш—, силач—, теч.

Какие слова вы не выписали и почему?

149. Вспомните сказку А. Милна «Винни Пух и все, все, все...». Рассмотрите картинку. Как вы думаете, о чём беседуют Кристофер Робин и Винни Пух? Запишите их диалог. Используйте предложения с однородными членами.

79

достающие знаки препинания. Значение вом словаре.

Пеппи была раз—дета в пух и прах. Вол—сы она распустила и они развевались на втру. Губы она накрасила ярким мелком а брови намазала сажей. Ногти она тоже раскрасила а к туфлям приц—пила зелёные помпоны.

В гостях Пеппи уселась в самое мя—кое кресло она п—-хлопывала себя по коленям и нетрпеливо погляды-

вала на стол.

— Когда же мы начнём? — изрекла она.

— Пр—шу к столу, — сказала мама Томми и Анники. — Чур, я первая! — крикнула Пеппи она обогнала пожилых дам и первой уселась к столу. Пеппи положила с—бе на трелку гору сластей бросила в чашку семь кусков сахара вылила в неё пповину кувшинчика сливок и придвинула всё к себе. Блюдо со сла—ким п—рогом она поставила на колени потом эта гостья быстро принялась макать в кофе пченье и с—вать его в рот. Затем вск—чила с места принялась бить в тарелку, как в бубен, и кружит—ся. Пос—редине стола красовался сливочный торт с —громным красным цветком. Пеппи вдруг нагнулась над торт—м выкусила из него цукатный цв—ток и вымазала лицо До ушей крем—м.

— Давайте играть в жмурки! — засм—ялась она.

(А. Линдгрен)

80

1. Подчеркните грамматические основы в предложениях первого абзаца.

2. Найдите в первом абзаце сложное предложение, составьте его схему.

З. Выпишите выделенное предложение. Подчеркните однородные члены как части речи. Составьте его схему.

4.       КДКИМ по цели высказывания и по интонации является предложение?

чур, я первая!

5.       Какие правила поведения нарушила Пеппи Длинныйчулок? Запишите, как надо поступать.

СОДЕРЖАНИЕ

               Язык и общение                                                                      4

Повторение, изученного в начальной школе 5 Синтаксис. Пунктуация. Культура речи 16 Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи      38 Лексика. Культура речи      45

Морфемика. Орфография. Культура речи 51 Морфология. Орфография. Культура речи 62

Имя существительное 62 Имя прилагательное          66

Глагол

              Повторение                                                                           77

У ч е б п о е и зла н и е

Ефремова Елена Александровна

РУССКИЙ ЯЗЫК

Рабочая тетрадь 5 класс

                                                                                    Пособие для учащихся             

общесфа.таательных учрежДений

Зав. редакцией Л. М. Рыбченкова

Редактор Е. А. Назарян

Художественный редактор А. П. Присекина

Компьютерная вёрстка и техническое редактирование И. Ю. Соколовой Корректор А. В. РуДакова

Налоговая л        продукции (  Илл лиц. Серия ИД М)5824 12.09.01. Подписано „ исчнт„ 20.02. 12. Формат 70 90' Н;. Бу Мага офсетная. Гарнитурн Sc11001BookCSanPin. Печать офсетная. У ч. •илд. л. 2,86. Дои. тираж 20 ООО экз. Заказ 1614.

Открытое акционерн(ю общество «Издательство «Просвещепис.. 127521, Москва. 3-й про езд Марьиной рощи. 41.

Отпечатано н полном соответствии с качеством предоставленных издательством мн•гориало• в ОАО «Тверской ордена Трудового Красного Знамени полиграфкомбипат детской литерату ры им. СССР».  Тверь, проспект 50 лет Октября. 46.

Русскип язык

бочая тетраДь

Учебно-методический комплект по русскому языку для 5 класса авторов Т. А. Ладыженской, М. Т. Баранова, Л. А. Тростенцовой и др. включает:

рабочие программы учебник в двух частях рабочую тетрадь

методические рекомендации

ПРОСВЕЩЕНИЕ

И з д А г Е Л Ь С Т В О

скачать по прямой ссылке