КОМИТЕТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
Рабочая тетрадь «Microsoft Excel 2007»
по учебной дисциплине ОП 01. «Основы информационных технологий»
ВВЕДЕНИЕ...................................................................................................... 3
Интерфейс MS Excel........................................................................................ 4
Типы данных MS Excel.................................................................................... 7
Ввод формул.................................................................................................... 8
Вычисления на рабочем листе......................................................................... 9
Формулы даты и времени.............................................................................. 12
Математические формулы............................................................................. 17
Виды функций MS Excel................................................................................ 19
Логические функции...................................................................................... 20
Функции даты и времени............................................................................... 21
Финансовые функции: анализ кредитов и вкладов........................................ 26
Финансовые функции: расчет амортизации.................................................. 30
Графические средства MS Excel.................................................................... 32
Основные элементы диаграммы.................................................................... 32
Типы диаграмм.............................................................................................. 33
ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ.......................................................................... 35
Практическая работа №1 «Форматирование ячеек MS Excel»...................... 35
Практическая работа №2 «Заполнение последовательностей MS Excel»...... 36
Практическая работ №3 «Форматирование таблицы»................................... 37
Практическая работа №4 «Работа с формулами в MS Excel»........................ 39
Практическая работа №5 «Применение мастера функций для составления .....
формул»......................................................................................................... 44
Практическая работа №6 «Работа с логическими функциями»..................... 48
Практическая работа №7 «Вложенные функции»......................................... 50
Практическая работа №8 «Сложные вычисления в MS Excel»..................... 53
Практическая работа №9 «Построение диаграмм»....................................... 56
Практическая работа №10 «Составление интерактивного теста»................. 58
Электронные таблицы Excel пользуются большой популярностью во всем мире, позволяя готовить достаточно профессиональные документы и проводить необходимые расчеты. Данное учебное пособие содержит в себе теоретические основы и ряд лабораторных работ, охватывающих основные возможности электронных таблиц Excel.
В рабочей тетради использованы рисунки–пиктограммы, указывающие на тип задания:
& - краткие теоретические знания
3 - заполнить таблицу
$ - задания выполняются в тетради
8 - выполнить задание, используя компьютер
$Назначение программы _________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
$Возможности программы Microsoft Excel
1. _____________________________________________________________
2. _____________________________________________________________
3. _____________________________________________________________
4. _____________________________________________________________
5. _____________________________________________________________
6. _____________________________________________________________
7. _____________________________________________________________
8. _____________________________________________________________
$Алгоритм запуска программы Excel
Пуск\ ___________________ \ _____________________ \ Microsoft Office Excel 2007
$Объекты электронной таблицы:
Ячейка – __________________________________________________________
__________________________________________________________________
________________________________________________________________
Строка – ________________________________________________________
__________________________________________________________________
_______________________________________________________________
Столбец – _________________________________________________________
__________________________________________________________________
_______________________________________________________________
Диапазон ячеек – ___________________________________________________
__________________________________________________________________ __________________________________________________________________
_______________________________________________________________
& Панели инструментов процессора Excel
Главная |
Работа с буфером обмена, Шрифт, Выравнивание, Формат числа, условное форматирование, Формат ячеек, автосумма, сортировка и фильтрация, поиск и замена |
Вставка |
Сводная таблица, рисунок, фигура, диаграмма, гиперссылка, надпись, колонтитулы, WordArt, объект |
Разметка страницы |
Темы, параметры страницы, масштаб, параметры листа |
Формулы |
Библиотека функций |
Данные |
Сортировка и фильтр, работа с данными, поиск решения |
Рецензирование |
Правописание, примечания, защита листа и книги |
Вид |
Режимы просмотра книги, масштаб, работа с окнами, работа с макросами |
$Структура окна MS Excel
1._________________________________________________________________
2._________________________________________________________________
3._________________________________________________________________
4._________________________________________________________________
5._________________________________________________________________
6._________________________________________________________________
7._________________________________________________________________
8._________________________________________________________________
9._______________________________________________________________
$Основные термины
1. При запуске программы Excel открывается окно, содержащее __________________________________________________________________
2. Рабочая книга состоит из __________________________________________
3. Столбцы обозначаются _______________, строки _____________________
4. На пересечении ____________ и _____________ находятся _____________
5. Группа ячеек, образующая прямоугольник называется _________________ 3 Перемещение по рабочему листу
Клавиша |
Перемещение |
< >, < >, < >, < > |
|
Tab |
|
Enter |
|
Shift + Tab |
|
Ctrl + Home |
|
Ctrl + End |
|
Page Up |
|
Page Down |
|
Alt + Page Up |
|
Alt + Page Down |
|
$Выделение ячеек и интервалов:
Для выделения мышью указатель наводится в центр ячейки и выглядит Выделение нескольких ячеек: удерживать кнопку _______ и щелкать ЛМК по нужным ячейкам.
Выделения блока ячеек: щелкнуть по первой ячейке, нажать клавишу
________ и щелкнуть по последней; щелкнуть по первой ячейке и ___________________________________________________ до последней.
$ Данные, вносимые в ячейки таблицы Excel подразделяются на типы:
1. Число – вводятся в обычном и экспонециальном виде. Целая часть от дробной отделяется ________. С числовыми данными можно выполнять вычисления.
& В таблицах Excel число можно представить в формате:
Общий – как введен;
Числовой – с выбранным количеством десятичных знаков;
Денежный и Финансовый – с добавлением символа валюты
Дата и время – в выбираемом формате;
Процентный – число умножается на 100 и добавляется знак %
Дробный – десятичная часть числа дается в виде простой дроби
2. Текст – это любые _____________. Если текст начинается с цифры, то перед ним ставится ___________________. С символьными данными недопустимы математические операции.
3. Дата – число представленное в специальном ____________. Даты имеют два вида внутренний – количество дней от начала 1900 г. и внешний – дд.мм.гг. – 15.11.01.
4. Формула – _______________________________________________________
___________________________. Формула начинается со знака _________ ссылки на другие ячейки (применяются в составе формул); функции (подпрограмма, выполняющая часто встречающиеся операции, например вычисление sin(x), cos(x)).
3 Заполните таблицу:
Опера тор |
Действие |
Пример |
Опера тор |
Действие |
Пример |
+ |
|
|
/ |
|
|
- |
|
|
% |
|
|
* |
|
|
^ |
|
|
& В работе с электронными таблицами можно выделить три основных типа данных: число, текст и формула. 3 Впишите формат указанного числа:
Формат |
Результат |
|
1 234,567 |
|
1 234,567р. |
|
123456,7% |
|
1,235Е+03 |
|
12:34:56 |
$ Если в ячейку ввести текст, то в ней отобразится
________________________________________________________
__________________________________________________________
$ Если в ячейку ввести число, то в ней отобразится
_____________________________________________________________
______________________________________________________________
& Ввод формулы отличается тем, что в ячейке отображается не сама формула (набор введенных символов), а результат вычислений по этой формуле.
!!! ВВОД ФОРМУЛЫ НАЧИНАЕТСЯ СО ЗНАКА РАВЕНСТВА !!!
& Алгоритм ввода формул:
1. Щелкните ячейку, в которую нужно ввести формулу
2. Введите знак равенства - обязательное начало формулы
3. Введите первый аргумент - число или ссылку на ячейку. Адрес можно ввести вручную или вставить автоматически, щелкнув нужную ячейку
4. Введите знак арифметического действия
5. Введите следующий аргумент
6. Повторяя пункты 4 и 5, закончите ввод формулы
7. Нажмите Enter. Обратите внимание, что в ячейке отображается результат вычислений, а в строке формул - сама формула.
$ Виды ссылок:
Относительная ссылка -____________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Абсолютная ссылка –______________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Смешанная ссылка –______________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Как сделать копию с листа и дать ей другое имя?________________________
__________________________________________________________________ __________________________________________________________________
______________________________________________________________
$ Вычисление – это _______________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
_________________________________________________________________
3 Значение сообщений об ошибках
Обозначение ошибки |
Определение ошибки |
Причина возникновения ошибки |
#### |
|
|
#ДЕЛ/0! |
|
|
#ИМЯ? |
|
|
#ЗНАЧ! |
|
|
#ССЫЛКА! |
|
|
#Н/Д |
|
|
#ЧИСЛО! |
|
|
#ПУСТО! |
|
|
$ Макрос - _______________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
________________________________________________________________
& Для создания и использования интерактивных тестов и кроссвордов с макросами должен быть установлен низкий уровень безопасности (вкладка Разработчик – группа Код – команда Безопасность макросов, в окне Центр управления безопасностью, в группе команд Параметры макросов установить флажок Включить все). Если отсутствует вкладка Разработчик необходимо зайти в основное меню, зайти в Параметры Excel, на вкладке Основные поставить флажок Показывать вкладку Разработчик на ленте.
3 Определить причину возникновения ошибки и указать способы ее устранения
Ошибка |
Причина и способ устранения |
|
|
|
|
|
|
|
|
$ Область применения формул дат и времени:
1. Сложение дат позволяет _______________________________________
__________________________________________________________________ __________________________________________________________________
__________________________________________________________________
=ДАТА(ГОД(А1)+Х;МЕСЯЦ(А1)+Y;ДЕНЬ(А1)+Z) где Х – количество прибавляемых лет, Y - количество прибавляемых месяцев, Z - количество прибавляемых дней
2. Добавление времени позволяет __________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________ ________________________________________________________________
=А1+ВРЕМЯ(X;Y;Z) где Х – количество прибавляемых часов, Y - количество прибавляемых минут, Z - количество прибавляемых секунд
3. Вычисление разности двух дат позволяет _________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
1. =ЧИСТРАБДНИ(А1;А2) – количество рабочих дней между двумя датами
2. =МЕСЯЦ(А1)-МЕСЯЦ(А2) – количество месяцев между двумя
датами (если года в ячейках совпадают)
3. =(ГОД(А2)-ГОД(А1))*12+МЕСЯЦ(А2)-МЕСЯЦ(А1) - количество месяцев между двумя датами (если года в ячейках не совпадают) где А1 и А2 – ячейки в которых введены даты
4. Вычисление разности во времени позволяет ____________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
_______________________________________________________________
1. =ТЕКСТ(А1-А2; "ч") – количество часов между двумя значениями
2. =ТЕКСТ(А1-А2; "ч:мм") – количество часов и минут между двумя значениями
3. =ТЕКСТ(А1-А2; "ч:мм:сс") – количество часов, минут и секунд между двумя значениями
где А1 и А2 – ячейки в которых введено время
позволяет _________________________________________________________ __________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
1. =ЧАС(А1-А2) – количество часов между двумя значениями, если разница не превышает 24часа
2. =МИНУТЫ(А1-А2) – количество часов между двумя значениями, если разница не превышает 60минут
3. =СЕКУНДЫ(А1-А2) – количество часов между двумя значениями, если разница не превышает 60секунд
где А1 и А2 – ячейки в которых введено время
5. Подсчет дней перед датой позволяет ____________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
=А1-СЕГОДНЯ( ) где А1 – ячейка в которой введена дата
6. Отображение дат в виде дней недели позволяет ___________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
=ТЕКСТ(А1; "дддд") - определяет полное название дня недели =ТЕКСТ(А1; "ддд") - определяет сокращенно название дня недели где А1 – ячейка в которой введена дата
7. Вставка в ячейку текущей даты и времени позволяет ______________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
= СЕГОДНЯ ( ) – вводит текущую дату в ячейку
=ТДАТА( ) – вводит текущую дату и времени в ячейку
$ Задание 1. В ячейку А1 введена дата 02.12.2015, в ячейку А2 введена дата 12.06.2016, в ячейку В1 введено время 18:15:54, в ячейку В2 введено время 23:18:55. Записать формулы для:
1. расчета количества дней до 12.06.2016
__________________________________________________________________
2. вычисления разности во времени (в часах)
__________________________________________________________________
3. вычисления разности во времени с точностью до секунд
__________________________________________________________________
4. определения количества месяцев между двумя датами
__________________________________________________________________
5. определения времени через 5часов 55сек от времени указанном в ячейке В2 __________________________________________________________________
6. определения количества рабочих между двумя датами
_________________________________________________________________
7. определения даты через 3месяца и 2дня после даты указанной в ячейке А2 __________________________________________________________________
8. определения даты через 1год и 3дня после даты указанной в ячейке А1
_________________________________________________________________
$ Задание 2. Записать формулы для:
1. расчета количества дней до 15.11.2016
__________________________________________________________________
2. вычисления разности во времени (в часах)
__________________________________________________________________
3. определения времени через 5часов 55сек от времени указанном в ячейке D2 __________________________________________________________________
4. определения количества рабочих между двумя датами
__________________________________________________________________
5. определения даты через 1год и 3дня после даты указанной в ячейке B3 __________________________________________________________________ $ Задание 3. Записать формулы для:
1. вычисления разности во времени с точностью до секунд
__________________________________________________________________
2. определения количества месяцев между двумя датами
__________________________________________________________________
3. определения времени через 8часов 45сек от времени указанном в ячейке
C2 _______________________________________________________________
4. определения количества рабочих между двумя датами
__________________________________________________________________
5. определения даты через 6месяцев и 12дней после даты указанной в ячейке
А2________________________________________________________________
$ Задание 4. Записать формулы для:
1. расчета количества дней до 05.09.2016
__________________________________________________________________
2. вычисления разности во времени (в часах)
__________________________________________________________________
3. определения количества месяцев между двумя датами
__________________________________________________________________
4. определения количества рабочих между двумя датами
__________________________________________________________________
5. определения даты через 2месяца и 12дней после даты указанной в ячейке C2 _______________________________________________________________ $ Задание 5. Записать формулы для:
1. вычисления разности во времени с точностью до секунд
__________________________________________________________________
2. определения количества месяцев между двумя датами
__________________________________________________________________
3. определения времени через 12часов 12сек от времени указанном в ячейке A2 ________________________________________________________________
4. определения количества рабочих между двумя датами
__________________________________________________________________
5. определения даты через 1месяц и 15дней после даты указанной в ячейке C2 _______________________________________________________________
& Применение математических формул:
1. Сложение чисел
= А1 +А2 – удобно для сложения небольшого количества чисел =СУММ(А1:А2) – удобно для сложения большого количества чисел где А1 и А2 – ячейки с числами
2. Вычитание чисел
= А1 –А2, где А1 и А2 – ячейки с числами
3. Умножение чисел
= А1 *А2 – удобно для умножения небольшого количества чисел =ПРОИЗВЕД(А1:А2) – удобно для умножения большого количества чисел, где А1 и А2 – ячейки с числами
4. Деление чисел
= А1 /А2, где А1 и А2 – ячейки с числами
5. Вычисление процентных отношений
= А1*5% - нахождения 5% от заданного числа =А1*(1+5%) – увеличение заданного числа на 5% =А1*(1-5%) – уменьшение заданного числа на 5% где А1 – ячейка с числом
6. Возведение числа в степень
Возведение числа в А1 ячейке в степень х =А1^х
ИЛИ =СТЕПЕНЬ(А1;х)
вместо ячейки с числом можно использовать и само число, введенное с клавиатуры
$ Записать формулы для Excel:
1. y=3х2+5х-4, значение х находится в ячейке С1
__________________________________________________________________
2. y= (4:2+3)*6
_______________________________________________________________
y78
3.
______________________________________________________________
4. вычислить сумму чисел в диапазоне ячеек В1:G11
__________________________________________________________________
5. возвести число, находящееся в ячейке С3 в 5 степень
________________________________________________________________
$ Функция – это ________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
_______________________________________________________________
=<имя функции>(аргументы)
3 Категории функций:
Категория |
Назначение функции |
Финансовые |
|
Дата и время |
|
Математические |
|
Статистические |
|
Ссылки и массивы |
|
Работа с базой данных |
|
Текстовые |
|
Логические |
|
Информационные |
|
Инженерные |
|
& Логические функции позволяют решать с помощью табличного процессора логические задачи. В логической функции обязательно используется условие.
$ Условие представляет собой величины или выражения одного типа, связанные одним из знаков отношений:
1. равно ______________
2. не равно ________________
3. меньше _________________________
4. больше __________________________
5. меньше или равно ________________________
6. больше или равно ___________________________
Использование функции Если
$ Функция ЕСЛИ имеет следующий формат записи:
__________________________________________________________________
выражение_если_истина, если проверяемое условие _______________
выражение_если_ложно, если проверяемое условие ___________________ Использование функции СчетЕсли & Эта функция используется для подсчета количества ячеек, удовлетворяющим какому – нибудь условию в выбранном диапазоне.
8 Задание. В таблице рассчитать стоимость железнодорожных билетов для поездов разных категорий: пассажирские, скорые, фирменные. Цена билетов зависит от времени движения поезда к пункту назначения и категории поезда. Каждой категории поезда соответствует определенный коэффициент, на который следует умножать время в пути (в минутах) для расчета цены билета: пассажирский – 0,5 р., скорый – 1,5 р., фирменный – 1,7 р. Организовать таблицу так, чтобы перерасчет цен билета можно было бы осуществлять, изменяя значение ячейки Категория.
$ Записать назначение функции и ее формат
Функция |
Назначение |
Формат функции |
ВРЕМЯЗНАЧ
|
|
|
ВРЕМЯ
|
|
|
ГОД
|
|
|
ДАТА
|
|
|
ДАТАЗНАЧ
|
|
|
ДАТАМЕС
|
|
|
ДЕНЬ
|
|
|
ДЕНЬНЕД
|
|
|
ДНЕЙ360
|
|
|
ДОЛЯГОДА
|
|
|
КОНМЕСЯЦА
|
|
|
МЕСЯЦ
|
|
|
МИНУТЫ
|
|
|
НОМНЕДЕЛИ
|
|
|
РАБДЕНЬ
|
|
|
СЕГОДНЯ
|
|
|
СЕКУНДЫ
|
|
|
ТДАТА
|
|
|
ЧАС
|
|
|
ЧИСТРАБДНИ
|
|
|
$ Записать назначение функции и ее формат
Функция |
Назначение функции |
Формат функции и значение аргументов |
БЗРАСПИС
|
|
|
БС
|
|
|
ВСД
|
|
|
КПЕР
|
|
|
МВСД
|
|
|
НОМИНАЛ
|
|
|
ОБЩДОХОД
|
|
|
ОБЩПЛАТ
|
|
|
ОСПЛТ
|
|
|
ПЛТ
|
|
|
ПРОЦПЛАТ
|
|
|
ПРПЛТ
|
|
|
ПС
|
|
|
СТАВКА
|
|
|
ЧИСТВНДОХ
|
|
|
ЧИСТНЗ
|
|
|
ЧПС
|
|
|
ЭФФЕКТ
|
|
|
& Под амортизацией понимается уменьшение стоимости имущества в процессе эксплуатации.
Суть амортизации – отчисления, предназначенные для возмещения износа имущества
$ Методы амортизации основных средств:
1. _______________________________________________________________
2. _______________________________________________________________
3. _______________________________________________________________
4. _______________________________________________________________
5. _______________________________________________________________ $ Записать назначение функции и ее формат
Функция |
Назначение функции |
Формат функции и значение аргументов |
АПЛ
|
|
|
АСЧ
|
|
|
ДДОБ
|
|
|
$ Основные понятия:
Исходные данные диаграммы – _______________________________________
__________________________________________________________________
Заголовок диаграммы – ______________________________________________
__________________________________________________________________
Оси диаграммы - ___________________________________________________
__________________________________________________________________
Линии сетки – _____________________________________________________
__________________________________________________________________
Легенда диаграммы – _______________________________________________
__________________________________________________________________
Заголовки значений – ________________________________________________
__________________________________________________________________
Подписи данных – __________________________________________________
__________________________________________________________________ Таблица данных – ___________________________________________________ __________________________________________________________________
$ Для наглядного представления данных необходимо подобрать Тип и Вид диаграммы. Excel предлагает следующие виды и типы диаграмм:
Гистограмма – _________________________________
_______________________________________________
_______________________________________________
_______________________________________________
Графики - _________________________________________________________
__________________________________________________
__________________________________________________
_________________________
_________________________
_________________________
_______________________
Круговая диаграмма - ______________________
__________________________________________
__________________________________________
__________________________________________
__________________________________________
Линейчатые диаграммы - __________________
____________________________________________ ____________________________________________
___________________________________________
Диаграммы с областями - _________________
_________________________________________
_________________________________________
_________________________________________
_________________________________________
Поверхностные диаграммы - _____________ _______________________________________
_______________________________________
_______________________________________
_______________________________________
__________________________________________________________________
Кольцевая диаграмма - ___________________
________________________________________
________________________________________
________________________________________
________________________________________ ________________________________________
________________________________________
Лепестковая диаграмма - __________________
_________________________________________
_________________________________________
_________________________________________
_________________________________________
_________________________________________
_________________________________________
_______________________________________
Цель: изучить основные команды необходимые при форматировании ячеек электронной таблицы, приобрести и закрепить практические навыки по созданию и редактированию табличного документа
8 Задание 1. Изменение ширины столбцов и высоты сток
1) Навести мышь на: _______________________
2) Использовать команду ____________________
_____________________________________________________
3) Использование мыши для изменения высоты строк
____________________________________________
4) Использование команды для изменения высоты строк
____________________________________________________
8 Задание 2. «Расписание уроков».
Создай и заполни таблицу. Для объединения ячеек A1:M1 выдели их и нажми кнопку Объединить и поместить в центре . Также объедини ячейки B2:B7 и текст выровняй по центру по центру горизонтали. Для поворота текста используй кнопку Ориентация
текста . Ширину столбцов настрой самостоятельно по образцу.
Цель: Приобрести и закрепить практические навыки по созданию электронной таблицы с использованием возможностей автозаполнения 8 Задание 1. Для заполнения интервала текстовой последовательностью необходимо:
1. Выбрать ____________________________
2. Навести указатель мыши на ______________ 3. Нажать левую кнопку мыши, и не отпуская ее, переместить мышь. 4. Отпустить кнопку мыши.
5. Продолжите последовательности вниз
8 Задание 2. Создание числовой последовательности
1) Ввести 2 числа
соседние ячейки и выделить их. 2) Навести мышь на_________ 3) Удерживая левую кнопку мыши переместить мышь в или
8 Задание №3 Составить
календарь на год по образцу, используя функцию автозаполнения
Цель: изучить основные команды необходимые при форматировании электронной таблицы, приобрести и закрепить практические навыки по созданию и редактированию табличного документа
$ Задание 1. Изучить основные команды Форматирования данных
1. ПКМ по ячейке → Формат ячейки
2. Панель инструментов «Абзац»:
___________________________ ____________________________
___________________________ ____________________________
___________________________ ____________________________
__________________________ ___________________________
3. Применение вкладки «Шрифт» (заполнить ячейки)
4. Перенос слов внутри ячейки
Выбрать пункт меню ____________________ установить _____________ и нажать OK
5. Применение обрамлений с использованием кнопки__________________
6. Применение узоров и цветов для заполнения ячеек с использованием кнопок
- ________________________
- ________________________
8 Задание 2. Форматирование таблицы
Оформите фрагменты на разных листах книги. При предварительном просмотре фрагменты должны иметь вид, представленные на рисунках.
Фрагмент 1.
Фрагмент 3. Таблица шаблона для шахматного турнира.
Цель: научиться вычислениям с использованием математических функций, познакомиться с некоторыми функциями Excel; научиться использовать Мастер функций 8 Задание 1. Копирование формул Создай таблицу по образцу.
В ячейку D3 для ввода десятичной дроби используй клавишу Del на числовой клавиатуре.
Названия месяцев и даты вводи с помощью маркера заполнения Данные показания счетчика вводить с клавиатуры.
Ячейки D6, E6 остаются пустые.
Формулы для диапазона D7:E18 достаточно ввести один раз, а затем ее распространить, используя маркер заполнения.
Для подсчета Итого используй функцию Сумма. Для этого: активизируй ячейку D20, нажми кнопку Автосумма на панели
Главная.
В ячейке появиться функция =СУММ(D7:D18) – ячейка D19 для нас лишняя, поэтому мышью выдели диапазон D7:D18 и нажми Enter.
|
A |
B |
C |
D |
E |
1 |
Плата за электроэнергию |
|
|
||
2 |
|
|
|
||
3 |
Тариф на электроэнергию |
5,2 |
тг/Квт*ч |
||
4 |
|
|
|
||
5 |
Месяц |
дата |
Показания счетчика |
Расход Квт*ч |
надо оплатить |
6 |
декабрь |
31.12.2015 |
3010 |
|
|
7 |
январь |
31.01.2016 |
3120 |
=C7-C6 |
=D7*5,2 |
8 |
… |
28.02.2016 |
3260 |
=C8-C7 |
=D8*5,2 |
9 |
|
… |
3490 |
|
|
10 |
… |
… |
3610 |
|
|
11 |
… |
… |
3798 |
|
|
12 |
… |
… |
3989 |
|
|
13 |
… |
… |
4123 |
|
|
14 |
… |
… |
4296 |
|
|
15 |
… |
… |
4450 |
|
|
16 |
… |
… |
4600 |
|
|
17 |
ноябрь |
30.11.2016 |
5389 |
|
|
18 |
декабрь |
31.12.2016 |
5514 |
|
|
19 |
|
|
|
||
20 |
|
Итого за год |
|
|
8 Задание 2. Вычисление функций
Составьте таблицу положительных значений функции y=1/x.
3. Выделите столбцы от А до О и установите ширину столбца, равную 45 пиксель.
4. В ячейку В3 введите формулу =1/B2 (Enter).
5. Распространите эту формулу на остальные ячейки, используя маркер автозаполнения (черный крестик в нижнем правом углу ячейки).
6. Выделите все ячейки, содержащие данные и задайте обрамление: Внутренние – тонкая линия, а Внешние – двойная линия. Для назначения границ используйте кнопку Граница на ленте Шрифт или окно
Формат ячеек (вызывается через контекстное меню).
8 Задание 3. Составьте таблицу значений функции Y для заданных значений X (по номеру ПК)
№ варианта |
Промежуток Х |
Шаг изменения Х |
Функция Y |
1 |
От -3 до 3 |
0,5 |
Y= – 5X+3 |
2 |
От -10 до 10 |
2 |
Y= – 5/X |
3 |
От -3 до 3 |
0,5 |
Y= X2 – 1 |
4 |
От -3 до 3 |
0,5 |
Y= –( X2) |
5 |
От -2 до 2 |
0,5 |
Y= X3 |
6 |
От 1 до 6 |
1 |
Y= X-2 |
7 |
От -3 до 4 |
1,5 |
Y= 2X+1 |
8 |
От -1 до 8 |
2 |
Y= – Х/2 |
9 |
От -5 до 3 |
0,5 |
Y= X2 |
10 |
От -3 до 5 |
0,5 |
Y= –( X2)+1 |
11 |
От -7 до 2 |
1 |
Y= X3-2 |
12 |
От -4 до 4 |
1,5 |
Y= X2+4 |
16 |
От -5 до 5 |
2 |
Y= 3X-2 |
8 Задание 4. Создайте заготовку для пункта обмена валюты таким образом, чтобы оператор мог вести число - сумму обмениваемых долларов и немедленно получить ответ в виде суммы в рублях в соответствии с текущим курсом.
Ключ к заданию:
1. В ячейки В2, В3 и В4 введите соответствующий текст. Измените ширину столбца В таким образом, чтобы
текст в каждой ячейке помещался полностью.
2. В ячейку С2 введите значение текущего курса $.
3. В ячейку С3 введите значение обмениваемой суммы в $.
4. В ячейку С4 введите формулу "=С2*С3"
8 Задание 5. Подготовьте бланк заказа для мебельной фабрики по образцу.
Ключ к заданию:
1. В ячейки А1 - С3 введите заголовок таблицы. Выделите эти ячейки и примените к ним полужирный стиль начертания и выравнивание по центру.
2. В ячейки А4 - А8 введите перечень мебели.
3. В ячейки В3 - В8 введите цены и примените к ним денежный формат.
4. Задайте рамку, выделив блок А3- С8.
5. В ячейку В10 введите текст "Сумма заказа" и примените полужирный стиль начертания и выравнивание по правому краю.
6. Для ячейки С10 задайте рамку и примените денежный формат числа.
7. В ячейку А1 введите заголовок "Набор мебели". Примените к этой ячейке полужирный стиль начертания.
9. В столбец "Кол-во" проставьте количество каждого типа мебели.
10. В ячейку С10 введите формулу для вычисления суммы заказа.
8 Задание№6 Расход материалов для окраски
Рассчитать расход материалов для окраски дверей и подоконников, если известен расход материалов на каждые 10м2. Площадь окрашиваемых поверхностей ввести самостоятельно. Рассчитать количество материала для ремонта. Составить таблицу следующей формы:
Расход материалов для окраски |
|
|||||
Материалы |
Поверхности |
|
||||
Двери |
|
Подоконники |
||||
кг на 10м2 |
площадь |
расход |
кг на 10м2 |
площадь |
расход |
|
Олифа |
7,6 |
|
|
6,6 |
|
|
Белила |
6,0 |
|
|
6,5 |
|
|
Пигмент |
1,5 |
|
|
0,6 |
|
|
8 Задание №7 Упрощенный расчет заработной платы
Заполнить графы таблицы: Фамилия И.О., заработная плата на 10человек. Вычислить величину подоходного налога 13% и величину выплаты.
Оформить таблицу следующим образом:
№ п/п |
Фамилия И.О. |
Заработная плата, руб |
Налог 13% |
На руки, руб |
1. |
|
|
|
|
2. |
|
|
|
|
3. |
|
|
|
|
4. |
|
|
|
|
5. |
|
|
|
|
6. |
|
|
|
|
7. |
|
|
|
|
8. |
|
|
|
|
9. |
|
|
|
|
10. |
|
|
|
|
8 Задание №8 Вычисление процента продаж
Исходные данные: три друга – Андрей, Илья и Сергей – решили во время каникул поработать распространителями газет. Они работали в течение недели. Количество газет, проданных каждым из ребят за каждый день, занести самостоятельно и оформить таблицу в следующем виде:
№ п.п |
Имя |
Пн |
Вт |
Ср |
Чт |
Пт |
Сб |
Вс |
всего |
||||||||
кол |
% |
кол |
% |
кол |
% |
кол |
% |
кол |
% |
кол |
% |
кол |
% |
кол |
% |
||
2 |
Андрей |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3 |
Илья |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4 |
Сегрей |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Всего |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Вычислить сколько газет было продано всего каждым из ребят за неделю, вместе за каждый день, а также процент проданных газет каждым из друзей за день, за неделю.
Цель: приобрести и закрепить практические навыки по применению функций категории Статистические с использованием Мастера функций.
8 Задание1. Создать таблицу, показанную на рисунке.
|
A |
B |
C |
D |
E |
F |
G |
H |
1 |
Продажа комплектующих к персональным компьютерам |
|||||||
2 |
Месяц |
Центр ЭВМ |
ЭВМ- сервис |
Дом бизнеса |
Техноцентр |
Среднее |
Максимум |
Минимум |
3 |
Январь |
18420 |
10305 |
25420 |
15940 |
|
|
|
4 |
Февраль |
18300 |
10370 |
25400 |
15880 |
|
|
|
5 |
Март |
|
|
|
|
|
|
|
6 |
Апрель |
|
|
|
|
|
|
|
7 |
Май |
|
|
|
|
|
|
|
8 |
Июнь |
|
|
|
|
|
|
|
9 |
Июль |
|
|
|
|
|
|
|
10 |
Август |
|
|
|
|
|
|
|
11 |
Сентябрь |
|
|
|
|
|
|
|
12 |
Октябрь |
|
|
|
|
|
|
|
13 |
Ноябрь |
|
|
|
|
|
|
|
14 |
Декабрь |
|
|
|
|
|
|
|
15 |
Итого: |
|
|
|
|
|
|
|
16 |
Максимум |
|
|
|
|
|
|
|
17 |
Минимум |
|
|
|
|
|
|
|
Алгоритм выполнения задания.
1. Записать заголовок и шапочки таблицы (ячейкиА1:Н2).
2. Заполнить боковик таблицы, используя функцию Список.
2.1. В ячейку А3 записать Январь.
2.2. Выделить ячейку А3, подвести указатель мыши к правому нижнему углу ячейки, указатель примет вид тонкого чёрного креста ┼, протащить с нажатой левой кнопкой до ячейки А14 (операция Автозаполнения).
3. Заполнить четыре столбца цифровыми данными:
3.1. Заполнить две строки указанными на рисунке цифрами.
3.2. Выделить диапазон ячеек В3:Е4, выполнить операцию Автозаполнение до строки Итого.
4. Заполнить графу Итого, используя операции Автосумма и
Автозаполнение.
5. Рассчитать Среднее в ячейке F3, используя команду Вставка функции.
5.1. Выделить ячейку F3, щёлкнуть значок fx в Строке формул или выполнить команду Формула/Вставить функцию.
5.2. В диалоговом окне Мастер функций в поле Категория выбрать Статистические, в поле Выберите функцию найти и выбрать СРЗНАЧ, нажать ОК.
5.3. Появится диалоговое окно функции СРЗНАЧ с автоматически подставленным диапазоном В3:F3 в поле Число1 и подсказками, нажать ОК.
6. Заполнить столбец Среднее по Декабрь, используя операцию Автозаполнение.
7. Рассчитать Максимум в ячейке G3, используя команду Вставка функции.
7.1. Выделить ячейку G3, щёлкнуть значок fx в Строке формул или выполнить команду Формула/Вставить функцию.
7.2. В диалоговом окне Мастер функций в поле Категория выбрать Статистические, в поле Выберите функцию найти и выбрать МАКС, нажать ОК.
7.3. Появится диалоговое окно функции МАКС с автоматически подставленным диапазоном B3:F3в поле Число1, этот диапазон неверен, для его исправления:
7.3.1. Отодвинуть диалоговое окно, захватив его левой кнопкой мыши за любое место на сером поле так, чтобы была видна строка Январь.
7.3.2. Обвести диапазон В3:Е3 с нажатой левой кнопкой мыши, при этом в поле Число1 появятся нужные адреса (можно также ввести нужные адреса с клавиатуры), нажать ОК.
8. Заполнить столбец Максимум по Декабрь, используя операцию Автозаполнение.
9. Рассчитать Минимум в ячейкеН3, используя команду Вставка функции.
9.1. Выделить ячейку Н3, щёлкнуть значок в Строке формул или выполнить команду Формула/Вставить функцию.
9.2. В диалоговом окне Мастер функций в поле Категория выбрать Статистические, в поле Выберите функцию найти и выбрать МИН, нажать ОК.
9.3. Появится диалоговое окно функции МИН с автоматически подставленным диапазоном B3:G3 в поле Число1, этот диапазон неверен, для его исправления:
9.3.1. Отодвинуть диалоговое окно, захватив его левой кнопкой мыши за любое место на сером поле так, чтобы была видна строка Январь.
9.3.2. Обвести диапазон В3:Е3 с нажатой левой кнопкой мыши, при этом в поле Число1 появятся нужные адреса (можно также ввести нужные адреса с клавиатуры), нажать ОК.
10. Заполнить столбец Минимум по Декабрь, используя операцию Автозаполнение.
11. Рассчитать строку 16 Максимум с помощью мастера функций, исправляя диапазон адресов на В3:В14 и применяя операцию Автозаполнение.
12. Рассчитать строку 17 Минимум с помощью мастера функций, исправляя диапазон адресов на В3:В14 и применяя операцию Автозаполнение.
8 Задание №2 Использование формул ДАТА
A. Рассчитать количество дней до даты в ячейке А2
B. Определить количество месяцев между двумя датами
C. Определить количество рабочих дней между двумя датами
D. Определить дату через шаг1 после даты указанной в ячейке А1
E. Определить дату через шаг 2 после даты указанной в ячейке А2 Даты определить по номеру варианта (номер варианта соответствует номеру компьютера) и ввести в ячейки А1 и А2. Номер задания ввести в диапазон ячеек (С1:С5). Вычисления по заданиям произвести в диапазоне ячеек (D1:D5).
Номер варианта |
Дата ячейки А1 |
Дата ячейки А2 |
Шаг 1 |
Шаг 2 |
1 |
4.11.2011 |
16.06.2014 |
2г 3дня |
3г 5мес |
2 |
5.05.2011 |
24.05.2013 |
4г 7мес 5дней |
1г 17дней |
3 |
16.06.2012 |
10.09.2013 |
2мес 3дня |
3г 1мес 25дней |
4 |
24.05.2011 |
3.06.2014 |
5л 3мес |
1г 22дня |
5 |
11.01.2012 |
12.03.2014 |
3г 15дней |
1г 2мес 27дней |
6 |
15.02.2012 |
14.07.2013 |
6л 11мес 15дней |
7мес 22дня |
7 |
10.09.2011 |
4.11.2013 |
7мес 13 дней |
2г 4мес |
8 |
3.06.2012 |
5.05.2013 |
3г 5мес |
3мес 24дня |
9 |
11.10.2011 |
11.01.2014 |
4г 24 дней |
2г 6мес |
10 |
5.09.2011 |
15.02.2014 |
1г 3мес 15дней |
3г 22дня |
11 |
12.03.2012 |
11.10.2013 |
9мес 13 дней |
3г 2мес 25дней |
12 |
14.07.2011 |
5.09.2013 |
3г 5мес |
3г 24дня |
13 |
17.08.2012 |
17.08.2014 |
1г 14 дней |
4г 1мес 15дней |
8 Задание №3 Использование формул ВРЕМЯ
A. Вычислить разность во времени с точностью до часов
B. Определить время через шаг 1 после указанного времени в ячейке А1
C. Вычислить разность во времени с точностью до минут
D. Определить время через шаг2 после указанного времени в ячейке А1
E. Определить время через шаг 2 после указанного времени в ячейке А2 Время определить по номеру варианта (номер варианта соответствует номеру компьютера) и ввести в ячейки А1 и А2. Номер задания ввести в диапазон ячеек (С1:С5). Вычисления по заданиям произвести в диапазоне ячеек (D1:D5).
Номер варианта |
Время ячейки А1 |
Время ячейки А2 |
Шаг 1 |
Шаг 2 |
1 |
02:56:33 |
01:02:03 |
1час 2мин |
56сек |
2 |
05:05:52 |
04:05:06 |
56мин 33сек |
34мин 2сек |
3 |
03:02:56 |
07:08:09 |
12ч 23мин 3сек |
2часа 45сек |
4 |
13:32:12 |
10:11:12 |
12мин |
3часа 4мин 3сек |
5 |
16:21:15 |
13:14:15 |
5час23сек |
1час 23мин 6сек |
6 |
01:52:13 |
16:17:18 |
24мин 6сек |
6мин 23сек |
7 |
17:12:21 |
19:20:21 |
2часа 43мин |
15мин 8сек |
8 |
04:17:17 |
22:23:24 |
4часа 5сек |
1час 2мин |
9 |
12:12:12 |
14:16:18 |
56сек |
56мин 33сек |
10 |
13:13:13 |
20:22:24 |
34мин 2сек |
12ч 23мин 3сек |
11 |
14:14:14 |
15:17:19 |
2часа 45сек |
12мин |
12 |
23:24:16 |
21:23:25 |
3часа 4мин 3сек |
5час23сек |
13 |
20:20:20 |
02:11:24 |
1час 23мин 6сек |
24мин 6сек |
Цель: научиться вычислениям по сложным формулам с использованием логических функций, познакомиться с некоторыми встроенными функциями
Excel; научиться реализовывать разветвляющиеся алгоритмы
8 Задание №1 Расчет налога, в зависимости от заработной платы
Есть данные о начислении заработной платы за год. Определить налог для каждого работника, если известно, что при зарплате менее 20000 налог составляет 12%, а при зарплате более 20000 налог составляет 20%
№ п/п |
ФИ |
Заработная плата за год |
Налог |
1 |
Иванов С |
26000 |
|
2 |
Воронин А |
15000 |
|
3 |
Сергеева Л |
18000 |
|
4 |
Аркадьева С |
14523 |
|
5 |
Свиридов Н |
36598 |
|
6 |
Николаев Ю |
23647 |
|
7 |
Савинова Н |
12356 |
|
8 Задание №2 Результат зачисления
Определить количество зачисленных абитуриентов. Если известно количество набранных баллов каждым абитуриентом и проходной балл равен 19. Фамилии И.О., набранные баллы для 10абтуриентов ввести в таблицу самостоятельно и оформить в виде таблицы:
№ п.п |
Ф.И.О. |
Набранный баллы |
Отметка о зачислении |
|
|
|
|
|
|
|
|
ВСЕГО ЗАЧИСЛЕННЫХ |
|
|
Отметку о зачислении рассчитать с помощью функции ЕСЛИ, всего зачисленных с помощью функции СЧЕТЕСЛИ
8 Задание №3 Расчет городского налога
Муниципалитет города с кодом 10 ввел налог на лиц старше 18 лет в размере 10%. Определить величину налога для десяти человек. Составить таблицу следующей формы:
А |
В |
С |
D |
E |
F |
|
Городской налог |
|
|
||
|
|
|
|
|
|
№ п.п. |
Фамилия И.О. |
Код города |
Возраст |
Доход |
Налог |
1 |
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
3 |
|
|
|
|
|
4 |
|
|
|
|
|
5 |
|
|
|
|
|
6 |
|
|
|
|
|
7 |
|
|
|
|
|
8 |
|
|
|
|
|
9 |
|
|
|
|
|
10 |
|
|
|
|
|
Колонки В, С, D, E заполнить произвольными данными, а колонку F рассчитать с помощью функции «ЕСЛИ» и учета условий задания
8 Задание №4 Расчет заработной платы
Вычислить заработную плату токарей, если известны разряд, количество изготовленных деталей и стоимость одной детали в зависимости от разряда. Фамилия, инициалы, разряды и количество деталей токарей ввести самостоятельно, все остальные ячейки заполнить с помощью применения функций и формул. Результаты оформить в таблицу в следующем виде:
№ п.п. |
Фамилия И.О. |
разряд |
Количество деталей |
Заработная плата |
Налог (13%) |
На руки |
1 |
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
3 |
|
|
|
|
|
|
4 |
|
|
|
|
|
|
5 |
|
|
|
|
|
|
6 |
|
|
|
|
|
|
7 |
|
|
|
|
|
|
8 |
|
|
|
|
|
|
9 |
|
|
|
|
|
|
10 |
|
|
|
|
|
|
Стоимость часа |
|
|
|
|
|
|
|
разряд |
Стоимость |
|
|
|
|
|
3 |
4,34 |
|
|
|
|
|
4 |
5,90 |
|
|
|
|
|
5 |
6,02 |
|
|
|
|
|
6 |
7,54 |
|
|
|
|
Цель: научиться вычислениям по сложным формулам с использованием математических функций, познакомиться с некоторыми встроенными функциями Excel
8 Задание №1 Ввод и обработка данных в формате ДАТА - ВРЕМЯ Вычислить количество юбиляров, лиц старше 25лет и моложе 24лет в организации из 15человек на сегодняшний день, а также каждому юбиляру назначить премию 50$. Данные вести самостоятельно и результаты оформить в следующей форме:
Порядковый номер |
Фамилия |
Дата рождения |
Возраст |
Юбилей |
Премия |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Количество юбиляров |
|
|
|
|
|
Количество лиц моложе 24лет |
|
|
|
|
|
Количество лиц старше 25лет |
|
|
|
|
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ
1. В ячейки с А1 по F1 введите следующие данные («шапку» новой таблицы)
2. Столбец «Порядковый номер» заполнить числами с1 по 15
3. Столбец «Фамилия» заполнить произвольными фамилиями
4. Столбец «Дата рождения» заполнить числами в формате ДД.ММ.ГГГГ 5. В ячейках D2:D16 создайте формулу для вычисления возраста сотрудников, используя функцию СЕГОДНЯ и математическую функцию ЦЕЛОЕ. Чтобы вычислить возраст, достаточно вычесть из текущей даты дату рождения и затем полученный результат разделить на 365 (число дней в году). Деление на 365 необходимо, чтобы перевести результат в годы. Для того, чтобы округлить возраст до целых чисел, рекомендуется использовать в качестве внешней функции функцию ЦЕЛОЕ из категории
«Математические». Другими словами, в ячейке D2 необходимо создать следующую формулу: =ЦЕЛОЕ((СЕГОДНЯ()-C5)/365) Для этого нужно выполнить следующие действия:
Сделать активной ячейку D2
Нажать с клавиатуры знак «=»
Вызвать из списка функций в левой зоне строки формул функцию
ЦЕЛОЕ
Вызвать из списка функций в левой зоне строки формул функцию СЕГОДНЯ
Щелкнуть левой кнопкой мыши в строке формул перед последней закрывающейся скобкой и ввести с клавиатуры знак минус «-», а затем щелкнуть по ячейке С2
Добавить одну закрывающуюся скобку и затем набрать на клавиатуре символы /365 вставить одну открывающуюся скобку после слова
ЦЕЛОЕ
Нажать кнопку ОК в окне функции ЦЕЛОЕ. В ячейке отобразиться результат вычисления по формуле, а в строке формул – расчетная формула
6. Скопируйте формулу из ячейки D2 в ячейки D3:D16
7. В ячейках столбца «Юбилей» должен содержаться либо текст «Юбилей», либо символ «-» в зависимости от того, какое число содержится в соседней ячейке слева. Только если в ячейках D2:D16 содержится число кратное 5, будем считать возраст юбилейным. Чтобы создать формулу, определяющую юбилейный возраст, нужно воспользоваться логической функцией ЕСЛИ. Правильно созданная формула должна иметь следующий вид: =ЕСЛИ(ОСТАТ(D5;5)=0;"юбилей";"-") В логическом выражении приведенной формулы проверяется условие кратности 5числа в ячейке D2.
Для этого используется математическая функция ОСТАТ
8. Скопируйте формулу из ячеек Е2 в ячейки Е3:Е16
9. Заполните ячейки F2:F16 в соответствии со следующим правилом: премия начисляется только тем лицам, у которых юбилей. Сумма премии равна 50$. Для решения этой задачи используйте функцию ЕСЛИ. Правильно созданная формула в ячейке F2 должна иметь следующий вид: =ЕСЛИ(E5="юбилей";50;"-")
10. Примените любой из финансовых долларовых форматов для оформления ячеек F2:F16
11. Вычислите в ячейке D17 сколько лиц – юбиляров в вашей таблице. Используйте функции. СЧЕТЕСЛИ (в качестве диапазона выделить ячейки Е2:Е16, в качестве критерия слово «юбилей»). Правильно созданная формула
имеет вид: =СЧЁТЕСЛИ(E5:E19;"юбилей")
12. Вычислите в ячейке D18 сколько лиц в вашей таблице моложе 24лет. Используйте функции. СЧЕТЕСЛИ (в качестве диапазона выделить колонку «возраст», в качестве критерия <=24). Правильно созданная формула имеет
вид: =СЧЁТЕСЛИ(D5:D19;"<=24")
13. Вычислите в ячейке D19 сколько лиц в вашей таблице старше 25лет. Используйте функции. СЧЕТЕСЛИ (в качестве диапазона выделить колонку «возраст», в качестве критерия >=25). Правильно созданная формула имеет
вид: =СЧЁТЕСЛИ(D5:D19;">=25")
Цель: научиться вычислениям по сложным формулам с использованием финансовых функций, познакомиться с некоторыми встроенными функциями Excel.
8 Задание №1 Функция БЗРАСПИС
Ставка банка по депозиту составила 28% годовых на начало года, начисляемых ежемесячно. Определим величину депозита к концу года при следующих условиях: первоначальная сумма вклада составила
350 000рублей, в течении года ожидается снижение ставок на один процент ежемесячно.
8 Задание №2 Функция БС
Определить будущую величину вклада при следующих условиях: размер первоначального взноса – 150 000рублей, срок – 3года, годовая процентная ставка – 10,5%, проценты начисляются раз в год постнумерандно.
8 Задание №3 Функция ВСД
Инвестиции в строительство предприятия 100млн рублей. Планируемая ежегодная прибыль должна составить: в первый год – 30млн рублей, во второй – 50млн рублуй, на третий год – 60 млн рублей. Определить внутреннюю норму доходности проекта.
8 Задание №4 Функция КПЕР
Кредит на сумму 600 000рублей взят под 12% годовых, ежемесячный платеж 20 000рублей. Определить количество периодов, потребующихся для возврата кредита.
8 Задание №5 Функция МВСД
Размер предлагаемой инвестиции – 1млн рублей. Ожидаемые доходы от инвестиции: в первый год – 300 000рублей; во второй год – 400 000рублей; в третий год – 450 000рублей; в четвертый год – 380 000рублей. Размер уровня реинвестиций – 5,5%
8 Задание №6 Функция НОМИНАЛ
Реальная доходность вклада при условии ежемесячной выплаты процентов составила 15,46% годовых. Определить номинальную стоимость банка.
8 Задание №7 Функция ОБЩДОХОД
Кредит на сумму 100 000рублей взят на 3 года под 19% годовых. Погашение производится ежемесячно. Определить, какая сумма будет выплачена в счет основного долга к концу первого года.
8 Задание №8 Функция ОБЩПЛАТ
Кредит на сумму 500 000рублей взят на 5лет под 9,5%годовых. Погашение производится ежемесячно. Определить, какая сумма будет выплачена в счет основного долга к концу третьего года.
8 Задание №9 Функция ОСПЛТ
Кредит на сумму 30 000 рублей взят на год под 23% годовых. Погашение производится ежемесячно. Определить, какая часть ежемесячного платежа идет на погашение основного долга.
8 Задание №10 Функция ПЛТ
Кредит на сумму 2 000 000рублей взят на 15лет под 10% годовых.
Определить сумму ежемесячного платежа.
8 Задание №11 Функция ПРОЦПЛАТ
Банк предлагает 10,8% годовых по вкладу 100 000рублей сроком на 5лет. Выплата процентов происходит в конце срока. Определить сумму процентов, полученных по истечении срока.
8 Задание №12 Функция ПРПЛТ
Кредит на сумму 30 000рублей взят на год под 23% годовых. Погашение производится ежемесячно. Определить, какая часть ежемесячного платежа идет на погашение процентов.
8 Задание №13 Функция ПС
Сумма выплат по кредиту по истечении 5-летнего срока составила 560 000рублей. Определить первоначальную сумму займа, если ставка равна 10% годовых.
8 Задание №14 Функция СТАВКА
Кредит на сумму 80 000рублей взят на 5лет, ежемесячный платеж составил 2000рублей. Определить годовую процентную ставку.
8 Задание №15 Функция ЧИСТВНДОХ
Размер инвестиции составил 1млн рублей. Доходы от инвестиции: через год – 300 000рублей; через 3года – 400 000рублей; через 7лет – 450 000рублей; через 8лет – 380 000рублей. Определить внутреннюю доходность.
8 Задание №16 Функция ЧИСТНЗ
Размер инвестиции – 15млн рублей. Ожидаемая прибыль: через 2года – 5млн рублей, через 4года – 6млн рублей, через 5лет – 10млн рублей. Определить чистую совместимость инвестиции при условии, что процентная ставка за пользование заемными средствами составляет 6%годовых.
8 Задание №17 Функция ЧПС
Размер инвестиции – 20млн рублей. Ожидаемая прибыль: в первый год – 3млн рублей, на второй год – 5млн рублей. Определить чистую современную стоимость инвестиции при условии, что процентная ставка за пользование заемными средствами составляет 10%годовых.
8 Задание №18 Функция ЭФФЕКТ
Ставка банка по депозиту составляет 12% годовых. Срок вклада – 5лет. Определить эффективную ставку при условии ежегодной выплаты процентов.
8 Задание №19 Функция АПЛ
1июня 2007года было приобретено оборудование на сумму 100тыс. рублей. Остаточную стоимость принять нулевой, период амортизации – 5лет. Вычислить величину амортизационных отчислений в первом периоде линейным методом.
8 Задание №20 Функция АСЧ
1июня 2007года было приобретено оборудование на сумму 100тыс. рублей. Остаточную стоимость принять нулевой, период амортизации – 5лет. Вычислить величину амортизационных отчислений в первом периоде методом списания стоимости по сумме количества срока полезного использования.
8 Задание №21 Функция ДДОБ
1июня 2007года было приобретено оборудование на сумму 100тыс. рублей.
Остаточную стоимость принять нулевой, период амортизации – 5лет. Вычислить величину амортизационных отчислений в первом периоде методом двойного уменьшения остатка.
Цель: приобрести и закрепить практические навыки по вычислению данных и построению графиков и диаграмм
$ Действия при форматировании диаграммы:
1. _______________________________________________
2. ________________________________________________
3. _________________________________________________
4. _________________________________________________
5. _________________________________________________
6. __________________________________________________
8 Задание №1 Построение графика объема продаж за неделю
Построить в Excel следующую таблицу. Исходные данные: три друга – Андрей, Илья и Сергей – решили во время каникул поработать распространителями газет. Они работали в течение недели. Количество газет, проданных каждым из ребят за каждый день, занесено в электронную таблицу в следующем виде:
|
Пн |
Вт |
Ср |
Чт |
Пт |
Сб |
Вс |
Андрей |
20 |
25 |
32 |
30 |
23 |
30 |
20 |
Илья |
33 |
28 |
25 |
25 |
22 |
25 |
20 |
Сергей |
15 |
20 |
22 |
29 |
34 |
35 |
30 |
Всего |
|
|
|
|
|
|
|
Вычислить сколько газет было продано всего каждым из ребят за день, за неделю. Построить график, отражающий объем продаж газет всех ребят за неделю.
8 Задание №2 Построение диаграммы продаж газет каждым агентом за неделю
Построить в Excel следующую таблицу. Исходные данные: три друга – Андрей, Илья и Сергей – решили во время каникул поработать распространителями газет. Они работали в течение недели. Количество газет, проданных каждым из ребят за каждый день, занесено в электронную таблицу в следующем виде:
|
Пн |
Вт |
Ср |
Чт |
Пт |
Сб |
Вс |
Всего |
%продаж |
Андрей |
20 |
25 |
32 |
30 |
23 |
30 |
20 |
|
|
Илья |
33 |
28 |
25 |
25 |
22 |
25 |
20 |
|
|
Сергей |
15 |
20 |
22 |
29 |
34 |
35 |
30 |
|
|
Всего |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Вычислить сколько газет было продано всего каждым из ребят за день, за неделю и общее количество газет. Вычислить %продаж каждым из ребят за неделю и за каждый день. Построить множественную диаграмму, отражающую продажу газет всех ребят за неделю.
8 Задание №3 Построение графика по заданной функции
Построить график функции у = ax + b, если известны коэффициенты a и b, интервал и шаг известны. Данные в таблице. Номер варианта соответствует номеру компьютера
№ варианта |
а |
b |
интервал |
шаг |
1. |
-3 |
2 |
(-2;2) |
0,1 |
2. |
3 |
0 |
[-3;1] |
0,2 |
3. |
4 |
-11 |
(-2;2) |
0,5 |
4. |
5 |
-10 |
[-3;1] |
0,1 |
5. |
-1 |
-9 |
(-2;2) |
0,2 |
6. |
-2 |
-5 |
[-3;1] |
0,5 |
7. |
-3 |
1 |
(-2;2) |
0,1 |
8. |
-4 |
2 |
[-3;1] |
0,2 |
9. |
1 |
3 |
(-2;2) |
0,5 |
10. |
2 |
5 |
[-3;1] |
0,1 |
11. |
3 |
6 |
(-2;2) |
0,2 |
12. |
4 |
-8 |
[-3;1] |
0,5 |
13. |
5 |
-6 |
(-2;2) |
0,1 |
Цель: Приобрести и закрепить практические навыки по применению функций и созданию гиперссылок
& Инструкционная карта №1 Создание теста используя гиперссылки
Порядок выполнения
Шаг 1. Подготовка шаблона
1. Открыть MS Excel (Пуск à Все программы à Microsoft Office à
Microsoft Office Excel 2007)
2. Добавить количество листов нажав на кнопку (количество листов должно быть на один больше чем вопросов)
3. Переименовать листы по порядку В1…. В10, ОЦЕНКА (нажать ПКМ и ввести необходимое имя)
4. На листе В1 выделить ячейки А1:J1 и объединить нажав на кнопку на вкладке «Главная», залить ячейку цветом нажав на кнопку и ввести:
ВОПРОС 1
5. Пропустить строку 2
6. Выделить ячейки А3:J3 и объединить
(см. пункт 4), нажать кнопку на вкладке «Главная»
для того чтобы текст в ячейке был написан в несколько строк. Введите текст вопроса. Если текст не помещается в ячейку расширьте её переведя курсор мыши между номерами строк и зажав ЛКМ увеличьте ширину строки
7. Строку 4 пропустить
8. В ячейках А5:А8 вводим номера ответов 1..4 соответственно
9. Выделить ячейки В5:J5, объединить, нажать на кнопку «Перенос текста» и ввести текст первого варианта ответа (при необходимости увеличить ширину строки)
10. Те же действия провести напротив 2,3,4 варианта ответов
11. Залить ячейки с вопросом и вариантами ответов по желанию
12. Пропустить строку 9 и 10
13. Выделить ячейки D11:Е11, объединить, нажать кнопку перенос текста и ввести: Правильный ответ
14. Выделить ячейку F11, залить ее цветом, установить границы ячейки нажав на кнопку и выбрать «Все границы» 15. Выделить ячейку Е13 и ввести слово ДАЛЕЕ
16. Выделить строки 1-16 и скопировать данный фрагмент
17. Перейти на лист В2 и нажать кнопку вставить или сочетание клавиш CTRL+V. Перейти на лист В3 и выполнить тоже действие и так далее до последнего вопроса (Главное: при вставке скопированного фрагмента необходимо чтобы активной была ячейка A1 иначе высвечивается ошибка)
Шаг 2. Внесение данных на каждом листе
Перемещаясь по ярлыкам листов, введите данные вопросов и вариантов ответа для каждого вопроса.
В1 – вопрос1
В2 – вопрос 2 и т.д
В10 – вопрос 10
Шаг 3. Создание гиперссылки на кнопку ДАЛЕЕ
1. Перейти на лист В1, выделить ячейку со словом ДАЛЕЕ и выполнить следующее действие Вставка à Гиперссылка à Место в документе.
2. В появившемся
диалоговом окне в строке Введите адрес ячейки указать адрес ячейки в которую необходимо ввести номер
правильного ответа (у нас ячейка F11) (т.е. вместо А1 вводим F11). В окошке «Или выберите место в документе» выбираем следующий лист, т.е. В2 и нажимаем ОК.
3. Проверяем правильность гиперссылки нажимая кнопку ДАЛЕЕ которая должна перейти на следующий вопрос и на ячейку в которой необходимо ввести правильный ответ
4. Выполняем аналогичное действие на всех листах с вопросами включая последний, где в качестве следующего листа будет лист ОЦЕНКА Шаг 4. Оформление листа ОЦЕНКА
3. В ячейке Е9 ввести: Баллы
4.
порядку
5.
меню функцию ЕСЛИ 6. В диалоговом
строке Лог_выражение выбрать лист соответствующий номеру вопроса и ячейку с правильным ответом (у нас F11), нажать = и Значение_если_истина и ввести 1, перейти на строку Значение_если_ложь и ввести 0, нажать кнопку ОК
7. В ячейках В2…В10 выполнить аналогичное действие (в результате напротив каждого вопроса появиться 0, так как мы на листах не вводили ответы)
8. Выделить ячейку F9 и ввести формулу выполнив следующие действия: нажать = и из списка выбрать функцию СУММ и в появившемся диалоговом окне выделить все ячейки с ответами (у нас В1:В10)
9. Определить критерии оценки. Например:
9-10 «5» 7-8 «4» 5-6 «3» 0-4 «2»
10. Выделить ячейку F11 и ввести формулу выполнив следующие действия: нажать = и из списка выбрать функцию ЕСЛИ, в появившемся диалоговом окне в строке Лог_выражение выбрать ячейку с количеством баллов (у нас F9) указать >= и ввести нижний предел оценки «5» (у нас это 9), перейти на строку Значение_если_истина и ввести 5, перейти на строку Значение_если_ложь и вызвать еще раз функцию ЕСЛИ из списка.
11. В появившемся диалоговом окне в строке Лог_выражение выбрать ячейку с количеством баллов (у нас F9) указать >= и ввести нижний предел оценки «4» (у нас это 7), перейти на строку Значение_если_истина и ввести 4, перейти на строку Значение_если_ложь и вызвать еще раз функцию ЕСЛИ из списка.
12. В появившемся диалоговом окне в строке Лог_выражение выбрать ячейку с количеством баллов (у нас F9) указать >= и ввести нижний предел оценки «3» (у нас это 5), перейти на строку Значение_если_истина и ввести 3, перейти на строку Значение_если_ложь и ввести 2, нажать кнопку ОК
13. Переходим на лист В1 выделяем ячейку где необходимо ввести номер правильного ответа и сохраняем документ.
Шаг 5. Проверка теста на ошибки
1. Открываем тест вводим вариант ответа и нажимаем ДАЛЕЕ и так до конца теста. В результате должны получить максимальное количество правильных ответов и оценку «5». Если получилось, то закрываем тест без сохранения и можем использовать.
2. Если не достигли максимального количества баллов, то запоминаем те номера вопросов где в таблице ответов Вы получили 0, закрываем тест без сохранения. Повторно открываем тест исправляем ошибки, т.е. проверяем правильность ввода варианта правильного ответа, исправляем ошибки, переходим на лист В1, выделяем ячейку с вариантом правильного ответа (у нас F11) и закрываем документ сохранив изменения.
3. Проводим повторную проверку
& Инструкционная карта №2 Создание теста с помощью стандартных команд и функций MS Excel
MS Excel содержит набор стандартных функций. Функции – это заранее определенные формулы, которые выполняют вычисления по заданным величинам в указанном порядке. Пользователю необходимо лишь задать имя функции (например, СУММ, ЕСЛИ) и аргументы функции – адреса тех ячеек, которые подлежат обработке (сложению, проверке).
Создадим тест, состоящий из 5 вопросов.
Для этого:
1. В ячейки В1, В3, В5, В7, В9 набираем текст вопросов.
2. Набираем варианты ответов
В столбец К набираем варианты ответов на вопрос №1 (ячейка В1)
В столбец L набираем варианты ответов на вопрос №2 (ячейка В3)
В столбец М – на вопрос №3 (ячейка В5)
В столбец N – на вопрос №4 (ячейка В7)
В столбец О – на вопрос №5 (ячейка В9)
3. Оформляем ячейки с ответами В ячейку В2 вносим проверку данных
Курсор устанавливаем в ячейку В2
Запускаем команду Проверка данных группы Работа с данными вкладки Данные
На вкладке Параметры (рис. 1) заполняем тип данных Список и источник данных – указываем столбец с вариантами ответов на вкладке Сообщение для ввода записываем сообщение
«Выберите ответ!» Щелкаем ОК
Аналогичные действия проводим с ячейками В4, В6, В8, В10.
Рис.1 Окно Проверки значений
4. Указываем правильные ответы
В ячейку К5 вводим формулу =ЕСЛИ(В2=К1;1;0) – в данном случае в ячейке К1 – правильный вариант ответа
аналогично заполняем ячейки L5, M5, N5, O5.
5. В ячейку Р5 вводим формулу считающую общий балл =СУММ(К5:О5) 6. В ячейку В11 вводим формулу, определяющую оценку выполненному тесту: =ЕСЛИ(Р5=5;5;ЕСЛИ(Р5=4;4;ЕСЛИ(Р5=3;3;2)))
Варианты ответов (столбцы К, L, M, N, O) лучше скрыть (вкладка Главная
группа Ячейки команда Формат-Видимость-Скрыть столбец), либо выбрать белый цвет шрифта.
& Инструкционная карта №3 Создание теста с помощью макросов Создадим тест, состоящий из 5 вопросов с помощью макросов.
Для этого:
1. Создадим 7 листов, используя команду Вставить лист из группы Ячейки вкладки Главная.
2. Заполняем листы надписями (вкладка Вставка, группа Текст, команда Надпись):
на первом листе одна фигура «Начать тест»; на последнем – две фигуры «Ваша оценка» и «Вернуться в начало теста?»;
на остальных – одна «содержание вопроса» и фигуры с вариантами ответов (сколько их будет – зависит от Вас).
3. Теперь необходимо создать макросы, заставляющие работать Ваш тест.
3.1. Макрос, запускающий тест
курсор устанавливаем на лист 1 в ячейку А1 запускаем команду Запись макроса в группе Код вкладки Разработчик
В окне задаем имя макросу Начало_теста в списке «Сохранить в» выбираем «Эта книга» щелкаем ОК (окно закрывается и идет запись макроса) щелкаем по фигуре «Начать тест», затем по ярлыку второго
листа
запускаем команду Остановить запись в группе Код щелкаем по фигуре правой кнопки мыши выбираем Назначить макрос в открывшемся окне выбираем Начало_теста щелкаем ОК
Для проверки можно, предварительно поставив курсор в любую ячейку (допустим А1), щелкнуть по фигуре. В результате Вы окажетесь на втором листе книги.
3.2. Макрос, работающий с правильным вариантом ответа курсор устанавливаем на лист 2 в ячейку А1
запускаем команду Запись макроса в группе Код вкладки Разработчик
В окне задаем имя макросу Лист_2_правильно в списке «Сохранить в» выбираем «Эта книга» щелкаем ОК (окно закрывается и идет запись макроса)
щелкаем по фигуре «правильный ответ», затем по ячейке А1, записываем в нее цифру 1, затем по ярлыку третьего листа
запускаем команду Остановить запись в группе Код щелкаем по фигуре правой кнопки мыши выбираем Назначить макрос
в открывшемся окне выбираем Лист_2_правильно щелкаем ОК
3.3. Макрос, работающий с неправильным вариантом ответа курсор устанавливаем на лист 2 в ячейку А1
запускаем команду Запись макроса в группе Код вкладки Разработчик
В окне задаем имя макросу Лист_2_неправильно в списке «Сохранить в» выбираем «Эта книга» щелкаем ОК (окно закрывается и идет запись макроса) щелкаем по фигуре «неправильный ответ», затем по ярлыку третьего
листа
запускаем команду Остановить запись в группе Код щелкаем по фигуре с неправильным ответом правой кнопки
мыши
выбираем Назначить макрос в открывшемся окне выбираем Лист_2_неправильно щелкаем ОК
последние 4 пункта повторяем с остальными фигурами с вариантами неправильного ответа
3.4. Далее проделываем операции пунктов 3.2 и 3.3 на остальных листах с вопросами, изменяя номера листов в названиях макросов
(Лист_3_правильно, Лист_4_правильно и т.п.)
3.5. Макрос, работающий с возвратом к началу теста курсор устанавливаем на лист 7 в ячейку А1
запускаем команду Запись макроса в группе Код вкладки Разработчик
В окне задаем имя макросу вернуться_к_началу_теста в списке «Сохранить в» выбираем «Эта книга» щелкаем ОК (окно закрывается и идет запись макроса)
щелкаем по фигуре «вернуться к началу теста?», затем на лист 6 по ячейке А1, на клавишу Del, затем на лист 5 по ячейке А1, на клавишу Del, затем на лист 4 по ячейке А1, на клавишу Del, затем на лист 3 по ячейке А1, на клавишу Del, затем на лист 2 по ячейке А1, на клавишу Del, затем по ярлыку первого листа
запускаем команду Остановить запись в группе Код щелкаем по фигуре «вернуться к началу теста?» (на 7 листе книги)
правой кнопки мыши
выбираем Назначить макрос в открывшемся окне выбираем вернуться_к_началу_теста щелкаем ОК
3.6. Теперь нужно посчитать оценку.
Для этого
в любую ячейку листа 7 (например, А1) вставляем формулу
=СУММ(Лист2!A1;Лист3!A1;Лист4!A1; Лист5!A1; Лист6!A1) теперь в ячейку, располагающуюся рядом с фигурой «Ваша
оценка» вставляем формулу подсчета оценки
=ЕСЛИ(А1=5;5;ЕСЛИ(А1=4;4; ЕСЛИ(А1=3;3;2)))
3.7. Для удобства контроля и невозможности со стороны учащихся изменить тест, воспользуйтесь командой Параметры Excel основного меню программы. На вкладке Дополнительно в группе Показать параметры для следующей книги уберите флажок Показывать ярлычки листов.
8 Задание 1. По предложенной теме (уточнить у преподавателя) создать интерактивный тест на 20 вопросов.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.