Рабочая тетрадь по общепрофессиональной дисциплине ОП. 03 Статистика для обучающихся 2 курса специальности СПО 21.02.05 Земельно-имущественные отношения. Рабочая тетрадь по дисциплине "Статистика" разработана в соответствии с требованиями ФГОС СПО, учебным планом и рабочей программой, утвержденной директором ГБПОУ ПТТТиС. Рабочая тетрадь по дисциплине "Статистика" предназначена для выполнения практических занятий, а также самостоятельной внеаудиторной работы.Рабочая тетрадь по общепрофессиональной дисциплине ОП. 03 Статистика для обучающихся 2 курса специальности СПО 21.02.05 Земельно-имущественные отношения
Рабочая тетрадь по статистике.docx
Министерство образования и молодежной политики
Ставропольского края
ГБПОУ «Пятигорский техникум торговли, технологий и сервиса»
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ
для самостоятельной работы и практических
занятий
по общепрофессиональной дисциплине
ОП. 03 СТАТИСТИКА
для обучающихся очного отделения
специальности 21.02.05 Земельноимущественные отношения 20172018
ПЯТИГОРСКИЙ ТЕХНИКУМ ТОРГОВЛИ, ТЕХНОЛОГИЙ И
СЕРВИСА
П(Ц)К Учетноэкономических и юридических дисциплин
Рецензент
Преподаватель профессиональных дисциплин Вартанова Е.В.
Автор: Иванова М.Д., преподаватель первой квалификационной категории
Статистика: Рабочая тетрадь: Пятигорск: ГБПОУ ПТТТиС, 2017.
Рабочая тетрадь по дисциплине «Статистика» разработана в
соответствии с требованиями ФГОС по специальности СПО 21.02.05
Земельноимущественные отношения, а также имеющимися пособиями и
литературой по статистике.
Рассмотрена на заседании
П(Ц)К «Учетноэкономических и
юридических дисциплин»
Протокол № 1 от 28.08.2017г.
Председатель __________ Т.К. Жидкова
2 СОДЕРЖАНИЕ
Практическая работа № 1. Группировка статистических данных в
соответствии с поставленными задачами
Практическая работа № 2. Построение различных видов статистических
таблиц и графиков
Практическая работа № 3. Расчет различных видов относительных величин
Практическая работа № 4. Расчет средних величин
Практическая работа № 5. Расчет абсолютных и относительных показателей
вариации
Практическая работа № 6. Расчет показателей ряда динамики
Практическая работа № 7. Расчет общих, средних индексов и индексов
структурных сдвигов
Практическая работа № 8. Расчет ошибки выборки, генеральной
совокупности
Рекомендуемая литература
3 ВВЕДЕНИЕ
Переход к рыночной экономике наполняет новым содержанием работу
будущих специалистов по земельноимущественным отношениям и
экономистам. Это предъявляет повышенные требования к уровню
статистической подготовки студентов.
Овладение статистической методологией – одно из непременных
условий познания конъюнктуры рынка,
изучения тенденций и
прогнозирования спроса и предложения, принятия оптимальных решений на
всех уровнях производственной и коммерческой деятельности на рынке
товаров и услуг.
Изучение общепрофессиональной дисциплины «Статистика» вооружит
будущих специалистов по земельноимущественным отношениям
статистическими методами сбора исходной статистической информации, её
обработки и последующего анализа.
Знание методов статистики позволит выявить сложившиеся
закономерности развития различных экономических процессов и дать им
многообразные количественные оценки на основе дисперсионного, индексного
анализа и других методов.
Рабочая тетрадь подготовлена в соответствии с утвержденной рабочей
программой по учебной дисциплине «Статистика» и предназначена для
практических занятий и самостоятельной работы студентов очного отделения.
В рабочей тетради задачи составлены в разрезе отдельных тем.
Решение этих задач позволит студентам освоить технику вычисления
статистических показателей, приемы и методы статистического анализа,
некоторые способы проверки достоверности полученных результатов.
Каждая задача содержит необходимые исходные материалы и перечень
статистических показателей, подлежащих вычислению на их основе и
подробные рекомендации по ее решению.
4 В заключение каждой темы сформулированы контрольные вопросы по
пройденному материалу.
Практическая работа № 1
Тема
«Группировка статистических данных в соответствии с
поставленными зада
чами»
Цель: закрепить теоретический материал по теме «Статистическая
сводка и группировка»; на практике применить изученные методы
составления простых и комбинационных группировок статистических данных;
закрепить умения и навыки составления вспомогательных, результативных и
аналитических таблиц.
Содержание практического занятия
Задание № 1.
Известны следующие данные:
Производство озимой пшеницы в СХП района
Таблица 1.
№
п/п
Посевная
площадь,
га
960
780
1150
1200
540
970
1000
1
2
3
4
5
6
7
Урожайность,
ц/га
25,4
18,9
27,3
20,4
19,8
23,5
29,7
Валовой
сбор, ц
Затраты на производство
озимой пшеницы
тыс.руб.
тыс.чел.ч
24384
14742
31395
24480
10692
22795
29700
5
85,6
51,8
109,2
85,6
37,8
79,7
103,3
257,2
154,0
236,4
248,3
139,1
201,7
250,2 8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
1010
790
670
590
750
880
820
950
970
830
1300
1140
940
31,2
36,7
15,7
21,7
27,8
29,3
32,3
30,1
24,4
27,1
29,6
17,4
33,5
31512
28993
10519
12803
20850
25784
26486
28595
23668
22493
38480
19836
31490
110,8
101,3
36,7
44,2
72,5
90,8
92,7
100,3
82,7
78,6
134,6
198,5
110,4
262,4
212,7
119,3
160,9
203,3
246,3
221,0
237,3
198,5
203,9
227,0
147,3
166,8
По данным табл. 1 произвести группировку СХП района по
урожайности озимой пшеницы, выделив 3 группы с равновеликими
интервалами. Установить зависимость между урожайностью озимой пшеницы,
себестоимостью 1 ц зерна и производительностью труда, предварительно
охарактеризовав каждую группу числом колхозов, средней урожайностью,
себестоимостью 1 ц озимой пшеницы и производительностью труда.
Результаты представить в таблице и проанализировать ее.
Порядок выполнения работы:
1. Необходимо произвести ранжирование СХП района по урожайности
озимой пшеницы (табл. 2).
Ранжирование – это упорядоченное распределение единиц совокупности по
возрастающим (чаще) или убывающим (реже) значениям признака.
Таблица 2.
Ряд СХП, ранжированных по урожайности озимой пшеницы
№ по
Урожайность,
Посевна
ц/га
я
Валовой
сбор,
Затраты на
производство
первому
списку
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
площадь,
ц
га
тыс.руб.
тыс.челч.
6 10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
2. Определить интервал группировки по формуле:
X
max
i
X
min
n
где n – число групп;
Xmin и Xmax – минимальное и максимальное значение группировочного
признака в совокупности.
3. Используя вычисленное значение интервала, построить группы:
1 группа – СХП с урожайностью от _____ ц/га до _____ ц/га;
2 группа СХП с урожайностью от _____ ц/га до _____ ц/га;
3 группа СХП с урожайностью от _____ ц/га до _____ ц/га.
4. Построить группировочную таблицу.
Аналитическая группировка СХП района по урожайности озимой
пшеницы
Таблица 3.
Группы
СХП
Числ
о
СХП
Посев.
площадь
всего по
группе,
га
Валовой
сбор
всего по
группе,
ц
Урожайно
сть, ц/га
(гр.3 /
гр.2)
Денежные
затраты
всего,
тыс.руб.
Б
1
2
3
4
А
1
2
3
Итого
Затраты труда
всего,
тыс.
чел.ч
на 1 ц,
чел.ч
(гр.7/гр.3)
6
7
на 1 ц,
руб.
(гр.5/гр.
3)
5
5. Проанализировать группировочную таблицу:
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
7 __________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Задание № 2.
Произвести комбинационную группировку 15 промышленных
предприятий по данным таблицы 1.
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
Основные показатели промышленных предприятий
Валовая продукция,
тыс.руб.
Среднесписочное
число работников, чел.
Выработка продукции
на 1 работника, руб.
Таблица 1.
390,0
537,6
436,8
700,0
590,4
591,6
511,8
669,6
537,6
315,0
657,6
441,0
604,4
395,2
288,0
260
320
280
360
300
340
300
380
300
200
310
310
200
260
200
8
1500
1680
1560
2080
1968
1740
1706
1860
1792
1575
2192
1470
2022
1592
1440 Для выполнения группировки распределить предприятия на 3 группы с
равновеликими интервалами по численности работников. Каждую группу
распределить на подгруппы предприятий по выработке продукции на 1
работника:
1 группа – до 1500 руб.;
2 группа – от 1501 до 2000 руб.;
3 группа – свыше 2001 руб.
По каждой группе и подгруппе подсчитать:
количество предприятий;
число работников, чел.;
валовую продукцию всего, тыс.руб.;
валовую продукцию в среднем на одно предприятие, руб.
Порядок выполнения работы:
1. Построить ранжированный ряд распределения.
Ряд предприятий ранжированных по численности работников и
выработке продукции
Группы по численности работников
Подгруппы по выработке продукции
на 1 работника
Таблица 2.
у
м
о
в
р
е
п
о
п
№
у
к
с
2
и
п
с
я
а
в
о
л
а
в
.
,
я
и
б
ц
у
к
р
у
.
с
д
ы
о
т
р
4
п
ь
т
с
о
н
н
е
л
с
и
ч
.
л
е
ч
,
в
о
к
и
н
т
о
б
а
р
3
у
м
о
в
р
е
п
о
п
№
у
к
с
6
и
п
с
а
к
т
о
б
а
р
ы
в
и
и
ц
к
у
д
о
р
п
.
б
у
р
,
.
л
е
ч
5
1
а
н
9
а
к
т
о
б
а
р
ы
в
и
и
ц
к
у
д
о
р
п
.
б
у
р
,
.
л
е
ч
7
1
а
н
я
а
в
о
л
а
в
.
,
я
и
б
ц
у
к
р
у
.
с
д
ы
о
т
р
8
п
ь
т
с
о
н
н
е
л
с
и
ч
.
л
е
ч
,
в
о
к
и
н
т
о
б
а
р
9
я
и
т
я
и
р
п
д
е
р
п
№
1
1
2
3
4
5
6 7
8
9
10
11
12
13
14
15
2. Определить интервал группировки по формуле:
X
max
i
X
min
n
3. Используя вычисленное значение интервала, построить группы:
1 группа – предприятия с численностью работников от _____ чел. до
_____ чел;
2 группа – предприятия с численностью работников от _____ чел. до
_____ чел;
3 группа – предприятия с численностью работников от _____ чел. до
_____ чел.
4. Построить итоговую группировочную таблицу 3.
Комбинационная группировка предприятий по численности работников и
Таблица 3.
Группы
Подгруппы
Численность
выработке продукции на 1 работника
Валовая
Число
предпр
продукция,
иятий в
группе/
подгру
работников, чел.
всего в
подгру
тыс.руб.
в сред.
на 1
всего в
подгру
в сред.
на 1
ппе
предпр
иятии
ппе
предпр
иятии
Выработка
продукции на
1 чел., руб.
всего в
подгру
ппе
в сред.
на 1
предпр
иятии
по
численн
ости
работни
ков, чел.
1
по
выработке
продукции,
руб.
ппе
до 1500
15012000
св. 2001
Итого
2
до 1500
15012000
св. 2001
10 Итого
3
Итого
ВСЕГО
до 1500
15012000
св. 2001
5. Проанализировать группировочную таблицу:
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Контрольные вопросы:
1. Что такое статистическая сводка?
2. Что собой представляет группировка данных?
3. Какие вы знаете виды группировок?
4. Что такое интервал группировки?
Ответы на контрольные вопросы:
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
11 __________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Практическая работа № 2
Тема
«Построение различных видов статистических таблиц и
графиков
»
Цель:
закрепить теоретический материал по теме «Способы
наглядного представления статистических данных»; на практике применить
умения и навыки составления различных видов статистических таблиц и
графиков.
Содержание практического занятия
Задание № 1.
12 По нижеследующим данным произвести группировку рабочих бригады
по стажу работы в годах. Результаты представить в виде таблицы и
проанализировать их. Построить полигон распределения.
1 3 3 4 7 6 6 5 5 5 1 2 4 4 4 2 3 7 6 5 4
2 4 1 4 2 6 2 1 7 6 5 4 3 4 3 2 5 5 4 4 3 2 5 7
Задание № 2.
Используются данные за прошлый год по 20 СХП Предгорного района
об урожайности зерновых культур (ц/га), площади посева зерновых культур
(га), валовом сборе зерновых культур (ц).
По имеющимся данным произведена группировка этих хозяйств по
уровню урожайности зерновых с выделением 3х групп: 1820 ц/га; 2024 ц/га;
2428 ц/га.
Построить макет статистической таблицы с отражением необходимых
показателей и указать ее вид.
Методические указания:
Предлагается разбить совокупность хозяйств на 3 группы по одному
признаку – урожайность зерновых культур. Следовательно, подлежащее будет
разделено на 3 группы по одному признаку (урожайность), а в сказуемом
будут отражены валовой сбор зерновых, посевная площадь и средняя
урожайность зерновых культур.
Задание № 3.
Имеются следующие данные по группе промышленных предприятий за
отчетный год (табл. 1).
№
предпря
Объем
продукции,
млн.руб.
Таблица 1.
Прибыль,
млн.руб.
Среднегодовая
Среднесписочное
число
работников,
чел.
стоимость
основных
фондов,
млн.руб.
13 1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
591
1776
1395
888
1752
1440
1734
612
1398
876
1269
576
1080
624
10,0
22,8
18,4
12,6
22,0
19,0
21,6
9,4
19,4
13,6
17,6
8,8
14,0
10,2
900
1500
1412
1200
1485
1420
1390
817
1375
1200
1365
850
1290
900
27,0
272,0
194,0
88,0
292,0
220,0
276,0
60,0
224,0
100,0
110,0
61,0
128,0
67,0
Требуется:
1. Выполнить группировку предприятий по объему продукции, приняв
следующие интервалы: а) до 600 млн.руб.; б) от 600 до 1200 млн.руб.; в)
более 1200 млн.руб.
2. По каждой группе и в целом по всем предприятиям определить число
предприятий, объем продукции, среднесписочное число работников,
среднюю выработку продукции на одного работника.
3. Представить результаты группировки в виде статистической таблицы.
4. Составленную статистическую таблицу создать в программе MS Excel,
произвести необходимые вычисления посредством программы.
5. Проанализировать составленную таблицу.
Контрольные вопросы:
1. Что такое статистическая таблица?
2. Что собой представляет подлежащее и сказуемое таблицы?
3. Какие вы знаете виды статистических таблиц?
4. Что такое интервал статистический график?
Ответы на контрольные вопросы:
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
14 __________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
15
Рабочая тетрадь ОП. 03 Статистика
Рабочая тетрадь ОП. 03 Статистика
Рабочая тетрадь ОП. 03 Статистика
Рабочая тетрадь ОП. 03 Статистика
Рабочая тетрадь ОП. 03 Статистика
Рабочая тетрадь ОП. 03 Статистика
Рабочая тетрадь ОП. 03 Статистика
Рабочая тетрадь ОП. 03 Статистика
Рабочая тетрадь ОП. 03 Статистика
Рабочая тетрадь ОП. 03 Статистика
Рабочая тетрадь ОП. 03 Статистика
Рабочая тетрадь ОП. 03 Статистика
Рабочая тетрадь ОП. 03 Статистика
Рабочая тетрадь ОП. 03 Статистика
Рабочая тетрадь ОП. 03 Статистика
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.