Рабочая тетрадь по предмету «Основы технического черчения» предназначена для организации и контроля самостоятельной внеаудиторной работы обучающихся по профессии «Тракторист – машинист сельскохозяйственного производства».
Рабочая тетрадь составлена с опорой на тематическое планирование по предмету «Основы технического черчения», рассчитанного на 20 часов теоретического обучения и 20 часов самостоятельной внеаудиторной работы.
В рабочую тетрадь входят тестовые задания, самостоятельные практические работы.
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ ОСНОВЫ ТЕХНИЧЕСКОГО ЧЕРЧЕНИЯ Колтовская.doc
Государственное образовательное бюджетное учреждение
среднего профессионального образования
Воронежской области
«Аннинский аграрнопромышленный техникум»
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ
ОСНОВЫ ТЕХНИЧЕСКОГО ЧЕРЧЕНИЯ п.г.т. Анна 2015
Рабочая тетрадь для обучающихся ГОБУ СПО ВО «ААПТ» по профессии
«Тракторист – машинист сельскохозяйственного производства»
Разработал преподаватель ГОБУ СПО ВО «ААПТ» Колтовская А.А. Пояснительная записка
Современное общество ставит перед образовательными учреждениями
задачу развития личностно значимых качеств обучающихся, создание условий
для раскрытия их творческого потенциала, формирование определенной модели
выпускника.
Введение новых образовательных стандартов уделяет большое внимание
самостоятельной работе обучающихся, которая является одной из основных
форм самообразования.
Применение рабочих тетрадей позволяет научить обучающихся учиться
самостоятельно, критически мыслить; размышлять, делать обоснованные
выводы; принимать самостоятельные аргументированные решения; научить
работать в команде, выполняя разные социальные роли, а также оценивать
значимость продукта проектной деятельности.
Рабочая тетрадь по предмету «Основы технического черчения»
предназначена для организации и контроля самостоятельной внеаудиторной
работы обучающихся по профессии «Тракторист – машинист
сельскохозяйственного производства».
Рабочая тетрадь составлена с опорой на тематическое планирование по
предмету «Основы технического черчения», рассчитанного на 20 часов
теоретического обучения и 20 часов самостоятельной внеаудиторной работы.
В рабочую тетрадь входят тестовые задания, самостоятельные
практические работы.
Выполнение обучающимися заданий, входящих в рабочую тетрадь,
позволяет им лучше понять, запомнить, применить знания на практике при
решении творческих задач.
В процессе преподавания дисциплины необходимо формировать у
студентов интерес к самостоятельной внеаудиторной работе с рабочей
тетрадью, навыки самостоятельного изучения учебного материала и работы с
нормативносправочной литературой.
В
уметь:
результате
выполнения
работ
обучающийся должен:
читать рабочие и сборочные чертежи и схемы;
выполнять эскизы, технические рисунки и простые чертежи деталей, их
элементов, узлов.
должен знать:
виды нормативнотехнической и производственной документации;
правила чтения технической документации;
способы графического представления объектов, пространственных
образцов и схем;
правила выполнения чертежей, технических рисунков и эскизов;
технику и принципы нанесения размеров
В процессе освоения дисциплины у обучающихся должны формироваться
общие компетенции (ОК):
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии,
проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и
способов ее достижения, определенных руководителем.
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и
итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести
ответственность за результаты своей работы.
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного
выполнения профессиональных задач.
ОК 5. Использовать информационнокоммуникационные технологии в
профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами,
руководством, клиентами.
ОК 7. Организовать собственную деятельность с соблюдением требований
охраны труда и экологической безопасности.
ОК 8. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением
полученных профессиональных знаний (для юношей)
В процессе освоения дисциплины у обучающихся должны
формироваться профессиональные компетенции (ПК):
ПК 1.3. Выполнять работы по обслуживанию технологического
оборудования животноводческих комплексов и механизированных ферм.
ПК 1.4. Выполнять работы по техническому обслуживанию тракторов,
сельскохозяйственных машин и оборудования в мастерских и пунктах
технического обслуживания.
ПК 2.1.
Выполнять работы по техническому обслуживанию
сельскохозяйственных машин и оборудования при помощи стационарных и
передвижных средств технического обслуживания и ремонта.
ПК 2.2. Проводить ремонт, наладку и регулировку отдельных узлов и
деталей тракторов, самоходных и других сельскохозяйственных машин,
прицепных и навесных устройств, оборудования животноводческих ферм и
комплексов с заменой отдельных частей и деталей.
ПК 2.3. Проводить профилактические осмотры тракторов, самоходных и
других сельскохозяйственных машин, прицепных и навесных устройств,
оборудования животноводческих ферм и комплексов.
ПК 2.4. Выявлять причины несложных неисправностей тракторов,
самоходных и других сельскохозяйственных машин, прицепных и навесных
устройств, оборудования животноводческих ферм и комплексов и устранять их. ПК 2.5. Проверять на точность и испытывать под нагрузкой
отремонтированные сельскохозяйственные машины и оборудование.
ПК 2.6. Выполнять работы по консервации и сезонному хранению
сельскохозяйственных машин и оборудования
ПК 3.3. Осуществлять техническое обслуживание транспортных средств в
пути следования.
ПК 3.5. Работать с документацией установленной формы
Методические рекомендации для выполнения работ
В данной рабочей тетради представлены задания по выполнению
практических, графических и самостоятельных работ по предмету «Основы
технического черчения» для профессии «Трактористмашинист
сельскохозяйственного производства» в соответствии с требованиями ФГОС
2014 года.
Обучающиеся должны выполнить двенадцать обязательных работ,
выполнение остальных преподаватель выдаёт, если необходимо проверить
знания обучающихся, полученные при изучении предмета «Черчение» в средней
школе.
К каждой работе даны указания по выполнению, при необходимости
приведены примеры выполнения и оформления графической работы.
Оформление графических работ.
Графические работы выполняются либо в самой рабочей тетради, либо на
чертежной бумаге формата А4 (210х297) карандашом. Выполнение рамки и
основной надписи обязательно. Форма, размеры и порядок заполнения основных
надписей определены ГОСТ 2.10468. Все надписи, как и отдельные
обозначения в виде букв и цифр, на чертежах должны быть выполнены шрифтом
номер 3,5 или 5 в соответствии с ГОСТ 2.30481. Все чертежи, кроме эскизов
выполняются с помощью чертежных инструментов. Толщина линий в
соответствии с ГОСТ 2.30468
Чертежные инструменты и принадлежности
.
Для выполнения графических работ обучающийся должен использовать
карандаши чертежные Т (Н), ТМ (НВ), М (В); измерительную линейку; 2
угольника (с углами 45х45х90 и 30х60х90); циркуль; резинку мягкую;
приспособление для заточки карандашей. ВВЕДЕНИЕ
Введение в предмет черчения. Материалы, принадлежности, чертежные
инструменты.
История возникновения графических способов изображений и чертежа
Чертежи на Руси изготавливались «чертежщиками», упоминание о
которых можно найти в «Пушкарском приказе» Ивана ІV.
Другие изображения – чертежирисунки, представляли собой вид на
сооружение «с высоты птичьего полета»
В конце 12 в. в России вводятся масштабные изображения и
проставляются размеры. В 18 веке русские чертежники и сам царь Петр І
выполняли чертежи методом прямоугольных проекций (основателем метода
является французский математик и инженер Гаспар Монж). По приказу Петра І
преподавание черчения было введено во всех технических учебных заведениях. Вся история развития чертежа неразрывно связана с техническим
прогрессом. В настоящее время чертеж стал основным документом делового
общения в науке, технике, производстве, дизайне, строительстве.
Создать и проверить машинный чертеж невозможно, не зная основ
графического языка. С которыми вы познакомитесь, изучая дисциплину
«Основы технического черчения»
Разновидности графических изображений
Задание: подпишите названия изображений. Материалы, принадлежности, чертежные инструменты.
Из истории Железный циркуль был найден на территории Франции в галльском
кургане 1 века нашей эры. В пепле, засыпавшем Помпею девятнадцать веков
назад, археологи также обнаружили множество бронзовых циркулей.
В Древней Руси был распространен циркульный орнамент из мелких
правильных кружков. Стальной циркульный резец был найден при раскопках в
Новгороде Великом.
Карандаш получил свое название от слияния двух тюркских слов: кара –
черный и таш – камень. В 16 веке англичане нашли у себя залежи графита.
Хрупкие стерженьки помещали в изящную оправу из тростника или красного
дерева и только в конце 18 века, чех Й. Гармут предложил делать пишущие
стержни из смеси измельченного графита и глины. Стержни для письма назвали
«кохинор» «не имеющие равных».
Транспортир – инструмент для градусного измерения и вычерчивания
углов, изготавливаемый из жести или пластмассы.
Лекало – тонкая пластинка с криволинейными кромками, служащая для
вычерчивания кривых (лекальных) линий, которые нельзя провести с помощью
циркуля.
Слово ластик, оказывается, произошло от сокращенного слова
«гуммиэластик», что переводится как каучук.
Готовальня – набор чертежных инструментов и принадлежностей,
уложенных в футляр. ГЕОМЕТРИЧЕСКОЕ ЧЕРЧЕНИЕ.
Необходимо изучить основные положения ГОСТ 2.30168 (форматы),
ГОСТ 2.30268 (масштабы), ГОСТ 2.30368 (линии), ГОСТ 2.30481
(шрифты чертежные),
ГОСТ 2.30668 (обозначения графических
материалов и правила их нанесения на чертежах), ГОСТ 2.307 68
(нанесение размеров).
Задание № 1. Линии чертежа.
Упражнение 1.
На листе формата А4 вычертить заданные вертикальные, горизонтальные,
наклонные и пересекающиеся прямые. Рекомендуемые расстояния между
линиями 10 и 5 мм.
Упражнение 2. На листе формата А4 вычертить заданные окружности и дуги сплошными
– толстыми основными и тонкими, штриховыми и штрихпунктирными линиями.
Интервалы между концентрическими окружностями и дугами равны 10 и 5 мм.
Упражнение 3
сплошная (толстая) основная
сплошная тонкая
тонкая волнистая
тонкая с изломами
разомкнутая
штрихпунктирная
штриховая
Задание для упражнений 1, 2 Дата ____________Оценка _________Подпись преподавателя__________ Шрифты. Основная надпись чертежа.
Теоретическая часть. Необходимо изучить основные положения
ГОСТ 2.30168 (форматы), ГОСТ 2.104 2006 (основная надпись), (ГОСТ
2.30481)
Вопросы для закрепления
Укажите размеры форматов
1.
А4__________________________________
А2__________________________________
А3__________________________________
А1__________________________________
2.
В каком месте поля чертежа располагают основную надпись?
_____________________________________________________________
____________________________________________________________________
_____________________________________________________________
3.
Какие сведения о детали указывают в основной надписи?
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
__________________________________________________________
Практическая часть.
Расчеты параметров чертежных шрифтов
Параметры шрифта
Высота
прописных букв
Высота
строчных букв
Расстояние между
буквами
Минимальное
расстояние между
основаниями строк
Минимальное
расстояние между
словами
Толщина букв
h
с
а
b
е
d
Обозначение Относит.
размер
Размер в мм
3,5
5
5
3,5
0,7 h
0,2 h
1,7 h
0.6 h
2,5
0,7
6,0
2,1
7
7
5
1,4
10
10
7
2,0
14
14
10
2,8
12,0
17,0
24,0
3,5
0,1
8,5
3,0
4,2
6,0
8,4
0.1 h
0,35
0,5
0,7
0,1
1,4 Изучите форму и размеры представленной основной надписи для чертежей
и перечертите её на формате А4. Дата ____________Оценка _________Подпись преподавателя__________ Правила нанесения размеров
Необходимо изучить основные положения ГОСТ 2.30668
(обозначения графических материалов и правила их нанесения на
чертежах)
Размеры бывают:
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
______
Знаки, которые применяют при нанесении размеров:
L –
R –
Ǿ
S
– □
Задание:
Нанести размеры Дата ____________Оценка _________Подпись преподавателя___________ Работа № 4.
Геометрические построения на плоскости.
На листе формата А4 вычертить контур детали в масштабе, указанном в
задании; нанести размеры.
Масштаб чертежа 1: 1. Наименование детали – Матрица. Материал –
сталь.
Вопросы для самопроверки:
1.
Прочитайте основную надпись, выполненную вами; как называется
изделие? Из какого материала должно быть изготовлено изделие? В каком
масштабе выполнен чертёж?
2.
3.
4.
Что такое масштаб и как он обозначается на чертеже?
Какие габаритные разметы детали можно определить по чертежу?
Какие способы деления окружностей на три, шесть и двенадцать
равных частей вы знаете?
5.
11 мм?
Какими линиями определены центры трёх окружностей диаметром
Геометрические построения
Деление окружности на 5 и 10 частей
Деление окружности на 4 и 8 частей Деление окружности на 3, 6 и 12 частей
Деление отрезка на 9 частей Дата ____________Оценка _________Подпись преподавателя______
Сопряжение
–
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
___________________________________________________________
Сопряжения.
Практическая часть.
Выполнить чертеж дверного ключа
1. На листе формата А4 вычертить заданные примеры на выполнение
сопряжения и нанести все размеры. 2. Сопряжение тупого, острого и прямого углов
Дата ____________Оценка _________Подпись преподавателя___________ ПРОЕКЦИОННОЕ ЧЕРЧЕНИЕ
Виды. Аксонометрические проекции. Необходимо изучить теоретический материал по теме " Виды.
Аксонометрические проекции".
Получение аксонометрических проекций плоских фигур
Задание № 1.
На листе формата А4 постройте в прямоугольной диметрии
прямоугольный параллелепипед размером 40 х 50 х 70мм.
Задание № 2.
На листе формата А4 постройте во фронтальной диметрии куб 50 х 50 х
50мм.
Задание № 3.
На листе формата А4 вычертите во фронтальной диметрии проекцию
втулки, расположив ось втулки по оси (у). Наружный диаметр втулки – 60 мм,
внутренний диаметр 45 мм, высота 50мм.
Задание
на повторение. Построить на горизонтальной плоскости
проекции геометрическую фигуру. Аксонометрическая проекция детали с цилиндрическими элементами
Эллипс–
__________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
______________________________________________________________
__________________________________________________________________
____________________________________________________________________
________________________________________________________________
Овал Дата ____________Оценка _________Подпись преподавателя___________
Виды. Расположения видов на чертеже.
Вид
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
_____________________________________________________________
Главный вид (вид спереди)
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
______________________________________________________________
Вид сверху –
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
______________________________________________________________
Вид слева
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
__________________________________________________________
Практическая часть.
По аксонометрической проекции постройте чертеж детали в необходимом
количестве видов в масштабе 1:1. Нанесите размеры. Дата ____________Оценка _________Подпись преподавателя___________ Технический рисунок.
Технический рисунок – наглядное изображение предмета (объекта),
выполненное от руки в глазомерном масштабе, в котором раскрыты технические
особенности, правильно переданы конструктивная форма и пропорциональные
соотношения.
Теоретическая часть:
Вопросы для самоконтроля:
1.
2.
3.
4.
Что понимают под техническим рисованием?
Для чего предназначен технический рисунок?
Как выполняется рисунок окружности?
В какой последовательности выполняют технические рисунки
многогранников?
В какой последовательности выполняют рисунки тел вращения?
Что называется светотенью?
5.
6.
Практическая часть:
По словесному описанию детали выполните технический рисунок на листе
в клетку
Вариант №1
Корпус представляет собой сочетание двух параллелепипедов, из которых
меньший поставлен большим основанием в центре верхнего основания другого
параллелепипеда. Через центры параллелепипедов вертикально проходит
сквозное ступенчатое отверстие.
Общая высота детали 30 мм.
Высота нижнего параллелепипеда 10 мм, длина 70 мм, ширина 50 мм.
Второй параллелепипед имеет длину 50 мм, ширину 40 мм.
Диаметр нижней ступени отверстия 35 мм, высота 10 мм; диаметр второй
ступени 20 мм.
Примечание: при нанесении размеров деталь рассматривать цельной.
Вариант № 2 Опора представляет собой прямоугольный параллелепипед, к левой
(наименьшей) грани которого присоединен полуцилиндр, имеющий с
параллелепипедом общее нижнее основание. По центру верхней (наибольшей)
грани параллелепипеда,
вдоль ее длинной стороны, проходит паз
призматической формы. В основании детали находится сквозное отверстие
призматической формы. Его ось совпадает на виде сверху с осью паза.
Высота параллелепипеда 30 мм, длина 65 мм, ширина 40 мм.
Высота полуцилиндра 15 мм, основание R 20 мм.
Ширина паза призматической формы 20 мм, глубина 15 мм.
Ширина отверстия 10 мм, длина 60 мм. Находится отверстие на
расстоянии 15 мм от правой грани опоры.
Примечание: при нанесении размеров деталь рассматривать цельной.
Вариант № 3
Корпус представляет собой сочетание квадратной призмы и усеченного
конуса, который стоит большим основанием в центре верхнего основания
призмы. Вдоль оси конуса проходит сквозное ступенчатое отверстие.
Общая высота детали 65 мм.
Высота призмы 15 мм, размер сторон основания 70x70 мм.
Высота конуса 50 мм, нижнее основание
50 мм, верхнее
Диаметр нижней части отверстия 25 мм, высота 40 мм.
Диаметр верхней части отверстия 15 мм.
Ǿ
Ǿ
30 мм.
Примечание: при нанесении размеров деталь рассматривать цельной.
Вариант № 4
Втулка представляет собой сочетание двух цилиндров со ступенчатым
сквозным отверстием, которое проходит вдоль оси детали.
Общая высота детали 60 мм.
Высота нижнего цилиндра 15 мм, основание
Основание второго цилиндра
Отверстие снизу
Верхняя часть отверстия
45 мм.
50 мм, высота 8 мм.
30 мм.
Ǿ
Ǿ
Ǿ
Ǿ
70 мм.
Примечание: при нанесении размеров деталь рассматривать цельной.
Вариант № 5 Основание представляет собой параллелепипед. По центру верхней
(наибольшей) грани параллелепипеда, вдоль ее длинной стороны, проходит паз
призматической формы. В пазу имеются два сквозных цилиндрических
отверстия. Центры отверстий отстоят от торцов детали на расстоянии 25 мм.
Высота параллелепипеда 30 мм, длина 100 мм, ширина 50 мм.
Глубина паза 15 мм, ширина 30 мм.
Диаметры отверстий 20 мм.
Примечание: при нанесении размеров деталь рассматривать цельной.
Вариант № 6
Корпус представляет собой куб, вдоль вертикальной оси которого
проходит сквозное отверстие: сверху полуконическое, а затем переходящее в
ступенчатое цилиндрическое.
Ребро куба 60 мм.
Глубина отверстия полуконической формы 35 мм, верхнее основание
40Ǿ
мм, нижнее
Ǿ
20 мм.
Высота нижней ступени отверстия 20 мм, основание
средней части отверстия 20 мм.
Ǿ
50 мм. Диаметр
Примечание: при нанесении размеров деталь рассматривать цельной.
Вариант №7
Опора представляет собой сочетание параллелепипеда и усеченного
конуса. Конус большим основанием поставлен в центре верхнего основания
параллелепипеда. По центру меньших боковых граней параллелепипеда
проходят два выреза призматической формы. Вдоль оси конуса просверлено
сквозное отверстие цилиндрической формы
15 мм.
Ǿ
Общая высота детали 60 мм.
Высота параллелепипеда 15 мм, длина 90 мм, ширина 55 мм.
Диаметры оснований конуса 40 мм (нижнее) и 30 мм (верхнее).
Длина выреза призматической формы 20 мм, ширина 10 мм.
Примечание: при нанесении размеров деталь рассматривать цельной. Вариант № 8
Корпус представляет собой полый прямоугольный параллелепипед. В
центре верхнего и нижнего основания корпуса имеются два прилива конической
формы. Через центры приливов проходит сквозное отверстие цилиндрической
формы
Ǿ
Общая высота детали 59 мм.
Высота параллелепипеда 45 мм, длина 90 мм, ширина 40 мм. Толщина
10 мм.
стенок параллелепипеда 10 мм.
Высота конусов по 7 мм, основания
Ǿ
30 мм и
Ǿ
20 мм.
Примечание: при нанесении размеров деталь рассматривать цельной.
Вариант № 9
Опора представляет собой сочетание двух цилиндров с одной общей осью.
Вдоль оси проходит сквозное отверстие: сверху призматической формы с
квадратным основанием, а затем цилиндрической формы.
Общая высота детали 50 мм.
Высота нижнего цилиндра 10 мм, основание
Ǿ
70 мм. Диаметр основания
второго цилиндра 30 мм.
Ǿ
Высота цилиндрического отверстия 25 мм, основание
Сторона основания призматического отверстия 10 мм.
24 мм.
Примечание: при нанесении размеров деталь рассматривать цельной. Дата ____________Оценка _________Подпись преподавателя___________ Эскизы.
Назначение эскизов.
К эскизам относят чертежи, предназначенные для разового использования
в производстве. Изображение предмета на эскизе выполняется по правилам
прямоугольного проецирования, но от руки с глазомерным соблюдением
пропорций.
Порядок выполнения эскизов.
Приступая к выполнению эскиза, необходимо внимательно ознакомится с
деталью, уяснить общую геометрическую форму и форму отдельных её частей.
Затем определить количество видов необходимых для полного выявления
формы и размеров детали, выбрать главный вид.
Что называется эскизом?
Практическая часть.
1.
_______________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
_____________________________________________________
2. На миллиметровой бумаге форматом А4 по наглядному изображению
детали выполните эскиз в необходимом количестве видов. Дата ____________Оценка _________Подпись преподавателя___________
ТЕХНИЧЕСКОЕ ЧЕРЧЕНИЕ
Сечения.
Сечение
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
________________________________________________________________
Практическая часть.
Постройте сечения Дата ____________Оценка _________Подпись преподавателя__________ Разрезы.
Теоретическая часть.
1.Закончите предложение:
Разрезом называется_________________________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________
Практическая часть.
По двум проекциям детали построить третий вид – вид слева.
Для выявления внутреннего контура выполнить разрез на месте главного
вида. Нанести размеры. Чертёж с разрезом выполните на листе форматом А4. Дата ____________Оценка _________Подпись преподавателя__________ Вырезы и срезы на геометрических телах
Элементы деталей
1. ШЛИЦ – паз в виде прорези или канавки на деталях машин.
Например, прорезь в головке винта или шурупа, в которую вставляется конец
отвертки при их завинчивании. 2. ПАЗ – продолговатое углубление или отверстие на поверхности
детали, ограниченное с боков параллельными плоскостями.
3. ЛЫСКА – плоский срез с одной или с двух сторон цилиндрических,
конических или сферических участков детали. Лыски предназначены для
захвата гаечным ключом и др.
4. ПРОТОЧКА это кольцевая канавка на стержне, технологически
необходимая для выхода резьбонарезанного инструмента при изготовлении
детали или других целей.
5. ПАЗ ШПОНОЧНЫЙ – прорезь в виде канавки, служащая для
установки шпонки, которая передает вращение от вала к втулке и наоборот.
6. ОТВЕРСТИЕ ЦЕНТРОВОЕ – элемент детали, служащий для
уменьшения ее массы, подачи смазки к трущимся поверхностям, соединения
деталей и др. Отверстия могут быть сквозными и глухими.
7. ФАСКА – обточка на усеченный конус цилиндрической кромки
детали.
Задание: Вместо цифр напишите названия элементов детали Дата ____________Оценка _________Подпись преподавателя___________ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОЕ ЧЕРЧЕНИЕ
Изображения соединений.
В сборочных единицах детали поразному соединяются друг с другом.
Соединение деталей в изделии может быть разъемным либо неразъемным.
Рассмотрим названные типы соединений.
К разъемным соединениям относятся такие соединения, которые
допускают многократную разборку и сборку без разрушения деталей и
соединительных элементов, входящих в них. К разъемным соединениям
относятся резьбовые соединения (болтовые, винтовые, шпилечные), шлицевые
или зубчатые, шпоночные и штифтовые (рис.). С помощью разъемных
соединений можно осуществить разборку, настройку и ремонт изделия.
Рисунок – Разъемные соединения К неразъемным соединениям относятся такие соединения, которые не
подлежат разборке и могут быть разъединены только в результате разрушения
соединяемых деталей либо элементов, их соединяющих. К неразъемным
соединениям относятся клепаные, паяные, сварные, клеевые, сшивные и др.
(рис.). Эти соединения применяются в тех случаях, когда необходимо упростить
технологию изготовления изделия и сократить расход дефицитных материалов.
Рисунок – Неразъемные соединения
Задание № 1.
Выполнить презентацию в программе Power Point по теме «Чертежи
соединений».
Презентация должна содержать:
1.
Титульный слайд: название, фамилия и имя автора, группа, дата
создания;
2.
3.
4.
5.
Теоретические основы по данной теме;
Графическое изображение соединения деталей;
Чертежи соединения деталей;
Последний слайд: список использованной литературы. Выполненная работа предъявляется на проверку на электронном носителе.
Задание № 2.
Рассмотрите виды соединений, определите, как они называются, и
заполните таблицу.
Рисунок Виды соединений
Номер
изображенного
соединения
Название соединения
1
2
3
4
5
6
Дата ____________Оценка _________Подпись преподавателя___________ Порядок чтения технической документации.
Прочесть чертёж—это значит ясно представить форму и размеры
деталей, изображённых на данном чертеже, разобраться во взаимной связи
деталей и узлов в их взаимодействии. Без этого невозможно произвести
деталирование сборочного чертежа или выполнить по нёму сборку машины.
Задание
1
На какие вопросы необходимо ответить, что наиболее правильно
прочесть сборочный чертёж?
_______________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
_________________
2 Из какого документа можно получить сведения об основных размерах
стандартных изделий, изображённых на сборочном чертеже?
____________________________________________________________________
__________________
3 Какие сведения содержит паспорт изделия?
____________________________________________________________________
__________________
4 Какие элементы деталей можно не показывать на чертеже?
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________
5 Для чего используются условности и упрощения на сборочных чертежах?
_______________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
___________________________________________________________ Дата ____________Оценка _________Подпись преподавателя___________
Задание № 1.
Прочесть кинематическую схему механизма заднего моста гусеничного
Чтение схем.
трактора.
Кинематическая схема заднего моста трактора ТДТ55А с муфтами
поворота: 1 корпус; 2 главная передача; 3 стакан; 4,13 ведущая и ведомая
шестерни главной передачи; 5,6 ведущая и ведомая шестерни бортовой
передачи; 7 ведущая звездочка; 8,12 валы; 9 картер бортовой передачи; 10
ленточный тормоз; 11 фрикционная муфта; 14 бортовая передача
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Задание № 2
Используя условные графические обозначения в кинематических схемах
(ГОСТ 2. 77068 ЕСКД. Обозначения условные графические в схемах. Элементы
кинематики) составить простейшую кинематическую схему изделия или устройства, изучаемого по специальности. Схему оформить на листе форматом
А4.
Дата ____________Оценка _________Подпись преподавателя___________
Тестовые задания №1
ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ
Вариант №1.
Выберите и подчеркните правильные ответы на вопросы.
1.
а) А1; б) А2; в) А4?
2. Чему равна толщина штрихпунктирной линии, если на чертеже
Какое обозначение по ГОСТу имеет формат размером 210x297:
сплошная основная толстая линия равна 0.8 мм:
а) 1мм: б) 0.8 мм: в) 0.3 мм?
_____________________________________________________________
Вариант №2.
Выберите и подчеркните правильные ответы на вопросы.
1.
а) в левом нижнем углу; б) в правом нижнем углу; в) в правом верхнем
На каком месте чертежа располагается основная надпись:
углу?
2. На какую величину должны выступать за контур изображения осевые и
центровые линии:
а) 3…5 мм; б) 5…10 мм4 в) 10…15 мм?
Вариант №3.
Выберите и подчеркните правильные ответы на вопросы.
Какое расположение формата А4 допускается ГОСТом:
1.
А) вертикальное; б) горизонтальное; в) вертикальное и горизонтальное?
2. . Чему равна толщина сплошной тонкой линии, если на чертеже
сплошная основная толстая линия равна 1 мм:
а) 0.3 мм: б) 0.8 мм: в) 0.5 мм?
Вариант №4.
Выберите и подчеркните правильные ответы на вопросы. На каком расстоянии от краев листа проводят рамку чертежа:
1.
а) слева, сверху, справа и снизу – по 5 мм; б) слева, сверху и снизу – по 10
мм, справа – 25 мм; в) слева – 20 мм, сверху, справа и снизу – по 5 мм?
2. Каким типом линии выполняются осевые и центровые линии на
чертежах:
а) сплошной тонкой линией; б) штрихпунктирной линией; в) штриховой
линией?
Вариант №5.
Выберите и подчеркните правильные ответы на вопросы.
Какие размеры по ГОСТу имеет формат А4:
1.
а) 297x210 мм; б) 297x420 мм; в) 594x841 мм?
2. В зависимости от какой линии выбираются толщины линий чертежа:
а) штрихпунктирной линии; б) сплошной тонкой линии; в) сплошной
основной толстой линии?
Тестовые задания №2
Вариант №1.
Выберите и подчеркните правильные ответы на вопросы.
Какая величина принимается за размер шрифта:
а) высота строчной буквы; б) высота прописной буквы; в) высота
промежутков между строк?
Вариант №2.
Выберите и подчеркните правильные ответы на вопросы.
Чему равна высота прописной буквы рифта №5:
а) 10 мм; б) 7 мм; в) 5 мм; г) 3.5 мм?
Вариант №3.
Выберите и подчеркните правильные ответы на вопросы.
Чему равна высота строчных букв, имеющие выступающие элементы в, д,
б, р, ф:
а) высоте прописной буквы; б) высоте строчной буквы; в) больше высоты
прописной буквы?
Вариант №4.
Выберите и подчеркните правильные ответы на вопросы.
Различаются ли по написанию прописные и строчные буквы А, Е, Т, Г, И:
а) различаются; б) не различаются; в) различаются в написании отдельных
элементов?
Вариант №5.
Выберите и подчеркните правильные ответы на вопросы.
Чему соответствует высота цифр чертежного шрифта: а) высоте строчной буквы; б) высоте прописной буквы; в) половине
высоты прописной буквы?
Тестовые задания №3
Вариант №1.
Выберите и подчеркните правильные ответы на вопросы.
1. Какую длину предмета надо указать на чертеже, если она равна 1250
мм, а масштаб изображения 1:10:
а) 125: б) 1250; в) 12.5?
2. Какую букву следует нанести перед размерным числом при указании
толщины детали:
а) R; б) L; в) S?
Вариант №2.
Выберите и подчеркните правильные ответы на вопросы.
1.
На чертеже задан масштаб 2:1. Как будут соотноситься линейные
размеры изображения с линейными размерами спроецированного предмета:
2.
а) изображение больше действительной величины предмета; б)
изображение соответствует действительной величине предмета; в) изображение
меньше действительной величины предмета?
Какой масштаб предпочтителен для выполнения чертежа детали:
Вариант №3.
Выберите и подчеркните правильные ответы на вопросы.
1.
а) увеличения; б) уменьшения; в) натуральный?
2. Что обозначает знак R, нанесенный перед размерным числом:
а) длину окружности; б) диаметр окружности; в) радиус окружности?
Вариант №4.
Выберите и подчеркните правильные ответы на вопросы.
1.
а) М 1:2; б) М 1:1; в) М 2:1?
2. Каково минимальное расстояние между контуром изображения и
Какой из вариантов соответствует масштабу уменьшения:
размерной линией:
а) 5 мм; б) 7 мм; в) 10 мм? ЗАНИМАТЕЛЬНОЕ ЧЕРЧЕНИЕ
Тема «Оформление чертежей»
Тема «Чертежные инструменты и принадлежности» Кроссворд «Проецирование»
1.Точка, из которой исходят проецирующие лучи при центральном
проецировании.
2. То, что получается в результате моделирования.
3. Грань куба.
4. Изображение, получаемое при проецировании.
5. В данной аксонометрической проекции оси располагаются под углом 120°
друг к другу.
6. По–гречески это слово означает «двойное измерение».
7. Вид сбоку лица, предмета.
8. Кривая, изометрическая проекция окружности. 9. Изображение на профильной плоскости проекций – это вид…
Ребус по теме «Вид»
Ребус
Тема «Развертки геометрических тел» Кроссворд «Аксонометрия»
По вертикали:
1. В переводе с французского языка «вид спереди».
2. Понятие в черчении на чем получается проекция точки или предмета.
3. Граница между половинками симметричной детали на чертеже.
4. Геометрическое тело.
5. Чертежный инструмент.
6. В переводе с латинского языка «бросать, отбрасывать вперед».
7. Геометрическое тело.
8. Наука о графических изображениях.
9. Единица измерения.
10.В переводе с греческого языка «двойное измерение».
11.В переводе с французского языка «вид сбоку».
12.На чертеже « она» бывает толстой, тонкой, волнистой и т. д. ТЕХНИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ Термин
Определение термина или понятия
Аксонометрия
Алгоритм
Анализ геометрической
формы предмета
Бобышка
Буртик
Вал
Вершина
Вид
Вид главный
Вид дополнительный
Вид местный
Винт
Втулка
Габарит
Гайка
Галтель
Геометрическое тело
Горизонталь
Готовальня
Грань
Деление окружности
Деление отрезка
Диаметр
ЕСКД
Инструменты чертежные
Калька
Карандаш
Компоновка чертежа
Конструирование Литература.
1. А.А. Чекмарёв, В.К. Осипов. Инженерная графика: Справочные материалы,
М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.416
2. Г.В.Чумаченко. Техническое черчение: учебник/Г.В. Чумаченко.М.:
КНОРУС, 2013.296
3. Стандарты ЕСКД.
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ ОСНОВЫ ТЕХНИЧЕСКОГО ЧЕРЧЕНИЯ
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ ОСНОВЫ ТЕХНИЧЕСКОГО ЧЕРЧЕНИЯ
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ ОСНОВЫ ТЕХНИЧЕСКОГО ЧЕРЧЕНИЯ
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ ОСНОВЫ ТЕХНИЧЕСКОГО ЧЕРЧЕНИЯ
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ ОСНОВЫ ТЕХНИЧЕСКОГО ЧЕРЧЕНИЯ
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ ОСНОВЫ ТЕХНИЧЕСКОГО ЧЕРЧЕНИЯ
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ ОСНОВЫ ТЕХНИЧЕСКОГО ЧЕРЧЕНИЯ
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ ОСНОВЫ ТЕХНИЧЕСКОГО ЧЕРЧЕНИЯ
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ ОСНОВЫ ТЕХНИЧЕСКОГО ЧЕРЧЕНИЯ
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ ОСНОВЫ ТЕХНИЧЕСКОГО ЧЕРЧЕНИЯ
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ ОСНОВЫ ТЕХНИЧЕСКОГО ЧЕРЧЕНИЯ
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ ОСНОВЫ ТЕХНИЧЕСКОГО ЧЕРЧЕНИЯ
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ ОСНОВЫ ТЕХНИЧЕСКОГО ЧЕРЧЕНИЯ
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ ОСНОВЫ ТЕХНИЧЕСКОГО ЧЕРЧЕНИЯ
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ ОСНОВЫ ТЕХНИЧЕСКОГО ЧЕРЧЕНИЯ
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ ОСНОВЫ ТЕХНИЧЕСКОГО ЧЕРЧЕНИЯ
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ ОСНОВЫ ТЕХНИЧЕСКОГО ЧЕРЧЕНИЯ
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ ОСНОВЫ ТЕХНИЧЕСКОГО ЧЕРЧЕНИЯ
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ ОСНОВЫ ТЕХНИЧЕСКОГО ЧЕРЧЕНИЯ
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ ОСНОВЫ ТЕХНИЧЕСКОГО ЧЕРЧЕНИЯ
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ ОСНОВЫ ТЕХНИЧЕСКОГО ЧЕРЧЕНИЯ
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ ОСНОВЫ ТЕХНИЧЕСКОГО ЧЕРЧЕНИЯ
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ ОСНОВЫ ТЕХНИЧЕСКОГО ЧЕРЧЕНИЯ
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ ОСНОВЫ ТЕХНИЧЕСКОГО ЧЕРЧЕНИЯ
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ ОСНОВЫ ТЕХНИЧЕСКОГО ЧЕРЧЕНИЯ
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ ОСНОВЫ ТЕХНИЧЕСКОГО ЧЕРЧЕНИЯ
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ ОСНОВЫ ТЕХНИЧЕСКОГО ЧЕРЧЕНИЯ
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ ОСНОВЫ ТЕХНИЧЕСКОГО ЧЕРЧЕНИЯ
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ ОСНОВЫ ТЕХНИЧЕСКОГО ЧЕРЧЕНИЯ
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ ОСНОВЫ ТЕХНИЧЕСКОГО ЧЕРЧЕНИЯ
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ ОСНОВЫ ТЕХНИЧЕСКОГО ЧЕРЧЕНИЯ
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ ОСНОВЫ ТЕХНИЧЕСКОГО ЧЕРЧЕНИЯ
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ ОСНОВЫ ТЕХНИЧЕСКОГО ЧЕРЧЕНИЯ
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ ОСНОВЫ ТЕХНИЧЕСКОГО ЧЕРЧЕНИЯ
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ ОСНОВЫ ТЕХНИЧЕСКОГО ЧЕРЧЕНИЯ
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ ОСНОВЫ ТЕХНИЧЕСКОГО ЧЕРЧЕНИЯ
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ ОСНОВЫ ТЕХНИЧЕСКОГО ЧЕРЧЕНИЯ
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ ОСНОВЫ ТЕХНИЧЕСКОГО ЧЕРЧЕНИЯ
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ ОСНОВЫ ТЕХНИЧЕСКОГО ЧЕРЧЕНИЯ
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ ОСНОВЫ ТЕХНИЧЕСКОГО ЧЕРЧЕНИЯ
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ ОСНОВЫ ТЕХНИЧЕСКОГО ЧЕРЧЕНИЯ
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ ОСНОВЫ ТЕХНИЧЕСКОГО ЧЕРЧЕНИЯ
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ ОСНОВЫ ТЕХНИЧЕСКОГО ЧЕРЧЕНИЯ
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ ОСНОВЫ ТЕХНИЧЕСКОГО ЧЕРЧЕНИЯ
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ ОСНОВЫ ТЕХНИЧЕСКОГО ЧЕРЧЕНИЯ
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ ОСНОВЫ ТЕХНИЧЕСКОГО ЧЕРЧЕНИЯ
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ ОСНОВЫ ТЕХНИЧЕСКОГО ЧЕРЧЕНИЯ
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ ОСНОВЫ ТЕХНИЧЕСКОГО ЧЕРЧЕНИЯ
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ ОСНОВЫ ТЕХНИЧЕСКОГО ЧЕРЧЕНИЯ
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ ОСНОВЫ ТЕХНИЧЕСКОГО ЧЕРЧЕНИЯ
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ ОСНОВЫ ТЕХНИЧЕСКОГО ЧЕРЧЕНИЯ
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ ОСНОВЫ ТЕХНИЧЕСКОГО ЧЕРЧЕНИЯ
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ ОСНОВЫ ТЕХНИЧЕСКОГО ЧЕРЧЕНИЯ
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ ОСНОВЫ ТЕХНИЧЕСКОГО ЧЕРЧЕНИЯ
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ ОСНОВЫ ТЕХНИЧЕСКОГО ЧЕРЧЕНИЯ
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ ОСНОВЫ ТЕХНИЧЕСКОГО ЧЕРЧЕНИЯ
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ ОСНОВЫ ТЕХНИЧЕСКОГО ЧЕРЧЕНИЯ
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ ОСНОВЫ ТЕХНИЧЕСКОГО ЧЕРЧЕНИЯ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.