ВВЕДЕНИЕ
Рабочая тетрадь по дисциплине «Информатика» разработана с учётом требований федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования базового уровня. В Рабочей тетради представлены практические задания для выполнения их в самой тетради или на компьютере. Упражнения ориентированы на закрепление теоретических понятий, отработку умений и навыков при обучении информационным технологиям.
В ходе изучения материала у обучающихся формируется информационно-коммуникационная компетентность – знания, умения и навыки по информатике, необходимые для изучения других общеобразовательных предметов, для их использования в ходе изучения специальных дисциплин профессионального цикла, в практической деятельности и повседневной жизни.
Рабочая тетрадь.doc
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ
по дисциплине Информатика
профессия_______________
студента группы__________________
Ф.И.О.__________________________
__________________________
__________________________ 1.Введение……………………………………………………………………………4
Содержание
2.Техника безопасности…………………………………………………………..…5
3. Раздел I. Информационная деятельность человека………………………….…7
4.Раздел II. Информация и информационные процессы………………………..…9
5.Раздел III. Средства информационных и коммуникационных технологий .......17
6.Раздел IV. Технология создания и преобразования информационных объектов
……………………………………………………………………………………..22
7.Раздел V. Телекоммуникационные технологии ...………………...…….….….31
2 ВВЕДЕНИЕ
Рабочая тетрадь по дисциплине «Информатика» разработана с учётом требований
федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования
базового уровня. В Рабочей тетради представлены практические задания для выполнения их в
самой тетради или на компьютере. Упражнения ориентированы на закрепление теоретических
понятий, отработку умений и навыков при обучении информационным технологиям.
В ходе изучения материала у обучающихся формируется информационно
коммуникационная компетентность – знания, умения и навыки по информатике, необходимые
для изучения других общеобразовательных предметов, для их использования в ходе изучения
специальных дисциплин профессионального цикла, в практической деятельности и повседневной
жизни.
Выполнение практикумов рабочей тетради, обеспечивает формирование у обучающихся
умений самостоятельно и избирательно применять различные средства ИКТ, пользоваться
комплексными способами представления и обработки информации, а также изучить
возможности использования ИКТ для профессионального роста.
В программе учтены особенности содержания обучения по профессиям и специальностям
технического, естественнонаучного, социальноэкономического и гуманитарного профилей.
Рабочая тетрадь поможет студентам в освоении теоретических понятий информационных
технологий, а преподавателю в проверке качества знаний обучаемых. Она создана для удобной и
комфортной работы на уроках информатики и во внеурочное время.
3 ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ
Находясь за компьютером, рекомендуется периодически отдыхать, отвлекаться от экрана
монитора, смотреть в окно, однако во время работы надо быть предельно внимательным.
Во избежание несчастного случая, поражения электрическим током, поломки
оборудования, рекомендуется выполнять следующие правила:
1) не входить в помещение, где находится вычислительная техника без разрешения
преподавателя;
2) не включать без разрешения оборудование;
3) при несчастном случае, или поломке оборудования позвать преподавателя; знать, где
находится пульт выключения оборудования (выключатель, красная кнопка, рубильник);
4) не трогать провода и разъемы (возможно поражение электрическим током);
5) не допускать порчи оборудования;
6) не работать в верхней одежде;
7) не прыгать, не бегать (не пылить);
8) не шуметь.
Строго запрещается:
1) трогать разъемы соединительных кабелей;
2) прикасаться к питающим проводам и устройствам заземления;
3) прикасаться к экрану и тыльной стороне монитора;
4) включать и отключать аппаратуру без указания преподавателя;
5) работать во влажной одежде и влажными руками;
6) класть диск, книги, тетради на монитор и клавиатуру.
Работать следует на расстоянии 6070 см, допустимо не менее 50 см, соблюдая правильную
посадку, не сутулясь, не наклоняясь; учащимся, имеющим очки для постоянного ношения, в
очках.
Уровень глаз при вертикальном расположении экрана должен приходиться на центр экрана
или 2/3 его высоты. Оптимальное расстояние глаз учащихся до экрана монитора должно быть в
пределах 0,6 0,7 м, допустимое не менее 0,5 м.
Нельзя работать при недостаточном освещении и при плохом самочувствии.
Все задания выполнять только с разрешения преподавателя.
ЧЕМ ОПАСЕН ДЛЯ НАС КОМПЬЮТЕР
Компьютер высокотехнологичное технически хорошо продуманное устройство, но вместе
с тем очень опасное. Иногда опасность реальна, а иногда, он незаметно воздействует на Ваше
здоровье и психику.
Возможные воздействия:
На зрение. (Преломление искажение изображения происходит в связи с тем, что лицевое
стекло монитора очень толстое, для безопасности на случай разрушения кинескопа; растр
изображение состоит из точек и строк; мелькание изображение формируется кадрами, как в
телевизоре; свечение свечение изображения не естественно и происходит дополнительное
утомление глаз.) Для профилактики следует чаще моргать, периодически отвлекаться (смотреть
в окно, в даль), делать гимнастику для глаз. При наборе текста стараться, как можно меньше
смотреть на монитор.
Излучение микроволновое (радиация) и электромагнитное.
Высокое напряжение от 110 до 50000В в неисправных блоках может сохраняться
длительное время, поэтому не следует касаться токоведущих частей под напряжением и не
использовать компьютер в сырых помещениях.
Воздействие на осанку, неправильная организация рабочего места может привести к
быстрому утомлению, искривлению позвоночника (необходима правильная организация рабочего
места и времени, гимнастика).
Компьютерные вирусы влияют на здоровье: плавающие линии, плавающая четкость,
инфразвуки, ультразвуки, "двадцать пятый кадр", стресс от потери информации...
4 Артрит (при работе с мышкой и клавиатурой более всего задействованы указательный и
средний пальцы, мышцы запястья и предплечья, что может вызвать болезнь суставов) –
необходимо распределение нагрузки на все пальцы (десятипальцевый слепой метод печати).
Ионизированная (наэлектризованная) пыль сильный канцероген – необходимо
проветривать помещение и содержать в чистоте.
Компьютерные игры и Интернет иногда перерастают в психологическую (компьютерную)
зависимость, поэтому следует развивать чувство самоконтроля.
ЧЕМ ОПАСНЫ МЫ ДЛЯ КОМПЬЮТЕРА
Не только компьютерная техника может повредить нашему здоровью, но и мы при
несоблюдении элементарных правил гигиены и труда можем испортить оборудование.
Возможные повреждения:
Блоков компьютера это царапины, вмятины, трещины.
Механические повреждения клавиатуры. Стираются надписи на клавишах (маникюр,
кольца, кремы...), от сильного удара клавиши "залипают" (в особенности пробел и ввод).
Механическое повреждение тонкого защитного слоя экрана, касание поверхности экрана
пальцем, указкой, ручкой, карандашом... Не желательно протирать экран грубой тканью.
Внутренние механические повреждения, которые могут возникнуть от удара или
попадания постороннего предмета вовнутрь. (Категорически запрещается переносить,
передвигать блоки компьютера во включенном состоянии.)
Токопроводящая пыль, загрязнения, влага нарушают теплопроводность блоков и могут
вывести из строя блоки компьютера.
Крошки, кофе, чай, скрепки... могут попасть в компьютерные блоки и вывести их из
строя.
Бумага, положенная на вентиляционные отверстия блоков (монитора) нарушает их
тепловой режим.
Частое включение / выключение компьютера создает дополнительную нагрузку на блоки
компьютера.
Правильная организация рабочего места и рабочего времени, соблюдение правил техники
безопасности превратят Ваш компьютер в настоящего друга и безопасного помощника.
5 Раздел I Информационная деятельность человека
1. Подходы к понятию информации и измерению информации.
2. Основные информационные процессы и их реализация с помощью компьютеров.
3. Правовая охрана программ и данных. Защита информации.
Задание 1.
Запишите определения.
Информация____________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
Информатика __________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
Информационные процессы – _____________________________________________________
________________________________________________________________________________
Информационные технологии ___________________________________________________
________________________________________________________________________________
Информационная система ________________________________________________________
________________________________________________________________________________
Информационнотелекоммуникационная сеть _______________________________________
________________________________________________________________________________
Обладатель информации _________________________________________________________
________________________________________________________________________________
Доступ к информации ___________________________________________________________
________________________________________________________________________________
Конфиденциальность информации _______________________________________________
________________________________________________________________________________
Предоставление информации ____________________________________________________
________________________________________________________________________________
Распространение информации ___________________________________________________
__________________________________________________________________________________
Электронное сообщение – ___________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
Документированная информация – ____________________________________________________
__________________________________________________________________________________
Оператор информационной системы _________________________________________________
__________________________________________________________________________________
Задание 2.
Заполните таблицу:
ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕВОЛЮЦИИ
4 ТЫСЯЧИ ЛЕТ
ДО НАШЕЙ
ЭРЫ
XVI ВЕК
(середина)
НАША ЭРА
XIX ВЕК (конец)
НАША ЭРА
XX ВЕК
(конец)
НАША ЭРА
ПЕРВАЯ
ВТОРАЯ
ТРЕТЬЯ
ЧЕТВЕРТАЯ
ВРЕМЯ
Информаци
онные
революции
Изобретение
6 ПОКОЛЕНИЯ ЭВМ
ХАРАКТЕРИСТИКИ
I
II
III
IV
V
VI
Результат
Задание 3.
Заполните таблицу:
ПОКОЛЕНИЯ
ЭВМ
Годы применения
Элементная база
Количество ЭВМ в
мире (шт.)
Быстродействие
(операций в
секунду)
Носитель
информации
Программное
обеспечение
Размеры ЭВМ
Задание 4.
Поставь соответствие.
Поколение 1 Транзисторы
Поколение 2 Микропроцессор
Поколение 3 Электронные лампы
Поколение 4 Интегральные схемы
Задание 6.
Перечислите действующие нормативные документы (законы), регулирующие информационные
процессы современного общества.
1) ________________________________________________________________________________
____________________________________________________
2) ________________________________________________________________________________
____________________________________________________
3) ________________________________________________________________________________
__________________________________________________
7 4) ________________________________________________________________________________
______________________________________________________
Задание 7.
Закон РФ №3523I «О правовой охране программ для ЭВМ и баз данных» определяет
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
Задание 8.
Закон №152 –ОФЗ «О персональных данных» вступил в силу _______________г.,
целью которого является ____________________________________________________________
___________________________________________________________________________________
_______________________________________________________
Раздел II. Информация и информационные процессы
1. Свойства информации, виды информации.
2. Информационные процессы.
3. Аппаратное и программное обеспечение компьютера.
Задание 1.
Заполните таблицы:
1. Свойства информации
Примеры
Свойства информации
1. Доступная
2. Адекватная
3. Репрезентативность
4. Актуальная
5. Полная
6. Достоверная
2. Работа на ПК с различными видами информации
Прикладная программная
среда
Текстовый редактор
Названия известных
программ
Блокнот, MS Word, …
Виды информации
Текст
Графика
Схема
Диаграмма
Звук
Видеоизображение
Фотография
Таблица
Большой объем информации
Чертеж
Задание 2.
Заполните таблицу:
Информационные процессы
Информационные
процессы
Примеры человеческой
деятельности, природных
Примеры их реализации
в компьютере
8 явлений
Создание информации
Сбор информации
Обработка информации
Хранение информации
Передача информации
Поиск информации
Кодирование информации
Задание 3.
1)Заполните таблицу, в каждой строке которой одно и то же целое число должно быть записано в
различных системах счисления.
Двоичная
101010
Восьмеричная Десятичная Шестнадцатеричная
127
269
9B
Задание 4.
Переведите числа в другие системы счисления. Результаты вычислений запишите в таблицу.
Вариант 1
1)1000012 =?8=?10;
5348=?2=?10;
25410=?2=?8;
2)1001112 =?8=?10=?16;
6248=?2=?10=?16;
23110=?2=?8=?16;
1АС16=?2=?10=?8
Вариант 2
1) 1011012 =?8=?10;
6278=?2=?10;
37810=?2=?8;
2) 1100112 =?8=?10=?16;
4258=?2=?10=?16;
19910=?2=?8=?16;
2DB16=?2=?10=?8
Задание 5.
Прочитайте теоретический материал и заполните нижеприведенную таблицу.
В ЭВМ кодирование информации осуществляется двоичным цифровым кодом. Доказано,
что применение двоичной системы счисления обеспечивает максимальную производительность
ЭВМ. Двоичный код представляется с помощью двух информационных сообщений "1
"(импульс напряжения) или " О" (отсутствие импульса). Комбинации двоичного кода для
кодирования информации называются цифровым кодированием. При кодировании входная
информация представляется строго соответствующим двоичным набором.
Сообщение о событии, у которого только два одинаково возможных исхода, содержит одну
единицу информации, называемую битом (Да Нет, 10, ИстинаЛожь).
Бит это минимальная количественная характеристика информации. Для измерения
компьютерной информации служит восьмибитовое число байт.
Байт минимальная единица информации, с помощью которой кодируют 1 символ.
1байт= 8бит;
1Кбайт (килобайт) = 1024 или 210 байт;
1Мбайт (мегабайт) =1 048 576 или 220 байт;
1Гбайт (гигабайт) =1 073 741 824 или 230бaйт;
1Тбайт (терабайт) = 1 099 511 627 776 или 240 байт.
Символьная (алфавитноцифровая) информация в компьютере представляется
посредством восьмиразрядных двоичных кодов. Полное число кодовых комбинаций нулей и
единиц в этом случае составляет 28 = 256. Каждому символу (цифре, букве, знаку) ставится в
9 соответствие единственный код из числа кодовых комбинаций. С помощью восьмиразрядного
кода можно закодировать строчные и прописные буквы латинского алфавита, буквы русского
алфавита, цифры, знаки препинания, знаки математических операций и некоторые специальные
символы. Передача символьной информации в этом случае заключается в пересылке по линии
передачи кодовых двоичных наборов информации. При этом один разряд двоичной информации
принимается за 1 бит. Последовательность из 8 двоичных разрядов кода информации в ЭВМ
осуществляется 8разрядным двоичным кодом, т.е. каждому входному символу соответствует 1
байт информации.
Единицы измерения количества информации
В битах
В байтах
Условное
обозначение
1Кбит
1Мбит
1Гбит
1Кб
1Мб
1Гб
Название
1Килобит
1Мегабит
1Гигабит
1Килобайт
1Мегабайт
1Гигабайт
Задание 6.
Решите задачи.
1) Книга, набранная с помощью компьютера, содержит 150 страниц, на каждой странице –
40 строк, в каждой строке – 60 символов. Каков объем информации в книге?
Ответ: _________________________________________________
2) Сколько килобайт составляет сообщение, содержащее, 12288 бит?
Ответ: _________________________________________________
3) Можно ли уместить на одну дискету книгу, имеющую 432 страницы, причем на каждой
странице этой книги 46 строк, а в каждой строке 62 символа?
Ответ: _________________________________________________
4) На странице обычного учебника помещается примерно 50 строк, в каждой строке по 60
знаков (байт). Сколько печатных листов такого учебника может поместиться на обычную 3х
дюймовую дискету?
Ответ: _________________________________________________
5) Лазерный диск может содержать 650 Мбайт информации. Определите, сколько дискет
объемом 1,38 Мбайт потребуется, чтобы разместить информацию с одного лазерного диска?
Ответ: _________________________________________________
Задание 7.
Заполните пропуски числами, выполнив соответствующие вычисления:
а) 5 Кбайт = ____________ байт = ____________________ бит,
б) __________ Кбайт = ___________ байт = 12288 бит;
в) __________ Кбайт = ___________ байт = 213 бит;
г) __________Гбайт =1536 Мбайт = ________________ Кбайт;
д) 512 Кбайт = ______________ байт = ________________ бит.
Задание 8.
Соедини линиями название устройств и название выполняемого им действия.
Выводит
информацию
Хранит
информацию
Колонки
Вводит информацию
Обрабатывает
информацию
10 Сканер
Принтер
Монитор
Мышь
Графопостроитель
Световое перо
Микрофон
Джойстик
Примечание. Одно устройство может выполнять несколько действий.
1
4
Задание 9.
Разгадай кроссворд.
2
1
3
2
6
3
5
6
5
7
4
По вертикали:
1. Кого считают отцом современного ПК?
2. Машина, которую сконструировал Лейбниц.
3. Электромеханическое … переключатель с двумя позициями: включено – выключено.
4. В 1949 году была построена ЭВМ с архитектурой этого математика.
5. Большая электронносчетная машина.
6. Академик, под чьим руководством создан первая ЭВМ в Советском Союзе.
7. Первый электронный компьютер, созданный в США в 1946 году.
По горизонтали:
1. Древние счеты.
2. Холлерит создал счетно… машину.
3. Первый в мире программист.
4. Первая ЭВМ, созданная в Советском Союзе.
5. Вычислительная машина с программным управлением на релейных и механических
элементах.
6. Математик, сконструировавший первую в мире механическую счетную машину.
11 Тест по теме Аппаратные средства компьютера
Выдели правильный ответ
1. Кто из перечисленных математиков ввел понятие логарифмов?
a) Непер.
b) Паскаль
c) Лейбниц
d) Беббидж
2. Как называется механическая счетная машина Лейбница?
a) Абак.
b) Линейка навигационных расчетов.
c) Арифмометр.
d)
IBM.
3. Чья машина могла выполнять только сложение многозначных чисел?
a) Паскаля.
b) Холлерита.
c) Беббиджа.
d) Айкена.
4. Первый электронный компьютер был создан
a) В 1943 году.
b) В 1944 году.
c) В 1945 году.
d) В 1946 году.
5. Первая ЭВМ в Советском Союзе
a) БЭСМ.
b) ГЭСМ.
c) МЭСМ.
d) ПЭСМ.
6. Во втором поколении компьютеров использовались
a) Электронные лампы.
b) Транзисторы.
c) Интегральные схемы.
d) Микропроцессоры.
7. Основные устройства ПК:
a) Системный блок, монитор, клавиатура.
b) Системный блок, монитор, мышь.
c) Системный блок, монитор, модем.
d) Системный блок, монитор, колонки.
8. Внутренняя память компьютера, в которой информация хранится временно:
a) ПЗУ.
b) ОЗУ.
c) ВЗУ.
d) ВПК.
9. Виды сканеров:
a) Струйный, лазерный, матричный.
b) Барабанный, ручной, планшетный.
c) Жидкокристаллический, плазменный, с ЭЛТ.
d) Нет правильного ответа.
10. Позволяет записывать и постоянно хранить нужную информацию не очень большого
объема:
a) Жесткий диск.
b) CD диск.
c) DVD диск.
12 d) Гибкий диск.
Задание 10.
Заполните таблицу:
Форматы графических файлов
Достоинства
Недостатки
Английская
расшифровка
Bit MaP image Универсальность
Не
предусматривает
сжатия
изображения
Область
использования
OC Windows,
многие
графические
редакторы
Расширение
файла
BMP
CDR
GIF
JPEG
PCD
PCX
PNG
TIFF
WMF
Задание 11.
Решите задачи и запишите ответы.
1) Определите количество цветов в палитре при глубине цвета 4, 8, 16, 24, 32 бита.
Ответ:____________________________________________________________________________
_______________________________________________________
2) Чернобелое (без градаций серого) растровое графическое изображение имеет размер 10*10
точек. Какой объем памяти займет это изображение?
Ответ:____________________________________________________________________________
________________________________________________________
3) Цветное (с палитрой из 256 цветов) растровое графическое изображение имеет размер 10*10
точек. Какой объем памяти займет это изображение?
Ответ:____________________________________________________________________________
________________________________________________________
13 4) В процессе преобразования растрового графического изображения количество цветов
уменьшилось с 65536 до 16. Во сколько раз уменьшится объем, занимаемой им памяти?
Ответ:________________________________________________________________________
____________________________________________________________
5) 256цветный рисунок содержит 120 байт информации. Из скольких точек он состоит?
Ответ:____________________________________________________________________________
_________________________________________________________
Задание 12.
Определите требуемый объем видеопамяти для различных графических режимов экрана
монитора. Заполните таблицу.
Разрешающая
способность экрана
640 на 480
800 на 600
1024 на 768
1280 на 1024
Глубина цвета (бит на точку)
16
24
32
4
8
«Носители информации»
Задание 13.
1. Сформулируйте определение носителя информации.___________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
2. Назовите носители информации, использовавшиеся до появления бумаги._________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
4. Вычислите объем книги из 180 страниц, считая, что на каждой странице 47 строк, в каждой
строке 50 символов. Ответ дайте в
Кбайтах.____________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
5. Подумайте, почему сейчас не используются такие носители информации, как папирус и
пергамент, а бумага используется до сих пор?
___________________________________________
__________________________________________________________________________________
6. Назовите современные внешние носители информации.________________________________
__________________________________________________________________________________
7. Расположите внешние носители информации в порядке возрастания объема информации,
которая может на них
храниться.______________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
8. Назовите внутренние носители информации.__________________________________________
__________________________________________________________________________________
14 Задание 14. «Архивация данных»
Запишите определения:
1.Архивация (упаковка) ___________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
2. Архиваторы ____________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
3.Архивный файл _________________________________________________________________
4. Разархивация (распаковка) _______________________________________________________
_________________________________________________________________________________
5. Самораспаковывающийся архивный файл __________________________________________
_________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
Задание 15. «Поисковые системы»
. ver
dict
. ru.
РусскоАнглийский
1. Откройте программу Enternet Explorer.
2. Загрузите страницу электронного словаря Promt– www
3. Из раскрывающегося списка выберите Русскоанглийский словарь (РусскоНемецкий).
4. В текстовое поле Слово для перевода: введите слово, которое Вам нужно перевести.
5. Нажмите на кнопку Найти.
6. Занесите результат в следующую таблицу:
Слово
Информатика
Клавиатура
Программист
Монитор
Команда
Винчестер
Сеть
Ссылка
Оператор
РусскоНемецкий
Задание 16.
1. Загрузите страницу электронного словаря– www.efremova.info.
2. В текстовое поле Поиск по словарю: введите слово, лексическое значение которого Вам нужно
узнать.
3. Нажмите на кнопку Искать. Дождитесь результата поиска.
4. Занесите результат в следующую таблицу:
Лексическое значение
Слово
Метонимия
Видеокарта
Железо
Папирус
Скальпель
Дебет
С помощью одной из поисковых систем найдите информацию и занесите ее в таблицу:
Личности 20 века
15 Фамилия, имя Годы жизни
Джеф Раскин
Лев Ландау
Юрий Гагарин
Род занятий
Задание 17. «Автоматизированные системы управления»
Продолжите предложения:
1. Что такое автоматизированная система управления
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________
2. Назначение АСУ
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________
3. Какие функции осуществляют АСУ?
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________
4. Приведите примеры АСУ.__________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
16 Раздел III Средства информационных и коммуникационных технологий.
1. Операционные системы.
2.Компьютерные вирусы.
3.Компьютерные сети
Задание 1 «Операционные системы»
1. Назначение операционных систем?
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________
2. Разновидности операционных систем?
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________
3. Сравнительный анализ MS DOS и WINDOWS:
Показатели сравнения
MS DOS
WINDOWS
Год выпуска
Степень сложности для
пользователя
Степень надежности
Степень дружелюбия
Дополнения ПО
необходимые для
функционирования
периферийных устройств
Корневой каталог файловой
системы
4. При помощи какой операционной системы нужно начинать реанимацию компьютера?
Почему?
__________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________
5. Norton Commander (и ему подобные) необходимы для
__________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________
6. Структура операционных систем (назначение каждого элемента):
1._____________________________________________________________________
2._____________________________________________________________________
3._____________________________________________________________________
4._____________________________________________________________________
5._____________________________________________________________________
6._____________________________________________________________________
7. Укажите назначение следующих элементов:
1. Ярлык ______________________________________________________________
2. Папка _______________________________________________________________
3. Окно _______________________________________________________________
4. Файл _______________________________________________________________
5. Панель задач _________________________________________________________
17 6. Кнопка ПУСК ________________________________________________________
7. Корзина _____________________________________________________________
8. При помощи главного меню можно выполнить следующие функции (подчеркнуть):
1. Выключить (перезагрузить) компьютер
2. Вызвать последние документы
3. Запустить программы на выполнение
4. Удалить файлы
5. Найти необходимые файлы по показателям:
6. Обратиться к справочной службе
7. Закрыть программы
8. Удалить программы
9. Настроить сеть и подключения
10. Создать папку
11. Создать файл
9. Укажите самые распространенные типы файлов и расширений
Типы файлов
Расширения
10. Путь к файлу показывает – __________________________________________
11. Перечислите последовательность действий при изменении фона и заставки рабочего
стола ___________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________
12. Укажите последовательность действий при просмотре свойств файла _______________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________
13. Свойства файла не показывают:
подчеркните правильный ответ
а) тип файла
б) дату создания
в) имя создателя
г) размер файла
14. Для чего необходим доступ к просмотру свойств файла (папки)?
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
15. Самая распространенная операционная система?
а) MS DOS
б) WINDOWS 95
в) WINDOWS 98
г) WINDOWS 2000
д) WINDOWS ХР
е) WINDOWS NT
Задание 2 «Компьютерные вирусы»
1. Компьютерный вирус – это _______________________________________________________
__________________________________________________________________________________
18 2. По степени опасности вирусы делятся на:
1. ____________________________________
2. ____________________________________
3. ____________________________________
3. По среде обитания вирусы делятся на:
1. _________________________________________
2. _________________________________________
3. _________________________________________
4. _________________________________________
5. _________________________________________
4. Почему вирусы опасны для компьютера?
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
5. Способы заражения компьютера вирусом:
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
6. Может ли чистая отформатированная дискета стать источником заражения вирусом? (ответ
обоснуйте)
__________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________
7. Опишите профилактику заражения компьютера вирусом в зависимости от типа вируса.
Тип вируса
Степень опасности
Профилактика
8. Какие антивирусные программы вы знаете?
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
9. Самые популярные из них?
__________________________________________________________________________________
19 __________________________________________________________________________________
10. Предположим, ваш компьютер стал медленно загружаться, часто подвисает. Каковы
вероятные причины такого поведения компьютера?______________________________________
__________________________________________________________________________________
11. Ваши действия по устранению проблем описанных в пункте 10? ________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
Задание 3 «Компьютерные сети»
1. Компьютерные сети назначение:
Локальные ________________________________________________________________________
Глобальные _______________________________________________________________________
Корпоративные ____________________________________________________________________
2. Группа системных администраторов получила задание обеспечить автоматизированный обмен
данными между бухгалтерией и отделом кадров, сеть какого типа здесь уместно применить?
Почему?
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
3. Рекламу продукции, выпускаемой Вашей компанией, правильнее разместить в сети какого
типа? Почему?
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
4. Можно ли создать сайт, не входя в сеть Интернет? ____________________________________
__________________________________________________________________________________
5. Чем примечательны для истории развития компьютеров следующие года?
1945 г. ____________________________________________________________________________
1969 г.____________________________________________________________________________
70е годы ХХ века _________________________________________________________________
1983 г. ___________________________________________________________________________
1993 г. ____________________________________________________________________________
6. Протокол TCP/IP – это ____________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
7. Абривеатура WWW расшифровывается World Wide Web, а переводится
__________________________________________________________________________________
8. В знаменитой сказке «Буратино», Мальвина учила Буратино писать, как Вы считаете
достаточно этих знаний и навыков сегодня и почему? ____________________________________
__________________________________________________________________________________
9. В связи с развитием компьютерной техники, коков социально необходимый минимум знаний и
навыков, которыми должен обладать человек? ________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
20 10. Какие технические и социальные проблемы можно решить при помощи глобальных
компьютерных сетей? _______________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________
11. Оглядываясь на эволюцию человечества, развития компьютерной техники и способов
передачи информации пофантазируйте «Что же нас ждет в ближайшем будущем?»
__________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________
12. Скорость передачи информации в сетях измеряется в _________________________________
13. Выберете канал связи с максимальной пропускной способностью и высокой
помехоустойчивостью:
а) телефонная линия;
б) оптоволоконная связь;
в) спутниковая (радио) связь.
14. Выберете канал с простейшей организацией доступа:
а) телефонная линия;
б) оптоволоконная связь;
в) спутниковая (радио) связь.
15. Назначение программ Outlook Express и Internet Explorer заключается в __________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________
16. Сервер – это ____________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
17. Определите, какое дополнительно оборудование необходимо установить на компьютер для
подключения по телефонному кабелю _________________________________________________
и оптоволоконному кабелю___________________________________________________________
21 Раздел IV. Технология создания и преобразования информационных объектов
1.Текст как информационный объект.
2.Динамические (электронные) таблицы как информационные объекты.
3.Графические информационные объекты.
Задание 1.
Впишите в перечень пропущенные слова.
Основные возможности Microsoft Word:
1)
2)
3)
4)
5)
6)
7)
8)
9)
10)
11)
12)
13)
14)
15)
16)
17)
18)
Использовать различные _______________.
Проводить редактирование ___________.
Автоматически нумеровать ________, ________, ____________.
Форматировать __________.
Проверять _______________ во время ввода текста.
Создавать вертикальный ______________.
Создавать ____________________ фигуры.
_______________ формулы.
Использовать верхний и нижний _________________.
________________ таблицы.
Работать с __________________ и графиками.
Использовать специальную надпись (____________________) – WordArt.
Вводить в текст различные __________, ______________..
Вставлять _________ из видеофильмов.
Производить __________________ данных по возрастанию (убыванию).
Размещать текст в несколько _____________.
Использовать _____________ линий, букв, стрелок и т.д.
Производить математические _______________ (сложение, вычитание, умножение,
деление).
Использовать специальные _____________.
_____________ сноски, колонтитулы, примечания.
Получать справки по ______________ редактору.
______________ документ.
Выводить документ на _____________.
Отправлять созданный документ по ________________ почте.
_____________ гиперссылки и т.д.
19)
20)
21)
22)
23)
24)
25)
Задание 2.
Перечислите базовые приемы работы с текстом:
1) ____________________________________________________________________
2) ____________________________________________________________________
3) ____________________________________________________________________
4) ____________________________________________________________________
5) ____________________________________________________________________
Задание 3.
Заполните пустые блоки схемы:
Классификация документов по типу носителей
Документы
22 Задание 4.
Рассмотрите интерфейс окна текстового процессора Microsoft Word.
Структура окна Microsoft Word
Задание 5.
Форматирование символов направлено на отдельные буквы, слова, текстовые фрагменты и
заключается в выборе гарнитуры и размера шрифта, начертания, цвета, межсимвольного
расстояния и т.д. Перечислите способы форматирования:
1) ____________________________________________________________________
2) ____________________________________________________________________
3) ____________________________________________________________________
4) ____________________________________________________________________
Задание 6.
Составьте алгоритм копирования текста в текстовом редакторе:
1) ____________________________________________________________________
2) ____________________________________________________________________
3) ____________________________________________________________________
4) ___________________________________________________________________
Напишите, чем отличается алгоритм копирования текста от алгоритма перемещения фрагмента
текста.____________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
Задание 7.
Запишите ответы на следующие вопросы:
I. Преимущества электронных документов перед бумажными?
1) ____________________________________________________________________
2) ____________________________________________________________________
3) ____________________________________________________________________
4) ___________________________________________________________________
5) ____________________________________________________________________
II. Какие функции выполняет текст в культуре людей? Каково назначение текста?
1) ____________________________________________________________________
2) ____________________________________________________________________
3) ____________________________________________________________________
4) ____________________________________________________________________
5) ____________________________________________________________________
Задание 8.
23 Изучите структуру панелей инструментов и линейки.
Структура панели «Стандартная»
Структура панели «Форматирование»
Структура линейки
Задание 9.
1) Поясните параметры символа:
Начертание _______________________________________________________ Используется
обычное, полужирное, курсивное, подчеркнутое, можно комбинировать.
Кегль ____________________________________________________________
Гарнитура _____________________________________________________________
Цвет _________________________________________________________________
Эффект ___________________________________________________________
Наиболее распространенные: зачеркнутый, с тенью, контур, приподнятый, утопленный, малые
прописные, все прописные.
Смещение_____________________________________________________________
Различают смещение вниз и вверх.
Кернинг_______________________________________________________________
Используется нормальный, разреженный и уплотненный.
2) Поясните параметры абзаца:
Втяжка________________________________________________________________
Абзацный отступ ______________________________________________________
Выравнивание ______________________________________________________
Используется по левому краю, по центру, по правому краю, по ширине.
Интерлиньяж ______________________________________________________,
используется одинарный, полуторный, двойной.
чаще всего
Задание 10.
Заполните таблицу.
Объекты текстового редактора
Объекты среды
Внедренные объекты
(созданные в среде текстового
(созданные в других прикладных средах)
24 редактора)
Задание 11.
Перечислите параметры страницы, которые влияют на внешний вид документа и задаются через
окно «Параметры страницы»:
1) ____________________________________________________________________
2) ____________________________________________________________________
3) ____________________________________________________________________
4) ____________________________________________________________________
5) ____________________________________________________________________
6) _________________________________________________________________
Задание 12.
Заполните правый столбец таблицы:
Параметры
Объект
Символ
Слово
Строка
Абзац
Таблица
Рисунок
Задание 13.
Изучите структуру панели «Таблицы и границы»:
Задание 14.
Перечислите основные способы создания таблиц в MS Word.
1) ____________________________________________________________________
2) ____________________________________________________________________
3) ____________________________________________________________________
Задание 15.
Запишите действия, относящиеся к редактированию таблиц в MS Word.
1) ____________________________________________________________________
2) ____________________________________________________________________
3) ____________________________________________________________________
4) ____________________________________________________________________
5) ____________________________________________________________________
Задание 16.
Перечислите действия, которые можно выполнить с таблицей.
25 1) ____________________________________________________________________
2) ____________________________________________________________________
3) ____________________________________________________________________
4) ____________________________________________________________________
5) ____________________________________________________________________
6) ____________________________________________________________________
7) ____________________________________________________________________
8) ____________________________________________________________________
Задание 17.
Перечислите графические объекты, которые можно использовать при работе с документом в
текстовом процессоре MS Word:
1) ____________________________________________________________________
2) ____________________________________________________________________
3) ____________________________________________________________________
4) ____________________________________________________________________
5) ___________________________________________________________________
6) ____________________________________________________________________
Задание 18.
Ответьте на вопросы теста.
1) Что означает обычно зелёное подчеркивание?
а) Ошибка синтаксиса б) Ошибка пунктуации
в) Либо ошибка синтаксиса, либо нет слова в словаре
г) Либо ошибка пунктуации, либо простонародное выражение
2) Какая панель инструментов позволяет форматировать таблицы?
а) Рисование б) Таблицы и границы
в) Стандартная г) Форматирование
3) Какой панели не бывает в программе Word?
а) Управления б) Форматирования
в) Стандартной г) Рисования
4) Как сохранить второй раз текст, но в другой папке из Word?
а) Только через кнопку стандартной панели «
→ сохранить
б) Только через пункт меню файл
→ сохранить как
в) Только через пункт меню файл
г) Либо через кнопку стандартной панели, либо через пункт меню файл
»
5) Как получить символы ,,,.
а) Через пункт меню ФАЙЛ б) Через пункт меню ПРАВКА
в) Через пункт меню ВСТАВКА г) Через пункт меню ФОРМАТ
6)В какой панели находятся объекты WordArt?
а) Таблицы и границы б) Буфер обмена
в) Стандартной г) Рисования
7) Главное преимущество текстового редактора, кроме ввода текста и его сохранения?
а) Печать б) Редактирование в) Копирование г) Перемещение
8) Выделить участок текста в Microsoft Word можно следующим образом:
а) Щелчком в начале или в конце строки
б) В меню «Правка» «Выделить все»
в) Подведя указатель мыши к началу выделения и, нажав на кнопку мыши, перевести указатель
мыши в конец выделения и отпустить мышь
г) Нет правильного ответа
9) Microsoft Word это
а) Программа – оболочка б) Работа с окнами
в) Обучающая программа г) Текстовый процессор
д) Нет правильного ответа.
26 10) Под строкой меню в окне Microsoft Word могут находиться
а) Панели инструментов б) Линейка
в) Описание функциональных клавиш
г) Нет правильного ответа
11) В Microsoft Word многие операции можно выполнить
а) С помощью кнопок на панели инструментов
б) С помощью меню
в) С помощью контекстного меню
г) С помощью панели управления
д) Нет правильного ответа
12) В правом верхнем углу любого окна Microsoft Word находятся
а) Кнопка «развернуть» б) Кнопка «свернуть»
в) Кнопка «закрыть» г) Кнопка системного меню
д) Кнопка «запустить» е) Нет правильного ответа
13) Для вставки символа в Microsoft Word необходимо выполнить
а) Меню «Вставка», «Символ»
б) В строке «подсказки» щелкнуть на нужном символе
в) На панели инструментов «Форматирование» выбрать шрифт и нужный символ
г) Нет правильного ответа
14) Microsoft Word позволяет вставлять в текст
а) Рисунок б) Буквицу
в) Математическую формулу г) Объект WordArt
д) Нет правильного ответа
15) Чтобы сохранить текст в Microsoft Word нужно
а) В меню «Файл» выбрать «Сохранить как» и т.д.
б) Нажать на кнопку с изображением дискеты на панели инструментов «Стандартная»
в) Нажать Shift + F12 г) Нет правильного ответа
Ответы:
1
10
13
11
12
14
15
2
3
4
9
5
6
7
8
Задание 19.
Составьте список терминов с пояснением к Главе 4 (не менее 20), напечатайте его
отдельным файлом в программе MS Word.
II. Динамические электронные таблицы
Задание 1.
Составьте таблицу значений линейной функции y=kx+b, выбрав по своему усмотрению
коэффициент k и свободный член b.
6
5
4
3
2
1
0
1
2
3
4
5
6
x
y
Например, k=3 и b=5
Задание 2.
1. Подготовьте бланк заказа канцелярских товаров для обеспечения сотрудников нового отдела
(по образцу).
27 2. В ячейку D3 введите «Стоимость»
3. В ячейку D4 введите формулу «=Цена * Количество» (подчеркнутые слова заменить адресами
соответствующих ячеек)
4. С помощью функции Автозаполнение скопируйте формулу из ячейки D4 в диапазон ячеек
D5:D9.
5. В ячейку D11 введите формулу для вычисления суммы заказа, предварительно применив
денежный формат числа.
6. В начало таблицы добавьте столбец «№ п/п» и с помощью функции Автозаполнение
пронумеруйте строки заказа.
7. Сохраните работу в личной папке под именем задание 1.
Задание 3
Дано: численность населения млн. чел.
Часть света
Численность населения
млн.чел.
Плотность чел/кв.км
Азия
Европа
Америка
Африка
Австралия и Океания
2323
663
560
400
21
Построить диаграмму по данным таблицы.
Задание 4
Решите задачи:
52
63
13
13
2
1. Создать график функции
y = ax^3 bx + c ( х изменяется от 20 до +20 с шагом 0.5; значения a,b,c задаюся в отдельных
ячейках B9:B11). Для простоты a, b, c можно принять равными 1.
2. Дан интервал А1:А15 целых чисел. Сосчитать количество различных чисел в этом интервале.
четных
нечетных
которые делятся на 5
которые кончаются на 0.
3. Дан интервал ячеек А1:А30. Найти max суммы чисел из А1+А30, А2+А29, А3А28,…,
А15+А16.
4. В ячейках B3:B10 записаны цены нескольких изделий, выраженные в рублях. В ячейке B1
текущий курс доллара. Подсчитайте в столбце С стоимость всех перечисленных изделий в
долларах. А в ячейке С11 запишите формулу для подсчета общей суммы стоимости всех
изделий в долларах.
28 III.Графические информационные объекты
Задание 1.
Заполните таблицу.
Форматы графических файлов
Достоинства
Недостатки
Английская
расшифровка
Bit MaP image Универсальность
Не
предусматривает
сжатия
изображения
Область
использования
OC Windows,
многие
графические
редакторы
Расширение
файла
BMP
CDR
GIF
JPEG
PCD
PCX
PNG
TIFF
WMF
Задание 2.
Решите задачи и запишите ответы.
29 1).Определите количество цветов в палитре при глубине цвета 4, 8, 16, 24, 32 бита.
Ответ:__________________________________________________________
2) Чернобелое (без градаций серого) растровое графическое изображение имеет размер 10*10
точек. Какой объем памяти займет это изображение?
Ответ:_________________________________________________________________
3) Цветное (с палитрой из 256 цветов) растровое графическое изображение имеет размер 10*10
точек. Какой объем памяти займет это изображение?
Ответ:_________________________________________________________________
4) В процессе преобразования растрового графического изображения количество цветов
уменьшилось с 65536 до 16. Во сколько раз уменьшится объем, занимаемой им памяти?
Ответ:_________________________________________________________________
5) 256цветный рисунок содержит 120 байт информации. Из скольких точек он состоит?
Ответ:_________________________________________________________________
6) Какой объем памяти требуется для хранения цифрового аудиофайла с записью звука
высокого качества (16 бит, 48 кГц) при условии, что время звучания составляет 2 минуты?
Ответ:_________________________________________________________________
7) Оцените информационный объем моноаудиофайла длительностью звучания 1 мин. если
"глубина" кодирования и частота дискретизации звукового сигнала равны соответственно:
а) 16 бит и 8 кГц;
б) 16 бит и 24 кГц.
Запишите звуковые файлы с такими параметрами и сравните полученные объемы с
вычисленными.
Ответы:
а) ____________________________________________________________________
б) ____________________________________________________________________
8) Определите качество звука (качество радиотрансляции, среднее качество, качество аудиоCD)
если известно, что объем моноаудиофайла длительностью звучания в 10 сек. равен:
а) 940 Кбайт;
б) 157 Кбайт.
Ответы:
а) ____________________________________________________________________
б) ____________________________________________________________________
9) Рассчитайте время звучания моноаудиофайла, если при 16битном кодировании и частоте
дискретизации 32 кГц его объем равен:
а) 700 Кбайт;
б) 6300 Кбайт.
Ответы:
а) ____________________________________________________________________
б) ____________________________________________________________________
10) Определите длительность звукового файла, который уместится на гибкой дискете 3,5”.
Учтите, что для хранения данных на такой дискете выделяется 2847 секторов объемом 512 байт.
а) при низком качестве звука: моно, 8 бит, 8 кГц;
б) при высоком качестве звука: стерео, 16 бит, 48 кГц.
Ответы:
а) ___________________________________________________________________
б) ____________________________________________________________________
Задание 3.
Определите требуемый объем видеопамяти для различных графических режимов экрана
монитора. Заполните таблицу.
Разрешающая
способность экрана
640 на 480
800 на 600
Глубина цвета (бит на точку)
16
24
4
8
32
30 1024 на 768
1280 на 1024
Задание 4.
Ответь на вопросы.
1. Что такое пиксель___________________________________________________
2. К какому виду графики относится редактор Paint?________________________
3. Из каких элементов состоит векторная графика?__________________________
4. К какому виду графики относится редактор 3DMaxs ______________________
5. Перечислите достоинства и недостатки растровой графики _________________
______________________________________________________________________6.
Фрактальная графика – это _____________________________________________
______________________________________________________________________
7.Изображение, полученное на цифровом фотоаппарате относится к ___________
______________графике.
8.Рекламные плакаты, эмблемы, логотипы являются изображениями созданными средствами
_______________________________ графики.
31 V Раздел. Телекоммуникационные технологии
1. Локальные сети и глобальные компьютерные сети.
2. Поисковые информационные системы.
Задание 1.
Заполните таблицу «Добро и зло Интернета»:
Положительные стороны Интернета
Отрицательные стороны Интернета
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
Обобщая всё выше написанное можно сделать вывод, что Internet представляет собой очень
важный источник информации, пользоваться которым, несомненно, надо, однако при этом не
следует забывать о тех проблемах, которые несёт в себе компьютерная сеть и относиться к ней с
долей разумного скептицизма.
Задание 2.
Поясните термины по теме «Интернет»:
1. Интернет _____________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
2. Сайт __________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
3. Портал ________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
4. Провайдер _____________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
5. Гипертекст ____________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
6. Гиперссылка____________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
7. Браузер ________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
8. Домен__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
9. Сервер_________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
10. Электронная почта (email) _______________________________________________________
__________________________________________________________________________________
11. Телеконференции________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
12. Поисковые системы______________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
13. Логин__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
14. Пароль (Password)_______________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
15. Трафик _______________________________________________________________________
32 __________________________________________________________________________________
16. WWW (Word Wide Web Всемирная паутина) _____________________________________
__________________________________________________________________________________
17. FTP , TCP/IP , SMTP , POP3 , HTTP _______________________________________________
__________________________________________________________________________________
18. IP адрес _______________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
19. HTML ________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
20. Модем ________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
21. Локальная сеть ________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
22. Глобальная сеть ________________________________________________________________
23. Протокол _____________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
24. Сетевая карта (адаптер) _________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
25. Скорость передачи данных ______________________________________________________
__________________________________________________________________________________
26. URL адрес ____________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
Задание 3.
Выберите правильный ответ в вопросах теста и запишите в таблицу.
1. Комплекс аппаратных и программных средств, позволяющих компьютерам
обмениваться данными:
1. интерфейс;
2. магистраль;
3. компьютерная сеть;
4. адаптеры.
2. Группа компьютеров, связанных каналами передачи информации и находящихся в
пределах территории, ограниченной небольшими размерами: комнаты, здания,
предприятия, называется:
1. глобальной компьютерной сетью;
2. информационной системой с гиперсвязями;
3. локальной компьютерной сетью;
4. электронной почтой;
5. региональной компьютерной сетью?
3. Глобальная компьютерная сеть это:
1. информационная система с гиперсвязями;
2. множество компьютеров, связанных каналами передачи информации и находящихся в
пределах одного помещения, здания;
3. система обмена информацией на определенную тему;
4. совокупность локальных сетей и компьютеров, расположенных на больших расстояниях и
соединенные в единую систему.
4. Компьютер, подключенный к Интернет, обязательно имеет:
IPадрес;
1.
2. webстраницу;
3. домашнюю webстраницу;
4. доменное имя;
5. URLадрес.
5. Модем обеспечивает:
33 1. преобразование двоичного кода в аналоговый сигнал и обратно;
2. преобразование двоичного кода в аналоговый сигнал;
3. преобразование аналогового сигнала в двоичный код;
4. усиление аналогового сигнала;
5. ослабление аналогового сигнала.
6. Телеконференция это:
1. обмен письмами в глобальных сетях;
2. информационная система в гиперсвязях;
3. система обмена информацией между абонентами компьютерной сети;
4. служба приема и передачи файлов любого формата;
5. процесс создания, приема и передачи webстраниц.
7. Почтовый ящик абонента электронной почты представляет собой:
1. некоторую область оперативной памяти файлсервера;
2. область на жестком диске почтового сервера, отведенную для пользователя;
3. часть памяти на жестком диске рабочей станции;
4. специальное электронное устройство для хранения текстовый файлов.
8. HTML (HYPER TEXT MARKUP LANGUAGE) является:
1. язык разметки webстраниц;
2. системой программирования;
3. текстовым редактором;
4. системой управления базами данных;
5. экспертной системой.
9. Компьютер, предоставляющий свои ресурсы в пользование другим компьютерам при
совместной работе, называется:
1. адаптером;
2. коммутатором;
3. станцией;
4. сервером;
5. клиентсервером.
10. Гипертекст это
1) структурированный текст, в котором могут осуществляться переходы по выделенным
меткам;
2) обычный, но очень большой по объему текст;
3) текст, буквы которого набраны шрифтом очень большого размера;
4) распределенная совокупность баз данных, содержащих тексты.
Ответы:
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
Задание 4.
Запишите термин, соответствующий определению.
1) Мощный компьютер,
к которому подключаются остальные компьютеры
______________________________________________________________________________
2) Устройство, преобразующее цифровые сигналы компьютера в аналоговый телефонный сигнал
и обратно ________________________________________________________________
3) Сеть, к которой подключены компьютеры кабинета информатики или всего здания колледжа
__________________________________________________________________________________
4) Специальное аппаратное средство для эффективного взаимодействия персональных
компьютеров сети _________________________________________________________________
5) Часть адреса, определяющая адрес компьютера в сети ________________________________
__________________________________________________________________
6) Набор Web – страниц, объединенных тематически, принадлежащих одному автору,
34 организации или пользователю _____________________________________________________
7) Количество битов информации, передаваемой через модем в единицу времени
__________________________________________________________________________________
8) Текст, имеющий гиперссылки _____________________________________________________
9) Дистанционная передача данных с одного компьютера на другой ______________________
__________________________________________________________________________________
10) Программа для просмотра Web – страниц __________________________________________
11) Стартовый сайт ________________________________________________________________
12) Организация, предоставляющая услуги Интернета __________________________________
Задание 5.
Заполните перечень наиболее известных служб, предоставляемых пользователям сети Интернет:
1) _______________________________________________________________________________
2) _______________________________________________________________________________
3) _______________________________________________________________________________
4) _______________________________________________________________________________
5) _______________________________________________________________________________
6) _______________________________________________________________________________
7) _______________________________________________________________________________
8) _______________________________________________________________________________
Задание 6.
Определите топологию сетей, представленных в таблице, и запишите ее под рисунком.
Что означает оператор
Пример запроса
Задание 7.
Заполните таблицу для составления сложных запросов при поиске информации в Интернете.
Синтаксис
пробел или
&
&&
|
+
логическое И (в пределах
предложения)
логическое И (в пределах
документа)
логическое ИЛИ
обязательное наличие слова в
35 найденном документе (работает
также в применении к стопсловам)
поиск фразы
группирование слов
" "
( )
(паскаль && информатика) (проект &&
программа)
Задание 8.
Работа с терминами. Запишите напротив каждого определения соответствующий термин.
1.Управляющий сайт ______________________________________________________________
2.Степень соответствия желаемому поиску в Интернете ________________________________
3.Базовый объект операционной системы Windows _____________________________________
4.Документ, взятый из Интернета ____________________________________________________
5.Сетевая карта ___________________________________________________________________
6.Глобальная мировая компьютерная сеть ____________________________________________
7.Часть URL адреса _______________________________________________________________
8.Электронная почта на английском языке ____________________________________________
9.Они бывают людские, природные, экономические, скрытые, аппаратные, программные,
информационные, открытые, закрытые ______________________________________________
В таблицу запишите первые буквы каждого термина, и вы получите слово
______________________________________
1
2
3
4
5
6
7
8
9
Слова – подсказки:
Адаптер, Вебдокумент, Домен, Еmail, Интернет, Окно, Портал, Релевантность, Ресурсы.
Задание 9.
Запишите преимущества электронной почты перед бумажной: ____________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
Задание 10.
Заполните таблицу:
Доменное Имя Страна или характер организации
.ru
.ua
.kz
.jp
.fr
.com
.edu
.mil
.gov
.org
Россия
Задание 11.
Заполните таблицу:
№
п/п
1.
Термин
Расшифровка
Перевод
Пояснение
email
Electronic Mail
Электронная
почта
Услуга Интернета, электронная почта – средство
обмена сообщениями, напоминающее работу
обычной почты, но значительно превосходящее ее
по скорости доставки сообщений.
36 2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
FTP
Host
HTML
HTTP
ICQ
Internet
IP
IRC
10.
ISP
11.
Login
12.
OLE
13.
On line
14.
Passwor
d
15.
POP3
16.
SMTR
17.
TCP
18.
URL
19.
UseNet
37 20. WWW
Задание 12.
Запишите правила общения в сети:
1) ____________________________________________________________________
2) ____________________________________________________________________
3) ____________________________________________________________________
4) ____________________________________________________________________
5) ___________________________________________________________________
6) ____________________________________________________________________
7) ____________________________________________________________________
8) ____________________________________________________________________
9) ____________________________________________________________________
10) ____________________________________________________________________
Задание 13.
Запишите известные поисковые системы Интернета:
1) ____________________________________________________________________
2) ____________________________________________________________________
3) ____________________________________________________________________
4) ____________________________________________________________________
5) ____________________________________________________________________
Задание 14.
Составьте рекомендации по защите компьютеров от вирусов:
1) ____________________________________________________________________
2) ____________________________________________________________________
3) ____________________________________________________________________
4) ____________________________________________________________________
5) ____________________________________________________________________
6) ____________________________________________________________________
7) ____________________________________________________________________
8) ____________________________________________________________________
9) ____________________________________________________________________
10) ____________________________________________________________________
Задание 15.
Перечислите наиболее известные антивирусные программы:
1) ____________________________________________________________________
2) ____________________________________________________________________
3) ____________________________________________________________________
4) ____________________________________________________________________
5) ____________________________________________________________________
Задание 16.
Перечислите наиболее распространенные преступления в сфере компьютерной деятельности:
1) ____________________________________________________________________
2) ____________________________________________________________________
3) ____________________________________________________________________
4) ____________________________________________________________________
5) ____________________________________________________________________
Задание 17.
Запишите перечень возможных сбоев, приводящих к потере ценной информации:
38 1) ____________________________________________________________________
2) ____________________________________________________________________
3) ____________________________________________________________________
4) ____________________________________________________________________
5) ____________________________________________________________________
Задание 18.
Перечислите организационные мероприятия по защите ценной информации:
1) ____________________________________________________________________
2) ____________________________________________________________________
3) ____________________________________________________________________
4) ____________________________________________________________________
5) ____________________________________________________________________
Задание 19.
Выберите правильные ответы тестовых заданий и запишите их в таблицу.
1. Обмен информацией между компьютерными сетями, в которых действуют разные
стандарты представления информации (сетевые протоколы), осуществляется с
использованием:
1. магистралей;
2. хосткомпьютеров;
3. электронной почты;
4. шлюзов;
5. файлсерверов.
2. Для хранения файлов, предназначенных для общего доступа пользователей сети,
используется:
1. файлсервер;
2. рабочая станция;
3. клиентсервер;
4. коммутатор.
3. Сетевой протокол это:
1. набор соглашений о взаимодействиях в компьютерной сети;
2. последовательная запись событий, происходящих в компьютерной сети;
3. правила интерпретации данных, передаваемых по сети;
4. правила установления связи между двумя компьютерами в сети;
5. согласование различных процессов во времени.
4. Транспортный протокол (TCP) обеспечивает:
1. разбиение файлов на IPпакеты в процессе передачи и сборку файлов в процессе
получения;
2. прием, передачу и выдачу одного сеанса связи;
3. предоставление в распоряжение пользователя уже переработанную информацию;
4. доставку информации от компьютераотправителя к компьютеруполучателю.
5. Протокол маршрутизации (IP) обеспечивает:
1. доставку информации от компьютераотправителя к компьютеруполучателю;
2. интерпретацию данных и подготовку их для пользовательского уровня;
3. сохранение механических,
функциональных параметров физической связи в
4. управление аппаратурой передачи данных и каналов связи.
5. разбиение файлов на IPпакеты в процессе передачи и сборку файлов в процессе
компьютерной сети;
получения.
6. Компьютер, подключенный к Интернет, обязательно имеет:
IPадрес;
6.
7. webстраницу;
8. домашнюю webстраницу;
39 9. доменное имя;
10. URLадрес.
7. Webстраницы имеют расширение:
1. *.htm;
2. *.txt;
3. *.web;
4. *.exe;
5. *.www
8. Служба FTP в Интернете предназначена:
1. для создания, приема и передачи webстраниц;
2. для обеспечения функционирования электронной почты;
3. для обеспечения работы телеконференций;
4. для приема и передачи файлов любого формата;
5. для удаленного управления техническими системами.
9. Теоретически модем, передающий информацию со скорость 57600 бит/с, может передать
2 страницы текста (3600 байт) в течении:
1. 0,5 ч;
2. 0,5 мин;
3. 0,5 с;
4. 3 мин 26 с.
10. Задача любой компьютерной сети заключается в ...
1. корректировке ошибок, возникающих в процессе передачи данных
2. согласовании работы всех составляющих компьютера
3. получении и отправке корреспонденции
4. обмене информацией между компьютерами
Ответы:
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Задание 20.
Составьте список терминов с пояснением к Главе 5 (не менее 30 слов), напечатайте его
отдельным файлом в программе MS Word в виде таблицы.
Контрольные вопросы:
1. Какие виды компьютерных сетей вам известны?
2. Что такое локальная компьютерная сеть?
3. Какие виды локальных компьютерных сетей вам известны?
4. Какой компьютер называется сервером?
5. Для чего создаются локальные компьютерные сети?
6. В чем недостаток локальных компьютерных сетей?
7. В какой папке компьютера содержатся папки компьютеров, подключенных к локальной
сети?
8. Что такое Интернет?
9. Перечислите различные варианты подключения к Интернету.
10. Что такое Интернет – адрес?
11. Какова структура доменной системы имен?
12. Перечислите некоторые имена доменов верхнего уровня.
13. Что такое маршрутизация данных?
14. Каким образом выполняется транспортировка данных?
15. Что такое сайт? портал? URL адрес? браузер?
16. Каким браузером мы пользуемся на уроках?
17. Какова структура окна этого браузера?
40 18. Что такое WWW? Как расшифровывается и переводится?
19. Какие формы общения в Интернете вам известны?
20. Что такое чат?
21. Объясните слова интерактивность, SMS, MMS, GPRS,WAP.
22. Что такое Интернеттелефония?
23. Перечислите основные службы Интернета.
24. Каким образом осуществляется поиск информации в Интернете?
25. Перечислите известные вам поисковые системы. Назовите общие элементы интерфейса
поисковых систем.
26. Что такое релевантность?
27. Перечислите виды электронной коммерции в Интернете.
28. Коротко дайте характеристику следующим понятиям: хостинг, реклама, баннер, доски
объявлений, Интернет – аукционы, Интернет магазины.
29. Что такое Web – кошелек? Цифровые деньги?
30. Каким образом осуществляется информационная безопасность при работе в сети?
Литература
1. Информатика. Задачникпрактикум в 2т. Под ред. И. Г. Семакина, Е.К.Хеннера. – М.
Лаборатория Базовых Знаний, 2012г.
2. Информатика: Практикум. Под ред. И. Г. Семакина, Е.К.Хеннера. – М. Лаборатория
Базовых Знаний, 2012г
3. Колмыкова Е.А., Кумскова И.А., Информатика, Учебное пособие для ССУЗ,
Издательство: Academia,2010
4. Семакин И.Г., Хеммер Е.К. Информатика. 10 класс. М.: БИНОМ Лаборатория знаний,
2012. – 165 с.
5. Семакин И.Г., Хеммер Е.К. Информатика. 11 класс. М.: БИНОМ Лаборатория знаний,
2012. – 139 с.
6. Цветкова М.С., Великович Л.С., Информатика и ИКТ, Учебное пособие для ССУЗ,
Издательство: Academia, 2013
41 РЕЦЕНЗИЯ
на рабочую тетрадь по дисциплине «Информатика»
преподавателя информатики
Рабочая тетрадь по информатике предназначена для студентов 1 курса всех
специальностей среднего профессионального образования, изучающих базовый курс
информатики 1011 класс.
Рабочая тетрадь разработана с учётом требований к подготовке специалистов разного
профиля. Задания в рабочей тетради дополняют и углубляют сведения, имеющиеся в учебнике.
Цель создания Рабочей тетради состоит в использовании практических заданий для:
формирования высокого уровня информационной культуры,
овладения современными информационными технологиями,
выработки умений оперативно и качественно работать с информацией,
развития творческого и познавательного потенциала студентов,
раскрытия коммуникативных возможностей современного человека.
Выполнение письменных практических упражнений позволит преподавателю осуществить
индивидуальный контроль, а также анализировать общий уровень знаний, умений студентов по
определённым разделам дисциплины.
В тетрадь включены пять разделов, охватывающих весь курс информатики базового
уровня, соответствующего государственному стандарту профессий и специальностей начального
и среднего профессионального образования:
1. Раздел I Информационная деятельность человека
Тема 1.1. Подходы к понятию информации и измерению информации.
Тема 1.2. Основные информационные процессы и их реализация с помощью
компьютеров.
Тема 1.3. Правовая охрана программ и данных. Защита информации.
2. Раздел II информация и информационные процессы
42 Тема 2.1. Свойства информации, виды информации.
Тема 2.2. Информационные процессы.
Тема 2.3. Аппаратное и программное обеспечение компьютера.
3. Раздел III Средства информационных и коммуникационных технологий.
Тема 3.1. Операционные системы.
Тема 3.2.Компьютерные вирусы.
Тема3.3. Компьютерные сети
4. Раздел IV Технология создания и преобразования информационных объектов
Тема 4.1.Текст как информационный объект.
Тема 4.2.Динамические (электронные) таблицы как информационные объекты.
Тема 4.3.Графические информационные объекты.
5. Раздел V. телекоммуникационные технологии.
Тема 5.1. Локальные сети и глобальные компьютерные сети.
Тема 5.2. Поисковые информационные системы.
В рабочую тетрадь входят разделы, как теоретического характера, так и рекомендации по
проведению практических работ, в частности с использованием офисного приложения Microsoft
Office.
В конце каждого раздела предложен контрольный тест, который позволит показать
результат освоения изученного материала.
Рабочая тетрадь разработана в соответствии с требованиями рабочей программы по ФГОС
3 для студентов СПО.
43
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ по дисциплине Информатика
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ по дисциплине Информатика
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ по дисциплине Информатика
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ по дисциплине Информатика
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ по дисциплине Информатика
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ по дисциплине Информатика
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ по дисциплине Информатика
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ по дисциплине Информатика
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ по дисциплине Информатика
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ по дисциплине Информатика
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ по дисциплине Информатика
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ по дисциплине Информатика
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ по дисциплине Информатика
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ по дисциплине Информатика
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ по дисциплине Информатика
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ по дисциплине Информатика
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ по дисциплине Информатика
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ по дисциплине Информатика
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ по дисциплине Информатика
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ по дисциплине Информатика
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ по дисциплине Информатика
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ по дисциплине Информатика
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ по дисциплине Информатика
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ по дисциплине Информатика
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ по дисциплине Информатика
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ по дисциплине Информатика
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ по дисциплине Информатика
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ по дисциплине Информатика
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ по дисциплине Информатика
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ по дисциплине Информатика
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ по дисциплине Информатика
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ по дисциплине Информатика
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ по дисциплине Информатика
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ по дисциплине Информатика
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ по дисциплине Информатика
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ по дисциплине Информатика
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ по дисциплине Информатика
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ по дисциплине Информатика
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ по дисциплине Информатика
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ по дисциплине Информатика
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ по дисциплине Информатика
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ по дисциплине Информатика
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ по дисциплине Информатика
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.