Рабочая тетрадь по Экологическим основам природопользования
Оценка 5

Рабочая тетрадь по Экологическим основам природопользования

Оценка 5
Рабочие тетради
doc
экология
Взрослым
04.02.2018
Рабочая тетрадь по Экологическим основам природопользования
Рабочая тетрадь предназначена для систематизации знаний студентов по дисциплине «Экологические основы природопользования», организации самостоятельной работы и самоконтроля полученных знаний при подготовке к зачету. Настоящая рабочая тетрадь представляет собой сборник практических заданий и тестов в соответствии с современными образовательными стандартами среднего профессионального образования. Практические задания даются согласно темам структуры рабочей программы.
рабочая тетрадь по экологии.doc
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ  «ВОЛЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА» ПЕРМСКИЙ ФИЛИАЛ                                                                                            Сазонова Е.А. ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ Рабочая тетрадь (практика) для студентов очной формы обучения Пермь 2017 СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ  «ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ СОВРЕМЕННАЯ ЭКОЛОГИЯ КАК НАУКА РАЗДЕЛ 1 1.1 Функционирование экосистем 1.2 Глобальная экосистема РАЗДЕЛ 2 2.1 Взаимодействие общества и природы 2.2 Понятие загрязнения окружающей среды. Нормативы качества среды 2.3 Загрязнение атмосферы 2.4 Загрязнение воды и почв 2.5 Рациональное использование природных ресурсов 2.6 Демографические проблемы современности 2.7 Экологическое законодательство РФ 2.8 Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды 2.9 Окружающая среда и здоровье человека РАЗДЕЛ 3 ВЛИЯНИЕ ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ КРАТКИЙ ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 3 4 5 6 6 11 14 14 16 20 23 25 27 29 32 34 36 39 41 46 2 ВВЕДЕНИЕ Рабочая   тетрадь   предназначена   для   систематизации   знаний   студентов   по   организации дисциплине   «Экологические   основы   природопользования», самостоятельной   работы   и   самоконтроля   полученных   знаний   при   подготовке   к зачету. Настоящая   рабочая   тетрадь   представляет   собой   сборник   практических заданий и тестов в соответствии с современными образовательными стандартами среднего профессионального образования. Практические задания даются согласно темам структуры рабочей программы. 3 ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ  «ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ» Наименование темы Количество В т.ч. практических и часов семинарских Введение Раздел 1. Основы экологических знаний. Тема 1.1. Функционирование экосистем. Тема 1.2. Глобальная экология. Раздел   2. Основы рационального  природопользования.  Тема 2.1. Взаимодействие общества и природы.  Тема 2.2. Понятие загрязнения окружающей среды.          Нормирование качества окружающей среды. Тема 2.3. Загрязнение на атмосферы. Тема 2.4. Загрязнение воды и почв. Тема 2.5. Рациональное использование ресурсов. Тема 2.6. Демографическое проблемы. Тема 2.7. Экологическое законодательство РФ. Тема 2.8. Международное сотрудничество в области  охраны окружающей среды. Тема 2.9 Пути выхода из экологического кризиса. Раздел 3. Окружающая среда и здоровье населения. Зачет Всего по дисциплине 2 6 2 4 20 2 4 2 2 2 2 2 4 2 2 32 4 4 4 4 ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ И ТЕСТЫ СОВРЕМЕННАЯ ЭКОЛОГИЯ КАК НАУКА Выберите один правильный ответ 1. Термин «экология» был впервые введен: а) Ч. Дарвиным; б) Э Геккелем; в) В. Вернадским. 2. Предметом экологии является: а) изучение многообразия живой и неживой природы; б) сохранение природных систем снижение влияния на них человека; в) изучение взаимоотношений организмов друг с другом и с окружающей средой, 3.   Подумайте и напишите, какие смежные науки тесно переплетаются с  экологией ______________________________________________________________________ ______________________________________________________________________ ______________________________________________________________________ 4. Сформулируйте цели и задачи экологии. ______________________________________________________________________ ______________________________________________________________________ ______________________________________________________________________ ______________________________________________________________________ 5 ______________________________________________________________________ ______________________________________________________________________ ______________________________________________________________________ ______________________________________________________________________ ______________________________________________________________________ 5. Перечислите методы оценки экологического состояния окружающей  среды. ______________________________________________________________________ ______________________________________________________________________ ______________________________________________________________________ ______________________________________________________________________ ______________________________________________________________________ ______________________________________________________________________ 6. Пользуясь учебником, ответьте, какой вклад в развитие экологии как  науки внесли: Э. Геккель  __________________________________________________________________ А. Тэнсли  __________________________________________________________________ Г. Ф. Морозов  __________________________________________________________________ В. Н. Сукачев  __________________________________________________________________ В. В. Докучаев  __________________________________________________________________ В. И. Вернадский  __________________________________________________________________ 6 РАЗДЕЛ 1 1.1 Функционирование экосистем Выберите один правильный ответ 1. Понятие «Биогеоценоз» включает: а) как биотическую, так и абиотическую среду;  б) только биотическую среду;  в) только абиотическую среду. 2. Дайте определение понятия «Экосистема». __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ 3. Используя цветные карандаши, нарисуйте схему экосистемы. 7 4. Дайте определения всем понятиям, изображенным на рисунке. ______________________________________________________________________ ______________________________________________________________________ ______________________________________________________________________ ______________________________________________________________________ ______________________________________________________________________ ______________________________________________________________________ ______________________________________________________________________ ______________________________________________________________________ ______________________________________________________________________ ______________________________________________________________________ 8 ______________________________________________________________________ ______________________________________________________________________ ______________________________________________________________________ ______________________________________________________________________ ______________________________________________________________________ ______________________________________________________________________ ______________________________________________________________________ ______________________________________________________________________ ______________________________________________________________________ ______________________________________________________________________ ______________________________________________________________________ ___________________________________________________ 5. Постройте  схему пищевой цепи, включив в неё перечисленные ниже организмы:                                           травы,                                           кролик,                                      почвенные грибы,                                 ягодный    кустарник,                                           волк, ______________________________________________________________________ ______________________________________________________________________ жук­навозник, растительноядное насекомое, паук, воробей, ястреб. ______________________________________________________________________ ______________________________________________________________________ ______________________________________________________________________ ______________________________________________________________________ 6. Рассмотрите схему, дайте ей название. 9 ______________________________________________________________________ ______________________________________________________________________ 7. Основной принцип существования экосистем ­ круговорот веществ в них. Определите, круговорот какого вещества изображен на рисунке. 10 ____________________________________________________________________ 7. Опишите процесс сукцессии.                                  _________________________________________________                                  _________________________________________________                                  _________________________________________________                                  _________________________________________________                                  _________________________________________________                                  _________________________________________________                                  _________________________________________________                                  _________________________________________________                                  _________________________________________________                                  _________________________________________________                               1. Вставьте пропущенные слова: 1.2 Глобальная экология а)_______________________________________основы учения о биосфере  были изложены___________________________ ; б) термин «Биосфера» ввел ___________________________________________. Выберите один правильный ответ 2. Ноосфера ­ это? а) стадия развития биосферы;  б) самостоятельная оболочка Земли;  в) условия жизни человека как биологического вида. 3. Автор учения о ноосфере ­ а) Тейяр­де­Шарден;  11 б) В.А. Анучин;  в) Э. Геккель;  г) В.И. Вернадский. 4. Объясните, почему толщина биосферы неодинакова в разных районах  нашей планеты? ___________________________________________________________________ ___________________________________________________________________ ___________________________________________________________________ ___________________________________________________________________ ___________________________________________________________________ ___________________________________________________________________ ___________________________________________________________________ ___________________________________________________________________ 5.Есть ли границы у глобальной экосистемы – биосферы, или она безгранична и охватывает всю планету? _____________________________________________________________________ _____________________________________________________________________ _________________________________ _________________________________ _________________________________ _________________________________ _________________________________ _________________________________ _________ 12 Отметьте на рисунке границы биосферы. 6. Предложите идеи расширения границ биосферы в целях расселения  человека. ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ 8. Справедливо ли утверждение, что жизнь в значительно большей  степени есть явление космическое, чем земное? __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ 13 __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ 9. Можно ли и каким образом увеличить долю солнечной энергии,  идущей на фотосинтез? (При ответе используйте данные о солнечной энергии, поступающей в биосферу, из таблицы). Энергия, идущая на: Дол отражение превращение в тепло испарение, осадки деятельность ветра, волн,  течений фотосинтез я 30 46 23 0,2 0,8 ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ РАЗДЕЛ 2 2.1 Взаимодействие общества и природы 1.  Укажите наиболее полное определение понятия «Окружающая  человека среда» 14 а) это совокупность условий жизни человека как биологического вида;          б)  это   понятие   включает   помимо   естественных  условий   жизни   человека, материальные объекты;           в)  это   искусственное   окружение   людей,   состоящее   из   технических компонентов. Запишите   определение   «социально­экономическая   среда» 2.  ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ 3.    Укажите, из каких компонентов состоит социоэкосистема? ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ 4.     Объясните, почему должны существовать экологические ограничения на развитие техники? ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ 15 ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ 5. Подумайте, что произойдет, если в XXI в. характер социального развития кардиально   не   изменится   и   человечество   будет   по­прежнему   бездумно осваивать природу, не учитывая законы существования биосферы? ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ 6.Что послужило основой выделения особых периодов во взаимодействии общества и природы? ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ 16 ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ 7.Опишите,   какие   противоречия   во   взаимоотношениях   конкретной технической   системы   (например,   автомобиля,  самолета,   промышленного предприятия) с окружающей средой вы наблюдали? ___________________________________________________________________ ___________________________________________________________________ ___________________________________________________________________ ___________________________________________________________________ ___________________________________________________________________ ___________________________________________________________________ ___________________________________________________________________ ___________________________________________________________________ ___________________________________________________________________ 2.2 Понятие загрязнения окружающей среды Нормативы качества среды Выберите один правильный ответ 1.  Экологическим кризисом является:              а) обратимое в природе явление, вызванное человеком;              б) необратимое в природе явление, вызванное стихией;              в) напряженное состояние взаимоотношений развития производственных сил человечества и природы. 2. Глобальные экологические проблемы вызваны в первую очередь: 17 а) геологическими процессами;             б) космическими факторами;             в) высокими темпами прогресса;            г) изменением климата. 3.  Наибольше количество веществ, загрязняющих биосферу, приходится на:       а) предприятия химической и угольной промышленности;       б) сельское хозяйство;       в) бытовую деятельность человека;       г) транспортные средства. 4. Естественное загрязнение биосферы происходит в результате:              а) лесных пожаров              б) отмирания значительного количества биомассы в экосистеме              в) многократного увеличения численности одного из видов              г) обработки растений пестицидами 5. Рассмотрите схему и дайте пояснение каждой проблеме. 18 ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ 19 ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ 20 ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ 6.  Укажите   наиболее   точное   определение   для   понятия   «Экологический норматив»       а) это законы природы, которые используются в хозяйственной практике;      б) это показатели, отражающие достигнутый на современном этапе уровень требований к         ведению хозяйственной деятельности и качеству окружающей природной среды;       в) это компонент окружающей среды, прямо или косвенно воздействующий на живые организмы;            г)  это совокупность всех факторов, в пределах которых возможно су­ ществование вида в природе. 7. Что означают стандарты качества окружающей среды?       а) уровень общественных потребностей;          б)  уровень фактического воздействия промышленных предприятий на окружающую среду;       в) уровень экономической стабильности. 21 8.  При нормировании качества окружающей среды (почвы, воды,  воздуха) норма качества среды должна устанавливаться?       а) по реакции самого чуткого к изменениям среды вида организмов;       б) по реакции человеческого организма на изменение качества окружающей среды;       в) исходя из экономической целесообразности достижения нормативных показателей. 2.3 Загрязнение атмосферы Выберите один правильный ответ 1. Укажите три отрасли промышленности, дающие максимальные выбросы вредных веществ в атмосферу а) лесной комплекс;  б) электроэнергетика;  в) цветная металлургия;  г) топливная промышленность;  д) химия и нефтехимия;  е) черная металлургия. 2.Основным источником парниковых газов является: а) производство химических продуктов;  б) сельское хозяйство;  в) энергетическое хозяйство;  г) деревопереработка;  д) коммунальное хозяйство. 3.  Парниковый эффект возникает в результате накопления в атмосфере: 22 а) угарного газа;         б) углекислого газа;         в) диоксида азота;         г) оксидов серы. 4.  Важная роль атмосферы заключается в том, что она защищает живые организмы от: а) резких колебаний температуры;         б) канцерогенных веществ;         в) радиоактивного загрязнения;         г) возбудителей заболеваний. 5. От жесткого ультрафиолетового излучения живые организмы защищают: а) водяные пары;         б) облака;         в) озоновый слой;         г) азот.  6. Ежегодно в атмосферу выбрасываются сотни тысяч загрязнителей. Что с  ними происходит в дальнейшем?    а) они все улетают в космос;     б) частично атмосфера от них освобождается;     в) они навсегда остаются в атмосфере.  7.Основной причиной увеличения концентрации углекислого газа в атмосфере  является:    а) дыхание живых организмов;    б) сжигание органического топлива и вырубка лесов;    в) активная деятельность гейзеров и вулканов. 8.  Опишите, какое явление изображено на рисунке. 23 ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ________________ 9. Какие источники загрязнения атмосферы указаны на схеме. 24 ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ 2.4 Загрязнение воды и почв 1.Укажите верное утверждение: 25 а)слой гумуса в 1 см формируется за 300 лет, тем не менее человечество расточительно расходует плодородие земель: в современных условиях один см. гумуса теряется за три года; б) озоновый слой тормозит развитие жизни на Земле, поскольку он по­ глощает,   не   пропуская   к   поверхности,   ультрафиолетовое   излучение   Солнца, способствующее развитию и ускоренному росту живых клеток; в)в последнее десятилетие ускорился процесс потери продуктивности почв; г)на   земле   не   отмечается   истощение   самых   ценных   источников   воды   ­ подземных вод, в то же время качество воды подземных источников постепенно ухудшается. 2.Основные причины сокращения сельскохозяйственных угодий         а) эрозия;  б) засоление почв;  в) изъятие сельскохозяйственных земель на другие цели;  г) неумеренное использование минеральных удобрений. 3.Среди перечисленных ниже видов и форм загрязнений укажите  два вида, которые не характерны для воздействия электроэнергетики на окружающую среду а)   загрязнение воздушного бассейна продуктами сгорания (химическое загрязнение); б) тепловое загрязнение; в) биогенное загрязнение; г) загрязнение водных объектов сточными водами; д) экологическое влияние акваторий (гидроэлектростанций); изъятие территорий из хозяйственного использования; е) ж) биологическое загрязнение; 26 з) электромагнитное влияние; и) радиоактивное загрязнение. 4.Среди   перечисленных   ниже   последствий   гидростроительства укажите те два, которые являются положительными а) заболачивание почв;  б) изменение характера речного стока;  в) изменение состояния водоемов;  г) подтопление поселений;  д) изменение уровня грунтовых вод;  е) устранение опасности наводнений. 5.Укажите отрасль, для производств которой характерен наибольший объем используемой воды а) лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно­бумажная промышленность;  б) электроэнергетика;  в) цветная металлургия;  г) легкая промышленность;  д) химия и нефтехимия. 6.Укажите два основных вида загрязняющих веществ, источником которых является сельскохозяйственное производство а) пестициды;     б) органические    удобрения;     в) бенз(а)пирен; г)формальдегиды;  д) продукты разложения сельскохозяйственных отходов; е) минеральные удобрения. 27 7.  Недостаток питьевой воды вызван, в первую очередь: а) парниковым эффектом; б) уменьшением объема грунтовых вод; в) загрязнением водоемов; г) засолением почв.   8. Основным методом  утилизации ТБО в мире является:    а) вторичная переработка;    б) аэробное биотермическое компостирование;    в) складирование на полигонах. 2.5 Рациональное использование ресурсов 1.Согласно   какой   классификации   природные   ресурсы   подразделяют   по признаку исчерпаемости и возобновимости: а) генетической;  б) экологической;  в) хозяйственной. 2. Выпишите названия природных ресурсов согласно экологической  классификации:           Неисчерпаемые                                                       Исчерпаемые _______________________                      Возобновляемые           Невозобновляемые _______________________               ____________________    __________________ _______________________               ____________________    __________________ 28 _______________________               ____________________    __________________ _______________________               ____________________    __________________ _______________________               ____________________    __________________ 3.Укажите верные утверждения а)  наибольший   объем   поверхностного   стока  в  расчете   на  одного  человека имеет Южная Америка; б)  максимальный   показатель   водообеспеченности   в   расчете   на   одного человека имеет Южная Америка; в)  наименьший показатель водообеспеченности в расчете на одного человека в Австралии, т.к. здесь меньше всего запасов пресной воды; г)  в   связи   с   ростом   численности   населения   количество   питьевой   воды, приходящееся на одного человека уменьшается; д)    наименьший показатель водообеспеченности на одного человека  среди регионов мира ­ в Европе. 4.Проранжируйте регионы по запасам древесины на душу населения: а) Северная Америка;  б) Австралия и Океания;  в) Центральная и Южная Америка;  г) Западная Европа;  д) Африка;  е) Россия. 5. Вырубка лесных массивов приводит к: а) увеличению видового разнообразия птиц;         б) увеличению видового разнообразия млекопитающих;         в) уменьшению испарения;         г) нарушению кислородного режима. 29 6. Рациональное природопользование подразумевает: а) деятельность, направленную на удовлетворение потребностей  человечества;         б) деятельность, направленную на научно обоснованное использование,  воспроизводство и охрану природных ресурсов;         в) добычу и переработку полезных ископаемых;          г) мероприятия, обеспечивающие промышленную и хозяйственную  деятельность человека. 7. Укажите верное утверждение а)безотходное   производство   возможно   при   достаточно   высоком   уровне науки и техники; б) невозможно, т.к. отходы производства принципиально неустранимы, они могут быть переведены из одной формы в другую. 2.6 Демографические проблемы современности 1.  Основными   природными   факторами,   влияющими   на   численность человеческих популяций, являются:  а) особенности рельефа местности;          б) пищевые ресурсы и болезни;          в) особенности климата;          г) географическое положение страны. 2. Напишите, в чём сущность демографической революции? ________________________________________________________________ ________________________________________________________________ 30 ________________________________________________________________ ________________________________________________________________ ________________________________________________________________ 3. Подумайте, связаны ли и каким образом проблемы народонаселения и  экологии. ________________________________________________________________ ________________________________________________________________ ________________________________________________________________ ________________________________________________________________ ________________________________________________________________ ________________________________________________________________ ________________________________________________________________ ________________________________________________________________   4. Что будет, если демографическая ситуация в развивающихся странах не изменится? ________________________________________________________________ ________________________________________________________________ ________________________________________________________________ ________________________________________________________________ ________________________________________________________________ ________________________________________________________________ ________________________________________________________________ ________________________________________________________________ ________________________________________________________________     5. Предложите свои варианты выхода из ситуации демографического  взрыва 31 ________________________________________________________________ ________________________________________________________________ ________________________________________________________________ ________________________________________________________________ ________________________________________________________________ ________________________________________________________________ ________________________________________________________________ ________________________________________________________________ ________________________________________________________________ ________________________________________________________________ ________________________________________________________________ 2.7 Экологическое законодательство РФ Выберите один правильный ответ 1.Как   называется   система   наблюдений,   оценки   и   прогноза,   позволяющая выявить   изменения   состояния   окружающей   среды   под   влиянием антропогенного фактора? а) прогноз погоды;  б) мониторинг;  в) факторинг;  г) объекты метеорологической службы. 32 2. Внимательно рассмотрите схему экологического мониторинга. Опишите, основные процедуры мониторинга. _______________________________________________________________________ _______________________________________________________________________ _______________________________________________________________________ _______________________________________________________________________ _______________________________________________________________________ _______________________________________________________________________ _______________________________________________________________________ _______________________________________________________________________ _______________________________________________________________________ _______________________________________________________________________ _______________________________________________________________________ _______________________________________________________________________ _______________________________________________________________________ _______________________________________________________________________ 33 _______________________________________________________________________ _______________________________________________________________________ 3.Закончите   предложение:   «Величина   экономического   ущерба   от загрязнения окружающей среды а)   б) зависит от природной специфики региона; не зависит от природной специфики региона. 4.В каком документе должны быть указаны нормативы платы за  выбросы загрязняющих веществ и размещение отходов конкретным предприятием? а)в экологическом паспорте предприятия; б)в лицензии на комплексное природопользование; в)в заключении экологической экспертизы; г)в заключении экологического аудита. 5.Выделите   три   основных   источника   финансирования   природоохранных мероприятий: а) собственные средства предприятий;  б) средства коммерческих банков;  в) госбюджет;  г) экологические фонды;  д) личные средства граждан. 6.Куда переводятся средства, полученные за нарушение природоохранного законодательства? а) в доход бюджета;  б) в государственные экологические фонды;  в) в страховые фонды. 34 7. Укажите вид особо охраняемой территории в соответствии с определением: «Эти территории сочетают охрану природной среды и ее использование для отдыха населения, а также туризма: а) заповедник;  б) заказник;  в) национальный парк;  г) памятник природы.  8. 10 января 2002 г. был принят закон:     а) «Об охране окружающей природной среды»;     б) «Об охране и использовании животного мира»;     в) «Об охране памятников природы». 2.8 Международное сотрудничество  в области охраны окружающей среды 1. Перечислите международные  принципы охраны окружающей  среды. ________________________________________________________________ ________________________________________________________________ ________________________________________________________________ ________________________________________________________________ ________________________________________________________________ ________________________________________________________________ ________________________________________________________________ 35 ________________________________________________________________ ________________________________________________________________ ________________________________________________________________ ________________________________________________________________ ________________________________________________________________ ________________________________________________________________ 2. Напишите названия международных организаций по охране  окружающей среды? ________________________________________________________________ ________________________________________________________________ ________________________________________________________________ 3. Приведите примеры международных договоров, соглашений,  конвенций. ________________________________________________________________ ________________________________________________________________ ________________________________________________________________ ________________________________________________________________ ________________________________________________________________ ________________________________________________________________ 4. Впишите в схему названия международных объектов охраны  окружающей природной среды. 36 ОБЪЕКТЫ  ОХРАНЫ 2.9. Пути выхода из экологического кризиса Урок­конференция по проблемам охраны окружающей среды и их решению. Выступления с докладами по подготовленным рефератам. При   подготовке   семинара   наряду   с   учебной   литературой   по   экологии   и географии   пермской   области   необходимо   использовать   материалы   периоди­ ческой   печати   областного   уровня   и   местной   печати   районов   собственного проживания. ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ 1. В.И. Вернадский и учение о биосфере. 2. Н.Н. Моисеев и учение о ноосфере. 3. Глобальные экологические проблемы современности. 4. Континентальные экологические проблемы. 5. Конференция в Рио­Де­Жанейро по устойчивому развитию. 6. Деятельность Римского клуба. 7. Экология и здоровье человека. 8. Экологическая культура человека. 9. Экология человека и социальные проблемы. 10. Международное сотрудничество России в области охраны природы. 37 11. 12. Общественные экологические организации России. Задачи   сохранения   генофонда   планеты.   Изменение   видового   и популяционного состава флоры и фауны, вызванные деятельностью человека. 12. Особо охраняемые природные территории (ООПР): виды, различия в их роли по охране природы. Краткая характеристика ООПР Пермской области. 13. 14. Красная книга Пермской области. Промышленные  предприятия   Пермской   области   и   проблема   утили­ зации отходов. Структура экологического законодательства Пермской области. 15. 17.Основные  направления  экономического  регулирования  природоохранной деятельности в Пермской области. 18.Состояние окружающей среды в Пермской области. 19. Связь экологии и экономики. 20. Рост населения Земли на протяжении истории человечества. 21. Проблема разрушения озонового экрана. 22. Городской смог. 23. Парниковый эффект и изменение климата. 24. Кислотные дожди. 25. Загрязнение Мирового океана нефтью. 26. Проблема захоронения токсических отходов. 27. Проблема городских свалок. 28. Проблема захоронения ядерных отходов. 29. Исчерпаемые природные ресурсы и их экономия. 30. Особенности использования природных ресурсов в России. 31. Использование вторичных ресурсов. 32. Безотходное и малоотходное производство. Внедрение новых материалов. 33. Очистные сооружения как мера снижения загрязнения. 34. Экологически чистые виды энергии. 35. Демографическая ситуация в России. 38 36. Качество воды в г. Перми. 37. качество воздуха в г. Перми. 38. Экологически «чистые» и «грязные» продукты питания 39. Проблемы генофонда человечества. 40. Экологическая обстановка в городах и возможности её улучшения. 41.   Ориентация   на   всемирную   очистку   стоков   и   выбросов   и   утилизацию образовавшихся отходов. 42. Отказ от использования достижений техники. 43. Стиль жизни, отвечающий эксцентрическому и экологическому сознанию. 44. Будущее человечества за пределами Земли. 45. Изменение характера деятельности людей и концентрация устойчивого развития. 46. Экологическая психология и экологическое мышление. РАЗДЕЛ 3. Окружающая среда и здоровье населения Выберите один правильный ответ   1.  Самыми   распространенными   заболеваниями,   которые   возникают   в результате ухудшения экологической обстановки, являются: а) болезни опорно­двигательной системы;          б) инфекционные болезни;          в) сердечно­сосудистые и онкологические заболевания;          г) болезни пищеварительного тракта.  2. Вещества, вызывающие раковые заболевания, называют:  а) биогенными;           б) канцерогенными; 39 в) пирогенными;           д) абиогенными. 3. Разрушение озонового слоя ведет к увеличению заболеваний:           а) желудочно­кишечного тракта;           б) сердечно­сосудистой системы;           в) кожи;            г) органов дыхания. 4. При разрушении люминесцентных ламп выделяются опасные для здоровья ионы:        а) ртути;                                      б) свинца;                                      в) кальция;                                     г) кобальта. 5.Укажите, к какому виду загрязнений окружающей среды показана на  рисунке чувствительность организма человека. 40 _________________________________________________________________ _________________________________________________________________ _________________________________________________________________ _________________________________________________________________ _________________________________________________________________ __________________________ 6.Болезни   ­   фактор   естественного   отбора,   способствующий   сохранению наиболее   здоровых   людей,   отличающихся   высоким   иммунным потенциалом. Если так, то не ведет ли борьба с инфекционными болезнями к вырождению человечества?  ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ 41 Влияние на здоровье человека 7. Заполните таблицу. Химические вещества Тяжелые металлы: Свинец, Ртуть,  Кадмий, Цинк, Никель, Хром. Канализационные стоки: Различные  токсические вещества, Болезнетворные  микробы. Хлорорганика, неорганические  ядовитые вещества: Хлор, Фтор, Бром,  Хлороформ, Диоксины. Неорганические вещества: Азот,  Фосфор. Синтетические удобрения и  ядохимикаты: Гербициды, Пестициды,  Нитраты, Нитриты ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ 1. Актуальность   курса   «Экологические   основы   природопользования», междисциплинарные связи. 2. Цели и задачи курса. Структура курса.  3. Биосфера   ­   главный   объект   исследований.   Основные   компоненты биосферы. Границы биосферы. 4. Содержание биологического и антропогенного круговоротов вещества и энергии. Роль живого вещества в формировании географической оболочки земли. 5. Закономерности   биосферы.   Предпосылки   ноосферного   подхода   к изучению окружающей среды. 6. Система «Общество ­ Окружающая среда», ее состав. 42 7. Общие принципы рационального взаимодействия общества и окружающей среды. 8. Экологические   кризисы   и   проблемы,   причины   их   взаимодействия. Примеры глобальных экологических проблем. 9. Континентальные экологические проблемы.  Проблемы мирового океана. 10.Концепция   устойчивого   развития.   Основные   критерии   устойчивого развития. 11.Сравнительная характеристика техногенного и эколого­ориентированного типов экономического развития. 12.Основные направления экологизации общественного развития.  13.Классификация природных ресурсов. Ресурсообеспсчснность России. 14.Невозобновимые природные ресурсы и проблемы их использования. 15.Земельные ресурсы России и проблемы их использования. 16.Роль   лесных   ресурсов.   Лесные   ресурсы   России   и   мира.   Рациональное использование лесногофонда. 17.Роль   животного   мира   и   факторы   негативного   воздействия   человека   на животный мир. 18.Вопросы воспроизводства и охраны животного мира. 19.Проблемы  экологизации  человека:   демографическая  ситуация,  здоровье человека. 20.Проблемы   экологизации   человека:   продовольственная   проблема, экологические проблемы крупных городов и транспорта. 21.Экологическая экспертиза ­ важный метод экологической оценки. 22.Понятие «Мониторинг окружающей среды», его задачи, функции, виды.  23.Методы мониторинга. 24.Стандарты качества окружающей среды. 25.Экологический рынок товаров и услуг.  26.Международное сотрудничество в области охраны природы.  27.Экономическое регулирование в области охраны природы. 43 28.Юридическая ответственность в области охраны окружающей среды. 29.Возмещение вреда, причиненного окружающей среде и здоровью человека. КРАТКИЙ ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ Абиотические факторы окружающей среды ­ это тела и явления неживой природы (климат, свет, химические элементы и вещества, температура, влажность, атмосферное   давление),   с   которыми   взаимодействуют   живые  организмы   в процессе обмена веществом и энергией. Антропогенный   кругооборот  ­   обмен   веществом   и   энергией   в   процессе хозяйственной   деятельности   человека   в   системе:   производство   ­   природные ресурсы. 44 Биоиндикация (экологическая) ­ оценка качества окружающей среды или ее изменений   по   наличию,   состоянию   или   поведению   организмов   определенных видов,   особо   чувствительных   к   ожидаемым   воздействиям   (некоторые микроорганизмы, лишайники, растения, насекомые, птицы и пр.). В отдельных случаях биоиндикация обладает преимуществами по сравнению с аппаратурным контролем. Биологический   кругооборот  ­   обмен   веществом   и   энергией   между организмами и неживой природой, а также между самими организмами с помощью жизнедеятельности различных групп организмов. Биосфера  ­   основной   объект   изучения   курса.   Часть   географической оболочки,   заселенная   живыми   организмами,   включая   человека,   и   качественно преобразованная   ими   в   процессе   обмена   веществом   и   энергией   в   сторону увеличения свойств, пригодных для жизни. Императив   экологический  ­   обращение   к   человеческому   обществу   с просьбой   ограничить   или   даже   прекратить   некомпенсированное   потребление природных   ресурсов   и   не   нейтрализуемое   загрязнение   природной   среды,   со­ измерить   глобальную   антропогенную   нагрузку   с   экологической   выносливостью биосферы. Интродукция  ­   искусственное   распространение   животных   и   растений  за пределы естественных мест обитания. Канцерогены  ­   вещества   или   физические   агенты   (ионизирующая   и проникающая   радиация),   способные   вызвать   развитие   злокачественных   но­ вообразований или способствовать их возникновению. Коэволюция  ­   параллельная,   совместная,   взаимосвязанная   эволюция   в системе   «общество­природа»,   предполагающая   такое   согласование   темпов развития, которое предотвращает экологический кризис. 45 Красная   книга   ­  официальный   документ,   содержащий   свод   сведений  о редких и находящихся под угрозой исчезновения видах растений и животных, а также о необходимых мерах по их охране и восстановлению. Мониторинг­ слежение за какими­то объектами или явлениями, регулярная или   непрерывная   регистрация   их   состояния.   Экологический   мониторинг представляет собой систему наблюдения, оценки и прогноза изменения состояния окружающей среды под влиянием антропогенного воздействия. Ноосфера (буквально «мыслящая оболочка» или сфера разума) ­ качественно новая,   высшая   стадия   развития   биосферы,   связанная   с   экологически ориентированным развитием человеческой цивилизации; период истории,  когда разумная   человеческая   деятельность   становится   главным,   определяющим фактором развития на планете. Особо охраняемые природные территории  ­ объекты общенационального достояния, где располагаются природные комплексы и объекты, имеющие особое природоохранное,   научное,   культурное,   эстетическое,   рекреационное   и оздоровительное   значение.   Данные   территории   решениями   органов государственной   власти   полностью   или   частично   изъяты   из   хозяйственной деятельности с установлением режима особой охраны (заповедники, национальные парки, заказники, памятники природы). Парниковый   эффект  ­   увеличения   содержания   углекислого   газа   в   ат­ мосфере, которое может привести к повышению приземной температуры воздуха. В результате хозяйственной деятельности человека концентрация газов и пыли в атмосфере возрастает и парниковый эффект усиливается. Пестициды  ­ химические соединения, используемые для защиты растений, животных, сельскохозяйственной продукции, а также человека от угнетающих и повреждающих воздействий других организмов: сорняков (гербициды), насекомых (инсектициды), грибков (фунгициды). К пестицидам относятся также некоторые стимуляторы и агротехнологические средства. 46 Плодородие почв  ­   результат   протекающих   в   течение   многих   тысяч  лет геологических,   климатических,   почвообразовательных   процессов,   которые формируют показатели урожайности сельскохозяйственных культур. Популяция  ­ группа особей одного биологического вида, имеющих  общий генофонд и способность скрещиваться. Природопользование  ­   использование   человеком   полезных   свойств окружающей   среды:   экологических,   экономических,   культурных   и   оздорови­ тельных. Природные ресурсы ­ естественные тела и силы природы, которые на данном уровне   развития   производительных   сил   используются   или   могут  быть использованы человеком для обеспечения своего существования и хозяйственной деятельности. Природные   условия  ­   свойства   и   особенности   природы,   которые   не участвуют   в   хозяйственной   деятельности   человека,   но   оказывают   влияние   на расселение   людей,   их   жизнь   и   здоровье   (атмосферный   воздух,   тепло,   свет, влажность и т.д.). Прогнозирование   экологическое  ­   предсказание   возможного   поведения природных   систем   в   будущем,   определяемого   естественными   процессами   в окружающей среде и влиянием на них человеческой деятельности. Рекультивация  ­   комплекс   мер,   направленный   на   восстановление продуктивности нарушенных земель, а также на улучшение условий окружающей человека среды. Стандарты качества окружающей среды ­ нормативы, регламентирующие допустимое   состояние   всех   компонентов   окружающей   среды   (воздушного, водного бассейнов, почв и т.д.). Также определяются экологически  безопасный режим   работы   хозяйствующих   субъектов,   качественные   характеристики выпускаемой продукции. Сукцессия ­ смена одних растительных или животных сообществ другими. 47 Трансграничное загрязнение  ­ распространение загрязняющих веществ с воздушными   и   водными   потоками   на   большие   расстояния   за   пределы  границ государств, на территории которых находятся источники загрязнения.  Устойчивое развитие  ­ это развитие, которое удовлетворяет потребности настоящего времени, но не ставит под угрозу способность будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности. Экологизация общественного развития  ­ существенная перестройка  всей системы современной науки, техники и технологии, человеческого  мышления в сторону согласования человеческой деятельности с природными  процессами   в целях сохранения целостности биосферы. Экологические   нормативы  ­   это   количественные   уровни   (величины), регулирующие степень антропогенного воздействия на природу и среду обитания живых организмов. Экологическая безопасность ­ степень соответствия экологических условий задачам сохранения здоровья населения и обеспечения устойчивого социально­ экономического развития, гармонизации интересов природы и общества. Экологический   кризис  ­   острое   противоречие   между   безграничными возможностями   развития   производства   с   развитием   науки   и   техники   и   есте­ ственными ограниченными возможностями природной среды к саморегуляции и сохранению своей целостности. Экологический   паспорт   предприятия  ­   документ,   характеризующий экологические показатели промышленных предприятий. Экологическое правонарушение ­ нарушение права, действующих законов, повлекшее за собой причинение ущерба природным ресурсам, окружающей среде и   здоровью   человека.   Преднамеренное   злостное   нарушение  состояния окружающей среды, противоречащее национальным законам и  международным соглашениям будет относится к экологическому преступлению. 48 Экологический   фонд  ­   независимый   от   государства   бюджет,   имеющих многоуровневую   структуру,   целью   которого   является   финансирование природоохранных   мероприятий   и   компенсации   ущерба,   причиненного   окру­ жающей среде и здоровью человека. Экологическая   экспертиза  ­   установление   соответствия   намечаемой хозяйственной и иной деятельности экологическим требованиям и определение допустимости   реализации   объекта   экологической   экспертизы   в   целях предупреждения возможных неблагоприятных воздействий этой деятельности на окружающую природную среду и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий реализации объекта экологической экспертизы. Экология ­ наука о законах взаимодействия органических сообществ друг с другом и окружающей их абиотической средой. Экологическое   страхование  ­   страхование   ответственности   объектов, являющихся   потенциальными   виновниками   аварийного,   непреднамеренного загрязнения окружающей среды и страхование собственных убытков, возникающих у источников такого загрязнения. Экономический механизм природопользования  ­ это меры регулирования охраны природы: система платежей (платность) в природопользовании; система экономического стимулирования природоохранной деятельности; экологическая экспертиза   хозяйственных   проектов;   создание   экологических   фондов;   система экологического страхования; финансирование природоохранных мероприятий и экологических программ. Эрозия почв  ­  разрушение верхнего  плодородного  слоя  почвы,  изменение целостности ее поверхности, обычно сопровождаемое переносом частиц с одного места на другое. Различают водную и ветровую эрозии. Юридическая   ответственность   за   экологические   правонарушения   ­ обязательство юридических и физических лиц перед обществом и государством по соблюдению   действующих   законов   по   охране   окружающей   среды.  Различают 49 четыре   формы   ответственности:   дисциплинарную   (включая   материальную), административную, гражданскую и уголовную. СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО 1. Водный кодекс № 167­ФЗ от 16.11.1995 г. 2. Доклад  «О  состоянии  окружающей  среды  и здоровья  населения Пермской  области за 2003 г.». 3. Земельный кодекс № 136­ФЗ от 25. 10. 2001 г. 4. Закон РФ «Об охране окружающей среды» № 7­ФЗ от 10.01.2002 г. 5. Закон РФ «Об охране окружающей среды в Пермской области». №502­94 от  09.12.2002 г. 6. Закон РФ «О недрах» № 2395­ФЗ от 08.02.95 г. 7. Закон РФ «Об охране атмосферного воздуха» № 36­ФЗ от 04.05.99 г. 8. Закон РФ «О животном мире» № 52­ФЗ от 24.04.95 г. 9. Закон   РФ   «Об   особо   охраняемых   территориях»  №   33­ФЗ   от 14.03.95 г. 10.Закон РФ «О санитарно­эпидемиологическом благополучии населения» № 52­ ФЗ от 30.03.99 г. 11.Закон РФ «Об экологической экспертизе» № 174­ФЗ от 23.11.95 г. 12.Лесной Кодекс № 22­ФЗ от 29.01.97 г. УЧЕБНАЯ ЛИТЕРАТУРА 1. Алексеенко В.А., Алексеенко Л.П. Биосфера и жизнедеятельность.­М.: Логос,  2002. 2. Арустамов Э.А., Левакова И.В., Баркалова Н.В. Экологические основы  природопользования. М.: "Дашков и К0", 2002. 3. Бунакова Т.М., Родионова И.А.. Экономическая география: учебное пособие  по географии. М.: "Московский лицей", 2002. 4. Вернадский  В.И.  Научная  мысль как планетарное явление.­ М: «Наука»,  1992. 50 5. Вернадский В.И. Химическое строение биосферы и ее окружения.­ М:  «Наука», 1997. 6. Воронов Г.А., Соболева Е.Б.: конспект лекций, Пермь, 2003. 7. Гальперин М.В. Экологические основы природопользования.­ М.: ФОРУМ:  ИНФРА­М, 2002. 8. Гирусов Э. В., Бобылев С. Н., Новоселов А. Л., Чепурных Н. В. Экология и экономика природопользования. М.: «Закон и право», ЮНИТИ, 1998. 9. Данилов­Данильян   В.И.   Лосев   К.С.   Экологический   вызов   и   устойчивое развитие.­ М.: Прогресс­Традиция, 2000. 10. Зайцева Н.В., Аверьянов Н.И. Экология и здоровье детей Пермского региона.­ Пермь, 1997. 11. Медоуз Д.Х., Медоуз Д.Д., Рандерс Й. За пределами роста.­ М.: Пангея, 1994. 12. 12.Миркин Б.М., Наумова Л.Г., Экология России.­ М.: АО «МДС», 1995. 13. Моисеев Н.Н. Человек и ноосфера.­ М.: «Молодая гвардия», 1990. 14. Назаров Н.Н., Шарыгин М.Д. География: Пермская область. Пермь, «Книжный мир», 1999. 15. Новиков Ю.В. Экология, окружающая среда и человек.­ М.: ФАИР­ПРЕСС, 2002. 16. Печчеи А. Человеческие качества.­ М.: «Прогресс», 1996. 17. Проблемы   экологии   России   //   Под   ред.   Данилова­Данильяна   В.И.  М.: ВИНИТИ, 1993. 18. Реймерс Н.Ф. Природопользование /Словарь­справочник. М.:, 1995. 19. 19.Реймерс   Н.Ф.   Экология:   теория,   законы,   правила,   принципы   и гипотезы. М.:, 1997. 20. Соломенцев Ю.В. Экологические основы природопользования.­ М.:  «Высшая школа», 2002. 21. Столбов В.А., Гагарский М.Д. География Пермской области: учебное пособие. Пермь, "Изд­во ПТУ", 1996. 22. Тураев В.А. Глобальные вызовы человечеству: Учебное пособие.­  М.: Логос, 51 2002. 23. Хатунцев Ю.Л. Экология и экологическая безопасность. М.: Академия, 2002. 24. Фединский  Ю.И.  Экология.  Охрана окружающей  среды.  Правовой  словарь­ справочник. М.: «Приор», 2002. 25. Экология Пермской области. Учебное пособие для 10 кл. Пермь, 1994. 26. Экология Пермской области на рубеже  XXI  века (1997­2002 гг.) //Под ред. И.Г. Ежикова.­ Пермь, «Книжный мир», 2004. МАТЕРИАЛЫ ПЕРИОДИЧЕСКОЙ ПЕЧАТИ 1. Вронский В.А. Глобальное потепление климата и окружающая среда на рубеже XXI века //География в школе. ­ 2002. ­ № 8. С. 33­40. 2. Вронский В.А. Экологические болезни //География в школе.­2002.­№З.С. 13­ 20. 3. Глазачев С.Н. Экология и культура мира: приоритет безопасности  планеты //География в школе .­2002 .­№ З.С 9 ­13. 4. Макаров В.Л. Экономика знаний //Экология и жизнь­2003­ № 1. С.26. 5. Минкин   И.М.,   Карицкий   В.В.   Автогибриды:   паллиатив   или   решения  на сегодня? //Экология и жизнь.­2003.­№ 2. С.26­30. 6. Морозов В.И., Церцек Н.Ф. Киотский протокол к рамочной конвенции ООН об изменении климата //География в школе ­2002.­№ 7. С. 3­8. 7. Поздеева Н.В. Глобальные экологические проблемы // География в  школе.­ 2002.­№ 8. С. 27­33. 8. Поздеева   Н.В.,   Жуковин   И.Б.   Современный   взгляд   на   глобальные экологические изменения // География в школе.­2001.­№ 4. С. 23­27. 9. Рогачев   СБ.,   Новичков   СБ.   Выполняют   ли   свою   функцию   экологические платежи предприятий? // Экология и жизнь­2003 .­№ 3. С. 3. 10. Родзевич  Н.Н.  Воздействие  транспорта  на  окружающую  среду  География   в школе.­2002.­№ 3. С. 13­20. 11. Родзевич   Н.Н.   Геоэкологический   потенциал   России   //   География   в  школе.­ 52 2001.­№ 1. С 16­24. 12. Родзевич Н.Н. Экологический императив и рыночная экономика //География в школе.­2001.­№ 3. С. 12­22. 53 54

Рабочая тетрадь по Экологическим основам природопользования

Рабочая тетрадь по Экологическим основам природопользования

Рабочая тетрадь по Экологическим основам природопользования

Рабочая тетрадь по Экологическим основам природопользования

Рабочая тетрадь по Экологическим основам природопользования

Рабочая тетрадь по Экологическим основам природопользования

Рабочая тетрадь по Экологическим основам природопользования

Рабочая тетрадь по Экологическим основам природопользования

Рабочая тетрадь по Экологическим основам природопользования

Рабочая тетрадь по Экологическим основам природопользования

Рабочая тетрадь по Экологическим основам природопользования

Рабочая тетрадь по Экологическим основам природопользования

Рабочая тетрадь по Экологическим основам природопользования

Рабочая тетрадь по Экологическим основам природопользования

Рабочая тетрадь по Экологическим основам природопользования

Рабочая тетрадь по Экологическим основам природопользования

Рабочая тетрадь по Экологическим основам природопользования

Рабочая тетрадь по Экологическим основам природопользования

Рабочая тетрадь по Экологическим основам природопользования

Рабочая тетрадь по Экологическим основам природопользования

Рабочая тетрадь по Экологическим основам природопользования

Рабочая тетрадь по Экологическим основам природопользования

Рабочая тетрадь по Экологическим основам природопользования

Рабочая тетрадь по Экологическим основам природопользования

Рабочая тетрадь по Экологическим основам природопользования

Рабочая тетрадь по Экологическим основам природопользования

Рабочая тетрадь по Экологическим основам природопользования

Рабочая тетрадь по Экологическим основам природопользования

Рабочая тетрадь по Экологическим основам природопользования

Рабочая тетрадь по Экологическим основам природопользования

Рабочая тетрадь по Экологическим основам природопользования

Рабочая тетрадь по Экологическим основам природопользования

Рабочая тетрадь по Экологическим основам природопользования

Рабочая тетрадь по Экологическим основам природопользования

Рабочая тетрадь по Экологическим основам природопользования

Рабочая тетрадь по Экологическим основам природопользования

Рабочая тетрадь по Экологическим основам природопользования

Рабочая тетрадь по Экологическим основам природопользования

Рабочая тетрадь по Экологическим основам природопользования

Рабочая тетрадь по Экологическим основам природопользования

Рабочая тетрадь по Экологическим основам природопользования

Рабочая тетрадь по Экологическим основам природопользования

Рабочая тетрадь по Экологическим основам природопользования

Рабочая тетрадь по Экологическим основам природопользования

Рабочая тетрадь по Экологическим основам природопользования

Рабочая тетрадь по Экологическим основам природопользования

Рабочая тетрадь по Экологическим основам природопользования

Рабочая тетрадь по Экологическим основам природопользования

Рабочая тетрадь по Экологическим основам природопользования

Рабочая тетрадь по Экологическим основам природопользования

Рабочая тетрадь по Экологическим основам природопользования

Рабочая тетрадь по Экологическим основам природопользования

Рабочая тетрадь по Экологическим основам природопользования

Рабочая тетрадь по Экологическим основам природопользования

Рабочая тетрадь по Экологическим основам природопользования

Рабочая тетрадь по Экологическим основам природопользования

Рабочая тетрадь по Экологическим основам природопользования

Рабочая тетрадь по Экологическим основам природопользования

Рабочая тетрадь по Экологическим основам природопользования

Рабочая тетрадь по Экологическим основам природопользования

Рабочая тетрадь по Экологическим основам природопользования

Рабочая тетрадь по Экологическим основам природопользования

Рабочая тетрадь по Экологическим основам природопользования

Рабочая тетрадь по Экологическим основам природопользования

Рабочая тетрадь по Экологическим основам природопользования

Рабочая тетрадь по Экологическим основам природопользования

Рабочая тетрадь по Экологическим основам природопользования

Рабочая тетрадь по Экологическим основам природопользования

Рабочая тетрадь по Экологическим основам природопользования

Рабочая тетрадь по Экологическим основам природопользования

Рабочая тетрадь по Экологическим основам природопользования

Рабочая тетрадь по Экологическим основам природопользования

Рабочая тетрадь по Экологическим основам природопользования

Рабочая тетрадь по Экологическим основам природопользования

Рабочая тетрадь по Экологическим основам природопользования

Рабочая тетрадь по Экологическим основам природопользования

Рабочая тетрадь по Экологическим основам природопользования

Рабочая тетрадь по Экологическим основам природопользования

Рабочая тетрадь по Экологическим основам природопользования

Рабочая тетрадь по Экологическим основам природопользования

Рабочая тетрадь по Экологическим основам природопользования

Рабочая тетрадь по Экологическим основам природопользования

Рабочая тетрадь по Экологическим основам природопользования

Рабочая тетрадь по Экологическим основам природопользования

Рабочая тетрадь по Экологическим основам природопользования

Рабочая тетрадь по Экологическим основам природопользования

Рабочая тетрадь по Экологическим основам природопользования

Рабочая тетрадь по Экологическим основам природопользования

Рабочая тетрадь по Экологическим основам природопользования

Рабочая тетрадь по Экологическим основам природопользования

Рабочая тетрадь по Экологическим основам природопользования

Рабочая тетрадь по Экологическим основам природопользования

Рабочая тетрадь по Экологическим основам природопользования

Рабочая тетрадь по Экологическим основам природопользования

Рабочая тетрадь по Экологическим основам природопользования

Рабочая тетрадь по Экологическим основам природопользования

Рабочая тетрадь по Экологическим основам природопользования

Рабочая тетрадь по Экологическим основам природопользования

Рабочая тетрадь по Экологическим основам природопользования

Рабочая тетрадь по Экологическим основам природопользования

Рабочая тетрадь по Экологическим основам природопользования

Рабочая тетрадь по Экологическим основам природопользования

Рабочая тетрадь по Экологическим основам природопользования

Рабочая тетрадь по Экологическим основам природопользования

Рабочая тетрадь по Экологическим основам природопользования

Рабочая тетрадь по Экологическим основам природопользования

Рабочая тетрадь по Экологическим основам природопользования

Рабочая тетрадь по Экологическим основам природопользования
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.02.2018