«- А кто такие фиксики? - Большой – большой секрет!»
Привет! Мы уверены, что ты точно знаешь,
кто такие фиксики. Ведь ты, наверняка, смотрел мультсериал о нас. Но я
напомню: фиксики — маленькие человечки, которые живут внутри техники и
исправляют её поломки. Но не только! Мы
знаем многое о морфемике и словообразовании, так как эти разделы языка, как и любая техника, имеют собственные внутренние механизмы, в которых мы и поможем тебе разобраться.
Скорее приступай к первой серии!
Серия 1. Морфемы.
ЕСЛИ В ОБЕИХ РУКАХ ЧЕМОДАНЫ
Морфемы. Это что-нибудь сложное? Нет, скорее простое.
Изобрели особый прибор – шляпо-
приподниматель. Вы идете по улице, в обеих руках чемоданы, а навстречу – знакомый. Вы киваете ему головой, а шляпоприпод-ниматель
вежливо снимает с вас шляпу, приветливо приподнимает ее и потом снова нахлобучивает на вашу голову. Кивок приводит в действие механизм шляпопри-поднимателя. В журналах были об этом известия, может быть, в шутку.
Я уверен, что, прочитав сло-
во шляпоприподниматель, вы его поняли. Почему? Вы знаете слова выключатель, взрыватель, усилитель, звукоулавливатель, громкоговоритель. Они обозначают прибор; и у всех есть часть -тель. Значит, -тель сообщает нам: этим словом назван прибор. Если тель значит «прибор», то, выходит, -тель – значимая часть слова. Значимая часть слова называется «морфема».
Морфемы бывают такие: корни, приставки, суффиксы (-тель – как раз суффикс), окончания. В слове шляпоприподниматель такие части: шляп-о-при-подним-а-тель. Корень -ним-. Он имеет значение? Сравним: с-ним-а-ть, под-ним-а-ть; -ним обозначает физическое действие. Какое – это уточняет приставка.
Слово похоже на поезд. Каждая часть – особый вагон. Он может быть прицеплен к другому поезду – вот так: -ним-: с-ним-а-ть; шляп-: шляп-а, шляп-к-а;
при-: при-встать; под-: под-брас-ыва-ть;
-тель: анти-об-лед-ен-и-тель.
Все значимые части в этом слове – морфемы. А буква о служит для соединения морфем, но сама значения не имеет – значит, это не морфема.
1. Выпиши главную мысль текста.
________________________________
________________________________
________________________________
________________________________
________________________________
2. Понаблюдай, как изменится значение слова, если заменить хотя бы одну морфему в его составе: вход – выход – уход – заход – приход.
_____________________________
_____________________________ _____________________________
_____________________________
_____________________________
_____________________________
3. Какое правило культурного поведения использовано для создания шутливой ситуации с «изобретением» шляпоприподнимателя?
________________________________
________________________________
________________________________
________________________________
________________________________
________________________________ ________________________________ Кадр 2.
Попробуй восстановить пропущенные морфемы. Сколько слов у тебя получилось? слон
________________________________ ________________________________ ________________________________
при ный
________________________________ ________________________________ ________________________________
еньк
________________________________ ________________________________ ________________________________
Морфема – значимая часть слова, т.е. имеет определенное значение.
А как ты думаешь, какое значение имеет –еньк- и при- ? Обрати внимание на подобранные тобой слова.
______________________________________
______________________________________
______________________________________
______________________________________
______________________________________
______________________________________ ______________________________________
Кадр 3.
Образуй слова по схемам:
+ бежать_______________________
________________________________ ________________________________ ________________________________
парашют+ ___________________
________________________________ ________________________________ ________________________________
У тебя получилось не одно слово, верно? И все они имеют разные значения? От чего это зависит?
________________________________
________________________________ ________________________________ ________________________________ ________________________________ ________________________________ ________________________________ ________________________________ ________________________________ Кадр 4.
Замени в словах подземный, подводный приставку на над-. Какие изменения произошли в словах и почему?
__________________________________ __________________________________ __________________________________ __________________________________
Кадр 5.
Посмотри, как меняется значение слова в зависимости от значения суффикса: кот – котик – котишка – котище. Приведи как можно больше рядов однокоренных слов, которые различаются только суффиксами оценки.
__________________________________ __________________________________ ________________________________ ________________________________ ________________________________ ________________________________ ________________________________ ________________________________ ________________________________ ________________________________ ________________________________ ________________________________ ________________________________ ________________________________ ________________________________ ________________________________ ________________________________ ________________________________ ________________________________
Кадр 6.
Послушай и понаблюдай, как обычно говорит мама с маленьким ребенком (дома, если у вас есть младший брат или сестра, в фильме или в книге). Какие особенные слова она использует? Какие
суффиксы чаще встречаются в именах существительных? Запиши слова, обозначая эти суффиксы.
________________________________ ________________________________ ________________________________ ________________________________ ________________________________ ________________________________ ________________________________ ________________________________ Кадр 7.
Прочитай «зашифрованные» слова. Что их
объединяет? чик
-батон-, -вагон-, -карман-, -лимон-, -диван-, графин-, -кувшин-, -магазин-, -сарафан-.
________________________________ ________________________________ ________________________________ ________________________________ ________________________________ ________________________________ ________________________________ ________________________________ ________________________________ ________________________________ ________________________________ ________________________________ ________________________________ Кадр 8.
Напиши глаголы с корнем –ход-. Чем они различаются?
________________________________ ________________________________ ________________________________ ________________________________ ________________________________ ________________________________ ________________________________ ________________________________ ________________________________ ________________________________ ________________________________ ________________________________ ________________________________ ________________________________ Кадр 9.
Прочитай пушкинские строки:
Только вымолвить успела,
Дверь тихонько заскрипела, И в светлицу входит царь, Стороны той государь.
В каком значении употреблено выделенное жирным шрифтом слово? Приведи его современный синоним – однокоренное слово.
________________________________
________________________________
________________________________
________________________________
________________________________
________________________________
________________________________
Ты ведь знаешь, что каждое слово имеет свою историю и не всегда оно выглядело так, как сейчас. Историю слов можно найти в этимологическом словаре, который понадобится тебе при выполнении следующих заданий.
В Школьном этимологическом словаре А.Н. Тихонова найди слова сторона, страна, странный. Прочитай словарные статьи. Сделай вывод.
________________________________
________________________________
________________________________
________________________________
________________________________
________________________________
________________________________ Кадр 10.
Что общего в словах браниться и бороться? Вращать и ворота? Древко (знамени) и дерево (а также деревня)? Обратись к этимологическому словарю.
________________________________
________________________________
________________________________
________________________________
________________________________
________________________________
________________________________
________________________________
________________________________
________________________________
________________________________
Кадр 11
Придумай и напиши сказку о морфемах.
________________________________
________________________________
________________________________
________________________________
________________________________
________________________________
________________________________
________________________________
________________________________
________________________________
________________________________
________________________________
________________________________ ________________________________
________________________________
________________________________
________________________________
________________________________
________________________________
________________________________
________________________________
Кадр 12
Оцени то, как ты справился с заданиями.
Возникли ли трудности или вопросы?
________________________________
________________________________
________________________________
________________________________
________________________________
________________________________
________________________________
________________________________
________________________________
________________________________
________________________________
________________________________
Кадр 13
Комментарии учителя.
__________________________________________________
__________________________________________________
__________________________________________________
__________________________________________________
__________________________________________________
__________________________________________________
__________________________________________________
__________________________________________________
__________________________________________________
__________________________________________________
__________________________________________________
__________________________________________________ Кадр 14
Комментарии родителей.
__________________________________________________
__________________________________________________
__________________________________________________
__________________________________________________
__________________________________________________
__________________________________________________
__________________________________________________
__________________________________________________
__________________________________________________
__________________________________________________
__________________________________________________
__________________________________________________
Серия 2. Словообразование.
Кадр 1.
От предложенных глаголов образуй слова с указанными значениями.
«тот, кто...»__________________ носить «то, что…»__________________
«с помощью чего…»____________
«тот, кто…»__________________ ходить «там, где…»_________________
«с помощью чего…»___________
Слова для справок: ходок, ноша, пароход, носилки, ледоход, носильщик.
Кадр 2.
Рассмотри схему: от а
Какой частью речи являются слова, соответствующие ей? Докажи.
________________________________
________________________________
________________________________
________________________________
От данных прилагательных образуй и запиши существительные, соответствующие этой схеме.
чистый____________________________ частый____________________________ темный____________________________ добрый____________________________ теплый____________________________ слепой_____________________________ острый____________________________ тесный____________________________ глухой_____________________________ густой_____________________________ Кадр 3.
Выпиши из текста слова, образованные:
1) суффиксальным способом; 2) приставочным способом; 3) сложением.
Легкий снежок, выпавший поутру, вскоре сгребли с тротуаров, но он остался на крышах, веточках, на прошлогодней траве. Пришел кот, понюхал снег, чихнул и попятился. Прилетела стайка воробьев. Они попрыгали, склевали что-то, шумно ссорясь, и улетели всей стаей. По переходу важно проследовал породистый пес, которого вела серьезная девочка.
1)_______________________________
________________________________
________________________________
________________________________
2)______________________________
________________________________
________________________________ ________________________________
3)______________________________
________________________________
________________________________ ________________________________
Кадр 4.
Найди слова в тексте, строение которых
соответствует схемаи ищ е , лище
Чудовищная история.
Жило – было Чудище, Юное страшилище.
Росту – непомерного,
Непомерной силищи.
Жило припеваючи
В преогромной ямище
У своих, у любящих
Папищи и Мамищи. Бегало на гульбища, Сходища и сборища.
Обожало зрелища, В частности – позорища.
И – как это свойственно Кой-каким сокровищам – Обещало вырасти
Форменным
Чудовищем.
Но однажды вечером
В мирном обиталище
Разразился
Истинно чудовищный
Скандалище (…)
Нарисуй иллюстрацию к этому стихотворению.
Кадр 5
Определи способ словообразования следующих слов: безделье, веселье, богомолье.
Аргументируй свой ответ.
________________________________
________________________________
________________________________
________________________________
________________________________
________________________________
________________________________
________________________________
________________________________
________________________________
________________________________ Кадр 6
Выбери слова, которые образованы бессуффиксным способом. Выдели морфемы
шкафчик, вол, выход, смелость, стол, сушь,
гниль, высь, конь, зелень, бег, лань, вывоз,
лень, взлет, кол, учитель, пень, грузин.
Кадр 7.
Расшифруй аббревиатуры:
СНГ_____________________________
________________________________
НЛО____________________________
________________________________
СМИ____________________________
________________________________
РИА_____________________________
________________________________ Кадр 8
Сначала выпиши слова с суффиксом –ик- («маленький»), затем с суффиксом –щик- («тот, кто…»). Докажи, написав от какого слова образованы эти слова.
вербовщик, лещик, перекупщик, клещик, взломщик, ямщик, ящик, оценщик, закупщик.
________________________________ ________________________________ ________________________________ ________________________________ ________________________________ ________________________________ ________________________________ ________________________________ ________________________________ ________________________________ ________________________________ Кадр 9
Обозначь морфемы, с помощью которых образованы эти слова. Запиши, каким способом они образованы. Рядом приведи свои примеры.
храбрость_________________________
________________________________
переделать________________________
________________________________
подоконник_______________________
________________________________
диван-кровать_____________________
________________________________
водовоз__________________________
________________________________
Кадр 10.
Одинаковы ли состав и способ образования слов смешать и смешить? Объясни почему.
________________________________ ________________________________ ________________________________ ________________________________ ________________________________ ________________________________ ________________________________
________________________________ ________________________________
Кадр 11.
Найди ошибки и исправь их.
смелый несмелость смелость
________________________________ ________________________________ ________________________________ ________________________________
накачать качать накачка
________________________________ ________________________________ ________________________________
________________________________
пятнистый пятнистость пятно
________________________________ ________________________________ ________________________________
________________________________
жар пережарить жарить
________________________________ ________________________________ ________________________________ ________________________________ Кадр 12.
Какие слова пропущены?
- купить ______________ искупление
- граница граничить _____________
ограниченный __________________
неограниченность
Кадр 13.
Из предложенных слов составь гнездо родственных слов. Проверь себя по школьному словообразовательному словарю А.Н. Тихонова.
(Если есть ошибки, сделай
работу над ними)
буквенный, буква,
букварный, букварчик, буквочка, букварик, букварь, буковка.
__________ ________
________ ________
__________ ________
________
__________
Кадр 14.
Подбери однокоренные слова к слову снег. С помощью словообразовательного словаря А.Н. Тихонова составь гнездо родственных слов слова снег. ________________________________
________________________________
________________________________
________________________________
________________________________
________________________________
Кадр 15
Сопоставь гнездо слова снег, составленное тобой в предыдущем кадре со словарной статьей в словаре В.И. Даля. Какие отличия ты обнаружил? Почему они есть?
________________________________ ________________________________ ________________________________ ________________________________ ________________________________ ________________________________ ________________________________ ________________________________
________________________________ ________________________________ ________________________________ ________________________________ ________________________________ Кадр 16
Сколько гнезд родственных слов можно составить, используя данные слова? Докажи.
купаться, купе, покупательница, закупка, купейный, искупаться, купать, закупочный, покупатель, закупить, покупать.
________________________________ ________________________________ ________________________________ ________________________________ ________________________________ ________________________________ ________________________________ ________________________________ ________________________________ ________________________________ ________________________________ ________________________________ Кадр 17
Как ты думаешь, являются ли родственными в современном языке слова банька и банка? А этимологически? Обратись за помощью к этимологическому словарю.
________________________________ ________________________________ ________________________________ ________________________________ ________________________________ ________________________________ ________________________________ ________________________________ ________________________________ ________________________________ ________________________________ ________________________________ ________________________________ Кадр 18
Напиши, от чего образованы следующие слова. Выдели морфему, с помощью которой образовалось слово. Назови способ словообразования.
аптекарь_________________________ ________________________________ загон____________________________ ________________________________ междуречье_______________________ ________________________________ ножнички________________________ ________________________________ подосиновик______________________ ________________________________ бабушкин_________________________
безвинный________________________ ________________________________ заграничный______________________ ________________________________ наземный_________________________ ________________________________ жадничать________________________ ________________________________ осиротеть_________________________ ________________________________ быстроходный_____________________ ________________________________ дикорастущий_____________________ ________________________________
вуз______________________________
________________________________ Кадр 19
Персонаж, от лица которого ведется повествование в рассказе Н. Лескова «Левша», - человек простой, не очень образованный, но ему очень хочется в рассказе щегольнуть ученым
словцом. И он постоянно употребляет
«ученые» слова, при этом путая их, смешивая, и потому речь его очень своеобразна, насыщена нелепыми оборотами и словами. Так, склеив части слов керамика и пирамиды, он произносит непонятно керамиды. Из существительных нимфа и инфузория – создает нимфозорию.
Попытайся определить, как в речи рассказчика возникли слова горячий студинг, публицейские ведомости, долбица умножения.
________________________________ ________________________________ ________________________________ ________________________________ ________________________________
___________________________________________________
___________________________________________________
___________________________________________________
Кадр 20.
Объясни, что обозначает каждое «детское» слово и как оно образовано.
иголкий__________________________ ________________________________ грозительный (палец)________________ ________________________________ червячное (яблоко)__________________ ________________________________ пианинщик_______________________ ________________________________ низота___________________________ ________________________________ Кадр 21
Прочитай стихотворение. Что придает ему шутливый характер? Выпиши слова, которых нет в русском языке. Как они созданы?
Знаем, кто такие кони.
Ну, а кто такие пони? Я хотел понять – Не понял.
Если кони спят в конюшне, Значит, пони спят в понюшне.
Мчатся кони – Топот конский,
Мчатся пони – Топот понский… С пиками наперевес Грозно скачет конница.
А на пони? Понница.
(С.Иванов)
________________________________ ________________________________ ________________________________ ________________________________ ________________________________ ________________________________ ________________________________ ________________________________ ________________________________ ________________________________ ________________________________ ________________________________ ________________________________ ________________________________ ________________________________ ________________________________ ________________________________ ________________________________ ________________________________ ________________________________ Кадр 22
Прочитай сказку Л. Петрушевской.
Сяпала Калуша с Калушатами по напушке. И увазила Бутявку, и волит:
- Калушата! Калушаточки!
Бутявка!
Калушата присяпали и Бутявку стрямкали. И подудонились.
А Калуша волит:
- Оее! Оее! Бутявка-то некузявая!
Калушата Бутявку вычучили.
Бутявка вздребезнулась, сопритюкнулась и усяпала с напушки. А Калуша волит калушатам:
- Калушаточки! Не трямкайте бутявок, бутявки дюбые и зюмо-зюмо некузявые.
От бутявок дудонятся.
А Бутявка волит за напушкой:
- Калушата подудонились! Зюмо некузявые! Пуськи бятые!
Какие ассоциации она вызвала? Попробуй расшифровать смысл.
________________________________ ________________________________ ________________________________ ________________________________ ________________________________ ________________________________ ________________________________ ________________________________ ________________________________ ________________________________ ________________________________ ________________________________ ________________________________ ________________________________ ________________________________ ________________________________ Кадр 23
Оцени то, как ты справился с заданиями.
Возникли ли трудности или вопросы?
________________________________
________________________________
________________________________
________________________________
________________________________
________________________________
________________________________
________________________________
________________________________
________________________________
________________________________
________________________________ Кадр 24
Комментарии учителя.
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________ Кадр 25
Комментарии родителей.
__________________________________________________
__________________________________________________
__________________________________________________
__________________________________________________
__________________________________________________
__________________________________________________
__________________________________________________
__________________________________________________
__________________________________________________
__________________________________________________
__________________________________________________
__________________________________________________
Рабочая тетрадь по морфемике и словообразованию к УМК под ред. В.В. Бабайцевой.
Автор-составитель Козлова Ю.А.
Рабочая тетрадь предназначена для закрепления и проверки знаний учеников по морфемике и словообразованию. Она может использоваться как на уроке, так и для самостоятельных/ индивидуальных/ домашних заданий. Упражнения разнообразны как по содержанию, так и по форме, что поможет расширить представление учащихся о русском языке, позволит повысить интерес к учебному предмету. А оформление и знакомые мультгерои разнообразят работу.
Саратов
2015
Список литературы.
1. Бабайцева В.В. Русский язык. Теория. 5-9 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений/ В.В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова. – М.: Дрофа, 2012.
2. Русский язык. Практика. 5 кл.: учебник / А.Ю. Купалова, А.П. Еремеева, Г.К. Лидман-Орлова и др.; под ред. А.Ю. Купаловай. – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2014.
3. Русский язык. Практика. 6 кл.: учебник / Г.К. ЛидманОрлова, С.Н. Пименова, А.П. Еремеева и др.; под ред. Г.К. Лидман-Орловой. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2014. 4. Русский язык. 6 класс. Учеб. для общеобразоват.
учреждений. В 2 ч. Ч.1 / [М.Т. Баранов, Т.А.
Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др.; науч. ред. Н.М. Шанский]. – М.: Просвещение, 2012.
5. Русский язык. 5 кл.: учеб. для общеобразоват.
учреждений / М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И.
Капитос и др.; под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта. – М.: Дрофа, 2012.
6. Ларионова, Л.Г. Рабочая тетрадь учебнику «Русский язык. 5 класс» под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта: орфография/ Л.Г. Ларионова. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2011.
7. Русский язык. 6 кл.: учеб. для общеобразоват.
учреждений/ М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И.
Капитос и др.; под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта. – М.: Дрофа, 2013.
8. Львова С.И. Русский язык: обучение морфемике и словообразованию в основной школе: 5-9 классы/ С.И. Львова. – М.: Вентана-Граф, 2012.
9. Львова С.И. Работа с морфемными моделями слов на уроках русского языка в 5-9-х классах: пособие для учителя. – М.: Мнемозина, 2012.
10. Тихонов А.Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка. 3-е изд. – М.: Культура и традиции, 1996
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.