Рабочая тетрадь по обществознанию
Оценка 4.9

Рабочая тетрадь по обществознанию

Оценка 4.9
Рабочие тетради
doc
обществознание
Взрослым
19.02.2018
Рабочая тетрадь по обществознанию
Работая над материалами по данной дисциплине, ребенок сможет расширить область своих знаний, узнать больше о связи общества и экономики, политики, религии, юриспруденции и других сфер жизнедеятельности. Чтобы удачно сдать все контрольные и получать высокие оценки за домашние работы, тебе будет необходимо сидеть по несколько часов с учебником, чтобы прочесть объемный параграф и вникнуть в суть его содержания.
Тетрадь рабочая .doc
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение  «Соликамский политехнический  техникум» РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ  к разделу «Право» курса «Обществознания» (включая экономику и право) Студента (ки) _____ курса группы № _______ по специальности/ профессии________________________________ _________________________________________________________ __________________________________________________________ (ФИО) 2 Соликамск, 2017 СОДЕРЖАНИЕ 1.  Предисловие …………………………………………..2 2.  1.1 Понятие  общества ………………………………..4 3.  1.2 Общество и природа ……………………………...5 4.  1.3 Сферы общества …………………………………..7 5.  1.4 Деятельность как способ существования                                                                общества ……………………………………………….9 6.  1.5 Развитие общества ……………………………….14 7.  1.6 Культура и цивилизация…………………………15 8.  1.7. Общественный прогресс………………………...17 9.  1.8 Глобализация человеческого общества ………...18 10. 1.9 Типология обществ………………………. ……..21 11. Контрольная работа………………………………….25 12. Литература……………………………………………32 3 4 Уважаемые студенты! Предлагаемая   Вам   рабочая   тетрадь   по   обществознанию,   поможет усвоить   содержание   предмета   и   лучше   подготовится   к   итоговой аттестации. Все ответы – краткие и развернутые – вы записывайте непосредственно в тетрадь.  Знаком 1.1, 1.2 и др. обозначены разделы главы учебника А.Г. Важенин «Обществознание».  Рекомендации по выполнению заданий Прежде   чем   приступить   к   выполнению   заданий,   внимательно прочитайте данные рекомендации.  В тетрадь включены задания следующих видов: 1. На  сновании текста учебника, найдите значения понятий. Например: 1. Найдите в учебнике 1.1 значения понятия «Общество». Ответ: Общество – это обособившаяся от природы часть материального мира со   всей   совокупностью   исторически   сложившихся   форм   совместной деятельности людей. На   основании   материала   учебника   охарактеризуйте   предложенные 2. понятия, заполнив пропуски текста. Например: учебник 1.3 Сферы общества А)Выделяют четыре сферы общества:                              экономическую;                             социальную;                            политическую;                            духовную. 3. Установите соответствие между понятием и определением. В этих заданиях определения не совпадают с понятием. Необходимо каждое из приведенных понятий соотнести с данным его определением и, обнаружив ошибку,   найти   в   ряду   определений   то   единственное,   которое   раскрывает конкретное понятие. Например: учебник 1.2 Общество и природа 1. Природа – А. это весь животный и растительный мир. 2. Биосфера – Б. это совокупность естественных условий существования человечества. 3. Матриархат – В. это главенство мужчины в первобытной семье. 5 4. Патриархат – Г. это  главенство женщины в первобытной семье. Ответ:  1­Б, 2­А, 3­Г, 4­В. 4.Установите соответствие между понятием и видами его проявления: к каждой   позиции,   данной   в   первом   столбце,   подберите   соответствующую позиции из второго столбца Например: учебник 1.3 Сферы общества      Сфера общества                           Вид деятельности       1. Экономическая                     А. Избрание президента        2. Социальная                           Б. Заключение договора купли ­ продажи       3. Политическая                       В. Концерт классической музыки       4. Духовная                               Г. Принятие закона о повышении пенсии        1                                                              Ответы занесите в таблицу.        3 3           А А        Б 2 Г       4       В 5.Заполните пробелы в графических схемах: Например: какая форма правления не указана в схеме? Форма правления монархия ? Ответ: республика. 6. Задание на осмысление высказываний мыслителей, ученых, писателей. Внимательно   прочитав   приведенные   цитаты,   нужно   ответить   на   вопросы, сформулированные в задании.  7. Задание на исправление ошибок в определениях. В них приводятся неверные утверждения. Нужно найти в учебнике подходящий материал и на его основе исправить ошибку. Контрольные задания рассчитаны на проведение итогового контроля после изучения каждой главы учебника. Часть 1. Выполнение тестовых заданий. 6        Внимательно прочитайте каждое задание и предлагаемые варианты ответа. Отвечайте   только   после   того   как   вы   поняли   вопрос   и   проанализировали   все варианты ответа. Выполняйте в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удается выполнить сразу, и переходите к   следующему.   К   пропущенному   заданию   вы   сможете   вернуться       после выполнения   всей   работы.   Тест   состоит   из   тридцати   вопросов   с   четырьмя вариантами ответов, из которых только один правильный. Критерии оценки: при правильных ответах на 27 вопросов – оценка «5» на 24 вопроса – «4», на 21 вопрос – «3», на 18 вопросов – «2». Часть 2. состоит из кроссворда, который надо разгадать, опираясь на знания определений изученных понятий.  Критерии оценки выполненной работы: при правильном выполнении всех заданий – оценка «5», при не выполнении двух – четырех заданий ­ «4», при не выполнении пяти­восьми заданий – «3», при не выполнении десяти заданий – «2». Использовать предлагаемую рабочую тетрадь можно как на учебных занятиях, так и дома. * значком обозначены задания повышенной сложности. 7 Общество 1.1 Понятие общества 1.   Найдите в учебнике   1.1 значение понятий «общество» и «сферы жизни общества». Что понимается под «обществом» в узком и широком смысле? Какие принято выделять основные сферы (подсистемы) общества? __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ ______________________________________________________________ 2.     Понятие   «общественные   отношения»   подразумевает   систему   связей, возникающих   между   индивидами   и   социальными   группами   в   процессе экономической, социальной, политической, культурной жизни и деятельности людей.   Конкретизируйте   это   теоретическое   утверждение   с   помощью   трех примеров проявления общественных отношений. __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ ______________________________________________________________ 3.   На основе материала учебника охарактеризуйте предложенные понятия, заполнив пропуски текста.  Американский социолог Э. Шилз выделил следующие признаки общества: браки заключаются между представителями объединения; __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ пополняется за счет детей представителей этого объединения; __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ обладает собственной системой управления; __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ его   сплачивает   общая   система   ценностей   (свои   обычаи,   традиции   и   пр.), которые находят выражение в определенной культуре.  Популяции муравьев и пчел называют: 8   животными; социальными __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ общественными или    Разновидностями общественных отношений являются: __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ ______________________________________________________________              Структуру общества составляют:                                                __________________________________________________________________ __________________________________________________________________   социальные общности; ___________________________________________________________________ _________________________________________________________________  В науке выделяют следующие социальные институты: __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ политический; __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ духовный. __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ 1.2 Общество и природа 1.  Покажите, в чем проявляется воздействие природной среды на человеческое  общество, и каковы проявления воздействия на природу. Найдите в учебнике 1.2                                                                                                   __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ 9 __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ 2.     Прочитайте   приведенные   ниже   положения   Конституции   Российской Федерации. Объясните, почему вопросы экологии    включены в Основной Закон Государства и являются одной из важных сторон его деятельности.      Статья  9 Земля   и   другие   природные   ресурсы   используются   и   охраняются   в Российской   Федерации   как   основа   жизни   и   деятельности   народов, проживающих на соответствующей территории. Статья  42 Каждый   имеет   право   на   благоприятную   окружающую   среду, достоверную   информацию   о   ее   состоянии   и   на   возмещение   ущерба, причиненного   его   здоровью   или     имуществу   экологическим правонарушением. ________________________________________________________________ ________________________________________________________________ ________________________________________________________________ ________________________________________________________________ ________________________________________________________________ ________________________________________________________________ 3.  Установите соответствие между определением и понятием. 1.Природа – А. это весь животный и растительный мир. 2.Биосфера – Б. это совокупность естественных условий существования  человечества. 3.Матриархат – В. главенство мужчины в первобытной семье. 4.Патриархат –  Г.главенство  женщины в первобытной семье. 5.Присваивающая экономика – Д.производство необходимых продуктов в первобытном обществе. 6.Производящая экономика – Е.присвоение продуктов природы в готовом виде.  ________________________________________________________________ ________________________________________________________________ ________________________________________________________________ ________________________________________________________________ ________________________________________________________________ 1.3 Сферы общества 10 1.  Установите соответствие между сферами общества и видами  деятельности. Сфера общества                            Вид деятельности 1. Экономическая                                                            А. Избрание президента        2. Социальная                               Б. Заключение договора                                                                купли продажи 3. Политическая                            В. Концерт классической                                                                   музыки 4. Духовная                                    Г. Принятие закона о повышении                                                                пенсий Ответ занесите  в таблицу 1 2 3 4 2.  На основе материала учебника охарактеризуйте предложенные понятия,  заполнив пропуски текста, обозначенные точками.  Выделяют четыре сферы общества: экономическую; __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ политическую; ___________________________________________________________________ _______________________________________________________________        Экономическая сфера общества включает в себя отношения:          ______________________________________________________________ __________________________________________________________________ ____                  распределение материальных благ; __________________________________________________________________ __________________________________________________________________  потребление материальных благ;  __________________________________________________________________ _______________________________________________________________        С развитием орудий труда производство материальных благ         разделилось на:  производство продуктов питания; 11 __________________________________________________________________ __________________________________________________________________  В истории первобытного общества известно три общественных разделения  труда:             ____________________________________________________________ __________________________________________________________________ ______                   появление ремесла как самостоятельной отрасли             производства;             ____________________________________________________________ __________________________________________________________________ ______        С появлением государства общество делится на: зависимое население; __________________________________________________________________ __________________________________________________________________  Способами регулирования отношений в первобытном обществе были: __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ обязывания; __________________________________________________________________ _________________________________________________________________  Культура включает в себя:  литературу; __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ архитектуру; __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ религию; __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ 3.  Установите общественные разделения труда в хронологическом порядке. 1. Появление торговцев (купцов) как особой группы населения. 2. Разделение общества на землевладельцев и скотоводов. 3. Выделение ремесла в самостоятельную отрасль производства. __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ 12 4.  Заполните пропуски в таблице. Таблица. Сравнение родовой и соседской общин Родовая община Соседская община 1. Наличие кровнородственных связей 1. 2. 3. Общинная собственность на землю;  совместная обработка земли. 4. Отсутствие условий для появления  частной собственности и неравенства. 2. Обособление имущества отдельных  семей. 3. Общинная собственность на землю;  распределение земли в пользование  между семьями. 4. 1.4 Деятельность как способ существования общества. 1.  На основе материала учебника охарактеризуйте предложенные понятия,  заполнив пропуски текста, обозначенные точками.  Структуру деятельности составляют: объект;  __________________________________________________________________ __________________________________________________________________  Важную роль в совершении деятельности играют: цель; средства; ________________________________________________________________ ________________________________________________________________  А. Маслоу предложил следующую классификацию потребностей: физиологические: ________________________________________________________________ ________________________________________________________________ социальные; ________________________________________________________________ ________________________________________________________________                                                         духовные.  Практическая деятельность бывает; 13 социальная; ________________________________________________________________ ________________________________________________________________  В зависимости от результатов деятельность подразделяется на: ________________________________________________________________ ________________________________________________________________ разрушительную;  В зависимости от форм деятельности выделяют: трудовую деятельность; ________________________________________________________________ ________________________________________________________________ творческую деятельность; ________________________________________________________________ ________________________________________________________________ преподавательскую деятельность. 2. Составьте логическую схему, используя ключевые понятия:  «деятельность», «структура деятельности», «субъект деятельности», «объект  деятельности», «орудия деятельности», «цель», «средства», «поведение»,  «действия», «мотив», «потребности (первичные, вторичные)», «виды  деятельности». __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ ________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ ___________________________________ 3.  Подберите и запишите примеры потребностей, которые человек  удовлетворяет в своей деятельности.    __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ _____________________________________________ 14 Примеры потребностей, удовлетворяемых человеком в своей  деятельности Естественные              Социальные                  Идеальные                                                                    (духовные, культурные)                4.  Подумайте, можно ли отнести к духовным перечисленные ниже потребности. 1) потребность в благополучии 2) потребность в свободе 3) потребность в поисках смысла жизни                            4) потребность в самовоспитании 5) потребность в самоутверждении 6) потребность в положительной оценке Поясните свой ответ. __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ ______ 5.  Запишите слова, пропущенные в схеме. 15 Структура деятельности 6.  Сравните такие виды деятельности человека, как игра, учение и труд.  Заполните приведенную ниже таблицу. Вопросы для Учение сравнения Труд Игра Цель Средства Результат 7. Установите соответствие между конкретными предметами и видами  потребностей: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите  соответствующую позицию из второго столбца.      ПРИМЕРЫ ПОТРЕБНОСТЕЙ                          ВИДЫ   А) потребность в самовыражении                 1) биогенные  (биологич)      Б) потребность в смысле жизни                     2) социальные В) потребность в пище                                    3) идеальные (духовные) Г) потребность в общении Д) потребность в уважении и поддержки Е) потребность в знаниях Запишите в таблицу выбранные цифры.  А Б В Г Д Е 8.  Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. «Простейшим самым доступным видом деятельности является  ______________(1). Она носит условный ______________(2) и реализует 16 потребность ребенка в активности и познавании окружающего мира на основе  человеческих форм поведения. Более сложным видом деятельности является  _____________(3), направленное на усвоение научных знаний и приобретение  соответствующих навыков и умений. Наиболее важным видом человеческой  деятельности  считают ______________(4). Он обеспечивает не только  существование человеческого _______________(5), но является также условием  его непрерывного ______________(6). Среди его видов различают предметно­ практический и абстрактно­теоритический, или первый часто называют  физическим, а второй – умственным». Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.  Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый  пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам  потребуется для заполнения пропусков. А)  культура                                              Е)  глобализация Б)  характер                                              Ж)  развитие В)  игра                                                      З)  общество Г)  учение                                                  И)  признак Д)  труд В данной ниже таблице указаны номера пропусков, запишите под каждым  номером букву, соответствующую выбранному вами слову.  1 2 3 4 5 6 1.  Установите соответствие между понятием и определением. 1.5 Развитие общества 1. Экстенсивный путь развития – А. это процесс движения и  взаимодействий предметов и явлений, перехода от одного состояния к  другому, появление у них новых свойств, функций и отношений. 2. Революция –  Б.это качественные изменения, происходящие в  относительно больших интервалах времени. 3. Эволюция – В.это процесс поступательных изменений, которые  происходят в каждый данный момент в каждой точке человеческого  общежития. 17 4. Развитие общества – Г. это постепенные, медленные, количественные  изменения, которые со временем приводят в качественно иное состояние. 5. Развитие – Д. это в высшей степени радикальные изменения,  предполагающие коренную ломку существовавших ранее отношений,  носящие всеобщий характер и опирающиеся в некоторых случаях на  насилие. 6. Изменение – Е.это увеличение производства за счет привлечения  новых источников сырья, трудовых ресурсов, усиление эксплуатации  рабочей силы, расширение посевных площадей в земледелии. 7. Социальные изменения – Ж. это использование новых методов  производства, опирающихся на достижения научно­технического прогресса. 8. Интенсивный путь развития – З. это различные перемены,  происходящие в течение некоторого времени в социальных общностях,  группах, институтах, организациях, в их взаимоотношениях друг с другом, а  также с индивидами. _________________________________________________________________ _________________________________________________________________ ____________________________________________ 2. На основе материала учебника охарактеризуйте предложенные понятия,  заполнив пропуски текста, обозначенные точками. В социологии для характеристики движения общества употребляются  понятия: социальное развитие; …………………………..  . Выделяются четыре вида социальных изменений: структурные; …………………………..; …………………………..; мотивационные. Г.Гегель выявил основные принципы диалектики: …………………………..; единство противоположностей; …………………………..  . В зависимости от скорости протекания развитие бывает:  эволюционным; …………………………..  . Революции бывают: …………………………..; долговременные. К долговременным революциям относятся: неолитическая революция        18 …………………………..  . В характеристике процесса развития применительно к экономике  выделяют: …………………………..; интенсивный путь развития. 1.6 Культура и цивилизация 1.  Допишите недостающие понятия.  Культура имеет проявления в двух сфера жизни человечества: материальной; …………………………..  .                                                      В соответствии с периодами исторического развития выделяют                      цивилизации:        …………………………..; средневековые; …………………………..  .  В соответствии со спецификой развития различают цивилизации: …………………………..; …………………………..; смешанные.  В соответствии с уровнем организации государственно­политических  институтов цивилизации делят на: первичные (государство является политико­религиозной организацией); …………………………..  .  В соответствии с уровнем экономического развития выделяют  цивилизации: …………………………..; индустриальные; …………………………..  .  В каждой цивилизации можно выделить четыре подсистемы: …………………………..; экономическую; …………………………..; культурную.  Доиндустриальными цивилизациями считаются: Древняя Индия; …………………………..; государства мусульманского Востока; …………………………..; …………………………..; цивилизации Средневековья. 19 2.  Проанализируйте приведенные ниже характеристики. О каком типе  общества может идти речь в каждом отдельном случае? А. Основой жизнедеятельности человека является сельскохозяйственный труд с  использованием ручных орудий. Значительную роль играет внеэкономическое  принуждение. __________________________________________________________ Б. На основе внедрения научных идей в общественное производство  стремительно развивается техника. Расширяются условия для социальной  мобильности. Существует личная свобода. __________________________________________________________ В. Развиваются информационные технологии. Обществом осознается  высочайшая ценность природы. Уделяется внимание ресурсам и  энергосберегающим технологиям. __________________________________________________________ 1.7 Общественный прогресс 1. Заполните таблицу, вписав в неё определения понятий. Понятие Прогресс Регресс Определение Объективный критерий прогресса …. – это процесс, в результате которого уменьшается набор полезных для  системы функций, распадаются существовавшие ранее структуры, уменьшается  число подсистем, элементов и связей, обеспечивающих существование,  устойчивость и жизнедеятельность данной системы. ….­ это развитие производительных сил (орудий труда), включая развитие  самого человека. … ­ это переход от низших, менее совершенных форм к более высоким и  совершенным, что связано с повышением уровня организации системы. 20 2. Из приведенного ниже списка выберите то, что относится к понятию  регресса.  А. Промышленный переворот Б. Создание ядерной бомбы В. Реставрация монархии во Франции в 1814­1815гг. Г. Закрепление прав и свобод граждан в законодательстве. Ответ ________________________________________________. *3. На основе приведенных ниже высказываний сделайте вывод о взаимосвязи прогресса и регресса. К.Маркс: наряду с прогрессом  «….постоянно наблюдаются случаи регресса и кругового движения». Ф.Энгельс: «Каждый прогресс в органическом развитии является вместе с тем и регрессом, ибо он закрепляет одностороннее развитие и исключает развитие во многих других направлениях». В.И.Ленин:   «Представлять   себе   всемирную   историю   идущей   гладко   и аккуратно   вперед,   без   гигантских   иногда   скачков   назад,   ненаучно, теоретически неверно». __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ ____________________________________ 1.8 Глобализация человеческого общества 1. Допишите недостающие понятия.  Наиболее характерными чертами глобализации являются: формирование единого мирового экономического пространства; ………………………………….; формирование единого языка; унификация культуры; ………………………………….; ……………………………….   .  Глобальными проблемами являются: предотвращение мировой ядерной войны; ………………………………….; истощение природных ресурсов;       преодоление экологического кризиса;       …………………………………..;       …………………………………..;       распространение  опасных, неизлечимых болезней; 21       …………………………………..;       …………………………………   .  И. Валлерстайн выделил два типа стран:       развитые (ядро);      ………………………………….. . 2.  Уточните по тексту учебника значения понятия «глобальные проблемы  современности». ___________________________________________________________________ ___________________________________________________________________ ___________________________________________________________________ ___________________________________________________________________ ___________________________________________________________________ _________________________ 3.  В настоящее время на Земле происходит систематическое увеличение  площади пустынь, сокращение площади лесов («легких планеты»), увеличение  количества  углекислого газа и уменьшение количества кислорода, изменение  климата, вызванное глобальным потеплением и парниковым эффектом. Это  конкретные проявления глобальных проблем 1. сырьевых и энергетических ресурсов 2. демографических 3. установление справедливого международного экономического порядка 4. экологических. _________________________________________________________________ _________________________________________________________________ _________________________________________________________________ _________________________________________________________________ ______________________________ 4.  Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов.  «Проблема установления справедливого порядка связана с  _____________(1) мирового развития. На планете существуют группы стран, резко различающиеся по ______________(2) общественно­экономического  развития и соответственно по уровню_________________(3) населения. С  одной стороны, это сравнительно небольшая группа ________________(4), с  другой – большое число государств, в которых экономическое развитие  характеризуется отсталостью, а качество жизни населения является низким.  Экономика _____________(5) основывается на добыче и экспорте сырьевых  ресурсов. Отсталые и среднеразвитые страны составляют подавляющее  большинство населения планеты – около пяти миллиардов из шести. Общая  тенденция современного развития, к сожалению, такова, что ___________(6) 22 между «золотым миллиардом» и остальной частью человечества не  сокращается, а возрастает». Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание)  может быть использовано только один раз.  Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя  каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем  вам потребуется для заполнения пропусков. А) развитые страны                               Е)  уровень Б) общество                                           Ж)  благосостояние В) отсталые страны                               З)   разрыв Г) неравномерность                              И)  социальный институт Д) решение В данной ниже таблице указаны номера пропусков, запишите под каждым  номером букву, соответствующими выбранному вами слову.  1 2 3 4 5 6 5.  Запишите слово (словосочетание), пропущенное в схеме. Опасность мировой термоядерной войны Опасность катастрофического загрязнения окружающей среды Современности Международный  терроризм Стремительный рост населения («демографический взрыв» в развивающихся странах) и опасность депопуляции в развитых странах Продолжающееся распространение  наркомании и СПИДа 23 1.9. Типология обществ 1.  Допишите недостающие понятия.  В зависимости от числа уровней управления и степени социальной  дифференциации (расслоения) выделяют общества: простые;      ………………………………….  .  По наличию письменности различают общества: собирателей и охотников;      ………………………………….;      скотоводов;      ………………………………….  .  По   степени   контроля   над   личностью   и   степени   свободы   индивида выделяют общества:      ………………………………….;      открытые.   Формационный подход к типологии обществ выделяет пять общественно­ экономических формаций:      ………………………………….;           рабовладельческую;      ………………………………….;           капиталистическую;      ………………………………….  .  Американский социолог Д.Белл выделил общества:      ………………………………….;      индустриальное;      …………………………………. 24 2.  Заполните таблицу. Характерные черты Экономика Социальная структура Права Время личности существова ния, примеры Типы обществ Доиндус триальн ое Индустр иальное Постинд устриал ьное 3.  Заполните  пропуски в  схеме. Типология обществ Формационный подход  (Общественно­экономическая Современный подход формация) традиционное рабовладельческое информационное капиталистическое 25 4. В стране Н. более 20 миллионов жителей. Они принадлежат к различным  этнонациональным группам. Какая дополнительная  информация позволяет судить о принадлежности страны Н. к обществам  индустриального типа? 1) В стране развито фабричное производство. 2) Существуют огромные связи со странами­соседями. 3) Сеть социальных услуг развита слабо. 4) Верховная власть в стране передается по наследству.    __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ _______________________ Контрольная работа Тест. 1. К признакам общества, выделенным Э. Шилзом, не относится одно из  положений: а) общество не является частью крупной системы; б) общество имеет свою территорию; в) общество имеет свою историю; г) общество существует непродолжительное время. 2. Обществом являются:  а) пассажиры в автобусе; б) зрители в театре; в) члены политической партии; г) читатели в библиотеки. 3. Разновидностями общественных отношений не являются: а) духовные отношения; б) производственные отношения; в) политические отношения; г)социальные отношения. 4. В структуру общества входят:      а) материальные отношения;      б) духовные отношения;             в) государство; г) общественные отношения. 26 5. Совокупность норм, правил поведения в определенной сфере  жизнедеятельности человека называется: а) норма; б) институт; в) общение; г)этикет.          6. Определенная область общественной жизни, включающая           наиболее  устойчивые формы взаимодействия людей, называется: а) структура общества; б) общественное разделение труда; в) институт общества; г) сфера общества. 7. Отношения в области производства, обмена, распределения  материальных благ, а также отношения собственности относятся: а) к экономической сфере общества; б) к социальной сфере общества; в) к политической сфере общества; г) к духовной сфере общества. 8. С понятием власти связана: а) экономическая сфера общества; б) социальная сфера общества; в) политическая сфера общества; г) духовная сфера общества. 9. К способам регулирования отношений в первобытном обществе не  относится: а) обязывания; б) власть; в) запреты; г) дозволения. 10. Промышленный переворот – это: а) переход от присваивающей экономики к производящей;       б) появление частотной собственности;       в) общественное разделение труда;       г) переход от ручного труда к машинному. 11. Весь животный и растительный мир на Земле называется: а) стратосфера; б) биосфера; в) макросфера; г) микросфера.      12. Установление родства по материнской линии в первобытном           обществе называется: 27 а) полигамия; б) моногамия; в) матриархат; г) патриархат. 13. С развитием научно­технического прогресса воздействие     общества на  природу: а) снижается; б) не изменяется; в) исчезает; г) усиливается. 14. Отношение общества к природе регулируется: а) сознанием; б) обычаем; в) законом; г) традицией. 15. Процесс поступательных изменений, которые происходят в      каждый  данный момент в каждой точке человеческого общежития, называется: а) развитие общества; б) изменение общества; в) прогресс; г) регресс. 16. К видам социальных изменений не относятся: а) структурные изменения; б) диалектические изменения; в) функциональные изменения;            г) мотивационные изменения.            17. Принципом диалектики в соответствии с концепцией              Г.Гегеля не является:                                       а) универсальная связь явлений; б) единство противоположностей; в) развитие через отрицание; г) цикличность развития. 18. Переход от низших, менее совершенных форм к более высоким и  совершенным называется: а) революция; б) эволюция; в) прогресс; г) регресс.                                                                              19. Важнейшей особенностью социального прогресса является: а) замедление его темпов; б) сохранение прежних темпов развития; 28 в) развитие вспять; г)  возрастание его темпов. 20. Совокупность достижений человечества в материальной и духовной  сферах называется: а) культура; б) цивилизация; в) развитие; г) ценности. 21. В настоящий момент идет процесс становления цивилизации: а) доиндустриальной; б) индустриальной; в) постиндустриальной; г) современной. 22. Поддержание сложившегося образа жизни, предпочтение традиционных образцов и норм, медленное изменение видов, средств и целей  деятельности – это признаки: а) доиндустриальной цивилизации; б) индустриальной цивилизации; в) постиндустриальной цивилизации;       г) современной цивилизации.             23. Динамично развивающаяся экономика – основа:       а) доиндустриальной цивилизации; б) индустриальной цивилизации;       в) постиндустриальной цивилизации; г) современной цивилизации. 24. Форма, которая составляет основу ряда родственных объектов, являясь  образцом для предметов определенного вида, называется: а) группа; б) разновидность; в) критерий; г) тип. 25. Общество с сильно развитыми структурными элементами, которые  взаимосвязаны и взаимозависимы друг от друга, называется: а) простое; б) сложное; в) развивающееся; г) стабильное. 26. В период господства присваивающей экономики существовало общество: а) индустриальное; б) информационное; 29 в) собирателей и охотников; г) земледельцев и скотоводов. 27. Исторический тип общества, базирующийся на определенном способе  производства, называется: а) общественно­экономическая формация; б) общественно­политическая формация; в) общественно­экономическая цивилизация; г) общественно­политическая цивилизация. 28. Общество, в котором добыча и переработка продуктов природы уступают  свое приоритетное значение производству и переработке информации,  называется: а) традиционное; б) феодальное;        в) индустриальное;        г) постиндустриальное. 29. Единство развития всего человечества, усиление взаимодействия  различных стран мира в экономической, политической и культурной  сферах называется: а) формация; б) цивилизация; в) глобализация; г) интернационализация. 30. Наиболее важные общепланетарные проблемы современной эпохи,  затрагивающие человечество в целом, называется: а) локальные;                                                                          б) глобальные; в) всеобщие; г) главные 1. Разгадайте кроссворд. 30 1                                         12 2 6 8 3 4 5 7 9 10 11 По   горизонтали:  1.   Постепенные,   медленные   количественные изменения, которые со временем приводят к переходу в качественно иное состояние.  2. Установление родства по отцовской линии в первобытном обществе. 3.   В   высшей   степени   радикальные   изменения,   предполагающие коренную   ломку   существовавших   ранее   отношений,   носящие   всеобщий характер и опирающиеся в некоторых случаях на насилие. 4.   Все   многообразие   окружающего   мира,   как   на   Земле,   так   и   во вселенной,   совокупность   естественных   условий   существования   всего живого. 5 Совокупность достижений человечества в материальной и духовной сферах. 6.   Установление   родства   по   материнской   линии   в   первобытном обществе.                                                                                 7. Процесс поступательных изменений, которые происходят в каждый данный момент в каждой точке человеческого общежития. 8. Политическая организация, осуществляющая управление населением определенной территории.  9.   Группа   людей,   сложившаяся   на   основе   общности   территории, экономических   связей,   языка   и   культуры,   осознающая   свое   внутреннее единство и отличие от подобных образований. 10.   Единство   развития   всего   человечества,   усиления   взаимодействия различных   стран   мира   в   экономической,   политической   и   культурной сферах. 11.   Исторический   тип   общества,   базирующийся   на   определенном способе производства. 31 По   вертикали:  12.   Следующая   за   варварством   ступень   культуры, которая   постепенно   приучает   человека   к   упорядоченным   совместным действиям с другими людьми.      Литература 1. Конституция Российской Федерации 1993 г 2. Гражданский кодекс Российской Федерации. 3. Семейный кодекс Российской Федерации. 4. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. 5. Трудовой кодекс Российской Федерации. 6. Уголовный кодекс Российской Федерации. 7. Борисов Е.Ф. Экономическая теория. – М., 1993. 8. Важенин А.Г. Обществознание. – М., 2010. 9. Важенин А.Г. Практикум. – М., 2010. 10. 11. 12. 13. 14. Важенин А.Г. Контрольные задания – М., 2010. Вроно Е.М. Несчастливые дети – трудные родители. – М., 1997. Гуревич П.С. Человек и культура. – М., 1998. Демидов Н.М. Основы социологии о политологии. – М., 2009. Кравченко А. И. Задачник  по обществознанию: 8­9 классы. – М.,  2010. 15. Кравченко А.И. Задачник по обществознанию: 10­11 классы. –  М.,2010. 16. 17. Краткая философская энциклопедия. – М., 1994. Любимов Л.Л., Раннева Н.А. Основы экономических знаний. –  М.,2006. 18. Морозова С. А. Обществознание: учебно­метод. пособие. – СПб.,  2008. 19. Пархоменко И.Т. Обществознание: вопрос и ответ. – Ростов н/Д,  2009. 20. Певцова Е.А., Важенин А.Г. Теория государства и права: учебно­ практическое пособие для студентов колледжей. – Ростов н/Д, 2009. Певцова Е.А. Основы правовых знаний: практикум. – М., 2008. Певцова Е.А. Основы правовой культуры: 9 класс. – М., 2009. 21. 22. 32 23. Певцова Е.А., Важенин А.Г., Манихин О.В., Шелест Е.А.  Государство и право: Теория, история, современность: учебно­практ.  пособие.­М, 2009. 24. Рассуждения о счастливой и достойной жизни/сост. И.Л. Зеленкова.  – Минск. 1999. 25. 26. 27. 28. Форвард М. Мухаммед: Краткая биография. – М., 2002. Фролова С.С. Основы социологии. – М.,2010. Христианство: Словарь / под общ. Ред. Л. Н. Митрохина. – М., 1994. Школьный словарь по обществоведению / под ред. Л.Н. Боголюбова  и Ю. И. Аверьянова. – М., 2007. 29. Энциклопедия афоризмов: Средние века. Эпоха Возрождения. Эпоха научной революции. Эпоха Просвещения. – Минск, 1999. 30. 31. 32. 33. Энциклопедия афоризмов XIX в. – Минск, 1999. Энциклопедия для детей. Т. 6: Религия мира; ч. 1­2. – М., 1999. Энциклопедия для детей. Т. 7: Искусство; 1­2. – М., 1999. Энциклопедия для детей. Т.9: Русская литература; ч. 1­2. – М., 2000. Внеаудиторная   самостоятельная   работа   студентов  – это   планируемая  работа   учебно­исследовательская, учебная,   научно­исследовательская студентов,   выполняемая   во   внеаудиторное   время   по   заданию   и   при методическом  руководстве   преподавателя,   при   этом   носящая   сугубо индивидуальный характер. Целью   самостоятельной   работы   студентов   является   овладение фундаментальными   знаниями, деятельности   по   профилю,  профессиональными   умениями   и   навыками  исследовательской   опытом   творческой, деятельности.   Самостоятельная   работа   студентов   способствует   развитию самостоятельности, ответственности и организованности, творческого подхода к решению проблем учебного и профессионального уровня. Для   организации   самостоятельной   работы   необходимы   следующие условия: – готовность студентов к самостоятельному труду; – мотивация получения знаний; 33 –   наличие   и   доступность   всего   необходимого   учебно­ методического и справочного материала; –   система   регулярного   контроля   качества   выполненной самостоятельной работы; – консультационная помощь преподавателя. Формы   самостоятельной   работы   студентов   определяются   содержанием учебной дисциплины, степенью подготовленности студентов.  Эта работа включает в себя:  1)   самостоятельное   изучение   источников,   в   том   числе   нормативных правовых актов и практики их применения; 2) решение правовых задач; 3) подготовку к практическим занятиям; 4) подготовку рефератов; 5) подготовку к промежуточному контролю; 6) подготовку к зачету (экзамену). Тема: Формы государства. 34 Цель занятия  – рассмотрение и выяснение специфики различных форм государственного   правления,   устройства,   режима;   их   исторический   и сравнительный анализ. Вопросы для обсуждения: 1. Понятие и элементы формы государства. 2. Формы государственного правления: монархия и республика. Понятие, признаки, виды. 3.   Формы   государственного   устройства:   унитарное   государство, федерация, конфедерация. 4. Политические режимы. Понятие и формы демократии.  5. Антидемократические режимы: тоталитарный и авторитарный. 6. Форма Российского государства. Методические рекомендации. Данная тема является ключевой темой первого раздела курса. Студенты должны   понимать,   что   территория,   население,   власть,   политический   режим представляют   собой   основные   содержательные   характеристики   любого государства.   Однако   они   весьма   существенно   отличаются   друг   от   друга   по особенностям своей внутренней организации, что выражается в понятии «форма государства».   От   формы   государства   зависит   в   значительной   степени   сама политическая жизнь в обществе, устойчивость государственных институтов. Студенты должны чётко различать элементы формы государства: формы правления,   формы   государственного   устройства   и   политические   режимы применительно к конкретным государствам. Особое внимание следует уделить особенностям   современной   российской   формы   государства   (смешанная республика, смешанная федерация, демократический режим). 35 Можно рекомендовать при закреплении материала по теме использовать обсуждение по вопросам наиболее острого социального звучания. Например, 1.   «Тоталитарный   режим   в   СССР.   Положительные   и   отрицательные стороны»: ­ это жестокий режим, так как это диктатура одной партии, используются репрессии, отсутствует свобода слова; ­   это   благо,   так   как   общество   было   стабильным,   не   было   расслоения, каждый был обеспечен работой, гарантированной зарплатой, не было наркомании и заказных убийств. 2.   «Устройство   государственной   власти   –   решающий   фактор   развития государства»: ­   монархия   –   лучший   способ   управления   государством,   так   как   власть переходит   по   наследству,   общество   спокойно   относится   к   этому   и   не выбрасываются   на   ветер   огромные   деньги,   которые   неизбежно   тратятся   при проведении выборов; ­ республика – это наиболее прогрессивная форма правления, так как это коллективное   правление,   учитывающее   мнение   избирателей,   то   есть   всего населения при принятии решения. Рекомендуемая литература: 1. Арон Р. Демократия и тоталитаризм. – М., 1994. 2.   Гаджиев   К.С.   Тоталитаризм   как   феномен   ХХ   века   //   Вопросы философии. 1992. №2. 3. Карапетян Л.М. К вопросу о «моделях» федерализма. // Государство и право. 1996. №12. 4. Политология. Энциклопедический словарь. – М.,1993. 5.   Решетников   Ф.М.   Правовые   системы   стран   мира.   Справочник.   –   М., 1993. 36 6.   Чиркин   В.Е.   Нетипичные   формы   правления   в   современном государстве. // Государство и право. 1994. №1. 7. Эбзеев Б.С., Карапетян Л.М. Российский федерализм: равноправие  и ассиметрия   конституционного   статуса   субъектов   //   Государство   и   право. 1995.№3. Тема: Правонарушение и юридическая ответственность. Цель   занятия   –  определение   понятия   и   признаков   правонарушения, оснований и видов юридической ответственности. Вопросы для обсуждения. 1. Понятие, признаки и виды правонарушений. Преступления и проступки. 2. Состав правонарушения: субъект, объект, субъективная и объективная стороны. 3. Юридическая ответственность: понятие, признаки, основания и  виды. 4. Цели, функции, принципы юридической ответственности. 5. Обстоятельства,   исключающие   юридическую   ответственность: необходимая оборона, крайняя необходимость, задержание преступника и др. Методические рекомендации. Одним   из   важных   вопросов   российского   права   является   проблема правонарушения,  так как  она напрямую  затрагивает  человеческие   отношения, определяя какие поступки людей опасны для общества, государства, человека и устанавливая наказание за их совершение. Студенты   должны   понять   особенности   и   признаки   преступления   и проступка,   как   основных   видов   правонарушения.   Существенное   значение   для характеристики правонарушения имеет выяснение его юридических признаков (состава   правонарушения):   субъекта,   объекта,   субъективной   и   объективной 37 сторон. Наличие всех элементов состава правонарушения является основанием для применения к правонарушителю юридической ответственности. Юридическая   ответственность   есть   необходимость   лица   подвергнуться мерам   государственного   принуждения   за   совершённое   правонарушение. Студенты должны понимать основные принципы привлечения к ответственности: презумпции   невиновности,   законности,   неотвратимости,   справедливости, своевременности, гуманизма. Рекомендуемая литература: 1. Денисов Ю.А. Общая теория правонарушения и ответственности. Л., 1983. 2. Лейст О.Э. Понятие ответственности в теории права // Вестник МГУ. Серия 11.Право. 1994. №1 3. Малеин   Н.С.   Правонарушение:   понятие,   причины,   ответственность. М.,1985. 4. Малеин Н.С. Современные проблемы юридической ответственности // Государство и право. 1994. №6. 5. Хачатуров Р.Л., Ягутян Р.Г. Юридическая ответственность. Тольятти, 1995. Тема:  Правовой статус человека и гражданина РФ. Цель   занятия   –  раскрытие   содержания   категории   «правовой   статус личности»,   характеристика   основных   прав,   свобод,   обязанностей   человека   и гражданина в РФ. Вопросы для обсуждения: 1. Понятие правового статуса человека и гражданина. Конституционные права, свободы и обязанности человека и гражданина  в РФ.  2. Понятие и принципы российского  гражданства. 38 3. Основания приобретения и прекращения гражданства в РФ. 4. Производство по вопросам гражданства. 5.   Юридические   механизмы   защиты   прав   и   свобод   человека   и гражданина. Всеобщая декларация прав человека. Методические рекомендации. При  обращении  к   данной  теме  следует   в  первую   очередь   обратиться   к тексту Конституции РФ, 2 главе. Необходимо различать разницу между статусом человека   и   гражданина.   Правовой   статус   предлагаем   трактовать   как совокупность прав, свобод, обязанностей, при существенном значении  наличия гражданства страны. Права   и   свободы   целесообразно   рассматривать   по   видам:   личные, политические, экономические, социальные и культурные. Стоит обратить особое внимание   на   основания   ограничения   прав   и   свобод   в   РФ   при   введении чрезвычайного положения. При рассмотрении понятия «гражданство» необходимо проанализировать ФЗ   «О   гражданстве   РФ»   от   31.05.2002   года.   Следует   рассмотреть   способы получения российского гражданства: филиацию, натурализацию, реинтеграцию, оптацию,  а также  при каких  условиях  осуществляется  выход из гражданства нашей страны. Особое значение должно быть уделено правовым механизмам защиты прав и свобод человека и гражданина, и прежде всего судебным. Необходимо уделить внимание   сравнительно   новому   для   России   институту   –Уполномоченного   по правам человека. Рекомендуемая литература: 1. Конституция РФ. 2. ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» от 31.05.2002. 39 3. Воеводин Л.Д.Юридический статус личности в России. ­ М., 1997. 4. Хаманева Н.Ю.Уполномоченный по правам человека – защитник прав граждан. ­ М., 1998. Тема:  Основы семейного права. Цель   занятия   –   раскрытие   основных   аспектов   брачно­семейных правоотношений,   возникающих   из   брака,   родства,   усыновления,   принятия детей на воспитание в семью. Вопросы для обсуждения: 1. Условия   заключения   брака.   Прекращение   брака,   признание   его недействительным. 2. Личные   и   имущественные   отношения   между   супругами.   Брачный договор. 3. Права и обязанности родителей и детей. 4. Формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей. Методические рекомендации. Прежде   всего,   следует   отметить,   что   семейное   право   большинством юристов   признается   самостоятельной   отраслью   права,   но   которая   тесно соприкасается с гражданским правом. Насколько целесообразно и благополучно развиваются   семейные   отношения   (рождение   и   воспитание   детей,   их материальное   обеспечение,   меры   по   охране   материнства,   защита   детей, оставшихся   без   попечения   родителей   и   др.)   зависит   само   существование   и благополучие   общества.   Поэтому   необходимо   изучить   и   проанализировать нормы   Семейного   кодекса,   регулирующие   основные   положения   о   порядке заключения и прекращения брака, о правах и обязанностях родителей и детей, об усыновлении. 40 Брачный   договор,   как   достаточно   новый   институт   регулирования имущественных   отношений   между   супругами   также   требует   глубокого   и детального рассмотрения. Необходимо чётко различать основания расторжения брака в судебном порядке и загсе. Изучение вопросов семейного права всегда вызывает интерес у студентов, поэтому   целесообразно   использовать   игровые   формы   деятельности   с обсуждением   проблемы,   а   также     анализ   и   решение   конкретных   правовых ситуаций. Можно предложить написать сочинение на тему: « Идеальная семья». Рекомендуемая литература. 1. Конституция РФ. 2. Конвенция ООН о правах ребёнка.­ М.:ИНФРА­М, 2001. 3. Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 г. № 223­ ФЗ  4. Гражданский кодекс Российской Федерации: часть первая от 30 ноября 1994 г. № 51­ФЗ, часть вторая от 26 января 1996 г. № 14­ФЗ и часть третья от 26 ноября 2001 г. № 146­ФЗ  5. Антокольская М.В. Семейное право. М., 1999. 6. Кутафин О.Е. Основы государства и права. ­ М.: Юрист, 2008. 7. Нечаева А.М. Семейное право. Курс лекций. ­ М., 2005. Тема: Основы гражданского права. Цель занятия –  разъяснение студентам правовых основ взаимодействия субъектов в сфере имущественных и личных неимущественных отношений,  формирование   уважительного   отношения   к   законам   в   области гражданского права. Вопросы для обсуждения. 41 1. Гражданские   правоотношения:   субъекты,   объекты,   структура, содержание. 2. Понятие, формы и защита права собственности. 3. Понятие   и   основания   возникновения   обязательств.   Исполнение обязательств. Ответственность за исполнение обязательств. 4. Гражданско­правовой договор: понятие, содержание, стадии и виды. 5. Наследственное право.  Методические рекомендации. В   условиях   современной   рыночной   экономики   изучение   вопросов гражданского права приобретает особую актуальность. Студентам необходимо разъяснить схему о равенстве партнёров в договорных отношениях. Студентам   необходимо   знать,   какие   нормативные   акты   регулируют гражданско­правовые отношения. Им необходимо учесть, что правовая основа данной отрасли состоит из основополагающих законов – конституционных норм, а также подзаконных актов – правил, положений, инструкций. Изучая данную тему, необходимо обратить внимание на способы защиты права   собственности,   включая   судебные   формы.   Для   этого   студентам необходимо   изучить   нормы   ГК   РФ   и   Федерального   закона   «О   защите   прав потребителей в РФ».  При рассмотрении вопроса об обязательствах, студентам следует знать все возможные способы обеспечения обязательств. Затем составить, в зависимости от вида нарушения обязательства, алгоритм действий кредитора по отношению к должнику. За   несоблюдение   договоров   и   обязательств   законом     предусмотрена гражданско­правовая   ответственность,   которая   выражается   в   возмещении имущественного вреда, возмещении убытков и выплате морального вреда. 42 Особое   внимание   следует   уделить   наследственному   праву,   как   важной подотрасли   гражданского   права.   Студенты   должны   понимать   механизм осуществления права наследования как наследодателя, так и наследника. Рекомендуемая литература. 1. Конституция РФ. Принята на референдуме 12.12. 1993 года. 2. Гражданский кодекс Российской Федерации: часть первая от 30 ноября 1994 г. № 51­ФЗ, часть вторая от 26 января 1996 г. № 14­ФЗ и часть третья от 26 ноября 2001 г. № 146­ФЗ  3. Закон РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300­I «О защите прав потребителей»  4. Безбах В.В., Пучинский В.К. Основы российского гражданского права: Учебное пособие. М., 1995. 5.   Гражданское   право:   Учебник.   В   3   т.   /   Под   ред.   А.П.Сергеева, Ю.К.Толстого. М., 2002.  6. Гришанов С.П. Гражданское право в вопросах и ответах. М.,1999. 7. Кутафин О.Е. Основы государства и права – М.: Юрист, 2008. 8. Правоведение: Учебник для вузов / Под ред. Смоленского М.Б. – Изд. 2­ испр., доп. – М.: Дашков и К, 2010. – 480 с. Тема: Основы трудового права. Цель занятия –  составить у студентов представление о трудовом праве, его системе, источниках, а также механизмах регулирования трудовых и тесно связанных с ними отношениях между работником и работодателем. Вопросы для обсуждения: 1.Понятие, источники, субъекты и система трудового права. 2.Трудовой договор: понятие, стороны, содержание, виды и порядок его заключения. 43 3.Изменение и прекращение трудового договора. 4.Понятие и виды рабочего времени и времени отдыха. 5.Дисциплина труда. 6.Охрана труда. 7.Трудовые споры. Методические рекомендации. Изучение данной темы следует начать с Конституции РФ, где закреплена свобода труда граждан и их трудовые гарантии.  Студенты должны знать какие документы им необходимо представить при приёме на работу, в связи с чем студентам предлагается составить следующие документы:   своё   резюме,   приказ   о   приеме   на   работу,   трудовой   договор.   На практическом   занятии   производится   проверка   составленных   документов,   и обсуждаются ошибки. Затем студентам предлагается решить некоторые задачи по занесению записей в трудовую книжку.  Изучение трудового договора следует начать с выявления его значения как соглашения о труде, основания возникновения трудовых отношений, института трудового   права.   Анализируя   определение   трудового   договора,   данное   в Трудовом кодексе, студенту необходимо выделить родовой признак трудового договора   (соглашение)   и   видовые   признаки,   которые   послужат   критериями отграничения   трудового   договора   от   гражданско­правовых   договоров: субъектный   состав,   подчинение   работодателю,   личный   характер   выполнения работы, заработная плата, обеспечение условий труда. Одним   из   важных   вопросов,   на   который   студент   должен   обратить внимание,   является   содержание   трудового   договора.   Под   содержанием трудового   договора   понимается   совокупность   его   условий.   Выделяются следующие виды условий: существенные и факультативные. Без существенных условий трудовой договор считается не заключенным. Дополнительные условия 44 могут быть разнообразными, в пределах, установленных законодательством. При освещении содержания трудового договора необходимо подробно остановиться на   испытательном   сроке,   который   устанавливается   с   целью   проверки соответствия работника поручаемой ему работе. При   изучении   данной   темы   студентам,   прежде   всего,   следует   обратить внимание   на   четкое   и   правильное   определение   понятий   рабочего   времени. Рабочее время употребляется в трех значениях:  1)  мера труда, выраженная в единицах  времени (рабочий  день, рабочая смена, рабочая неделя);  2) фактически проработанное время;  3)   время,   в   течение   которого   у   работника   существует   обязанность   Ориентируясь   на   данные   значениям, трудиться. проанализировать определение рабочего времени, данное в ТК РФ.   студенты   должны Прежде чем говорить о понятии времени отдыха, необходимо определить, что такое отдых. Затем на основе легального понятия времени отдыха следует выделить и раскрыть его особенности. К видам времени отдыха законодатель отнес:  1) перерывы в течение рабочего дня;  2) ежедневный (междусменный) отдых;  3) выходные дни (еженедельный непрерывный отдых);  4) нерабочие праздничные дни;  5) отпуска.  Задача   студентов   последовательно   раскрыть   каждый   из   видов   времени отдыха по следующим критериям: понятие, цель, особенности. Рекомендуемая литература. 1. Конституция РФ. Принята на референдуме 12.12. 1993 года. 2. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. №197­ФЗ 45 3. Гейхман В.Л., Дмитриева И.К. Трудовое право. – М., 2002. 4.   Клименко   С.В.,   Чичерин   А.Л.   Основы   государства   и   права   –   М.: Зерцало, 2001. 5. Крапивин О.М., Власов В.И. Трудовой договор. М., 2005. 6. Кутафин О.Е. Основы государства и права.­ М.: Юрист, 2005. 7. Никонов Д. А., Стремоухов А. В. Трудовое право. Курс лекций.­ М.: Норма, 2007. Тема: Основы уголовного права. Цель занятия – выявить специфику уголовного права как отрасли права, обеспечивающей охрану общественных отношений от преступных посягательств и предупреждение преступлений. Вопросы для обсуждения. 1. Понятие, задачи и принципы уголовного права. 2. Преступление: признаки, виды, состав. Соучастие в преступлении. 3. Уголовная   ответственность.   Особенности   уголовной   ответственности несовершеннолетних. 4. Система, виды, цели уголовного наказания. Методические рекомендации. Прежде   всего,   студенты   должны   чётко   осознавать,   что   предметом регулирования уголовного права  являются общественные отношения, которые возникают   только   в   связи   с   совершением   преступления.   Уголовно­правовые отношения возникают между лицом, совершившим общественно опасное деяние, предусмотренное   нормами   уголовного   закона,   и   государством   в   лице правоохранительных   органов.   В   процессе   осуществления   этих   отношений устанавливается   виновность   лица,   признаки   конкретного   преступления   и

Рабочая тетрадь по обществознанию

Рабочая тетрадь по обществознанию

Рабочая тетрадь по обществознанию

Рабочая тетрадь по обществознанию

Рабочая тетрадь по обществознанию

Рабочая тетрадь по обществознанию

Рабочая тетрадь по обществознанию

Рабочая тетрадь по обществознанию

Рабочая тетрадь по обществознанию

Рабочая тетрадь по обществознанию

Рабочая тетрадь по обществознанию

Рабочая тетрадь по обществознанию

Рабочая тетрадь по обществознанию

Рабочая тетрадь по обществознанию

Рабочая тетрадь по обществознанию

Рабочая тетрадь по обществознанию

Рабочая тетрадь по обществознанию

Рабочая тетрадь по обществознанию

Рабочая тетрадь по обществознанию

Рабочая тетрадь по обществознанию

Рабочая тетрадь по обществознанию

Рабочая тетрадь по обществознанию

Рабочая тетрадь по обществознанию

Рабочая тетрадь по обществознанию

Рабочая тетрадь по обществознанию

Рабочая тетрадь по обществознанию

Рабочая тетрадь по обществознанию

Рабочая тетрадь по обществознанию

Рабочая тетрадь по обществознанию

Рабочая тетрадь по обществознанию

Рабочая тетрадь по обществознанию

Рабочая тетрадь по обществознанию

Рабочая тетрадь по обществознанию

Рабочая тетрадь по обществознанию

Рабочая тетрадь по обществознанию

Рабочая тетрадь по обществознанию

Рабочая тетрадь по обществознанию

Рабочая тетрадь по обществознанию

Рабочая тетрадь по обществознанию

Рабочая тетрадь по обществознанию

Рабочая тетрадь по обществознанию

Рабочая тетрадь по обществознанию

Рабочая тетрадь по обществознанию

Рабочая тетрадь по обществознанию

Рабочая тетрадь по обществознанию

Рабочая тетрадь по обществознанию

Рабочая тетрадь по обществознанию

Рабочая тетрадь по обществознанию

Рабочая тетрадь по обществознанию

Рабочая тетрадь по обществознанию

Рабочая тетрадь по обществознанию

Рабочая тетрадь по обществознанию

Рабочая тетрадь по обществознанию

Рабочая тетрадь по обществознанию

Рабочая тетрадь по обществознанию

Рабочая тетрадь по обществознанию

Рабочая тетрадь по обществознанию

Рабочая тетрадь по обществознанию

Рабочая тетрадь по обществознанию

Рабочая тетрадь по обществознанию

Рабочая тетрадь по обществознанию

Рабочая тетрадь по обществознанию

Рабочая тетрадь по обществознанию

Рабочая тетрадь по обществознанию

Рабочая тетрадь по обществознанию

Рабочая тетрадь по обществознанию

Рабочая тетрадь по обществознанию

Рабочая тетрадь по обществознанию

Рабочая тетрадь по обществознанию

Рабочая тетрадь по обществознанию

Рабочая тетрадь по обществознанию

Рабочая тетрадь по обществознанию

Рабочая тетрадь по обществознанию

Рабочая тетрадь по обществознанию

Рабочая тетрадь по обществознанию

Рабочая тетрадь по обществознанию

Рабочая тетрадь по обществознанию

Рабочая тетрадь по обществознанию

Рабочая тетрадь по обществознанию

Рабочая тетрадь по обществознанию

Рабочая тетрадь по обществознанию

Рабочая тетрадь по обществознанию

Рабочая тетрадь по обществознанию

Рабочая тетрадь по обществознанию

Рабочая тетрадь по обществознанию

Рабочая тетрадь по обществознанию

Рабочая тетрадь по обществознанию

Рабочая тетрадь по обществознанию

Рабочая тетрадь по обществознанию

Рабочая тетрадь по обществознанию

Рабочая тетрадь по обществознанию

Рабочая тетрадь по обществознанию

Рабочая тетрадь по обществознанию

Рабочая тетрадь по обществознанию

Рабочая тетрадь по обществознанию

Рабочая тетрадь по обществознанию

Рабочая тетрадь по обществознанию

Рабочая тетрадь по обществознанию

Рабочая тетрадь по обществознанию

Рабочая тетрадь по обществознанию

Рабочая тетрадь по обществознанию

Рабочая тетрадь по обществознанию

Рабочая тетрадь по обществознанию

Рабочая тетрадь по обществознанию

Рабочая тетрадь по обществознанию

Рабочая тетрадь по обществознанию

Рабочая тетрадь по обществознанию

Рабочая тетрадь по обществознанию

Рабочая тетрадь по обществознанию

Рабочая тетрадь по обществознанию

Рабочая тетрадь по обществознанию

Рабочая тетрадь по обществознанию

Рабочая тетрадь по обществознанию

Рабочая тетрадь по обществознанию

Рабочая тетрадь по обществознанию

Рабочая тетрадь по обществознанию

Рабочая тетрадь по обществознанию

Рабочая тетрадь по обществознанию

Рабочая тетрадь по обществознанию

Рабочая тетрадь по обществознанию

Рабочая тетрадь по обществознанию

Рабочая тетрадь по обществознанию

Рабочая тетрадь по обществознанию

Рабочая тетрадь по обществознанию

Рабочая тетрадь по обществознанию

Рабочая тетрадь по обществознанию

Рабочая тетрадь по обществознанию

Рабочая тетрадь по обществознанию

Рабочая тетрадь по обществознанию

Рабочая тетрадь по обществознанию

Рабочая тетрадь по обществознанию

Рабочая тетрадь по обществознанию

Рабочая тетрадь по обществознанию

Рабочая тетрадь по обществознанию

Рабочая тетрадь по обществознанию

Рабочая тетрадь по обществознанию

Рабочая тетрадь по обществознанию

Рабочая тетрадь по обществознанию

Рабочая тетрадь по обществознанию

Рабочая тетрадь по обществознанию

Рабочая тетрадь по обществознанию

Рабочая тетрадь по обществознанию

Рабочая тетрадь по обществознанию

Рабочая тетрадь по обществознанию

Рабочая тетрадь по обществознанию

Рабочая тетрадь по обществознанию

Рабочая тетрадь по обществознанию

Рабочая тетрадь по обществознанию

Рабочая тетрадь по обществознанию

Рабочая тетрадь по обществознанию

Рабочая тетрадь по обществознанию

Рабочая тетрадь по обществознанию

Рабочая тетрадь по обществознанию

Рабочая тетрадь по обществознанию

Рабочая тетрадь по обществознанию

Рабочая тетрадь по обществознанию

Рабочая тетрадь по обществознанию

Рабочая тетрадь по обществознанию

Рабочая тетрадь по обществознанию

Рабочая тетрадь по обществознанию

Рабочая тетрадь по обществознанию

Рабочая тетрадь по обществознанию

Рабочая тетрадь по обществознанию

Рабочая тетрадь по обществознанию

Рабочая тетрадь по обществознанию

Рабочая тетрадь по обществознанию

Рабочая тетрадь по обществознанию

Рабочая тетрадь по обществознанию

Рабочая тетрадь по обществознанию

Рабочая тетрадь по обществознанию

Рабочая тетрадь по обществознанию

Рабочая тетрадь по обществознанию

Рабочая тетрадь по обществознанию

Рабочая тетрадь по обществознанию

Рабочая тетрадь по обществознанию

Рабочая тетрадь по обществознанию

Рабочая тетрадь по обществознанию

Рабочая тетрадь по обществознанию

Рабочая тетрадь по обществознанию

Рабочая тетрадь по обществознанию

Рабочая тетрадь по обществознанию

Рабочая тетрадь по обществознанию

Рабочая тетрадь по обществознанию

Рабочая тетрадь по обществознанию

Рабочая тетрадь по обществознанию

Рабочая тетрадь по обществознанию

Рабочая тетрадь по обществознанию

Рабочая тетрадь по обществознанию

Рабочая тетрадь по обществознанию

Рабочая тетрадь по обществознанию

Рабочая тетрадь по обществознанию

Рабочая тетрадь по обществознанию

Рабочая тетрадь по обществознанию

Рабочая тетрадь по обществознанию

Рабочая тетрадь по обществознанию

Рабочая тетрадь по обществознанию

Рабочая тетрадь по обществознанию

Рабочая тетрадь по обществознанию

Рабочая тетрадь по обществознанию

Рабочая тетрадь по обществознанию

Рабочая тетрадь по обществознанию

Рабочая тетрадь по обществознанию

Рабочая тетрадь по обществознанию

Рабочая тетрадь по обществознанию

Рабочая тетрадь по обществознанию

Рабочая тетрадь по обществознанию

Рабочая тетрадь по обществознанию

Рабочая тетрадь по обществознанию

Рабочая тетрадь по обществознанию

Рабочая тетрадь по обществознанию

Рабочая тетрадь по обществознанию

Рабочая тетрадь по обществознанию

Рабочая тетрадь по обществознанию

Рабочая тетрадь по обществознанию

Рабочая тетрадь по обществознанию

Рабочая тетрадь по обществознанию

Рабочая тетрадь по обществознанию

Рабочая тетрадь по обществознанию

Рабочая тетрадь по обществознанию

Рабочая тетрадь по обществознанию
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.02.2018