Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №7
городского округа город Мантурово Костромской области 157300 Костромская область, г. Мантурово, ул. Садовая, д. 1 «а»
Рабочая тетрадь по обществознанию для 9 класса
Автор работы: Неганова Галина Николаевна, учитель обществознания МБОУ СОШ №7 г. Мантурово Костромской области
E-mail: neganova_gn@mail.ru
Мантурово 2017 год
АННОТАЦИЯ
Рабочая тетрадь по обществознанию для 9 класса ориентирована на использование УМК: Обществознание. 9 класс: учеб. Для общеобразоват. организаций / [Л.Н. Боголюбов, А.И. Матвеев, Е.И. Жильцова и др.]; под ред. Л.Н. Боголюбова [и др.]. – М. : Просвещение, 2014.
Цель: оптимизация организации учебной деятельности учащихся на уроках обществознания в 9 классе.
Рабочая тетрадь позволяет создать условия для:
активизации познавательной деятельности обучающихся;
формирования умений работать с различными источниками информации;
рациональной организации учебного времени и учебной работы школьников самостоятельного овладения обучающимися материалом;
Данные материалы позволяют организовать познавательную деятельность учащихся на уроке. Материал систематизирован и представлен в виде таблиц и схем. Такая форма изложения способствует развитию аналитического мышления (умение выделять главное, решать логические задачи, приводить примеры); помогает лучше запоминать информацию, подготовить опорный конспект для закрепления и повторения пройденного материала.
Урок сопровождается демонстрацией презентации, каждый слайд которой – фрагмент опорного конспекта. Сначала ученики видят таблицы и схемы с пропущенными терминами. Работая самостоятельно (индивидуально или в группах) или вместе с учителем, дети отвечают на вопросы, дают определения понятиям, выявляют характерные признаки процессов и явлений, приводят примеры.
Использование рабочих тетрадей в учебном процессе способствует качественному усвоению учебного материала, приобретению и закреплению практических умений и навыков; формированию у учащихся навыков самостоятельной работы и самоконтроля, развитию мышления, активизации учебно-познавательной деятельности, организации контроля учебного процесса.
В течение урока ученики, во-первых, успевают проработать большой объём материала, во-вторых, создают готовый опорный конспект для дальнейшей работы по подготовке к итоговой аттестации.
Оглавление
§1 Политика и власть................................................................................................................ 4
§2 Государство........................................................................................................................... 5
§3 Политические режимы......................................................................................................... 6
§4 Правовое государство.......................................................................................................... 7
§5 Гражданское общество и государство................................................................................ 8
§6 Участие граждан в политической жизни......................................................................... 10
§7 Политические партии......................................................................................................... 11
обществознание 9 класс урок 1
сферы |
|
|
|
|
это – система |
жизне- обеспечения |
взаимоотношений между группами |
государственного управления |
ценностей |
функции |
|
|
|
|
Политика – это _____________________________________________________
Власть – это… |
Политическая власть – это… |
возможность и способность |
способность одного человека или группы лиц _________________________________ граждан и общества, в интересах ______________________
|
|
|
Признаки политической власти:
1. верховенство |
|
2. всеобщность |
|
3. моноцентричность |
|
4. легальность применения силы |
|
Политическая деятельность
направление |
примеры |
субъекты |
|
принятие закона |
|
|
участие в выборах в Думу |
|
|
пикетирование |
|
Роль СМИ (_________________________________________) в политике
положительная |
«четвёртая власть» |
|
|
|
|
|
|
|
В чём смысл высказывания? «Политическая власть обладает свойствами обязательности и принудительности для всех членов общества, правом узаконенного применения силы по отношению к ним.»
1. сформулируйте эту мысль своими словами;
2. приведите пример, иллюстрирующий данную мысль;
3. выскажите суждение в поддержку данного высказывания
4. выскажите суждение, опровергающее данное высказывание.
обществознание 9 класс урок 2
Государство — это особая организация ________________________ власти, которая: располагает специальным __________________________________ обществом,
устанавливает _________________ порядок на ___________________________,
и обладает __________________________________________________________
Признаки государства (стр.13)
признаки гос-ва |
что означают? |
|
|
власть распространяется на _____________________, живущее |
|
|
наличие специального аппарата
|
|
|
____________________ гос. власти во внутренних делах и других государств |
|
|
_________________ правила, созданы ________________ обеспечены |
|
|
___________________ платежи, взимаемые
|
|
внутренние функции государства внешние |
||
|
|
|
Теории происхождения государства (стр. 11)
название теории содержание теории
Теологическая |
государство создал |
|
чтобы прекратить «войну всех против _____________», люди отдать власть |
Теория насилия |
завоевали и стали . |
Экономическая |
част. собств. неравенство |
Форма государства – это порядок образования, структура органов гос. власти, а также методов её осуществления
|
|
|
|||
организация верховной государственной власти |
административно- территориальная организация государства |
способы осуществления государственной власти в обществе |
|||
______________ власть передаётся
|
______________ власть – избирается на определённый срок |
||||
|
|
|
|
||
всевластие главы государства |
полномочия монарха ограничены
|
_______________ формирует правительство |
Президент –
|
||
Формы государственного устройства:
|
|
у административно-территориальных единиц нет _________________________ система органов власти |
Территориальные единицы (регионы) – субъекты суверенитета. ________ уровня власти: |
____________________ – устойчивая политико-правовая связь человека с государством обществознание 9 класс урок 3
Политический режим — это совокупность _____________________________________ осуществления государственной власти.
Виды политических режимов:
|
|
|
|
|
|
главный признак: |
||
|
Государство _______________ __________________________ общества. Права граждан _________________ в конституции, __________________ соблюдаются |
_______________ права граждан
|
Плюрализм – ______________________________ политических сил _________________ легальной (______________________) оппозиции (политическая партия, которая правящей партии) |
||
Оппозиция
|
|
|
Кому принадлежит верховная власть? |
||
|
|
Источник власти –
|
Ресурсы власти – средства для |
||
|
репрессии – ________________ политических противников
|
|
ФОРМЫ ДЕМОКРАТИИ
|
|
______________________________ влияние граждан на политические решения и действия гос. органов и долж- ностных лиц |
участие граждан в деятельности органов гос. власти, принятии и реализации по- литических решений ____________
|
|
_______________________ – ведущее положение ______________ в системе гос. власти |
Задание: к какому типу относится политический режим современной России?
См. документ на стр.23, используя свои знания, заполни таблицу
признак |
факты общественно-политической жизни |
права и свободы граждан |
|
плюрализм |
|
формирование органов власти |
|
Вывод: таким образом можно утверждать, что в РФ ___________________________ политический режим.
обществознание 9 класс урок 4
ГОСУДАРСТВО |
ПРАВО |
основной институт __________________ системы, совокупность учреждений и организаций, осуществляющих |
совокупность устанавливаемых и охраняемых __________________ властью __________________ норм и правил, регулирующих
|
Правовое государство – это гос-во, которое во всей своей деятельности
подчиняется ___________________________________________ ,
функционирует в определённых __________________ границах, обеспечивая ____________________________________.
Признаки правового государства стр.30
|
Все (включая главу государства) подчиняются __________ Законы должны быть __________________ не противоречить __________________ |
|
Признаются и гарантируются _______________________ ______________ в соответствии с __________________. Основные ____________________________________ неотчуждаемы и принадлежат каждому ______________. |
|
Взаимоконтроль __________________ _________________ ________________ _________________ «система сдержек и противовесов». |
Государственная власть в РФ:
|
|
|
регулирующая роль |
распорядительная роль |
контрольно-надзорная |
|
|
|
|
|
|
орган власти |
Орган власти, который отвечает за __________________ __________________. В РФ назначается __________________ |
Осуществляет __________________ __________________ __________________ __________________ __________________ |
__________________: Верхняя палата: __________________ Нижняя палата:
|
__________________ Состоит из ________________ ________________ Кандидатура главы Правительства РФ утверждается |
|
обществознание 9 класс урок 5
Условия развития гражданского общества:
1) ________________________________ государство
2) ________________________ политический режим
3) ______________ собственность, ___________________________________
Гражданское общество |
|
это система __________________________________________________ ____________ общественных институтов, инициатив, движений. |
Функции |
удовлетворение _______________ потребностей граждан, осуществление __________________ во всех сферах общества, общественный ____________________ институтов публичной власти |
Подсистемы гражданского общества
Сферы: |
Институты гражданского общества |
|
- основа гражданского общества. 1 блок – первичные группы (_____________) 2 блок – группы интересов (____________). Примеры: |
|
- для удовлетворения материальных потребностей. _____________________________________________ |
|
- для удовлетворения духовных потребностей. _____________________________________________ |
Д/З Вопрос на стр.43 |
Общественная палата РФ с 2006г. – экспертиза ___________ _________ и контроль ____________________ власти (бюджет) ______________________________________________________ (муниципалитеты) |
Функции органов местного самоуправления:
В соответствии с Конституцией РФ местное самоуправление обеспечивает:
самостоятельное решение населением вопросов ___________________ значения, |
|
владение, пользование и распоряжение ___________________ собственностью. |
|
Формы осуществления местного с/у
_____________ (местный), ____________ (местные), _______________
через __________________________ органы местного самоуправления.
Органы местного с/у _______________в систему органов гос. власти.
Структура местного с/у |
Муниципальное образование: |
представительный орган муниципального образования |
|
глава муниципального образования |
|
местная администрация |
|
контрольный орган муниципального образования |
Ревизионная комиссия |
Задание к уроку 5
Формы участия населения в осуществлении местного самоуправления
Формы участия |
примеры |
1. правотворческая инициатива граждан |
|
2. территориальное общественное самоуправление (ТОС) |
ТОС многоквартирного дома организовал строительство |
3. публичные слушания |
отчёт главы города о
|
4. собрание граждан |
|
5. конференция граждан (собрание делегатов) |
|
6. опрос граждан |
|
7. обращения граждан в органы местного самоуправления |
|
8. наказы избирателей |
|
Вывод: органы местного самоуправления нужны гражданам, чтобы…
___________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________ обществознание 9 класс урок 6
Поли́тика (др.-греч. πολιτική «__________________________ деятельность»)
Конституция РФ ст.32. _______________ имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей.
Формы политического участия: |
примеры |
________________ – это процесс формирования ___________________________ органа власти или наделения полномочиями |
|
_________________– это всенародное голосование
|
12.12.1993 г. |
обращение в органы власти (ответ в срок) |
|
Мирные формы выражения ____________________________________ власти:
|
|
ЗАПРЕЩЁН политический экстремизм – |
|
У граждан РФ равный доступ к _________________ профессиональной деятельности по обеспечению исполнения полномочий государственных органов (профессиональная подготовка и конкурс) |
|
Избирательное право – это _________________ право _________________ избирать и быть избранным в органы гос. власти и местного самоуправления.
Активное – право |
Пассивное – право |
|
– избирают депутата |
|
– избрание выборщиков |
__________________________ – ограничение избирательного права (____ лет) Принципы избирательного права в РФ:
- ___________– для всех дееспособных граждан, независимо от их социального положения, пола, национальности, вероисповедания, образования и т.п. (нет у _______________ по приговору суда и ___________________ лиц)
- ______________– избиратель сам голосует за кандидата (без выборщиков)
- ______________– «один избиратель – один голос»
- _________ голосование – отсутствует контроль за волеизъявлением граждан ____________________________________________ – несколько кандидатов Избирательные системы:
|
|
учитывается мнение всех избирателей |
«победитель получает всё» |
Голосуют за |
Голосуют за |
один избирательный округ |
созданы избирательные округа |
Каждая ____________ составляет списки Места в Думе распределяются между ______________ пропорционально набранным голосам |
Побеждает _________________ набравший большинство голосов
|
недостатки избирательных систем |
|
|
|
При смешанной системе одна половина депутатов избирается по
_________________________ системе, другая – по_____________________ обществознание 9 класс урок 7
Политическая партия – это _________________ группа людей, разделяющая общую _________________ программу и стремящаяся ____________________ Признаки политической партии:
1) |
документ, объясняющий цели партии и методы их достижения |
2) |
документ, регламентирующий деятельность партии (структура, членство, управление...) |
3) |
структуры, выполняющие функцию управления деятельностью партии |
4) |
подразделения (партийные ячейки), которые действуют в различных регионах страны |
5) |
деятельность, которой занимаются члены партии, направлена на достижение цели… |
Функции политических партий:
1. |
овладение государственной властью |
2. |
выражение интересов определённых групп населения (например, рабочих) |
3. |
разработка политических программ |
4. |
организация участия в выборах |
5. |
воспитание единомышленников, формирование политической культуры граждан |
6. |
осуществляет связь гражданского общества и государства |
Классификация политических партий
по составу (организационный принцип) |
|||
|
|
||
малочисленные, свободное членство |
многочисленность, сложная структура, |
||
по отношению к власти |
|||
|
|
||
имеют большинство в парламенте |
спорят с действующей властью |
||
по отношению к закону |
|||
|
|
||
разрешённые официально |
запрещённые законом |
||
по методам отстаивания интересов |
|||
|
|
|
|
террор, революция |
преобразования |
запретительные меры |
|
по месту в политическом спектре |
|||
|
|
|
|
социалистические |
ищут общие интересы |
ч/с и сильное гос-во |
|
|
|||
коммунистические, социал-демократические, либеральные, консервативные, конфессиональные, монархические, националистические, фашистские |
|||
Партийные системы:
_________________________________________________________________
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.