В рабочих тетрадях собраны практические материалы по развитию речи для учащихся начальной школы. Материалы предлагаются для четвертых классов общеобразовательной школы. Они включают деформированные тексты, работу над лексическим значением слова, формируют умение давать полные развернутые ответы на вопросы, антонимами, синонимами и т. д.
Тетрадь по развитию речи - 4 класс.doc
Рабочая тетрадь
по развитию речи
4 класс
20
Работа №27 Подготовьте и запишите небольшой текст, который
давал бы ответ на вопрос.
О сказках.
Русская сказка изобрела волшебный коверсамолет.
Из сказки пришли чудесные сапогискороходы. А совсем
недавно объявились старик Хоттабыч и Чебурашка.
Почему же и сегодня сочиняют сказки?...
_________________________________________________
_________________________________________________
_________________________________________________
_________________________________________________
_________________________________________________
_________________________________________________
_________________________________________________
_________________________________________________
_________________________________________________
_________________________________________________
_________________________________________________
_________________________________________________
_________________________________________________
_________________________________________________
_________________________________________________
_________________________________________________
_________________________________________________
Прочитайте текст, поставьте точку в конце каждого
предложения.
Кот пойман.
Все дни мы проводили на берегу озера, ловили
рыбу, разводили костры в зарослях возвращались мы
домой вечером каждый раз нас встречали рассказы о
новых выходках кота однажды он залез под дом Леньке
поручили вытащить его Ленька привязал за хвост
рыбешку и закинул ее в подполье кот вцепился зубами в
рыбью голову Ленька тащил за леску вот показалась
голова кота это оказался тощий рыжий котишка.
Работа №2
1
Работа №1
Замените одним глаголом.
Совать нос________ Клевать носом ____________
Зарубить на носу _________ Унести ноги ___________
Надуть губы ________ И был таков _______________
Чесать языком______________ Попасть впросак
____________ Намозолить глаза_______________
Запишите 23 предложения, где были бы использованы
эти словосочетания.
_________________________________________________
_________________________________________________ _________________________________________________
_________________________________________________
2
Работа №3
Расположите части так, чтобы получился связный
рассказ. Озаглавьте текст.
Он растет в глубине леса, в тени. Цветы его невесомы,
и трогать их нельзя. Надо только смотреть и слушать.
Но всетаки я ложусь на траву и слушаю. И долго
лежу, и уходит в сторону еловый гул и трепет осины.
Слышится скромный колокольчик.
Мне больше всего нравится колокольчик.
Колокольчики звенят, но шум леса всегда их
заглушает.
Елки гудят, скрипят сосновые иголки, трепещет
осиновая листва,
где уж тут услышать звон
колокольчика?
А вы слышали, как звенят колокольчики?
19
Работа №26
Весной.
Найдите речевые ошибки во второй части текста.
Запишите вторую часть в исправленном виде.
Наступила весна. С юга потянуло теплым ветром. На
землю лег густой серый туман. Полились воды. С
грохотом трещали и лопались на реке льдины. Во все
стороны двинулись мощные потоки воды. Туман ушел.
Небо быстро прояснилось.
Весенняя вода затопила рощу. В ней были
белоствольные березки, молодые осинки. Вода
прозрачная и чистая. Деревья стоят и смотрят в воду как
в зеркало. На воде качается лодочка. Хочется сесть в
лодочку и поплыть по зеркальной воде.
_________________________________________________
_________________________________________________
_________________________________________________
_________________________________________________
_________________________________________________
_________________________________________________
_________________________________________________ _________________________________________________
_________________________________________________
_________________________________________________
_________________________________________________
_________________________________________________
_________________________________________________
Прочитайте текст. Расположите его части так, чтобы
получился связный рассказ.
18
Работа №24
Буран.
Земля, воздух, небо превратились в пучину
снежной пыли. Она больно слепила глаза. Буран свирепел
час от часу. Он свистел, стонал, ревел. Душил все, что
ему попадалось. Глубокие овраги делались высокими
буграми.
Но вот ветер утих. Улеглись снега. Степь имела вид
обледеневшего моря. Выкатилось солнце. Его лучи
заиграли на волнистых снегах.
Белая туча обтянула весь горизонт. Поднялся ветер.
Он взрывал снеговые степи. Все слилось, смешалось.
Начался буран.
К словам из первого столбика подбери объяснение из
Работа №25
правого столбика
Вежливый,
учтивый
Любезный
Деликатный
Не только вежливый, но и приветливый
Соблюдающий правила приличия
Не только вежливый, но и мягкий в
обращении
Обходительный Очень вежливый, предупредительный
3
Работа №4
Допишите 45 предложений. Озаглавьте текст.
По листьям шуршит дождь. Листья мокрые и
блестящие! Капельки с них скатываются в траву.
_________________________________________________
_________________________________________________
_________________________________________________
_________________________________________________
_________________________________________________
_________________________________________________
_________________________________________________
_________________________________________________
Работа №5
Прочитайте текст, поставьте точку в конце каждого
предложения. Родничок.
Изпод каменистого берега бьет родник его открыли
охотники они вырыли лунку, обложили камнем родничок
наполнил лунку и потек теперь черпают воду из лунки,
как из колодца я бывал на Кавказе и видел в горах
родники их находят по росяной влажности на скалах
скалу прорубают, выводят родник наружу из камней у
тропы выкладывают колодец путник может утолить
жажду родник в горах называют именем человека,
открывшего его.
4
Работа №6
Перечитайте. Допишите конец рассказа. Озаглавьте.
Майские жуки обгрызают листочки на деревьях. А
личинки майских жуков объедают у деревьев корни. Мы
этих жуков ловили хитрым способом. Рано утром, пока
еще прохладно, они не летят. Сидят на деревьях.
Тряхнешь дерево, и жуки вниз сыпятся. Вот так мы и
собирали их в ведро.
Один мальчик взял жука и привязал на ниточку.
Кружится жук на ниточке. Наш дедушка нахмурился.
_________________________________________________
_________________________________________________
_________________________________________________
_________________________________________________
_________________________________________________
_________________________________________________
_________________________________________________
_________________________________________________
_________________________________________________
_________________________________________________
_________________________________________________
_________________________________________________
_________________________________________________
_________________________________________________
17
Работа №23
Прочитайте текст. Поставьте точку в конце каждого
предложения.
Хлеб.
Передо мной всплывают картины детства отец
прижимает к груди черную овальную ковригу хлеба
медленно и торжественно он режет ее хлеб моего детства
был трудным он крошился под ножом, рассыпался на
кусочки в хлеб добавляли картошку, отруби. Обычную
траву о хлебе мы говорили, как о живом существе крошки
со стола мать бережно сметала она клала их в суп сейчас
хлеба много но бережное отношение к нему в нашей семье осталось до сих пор ведь вкусный каравай достается
тяжело.
Работа №
Допишите 45 предложений. Озаглавьте текст.
Хорошее место для гнезда выбрали себе скворцы.
Гнездо было под крышей. Крыша была земляная, и ней
росла зеленая
трава.____________________________________________
_________________________________________________
_________________________________________________
_________________________________________________
_________________________________________________
_________________________________________________
_________________________________________________
________________________________________________
16
Работа №22
Больше всего в деревне мне нравилась речка. Она
текла за нашим огородом. Называлась река очень красиво
– Сумерь.
Берега ее заросли ивняком, ольхой, черемухой.
Местами речка была очень мелкой и быстрой, местами
глубокой и медленной. Где широкой, а где такой
узенькой, что ее можно было перепрыгнуть с разбегу.
На Сумери я любил ловить рыбу. В речке водилась
мелочь – ерши, пескари. Бала в ней и покрупнее рыба –
плотва, окуньки. А еще в ней жили раки.
Я долгое время жил в деревне. Мне нравилась
наша речка. Называлась она очень красиво Сумерь.
Вместе с деревенскими ребятами я каждый день бегал на
речку. На ее берегах мы весной лакомились щавелем.
Осенью мы забирались за черемуху и наедались ягод до
того, что языки у нас становились бурыми и шершавыми.
На берегах Сумери росло много малины и дикой
смородины. На нашей речке меня учили плавать.
Из двух текстов выделите тот, где есть описание.
Подчеркните предложения, которые помогают
создавать описание.
5
Работа №7
Прочитайте. Составьте начало и конец рассказа.
Запишите весь текст. За лето щенок очень вырос. Это был черный с
большими пятнами песик. Глаза у него блестели, как два
ярких уголька. Мы щенка назвали Белоносый. Собака
очень привыкла к нам.
_________________________________________________
_________________________________________________
_________________________________________________
_________________________________________________
_________________________________________________
_________________________________________________
_________________________________________________
_________________________________________________
_________________________________________________
_________________________________________________
_________________________________________________
_________________________________________________
_________________________________________________
_________________________________________________
_________________________________________________
_________________________________________________
_________________________________________________
_________________________________________________
6
Работа №8
Дополните предложения.
Пухлая белая туча_______________ со всех сторон
горизонт. Снег _______________________________ начал
опускаться на землю. _________________ смотреть на
________________ в воздухе пушистые снежинки,
которые спускались на землю. Час от часу снег
становился гуще и сильнее. Он падал беспрестанно. Я с
_________________________ ходил по дорожкам сада.
Снежный поток не утихал.
Слова для справок: заволокла, затянула, закрыла,
большими клочьями, огромными хлопьями, радостно,
весело, приятно, танцующие, тихо, медленно, плавно, с
удовольствием, с наслаждением
Работа №9
Расставь знаки препинания.
Кланялись тополя.
Ночью ворвался в город северный ветер тополя у моего
дома размахивали ветвями склоняли верхушки повалил
снег последний месяц осени обернулся первым месяцем
зимы утром я выглянул в окно куда подевалась гордость
тополей они тянули к небу голые ветки, будто
спрашивали у него тепла небо хмурилось снежными
тучами откуда небу взять тепло солнце не появляется, а
тополя все кланялись вслед за ветром шла по городу
зима.
15 Работа №21
Редактирование текста.
Таня и Витя жили в лесной сторожке. Она стояла.
Зимой Витя подвесил к старой елке кормушку для птиц.
Однажды около кормушки появилась белка. Белка
осторожно прыгнула на кормушку. Белка стала брать
лапками рябину и ловко объедать ягодки.
Ребята сделали для белочки столик. Они клали ей на
столик корочки хлебца. Сухие грибочки. Иногда дети
зарывали корм в снег. У белки хорошее четье. Белка
лапками разгребала снег. И брала съестное. Каждый день
прибегала белочка к кормушке.
_________________________________________________
_________________________________________________
_________________________________________________
_________________________________________________
_________________________________________________
_________________________________________________
_________________________________________________
_________________________________________________
_________________________________________________
_________________________________________________
_________________________________________________
_________________________________________________
_________________________________________________
_________________________________________________
14
Работа №20
Распространите рассказ так. Чтобы можно было
увидеть, что весна – прекрасное время года.
Весна. Прошла зима. Наступила весна. Солнце светит.
Журчат ручьи. Снег тает. Прилетели грачи. Из земли
показалась травка. На деревьях лопнули почки.
Показались листочки. Цветут первые цветы.
_________________________________________________
_________________________________________________
_________________________________________________
_________________________________________________
_________________________________________________
_________________________________________________
_________________________________________________
_________________________________________________
_________________________________________________
_________________________________________________
_________________________________________________
_________________________________________________
_________________________________________________
_________________________________________________
_________________________________________________
_________________________________________________ _________________________________________________
_________________________________________________
_________________________________________________
________________________________________________
___________________ . Снежинки сверкают, как
_________________. Ели и сосны стоят в снегу, будто
надели __________________ и _________________ .
Деревья разукрасили инеем,
точно______________________________ .
7
Работа №10
Расположите части так, чтобы получился
законченный текст.
Вернутся птички и не заметят, что у них в гнезде еще
одно яйцо прибавилось. Они высидят вместе со своими
птенцами кукушонка.
Как только наступит весна, птицы начинают вить
гнезда, а потом выращивать птенцов. А вот кукушка
гнезда не вьет.
Она и детей не выращивает. Найдет кукушка гнездо
какихнибудь птичек, выследит когда хозяева улетят.
Тихо подложит она свое яйцо в гнездо.
А уж кукушонок о себе сам позаботится. Вытолкает
он других птенчиков из гнезда и останется один.
Допишите предложения.
Работа №11
Пришла зима. Пушистый снег укрыл поля, луга,
_____________ . На реках и озерах лед прозрачный, как
8
Работа № 12
Разделите рассказ на части. Напишите к каждой
части заголовок.
Девочка и камень.
Маленькая девочка жила далеко от школы. В
дождь, в снег, в мороз, она приходила в школу вовремя.
Однажды утром с горы спустилась черная туча. Началась
страшная буря. Деревья сгибались до земли. Никто не
выходил на улицу. Вдруг сторож школы услышал в шуме
бури голос. Он вышел на крыльцо. Там стояла девочка и
держала в руках огромный камень. Она несла камень всю
дорогу, чтобы ветер не сбил ее.
____________________________________________
_________________________________________________
Работа №13
Найди к каждому устойчивому сочетанию в
левой колонке противоположное в правой , соедини
линией. Лясы точить
Держать ухо востро
Сидеть, сложа руки
От рук отбиться
Во всю Ивановскую кричать В руки взять
На чужой шее сидеть
Не покладая рук
Ворон считать
Воды в рот набрать
Жить своим горбом
Держать в ежовых
рукавицах
13
Работа № 19
Будут ли разными по теме сочинения:
«Красиво зимой в лесу»
«Интересно зимой в лесу»
Напишите сочинение на одну из тем. Подумайте, о чем
надо писать в первой теме, о чем – во второй.
_________________________________________________
_________________________________________________
_________________________________________________
_________________________________________________
_________________________________________________
_________________________________________________
_________________________________________________
_________________________________________________
_________________________________________________
_________________________________________________
_________________________________________________
_________________________________________________
_________________________________________________
_________________________________________________
_________________________________________________
_________________________________________________
_________________________________________________
_________________________________________________
_________________________________________________
12
Работа № 18
Прочитайте начало сказки. Придумайте свое
продолжение.
Отчего у снегиря грудка красная.
Жила в лесу серая птичка. Звали ее снегирь. А под
деревом жила мышка. Мышка все лето хлопотала,
собирала себе корм на зиму. А птичка только пела да
летала.
Наступила холодная зима. Подул сильный ветер.
Мышка забралась в норку. А птичка осталась на дереве.
_________________________________________________
_________________________________________________
_________________________________________________
_________________________________________________
_________________________________________________
_________________________________________________ _________________________________________________
_________________________________________________
_________________________________________________
_________________________________________________
_________________________________________________
_________________________________________________
_________________________________________________
_________________________________________________
________________________________________________
9
Работа № 14
Используя слова, сочетания слов составьте текст.
Елка.
Ясное морозное утро, покрылись густым слоем снежных
листьев и цветов, большую мерзлую елку, веточки
оттаяли. Распушились. Пахнет душистой хвоей, лесная
красавица ожила, засверкала.
_________________________________________________
_________________________________________________
_________________________________________________
_________________________________________________
_________________________________________________
_________________________________________________
_________________________________________________
_________________________________________________
_________________________________________________
_________________________________________________
_________________________________________________
_________________________________________________
_________________________________________________
_________________________________________________
_________________________________________________
_________________________________________________
_________________________________________________
_________________________________________________
_________________________________________________
________________________________________________
10
Работа №15
Данные существительные запишите во
множественном числе
Курица __________________________
Морское судно _____________________________
Чудо ____________________________
Небо _____________________________
Ребенок __________________________
Человек __________________________ Работа №16
К данным устойчивым выражениям подпиши близкие
по значению глаголы.
Вставляет палки в колеса ___________________________
Обведешь вокруг пальца ___________________________
Выбьетесь из сил__________________________________
Пропускает мимо ушей ____________________________
Зарубить на носу __________________________________
11
Работа №17
Зайка.
Редактирование текста.
По лесу гулял Коля. Коля увидел под кустом зайку.
У зайки болела нога. Зайка не мог бежать. Коля отнес
зайку домой. Коля сам смастерил для зайки клетку.
_________________________________________________
_________________________________________________
_________________________________________________
_________________________________________________
_________________________________________________
_________________________________________________
_________________________________________________
_________________________________________________
_________________________________________________
_________________________________________________
_________________________________________________
_________________________________________________
_________________________________________________
_________________________________________________
_________________________________________________
_________________________________________________
_________________________________________________
_________________________________________________
_________________________________________________
_________________________________________________
22
Работа №30
Прочитай предложения. Определи правильно ли
употреблены местоимения. Запиши предложения
правильно.
На березах сидят снегири. Они занесены снегом.
Люба кормила кошку рыбой. Она ее любила.
Катя встала на скамейку. Она покачнулась. _________________________________________________
_________________________________________________
_________________________________________________
_________________________________________________
Работа №31
К словам левого столбика подбери слова правого
столбика.
Свирепый
Чересчур суровый, причиняющий боль
другим
Подчеркивает бездушное отношение к
людям
Не знающий жалости, снисхождения
Говорит о большой жестокости,
соединенной со злостью
Жестокий
Бессердечный
Безжалостный
Беспощадный
по
учени___ 4 класса____
развитию речи
средней школы
№_____
________________________
________________________
Рабочая тетрадь Работа №28
Найди неудачно использованные слова и замени их
близкими по смыслу более уместными словами.
Наши хоккеисты перещеголяли всех и получили
высшую награду.
В поселке год назад возвели несколько
многоэтажных домов.
Он обратно опоздал на урок.
____________________________________________
_________________________________________________
_________________________________________________
_________________________________________________
_________________________________________________
_________________________________________________
Составь словосочетания, в которых слова
Работа №29
прямой, седой, бархатный употреблены в
переносном значении
____________________________________________
_________________________________________________
_________________________________________________
_________________________________________________
21
Рабочая тетрадь по развитию речи для 4 класса
Рабочая тетрадь по развитию речи для 4 класса
Рабочая тетрадь по развитию речи для 4 класса
Рабочая тетрадь по развитию речи для 4 класса
Рабочая тетрадь по развитию речи для 4 класса
Рабочая тетрадь по развитию речи для 4 класса
Рабочая тетрадь по развитию речи для 4 класса
Рабочая тетрадь по развитию речи для 4 класса
Рабочая тетрадь по развитию речи для 4 класса
Рабочая тетрадь по развитию речи для 4 класса
Рабочая тетрадь по развитию речи для 4 класса
Рабочая тетрадь по развитию речи для 4 класса
Рабочая тетрадь по развитию речи для 4 класса
Рабочая тетрадь по развитию речи для 4 класса
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.