Рабочая тетрадь по учебной дисциплине Химия раздел «Органическая химия»
Оценка 5

Рабочая тетрадь по учебной дисциплине Химия раздел «Органическая химия»

Оценка 5
Контроль знаний +1
doc
химия
Взрослым
06.01.2017
Рабочая тетрадь по  учебной дисциплине Химия раздел  «Органическая  химия»
Рабочая тетрадь составлена в соответствии с рабочей программой учебной дисциплины «Химия» для всех специальностей и профессий технического профиля. Рабочая тетрадь предназначена для внеаудиторной самостоятельной работы студентов и служит для закрепления знаний и приобретения навыков в решении задач и упражнений по учебной дисциплине «Химия».Рабочая тетрадь по учебной дисциплине Химия раздел «Органическая химия»
рабочая тетрадь химия.doc

Министерство образования и молодежной политики  Ставропольского края

ГБПОУ СПО «Ставропольский  региональный многопрофильный колледж»

 

 

 

 

 

 

Рабочая тетрадь

по  учебной дисциплине Химия

раздел  «Органическая  химия»

 

 

        обучающегося _______________

            группы­­­­­___________________

 

 

 

 

 

 

 

 

Ставрополь, 2015 г.

 

 

 

 

Составитель:  преподаватель химии Ракчеева Н.А.

 

Рабочая тетрадь по органической химии предназначена для организации самостоятельной работы обучающихся  по изучению нового материала и его закреплению. Отдельные занятия выделены на решение расчетных и экспериментальных задач, проведение практических занятий и подготовку к контрольным работам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

 

Основные положения теории химического строения органических соединений А.М. Бутлерова

4

Предельные углеводороды (алканы)

5

Строение и химические свойства этилена

6

Гомологический ряд ацетилена (алкины)

7

Диеновые углеводороды (алкадиены)

8

Ароматические углеводороды (арены)

9

Природные источники углеводородов.

10

Предельные одноатомные спирты

10

Многоатомные спирты. Фенолы

12

Альдегиды и кетоны

13

Состав, строение и получение карбоновых кислот

15

Химические свойства карбоновых кислот.

16

Получение и химические свойства сложных эфиров. Применение. Жиры.

16

Глюкоза

17

Крахмал и  целлюлоза

18

Азотсодержащие соединения. Амины. Аминокислоты. Белки.

19

Синтетические высокомолекулярные соединения. Обобщение знаний по органической химии.

21

Литература

25

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Занятие №1 Основные положения теории химического строения органических соединений А.М. Бутлерова.

 

Задание №1.Написать уравнения реакций горения органических соединений: СН4;   С2Н4;  С2Н2;  С2Н5ОН.

           

 

 

 

 

 

Задание№2.Сформулировать определение гомологов. Дать понятие гомологи- ческой разницы.

 

 

 

 

Задание№3.Составить формулы соединений: уксусной кислоты; этилового спирта; метилформиата; этилена; ацетилена.

 

 

 

Задание№4.Определить степень окисления элементов в соединениях: СН4; С2Н2; С2Н4; С5Н10; С2Н5ОН.

 

 

 

Задание№5. Написать полные и сокращенные формулы соединений: бутан; бутен; бутин.

 

 

 

 

 

Задание№6.Сформулировать определение изомеров. Привести примеры.

 

 

 

 

 

Занятие №2. Предельные углеводороды (алканы). Строение и химические свойства метана.

 

Задание№1. Дать названия соединениям:

 

а)  СН3-СН2-СН2-СН2-СН3

 

б) СН3-СН-СН2-СН3     

            

            СН3

 

в) СН3-СН-СН2-СН-СН3

 

            СН3         СН3

 

 

Задание№2. Сформулировать определение алканов. Какие другие названия этого класса органических соединений вам известны?

                                                                                                                           

 

 

Задание№3. Описать физические свойства алканов.

 

 

               

 

Задание№4. Написать структурные формулы следующих соединений:

 

а) 2- метилпентан

 

б)3- метилпентан

 

в) 2,3- диметилпентан

 

г) 2,2- диметилбутан

 

 

 

 

 

 

 

 Занятие №3. Строение и химические свойства этилена.

 

Задание№1.Назвать основные типы химических реакций, характерные для алкенов.                                                                                                                                                                                                                                                                                                           

 

 

 

 

 

Задание№2. Перечислить названия основных типов реакций

присоединения, в которые вступают алкены.

                                                         

 

 

 

                                                                                                                                                                                                                                   

Задание№3.Написать структурные формулы следующих соединений:

 

а) гексин-1

 

б) 3- метилпентен-1

 

в) гексен-2

 

г) гексен-3

 

д) пентен-1

 

ж)2- метилпентен-2

_________________________________________________________________

 

з)бутен-2

 

е) 4,4-дибромгексен-1                                                                                                                                                                                                                                                                                                          

 

Задание№4. Дать название соединению:

 

СН2=СН-СН2-СН3  

 

                                                                                                                                                                                                                                                                                                         

 

 Занятие №4. Гомологический ряд ацетилена (алкины). Строение и химические свойства ацетилена.

 

 Задание 1. Какой общей формуле соответствуют алканы?
             а) СnH2n-6            б) CnH2n+2       в) CnH2n-2                  г) CnH2n

___________________________________________________________________

Задание 2. Дать  определение алкинам

Алкины-это ______________________________________________

________________________________________________________

Задание №3. Написать структурные  формулы соединений:

 

а) 2-метилпентин-1

________________________________________________________

б)3-этилпентин-1

____________________________________________________________

в) 4,4-диметилпентин-2

_____________________________________________________________   

 г) 3,4-диметилпентин-1

_____________________________________________________________

Задание №4. Перечислить общие и специфические способы получения ацетиленовых углеводородов.

___________________________________________________________

______________________________________________________________

Задание №5. Осуществить превращения, указав условия протекания реакций

       СН4→С2Н2→С2Н3Сl → С2Н2→ С2НNa → С4Н6

________________________________________________________________________

___________________________________________________________

______________________________________________________________

___________________________________________________________

______________________________________________________________

 

Занятие №5. Диеновые углеводороды (алкадиены).

Задание№1.Сформулировать определение алкадиенов:

 

 

 

 

Задание№2.  Написать основные типы химических реакций, характерные для алкадиенов.

                                                                                                                                                                                                                                                                                                         

 

 

 

 

 

 

Задание№3. Дать названия следующим соединениям:

 

а) СН2=СН-СН-СН=СН-СН2-СН2-СН2-СН3

 

                 СН3

 

 

б) СН3-СН=С=С-СН2-СН3

 


                          СН3    

 

 

 

 

Задание№4. Дать понятие  вулканизации куучука

 

 

 

 

 

 

Задание№5. Составить структурную формулу молекулы бутадиена-1,2.

 

 

 

 

 

Занятие №6. Ароматические углеводороды (арены).

 

 Задание№1.  Какие соединения называются аренами?   Какова  их  общая формула?                                                               

 

 

 

                                                                                                          

Задание№2. Написать структурные формулы следующих соединений:

 

а) метилэтилбензол

 

б) 1,2,3-триметилбензол

 

в) пропилбензол

 

 

Задание№3. Написать реакцию горения бензола.

 

 

 Задание№4. Закончить уравнения реакций и назвать продукты реакций:

 

а) С6Н6  +  Н2=

 

б) С6Н6  +  СI2=

 

в) С6Н6  +  НО-NО2=

 

г) С6Н6  +  Вr2=               

 

 

Занятие №7. Природные источники углеводородов.

 

Задание№1. Перечислите основные  природные источники УВ

 

 

 

 

 

Задание№2. Продолжить определение- нефть- это…

 

 

 

 

 

Задание№3. Ректификация- это

 

 

 

 

 

Задание№4. Написать реакцию крекинга вещества С16Н34

 

 

 

Задание№5.Что такое фракционная перегонка?

 

 

 

 

 

Задание№6.Что такое коксование? Перечислить основные продукты, получаемые при коксовании угля.

 

 

 

 

 Занятие №8. Предельные одноатомные спирты.

 

Задание№1. Какие соединения называются спиртами Общая формула спиртов.

                                                                             

 

 

 

 

 

 

Задание№2. Написать структурные формулы следующих веществ:

 

а) пропанол-2

 

б) 2- хлорпропанол-2

_____________________________________________________________

 

в) 2,3-дихлорпропанол-1

 

 

г) бутанол-2

                                                                                                     

 

Задание№3. Дать названия следующим соединениям:

 

 а) СН3-СН2-СН2-СН2-СН2-ОН

 

 

 б) СН3-СН-СН2-СН2-СН2-СН3

             ОН

 

 в) СН3-СН-СН-СН3

              ОН

 

 

Задание№4. Перечислить способы получения спиртов. Написать

уравнения реакций.

 

 

 

 

 

Задание№5.Перечислить типы химических реакций. характерных для предельных одноатомных спиртов.

                                                                             

 

 

 

Задание№6.Написать реакцию этерификации (взаимодействие с кислотой)

 

 

 

Задание№7. Закончить уравнение реакции:

 

 СН3-ОН  + Nа

 

______________________________________________________________

 

Задание№8. Написать реакцию дегидратации спирта.

 

 

Задание№9.Написать реакцию горения этилового спирта.

 

 

Задание№10. Закончить уравнение реакции:

 

СН3-СН-СН3+НBr

 

        ОН   

 

Задание№11.  Осуществить превращения:

 

целлюлоза       глюкоза      этиловый спирт       углекислый газ

 

 

 

 

                                    

 

 

                                                  

 Занятие №9 Многоатомные спирты. Фенолы.

 

Задание№1. Сформулировать определение многоатомных спиртов:

 

 

 

Задание№2. Физические свойства многоатомных спиртов:

 

 

 

Задание№3. Области применения глицерина:

 

 

 

Задание№4.Сформулировать определение фенолов. Общая формула фенолов.

 

 

 

 

Задание№5. Какие типы химических реакций характерны для фенола?

 

 

 

 

Задание№6. Назовать основные области применения фенола:

 

 

 

 

 

Задание№7. Перечислить физические свойства фенола.

 

 

 

Задание№8.Закончитьуравнения реакций:

 

фенол  + бром

 

фенол  + азотная кислота

 

фенол  +   натрий

 

фенол  +  щелочь

 

 

 

Занятие № 10. Альдегиды и кетоны

 

Задание№1.Сформулировать определение класса альдегидов. Общая формула

альдегидов.

 

 

 

 

Задание№2.Написать структурные формулы соединений:

 

а) 2- метилбутаналь

 

б) 3- бромпропаналь

 

в) 2- этилгексаналь

 

Задание№3. Составить молекулярные формулы первых пяти представителей гомологического ряда предельных альдегидов.

 

 

 

 

Задание№4. Осуществить превращения:

 

Алкан       алкен        спирт        альдегид      карбоновая кислота

 

 

 

 

 

 

 

Задание№5. Перечислить основные способы получения альдегидов:

 

 

 

 

 

Задание№6. Привести качественную реакцию на альдегиды:

 

 

 

Задание№7. Сформулировать определение кетонов. Каковы области их применения?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Занятие №11. Состав, строение и получение карбоновых кислот.

 

Задание№1.Сформулировать определение карбоновых кислот.  Какова их общая формула?

 

 

 

 

 

Задание№2. Привести основные способы получения карбоновых кислот.

 

 

 

 

 

Задание№3.  Привести формулы и дать названия первым 5 представителям гомологического ряда предельных карбоновых кислот.

 

 

 

 

 

Задание№4. Решить задачу: При взаимодействии 3г. предельной одноосновной  карбоновой кислоты с избытком магния выделилось 560 мл. водорода. Определить формулу кислоты.

 

 

Дано:                                  Решение:

 

 

 

 Найти:

 

 

 

 Ответ:

 

 

 

 

 

 

 

Занятие №12. Химические свойства карбоновых кислот.

 

Задание№1.Написать уравнение реакции горения стеариновой кислоты:

 

 

 

 

Задание№2.Написать реакцию диссоциации муравьиной и уксусной кислот:

 

 

 

Задание№3. Написать реакции взаимодействия уксусной кислоты с

 

а) металлом

 

б) основным оксидом

 

в) щелочью

 

г) солью

 

ж) органическим соединением

 

_______________________________________________________________

 

 

Занятие №13. Получение и химические свойства сложных эфиров. Применение. Жиры.

 

Задание№1.Сформулируйте определение сложных эфиров.

 

 

 

 

 

Задание№2. Какие реакции называются реакциями этерификации. Привести пример:

 

 

 

Задание№3.Написать структурные формулы

 

а) метилацетата

б) этилформиата

 

в) пропилацетата

 

 г) диэтилового эфира

 

Задание№4.Осуществить превращения:

 

СН4        СН3Сl        CН3ОН         НСОН         НСООН          НСООС3Н7

 

 

 

 

 

 

Задание№5. Какие органические соединения относят к жирам?

 

 

 

 

 

Задание№6. Привести реакцию «омыления» жиров.

 

 

 

 

 

 

 Занятие №14. Глюкоза.

 

Задание №1. Какие соединения называются углеводами? Какова общая формула углеводов?

 

 

 

Задание№2.Привести примеры соединений, относящихся к моно- , ди-  и полисахаридам.

 

 

 

 

Задание№3. Составить уравнение фотосинтеза. В чем его сущность?

 

 

 

Задание№4. Привести структурную формулу глюкозы.

 

 

 

Задание№5. Какие типы реакций характерны для глюкозы?

 

 

 

 

 

 

Задание№6.Области  применения глюкозы:

 

 

 

 

Задание№7. Осуществить превращения:

Глюкоза         этиловый спирт        диоксид углерода          глюкоза

 

 

 

 

 

 

 Занятие №15.  Крахмал и  целлюлоза

 

Задание№1.Описать физические свойства крахмала.

 

 

 

 

 

Задание№2.Как образуется крахмал в природе?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание№3.Осуществить превращения:

 

 Сахароза     глюкоза       этиловый спирт    уксусная кислота    уксусноэтиловый эфир           ацетат натрия.

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание№4.Закончить уравнения реакций:

С12Н22О11  +  Н2О

 

6Н10О5)ппН2О

 

 

Занятие №16.  Азотсодержащие соединения.

Задание№1. Какие соединения называются аминами?

 

 

 

Задание№2.Написать структурные формулы:

а) первичного амина     

б) вторичного амина

в) третичного амина

 

Задание№3.Назвать основные способы получения аминов:

 

 

 

Задание№4.Написать структурные формулы:

а) пентиламина

б) метилдиэтиламин

в) димитилпропиламина

г) диметиламина

 

Задание№5. Осуществить превращения:

С6Н6              С6Н5NО2            С6Н5NН2             С6Н2NН2Вr3

 

 

 

 

Задание№6. Какие соединения называют аминокислотами? Какие ФГ входят  в состав аминокислот?

 

 

 

Задание№7. Какие химические свойства характерны для аминокислот?

 

 

 

Задание№8. Какие соединения называют пептидами?

 

 

 

Задание№8. Какая группа атомов называется пептидной?

 

 Задание№9. Закончить уравнение реакции:

СН3СН2СООН  +   Сl2

 

 

Задание№10. Осуществить превращения:

С2Н6     С2Н5ОН     СН3СОН     СН3СООН     СН2СlСООН     NН2СН2СООН          полипептид

 

 

 

 

 

 

Задание№11. Какие качественные реакции на белки вам известны?

 

 

 

 

Занятие №17. Синтетические высокомолекулярные соединения. Обобщение знаний по органической химии.

 

Задание№1. Дать понятие синтетическим высокомолекулярным соединениям.

 

 

 

 

 

 

Задание№2. Вещества, имеющие одинаковое строение, но отличающиеся на СН2 - группу, называются…

      а)   изомеры

      б)   гомологи

      в)   полимеры

      г)   углеводороды

 

______________________________________________________________

 

 

Задание№3. Реакция отщепления молекулы воды называется…

      а)   реакцией гидрирования

      б)   реакцией дегидрирования

      в)   реакцией гидратации

      г)   реакцией дегидратации

 

__________________________________________________________________

 

Задание№4. Установите соответствие между формулой вещества и общей формулой его класса соединения:

            Формула                                                    общая формула

1)    С6Н12                                                    а) CnH2n+2    

2)    CH3 – CH – CH3                                                            б) CnH2n-2

                        CH3                                               в) CnH2n

3)    CH3 – CH2 – CH2 – CH3                                    

4)    CH3 –C = C – CH3

 

Задание№5. Изомерами октана являются:

         а) 2-метил-3-этилпентан

         б) 3,4-диметилгексан

         в) 2,3-диметилпентан

         г) 3-этилгексан

         д) 2,2-диметилгептан

Ответ запишите в виде последовательности букв.

 

____________________________________________________________________

 

Задание№6. Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить превращения, укажите условия протекания:

         СН4 → С2Н2 → С2Н4 → С2Н6→ С2Н5Cl → С4H10

 

 

 

 

 

 

Задание№7. Общая формула спиртов:

а) R-OH

б)  R-COH

в) R-COOH

г)  R-COOR

 

______________________________

 

Задание№8. Для названия альдегидов по систематической номенклатуре используется суффикс…

      а) -аль

      б) -ол

      в) -оза

      г) –овая

____________________________________

 

 

Задание№9. Функциональная группа карбоновых кислот называется…

      а) гидроксильная

      б) карбонильная

      в) карбоксильная

      г) нитрогруппа

 

_____________________________________

 

Задание№10.  Этаналь относится к классу…

      а) спиртов

      б) альдегидов

      в) карбоновых кислот

      г) углеводов

__________________________________________

 

 Задание№11.  Качественным реактивом на фенол является…

      а) оксид меди

      б) гидроксид меди

      в) хлорид железа

      г) аммиачный раствор оксида серебра

 

_____________________________________________

 

Задание№12.   Реакция серебряного зеркала относится к реакциям:

     а) окисления

     б) восстановления

     в) гидролиза

     г) гидрирования

 

______________________________________________

 

 Задание№13.   Какое из соединений  относится к углеводам?

      а) глюкоза

      б) формальдегид

      в) метанол

      г) ацетат натрия

 

_________________________________________

 

Задание№14.   Установите соответствие между названием функциональной группы и классом органических веществ. 

1) карбонильная        а) одноатомные спирты

2) карбоксильная      б) карбоновые кислоты

3) гидроксильная      в) сложные эфиры

                                д) альдегиды

_____________________________________________________

 

_____________________________________________________

 

______________________________________________________

 

Задание№15. Установите соответствие между классом органического соединения и суффиксом,   употребляемым для его названия

1)    одноатомные спирты             а) -оза

2)    альдегиды                               б) -овая

3)    карбоновые кислоты              в) –аль

4)  углеводы                              г) - ен

                                                д) – ол

                                                   е) – ан

 

 _____________________________________________________

 

_____________________________________________________

 

______________________________________________________

 

 

Задание№16. Напишите уравнения реакций, позволяющие осуществить следующие превращения:

      C2H6C2H4 C2H5OHCH3COHCH3COOH 

 

_____________________________________________________

 

_____________________________________________________

 

______________________________________________________

 

_____________________________________________________

 

 

 

 

 

 

Литература:

 

 

1.Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Химия для профессий и специальностей технического профиля, учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.

2.Габриелян О.С., Остроумов И.Г., Сладкое С.А., Дорофеева Н.М. Практикум учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.

3.Габриелян О.С., Лысова Г.Г. Химия. Тесты, задачи и упражнения, учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.

4.Ерохин Ю.М. Химия: Задачи и упражнения учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Скачано с www.znanio.ru

Министерство образования и молодежной политики

Министерство образования и молодежной политики

Составитель: преподаватель химии

Составитель: преподаватель химии

Содержание Основные положения теории химического строения органических соединений

Содержание Основные положения теории химического строения органических соединений

Занятие №1 Основные положения теории химического строения органических соединений

Занятие №1 Основные положения теории химического строения органических соединений

Занятие №2. Предельные углеводороды (алканы)

Занятие №2. Предельные углеводороды (алканы)

Занятие №3. Строение и химические свойства этилена

Занятие №3. Строение и химические свойства этилена

Занятие №4 . Гомологический ряд ацетилена (алкины)

Занятие №4 . Гомологический ряд ацетилена (алкины)

Занятие №5 . Диеновые углеводороды (алкадиены)

Занятие №5 . Диеновые углеводороды (алкадиены)

Занятие №6 . Ароматические углеводороды (арены)

Занятие №6 . Ароматические углеводороды (арены)

Задание№2. Продолжить определение- нефть- это…

Задание№2. Продолжить определение- нефть- это…

Задание№2 . Написать структурные формулы следующих веществ: а) пропанол-2 б) 2- хлорпропанол-2 _____________________________________________________________ в) 2,3-дихлорпропанол-1 г) бутанол-2

Задание№2 . Написать структурные формулы следующих веществ: а) пропанол-2 б) 2- хлорпропанол-2 _____________________________________________________________ в) 2,3-дихлорпропанол-1 г) бутанол-2

Задание№7. Закончить уравнение реакции:

Задание№7. Закончить уравнение реакции:

Задание№4. Сформулировать определение фенолов

Задание№4. Сформулировать определение фенолов

Задание№3. Составить молекулярные формулы первых пяти представителей гомологического ряда предельных альдегидов

Задание№3. Составить молекулярные формулы первых пяти представителей гомологического ряда предельных альдегидов

Занятие №11. Состав, строение и получение карбоновых кислот

Занятие №11. Состав, строение и получение карбоновых кислот

Занятие №12. Химические свойства карбоновых кислот

Занятие №12. Химические свойства карбоновых кислот

Задание№4. Осуществить превращения:

Задание№4. Осуществить превращения:

Задание№4. Привести структурную формулу глюкозы

Задание№4. Привести структурную формулу глюкозы

Задание№3. Осуществить превращения:

Задание№3. Осуществить превращения:

Задание№5. Осуществить превращения:

Задание№5. Осуществить превращения:

Задание№10 . Осуществить превращения:

Задание№10 . Осуществить превращения:

Задание№3. Реакция отщепления молекулы воды называется… а) реакцией гидрирования б) реакцией дегидрирования в) реакцией гидратации г) реакцией дегидратации __________________________________________________________________

Задание№3. Реакция отщепления молекулы воды называется… а) реакцией гидрирования б) реакцией дегидрирования в) реакцией гидратации г) реакцией дегидратации __________________________________________________________________

Задание№8. Для названия альдегидов по систематической номенклатуре используется суффикс… а) -аль б) -ол в) -оза г) –овая ____________________________________

Задание№8. Для названия альдегидов по систематической номенклатуре используется суффикс… а) -аль б) -ол в) -оза г) –овая ____________________________________

Задание№14. Установите соответствие между названием функциональной группы и классом органических веществ

Задание№14. Установите соответствие между названием функциональной группы и классом органических веществ

Литература: 1.Габриелян

Литература: 1.Габриелян
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.01.2017