Методическая разработка учебного занятия
Учебная дисциплина: Биология
Специальности: для специальности 230115 Программирование в компьютерных системах (группа П-21)
Курс: 2
Тема занятия: «Индивидуальное развитие организмов. Эмбриональный этап»
Тип занятия: формирования новых знаний
Форма занятия: мультимедиа- урок
Продолжительность занятия: 90 мин
Место проведения занятия: учебная аудитория
Цель занятия: формирование и расширение знаний обучающихся об онтогенезе и особенностях протекания этапов эмбрионального развития организмов.
Задачи:
Обучающая: организовать познавательную деятельность обучающихся об онтогенезе, этапах эмбрионального развития организмов и особенностях их протекания, рассмотреть влияние вредных воздействий на развитие организмов.
Воспитательная: содействовать формированию половой грамотности, ценности здоровья, потребности ведения здорового образа жизни, ответственности за будущего ребенка.
Развивающая: способствовать развитию умения сравнивать биологические процессы, анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, продолжить формирование навыков работы с учебником, таблицами; развивать познавательный интерес и критическое мышление.
Методическая цель: продемонстрировать возможности использования на занятии информационно- коммуникационных технологий, педагогики сотрудничества, элементов современных развивающих методик.
Применяемые технологии: информационно-коммуникативная, технология развивающего обучения студентов на основе информационного подхода, интерактивное обучение, элементы технологии критического мышления.
Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации из темы ««Индивидуальное развитие организмов. Эмбриональный этап », используя идеи технологии- ИКТ.
Междисциплинарные связи: данная тема связана с дисциплинами: экология, физиология человека.
Внутридисциплинарные связи: изучение данной темы предполагает наличие знаний по темам «Деление клетки» и «Формы размножения организмов».
Учебное оборудование занятия: компьютер, проектор, проекционныйэкран, видеофильмы: Эмбриональное развитие https://www.youtube.com/watch?v=CLdvji5rQRY, Дневник нерожденного ребенка https://www.youtube.com/watch?v=aAOlI2-NSQQ, слайдшоу Онтогенез http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/000004ed-1000-4ddd-9dc0-400046bc4334/186.swf (Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов), флеш-анимация «Бластула».
Методическое оснащение занятия:
Источники информации:
программа дисциплины;
план занятия;
учебники;
интернет-сайты;
видеофильмы;
Оборудование: компьютер, проектор, экран.
Дидактическое сопровождение: проблемные вопросы; схема; фильмы; компьютерные материалы, интерактивный тест «Индивидуальное развитие»
Материалы для познавательной деятельности обучающегося: задания для выполнения на занятии; раздел учебника, раздаточный материал (кроссворд).
Методы и приемы: информационные: лекция с показом фильмов, слайдов, флеш-анимации, рассказ, объяснение; репродуктивные: беседа, обсуждение с элементами самостоятельной работы обучающихся, частично-поисковый, сообщения обучающихся; практические: работа с учебником, схемой, иллюстрациями, кроссвордом; презентация результатов работы (мини-проекты).
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная, в парах.
Критерии и методы диагностики уровня готовности обучающихся к занятию: знание способов деления клеток методом митоза и мейоза, особенностей образования женских и мужских половых клеток, строения яйцеклеток и сперматозоидов, процесса оплодотворения у животных. В качестве диагностики готовности выступает задание «Замочек-ключик».
Этап занятия |
Дидактические задачи этапа занятия |
Методы и принципы обучения |
Деятельность преподавателя |
Деятельность обучающихся |
1 |
2 |
|
3 |
5 |
I. Организационный этап |
|
|
Предъявление единых педагогических требований: - приветствие; - выявление отсутствующих на занятии; -проверка подготовленности студентов к занятию, их настроя на работу; организация внимания и внутренней готовности. |
Отвечают на приветствие. Староста докладывает о явке на занятие. Настраиваются на работу; организовывают внимание и внутреннюю готовность. |
II. Вводный этап занятия |
Подготовка к основному этапу занятия. |
|
|
|
1. Проверка домашнего задания |
Установление правильности и полноты выполнения домашнего задания. |
Информационные |
Организация игры «Замок-ключ». Группа делится на 2 команды: группа «Замки» получает вопросы, группа «Ключи » получает ответы на эти вопросы. Каждый замок должен найти свой ключ. Озвучивается вопрос и ответ, таким образуются пары «Замок- ключ». Остальные определяют правильность ответа. |
Задают и отвечают на вопросы. Замок-вопрос, ключ-ответ. |
2.Актуализация знаний |
Подготовка к основному этапу занятия. |
фронтальная беседа |
Организация фронтальной беседы. Анализ и оценка ответов |
Устно ответчают на вопросы. |
3.Сообщение темы, целей и задач занятия |
|
Информационные |
Тема занятия: Индивидуальное развитие организмов. Эмбриональный этап (тема, цели и задачи формулируются совместно с обучающимися) |
Записывают в тетради тему занятия. |
4.Мотивация |
Обеспечение возникновения у студентов мотива – внутреннего побудителя деятельности, придающего ей личностный смысл и соответствующего требованиям учения и будущей профессии. |
Информационные, слайды презентации |
Организация деятельности студентов на самостоятельное формирование мотивации учения чрез эпиграф занятия: «Древние мудрецы считали, что в мире есть три великие тайны: тайна любви, тайна смерти и тайна рождения. И, пожалуй, тайна рождения – есть самая великая на Земле, так как позволяет человеку прикоснуться к вечности. Рождение ребенка – вот самое удивительное чудо!» |
Осмысливают значимость материала данного занятия в формировании жизненного опыта. |
III. Основной этап занятия. |
|
|
|
|
Изучение нового материала
. |
Обеспечение восприятия и осмысления способов действий (свойств, правил, принципов, алгоритмов, методов, особенностей).
|
Информационные Наглядные Демонстрационные Работа с учебником
Методика «Мозговой штурм»
Мини-проекты, слайды презентации |
Изложение новой информации, составление алгоритма деятельности обучающихся по ее практическому применению. Содержание: 1. 1.Онтогенез – определение, периоды. 2.Этапы эмбрионального развития: 1) дробление 2) гаструляция 3) первичный органогенез Организация просмотра слайдшоу «Онтогенез»
Объяснение выполнения задания по заполнению таблицы и ее проверка
3.Влияние вредных воздействий на развитие организмов в эмбриональном периоде
Вниманию предлагается незаполненная схема «Вредные факторы, оказывающие влияние на зародышевое развитие» Сравнение заполненной схемы с образцом Влияние алкоголя, никотина, наркотиков, лекарств на эмбриональное развитие организмов.
4.Разговор о важном и сокровенном (беседа об абортах) Чтение дневника нерожденного ребенка.
|
Воспринимают, осмысливают способы действий.
Записывают определение и периоды онтогенеза в тетрадь. Наблюдают флеш-анимацию (Бластула)Смотрят и обсуждают слайдшоу «Эмбриональное развитие»Заполняют таблицу «Зародышевые листки и их производные»
Предлагают все возможные варианты ответов. Заполняют предложенную схему.
Анализируют полученную информацию
Смотрят видеофильм «Дневник нерожденного ребенка» Осмысливают информацию
Видеофильм Развитие ребенка в утробе матери |
|
|
|
Организация просмотра видеофильма |
Смотрят видеофильм «Развитие ребенка в утробе матери». Обсуждают и делают выводы. |
IV.Закрепление изученного материала
|
Обеспечение репродуктивного воспроизведения материала на основе алгоритма действий. |
Наглядные, демонстрация возможностей компьютерной программы |
Задания для самостоятельной работы1. Дать определения терминам кроссворда по изученной теме (компьютерная программа Фабрика кроссвордов http://puzzlecup.com/crossword-ru/).Проверка выполнения задания 2. Выполнить интерактивный тест (программа My test) «Индивидуальное развитие» (2-3 чел.) 2.Игра «Да-нет» |
Выполняют задание с применением знаний. Работа в парах.
2-3 чел. выполняют интерактивный тест Отвечают на вопросы и делают самооценку |
V.Заключительный этап Рефлексия. Подведение итогов |
Анализ и оценка успешности достижения цели занятия. Формирование у обучающихся ориентации на успех. |
Словесные
Наглядный |
Поощрение обучающихся в процессе достижения ими поставленной цели (в т.ч. слабых). Заполнить предложенную схему в виде ладони с обозначением значимых моментов занятия. |
Самоактуализация через достижения цели.
Самоанализ выполненной работы.
|
Домашнее задание. |
Обеспечение понимания содержания и способов выполнения домашнего задания. |
Словесные
|
Сообщение домашнего задания: 1) 1-§24, конспект 2) сам. работа №8. Подготовка сообщения на тему «Эмбриональный период развития организма» |
Самоосмысление способов выполнения домашнего задания. |
Ход занятия
I.Организационный этап. Взаимные приветствия преподавателя и студентов; фиксация отсутствующих в учебном журнале; проверка внешнего состояния кабинета; проверка подготовленности студентов к занятию, их настроя на работу; организация внимания и внутренней готовности. II. Вводный этап 1.Проверка домашнего задания. На прошлых занятиях мы изучили темы: Деление клеток и Формы размножения организмов. |
|
||||||||
В качестве проверки домашнего задания мы с вами проведем игру «Замок-ключ».Суть игры заключается в следующем: каждый по очереди задает подготовленный вопрос («замочек»), на который другой человек дает подходящий ответ («ключик»), которых может быть несколько.. Вопросы: 1.Размножение -это процесс воспроизведения себе подобных 2.Какая форма размножения позволяет приспособиться к изменяющимся условиям среды? половое размножение. 3.Половое размножение возникает в результате слияния двух специализированных гаплоидных клеток-гамет 4.Выберите правильные характеристики гаметы- имеет гаплоидный набор хромосом, половая клетка, содержит наследственный материал от одной особи 5.Выберите соответствующие характеристики для женских половых клеток: яйцеклетки; развиваются в яичниках; имеют шарообразную или овальную форму, неподвижны; богаты запасными веществами; несут в себе наследственную информацию, готовы к оплодотворению 6. Выберите соответствующие характеристики для мужских половых клеток: сперматозоиды; развиваются в семенниках; имеют небольшие размеры, подвижны; утратили большую часть цитоплазмы; доставляют генетическую информацию 7.Как называется процесс образования женских половых клеток? оогенез 8.Как называется процесс образования мужских половых клеток? сперматогенез 9.Где располагаются митохондрии в сперматозоидах? у основания хвостика 10.В сперматозоиде человека содержится … хромосомы 23 2.Актуализация знаний. Фронтальная беседа с обучающимися. Сегодня на занятии мы продолжаем изучение темы «Формы размножения организмов» Фронтальная беседа с обучающимися.
Учитель: много миллионов лет назад, когда в океане возникла первая капля живого существа, на одной из планет солнечной системы, планете Земля, родилась жизнь. На Земле существует много организмов произошедших из этой капли живого вещества. Сколько бы тысяч, миллионов лет не прошло с той поры неизменным свойством всего живого на Земле является одно – создание себе подобных, но при этом каждый организм развивается индивидуально. Независимо от способа размножения начало новому живому организму даёт одна или несколько клеток, эти клетка содержат носители наследственной информации - гены и обладают всеми характерными признаками и свойствами целого многоклеточного организма». -В чём различие между бесполым и половым размножением? (При бесполом размножении принимает участие одна особь и дочерние организмы наследуют идентичную генетическую информацию материнской особи, а при половом –участие принимают два организма, которые производят гаметы и при слиянии гамет образуются особи с генетической информацией от обоих родителей ).
- При каких условиях происходит оплодотворение у животных? (Одновременное созревание гамет, встреча гамет, определённая концентрация гамет).
- В чём биологическое значение оплодотворения? (Восстановление диплоидного набора хромосом).
- Что образуется в результате оплодотворения? (Зигота).
- Что такое зигота? (Это клетка с диплоидным набором хромосом, половина из которых получена от материнского организма, а половина – от отцовского).
Проблемный вопрос. Каким же образом из зиготы развивается целый организм? Ведь зигота у большинства животных имеет микроскопические размеры, например, у млекопитающих 0,1 мм? (Благодаря делению и росту клеток).
Сколько же нужно этой маленькой живой системе пройти сложных превращений, чтобы из неё получился такой сложный полноценный организм. (Например, какими являемся мы). Так вот, этот путь индивидуального развития «этой маленькой живой системы» с момента её образования до конца жизни носит название онтогенез. О нем мы и будем говорить на сегодняшнем занятии. 3.Объявление темы, целей и задач занятия. Тема нашего занятия «Индивидуальное развитие организмов. Эмбриональный этап» (формулируются совместно с обучающимися). Сегодня мы познакомимся с понятием онтогенез, более подробно остановимся на первом периоде- эмбриональном этапе развития, рассмотрим факторы, влияющие на эмбриональный период развития, надеюсь, поймем серьёзность процесса беременности и прерывания беременности. Эпиграф к занятию “Древние мудрецы считали, что в мире есть три великие тайны: тайна любви, тайна смерти и тайна рождения. И, пожалуй, тайна рождения – есть самая великая на Земле, так как позволяет человеку прикоснуться к вечности. Рождение ребенка – вот самое удивительное чудо!» III.Изучение нового материала |
|||||||||
1.Онтогенез (индивидуальное развитие) – весь период жизни особи с момента слияния сперматозоида с яйцеклеткой и образования зиготы до гибели организма. Онтогенез делится на два периода: 1) эмбриональный – от образования зиготы до рождения; 2) постэмбриональный – от рождения до смерти организма. Просмотр слайдшоу «Онтогенез» 2.Этапы эмбрионального развития В эмбриональном периоде выделяют три основных этапа: дробление, гаструляцию, первичный органогенез. Дробление. Развитие организма начинается со стадии одной клетки. Оплодотворенное яйцо – клетка и в то же время уже организм на самой ранней стадии его развития. В результате многократных делений одноклеточный организм превращается в многоклеточный. Возникшее при оплодотворении путем слияния сперматозоида и яйцеклетки ядро обычно уже через несколько минут начинает делиться, вместе с ним делится и цитоплазма. Образующие клетки, еще сильно отличающиеся от клеток взрослого организма, называют бластомерами (от греч. бластос – зародыш, мерос – часть). При делении бластомеров размеры их не увеличиваются, поэтому процесс деления носит название дробления. По мере увеличения числа клеток деление их становится неодновременным. Бластомеры все дальше и дальше отходят от центра зародыша, образуя полость. В конце дробления зародыш принимает форму пузырька со стенкой, образованной одним слоем клеток, тесно прилегающих друг к другу. Внутренняя полость зародыша становится совершенно изолированной. Эта полость носит название первичной полости тела. Завершается дробление образованием однослойного зародыша – бластулы (Флеш-анимация). Гаструляция. Бластула в процессе развития переходит в новую стадию, которую называют гаструлой (от греч. гастер – желудок). Гаструляция осуществляется путем впячивания части стенки бластулы в первичную полость тела. Зародыш на этой стадии состоит из разделенных зародышевых листков: 1. наружный, или эктодерма;. 2. внутренний, или энтодерма; 3. средний, или мезодерма. При гаструляции клетки зародыша практически не делятся и не растут. Первичный органогенез. После завершения гаструляции у зародыша образуется комплекс осевых органов: нервная трубка, хорда, кишечная трубка. Задание. Пользуясь страницами учебника, заполните таблицу «Зародышевые листки и их производные»
|
3.Влияние вредных воздействий на развитие организмов в эмбриональном периоде
Какие вы знаете вредные факторы, оказывающие влияние на зародышевое развитие? Принимаются все возможные варианты. (Используется методика «Мозговой штурм»)
Назвав вредные факторы, необходимо самостоятельно заполнить предложенную схему.
В развитии зародыша существуют критические периоды, когда эмбрион более чувствителен к внешним воздействиям, в том числе к воздействию повреждающих факторов. У человека неблагоприятные воздействия среды в ряде случаев обуславливают замедление роста или даже возникновение врожденных уродств. К таким воздействиям в первую очередь необходимо отнести употребление алкоголя, наркотиков, курение, а также бесконтрольное применение лекарственных препаратов.
Мини-проекты обучающихся «Влияние вредных воздействий на развитие организмов в эмбриональном периоде»
Вы становитесь взрослыми. И вам всем уже известно, что любая половая близость, может завершиться беременностью. Девочки, девушки, и даже взрослые женщины стоят перед выбором сохранить беременность или её прервать. Прежде чем пойти на страшный шаг убийства, а это действительно убийство, подумайте! А может это ваша последняя беременность и после сделанного аборта, вы никогда не будите иметь детей, и не познаете счастья материнства. Возможно, этот ребёнок был бы вашей опорой в жизни, был бы самым умным, талантливым. Действительно, для любого нормального человека уничтожение живой жизни безнравственно, греховно. Необходимо отметить, что ответственность за аборт ложиться на двоих – мужчину и женщину. Посмотрите на экран. На экране вы видите текст дневника нерождённого ребёнка. Текст предоставлен православной церковью. Я призываю вас только к одному: задумайтесь!
4.Разговор о важном и сокровенном (беседа об абортах)
Видеофильм «Дневник нерожденного ребенка» https://www.youtube.com/watch?v=aAOlI2- NSQQ
5 октября. Сегодня началась моя жизнь, хотя мои родители об этом пока не знают. Я — девочка, у меня будут светлые волосы и голубые глаза. Все уже определено, даже то, что буду любить цветы.
19 октября. Некоторые считают, что я еще не человек. Но я настоящий человек, так же как маленькая крошка хлеба, все же настоящий хлеб. Моя мама есть, и я тоже есть.
23 октября. Я уже умею открывать рот. Подумать только, через год я научусь смеяться, а потом и говорить. Я знаю, что моим первым словом будет "мама".
25 октября. Сегодня начало биться мое сердце.
2 ноября. Я каждый день понемножку расту. Мои руки и ноги начинают принимать форму.
12 ноября. У меня формируются пальчики — смешно, какие они маленькие. Я смогу гладить ими мамины волосы.
20 ноября. Только сегодня доктор сказал моей маме, что я живу здесь, под ее сердцем. Как она, наверное, счастлива!
23 ноября. Мои папа и мама, должно быть, думают, как меня назвать.
10 декабря. У меня растут волосы, они гладкие, светлые и блестящие,
13 декабря. Я уже немного вижу. Когда мама принесет меня в мир, он будет полон солнечного света и цветов.
24 декабря. Интересно, слышит ли мама тихий стук моего сердца? Оно бьется так ровно. У тебя будет здоровая маленькая дочка, мама!
28 декабря. Сегодня моя мама меня убила.
Тебе легко не дать ему родиться,
Тебя не станут за руки держать –
Ведь он не сможет даже защититься,
Не сможет вскрикнуть, встать и убежать
Каждый год на планете Земля убивают свыше 50 миллионов нерождённых детей. В России ежегодно более 200 тыс. женщин делают первый аборт, причем каждая 10-я – в подростковом возрасте.
Стандартный набор причин для аборта: плохая экономическая ситуация, сексуальная безграмотность населения.
Последствия абортов
весьма серьезны.
Для
матери: большая вероятность смерти, потеря способности к
дальнейшему деторождению.
Для детей: количество мертворожденных детей и преждевременных родов у
женщин, сделавших аборты, увеличивается вдвое. Растет число детей с различными
физическими недостатками.
Для семьи: психическое здоровье, особенно женщины, надламывается,
нравственное сознание супругов притупляется, семейная гармония нарушается.
Для подростков: облегчается безответственное сексуальное поведение,
увеличивается число матерей одиночек.
Для народа: встает серьезная демографическая проблема.
У людей есть врожденная надежда на лучшую жизнь. Без этой надежды человечество
не имело бы будущего. И важнейший источник надежды - дети. Они представляют
собой двигатель прогресса. Без детей мир будет становиться все более
пессимистичным и саморазрушительным.
IV.Закрепление изученного материала.
1.Дать определения терминам кроссворда по изученной теме (компьютерная программа Фабрика кроссвордов http://puzzlecup.com/crossword-ru/). Работа в парах.
2.Выполнение интерактивного задания ««Эмбриональный этап развития» http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/000004ee-1000-4ddd-8d53-4f0046bc4334/187.swf (2 -3чел.)
3.Игра «Да-нет» (если согласны – один хлопок).
(самооценка: все правильные ответы или 1ошибка -5, 2-3 ошибки – 4, 4-5 ошибок -3)
· Гаметогенез- это развитие половых клеток?
· Оплодотворение происходит в результате слияния гамет?
· Оплодотворенная яйцеклетка – это зигота?
· Однослойный зародыш формируется на стадии гаструлы? (нет) бластулы.
· Сперматозоиды и яйцеклетка имеют гаплоидный набор хромосом?
· Для клеток бластулы характерен диплоидный набор хромосом?
· В конце поздней гаструлы образуется 3 зародышевых листка?
· Из эктодермы образуется пищеварительная система? (нет) из мезодермы
· В процессе эволюции бесполое размножение возникло раньше других?
· В результате овогенеза образуется яйцеклетка?
· Самая большая клетка человека — яйцеклетка, а самая маленькая — сперматозоид.
· Каждый человек полчаса своей жизни был одной-единственной клеткой.
· 90% болезней возникает из-за стресса.
V. Заключительный этап
Рефлексия. Подведение итогов.
1. Я узнал новое…
2. Я расскажу другу…
3. Мне очень понравилось…
4. Я применю в жизни…
5. Я удивлен…
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
1-§24, конспект сам. работа №8. Подготовка сообщения на тему «Эмбриональный период развития организма»
Приложение
Вредные воздействия повреждающих факторов на эмбриональное развитие |
Среди повреждающих факторов, которые могут действовать на внутриутробное развитие плода, начиная с момента зачатия, можно выделить 5 групп. Это лекарственные препараты, физические факторы внешней среды (радиоактивность, тяжелые металлы), заболевания матери (заболевания внутренних и половых органов), вредные привычки (курение, алкоголь, наркотики), инфекции у матери (краснуха, цитомегало-вирус, вирус герпеса, вирус иммунодефицита человека и др.). Особенно неблагоприятное воздействие этих факторов во время созревания половых клеток родителей, момент оплодотворения и в первые месяцы беременности — у эмбриона и плода возникают тяжелые пороки развития, часто беременность прерывается. Лекарственные препараты Часто приходится принимать различные препараты до и во время беременности в связи с осложнениями состояния здоровья. Некоторые препараты оказывают крайне неблагоприятное действие на развитие половых клеток, развитие эмбриона и плода, вплоть до его гибели. При этом основным объектом воздействия вводимых при беременности лекарственных препаратов является мама, а невольным получателем их — ребенок. Поэтому крайне опасно заниматься самолечением при беременности, а также на этапе ее планирования, особенно во второй фазе менструального цикла, в которой может произойти непосредственно зачатие. Особенно губительно действие запрещенных лекарственных веществ на будущего ребенка в первые три месяца беременности, которые характеризуются формированием зачатков основных органов плода — действие повреждающих факторов может привести к развитию пороков у ребенка, часто несовместимых с жизнью. С момента образования плаценты действие повреждающих факторов хоть и не вызывает выраженные уродства у плода, но приводит к повреждению органов, которые на данный момент формируются. Алкоголь При систематическом употреблении даже небольшого количества алкогольных напитков во время беременности и употребление его в момент зачатия ребенка («дети праздника») может возникнуть так называемый алкогольный синдром плода, который характеризуется множественными аномалиями развития, а также нарушениями физического и психического развития ребенка в дальнейшем. Риск возникновения алкогольного синдрома плода повышается при систематическом употреблении алкоголя от 30 до 50% даже на самых ранних сроках беременности. Особенно опасен даже эпизодический прием алкоголя, если он приходится на так называемый критический период развития плода (в момент зачатия, имплантации или когда в этот промежуток времени формируется тот или иной орган или система организма, что может привести к их порокам развития). Алкогольный синдром плода проявляется следующими признаками: нарушениями со стороны нервной системы, замедлением роста тела, аномалиями лица, внутренних органов и конечностей. Нарушения со стороны нервной системы выражаются в снижении интеллекта, нарушении координации движений, состоянием возбуждения. Задержка роста начинается еще во внутриутробном периоде и становится особенно заметной после рождения ребенка. Развитие алкогольного синдрома плода обусловлено прямым воздействием на эмбрион и плод этилового спирта и его продуктами распада (уксусный альдегид, или ацетальдегид). Оба вещества быстро проникают через плаценту и накапливаются в органах и тканях плода, особенно в центральной нервной системе. Токсическое действие этилового спирта на плод усиливается благодаря отсутствию в печени плода алкогольдегидрогеназы — фермента, разрушающего этанол у взрослых. Дети, родившиеся у родителей, злоупотреблявших алкогольными напитками (и уж тем более употреблявших их во время или непосредственно перед беременностью), внешне могут и не отличаться от обычных, но у них намного больше вероятность появления умственной неполноценности, задержки в интеллектуальном и физическом развитии. Наркотики Частота возникновения врожденных аномалий у детей наркоманов составляет 2,5—3%. Отмечается замедленное развитие плода, выше частота мертворождений. Основной опасностью является смерть новорожденного, связанная с полным прекращением поступления наркотиков в его организм. Прием кокаина во время беременности опасен как для матери, так и для плода. Среди осложнений у будущей матери выделяют судороги, разрывы сосудов головного мозга, инфаркт миокарда, нарушение ритма сердца, внезапную смерть. Прием кокаина во время беременности вызывает выкидыши, преждевременные роды, задержку внутриутробного развития плода, внутриутробную гибель плода, может привести к множественным порокам развития у плода (врожденные пороки головного и спинного мозга, почек), а к инсульту у новорожденного. Морфин, героин и марихуана вызывают выраженные неврологические расстройства у ребенка. Курение В сигаретном дыме обнаружено более 4000 вредных веществ, в том числе антигенные, мутагенные, канцерогенные. Наличие этих веществ позволяет объяснить вредные последствия курения. Среди них окись углерода — токсичный газ, нарушающий транспорт кислорода и способный вызвать нарушения функции нервной системы. Особенно губителен никотин, который обладает выраженным сосудосуживающим действием и оказывает благодаря этому отрицательное влияние на процессы кровообращения в матке и плаценте. У интенсивно курящих женщин беременность часто заканчивается самопроизвольными выкидышами. Никотин — это крайне ядовитое вещество, которое, поступая в кровь беременной, может попросту отравить или даже задушить еще неродившегося младенца, ибо зародыш — особенно в первые 2—3 месяца, — оказывается, очень чувствителен к кислородной недостаточности, а она при курении табака неизбежна. Кроме никотина в сигаретном дыме содержатся другие токсичные продукты, вследствие чего у беременных снижается аппетит, масса тела, развивается дефицит витаминов, снижение иммунитета. У курящих во время беременности женщин дети рождаются с дефицитом массы тела 300 г и более. Дефицит массы тела сохраняется в течение первого года жизни ребенка. Существенное влияние на развитие плода имеет и пассивное курение. Отмечено, что при нахождении в прокуренном помещении также развивается задержка развития плода. Тем не менее ни за что не соглашайтесь на рентгенологические исследования, если его можно заменить другим видом диагностики (например, ультразвуковым). Химические вещества Для беременных представляют факторы высокого риска такие вещества, как свинец, ртуть, пары бензина, фенола, формальдегида, соединения кадмия, марганца, фтора, мышьяка, пестициды. Известно, что свинец, независимо от того, попадет ли он в пищеварительный тракт в виде солей или вдыхается с воздухом в виде окиси свинца, может вызвать нарушение развития головного мозга у ребенка и умственную отсталость. При воздействии ртути на организм беременной у ее новорожденного возникают детские церебральные параличи и недоразвитие головного мозга. Поэтому контакт с этими веществами во время беременности должен быть максимально ограничен.
Используемая литература и Интернет-источники
1. Беляев Д.К. Биология, 10-11кл. М.: Просвещение, 2014 2. Колесников С.И Общая биология: Учеб. для СПО/ КНОРУС, 2014 3. Дубинин Н. П. Генетика и человек. Книга для внеклассного чтения. Москва. «Просвещение». 2012 г. 4. Видеофильмы: Эмбриональное развитие https://www.youtube.com/watch?v=CLdvji5rQRY, Развитие ребенка в утробе матери https://www.youtube.com/watch?v=QwFndjbd1js.
|
5.Выберите соответствующие характеристики для женских половых клеток:
_____________________________________________________________________
яйцеклетки
________________________________________________________________
развиваются в яичниках
_____________________________________________________________________________________
имеют шарообразную или овальную форму, неподвижны
___________________________________________________________________________________
богаты запасными веществами
_________________________________________________________________________
несут в себе наследственную информацию, готовы к оплодотворению
_______________________________________________________________________
6. Выберите соответствующие характеристики для мужских половых клеток
____________________________________________________________________________________
сперматозоиды
_________________________________________________________________________
развиваются в семенниках
____________________________________________________________________________________
имеют
небольшие размеры, подвижны
______________________________________________________________________
утратили большую часть цитоплазмы
____________________________________________________________________________________
доставляют генетическую
информацию
_____________________________________________________________________________________
2.Какая форма размножения позволяет приспособиться к изменяющимся условиям среды?
___________________________________________________________________________
Половое размножение.
_________________________________________________________
1.Размножение
-это процесс
________________________________________________________________________________________________
воспроизведения себе подобных
3.Половое размножение возникает в результате
____________________________________________________________________________________
слияния двух специализированных гаплоидных клеток-гамет
8.Как называется процесс образования мужских половых клеток?
___________________________________________________________________________
сперматогенез
7.Как называется процесс образования женских половых клеток?
ооогенез
______________________________________________________________________________________________
9.Где располагаются митохондрии в сперматозоидах?
у основания хвостика
________________________________________________________________________________________
10.В сперматозоиде человека содержится … хромосомы.
_______________________________________________________________________________________________
23
_________________________________________________________________________________________________
4. Выберите правильные характеристики гаметы
_______________________________________________________________________________________________
имеет гаплоидный набор хромосом
________________________________________________________________________________________________
половая
клетка
________________________________________________________________________________________________
содержит наследственный материал от одной особи
________________________________________________________________________________________
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.