Министерство образования и науки РФ
Департамент образования Вологодской области
БПОУ ВО «Череповецкий технологический колледж»
Рабочая тетрадь по учебной дисциплине
ОГСЭ. 01 «Основы философии»
для самостоятельной работы
студентов
для специальностей среднего профессионального образования
15.02.08 Технология машиностроения
29.02.04 Конструирование, моделирование и технология швейных изделий
43.02.10 Туризм
49.02.01 Физическая культура
Базовый уровень подготовки
Череповец, 2016
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка |
3 |
Введение. Философия ее предмет, смысл, функции и роль в обществе |
4 |
Раздел 1 Основные вехи мировой философской мысли |
24 |
Тема 2 Человек – сознание – познание |
24 |
Тема 3 Духовная жизнь человека |
31 |
Раздел 4 Социальная жизнь человека |
45 |
Пояснительная записка
Рабочая тетрадь по дисциплине ОГСЭ.01 «Основы философии» для специальностей среднего профессионального образования 15.02.08 Технология машиностроения, 29.02.04 Конструирование, моделирование и технология швейных изделий, 43.02.10 Туризм, 49.02.01 Физическая культура базового уровня подготовки.
Рабочая тетрадь составлена в соответствии с программой, разработанной на основе Федерального государственного образовательного стандарта.
Тетрадь предназначена для организации самостоятельной работы учащихся на уроке и дома. Структура и содержание системы знаний в тетради соответствуют ОГСЭ.01 «Основы философии».
К задачам рабочей тетради относится обеспечение:
1. Качественной оценки степени усвоения знаний;
2. Индивидуального подхода к оценке выполненных заданий;
3. Объективности оценки;
4. Актуализации познавательной деятельности;
5. Внесения корректив в образовательный процесс;
6. Возможности проведения мониторинга подготовленности студентов.
По результату освоение дисциплины, студент должен:
уметь:
· ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста.
знать:
· основные категории и понятия философии;
· роль философии в жизни человека и общества;
· основы философского учения о бытии;
· сущность процесса познания;
· основы научной, философской, религиозной картины мира;
· об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды;
· о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий.
Целенаправленное использование тетради в учебном процессе способствует достижению каждым студентом обязательного уровня знаний по учебной дисциплине.
ВВЕДЕНИЕ. ФИЛОСОФИЯ ЕЕ ПРЕДМЕТ, СМЫСЛ, ФУНКЦИИ И РОЛЬ В ОБЩЕСТВЕ
1. Что в переводе с древнегреческого означает «философия»?
__________________________________________________________________________________
2. «В мире мудрых мыслей» Прочитайте известные определения философии. С каким из них вы согласны? С каким нет? Почему?
Итак, философия – это:
• «Высвобождение духа» (Юлий Шрейдер).
• «Деятельность, доставляющая счастливую жизнь рассуждениями и диалогами» (Эпикур).
• «История заблуждений на пути к истине» (Юрий Рыбников).
• «Критическая наука о незнании» (Эбергард Гризеб
• «Мысль, отпущенная до пределов внимательного понимания» (Владимир Бибихин).
• «Наука принципов и первопричин» (Аристотель).
• «Наука о всех возможных вещах — как и почему они возможны» (Христиан Вольф).
• «Наука об отношении всякого знания к существенным целям человеческого разума» (Иммануил Кант).
• «Наука, позволяющая одним философски относиться к вещам, а другим – к их отсутствию» (Геннадий Малкин).
• «Пляж, на котором отпадают все условности и приличия, соблюдаемые наукой, и человек может нагишом бросаться в стихию мысли или греться на её солнце» (Иосиф Левин).
• «Отыскивание сомнительных причин в обоснование того, во что веришь инстинктивно» (Олдос Хаксли).
• «Познание посредством понятий» (Георг Гегель).
• «Мыслящее рассмотрение предметов» (Георг Гегель).
• «Познание смысла и приобщение к смыслу» (Николай Бердяев).
• «Познание того, что есть» (Людвиг Фейербах).
• «Посредник между религией и наукой» (Сергей Лазарев).
• «Поэзия мысли» (Аветик Исаакян).
• «Приправа, без которой все блюда кажутся безвкусными, но которая сама по себе не годится для пищи» (Эрнест Ренан).
• «Публичное сознание, то есть сознание, которого нельзя не высказать, сознание вслух» (Мераб Мамардашвили).
• «Руководство к жизни» (Пулла Раджу).
• «Способность отдать самому себе отчёт в очевидности» (Мераб Мамардашвили).
• «Способность созерцания истины, какова она есть» (Платон).
• «Философия – это уподобление Богу в меру человеческих сил» (Платон).
• «Мыслящее мировоззрение, мировоззренческое мышление» (Чанышев)
• «Школа любви к истине» (Николай Бердяев).
• «Главное событие человеческого присутствия в мире». ( М.Хайдеггер)
С каким из них вы согласны? С каким нет? Почему?
__________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Можно ли считать философию наукой?
П(озиция)_________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________
О(боснование)_____________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
П(ример)__________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
С(уждение)________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Перечислите основные разделы философии:
__________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Назовите проблемы, стоящие в центре внимания основных разделов философии.
Онтология
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Гносеология
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Аксиология
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Антропология
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Этика
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Эстетика
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Логика
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Дайте определения:
Миф – это
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
Религия – это
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
Логос – это
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
Материализм – это
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Перечислите функции философии:
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
7. Заполните схему
РАЗДЕЛ 1 ОСНОВНЫЕ ВЕХИ МИРОВОЙ ФИЛОСОФСКОЙ МЫСЛИ
1. Заполните таблицу. Классическая греческая философия
Представитель |
Основные идеи |
Сократ
|
|
Платон
|
|
Аристотель
|
|
2. Заполните схему
3. Заполните таблицу. Перечислите периоды античной философии по смене основных проблем, определите главную проблему и назовите основных представителей:
Период |
Главная проблема |
Представители |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4. Познавательная задача.
Впервые слово «философия» употребил знаменитый грек Пифагор, в VI в. до н.э. До него греческие учёные, говоря о себе, употребляли слово «софос», что означает мудрец. Пифагор в беседе с царём Леонтом произнёс слова, ставшие впоследствии крылатыми: «Я не мудрец, но только философ» Как вы думаете, чем не устраивало Пифагора название «мудрец»? Какой смысл вкладывал он в понятие философия? Актуален ли он, посей день?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Определите взгляды основных представителей античной философии.
Гераклит и Парменид ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Сократ и Платон ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Аристотель__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Демокрит и Эпикур ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Циники (киники): Антисфен и Диоген ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Скептики: Демокрит и Пиррон ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Стоики: Хрисипп, Марк Аврелий, Сенека
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Познавательная задача.
Парменид утверждал, что «Бытие нигде не находится». Согласны ли вы с ним? Аргументируйте свой ответ?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
7. Заполните таблицу. Перечислите представителей традиций и школ античной философии.
Традиции |
Школы |
Представители |
Предфилософская традиция |
|
|
Ранняя классика, или греческая натурфилософия
|
Милетская |
|
Пифагорейцы |
|
|
Элеаты |
|
|
Гераклита |
|
|
Анаксагора |
|
|
|
Атомисты |
|
Софистиы старшие
младшие |
|
|
Вне школ |
|
|
Классическая греческая философия |
Платоники |
|
|
Матерская |
|
Киники |
|
|
Киренаики |
|
|
Элидо-Эретрийская |
|
|
Другие сократики |
|
|
Эпикуреизм |
|
|
|
Стоики (ранняя и средняя стоя) |
|
Средняя и Новая Академия |
|
|
Киники |
|
|
Перипатетики |
|
|
Вне школ |
|
|
Римская философия |
Эклектизм |
|
|
Римский эпикуреизм |
|
Поздняя Стоя |
|
|
Греческая философия периода влияния Древнего Рима |
Неопифагореизм |
|
Средний и поздний платонизм |
|
|
Скептицизм |
|
|
Перипатетики |
|
Неоплатонизм |
|
|
Христианская философия |
|
8. Заполните таблицу. Сходство и различия философии и религии.
Сходство |
Различия |
|
|
|
|
|
|
9. Заполните таблицу. Укажите положительную и отрицательную роль теистической философии в жизни общества.
Положительная роль |
Отрицательная роль |
|
|
|
|
|
|
|
|
10. Заполните схему.
11. Назовите «идолов» Ф. Бэкона:
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
12. Заполните таблицу. Перечислите представителей традиций и направлений средневековой философии.
Традиции |
Направления |
Представители |
Патристика |
Александрийская теология |
|
|
Каппадокийский кружок |
|
|
Латинская патристика |
|
|
Богословие отцов-пустынников |
|
|
Византийская философия |
|
Схоластика |
|
|
Мистика |
Гностицизм |
|
|
Исихазм |
|
13. Дополните определения.
Главными принципами средневековой философии являются:
Теоцентризм_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Креационизм_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Провиденциализм_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Ревеляционизм_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________
14. Дайте определения.
Натурфилософия – это
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Антропоцентризм – это
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Утопия – это
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Пантеизм – это
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Гуманизм – это
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Геоцентризм – это
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Гелиоцентризм – это
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
15. Назовите имя основоположника рационализма
__________________________________________________________________________________
16. Назовите имя основоположника сенсуализма
__________________________________________________________________________________
17. Заполните таблицу «Философия Нового времени»
Этап |
Авторы философских концепций |
Основной интерес |
XV – XVI вв. |
|
Гуманизм Эстетическое отношение к действительности |
XVII в. |
|
Ясные идеи и дедуктивные построения теории |
|
Теория познания: сенсуализм |
|
XVIII в. |
|
Априорные принципы и их воплощение в науке и морали |
XIX в. |
|
Универсальная системная философия идей |
|
Концепция общественного труда, критика капитализма |
|
|
Критика «разумных» ценностей |
17. Назовите представителей сенсуализма
__________________________________________________________________________________
18. Назовите представителей рационализма
__________________________________________________________________________________
19. Ф. Бэкон выделял 3 пути получения нового знания. Перечислите их.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
20. Локк выделял 2 вида знания по степени его очевидности. Перечислите их.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
21. Дайте определение.
Солипсизм – это
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
22. На чем основывается философия Беркли?
__________________________________________________________________________________
23. Сколько принципов включает в себя философия Беркли? Перечислите их.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
24. Дайте определения.
Эмпиризм – это
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Индукция – это
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Дедукция – это
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Дуализм – это
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Метод – это
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
25. Какие признаки Юм включает в учение о человеческой природе?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
26. Заполните таблицу.
Для становления новоевропейской науки большую роль сыграл спор о способах познания мира. Необходимо уяснить суть спора и в таблице указать позиции оппонентов.
Рационализм |
Сенсуализм |
Представители |
|
|
|
27. Ниже представлены основные концепты Ф. Бэкона, Р. Декарта, Ф. Ницше и А. Шопенгауэра. Какие направления они представляют?
«Нет ничего в мыслях (в разуме), чего бы не было до этого в опыте и чувственных ощущениях». Беспристрастный ум, освобожденный от всякого рода предрассудков открытый и внимающий опыту – таково исходное положение этой философии.
__________________ ___________________
Имя философа Направление
«Мыслю, следовательно, существую». Этот тезис означает превосходство мира, познаваемого разумом, над чувственным миром.
__________________ ___________________
Имя философа Направление
Мир со всеми его явлениями – это только его воля. С отказом от воли: «...все эти явления также исчезают… субъект и объект, все исчезает. Нет воли, нет мысли, нет мира. Перед нами только небытие». На мой взгляд, здесь один только пессимизм и уверенность в том, что воля выше познания.
__________________ ___________________
Имя философа Направление
«Почти все, что мы называем «высшей культурой», основано на одухотворении и интенсификации жестокости». «Задача в том, чтобы достичь той огромной энергии величия, которая сможет создать человека будущего посредством дисциплины, а также посредством уничтожения миллионов «недоделанных и неполноценных» и которая сможет все же устоять и не погибнуть при виде страданий, тем самым создаваемых, подобных которым никогда не видели раньше». Идея «одухотворённой жестокости» сродни «эстетике убийства». __________________ ___________________
Имя философа Направление
28. Заполнить таблицу «Направления немецкой классической и постклассической философии»
Направление |
Представители |
Сущность |
Материализм
|
|
|
Идеализм
|
|
|
Иррационализм
|
|
|
Философия жизни
|
|
|
29. Заполнить таблицу «Характеристика направлений философии XX века.
Направление |
Представители |
Сущность |
Экзистенциализм |
|
|
Психоанализ |
|
|
Неопозитивизм |
|
|
Постпозитивизм |
|
|
Прагматизм |
|
|
30. Заполните таблицу «Современная западная философия»
Направление |
Представители |
Основные идеи |
Экзистенциализм |
|
|
Феноменология |
|
|
Герменевтика |
|
|
Аналитическая философия |
|
|
Структурализм |
|
|
Постмодернизм |
|
|
Семиотика |
|
|
31. Прочтите отрывок и ответьте на вопросы.
Филофей – старец и игумен псковского Елеазарова монастыря, известный публицист первой половины XVI в. – излагает свою концепцию «Москва – третий Рим», сформулировавший идею божественного союза московских государей и православной церкви.
Весь некогда великий Рим пал и болен неисцелимым неверием – ересью аполлинариевой. В новый Рим бежала, то есть в Константинополь, но и там покоя не обрела из-за соединения православных с латинянами на восьмом соборе, потому и была разрушена константинопольская церковь и унижена была, и стала подобна она хранилищу овощей. И, наконец, в третий Рим бежала — в новую и великую Русь. Это тоже пустыня, так как не было в ней святой веры, не проповедовали там Божественные апостолы, после всех воссияла там благодать Божия спасения, с ее помощью познали мы истинного Бога. Единая ныне соборная апостольская церковь восточная ярче солнца во всем поднебесье светится, и один только православный и великий русский царь во всем поднебесье, как Ной в ковчеге, спасшийся от потопа, управляет и направляет Христову церковь и утверждает православную веру. А когда змей испустит из уст своих воду, как реку, желая жену в воде потопить, то увидим, что все царства потопятся неверием, а новое же русское царство будет стоять оплотом православия
(Красноречие Древней Руси (XI – XVII вв.). М., 1987, с. 218 – 220).
...Храни и внимай, благочестивый царь, тому, что все христианские царства сошлись в одно твое, что два Рима пали, а третий стоит, четвертому же не бывать. И твое христианское царство другим не сменится, по слову великого Богослова, а для христианской церкви сбудется блаженного Давида слово: «Вот покой мой во веки веков, здесь поселюсь, как пожелал я того». Святой Ипполит сказал: «Когда увидим, что Рим осажден персидскими войсками и персы вместе со скифами идут на нас с боем, тогда несомненно поймем, что то Антихрист»
(Памятники литературы Древней Руси. Конец XV – первая половина XVI века. М., 1984, с. 441).
1. В чем сущность доктрины «Москва – третий Рим»?
2. Почему две первые столицы мира (Рим и Константинополь) пали?
3. Почему старец Филофей уверен в том, что четвѐртой столицы мира не бывать?
4. Можно ли рассматривать доктрину «Москва – третий Рим» в качестве основы «русской идеи»?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
32. Какое определение материи дает М.В. Ломоносов?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
33. Заполните таблицу «Славянофилы и западники».
Позиция для сравнения |
Западники |
Славянофилы |
Время формирования течения |
|
|
Из каких слоев общества формировались |
|
|
Основные представители |
|
|
34. Заполните таблицу «Основные вопросы спора славянофилов и западников».
Вопросы для сравнительной характеристики |
Славянофилы |
Западники |
Кто относился к движению?
|
|
|
Неповторимое своеобразие русской духовной жизни |
|
|
Россия должна пойти по западному пути развития |
|
|
Россия отстала от Запада и должна пройти тот же исторический путь, ориентируясь на западную модель развития |
|
|
Самобытность русской мысли |
|
|
Стремление вписать Россию в процесс развития европейской культуры |
|
|
Как относились к прошлому России? |
|
|
Заслуги и значение для дальнейшего развития России |
|
|
35. Русская философия XIX века находилась в очень тесной связи с художественной литературой. Вспомните из школьного курса литературы то произведение русского поэта или писателя, которое оказало на Вас наиболее сильное воздействие. Приведите эти строки и поясните свой ответ.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
36. Укажите имена мыслителей.
1. 2. 3. 4. 5.
6. 7.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
37. В чем заключается доктрина соборности А.С. Хомякова?
Католицизм
|
|
Протестантизм
|
|
Вселенская церковь (православие)
|
|
38. На основании изученного материала составьте тест по представленным темам (не менее 15 вопросов).
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ТЕМА 2 ЧЕЛОВЕК – СОЗНАНИЕ – ПОЗНАНИЕ
1. Дайте определения:
Сознание – это
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Субстанция – это
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Раздражимость – это
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Чувствительность – это
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Ощущения – это
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Познание – это
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
Личность – это
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
Социализация – это
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
Знание – это
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
Интуиция – это
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
Свобода воли – это
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
Умозаключение – это
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
Свобода – это
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Ответственность – это
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
2. Перечислите и опишите виды мышления:
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Перечислите и кратко опишите теории происхождения человека.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. «Вырастите» «Дерево предсказаний» на тему «Перспективы эволюции человека»
Дерево предсказаний. Правила работы: ствол дерева – тема, ветви – предположения, «листья» – обоснование этих предположений, аргументы в пользу того или иного мнения
5. Что по Марксу и Энгельсу являлось основным фактором антропосоциогенеза?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Напишите основные этапы антропосоциогенеза.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
7. Заполните схему.
Дайте определение и приведите примеры каждой из указанных форм
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
8. Перечислите этапы познания:
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
9. Гёте писал:
«Что значит знать? Вот, друг мой, в чем вопрос.
На этот счет у нас не все в порядке.
Немногих, проникавших в суть вещей
И раскрывавших всем души скрижали,
Сжигали на кострах и распинали,
Как вам известно, с самых давних дней»
«Фауст» (Ч. I. Ночь)
Как бы Вы ответили на этот вопрос?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
10. В чем суть фразы Блеза Паскаля «Величие человека – в его способности мыслить»?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
11. Категория «Бытие» является одной из центральных в философии. Начиная с античности, когда сложились первые учения о бытии (онтологии), все философские системы строились на основе того или иного понимания смысла этой категории. Истолковывая её по-своему, философы постигали сущность мира. Раскройте материалистическое и идеалистическое понимание бытия.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
12. Перечислите основные формы сознания.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
13. Что является предметом сознания?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
14. Кратко изложите суть основополагающих характеристик человеческого бытия.
Творчество ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Любовь
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Вера
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Счастье
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________ Смерть
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________
15. Какие уровни сознания выделяют философы?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
16. Разгадайте кроссворд.
По горизонтали
2. Способ познавательной деятельности, реализующийся как непосредственное отношение сознания к предмету
3. О познании (в этом случае используется термин «эпистемология»)
4. Термин, обозначающий такие аспекты бытия, которые выходят за сферу ограниченного существования, конечного, эмпирического мира, характеризует высшие и универсальные предметы метафизического познания (единое, истинное, благое и т.д.)
5. Направление в гносеологии, признающее приоритет разума человека как в познании, так и в деятельности по отношению к чувственным формам познания (ощущениям, восприятиям, представлениям)
7. Совокупность психических процессов, лежащих вне сферы разума, не осознаваемых и не поддающихся сознательному волевому контролю
8. Как отождествление себя с некоторым существом по внешним и внутренним признакам, сопоставление себя с определенным, принятым данным
10. Теория, согласно которой находиться в психическом состоянии значит находиться в функциональном состоянии
11. Мыслительные способности человека
12. Выделение человеком себя из объективного мира, осознание и оценка своего отношения к миру, себя как личности, своих поступков, действий, мыслей и чувств, желаний и интересов
13. деятельное, чувственно-предметное, целенаправленное изменение действительности в соответствии с ее собственной сущностью
14. система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности
16. Какая гносеологическая стратегия высказывает сомнение в познаваемости мира
17. Философская позиция, которая отрицает возможность познания объективной действительности иначе как через ее объективные проявления
19. Согласно какому направлению философии сознание развивается имманентно, спонтанно и может быть понято исключительно из самого себя
20. Универсальное качество материи, процесс и результат взаимодействия, при котором особенности одного объекта в иной форме воссоздаются в особенностях другого объекта
22. С точки зрения этого учения вся материя одушевлена или, по крайней мере, обладает предпосылками к мышлению
23. Направленность сознания, мышления на какой-либо предмет в основе такой направленности лежит желание, замысел
По вертикали
1. Теория о том, что если нечто существует, то оно имеет физический характер
4. Термин, означающий, в противоположность имманентному, то, что находится за границами сознания и познания
6. Философская концепция, утверждающая относительность, условность и субъективность человеческого познания, т.е. отрицание объективности
9. В современной мировой философии изучением сознания занимается такая область философии, как
10. Крайне материалистический подход к сознанию, согласно которому сознание как самостоятельная субстанция не существует, оно есть порождение материи и объяснимо с точки зрения физики и других естественных наук
15. Часть сознания, его фокус, зона наибольшей ясности и отчетливости содержаний сознания
18. Раздел философии, учение о бытии, в котором исследуются всеобщие основы, принципы бытия, его структура и закономерности
21. Мыслительный процесс, полный сомнений и колебаний. это анализ собственных мыслей и представлений.
ТЕМА 3 ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ ЧЕЛОВЕКА
1. Перечислите формы бытия и дайте их характеристику.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Дайте определения:
Детерменизм – это
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Индетерменизм – это
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Субстанция – это
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Монизм – это
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Дуализм – это
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Плюрализм субстанций – это
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Научная картина мира – это
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Перечислите основные элементы научной картины мира:
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
4. Заполните схему «Общая научная картина мира».
5. Охарактеризуйте научные революции, приведшие к складыванию определенных картин мира.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Заполните таблицу «Философия о человеке».
Историческая эпоха философии |
Что такое человек? |
|
|
|
|
|
|
|
|
7. Заполните таблицу «Философия об обществе».
Историческая эпоха философии |
Что такое общество? |
|
|
|
|
|
|
|
|
8. Заполните таблицу «Виды картин мира».
Виды картины мира |
Проблемы картины мира |
Идеи картины мира |
1. |
|
|
2. |
|
|
3. |
|
|
4. |
|
|
5. |
|
|
6. |
|
|
7. |
|
|
8. |
|
|
9. |
|
|
10. |
|
|
11. |
|
|
12. |
|
|
13. |
|
|
14. |
|
|
15. |
|
|
9. Дайте определение материи с точки зрения философов различных эпох.
Эпоха |
Философ |
Определение |
Античность |
Анаксимандр |
|
Анаксимен |
|
|
Аристотель |
|
|
Гераклит |
|
|
Гиппас |
|
|
Гиппон |
|
|
Демокрит |
|
|
Диоген Аполлонийский |
|
|
Идей Гимерийский |
|
|
Платон |
|
|
Фалес |
|
|
Энопид Хиосский |
|
Средневековье |
Августин Блаженный |
|
Бруно |
|
|
Фома Аквинский |
|
|
Новое время |
Авенариус |
|
|
Беркли |
|
Гегель |
|
|
|
Гоббс |
|
Гольбах |
|
|
Дидро |
|
|
Кант |
|
|
Локк |
|
|
Юм |
|
|
Новейшее время |
Ленин |
|
|
Плеханов |
|
Прист |
|
10. Перечислите виды движения материи:
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
11. Заполните схему «Категории научной картины мира».
12. Заполните таблицу. Перечислите концепции возникновения Вселенной и дайте их краткую характеристику.
Концепция |
Сторонники |
Характеристика |
1. |
|
|
2. |
|
|
3. |
|
|
4. |
|
|
5. |
|
|
6. |
|
|
7. |
|
|
8. |
|
|
9. |
|
|
10. |
|
|
11. |
|
|
12. |
|
|
13. |
|
|
14. |
|
|
15. |
|
|
16. |
|
|
17. |
|
|
18. |
|
|
13. Заполните таблицу «Религия». Определите период, напишите основателей и дайте краткую характеристику.
Религия |
Период |
Основатель |
Характеристика |
Фетишизм |
|
|
|
Тотемизм |
|
|
|
Анимизм |
|
|
|
Первобытная магия |
|
|
|
Индуизм |
|
|
|
Конфуцианство |
|
|
|
Даосизм |
|
|
|
Олимпизм |
|
|
|
Орфизм |
|
|
|
Зороастризм |
|
|
|
Иудаизм |
|
|
|
Синтоизм |
|
|
|
Вуду |
|
|
|
Бон-по |
|
|
|
Буддизм |
|
|
|
Христианство |
|
|
|
Ислам |
|
|
|
14. Дайте определения.
Политеизм – это
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Монотеизм – это
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Зооморфизм – это
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Антропоморфизм – это
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Теизм – это
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Деизм – это
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Пантеизм – это
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Атеизм – это
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
15. Разгадайте кроссворд.
По горизонтали
2. Совокупность всех событий и обстоятельств, которые в первую очередь влияют на бытие человека, народа и т.п.
5. Религиозно-философское направление, признающее существование Бога и сотворение Им мира, но отрицающее большинство сверхъестественных и мистических явлений.
7. Система верований, религиозное мировоззрение, основанное на вере в нескольких божеств.
8. Религиозное представление о существовании только одного бога.
14. Авраамическая мировая религия, основанная на жизни и учении Иисуса Христа.
16. Особая форма осознания мира, обусловленная верой в сверхъестественное.
17. Термин для обозначения общественного сословия, состоящего из профессиональных служителей культа той или иной религии.
18. Отрицание веры в существование богов.
20. Точка зрения на теологию, согласно которой любая другая точка зрения на теологию делает слишком много необоснованных допущений относительно концепции бога/богов.
23. Религиозное, национальное и этическое мировоззрение еврейского народа.
По вертикали
1. Религиозно-философское учение о духовном пробуждении, возникшее в древней Индии.
3. Древняя дхармическая религия, появившаяся в Индии приблизительно в IX – VII веках до н.э.
4. Крупнейшее по численности приверженцев направление в христианстве.
6. Черта мировоззрения, которая проявляется в апатии по отношению к религиозной вере.
7. Религиозно-философское учение, согласно которому мир пребывает в Боге, однако Бог не растворяется в мире.
9. Совокупность традиционных действий, лишённых непосредственной практической целесообразности, но служащих символом определённых социальных отношений, формой их наглядного выражения и закрепления.
10. Религиозное и философское учение, объединяющее, и иногда отождествляющее Бога и мир.
11. Направление в христианстве, оформившееся на востоке римской империи.
12. Этико-философское учение, разработанное его основателем Конфуцием.
13. Позиция, полагающая невозможным познание объективной действительности только через субъективный опыт, и невозможным познание любых предельных и абсолютных основ реальности.
15. В широком смысле всё имеющее отношение к божественному, религиозному, небесному.
19. Утверждённое высшими инстанциями положение вероучения, объявляемое непреложной истиной, не подлежащей критике.
21. Религия, основанная в Пенджабе, в северо-западной части Индийского субконтинента гуру Нанаком.
22. Одна из индийских религий, которую часто описывают как совокупность религиозных традиций и философских школ, возникших на Индийском субконтиненте и имеющих общие черты.
24. Форма религиозного либерализма.
16. В культуре человека всегда параллельно с научным знанием существовало и существует сегодня ненаучное. Вненаучное знание, как и знание научное, не является досужей выдумкой, оно производится в определенных интеллектуальных сообществах. Почему же независимо от степени развития общества всегда сохраняется место для ненаучного знания? Причин несколько. Научное знание не может охватить всей сферы реальности. Кроме того, в человеке неискоренима потребность в знании предельных, абсолютных начал бытия, наиболее общих характеристик существования. Психологическим мотивом, поддерживающим вненаучпые формы познания, является испокон веков существовавшая у людей надежда найти чудодейственные способы решения их насущных жизненных проблем.
Чем же наука отличается от ненауки? В чем разница между псевдонаукой, паранаукой, лженаукой?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
РАЗДЕЛ 4 СОЦИАЛЬНАЯ ЖИЗНЬ ЧЕЛОВЕКА
1. Кто ввел в оборот термин «философия истории»?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Дайте определения.
Базис – это
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Надстройка – это
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Назовите представителей цивилизационного подхода к истории человечества.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. По мнению Данилевского, естественная система истории заключается в различении культурно-исторических типов развития, имевших место в прошлом. Именно совокупность этих типов, кстати, не всегда наследующих друг друга, и составляет историю человечества.
Перечислите эти культурно-исторические типы.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Заполните таблицу. В истории русской философии можно выделить два относительно самостоятельных периода: предфилософии и философии. Определите представителей и дайте краткую характеристику каждого пе6риода.
Период |
Представители |
Характеристика |
Предфилософия
|
|
|
Философия
|
|
|
6. Назовите автора «Философических писем». В каком году они опубликованы?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
7. Кто и когда впервые сформулировал теорию «конца истории»?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
8. Какие гипотезы происхождения общества выделяют в «стихийной» социологии?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
9. Заполните таблицу.
Теории происхождения общества |
Характеристика |
Инструментальная |
|
Сексуальная |
|
Кратическая |
|
Гендерная |
|
Семантическая |
|
10. Заполните таблицу.
Теории происхождения культуры |
Характеристика |
Концепции культурогенеза в современной культурологи |
|
Креационистская концепция |
|
Трансцендентальные теории |
|
Гуманистически-демиургическая концепция |
|
Космологические теории |
|
Натуралистические концепции |
|
Игровые концепции |
|
Психоаналитическая теория |
|
Орудийно-трудовая теории |
|
Социальная концепция |
|
Магическая теория |
|
Символическая концепция |
|
Биосоциальная гипотеза происхождения культуры |
|
11. Дайте определения.
Культура – это
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Субкультура – это
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Контркультура – это
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
12. Прочтите отрывок из выступления Бугровского В.В. О каких глобальных проблемах идет речь? Выделите наиболее опасную из глобальных проблем, стоящих перед человечеством.
Сейчас стало тесно на всей Земле. В мои окна смотрят окна соседнего дома, и вечером я вынужден задёргивать шторы, чтобы отгородиться от соседей.
Сейчас на земле живёт втрое больше людей, чем биосфера может прокормить за счёт ежегодного прироста. Что же едят остальные две трети? Они проедают «основной капитал» биосферы – запасы, накапливавшиеся миллионы лет. Этих запасов хватит на тридцать – пятьдесят лет. А что же дальше? Если не принять экстренных мер, то разразится мировая экологическая война, война за ресурсы, война, в которой должна будет погибнуть большая часть человечества. Ужасы первой и второй мировых войн покажутся детской забавой по сравнению с ужасами этой экологической войны. Каков же выход из экологического кризиса?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
13. Составьте «родословное древо» человека.
14. Составьте схему глобальных проблем человечества.
15. Какие глобальные проблемы современности, по вашему мнению, порождены научно-техническим прогрессом? Обоснуйте свой ответ.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
16. Разгадайте кроссворд
По горизонтали
1. Направление развития от низшего к высшему, поступательное движение вперед, к лучшему.
2. Коренное преобразование в какой-либо области человеческой деятельности
3. Естественный процесс развития живой природы, сопровождающийся изменением генетического состава популяций, формированием адаптаций, видообразованием и вымиранием видов, преобразованием экосистем и биосферы в целом
4. Процесс и организация развития производства, в котором применяются наиболее эффективные средства производства, а также расширение производства.
6. Придание процессу или объекту свойства универсальности.
7. Политика и процессы, направленные на построение и развитие телекоммуникационной инфраструктуры, объединяющей территориально распределенные информационные ресурсы.
8. Дифференциальный оператор, отображающий векторное поле на скалярное
9. Углублённое изучение относительно узкого поля деятельности, в рамках специальности, обеспечивающее необходимый уровень квалификации специалиста, предназначенный для выполнения некоторой работы.
По вертикали
1. Появление одинаковых или сходных элементов культуры в разных социальных единицах, которое не может быть объяснено соседством, подражанием или влиянием
3. Процесс и организация развития производства, в котором увеличение производительности достигается за счёт количественного увеличения производственных мощностей.
5. Социологический термин, обозначающий терпимость к иному мировоззрению, образу жизни, поведению и обычаям, вероисповеданию, национальности, толерантность заключается в осознании и предоставлении другим их права жить в соответствии с собственным мировоззрением и служить ценностям их самобытной культуры
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.