Рабочая тетрадь для учеников 3-4 классов в помощь урокам краеведения или внеурочной деятельности. В тетради есть задания краеведческого характера и экологической направленности для территории Ярославской области.Задания распределены по темам.
Тетрадь содержит краткий экологический словарик. Знакомство с поверхностью краю через экскурсию.Исследование почвы данной местности, чистоты водоёма. Задания по городам ярославской области. Некоторые животные, занесённые в красную книгу.Рабочая тетрадь юного эколога- краеведа
Тетрадь.pptx
Рабочая тетрадь юного эколога- краеведа.
Муниципальное образовательное учреждение
средняя общеобразовательное школа № 11 им. С.К. Костина
Тетрадь
юного экологакраеведа
Ярославской области
Автор:
Девяткина Инна
Витальевна,
учитель начальных
классов МОУ СОШ №
11 им. С.К. Костина
Рабочая тетрадь юного эколога- краеведа.
Краеведение учит людей любить не только свои родные места,
но и знать о них, приучает их интересоваться историей,
искусством, литературой, повышать свой культурный уровень.
Это – самый массовый вид науки.»
Д.С. Лихачев
Тетрадь юного эколога краеведа
предназначена для обучающихся 3 4
классов при изучении курса «Окружающий
мир» и внеурочной деятельности
(региональный компонент)
Рабочая тетрадь юного эколога- краеведа.
«Познать природу родного края можно либо своими
глазами, либо с помощью книги».
Великий русский учёный
Ломоносов Михаил Васильевич
(17111765) говорил:
Малая родина – самое красивое и дорогое место на земле. Здесь самая
красивая природа, самые красивые и добрые люди. Здесь все свое, такое родное
и любимое. Где бы ни был человек, в какой уголок земли он бы не забрел, он
всегда будет вспоминать свой родной уголок нашей необъятной России, такой
красивый и любимый.
Дорогой юный друг!
Мы
с
тобой
совершим
увлекательное
путешествие по родному краю. В помощь тебе будет
этот небольшой путеводитель рабочая тетрадь. В
ней
и
познавательного. Будешь решать экологические
вопросы улучшения природы родного Ярославского
края и изучать его историю.
интересного
ты
встретишь
много
В добрый путь!
Рабочая тетрадь юного эколога- краеведа.
Краткий экологический словарь
Экология – наука, изучающая взаимоотношения живых
организмов между собой и взаимоотношения организмов со
средой обитания. ( Экология – это наука о связях живых
организмов с окружающей средой.)
Экология – учебный предмет. Его изучают и
дошкольники, и школьники всех классов. Изучают экологию
для того, чтобы знать, как нужно охранять природу.
Окружающая среда – это все, что окружает любой
организм.
Среда обитания место проживания организма живет в
своей окружающей среде: медведь в лесу, рыба в воде, клюква
на болоте .
Существование животных и растений
с
окружающей их неживой природой на общей территории (лес,
луг,
или
болото)
экологической системой.
водоем,
называется
сообществом
вместе
Растения в сообществе из минеральных веществ почвы, из
углекислого газа и воды строят органическое вещество
листьев, семян, плодов, которые поедают травоядные
животные, а этими животными, в свою очередь, питаются
хищники. Получается экологическая цепочка: Р (растение) –
РЯ (растительноядное животное) – Х (хищник).
Заповедник – природная охраняемая территория, на
Экологический кризис – нарушение сложившихся
взаимоотношений организмов и среды обитания, в результате
чего жизнь сильно затруднена или невозможна.
Красная книга – список и описание редких и
находящихся под угрозой исчезновения растений, животных,
грибов.
которой закон запрещает хозяйственную деятельность.
Рабочая тетрадь юного эколога- краеведа.
Карта Ярославской области
Рабочая тетрадь юного эколога- краеведа.
Экскурсия на пришкольный участок
1. Пройди по территории школы и запиши:
Кустарники __________________________________________
Деревья _____________________________________________
2. Оцени
(хорошее,
удовлетворительное, неудовлетворительное).Подчеркни.
сделать на
пришкольном участке, что бы он стал экологически более
благополучным?
3. Какие работы ты предложил бы
их
экологическое
состояние
______________________________________________________
______________________________________________________
___________________________________________________
Поверхность края
Напиши формы поверхности в нашем микрорайоне школы?
( по наблюдениям экскурсии)
__________________________________________________
Опиши холм, находящийся в окрестностях школы.
__________________________________________________
Запиши причины образования оврага. Опиши овраг в
окрестностях школы ( растущий, стареющий)
__________________________________________________
Как ты думаешь, какие нужно принять меры, чтобы овраг
дальше не разрастался?
____________________________________________________
По карте Ярославской области определи рельеф края.
___________________________________________________
Рабочая тетрадь юного эколога- краеведа.
Полезные ископаемые и почвы края
1. Изучи полезные ископаемые своего микрорайона.
Найди обрыв на берегу реки. Определи ( по компасу, по
навигатору) в какой стороне от обрыва находится твоя школа.
Собери в отдельные пакетики те полезные ископаемые ,
которые найдёшь в окрестностях реки, школы, дома (глина,
песок, гравий, гранит, известняк, торф)
2. Изучи почву около реки ( школы, дома)
Найди место на берегу реки или оврага, где хорошо видны слои
почвы( если слои не видны, то копни почву лопаткой , чтобы
почвенное обнажение было хорошо видно)
Зарисуй и подпиши слои почвы
_______________________________________________________
3.
Предложи свои варианты по использованию и сбережению
природного богатства почвы.
_______________________________________________________
Узнай, как использует человек почвы данной местности.
Водоёмы края
Запиши водоёмы своего края.
Изучи ближайшую реку ( Волга, Уткошь).
1.
Рассмотри карту Ярославской области. Определи, какие
водоёмы находятся на её территории. Среди них какие
искусственные, а какие естественные.
2.
______________________________________________________
3.
а) формы поверхности ___________________________________
б) крутые или пологие берега _____________________________
в) какие растения растут по берегам _______________________
______________________________________________________
г) набери в банку воды , определи её свойства:
цвет _________________________________________________
запах ________________________________________________
прозрачность __________________________________________
Рабочая тетрадь юного эколога- краеведа.
д) сделай вывод о качестве воды _________________________
е) объясни причины загрязнения воды в данной реке.
_____________________________________________________
Как люди могут использовать реку, не причиняя ей
4.
Определи качество воды с помощью дополнительной
литературы и животных, обитающих в данной реке
______________________________________________________
5.
Внеси свои предложения о сохранении чистоты воды в
реке.
____________________________________________________
6.
вреда?
______________________________________________________
7.
С помощью карты Ярославской области и материала
книги «Мой край родной «Ярославия» напиши десять самых
крупных
области
_____________________________________________________
8.
_____________________________________________________
9. Что может случиться, если осушить водохранилище?
________________________________________
10. Какое озеро расположено вблизи города Переславль
Назови самый большой искусственный водоём края
рек
Ярославской
Залесский и какое историческое событие с ним связано?
______________________________________________________
______________________________________________________
11. Какие экологические проблемы связаны с самой большой
рекой
Волгой?
______________________________________________________
______________________________________________________
12. Как их можно решит по твоему мнению?
______________________________________________________
______________________________________________________
13. Сделать
групповой проект на тему «Водоёмы
Ярославской области».
края
Рабочая тетрадь юного эколога- краеведа.
Сообщество «Лес»
В какой природной зоне находится Ярославская область?
__________________________________________
Совершим экскурсию в лес. В лесу, какого типа мы находимся?
Подчеркни (хвойный, лиственный, смешанный).
Выдели ярусы леса.
________________________________________________________
____________________________________________
Запиши в таблицу растения и животные, которые
встретились на пути.
Название
Приспособление к
Экологическое
Причины плохого
жизни в лесу
состояние
экологического состояния
и меры для его улучшения
5.Изучи растения и грибы. Результаты запиши в таблицу.
название
лекарственное
ягодное съедобное ядовитое много или
мало его в
вывод
лесу
Рабочая тетрадь юного эколога- краеведа.
Сообщество «Водоём»
Запиши, какие водоёмы находятся в окрестности школы.
______________________________________________________
Опиши жизнь водоёма «Пруд» по плану :
а) место расположения
б)растения обитатели водоёма
в)животные –обитатели водоёма
г)чистота или загрязнение пруда
д) значение для жизнедеятельности человека
е) экологические проблемы
ж)решение экологических проблем водоёма пруд
______________________________________________________
______________________________________________________
______________________________________________________
______________________________________________________
______________________________________________________
______________________________________________________
______________________________________________________
______________________________________________________
______________________________________________________
______________________________________________________
______________________________________________________
______________________________________________________
______________________________________________________
______________________________________________________
______________________________________________________
______________________________________________________
______________________________________________________
______________________________________________________
______________________________________________________
______________________________________________________
______________________________________________________
Рабочая тетрадь юного эколога- краеведа.
Города области
С помощью карты Ярославской области запиши города
1.
области________________________________________________
________________________________________________________
_
2.
Определи герб Ярославской области
Напиши город, в котором ты живёшь
3.
__________________
4. Какой город области самый древний? __________________
5. По территории каких городов протекает река Волга?
_______________________________________________________
6. Перечисли города Ярославской области, входящие в состав
Золотого кольца России.
________________________________________________________
_______________________________________________________
7. Совершите туристическую экскурсию по городам Золотого
кольца Ярославской области.
а) реши, из какого города будешь начинать маршрут
_______________________________________________________
б) определи водный путь прохождения
________________________________________________________
_______________________________________________________
в) какие достопримечательности посетишь в каждом
городе__________________________________________________
________________________________________________________
г) определи экологические проблемы каждого города
________________________________________________________
________________________________________________________
д) выскажи своё мнение по решению этих проблем
е) свою работу оформи в виде проекта.
Рабочая тетрадь юного эколога- краеведа.
Животные, занесённые в красную книгу
Ярославской области
Беркут. Очень крупный и сильный орёл.
Клюв — типично орлиный: высокий и
сжатый с боков, крючкообразно загнут вниз.
Крылья длинные и широкие, несколько
сужены в основании и на заднем пальце, так
что при парении
задний край крыла
выглядит изогнутым в виде латинской
буквы S. Хвост слегка закруглённый и более
длинный, чем у других типичных орлов.
Чрезвычайно острое зрение, но только в
светлое время суток.
Белка летяга. В простонародье эту
небольшую белочку еще называют летучей
белкой. Такое название ей дали за умение
перелетать на большие расстояния. Точнее не
перелетать, а ловко парить средь крон
деревьев. Такое возможно благодаря ее
большим перепонкам, которые имеются у
белки летяги между передними и задними
лапами. По размерам летяга несколько меньше
обыкновенной белки. Также этого грызуна
отличают большие глаза. Коготки на лапках
очень острые. Благодаря им он довольно
шустро передвигается по кронам даже вниз
головой.
Выхухоль – водяной зверек.
Нос хоботом, хвост чешуйчатый, сильно
пахнет мускусом. Выхухоль большую часть
года живет в норах, в которых только один
выход. Выход этот скрывается под водой.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.