Сборник рабочих листов по истории
для 5-8 классов
Содержание:
1. 5 класс. История древнего мира
1.1 «Счет лет в истории» …………………………………………………..................................3
1.2 «Древнееврейское царство» ………………………………………………………………….4-5
1.3 «В афинских школах и гимназиях»…………………………………………………………..6
1.4 «Олимпийские игры в древности»……………………………………………………………7-8
1.5 «Восстание Спартака»…………………………………………………………………………9-10
2. 6 класс. История России
2.1 «Первые известия о Руси»…………………………………………………………………….11
2.2 «Восточные славяне и их соседи»……………………………………………………………12-13
2.3 «Место и роль Руси в Европе»………………………………………………………………..11
2.4 «Крещение Руси»………………………………………………………………………………14
2.5 «Русь при Ярославе Мудром»…………………………………………………………………15
2.6 «Нашествие с востока»………………………………………………………………………...16-17
2.7 «Московское государство во второй половине XV века»…………………………………..18-19
3. 7 класс Всеобщая история.
3.1 «Распространение Реформации в Европе»……………………………………………………20-21
3.2 «Религиозные войны и укрепление абсолютной власти во Франции»……………………..22
3.3 «Нидерландская революция»…………………………………………………………………..23
3.4 «Причины и начало Французской революции»……………………………………………….24
3.5 «Великая Французская революция. От монархии к республике»…………………………..25-26
4. 7 класс История России
4.1 «Территория, население и хозяйство России в начале XVI в.»……………………………..27
4.2 «Окончание Смутного времени»……………………………………………………………….28
4.3 «Государства Поволжья, Северного Причерноморья, Сибири в середине 16 в»…………..29-30
4.4 «Народы России во второй половине XVI века»………………………………………………31
4.5 «Внешняя политика начала XVI века»…………………………………………………………32
5. 8 класс Всеобщая история.
5.1 «Великобритания: конец викторианской эпохи»……………………………………………..33-34
5.2 «Разгром империи Наполеона»…………………………………………………………………35
5.3 «Германская империя: борьба за место под солнцем»………………………………………..36
5.4 «Франция: революция 1848г. и Вторая империя»……………………………………………36-37
5.5 «Япония на пути модернизации»………………………………………………………………38
6. 8 класс История России
6.1 «Предпосылки Петровских преобразований»…………………………………………………39
6.2 «Значение Петровских преобразований в истории страны»………………………………….40
6.3 «Церковная реформа. Положение традиционных конфессий»……………………………….41
6.4 «Экономическое развитие России при Екатерине II»………………………………………….41
Рабочий лист по теме «Счет лет в истории»
Выполнить письменно задания:
Задание № 1. Какой это век? Запишите ответ римскими цифрами:
А) 205 год; Ответ: _________________________
Б) 981 год; Ответ: _________________________
В) 1852 год; Ответ: _________________________
Г) 1011 год. Ответ: _________________________
Д) 1125 год. Ответ: _________________________
Е) 1900 год. Ответ: _________________________
Ж) 2003 год. Ответ: _________________________
З) 85 год. Ответ: _________________________
Задание №2. Запишите век арабскими цифрами:
1) XIII век Ответ: _________________________
2) XIX век Ответ: _________________________
3) VII век Ответ: _________________________
4) IX век Ответ: _________________________
5) IV век Ответ: _________________________
6) XIX век Ответ: _________________________
7) XIV век Ответ: _________________________
Задание № 3. В 1770 г. до н. э. были написаны сказания о красавице-богине Иштар. Сколько лет тому назад это было? Ответ: _________________________
Задание № 4. Какой год был раньше 1202 н. э. или 1202 до н. э.? На сколько?
Ответ: _________________________
Задание № 5. Петербург был основан в 1703 г. Какой это век? Запишите ответ римскими цифрами. Ответ: _________________________
Задание № 6. Полтавская битва произошла в 1709 году. В каком веке праздновалось 200-летие этой битвы? Запишите ответ римскими цифрами.
Ответ: _________________________
Задание № 7. Какой год был раньше? 2 г. до н. э. или 13 г. до н. э.? На сколько?
Ответ: _________________________
Задание № 8. Какой год был перед 33 г. до н.э.? Ответ: _________________________
Задание № 9. В 1750 г. до н.э. в Египте произошло восстание рабов. Сколько лет тому назад это было? Ответ: _________________________
Как выполнять задания:
Первый шаг - с помощью простого карандаша и линейки чертим линию времени;
Второй шаг - если события произошли в разные эры, то делим линию времени
на 2 части и подписываем их - с левой стороны - до н. э., а с правой стороны - н.э.;
Третий шаг - на линии времени отмечаем нужные даты;
Четвертый шаг - записываем решение задачи;
Пятый шаг - записываем ответ.
Рабочий лист урока по теме: «Древнееврейское царство».
№ |
Вид деятельности |
Кол-во баллов |
1. |
1. Тестирование по теме «Библейские сказания»: 1) Где была написана книга, от которой произошло слово «библиотека»? 1. Междуречье; 2. Египет; 3. Израиль. 2) Библейский старец, спасшийся в ковчеге во время потопа? 1. Адам; 2. Авраам; 3. Ной. 3) Кто, по Библии, был создан Богом и чьё имя переводится с еврейского как «человек»? 1. Ной; 2. Адам; 3. Моисей. 4) Второе имя Иакова? 1. Израиль; 2. Исаак; 3. Иосиф. 5) Где поселились дети Иакова со всеми бесчисленными родственниками? 1. в Финикии; 2. в Сирии; 3. в Египте. 6) Кто, по Библии, вывел евреев из Египта? 1. Ной; 2. Моисей; 3. Иаков. Максимум – 6 баллов: 1 балл за каждый правильный ответ. 2. Работа с картой (стр. 84 учебника)- ответьте на вопросы: 1) В долине какой реки поселились евреи в 13 веке до н.э.? __________________________ 2) Где берёт своё начало река? _________________________________________________ 3) Каким цветом обозначены на карте границы Израильского царства? ______________ Максимальное количество баллов – 3 балла. |
|
2. |
Работа с текстом учебника: стр. 81 – 82, п. 1. Ответьте на вопросы: 1) Что обозначает, откуда пошло выражение «Трубы Иерехоновы»? (2 балла); 2) Что помогло израильтянам в темноте одержать победу в битве? (1 балл); 3) Какие чужеземные племена были главными врагами израильтян? (1 балл); Максимальное количество баллов – 4 балла. |
|
3. |
Работа с текстом учебника: стр. 81 – 82, п. 1. Ответьте на вопросы: 1. В чем заключалась сила Самсона? ___________________________________ 2.На какую хитрость против Самсона пошли филистимляне? ______________ __________________________________________________________________ 3.Почему Самсон отважился на такой поступок? ________________________ 4. Сделай вывод, какой подвиг совершил Самсон. ________________________ Максимальное количество баллов – 4 балла. |
|
4. |
Ответьте на вопросы.(стр. 82-83) 1.С каким оружием Давид выступил против Голиафа? ____________________ 2.Чем закончилось сражение? ________________________________________ 3.Благодаря чему смог победить Давид огромного воина Голиафа? _________ ___________________________________________________________________ Максимальное количество баллов – 3 балла. |
|
5. |
Работа с документом (текст в голубой рамочке) «Чему учили библейские мудрецы» на стр. 84 учебника. Вопросы к документу: 1) Какие качества ценили библейские мудрецы в людях? (2 балла) __________ ___________________________________________________________________ 2) Какие советы дают библейские мудрецы людям? (2 балла) ______________ ___________________________________________________________________ |
|
6. |
Решение задачи на исчисление времени: сколько лет назад город Иерусалим стал столицей древнееврейского царства? ________________________________________________________________________________________________ _____________________________________________ Максимум – 5 баллов. |
|
7. |
Работа с документом «Легенда о царе Соломоне» на стр. 84 учебника. Ответить на вопросы: 1. Почему Соломона считали мудрейшим из царей? (2 балла) _____________ 2. Что помогло ему решать запутанные судебные споры? О каких качествах Соломона говорит эта легенда? (2 балла) _______________________________ Максимальное количество баллов – 4 балла. |
|
8. Задание: игра «Да» или «Нет». Я утверждаю, что… Вопросы: 1. Великая сила могучего Самсона была в натруженных руках. 2. Не добром откликнулась Далила на любовь могучего Самсона. 3. Первым правителем Древнееврейского царства был Соломон. 4. В поединок с великаном отважился вступить лишь пастушок Давид. 5. Вторым царём Древнееврейского царства стал Саул. 6. Столицей Древнееврейского государства в 10 веке до н.э. стал Иерусалим. 7. После Давида на престол вступил его сын Самсон. 8. Соломон- самый богатый и мудрый правитель Древнееврейского царства. 9. В помещение без окон храма в Иерусалиме мог войти любой желающий. 10. Храм в Иерусалиме стал главной святыней еврейского народа. Внимание! За каждый правильный ответ – 1 балл. Максимум- 10 баллов. |
|
|
9 Разгадайте кроссворд. Максимальное количество баллов – 10 баллов.
По горизонтали По
вертикали |
|
Рабочий лист по теме:«В Афинских школах и гимназиях»
1)Прочитайте пункт №1 § 38 и заполните пропуски:
1. Обучение в Древней Греции начиналось с ________________ лет
2. Педагогами называли _____________________________________________
3. Обязанностями педагога были_______________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
2)Прочитайте пункт №2 § 38 и ответьте на вопросы:
1)С помощью каких инструментов писали в Древней Греции?________________
__________________________________________________________________
2)Чему учили в школе?_______________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
3)Когда в школе были каникулы?______________________________________
4)В какие дни мальчики не посещали школу?_____________________________
__________________________________________________________________
3)Ответьте на вопросы:
1)Палестра – это____________________________________________________
2)Мальчики занимались там___________________________________________
__________________________________________________________________
4)Ответьте на вопросы, прочитав пункт №4
1. Что такое гимнасий?_______________________________________________
__________________________________________________________________
2. Кто мог их посещать?______________________________________________
__________________________________________________________________
3. Чему учились в гимнасиях?_________________________________________
_________________________________________________________________
ОЛИМПИЙСКИЕ ИГРЫ В ДРЕВНОСТИ
I. Выберите правильный ответ:
Олимпийские игры проводились:
а) на горе Олимп, где, как верили греки, жили боги,
б) в области Олимпия в Южной Греции,
в) в разных городах Греции.
II. Вставьте пропущенные слова и дату:
Первые Олимпийские игры состоялись в _ _ _ году до н.э.
В соревнованиях НЕ могли участвовать р _ _ _ и ж _ _ _ _ _ _.
Олимпийские игры посвящались богу З _ _ _ _.
III. Выбери и подчеркни правильный ответ:
Олимпийские игры проходили осенью / летом и продолжались 5 дней / 7 дней.
Олимпийские игры устраивались каждые десять лет / каждые четыре года.
IV. Перечислите особенности каждого дня Олимпийских игр:
1-й день: __________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
2 – 4-й день: _______________________________________________________________________
5-й день: __________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
V. Закончите слова:
Гонки колесниц устраивались на и _ _ _ _ _ _ _ _, но большинство состязаний проходило на с _ _ _ _ _ _ _. Места зрители занимали с н _ _ _.
VI.
Задание 1: Древний писатель рассказывал, что незадолго до начала Олимпийских игр спартанцы осадили враждебный им город. Весть об этом разнеслась по всей Элладе, и спартанцам запретили целых 20 лет участвовать в играх. Какой обычай нарушили спартанцы?
Ответ: ____________________________________________________________________________.
Посчитайте, во скольких Олимпийских играх им не разрешили участвовать?
Ответ: ____________________________________________________________________________.
Задание 2: Посчитайте (с помощью ленты времени) и ответьте на вопросы:
Р.Х.
а) Сколько лет назад состоялись первые Олимпийские игры?
Ответ: ____________________________________________________________________________.
б) Сколько лет прошло между первыми и последними на сегодняшний день играми?
Ответ: ____________________________________________________________________________.
в) Сколько лет прошло со времени образования Олимпийских игр в 1896 году?
Ответ: ____________________________________________________________________________.
г) Если с момента образования Олимпийские игры регулярно проходили на протяжении 1169 лет, то в каком году они прекратились?
Ответ: ____________________________________________________________________________.
д) В 708 г. до н.э. в программу Олимпийских игр было введено пятиборье. В каких по счету Олимпийских играх это произошло?
Ответ: ____________________________________________________________________________.
Задание 3: Назовите имя олимпионика (победителя Олимпийских игр), которому соответствует описание:
а) Знаменитый бегун и кулачный боец, в детстве наказанный за то, что унес с площади большую бронзовую статую.
Ответ: Ф _ _ _ _ _.
б) Знаменитый борец, слава которого была так велика, что однажды на Олимпийских играх не нашлось борца, решившегося выступить против него.
Ответ: М _ _ _ _.
в) Знаменитый атлет, повторивший подвиг Геракла.
Ответ: П _ _ _ _ _ _.
VII. Заполните пропуски в схемах:
Олимпийские виды спорта:
|
|
|
||||||||
|
||||||||||
Рабочий лист урока по теме «Восстание Спартака»
Словарь урока
Восстание – высшая форма борьбы за освобождение.
Город Капуя, Везувий, Апулия – места сражений восставших рабов с римской армией.
Лукулл, Помпей, Красс – римские полководцы воевавшие с восставшими рабами.
Фракия – родина Спартака.
Характеристика Спартака - _______________________________________________
______________________________________________
_______________________________________________
_______________________________________________
_______________________________________________
_______________________________________________
Карта в учебнике на стр.249
Дата восстания________________________________________________________________________________
Причины восстания:
1)_______________________________________________________________________________________
2)______________________________________________________________________________________
Цели восставших:
1)________________________________________________________________________________________
2)________________________________________________________________________________________
3)________________________________________________________________________________________
Участники восстания:___________________________________________________________________________
Основные события в ходе восстания:
_________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Итоги восстания:
1)_______________________________________________________________________________________
2)_______________________________________________________________________________________
Причины поражения восстания:
1)________________________________________________________________________________________
2)________________________________________________________________________________________
3)________________________________________________________________________________________
4)________________________________________________________________________________________
5)________________________________________________________________________________________
Рабочий лист: Первые известия о Руси
1.Когда появилось государство Русь?____________________________
2.Главным историческим источником, который рассказывает о начале истории Руси является___________________________________________, которая была создана в _______________________________________________
3.В ______________ славяне пригласили _________________, чтобы те установили им справедливое правление. На призыв славян откликнулся ______________ и стал править в __________________________.
4.От____________________пошла династия ___________________________, которые правили в государстве Русь.
5.Назовите версии происхождения слова «Русь» ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6.Теории происхождения государственности у славян
Норманнская теория
Время появления________________________________
Авторы_____________________________________________________________
Основные положения теории__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Антинорманнская теория
Время появления____________
Авторы____________________
Основные положения теории______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Проект: Место и роль Руси в Европе.
1. Используя текст на стр.77, запишите в тетради, какие государства существовали в Западной Европе в IX-XI вв.
2. Используя текст учебника на стр. 78-79 (2 и 3 пункт), запишите с какими странами Европы, Русь установила тесные политические связи.
3. Составьте схему по династическим бракам детей Ярослава Мудрого.
4. Используя текст на стр. 80 (5 пункт) и карту на стр.82-83, заполните таблицу «Русь в международной торговле»
Страны |
Импорт (ввоз) |
Экспорт (вывоз) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5. Записать общий вывод по теме о месте и роли Руси в Европе. Вывод:
Рабочий лист: Восточные славяне и их соседи
|
1. Прочитать пункт 1.
|
|
|||
2. Заполнить схему: Занятия восточных славян (пункт 2)
3.Расположить работы при подсечно-огневой системе земледелия в их последовательности.
|
4. Закончить предложения:
Славяне выращивали ______________________________________________
Славяне занимались скотоводством: разводили ________________________
Роль денег выполняли _____________________________________________
5. Прочитать пункт 4. Вписать имена богов, которых почитали восточные славяне.
Бог |
Область покровительства |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
6. Дать определение понятиям:
Язычество- _____________________________________________________
Идол- ___________________________________________________________
Вервь- __________________________________________________________
Вече- ___________________________________________________________
7. Выпишите названия славянских племён в местах их расселения. Используйте текст параграфа и карту на стр. 28-29
Названия славянских племён |
Места их расселения |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Рабочий лист по теме: Крещение Руси
1. Начало правления князя Владимира ( Карта стр.47). Задание: Распределите цифры по колонкам:
1.Племена вятичей и радимичей вновь стали платить дань Киеву
2.Подчинение Полоцкого княжества
3. Поход в Волжскую Булгарию заключение мира выгодного для Руси
4. Военное столкновение с Польшей
5. Строительство крепостей, валов, сигнальных вышек для обороны страны
6. Собирание по всей Руси богатырей, которые несли службу в крепостях
Внутренняя политика |
Внешняя политика |
|
|
2. Причины принятия христианства на Руси.
Вопрос: Как вы считаете, почему первая религиозная (Языческая) реформа Владимира не удалась?)
__________________________________________________________________________________
2.2.Задание: выпишите причины принятия христианства: 1._______________________________________________________________________________________
2.________________________________________________________________________________________3._________________________________________________________________________________
3.1.Задание: Укажите две исторические личности, которые были непосредственно связаны с крещением Руси. Укажите одно любое действие каждой из этих личностей, в значительной степени повлиявшее на ход крещения Руси. Ответ запишите в таблицу.
Личности |
Действия |
1. |
|
2. |
3.2. Запишите и запомните дату крещения Руси_______________
3.3 Значение принятия христианства . ______________________________________________________________________________________
Проверь себя
1.Какой князь прицепил свой щит к воротам Константинополя?
А) Рюрик Б) Олег В) Игорь Г) Святослав
2.Установление уроков и погостов связано с деятельностью:
А) Олега Б) Игоря В) Ольги Г) Святослава
3.Что такое «уроки» в Древней Руси?
А) места сбора дани Б) установленные размеры дани
В) доля дани, причитавшаяся лично князю Г) доля дани, причитавшаяся дружине
4.Представителями какого восточнославянского племенного союза, согласно «Повести временных лет», были сказаны следующие слова: «Если повадится волк к овцам, то вынесет все стадо, пока не убьют его; так и этот: если не убьем его, то всех нас погубит»?
А) полян Б) радимичей В) кривичей Г) древлян
5. Кто из указанных князей (княгинь) был христианином (христианкой)?
А) Олег Б) Игорь В) Ольга Г) Святослав
Тема: Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром.
После смерти Владимира князем стал _________ в ____ году. Этот князь обманом________ своих братьев_____ и ______. Другой брат _________ узнав про это, _____________________
__________________________________________________________________________________
Политика Ярослава Мудрого
1. Ярослав стал единоличным правителем Руси в_____ году. В своей политике он был _________________________________________________________________________________;
и за это его прозвали ____________, годы его правления _________ - _____________________.
2. Для укрепления власти Ярослав____________________________________________________
__________________________________________________________________________________
3. Во внешней политике Ярослав Мудрый _____________________________________________,
_________________________________________________________________________.
4. Были установлены династические связи с такими государствами как
___________________________________________________________________________________
5. В честь победы над печенегами был заложен__________________________________________
6.При нем был создан первый письменный свод законов на Руси, он назывался ____________ __________________ . Она состояла из ______________________________________________ _________________________________________________________________________________.
7. В ней описывались наказания за _____________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
8. Штраф за преступления _________, ее размер зависел от _______________________________
___________________________________________________________________________________
Рабочий лист к уроку “Нашествие с востока”
Проблема …………… монголы смогли покорить Русь, находящуюся на более высокой
ступени общественного развития?
Образование монгольской державы
Задание № 1 Документ Ян В.Г. «Чингисхан»
«Среди воинственных татарских ханов один, по имени Темучин, отличался особой
удачей в битвах, жестокостью к врагам и стремительностью в нападениях. Ему было
уже пятьдесят лет, когда ханы провозгласили его великим каганом и подняли его
на «белом войлоке» почета в надежде, что Темучин будет исполнять желания знатнейших
ханов. Но Темучин подчинил всех своей воле, разгромил и обратил в рабство
непокорные племена, а их вождей сварил живыми в котлах…Тяжелыми шагами и
неуклюжими ухватками он похож на медведя, хитростью – на лисицу, злобой – на
змею, стремительностью – на барса, неутомимостью – на верблюда. Все ханы и
простые воины боятся его больше пожара или грома, а если он прикажет десяти
воинам напасть на тысячу врагов, то воины бросятся, не задумываясь, так как они
верят, что победят…»
Вопрос к документу: Какими личными качествами обладал Чингисхан
(………………………………………………………………………………………...............................................................................................................................)
Причины
завоевательных походов
Задание № 2 Прочитайте и проанализируйте текст 1 и текст 2. Вставьте
пропуски и сделайте вывод о причинах завоевательных походов монголов.
Текст 1- « …В то же время захватнические планы Чингисхана были связаны с
особенностями хозяйства его державы. Его основу составляло развитое кочевое
скотоводство. Это вынуждало монголов постоянно передвигаться по степям в
поисках новых пастбищ для десятков тысяч лошадей. Но не менее важным было наличие
огромной армии. Содержать которую не смог бы ни один правитель. Она
должна была обеспечивать себя сама путём непрерывных войн с соседями
и захвата военной добычи. Монгольская армия была не только
многочисленной, но и чётко организованной, прекрасно вооружённой…»
Текст 2- «…В 1227 году держава Чингисхана была поделена между его сыновьями на
несколько больших территорий- улусов. Западный улус был предназначен
старшему Джучи. Он простирался от Иртыша на востоке до «последнего
моря» на западе. То есть по замыслу Чингисхана, к улусу Джучи была
отнесена вся Европа. Но её нужно было ещё покорить. После смерти Чингисхана
завоевание Европы стало ближайшей целью монголов. Их военная мощь значительно
превосходила силы русских княжеств и их соседей
Причины завоевательных походов:
Наличие…………………………, которая должна была самостоятельно себя содержать.
Поиск новых…………………..
Стремление ………………………к обогащению.
Желание……………………………………………………………..
Битва на Калке - …………………………………………….
Походы Батыя и их последствия
Задание № 3 Заполните пропуски «Походы Батыя на Русь». (параграф 16)
1) 1235 Совет монгольских ханов решил начать поход на Русь. Войско
возглавил внук Чингисхана ………………………..
2) 1236 Монголы разгромили …………………………………………
3) 1237 Монголы подчинили себе половцев и начали подготовку к походу на Русь. Походы
Батыя по Северо – восточной Руси
4) Декабрь 1237 Осада и взятие монголо-татарами
....................................... Осада длилась ……… дней
5) Январь 1238 Взятие монголо-татарами Коломны и ………………………….
6) ……………… Осада и взятие монголо-татарами Владимира
7) 4 марта 1238 Битва на реке ……………….. русских войск во главе с великим
князем Владимирским …………………………………………и монгольскими войсками. Разгром
русского войска и гибель великого князя…..
8) Март 1238 Осада и взятие торгового центра ……………………….. Возвращение
монгольского войска, не дошедшего 100 верст до ……………………
9) 25 марта 1238 Начало 50-дневной (7 недель) осады монголами небольшого
русского города ……………………………….
Походы Батыя по Юго - западной Руси
10) Лето 1238 Обессиленные отряды Батыя отдыхали в придонских степях
11) …………… Вторжение Батыя в земли Южной Руси. Сожжение городов ……………………….. и
……………………………….
12) 5—6 сентября Осада Киева
13) ………………. Взятие монголами …………………. после ……… месяцев осады
Причины поражения Руси:
Почему же монголы завоевали большую часть русских земель?
Задание № 4 Отметьте «+» слабые стороны Руси которые привели к поражению
русских войск в борьбе с монголами, а « - » сильные стороны монголов
Численное превосходство монголо-татарских войск.
Нежелание русских людей защищать своих князей.
Отсутствие у русских воинов военного опыта.
Отсутствие военного единства на Руси.
Превосходство монголов в тактике ведения военных действий.
Железная дисциплина в войске монголов
Феодальная раздробленность
Рабочий лист «Московское государство и его соседи во второй половине XV века»
1.Присоединение Новгорода к Московскому княжеству.
Задание: Заполните пропуски стр.84
Князь, дата |
Действия |
Иван III (1462- _______
|
|
Марфа Борецкая Посадница |
|
- В чем состояло значении присоединения Новгорода к Московскому государству?
1._________________________________________________________________________________
2._________________________________________________________________________________
2. Освобождение русских земель от ордынской зависимости
Правитель |
Действия |
Иван III
|
|
Ахмат
|
|
- Какое значение имело стояние не реке Угре для дальнейшей истории России?
1._______________________________________________________________
2.________________________________________________________________
Москва при Иване III
3.Завершение объединения русских земель. Заполните пропуски Стр.87-89
Дата |
Правитель |
Событие |
Значение |
1485г |
Иван III |
|
Устранен главный соперник московских князей. Создание единого Русского государства с центром в г.Москве. |
1500-1503г |
Иван III |
Война с Литвой |
|
|
Василий III |
Ликвидировал самостоятельность Пскова |
Создание единого Русского государства с центром в г.Москве |
1521 |
Василий III |
|
|
|
|
Присоединение Смоленска |
Создание единого Русского государства с центром в г.Москве. Развитие международной торговли |
4. Возвышение великокняжеской власти. Определите значение данных событий
1. Женитьба Ивана III на Софье Палеолог __________________________________________________________________
2.Герб- _______________________________________________________
3. Титул Государь всея Руси ________________________________________
5. Органы управления. Определите их полномочия/значение, стр.91-92
Государь Всея Руси
Воеводы
Боярская Дума
Кормление-это система содержания должностных лиц за счет________________________________________
Местничество- порядок замещения должностей в зависимости от ___________________________________
1497г. Судебник
Рабочий лист: Распространение Реформации в Европе
Ф.И. учащегося___________________________________________________________________________
Тема урока_______________________________________________________________________________
В середине XVI в. Реформация распространилась по всей Европе.
1.Напишите название стран, которые охватила Реформация. (стр. 107)
2. План характеристики основных идей Реформации и Контрреформации:
Вопросы для сравнения |
Лютеранство |
Кальвинизм |
Орден иезуитов |
Когда и где зарождается |
|
|
|
Лидер идейного течения |
|
|
|
Основные положения учения |
|
|
|
Интересы, каких слоев общества представляли |
|
|
|
В каких странах распространились |
|
|
|
3. Распределите высказывания по направлениям. (расставь цифры в таблицу)
1.Своим избранникам Бог дарует успех в жизни.2.Лучше осудить невиновного, чем оставить без наказания виноватого.3.Папа римский - высший авторитет в делах веры.4.Стремление к накопительству, усердному труду.5.Духовенство- посредник между Богом и верующими.6.Крайняя нетерпимость к инакомыслящим.
Кальвинисты |
Орден иезуитов |
|
|
4. Основные понятия урока:
Реформация – это_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________
Контрреформация – это___________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________
Орден иезуитов – это______________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________
Кальвинизм – это_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________
Лютеранство – это________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________
|
Тема: Религиозные войны и укрепление абсолютной власти во Франции.
1.Записать в тетрадь, заполняя пропуски, основываясь на тексте параграфа № 14:
|
1560 – 1574 гг. – правление Карла … Валуа.
1570 г. – Сен-Жерменский мирный договор между католиками и ….. Королевский эдикт о примирении:
1.
|
2. Гугеноты получили право …..
3. Получали во владение….
18 августа 1572 г. – «……….. свадьба»
……..……….…. ночь» 24 августа ………г.
1574 – 1589 гг. – правление …………….. 1574 – 1589гг. – война трёх Генрихов.
Герцог Генрих Гиз – глава Католической лиги. В 1588 г. убит по приказу Генриха III. |
Генрих III Валуа – король Франции, в 1589г. убит католическим монахом-фанатиком |
Генрих Бурбон – король Наваррский – лидер гугенотов – зять французского короля. В 1594г - ……. |
1594 – 1610 гг. правление ……… ……..
· 1594 г. – вторично …….. …. ……. «Париж стоит ….»
· 27 февраля 1594 г. - …………….
· 1598 г. - ……….. эдикт – документ, регулирующий…….. ……………………………:
ü Государственная религия - ………………………...
ü Провозглашалась …………………………
«Добрый король»:…………………………………………………………………………………………………
1610 г. – ……
1610 –1643 гг. – правление Людовика XIII, 1610 – 1614гг. – регентство Марии Медичи.
1624 – 1642гг. – правление кардинала герцога Ришелье:
ü Отнял у гугенотов……..
ü Ограничил власть знати;
ü Запретил ……… между ……
ü Власть на местах……..
ü Поощрял развитие …..
ü Участие в …. войне (1618 – 1648). Присоединение …… и ……
ü Создал ….. …….. абсолютизма.
Запишите итог в конце параграфа.
Рабочий лист: Нидерландская революция.
1. Нидерланды – это страна __________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________
2. Нидерланды состояли из _________провинций, которые включали ___________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________
3. В чем было процветание и богатство страны? ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________
4. Опишите государственное устройство Нидерландов. ___________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Чем было вызвано недовольство Нидерландов Испанией? ___________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________
6. Перечислите мероприятия Филиппа II, которые вызвали недовольство народа:
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
7. Гёзы – это ___________________________________________________________________________________
Лесные гёзы - ___________________________________________________________________________________
Морские гёзы -
8. Цели иконоборческого движения: ___________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________
9. Кто такой герцог Альба? Какова его деятельность в Нидерландах? ___________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________
10. Выпишите основные события испано-нидерландской войны. ___________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
11. Уния – это ___________________________________________________________________________________
12. Утрехтская уния была подписана в __________году. В ней говорилось о ___________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________
13. 1588 год - ___________________________________________________________________________________
Новое государство называлось - _______________________________________________________
14. Революция – это ___________________________________________________________________________________
15. Итоги революции в Нидерландах: ___________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Рабочий лист «Причины и начало Французской революции»
1. Франция XVIII века:
Сословия: 1) ________________________
2) ________________________
3) __________________________
2. Экономическое развитие:
РАЗВИВАЕТСЯ |
НО МЕШАЕТ |
1) 2) 3) |
|
3. Процессы в крестьянской среде:
1. ____________________________________________________________________________________
2. ____________________________________________________________________________________
3. ____________________________________________________________________________________
4. ____________________________________________________________________________________
Людовик XV - ______________________________________________
Людовик XVI - _____________________________________________
Тюрго - ___________________________________________________
Причины революции
1. ______________________________________
2. ______________________________________
3. ______________________________________
4.Таблица: «События Великой французской революции»
Дата |
событие |
итог |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Лозунг революции: ________________________________________________________________________
Знамя Франции
(нарисуй)
Что было свергнуто в процессе восстания 14 июля 1789 года?_______________
Первые декреты Учредительного собрания: __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Рабочий лист урока по теме «Великая Французская революция. От монархии к республике»
______________________________________________________________________________
Задание №1. Прочитайте п. «Свобода, равенство, собственность» на с. 249, запишите:
1. Дату принятия Декларации прав человека во Франции_____________________________________
2. Каким органом власти была принята Декларация?_________________________________________
3. Запишите основные положения Декларации:
_________________________________________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
4. Заполните схему:
Задание №2. Прочитайте п. «Поход на Версаль» на с. 249-251., заполните таблицу
Дата похода |
Причина |
Требования |
|
|
|
Задание №3. Прочитайте п. «Конституция Франции 1791 г. Законодательное собрание» на с. 251-252, выполните задания:
1. Дата принятия первой Конституции Франции___________________________________________
2. Заполните таблицу «Политическое устройство Франции»
Исполнительная власть |
Законодательная власть |
Судебная власть |
Трибуналы |
3. Заполните пропуски:
Конституция провозгласила обеспечение ______________________ и _______________прав. Вводилось избирательное право, ограниченное ____________________________цензом. Все мужчины-_________________________, достигшие 25-летнего возраста, получали ________
_________________. Конституция отменила_________________________________________
________________________________________________.
4. Жирондисты – это________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
Задание №4. Прочитайте п. «Политический клуб якобинцев» на с. 252, выполните задания:
1. Запишите деятелей клуба Якобинцев, которые пользовались наибольшим авторитетом__
___________________________________________________________________________
Задание № 5. Прочитайте п. «Свержение монархии» на с. 253-254
1. Запишите дату свержения монархии во Франции______________________________
Задание №6. Прочитайте п. «Начало революционных войн» на с. 252-253 и п. «Организация обороны» на с. 254, запишите:
1. 20 апреля 1792 г.______________________________________________________________________
2. 20 сентября 1792 г.____________________________________________________________________
Задание №7. Прочитайте п. «Провозглашение республики» на с. 255, выполните задания:
1. Заполните пропуски в схеме:
Состав Конвента
Задание №7. Прочитайте п. «Казнь Людовика XVI» на с. 255, запишите:
1. Дата казни короля Франции_______________________________________________________
Задание №8. Прочитайте п. «Республика в опасности» на с. 256, выполните задания:
1. К каким событиям привела казнь Людовика XVI?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________
2. Какие две политические группировки боролись за власть после смерти короля? ____________________
_________________________________________________________________________________________
Задание №9. Прочитайте п. «Установление якобинской диктатуры» на с. 257-258, выполните задания:
1. Напишите дату перехода власти во Франции к якобинцам_______________________________________
2. Заполните таблицу «Политическое устройство Франции после победы якобинцев»
Законодательная власть |
Исполнительная власть |
Судебная власть |
|
|
|
Задание №10. Прочитайте п. «Террор» на с. 258-259, выполните задания:
1. Когда был принят «закон о подозрительных», что он предписывал?_______________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Какой знак отличия должны были носить сторонники Республики?________________________________
_________________________________________________________________________________________
3. Дата казни Марии Антуанетты______________________________________________________________
4. Каких успехов удалось добиться якобинцам к началу 1794 г?
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Рабочий лист по теме: «Территория, население и хозяйство России в начале XVI в.», 7 класс
Фамилия, имя, класс ____________________________________
1. Сельское хозяйство.
А) Трёхпольный севооборот – это ____________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.
Б) Зона рискованного земледелия – это________________________________________________________ _________________________________________________________________________________________.
В) Почему время сельскохозяйственных работ на Руси назвали страдой?
_________________________________________________________________________________________.
2. Казачество.
А) Что составляло основу хозяйственной жизни казачества?_____________________________________.
Б) _________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________ - это казачий сход.
В) Запорожская Сечь – это _________________________________________________________________, которая образовалась в ______ веке.
3. Положение городов.
А) Сколько в Российском государстве было городов в начале XVI в.?
_________________________________________________________________________________________
Б) Какое положение в это время занимала Москва?
_________________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________________.
4. Ремесло.
А) Слобода – это __________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________________.
Б) Перечислите виды ремесленного производства.
_________________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________________.
5. Положение купцов.
Объединения мелких торговцев и ремесленников_______________________________________________
Объединения крупного купечества___________________________________________________________, освобождались от__________________________________________________________________________
6. Торговля.
А) Ярмарка – это __________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________________.
Б) Перечислите страны, с которыми Россия вела торговлю. ______________________________________ _________________________________________________________________________________________.
В) В ____ - ____ гг. была проведена денежная реформа. Для всей страны появилась единая ___________ система. Вводился московский ______________. Появилась монета, равная _________________________ ________________________, получившая название копейки. В ________ г. в Москве появился первый в России ______________________________________________________________________, на котором чеканились монеты для всей страны.
Рабочий лист «Окончание Смутного времени»
1) Чем был вызван распад тушинского лагеря?
А. Появлением в России польского короля Сигизмунда.
Б. Усталостью воинов
В. Отсутствием жалования
2) Правительство из семи знатных бояр, пришедшее к власти в 1610 г. называлось …………….
Позиция патриарха Гермогена состояла в том, что:
1) он стремился занять русский престол
2) он настаивал на избрании русского царя
3) он призывал объединиться и бороться против поляков
Прочитайте пункт 2 на с. 22 со слов «По настоянию С. Жолкевского…». Докажите примерами вывод: «Под угрозу была поставлена не только независимость государства, но и само существование России».
3)Прочитайте пункт 3- 4. Заполните пропуски в тексте.
Первое ополчение под руководством (1)……………….. было сформировано в (2) …………. г. В июне (3) …..……… был захвачен поляками город Смоленск. Второе ополчение было сформировано в (4)…….…. г. .Им руководили (5) …………………….. и (6)……..…………………… Для руководства страной был создан (7) ……………..
4)Используя карту на с. 17. Проследите путь второго ополчения: укажите города по маршруту следования.________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5)Прочитайте пункт 5-6. Заполните пропуски в тексте. Москва была освобождена в ……… г
На Земском соборе в 1613 г. был избран новый царь. Им стал……………… Он правил 32 года с …………… по 1645 гг.
6) «Окончание Смутного времени»
1.Дата правления М. Романова |
|
2.Второе ополчение возглавил К. Минин и ……… |
|
3. Правительство из семи знатных бояр называлось……. |
|
4. Когда была освобождена Москва от поляков? |
|
5. Верно ли утверждение. Земский собор 1613 г. сыграл важную роль в укреплении российской государственности. |
|
Рабочий лист история 7 класс «Государства Поволжья, Северного Причерноморья, Сибири в середине 16 в».
Фамилия, имя_____________________________________________________________________
Казанское ханство.
Дата__________________________________________________________________________________
Территория_____________________________________________________________________________
Национальный состав: ___________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
Династия_______________________________________________________________________________
Эмиры_________________________________________________________________________________
Диван_________________________________________________________________________________
Карачи_________________________________________________________________________________
Курултай_______________________________________________________________________________
Войско________________________________________________________________________________
Вооружение_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Занятия населения______________________________________________________________________
Союргаль______________________________________________________________________________
Культура____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Образование____________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
Мектебе_______________________________________________________________________________
Медресе______________________________________________________________________________
Поэзия________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Крымское ханство
Дата___________________________________________________________________________________
Территория_____________________________________________________________________________
Национальный состав____________________________________________________________________
Столица_______________________________________________________________________________
Династия_______________________________________________________________________________
Большой и малый диваны_________________________________________________________________
Муфтий_______________________________________________________________________________
Кадии_________________________________________________________________________________
Торговля:____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Защита от неприятеля____________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Войско_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Беш-баш_______________________________________________________________________________
Сауга_________________________________________________________________________________
Оружие_______________________________________________________________________________
Занятия населения______________________________________________________________________________
Астраханское ханство
Дата___________________________________________________________________________________
Территория___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Столица_______________________________________________________________________________
Основатель____________________________________________________________________________
Население______________________________________________________________________________
Армия_________________________________________________________________________________
Главное занятие астраханцев_____________________________________________________________
Ногайская орда
Дата___________________________________________________________________________________
Территория____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Столица_______________________________________________________________________________
Глава Н.о._____________________________________________________________________________
Улус_________________________________________________________________________________
Мурза_________________________________________________________________________________
Армия_________________________________________________________________________________
Занятия населения_______________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
События 1520 г._________________________________________________________________________
События 1550- х гг.______________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
Сибирское ханство
Основатель_____________________________________________________________________________
Дата___________________________________________________________________________________
Столица_______________________________________________________________________________
Национальный состав____________________________________________________________________
Территория_____________________________________________________________________________
Хан___________________________________________________________________________________
Беки, мурзы, тарханы____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Визирь_________________________________________________________________________________
Улусы_________________________________________________________________________________
Армия_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Оружие______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Занятия населения_______________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________
Рабочий лист по теме: «Народы России во второй половине XVI века»
Задание 1.
Заполните, используя учебник стр.76-77 таблицу « Народы Западной Сибири и Поволжья»
Группы народов
|
Народ |
Территория проживания |
Дата присоединения новых земель |
Фннно-угры
|
|
|
|
Тюрки
|
|
|
|
Чуваши
|
|
|
|
Народы Поволжья
|
|
|
|
Башкиры
|
|
|
|
Ясачные люди - _______________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________
Задание 2. Политика российского правительства по отношению к местной знати:
1.________________________________________________________________________________________
2.________________________________________________________________________________________
3________________________________________________________________________________________
Задание 3. Укрепление власти на недавно вошедших в состав государства землях.
Главное направление религиозной политики - _________________________________________________________________________________________
Епархия _________________________________________________________________________________________
Запишите, как происходила христианизация присоединённых земель:________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Рабочий лист «Внешняя политика начала XVI века»
1.Литва и Балтика
Главная внешнеполитическая задача Российского государства - _________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________
Русско-литовская война (_______- ________гг.)
Россия получила города: ___________________________________________________________________
Русско-литовская война (1507-1508 гг.)
Итоги: ___________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________
Русско-литовская война (1512-1522 гг.)
1514 г. – русские, после трехмесячной осады, взяли ____________________________________________
1522 г. - _________________________________________________________________________________
Итоги: __________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________
Русско-ливонская война (1501-1503 гг.)
Причина:_________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________
Союзники России:_________________________________________________________________________
Итоги_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Царь и император
Договор между Россией и Священной Римской империей - __________ г.
Причины расторжения договора: _____________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________
3. На юго-восточных границах
ЗОЛОТАЯ ОРДА
Большая Орда занимала территорию __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Иван III заключил союз с правителем Крамского ханства ________________________________________
Рабочий лист: Великобритания: конец викторианской эпохи.
Задание 1.
К 60 г.г. XIX в. Великобритания являлась самой могущественной европейской державой. Но к концу XIX в. в Англии наметилось замедление темпов промышленного развития.
Найдите причины экономического отставания Великобритании в к. XIX в.
1.
2.
3.
Задание 2.
Какие изменения происходили в экономической сфере?
1….
2….
Задание 3.
Изменения в обществе и экономике требовали реформ. Заполните таблицу.
Политические партии Англии |
Лидеры |
Какие социальные группы поддерживали |
|
Консервативная партия (тори) |
|
|
|
Либеральная партия (виги) |
|
|
|
Лейбористская партия |
|
|
|
Задание 4.
Соотнесите политических деятелей, их изображения и направления политики.
Уильям Гладстон |
Дизраэли Бенджамин |
Джеймс Рамсей Макдональд |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
А. Б. В.
1. Лидер консервативной партии (тори)
2. Лидер либеральной партии (виги)
3. Лидер лейбористской партии
Направления политики:
Задание 5.Какие территории, входили в Британскую империю в н. XX в.
Задание 6.
Какие меры предприняло правительство во главе с Дэвидом Ллойд Джорджем для наступления «классового мира»?
Задание 7.
Дайте определение понятию «гомруль».
Задание 8.
Какие страны вошли в военно-политический блок «Антанта» и Тройственный союз? Какова была цель создания блоков?
Задание 9.
Пользуясь сайтом Википедия, объясните смысл карикатур на Антанту и Тройственный союз.
Российский плакат 1914 года Французская карикатура: Германия, Австро-Венгрия
и Италия курят на бочке с порохом
Рабочий лист: Разгром империи Наполеона
После 1807 года империя Наполеона достигла своего могущества. Император был неутомимым тружеником – работал неистово. Мог проснуться ночью и написать приказ. Спал не более четырех часов. Все было под его контролем. Однако империя его уже клонилась к закату. (прочти пункт 1.)
· Был ли у Наполеона наследник?__________________________________________________________________
· Назови жен Наполеона.____________________________________________________________________
Причины постепенного ослабления империи Наполеона
|
|||||
Восстанови (впиши)
кратко последовательность
последних событий
жизни Наполеона.
о. Эльба
О. Святой Елены
Венский конгресс 1814 год – передел Европы
после разгрома империи Наполеона
какие произошли территориальные изменения
Кем произнесены эти знаменитые высказывания и что они означали?
Рабочий Лист по теме: Германская империя: борьба за место под солнцем
1. Прочтите 1 пункт § 19 «Расширенная Пруссия» и запишите состав Германской Империи.
___ монархии
___ вольных города: _________,__________, __________
2. Прочтите 2 пункт § 19 «Посадим Германию в седло, а ехать она сможет сама». Заполните схему Управление Германией по Конституции 1871 г
«Высшие органы власти Германской империи»
Император
3.Прочтите 3 пункт § 19 «Модернизация в экономике. Монополистический
капитализм».Определите причины быстрого и успешного экономического развития Германии в конце XIX века.
Распределите выявленные причины на группы: 1. Внешнеполитические причины; 2. Развитие монополистического капитализма; 3. Развитие капитализма в сельском хозяйстве.
4. Прочтите 4 пункт § 19 «Железный канцлер» борется с оппозицией. Запишите в тетради какая партия была оппозиционной, когда и кем она была создана? Какое важно для партии событие произошло в 1875 году? Как боролся с оппозицией «железный канцлер»?
5. Прочтите 5 пункт § 19 «Новый курс» Бисмарка. Запишите в тетради три главных социальных закона, принятых в 80-е гг. XIX в.
6. Запишите в тетрадь дату смерти Вильгельма I и имя нового кайзера Германской империи.
7. Прочтите 7 пункт § 19 «От «нового курса» к «мировой политике». В чем заключался «новый курс» Вильгельма II и что обозначают слова «Дранг нах Остен»?
Рабочий лист по теме: Франция: революция 1848г. и Вторая империя.
Используя параграф 15 выполните задания рабочего листа.
1. Объясните понятие «весна народов»
2. Выпишите причины европейских революций 1848-1849 гг.
1.___________________ 4.________________
2.___________________ 5.________________
3.___________________
3. Составьте хронологию событий февральской революции во Франции.
Дата |
Событие |
|
|
4. Определите итоги революции
1.__________________ 5.__________________
2.__________________ 6.__________________
3.__________________ 7.__________________
4._________________
5. Выпишите меры, которые были предпринятыправительством, в интересах трудящихся, после революции.
1.___________________ 4.________________
2.___________________ 5.________________
3.___________________
6. Прочитайте об Учредительном собрании и ответьте на вопросы
1) По какой причине демократы на выборах в Учредительное собрание потеряли много голосов?
2) Какие слои общества входили в состав депутатов?
3) Какие меры предприняло новое правительство во Франции?
7. Составьте кластер «Вторая республика»
8. Составьте кластер «Вторая империя»
9. Подберите факты, свидетельствующие об успешном экономическом развитии Франции.
10. Проанализируйте внешнеполитическую деятельность Наполеона IIIпо плану
А) Цели внешней политики
Б) Основные события
В) Итоги
Рабочий лист: Япония на пути модернизации
Задание 1. Прочитайте пункт параграфа «Насильственное открытие Японии» (С.243) и ответьте на вопрос:
Почему ведущие страны мира стремились «открыть» Японию?
Ответ: ……………………………………………………………………
Задание 2. Прочитайте пункты параграфа со С.243 по С. 244 и выполните задания:
Как «открытие» Японии сказалось на уровне жизни японцев?
Ответ: ……………………………………………………………………………
Каковы причины революции «Мэйдзи»?
Ответ: ……………………………………………………………………………..
В чём заключалась суть реформ «Мэйдзи»?
Ответ: ……………………………………………………
Выберите правильный ответ:
Революция «Мэйдзи» имела целью:
А) провести модернизацию по западному образцу, отказавшись от национальной самобытности, тормозившей её развитие.
Б) «закрыться» от западного влияния, опереться на национальные традиции.
В) провести модернизацию по западному образцу, сохранив и использовав национальные традиции и самобытность.
Задание 3. Прочитайте пункты параграфа со С.244 по С. 248 и выполните задания:
Охарактеризуйте внешнюю политику Японии.
Ответ: ……………………………………………………………………………
Установите соответствие между терминами и их определениями.
ТЕРМИНЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ
А) Бусидо 1) древняя религия японцев
Б) Сёгун 2) военачальник, правитель Японии до революции
В) Синтоизм 3) кодекс чести самураев
Г) Мэйдзи 4) просвещённое правление
А |
Б |
В |
Г |
|
|
|
|
Ответ:
Задание 4. Сформулируйте, в чём историческое значение для Японии реформ Мэйдзи.
Ответ:_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Рабочий лист: Предпосылки Петровских преобразований
Мотивационный этап.
1. «Прорубить окно в Европу» - крылатая фраза из поэмы А. С. Пушкина
«Медный всадник», характеризующая основание Петром I города Санкт-Петербурга — первого морского порта Русского государства.
В каких других значениях эта фраза употребляется в современной России?
2. Сформулируйте вопрос урока.
Изучение новой темы.
3. Прочитать пункт 1 параграфа 2. Запишите факты, свидетельствующие об усилении иностранного влияния на Россию в XVII веке. Ответ оформить в виде схемы.
4. Прочитать пункт 2 параграфа 2. Ответить на вопросы: Симеон Полоцкий. Кто он? Как его деятельность связана с царской семьей?
5. Прочитать пункт 3 параграфа 2. Кем был боярин Борис Иванович Морозов? Какие преобразования он провел в России? Все ли его реформы можно назвать положительными? Почему?
6. Прочитать пункт 4 параграфа 2. Заполнить вторую строку сравнительной таблицы «Реформаторские проекты в России в XVII веке».
7. Прочитать пункт 5 параграфа 2. Заполнить третью строку сравнительной таблицы «Реформаторские проекты в России в XVII веке».
Автор проекта Кем был? |
Что предлагалось в проекте |
Что было осуществлено |
А.Л. Ордин-Нащокин |
|
|
В.В. Голицын |
|
|
8. Предположите, почему многое из задуманного А.Л. Ордин-Нащокин и В.В. Голицын не смогли воплотить в жизнь.
Рабочий лист: Значение Петровских преобразований в истории страны.
1. В чём особенности Петровских преобразований? Заполнить пропуски в таблице:
Было |
Стало |
Священная и недоступная царская особа |
|
|
1.Светский характер государства 2. Представление о силе человеческого разума и науки, о возможности менять окружающий мир 3. каждый подданный обязан трудиться |
2. Успехи и неудачи преобразований. Заполнить пропуски в таблице:
Успехи |
Неудачи |
Скачёк в развитии мануфактурного производства |
|
Появились новые отрасли |
«крепостные мануфактуры» |
Профессиональная регулярная армия |
|
Табель о рангах: на государственной службе даровитые выходцы из низов |
_____________________ |
|
1. Не создана новая система управления на местах 2. не хватало квалифицированных кадров 3. неограниченное самодержавие |
|
1. Культурный раскол нации- взаимное отчуждение верхов и низов общества 2. Образованные верхи утратили понимание ценностей средневековой русской культуры |
Типографии не вытеснили рукописную книгу, сохранялась иконописная традиция, принципиально не изменился быт простых крестьян и горожан |
3. Значение Петровских преобразований для России:
1._____________________________________________________________________________________
2. ____________________________________________________________________________________
3. _____________________________________________________________________________________
Рабочий лист: «Церковная реформа. Положение традиционных конфессий».
1. Сформулируйте цель церковной реформы Петра I (п.1 параграфа №8).
2. Дайте определение следующих понятий: Синод, обер-прокурор, «Духовный регламент», конфессии.
3. Охарактеризуйте деятельность Синода.
А) создан с целью__________
Б) состоял из______________
В) следил за ______________
Г) ведал__________________
Д) судил ________________
Е) надзирал за ___________
4.Укажите не менее трех подтверждений значительного вклада Феофана Прокоповича в русскую культуру.
5. Выпишите последствия церковной реформы Петра I для российского общества, указав «+» и «-».
6. Выскажите свое аргументированное суждение по поводу следующего утверждения:
Петру I удалось полностью подчинить церковь государству.
А) «ДА», потому, что ________
Б) «НЕТ», потому, что_______
Рабочий лист: «Экономическое развитие России при Екатерине II»
Задание № 1. Прочитайте пункт 1 § 19. Объясните фразу: Крепостнические отношения активно развивались и вширь, и вглубь._______________________________________________
Задание № 2. Запишите понятие (термин), о котором идёт речь.
ü Принудительный натуральный или денежный сбор с крестьян, взимавшийся помещиком или государством_____________________________________________
ü Принудительный труд крепостных крестьян на помещичьей земле_____________________
ü Временный уход крепостных крестьян с мест постоянного жительства на заработки в города и другие местности____________________________________
ü Шестидневная барщина крепостных безземельных крестьян, за которую они получали содержание (продовольственный паёк) от помещиков_______________________________
Задание № 3
1. С чем было связано успешное развитие сельского хозяйства? ______________________
2. Крепостных крестьян Екатерина II предлагала переселять в ______________________
3. Что нового появляется в сельском хозяйстве? __________________________________
4. Чем было вызвано высокое развитие промышленного производства? _______________
5. Какая отрасль производства развивалась особенно быстро? _______________________
6. Какие новые виды предприятий появились при Екатерине II? ______________________
7. Центр текстильной промышленности ______________________________, парусно-полотняной промышленности _____________________________________. Первые мануфактуры появились (где?) в _________________________________
8. Основные черты рыночных отношений во второй половине XVIII века?
___________________________________________________________________________
9. Крупнейшие торговые центры – города _______________________________________
Крупнейшие ярмарки _______________________________________________________
10. Главные экспортные товары России ___________________________________________
11. Что вынудило Екатерину II прибегнуть к внешним займам? ______________________
12. Чем была вызвана инфляция (обесценивание денег) в России при Екатерине II?
Задание № 4. Используя материалы пункта 3 §19, впишите предметы российского экспорта и импорта.
Развитие торговли в России
Экспорт |
Импорт |
|
|
|
|
|
|
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.