Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 229 Адмиралтейского района Санкт-Петербурга
Согласовано Заместитель директора по УВР ГБОУ средней школы №229 ___________ /_____________/ |
Принято Протокол педагогического совета от________№__________ |
|
Утверждено Директор ГБОУ средней школы №229 ____________Петрова Н.А. Приказ от_________№______
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по
окружающему миру (Человек, природа, общество)
4-а класс
на 2014-2015 учебный год
Составила учитель высшей
квалификационной категории
Ефимова Елена Викторовна
Санкт-Петербург
2014
Содержание
1. Паспорт рабочей программы
2. Пояснительная записка
3. Содержание учебного курса
4. Календарно-тематическое планирование
5. Перечень учебно-методических средств обучения, ЭОР (электронных образовательных ресурсов)
6. Требования к уровню подготовки обучающихся (по годам обучения)
7. Перечень обязательных лабораторных, практических, контрольных и других видов работ
8. Критерии и нормы оценки результатов освоения программы обучающимися
9. Список литературы
1. Паспорт рабочей программы
Тип программы
|
Программа общеобразовательных учреждений |
Статус программы
|
Рабочая программа учебного курса |
Название, автор и год издания предметной учебной программы (примерной, авторской), на основе которой разработана Рабочая программа |
Рабочая программа курса «Окружающий мир» разработана на основе авторской программы Н. Ф. Виноградовой (Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века». – 2-е изд., дораб. и доп. – М.: Вентана-Граф, 2009). |
Категория обучающихся
|
Учащиеся 4а класса ГБОУ средней школы №229 Адмиралтейского района Санкт-Петербурга |
Сроки освоения программы
|
1 год |
Объём учебного времени
|
68 часа |
Форма обучения
|
очная |
Режим занятий
|
2 часа в неделю |
2 Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Окружающий мир» разработана на основе авторской программы Н. Ф. Виноградовой (Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века».М.: Вентана-Граф, 2009. 160 с.).
Рабочая программа имеет цель – осмысление личного опыта и приучение детей к рациональному постижению мира и способствует решению следующих задач изучения окружающего мира на ступени начального общего образования:
· развитие умения понимать и познавать окружающий мир, т.е. осмысленно применять полученные знания для решения учебно-познавательных и жизненных задач;
Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 4-м классе является формирование следующих умений:
· Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека.
· Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.
· Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
· В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 4-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий:
Регулятивные УУД:
· Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.
· Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
· Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.
· Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
· В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.
Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
· Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.
· Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.
· Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
· Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.
· Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
· Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.
· Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.
Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника, нацеленные на 1-ю линию развития – умение объяснять мир.
Коммуникативные УУД:
· Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
· Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
· Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).
· Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.
Средством формирования этих действий служит технология продуктивного чтения.
· Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
· Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.
Средством формирования этих действий служит работа в малых группах.
Учащиеся данного класса обладают большим творческим потенциалом, любят работать в группах, оценивать свои работы и работы одноклассников, поэтому работа на уроках будет направлена на развитие коммуникативных умений: самооценка и взаимооценивание; работа в парах, группах.
3. Содержание учебного курса
Введение
Человек - часть природы. Природа - источник существования человека. Зависимость жизни и благополучия человека от природы.
Универсальные учебные действия:
-объяснять значение природы как источника существования человеческого общества.
Человек - биологическое существо (организм)
Человек - живой организм. Признаки живого организма. Органы и системы органов человека. Нервная система. Головной и спинной мозг. Кора больших полушарий (общие сведения). Роль нервной системы в организме.
Опорно-двигательная система: скелет и мышцы (общие сведения). Ее значение в организме. Осанка. Развитие и укрепление опорно-двигательной системы. Движения и физкультура.
Пищеварительная система. Ее органы (общие сведения). Значение пищеварительной системы. Зубы. Правила ухода за ними. Правильное питание как условие здоровья.
Дыхательная система. Ее органы (общие сведения). Значение дыхательной системы. Защита органов дыхания (от повреждений, простуды и др.).
Кровеносная система. Ее органы. Кровь, ее функции. Сердце - главный орган кровеносной системы (общие сведения). Предупреждение заболеваний сердца и кровеносных сосудов.
Органы выделения (общие сведения). Их роль в организме. Главный орган выделения - почки. Кожа, ее роль в организме. Защита кожи и правила ухода за ней. Закаливание.
Как человек воспринимает окружающий мир. Органы чувств, их значение в жизни человека. Эмоции: радость, смех, боль, плач, гнев. Зависимость благополучия и хорошего настроения людей от умения управлять своими эмоциями. Охрана органов чувств.
Внимание, память, речь, мышление. Условия их развития.
Развитие человека от рождения до старости. Детство. Отрочество. Взрослость. Старость. Условия роста и развития ребенка. Значение чистого воздуха, питания, общения с другими людьми и деятельности ребенка для его развития. Охрана детства. Права ребенка. Уважительное отношение к старости и забота о престарелых и больных.
Человек и его здоровье. Знание своего организма - условие здоровья и эмоционального благополучия. Правила здорового образа жизни. Вредные привычки: курение, употребление алкоголя, наркотиков. Их вред для организма и предупреждение.
Основы безопасной жизнедеятельности. Поведение при сигнале «Внимание всем!». Поведение во время пожара, наводнения. Первая помощь при несчастных случаях.
Расширение кругозора школьников. Предшественники человека. Отличие человека от животного (прямохождение, речь, сознание, деятельность, творчество). Передача отношения человека к природе в верованиях, искусстве, литературе. Детские болезни, их причины и признаки заболевания. Правила поведения во время болезней.
Универсальные учебные действия:
-характеризовать человека как живое существо, организм:
- раскрывать особенности деятельности различных органов;
-объяснять роль нервной системы в организме;
-рассказывать о вреде курения, наркотиков, алкоголя;
-конструировать в учебных и игровых ситуациях правила безопасного поведения в среде обитания
-характеризовать человека как час ть природы: выделять общее и отличное от организма животного;
-устанавливать последовательность возрастных этапов развития человека;
-характеризовать условия роста и развития ребенка;
-различать положительные и отрицательные качества человека,
-приводить житейские примеры проявления отзывчивости, доброты, справедливости и др.
Человек и общество, в котором он живет
Человек - путешественник. Почему человек стал путешественником. Как славяне обживали Север. Освоение Сибири. Народы современной России.
Человек и культура. Школы, книги, библиотеки в разные времена (исторические эпохи). О чем рассказывают летописи. Первые школы на Руси. Первые печатные книги. Иван Федоров. Просвещение в России при Петре I, во второй половине XVIII века. Первые университеты в России. М.В. Ломоносов. Школа и образование в XIX веке, в Советской России. Возникновение и развитие библиотечного дела.
Искусство России в разные времена (исторические эпохи). Памятники архитектуры (зодчества) Древней Руси. Древнерусская икона. Андрей Рублев. Художественные ремесла в Древней Руси. Музыка в Древней Руси. Древнерусский театр.
Искусство России XVIII века. Памятники архитектуры.
Творения В.И. Баженова. Изобразительное искусство XVIII века. Возникновение публичных театров.
Искусство России XIX века. «Золотой век» русской культуры. А.С. Пушкин - солнце русской поэзии (страницы жизни и творчества). Творчество поэтов, писателей, композиторов, художников (В.А. Жуковский, А.Н. Плещеев, Н.А. Некрасов, В.И. Даль, А.А. Фет, Л.Н. Толстой, А.П. Чехов, М.И. Глинка, П.И. Чайковский, В.А. Тропинин, И.И. Левитан и др.).
Искусство России XX века. Творчество архитекторов, художников, поэтов, писателей. Известные сооружения советского периода (МГУ, Останкинская телебашня и др.). Произведения советских художников (А.А. Пластов, К.Ф. Юон, Ф.А. Малявин, К. Малевич и др.). Поэты XX века (М.И. Цветаева, С.А. Есенин, В.В. Маяковский, Б.Л. Пастернак, А.Т. Твардовский и др.). Детские писатели и поэты (К.И. Чуковский, С.Я. Маршак и др.). Композиторы и их произведения (С.С. Прокофьев, Д.Д. Шостакович). Современный театр.
Человек - воин. Почему люди воюют. Войны в Древней Руси. Борьба славян с половцами. Александр Невский и победа над шведскими и немецкими рыцарями. Монгольское иго и борьба русских людей за независимость родины. Куликовская битва. Дмитрий Донской.
Отечественная война 1812 года. М.И. Кутузов.
Великая Отечественная война. Главные сражения советской армии с фашистами. Помощь тыла фронту.
Расширение кругозора школьников. Борьба русского народа с польскими захватчиками в XVII веке. Минин и Пожарский. Иван Сусанин. Партизанская война 1812 года. Василиса Кожина. Отражение борьбы русского народа за свободу родины в произведениях изобразительного и музыкального искусства. Боги войны. Ордена и награды. Военные костюмы разных эпох.
Гражданин и государство. Россия - наша Родина. Права и обязанности граждан России.
Расширение кругозора школьников. Какие расы живут на Земле. Литературные памятники Древней Руси. Новгородские берестяные грамоты. «Поучение» Владимира Мономаха. «Хождение за три моря» Афанасия Никитина. Первые книги по истории России.
Правители древнерусского и российского государства. Первый царь, императоры России. Символы царской власти в России. Первый Президент России. Государственная Дума современной России.
Работа с исторической картой (в соответствии с заданиями в учебнике и рабочей тетради.)
Универсальные учебные действия:
описывать картины природных зон, узнавать на рисунках (фото, схемах) особенности разных природных зон;
моделировать схему строения почвы, характеризовать особенности разных почв;
находить на карте равнины и горы России (своего края);
выделять особенности кремлевских городов, узнавать по рисункам (достопримечательностям);
составлять рассказ-описание о странах-соседях России;
ориентироваться в понятии «культура», «наполнять» его характеристику конкретными примерами;
составлять рассказы-повествования об исторических событиях, связанных с развитием культуры Российского государства;
называть основные события в культурной жизни России и их даты (в разные исторические времена);
называть имена выдающихся деятелей, писателей, композиторов разных исторических эпох;
называть имена наиболее известных правителей Древней и Руси и России разных исторических эпох, рассказывать об их вкладе в развитие общества и его культуры;
узнавать символы царской власти;
знать имя Президента современной России;
составлять рассказ-повествование об основных событиях, связанных с освободительными войнами Руси и России, называть даты их протекания.
4. Календарно – тематическое планирование.
|
|
|
|
Планируемые результаты |
|
|
||||||
№ |
Дата планируемая |
Дата фактическая |
Тема урока |
Предметные
|
Универсальные учебные действия |
Личностные
|
Домашнее задание |
Корректировка |
||||
|
||||||||||||
1 |
2.09 |
|
Общее строение организма человека. |
Характеризует функции разных систем органов. Конструирует ситуации, раскрывающие правила охраны здоровья. Характеризует правила поведения во время болезни. Сравнивает организм человека и животного. |
Строит предположения, анализирует, обобщает, сравнивает. Читает, наблюдает. Составляет план пересказа, пересказывает. Применяет правила ведения учебного диалога. Читает информацию, представленную в виде рисунка-схемы. Осуществляет самоконтроль выполнения учебной задачи. |
Использует информацию для решения учебных и практических задач. Работает в коллективе. Слушает и слышит собеседника, ведет и поддерживает диалог, аргументированно отстаивает собственное мнение. |
С.6-7 читать |
|
||||
2 |
4.09 |
|
Нервная система. Головной и спинной мозг. |
Имеет представление о нервной системе: головном и спинном мозге. Понимает, что головной мозг – центр управления работой всего организма. Соблюдает правила безопасного поведения. Сравнивает модель головного мозга человека и различных животных. Анализирует деятельность спинного мозга по схеме: сигнал - сообщение - реакция. Осознает необходимость здорового образа жизни. |
Строит предположения, анализирует, обобщает, сравнивает. Читает, наблюдает. Составляет план пересказа, пересказывает. Применяет правила ведения учебного диалога. Читает информацию, представленную в виде рисунка-схемы. Осуществляет самоконтроль выполнения учебной задачи. |
Сотрудничает в совместном решении проблемы. Успешно осуществляет учебную деятельность. Целостно, гармонично воспринимает мир. Проявляет интерес к окружающей природе, к наблюдениям за природными явлениями. |
С.8-10 читать, отв. на вопросы |
|
||||
3 |
9.09 |
|
Двигательная система организма человека. |
Сравнивает свои выводы с текстом. Выполняет самоконтроль осанки. Анализирует деятельность отдельных мышц на примере разных движений. Работает с листами оценивания: самооценка работы в парах. Составляет план текста. Анализирует осанку детей класса на основе выполнения различных упражнений. Объяснять взаимозависимость между осанкой и здоровьем человека. Называть признаки правильной осанки. Использовать различные упражнения для формирования правильной осанки. |
Выделяет признаки различия; анализирует; готовит вывод, обобщение. Читает, наблюдает. Применяет правила участия в диалоге, составляет план текста. Читает информацию, представленную на рисунках-схемах. Представляет ответ на поставленный вопрос. Оценивает взаимодействия в совместной деятельности.
|
Понимает личное затруднение и обращается за помощью к учителю. Осваивает новый статус ученика и школьника. Успешно осуществляет взаимодействие с участниками учебной деятельности. Предвидит результат своей деятельности.
|
С.11-17 отв. на вопросы |
|
||||
4 |
11.09 |
|
Пищеварительная система. |
Рассказывает о работе пищеварительной системы человека. Называет органы пищеварительной системы. Характеризует значение отдельных органов пищеварения для работы организма в целом. Определяет назначение отдельных органов пищеварительной системы в процессе пищеварения. Объясняет, что такое «аппетит». Составляет памятку по здоровому питанию. |
Анализирует, обобщает, представляет информацию в «свёрнутом» виде (памятка). Владеет смысловым чтением. Определяет главную мысль текста. Составляет рассказ-рассуждение, пересказывает текст. Читает информацию, представленную на рисунках-схемах. Представляет информацию в «свёрнутом» виде (памятка). |
Умеет проводить наблюдения, делать выводы. Стремится иметь достаточно высокий уровень учебной мотивации. |
С.18-21 читать, выполнить задание |
|
||||
5 |
16.09 |
|
Пищеварительная система. |
Моделирует строение органов пищеварения. Приводит примеры полезных и вредных продуктов питания. Имеет представление о строении зубов, их видах и назначении. Понимает необходимость гигиены полости рта. Умеет правильно чистить зубы. |
Анализирует, обобщает, представляет информацию в «свёрнутом» виде (памятка). Владеет смысловым чтением, определяет главную мысль текста; строит рассказ-рассуждение; пересказывает текст. Читает информацию, представленную на рисунках-схемах. Представляет информацию в «свёрнутом» виде (памятка). |
Взаимодействует с участниками диалога.Умеет искать нужную информацию. Умеет доводить работу до конца. Предвидит результат своей деятельности. Адекватно оценивает результаты своей деятельности. |
Составить правила ухода за полостью рта |
|
||||
6 |
18.09 |
|
Дыхательная система. |
Называет органы дыхательной системы. Характеризует ее значение для работы организма. Рассказывает о том, как работают органы дыхания. Выполняет упражнения на вдох и выдох. Объясняет, почему загрязненный воздух и курение вредны для дыхательной системы человека. Моделирует ситуации по организации очистки загрязненного воздуха в городах. Понимает необходимость здорового образа жизни. |
Анализирует, обобщает, оформляет выводы. Наблюдает, проводит опыт. Строит текст-рассуждение. Читает информацию, представленную на рисунках-схемах. Предвидит результат своей деятельности. Адекватно оценивает результаты своей деятельности.
|
Сотрудничает в группе, в паре; ищет информацию. Выражает свои чувства, вызванные состоянием природы. Успешно осуществляет взаимодействие с участниками учебной деятельности. Предвидит и адекватно оценивает результаты своей деятельности. |
С.21-24, отв. на в. |
|
||||
7 |
23.09 |
|
Кровеносная система. Кровь и ее значение. Сердце – главный орган кровеносной системы. |
Пересказывает текст рубрики «Этот удивительный мир» с опорой на рисунки. Характеризует функции разных систем органов. Моделирует схему кровеносной системы. Наблюдает капли крови в микроскоп. Понимает значение крови в организме человека и опасность больших ее потерь. Умеет оказывать первую помощь при поверхностном ранении кожи. Объясняет необходимость обеззараживания ран. |
Выдвигает гипотезы. Анализирует, обобщает, оформляет выводы. Читает, проводит опыты, наблюдения. Пересказывает, рассуждает. Читает информацию, представленную на рисунках-схемах. Анализирует и оценивает участие в учебном диалоге. Оценивает участие в групповой работе. |
Успешно осуществляет учебную деятельность. Использует информацию для решения учебных и практических задач. Понимает личное затруднение и обращается за помощью к учителю. Использует информацию для решения учебных и практических задач. Стремится иметь достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки. |
Подготовить рассказ |
|
||||
8 |
25.09 |
|
Как организм удаляет ненужные ему жидкие вещества. |
Обнаруживает взаимосвязи между системами органов. Осознает организм человека как единое целое. Осознает необходимость физических упражнений для укрепления сердца и всего организма. Называет органы выделительной системы организма человека. |
Сравнивает, анализирует, обобщает, формулирует выводы, решает логические задачи. Читает, наблюдает, рассуждает. Читает информацию, представленную на рисунках-схемах.
|
Успешно осуществляет учебную деятельность. Доводит работу до конца. Предвидит результат своей деятельности. Адекватно оценивает результаты своей деятельности. Слушает и слышит собеседника, ведет и поддерживает диалог, аргументированно отстаивает собственное мнение. |
С.29-30 выполнить задание |
|
||||
9 |
30.09 |
|
Кожа. |
Характеризует значение кожи. Использует знания о строении и функциях кожи для сохранения и укрепления здоровья. |
Высказывает предположения, анализирует, выделяет главную мысль текста, обобщает, оформляет вывод. Составляет план пересказа текста. Представляет информацию в «свёрнутом» виде (памятка). Читает информацию, представленную на схемах. |
Использует информацию для решения учебных и практических задач. Умеет работать в коллективе. Слушает и слышит собеседника, ведет и поддерживает диалог, аргументированно отстаивает собственное мнение. |
С.30-33 выполнить задание |
|
||||
10 |
2.10 |
|
Как человек воспринимает окружающий мир. |
Характеризует (на элементарном уровне и с помощью рисунков-схем) строение и основные функции органов чувств: органов зрения, слуха, вкуса, обоняния, осязания. Соблюдает правила личной гигиены для сохранения здоровья органов чувств. |
Высказывает и обсуждает гипотезы, формулирует вывод на основе наблюдений, сопоставляет, обобщает. Пересказывает, принимает правила участия в учебном диалоге. Представляет информацию в «свёрнутом» виде (памятка). Выполняет рефлексивные действия: самооценка взаимодействия в совместной деятельности; самоконтроль правил поведения в житейских ситуациях. |
Успешно осуществляет взаимодействие с участниками учебной деятельности. Предвидит результат своей деятельности. Понимает личное затруднение и обращается за помощью к учителю. |
С.34-35 ответить на в., с.15 №40 р/т |
|
||||
11 |
7.10 |
|
Зрение. Гигиена зрения.
|
Характеризует (на элементарном уровне и с помощью рисунков-схем) строение и основные функции органов зрения, соблюдает правила личной гигиены для сохранения здоровья органов чувств. |
Высказывает и обсуждает гипотезы, формулирует вывод на основе наблюдений, сопоставляет, обобщает. Проводит опыт, наблюдения. Участвует в дидактической игре, читает. Пересказывает, принимает правила участия в учебном диалоге. Читает информацию, представленную на рисунках-схемах. |
Понимает роль человека в обществе. Понимает особую роль многонациональной России в развитии общемировой культуры. Уважительно относится к своей стране. Умеет сотрудничать в совместном решении проблемы, искать информацию. |
С.36-37 |
|
||||
12 |
9.10 |
|
Слух. Гигиена слуха. |
Характеризует (на элементарном уровне и с помощью рисунков-схем) строение и основные функции органов слуха, вкуса, обоняния, осязания. Соблюдает правила личной гигиены для сохранения здоровья органов чувств. |
Высказывает и обсуждает гипотезы, формулирует вывод на основе наблюдений, сопоставляет, обобщает. Проводит опыт, наблюдения. Участвует в дидактической игре. Читает, пересказывает. Принимает правила участия в учебном диалоге. Выполняет рефлексивные действия: самооценка взаимодействия в совместной деятельности; самоконтроль правил поведения в житейских ситуациях. |
Целостно, гармонично воспринимает мир. Проявляет интерес к окружающей природе, к наблюдениям за природными явлениями. |
С.38-40 (сообщение о Бетховене) |
|
||||
13 |
14.10 |
|
Обоняние, вкус, осязание, их роль в жизни человека.
|
Характеризует (на элементарном уровне и с помощью рисунков-схем) строение и основные функции органов чувств: органов зрения, слуха, вкуса, обоняния, осязания. Соблюдает правила личной гигиены для сохранения здоровья органов чувств. |
Высказывает и обсуждает гипотезы, формулирует вывод на основе наблюдений, сопоставляет, обобщает. Читает информацию, представленную на рисунках-схемах. Представляет информацию в «свёрнутом» виде (памятка). Выполняет рефлексивные действия: самооценка взаимодействия в совместной деятельности; самоконтроль правил поведения в житейских ситуациях. |
Успешно осуществляет учебную деятельность. Умеет доводить работу до конца. Предвидит результат своей деятельности. Адекватно оценивает результаты своей деятельности. |
С.40-45 читать |
|
||||
14 |
16.10 |
|
Мир чувств. |
Характеризует (на элементарном уровне и с помощью рисунков-схем) строение и основные функции органов чувств: органов зрения, слуха, вкуса, обоняния, осязания. Соблюдает правила личной гигиены для сохранения здоровья органов чувств. |
Выполняет интеллектуальные действия. Выполняет познавательные действия: наблюдение, опыт, ролевая игра, чтение. Пересказывает текст, принимает правила учебного диалога, составляет план текста, рассказ-повествование (на основе иллюстрации). Выполняет рефлексивные действия: самооценка эмоциональных реакций на житейские ситуации; контроль выполнения ролевых действий в ролевой игре. |
Использует информацию для решения учебных и практических задач. Умеет работать в коллективе. Слушает и слышит собеседника, ведет и поддерживает диалог, аргументированно отстаивает собственное мнение. |
С.46-52, подобрать картинки с выраженными эмоциями |
|
||||
15 |
21.10 |
|
Внимание. |
Умеет сосредотачиваться, выделять главное, быстро ориентироваться в игровой ситуации, переключается с одних действий на другие. |
Выполняет интеллектуальные действия: высказывание и обоснование предположений; анализ, сравнение, обобщение, формулирование вывода; выбор альтернативы. Выполняет рефлексивные действия: самооценка взаимодействия в совместной деятельности.
|
Умеет сотрудничать в совместном решении проблемы, искать информацию. Слушает и слышит собеседника, ведет и поддерживает диалог, аргументированно отстаивает собственное мнение. |
С.53-54 ( придумать задание на тренировку внимания) |
|
||||
16 |
23.10 |
|
Память.
|
Характеризует память как способность человека запоминать то, что он воспринимает с помощью органов чувств. Придумывает упражнения для развития памяти. |
Выполняет интеллектуальные действия: высказывание и обоснование предположений; анализ, сравнение, обобщение, формулирование вывода; выбор альтернативы; выделение главной мысли текста. Выполняет рефлексивные действия: самооценка взаимодействия в совместной деятельности и учебном диалоге; самоконтроль выполнения учебных задач. |
Использует информацию для решения учебных и практических задач. Умеет работать в коллективе. Слушает и слышит собеседника, ведет и поддерживает диалог, аргументированно отстаивает собственное мнение.
|
С.55-56, составить упр. Для тренировки памяти |
|
||||
Ты и твоё здоровье |
||||||||||||
17 |
28.10 |
|
Режим дня. |
Понимает, что главное богатство человека – его здоровье. Составляет режим дня четвероклассника. Составляет памятку с правилами здорового сна. Высказывает предположения, оценивает физическое развитие. Работает в парах. |
Анализирует, обобщает; формулирование вывода, установление причинно-следственных, последовательных и временных связей; выбор альтернативы, сравнение; выделение главной мысли текста. Читает, наблюдает. Пересказывает текст. Составляет текст по последовательной серии рисунков. Представляет информацию в «свёрнутом» виде (памятка). Выполняет рефлексивные действия: самооценка взаимодействия в совместной деятельности; самоконтроль правил поведения в житейских ситуациях. |
Предвидит результат своей деятельности. Адекватно оценивает результаты своей деятельности. |
С.58-64, написать свой режим дня |
|
||||
18 |
30.10 |
|
Режим дня |
Приводит примеры режима дня четвероклассника в выходной и будний день. Называет правила рационального питания. Умеет составить комплекс упражнений для систематической и оптимальной физической нагрузки. Составляет текст по теме урока (по последовательной серии рисунков). Представляет информацию в «свёрнутом» виде (памятка). |
Анализирует, обобщает; формулирование вывода, установление причинно-следственных, последовательных и временных связей; выбор альтернативы, сравнение; выделение главной мысли текста. Выполняет рефлексивные действия: самооценка взаимодействия в совместной деятельности; самоконтроль правил поведения в житейских ситуациях. |
Предвидит результат своей деятельности. Адекватно оценивает результаты своей деятельности. Умеет работать в группе. Проявляет интерес к окружающей природе, к наблюдениям за природными явлениями. Выражает свои чувства, вызванные состоянием природы. |
С.65-66, составить режим дня для спортсмена |
|
||||
19 |
11.11 |
|
Правила закаливания. |
Соблюдает правила закаливания, правила здорового образа жизни. Характеризует своими словами значение понятий «гигиена», «закаливание». Знает основные правила личной гигиены. Приводит примеры способов закаливания. Анализирует поведение детей, которые не выполняли правила закаливания. |
Выполняет интеллектуальные действия: анализ, построение логических связей, обобщение. Пересказывает текст. Составляет текст по иллюстрациям. Представляет информацию в «свёрнутом» виде (памятка). Выполняет рефлексивные действия: самооценка взаимодействия в совместной деятельности. |
Предвидит результат своей деятельности. Адекватно оценивает результаты своей деятельности. Умеет работать в коллективе. Проявляет интерес к окружающей природе, к наблюдениям за природными явлениями. Выражает свои чувства, вызванные состоянием природы. |
С.67-70, отв. на в. |
|
||||
20 |
13.11 |
|
Можно ли снять усталость? |
Различает понятия «физический и умственный труд». Анализирует ситуации, в большей степени вызывающие усталость. Анализирует упражнения по снятию усталости. Делает вывод о том, что такое усталость и как её устранить. |
Читает информацию, представленную на иллюстрациях. Осознает необходимость беречь своё здоровье.
|
Принимает нормы правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Умеет доводить работу до конца. Предвидит результат своей деятельности. Адекватно оценивает результаты своей деятельности. |
С.70-71 составь упр. Для снятия усталости |
|
||||
21 |
18.11 |
Экскурсия в музей гигиены |
Поговорим о вредных привычках. |
Различает полезные и вредные привычки. Участвует в обсуждении темы. |
Выполняет интеллектуальные действия: сравнение, анализ, обобщение, формулирование вывода. Читает, наблюдает. Речевые умения: план текста, рассказ-рассуждение.
|
Самостоятельно мотивирует свою деятельность, определяет цель работы (задания) и выделяет её этапы. Умеет доводить работу до конца. Умеет работать индивидуально и в малых группах. Слушает и слышит собеседника, ведет и поддерживает диалог, аргументированно отстаивает собственное мнение. |
С.72-75 выполнить здание |
|
||||
22 |
20.11 |
|
Поговорим о вредных привычках. Экскурсия в музей гигиены |
Создает плакат по теме «Осторожно – вредные привычки». |
Слушает информацию, Осознает необходимость беречь своё здоровье. |
Предвидит результат своей деятельности. Адекватно оценивает результаты своей деятельности. Умеет работать в коллективе. Проявляет интерес к окружающей природе, к наблюдениям за природными явлениями. Выражает свои чувства, вызванные состоянием природы. |
С.75 (подготовить плакат «Осторожно!Вредные привычки») |
|
||||
23 |
25.11 |
|
Когда дом становится опасным. |
Объясняет, при каких условиях человек может получить ожог и что при этом нужно делать. Составляет план поведения при пожаре. Составляет памятку «Правила поведения при пожаре», «Как уберечь себя на пожаре». |
Выполняет интеллектуальные действия: высказывание предположений, анализ жизненных ситуаций, оформление вывода, обобщение. Читает, наблюдает. Речевые умения: рассказ-рассуждение, пересказ. |
Умеет работать индивидуально и в малых группах. Слушает и слышит собеседника, ведет и поддерживает диалог, аргументированно отстаивает собственное мнение. |
С.76-81, плакат «Правила поведения при пожаре» |
|
||||
24 |
27.11 |
|
Когда дом становится опасным. |
Объясняет, как правильно обращаться с острыми предметами, при каких условиях человек может пораниться и что при этом нужно делать.
|
Читает информацию, отражённую на иллюстрациях. Представляет графическую информацию в виде текста. Представляет информацию в «свёрнутом» виде. Выполняет рефлексивные действия: самооценка жизненных ситуаций; контроль выполнения учебных задач. |
Успешно осуществляет взаимодействие с участниками учебной деятельности. Использует информацию для решения учебных и практических задач. Стремится иметь достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки. |
С.81-83, отвечать на в. |
|
||||
25 |
2.12 |
|
Улица полна неожиданностей. |
Наблюдает за ситуациями, возникающими в условиях дорожного движения. Отвечает на вопросы по теме. |
Выполняет интеллектуальные действия: анализ, установление причинно-следственных связей.
|
Умеет работать в коллективе. Слушает и слышит собеседника, ведет и поддерживает диалог, аргументированно отстаивает собственное мнение. |
С.84-87, нарисовать запрещающие знаки |
|
||||
26 |
4.12 |
|
Улица полна неожиданностей. |
Анализирует ситуации дорожного движения. Придумывает подписи к рисункам. Принимает участие в ролевой игре-упражнении: «Сигналы регулировщика». |
Выполняет рефлексивные действия: самооценка жизненных ситуаций; контроль выполнения учебных задач, «чтение» информации, выраженной в графическом виде; контроль выполнения роли в сюжетно-ролевой игре. |
Соотносит информацию с имеющимися знаниями.Самостоятельно мотивирует свою деятельность, определяет цель работы (задания) и выделяет её этапы. |
Нарисовать дорожные знаки «Предупреждающие» |
|
||||
27 |
9.12 |
|
Если случится беда.
|
Выполняет практическую работу «Правила оказания первой медицинской помощи». Составляет памятку «Признаки ядовитых растений». |
Выполняет интеллектуальные действия: анализ, установление причинно-следственных связей, обобщение, выделение главной мысли текста. Выполняет познавательные действия: наблюдения, опыт, игра-упражнение. |
Успешно осуществляет взаимодействие с участниками учебной деятельности. Использует информацию для решения учебных и практических задач. Стремится иметь достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки. |
С. 88-92, сообщение «Опасные животные» |
|
||||
28 |
11.12 |
|
Если случится беда. |
Характеризует своими словами значение понятий «здоровье», «здоровый образ жизни», «системы органов». Объясняет, что все органы в организме составляют единое целое. Называет изученные системы органов. Осознает, что режим дня, правильное питание, гигиена и физкультура укрепляют здоровье. Знает, какие вредные привычки разрушают здоровье человека. |
Выполняет рефлексивные действия: самооценка жизненных ситуаций; самоконтроль участия в совместной деятельности. |
Успешно осуществляет взаимодействие с участниками учебной деятельности. Использует информацию для решения учебных и практических задач. Стремится иметь достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки. |
С.92-97, сообщение «ядовитые грибы и растения» |
|
||||
Человек — часть природы
|
||||||||||||
29 |
16.12 |
|
Чем человек отличается от животных. |
Работает с иллюстрационным материалом. Составляет рассказ о значении речи в жизни людей. Работает в группах: описательный рассказ на тему «Развитие человека от рождения до старости». Строит рассказ-рассуждение:«Значение речи в жизни людей» (на основе «чтения» рисунков учебника). |
Выполняет интеллектуальные действия: сравнение, анализ, установление причинно-следственных связей, высказывание предположений, оформление вывода. Читает, наблюдает. Читает информацию, представленную на рисунках, оформляет её в виде текста. |
Проявляет интерес к окружающей природе, к наблюдениям за природными явлениями. Успешно осуществляет учебную деятельность. Использует информацию для решения учебных и практических задач.
|
С.100-104, выполнить задание |
|
||||
30 |
18.12 |
|
От рождения до старости (развитие человека).
|
Анализирует информацию видеофильма «Что умеет делать маленький ребенок». Сравнивает со своей реальной жизнью. Делает вывод об условиях, необходимых человеку для развития. Наблюдает за поведением малышей. Понимает важность заботы о стариках. |
Выполняет интеллектуальные действия: построение ассоциативного ряда, анализ, ориентировка в историческом времени, сравнение. Выполняет рефлексивные действия: самооценка жизненных ситуаций; самоконтроль участия в совместной деятельности. Читает информацию, представленную на рисунках, оформляет её в виде текста. Осознает необходимость внимательного отношения к окружающим людям. |
Успешно осуществляет учебную деятельность. Доводит работу до конца. Предвидит результат своей деятельности.Использует информацию для решения учебных и практических задач. |
С.108-111 отвечать на вопросы |
|
||||
Человек среди людей |
||||||||||||
31 |
23.12 |
|
Поговорим о доброте. |
Работает с иллюстрационным материалом. Пересказывает и делает выводы о прочитанном произведении. Умеет вести беседу. Применяет правила общения. Работает в группах. Моделирует ситуации, раскрывающие поведение человека среди людей. |
Выполняет интеллектуальные действия: анализ, установление причинно-следственных связей, аргументация суждений, оформление вывода. Выполняет рефлексивные действия: оценка жизненных ситуаций, самооценка отношения к окружающим людям. |
Успешно осуществляет взаимодействие с участниками учебной деятельности. Предвидит результат своей деятельности. Понимает личное затруднение и обращается за помощью к учителю. Осознает необходимость доброго отношения к окружающим людям. |
С.114-117 ( составь рассказ о добром поступке) |
|
||||
32 |
25.12 |
|
Что такое справедливость. |
Работает в группе. Участвует в обсуждении художественных произведений о несправедливости, корысти, нечестности. Отвечает на вопросы. Анализирует жизненные ситуации. Составляет план ответапо теме «Что такое справедливость». |
Выполняет интеллектуальные действия: анализ, установление причинно-следственных связей, аргументация суждений, оформление вывода. Создает обобщённый план ответа по теме. Читает информацию, представленную в рисунках, выраженную в художественном тексте. Осознает необходимость справедливого отношения к окружающим людям. |
Использует информацию для решения учебных и практических задач. Умеет работать в коллективе. Слушает и слышит собеседника, ведет и поддерживает диалог, аргументированно отстаивает собственное мнение. |
С.118-125 отвечать на вопросы |
|
||||
33 |
13.01 |
|
О смелости. |
Делает вывод, что страх – это врожденная эмоция человека, которая позволяет ему сохранить жизнь, избежать неприятностей, уберегает его от непродуманных поступков. Приводит примеры ситуаций, в которых надо действовать вопреки страху, решительно. |
Выполняет интеллектуальные действия: анализ текста, выделение главной мысли, объяснение смысла пословицы, аргументация суждений. Читает, наблюдает, пересказывает.
|
Успешно осуществляет взаимодействие с участниками учебной деятельности. Предвидит результат своей деятельности. Понимает личное затруднение и обращается за помощью к учителю. |
С.126-127, выполнить задание (письменно) |
|
||||
34 |
15.01 |
|
Умеешь ли ты общаться. |
Обсуждает коммуникационные ситуации. Определяет, какие из представленных диалогов можно называть культурными и почему. |
Выполняет интеллектуальные действия: анализ, сравнение, обобщение, выбор альтернативы, аргументация суждений. Читает, наблюдает, пересказывает. |
Предвидит результат своей деятельности. Адекватно оценивает результаты своей деятельности. |
С.128-133, правила культурного человека |
|
||||
35 |
20.01 |
|
Умеешь ли ты общаться. |
Фиксирует условия успешной коммуникативной деятельности людей. Осознает необходимость толерантного отношения к окружающим людям. |
Выполняет рефлексивные действия: оценка жизненных ситуаций, событий, художественных произведений. Свертывает информацию (памятка). |
Сотрудничает в совместном решении проблемы. Умеет доводить работу до конца. Предвидит результат своей деятельности. Слушает и слышит собеседника, ведет и поддерживает диалог. |
С.134-138, выполнить задание |
|
||||
36 |
22.01 |
|
Природные зоны России. Зона арктических пустынь и тундра. |
Характеризует природные зоны: «арктические пустыни» и «тундра». Различает (по описанию, рисункам, фото) природные зоны. Работает с картой: выполняет учебные задачи. Находит изучаемую природную зону. Называет особенности природной зоны: температуру воздуха, длительность холодных (летних месяцев), характеристика почвы, специфика растительного и животного мира. |
Выполняет интеллектуальные действия: высказывание предположения; установление причинно-следственных связей; анализ, сравнение, дифференциация. Составляет тезисы по тексту (выделяет главные мысли). Осознает мотивы изучения темы, анализирует свое отношение к природе; понимает правила взаимодействия в совместной деятельности. Читает информацию, представленную в видеоматериалах. Имеет экологические представления об охране природы человеком. |
Идентифицирует себя как гражданина Российской Федерации. Понимает особую роль многонациональной России в развитии общемировой культуры. Умеет соотносить информацию с имеющимися знаниями |
С.6-17 ( паспорт животного) |
. |
||||
37 |
27.01 |
|
Природные зоны России. Тайга и зона смешанных лесов. |
Характеризует природные зоны «тайга», «зона смешанных лесов». Различает (по описанию, рисункам, фото) природные зоны. Работает с картой: выполняет учебные задачи. Находит изучаемую природную зону. Называет особенности природной зоны: температуру воздуха, длительность холодных (летних месяцев), характеристику почвы, специфику растительного и животного мира. |
Выполняет интеллектуальные действия: анализ, классификация, обобщение. Выполняет познавательные действия: работа с картой. Объясняет значения устаревших слов; составляет план-пересказ. Анализирует свое отношение к природе; понимает правила взаимодействия при групповой совместной деятельности. Представляет информацию в табличном виде. |
Идентифицирует себя как гражданина Российской Федерации. Проявляет толерантность к людям, независимо от возраста, национальности, вероисповедания. |
С.18-29 ( паспорт животного) |
|
||||
38 |
29.01 |
|
Природные зоны России. Степи и пустыни. Экскурсия в зоологический музей. |
Характеризует природные зоны России «степи» и «пустыни». Различает (по описанию, рисункам, фото) природные зоны. Работает с картой: выполняет учебные задачи. Находит изучаемую природную зону. Рассказывает о специфике растительного и животного мира. |
Выполняет интеллектуальные действия: анализ, сравнение, классификация, оформление вывода. Выполняет регулятивные действия: оценка своего участия в совместной групповой деятельности. Работает со справочной литературой; готовит презентации.
|
Идентифицирует себя как гражданина Российской Федерации. Проявляет толерантность к людям, независимо от возраста, национальности, вероисповедания. |
С.30-36 ( паспорт животного) |
|
||||
39 |
3.02 |
|
Почвы России.
|
Анализирует состав почвы. Создает коллективный проект «Берег реки» с изображением среза земли с почвенным слоем и нижележащими слоями. Делает вывод, что любое природное существо полезно и имеет свое место в природе независимо от внешней непривлекательности. |
Анализирует, обобщает. Установление причинно-следственных связей, оформление вывода. Выполняет познавательные действия: наблюдения, опыт. Осознает положение «вредных живых существ в природе не бывает». |
Умеет сотрудничать в совместном решении проблемы, искать информацию. Понимает ценность любой жизни. Проявляет толерантность к людям, независимо от возраста, национальности, вероисповедания. |
С.37-39 (плакат «Охраняй почву» |
|
||||
40 |
5.02 |
|
Рельеф России. |
Работает с картой: находит разные рельефы, узнает и различает по цвету равнины России. Характеризует понятия «рельеф», «равнина». |
Выполняет интеллектуальные действия: высказывает предположения; сравнивает ложные и истинные высказывания; анализирует; сравнивает, обобщает. Выполняет познавательные действия: работает с картой.
|
Умеет сотрудничать в группе, в паре. Идентифицирует себя как гражданина Российской Федерации. Проявляет толерантность к людям, независимо от возраста, национальности, вероисповедания. |
С.40-46 отвечать на вопросы |
|
||||
41 |
10.02 |
|
Рельеф России. |
Работает с картой: находит разные рельефы, узнает и различает по цвету горные цепи России. |
Характеризует понятия; составляет рассказ-описание. Читает информацию, представленную в графическом виде (карта). |
Умеет соотносить информацию с имеющимися знаниями. Понимание ценности любой жизни.
|
С.46-50, выполнить задние |
|
||||
42 |
12.02 |
|
Как возникали и строились города. |
Составляет опоры для пересказа (условные, графические, пиктографические). Различает кремлёвские города и их достопримечательности. Работает в парах: высказывает суждения на тему «Почему улицы так называются?» (на примере одного названия). Оценивает совместную деятельность: как работали пары, были ли трудности, почему они возникли. |
Выполняет интеллектуальные действия: высказывание предположения; анализ, обобщение изученного материала; установление причин исторического факта и события. Пересказывает с опорой на иллюстративный материал. Понимает правила совместной деятельности в парах. Оценивает деятельность. Готовит презентацию сообщения.
|
Умеет сотрудничать в совместном решении проблемы, искать информацию. Понимание ценности любой жизни. |
С.51-58 выполнить задание письменно |
|
||||
43 |
17.02 |
|
Россия и ее соседи. Япония. |
Проводит виртуальную экскурсию по Японии. Продумывает вопросы, которые помогут больше узнать о стране. Готовит программу встречи экскурсантов, находит дополнительную информации о стране. |
Выполняет интеллектуальные действия: анализ, сравнение. Пересказывает текст. Удерживает учебную задачу при выполнении творческого задания. Работает с воображаемой ситуацией. Читает информацию, представленную в видеоматериалах. Испытывает уважение к народам других стран и людям разных национальностей. |
Идентифицирует себя как гражданина Российской Федерации. Проявляет толерантность к людям, независимо от возраста, национальности, вероисповедания. |
С.59-61 сообщение |
|
||||
44 |
19.02 |
|
Россия и ее соседи. Китай. |
Проводит виртуальную экскурсию по Китаю. Продумывает вопросы, которые помогут больше узнать о стране. Готовит программу встречи экскурсантов, находит дополнительную информации о стране. |
Выполняет интеллектуальные действия: сравнение, анализ. Составляет план рассказа на предложенную тему, рассказ-рассуждение. Оценивает совместную деятельность в парах. Читает информацию, представленную в иллюстративном виде.
|
Понимает, что такое гуманное отношение к людям. Использует информацию для решения учебных и практических задач. Идентифицирует себя как гражданина Российской Федерации. Проявляет толерантность к людям, независимо от возраста, национальности, вероисповедания. |
С.62-63 сообщение |
|
||||
45 |
24.02 |
|
Россия и ее соседи. Королевство Дания. |
Проводит виртуальную экскурсию по Дании. Продумывает вопросы, которые помогут больше узнать о стране. Готовит программу встречи экскурсантов, находит дополнительную информации о стране. |
Выполняет интеллектуальные действия: анализ, характеристика, обобщение, оформление вывода. Составляет рассказ-описание, находит информацию в словарях. Работает с воображаемой ситуацией. Читает информацию, представленную в иллюстративном виде, в графическом виде (карта), работа с энциклопедическими словарями. |
Любит свою семью. Умеет доводить работу до конца. Предвидит результат своей деятельности. Успешно осуществляет учебную деятельность. Слушает и слышит собеседника, ведет и поддерживает диалог, аргументированно отстаивает собственное мнение. Успешно осуществляет учебную деятельность. |
С.64-68 (сообщение) |
|
||||
Человек – творец культурных ценностей
|
||||||||||||
46 |
26.02 |
|
Что такое культура. |
Соотносит произведение искусства с его автором. Называет имена выдающихся деятелей литературы и искусства разных исторических эпох и их произведения. |
Выполняет интеллектуальные действия: высказывание предположений; характеристика понятий «ценность», «культура»; обобщение, анализ. Составляет рассказ-рассуждение, рассказ-описание. Осознает мотив изучения данного раздела; оценивает свою деятельность. |
Умеет искать нужную информацию. Самостоятельно мотивирует свою деятельность, определяет цель работы (задания) и выделяет её этапы.Слушает и слышит собеседника, ведет и поддерживает диалог, аргументированно отстаивает собственное мнение. |
С.70-72 создай своё рисунчатое письмо |
|
||||
47 |
3.03 |
|
Из истории письменности. |
Работает со схемой. Предлагает варианты символического обозначения разных сторон культуры или ее различных ценностей. Читает информацию, представленную в графическом виде и в справочной литературе. Анализирует разные способы письма. |
Выполняет интеллектуальные действия: представление информации в знаковом виде; анализ, сопоставление, обобщение. Составляет рассказ-рассуждение (на основе сравнения), пересказывает текст. Представляет информацию в знаковом виде. Оценивает свои познавательные возможности и совместную деятельность (сравнивает её цели и полученный результат). |
Соотносит информацию с имеющимися знаниями. Адекватно оценивает результаты своей деятельности. Умеет работать в коллективе. Успешно осуществляет учебную деятельность. Слушает и слышит собеседника, ведет и поддерживает диалог, аргументированно отстаивает собственное мнение. |
С.72-75, собщение |
|
||||
48 |
5.03 |
|
О первых школах и книгах. |
Высказывает предположения о том, что дает образование человеку и обществу. Составляет план рассказа«Особенности первых школ в России». Составляет рассказ о первых берестяных грамотах. Находит дополнительную информацию по теме в разных источниках. Готовит вопросы для одноклассников по теме урока. |
Выполняет интеллектуальные действия: высказывание предположений; анализ, установление причинно-следственных связей; сравнение. Составляет план текста; рассказ-описание, готовит пересказ. Анализирует решение учебных задач. Читает информацию, представленную в произведении живописи.
|
Самостоятельно мотивирует свою деятельность, определяет цель работы (задания) и выделяет её этапы. Уважительно относится к людям труда, к своей стране. Умеет соотносить информацию с имеющимися знаниями |
С.76-80 сообщение «Берестяные грамоты» |
. |
||||
49 |
10.03 |
|
О первых школах и книгах. |
Выясняет с помощью энциклопедического словаря, в правление какого императора были открыты первые университеты в России и Смольный институт. |
Выполняет интеллектуальные действия: анализ, сравнение, высказывание предположений. Составляет план текста; рассказ-описание, готовит пересказ.
|
Умеет работать индивидуально и в малых группах. Слушает и слышит собеседника, ведет и поддерживает диалог, аргументированно отстаивает собственное мнение.Умеет соотносить информацию с имеющимися знаниями. |
Сообщение «Первые книги» или « первые школы» |
|
||||
50 |
12.03 |
|
Чему и как учились в России при Петре I. |
Готовит сообщение о М.В. Ломоносове, о его вкладе в развитие русской науки и искусства. Анализирует условия, созданные в современной России для образования детей. Рассказывает, кем мечтает стать в будущем и где можно получить эту профессию. |
Выполняет интеллектуальные действия: анализ, сравнение, высказывание предположений. Составляет план текста; рассказ-рассуждение, готовит пересказ. |
Успешно осуществляет взаимодействие с участниками учебной деятельности. Использует информацию для решения учебных и практических задач. Стремится иметь достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки. |
С.81-85 ( сообщение по темам, данным в учебнике) |
|
||||
51 |
17.03 |
|
Русское искусство до XVIII века. |
Обсуждает тему «Является ли искусство частью культуры?». Называет объекты культурного наследия России: храм Василия Блаженного, Дмитриевский собор во Владимире, иконы Андрея Рублева. |
Выполняет интеллектуальные действия: высказывание предположения, установление причинно-следственных связей, анализ, сравнение. Составляет план текста; рассказ-описание (с опорой на иллюстрации), готовит пересказ. |
Адекватно оценивает результаты своей деятельности. Соотносит информацию с имеющимися знаниями.Самостоятельно мотивирует свою деятельность, определяет цель работы (задания) и выделяет её этапы. |
С. 86-90 выполнить задание |
|
||||
52 |
19.03 |
|
Русское искусство до XVIII века. |
Рассказывает о различных ремесленных изделиях. Работает в группе, рассказывает о назначении древнерусского оружия и доспехов. Участвует в кукольном представлении. |
Оценивает свое отношение к произведениям архитектуры и искусства. Читает информацию, представленную на иллюстрациях. Проявляет интерес и уважение к произведениям древнего искусства. |
Предвидит результат своей деятельности. Адекватно оценивает результаты своей деятельности. Находит нужную информацию. Доводит работу до конца. |
С.91-95сообщение «кукольный театр» |
|
||||
53 |
2.04 |
|
Искусство России XVIII века. |
Рассказывает о русской архитектуре. Называет сходства и различия архитектурных сооружений этого времени. Характеризует понятия «портретист», «крепостной художник», «парадный портрет». |
Выполняет интеллектуальные действия: высказывание предположения; анализ, сравнение, характеристика понятий «портретист», «крепостной художник», «парадный портрет». Составляет рассказ-описание. Оценивает свое отношение к произведениям архитектуры и искусства.
|
Умеет доводить работу до конца. Предвидит результат своей деятельности. Слушает и слышит собеседника, ведет и поддерживает диалог. Уважительно относится к людям труда, к своей стране. Умеет соотносить информацию с имеющимися знаниями. |
С.96-101 сообщение о художникх |
|
||||
54 |
7.04 |
|
Искусство России XVIII века.
|
Рассказывает о некоторых русских художниках. Узнает картины, называет их автора. Находит дополнительную информацию в Интернете. Называет нескольких известных русских актеровXVIII века.
|
Читает информацию, представленную в иллюстративном ряде и видеоматериалах. Проявляет интерес и уважение к произведениям искусства.
|
Самостоятельно мотивирует свою деятельность, определяет цель работы (задания) и выделяет её этапы. Уважительно относится к людям труда, к своей стране. Умеет соотносить информацию с имеющимися знаниями. |
С. 102-103 ( подготовить сообщение « Люди искусства 18 века) |
|
||||
55 |
14.04 |
|
«Золотой век» русской культуры (XIX век). |
Составляет небольшое сообщение о поэте или писателе XIX века (по выбору) с использованием текстов учебника и справочной литературы. Анализирует и оценивает совместную деятельность:всё ли удалось, какие получили результаты. |
Выполняет интеллектуальные действия: высказывание предположений; сравнение, обобщение, характеристика понятий «золотой век русской культуры», «передвижники». Оценивает свое отношение к произведениям литературы и искусства; производит анализ совместной деятельности. |
Сотрудничает в группе, в паре; ищет информацию. Выражает свои чувства, вызванные состоянием природы. Уважительно относится к людям труда, к своей стране. Умеет соотносить информацию с имеющимися знаниями. |
С.104 – 112 выполнить задание |
|
||||
56 |
16.04 |
|
«Золотой век» русской культуры (XIX век). |
Читает информацию, представленную в иллюстративном ряде и видеоматериалах, в справочной литературе; подготовка презентации к сообщению. Готовить сообщение «Художники XIX века» (по выбору, с презентацией). |
Проявляет интерес и уважение к произведениям литературы и искусства, осознает свою принадлежность к великой русской культуре. Соотносит информацию с имеющимися знаниями.
|
Умеет соотносить информацию с имеющимися знаниями, работать в малых группах. Ведет и поддерживает диалог, аргументированно отстаивает собственное мнение. Самостоятельно мотивирует свою деятельность, определяет цель работы (задания) и выделяет её этапы. |
с.113-124 (сообщение) |
|
||||
57 |
21.04 |
|
Искусство России XVIII-ХХ века. Экскурсия в Русский музей |
Работает в группах: готовит сообщение на тему «Великие художники России XVIII- ХХ века». Оформляет выводпо теме. Оценивает свое отношение к литературе и искусству. |
Выполняет интеллектуальные действия: высказывание предположения, сравнение, анализ, обобщение. Читает информацию, представленную в иллюстративном ряде и видеоматериалах, в справочной литературе; подготовка презентации к сообщению. |
Успешно осуществляет взаимодействие с участниками учебной деятельности.Предвидит результат своей деятельности. Понимает личное затруднение и обращается за помощью к учителю. Уважительно относится к людям труда, к своей стране. Умеет соотносить информацию с имеющимися знаниями. |
С.126-132 ( сообщение) |
|
||||
Человек – защитник своего Отечества
|
||||||||||||
58 |
23.04 |
|
Как Русь боролась с половцами. |
Устанавливает последовательность важнейших исторических событий. Пересказывает текст, разбивает его на части, выделяет главную мысль каждой части. |
Выполняет интеллектуальные действия: установление причинно-следственных и временных связей; анализ, сравнение, обобщение. Пересказывает от первого лица (воображаемая ситуация), составляет рассказ-рассуждение. |
Успешно осуществляет взаимодействие с участниками учебной деятельности.Уважительно относится к людям труда, к своей стране. Умеет соотносить информацию с имеющимися знаниями. |
С.134-136 сообщение «Владимир Мономах» |
|
||||
59 |
28.04 |
|
Битва на Чудском озере. Куликовская битва. |
Характеризует князя Александра Невского. Работает с картами в рабочей тетради. Анализирует тактику ведения боя. Сравнивает Александра Невского с русским богатырем. Понимает значение выражения «Золотая Орда». Называет несколько исторических фактов о Куликовской битве. |
Осознает мотив изучения темы. Читает информацию, представленную в графическом и иллюстративном виде. Осознает долг человека – защищать своё Отечество от врагов. |
Соотносит информацию с имеющимися знаниями.Самостоятельно мотивирует свою деятельность, определяет цель работы (задания) и выделяет её этапы. |
С.136-139 сообщение «Александр Невский» |
|
||||
60 |
30.04 |
|
Отечественная война 1812 года. |
Самостоятельно читает текст и выделяет его главную мысль. Анализирует причины поражения Наполеона в России. Кратко рассказывает о великом русском полководце М.И. Кутузове. |
Выполняет интеллектуальные действия: характеристика понятия «Отечественная война»; анализ, обобщение, установление причинно-следственных связей. Осознает долг человека защищать своё Отечество от врагов. |
Самостоятельно мотивирует свою деятельность, определяет цель работы (задания) и выделяет её этапы. Уважительно относится к людям труда, к своей стране. Умеет соотносить информацию с имеющимися знаниями. |
С.140-143 выполнить задание |
|
||||
61 |
5.05 |
|
Великая Отечественная война 1941– 1945 гг. |
Рассказывает о главных событиях Великой Отечественной войны. Находит дополнительную информацию в разных источниках. Работает с картой. Находит и называет города, в которых во время войны работали крупные военные предприятия. |
Выполняет интеллектуальные действия: анализ, установление причинно-следственных и временных связей; обобщение. Составляет рассказ-повествование.
|
Успешно осуществляет взаимодействие с участниками учебной деятельности. Предвидит результат своей деятельности. Понимает личное затруднение и обращается за помощью к учителю. |
С.144-148 составить вопросы по прочитанному |
|
||||
62 |
7.05 |
|
Великая Отечественная война 1941– 1945 гг. Экскурсия в музей блокады Ленинграда |
Изготавливает плакат. Готовит вопросы для встречи с ветераном. Рассказывает о родственниках – участниках Великой Отечественной войны. |
Анализирует участие в совместной деятельности. Готовит презентацию сообщения. Осознает долг человека – защищать своё Отечество от врагов, гордость за героическую историю России.
|
Соотносит информацию с имеющимися знаниями. Понимание ценности любой жизни. Успешно осуществляет учебную деятельность. Доводит работу до конца. Предвидит результат своей деятельности |
С.148-154 презентация «Блокада Ленинграда» |
. |
||||
Гражданин и государство |
||||||||||||
63 |
12.05 |
|
Гражданин и государство. |
Характеризует права и обязанности гражданина России. Составляет диалог по теме. Находит информацию о народах, живущих в России, об их традициях. |
Анализирует, обобщает; сравнение, характеристика понятий «государство», «органы власти», «государственный язык», «патриот». |
Сотрудничает в совместном решении проблемы, в поиске информации. Понимание ценности любой жизни. |
С.156-157 отвечать на вопросы |
|
||||
64 |
14.05 |
|
Права и обязанности граждан. |
Объясняет, что такое «закон». Называет несколько законов нашего государства. Работает в группах, иллюстрирует с помощью пиктограмм положения Конституции, гарантирующие права и свободы граждан России. |
Оценивает выполнение учебных заданий.
|
Успешно осуществляет взаимодействие с участниками учебной деятельности. Предвидит результат своей деятельности. Понимает личное затруднение и обращается за помощью к учителю. |
С.158-159 выполнить задание |
|
||||
65 |
19.05 |
|
Символика России.
|
Рассказывает о главных символах нашей страны в разные исторические периоды. Знает текст и исполняет Гимн Российской Федерации. Рассказывает о гербе города, района. |
Идентифицирует себя с принадлежностью к государству, российскому народу; проявляет уважение к символике государства. Умеет сотрудничать в совместном решении проблемы, искать информацию. |
Понимает роль человека в обществе. Понимает особую роль многонациональной России в развитии общемировой культуры. Уважительно относится к своей стране. |
С.160-163 сообщение «Герб и флаг России» |
|
||||
66 |
21.05 |
|
Резерв |
|
|
|
|
|
||||
67 |
|
|
Резерв |
|
|
|
|
|
||||
68 |
|
|
Резерв |
|
|
|
|
|
||||
5. Перечень учебно-методических средств обучения, ЭОР (электронных образовательных ресурсов)
1.– Виноградова, Н. Ф.. Окружающий мир : 4 класс : учебник для учащихся общеобразовательных учреждений : в 2 ч. / Н. Ф. Виноградова, Г. С. Калинова. – М. :Вентана-Граф, 2013.
2.– Виноградова, Н. Ф. Окружающий мир: : 4 класс : рабочая тетрадь № 1, 2 для учащихся общеобразовательных учреждений / Н. Ф. Виноградова, Г. С. Калинова. – М. :Вентана-Граф, 2013.
Методическая литература
1.Виноградова Н.Ф. Окружающий мир. Методика обучения. - – М. :Вентана-Граф, 2010
2.Поурочные планы по учебнику .– Виноградова, Н. Ф.. Окружающий мир : 4 класс Волгоград – «Учитель» 2012
Электронная энциклопедия Кирилл и Мефодий 4 класс. Окружающий мир
Уроки Кирилла и Мефодия 4 класс. Окружающий мир. Начальная школа
6.Требования к уровню подготовки обучающихся
К концу обучения в 4 классе учащиеся должны (с учётом достигнутого в 1-3 классах):
называть (приводить примеры):
признаки живого организма;
признаки, характерные для человека (в
отличие от животных);
основные органы и системы органов
человека и их функции;
правила здорового образа жизни;
права гражданина и ребёнка в России;
основных правителей российского государства (князь, первый царь, первый и последний императоры);
народы, населяющие Россию;
различать (соотносить):
год и век, арабские и римские цифры;
искусственные тела (изделия) и тела природы;
полезные и вредные привычки;
эмоциональные состояния
и чувства окружающих (страх, радость и др.);
события, персоналии и их
принадлежность конкретной
исторической эпохе (Древняя Русь, Московская Русь, Россия, современная Россия);
решать задачи в учебных и бытовых ситуациях:
раскрывать значение
нервной, опорно-двигательной,
пищеварительной, кровеносной систем, органов человека;
применять правила здорового образа
жизни в самостоятельной повседневной
деятельности (уход за зубами, защита
органов дыхания, органов чувств, двигательный режим и др.);
раскрывать причины отдельных событий
в жизни страны, причины возникновения
войн и даты основных войн в истории России;
узнавать по тексту, к какому времени
относится это событие (в соответствии
с программой);
составлять связный рассказ на
следующие темы: «Человек —
биологическое существо», «Как быть здоровым», «Как развить свою память»,
«Если случилась беда»; «Человек отличается от животных», «Какими были школа и
образование в разные исторические времена»,
«Родной край»
объяснять значение понятий «человек — живой
организм», «здоровый образ жизни», «вредные привычки».
«государство», «права ребенка»;
в повседневной жизни применять правила
нравственного поведения (в отношении
ко взрослым, детям, знакомым и
незнакомым);
работать с географической и
исторической карт; выполнять задания
на контурной карте, представленные в рабочей тетради.
8.Критерии и нормы оценки
результатов освоения программы обучающимися
Для контроля и оценки знаний и умений по окружающему миру используется индивидуальная и фронтальная устные проверки, различные письменные работы, которые не требуют развернутого ответа с большой затратой времени, а так же самостоятельные практические работы с картами, приборами, моделями.
Фронтальный опрос проводится как беседа – полилог, в котором участвуют обучающиеся всего класса. Учитель подготавливает серию вопросов по конкретной теме курса, на которые обучающиеся дают конкретные обоснованные ответы. Поскольку основная цель таких бесед – проверка осознанности усвоения учебной программы, это определяет необходимость подбора таких вопросов, которые проверяют не только знания фактического материала, но и умение сопоставлять факты, выбрать альтернативу, сравнивать, проанализировать, найти причину явления.
Индивидуальный устный опрос также имеет свои специфические особенности. Можно выделить индивидуального формы опроса: рассказ – описание и рассказ – рассуждение.
При оценке рассказа – описания учитывается полнота раскрытия вопроса, выделение наиболее существенных признаков объекта, логичность изложения, передача своего отношения к описываемому предмету. Положительной оценке заслуживает желание ученика отступить от текста учебника, не повторять дословно, а высказывать мысль своими словами, привести собственные примеры из жизненного опыта. Особо отмечается использование дополнительной литературы и иллюстрированного материала, самостоятельно выполненных рисунков и схем
Рассказ – рассуждение проверяет умение обучающегося самостоятельно обобщить полученные знания, правильно установить причинно следственные, пространственные и временные связи, использовать приобретенные знания в нестандартной ситуации с применением схем, таблиц, диаграмм. Это вид опроса очень важен для проверки уровня развития школьника, сформированности логического мышления, воображения, связной речи – рассуждения.
Характеристика цифровой оценки
Основная цель контроля - проверка знания фактов учебного материала, умения детей делать простейшие выводы, высказывать обобщенные суждения, приводить примеры из дополнительных источников, применять комплексные знания.
Оценка "5» ставится ученику, если он осознанно и логично излагает учебный материал, используя свои наблюдения в природе, устанавливает связи между объектами и явлениями природы (в пределах программы), правильно выполняет практические работы и дает полные ответы на все поставленные вопросы.
Оценка "4" ставится ученику, если его ответ в основном соответствует требованиям, установленным для оценки "5", но ученик допускает отдельные неточности в изложении фактическою материала, в использовании отдельных практических работ. Все эти недочеты ученик легко исправляет сам при указании на них учителем.
Оценка "3» ставится ученику, если он усвоил основное содержание учебного материала, но допускает фактические ошибки, не умеет использовать результаты своих наблюдений в природе, затрудняется устанавливать предусмотренные программой связи между объектами и явлениями природы, в выполнении практических работ, но может исправить перечисленные недочеты с помощью учителя.
Оценка "2" ставится ученику, если он обнаруживает незнание большей части программного материала, не оправляется с выполнением практических работ даже с помощью учителя.
Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки по окружающему миру.
Ошибки:
• Неправильное определение понятия, замена существенной характеристики понятия несущественной.
• Нарушение последовательности в описании объекта (явления) в тех случаях, когда она является существенной.
• Неправильное раскрытие (в рассказе-рассуждении) причины, закономерности, условия протекания того или иного изученного явления.
• Ошибки в сравнении объектов, их классификации на группы по существенным признакам.
• Незнание фактического материала, неумение провести самостоятельные примеры, подтверждающие высказанное суждение.
• Отсутствие умения выполнять рисунок, схему, неправильное заполнение таблицы; неумение подтвердить свой ответ схемой, рисунком, иллюстративным материалом.
• Ошибки при постановке опыта, приводящие к неправильному результату.
• Неумение ориентироваться на карте и плане, затруднения в правильном показе изученных объектов (природоведческих и исторических).
• Монотонность чтения, отсутствие средства выразительности.
Недочеты:
• Преобладание при описании объекта несущественных его признаков.
• Неточности при выполнении рисунков, схем, таблиц, не влияющих отрицательно на результат работы; отсутствие обозначений и подписей.
• Отдельные нарушения последовательности операций при проведении опыта, не приводящие к неправильному результату.
• Неточности в определении назначения прибора, его применение осуществляется после наводящих вопросов.
• Неточности при нахождении объекта на карте.
9.Список литературы
1.– Виноградова, Н. Ф.. Окружающий мир : 4 класс : учебник для учащихся общеобразовательных учреждений : в 2 ч. / Н. Ф. Виноградова, Г. С. Калинова. – М. :Вентана-Граф, 2013.
2.– Виноградова, Н. Ф. Окружающий мир: : 4 класс : рабочая тетрадь № 1, 2 для учащихся общеобразовательных учреждений / Н. Ф. Виноградова, Г. С. Калинова. – М. :Вентана-Граф, 2013.
Методическая литература
1.Виноградова Н.Ф. Окружающий мир. Методика обучения. - – М. :Вентана-Граф, 2010
2.Поурочные планы по учебнику .– Виноградова, Н. Ф.. Окружающий мир : 4 класс Волгоград – «Учитель» 2012
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.