Рабочие программы по ОБЖ с 5-7 класс разработаны с учетом ФГОС
Оценка 4.8

Рабочие программы по ОБЖ с 5-7 класс разработаны с учетом ФГОС

Оценка 4.8
Документация +2
docx
ОБЗР
5 кл—7 кл
28.04.2018
Рабочие программы по ОБЖ с 5-7 класс разработаны с учетом ФГОС
Настоящая программа по ОБЖ для 5-11 классов создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, даёт распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. В настоящей учебной программе реализованы требования федеральных законов: «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «Об охране окружающей природной среды», «О пожарной безопасности», «О гражданской обороне», «О воинской обязанности и военной службе» и др.программа
программа.docx
Аннотация рабочей программы по ОБЖ в 5,8,9,10,11 классах Настоящая программа по ОБЖ для 5­11 классов создана на основе федерального компонента  государственного стандарта основного общего образования. Программа конкретизирует  содержание предметных тем образовательного стандарта, даёт распределение учебных часов  по разделам курса и последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учётом  межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных  особенностей учащихся. В настоящей учебной программе реализованы требования федеральных законов: «О защите  населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «Об  охране окружающей природной среды», «О пожарной безопасности», «О гражданской обороне», «О воинской обязанности и военной службе» и др. Содержание программы выстроено по трем линиям: в  5­11  классах обеспечение личной  безопасности в повседневной жизни, оказание первой медицинской помощи, основы безопасного поведения человека в чрезвычайных ситуациях; обеспечение личной безопасности и сохранение  здоровья; государственная система обеспечения безопасности населения; в 10­11 ­ основы  обороны государства и воинская обязанность для 10­11 классов. Цели изучения курса «Основы безопасности жизнедеятельности»:  освоение знаний о здоровом образе жизни; об опасных и чрезвычайных ситуациях и основах  безопасного поведения при их возникновении; развитие качеств личности, необходимых для ведения ЗОЖ, обеспечение безопасного  поведения при ЧС; воспитание чувства ответственности за личную безопасность, свое здоровье и жизнь; овладение умениями оценивать потенциальные опасности и правильно действовать в случае их  наступления, использовать средства индивидуальной и коллективной защиты, оказывать первую медицинскую помощь. При изучении курса ОБЖ используются учебники А.Т.Смирнова для 5 ­11 классов. На  изучение ОБЖ выделено: 5, 8,9, 10 классы – 1час в неделю (34 в год); II.Содержание учебного предмета, курса. Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями к результатам освоения  основной образовательной программы основного общего образования Федерального  государственного образовательного стандарта основного общего образования и направлена на  достижения учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов по курсу  «Основы безопасности жизнедеятельности»А.Т.Смирнов; Б.О.Хренников, Просвещение,2014г. Структурно программа состоит из двух модулей ,пяти разделов и 9 тем и рассчитана на 35  часов(в т.ч. контрольных уроков ,зачётов ,тестов .) Учебный курс «Основы безопасности  жизнедеятельности» строиться так,чтобы были достигнуты следующие цели. Цели: ­ безопасное поведение учащихся в чрезвычайных ситуациях природного. техногенного и  социального характера; ­ понимание каждым учащимся важности сбережения и защиты личного здоровья как  индивидуальной и общественной ценности; ­ принятие учащимися ценностец гражданского общества: прав человека, правового государства, ценностей семьи; ­ антиэкстремистское мышление и антитеррористическое поведение учащихся, в том числе  нетерпимость к действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни человека; ­ отрицательное отношение учащихся к приёму психоактивных веществ, в том числе наркотиков; ­ готовность и способность учащихся к нравственному самосовершенствованию.достижение этих  целей обеспечивается решением следующих задач. Задачи: ­ формирование у учащихся модели безопасного поведения в повседневной жизни, в  транспортной среде и чрезвычайных ситуациях природного,техногенного и социального  характера; ­ формирование потребности в соблюдении требований, предъявляемых к гражданину  Российской Федерации в области безопасности жизнедеятельности; ­ формирование индивидуальной системы здорового образа жизни; ­ выработка у учащихся антиэкстремистской и антитеррористической личностной позиции и  отрицательного отношения к психоактивным веществам и асоциальному поведению. Рабочая программа предусматривает проведение уроков как в традиционной форме, так и в  нетрадиционной (урок­игра, урок­викторина,урок­защита проекта и т.д.) Модуль I «Основы безопасности личности ,общества и государства» Раздел I «Основы комплексной безопасности», включает в себя 1 тему: («Человек, среда его обитания, безопасность человека») и рассчитан на 5 уроков. Раздел II «Опасные ситуации техногенного и природного характера» включает в себя три темы  ( «Опасные ситуации техногенного характера», «Опасные ситуации природного характера», «ЧС  природного и техногенного характера») и рассчитан на 10 уроков. Раздел III «Основы противодействия экстремизму и терроризму в Российской Федерации»  включает в себя 2 темы («Опасные ситуации социального характера, антиобщественное  поведение», «Экстремизм и терроризм – чрезвычайные опасности для общества и государства»)  и состоит из 10 уроков. МодульII «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни» Раздел IV «Основы здорового образа жизни» включает в себя 2 темы: («Возрастные особенности развития человека и здоровый образ жизни», «Факторы,  разрушающие здоровье») и рассчитан на 5 уроков. РазделV «Основы медицинских знаний» включает в себя 1 тему: (Первая помощь и правила её оказания») и рассчитан на 5 уроков III.Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета, курса. ­Формирования современной культуры безопасности жизнедеятельности на основе  пониманиянеобходимости защиты личности, общества и государства посредством осознания  значимости безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного.  Техногенного и социального характера; ­ формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни; ­ понимание личной и общественной значимости современной культуры безопасности  жизнедеятельности; ­ понимание роли государства и действующего законодательства в обеспечении национальной  безопасности и защиты населения от опасных и ЧС природного, техногенного и социального  характера, в т.ч от экстремизма и терроризма; ­ формирование установки на здоровый образ жизни; ­ формирование антиэкстремистской и антитеррористической личностной позиции; ­ понимание необходимости сохранения природы и окружающей среды для полноценной жизни  человека; ­ знание основных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального  характера, включая экстремизм и терроризм и их последствия для личности и государства. В настоящей рабочей программе реализованы требования Федеральных законов: – от 21.12.1994 № 68 – ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций  природного и техногенного характера»; – от 10.01. 2002 «Об охране окружающей природной среды»; – от 21.12. 1994 № 69 – ФЗ «О пожарной безопасности»; – от 10.12. 1995 № 196­ФЗ «О безопасности дорожного движения» и др. IV.Календарно­тематическое планирование Тема урока №п /п Виды  контроля И К Т Проектна я  деятельн ость Планируемые  предметные  результаты (в  соответствии  с ФГОС) дата Домашне е задание план фа кт Устный опрос 1 Город как  среда  обитания  человека. 2 Жилище  человека,  особенности  жизнеобеспеч ения жилища. Фронталь  ный опрос Знать  основные  признаки  города,  классификаци ю городов,  характерные  опасные  ситуации  современного  города. Уметь  использовать  полученные  знания в  повседневной  жизни. Уметь  определить  зоны  опасности. Знать системы жизнеобеспеч ения, их  предназначен ие; основные  бытовые  приборы,  правила  эксплуатации  бытовых  приборов;  причины  возникновения опасных  ситуаций в  жилище.  Уметь  действовать  при  возникновении опасной  ситуации в  быту. № 1.1,  задание  на стр. 10. № 1.2,  задание  на стр. 13. Ответить  на  вопросы. 3 4 Особенности  природных  условий в  городе. Фронталь  ный опрос . Написать рассказ  «Экология моего  села». Взаимоотнош ения людей,  проживающи х в городе, и  безопасность. Фронталь  ный опрос 5 Безопасность в  повседневной жизни. Тестиро  вание Знать районы  города,  которые имеют неблагоприятн ую  экологическую обстановку,  меры  безопасности  в  повседневной  жизни. Знать типы  городов,  специфику  взаимоотноше ний людей в  городе,  правила  безопасного  общения с  незнакомыми  людьми. Уметь безопасно  общаться с  окружающими  людьми в  городе. Знать  классификаци ю чрезвычайных  ситуаций,  номера  основных  служб города.  Уметь  использовать  службы  безопасности  по мере  необходимости , применять  правила  № 1.3, задание  на стр. 18. № 1.4,  задание  на стр. 22. № 1.5,  задание  на стр. 27. Записать  в тетрадь  номера  телефоно в служб  города. 6 Дорожное  движение,  безопасность  участников  дорожного  движения. Фронталь ный опрос 7 Пешеход.  Безопасность пешехода. Фронталь ный опрос 8 Пассажир.  Безопасность пассажира. Фронталь ный опрос личной  безопасности. Знать  назначение  дороги,  участников  дорожного  движения,  методы  осуществлени я  регулировани я дорожного  движения,  группы  дорожных  знаков.  Соблюдать  правила  дорожного  движения. Знать правила безопасного  перехода  дороги, улицы. Уметь  определять  опасные места по маршруту  своего  передвижения . Знать правила безопасного  поведения в  общественном  транспорте.  Использовать  умения для  обеспечения  личной  безопасности. № 2.1,  задание  на стр. 35. Зарисоват ь  дорожные знаки. № 2.2,  задание  на стр. 39. Практикум . № 2.3,  задание  на стр. 44. Практикум . 9 Водитель.  Велосипедист ­водитель  транспортног о средства. Фронталь ный опрос Подготови ть  сообщени е  «Правила  поведения водителя  велосипед а». 10 Пожарная  безопасность. Фронталь ный опрос 11 Безопасное  поведение в  бытовых  ситуациях. Тестиро  вание Знать  требования,  предъявляемы е к  техническому  состоянию  велосипеда.  Уметь  правильно  действовать в  случае аварии, использовать  правила  поведения  велосипедиста на дороге. Знать поражающие факторы пожара; причины и последствия пожара. Уметь владеть основными правилами поведения при пожаре. Знать правила безопасного  поведения во  время опасных ситуаций в  быту. Уметь использовать правила безопасного поведения на практике. № 2.4,  задание  на стр. 49. № 2.5,  задание  на стр. 56­ 57.  Составить памятку.  Практикум . № 2.6,  задание  на стр. 63. Записать  в тетради  номера  телефоно в  диспетчер ов  жилищно­ коммуналь ных  служб. 12 Погодные  условия и  безопасность  человека. Устный  опрос.Реш ение  ситуативн ых задач. 13 Безопасность на водоемах. Тестирова ние. № 3.1,  задание  на стр. 70. Ответить  на  вопросы.  Практикум . № 3.2,  задание  на стр. 75.  Практикум . Знать правила безопасного  поведения во  время грозы,  гололеда,  метели. Уметь  использовать  правила  безопасного  поведения во  время опасных природных  явлений. Знать правила безопасного  поведения на  водоемах в  разное время  года. Уметь  пользоваться  шестом, уметь  плавать.  Правильно  действовать в  случае  опасной  ситуации на  водном  транспорте. Знать правила безопасного  поведения на  льду водоема. 14 Чрезвычайны е ситуации  природного  характера. Устный  опрос.Реш ение  ситуативн ых задач. Знать понятие –  чрезвычайные  ситуации,  природное  явление.  Уметь  № 4.1,  задание  на стр. 83. Составить таблицу. 15 Чрезвычайны е ситуации  техногенного  характера. Тестирова ние. 16 Антиобществ енное  поведение и  его  опасность. Фронталь ный опрос № 4.2,  задание  на стр. 86. № 5.1,  задание  на стр.94.  Практикум . правильно  вести себя на  отдыхе в  природных  условиях. Знать понятие –  чрезвычайные  ситуации  техногенного  характера.  Уметь  обеспечить  личную  безопасность  в условиях  чрезвычайной  ситуации  техногенного  характера. Знать понятие «криминогенна я ситуация». Сформировать убеждение в  необходимости соблюдать  правила  личной  безопасности  при общении с  незнакомыми  людьми. Уметь соблюдать  правила  поведения в  криминальных  ситуациях. 17 Обеспечение  личной  безопасности  дома. Фронталь ный опрос сообщени е тестирова ние 18 Обеспечение  личной  безопасности  на улице. № 5.2,  задание  на стр.98­ 99.  Записать  правила  личной  безопасно сти дома.  Практикум . № 5.3,  задание  на стр.  102. Правила  личной  безопасно сти на  улице. Знать возможные криминогенны е ситуации в доме. Владеть умениями предвидеть возможности возникновения криминогенной ситуации в доме, уметь применять правила на практике. Знать  возможные  криминогенны е ситуации на  улице.  Владеть  умениями  предвидеть  возможности  возникновения криминогенной ситуации,  уметь  избегать  опасных  домогательств на улице со  стороны  злоумышленни ков и  насильников,  уметь  правильно  действовать в  криминогенны х ситуациях. Фронталь ный опрос 19 Экстремизм и  терроризм:  основные  понятия и  причины их  возникновени я. 20 Виды  экстремистск ой и  террористиче ской  деятельности. Фронталь ный опрос . Рассказ  «Террориз м – это  преступле ние, не  имеющее  оправдани я». 21 Виды  террористиче ских актов и  их  последствия. Фронталь ный опрос Знать общие  понятия об  экстремизме и  о терроризме  и причины их  возникновения .  Характеризова ть основные  виды  террористиче ской  деятельности. Анализироват ь виды  экстремистско й и  террористичес кой  деятельности. Уметь  составлять  план своих  действий при  угрозе  возникновения теракта и при  теракте.  Анализироват ь виды  террористичес ких актов и их  характерные  особенности. № 6.1,  задание  на стр.  109.  Правила  поведения . № 6.2,  задание  на  стр.112. № 6.3,  задание  на стр.  122.  Практикум . Тестирова ние. 22 Ответственно сть  несовершенн олет­них за  антиобществе нное  поведение и  участие в  террористиче ской  деятельности. 23 О здоровом  образе  жизни. Фронталь ный опрос 24 Двигательная активность и  закаливание  организма  ­необходимые условия  укрепления  здоровья. Устный  опрос.Реш ение  ситуативн ых задач. Формулироват ь правила  поведения в  повседневной  жизни, чтобы  не стать  правонарушит елями. Знать  ответственнос ть  несовершенно­ летних за  антиобществен ное поведение Знать понятия  здоровье,  здоровый  образ жизни.  Выработать  убеждение,  что режим дня ­ это одна из  составляющих  ЗОЖ. Уметь  рационально  распределять  свое время. Знать  значение  двигательной  активности. Уметь  систематическ и заниматься  физической  культурой. № 6.4,  задание  на стр.  127.  Практикум . № 7.1,  задание  на стр.  135.  Составит ь режим  дня. № 7.2,  задание  на стр.  143.  Заполни ть  таблицу. 25 Рациональное питание.  Гигиена  питания. Тестирова ние. Знать понятие «рационально е» питание;  основные  питательные  вещества;  рацион  питания  человека.  Соблюдать  правила  рационального питания.  Уметь  приводить  примеры  продуктов,  содержащих:  углеводы,  жиры, белки,  витамины. 26 Вредные  привычки и  их влияние на здоровье  человека. Здоровый  образ жизни  и  профилактик а вредных  привычек. Устный опрос.Реш ение ситуативн ых задач. Знать  последствия  вредных  привычек.  Уметь  применять  правила «Нет!» для  профилактики  курения и  употребления  спиртных  напитков,  называть  № 7.3,  задание  на стр.  146. № 8.1,  задание  на стр.  153.  Нарисов ать  плакат. Тестирова ние. Фронтальн ый опрос возможные  последствия  употребления  алкоголя и  никотина. . Знать, что  вредные  привычки  зачастую  начинаются с  первой пробы,  как сказать  «НЕТ», как  уберечь друга. Уметь уберечь себя от  курения,  называть  последствия  употребления  алкоголя. Знать  последователь ность  оказания ПМП; порядок  вызова скорой  помощи. Уметь оказывать  первую  медицинскую  помощь. 27 Здоровый  образ жизни  и  профилактик а вредных  привычек  (практическое занятие) 28 29 ПП при  различных  видах  повреждений. Практические занятия. 30 31 32 Оказание  первой  помощи при  ушибах, Фронталь ный опрос Уметь  оказывать  первую  медицинскую  помощь при  № 8.2,  задание  на стр.  154.  Практику м. № 9.1,  задание  на стр.  158. Практику м. № 9.2,  задание  на стр.  160.  Практику ссадинах. Практические занятия. 33 34 35 ПП при  отравлениях. Практические занятия. ушибах и  ссадинах. м. Практику м. Тестирова ние. Уметь  оказывать  первую  медицинскую  помощь при  отравлениях  медикаментам и,  препаратами  бытовой  химии,  кислотами,  щелочами,  никотином  угарным газом. Муниципальное общеобразовательное учреждение ­ cредняя общеобразовательная школа с.Прокудино Аткарского района Саратовской области «Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждено» Руководитель ШПСП Заместитель руководителя по  УВР МОУ­СОШ с.Прокудино Руководитель МОУ ­СОШ  с.Прокудино ________/   /     .ФИО Протокол № ____ от «__»_________20__г. ________/   Л.Г.Курочкина/   .ФИ   О __________/С.П.Зонова/   .   ФИО «___»__________20___г. Приказ №____ от «__»____________20___г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА Корязовой Светланы Николаевны, без категории «ОБЖ» 6 класс 2017 ­ 2018 учебный год II.Содержание учебного предмета, курса. Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями к результатам освоения  основной образовательной программы основного общего образования Федерального  государственного образовательного стандарта основного общего образования и направлена на  достижения учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов по курсу  «Основы безопасности жизнедеятельности»А.Т.Смирнов; Б.О.Хренников, Просвещение,2014г. Структурно программа состоит из двух модулей ,пяти разделов и 9 тем и рассчитана на 35  часов(в т.ч. контрольных уроков ,зачётов ,тестов .) Учебный курс «Основы безопасности  жизнедеятельности» строиться так,чтобы были достигнуты следующие цели. Цели: ­ безопасное поведение учащихся в чрезвычайных ситуациях природного. техногенного и  социального характера; ­ понимание каждым учащимся важности сбережения и защиты личного здоровья как  индивидуальной и общественной ценности; ­ принятие учащимися ценностец гражданского общества: прав человека, правового государства, ценностей семьи; ­ антиэкстремистское мышление и антитеррористическое поведение учащихся, в том числе  нетерпимость к действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни человека; ­ отрицательное отношение учащихся к приёму психоактивных веществ, в том числе наркотиков; ­ готовность и способность учащихся к нравственному самосовершенствованию.достижение этих  целей обеспечивается решением следующих задач. Задачи: ­ формирование у учащихся модели безопасного поведения в повседневной жизни, в  транспортной среде и чрезвычайных ситуациях природного,техногенного и социального  характера; ­ формирование потребности в соблюдении требований, предъявляемых к гражданину  Российской Федерации в области безопасности жизнедеятельности; ­ формирование индивидуальной системы здорового образа жизни; ­ выработка у учащихся антиэкстремистской и антитеррористической личностной позиции и  отрицательного отношения к психоактивным веществам и асоциальному поведению. Рабочая программа предусматривает проведение уроков как в традиционной форме, так и в  нетрадиционной (урок­игра, урок­викторина,урок­защита проекта и т.д.) Модуль I «Основы безопасности личности ,общества и государства» Раздел I «Основы комплексной безопасности», включает в себя две темы: («Подготовка к активному отдыху на природе», «Активный отдых на природе и безопасность») и  рассчитан на 11 уроков. Раздел II «Обеспечение безопасности при осуществлении дальнего(внутреннего) и выездного  туризма» включает в себя одну тему(«Дальний (внутренний) и выездной туризм и меры  безопасности» ) и рассчитан на шесть уроков. Раздел III «Обеспечение безопасности при автономном существовании человека в природной  среде» включает в себя одну тему и состоит из четырёх уроков. Раздел IV «Опасные ситуации в природных условиях» » включает в себя одну тему и рассчитан  на пять уроков. МодульII «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни» Раздел V Основы медицинских знаний и оказание первой помощи» включает в себя одну  тему( «Первая помощь при неотложных состояниях») и рассчитан на шесть уроков. РазделVI «Основы здорового образа жизни» включает в себя одну тему: (Здоровье человека и факторы, на него влияющие») и рассчитан на шесть уроков. III.Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета, курса. ­Формирования современной культуры безопасности жизнедеятельности на основе  пониманиянеобходимости защиты личности, общества и государства посредством осознания  значимости безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного.  Техногенного и социального характера; ­ формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни; ­ понимание личной и общественной значимости современной культуры безопасности  жизнедеятельности; ­ понимание роли государства и действующего законодательства в обеспечении национальной  безопасности и защиты населения от опасных и ЧС природного, техногенного и социального  характера, в т.ч от экстремизма и терроризма; ­ формирование установки на здоровый образ жизни; ­ формирование антиэкстремистской и антитеррористической личностной позиции; ­ понимание необходимости сохранения природы и окружающей среды для полноценной жизни  человека; ­ знание основных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального  характера, включая экстремизм и терроризм и их последствия для личности и государства. В настоящей рабочей программе реализованы требования Федеральных законов: – от 21.12.1994 № 68 – ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций  природного и техногенного характера»; – от 10.01. 2002 «Об охране окружающей природной среды»; – от 21.12. 1994 № 69 – ФЗ «О пожарной безопасности»; – от 10.12. 1995 № 196­ФЗ «О безопасности дорожного движения» и др. IV. КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ОСНОВАМ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ Тема урока №п /п и к т Проектная деятельно сть Виды контроля Планируемы Дата е предметные пл ан фа кт Домашнее  задание 1 Природа и  человек. Устный опрос 2 Ориентирова ние на  местности. Фронтальны й опрос Фронтальны й опрос 3 Определение  своего  местонахожд ения и  направления  движения на  местности. результаты Знать  отличительн ые  особенности  искусственно й среды  обитания  человека от  естественной природной  среды. Знать  стороны  горизонта.  Уметь  определять  стороны  горизонта  разными  способами. Знать  правила  ориентирова ния по карте. Уметь  определять  своё  местонахожд ение и  направление  движения на  местности. № 1.1,  задание на  стр. 9.  Составить  рассказ  «Береги  окружающу ю природу».  Практикум. № 1.2,  задание на  стр. 14.  Определить  с помощью  компаса, в  какую  сторону  горизонта  выходят  окна дома.  Практикум. № 1.3,  задание на  стр.19.  Ориентиров ание.  Практикум. 4 Подготовка к  выходу на  природу. Фронтальны й опрос 5 Определение  места для  бивака и  организация  бивачных  работ. Фронтальны й опрос № 1.4,  задание на  стр.21­22.  Заполнить  таблицу.  Практикум. № 1.5,  задание на  стр. 29.  Вопросы.  Практикум. Знать и  уметь  разрабатыва ть план и  маршрут  похода.  Уметь  производить  расчёт  движения по  маршруту.  Уметь  определять  исходный и  конечный  пункты  похода. Уметь  организовыв ать привалы,  ночлеги,  дневки,  свертывать  лагерь,  Знать и  соблюдать  правила  безопасности в походе.  Знать  правила  разведения  костра;  заготовки  топлива.  Уметь  готовить тестировани е Фронтальны й опрос 6 Определение  необходимог о снаряжения для похода. 7 Общие  правила  безопасности  во время  активного  отдыха на  природе. Фронтальны й опрос 8 Подготовка и  проведение  пеших  походов на  равнинной и  горной  местности. сообщение  «Меры  безопаснос ти пеших и  горных  походов». пищу на  костре. Уметь  определять  необходимое снаряжение для похода.  Уметь  комплектова ть аптечку  первой  медицинской  помощи. Соблюдать в  походе  режим и  график  движения.  Знать и  соблюдать  правила  личной  гигиены.  Знать и  соблюдать  правила  безопасности в походе. . Знать  особенности  пеших  походов по  равнинной  местности.  Уметь  соблюдать  правила  № 1.6,  задание на стр. 34.  Составить  перечень  личного  снаряжения. № 2.1,  задание на  стр. 37.  Найти  информацию в Интернете. № 2.2,  задание на  стр. 46. Практикум. пеших  походов.  Уметь  преодолеват ь лесные  заросли,  завалы,  водные  преграды.  Понимать  особенности  горных  маршрутов. Уметь  выбирать  одежду для  лыжного  похода.  Знать  правила  движения  туристов в  лыжном  походе. Знать  правила  безопасного  поведения на воде и при  устройстве  на ночлег.  Уметь  пользоваться спасательны м жилетом. Знать, что  входит в  ремонтный  набор  велосипеда.  Уметь  устранять  неисправнос ти и  № 2.3,  задание на  стр. 50. № 2.4,  задание на  стр. 57.  Практикум. № 2.5,  задание на  стр. 64.  Практикум. 9 Подготовка и  проведение  лыжных  походов. Фронтальны й опрос сообщение «Особенно сти  лыжного  похода» 10 Водные  походы и  обеспечение  безопасности  на воде. Фронтальны й опрос сообщение «Правила  ТБ на  воде». 11 Велосипедны е походы и  безопасность  туристов. тестировани е отклонения в работе  велосипеда.  Знать  правила  безопасного  поведения во время  велосипедны х походов. Знать  определения ­ дальний  (внутренний)  туризм и  выездной  туризм. Уметь  определять  время в  разных  часовых  поясах. Знать  правила  акклиматизац ии в разных  климатически х условиях. Знать  правила  акклиматизац ии в горной  местности. Фронтальн ый опрос Фронтальн ый опрос Фронтальн ый опрос № 3.1,  задание на  стр. 68.  Ответить на  вопросы.  Практикум. № 3.2,  задание на  стр.73.  Практикум. № 3.3,  задание на  стр. 77.  Подготовить сообщение  «Признаки  горной  болезни».  Практикум. 12 Основные  факторы,  оказывающи е влияние на  безопасность  человека в  дальнем и  выездном  туризме. 13 Акклиматизац ии человека в различных  климатически х условиях. 14 Акклиматизац ия человека в горной  местности. 15 Обеспечение  личной  безопасности при  следовании к  местам  отдыха  наземными  видами  транспорта. 16 Обеспечение  личной  безопасности на водном  транспорте. 17 Обеспечение  личной  безопасности на  воздушном  транспорте. сообщение «Средства  безопасно сти на  самолёте,  правила их использов ания» Фронтальн ый опрос Фронтальн ый опрос тестирован ие Знать  правила  безопасного  поведения  при  следовании к  местам  отдыха  наземными  видами  транспорта  (автомобильн ым,  железнодоро жным). Знать  правила  безопасного  поведения  при  кораблекруше нии. Знать  правила  использовани я кислородной маски. Знать  правила  личной  безопасности  при  возникновени и аварийной  ситуации. № 3.4,  задание на  стр. 81­82.  Практикум. № 3.5,  задание на  стр. 86.  Подготовить сообщение  «Морская  болезнь».  Практикум. № 3.6,  задание на  стр. 90. 18 Автономное  существован ие человека в природе. Фронтал ьный  опрос Знать понятия:  добровольная  автономия,  вынужденная  автономия. № 4.1,  задание на  стр.93.  Практикум. 19 Добровольна я автономия  человека в  природной  среде. 20 Вынужденная автономия  человека в  природной  среде. 21 Обеспечение  жизнедеятель ности  человека в  природной  среде при  автономном  существован ии. 22 Опасные  погодные  явления. Фронтал ьный  опрос Знать цели  добровольной  автономии. Фронтал ьный  опрос тестиров ание Фронтал ьный  опрос Понимать, что  безопасность  человека в  условиях  вынужденной  автономии  всецело зависит  от его духовных  и физических  качеств. Знать способы  добывания огня;  виды  временного  укрытия;  способы очистки воды; способы  добывания  пищи. Знать правила  безопасного  поведения во  время грозы и  пурги. Уметь  определять  погоду по  различным  признакам. . № 4.2,  задание на  стр. 97.  Найти в  Интернете  информаци ю о Фёдоре  Конюхове.  Практикум. № 4.3,  задание на  стр. 100.  Вопросы.  Практикум. № 4.4,  задание на  стр.107.  Практикум. № 5.1,  задание на  стр. 114.  Записать  меры  предосторо жности во  время пурги. Заполнить  таблицу. 23 Обеспечение  безопасности при встрече с  дикими  животными в  природных  условиях. 24 Укусы  насекомых и  защита от  них. Фронтал ьный  опрос Фронтал ьный  опрос сообщение  «Средства  защиты от  комаров,  мошек,  слепней». 25 Клещевой  энцефалит и  его  профилактик а. 26 Личная  гигиена и  оказание  первой  помощи в  природных  условиях. тестиров ание Фронтал ьный  опрос Уметь по следам определять  дикое животное. Знать правила  безопасного  поведения при  встрече с  дикими  животными. Знать и уметь  использовать  средства  защиты от  нападения  кровососущих  насекомых.  Знать периоды  года и места  своего региона,  где наиболее  часто  встречаются  клещи. Уметь удалять  присосавшегося  клеща. Знать  правила ПМП;  средства  защиты от  клещей;  периоды  активности  клещей, места  распространени я. Знать правила  личной гигиены  в походных  условиях. Знать  лекарственные  растения; их  целебные  № 5.2,  задание на  стр.121.  Рассказ  «Встреча с  гадюкой».  Практикум. № 5.3,  задание на  стр. 124­125. Заполнить  таблицу. № 5.4,  задание на  стр.129.  Подготовить сообщение.  Практикум. № 6.1,  задание на  стр. 137.  Заполнить  таблицу. 27 Оказание  первой  помощи при  травмах. 28 Оказание  ПМП при  тепловом и  солнечном  ударе,  отморожении  и ожоге. 29 Оказание  ПМП при  укусах змей и насекомых. Фронтал ьный  опрос Фронтал ьный  опрос тестиров ание Проект  «Средства  оказания  первой  помощи» 30 ЗОЖ и  профилактик а утомления. Фронтал ьный  опрос свойства;  правила  применения при  оказании ПМП. . Уметь оказывать ПМП при:  ссадинах,  потертостях,  ушибе, вывихе и  растяжении. Уметь оказывать ПМП при:  солнечном и  тепловом ударе,  отморожении,  ожоге. Уметь оказывать ПМП при укусах  насекомых.  Знать правила  оказания первой помощи при  укусах змей. Знать  определение –  здоровый образ  жизни. Уметь  оценивать свои  возможности  (умственные и  физические) при планировании  любой работы. № 6.2,  задание на  стр. 141 –  142.  Заполнить  таблицу. № 6.3,  задание на  стр. 147. Заполнить  таблицу. № 6.4,  задание на  стр. 150. Ответить на  вопросы. № 7.1,  задание на  стр. 156. Ответить на  вопрос. 31 Компьютер и  его влияние  на здоровье. Фронтал ьный  опрос Выполнять  гимнастику за  компьютером.  Знать правила  № 7.2,  задание на  стр. 160. 32 Влияние  неблагоприят ной  окружающей  среды на  здоровье  человека. Фронтал ьный  опрос безопасного  использования  компьютера. Уметь повышать  устойчивость  организма к  неблагоприятно му воздействию  внешней среды.  Знать, какие  вещества  повышают  сопротивляемос ть организма  вредному  воздействию  окружающей  среды. 33 Влияние  социальной  среды на  развитие и  здоровье  человека. 34 Влияние  наркотиков и  психоактивны х веществ на  здоровье  человека. 35 Профилактик а  употребления наркотиков и  психоактивны Фронтал ьный  опрос Знать  определения:  социальное развитие  человека,  социальная  зрелость  человека. Фронтал ьный  опрос Знать пагубное  влияние наркотиков и  психоактивных  веществ на  здоровье  человека. тестиров ание Уметь сказать  «нет  наркотикам». Выполнить  специальные упражнения  для глаз и  тела. № 7.3,  задание на  стр. 164. Заполнить  таблицу. № 7.4,  задание на стр. 167. Письменно  задание. № 7.5,  задание на стр. 173. Практикум. № 7.6,  задание на  стр. 177. Ответить на х веществ. вопросы.  Практикум. Муниципальное общеобразовательное учреждение ­ cредняя общеобразовательная школа с.Прокудино Аткарского района Саратовской области «Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждено» Руководитель ШПСП Заместитель руководителя по  УВР МОУ­СОШ с.Прокудино Руководитель МОУ ­СОШ  с.Прокудино ________/   /     .ФИО Протокол № ____ от «__»_________20__г. ________/   Л.Г.Курочкина/   .ФИ   О __________/С.П.Зонова/   .   ФИО «___»__________20___г. Приказ №____ от «__»____________20___г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА Корязовой Светланы Николаевны, без категории «ОБЖ» 7 класс 2017 ­ 2018 учебный год II.Содержание учебного предмета, курса. Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями к результатам освоения  основной образовательной программы основного общего образования Федерального  государственного образовательного стандарта основного общего образования и направлена на  достижения учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов по курсу  «Основы безопасности жизнедеятельности»А.Т.Смирнов; Б.О.Хренников, Просвещение,2014г. Структурно программа состоит из двух модулей ,пяти разделов и 9 тем и рассчитана на 35  часов(в т.ч. контрольных уроков ,зачётов ,тестов .) Учебный курс «Основы безопасности  жизнедеятельности» строиться так,чтобы были достигнуты следующие цели. Цели: ­ безопасное поведение учащихся в чрезвычайных ситуациях природного. техногенного и  социального характера; ­ понимание каждым учащимся важности сбережения и защиты личного здоровья как  индивидуальной и общественной ценности; ­ принятие учащимися ценностец гражданского общества: прав человека, правового государства, ценностей семьи; ­ антиэкстремистское мышление и антитеррористическое поведение учащихся, в том числе  нетерпимость к действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни человека; ­ отрицательное отношение учащихся к приёму психоактивных веществ, в том числе наркотиков; ­ готовность и способность учащихся к нравственному самосовершенствованию.достижение этих  целей обеспечивается решением следующих задач. Задачи: ­ формирование у учащихся модели безопасного поведения в повседневной жизни, в  транспортной среде и чрезвычайных ситуациях природного,техногенного и социального  характера; ­ формирование потребности в соблюдении требований, предъявляемых к гражданину  Российской Федерации в области безопасности жизнедеятельности; ­ формирование индивидуальной системы здорового образа жизни; ­ выработка у учащихся антиэкстремистской и антитеррористической личностной позиции и  отрицательного отношения к психоактивным веществам и асоциальному поведению. Рабочая программа предусматривает проведение уроков как в традиционной форме, так и в  нетрадиционной (урок­игра, урок­викторина,урок­защита проекта и т.д.) Модуль I «Основы безопасности личности ,общества и государства» Раздел I «Основы комплексной безопасности», включает в себя одну тему: и рассчитан на шестнадцать уроков. Раздел II «Защита населения РФ от ЧС» включает в себя одну тему и рассчитан на восемь  уроков. Раздел III «Основы противодействия терроризму и экстремизму в российской федерации»  включает в себя одну тему и состоит из двух уроков. Раздел IV «Опасные ситуации в природных условиях» » включает в себя одну тему и рассчитан  на пять уроков. МодульII «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни» Раздел IV «Основы здорового образа жизни» включает в себя одну тему и рассчитан на три  урока. Раздел V Основы медицинских знаний и оказание первой помощи» включает в себя одну тему и  рассчитан на четыре урока. III.Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета, курса. ­Формирования современной культуры безопасности жизнедеятельности на основе  пониманиянеобходимости защиты личности, общества и государства посредством осознания  значимости безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного.  Техногенного и социального характера; ­ формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни; ­ понимание личной и общественной значимости современной культуры безопасности  жизнедеятельности; ­ понимание роли государства и действующего законодательства в обеспечении национальной  безопасности и защиты населения от опасных и ЧС природного, техногенного и социального  характера, в т.ч от экстремизма и терроризма; ­ формирование установки на здоровый образ жизни; ­ формирование антиэкстремистской и антитеррористической личностной позиции; ­ понимание необходимости сохранения природы и окружающей среды для полноценной жизни  человека; ­ знание основных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального  характера, включая экстремизм и терроризм и их последствия для личности и государства. В настоящей рабочей программе реализованы требования Федеральных законов: – от 21.12.1994 № 68 – ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций  природного и техногенного характера»; – от 10.01. 2002 «Об охране окружающей природной среды»; – от 21.12. 1994 № 69 – ФЗ «О пожарной безопасности»; – от 10.12. 1995 № 196­ФЗ «О безопасности дорожного движения» и др. IV. КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ОСНОВАМ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ №п /п Тема урока Виды контроля и к т Проектна я деятельн ость Планируемы дата е предметные результаты пл ан фа кт 1 Различные  природные  явления. Устный  опрос 2 Общая  характеристика  природных  Фронтальн ый опрос Знать  определения : литосфера, атмосфера,  гидросфера, биосфера.  Знать  классификац ию  природных  явлений по  месту  возникновен ия. Знать  основные  группы  Домашнее задание № 1.1,  задание на стр. 8.  Перечисли ть  природные явления  наиболее  характерн ые для  своего  региона. № 1.2,  задание на стр.15. 3 4 явлений. Опасные и  чрезвычайные  ситуации  природного  характера. Землетрясение.  Причины  возникновения  землетрясения и  возможные  последствия. тестирован ие Фронтальн ый опрос 5 Защита  населения от  последствий  землетрясений. Фронтальн ый опрос. опасных  природных  явлений. Уметь  соотносить  происходяще е явление  виду  чрезвычайно й ситуации. Знать  причины  землетрясен ий;  сейсмически  активные  районы  России.  Уметь  определять  силу и  интенсивнос ть  землетрясен ия по шкале  Меркалли. Знать  комплекс  мероприятий , проводимых по защите  населения от последствий  землетрясен ий. Уметь  действовать  по сигналу  «Внимание  всем!» Письменно е задание. № 1.3,  задание на стр. 21. Практикум. № 2.1,  задание на стр.29­30. Примеры  крупных  землетряс ений. Практикум. № 2.2,  задание на стр. 35. Письменно е задание. . 6 7 8 9 Правила  безопасного  поведения  населения при  землетрясении. Фронтальн ый опрос. Расположение  вулканов на  Земле,  извержение  вулканов. Фронтальн ый  опрос.Реш ение  ситуационн ых задач. Последствия  извержения  вулканов.  Защита  населения. Оползни и  обвалы, их  последствия.  Защита  сообщени е о  вулкане. Фронтальн ый опрос. тестирован ие Уметь  действовать  в различных  ситуациях:  при  подготовке к землетрясен ию, если  землетрясен ие началось;  если  землетрясен ие началось  неожиданно; после  землетрясен ия. Знать  расположен ие вулканов  на Земле;  причины  образования  вулканов;  типы  вулканов.  Уметь  находить  вулканы на  карте. Знать  последствия  извержения  вулканов.  Уметь  действовать, если  поступило  сообщение о  проснувшемс я вулкане. Знать  причины и  последствия  оползней;  № 2.3,  задание на стр. 43­44. Составить  план  действий. Практикум № 2.4,  задание на стр. 51. Работа по  контурной  карте. Сообщение . № 2.5,  задание на стр. 57. Подготови ть  сообщение  о вулкане. № 2.6,  задание на стр. 65­66. населения. 10 Ураганы и бури,  причины их  возникновения,  возможные  последствия. 11 Защита  населения от  последствий  ураганов и бурь. Фронтальн ый опрос. Фронтальн ый опрос.  Решение  ситуацион ных задач. 12 Смерчи. сообщени е тестирован ие обвалов.  Уметь  действовать  при угрозе  оползня;  обвала. Знать  причины  возникновен ия;  возможные  последствия  ураганов и  бурь. Уметь  определять  силу ветра  по шкале  Бофорта. Знать  профилакти ческие меры  по защите  населения от последствий  ураганов и  бурь. Уметь  действовать: после  получения  сигнала о  штормовом  предупрежд ении; при  урагане. Знать  причины и  последствия  смерча.  Уметь  действовать  при угрозе  смерча и во  время  Вопросы.  Практикум. № 3.1,  задание на  стр. 74. Практикум. № 3.2,  задание на  стр. 78. Написать  инструкцию поведения  во время  бури и  урагана. № 3.3,  задание на  стр. 83. Подготовит ь  сообщение. Практикум. 13 Наводнения.  Виды  наводнений и их  причины. 14 15 Защита  населения от  последствий  наводнений. Рекомендации  населению по  действиям при  угрозе и во  время  наводнения. Фронтал ьный  опрос. Фронтал ьный  опрос. Фронтал ьный  опрос. 16 Сели и их  характеристика. Фронтал ьный  опрос. смерча. Знать виды  наводнений:  половодье,  паводок,  затор, зажор,  ветровой  нагон;  причины их  возникновения . Знать  основные  мероприятия,  проводимые  по защите  населения от  последствий  наводнений. Уметь  действовать  при угрозе и  во время  наводнений.  Знать  основные  мероприятия  по защите  населения от  наводнений, и  их  последствий. Знать районы  РФ, на  которых  образуются  селевые  бассейны;  причины и  последствия  селевого  потока. № 4.1,  задание на  стр. 89. Примеры  наводнений в РФ. № 4.2,  задание на  стр. 93. Письменное задание. № 4.3,  задание на  стр. 98. Практикум.  Ответить на вопросы. № 4.4,  задание на  стр. 101. Подготовит ь  сообщение. 17 Защита  населения от  последствий  селевых  потоков. 18 Цунами и их  характеристика. 19 Защита  населения от  цунами. 20 Снежные  лавины. 21 Лесные и  торфяные  пожары и их  характеристика. № 4.5,  задание на  стр.104. Порядок  поведения  при угрозе  возникнове ния селя. № 4.6,  задание на  стр. 109. Примеры  цунами XXI  века. № 4.7,  задание на  стр. 113. Составить  план личной безопаснос ти во время  цунами. № 4.8,  задание на  стр. 117­ 118. Практикум. № 5.1,  задание на  стр. 124. Практикум. Фронтал ьный  опрос. Уметь  действовать  угрозе и во  время селя.  Знать способы защиты от  последствий  селевых  потоков. Фронтал ьный  опрос. Знать  причины и  последствия  цунами. Фронтал ьный  опрос.  Решение  ситуацио нных  задач. тестиров ание Фронтал ьный  опрос. Уметь  действовать  во время  цунами, после  него. Знать,  как  подготовиться к цунами. Уметь  действовать в  лавиноопасны х зонах. Знать лавиноопасны е районы РФ. Знать регионы России,  наиболее  подверженны е  возникновени ю лесных  пожаров на  лесных  площадях.  Уметь 22 Профилактика  лесных и  торфяных  пожаров, защита населения. Фронтал ьный  опрос. 23 Инфекционная  заболеваемость  людей и защита  населения. Фронтал ьный  опрос.  Решение  ситуацио нных  задач. 24 Эпизоотии и  эпифитотии. тестиров ание соблюдать  меры  пожарной  безопасности  в лесу. Знать способы тушения  небольшого  пожара в  лесу. Уметь  соблюдать  правила  безопасного  поведения при угрозе  возникновени я и во время  пожара в  лесу. Соблюдать  правила  личной  гигиены для  профилактики инфекционны х  заболеваний. Знать  инфекционны е болезни;  пути  распростране ния инфекции. Знать  понятия:  эпизоотии,  эпифитотии. 25 26 Терроризм и  опасность  вовлечения  Фронтал ьный  Знать  факторы и  социальные  № 5.2,  задание на  стр. 130­ 131. Записать  меры  пожарной  безопаснос ти в лесу.  Практикум. № 5.3,  задание на  стр. 139. Вопросы.  Практикум. № 5.4,  задание на  стр. 142. Ответить  письменно  на вопросы. № 6.1,  задание на  стр. 154­ подростка в  террористическу ю и  экстремистскую  деятельность. опрос. 27 28 Роль  нравственных  позиций и  личных качеств  подростка в  формировании  антитеррористич еского  поведения. 29 Психологическа я  уравновешеннос ть тестиров ание Фронтал ьный  опрос. 30 Стресс и его  влияние на  человека. Сообщени е  «Влияние  стресса  на  состояние здоровья  Фронтал ьный  опрос.  Решение  ситуацио нных  задач. явления,  способствующ ие  вовлечению  человека в  террористичес кую  деятельность. Знать  уголовную  ответственнос ть за  телефонный  терроризм. Уметь строить дальнейшую  индивидуальн ую  траекторию  образования и нравственного поведения. Знать, какие  качества  нужно  воспитывать в себе, чтобы  повысить  психологическ ую  уравновешенн ость. Уметь  воспитывать в себе  нравственные  качества. Уметь  контролирова ть свои  эмоции. Знать  о пагубном  влиянии  стресса на  здоровье  155. Ответить на вопросы. Практикум. № 6.2,  задание на  стр. 167­ 168. Письменное задание. № 7.1,  задание на  стр. 175. Психологич еский тест. № 7.2,  задание на  стр. 179. человека» человека. 31 Анатомо­ физиологически е особенности  человека в  подростковом  возрасте. тестиров ание 32 Общие правила  оказания первой помощи. Фронтал ьный  опрос. 33 Оказание первой помощи при  наружном  кровотечении. Фронтал ьный  опрос. Сообщени е «Метод  пальцевог о  прижатия  артерий». 34 Оказание первой помощи при  ушибах и  переломах. Фронтал ьный  опрос.  Решение  ситуацио нных  Соблюдать  правила  личной  гигиены.  Знать  особенности  развития  организма  человека в  подростковом  возрасте. Уметь быстро  вызывать  бригаду  скорой  помощи. Знать порядок  действий  первой  помощи. Знать способы остановки  артериальног о  кровотечения; точки  пальцевого  прижатия  артерий.  Уметь  оказывать  ПМП при  капиллярном,  венозном,  артериальном  кровотечении. Уметь  накладывать  повязки. Знать ПМП  при ушибе и  № 7.3,  задание на  стр. 182. № 8.1,  задание на  стр. 186. Практикум. № 8.2,  задание на  стр. 192. Практикум. № 8.3,  задание на  стр. 197. Практикум. задач. переломе. 35 Общие правила  транспортировки пострадавшего. тестиров ание Уметь  транспортиро вать  пострадавшег о различными  способами. № 8.4,  задание на  стр. 199. Практикум. Муниципальное общеобразовательное учреждение cредняя общеобразовательная школа с.Прокудино Аткарского района Саратовской области «Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждено» Руководитель ШПСП Заместитель руководителя по  УВР МОУ­СОШ с.Прокудино Руководитель МОУ ­СОШ  с.Прокудино ________/   Л.Г.Курочкина/   .ФИ   ________/   /     .ФИО Протокол № ____ от О «___»__________20___г. __________/   /   ФИО Приказ №____ от «__»____________20___г. «__»_________20__г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА Корязовой Светланы Николаевны, без категории «ОБЖ» 8 класс 2017 ­ 2018 учебный год II.Пояснительная записка Рабочая программа разработана на основе Примерной программы основного общего  образования по основам безопасности жизнедеятельности и в соответствии с федеральным  компонентом Государственного стандарта среднего общего образования. В настоящей рабочей программе реализованы требования Федеральных законов: – от 21.12.1994 № 68 – ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций  природного и техногенного характера»; – от 10.01. 2002 «Об охране окружающей природной среды»; – от 21.12. 1994 № 69 – ФЗ «О пожарной безопасности»; – от 22.08.2004 № 122­ФЗ «О гражданской обороне»; – от 10.12. 1995 № 196­ФЗ «О безопасности дорожного движения» и др. Содержание программы выстроено по четырем линиям:  обеспечение личной безопасности в повседневной жизни;  основы безопасного поведения человека в чрезвычайных ситуациях.  основы здорового образа жизни;  оказание первой медицинской помощи; В содержание рабочей программы включен региональный компонент в количестве 9 часов,  взаимосвязанных с основной тематикой занятий. Изучение тематики данной программы направленно на достижение следующих целей:    воспитание ответственного отношения к окружающей природной среде, к личному  здоровью как индивидуальной и общественной ценности, к безопасности личности,  общества и государства; развитие личных духовных и физических качеств, обеспечивающих адекватное поведение в различных опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального  характера; развитие потребности соблюдать нормы здорового образа жизни; подготовку  к выполнению требований, предъявляемых к гражданину Российской Федерации в  области безопасности жизнедеятельности; освоение знаний: об опасных и чрезвычайных ситуациях, о влиянии их последствий на  безопасность личности, общества и государства; о государственной системе обеспечения  защиты населения от чрезвычайных ситуаций; об организации подготовки населения к  действиям в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций; о здоровом образе жизни; об  оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях; о правах и  обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности; • овладение умениями: предвидеть возникновение опасных и чрезвычайных ситуаций по  характерным признакам их появления, а также из анализа специальной информации,  получаемой из различных источников; принимать обоснованные решения и разрабатывать план  своих действий в конкретной опасной ситуации с учетом реальной обстановки и своих  возможностей. Реализация указанных целей программы достигается в результате освоения тематики  программы. Структурно программа состоит из трех разделов и 8 тем и рассчитана на 35 часов. Раздел I «Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни» включает в себя 4 темы («Пожарная безопасность», «Безопасность на дорогах», «Безопасность на водоемах»,  «Экологическая безопасность») и рассчитан на 11 уроков. Раздел II «Чрезвычайные ситуации техногенного характера и безопасность населения» включает в себя две темы ( «Чрезвычайные ситуации техногенного характера и их последствия», «Организация защиты населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера») и  включает в себя 12 уроков. Раздел III «Основы медицинских знаний и здоровый образ жизни» включает в себя 2 темы  («Основы здорового образа жизни», «Основы медицинских знаний и оказание первой  медицинской помощи») и состоит из 12 уроков. Итоговый и промежуточный контроль знаний обучающихся осуществляется в виде тестирования. Раздел I. Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни III.Содержание тем учебного курса 1. Пожарная безопасность Пожары в жилых и общественных зданиях, их возможные последствия. Основные причины  возникновения пожаров в жилых и общественных зданиях. Влияние человеческого фактора на  причины возникновения пожаров. Соблюдение мер пожарной безопасности в быту. Права и  обязанности граждан в области пожарной безопасности. Правила безопасного поведения при  пожаре в жилом или общественном здании. 2. Безопасность на дорогах Причины дорожно­транспортного травматизма. Организация дорожного движения. Правила  безопасного поведения на дорогах пешеходов и пассажиров. Общие обязанности водителя.  Правила безопасного поведения на дороге велосипедиста и водителя мопеда. 3. Безопасность на водоемах Водоемы. Особенности состояния водоемов в различное время года. Соблюдение правил  безопасности при купании в оборудованных и необорудованных местах. Безопасный отдых у  воды. Оказание само­ и взаимопомощи терпящим бедствие на воде. 4. Экология и безопасность Загрязнение окружающей природной среды. Понятие о предельно допустимых концентрациях  загрязняющих веществ. Мероприятия, проводимые по защите здоровья населения в местах с  неблагоприятной экологической обстановкой. Раздел II. Чрезвычайные ситуации техногенного характера и безопасность населения 5. Чрезвычайные ситуации техногенного характера и их последствия Общие понятия о чрезвычайной ситуации техногенного характера. Классификация  чрезвычайных ситуаций техногенного характера по типам и видам их возникновения. Потенциально опасные объекты экономики. Аварии на радиационноопасных, химически опасных  и пожаровзрывоопасных объектах. Причины их возникновения и возможные последствия.  Аварии на гидродинамических объектах. Рекомендации специалистов по правилам безопасного  поведения в различных чрезвычайных ситуациях техногенного характера. 6. Организация защиты населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера Способы оповещения населения о чрезвычайных ситуациях техногенного характера.  Организация защиты населения при авариях на радиационно­опасных и химически опасных  объектах. Раздел III. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни 7. Основы здорового образа жизни Основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни. Индивидуальное здоровье человека,  его физическая и духовная сущность. Репродуктивное здоровье как общая составляющая  здоровья человека и общества. Здоровый образ жизни и безопасность — основные состав­ ляющие здорового образа жизни. Здоровый образ жизни как необходимое условие сохранения и  укрепления здоровья человека и общества и обеспечения их безопасности. Влияние окружающей природной среды на здоровье человека. Вредные привычки и их профилактика. 8. Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи Общая характеристика различных повреждений и их последствия для здоровья человека.  Средства оказания первой медицинской помощи при травмах и утоплении. Правила оказания  первой медицинской помощи при отравлениях угарным газом, хлором и аммиаком. IV.Учебно­тематический план Классы 8 Учитель Корязова С.Н. Количество часов Всего __35__ час; в неделю 1 час. Плановых контрольных уроков ___, зачетов ___, тестов ___ ч.; Административных контрольных уроков ___ч. Планирование составлено на основе комплексной программы «Основы безопасности  жизнедеятельности» под общей редакцией Смирнова А.Т. Учебник «Основы безопасности  жизнедеятельности» А.Т.Смирнов,Б.О. Хренников, М.; Просвещение,2011. №п\п 1 2 3 Всего Содержание учебного материала Обеспечение безопасности в повседневной жизни. Чрезвычайные ситуации техногенного характера и безопасность населения. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни. V.Календарно­тематическое планирование №п /п Тема урока Проектна я деятельн ость и к т Виды контроля Планируемые предметные результаты пл ан фа кт дата Домашнее задание 1 2 Пожары в  жилых и  общественных зданиях, их  причина и  последствия. Профилактика пожаров в  повседневной  жизни и  организация  защиты  населения. Устный  опрос. Знать наиболее  распространённ ые причины  пожаров в быту. Фронталь ный  опрос. Знать задачи  Федеральной  противопожарн ой службы.  Понимать  значимость  соблюдения  правил  № 1.1,  задание на  стр. 12. Привести  примеры  возникнове ния пожара  в районе  проживания . № 1.2,  задание на  стр. 19. Письменное задание. 3 4 5 6 Права,  обязанности и ответственнос ть граждан в  области  пожарной  безопасности.  Обеспечение  личной  безопасности  при пожарах. Причины  дорожно­ транспортных  происшествий и травматизма  людей. Организация  дорожного  движения,  обязанности  пешеходов и  пассажиров. Велосипедист  – водитель  транспортного средства. сообщени е Тестиров ание. пожарной  безопасности. Знать правила  безопасного  поведения при  пожаре: в  квартире; в  общественном  месте; на даче.  Уметь  действовать при пожаре. Фронталь ный  опрос. Знать причины  дорожно­ транспортных  происшествий. Фронталь ный  опрос.  Решение  ситуацион ных  задач. тестирова ние Знать  обязанности  пешехода и  пассажира;  сигналы,  подаваемые  регулировщик ом. Уметь  соблюдать  правила  дорожного  движения. Знать  основные  обязанности  велосипедист а; требования, предъявляем ые к  № 1.3,  задание на  стр. 26. План  поведения  на случай  пожара в  школе. № 2.1,  задание на  стр. 34­35. Вопросы. Письменное задание. № 2.2,  задание на  стр. 44. Перечислить  дорожные  знаки,  которые  регулируют  движение  пешехода. № 2.3,  задание на  стр.50. Вопросы. 7 Безопасное  поведение на  водоемах в  различных  условиях. Подготови ть  сообщени е Фронталь ный  опрос. 8 Безопасный  отдых на  водоёмах. Фронталь ный  опрос.  Решение  ситуацион ных  задач. техническому  состоянию  велосипеда.  Уметь  соблюдать  правила  дорожного  движения. Знать правила  безопасного  поведения на  водоёмах в  различных  условиях. Уметь  действовать при угрозе и во  время  наводнения.  Уметь  действовать,  если  провалились  под лёд. Знать правила  безопасного  поведения на  воде: если  судорогой свело руки и ноги;  если захватило  течением; если  попали в  водоворот; при  сильном  волнении; с  большим  количеством  водорослей.  Уметь  действовать в  различных  опасных  № 3.1,  задание на  стр. 60. Подготовит ь  сообщение. № 3.2,  задание на  стр. 71. Вопросы. Сформулир овать  основные  правила  личной  безопасност и на воде. 9 Оказание  помощи  терпящим  бедствие на  воде. Тестиров ание 10 Загрязнение  окружающей  природной  среды и  здоровье  человека. Фронталь ный  опрос. 11 Правила  безопасного  поведения  при  неблагоприятн ой  экологическо й обстановке. сообщени е Фронталь ный  опрос.  Решение  ситуацион ных  задач. ситуациях на  воде. Знать способы  транспортировк и  пострадавшего:  буксировка за  голову; с  захватом под  мышками; с  захватом под  руку; с захватом выше локтей; с  захватом за  волосы или  воротник. Знать основные  источники  загрязнения  атмосферы,  почвы и вод.  Уметь  противодейство вать  воздействию  неблагоприятны х факторов  окружающей  среды. Знать способы  усиления  возможностей  организма  противостоять  воздействию  неблагоприятны х факторов  окружающей  среды. № 3.3,  задание на  стр. 77. Практикум. № 4.1,  задание на  стр. 83.  Составить  перечень  промышленн ых  объектов,  расположен ных в  районе  проживания . № 4.2,  задание на  стр. 90. Составить  перечень  продуктов,  в которых  содержатся витамины А, В, С. № 5.1,  задание на  стр. 97.  Ответить на вопросы. № 5.2,  задание на  стр. 105.  Перечислит ь причины  лучевой  болезни. № 5.3,  задание на  стр. 112.  Письменное задание. 12 Классификац ия  чрезвычайных ситуаций  техногенного  характера. 13 Аварии на  радиационно  опасных  объектах и их  возможные  последствия. Фронталь ный  опрос. Фронталь ный  опрос. 14 Обеспечение  радиационной безопасности  населения. Фронталь ный  опрос. Знать термины:  авария,  катастрофа,  чрезвычайная  ситуация;  объекты  экономики,  возникновение  на которых  производственн ых аварий  может привести  к  возникновению  ЧС техногенного характера. Знать  радиационно  опасные  объекты;  понятие –  лучевая  болезнь;  последствия  однократного  общего  облучения. Знать основные  способы защиты населения от  последствий  радиационных  аварий. Уметь  действовать при радиационных  авариях.

Рабочие программы по ОБЖ с 5-7 класс разработаны с учетом ФГОС

Рабочие программы по ОБЖ с 5-7 класс разработаны с учетом ФГОС

Рабочие программы по ОБЖ с 5-7 класс разработаны с учетом ФГОС

Рабочие программы по ОБЖ с 5-7 класс разработаны с учетом ФГОС

Рабочие программы по ОБЖ с 5-7 класс разработаны с учетом ФГОС

Рабочие программы по ОБЖ с 5-7 класс разработаны с учетом ФГОС

Рабочие программы по ОБЖ с 5-7 класс разработаны с учетом ФГОС

Рабочие программы по ОБЖ с 5-7 класс разработаны с учетом ФГОС

Рабочие программы по ОБЖ с 5-7 класс разработаны с учетом ФГОС

Рабочие программы по ОБЖ с 5-7 класс разработаны с учетом ФГОС

Рабочие программы по ОБЖ с 5-7 класс разработаны с учетом ФГОС

Рабочие программы по ОБЖ с 5-7 класс разработаны с учетом ФГОС

Рабочие программы по ОБЖ с 5-7 класс разработаны с учетом ФГОС

Рабочие программы по ОБЖ с 5-7 класс разработаны с учетом ФГОС

Рабочие программы по ОБЖ с 5-7 класс разработаны с учетом ФГОС

Рабочие программы по ОБЖ с 5-7 класс разработаны с учетом ФГОС

Рабочие программы по ОБЖ с 5-7 класс разработаны с учетом ФГОС

Рабочие программы по ОБЖ с 5-7 класс разработаны с учетом ФГОС

Рабочие программы по ОБЖ с 5-7 класс разработаны с учетом ФГОС

Рабочие программы по ОБЖ с 5-7 класс разработаны с учетом ФГОС

Рабочие программы по ОБЖ с 5-7 класс разработаны с учетом ФГОС

Рабочие программы по ОБЖ с 5-7 класс разработаны с учетом ФГОС

Рабочие программы по ОБЖ с 5-7 класс разработаны с учетом ФГОС

Рабочие программы по ОБЖ с 5-7 класс разработаны с учетом ФГОС

Рабочие программы по ОБЖ с 5-7 класс разработаны с учетом ФГОС

Рабочие программы по ОБЖ с 5-7 класс разработаны с учетом ФГОС

Рабочие программы по ОБЖ с 5-7 класс разработаны с учетом ФГОС

Рабочие программы по ОБЖ с 5-7 класс разработаны с учетом ФГОС

Рабочие программы по ОБЖ с 5-7 класс разработаны с учетом ФГОС

Рабочие программы по ОБЖ с 5-7 класс разработаны с учетом ФГОС

Рабочие программы по ОБЖ с 5-7 класс разработаны с учетом ФГОС

Рабочие программы по ОБЖ с 5-7 класс разработаны с учетом ФГОС

Рабочие программы по ОБЖ с 5-7 класс разработаны с учетом ФГОС

Рабочие программы по ОБЖ с 5-7 класс разработаны с учетом ФГОС

Рабочие программы по ОБЖ с 5-7 класс разработаны с учетом ФГОС

Рабочие программы по ОБЖ с 5-7 класс разработаны с учетом ФГОС

Рабочие программы по ОБЖ с 5-7 класс разработаны с учетом ФГОС

Рабочие программы по ОБЖ с 5-7 класс разработаны с учетом ФГОС

Рабочие программы по ОБЖ с 5-7 класс разработаны с учетом ФГОС

Рабочие программы по ОБЖ с 5-7 класс разработаны с учетом ФГОС

Рабочие программы по ОБЖ с 5-7 класс разработаны с учетом ФГОС

Рабочие программы по ОБЖ с 5-7 класс разработаны с учетом ФГОС

Рабочие программы по ОБЖ с 5-7 класс разработаны с учетом ФГОС

Рабочие программы по ОБЖ с 5-7 класс разработаны с учетом ФГОС

Рабочие программы по ОБЖ с 5-7 класс разработаны с учетом ФГОС

Рабочие программы по ОБЖ с 5-7 класс разработаны с учетом ФГОС

Рабочие программы по ОБЖ с 5-7 класс разработаны с учетом ФГОС

Рабочие программы по ОБЖ с 5-7 класс разработаны с учетом ФГОС

Рабочие программы по ОБЖ с 5-7 класс разработаны с учетом ФГОС

Рабочие программы по ОБЖ с 5-7 класс разработаны с учетом ФГОС

Рабочие программы по ОБЖ с 5-7 класс разработаны с учетом ФГОС

Рабочие программы по ОБЖ с 5-7 класс разработаны с учетом ФГОС

Рабочие программы по ОБЖ с 5-7 класс разработаны с учетом ФГОС

Рабочие программы по ОБЖ с 5-7 класс разработаны с учетом ФГОС

Рабочие программы по ОБЖ с 5-7 класс разработаны с учетом ФГОС

Рабочие программы по ОБЖ с 5-7 класс разработаны с учетом ФГОС

Рабочие программы по ОБЖ с 5-7 класс разработаны с учетом ФГОС

Рабочие программы по ОБЖ с 5-7 класс разработаны с учетом ФГОС

Рабочие программы по ОБЖ с 5-7 класс разработаны с учетом ФГОС

Рабочие программы по ОБЖ с 5-7 класс разработаны с учетом ФГОС

Рабочие программы по ОБЖ с 5-7 класс разработаны с учетом ФГОС

Рабочие программы по ОБЖ с 5-7 класс разработаны с учетом ФГОС

Рабочие программы по ОБЖ с 5-7 класс разработаны с учетом ФГОС

Рабочие программы по ОБЖ с 5-7 класс разработаны с учетом ФГОС

Рабочие программы по ОБЖ с 5-7 класс разработаны с учетом ФГОС

Рабочие программы по ОБЖ с 5-7 класс разработаны с учетом ФГОС

Рабочие программы по ОБЖ с 5-7 класс разработаны с учетом ФГОС

Рабочие программы по ОБЖ с 5-7 класс разработаны с учетом ФГОС

Рабочие программы по ОБЖ с 5-7 класс разработаны с учетом ФГОС

Рабочие программы по ОБЖ с 5-7 класс разработаны с учетом ФГОС

Рабочие программы по ОБЖ с 5-7 класс разработаны с учетом ФГОС

Рабочие программы по ОБЖ с 5-7 класс разработаны с учетом ФГОС

Рабочие программы по ОБЖ с 5-7 класс разработаны с учетом ФГОС

Рабочие программы по ОБЖ с 5-7 класс разработаны с учетом ФГОС

Рабочие программы по ОБЖ с 5-7 класс разработаны с учетом ФГОС

Рабочие программы по ОБЖ с 5-7 класс разработаны с учетом ФГОС

Рабочие программы по ОБЖ с 5-7 класс разработаны с учетом ФГОС

Рабочие программы по ОБЖ с 5-7 класс разработаны с учетом ФГОС

Рабочие программы по ОБЖ с 5-7 класс разработаны с учетом ФГОС

Рабочие программы по ОБЖ с 5-7 класс разработаны с учетом ФГОС

Рабочие программы по ОБЖ с 5-7 класс разработаны с учетом ФГОС

Рабочие программы по ОБЖ с 5-7 класс разработаны с учетом ФГОС

Рабочие программы по ОБЖ с 5-7 класс разработаны с учетом ФГОС

Рабочие программы по ОБЖ с 5-7 класс разработаны с учетом ФГОС

Рабочие программы по ОБЖ с 5-7 класс разработаны с учетом ФГОС

Рабочие программы по ОБЖ с 5-7 класс разработаны с учетом ФГОС

Рабочие программы по ОБЖ с 5-7 класс разработаны с учетом ФГОС

Рабочие программы по ОБЖ с 5-7 класс разработаны с учетом ФГОС

Рабочие программы по ОБЖ с 5-7 класс разработаны с учетом ФГОС

Рабочие программы по ОБЖ с 5-7 класс разработаны с учетом ФГОС

Рабочие программы по ОБЖ с 5-7 класс разработаны с учетом ФГОС

Рабочие программы по ОБЖ с 5-7 класс разработаны с учетом ФГОС

Рабочие программы по ОБЖ с 5-7 класс разработаны с учетом ФГОС

Рабочие программы по ОБЖ с 5-7 класс разработаны с учетом ФГОС

Рабочие программы по ОБЖ с 5-7 класс разработаны с учетом ФГОС

Рабочие программы по ОБЖ с 5-7 класс разработаны с учетом ФГОС

Рабочие программы по ОБЖ с 5-7 класс разработаны с учетом ФГОС

Рабочие программы по ОБЖ с 5-7 класс разработаны с учетом ФГОС

Рабочие программы по ОБЖ с 5-7 класс разработаны с учетом ФГОС

Рабочие программы по ОБЖ с 5-7 класс разработаны с учетом ФГОС

Рабочие программы по ОБЖ с 5-7 класс разработаны с учетом ФГОС

Рабочие программы по ОБЖ с 5-7 класс разработаны с учетом ФГОС

Рабочие программы по ОБЖ с 5-7 класс разработаны с учетом ФГОС

Рабочие программы по ОБЖ с 5-7 класс разработаны с учетом ФГОС

Рабочие программы по ОБЖ с 5-7 класс разработаны с учетом ФГОС

Рабочие программы по ОБЖ с 5-7 класс разработаны с учетом ФГОС

Рабочие программы по ОБЖ с 5-7 класс разработаны с учетом ФГОС

Рабочие программы по ОБЖ с 5-7 класс разработаны с учетом ФГОС

Рабочие программы по ОБЖ с 5-7 класс разработаны с учетом ФГОС

Рабочие программы по ОБЖ с 5-7 класс разработаны с учетом ФГОС

Рабочие программы по ОБЖ с 5-7 класс разработаны с учетом ФГОС

Рабочие программы по ОБЖ с 5-7 класс разработаны с учетом ФГОС

Рабочие программы по ОБЖ с 5-7 класс разработаны с учетом ФГОС

Рабочие программы по ОБЖ с 5-7 класс разработаны с учетом ФГОС

Рабочие программы по ОБЖ с 5-7 класс разработаны с учетом ФГОС

Рабочие программы по ОБЖ с 5-7 класс разработаны с учетом ФГОС

Рабочие программы по ОБЖ с 5-7 класс разработаны с учетом ФГОС

Рабочие программы по ОБЖ с 5-7 класс разработаны с учетом ФГОС

Рабочие программы по ОБЖ с 5-7 класс разработаны с учетом ФГОС

Рабочие программы по ОБЖ с 5-7 класс разработаны с учетом ФГОС

Рабочие программы по ОБЖ с 5-7 класс разработаны с учетом ФГОС

Рабочие программы по ОБЖ с 5-7 класс разработаны с учетом ФГОС

Рабочие программы по ОБЖ с 5-7 класс разработаны с учетом ФГОС

Рабочие программы по ОБЖ с 5-7 класс разработаны с учетом ФГОС

Рабочие программы по ОБЖ с 5-7 класс разработаны с учетом ФГОС

Рабочие программы по ОБЖ с 5-7 класс разработаны с учетом ФГОС

Рабочие программы по ОБЖ с 5-7 класс разработаны с учетом ФГОС

Рабочие программы по ОБЖ с 5-7 класс разработаны с учетом ФГОС

Рабочие программы по ОБЖ с 5-7 класс разработаны с учетом ФГОС

Рабочие программы по ОБЖ с 5-7 класс разработаны с учетом ФГОС

Рабочие программы по ОБЖ с 5-7 класс разработаны с учетом ФГОС

Рабочие программы по ОБЖ с 5-7 класс разработаны с учетом ФГОС

Рабочие программы по ОБЖ с 5-7 класс разработаны с учетом ФГОС

Рабочие программы по ОБЖ с 5-7 класс разработаны с учетом ФГОС

Рабочие программы по ОБЖ с 5-7 класс разработаны с учетом ФГОС

Рабочие программы по ОБЖ с 5-7 класс разработаны с учетом ФГОС

Рабочие программы по ОБЖ с 5-7 класс разработаны с учетом ФГОС

Рабочие программы по ОБЖ с 5-7 класс разработаны с учетом ФГОС

Рабочие программы по ОБЖ с 5-7 класс разработаны с учетом ФГОС

Рабочие программы по ОБЖ с 5-7 класс разработаны с учетом ФГОС

Рабочие программы по ОБЖ с 5-7 класс разработаны с учетом ФГОС

Рабочие программы по ОБЖ с 5-7 класс разработаны с учетом ФГОС

Рабочие программы по ОБЖ с 5-7 класс разработаны с учетом ФГОС

Рабочие программы по ОБЖ с 5-7 класс разработаны с учетом ФГОС

Рабочие программы по ОБЖ с 5-7 класс разработаны с учетом ФГОС

Рабочие программы по ОБЖ с 5-7 класс разработаны с учетом ФГОС

Рабочие программы по ОБЖ с 5-7 класс разработаны с учетом ФГОС

Рабочие программы по ОБЖ с 5-7 класс разработаны с учетом ФГОС

Рабочие программы по ОБЖ с 5-7 класс разработаны с учетом ФГОС

Рабочие программы по ОБЖ с 5-7 класс разработаны с учетом ФГОС

Рабочие программы по ОБЖ с 5-7 класс разработаны с учетом ФГОС

Рабочие программы по ОБЖ с 5-7 класс разработаны с учетом ФГОС

Рабочие программы по ОБЖ с 5-7 класс разработаны с учетом ФГОС

Рабочие программы по ОБЖ с 5-7 класс разработаны с учетом ФГОС

Рабочие программы по ОБЖ с 5-7 класс разработаны с учетом ФГОС

Рабочие программы по ОБЖ с 5-7 класс разработаны с учетом ФГОС

Рабочие программы по ОБЖ с 5-7 класс разработаны с учетом ФГОС

Рабочие программы по ОБЖ с 5-7 класс разработаны с учетом ФГОС

Рабочие программы по ОБЖ с 5-7 класс разработаны с учетом ФГОС

Рабочие программы по ОБЖ с 5-7 класс разработаны с учетом ФГОС

Рабочие программы по ОБЖ с 5-7 класс разработаны с учетом ФГОС

Рабочие программы по ОБЖ с 5-7 класс разработаны с учетом ФГОС

Рабочие программы по ОБЖ с 5-7 класс разработаны с учетом ФГОС

Рабочие программы по ОБЖ с 5-7 класс разработаны с учетом ФГОС
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.04.2018