Рабочие программы по окружающему миру по УМК "Школа России" (2 класс)
Оценка 5

Рабочие программы по окружающему миру по УМК "Школа России" (2 класс)

Оценка 5
Образовательные программы
doc
окружающий мир
2 кл
09.05.2017
Рабочие программы по окружающему миру по УМК "Школа России" (2 класс)
Данная рабочая программа по окружающему миру использоваться для работы во 2 классе по УМК "Школа России". Она содержит количество часов в год, в неделю, документы, на основе которых разработана, какими учебниками обеспечена, год реализации, планируемые результаты освоения, содержание, тематическое и календарно-тематическое планирование учебного предмета.
РП по окружающему миру 2б класс.doc
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ , «СРЕДНЯЯ ШКОЛА №2 ГОРОДА РУДНЯ» Рассмотрена на заседании МО  Руководитель ШМО  начальных классов ________________Рогова Н.Н. Протокол № 1  от « 26» августа 2016г. Принята на педагогическом совете «Утверждаю»: Директор РСШ №2 Протокол № 1  от « 30» августа 2016г. _____________ Чудалева Н.Д. Приказ № ___  от « ___» августа 2016г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ, 2б КЛАССА КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ В ГОД – 68ч., В НЕДЕЛЮ – 2ч. УЧИТЕЛЬ РОГОВА НАТАЛЬЯ НИКОЛАЕВНА Программа разработана на основе:  ФГОС НОО. 2010г.  Примерная программа по окружающему миру. НОО. 2010г.  Авторская   программа:  Плешаков   А.А.   Окружающий   мир.   Рабочие программы. 1—4 классы. — М.: Просвещение, 2011г.  УМК «Школа России» для 1­4 классов. Обеспечена учебниками:  Окружающий мир. 2 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений с приложением на электронном носителе. В 2 ч. / А.А. Плешаков. – 2­е изд. – М.: Просвещение, 2014г. 2016­2017 учебный год 1. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Окружающий мир»  Личностные результаты У обучающегося будут сформированы: • более глубокое представление о гражданской идентичности в форме осознания «Я» как юного гражданина России, обладателя и носителя государственного языка Российской Федерации — русского языка; •   представления   о   связях   между   изучаемыми   объектами   и   явлениями действительности (в природе и обществе);  • представление о необходимости бережного, уважительного отношения к культуре разных народов России, выступающей в форме национального языка, национальной одежды, традиционных занятий и праздничных обычаев;  • овладение первоначальными навыками адаптации в изменяющемся мире на основе представлений о сезонных изменениях в природе и жизни людей;  •   понимание   и   принятие   норм   и   правил   школьной   жизни,   внутренняя   позиция школьника на уровне положительного отношения к предмету «Окружающий мир»; •   познавательные   мотивы   учебной   деятельности,   понимание   того,   как   знания   и умения, приобретаемые на уроках окружающего мира, могут быть полезны в жизни; • представление о личной ответственности за свои поступки на основе понимания их последствий и через практику бережного отношения к растениям, животным, окружающим людям; •   эстетические   чувства,   впечатления   через   восприятие   картин   природы, архитектурных сооружений  и других  достопримечательностей  Москвы, Санкт­Петербурга, других городов России и разных стран;  • этические чувства и нормы на основе представлений о взаимоотношениях людей в семье,   семейных   традициях,   своей   родословной,   осознания   ценностей   дружбы,   согласия, взаимопомощи, а также через освоение норм экологической этики; •   способность   к   сотрудничеству   со   взрослыми   и   сверстниками   на   основе взаимодействия при выполнении совместных заданий, в том числе учебных проектов; • установка на безопасный, здоровый образ жизни на основе представлений о строении и работе организма человека, режиме дня, правилах личной гигиены, правилах безопасного поведения в быту, на улице, в природном окружении, при контактах с незнакомыми людьми; • бережное отношение к материальным и духовным ценностям через выявление связей между   отраслями   экономики,   построение   элементарных   производственных   цепочек, осмысление   вклада   труда   людей   разных   профессий   в   создание   материальных   и   духовых ценностей. Метапредметные результаты Регулятивные Обучающийся научится: • понимать и принимать учебную задачу, сформулированную совместно с учителем; • сохранять учебную задачу урока (воспроизводить её на определённом этапе урока при выполнении задания по просьбе учителя); • выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения; • планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы); • планировать последовательность операций на отдельных этапах урока; • фиксировать в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на   уроке   (с   помощью   средств,   предложенных   учителем),   объективно   относиться   к   своим успехам/неуспехам; •   оценивать   правильность   выполнения   заданий,   используя   «Странички   для самопроверки» и шкалы оценивания, предложенные учителем; • соотносить выполнение работы с алгоритмом, составленным совместно с учителем; • контролировать и корректировать своё поведение по отношению к сверстникам в ходе совместной деятельности. Познавательные Обучающийся научится: •   понимать   и   толковать   условные   знаки   и   символы,   используемые   в   учебнике   и рабочих тетрадях для передачи информации; •   находить   и   выделять   при   помощи   взрослых   информацию,   необходимую   для выполнения заданий, из разных источников; •   использовать   схемы   для   выполнения   заданий,   в   том   числе   схемы­аппликации, схемы­рисунки; • понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать полученную информацию в виде записей, рисунков, фотографий, таблиц; •   анализировать   объекты   окружающего   мира,   схемы,   рисунки   с   выделением отличительных признаков; • классифицировать объекты по заданным (главным) критериям; • сравнивать объекты по заданным критериям (по эталону, на ощупь, по внешнему виду); • осуществлять синтез объектов при работе со схемами­аппликациями; • устанавливать причинно­следственные связи между явлениями; • строить  рассуждение  (или  доказательство  своей  точки  зрения)  по теме  урока  в соответствии с возрастными нормами; •   проявлять   индивидуальные   творческие   способности   при   выполнении   рисунков, рисунков­символов, условных знаков, подготовке сообщений, иллюстрировании рассказов; • моделировать объекты, явления и связи в окружающем мире (в том числе связи в природе, между отраслями экономики, производственные цепочки). Коммуникативные Обучающийся научится: • включаться в коллективное обсуждение вопросов с учителем и сверстниками; • формулировать ответы на вопросы; •   слушать   партнёра   по   общению   и   деятельности,   не   перебивать,   не   обрывать   на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник; • договариваться и приходить к общему решению при выполнении заданий; • высказывать мотивированное суждение по теме урока (на основе своего опыта и в соответствии с возрастными нормами); •   поддерживать   в   ходе   выполнения   задания   доброжелательное   общение   друг   с другом; другие; • признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если на ошибки указывают • употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.; • понимать и принимать задачу совместной работы (парной, групповой), распределять роли при выполнении заданий; •   строить   монологическое   высказывание,   владеть   диалогической   формой   речи   (с учётом возрастных особенностей, норм); живут учащиеся; • готовить небольшие сообщения, проектные задания с помощью взрослых; • составлять небольшие рассказы на заданную тему. Предметные результаты Обучающийся научится: • находить на карте Российскую Федерацию, Москву — столицу России; • называть субъект Российской Федерации, в котором находится город (село), где • различать государственные символы России — флаг, герб, гимн; • приводить примеры народов России; • сравнивать город и село, городской и сельский дома; • различать объекты природы и предметы рукотворного мира; • оценивать отношение людей к окружающему миру; • различать объекты и явления неживой и живой природы; • находить связи в природе, между природой и человеком; • проводить наблюдения и ставить опыты; • измерять температуру воздуха, воды, тела человека; • определять объекты природы с помощью атласа­определителя; • сравнивать объекты природы, делить их на группы; • ухаживать за комнатными растениями и животными живого уголка; • находить нужную информацию в учебнике и дополнительной литературе; • соблюдать правила поведения в природе, читать и рисовать экологические знаки; • различать составные части экономики, объяснять их взаимосвязь; • прослеживать производственные цепочки, изображать их с помощью моделей; • узнавать различные строительные машины и материалы, объяснять их назначение; • различать виды транспорта; • приводить примеры учреждений культуры и образования; • определять профессии людей по фотографиям и описаниям, находить взаимосвязи между трудом людей различных профессий; • различать внешнее и внутреннее строение тела человека; • правильно строить режим дня, соблюдать правила личной гигиены; • соблюдать правила безопасного поведения на улице и в быту, на воде и в лесу; • различать основные дорожные знаки, необходимые пешеходу; • соблюдать основные правила противопожарной безопасности; • правильно вести себя при контактах с незнакомцами; • оценивать характер взаимоотношений людей в семье, в школе, в кругу сверстников; • приводить примеры семейных традиций; • соблюдать правила вежливости при общении со взрослыми и сверстниками, правила культурного поведения в школе и других общественных местах; • различать стороны горизонта, обозначать их на схеме; • ориентироваться на местности разными способами; • различать формы земной поверхности, сравнивать холм и гору; • различать водные объекты, узнавать их по описанию; • читать карту и план, правильно показывать на настенной карте; • находить и показывать на глобусе и карте мира материки и океаны; •   различать   физическую   и   политическую   карты,   находить   и   показывать   на политической карте мира разные страны. 2. Содержание учебного предмета «Окружающий мир» Где мы живем (2 ч.) Где мы живем. Наш «адрес» в мире: планета — Земля, страна  — Россия, название нашего города (села), что мы называем родным краем (район, область и    т.д.). Флаг, герб, гимн России. Что нас окружает. Солнце, воздух, вода, растения, животные   — все это окружающая нас природа. Разнообразные вещи, машины, дома  —  это то, что сделано и построено руками людей. Наше отношение к окружающему. Проверочная работа. Природа (21 ч.) Неживая и живая природа, связь между ними. Солнце — источник тепла и света для всего живого. Явления природы. Температура  и термометр. Что такое погода. Звездное небо. Созвездия: Кассиопея, Орион, Лебедь. Представление о зодиакальных созвездиях. Горные   породы   и  минералы.  Гранит   и  его   состав.  Как  люди  используют   богатства земных кладовых. Воздух и вода, их значение для растений, животных, человека. Загрязнение воздуха и воды. Защита воздуха и воды от загрязнения. Какие   бывают   растения:   деревья,   кустарники,   травы;   их   существенные   признаки. Дикорастущие и культурные растения. Комнатные растения и уход за ними. Какие бывают животные: насекомые, рыбы, птицы, звери; их существенные признаки. Дикие и домашние животные. Животные живого уголка. Кошки и собаки различных пород. Уход за домашними питомцами. Сезонные изменения в природе: осенние явления. Экологические связи между растениями и животными: растения — пища и укрытие для животных; животные — распространители плодов и семян растений. Отрицательное влияние людей на растения и животных (сбор букетов, обламывание ветвей,   вырубка   лесов,   вылов   красивых   насекомых,   неумеренная   охота   и   рыбная   ловля, разорение птичьих гнезд и муравейников и т. д.). Охрана растений и животных своего края. Правила поведения в природе. Красная книга России: знакомство с отдельными растениями и животными и мерами их. Экскурсия: наблюдение осенних изменений в природе. Практические   работы: знакомство   с   устройством   термометра,   измерение температуры воздуха, воды, тела человека; знакомство с горными породами и минералами; распознавание деревьев, кустарников и трав; знакомство с представителями дикорастущих и культурных  растений;  отработка приемов  ухода за комнатными растениями  и  животными живого уголка. Тест. Жизнь города и села (12 ч.) Село, где мы живем: основные особенности, доступные сведения из истории. Наш   дом   (городской,   сельский).   Соблюдение   чистоты   и   порядка   на   лестничной площадке, в подъезде, во дворе. Домашний адрес. Что   такое   экономика.   Промышленность,   сельское   хозяйство,   строительство, транспорт, торговля  — составные части экономики, их взаимосвязь. Деньги. Первоначальные представления об отдельных производственных процессах, например от глиняного карьера до керамических  изделий,  от стрижки  овец до шерстяного трикотажа и т. д. (по усмотрению учителя). Промышленные предприятия своего района. Строительство в городе (селе). Какой   бывает   транспорт:   наземный,   водный,   воздушный,   подземный;   пассажирский, грузовой, специальный. Пассажирский транспорт города. Магазины города, села (изучается по усмотрению учителя). Культура и образование в нашем крае: музеи, театры, школы, вузы и т.д. Профессии людей, занятых на производстве. Труд писателя, ученого, артиста, учителя, других деятелей культуры и образования (по усмотрению учителя). Сезонные изменения в природе: зимние явления. Экологические связи в зимнем лесу. Экскурсии: наблюдение   зимних   явлений   в   природе;   знакомство   с достопримечательностями родного села. Тест. Здоровье и безопасность (10 ч)  Строение тела человека. Здоровье человека — его важнейшее   богатство.   Режим   дня.   Правила   личной   гигиены.   Наиболее   распространенные заболевания,   их   предупреждение   и   лечение;   поликлиника,   больница   и   другие   учреждения здравоохранения;   специальности   врачей:   терапевт,   стоматолог,   отоларинголог   и др. (изучается по усмотрению учителя). Правила безопасного поведения на улицах и дорогах. Меры   безопасности   в   домашних   условиях   (при   обращении   с   бытовой   техникой, острыми предметами и т. д.). Противопожарная безопасность. Правила   безопасного   поведения   на   воде.   Правило   экологической   безопасности:   не купаться в загрязненных водоемах. Съедобные и несъедобные ягоды и грибы. Жалящие насекомые. Ориентация в опасных ситуациях при контактах с людьми: незнакомый человек предлагает пойти с ним покататься на машине, открыть дверь в квартиру в отсутствие взрослых и т. д. Практическая работа: отработка правил перехода улицы. Проверочная работа. Общение (5 ч) Труд и отдых в семье. Внимательные и заботливые отношения между членами семьи. Имена и отчества родителей. Школьные   товарищи,   друзья,   совместные   учеба,   игры,   отдых.   Взаимоотношения мальчиков и девочек. Правила вежливости (дома, в школе, на улице). Этикет телефонного разговора. Прием гостей и поведение в гостях. Как вести себя за столом. Культура поведения в общественных местах (кинотеатре, транспорте и т. д.). Практическая работа: отработка основных правил этикета. Тест. Путешествия   (17  ч)   Горизонт.   Линия   горизонта.   Основные   стороны   горизонта,   их определение по компасу. Формы земной поверхности: равнины и горы, холмы, овраги. Разнообразие водоемов: река, озеро, море и др. Части реки (исток, устье, русло); притоки. Сезонные изменения в природе: весенние и летние явления. Бережное отношение к природе весной и летом. Изображение нашей страны на карте. Как читать карту. Москва — столица России. Московский Кремль и другие достопримечательности столицы. Знакомство с другими городами нашей страны. Карта мира. Материки и океаны. Страны мира. Экскурсии: ознакомление с формами земной поверхности и водоемами родного края; наблюдение весенних изменений в природе. Практические работы: определение сторон горизонта по компасу; освоение основных приемов чтения карты. Творческий отчет. Заключение  Что мы узнали и чему научились за год. 3. Тематическое планирование  № п/п Название раздела Количество часов 1. 2. 3. 4. 5. 6. Где мы живём? Природа Жизнь города и села Здоровье и безопасность Общение Путешествия 4 20 10 9 7 18 68 Итого Календарно­тематическое планирование по окружающему миру во 2б классе      № п/п 35. 36. 1.02 Город и село. Проект  «Родной город» Дата проведения Факт План Тема урока Элементы  содержания Виды деятельности учащихся Где мы живём? (4ч.) 27.01 Родная страна Знакомство с целями и  задачами раздела и урока.  Имя родной страны —   Россия,  или Российская Федерация. Государственные символы  Российской Федерации:  герб, флаг, гимн. Россия —  многонациональная страна.  Государственный язык Характерные особенности  городских и сельских  поселений.  Преимущественные занятия жителей города и села.  Типы жилых построек в  городе и селе. Наш город.  Подготовка к выполнению  проекта: знакомство с  материалами учебника,  распределение заданий,  обсуждение способов и  сроков работы — Понимать учебные задачи раздела и данного урока, стремиться их выполнить; — различать государственные символы России (герб, флаг, гимн), отличать герб  и флаг России от гербов и флагов других стран; исполнять гимн Российской  Федерации; — анализировать информацию учебника о федеративном устройстве России, о  многонациональном составе населения страны; приводить примеры народов  России; различать национальные языки и государственный язык России;  обсуждать, почему народы России называют братскими; — работать со взрослыми: извлекать из различных источников (энциклопедии,  краеведческая литература, интервью с родителями, работниками музеев)  сведения о гербе своего региона и города, национальном составе населения  региона, гербах других государств, представленных в рабочей тетради и  сборнике тестов; — формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые  вопросы и оценивать свои достижения на уроке — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — сравнивать с помощью фотографий и по личным наблюдениям город и село; — работать в паре: находить изображения города и села, обозначать их  цветными фишками, осуществлять контроль и коррекцию; рассказывать о своём  городе (селе) по плану; — работать в паре:  сравнивать городской и сельский дома; описывать интерьер  городской квартиры и сельского дома; оценивать преимущества и недостатки  городского и сельского жилья;  — рассказывать о своём доме по плану; — формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые  вопросы и оценивать свои достижения на уроке. В ходе выполнения проекта дети учатся:  — распределять  обязанности по выполнению проекта; — подбирать фотографии (открытки, слайды) или фотографировать  достопримечательности своей малой родины; — собирать информацию о выдающихся земляках в краеведческой литературе 37. 3.02 Природа и  рукотворный мир. Объекты природы и  предметы рукотворного  мира. Наше отношение к  миру слова для ха 38. 8.02 39. 10.02 Проверим себя и  оценим свои  достижения по  разделу «Где мы  живём» Неживая и живая  природа. Проверка знаний и умений.  Формирование адекватной  оценки своих достижений или с помощью интервьюирования; — оформлять стенд, мультимедийную презентацию; — проводить презентацию с демонстрацией фотографий, слайдов; — ухаживать за памятниками; — помогать взрослым в благоустройстве; — проводить экскурсию в краеведческий (городской, сельский, школьный)  музей; — оценивать свои достижения в реализации проекта — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;  —различать объекты природы и предметы рукотворного мира; — работать в паре: классифицировать объекты окружающего мира, обозначать  их цветными фишками, осуществлять контроль и коррекцию; —приводить примеры  объектов природы и предметов рукотворного мира,  заполнять таблицу в рабочей тетради; —работать в группе: обсуждать и оценивать отношение людей к окружающему  миру, отбирать из списка необходимые характеристики отношения к миру,  рассказывать о своём отношении к окружающему; — обсуждать название книги «Великан на поляне» и предисловие к ней;  — формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые  вопросы и оценивать свои достижения на уроке — Выполнять тестовые задания учебника; — оценивать свои достижения и достижения других учащихся Природа (20ч.) Знакомство с целями и  задачами раздела. Неживая  и живая природа. Признаки  живых существ в отличие  от признаков неживой  природы. Связи между  неживой и живой природой —Понимать учебные задачи раздела и данного урока и стремиться их  выполнить; —классифицировать объекты природы по существенным признакам; —различать объекты неживой и живой природы; обозначать объекты природы  цветными фишками; осуществлять контроль и коррекцию; —приводить примеры объектов живой и неживой природы; заполнять таблицу в  рабочих тетрадях; —работать в паре: анализировать существенные признаки живых существ,  обсуждать свои выводы, осуществлять самопроверку; —устанавливать связи между живой и неживой природой; 40. 15.02 Явления природы.  Пр.р*. «Как измеряют температуру?» 41. 17.02 Что такое погода? Явления природы Что такое явления  природы. Явления неживой  и живой природы. Сезонные явления. Измерение  температуры воздуха,  воды, тела человека.  Термометр  —  прибор для  измерения температуры.  Виды термометров Что такое погода Погода и погодные  явления. Условные  метеорологические знаки  для обозначения  погодных явлений.  Народные и научные  предсказания погоды 42. 28.09 Экскурсия. В гости к  осени.        Наблюдения за осенними  явлениями в неживой и  живой природе на  экскурсии — формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые  вопросы и оценивать свои достижения на уроке — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — работать в паре: различать объекты и явления природы, рассказывать об  изменениях, происходящих с природными объектами, как о природных  явлениях;  — приводить  примеры явлений неживой и живой природы, сезонных явлений;  — анализировать иллюстрации учебника, определять сезон по характерным  природным явлениям;  — рассказывать (по своим наблюдениям) о сезонных явлениях в жизни дерева;  — практическая работа: знакомиться с устройством термометра, проводить  опыты с термометром, измерять температуру воздуха, воды, тела человека и  фиксировать результаты измерений; — формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые  вопросы и оценивать свои достижения на уроке — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — наблюдать и описывать состояние погоды за окном класса; — характеризовать погоду как сочетание температуры воздуха, облачности,  осадков, ветра; — приводить  примеры погодных явлений (дождь, гроза, метель и др.); — работать в паре: составлять план рассказа о погодных явлениях и  рассказывать по этому плану; — сопоставлять научные и народные предсказания погоды; — формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые  вопросы и оценивать свои достижения на уроке; — работать со взрослыми: вести наблюдения за погодой, фиксировать  результаты в «Научном дневнике»; использовать для фиксации  наблюдений метеорологические знаки; составить сборник народных примет  своего народа (своего региона) о погоде, используя дополнительную литературу  и интервьюируя взрослых членов семьи — Понимать учебные задачи экскурсии и стремиться их выполнить; — наблюдать изменения в неживой и живой природе,  устанавливать  взаимозависимость между ними; — определять природные объекты с помощью атласа­определителя «От земли  до неба» (например, какому растению принадлежат опавшие листья, какие цветы цветут осенью, каких птиц ещё можно наблюдать в природе); 43. 30.09 В гости к осени  Осенние явления в неживой и живой природе, их  взаимосвязь 44. 22.02 Звёздное небо Созвездия Кассиопея,  Орион, Лебедь.  Представления о зодиаке. 45. 1.03 Пр.р. Заглянем в  кладовые Земли. Заглянем в кладовые Земли Горные породы и минералы. Гранит и его состав.  Использование человеком  богатств земных кладовых,  бережное отношение к ним — оценивать результаты своих достижений — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — работать в группе: знакомиться по учебнику с осенними изменениями в  неживой и живой природе, выступать с сообщениями по изученному материалу; — рассказывать об осенних явлениях в неживой и живой природе родного края  (на основе наблюдений); —сопоставлять картины осени на иллюстрациях учебника с теми наблюдениями, которые были сделаны во время экскурсии; прослеживать взаимосвязь осенних  явлений в живой природе с явлениями в неживой природе; дополнять сведения,  полученные из учебника и экскурсии, своими наблюдениями над осенним  трудом человека; — работать со взрослыми: вести наблюдения  в природе, подготовить  фоторассказ или серию рисунков на тему «Красота осени»; — формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые  вопросы и оценивать свои достижения на уроке —Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; —находить на рисунке знакомые созвездия; —сопоставлять  иллюстрацию учебника с описанием созвездий; —моделировать созвездия Орион, Лебедь, Кассиопея; — знакомиться по учебнику с зодиакальными созвездиями, осуществлять  самопроверку; — работать со взрослыми: наблюдать звёздное небо, находить на нём изученные  созвездия; пользоваться для поиска созвездий на небе атласом­определителем;  находить информацию о зодиакальных созвездиях в дополнительной литературе, Интернете; — формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые  вопросы и оценивать свои достижения на уроке —Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; —практическая работа: исследовать с помощью лупы состав гранита,  рассматривать образцы полевого шпата, кварца и слюды; — различать горные породы и минералы; — работать в паре: с помощью атласа­определителя приводить примеры горных  пород и минералов, готовить краткие сообщения о них;  — читать и обсуждать отрывок из книги А. Е. Ферсмана («Моя коллекция»); — формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые  вопросы и оценивать свои достижения на уроке 46. 47. 3.03 10.03 Про воздух ... … И про воду. Вода в  жизни человека 48. 15.03 Какие бывают  растения.                 49. 17.03 Какие бывают  животные? Воздух. Значение воздуха  для растений, животных и  человека. Загрязнение  воздуха. Охрана чистоты  воздуха. Эстетическое  воздействие созерцания  неба на человека. Вода, её распространение в  природе.  Значение воды для  растений, животных и  человека. Загрязнение  воды. Охрана чистоты  воды. Эстетическое  воздействие водных  просторов на человека Какие бывают растения Многообразие растений.  Деревья, кустарники,  травы. Лиственные и  хвойные растения.  Эстетическое воздействие  растений на человека Многообразие животных.  Насекомые, рыбы, птицы,  звери, земноводные,  пресмыкающиеся.  Зависимость строения  животных от их образа  жизни — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — рассказывать о значении воздуха и воды для растений, животных и человека;  — работать в паре: анализировать схемы,  показывающие источники загрязнения воздуха и воды; — описывать эстетическое воздействие созерцания неба и водных просторов на  человека; — наблюдать небо за окном и рассказывать о нём, пользуясь освоенными  средствами выразительности;  — работать со взрослыми:  находить информацию об охране воздуха и воды в  родном крае; наблюдать небо, водные пейзажи, описывать свои впечатления;  готовить фоторассказы о красоте неба и воды; — формулировать выводы из  изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои  достижения на уроке — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — устанавливать по схеме различия между группами растений; — работать в паре: называть и классифицировать растения, осуществлять  самопроверку; — приводить примеры деревьев, кустарников, трав своего края; — определять растения с помощью атласа­определителя; — оценивать эстетическое воздействие растений на человека; — работать со взрослыми: наблюдать и готовить рассказ (фоторассказ) о  красоте растений; — формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые  вопросы и оценивать свои достижения на уроке — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — работать в паре: соотносить группы животных и их существенные признаки; — работать в группе: знакомиться с разнообразием животных, находить в  рассказах новую информацию о них, выступать с сообщениями; — сравнивать животных (лягушек и жаб) на основании материала книги  «Зелёные страницы», выявлять зависимость строения тела животного от его  образа жизни; — формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые  вопросы и оценивать свои достижения на уроке 50. 22.03 Невидимые нити в  природе. Связи в природе, между  природой и человеком.  Необходимость сохранения невидимых нитей 51. 24.03 Дикорастущие и  культурные растения  Административная  контрольная работа  за 3 четверть Дикорастущие и  культурные растения,  их различие. Разнообразие  культурных растений.  Легенды о растениях 52. 5.04 Дикие и домашние  животные. Дикие и домашние  животные, их сходство и  различие. Значение для  человека диких и домашних животных. Разнообразие  домашних животных 53. 7.04 Комнатные растения.  Комнатные растения, их  — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — устанавливать  взаимосвязи в природе между неживой и живой природой,  растениями и животными, различными животными; — работать в паре: моделировать изучаемые взаимосвязи; выявлять роль  человека в сохранении или нарушении этих взаимосвязей; — читать и обсуждать стихотворение Б. Заходера «Про всех на свете», делать  вывод о необходимости бережного отношения к природе и сохранения  природных связей; — формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые  вопросы и оценивать свои достижения на уроке — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — сравнивать и различать дикорастущие и культурные растения, обозначать  соответствующие рисунки цветными фишками, осуществлять контроль и  коррекцию; — работать в группе:  приводить примеры дикорастущих и культурных  растений; классифицировать культурные растения по определённым признакам; — находить новую информацию в текстах о растениях, обсуждать материалы  книги «Великан на поляне»; — сочинять и рассказывать сказочную историю о дикорастущем или культурном растении (по своему выбору); — формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые  вопросы и оценивать свои достижения на уроке — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — сравнивать и различать диких и домашних животных, обозначать  соответствующие рисунки цветными фишками, осуществлять контроль и  коррекцию; — работать в группе: приводить примеры диких и домашних животных,  моделировать значение домашних животных для человека, рассказывать о  значении домашних животных и уходе за ними; — находить в тексте нужную информацию, обсуждать материалы книги  «Зелёные страницы»; — сочинять и рассказывать сказочную историю о диком или домашнем  животном (по своему выбору); — формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые  вопросы и оценивать свои достижения на уроке   — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; Пр.р. «Как ухаживать за комнатными  растениями» роль в жизни человека.  Происхождение наиболее  часто разводимых  комнатных растений. Уход  за комнатными растениями 54. 12.04 Животные живого  уголка. Пр.р. «Как  содержать гуппи. Как  содержать хомячков» 55. 14.04 Про кошек и собак. Животные живого уголка:  аквариумные рыбки,  морская свинка, хомяк,  канарейка, попугай.  Особенности ухода за  животными живого уголка.  Роль содержания животных в живом уголке для  физического и  психического здоровья  человека Кошки и собаки в доме  человека. Породы кошек и  собак. Роль кошек и собак в жизни человека. Уход за  домашними животными.  Ответственное отношение к содержанию домашних  питомцев 56. 19.04 Промежуточная  аттестация (тест).  Необходимость создания  Красной книги. Красная  — узнавать комнатные растения на рисунках, осуществлять самопроверку; — работать в паре: определять с помощью атласа­определителя комнатные  растения своего класса, находить в атласе­определителе информацию о них; — оценивать роль комнатных растений для физического и психического  здоровья человека; — практическая работа в группе: осваивать приёмы ухода за комнатными  растениями в соответствии с инструкцией; — формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые  вопросы и оценивать свои достижения на уроке — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — рассказывать о животных живого уголка и уходе за ними; — работать в паре: определять животных живого уголка с помощью атласа­ определителя и учебника; использовать информацию из атласа­определителя  для подготовки сообщения; — рассказывать о своём отношении к животным живого уголка, объяснять их  роль в создании благоприятной психологической атмосферы; — практическая работа в группе: осваивать приёмы содержания животных  живого уголка в соответствии с инструкциями; характеризовать предметы ухода за животными в зависимости от их назначения; — формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые  вопросы и оценивать свои достижения на уроке — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — определять породы кошек и собак, пользуясь иллюстрациями учебника,  атласом­определителем;  — приводить примеры пород собак с помощью атласа­определителя; — обсуждать роль кошки и собаки в хозяйстве человека и создании  благоприятной психологической атмосферы в доме, объяснять необходимость  ответственного отношения к домашнему питомцу; — работать в группе: использовать тексты учебника как образец для  выполнения заданий (составлять словесный портрет своего питомца, извлекать  из дополнительной литературы нужную информацию, составлять общий план  рассказа о домашнем питомце); — формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые  вопросы и оценивать свои достижения на уроке — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — работать в паре: выявлять причины исчезновения изучаемых растений и Красная книга.  57. 21.04 Будь природе другом!  Проект «Красная  книга, или Возьмём  под защиту» книга России и  региональные Красные  книги. Сведения о  некоторых растениях и  животных, внесённых в  Красную книгу России  (венерин башмачок, лотос,  женьшень, дровосек  реликтовый, белый  журавль, зубр). Меры по  сохранению и увеличению  численности этих растений  и животных Будь природе другом!  Проект «Красная книга,  или Возьмём  под защиту» Что угрожает природе.  Правила друзей  природы. Экологические  знаки. Подготовка к выполнению  проекта: знакомство с  материалами учебника,  распределение заданий,  обсуждение способов и  сроков работы 58. 26.04 Проверим себя и  оценим свои  достижения по  разделу «Природа»  Проверка знаний и умений.  Формирование адекватной  оценки своих достижений баллами животных; предлагать и обсуждать меры по их охране; — работать в группе: читать тексты учебника и использовать полученную  информацию для подготовки собственного рассказа о Красной книге; составлять общий план рассказа  о редком растении и животном; рассказывать о редких растениях и животных по составленному плану; — работать со взрослыми: узнавать, какие растения и животные родного края  внесены в Красную книгу; подготовить с помощью дополнительной литературы,  Интернета сообщение о растении или животном из Красной книги России (по  своему выбору); — формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые  вопросы и оценивать свои достижения на уроке — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — работать в паре: по схеме в учебнике анализировать факторы, угрожающие  живой природе, рассказывать о них; — знакомиться с правилами друзей природы и экологическими знаками,  договариваться о соблюдении этих правил; предлагать аналогичные правила,  рисовать условные знаки к ним; — читать и обсуждать рассказ Ю. Аракчеева «Сидел в траве кузнечик»; — формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые  вопросы и оценивать свои достижения на уроке. В ходе выполнения проекта дети учатся: —распределять обязанности по выполнению проекта; — извлекать информацию из различных источников; — готовить рисунки и фотографии (слайды мультимедийной презентации); — составлять собственную Красную книгу;  — презентовать Красную книгу с использованием подготовленных наглядных  материалов; — оценивать свои достижения в выполнении проекта — Выполнять тестовые задания учебника; — оценивать правильность/неправильность предложенных ответов; — оценивать бережное или потребительское отношение к природе; — формировать адекватную самооценку в соответствии с набранными Жизнь города и села (10ч.) 59. 28.04 Что такое экономика? 60. 3.05 Из чего что сделано? 61. 5.05 Как построить дом то такое экономика Экономика и её составные  части: сельское хозяйство,  промышленность,  строительство, транспорт,  торговля. Связи между  составными частями  экономики. Экономика  родного края. Деньги Использование природных  материалов для  изготовления предметов.  Простейшие  производственные цепочки: во что превращается глина,  как рождается книга, как  делают шерстяные вещи.  Уважение к труду людей Представление о  технологии строительства  городского и сельского  домов. Строительные  машины и материалы. Виды строи тельной техники в  зависимости от  назначения — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — рассказывать об отраслях экономики по предложенному плану; — работать в паре: анализировать взаимосвязи отраслей экономики при  производстве определённых продуктов; моделировать взаимосвязи отраслей  экономики самостоятельно предложенным способом; извлекать из различных  источников сведения об экономике и важнейших предприятиях региона и своего города (села) и готовить сообщения;  — читать  предложенный текст, находить в нём ответы на поставленные  вопросы, формулировать собственные вопросы к тексту, оценивать ответы  одноклассников; —определять по фотографии деньги разных стран; —работать со взрослыми: находить в дополнительной литературе информацию о деньгах разных стран, готовить сообщение; — формулировать выводы из  изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои  достижения на уроке — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — классифицировать предметы по характеру материала, обозначать  соответствующие иллюстрации цветными фишками, осуществлять контроль и  коррекцию; — работать в группе: по рисункам учебника, прослеживать производственные  цепочки, моделировать их, составлять рассказ, приводить другие примеры  использования природных материалов для производства изделий; — формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые  вопросы и оценивать свои достижения на уроке — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — рассказывать (по своим наблюдениям) о строительстве городского и  сельского домов; — работать в паре: сравнивать технологию возведения многоэтажного  городского дома и одноэтажного сельского; узнавать на иллюстрациях учебника  строительные машины и строительные материалы, объяснять их назначение,  проводить самопроверку, рассказывать о строительных объектах в своём городе  (селе); — читать текст учебника, находить названные в нём машины на рисунке,  рассказывать о строительных машинах, пользуясь информацией учебника,  предлагать вопросы к тексту, оценивать ответы одноклассников; — формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые 62. 10.05 Какой бывает  транспорт Какой бывает транспорт Виды транспорта.  Первоначальные  представления об истории  развития транс порта 63. 12.05 Культура и  образование. 64. 17.05 Все профессии важны.  Проект «Профессии» Учреждения культуры  (музей, театр, цирк,  выставочный зал,  концертный зал,  библиотека) и образования  (школа, лицей, гимназия,  колледж, университет,  консерватория), их роль в  жизни человека и общества. Разнообразие музеев.  Первый музей России —  Кунсткамера Разнообразие профессий,  их роль в экономике и в  жизни людей. Подготовка к выполнению  проекта: знакомство с  материалами учебника,  распределение заданий,  обсуждение способов и  сроков работы вопросы и оценивать свои достижения на уроке — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — работать в паре: классифицировать средства транспорта (предлагать  варианты классификации, анализировать схемы и выделять основания для  классификации, приводить примеры транспортных средств каждого вида); — узнавать по фотографиям транспорт служб экстренного вызова, соотносить  его с номерами телефонов экстренного вызова, обозначать соответствие  стрелками из цветной бумаги, осуществлять контроль и коррекцию; запомнить  номера телефонов экстренного вызова 01, 02, 03; — работать в группе: рассказывать об истории водного и воздушного  транспорта, используя информацию учебника и дополнительных источников,  составлять общий план рассказа об истории различных видов транспорта; — формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые  вопросы и оценивать свои достижения на уроке — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — различать учреждения культуры и образования, узнавать их по фотографиям,  приводить примеры учреждений культуры и образования, в том числе в своём  регионе; — извлекать из текста учебника нужную информацию, предлагать вопросы к  тексту, отвечать на вопросы одноклассников; — обсуждать роль учреждений  культуры и образования в нашей жизни; — работать со взрослыми: посещать музеи и рассказывать о них; с помощью  Интернета, совершать виртуальную экскурсию в любой музей (по своему  выбору); — формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые  вопросы и оценивать свои достижения на уроке — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — рассказывать о труде людей известных детям профессий, о профессиях своих родителей и старших членов семьи, о том, кем бы детям хотелось стать; — работать в паре:  определять названия профессий по характеру деятельности  и находить их представителей на фотографиях;  — обсуждать роль людей различных профессий в нашей жизни; — читать и обсуждать рассказ «Кто сделал хлеб», устанавливать взаимосвязь  труда людей разных профессий;  — формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые  вопросы и оценивать свои достижения на уроке. 65. 20.01 Экскурсия. В гости к  зиме.  Наблюдение за зимними  явлениями  в неживой и живой природе 66. 25.01 В гости к зиме.  В гости к зиме (урок) Зимние явления в неживой  и живой природе 67. 19.05 Проверим себя и  оценим свои  Проверка знаний и умений.  Формирование адекватной  В ходе выполнения проекта дети учатся: — распределять обязанности по подготовке проекта (кто о какой профессии  будет собирать материал); — интервьюировать респондентов об особенностях их профессий; — подбирать фотографии из семейных архивов; — составлять рассказы о профессиях родных и знакомых; — собирать материал в «Большую книгу профессий»; — презентовать работы; — оценивать результаты выполнения проекта — Понимать учебную задачу экскурсии и стремиться её выполнить; — наблюдать за зимними погодными явлениями; — обсуждать зимние явления в неживой природе в прошедшие дни; — исследовать пласт снега, чтобы пронаблюдать его состояние в зависимости от чередования оттепелей, снегопадов и морозов; — определять деревья по их силуэтам и описаниям в атласе­определителе «От  земли до неба»; — распознавать осыпавшиеся на снег плоды и семена растений и следы  животных; — наблюдать поведение зимующих птиц; — формулировать выводы по материалу экскурсии; — оценивать свои достижения и поведение во время экскурсии — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — обобщать наблюдения за зимними природными явлениями, проведёнными во  время экскурсий и в предшествующие дни зимы; — работать в группе:  знакомиться по материалам учебника с изменениями в неживой и живой природе зимой, готовить сообщения и выступать с ними; — формулировать правила безопасного поведения на улице зимой; — обсуждать правила охраны природы зимой  по материалам книги «Великан на поляне»; — работать  со взрослыми:  вести наблюдения в природе, фиксировать их в  «Научном дневнике», готовить фоторассказ или серию рисунков на тему  «Красота зимы»; подкармливать зимующих птиц; — формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые  вопросы и оце­ниватьсвои достижения на уроке — Выполнять тестовые задания учебника; — оценивать правильность/неправильность предложенных ответов; оценки своих достижений — формировать адекватную самооценку в соответствии с набранными баллами Представление результатов проектной деятельности.  Формирование адекватной  оценки своих достижений — Выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными  материалами; — обсуждать выступления учащихся; — оценивать свои достижения и достижения других учащихся Здоровье и безопасность (9ч.) 68. 24.05 1. 2.09 достижения по  разделу «Жизнь  города и села» Презентации  проектов: «Родное  село», «Красная книга, или Возьмём под  защиту»,  «Профессии» Вводный инструктаж  ИОТ № 6. Строение  тела человека. 2. 7.09 Если хочешь быть  здоров Знакомство с целями и  задачами раздела. Внешнее  и внутреннее строение тела  человека. Местоположение  важнейших органов и их  работа Режим дня второклассника. Правила личной гигиены.  Режим питания и  разнообразие пищи. Уход за зубами — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — работать в группе: называть и показывать внешнее строение тела человека;  определять на рисунке учебника или на муляже положение внутренних органов  человека; моделировать внутреннее строение тела человека; — работа в паре: извлекать из текста учебника информацию о строении и работе внутренних органов человека, предлагать вопросы по содержанию текста,  оценивать ответы одноклассников;  — формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые  вопросы и оценивать свои достижения на уроке — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — рассказывать о своём режиме дня; составлять рациональный режим дня  школьника; — обсуждать  сбалансированное питание школьника; — работать в паре: различать продукты растительного и животного  происхождения, осуществлять самопроверку;  — формулировать правила личной гигиены; характеризовать назначение  предметов гигиены, выделять среди них те, которые у каждого человека должны быть собственными; — демонстрировать умение чистить зубы, полученное в 1 классе; на основе  текста учебника дополнять правила ухода за зубами;  — формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые  вопросы и оценивать свои достижения на уроке — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — анализировать представленную на рисунке дорожную ситуацию, выбирать из  предложенных подходящий дорожный знак, объяснять  своё решение; 3. 9.09 Входной контроль  (тест). Берегись  автомобиля!            Правила безопасного  поведения на улицах и  дорогах (дорожные знаки,  сигналы светофора) 4. 14.09 П.р. «Школа  пешехода» Освоение правил  безопасности пешехода.  Практическая работа на  пришкольном участке или  на полигоне ГИБДД (ДПС) 5. 16.09 Домашние опасности Правила безопасного  поведения в быту 6. 21.09 Пожар! Правила противопожарной  безопасности. Вызов  пожарных по телефону — работа в паре: соотносить изображения и названия дорожных знаков,  обозначать соответствие стрелками из цветной бумаги, осуществлять контроль и коррекцию;  — выбирать и отмечать фишками дорожные знаки, встречающиеся на пути в  школу; — моделировать сигналы светофоров; характеризовать свои действия как  пешехода при различных сигналах; — формулировать, пользуясь рисунком учебника, правила движения по  загородной дороге,  осуществлять самопроверку; — оценивать свои достижения на уроке — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — работа в группе: формулировать правила  безопасности на основе прочитанных рассказов;  — практическая работа: учиться соблюдать  изученные правила безопасности под руководством учителя или инструктора  ДПС; — формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые  вопросы и оценивать свои достижения на уроке — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — объяснять с опорой на иллюстрации учебника потенциальную опасность  бытовых предметов и ситуаций; — работать в группе: на основе текста учебника формулировать правила  безопасного поведения в быту, моделировать их с помощью  условных знаков, узнавать (расшифровывать) правила по предложенным в  учебнике знакам,  сравнивать свои знаки с представленными в учебнике; — формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые  вопросы и оценивать свои достижения на уроке — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — характеризовать пожароопасные предметы (раскалённые предметы,  воспламеняющиеся вещества, открытый огонь); — запомнить правила предупреждения пожара; — моделировать вызов пожарной охраны по обычному и мобильному  телефонам, по номеру МЧС; — работать в паре: рассказывать о назначении предметов противопожарной 7. 23.09 На воде и в лесу. Правила безопасного  поведения на воде  и в лесу 8. 5.10 Опасные незнакомцы.  Пр.р. «Как избежать  беды» Опасные незнакомцы Опасные ситуации при  контактах с незнакомыми  людьми. Вызов полиции по  телефону. Действия в  ситуациях «Потерялась»,  «Мамина подруга» и  аналогичных 9. 7.10 Проверим себя и  оценим свои  достижения по  разделу «Здоровье и  Проверка знаний и умений.  Формирование адекватной  оценки своих достижений безопасности; читать и обсуждать рассказ «Горит костёр» в книге «Великан на  поляне»; — работать со взрослыми: находить в Интернете информацию о работе  пожарных, готовить сообщение; — формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые  вопросы и оценивать свои достижения на уроке — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — характеризовать потенциальные опасности пребывания у воды и в лесу; — запомнить правила поведения во время купания; — работать в паре: различать съедобные и ядовитые грибы, обозначать их на  рисунке фишками разного цвета, осуществлять контроль и коррекцию;  — находить нужную информацию в книге «Зелёные страницы» (рассказ  «Коварные двойники»); — определять с помощью атласа­определителя жалящих насекомых,  осуществлять самопроверку; — формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые  вопросы и оценивать свои достижения на уроке — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — характеризовать  потенциальные опасности при контактах с незнакомыми  людьми (с опорой на иллюстрации учебника); предлагать и обсуждать варианты  поведения в подобных ситуациях, запомнить правила поведения  при контактах с незнакомцами; — моделировать звонок по телефону (обычному и мобильному) в полицию и  МЧС; — работать в группе: по материалам учебника осваивать правила поведения в  ситуациях «Потерялась», «Мамина подруга» и аналогичных, моделировать их в  ходе ролевых игр; — работать со взрослыми: обсуждать другие опасные ситуации, связанные с  незнакомыми людьми, сочинять об этом рассказ по аналогии с рассказами в  учебнике; — формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые  вопросы и оценивать свои достижения на уроке —Выполнять тестовые задания учебника; — оценивать правильность/неправильность предложенных ответов; — формировать адекватную самооценку в соответствии с набранными баллами безопасность»  10. 12.10 Наша дружная семья 11. 14.10 Проект  «Родословная» 12. 19.10 В школе. 13. 21.10 Правила вежливости Общение (7ч.) Знакомство с целями и  задачами раздела. Семья  как единство близких  людей.  Культура общения в семье.  Нравственные аспекты  взаимоотношений в семье Подготовка к выполнению  проекта: знакомство с  материалами учебника,  распределение заданий,  обсуждение способов и  сроков работы Классный и школьный  коллективы. Совместная  учёба, игры, отдых. Этика общения с  одноклассниками,  учителями и руководством  школы Правила этикета в  общении. Формулы  приветствия и прощания.  Этикет общения  по телефону. Правила  поведения в общественном  — Понимать учебные задачи при изучении материала раздела «Общение» и  данного урока и стремиться их выполнить; — рассказывать по рисунку и фотографиям  учебника о семейных взаимоотношениях, семейной атмосфере, общих занятиях; — формулировать понятие «культура общения»; — обсуждать роль семейных традиций для укрепления семьи; — моделировать ситуации семейного чтения и семейных обедов;  — формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые  вопросы и оценивать свои достижения на уроке В ходе выполнения проекта дети учатся: — интервьюировать родителей о представителях старшего поколения, их  именах, отчествах, фамилиях: — отбирать фотографии из семейного ар­ива (желательно отсканировать в  едином формате); — составлять родословное древо семьи; — презентовать свой проект с демонстрацией родословного древа; — оценивать свои достижения — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — рассказывать о своём школьном коллективе, совместных мероприятиях в  классе, школе; — обсуждать вопрос о культуре общения в школе; — формулировать правила общения с одноклассниками и взрослыми в стенах  школы и вне её; — оценивать с нравственных позиций формы поведения, которые допустимы  или недопустимы в школе и других общественных местах; — моделировать различные ситуации общения на уроке и переменах; — формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые  вопросы и оценивать свои достижения на уроке — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; —обсуждать, какие формулы вежливости имеются в русском языке и как они  применяются в различных ситуациях общения; — формулировать правила поведения в общественном транспорте и в общении  мальчика с девочкой, мужчины с женщиной; — моделировать ситуации общения в различных ситуациях; 14. 26.10 Ты и твои друзья.  Административная  контрольная работа  за 1 четверть 15. 28.10 Мы – зрители и  пассажиры. транспорте Что самое ценное в дружбе. Отражение  ценностей дружбы,  согласия, взаимной помощи в культуре разных народов  (на примере пословиц и  поговорок). Культура  поведения в гостях Правила поведения в  общественных местах (в  театре, кинотеатре,  консерватории,  общественном транспорте) 16. 9.11 Проверим себя и  оценим свои  достижения по разделу  «Общение» Проверка знаний и умений.  Формирование адекватной  оценки своих достижений — формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые  вопросы и оценивать свои достижения на уроке — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — обсуждать морально­этические аспекты дружбы на примере пословиц  народов России; — обсуждать проблему подарка в день рождения друга; — обсуждать правила поведения за столом; — моделировать правила поведения за столом (практическая работа); — формулировать правила этикета в гостях; — формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые  вопросы и оценивать свои достижения на урок — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — обсуждать правила поведения в театре (кинотеатре, консерватории) и  формулировать их, возражая Советам Попугая; — обсуждать правила поведения в общественном транспорте (автобусе,  троллейбусе, трамвае, метро) и формулировать их на основе иллюстраций  учебника; — формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые  вопросы и оценивать свои достижения на уроке — Выполнять тестовые задания учебника; — оценивать правильность/неправильность предложенных ответов; — формировать адекватную самооценку в соответствии с набранными баллами Путешествия (18ч.) 17. 11.11 Посмотрите вокруг Знакомство с целями и  задачами раздела. Горизонт. Линия горизонта. Стороны  горизонта. Форма Земли — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — сравнивать фотографии в учебнике, находить линию горизонта; — различать стороны горизонта, обозначать их на схеме; — работать в паре: находить на схеме и называть указанные стороны горизонта,  моделировать стороны горизонта; — анализировать текст учебника, на его основе объяснять различия во внешнем  виде нашей планеты, сопоставлять вид Земли с самолёта (аэрофотосъёмка) с  видом Земли из космоса, формулировать вывод о форме Земли; — формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые  вопросы и оценивать свои достижения на уроке 18. 16.11 19. 18.11 Ориентирование на  местности. Пр.р.  «Ориентирование по  компасу» Экскурсия.  Ориентирование на  местности.        20. 23.11 Формы земной  поверхности. Что такое ориентирование  на местности. Ориентиры.  Ориентирование по  компасу, солнцу, местным  природным признакам.  Компас  —  прибор для  определения сторон  горизонта. Как  пользоваться компасом. природным признакам; Равнины и горы. Холмы и  овраги. Красота гор 21. 25.11 Водные богатства. Водные богатства нашей  планеты: океаны, моря,  озёра, реки, каналы, пруды,  водохранилища. Части  реки. Водные богатства  родного края. Красота  моря 22. 30.11 Экскурсия. В гости к  весне.      гости к весне (экскурсия) Наблюдения за весенними  явлениями  — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — работать в паре: находить ориентиры на рисунке учебника, по дороге от дома  до школы, в своём городе (селе); — практическая работа в паре: знакомиться с устройством компаса и правилами работы с ним, осваивать приёмы ориентирования по компасу; — знакомиться со способами ориентирования по солнцу, по местным—  формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы  и оценивать свои достижения на уроке — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — сопоставлять фотографии равнин и гор для выявления существенных  признаков этих форм земной поверхности; анализировать цветовое обозначение  равнин и гор на глобусе; — работать в паре:  сравнивать по схеме холм и гору, осуществлять  самопроверку с помощью текста учебника; характеризовать (на основе  наблюдений) поверхность своего края; — описывать красоту гор (на основе фотографий в учебнике, рассказа  Н. И.  Сладкова, личных впечатлений); — работать со взрослыми: составлять фоторассказ на тему «Красота гор»; — формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые  вопросы и оценивать достижения на уроке — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — различать водоёмы естественного и искусственного происхождения, узнавать  их по описанию; — работать в паре: анализировать схему частей реки, рассказывать о частях  реки по схеме, осуществлять самопроверку; на основе наблюдений рассказывать  о водных богатствах своего края; — обсуждать эстетическое воздействие моря на человека (по рассказу К. Д.  Ушинского, фотографиям в учебнике, личным впечатлениям); — работать со взрослыми: составлять фоторассказ на тему «Красота моря»; — формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые  вопросы и оценивать достижения на уроке — Понимать учебную задачу экскурсии и стремиться её выполнить; — наблюдать за состоянием погоды, таяни­ем снега, появлением зелени,  цветением растений, появлением первых птиц и т. д., используя 23. 2.12 В гости к весне. 24. 7.12 Россия на карте. Пр.р.  «Как читать карту» 25. 9.12 Проект «Города  России» природы Весенние явления в  неживой и живой  природе Что такое карта.  Изображение территории  России на карте. Как  читать карту.  Правила показа объектов на настенной карте Подготовка к выполнению  проекта: знакомство с  материалами учебника,  распределение заданий,  обсуждение способов и  сроков работы при этом атлас­определитель «От земли до неба»; — формулировать выводы о весенних явлениях природы, воздействии  пробуждения природы на человека; — оценивать свои достижения на экскурсии — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — рассказывать о своих весенних наблюдениях в природе родного края; — работать в группе: знакомиться по учебнику с изменениями в неживой и  живой природе весной; находить в книге «Зелёные страницы» информацию на  заданную тему, различать известную и новую для себя информацию;  Узнавать перелётных птиц на рисунке, осуществлять самопроверку; выступать с  сообщениями в классе; — моделировать взаимосвязи весенних явлений в неживой и живой природе; — работать со взрослыми: наблюдать весенние явления в природе, фиксировать  результаты наблюдений в рабочей тетради («Мой научный дневник»), составлять фоторассказ или выполнять серию рисунков на тему «Красота весны»; — формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые  вопросы и оценивать достижения на уроке — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — сравнивать изображение России на глобусе и карте; — работать в паре: соотносить пейзажи России на фотографиях учебника с  местоположением их на физической карте России, обозначать их фишками с  соответствующими номерами; осваивать приёмы чтения карты (определение  сторон горизонта, форм земной поверхности, других объектов с помощью  условных знаков); — учиться правильно показывать объекты на настенной карте (по инструкции  учебника); — формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые  вопросы и оценивать достижения на уроке В ходе работы над проектом дети учатся: — распределять обязанности по выполнению проекта; — в дополнительной литературе и Интернете находить сведения об истории и  достопримечательностях избранного для исследования города; — составлять презентацию своего исследования, снабдив её фотографиями  (открытками, слайдами); — презентовать свои проекты (проекты, выполненные в паре, группе); — оценивать достижения свои и товарищей; 26. 14.12 Путешествие по  Москве. 27. 16.12 Московский Кремль. Москва  —  столица нашей  Родины. Первоначальные  сведения об истории  основания города. План  Москвы. Герб Москвы.  Основные  достопримечательности  столицы Московский Кремль —  символ нашей Родины.  Достопримечательности  Кремля и Красной площади 28. 21.12 Город на Неве. Санкт­Петербург —  Северная  столица  России. Герб и план города, архитектурные памятники.  Памятник Петру I, история  его создания — оформлять стенд «Города России» — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — находить Москву на карте России; знакомиться с планом Москвы, находить  на нём достопримечательности столицы; — работать в паре: соотносить фотографии достопримечательностей Москвы с  собственными наблюдениями, отмечать фишками знакомые объекты, описывать  достопримечательности по фотографиям и своим впечатлениям; — отличать герб Москвы от гербов других городов; — работать со взрослыми: совершить виртуальную экскурсию по Москве с  помощью Интернета; — формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые  вопросы и оценивать достижения на уроке — Пониматьучебную задачу урока и стре­митьсяеё выполнить; — обсуждатьзначение Московского Кремля  для каждого жителя России; — работать в паре: находить на фотографии в учебнике достопримечательности  Кремля, рассказывать о них по фотографии; извлекать из дополнительной  литературы информацию о достопримечательностях Кремля и готовить  сообщения по предложенному плану; — читать текст учебника, находить в нём сведения из истории Кремля в  соответствии с предложенными вопросами; сопоставлять современный облик  Кремля с видами Кремля в прошлом на картинах А. Васнецова; — рассказывать о Красной площади по фотографиям в учебнике и своим  впечатлениям, описывать достопримечательности Красной площади по  фотографиям; — формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые  вопросы и оценивать достижения на уроке — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — находить Санкт­Петербург на карте России; знакомиться с планом Санкт­ Петербурга, находить на нём достопримечательности го рода; — работать в паре: соотносить фотографии достопримечательностей Санкт­ Петербурга с собственными наблюдениями, отмечать фишками знакомые  объекты, описывать достопримечательности по фотографиям и своим  впечатлениям; рассказывать по приведённому образцу об одной из  достопримечательностей Санкт­Петербурга с использованием (при  необходимости) дополнительной литературы; 29. 23.12 Путешествие по  планете.  Административная  контрольная работа  за 2 четверть Карта мира. Океаны и  материки (континенты), их  изображение на карте 30. 28.12 Путешествие по  материкам. Особенности природы и  жизни людей на разных  материках. Части света:  Европа и Азия 31. 30.12 Страны мира. Проект  «Страны мира» Физические и политические карты. Политическая карта  мира. Знакомство с  некоторыми странами. Подготовка к выполнению  проекта: знакомство с  материалами учебника,  распределение заданий,  обсуждение способов и  сроков работы — отличать герб Санкт­Петербурга от гербов других городов; — работать со взрослыми: совершить виртуальную экскурсию по Санкт­ Петербургу с помощью Интернета; — читать рассказ об истории создания памятника Петру I, предлагать вопросы к рассказу, оценивать ответы одноклассников; — формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые  вопросы и оценивать достижения на уроке — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — сравнивать глобус и карту мира; находить, называть и показывать на глобусе  и карте мира океаны и материки; — работать в паре: соотносить фотографии, сделанные на разных материках, с  местоположением этих районов на карте мира, обозначать их фишками с  соответствующими номерами; — формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые  вопросы и оценивать достижения на уроке — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — находить материки на карте мира; — работать в группе: знакомиться с особенностями материков с помощью  учебника и других источников информации; готовить сообщениями выступать с  ними перед классом; — предлагать вопросы по содержанию сообщений, оценивать ответы  одноклассников; — формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые  вопросы и оценивать достижения на уроке — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — сравнивать физическую и политическую  карты мира; — находить и показывать на политической карте мира территорию России,  других стран;  — работать в паре: соотносить фотографии достопримечательностей отдельных  стран с местоположением этих стран на политической карте, обозначать эти  страны соответствующими фишками; рассказывать по фотографиям о том,  что можно увидеть в разных странах; с помощью карты приводить примеры  стран, расположенных на разных материках; — пользуясь  дополнительной  литературой, определять, каким странам  принадлежат представленные флаги; — формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые  вопросы и оценивать достижения на уроке. В ходе выполнения проекта дети учатся: — распределять обязанности по выполнению проекта; — готовить сообщения (индивидуальные, в парах, в группах) о выбранных  странах; — подбирать фотографии достопримечательностей (открытки, слайды); — презентовать свои исследования с демонстрацией иллюстраций; — оценивать свои достижения в выполнении проекта — Выполнять тестовые задания учебника; — оценивать правильность/неправильность предложенных ответов; — формировать адекватную самооценку в соответствии с набранными баллами — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — определять цветущие летом травы, насекомых и других животных с помощью  атласа­определителя «От земли до неба», осуществлять самопроверку; — читать и обсуждать рассказ «Разговор в лесу» в книге «Великан на поляне»,  разыгрывать сценку по этому рассказу;  — приводить примеры летних явлений в неживой и живой природе; — рассказывать о красоте животных по своим наблюдениям; — работать со взрослыми: за лето  подготовить фоторассказы или выполнить  рисунки по темам «Красота лета», «Красота животных»; — формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые  вопросы и оценивать достижения на уроке — Выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными  материалами; — обсуждать выступления учащихся; — оценивать свои достижения и достижения других учащихся 32. 13.01 33. 26.03 Проверим себя и  оценим свои  достижения. По  разделу «Путешествия» Впереди лето. Проверка знаний и умений.  Формирование адекватной  оценки своих достижений Летние явления в неживой  и живой природе.  Разнообразие растений и  животных,  доступных для наблюдений  в летнее время. Красота  животных 34. 18.01                      Итого:       68 ч.                                                 Презентации  проектов  «Родословная»,  «Города России»,  «Страны мира». Представление результатов проектной деятельности.  Формирование адекватной  оценки своих достижений

Рабочие программы по окружающему миру по УМК "Школа России" (2 класс)

Рабочие программы по окружающему миру по УМК "Школа России" (2 класс)

Рабочие программы по окружающему миру по УМК "Школа России" (2 класс)

Рабочие программы по окружающему миру по УМК "Школа России" (2 класс)

Рабочие программы по окружающему миру по УМК "Школа России" (2 класс)

Рабочие программы по окружающему миру по УМК "Школа России" (2 класс)

Рабочие программы по окружающему миру по УМК "Школа России" (2 класс)

Рабочие программы по окружающему миру по УМК "Школа России" (2 класс)

Рабочие программы по окружающему миру по УМК "Школа России" (2 класс)

Рабочие программы по окружающему миру по УМК "Школа России" (2 класс)

Рабочие программы по окружающему миру по УМК "Школа России" (2 класс)

Рабочие программы по окружающему миру по УМК "Школа России" (2 класс)

Рабочие программы по окружающему миру по УМК "Школа России" (2 класс)

Рабочие программы по окружающему миру по УМК "Школа России" (2 класс)

Рабочие программы по окружающему миру по УМК "Школа России" (2 класс)

Рабочие программы по окружающему миру по УМК "Школа России" (2 класс)

Рабочие программы по окружающему миру по УМК "Школа России" (2 класс)

Рабочие программы по окружающему миру по УМК "Школа России" (2 класс)

Рабочие программы по окружающему миру по УМК "Школа России" (2 класс)

Рабочие программы по окружающему миру по УМК "Школа России" (2 класс)

Рабочие программы по окружающему миру по УМК "Школа России" (2 класс)

Рабочие программы по окружающему миру по УМК "Школа России" (2 класс)

Рабочие программы по окружающему миру по УМК "Школа России" (2 класс)

Рабочие программы по окружающему миру по УМК "Школа России" (2 класс)

Рабочие программы по окружающему миру по УМК "Школа России" (2 класс)

Рабочие программы по окружающему миру по УМК "Школа России" (2 класс)

Рабочие программы по окружающему миру по УМК "Школа России" (2 класс)

Рабочие программы по окружающему миру по УМК "Школа России" (2 класс)

Рабочие программы по окружающему миру по УМК "Школа России" (2 класс)

Рабочие программы по окружающему миру по УМК "Школа России" (2 класс)

Рабочие программы по окружающему миру по УМК "Школа России" (2 класс)

Рабочие программы по окружающему миру по УМК "Школа России" (2 класс)

Рабочие программы по окружающему миру по УМК "Школа России" (2 класс)

Рабочие программы по окружающему миру по УМК "Школа России" (2 класс)

Рабочие программы по окружающему миру по УМК "Школа России" (2 класс)

Рабочие программы по окружающему миру по УМК "Школа России" (2 класс)

Рабочие программы по окружающему миру по УМК "Школа России" (2 класс)

Рабочие программы по окружающему миру по УМК "Школа России" (2 класс)

Рабочие программы по окружающему миру по УМК "Школа России" (2 класс)

Рабочие программы по окружающему миру по УМК "Школа России" (2 класс)

Рабочие программы по окружающему миру по УМК "Школа России" (2 класс)

Рабочие программы по окружающему миру по УМК "Школа России" (2 класс)

Рабочие программы по окружающему миру по УМК "Школа России" (2 класс)

Рабочие программы по окружающему миру по УМК "Школа России" (2 класс)

Рабочие программы по окружающему миру по УМК "Школа России" (2 класс)

Рабочие программы по окружающему миру по УМК "Школа России" (2 класс)

Рабочие программы по окружающему миру по УМК "Школа России" (2 класс)

Рабочие программы по окружающему миру по УМК "Школа России" (2 класс)

Рабочие программы по окружающему миру по УМК "Школа России" (2 класс)

Рабочие программы по окружающему миру по УМК "Школа России" (2 класс)

Рабочие программы по окружающему миру по УМК "Школа России" (2 класс)

Рабочие программы по окружающему миру по УМК "Школа России" (2 класс)

Рабочие программы по окружающему миру по УМК "Школа России" (2 класс)

Рабочие программы по окружающему миру по УМК "Школа России" (2 класс)

Рабочие программы по окружающему миру по УМК "Школа России" (2 класс)

Рабочие программы по окружающему миру по УМК "Школа России" (2 класс)

Рабочие программы по окружающему миру по УМК "Школа России" (2 класс)

Рабочие программы по окружающему миру по УМК "Школа России" (2 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.05.2017