Готовимся к ЕГЭ.
Лексические нормы.
Рабочий лист. ___________________________________________________
(ФИ, класс)
Разминка. Расставьте ударения в выделенных словах.
Ветряная оспа, ходатайствовать за коллегу, памятуя о новорожденной, дали места в партере, мытарства простолюдина, закупорить бутыль, ходить на работу по средам, обеспечение тортами, осведомиться о газопроводе, звонит столяр, надоумить эксперта.
Типы речевых ошибок |
Примеры |
1. Употребление слов в несвойственном им значении. |
Он упал навзничь (ничком) и ушиб колено |
2. Плеоназм (употребление в одном словосочетании близких по смыслу слов). |
Необычный феномен, предчувствовать заранее, главная суть. |
3. Тавтология (употребление в предложении или в непосредственной близости в тексте однокоренных слов). |
Масло масляное, спросить вопрос, проливной ливень, рассказчик рассказывает. |
4. Нарушение лексической сочетаемости. |
Пьеса играет большое значение (имеет значение, играет роль). Он выполнил подвиг (совершил подвиг). |
5. Ошибки в употреблении фразеологизмов (устойчивых выражений). |
Не маленький – пора уж за свой ум браться (за ум браться). |
6. Алогизм (нарушение логической связи в тексте: пропуск смыслового звена, неверный выбор слова, неверные, бездоказательные выводы) |
Из-за хорошей погоды мы пошли гулять в парк (благодаря хорошей погоде). Речь Катерины отличается от других героев (от речи других героев). |
7. Смешение паронимов (близких по звучанию, но разных по смыслу слов). |
Каменистые ступеньки (каменные), эффективное появление на сцене (эффектное). |
Задание 1. Определите тип ошибки, записав номер, соответствующий ей в таблице, и запишите исправленное предложение.
1. С начала сезона этот футболист забивает уже в третьем матче. __________________________________________
__________________________________________________________________________________________________
2. Он в таких делах съел собаку. ______________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________
3. Художник нарисовал репродукцию картины и вышел из комнаты. _______________________________________
__________________________________________________________________________________________________
4. У Базарова нет сообщников. _______________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________
5. Ивану пообещали представить должность преподавателя литературы. ___________________________________
__________________________________________________________________________________________________
6. Гарантируем полное излечение алкоголиков и других заболеваний. _____________________________________
__________________________________________________________________________________________________
7. Личная неприязнь постепенно переросла в сильную вражду. ___________________________________________
__________________________________________________________________________________________________
8. Улучшился уровень обслуживания пассажиров в нашем аэропорту. ______________________________________
__________________________________________________________________________________________________
9. Деепричастный оборот обособляется знаками препинания. ____________________________________________
__________________________________________________________________________________________________
10. Появление этого манифеста явилось важным событием в жизни общества. ______________________________
__________________________________________________________________________________________________
11. Разрешите поднять тост за нашего юбиляра. _________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________
12. Больше месяца подросток терпел, испытывая танталовые муки. ________________________________________
__________________________________________________________________________________________________
Задание 2. Отредактируйте предложения: исправьте лексическую ошибку, ИСКЛЮЧИВ неверно употреблённое слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.
1. Стало ясно, что мы неверно определили основную суть эксперимента — теперь нам придётся проводить исследование сначала. ______________________________________________________________________________
2. Экспедиция проходила успешно, пока ледяной айсберг не преградил путь кораблю. ________________________
3. Я увлекаюсь лингвистикой, языкознанием, поэтому хочу поступать на филфак. _____________________________
4. Чтобы написать недописанное сочинение, учитель дал нам время на уроке литературы. ____________________
5. Вам нужно выбрать одно из двух альтернативных решений. _____________________________________________
6. Лодки приближались всё ближе к берегу. ____________________________________________________________
7. Снова и опять всё повторялось: уговоры, обещания, слёзы. ______________________________________________
8. На конференции присутствовало более ста человек делегатов. __________________________________________
9. Сейчас не введены до сих пор в действие поточные линии на нашем заводе. ______________________________
10. Летом погода стоит поистине летняя. _______________________________________________________________
Задание 3. Отредактируйте предложения: исправьте лексическую ошибку, ЗАМЕНИВ неверно употреблённое слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.
1. Спортсменам, чтобы завоевать мировой рекорд, приходится интенсивно тренироваться не один год. __________
2. Алексей, которого Никита считал закадычным врагом и при любой возможности стремился унизить, был всегда спокоен, ни на какие провокации не реагировал. ________________________________________________________
3. Не за горой тот день, когда мы окончим школу. _______________________________________________________
4. Воздух чист, солнце светит ярче, дышится свежо. ______________________________________________________
5. Роль книги в жизни человека велика: он должен пополнять свой кругозор. ________________________________
6. Только грузный старик, насупясь, курил трубку, сидя на низкой лавочке, да какая-то женщина виднелась вдали — всё, никого больше в этот будний день в поле внимания не было. _________________________________
7. Описывая приключения моряка на острове, автор, без сомнения, импонирует своему герою. _________________
8. К нам пришли люди, удручённые опытом. ____________________________________________________________
9. Компьютерные игры порой могут решать целый ряд психологических проблем: удовлетворять потребность человека в свободе, помогать ему оказать впечатление на окружающих, хотя бы отчасти утолять присущую всем нам жажду перемен. ________________________________________________________________________________
10. Одним из самых известных потомков современных кенгуру был вымерший 15 миллионов лет назад представитель доисторической фауны Земли, названный учёными протокоптодонтом. ________________________
Задание 4. В некоторых из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
1. Это комнатное растение отличается ЭФФЕКТИВНОЙ окраской листьев. ___________________________________
2. ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ помещения соответствуют нормативам по освещённости. ___________________________
3. ПОКУПАТЕЛЬСКАЯ способность населения зависит от многих факторов. ___________________________________
4. На ДИПЛОМАТИЧНУЮ встречу приглашены политики дружественных стран. ______________________________
5. Истоки современного ГУМАНИЗМА восходят к эпохе Возрождения. ______________________________________
6. Экологи сохраняют БОЛОТНЫЕ участки местности, которые являются ключевыми местами остановок перелётных птиц во время миграции. ____________________________________________________________________________
7. Известный режиссёр ощущал НЕТЕРПИМУЮ потребность передавать опыт молодым актёрам и поэтому создал свой театр. ________________________________________________________________________________________
8. Древний город был окружён ЗЕМЛИСТЫМ валом. ____________________________________________________
9. Сложнейшая сценическая конфигурация нового спектакля должна быть ГАРМОНИЧНОЙ. ____________________
10. Часть жителей, пострадавших во время паводка, была эвакуирована в безопасные места в СОСЕДСКИХ посёлках. _________________________________________________________________________________________
11. ХИЩНАЯ добыча минералов уже нанесла невосполнимый ущерб природе небольшого африканского государства. _______________________________________________________________________________________
12. Сегодня встречаются молодые люди, которые воспринимают себя не как звено в непрерывной цепи поколений, а как ВЕНОК творения. ____________________________________________________________________
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.