Рабочий лист к открытому уроку литературы в 5 классе на тему: «Времена года в русской поэзии».
Оценка 4.7

Рабочий лист к открытому уроку литературы в 5 классе на тему: «Времена года в русской поэзии».

Оценка 4.7
Рабочие листы
doc
русская литература
5 кл
01.04.2018
Рабочий лист к открытому уроку литературы в 5 классе  на  тему: «Времена года в русской поэзии».
Данный урок спроектирован в соответствии с принципами педагогической технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» (РКМЧП). Цели урока: • формирование интереса учащихся к знакомству с русской поэзией о родной природе; • воспитание патриотизма, уважения к отечественной культуре; • формирование культуры чтения (ориентация в источниках информации, адекватность восприятия написанного и услышанного, критическая оценка текста); • развитие общеучебных умений (слушать и слышать; бегло и выразительно читать; выделять в информации главное; планировать свою деятельность, в частности, устную и письменную речь; формулировать выводы); • развитие личностных качеств, формирующих критическое мышление (рефлективность, креативность, толерантность, самостоятельность); • развитие связной речи учащихся. Задачи: 1) углубить представления пятиклассников о своеобразии лирического произведения, специфике средств создания образов; 2) дать учащимся общее представление об устойчивых образах времён года в русской поэзии; 3) вызвать интерес школьников к выявлению ассоциативных связей между произведениями разных видов искусства; 4) продолжить обучение пятиклассников умению находить ответы на поставленные вопросы и формулировать вопросы самостоятельно; 5) побудить учащихся к размышлению над «тонкими», неоднозначными вопросами, а также формулированию и объяснению своего мнения; 6) пробудить интерес школьников к творческой внеурочной деятельности.
РАБОЧИЙ ЛИСТ2.doc
ФИ____________________________________________________________________________________ РАБОЧИЙ ЛИСТ Тема___________________________________________________________________________________ Эпиграф к уроку  _______________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________ Загадки о временах года                         Снег на полях,                                   Тает снежок,                         Лёд на ручьях,                                   Ожил лужок,                         Вьюга гуляет.                                    День прибывает.                         Когда это бывает?                             Когда это бывает?                                       Солнце печёт,                                    Пусты поля,                                       Липа цветёт,                                      Мокнет земля,                                       Рожь поспевает.                                Дождь поливает.                                       Когда это бывает?                             Когда это бывает?  Русские поэты о Родине, родной природе и о себе.      В русской поэзии издавна осень, зима, весна и лето обозначают нечто большее, чем обычные времена года. Они обрели устойчивые образы, ассоциации.      «Прекрасное дитя», «утро года», молодая красавица, дыханием которой согрето все живое, ­ это весна. С ней навсегда связаны представления о пробуждении жизненных сил, ощущение и предчувствие счастья. Лето – это время буйного цветения, знойного томления, когда «пахнет сеном над лугами», «ветер с полудня», «час от часу жар сильней», «зарумянилась вишня и слива»,  «и весел звучный лес». Это пора буйства, расцвета, высшего проявления всех сил. Символом этого времени года в стихах русских поэтов часто является хлопотливая ласточка.   Она   последней   прилетает   к   нам   из   теплых   краёв   и   улетает   первой,   словно   олицетворяя быстротечность «нашего северного лета». «Очей очарованье!» ­  осень. Она дарит самые яркие краски: «Лес, точно   терем   расписной,   лиловый,   золотой,   багряный…»   Но   за     этими   необыкновенно   яркими   красками опадающей листвы  прячется щемящая грусть, ведь «пустеет воздух, птиц не слышно боле». Печаль, невесёлые предчувствия и ожидания часто связаны с  образом осени. Зима – это и чародейка, волшебница, убаюкивающая под   звуки   метели,   укрывающая   всё   сверкающим   белым   покрывалом;   и   старуха,   «ведьма   злая»,   способная погубить, заморозить. Сон природы, смерть, печаль, но и ожидание возрождения заключает в себе образ зимы.      Русских поэтов  привлекала наша природа, лишенная ярких, броских, бьющих в глаза красок. Она пленяет и трогает милой прелестью настоянного на полевых травах летнего дня, морозного осеннего воздуха, тишиной зимнего леса, живостью журчащих весенних ручьёв и разливающихся в половодье рек с туманами над водой. Она дорога каждому русскому поэту своей непосредственной жизнью, своей скромной простотой, в которой нет показной красоты, но в которой много красоты внутренней, раздолья, спокойствия, степенности и величия.       Природа изображалась русским поэтами не просто фоном, на котором происходит жизнь и деятельность человека, но частью его души, одним из самых глубоких и значимых переживаний, связывающих его с землей, с «малым   домом»  ­ родным  краем  и  «большим  домом» ­  Отчизной.  Чувство  родимой земли неотделимо  от восприятия   природы,   от   бережного   и   рачительного   пользования   её   дарами.   Разглядеть   неподдельную внутреннюю   красоту,   неповторимое   очарование   в   неброских   пейзажах   способен   лишь   тот,   кто   искренне привязан к родной земле, по­настоящему любит свою Родину. Выразить свои чувства в стихах поэту дают возможность талант и умение, но нельзя быть истинным поэтом вне чувства духовного родства со своей землёй, со своим народом, с его миропониманием.                                                                                                (По В.Я. Коровиной)  С какого именно стихотворения вам хотелось бы начать этот разговор?  Прочитайте выбранное стихотворение.  Каким оно проникнуто настроением? Почему вы так думаете?  Какие чувства вызывает оно у читателей?  Какое время года в  нём изображено?  Каким предстаёт это время года в стихотворении?  Какие  поэтические образы  создал автор стихотворения? При помощи каких изобразительно­ выразительных средств?  Что особенного, какую «изюминку» вы заметили в этом стихотворении, раз выбрали его среди других? _______________________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________________ синквейн на тему «Природа»: _______________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________ Домашнее задание: 1. Подготовить рассказ по вопросам об одном или двух стихотворениях русских поэтов  XIX  века о родной природе. Можно обратиться к произведениям, предложенным в учебнике литературы (Часть 2, С.124 – 133) или прочитанным самостоятельно. 2.(Через урок! К   4.02.  2009) Выучить и выразительно прочитать наизусть одно стихотворение о природе, написанное русским поэтом XIX века. 3. (Для желающих) Написать эссе на тему «Удивительное время года».

Рабочий лист к открытому уроку литературы в 5 классе на тему: «Времена года в русской поэзии».

Рабочий лист к открытому уроку литературы в 5 классе  на  тему: «Времена года в русской поэзии».

Рабочий лист к открытому уроку литературы в 5 классе на тему: «Времена года в русской поэзии».

Рабочий лист к открытому уроку литературы в 5 классе  на  тему: «Времена года в русской поэзии».
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.04.2018