работа

  • docx
  • 23.10.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Дипломная работа по технологии Хмелева С Г.docx

ЧОУ ДПО «Институт повышения квалификации и

 профессиональной переподготовки»

 

 

 

Программа профессиональной переподготовки

«Учитель технологии. Теория и методика преподавания учебного предмета «Технология» в условиях реализации ФГОС ООО»

 

 

 

 

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

 

на тему: «Теория и методика преподавания учебного предмета «Технология» в условиях реализации ФГОС ООО.»

 

 

 

                                           Выполнил:

Хмелев Сергей Геннадьевич,

учитель физики и информатики,

высшая квалификационная категория,

МБОУ «Синекинчерская ООШ»     

 

 

д. Сине - Кинчеры,2018


Содержание.

 

Введение………………………………………………………………………..

3

Глава I. Современные подходы к преподаванию технологии в условиях введения и реализации ФГОС.

 

1.1.   Особенности содержания предмета «Технология»  и организации учебной  деятельности на уроке технологии в соответствии с ФГОС ООО……………………………………………………………………………

 

 

5

1.2Проблемы преподавания предмета «Технология» при переходе на ФГОС и возможные пути их решения………………………………………

 

15

1.3. Особенности преподавания  учебного  предмета  «Технология»  в 2016-2017 учебном году……………………………………………………..

 

18

Выводы по первой главе……………………………………………………..

26

Глава II. Опыт преподавания предмета «Технология» в условиях внедрения ФГОС ООО.

 

2.1. Использование современных информационных технологий в    своей   проектной  технологической деятельности…………………………………

 

27

2.2. План – конспект урока деятельностный направленности по       формированию УУД учащихся школы……………………………………..

 

32

Выводы по второй главе………………………………………………………

38

Заключение…………………………………………………………………….

39

Список литературы…………………………………………………………….

40

Приложение……………………………………………………………………

41

 

 

 

 

 

 

Введение

          Сей­час труд­но найти че­ло­ве­ка, ко­то­рый не слы­шал бы о тех­но­ло­гии. Стро­ит­ся ли новый дом, спус­ка­ет­ся ли на воду со­вре­мен­ный лай­нер или го­то­вит­ся к за­пус­ку кос­ми­че­ский ко­рабль - во всех делах, ве­ли­ких и малых, всюду и везде в раз­лич­ных фор­мах про­яв­ле­ни­ях ре­а­ли­зу­ет­ся тех­но­ло­гия.

Воз­мож­но­сти со­вре­мен­ной тех­но­ло­гии так рас­ши­ри­лись, что ещё несколь­ко де­сят­ков лет назад труд­но было пред­ста­вить себе, ка­ки­ми ги­гант­ски­ми ша­га­ми пой­дёт раз­ви­тие этой об­ла­сти пре­об­ра­зо­ва­ния ма­те­ри­а­лов, ин­фор­ма­ции и энер­гии.

       Ос­нов­ным пред­на­зна­че­ни­ем об­ра­зо­ва­тель­ной об­ла­сти «Тех­но­ло­гия» в си­сте­ме об­ще­го об­ра­зо­ва­ния яв­ля­ет­ся фор­ми­ро­ва­ние тех­но­ло­ги­че­ско­го ми­ро­воз­зре­ния и тех­но­ло­ги­че­ской куль­ту­ры, вос­пи­та­ние тру­до­вых, граж­дан­ских и пат­ри­о­ти­че­ских ка­честв школь­ни­ка, про­фес­си­о­наль­ное са­мо­опре­де­ле­ние в усло­ви­ях рынка труда, фор­ми­ро­ва­ние гу­ма­ни­сти­че­ски ори­ен­ти­ро­ван­но­го ми­ро­воз­зре­ния. В рам­ках "Тех­но­ло­гии" про­ис­хо­дит зна­ком­ство с миром про­фес­сий, осу­ществ­ля­ет­ся профори­ен­та­ция школь­ни­ков на ра­бо­ту в раз­лич­ных сфе­рах об­ще­ствен­но­го про­из­вод­ства. Тем самым нема­ло­важ­ной осо­бен­но­стью курса яв­ля­ет­ся обес­пе­че­ние пре­ем­ствен­но­сти  пе­ре­хо­да от об­ще­го к про­фес­си­о­наль­но­му об­ра­зо­ва­нию и тру­до­вой де­я­тель­но­сти. В связи с этим необ­хо­ди­мо ме­нять тех­но­ло­гию ра­бо­ты учи­те­ля, так как тре­бо­ва­ния  новых стан­дар­тов со­сто­ят в пе­ре­хо­де от тра­ди­ци­он­ных тех­но­ло­гий к тех­но­ло­ги­ям раз­ви­ва­ю­ще­го обу­че­ния, ко­то­рые носят лич­ност­но - ори­ен­ти­ро­ванн­ный ха­рак­тер, ва­ри­а­тив­ны, по­вы­ша­ют от­вет­ствен­ность школь­ни­ков за  ре­зуль­та­ты   обу­че­ния.    

       Каким же дол­жен быть учи­тель но­во­го по­ко­ле­ния? Чтобы вы­рас­тить новое по­ко­ле­ние детей, учи­тель дол­жен быть дру­гой фор­ма­ции. Впер­вые в ис­то­рии че­ло­ве­че­ства по­ко­ле­ние «уче­ни­ков» пре­взо­шло по­ко­ле­ние «пре­по­да­ва­те­лей» в ско­ро­сти и спо­со­бах овла­де­ния ин­фор­ма­ци­он­ны­ми тех­но­ло­ги­я­ми: дети легче осва­и­ва­ют ком­пью­тер, чем за­вя­зы­ва­ют шнур­ки. Одна из глав­ных со­став­ля­ю­щих стан­дар­та, без ко­то­ро­го невоз­мож­но успеш­ное внед­ре­ние ФГОС в школе, - под­го­тов­ка кад­ров. В со­от­вет­ствии с ФГОС ме­ня­ет­ся ха­рак­тер пе­да­го­ги­че­ской де­я­тель­но­сти. Ре­а­ли­зу­е­мые ос­но­вы обу­че­ния тре­бу­ют от пе­да­го­гов уме­ния учить детей спо­со­бам до­бы­ва­ния зна­ний, фор­ми­ро­вать учеб­ную де­я­тель­ность и мыш­ле­ние школь­ни­ков.

           

   Объект исследования: преподавание технологии в условиях введения и реализации ФГОС школы.

   Предмет исследования: особенности преподавания  предмета «Технология»  и организации учебной деятельности на уроке технологии в соответствии с ФГОС ООО в условиях школы.

   Цель исследования: выявление возможностей преподавания  предмета «Технология»  и организации учебной деятельности.

.


Глава I. Современные подходы к преподаванию технологии в условиях введения и реализации ФГОС.

 

1.1.            Особенности содержания предмета «Технология»  и организации учебной деятельности  на уроке технологии в соответствии с ФГОС ООО.

 

Что является отличительной особенностью нового Стандарта?

      Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков, формулировки стандарта указывают реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу начального обучения. Требования к результатам обучения сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов.

     Неотъемлемой частью ядра нового стандарта являются универсальные учебные действия (УУД). Под УУД понимают "общеучебные умения", "общие способы деятельности", "надпредметные действия" и т.п. Для УУД предусмотрена отдельная программа - программа формирования универсальных учебных действий (УУД). Все виды УУД рассматриваются в контексте содержания в т.ч. предмета «Технология». Наличие этой программы в комплексе Основной образовательной программы основного общего образования задает деятельностный подход в образовательном процессе основной школы.

    Важными элементами формирования универсальных учебных действий обучающихся на уроках технологии, обеспечивающими его результативность являются ориентировка школьников в информационных и коммуникативных технологиях (ИКТ) и формирование способности их грамотно применять (ИКТ-компетентность). Использование современных цифровых инструментов и коммуникационных сред указывается как наиболее естественный способ формирования УУД.

  Какие требования к результатам обучающихся устанавливает Стандарт по «Технологии»?

    Обучающиеся должны овладеть: трудовыми и технологическими знаниями и умениями по преобразованию и использованию материалов, энергии, информации, необходимыми для создания продуктов труда в соответствии с их предполагаемыми функциональными и эстетическими свойствами; умениями ориентироваться в мире профессий, оценивать свои профессиональные интересы и склонности к изучаемым видам трудовой деятельности, составлять жизненные и профессиональные планы; навыками использования распространенных ручных инструментов и приборов, планирования бюджета домашнего хозяйства; культуры труда, уважительного отношения к труду и результатам труда; познакомиться: с основными технологическими понятиями и характеристиками; с назначением и технологическими свойствами материалов; с назначением и устройством применяемых ручных инструментов, приспособлений, машин и оборудования; с видами, приемами и последовательностью выполнения технологических операций, влиянием различных технологий обработки материалов и получения продукции на окружающую среду и здоровье человека; с профессиями и специальностями, связанными с обработкой материалов, созданием изделий из них, получением продукции; со значением здорового питания для сохранения своего здоровья; выполнять трудовые операции и работы: рационально организовывать рабочее место; находить необходимую информацию в различных источниках; применять конструкторскую и технологическую документацию; составлять последовательность выполнения технологических операций для изготовления изделия или выполнения работ; выбирать сырье, материалы, пищевые продукты, инструменты и оборудование для выполнения работ; конструировать, моделировать, изготавливать изделия;  выполнять по заданным критериям технологические операции с использованием ручных инструментов, приспособлений, машин, оборудования, электроприборов; соблюдать безопасные приемы труда и правила пользования ручными инструментами, машинами и электрооборудованием; осуществлять доступными мерительными средствами, измерительными приборами и визуально контроль качества изготавливаемого изделия (детали); находить и устранять допущенные дефекты; проводить разработку творческого проекта изготовления изделия или получения продукта с использованием освоенных технологий и доступных материалов; планировать работы с учетом имеющихся ресурсов и условий; распределять работу при коллективной деятельности.

    Использовать приобретенные знания и умения для: понимания ценности материальной культуры для жизни и развития человека; формирования эстетической среды бытия; развития творческих способностей и достижения высоких результатов преобразующей творческой деятельности человека; получения технико-технологических сведений из разнообразных источников информации; организации индивидуальной и коллективной трудовой деятельности;изготовления изделий декоративно-прикладного искусства для оформления интерьера; изготовления или ремонта изделий из различных материалов с использованием ручных инструментов, приспособлений, машин, оборудования; контроля качества выполняемых работ с применением мерительных, контрольных и разметочных инструментов; выполнения безопасных приемов труда и правил электробезопасности, санитарии и гигиены; оценки затрат, необходимых для создания объекта или услуги; построения планов профессионального образования и трудоустройства.

 

Результаты изучения предмета «Технология»

     Одной из важнейших задач второй ступени пропедевтического технологического образования является подготовка обучающихся к осознанному и ответственному выбору жизненного и профессионального пути. В результате обучающиеся должны научиться самостоятельно формулировать цели и определять пути их достижения, использовать приобретенный в школе опыт деятельности в реальной жизни, за рамками учебного процесса.

      На уроках технологии широко применяется проектный метод. Овладение ИКТ является наиболее перспективным средством реализации проектной методики обучения. Имеется цикл проектов, участвуя в которых, дети лучше узнают друг друга, обмениваются информацией. Учителя должны всячески стимулировать обучающихся к этой работе.

Интегрированный подход к обучению технологии предполагает активное использование знаний, полученных при изучении одного предмета, на уроках по другим предметам. Например, на уроке технологии при выполнении различных проектов необходимы знания, полученные на уроках биологии, физики, геометрии, истории, ИЗО и др. В результате такой деятельности приобретается опыт, необходимый и полезный в повседневной жизни.

Особенности организации учебной деятельности

Предмет
изменений

Традиционная деятельность
учителя

Деятельность учителя,
работающего по ФГОС

Подготовка к уроку

 

Учитель пользуется жестко структурированным конспектом урока

 

 

Учитель пользуется сценарным планом урока, предоставляющим ему свободу в выборе форм, способов и приемов обучения

 

Главная цель учителя на уроке

Успеть выполнить

все,

что запланировано

Организовать деятельность детей:

•  по поиску и обработке информации;

•  обобщению способов действия;

•  постановке учебной задачи и т. д.

Основные этапы урока

Объяснение и закрепление учебного материала. Большое количество времени занимает речь учителя

Самостоятельная деятельность обучающихся (более половины времени урока)

Формулирование заданий для обучающихся (определение деятельности детей)

Формулировки: решите, спишите, сравните, найдите, выпишите, выполните и т. д.

Формулировки: проанализируйте, докажите (объясните), сравните, выразите символом, создайте схему или модель, продолжите, обобщите (сделайте вывод), выберите решение или способ решения, исследуйте, оцените, измените, придумайте и т. д.

Форма урока

Преимущественно фронтальная

Преимущественно групповая и/или индивидуальная

 

 

Требования ФГОС ООО к современному уроку

Целеполагание

(технология SMART)

Учащиеся  должны знать, какие конкретно знания и умения (способы деятельности) они освоят в процессе деятельности на уроке(левополушарные);

Они должны знать и план (способы) достижения поставленных задач (правополушарные)

Мотивация

Учитель формирует интерес как к процессу учебной деятельности, так и к достижению конечного результата. Эффективные мотивы – решение актуальной проблемы, практическая направленность содержания, краеведческая составляющая содержания.

Практическая значимость  знаний и способов деятельности

Учитель должен показать обучающимся возможности применения осваиваемых знаний и умений в их практической деятельности.

Отбор содержания.

Качественно отработаны планируемые результаты урока, определенные программой. Только эти знания могут быть подвергнуты контролю

Построение каждого этапа урока по схеме

Постановка учебного задания – деятельность обучающихся по его выполнению – подведение итога деятельности – контроль процесса и степени выполнения - рефлексия

Использование разнообразных эффективных приемов организации результативной образовательной деятельности обучающихся с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.

     Основная  задача учителя –      создать условия, инициирующие деятельность обучающихся посредством учебных заданий:

-характеристика задания;

-мотивационная часть

-содержание (условия, вопрос)

-инструкция по выполнению

-время выполнения

-образец или описание ответа

-критерии оценки

-методический комментарий

Подведение итогов каждого этапа урока обучающимися, наличие обратной связи на каждом этапе урока

Выполнение каждого учебного задания должно быть подвергнуто контролю учителя в целях обеспечения текущей коррекции процесса учения каждого ученика

Наличие блоков самостоятельного получения знаний

Работа с различными источниками информации

Организация парной или групповой работы

Развитие коммуникативной компетенции и освоение нормы работы в коллективе

Использование системы контроля и взаимоконтроля

Средство рефлексии и формирования ответственности за результаты своей деятельности

рефлексия

Осознание себя в процессе деятельности

Качественная положительная оценка

Деятельности обучающихся

Формирование положительной учебной мотивации

Психологический комфорт и условия здоровьесбережения

 

 

Согласно ФГОС содержательный раздел основной образовательной программы определяет общее содержание основного общего образования и включает образовательные программы, ориентированные на достижение личностных, предметных и метапредметных результатов. В том числе программу развития универсальных учебных действий (программу формирования общеучебных умений и навыков) на ступени основного общего образования, включающую формирование компетенций обучающихся в области использования информационно-коммуникационных технологий, учебно-исследовательской и проектной деятельности.

Это обусловливает особую актуальность и перспективы использования проектной технологии обучения учащихся в основной школе как базовой образовательной технологии, поддерживающей деятельностный подход в образовании.

Как же органично встроить универсальные учебные действия в образовательный процесс? Ведь в настоящее время не все учебно-методические комплекты содержат задания, направленные на их формирование.

Основой решения данной образовательной задачи является обучение на основе деятельностного подхода. Он предполагает активность обучающихся, когда знание не передается учителем в готовом виде, а строится самими учащимися в процессе их познавательной деятельности. Учение превращается в сотрудничество - совместную работу учителя и учеников по овладению знаниями и решению проблем. В исследованиях многих педагогов и психологов подчёркивается, что оригинальность мышления, умение сотрудничать, творчество школьников наиболее полно проявляются и успешно развиваются в деятельности, причём деятельности, имеющей исследовательскую направленность.

Опираясь на методику проведения детских исследований А.И.Савенкова можно выделить следующие основные этапы исследовательской деятельности:

      Выделение и постановка проблемы.

      Выработка гипотез.

      Поиск путей решения (обоснование гипотезы, сбор и изучение материалов).

      Формулирование выводов (обобщение, классификация, систематизация).

      Представление результатов исследовательской деятельности.

      Уже глядя на эти этапы видно, что они дают возможность формирования и развития таких блоков универсальных учебных действий как регулятивные и познавательные. Учитывая, что формами организации исследовательской деятельности являются не только индивидуальное, но и групповое, и коллективное исследование, легко можно представить возможности формирования коммуникативных УУД.

      Принимая во внимание, что в результате проведённых исследований ребёнок получает не только определённый продукт (новое знание), но и переживания, личный опыт, можно говорить и о возможности формирования личностных УУД. Таким образом, организуя исследовательскую деятельность школьников, можно формировать все группы универсальных учебных действий. Однако для этого исследования не должны быть разовыми, случайными. Следует говорить о системе организации исследовательской деятельности на протяжении всех лет обучения в школе.

      В работе с обучающимися наряду с исследовательской деятельностью используется и проектная деятельность. Они близки, хотя и имеют некоторые отличия. «Проектирование — это не творчество в полной мере, это творчество по плану в определенных контролируемых рамках» (А.И. Савенков). На практике чаще всего они соединяются в проектно-исследовательскую деятельность. Проектно-исследовательская деятельность – деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, выделение принципов отбора методик, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов.

      Развитие универсальных учебных действий не должно ограничиваться только проектно-исследовательской деятельностью, но она вполне может стать одним из основных условий формирования УУД школьников на уроках технологии.

 

 

 

 

1.2.          Проблемы преподавания предмета «Технология» при переходе на ФГОС и возможные пути их решения.

 

           Ключевой фигурой в реализации образовательного стандарта, с точки зрения создания педагогических условий для достижения планируемых результатов, является учитель. Мы хорошо сознаем, что роль и функции учителя в современной школе серьезно изменились. Но будут две главные составляющие учителя - это мастерство и личность. Сегодня учитель далеко не предметник в узком смысле этого слова (хотя и прежде настоящие учителя не были простыми трансляторами знаний).

      Основная цель введения ФГОС – смещение акцентов в обучении с передачи знаний на формирование и умение ими пользоваться. Залогом профессионального успеха уже не могут служить полученные один раз в жизни знания. На первый план выходит способность людей ориентироваться в огромном информационном поле, умение самостоятельно находить решения и успешно их реализовывать. В чём это выражается?

       Существенные различия стандартов нового поколения с ныне действующими состоят в следующем.

1.   Конкретизируются цели образовательного процесса:

·          развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формирование

·          желания и умения учиться.

·          духовно нравственное и эстетическое воспитание.

·          формирование  обще  учебных  умений   и   навыков,  опыта  осуществления разнообразных видов деятельности.

·          охрана и укрепление физического и психологического здоровья детей.

·          сохранение и поддержка индивидуальности ребёнка

2.      Изменяются требования к условиям обучения. Теперь на государственном уровне определены условия, которые должны обеспечиваться школе.

3.   Расширяется зона влияния школы на ребёнка: в обязательную структуру школы входит организация второй половины дня, т.е. в комплект учебного  плана  должна быть заложена внеурочная деятельность.

Проблемой перехода на новый стандарт остаётся психологическая и информативная неготовность учителя к нововведениям:

·          боязнь и нежелание отказаться от традиционных подходов к профессии,

·          консерватизм мышления в силу возраста или профессиональной усталости,

·          снижение мотивации учителя вследствие давления стереотипов и отсутствия стимулов.

          Впервые в истории человечества поколение «учеников» превзошло поколение «преподавателей» в скорости и способах  овладения информационными технологиями: дети легче осваивают компьютер, чем завязывают шнурки.

Задачей учителя становится индивидуализация обучения, понимание того, что работать придётся не со всеми, а с каждым. Теперь учитель одновременно и играющий тренер и судья. Он мотивирует школьников к самостоятельному изучению темы, корректирует их действия, участвует в обсуждении, и ищет способы включения в работу каждого, учитывает личные особенности ученика, а затем направляет не на заучивание, а на организацию самостоятельной практической и творческой деятельности. Учитель и ученик должны стать союзниками. В этой связи вспоминаются слова великого Л. Толстого: «Учитель всегда невольно стремится к тому, чтобы выбрать самый для себя удобный способ преподавания», «Только тот образ преподавания верен, которым довольны ученики».

      Важен и кардинальный пересмотр системы оценивания. Накапливаются не оценки, а работы – продукты. Сегодня ФГОС рекомендует несколько видов оценивания: самооценку, направленную на рефлексию, формирующую оценку для того чтобы проанализировать, чего ребёнок не достиг как преодолеть этот операциональный пробел. Актуальной становится и накопительная оценка.

Предмет «технология» –это не только одно из звеньев в цепочке

образования, «технология» становится ведущим предметом в стандарте нового поколения. Почему?

Его содержание позволяет формировать одновременно четыре сферы развития личности ребёнка: когнитивную (знаниевую), деятельностную, творческую, эмоционально-ценностную.

Особенностью предмета «Технология» является введение учащихся в мир духовной и материальной культуры. Если с духовной культурой наряду с технологией учащиеся знакомятся на уроках литературы, истории, МХК и др., то мир материальной культуры, в котором существует современный человек, другими школьными предметами не рассматривается, что затрудняет адаптацию школьников в современном социуме. Технология  включает в себя приобретение и практическое применение теоретических знаний

Занятия технологией - площадка для успеха и созидания, ведь они призваны пробудить мысль, взволновать душу ребенка, дать ему в руки полезное дело и зажечь искру надежды на успех. Создавая собственными руками вещь, ребенок делается добрее, гуманнее и бережливее, адаптируется в современном социуме.

Требованием времени является тот факт, что современное образование призвано обеспечить у школьника готовность к дальнейшему развитию. Это, значит, «учить детей так, чтобы даже самые глубокие изменения в окружающем мире не смогли поставить их в тупик».

Качества, которые должны быть у ребёнка на выходе из школы для его успешности в современной жизни, позволит реализовать «технология»:

·               умение ставить цель и добиваться её,

·               умение адаптироваться к ситуации,

·               умение общаться,

·               умение ориентироваться в мире,

·               самостоятельно добывать и применять знания,

·               уметь заботиться о других, быть нравственным человеком,

·               сохранить здоровье.

 

 

 

1.3.          Особенности  преподавания учебного предмета «Технология» в 2016 -2017 учебном году.

 

  Базисный учебный план общеобразовательного учреждения на этапе основного общего образования должен включать как минимум 245 учебных часов для обязательного изучения курса «Технология»: в 5 и 7 классах – по 70 часов, из расчета 2 часа в неделю, в 7 классе –35 часов, из расчета 1 час в неделю (приложение к приказу МОиН РТ от 9 июля 2012 г. №4154/12). Часы компонента образовательного учреждения в IX классе используются для организации предпрофильной подготовки обучающихся. Дополни- тельное время для изучения технологии может быть выделено за счет резерва времени в базисном учебном плане. В программах по предмету «Технология» для обучающихся 5-8 классов выделены две части: инвариантная обязательная часть в объеме не менее 128 часов и вариативная часть, рассчитанная на 76 часов (37% всего учебного времени). При проведении занятий осуществляется де- ление классов на две группы: в городских образовательных учреждениях при наполняемости 25 и более человек, в сельских - 20 и более человек. С позиций реализации принципов здоровьесбережения и охраны труда недопустимо проводить уроки технологии в классах наполняемостью 20-24 человека без деления на подгруп- пы, а также недопустимо объединение классов одной или разных параллелей. При наличии необходимых условий и средств для организации профильного обучения, в том числе изучения элективных учебных предметов, возможно деление на группы классов с меньшей наполняемостью.

В основной школе обучение школьников технологии строится на основе освоения конкретных процессов преобразования и использования материалов, энергии, информации, объектов природной и социальной среды. С учетом сложившейся в стране системы подготовки учащихся к последующему профессиональному образованию и труду, с целью удовлетворения образовательных склонностей и познавательных интересов обучающихся, возможностей образовательных учреждений, местных социально-экономических условий обязательный минимум содержания (стандарт) основных образовательных программ по технологии для учащихся 5-8 классах изучается в рамках одного из трех направлений:

1.      «Технология. Технический труд».

2.      «Технология. Обслуживающий труд».

3.      «Технология. Сельскохозяйственный труд».

Каждое направление включает в себя базовую и обязательную дополнительную составляющие.

Базовой частью для программы по направлению «Технический труд» является «создание изделий из конструкционных и поделочных материалов».

Обязательной дополнительной составляющей являются разделы:

1.   Электротехнические работы.

2.   Технология ведения дома.

3.   Черчение и графика.

4. Современное производство и профессиональное образование.

Базовой частью для программы по направлению «Обслуживающий труд» являются разделы:

1.      Кулинария.

2.     Создание изделий из текстильных и поделочных материалов.

Обязательной дополнительной составляющей являются разделы:

1.   Электротехнические работы.

2.   Технология ведения дома.

3.   Черчение и графика.

4.    Современное производство и профессиональное образование.

В сельской школе традиционно изучаются технологии как промышленного, так и сельскохозяйственного производства. Для учащихся таких школ, с учетом сезонности работ в сельском хозяйстве, создаются комбинированные программы, включающие разделы по агротехнологиям, а также базовые и обязательные разделы по одному из направлений: «Технический труд» или «Обслуживающий труд».

Комбинированная программа для сельской школы будет иметь следующую структуру:

Базовая часть «Сельскохозяйственный труд» + базовая и обязательная часть по одному из направлений: «Технический труд» или «Обслуживающий труд».

Базовой частью для программы по направлению: «Сельскохозяйственный труд» являются разделы: «Растениеводство» и «животноводство». Обязательной дополнительной составляющей для любых из двух направлений являются разделы:

1.   Электротехнические работы.

2.   Технология ведения дома.

3.   Черчение и графика.

4.   Современное производство и профессиональное образование.

     В связи с перераспределением времени между разделами комбинированных программ уменьшается объем и сложность практических работ с сохранением всех информационных составляющих минимума содержания обучения технологии. При освоении сельскохозяйственных технологий важное место в программах отведено сельскохозяйственным проектам социальной направленности, которые позволяют расширить учебно-материальную базу обучения и одновременно решать задачи социального воспитания учащихся.

В связи с уменьшением численности учащихся в классах, особенно в сельских школах, практикуется совместное обучение мальчиков и девочек на уроках технологии. Учителям, работающим в таких классах, рекомендуется разработать рабочую про- грамму на основе действующих программ в которой содержание образования определяется возможностью освоения и мальчиками, и девочками обязательного минимума образовательного стандарта по технологии.

 

Особенности обучения технологии в профильной школе.

 

    На профильном уровне основным предназначением курса«Технология» в старшей школе является: продолжение формирования культуры труда; развитие системы технологических знаний и трудовых умений; воспитание трудовых, гражданских и патриотических качеств личности; уточнение профессиональных и жизненных планов в условиях рынка труда. Технологическая подготовка на профильном уровне позволяет учащимся приобрести профессиональные знания и умения в выбранной сфере трудовой деятельности.

          В обучении на индустриально-технологическом (агротехнологическом) профилях предусмотрена подготовка старшеклассников по основным направлениям технологической деятельности в выбранной отрасли. Для школ с технологическим профилем обучения программа технологической подготовки включает в себя две составляющие: общетехнологическую и специальную.

Структура программы профильного уровня вбирает в себя два обязательных раздела:

1.   Общетехнологическая подготовка

А) Организация производства

Б) Инновации в профессиональной деятельности

В) Профессиональное самоопределение и карьера

Г) Проектная деятельность

2.   Специальная технологическая подготовка

Структура разрабатываемых примерных программ специальной технологической подготовки может соответствовать структуре программ, принятых в системе начального профессионального образования.

Общетехнологическая подготовка осуществляется интегрировано со специальной подготовкой в выбранной учащимся сфере профессиональной деятельности. Она включает основные компоненты содержания программы, разработанной для базового уровня, и носит инвариантный для изучаемых профессиональных сфер характер. Практическая деятельность учащихся при овладении общетехнологической составляющей должна быть связана с соответствующей сферой или профилем специальной технологической подготовки. Каждый раздел программы общетехнологической подготовки включает в себя: основные теоретические сведения, практические работы и рекомендуемые объекты труда (в обобщенном виде). При этом предполагается, что изучение материала программы, связанного с практическими работами, должно предваряться необходимым минимумом теоретических сведений.

Основной принцип реализации профильной программы:

  обучение в процессе конкретной практической деятельности, учитывающей познавательные потребности учащихся. Основными формами обучения являются лекционно - семинарско -зачетная система обучения, проектно-исследовательские, практические и лабораторно-практические работы, профориентационные экскурсии.

 

Специальная технологическая подготовка осуществляется по выбору учащихся в следующих направлениях (сферах и про- филях) трудовой деятельности:

·        в сфере промышленного производства: токарное дело; фрезерное дело; слесарное дело; монтаж  радиоэлектронной аппаратуры и приборов; управление станками с ЧПУ; электромонтажные и наладочные работы; сборка электроизмерительных приборов; изготовление хлебобулочных или кондитерских изделий; швейное дело; вязание и плетение; вышивка; роспись тканей; наладка швейного оборудования; моделирование одежды и головных уборов и т.п.;

·        в сфере сельскохозяйственного производства: овощеводство; плодоводство; животноводство; птицеводство; пчеловодство; механизация технологических процессов сельскохозяйственного производства; слесарные работы по ремонту сельскохозяйственных машин, механизмов, оборудования;

·        в сфере строительных и ремонтных работ: архитектурное проектирование; малярные (строительные) работы; облицовочные работы; штукатурные работы; печное дело; столярные и плотницкие работы; паркетные работы; монтаж внутренних санитарно-технических систем;

·        в сфере телекоммуникаций и информационных технологий: операторские работы на ЭВМ (компьютерные сети, компьютерная графика); телеграфия; телефонная связь; операторские работы в сфере телекоммуникаций;

·        в сфере коммерции: продажа продовольственных или не- продовольственных товаров; обслуживание на предприятиях общественного питания; страховое дело; рекламное дело; контрольно-кассовые операции;

·        в сфере сервиса: переплетные работы; ювелирные работы; ремонт обуви; ремонт часов; обслуживание и ремонт радиотелевизионной аппаратуры (видеотехники); слесарно-ремонтные работы; ремонт и обслуживание автомобилей; вождение автомобиля; парикмахерское дело; фотография; индивидуальный пошив одежды; декоративное оформление витрин; социальное обслуживание; озеленение; цветоводство;

·        в сфере  декоративно-прикладного  искусства:  резьба по дереву и бересте; кружевные работы; вышивка; плетение; гончарные работы; изготовление художественных изделий из дерева, бересты и лозы; чеканка художественных изделий.

Специальная технологическая подготовка в общеобразовательных организациях может осуществляться и по другим направлениям и видам трудовой деятельности. При увеличении количества учебных часов, наличии необходимой учебно-материальной базы, педагогических кадров по желанию учащихся и их родителей и с учетом потребностей регионального рынка труда специальная технологическая подготовка может быть заменена начальной профессиональной подготовкой по профессиям (специальностям), соответствующим перечисленным направлениям.

При организации профессиональной подготовки в качестве основы для рабочих программ используются нормативные документы, действующие в системе подготовки рабочих кадров на производстве. Наименование профессий (специальностей), время (сроки) обучения должны соответствовать «Общероссийскому классификатору профессий рабочих должностей, служащих и тарифных разрядов».

Тематическое содержание специальной технологической или профессиональной подготовки задается квалификационными характеристиками, представленными в «Едином тарифно-квалификационном справочнике работ и профессий рабочих и служащих (ЕТКС)».

Специальная технологическая или профессиональная под- готовка учащихся проводится на базе школьных (межшкольных) учебно-производственных мастерских, межшкольных учебных комбинатов, учебных цехов (участков), учреждений начального профессионального образования, организаций и учреждений, имеющих соответствующую материально-техническую базу, а также в порядке индивидуальной подготовки у аттестованных специалистов, имеющих соответствующие лицензии.

Занятия по технологии могут проводиться в школьных кабинетах и мастерских, а также в межшкольных учебных комбинатах. Они должны иметь рекомендованный Министерством образования и науки РФ набор инструментов, приборов, станков и оборудования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы по первой главе

      В первой главе рассмотрены вопросы:

1.     Особенности содержания предмета «Технология»  и организации учебной  деятельности на уроке технологии в соответствии с ФГОС ООО.

2.     Проблемы преподавания предмета «Технология» при переходе на ФГОС и возможные пути их решения

3.     Особенности преподавания  учебного  предмета  «Технология»  в 2016-2017 учебном году.

В школе всё начинается с урока, и «учитель – это не тот, кто наполняет некий сосуд, а тот, кто разжигает факел». Устаревшая система «вбей в ученика побольше знаний» слабо отвечает современным требованиям. Ныне должно использовать систему «научи как учиться». Поэтому меняется и типология современного урока:

·               урок открытия нового,

·               урок общеметодологической направленности,

·               урок развивающего контроля,

·               урок рефлексии.

Заявленное в докладе ЮНЕСКО «В новое тысячелетие»: «Школа должна ребёнка «научить учиться», «научить жить», «научить жить вместе», «научить работать и зарабатывать» возможно, если мы будем создавать ситуации урока, когда ученик учится управлять универсальными операциями:

·        решать проблемы разной сложности (личностные, регулятивные, познавательные УУД);

·        позитивно общаться (коммуникативные УУД);

·        управлять потоками информации (познавательные УУД);

·        управлять проектами, исследованиями, экспериментами (регулятивные УУД);

·        изобретать (познавательные УУД).

    И здесь освоение учителем инновационных образовательных технологий будет необходимым условием развития его профессиональных компетенций.

.

Глава II.   Опыт  преподавания  технологии в условиях внедрения                                                   ФГОС ООО.

 

2.1.  Использование современных информационных технологий в проектной технологической деятельности.

Сегодня многие  спорят  о том, нужен ли предмет «Технология» в современной школе, предлагают заменить  его информационными технологиями. Безусловно, изменения в сфере образования в связи с  введением ФГОС, современных  приоритетов социального развития общества смещают акценты  трудового обучения. Но независимо от типа экономики труд был, есть и будет главным условием жизнедеятельности человека, важнейшим средством самоутверждения и самовыражения его как личности. Поэтому предмет «Технология» необходим в общеобразовательной школе.

Предмет “Технология” - особенный. Он не только формирует у детей политехнический кругозор, знакомит с новой техникой, современными технологиями обработки материалов, помогает сориентироваться в мире профессий, но и дает им возможность еще в школе приобщиться к созидательному труду. Отмечу также его важную роль в развитии самостоятельности учащихся, их эстетической культуры.

Развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий, которые выступают инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса. Именно на уроках технологии учащиеся выдвигают и обосновывают идеи, моделируют, конструируют, выполняют экономические расчеты, подбирают необходимые материалы, инструменты и определяют технологические этапы изготовления того или иного изделия, актуализируя и применяя на практике знания по многим другим предметам. Технология  венчает образование в том смысле, что аккумулирует знания всех школьных дисциплин, а теоретическое знание превращает в деятельность, в конкретное действие, которые воплощаются в созданных предметах окружающего мира.

ФГОС требует развивать коммуникационные компетентности. Групповая работа - одна из главных форм для их формирования.  На уроках технологии обучающиеся привыкают работать в коллективе. На первом занятии  происходит ознакомление ребят с  предметом, с правилами работы и ТБ.  Класс делится на бригады, бригадира ребята выбирают самостоятельно. Каждый урок назначается дежурный, на уроке должны соблюдаться правила ТБ, порядок на рабочем месте, бережное отношение к оборудованию. Такая направленность работы в будущем  отразится па профессиональной деятельности.

Бригадная форма учит работать в коллективе, развивает у учащихся такие качества, как ответственность, коммуникабельность, способность принять чужую точку зрения или отстоять свою, учит  толерантности, приближает ребят к реальным условиям труда.

Изготавливая изделия из различных конструкционных материалов (древесина,  металл и  искусственные материалы.),  ребята учатся выполнять определённые этапы и технологические операции в работе (разметка, выпиливание, строгание, сверление, правка, сборка,  отделка и др.), сравнивать и делать вывод о том, что технологии изготовления изделий схожи. В дальнейшем каждый обучающийся может разработать технологию изготовления любого изделия из любого материала или даже какой-то технологический процесс.

Так, выполняя разметку деталей изделия из любого конструкционного материала, ребята учатся быть экономными, - а разве это не пригодится в жизни? Иногда принесённого материала для работы не хватает и учащимся приходится быстро сориентироваться и изменить конструкцию своего изделия.

Кроме того, осваивая базовые приёмы обработки конструкционных материалов, ребята могут дома забить гвоздь, выполнить мелкие ремонтные работы, закрепить настенные предметы, подтянуть петли у шкафа.

Особое внимание при работе я уделяю разработке графической документации. Умения в этой области нужны  мальчикам, т.к. чертёж - это язык техники. И наверняка, у многих ребят будущая работа будет связана с техникой. Умение строить чертежи необходимо при выполнении проектной работы,  при разработке конструкции своего изделия. Умение конструировать и моделировать, важны для человека не только в будущей профессии, но они так же  развивают пространственное воображения. Так же можно упомянуть, что эти  конструкторские умения пригодятся на уроках черчения, физики и математики.

Другой пример. Очень часто принесённого материала не хватает для изготовления изделия - как быть в такой ситуации? А можно, применив масштаб, уменьшить размеры деталей изделия и тогда материала хватит. Полученные знания применили при изготовлении конкретного изделия. На передний план здесь выдвигается творческое применение конструкторских  знаний на практике.

Культура и эстетика труда. Хотелось бы обратить внимание на такую тему, как «Отделка изделий из различных конструкционных материалов». Отделка – это одна из технологических операций, от её выполнения зависит внешний вид изделия.  Применяя различные варианты отделки, получаются совершенно непохожие друг на друга изделия; у ребят всегда есть выбор. Многие пятиклассники поначалу пренебрегают отделочными операциями, в погоне за количеством поделок, но потом понимают, что некрасивую  вещь никому не подаришь,  и мало кто будет восхищаться такой работой (ну и что, что делал сам?. И уже через какое-то время ребёнок понимает, что зря потрачены силы, материал, что необходимо более серьёзно подходить  к своей работе, чтобы  доделать изделие.  Следует отметить, что доводить начатое дело до конца – это важно для каждого  человека .

Например, ученики 5 классов в этом году при изготовлении подарков на Новый Год (подсвечник) использовали  различные варианты отделки (покраска, отделка камнем, злаками.). В основном, все ребята отлично справились с работой (т. к. была хорошая мотивация – подарок на Новый Год), многие ребята были очень активны в работе, приходили после уроков, чтобы  успеть доделать работу и сделать её качественно.

Умение ставить цели. Цель современного школьного образования - научить ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря,  умение учиться.

Изучаемый на уроках технологии учебный материал затрагивает темы, жизненно важные для учащихся. На занятиях по созданию изделий из конструкционных и поделочных материалов ученики часто делятся своими семейными традициями. Опытом родителей в изготовлении изделий из различного материала.

При изучении тем по оформлению и дизайну помещения ученики с научной точки зрения подходят к организации собственного жилого пространства, размышляют на тему своего будущего семейного быта. Может быть, кому-то эти рассуждения покажутся наивными. Но, пережив это, пройдя через элемент игры, детям проще будет в дальнейшем реализовывать свои жизненные планы.

Важную роль в создании личностно-ориентированной образовательной среды играть метод проектов. Метода проектов – это комплексный процесс, формирующий у школьников основы технологической грамотности, культуры труда, основанный на освоении учащимися способов преобразования материалов, энергии, информации, а также технологий их обработки.

Темы проектов выбираются учащимися самостоятельно или по рекомендации учителя.  Тематика проектов разнообразна, список тем  представлен в кабинете, на стенде. Я стараюсь дать открытую формулировку  темы проекта, чтобы ребята смогли выбрать проектируемое изделие в соответствии со своими возможностями, интересами. Конечно, степень сложности проектируемого изделия возрастает от класса к классу. Например,  обучающиеся 5-х классов  в качестве проектируемого изделия выбирают работу,  которая выполняется по шаблону. В 6-ом классе используют готовый чертёж деталей изделия. Начиная  с  7-го класса, сами разрабатывают чертёж проектируемого  изделия. Выбирая темы проектов, рекомендую детям  обратить  внимание  на функциональность изделия, его эстетичный вид. Особое внимание уделяю исследованиям в проектах, степени их сложности. Проведение исследований подталкивают  детей к приобретению новых знаний и практически умений.

Элементы домашней и прикладной экономики, предпринимательства. Изучение домашней экономики помогает понять основные экономические характеристики технологий и трудовой деятельности, базовых понятий маркетинга, менеджмента, предпринимательской деятельности; овладение основами планирования семейного бюджета, правила рационального поведения на рынке товаров и услуг. При изучении данного   раздела программы часто сталкиваюсь  с тем, что  большинство ребят не причастны к ведению своего домашнего хозяйства, не имеют постоянных обязанностей в семье, а вести домашнее хозяйство - «ума не надо». Получив определённый багаж знаний, ребята смогут управлять экономической жизнью семьи, вести учёт доходов и расходов, уметь делать правильный  выбор при покупке вещей, смогут определить подлинность товара,  смогут  защитить свои права, как покупателя, рационально вести домашнее хозяйство.

 

 

 

 2.2. План – конспект урока деятельностный направленности по

                формированию УУД учащихся школы.

 

Предмет: Технология_5 класс

Тема урока:         Бытовая швейная машина. Приемы работы на швейной машине.

Тип урока: Урок «открытия» нового знания

Деятельностная цель: формирование способности обучающихся о первоначальных умениях и навыках в подготовке швейной машины к работе, при выполнении приемов работы на швейной машине;

Образовательная цель: расширение понятийной базы об устройстве бытовой швейной машине.

Формирование УУД:

Личностные действия: самоопределение включения в учебный процесс.

Регулятивные действия: целеполагание, планирование, прогнозирование,

коррекция,       оценка      саморегуляция   при               выполнении самостоятельной работы.

Познавательные действия: общеучебные – извлекать, перерабатывать и преобразовывать информацию; постановка и решение проблемы. Коммуникативные действия: планирование учебного сотрудничества (работа в парах), постановка вопросов, разрешение конфликтов, управление поведением партнёра, высказывать свое мнение, понимать и принимать другие позиции.

 

Действия учителя

Действия обучающихся

Доска и оборудование

Формируемые УУД

Организационный момент ( 1-2 минуты)

-Приветствие учеников явки на урок;

- Проверка рабочих мест, внешнего вида учащихся;

-Доведение до учащихся плана урока.

Приветствие учителя;

-Дежурный называет отсутствующих.

Компьютер; Мультимедиа; Учебник;

Рабочая тетрадь;

Бытовые швейные машины.

Слайды(прилодение1)

Личностные: самоорганизация; Регулятивные: систематизировать

деятельность на данном этапе урока; Коммуникативные:

слушание собеседника.

Актуализация знаний (5 минут)

Учащимся предлагается угадать загадки (сл.1).

Проведение беседы:

1.Что объединяет эти загадки? (в них говорится о бытовых

швейных машинах).

2.  Для чего они предназначены? (они помогают при проведении домашних работ)

Предлагается еще одна загадка.

3.  О какой машине идет речь? (о швейной машине).

Рассказ о профессии портной (сл.2)

Читают загадки и предлагают свои варианты.

Компьютер; Мультимедиа.

Личностные: оценивать свои знания; Регулятивные: контроль, коррекция,

саморегуляция;

Познавательные: преобразование

информации из одной формы в другую; Коммуникативные: взаимодействие с учителем.

Постановка учебной задачи (3 минут)

Подводит учащихся к теме урока.

Проговаривает цель урока (сл.3)

При помощи учителя

расшифровывают тему урока. Определяют, что должны знать и уметь на уроке.

Записывают тему урока в тетрадь.

Компьютер, мультимедиа, тетрадь.

 

Личностные: самоопределение; Регулятивные: целеполагание, планирование; Познавательные: общеучебные; Коммуникативные: инициативное

сотрудничество.

«Открытие новых знаний»  (20 минут)

Объяснения с опорой на личные знания учащихся:

-История создания шв. машины (сл.4-9);

-Современные швейные машины, их назначение (сл.10);

Просмотр слайдов (восприятие, осмысление, запоминание).

Делают записи в тетрадь

Компьютер, мультимедиа, учебник, тетрадь, карточка-

задание №1,2, швейная машина. Карточка-задание №1

Личностные: самоопределение;

Регулятивные: контроль, коррекция, оценка; Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний, решение проблемной ситуации; Коммуникативные: постановка вопросов, выражение своих мыслей, учет разных мнений.

 

Работа с текстом (стр.119) Что приводит шв. машину в движение? (сл.11)

Анализ ответов

 

-Классификация шв. машин (12);

Раздача карточек-заданий №1

-Основные детали шв.машины (сл.13).

Проговаривание основных узлов шв.машины

Находят ответ на вопрос и делают записи в тетрадь о видах приводов.

 

Работа в парах.

Карточка-задание (сл.14).

1. Найди детали швейной машины по рисунку и на самой швейной машине.

Находят основные детали и сравнивают их с оригиналом.

 

 

 

Первичное закрепление (5 минут)

Раздача карточек-заданий №2 (сл.15).

Наблюдает за работой.

Обсуждение ответов учащихся.

Работа в парах Карточка-задание №2

Добавьте недостающие детали шв. машины. Обозначь их на рисунке

Компьютер, мультимедиа, карточка-задание №2

Личностные: самоопределение

Регулятивные: контроль, коррекция; Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, анализ объекта.

Коммуникативные:

учебное сотрудничество, умение оценивать результат.

Самостоятельная работа с проверкой по эталону.

                         Самоанализ и самоконтроль. (40 минут)

Проведение вводного инструктажа:

-Техника безопасности при работе на шв.машине (сл.16);

 

-Раздача материала по заправке

нижней и верхней нити (сл.17,18);

-Демонстрация учителем правил заправки;

Текущий инструктаж

-инструктирование;

-концентрация внимания;

-оказание помощи.

 

Работа в парах. 1.Подключение шв. машины; 2.Выполнение тренировочных

упражнений на не заправленной шв.машине;

3. Заправка шв.машины;

1.Выполнение тренировочных упражнений на шв. машине (сл.19).

Компьютер, мультимедиа, Раздаточный материал.

Личностные: самоопределение Регулятивные: самоконтроль, взаимоконтроль,

своевременное выявление

устранение ошибок, саморегуляция; Познавательные: выработка алгоритма действий; Коммуникативные:

учебное сотрудничество, разрешение конфликтов, управлением поведением

партнера.

Включение нового знания в систему знаний и повторение. (7 минут)

 

Демонстрация слайда (сл.20) – решите кроссворд

 

Решение кроссворда

Компьютер, мультимедиа, тетрадь

Личностные: самооценка; Регулятивные: контроль, коррекция; Познавательные: анализ и выделение необходимой информации; Коммуникативные: умение оценивать

результат.

Рефлексия деятельности учащихся (4 минуты)

Анализирует качество усвоения материала. Выявляет впечатления полученные учащимися от урока.

-Чему вы научились на уроке?

-Что далось вам легко?

-Где возникли трудности?

Отвечают на поставленные вопросы и задают вопросы учителю.

 

Регулятивные: контроль, оценка, понимание успеха или неудачи; Познавательные: контроль и оценка результатов

деятельности; Коммуникативные: умение слушать, выражать

свою позицию.

Итог урока (3 минуты)

 

Оценивает работу по группам. Выставление оценок

Уборка рабочих мест

 

Личностные: самооценка, самоанализ;

Регулятивные: соотношение результатов своей деятельности с

успешным усвоением материала Коммуникативные: уметь

слушать

Постановка домашнего задания (3 минуты)

Полный инструктаж по выполнению домашнего задания.

Записывают д\з в дневник: Подготовить сообщение: «Фирмы

«Зингер» в наше время»; Ткань, нитки, ножницы,

портновский мел.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы по 2 главе.

 

         Во второй  главе рассмотрены вопросы:

1.     Использование современных информационных технологий в проектной технологической деятельности.

2.  План – конспект урока деятельностный направленности по                 формированию УУД учащихся школы.

      Именно на уроках технологии учащиеся выдвигают и обосновывают идеи, моделируют, конструируют, выполняют экономические расчеты, подбирают необходимые материалы, инструменты и определяют технологические этапы изготовления того или иного изделия, актуализируя и применяя на практике знания по многим другим предметам.

       Цель современного школьного образования - научить ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря,  умение учиться.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

     Задача трудовой подготовки учащихся в нашей стране может быть осуществлена более успешно, если использовать метод проекта.

     Данный метод можно применять не менее успешно на других предметах, но такой предмет, как «Технология» дает наибольшие возможности для развития творческих способностей с помощью творческого проекта. А цель воспитания - всестороннее воспитание личности. Труд современного человека приобретает всё более творческий характер. Поэтому для меня метод проекта является актуальным на сегодняшний день. Именно на уроках технологии в школе мы развиваем творческую личность. На уроках технологии важно работать не по традиционным методам, а по методу проекта.

        Работая по методу проекта можно учебную деятельность сделать более

интересной и насыщенной. Тогда знания будут более глубокими и прочными.

А самым главным становится приобретение учащимися проектировочных и коммуникативных умений, что поможет учащимся в дальнейшем обучении.

     Если учитель технологии использует метод проекта на своих занятиях, то полнее раскрывается его творческий потенциал. И обучаться у такого учителя интереснее.

      Со­вре­мен­ная  пе­да­го­ги­че­ская    си­ту­а­ция   ха­рак­те­ри­зу­ет­ся   раз­но­об­ра­зи­ем  и   ди­на­миз­мом,   и  учи­тель   дол­жен   умело   адап­ти­ро­вать­ся  к   непре­рыв­но   про­ис­хо­дя­щим из­ме­не­ни­ям в со­дер­жа­нии обу­че­ния. 

Главное для учителя - помнить, что все учащиеся - звезды, маленькие и большие, близкие и далекие, но одинаково красивые. Каждая звездочка выбирает свою траекторию полета. Каждая звездочка мечтает сиять. И наша задача - помочь ученикам в этом.

 

 

 

 

Список литературы:

 

1.     Асмолов А.Г., Бур­менская Г. В., Володарская И. А. и др. Формирование универсальных учебных действий в  основной школе : от действия к мысли. Система зада­ний : пособие для учителя / под ред. А. Г. Асмолова.  — М.:  Просвещение,  2010.  —   159 с.

2.     Симоненко В.Д. Технологическая культура и образование

        (культурно - технологическая концепция развития общества и

        образования). - Брянск: Издательство БГПУ. - 2001. - 214с.

3.     Фе­де­раль­ный го­су­дар­ствен­ный об­ра­зо­ва­тель­ный стан­дарт ос­нов­но­го об­ще­го об­ра­зо­ва­ния.- М.: Про­све­ще­ние, 2011,- С 48.

4.     Учебник: Синица Н.В., Технология. Технология ведения дома: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Н.В.Синица, В.Д.Симоненко.-М.: Вентана-Граф, 2013.

5.     Александр Бородецкий «История швейных машин: от Адама до Зингера»;

6.     Статья Ирины Мак. Известия. № 54 за 1 апреля 2005 года

7.     Википедия. http://www.mquilts.ru/articles/231

8.     Александр Бородецкий «История швейных машин: от Адама до Зингера»;

9.     Симоненко В.Д. Основы технологической культуры. – М.:

           Издательство Вентана Граф, 1998. – 263c.

 

Приложение1.

 (Презентация «Бытовая швейная машина)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                           

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                              

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru